Суффиксы причастий и их окончания. Правописание деепричастий. Суффиксы деепричастий

Тема: Правописание суффиксов причастий и деепричастий.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: ознакомление учащихся с грамматическими признаками причастия и деепричастия.

Задачи урока:

    Образовательная.

    Познакомиться с причастиями и деепричастиями.

    Учиться отличать их от слов других частей речи.

    Повторение грамматических признаков глагола и прилагательного.

    Воспитательная.

    Воспитание навыка самостоятельной работы при изучении новой части речи

    Развитие интереса к изучению родного языка.

    Развивающая.

    Составление связного устного рассказа на лингвистическую тему.

    Обогащение синтаксического строя речи учащихся путём использования причастий и деепричастий.

Оборудование: доска, конспект урока.

Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Повторение темы «Причастие как часть речи».

3.Изучение нового материала.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

    Тип (действительное или страдательное);

    Вид (совершенный или несовершенный);

    Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

    Форма (полная или краткая);

    Число (единственное или множественное);

    Род (мужской, женский, средний);

    Падеж .

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный) .

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы

Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет)

Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)

Настоящего времени

-ущ-/-ющ- ;

-ащ-/-ящ-

живущий, играющий, дрожащий

-ом-/-ем-;

-им-

обсуждаемый, направляемый, гонимый

Прошедшего времени

-вш-/-ш-

знавший, танцевавший, замерзший

-нн-/-енн-/-т-

увлеченный, описанный, сбитый

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

    Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру) ;

    Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек) .

Важно повторить!

Глаголы, которые обозначают действие, переходящее на предмет, называются переходными .
Все остальные глаголы являются непереходными .
Переходные глаголы имеют (или могут иметь) при себе имя существительное или местоимение в винительном падеже без предлога:

брал (что?) книгу (в.п.), встречать (кого?) его (в.п.)

Суффиксы причастий

Действительные

Страдательные

наст.вр.

прош.вр.

наст.вр.

прош.вр.

1 склон.: -ущ-/-ющ-
2 склон.: -ащ-/-ящ-

1 склон.: -ем-/-ом-
2 склон.: -им-

Нн-
-енн-
-т-

Список и правописание суффиксов причастий.

Суффикс

Правила написания суффикса.Исключения и примечания

Дейcтвительные причастия настоящего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени с помощью следующих суффиксов:

-ущ-
-ющ-

    Пишется, если причастие образовано от глагола I спряжения (3 л. мн.ч) :

бежать → бег(ут) → бегущ ий,
колоть → кол(ют) → колющ ий,
играть → игра(ют) → играющ ий

-ащ-
-ящ-

    Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (3 л. мн.ч) :

дышать → дыш(ат) → дышащ ий,
клеить → кле(ят) → клеящ ий,
строить → стро(ят) → строящ ийся

    Запомнить:

брезжить → брезжущ ий;
зиждиться → зиждущ ийся;
мучить → мучащ ий, мучающ ий;
мерить → мерящ ий, меряющ ий

Действительные причастия прошедшего времени

образуются от переходных и непереходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью следующих суффиксов:

    Пишется в глаголах с основой на гласный:

игравш ий (играть),
уставш ий (устать)

    Перед -вш- пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола перед суффиксом -ть или в прошедшем времени перед суффиксом - :

надеЯвш ийся (надеЯть ся, надеЯл ся), услышАвший (услышАть), увидЕвший (увидЕть), построИвший (построИть)

    Важно различать:

обессилЕть (потерять силы) → обессилЕвш ий,
обессилИть (лишившийся кого-либо силы) → обессилИвш ий

    Пишется в глаголах с основой на согласный:

нести → нёс → нёсш ий,
вылезти → вылез → вылезш ий

    Некоторые глаголы (вести, обрести) образуют действительное причастие прошедшего времени от основы настоящего или простого будущего времени (а не от основы прошедшего времени):

обрести → основа буд.вр. обрет(ут) → обретш ий (основа прошедшего в. - обре-л(а));
вести → основа наст.вр. вед(ут)→ ведш ий

Страдательные причастия настоящего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного вида, от основы настоящего времени с помощью суффиксов:

-ем-
-ом-

    причастие образовано от глаголов I спряжения (1 л. мн.ч):

исполнять → исполня(ем) → исполняем ый,
вести → вед(ём) → ведом ый;
рисовать → рису(ем) → рисуем ый

    Пишется, если причастие образовано от глагола II спряжения (1 л. мн.ч):

видеть → вид(им) → видим ый,
слышать → слыш(им) → слышим ый

Страдательные причастия прошедшего времени

образуются от переходных глаголов несовершенного и совершенного вида от основы прошедшего времени с помощью суффиксов:

-н(н)-

    -АТЬ, -ЯТЬ, -ЕТЬ :

загнать загнанн ый,
просмотреть просмотренн ый,
обсмеять обсмеянн ый

    А, Я, Е сохраняются перед -нн- :
    в неопред.форме -а+ть - а + нн в причастиях:обещАть → обещАнн ый,
    -я+ть - я + нн :высмеЯть → высмеЯнн ый,
    -е+ть - е + нн :обидЕть → обижЕнный.
    Искл. причастия от глаголов на -ровнЯть, -равнЯть: выровнЕнный, уравнЕнный

    В кратких страдательных причастиях (не путать с краткими прилагательными) одна буква Н :

    В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

завязать (что сделать?) → завязанн ый

    Причастие образовано от глаголов с суффиксами -(ир)ова -, -ева - - пишется НН :

маринОВАть → марин-ова-нн ый,
шифрОВАть → шифр-ова-нн ый

-ен(н)-
-ён(н)-

    Пишется, если причастие образовано от глаголов на -ЧЬ , -СТИ (от основ на согласный) и -ИТЬ (в случае с -ИТЬ в причастии суффикс И опускается):

стриЧЬ → стриженн ый,
унеСТИ → унесённ ый,
решИТЬ → решённ ый,
подстрелИТЬ → подстреленн ый

    После шипящих под ударением пишется ё :

решённ ый,
сожённ ый

    В кратких причастиях одна буква Н (не путать с краткими прилагательными) :

Задачи решен ы учеником.

    В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида две буквы НН :

застрелить → застреленн ый,
замесить → замешенн ый.

Искл.: виданный, виденный, слыханный, читанный и др.

    Полное причастие имеет приставку (кроме не- ) - пишется НН :

покрасить → покрашенн ый,
сварить → сваренн ый; недожаренн ый - два Н, т.к. кроме не- есть приставка до-

    Полное причастие имеет зависимое слово - пишется НН :

по крашенн ый (прич., есть приставка) забор → крашенн ый (прич., есть завис. слово) недавно забор
НО: крашен ый (прилагательное) забор.

    если причастие образовано от глаголов с основой на -НУТЬ, -ОТЬ, -ЕРЕТЬ , от односложных глаголов и производных от них:

свернуть → свернут ый,
колоть → колот ый,
запереть → заперт ый,
бить → бит ый

3. Закрепление материала

1.От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий .

Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

2.Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты, составьте схемы предложений.

1) Наступает золотая осень приносящая дожди. 2) Река огибавшая берег уходила в горы. 3) Не закрытая тучей заря освещала окна.4) Мы опускаем руки в воду струящуюся между пальцев. 5) Замёрзшие за ночь цветы оживали.6) Листья кружащиеся в воздухе падают на землю.

3.Из текста выписать страдательные причастия прошедшего времени, выделить суффикс.

Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, пораженные яркой красотой необыкновенного леса. На пожелтевшей траве лежали опавшие листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, сверкавшей на солнце. Очень красивы клены, одетые в багряную листву. Часто мы видим позолоченные солнцем и осенью листья, тихо падающие на землю. Дорожки пустынны, но на них листья, печально шуршащие под ногами. Иногда попадется дача, окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором.

4.Прочитайте текст и выполните задания.

Из всех слов могучего и первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пресветло сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее море, - из всех несосчитанных самоцветов этой неисчерпаемой сокровищницы языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово - воля. Так было в детстве, так и теперь. Это слово - самое дорогое и всеобъемлющее. (К. Бальмонт).

