Степени допуска к государственной тайне. Особенности оформления допуска к государственной тайне

" № 3/2010

Звоненко Д. П. , юрист

Одним из важных аспектов деятельности многих бюджетных учреждений является обеспечение режима государственной тайны. Для того чтобы создать условия сохранности такой информации, законодательством предусмотрен ряд специальных мер, включающих определенные требования, ограничения и социальные гарантии. К числу последних относится установление надбавок за работу с секретными сведениями. Давайте разберемся, кому и в каком размере положены такие доплаты.

Перечень секретной информации

Прежде чем рассмотреть вопрос о том, какие гарантии полагаются физическим лицам, чья работа связана с государственной тайной, необходимо понять, какие именно сведения подлежат засекречиванию.

Перечень сведений, которые составляют государственную тайну, установлен статьей 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485‑1 «О государственной тайне» (далее - Закон). Этот список весьма обширен и включает в себя прежде всего информацию, связанную с обеспечением безопасности страны. Например, в него входят сведения в области обороноспособности государства, внешней политики и экономики, экономическая, научная и техническая информация, имеющая военную направленность и т. д.

Кроме этого перечень сведений, подлежащих отнесению к государственной тайне, содержится в указе Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (далее - Указ). Этот документ конкретизирует список секретной информации, приведенной в статье 5 Закона. Также в нем определены государственные органы и организации, наделенные полномочиями по распоряжению такими данными. Заметим, что вышеназванный документ постоянно обновляется.

Существует и еще один документ, который так или иначе влияет на вопрос о том, будет или нет информация признана секретной. Речь идет о распоряжении Президента РФ от 16 апреля 2005 г. № 151-рп (далее - Распоряжение). В нем приведен список должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне. В частности, это руководители значительной части федеральных органов исполнительной власти, практически все российские министры, а также председатель Банка России и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Какую информацию засекречивать не нужно

Закон установил и перечень сведений, которые не относятся к государственной тайне. Статьей 7 Закона установлено, что не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

О чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

О состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;

О привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;

О фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

О размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;

О состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;

О фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Что такое государственная тайна

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 Закона). А под носителями сведений, составляющих государственную тайну, понимаются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов.

Доступ к государственной тайне

Отнесение сведений к государственной тайне подразумевает ограничение доступа к такой информации. То есть пользоваться ею могут лица, получившие на это соответствующие разрешения (допуск).

Общие правила допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне установлены в статье 21 Закона. При этом в Законе сказано, что такой допуск осуществляется в добровольном порядке.

Если работники согласились на получение допуска к секретной информации, то они должны знать, что после этого на них будут наложены определенные ограничения. Так, они будут обязаны:

Принять на себя обязательства перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

Согласиться на частичные, временные ограничения их прав в соответствии с Законом (например, на выезд за границу);

Дать письменное согласие на проведение в их отношении полномочными органами проверочных мероприятий.

В свою очередь бюджетные учреждения обязаны определить вид, размер и порядок предоставления социальных гарантий работникам, чей труд связан с режимом государственной тайны.

Должностные лица организаций должны ознакомить своих сотрудников с нормами законодательства РФ о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.

Только после выполнения этих процедур руководитель органа госвласти, предприятия, учреждения или организации принимает решение о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Три степени секретности

Объем проверочных мероприятий лица, получающего допуск к сведениям, содержащим государственную тайну, зависит от степени их секретности.

Существует три степени секретности и соответствующие им грифы: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно» (ст. 8 Закона).

В настоящее время действует Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденная постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050. В ней конкретизированы различные процедурные моменты оформления допуска к государственной тайне. В частности, установлены три формы допуска (первая форма - для граждан, допускаемых к сведениям особой важности; вторая форма - для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям, и третья форма - для граждан, допускаемых к секретным сведениям).

Надбавка за секретность

Порядок предоставления и выплаты такой надбавки утвержден Правительством РФ в постановлении от 18 сентября 2006 г. № 573 (далее - постановление № 573). Можно выделить четыре основных момента выплаты ежемесячных процентных надбавок.

1. Надбавка лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений. Так, за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», размер надбавки составляет от 50 до 75 процентов, за гриф «совершенно секретно» - от 30 до 50 процентов.

Размер надбавки за степень секретности «секретно» будет зависеть от того, будут или нет проводиться проверочные мероприятия. При наличии таких процедур надбавка составит от 10 до 15 процентов должностного оклада, без проверки - от 5 до 10 процентов.