1. Найдите в тексте причастия.

2. Определите их разряд (действительные и страдательные) и время.

    Назовите глаголы, от которых они образованы. Установите, с помощью каких суффиксов образованы причастия.

    Определите синтаксическую функцию причастий в тексте.

4.Повторение темы «Деепричастие как часть речи».

Деепричастие как особая форма глагола.


Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола,
обозначающая в предложении
добавочное (второстепенное по характеру)
действие и отвечающая на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастия обладают признаками двух частей речи – глагола и наречия.


Как и глаголы, деепричастия бывают:

несовершённого и совершённого вида:

набирая (что делая?) – набрав (что сделав?);

переходными и непереходными:

переходные убирая (что?) помещение, бросив (что?) палку;

непереходные блестя на солнце, шагнув в бездну;

возвратными и невозвратными:

раскачиваясь – раскачивая, нагнувшись – нагнув;

Деепричастия могут присоединять к себе косвенные падежи имён
существительных и поясняться наречиями:

согласившись (на что?) на подсказку, держа (как?) крепко.


Так же,
как и наречия, деепричастия не изменяются и в предложении
выступают в роли
обстоятельств, поясняющих глагол – сказуемое.


Помните! Действие, выраженное глаголом, и действие, выраженное
деепричастием, всегда относятся к одному и тому же лицу или предмету.

Правописание суффиксов деепричастий.

Суффикс

Правила написания суффикса.Исключения и примечания.

Деепричастия совершенного вида

образуются от глаголов совершенного вида от основы неопределенной формы или прошедшего времени (которые обычно совпадают) при помощи суффиксов:

    Глаголы с основой на гласный и -вши :

опусти -ть опусти опусти в
(
опусти вши , опусти -вши -сь);
покраси-ть
покраси - л покраси в ;
еха-ть
еха - л еха в

    К суффиксу -в- возвратный суффикс -ся(-сь) не присоединяется.

-вши-вши(сь)

    Глаголы с основой на гласный образуют деепричастия с помощью суффиксов и -вши :

реши -ть реши вши ,
верну -ть верну вши

    -вши (сь) (-ся меняется на -сь ):

наткнулся наткну вши сь

-ши-ши(сь)

    образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный :

истечь истёк (что сделал? - основа прош.времени) истёк ши ;
принести
принёс принёс ши ;
влезть
влез влез ши ;

    От возвратных глаголов возвратные деепричастия образуются с суффиксом -ши (сь) (-ся меняется на -сь ):

запереться заперся запер ши сь

    При несовпадении основ неопределенной формы и формы прошедшего времени глаголов возможно образование деепричастий совершенного вида двух форм:

просохнуть (н.ф.) просохну в ,
просох (пр.в.)
просох ши ;
промокнуть
промокну в , промок промок ши ;
высохнуть
высохну в , высох высох ши ;
окрепнуть
окрепну в , окреп окреп ши ;
замереть
замере в , замер замер ши ;
запереть
запере в, запер запер ши .

    У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются и с помощью суффиксов -в, -вши, -ши (от основы неопр. формы или прош.вр.) , и с помощью суффиксов -А, -Я (от основы будущего времени ) :

увиде в (от увидел) - увид я (от увидят),
услыша
в - услыш а (от услышат),
нахмури
вш и - нахмур я (от нахмурят) ,
принёс
ши - принес я (принесут);
возврати
вши сь - возврат я сь,
настрои
вши сь - настро я сь,
пришед
ши - прид я ,
привед
ши - привед я ,
прости
вши сь - прост я сь;
приобрет
ши - приобрет я;
услыша
в - услыш а .

При существовании двойных форм чаще используются деепричастия с суффиксом -а(-я).

    Иногда деепричастия с суффиксами -в,-вши образуются от глаголов несовершенного вида:

есть е вши , быть бы вши

(деепричастия несовершенного вида).

Деепричастия несовершенного вида

образуются от глаголов несовершенного вида от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

-а-
-я-
-я(сь)

    держ им держ а ,
    крич им крич а ,
    стара ются стара я сь,
    чита ют чита я

    После шипящих употребляется суффикс , в остальных случаях :

дер ж а , см е я сь.

    Если в основе настоящего времени глагола суффикс -ВА выпадает, то деепричастие образуется с суффиксом -ВА :

изда ва ть изда ют изда ва я,
уста
ва ть уста ют уста ва я,
созна
ва ть созна ют созна ва я.

-учи
-ючи

    Деепричастие несовершенного вида от глагола быть имеет суффикс -учи :

буд учи

    Деепричастия от других глаголов с суффиксами -учи (-ючи) используются обычно в фольклорных произведениях, считаются устаревшими:

идти идут ид я , ид учи ;
ехать
едут ед учи ;
жалеть
жалеют жале я , жале ючи ;
играть
играют игра я , игра ючи .

5.Закрепление материала .

1.Замените, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объясните знаки препинания. По вопросам определите вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

2. От данных ниже глаголов образуйте деепричастия несовершенного вида, обозначьте суффиксы:

Замирать, чувствовать, безмолвствовать, наслаждаться, расстилаться.

С 2–3 деепричастиями составить и записать предложения.

3. Выпишите в два столбика деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Это полезно знать.

Получив книгу в библиотеке, внимательно ознакомься с ней. Прочитав на титульном листе фамилию автора, постарайся запомнить, кто написал книгу. Читай внимательно, не «глотая» страниц, не пропуская рассуждений автора. Помни, что вникая в них, ты знакомишься со взглядами самого автора, с его отношением к героям.

Анализируя поведение героев, попытайся дать ему свою оценку. Подумай, правильно ли они поступают, совершая тот или иной поступок.

Закрывая последнюю страницу книги, поразмышляй, чем она тебя обогатила, какой оставила след в твоей душе.

4. От данных ниже глаголов образуйте форму прошедшего времени и деепричастия совершенного вида. Обозначьте графически суффиксы деепричастий.

Построить, услышать, завить, растаять.

6.Итоги урока. Рефлексия.

Домашнее задание: составить 10 предложений с причастиями и деепричастиями. Выделить суффиксы причастий и деепричастий.

В курсе изучения морфологии школьники проходят тему «Суффиксы действительных и страдательных причастий». В тонкостях и особенностях этой группы разберемся подробнее.

Причастие

Что это за интересное явление? До сегодняшнего дня не утихают споры лингвистов. Мнения разделились: одни считают причастие поскольку оно обладает рядом собственных признаков. Другие же уверены, что это всего лишь глагольная форма. Если обратиться к истории его возникновения, то можно узнать о том, что оно образовалось именно от глагола. Правда, внешне оно больше походит на имя прилагательное. Да и некоторые функции оно у него позаимствовало: оба они отвечают на один вопрос (какой?), и синтаксическая роль у них одинакова (определение). Поэтому ученые спорят и не могут прийти к единому решению.

Различные учебно-методические комплексы, по которым преподается русский язык в школе, тоже по-разному подходят к этой ситуации. К примеру, М. М. Разумовская относит причастие к глагольной форме, а В. В. Бабайцева - к самостоятельной части речи. Но и в том, и в другом учебнике говорится о том, что до сих пор не ясно, к какой категории его стоит относить.

Действительные

Прежде чем рассмотреть суффиксы действительных и страдательных причастий, необходимо знать, что эту часть речи принято делить на две большие группы по значению. Первую именуют действительными. Такое наименование они получили благодаря своему назначению: называть признаки таких предметов, которые сами выполняют действие.

Рассмотрим пример: «Ветер, дующий с моря, неистовствовал».

Как мы можем убедиться, ветер самостоятельно дул с моря, не прибегая к чьей-либо помощи и не подвергаясь никакому воздействию. Именно такие формы и называют действительными.

Еще пример: «Собака, охранявшая дом, была крупной породы».

Объект в этом предложении оберегает дом, то есть выполняет действие самостоятельно. Таким образом, причастие «охранявшая» относится к разряду действительных.

Страдательные

Следующей группой, имеющей несколько иное назначение, является разряд страдательных причастий. Они так названы, потому что не выполняют действие, а подвергаются ему.

Разберем пример: «Родители, вызванные в школу учителем, были обеспокоены».

В данном предложении мы видим причастие «вызванные». Оно образовалось от глагола «вызвать». Убедимся, что родители не сами приняли решение прийти в школу, а по просьбе преподавателя. Видим, что действие производят не они сами, оно совершается над ними. Поэтому и относят такое причастие к страдательным. То есть родители как бы «страдают», испытывая на себе чье-то воздействие.

Суффиксы действительных и страдательных причастий настоящего времени

Теперь, когда мы разобрались в тонкостях этой морфологической группы, можно перейти к главной теме. Каждый из разрядов будет иметь свои особенности словообразования.

Суффиксы действительных и страдательных причастий будут отличаться в зависимости от времени. Так, в настоящем времени выделяют следующие: -ущ и -ющ, а также -ащ и -ящ. Пример: бунтующий, поющий, держащий, говорящий. Как видим, все они относятся к действительным. У страдательных же они другие: -ом, -им, -ем. Пример: влекомый, гонимый, осуждаемый.

У действительного причастия настоящего времени все суффиксы имеют особенности правописания.

Ели не знать правила, возникает много вопросов. Например, как нужно писать: борЮщийся или борЯщийся? В этом нам поможет глагол, от которого образуется это слово - бороться. Определим его спряжение. Поскольку его основа оканчивается на -оть, то это 1 спряжение. Теперь нужно воспользоваться следующим правилом: если слово относится к 1 спряжению, пишем -ущ или -ющ. Если же ко второму - то -ащ или -ящ. Таким образом, мы выяснили, что в слове «борющийся» необходимо писать -ющ. Главное - знать, как определять спряжение у глаголов.

Лучше помогает запомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица. Да и к тому же к ней всегда можно обратиться, если вдруг правило вылетит из головы.

Суффиксы действительных и страдательных причастий прошедшего времени

Теперь, рассмотрев особенности образования этой части речи в настоящем времени, мы можем перейти к следующему этапу. Стоит помнить, что причастия не могут употребляться в будущем времени, поэтому дальше будем говорить о прошедшем. Этот признак они позаимствовали у глагола.

В прошедшем времени у выделяют суффиксы -вш и -ш. Например: растаявший, проросший.

У страдательных же их больше: -нн, -енн, -т. Например: засеянный, прикрепленный, наколотый.

И снова нам поможет вспомнить суффиксы действительных и страдательных причастий таблица.

С первым разрядом все понятно, никаких трудностей не возникает, а вот со страдательными сложнее. В некоторых словах не всегда понятно, какой суффикс необходимо выделить: -нн или -енн. Рассмотрим слово «обиженный» Казалось бы, что выделив суффикс -енн, мы не сделаем ошибки. Но это не так. Согласно правилу, если глагол, образовавший причастие, оканчивается на -ать, -ять, -еть, то выделяем суффикс -нн.

В данном примере основа глагола «обидеть» оканчивается на -еть, поэтому мы определяем в причастии суффикс -нн.

Возьмем еще один пример: «наряженный». И снова вспомним правило: если глагол оканчивается на -ить, -ти или -чь, то в этом случае употребим только суффикс -енн.

Также поступим и в словах "испеченный" (испечь), "принесенный" (принести), "спрошенный" (спросить).

Задания

На уроках русского языка особое внимание учитель уделяет тому, как и когда употребляются суффиксы действительных и страдательных причастий. Упражнения на эту тему помогут наиболее полно разобраться в ней.

Сперва необходимо дать список глаголов и попросить ребят определить их спряжение. Затем стоит дать задание образовать от них причастие разных разрядов и времен.

Например:

  • колоть (1 спр.) - колющий (действ., наст. вр.), коловший (действ., прош. вр.);
  • говорить (2 спр.) - говорящий (действ., наст. вр), говоривший (действ., прош. вр.);
  • брить (1 спр., искл.) - бреющийся (действ, наст. вр), брившийся (действ., прош. вр.), бритый (страд., прош. вр.);
  • обидеть (2 спр., искл.) - обижаемый (страд., наст. вр.), обиженный (страд., прош. вр.).

Цели:

  • обобщение и систематизация знаний учащихся по темам “Причастие” и “Деепричастие”;
  • закрепление практического умения находить в тексте причастия и деепричастия, причастные и деепричастные обороты;
  • закрепление умения составлять монологическое высказывание на лингвистическую тему;
  • развитие логического мышления, навыков самостоятельной работы с текстом;
  • воспитание чувства взаимовыручки, развитие интереса к чтению через аналитическую работу с текстом повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”.

Тип урока: комбинированный урок применения ЗУН.

Метод: репродуктивно-творческий, наглядно-образный.

Оборудование:

  1. Таблица “Н.В.Гоголь. “Тарас Бульба”.
  2. Карточка-информатор (4 варианта).
  3. Карточки для индивидуальной работы.
  4. Тблица “Отличительные признаки причастия и деепричастия” (заполняется в процессе урока).
  5. Индивидуальные счетчики для подсчета заработанных баллов.

Эпиграфы:

Они [причастия] служат сокращением человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

[Деепричастные обороты] являются принадлежностью в основном книжной речи. Несомненное их преимущество… заключается в их краткости и динамичности. Им присуща также большая выразительность

Д.Э.Розенталь

Ход урока

I. Объявление темы и цели урока.

Ребята! Мы закончили изучение тем “Причастие” и “Деепричастие”. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем ваши знания путем составления таблицы “Отличительные признаки причастия и деепричастия”. Для чего нужна такая таблица? Во-первых, как уже было сказано, чтобы систематизировать ваши знания, ведь знания, приведенные в систему, остаются в памяти прочно и надолго. Во-вторых, возможно, кому-то из вас предстоит сдавать устный экзамен по русскому языку на итоговой аттестации по окончании 9 класса. В этом случае составленная нами таблица поможет быстро вспомнить все сведения о причастии и деепричастии. В-третьих, что особенно важно, вы сможете составлять подобные сравнительные таблицы по другим темам.

Дома вы подготовили примеры предложений с причастными и деепричастными оборотами из повести Н.В.Гоголя “Тарас Бульба”, которые будете использовать при составлении таблицы. У каждого из вас есть также карточка-информатор, откуда вы можете брать примеры для иллюстрирования того или иного положения таблицы.

В течение урока вы самостоятельно будете подсчитывать заработанные баллы. Класс делится на две команды. В конце урока, когда будет определена команда-победитель, тот из вас, кто принесет победившей команде наибольшее количество баллов, получит дополнительную оценку.

II. Эпиграф.

К нашему уроку подобраны эпиграфы, но прежде чем они появятся на доске, определите, о чем в них идет речь.

(Учитель зачитывает эпиграфы, ребята добавляют недостающие слова: причастия, деепричастный оборот. )

III. Составление таблицы.

Какие грамматические признаки имеются у причастия и деепричастия? По каким признакам мы будем их сравнивать?

(Учащиеся называют грамматический признак, затем рассказывают, как он проявляется в причастии и деепричастии. Учитель в это время заполняет таблицу на доске. Лучше заранее подготовить карточки и прикреплять их на доску с помощью магнитов.

На каждое положение таблицы дети приводят примеры из домашнего задания или из информационной карточки).

Отличительные признаки причастия и деепричастия
Грамматические признаки Причастие Деепричастие
1. На какой вопрос отвечает? Какой? Какая? Какое?

Думающий, сплетенный, рассказавшая

Что делая? Что сделав?