2. При определении размера ежемесячной процентной надбавки учитывается объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Также имеет значение и продолжительность срока, в течение которого сохраняется актуальность засекречивания информации.

3. Ежемесячная процентная надбавка выплачивается за счет утвержденного в установленном порядке фонда оплаты труда (денежного довольствия).

4. Сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачиваются еще и надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных подразделениях. Размер надбавки при стаже работы от 1 до 5 лет составляет 10 процентов, от 5 до 10 лет - 15 процентов, от 10 лет и выше - 20 процентов. При этом в стаж работы сотрудников, дающий право на получение указанной надбавки, включается время работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны других органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.

Министерские доплаты

Правила, установленные постановлением № 573, содержат общий порядок выплаты надбавок за секретность. Статья 4 Закона разрешает федеральным органам государственной власти в подведомственных им учреждениях и организациях устанавливать свои ежемесячные надбавки.

Так, например, в настоящее время действует приказ Минюста России от 28 декабря 2006 г. № 387 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) государственным служащим и работникам уголовно-исполнительной системы, допущенным к государственной тайне». Им уточнен порядок начала и прекращения выплаты надбавок работникам Минюста России.

Кроме этого определен перечень лиц, которым процентная надбавка не выплачивается. К примеру, ее лишаются работники учреждения, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Аналогичные документы приняты и другими федеральными органами исполнительной власти.

С какой даты платить

В утвержденных постановлением № 573 правилах назначения доплат работникам, использующим секретную информацию, ничего не сказано о дате, с которой они выплачиваются. На практике момент начала выплат прописывается в нормативных актах, выпущенных федеральными органами государственной власти.

Например, в приказе № 387 сказано, что доплата производится на основании приказов соответствующих учреждений с момента оформления решения руководителя о допуске специалистов к работе с секретными сведениями на постоянной основе. Так что своеобразной отправной точкой начала выплат следует считать дату приказа, которым оформляется допуск.

Вместе с тем в отдельных нормативных правовых актах, например в приказе Росимущества от 15 июня 2009 г. № 168, оговорено, что выплата надбавки производится со дня начала работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

По нашему мнению, началом осуществления доплат следует считать дату получения работником соответствующего допуска.

В любом случае момент, с которого необходимо осуществлять доплату за секретность, должен быть зафиксирован в приказе руководителя бюджетного учреждения. При этом надо руководствоваться актами о порядке назначения доплат соответствующих органов исполнительной власти, к чьей подведомственности относится бюджетное учреждение.

д) осуществляет контроль за исполнением установленных требований по допуску граждан к государственной тайне;

ж) проводит инструктаж граждан, допускаемых к государственной тайне.

32. В случае отсутствия в организации режимно-секретного подразделения или работника, исполняющего функции режимно-секретного подразделения, оформление допусков к государственной тайне осуществляется режимно-секретным подразделением организации, которая оказывает данной организации услуги по защите государственной тайны.

33. На каждого гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий, режимно-секретное подразделение направляет в орган безопасности следующие документы:

а) письмо с обоснованием необходимости оформления гражданину допуска к государственной тайне, в котором указываются:

должность, на которую оформляется гражданин, ее порядковый номер в номенклатуре должностей, дата и номер согласования номенклатуры должностей, количество работников, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне и допущенных к государственной тайне по указанной должности. При оформлении допуска руководителю режимно-секретного подразделения и руководителю организации, впервые допускающейся к работам с использованием сведений, составляющих государственную тайну (в случае, если в организации отсутствует номенклатура должностей), кратко отражается характер документов или выполняемых работ и степень их секретности со ссылкой на пункты развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию;

форма и номер ранее имевшегося у гражданина допуска к государственной тайне, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил, причина переоформления допуска к государственной тайне (в случае переоформления допуска к государственной тайне);

обоснование принятия руководителем организации решения об оформлении допуска к государственной тайне гражданину, в отношении которого имеются основания для отказа в допуске к государственной тайне (в этом случае письмо подписывается руководителем организации);

37. На граждан, которым оформляется допуск к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, оформляется карточка (форма 1) , которая регистрируется в журнале учета карточек на допуск граждан к государственной тайне (форма 9) отдельно от карточек (форма 1) , оформленных на граждан, допущенных к государственной тайне с проведением органами безопасности проверочных мероприятий.

38. Карточка (форма 1) с отметкой органа безопасности о проведении проверочных мероприятий и номером допуска к государственной тайне возвращается в организацию.