Играя, восхищаясь

2. Что обозначает? Признак предмета по действию: человек, который думает – думающий человек Добавочное действие: смотрел, восхищаясь
3. К какому слову в предложении относится? К имени существительному: падающие листья; сыновей, учившихся в бурсе К глаголу: пошли, беспрестанно оглядываясь
4. Как изменяется? По падежам, числам и родам: глядевший – глядевшая; глядевший – глядевшие; глядевший, глядевшего, глядевшему и т.д. Не изменяется
5. Какие признаки глагола имеет? Вид, время, возвратность: глядевший – поглядевший; смеющийся Вид, возвратность: смотря, посмотрев, рассмеявшись
6. Как образуется (суффиксы)? ащ-ящ (смотрящий);

ущ-ющ (тающий);

вш, ш (строивший, несший)

ом-ем-им (ведомый, видимый, читаемый);

енн, нн, т (увиденный, прочитанный, сжатый)

а, я (глядя, слыша)

в, вши, ши (поужинав, остановившись, прилегши)

7. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)? Определением: И вывели на вал скрученных веревками запорожцев. Обстоятельством: Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
8. Как выделяется на письме знаками препинания? Причастный оборот выделяется запятыми, если стоит после определяемого слова: Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих, лежавших рядом. Одиночное деепричастие и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми: Рыдая, глядела она им в очи.

VI. Связный рассказ на лингвистическую тему.

По одному представителю от каждой команды тянут билет и отвечают на вопросы: “Что я знаю о причастии?” или “Что я знаю о деепричастии?”

Во время ответа класс внимательно слушает и рецензирует ответ.

V. Индивидуальная работа по карточкам или графический диктант.

(на усмотрение учителя)

Подведение итогов урока.

Итог подводится по индивидуальным счетчикам:

26-28 баллов – “5”;

22-25 баллов – “4”;

17-21 балл – “3”.

Ученик из победившей команды, набравший наибольшее количество баллов, получает дополнительно оценку “5”.

Причастие и деепричастие относятся, как уже было сказано выше, к неспрягаемым глагольным формам.

Причастие представляет собой форму глагола и прилагательного и обозначает признак предмета по действию. Как и глагол, причастие имеет залог (действительный и страдательный), изменяется по временам, может иметь при себе зависимые слова (причастный оборот).

Действительные причастия обозначают временной признак как действие, которое производится или производилось самим предметом: пишущий, думающий, выступавший.

В действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов 1 спряжения, пишутся суффиксы -ущ-, -ющ- (режущий, роющий) и суффиксы –ащ-, -ящ- - в причастиях, образованных от глаголов П спряжения (говорящий, кричащий). От глагола брезжить образуется причастие брезжущий.

Страдательные причастия обозначают временной признак как действие, которому подвергается или подвергался предмет со стороны другого деятеля: ободряемый, ободренный, получаемый, полученный.

В страдательных причастиях настоящего времени пишутся суффиксы –ем- , -ом-, если они образованы от глаголов 1 спряжения (читаемый) , и суффикс –им- , если они образованы от глаголов П спряжения (слышимый). Причастие движимый образовано от старого глагола движити.

В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов на –ать, -ять , перед формообразующим суффиксом сохраняется глагольный инфинитивный суффикс –а-, -я- (указать – указанный, затеять - затеянный). Если же глагол в инфинитиве оканчивается на –еть, -ить, -ти, -чь, то причастие образуется при помощи суффикса –енн- (-ен-): видеть – виденный, вывезти – вывезенный, сберечь – сбереженный.

О правописании в причастии н илинн говорилось выше.

Деепричастие – неспрягаемая глагольная форма, совмещающая в себе грамматические свойства глагола и наречия. Названная форма обозначает дополнительные действия, связанные с действием глагола-сказуемого.

Деепричастия имеют две формы: несовершенного и совершенного вида. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффиксов –а, -я (дышат – дыша, играют – играя). Глаголы, которые имеют в основе инфинитива суффикс –ва, в форме деепричастия сохраняют его, хотя в форме настоящего времени этого суффикса может и не быть: раздевать – раздевают - раздевая, вставать – встают – вставая. Имеется ряд глаголов несовершенного вида, от которых деепричастия не образуются: мять, мочь, лгать, печь, писать и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида при помощи суффиксов –в, -вши, если основа оканчивается на гласный, и при помощи суффикса –ши, если основаоканчивается на согласный: открыть – открыв, раскрыться – раскрывшись, принести – принесши. От некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образуются при помощи суффиксов –а, -я: пройти – пройдя, увести – уводя, замести – заметя.

Задание 85. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.

1. Колыш…щиеся от ветра знамена, завис…щие от нас обстоятельства, пыш…щее здоровьем лицо, леч…щий врач, бор…щиеся за мир народы, хлопоч…щая на кухне хозяйка, стро…щееся здание, кол…щий предмет, ненавид…щий нас враг, готов…щийся к экзаменам студент, дремл…щий человек, слыш…щийся сигнал, стел…щийся туман, ла…щая собака, ре…щие знамена, зна…щие люди.

2. Посеребр…ые ложки, навеш…ая дверь, пристрел…ое оружие, расстрел…ые предатели, замеш…ое тесто, замеш…ый в преступлении, крепко насто…ый чай, удосто…ый награды человек, занавеш…ое окно, подвеш…ые флажки, выслуш…ые замечания, высуш…ые грибы.

Задание 86. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Найдите причастия и объясните их правописание.

1. Хорошо что живут на свет… люди люб…щие меня (Светлов). 2. Мне вид…ть (не) дано быть может конец чуть блещ…щий (в)дали но счастлив я что был мной прожит торжестве(н,нн)ейший день Земли! (Брюсов). 3. Ржавые большие листья мертве(н, нн)о ш…лестели колебл…мые ветром но (не) опадали (Шолохов). 4. Глазам моим внезапно пр…дставился низкий шалаш возле поля засе…ого горохом (Тургенев). 5. Лукьяныч отв…рил узкую дверь кле…ую обоями (Тургенев). 7. Хорошо было смотреть на разм…тавшуюся у берега беше…о клокоч…щую быстрину слушать разног…лосый шум воды (Шолохов). 8. Печорин человек решительный алч…щий тревог и бурь (Белинский). 9. На мысли дыш…щие силой как бисер нижут?ся слова (Лермонтов). 10. Задержание кратк…време…ая мера пр…нуждения применя…мая к лицу подозрева…мому в совершени… пр…ступления. 11. Обстоятельства определя…щие прав…мерность задержания пр…ступника можно разд…лить на относящи…ся к факту совершения пр…ступления и осуществлению самого про(с,сс)а задержания. 12. И только писатели облада…щие даром импровизации могут писать без пр…дварительного плана (Паустовский). 13. Быстро наступа…щая тишина пр…водит в себя и самых раз…яре…ых (Макаренко). 14. Очевидно реша…щую роль в этой покупк… с…грала история золотой розы рассказа…ая ювелиром литератору (Паустовский). 15. И чувства мои заиграли вместе с отдал…ым оркестром слыш…мым как (бы) (с) наружи дома (Грин). 16. (В) друг, с зач…стившим сердцем, я услыш…л жив…трепещ…щий взрыв скрипок (Грин). 17. Муч…мые (не) терпением беж…нцы свернули свои пожитки в узлы (Полевой). 18. Но пароход шел в чужую страну в Англию где законы (не) зыбл…мы и жестоки к простым, бедным людям (Соколов-Микитов).

Задание 87. Вставьте в приведенные ниже формы страдательных причастий пропущенные буквы. Сопоставляя причастия с соответствующими им формами инфинитива, объясните правописание.

Ухудш…ный, умнож…ный, возглавл…ный, застро…ный, закле…ный, смеш…ный, успоко…ный, застрел…ный, утеш…ный, выключ…ный, приспособл…ный, выпрямл…ный, задерж…ный, уничтож…ный, обвенч…ный, просе…ный, украш…ный, услыш…ный.

Задание 88. Образуйте деепричастия от данных ниже глаголов. Отметьте глаголы, не имеющие форм деепричастий.

Быть, бить, возвратиться, гаснуть, двигать, ездить, ехать, ждать, петь, жалеть, зажечь, зайти, замерзнуть, запереть, идти, исчезнуть, колебать, таскать, мучиться, нарисовать, нести, носить, откликаться, привезти, принести, растереть, рвать, сказать, столкнуться, толочь, тонуть, ослепнуть, увидеть, уметь, услышать, хотеть.

Задание 89. Спишите текст, вставив знаки препинания. Выделите деепричастия и деепричастные обороты.

Из кустов с лаем выкатилась овчарка. Козлов дал короткую очередь. Собака кувыркнулась через голову ударилась о пень и затихла. Также короткой очередью экономя патроны он встретил вторую. Только эта перевернувшись в воздухе вскочила прыгнула упала снова вскочила визжа на весь лес крича почти по-человечески. Потом начала кататься по земле иногда поднимаясь на задние лапы а передними обхватывая голову словно пытаясь вытряхнуть выцарапать засевшую там пулю. Убедившись что собака ранена смертельно Козлов повернулся к своему напарнику который стоял в воинственной позе держа автомат обеими руками за ствол. Не отрываясь он с ужасом смотрел на мечущуюся в агонии собаку раздувая ноздри и облизывая губы. Потом они долго не останавливаясь и не разговаривая шли полями перелесками оврагами (Бородин).

Задание 90. Контрольное. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Выделите в тексте глаголы, причастия и деепричастия, разберите их по составу.

1. Верхами на маленьких лошадках… едем мы к пусты…ой горе Карадаг л…вить охотнич…их орлов беркутов. У меня к седлу пр…вяза…а орли…ая сеть у спутника моего Хали в руке пр…манка. В д…лин… горы Карадаг мы ставим орли…ую сеть так что (бы) пада…щий камнем за добычей орел мог свободно зал…тать в ее отверстие и остат?ся в сети бе(с, сс)ильно ра…пустив крыл…я. (В)нутри этого сетя…ого шатра мы оставля…м кр…вавое сердце и сами пряч…мся в ближайш…й п…щер… .

До ра(с,сс)вета в темной п…щер… знаменитый охотник на беркутов Хали мне ра(с, сс)каз…ва…т про орлов как они на охот… лов…т зайцев л…мают им спину и если с мал…летства пр…учать даже и волка ост…навл…вают. До ра(с, сс)вета мы ш…потом беседу…м про орлов и когда нач…на…т св…тлеть и ч…рная гора (на) верху зацв…та…т вид…м как один орел дела…т круг над нашей д…линой. Полет его такой сп…койный, - каж…тся, это мальчики змей запустили и где (то) держ…т (не) вид…мую нить. Он сделал круг над нашей д…линой и скрылся на вершин… горы: конечно замет…л добычу но сразу взять (не) р…шился. Верно он там посовет…вался со своими или пр…вер…л хозяйство обдумал сто…т ли риск…вать (Пришвин).

П. В лес я пр…ходил к ра(с, сс)вету налаж…вал снасти разв…шивал манков л…жился на опушк… леса и ждал когда придет день. Тихо. Все вокруг застыло в крепком осе…ем сне; сквозь сер…ватую мглу видны под горою широки… луга; они ра…реза…ы Волгой перекинулись через нее и ра…плылись раста…ли в тумане. Далеко за лесами луг…вой стороны во…ход…т (не) торопясь посв…тлевшее солнце на ч…рных гривах лесов вспых…вают огни и нач…на…т?ся стра…ое трог…ющее душу дв…жение: все быстрее встает туман с лугов и серебрит?ся в солнеч?ном луче а за ним подн…мают?ся с земли кусты дерев…я стога сена луга точ?но та…т под солнцем и т…кут во все стороны (рыжевато) золотые. Вот солнце к…снулось тихой воды у берега, - каж…т?ся что вся река подалась туда где окунулось солнце. Восходя все выше оно радос…ное бл…госл…вля…т гре…т оголе…ую озябшую землю а земля кадит сла…кими запахами осени. Пр…зрач?ный воздух пок…зыва…т землю огромной бе…конеч?но ра…ширяя ее. Все плывет (в) даль и ман…т дойти до синих краев земли. Я вид…л восход солнца в этом месте десятки раз и всегда передо мною р…ждался новый мир (по) новому красивый (Горький).

ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ

К наречиям относятся неизменяемые слова, обозначающие признак действия, состояния, качества или другого признака: говорил взволнованно, великолепно сделанный, очень красивый, крайне далеко. Морфологически наречия не изменяются, поэтому у них отсутствует такая формоизменительная морфема, как окончание. Качественные наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффиксов –о, -е, могут иметь степени сравнения: быстро – быстрее, смело – смелее.

В наречиях, образованных от имен прилагательных, после шипящих пишется конечный суффикс –о, а в безударном положении – суффикс –е: горячо, выше, певуче, хорошо. Исключение составляет слово еще.

Наречия с приставками в-, за-, на-, образованные от кратких прилагательных, имеют конечный суффикс –о (заново, направо, наглухо, влево, начисто, заживо). Наречия такого же происхождения с приставками до-, из-, с- оканчиваются суффиксом –а (досыта, издавна, снова, изредка, добела, досуха).

Различается слитное и дефисное написание наречий с приставками. От наречий следует отличать фразеологизмы, которые представляют собой наряду со словом номинативную языковую единицу. Фразеологические единицы состоят из компонентов, внешне напоминающих слова: без умолку, на ходу, под спудом, под шефе (подшефе, под-шефе), на память и др. Компонент-предлог в составе фразеологического оборота пишется раздельно. Говорить о раздельном написании наречий не следует, так как это противоречить положению о морфемной организации слова: слово состоит из мельчайших значимых частей (приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс), которые в целом формируют его лексическое значение. Морфемы, являясь структурными компонентами слова, могут писаться либо слитно, либо через дефис. Поэтому единицы типа без устали, до упаду, в отместку, в обмен, под шумок, под рукой, под боком, за замком не являются наречиями, поскольку представляют собой раздельнооформленную номинативную единицу – фразеологизм.

Слитно с приставкой пишутся наречия в следующих случаях: а) если образованы путем соединения полных форм прилагательных или местоимений с предлогами: зачастую, напропалую, вплотную, вслепую, вовсе, вничью; но: в открытую ; б) если образованы соединением предлогов с краткими прилагательными: добела, сгоряча, докрасна, вкратце; в) если образованы при помощи соединения предлогов в и на с собирательными числительными: вдвое, надвое ; но: по двое ; г) если наречия имеют в своем составе такие именные формы, которые в современном русском языке являются устаревшими: вдоволь, взаперти, наяву, спозаранку, врасплох, наземь, всмятку; но: во всеоружии, во всеуслышание ; д) если наречия имеют корневые морфемы верх, низ, глубь, век, ширь, перед, зад, высь, даль, начало, конец с пространственным и временным значением: сверху, книзу, вдаль, вширь, назад, сначала; е) если наречие образовано путем соединения другого наречия с предлогом: покуда, навсегда, послезавтра.

Следует отличать наречия от омонимичных форм, которые пишутся с предлогом-приставкой раздельно. Например: надеть фуражку набок и повернуться на правый бок, наутро выступили в поход и назначили совещание на утро, не видел отроду и двадцать лет от роду.

Через дефис (полуслитное написание) пишутся наречия: а) с приставкой по- , образованные от полных прилагательных и местоимений и имеющие суффиксы –ому, -ему, (ск, ц, ь) –и: по-турецки, по-свойски, по-прежнему, по-лисьи, по-моему; б) образованные от порядковых числительных с приставкой во-(в-): во-вторых, в-пятых; в) образованные повторением одного и того же слова или той же основы: еле-еле, мало-помалу, точь-в-точь, как-никак, крепко-накрепко; а также сочетанием двух синонимичных слов: нежданно-негаданно, подобру-поздорову; г) имеющие суффиксы–то, либо, -нибудь и приставку кое-: кое-как, кое-где, куда-либо, когда-то.

Задание 91. Вставьте пропущенные суффиксы в наречиях. Составьте с данными наречиями словосочетания.

Снов…, дочист…, досух…, надолг…, влев…, справ…, накрепк…, наглух…, набел…, засветл…, запрост…, докрасн…, затемн…, досыт…, дочерн…, дотемн… .

Задание 92. Образуйте от данных ниже слов наречия, употребите их в словосочетании или предложении.

Даль, рукопашная, удача, голова, слава, век, время, мир, лицо, брод, ряд, сила, осень, вечер, лето, родня, истина, правый, левый, горячий, певучий, русский, дружеский, красный, давний, мужественный, законный, медвежий, прежний, английский, взволнованный, серьезный, скрипучий.