39. Решение о допуске гражданина к государственной тайне оформляется записью в позиции 8 карточки (форма 1), которая заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им должностного лица и печатью организации (при наличии печати).

(см. текст в предыдущей редакции)

При оформлении карточки (форма 1) лицам, замещающим должности, включенные в перечень должностей, при замещении которых граждане считаются допущенными к государственной тайне, в позиции 8 производится запись с указанием номера и даты акта Президента Российской Федерации об утверждении данного перечня.

40. При оформлении допуска к государственной тайне судьям на период исполнения ими своих полномочий режимно-секретное подразделение оформляет карточку (форма 1), в позиции 7 которой делается отметка "В соответствии со статьей 21.1 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" проверочные мероприятия не проводились". Указанная запись удостоверяется подписью руководителя режимно-секретного подразделения и печатью организации. После оформления допуска к государственной тайне в орган безопасности направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются номер и дата оформления допуска к государственной тайне.

При оформлении допуска к государственной тайне адвокатам, участвующим в качестве защитников в судопроизводстве по уголовным делам, связанным со сведениями , составляющими государственную тайну, карточка (форма 1) не заводится и номер допуска к государственной тайне не присваивается. Решение о допуске адвоката к государственной тайне оформляется записью в материалах соответствующего дела, которая заверяется подписью должностного лица, наделенного соответствующими полномочиями, и печатью организации. Расписка адвоката приобщается к материалам данного дела. После оформления допуска к государственной тайне в органы безопасности по месту регистрации адвоката и по месту оформления указанного допуска направляется учетная карточка на допуск к государственной тайне (форма 10) , на обороте которой указываются дата оформления допуска к государственной тайне, организация, в которой оформлен допуск к государственной тайне, должностное лицо, которое приняло решение о допуске к государственной тайне, а также номер дела, к которому адвокат получил доступ.

41. На гражданина, которому оформляется допуск к государственной тайне, заводится одна карточка (форма 1) . При переходе гражданина на работу (службу) в другую организацию указанная карточка по письменному запросу режимно-секретного подразделения соответствующей организации пересылается по новому месту работы (службы).

Карточка (форма 1) , оформленная на гражданина, допущенного к государственной тайне по третьей форме без проведения органами безопасности проверочных мероприятий, в другие организации не пересылается.

44. В отношении граждан, которые переведены на должности, не предусматривающие наличие допуска к государственной тайне, уволились из организации, в том числе при расторжении трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий, закончили обучение в учебном заведении и т.п. и на которых в течение 6 месяцев не затребованы карточки, и карточка (форма 1) хранятся в режимно-секретном подразделении до истечения срока наложения ограничений на права гражданина, но не менее 5 лет, после чего уничтожаются в установленном порядке.

48. В случае получения из органа безопасности уведомления о возникновении обстоятельств, которые в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 15 настоящей Инструкции могут послужить основанием для прекращения гражданину допуска к государственной тайне, соответствующие должностные лица принимают решение о возможности или невозможности дальнейшей работы гражданина со сведениями , составляющими государственную тайну, о чем информируют орган безопасности. До принятия такого решения гражданин отстраняется от работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Вадим

Доброго времени суток! Работаю инженером-проектировщиком в государственной организации, есть 2-я форма допуска, имею ли право на выезд за границу на отдых? Подскажите как с точки зрения закона обосновать мое право перед нашими " Секретчиками", которые утверждают что категорически нельзя!

Ответы юристов 1

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 06.02.2010 N 63 "Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне" вторая форма допуска означает, что гражданин имеет допуск к совершенно секретным сведениям.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случаях, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с "законом" Российской Федерации о государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ограничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями, - до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, в которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из Российской Федерации, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из Российской Федерации может быть продлен Межведомственной комиссией, образуемой в "порядке", установленном для создания межведомственных координационных и совещательных органов, образуемых федеральными органами исполнительной власти. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Согласно статье 24 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в праве выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне.

Взаимосвязанные положения подпункта 1 статьи 15 и "статьи 24" Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "Постановлением" Конституционного Суда РФ от 07.06.2012 N 14-П признаны не противоречащим Конституции РФ.

Во-первых: Закон предусматривает только возможность ограничения (см. ст. 15 Закона № 114-ФЗ- «право МОЖЕТ БЫТЬ ограничено), то есть работодатель самостоятельно решает налагать на работника такие ограничения или нет;

Во-вторых: Вы должны быть письменно ознакомлены с такими сведениями (есть официальный документ который подтверждает данный факт);

В-третьих: такие условия об ограничении должны быть четко указаны именно в Вашем трудовом договоре (или в дополнительном соглашении к нему), а не где либо еще (Инструкции, Положении и т.п.).