Задание 93. Из данных словосочетаний выпишите только словосочетания с наречиями. Обоснуйте свой выбор.

Идти (в) глубь леса; что-то виднеется (в) дали; (в) пору сшит костюм; уходить (в) глубь; (во) время прийти; (в) пору испытаний; (на) зло не надо отвечать злом; (в) плотную массу воздуха; делать (в) тихую; идти след (в) след; (во) время семинара; опустить голову (к) низу; сделать (на) зло; (в) растяжку говорить; подойти (в) плотную; (на) утро выпал снег; (на) сколько можно судить; (на) кануне сделать; (в) тайне кроется ответ; сражаться (в) рукопашную, отдать обувь (в) растяжку; (в) тайне готовить сюрприз; носить пальто (в) накидку; сгореть (до) тла; (по) верху забора; одеться (в) накидку из шелка; (к) низу шкафа подставить; подняться (в) высь; уйти (в) конец переулка; взлететь (в) высь небесную; (по) доброму совету; (по) моему примеру сделать; расстаться (по) доброму; сделать (по) моему; давным (давно) известный; увеличить (в) двое.

Задание 94. Подберите синонимы к наречиям.

1. Работу пришлось начать сызнов… . 2. Он посмотрел (с) высока. 3. Я (с) просонья не понял, что мне говорили. 4. Друг обидел (с) горяча. 5. Сделано (ис) подтишка. 6. Смотреть (ис) подлобья. 7. Это известно (из) давна.

Задание 95. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание наречий, разберите их по составу.

1. Мы шли дорогой, сплош… покрытой прошлогодними лист…ями (Куприн). 2. Осе…ий день был туск и скуден, а воздух (не) подвижно жгуч… (Брюсов). 3. Дружили (с) молоду, с тех пор, как взяли (за) муж? Двух сестер (Твардовский). 4. Он (по) французски соверше…о мог из…яснят?ся и писал (Пушкин). 5. Зверь уходил, и я решил стрелять (на) удачу (Арсеньев). 6. Двери и окна в этом доме были крест (на) крест зак…лоче…ы тесом (Паустовский). 7. Почти каждое дерево было обвито (с) верху (до) низу диким виноградом, (в) низу густо рос темный терновник (Л. Толстой). 8. Книга была раскупле…а (на) расхват (Аксаков). 9. Бежит тропинка через луг, ныряет (в) лев…, (в) прав… . Куда (не, ни) глянь, цветы (во) круг да по колено травы (Суриков). 10. Обращат?ся с языком (кое) как – значит и мыслить (кое) как: (не) точн…, пр…лизительн…, (не) верн… (А.Н.Толстой). 11. Где (то), когда (то) давно (давно) тому назад, я прочел одно стихотворение (Тургенев). 12. Пробилась зелень полевая (на) встречу солнцу и теплу, и, (на) стеж? окна открывая, весна проход…т по селу (Исаковский). 13. Мы сн…рядили караван из семи верблюдов и в конце августа отправились (в) четвером (в) глубь Монголии (Обручев). 14. Доброе (не) разрывн… связа…о с красотой (Сухомлинский). 15. Где (не, ни) когда все было пуст…, гол…, теперь младая роща разр…слась (Пушкин). 16. (На) утро все бл…стит и трепещ…т свежей зеленью (Куприн). 17. Одной тебе (под) стать твои дела, (во) век бе(с, сс) мертен подвиг твой и…ходный (Твардовский). 18. Дела…о (на) спех – сдела…о (на) смех. (Пословица). 19. Словами туда (сюда), а делом (не, ни) куда. (Пословица). 20. (На) сильн…мил (не) буд…шь. (Поговорка). 21. (По) дальше пол…ж…шь – (по) ближ… воз?мешь. (Пословица). 22. Всякая птица (по) своему лопоч…т. (Поговорка).

ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ

Предлоги представляют собой служебные языковые единицы, которые являются средством синтаксического подчинения имен с предметным значением другим номинативным единицам в предложении и словосочетании.

По структуре предлоги подразделяются на простые (через, около, перед) , и сложные (из-за, из-под).

По способу образования предлоги делятся на непроизводные (первообразные): в, на, без, при, к, у – и производные, образованные от знаменательных частей речи: навстречу, посредством, несмотря на, благодаря.

В качестве предлогов выступают служебные слова и служебные фразеологизмы.

Предлоги пишутся с номинативными единицами, имеющими предметное значение, раздельно: (для забавы, через дорогу).

Сложные предлоги из-за, из-под, по-над, по-за пишутся через дефис.

Слитно пишутся производные предлоги ввиду, вместо, внутри, вроде, вслед, вследствие, навстречу, наперекор, наподобие, напротив, насчет, посредине, сверх, посредством и др. Некоторые из них омонимичны предложно-падежным сочетаниям. Например: вследствие болезни и включиться в следствие; вроде рычага и в знаменитом княжеском роде.

Раздельно пишутся фразеологические предлоги в виде, в связи с, в продолжение, в течение, в заключение, в меру, в области, в отличие, в отношении, в продолжение, в силу, при помощи, с помощью, в целях, с целью, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине, за вычетом, с учетом и др. Они также могут иметь омонимические соответствия среди других номинативных единиц. Так, находиться в заключении и в заключение статьи; в течении реки и в течение времени.

У производных предлогов вследствие, в течение, наподобие, в отличие, в продолжение, в заключение и некоторых других на конце пишется гласная буква –е.

Задание 96. Определите, какой частью речи являются выделенные слова.

1.Где (то) далеко (в)переди загремел оркестр … (Паустовский). 2. … поток людей катился (на) встречу ему с востока (Паустовский). 3. (По) перек улиц были построе…ы (не) высокие ба(р,рр)икады (Паустовский). 4. (В) продолжени… дня (не) сколько раз Анна нач…нала разговоры о задушевных делах (Л. Толстой). 5. Бомбы рвались (в) близи города (Азаров). 6. (Не) смотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были ч…рные (Лермонтов). 7. Теперь я рассказал об этом так, как узнал (в) последстви… (Аксаков). 8. (В) заключени… старики просили, чтобы Мироныча (не) трогали (Аксаков). 9. Даю вам слово, что (в) продолжени… нынешнего же года все будет сдела (н, нн)о (Аксаков). 10. (В) следстви… таких частых дождей (не) обыкнове…о много по…вилось грибов (Аксаков). 11. Предсказания повере(н,нн)ого оправдались (в) последстви… с буквальной точностью (Аксаков). 12. Надежда Алексеевна посмотрела ей (в) след (Тургенев). 13. Гагин (в) течени… разговора намекнул мне на какие (то) затруднения (Тургенев). 14. … я подал руку княжне, и она ее (не) покидала (в) продолжени… целой прогулки (Лермонтов). 15. Старая Утка, (в) виду близившейся разлуки, отн…силась к дочери-калеке с удвое…ой нежностью (Мамин-Сибиряк). 16. (В) связи (с) плохой погодой аэропорт был закрыт. 17. (В) соответстви… с указаниями специалистов мы начали работать (по) новому. 18. Мы поступили (по) своему, (не) взирая на советы друзей. 19. (Не) смотря ни на кого тракторист вышел из гаража. 20. Я стрался увид…ть что (нибудь) (на) подоби… лодки.

Задание 97. Составьте предложения с предлогами согласно, ввиду, вследствие, навстречу, несмотря на, за вычетом, за исключением, в отличие от, в соответствии с, в связи с.

Задание 98. Предлоги, которые состоят из двух компонентов, подчеркните одной чертой; трехкомпонентные предлоги – двумя чертами; волнистой линией выделите предлоги с дефисным написанием.

1.(В) течени… года строительство было законче…о. 2. (В) связи с задержкой в пути мы пр…были на час позже. З. (В) отличи… от моего друга я любил этот город. 4. (По) отношению к делам он часто проявлял небрежность. 5. (В) продолжени… утра он был погружен в арифметические расчеты. 6. Мои родители (в) отличи… от многих своих сверс…ников не смогли получить высшее образование. 7. (Из) под развесистого кедра приветливо гл…дит избушка. 8. (Из) за гор ещ… не поднялось солнце. 9. Билеты будут продават?ся (по) прибыти… поезда. 10. (Не) смотря на усталость, мы усердно занимались. 11. (В) заключени… мы попросили все оставить (по) прежнему. 12. (В) связи с эвакуацией завода работа была пр…остановле…а. 13. (В) отличи… от других спортсменов пл…вцы тренировались горазд… больше. 14. (Из) за чего же разгорелся спор? 15. Бежит ручеек (из) под корней старого дерева. 16. (В) последстви.. я не пожалел о принятом решении.

ПРАВОПИСАНИЕ СОЮЗОВ

Союзы представляют собой служебные единицы языка, используемые как средство связи между членами предложения, частями сложного предложения. По значению и грамматическим функциям союзы делятся на сочинительные (а, но, однако, зато, да и) и подчинительные (чтобы, когда, что).

Различаются лексические (тоже, и, или) и фразеологические (для того чтобы, с той разницей что) союзы.

По способу образования выделяются непроизводные (либо, же, да) и производные (зато, с помощью того что) союзы.

Внимания при написании требуют производные союзы.

1. Союз зато представляет собой слитно написанное слово. По значению он близок союзу но: Родина не ждала их, зато они не могли жить без родины (Пикуль). Данный союз необходимо отличать от предлога за и указательного местоимения то: Спрячься за то дерево.

2. Союзы тоже, также пишутся в одно слово и являются синонимами. Их нужно отличать от наречия так, местоимения то и частицы же. Сравните: Орфографических ошибок в этой записке не было, не было также знаков препинания; Мы так же, как и вы, готовы к экзамену. В первом примере союз также соединяет части сложного предложения, он синонимичен союзу и. Во втором примере перед нами сочетание наречия так и частицы же, которую можно опустить, поскольку она самостоятельного значения не имеет, а служит только для усиления признака.

3. Подчинительный союз чтобы пишется также в одно слово и относится к разряду подчинительных: Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть. (Пословица). Его следует отличать от местоимения что и частицы бы: На что бы, казалось, нужна была Плюшкину такая гибель подобных изделий (Гоголь). Если бы является частицей, то ее можно перенести в другую часть предложения или сочетания: что бы он ни сделал – что ни сделал бы он. Местоимение что в данном случае будет указывать на предмет речи, не называя его.

4. Слитно пишутся с бы также устаревшие союзы дабы, кабы, якобы. Они стилистически окрашены и являются принадлежностью разговорной речи: Кабы все было в порядке, так и волноваться не нужно.

5. В одно слово пишутся союзы притом, причем, а предлог при и местоимения том и чем – раздельно. Сравните: Он вернулся через два часа и получил тот же ответ, причем лакей как-то косо посмотрел на него (Тургенев); При чем тут наши отношения?

6. Раздельно пишутся фразеологические союзы не то – не то, то есть, для того чтобы, потому что, так что, тогда как, в то время как, с тем условием что и др.

Задание 99. Подчеркните союзы. Объясните их написание.

1. И что (бы) она (ни, не) делала, за что (бы) (не, ни) принималась, все выходило у нее красиво и как (то) трогательно (Тургенев). 2. Я остановился, что (бы) последний раз взглянуть на озеро (Арсеньев). 3. Заводы стояли молчаливые, то (же) пустые. 4. Пение меня не увлекло, (от) того что слова были (не) понятны. 5. Приют наш тих, за (то) спокоен (Лермонтов). 6. Улов (не) богатый, за (то) все довольны (Мельников-Печерский). 7. Бабушка рассказывала мне сказки и свою жизнь, то (же) подобную сказке (Горький). 8. Повысилось качество продукции, при (том) себестоимость ее осталась прежней. 9. Дерсу попрощался со всеми, (за) тем кивнул мне головой и пошел (Арсеньев). 10. Онегин «бранил Гомера, Феокрита; за (то) читал Адама Смита и был глубокий эконом, (то) есть умел судить о том, как государство богатеет» (Пушкин). 11. Во всех движениях была (не) то небрежность, (не) то усталость (Тургенев). 12. Я удивляюсь, (от) чего эти стихи вам понравились (Тургенев). 13.Лицо ее приняло особое выражение, (не) то подозрительное, (не) то дерзкое (Тургенев).

Задание 100. Правильно напишите выделенные слова. Определите, какие из них являются союзами, а какие омонимичными им формами.

1.Дождь прекратился так (же) внезапно, как и начался (Ян). 2. Она совсем поседела (за) то время, что мы не виделись (Паустовский). 3. И все так (же) прекрасна была земля наша в дивном серебряном блеске (Тургенев). 4. (Не) за (то) волка бьют, что сер, а за (то) , что овцу съел. (Пословица). 5. Во всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что (бы) такое было в голове ее мужа, о чем (бы) ей нельзя было знать (Пушкин). 6. Что (бы) со мною ни было, верь, что последняя моя мысль будет о тебе (Пушкин). 7. (От) чего ты хоть один раз не выйдешь из своего вороньего круга и не перенесешь на своих могучих крыльях весточку о погибающем брате? (Пришвин) 8. Говорят, что в семье не без урода, то (же) оказалось в сорочьей семье (Пришвин). 9. Он проспал почти два с половиной часа и проснулся (от) того , что стало светать (Симонов). 10. Объяснил ему, (за) чем мне это нужно (Пришвин). 11. (За) тем частоколом начинались сады и огороды. 12. (При) том упорстве, которое проявил мастер, работа была быстро закончена. 13. (От) того , кто не мил, и подарок постыл. (Пословица). 14. (За) чем пойдешь, то и найдешь. (Пословица). 15. Он прилично пишет, рисует то (же) недурно.

Задание 101. Соедините простые предложения в сложные при помощи фразеологических и лексических подчинительных союзов.

1.В саду уже чувствовалась осень. Листья нашей березы оставались зелеными. 2. Дверь отворилась. Он увидел перед собой высокую фигуру командира корабля. 3. Огней нигде не было. Смеркалось. 4. С дачи пришлось вернуться в город. Начались проливные дожди. 5. Страх, как известно, плохой советчик. За страхом идет жестокость и месть. 6. Он всю жизнь свою умел радоваться. Детство его не давало ему для этого никаких оснований. 7. Я открыл глаза. Утренний свет наполнял комнату. 8. Звезды померкли. Лес погрузился в плотную тьму. 9. Дом творчества писателей будет открыт через месяц. Он достраивается. 10. Зимой рано смеркается в хвойном лесу. Небо закрыто тучами.

Задание 102. Вставьте подходящие по смыслу лексические и фразеологические сочинительные союзы.

1.Мы сидели и слушали, как шумели волны, набегая на берег … звонко разбиваясь о камни. 2. От жары … пыли хотелось пить. 3. Дверь была закрыта … не заперта. 4. Моста … не было, … затопило. 5. Огни … загораются, … гаснут. 6. Нет ветра и солнца, и нет … света, … тени, … движения, … шума. 7. Изредка … тут, … там разрывался вражеский снаряд. 8. Она не шла, … плыла, как нам казалось. 9. … на вершинах гор, … на склонах снег не держался.

Задание 103. Составьте предложения с конструкциями а) то же самое; тоже знаю; тоже слово; одно и то же; тоже хорошо; тоже нужна; б) так же хорошо; также далеко; так же, как; также не знали; также пришел; также поступил бы.

Задание 104. Выпишите из произведений научной, учебной, публицистической и художественной литературы предложения с союзами как будто; не то – не то; с тем условием, что; с тем расчетом, что; с (той) целью, чтобы; для того, чтобы; потомучто; в то время; как, оттого, что.

УПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОПИСНЫХ БУКВ

С прописной буквы пишутся собственные имена лиц, клички животных; названия исторических событий и эпох (Петровская эпоха, эпоха Возрождения, Древний Рим); названия съездов, конференций, конгрессов (Женевская конференция); названия знаменательных дат (Первое мая); географические наименования (Карское море); наименования высших должностей и высших почетных званий (Президент России); названия документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений (Новый завет, Царь-колокол); астрономические названия (Венера, Земля) и т.п.