Вадим

Юлия, если я Вас правильно понял, то наличие второй формы не повод для ограничения получения загранпаспорта и выезда за границу? Т.е. если я не работал с документами под грифом "Сов. Секретно", то и запрета быть не может?

Смысл в том, что и имея допуск, но ни разу не ознакомившись с такими сведениями, невозможно установить момент, с которого будет действовать срок такого ограничения. Обратите внимание «Секретчиков» на то, что срок устанавливается именно с момента последнего ознакомления с такими сведениями (внимательно читайте п. 1 ст. 15 N 114-ФЗ). Задайте им вопрос - если Вы никогда не были ознакомлены (не работали, «в глаза не видели») сведения с грифом «Совершенно секретно», то с какого момента могут быть установлены такие ограничения? Я Вам, конечно не гарантирую положительный ответ от «Секретчиков». Сами понимаете, что они заинтересованы выполнять свои обязанности «без заморочек». Попробуйте обратиться к вышестоящему руководству.

Ищете ответ на свой вопрос? Спросить юриста проще!

Получить консультацию

Собираюсь выехать с ребенком на отдых за рубеж. В свидетельстве о рождении отец ребенка указан, но в браке никогда не состояли, отцовство установлено. Уже пять лет не знаем о нем ничего, найти его большая проблема. Алиментов на ребенка не получаю. Нужно ли разрешение на выезд? Какой максимальный срок возможен для такого разрешения, обязательно ли оно должно быть нотариально заверено? Нужно ли для каждого выезда оформлять разрешение на выезд?

Здравствуйте.

В период обучения на военной кафедре имел 2-ю форму допуска к сов. секретным сведениям. Последнее ознакомление - август 2008. Ограничение в 5 лет снимается в августе 2013 соответственно.

Загранпаспорт хранится в с "1-ом отделе" университета. Я нормально выезжал в командировки от работы при оформлении необходимых документов (такой выезд предусмотрен законом, насколько я знаю).

Я женат. Жене предложили трудовой контракт во Франции.

Вопрос: Как мне выехать вместе с ней, точнее как получить на руки загранпаспорт для оформления визы? Допустим, что работодатель готов посодействовать в получении визы в посольстве - нужен только паспорт.

Политика конфиденциальности персональных данных

Настоящая Политика конфиденциальности персональных данных (далее – Политика конфиденциальности) действует в отношении всей информации, которую сайт компании КАСЛ, (далее – Сайт ООО «КАСЛ») расположенный на доменном имени (а также его субдоменах), может получить о Пользователе во время использования сайта (а также его субдоменов), его программ и его продуктов.

Определение терминов
1.1 В настоящей Политике конфиденциальности используются следующие термины:
1.1.1. «Администрация сайта» (далее – Администрация) – уполномоченные сотрудники на управление сайтом компании КАСЛ, действующие от имени ООО «КАСЛ», которые организуют и (или) осуществляют обработку персональных данных, а также определяет цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
1.1.2. «Персональные данные» - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
1.1.3. «Обработка персональных данных» - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
1.1.4. «Конфиденциальность персональных данных» - обязательное для соблюдения Оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.
1.1.5. «Сайт компании КАСЛ» - это совокупность связанных между собой веб-страниц, размещенных в сети Интернет по уникальному адресу (URL): , а также его субдоменах.
1.1.6. «Субдомены» - это страницы или совокупность страниц, расположенные на доменах третьего уровня, принадлежащие сайту компании КАСЛ, а также другие временные страницы, внизу который указана контактная информация Администрации
1.1.5. «Пользователь сайта компании КАСЛ» (далее Пользователь) – лицо, имеющее доступ к сайту компании КАСЛ, посредством сети Интернет и использующее информацию, материалы и продукты сайта компании КАСЛ.
1.1.7. «Cookies» - небольшой фрагмент данных, отправленный веб-сервером и хранимый на компьютере пользователя, который веб-клиент или веб-браузер каждый раз пересылает веб-серверу в HTTP-запросе при попытке открыть страницу соответствующего сайта.
1.1.8. «IP-адрес» - уникальный сетевой адрес узла в компьютерной сети, через который Пользователь получает доступ на Сайт ООО «КАСЛ».
Общие положения 2.1. Использование сайта компании КАСЛ Пользователем означает согласие с настоящей Политикой конфиденциальности и условиями обработки персональных данных Пользователя.
2.2. В случае несогласия с условиями Политики конфиденциальности Пользователь должен прекратить использование сайта компании КАСЛ.
2.3. Настоящая Политика конфиденциальности применяется к сайту компании КАСЛ. Сайт ООО «КАСЛ» не контролирует и не несет ответственность за сайты третьих лиц, на которые Пользователь может перейти по ссылкам, доступным на сайте компании КАСЛ.
2.4. Администрация не проверяет достоверность персональных данных, предоставляемых Пользователем.

Предмет политики конфиденциальности

3.1. Настоящая Политика конфиденциальности устанавливает обязательства Администрации по неразглашению и обеспечению режима защиты конфиденциальности персональных данных, которые Пользователь предоставляет по запросу Администрации при регистрации на сайте компании КАСЛ, при подписке на информационную e-mail рассылку или при оформлении заказа.
3.2. Персональные данные, разрешённые к обработке в рамках настоящей Политики конфиденциальности, предоставляются Пользователем путём заполнения форм на сайте компании КАСЛ и включают в себя следующую информацию:
3.2.1. Имя Пользователя;
3.2.2. контактный телефон Пользователя;
3.2.3. адрес электронной почты (e-mail)
3.3. Сайт ООО «КАСЛ» защищает Данные, которые автоматически передаются при посещении страниц:
IP адрес
информация из cookies
информация о браузере
время доступа
реферер (адрес предыдущей страницы).
3.3.1. Отключение cookies может повлечь невозможность доступа к частям сайта, требующим авторизации.
3.3.2. Сайт ООО «КАСЛ» осуществляет сбор статистики об IP-адресах своих посетителей. Данная информация используется с целью предотвращения, выявления и решения технических проблем.
3.4. Любая иная персональная информация неоговоренная выше (история посещения, используемые браузеры, операционные системы и т.д.) подлежит надежному хранению и нераспространению, за исключением случаев, предусмотренных в п.п. 5.2. и 5.3. настоящей Политики конфиденциальности.

Цели сбора персональной информации пользователя

4.1. Персональные данные Пользователя Администрация может использовать в целях:
4.1.1. Идентификации Пользователя, зарегистрированного на сайте компании КАСЛ для его дальнейшей авторизации, оформления заказа и других действий.
4.1.2. Предоставления Пользователю доступа к персонализированным данным сайта компании КАСЛ.
4.1.3. Установления с Пользователем обратной связи, включая направление уведомлений, запросов, касающихся использования сайта компании КАСЛ, оказания услуг и обработки запросов и заявок от Пользователя.
4.1.4. Определения места нахождения Пользователя для обеспечения безопасности, предотвращения мошенничества.
4.1.5. Подтверждения достоверности и полноты персональных данных, предоставленных Пользователем.
4.1.6. Создания учетной записи для использования частей сайта компании КАСЛ, если Пользователь дал согласие на создание учетной записи.
4.1.7. Уведомления Пользователя по электронной почте.
4.1.8. Предоставления Пользователю эффективной технической поддержки при возникновении проблем, связанных с использованием сайта компании КАСЛ.
4.1.9. Предоставления Пользователю с его согласия специальных предложений, информации о ценах, новостной рассылки и иных сведений от имени сайта компании КАСЛ.
4.1.10. Осуществления рекламной деятельности с согласия Пользователя.

Способы и сроки обработки персональной информации

5.1. Обработка персональных данных Пользователя осуществляется без ограничения срока, любым законным способом, в том числе в информационных системах персональных данных с использованием средств автоматизации или без использования таких средств.
5.2. Пользователь соглашается с тем, что Администрация вправе передавать персональные данные третьим лицам, в частности, курьерским службам, организациями почтовой связи (в том числе электронной), операторам электросвязи, исключительно в целях выполнения заказа Пользователя, оформленного на сайте компании КАСЛ, включая доставку Товара, документации или e-mail сообщений.
5.3. Персональные данные Пользователя могут быть переданы уполномоченным органам государственной власти Российской Федерации только по основаниям и в порядке, установленным законодательством Российской Федерации.
5.4. При утрате или разглашении персональных данных Администрация вправе не информировать Пользователя об утрате или разглашении персональных данных.
5.5. Администрация принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональной информации Пользователя от неправомерного или случайного доступа, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий третьих лиц.
5.6. Администрация совместно с Пользователем принимает все необходимые меры по предотвращению убытков или иных отрицательных последствий, вызванных утратой или разглашением персональных данных Пользователя.