Со строчной буквы пишутся названия исторических событий, эпох и геологических периодов, не являющихся именами собственными (античный мир, феодализм, ледниковый период); названия неофициального характера (месячник безопасности движения); первое слово в наименовании различных должностей и званий (маршал авиации, премьер-министр Индии).

Задание 105. Перепишите, заменяя, где это необходимо, строчную букву прописной.

Гражданская война, берлинская конференция, бородинское сражение, трипольская культура, отечественная война 1812 года, булавинское восстание, средневековье, полтавская битва, первая мировая война, древняя русь, древний египет, крестовые походы, бронзовый век, эпоха романтизма, курская битва, международный женский день, новый год, день победы, день научного творчества, научно-методическая конференция, день встречи выпускников, российская федерация, челябинский юридический институт министерства внутренних дел российской федерации, библия, евангелие, город гусь хрустальный, поселок большая вишера, южный урал, средний урал, северный кавказ, туманный альбион (Англия), страна утренней свежести (Корея), страна кленового листа (Канада), уголовный кодекс россии, кодекс законов о труде.

Задание 106. Правильно напишите названия литературных произведений и произведений искусств.

Роман отцы и дети, послание к чаадаеву, балет спящая красавица, балет щелкунчик, опера аида, учебник русский язык и культура речи, методическое пособие культура речи юриста, поэма мертвые души, газета вечерний челябинск, журнал огонек, кинофильм любовь и голуби, экранизация фильма преступление и наказание, Д.Э.Розенталь вопросы русского правописания, комментарии к конституциии российской федерации, учебное пособие уголовно-исполнительное право.

Задание 107. Приведите примеры употребления в письменной речи прописных букв. Используйте литературные тексты разных стилей: официально-деловые, научные, публицистические, художественные.

КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

ДРЕВНИЙ КИЕВ

Перен…семся мысле…о в Киев начал… ХП века. Город окружали (мало) прох…димые леса да поросши… густыми высокими травами степи. Мощ?ный об…ронительный вал защ…щал ст…льный град от половцев и других воинстве…ых кочевников. За городскую черту можно было попасть лиш? пройдя ворота (З,з)олотые (Л,л)ьвовские и (Л,л)ядские. У этих ворот в Х1 и ХП веках происх…дили ожесточе…ые схватки с врагами б…гатырские по…динки (на) виду у всего города.

Пр…красен был (Д,д)ревний Киев с его затейл…выми теремами и (злато) верхими храмами каме…ыми и деревя…ыми дворцами (не) пр…ступными башнями с округлыми прод…лговатыми бойницами с (много) языч?ными т…ргами по которым ра…хаживали внуки и пр…внуки были…ых б…гатырей.

До татарского нашествия Киев был одним из крупнейших и красив…ших городов мира. (По Е.И.Осетрову).

ПУШКИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Кто в нашей стране (не) зна…т (П,п)ушкинского уголка на (П,п)сковщин… (М,м)ихайловского (Т,т)ригорского (Д,д)ревнего (С,с)в…тогорского монастыря?

(Не) разрывными узами связа…ы эти места с жизн?ю и творч…ством величайш…го поэта (Р,р)оссии. На протяжении всей жиз?ни поэт пос…щал наследстве…ую (П,п)сковскую деревню своей матери. Сюда пр…езжал он в 1817 и 1819 годах юношей полным радужных надежд и благ…родных стр…млений. Здесь в расцвете славы провел изгна…иком два долгих года. Сюда (не) (за) долг… до гибел… бежал от пр…следований жандармов стр…мился отд…хнуть душой и поработать. Здесь зав…щал он пох…ронить свой прах.

Пушкин называл (М,м)ихайловское пр…ютом сп…койствия трудов и вдохн…вен…я. Поэт горяч… любил этот уголок родной земли и (не, ни) раз восп…вал в своих стихах пр…сторы лугов и жив…писные холмы те…истые парки и стройные рощи голубую Сороть и «лазурные» р…внины озер разн…образные пр…лести здешней пр…роды.

Все это и нынч… оч…ровыва…т каждого кто пос…щает (М,м)ихайловское и (Т,т)ригорское (А.Гордин).

ТАЙГА

Когда (то) здесь стояла угрюмая сум…реч?ная тайга. Сквоз… нее с трудом проб…валась без…мя…ая реч?ка.

Однажды пр…шли на ее берега люди разл…жили костер пламя л…зало сухой валежн…к отсвеч…вало на ч…рных от времени липких от проступившей смолы стволах дерев…ев отр…жалось в глубин… сп…койных вод.

На другой день нач…ли в…лить дерев…я и строить жилье. (По) чему облюб…вали они эти (не) об…таемые места трудн…сказать. То (ли) понравился им м…гучий возвышающийся над тайгой (не) (по) далеку на прот…воположной стороне реки каме…ый утес то (ли) сама река. А мож…т решили они поселит?ся здесь (по) тому (что) (не) было сюда путей (дорог) (не) достигал (н…) чей гла… (не) (до) ставала (н…) чья рука.

Так или пр…мерно так возн…кали в век…веч?ной сибирской глух…ман… всякие поселения. И вот уже стояло к зиме на берегу (не) сколько тороплив… и кособок… срубле…ых вороват… курившихся по утрам ж…лтым дымком от сосновых и кедровых суч…ев домиш…к.

Всю зиму люди прод…лжали валить деревья и таскать их к берегу на веревках по олед…нелым накатам. И к следу?щей осен… ко(л,лл)ич…ство домов утро…лось.

Деревн… ещ… и названия (не) было а реку наименовали Светлихой – наверное за чистые и пр…зрач?ные как сосновая смолка воды за тихий нрав за пр…ветливо пр…ютившие людей берега.

Причастие и деепричастие – это ни что иное, как особые формы глагола. В этой статье подробно описаны грамматические и синтаксические признаки, способы образования, характерные особенности причастий и деепричастий. Для лучшего усвоения материала приведены примеры и важные моменты.

Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?

Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.

Деепричастие Причастие
Правила Примеры Правила Примеры
Грамматические признаки Неизменяемая часть речи, имеет грамматические признаки наречия и глагола Изменяемая часть речи, имеет признаки прилагательного и глагола
признак наречия: неизменяемость признаки глагола:

· переходность;

· возвратность

решившись на встречу, играя с детьми, читая книгу, заметив объявление признаки прилагательного:

· наличие полной и краткой формы;

признаки глагола:

· переходность;

· возвратность

решившийся на встречу; играющий с детьми, посоветовать читаемую книгу, объявление замечено прохожим
Как образуется

-а/-я (НСВ);

-в/-вши/-ши (СВ)

рисуя, добывая, лежа, сделав, ответив, разбив От глаголов при помощи суффиксов:

-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ);

-вш-/-ш- (действительные причастия ПВ);

-ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ);

-нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ).

рисующий, добываемый, лежащий, сделанный, отвечавший, разбитый
Синтаксические признаки В предложении относится к глаголу.

Синтаксическая роль – обстоятельство.

Ответив , он вернулся на свое место.

Девушка шла по улице, улыбаясь .

В предложении относится к существительному либо личному местоимению и согласуется с ними по роду, числу, падежу.

Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого.

Прилетевшие птицы жадно клевали зерна (определение). Хлеб был испечен еще вчера (часть СИС).

Обратите внимание! Причастия в русском языке изменяются по родам, числам и падежам. Деепричастия не изменяются и не имеют окончаний.

Особенности причастного и деепричастного оборотов

Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:

  • Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.

    Примеры: Мужчина был очень рад, встретив старого друга . Перепрыгнув через преграду , щенок побежал к хозяину.

  • Причастный оборот – причастие с зависимыми словами. В предложении, как правило, является необособленным (обычно если стоит перед определяемым словом) либо обособленным (если стоит после определяемого слова) определением.

    Примеры: Пришедшая в гости подруга принесла вкусные пирожные. Вите нужно было выйти к улице, пересекающей центральную площадь .



Просмотров