Права и обязанности сторон

6.1. Пользователь вправе:
6.1.1. Принимать свободное решение о предоставлении своих персональных данных, необходимых для использования сайта компании КАСЛ, и давать согласие на их обработку.
6.1.2. Обновить, дополнить предоставленную информацию о персональных данных в случае изменения данной информации.
6.1.3. Пользователь имеет право на получение у Администрации информации, касающейся обработки его персональных данных, если такое право не ограничено в соответствии с федеральными законами. Пользователь вправе требовать от Администрации уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.
6.2. Администрация обязана:
6.2.1. Использовать полученную информацию исключительно для целей, указанных в п. 4 настоящей Политики конфиденциальности.
6.2.2. Обеспечить хранение конфиденциальной информации в тайне, не разглашать без предварительного письменного разрешения Пользователя, а также не осуществлять продажу, обмен, опубликование, либо разглашение иными возможными способами переданных персональных данных Пользователя, за исключением п.п. 5.2 и 5.3. настоящей Политики Конфиденциальности.
6.2.3. Принимать меры предосторожности для защиты конфиденциальности персональных данных Пользователя согласно порядку, обычно используемого для защиты такого рода информации в существующем деловом обороте.
6.2.4. Осуществить блокирование персональных данных, относящихся к соответствующему Пользователю, с момента обращения или запроса Пользователя, или его законного представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных на период проверки, в случае выявления недостоверных персональных данных или неправомерных действий.

Ответственность сторон

7.1. Администрация, не исполнившая свои обязательства, несёт ответственность за убытки, понесённые Пользователем в связи с неправомерным использованием персональных данных, в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п.п. 5.2., 5.3. и 7.2. настоящей Политики Конфиденциальности.
7.2. В случае утраты или разглашения Конфиденциальной информации Администрация не несёт ответственность, если данная конфиденциальная информация:
7.2.1. Стала публичным достоянием до её утраты или разглашения.
7.2.2. Была получена от третьей стороны до момента её получения Администрацией Ресурса.
7.2.3. Была разглашена с согласия Пользователя.
7.3. Пользователь несет полную ответственность за соблюдение требований законодательства РФ, в том числе законов о рекламе, о защите авторских и смежных прав, об охране товарных знаков и знаков обслуживания, но не ограничиваясь перечисленным, включая полную ответственность за содержание и форму материалов.
7.4. Пользователь признает, что ответственность за любую информацию (в том числе, но не ограничиваясь: файлы с данными, тексты и т. д.), к которой он может иметь доступ как к части сайта компании КАСЛ, несет лицо, предоставившее такую информацию.
7.5. Пользователь соглашается, что информация, предоставленная ему как часть сайта компании КАСЛ, может являться объектом интеллектуальной собственности, права на который защищены и принадлежат другим Пользователям, партнерам или рекламодателям, которые размещают такую информацию на сайте компании КАСЛ.
Пользователь не вправе вносить изменения, передавать в аренду, передавать на условиях займа, продавать, распространять или создавать производные работы на основе такого Содержания (полностью или в части), за исключением случаев, когда такие действия были письменно прямо разрешены собственниками такого Содержания в соответствии с условиями отдельного соглашения.
7.6. В отношение текстовых материалов (статей, публикаций, находящихся в свободном публичном доступе на сайте компании КАСЛ) допускается их распространение при условии, что будет дана ссылка на Сайт ООО «КАСЛ».
7.7. Администрация не несет ответственности перед Пользователем за любой убыток или ущерб, понесенный Пользователем в результате удаления, сбоя или невозможности сохранения какого-либо Содержания и иных коммуникационных данных, содержащихся на сайте компании КАСЛ или передаваемых через него.
7.8. Администрация не несет ответственности за любые прямые или косвенные убытки, произошедшие из-за: использования либо невозможности использования сайта, либо отдельных сервисов; несанкционированного доступа к коммуникациям Пользователя; заявления или поведение любого третьего лица на сайте.
7.9. Администрация не несет ответственность за какую-либо информацию, размещенную пользователем на сайте компании КАСЛ, включая, но не ограничиваясь: информацию, защищенную авторским правом, без прямого согласия владельца авторского права.

Разрешение споров

8.1. До обращения в суд с иском по спорам, возникающим из отношений между Пользователем и Администрацией, обязательным является предъявление претензии (письменного предложения или предложения в электронном виде о добровольном урегулировании спора).
8.2. Получатель претензии в течение 30 календарных дней со дня получения претензии, письменно или в электронном виде уведомляет заявителя претензии о результатах рассмотрения претензии.
8.3. При не достижении соглашения спор будет передан на рассмотрение Арбитражного суда г. Москва.
8.4. К настоящей Политике конфиденциальности и отношениям между Пользователем и Администрацией применяется действующее законодательство Российской Федерации.

Дополнительные условия

9.1. Администрация вправе вносить изменения в настоящую Политику конфиденциальности без согласия Пользователя.
9.2. Новая Политика конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на сайте компании КАСЛ, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности.
9.3. Все предложения или вопросы касательно настоящей Политики конфиденциальности следует сообщать по адресу: info@сайт
9.4. Действующая Политика конфиденциальности размещена на странице по адресу
Обновлено: 06 Апреля 2018 года
Главный офис в г. Москва, ООО «КАСЛ», Бутырский вал 5 Представительство в г. Санкт-Петербург,ООО «КАСЛ», Ленинский проспект 160

Различают тайны двух порядков: государственные и коммерческие. Первый вид защищается более строго. Что собой представляет государственная тайна? Это сведения, которые запрещено разглашать на законодательном уровне. Это информация, которая относится к государственным делам: внешнеполитическая, экономическая и прочая. Термин «ГТ» раскрывается в ФЗ №5485-1 от 21 июля 1993 года. Информация, относящаяся к гостайне, выдается только при наличии доступа.

Какие сведения относятся к гостайне

О том, что именно относится к гостайне, решают уполномоченные органы. Перечень последних содержится в Указе Президента №90 от 11 февраля 2006 года. В частности, это МВД, Министерство обороны, ФСБ, Роскосмос и так далее.

Сведения подразделяются на виды в зависимости от уровня секретности. Различают три грифа:

  1. Особая важность.
  2. Секретно.
  3. Совершенно секретно.

Уровень определяется в зависимости от масштабов вреда, который будет причинен при разглашении данных. В статье 7 ФЗ №5485-1 содержится перечень данных, которые не могут быть отнесены в гостайне:

  • ЧП, катастрофы, которые могут стать угрозой для жизни/здоровья населения.
  • Состояние сельхоза, экологии и прочих социально важных направлений.
  • Привилегии и соцгарантии, которыми могут пользоваться должностные лица.
  • Состояние здоровья лиц, находящихся на высоких должностях.
  • Объем золотого запаса.
  • Правонарушения госучреждений.

К СВЕДЕНИЮ! Сохранение гостайны – это одна из трудовых обязанностей. Но это обязанность не только сотрудника, но и работодателя. Последний отвечает за предоставление доступов, за контролем над их использованием.

Особенности предоставления допуска

Допуск к гостайне – это предоставление лицу права на доступ к данным, относящимся к ГК. Доступ может выдаваться не только физическим лицам, но и учреждениям. В последнем случае дается право на проведение работ, связанных с тайной. Учреждениям предоставляются лицензии при соблюдении этих условий:

  1. Исполнение актов, касающихся защиты гостайны.
  2. Наличие отделов по защите ГТ.
  3. Наличие сотрудников, которые могут обеспечить защиту ГТ.
  4. В учреждении есть сертифицированные инструменты для защиты информации.

Сотрудники, работающие с гостайной, должны предварительно получить соответствующий доступ.

Формы допуска

Формы допуска подразделяются на виды:

  1. 1 форма – предоставляется при работе с информацией особой важности.
  2. 2 форма – при работе с совершенно секретными данными.
  3. 3 форма – при работе с секретной информацией.

Если у сотрудника есть доступ к данным повышенной секретности, то он автоматически получает доступ и к данным относительно низкой секретности.

Порядок предоставления доступа к гостайне

Доступ к гостайне предоставляется только в добровольном порядке. Мероприятие подразделяется на эти этапы:

  1. Принятие сотрудником обязательств по защите гостайны.
  2. Предоставление согласия на ограничение прав. В частности, в отношении лица, работающего с тайной, действуют определенные запреты. Это ограничение на выезд за рубеж, на использование разработок и изобретений.
  3. Получение письменного согласия на проверку. Последние осуществляются в отношении трудящегося, на которого оформляется допуск. Проверка выполняется ФСБ и органами безопасности. Если выдается допуск третей формы, то проверка органами безопасности осуществляться не будет. Исключение – есть сомнение в достоверности личных данных, предоставленных сотрудником. Проверка нужна для установления данных, которые могут стать препятствием к получению доступа к тайне. В частности, это следующие препятствия: недееспособность или ограниченная дееспособность, нахождение под судом за тяжелые правонарушения, неснятая судимость, противопоказания для деятельности. Также это постоянное проживание сотрудника или его родственников за границей, подача ими заявления на выезд на ПМЖ в другую страну, предоставление на проверку подложных сведений. Доступ не выдается тем лицам, которые создают угрозу безопасности страны. Решение о предоставлении доступа принимается руководителем госоргана.
  4. Установление вида и размера соцгарантий, которые получит сотрудник. В частности, это надбавки к ЗП. Устанавливаются в процентном соотношении. Предоставленные соцгарантии должны быть зафиксированы трудовым договором.
  5. Ознакомление сотрудника с законами и нормами, касающимися гостайны. Лицо должно знать об ответственности за разглашение сведений. В частности, это уголовная, дисциплинарная, административная ответственность. Накладывается на основании статьи 26 ФЗ №5485-1 «О гостайне».
  6. Руководитель принимает решение о предоставлении допуска.

В статье 25 ФЗ №5485-1 указано, что руководитель несет личную ответственность за выбор сотрудников, которым предоставляется доступ к гостайне.

Оформление допуска к гостайне

Оформление допуска к гостайне – ответственность отдела кадров. Если отдела кадров нет, то работа перепоручается сотрудникам, ответственным за кадровые функции. Оформление предполагает работу с этими документами:

  • Номенклатура должностей, для которых нужен допуск.
  • Анкета, заполняемая самим сотрудником.
  • Учетная карточка на лиц с доступом к секретным данным.
  • Перечень лиц, которые уже допущены к секретным данным.
  • Отметка ФСБ об осуществлении проверки для выдачи доступа.
  • Типовое соглашение об оформлении допуска к гостайне.

Согласно пункту 16 Инструкции о порядке допуска, отправлять трудящихся в органы по защите гостайны нельзя.

Инструкция по оформлению

Оформление допуска – процедура довольно сложная, предполагающая работу с множеством документов. А потому в ходе нее часто возникают затруднения. Рассмотрим оформление по шагам:

  1. Формирование перечня специальностей, на которые нужно оформлять допуск. В этот перечень могут входить только те должности, работа на которых не может быть произведена без доступа к гостайне. В номенклатуру могут вноситься изменения. Но они должны согласовываться и утверждаться в нормативном порядке. Номенклатура меняется не реже раза в 5 лет.
  2. Сотрудники, на которых оформляется доступ, заполняют анкеты. Заполненная анкета направляется в кадровую службу. Там она подписывается кадровиком. Анкету нужно заверить печатью фирмы.
  3. Кадровики сверяют данные, указанные в анкете, с данными, указанными в личных документах сотрудника. Уточняются некоторые моменты. Лицо нужно познакомить с типовым содержанием контракта о неразглашении гостайны. Итоги беседы с сотрудником доносятся до руководителя отдела по защите тайны.
  4. Отдел по защите гостайны оценивает первичные данные на сотрудника. Если их недостаточно, запрашиваются дополнительные документы. К примеру, это может быть справка с прошлого места службы.
  5. Обязательства сотрудника и фирмы фиксируются в контракте об оформлении допуска. Договор должен соответствовать нормам ГК РФ и ТК РФ. Контракт – это не само трудовое соглашение, но лишь приложение к нему.

С момента подписания этого контракта у сотрудника появляется ряд обязательств. В частности, он не может разглашать гостайну. Если он нарушит это правило, его ждут санкции.

Сроки действия доступа

Сотрудники с доступом периодически проверяются. В процессе проверки устанавливаются эти положения:

  • Актуальность сведений, указанных при первичном предоставлении допуска.
  • Нужен ли доступ к гостайне при дальнейшей работе на должности.

Проверка выполняется со следующей периодичностью:

  • Для 1-й формы допуска – каждые 10 лет.
  • Для 2-й и 3-й форм – каждые 15 лет.

Если в ходе проверки выяснилось, что для работы на должности больше не нужно иметь доступа к тайне, сотрудник лишается этого доступа.

Основания для прекращения доступа

Основания для прекращения доступа перечислены в статье 23 ФЗ №5485-1:

  • Сокращение штата и прочие организационные мероприятия, в связи с чем действие трудового договора сотрудника прекращается.
  • Есть соответствующее решение руководителя.
  • Разглашение гостайны сотрудником или другое нарушение обязательств, связанных с доступом.
  • Появление препятствий к доступу к гостайне. К примеру, сотрудник уехал за границу.

Прекращение доступа к гостайне не снимает обязательств с сотрудника касательно неразглашения сведений.



Просмотров