Теория государства. Основные теории государства Субъектами политической системы являются

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц) [доступный отрывок для чтения: 39 страниц]

Владимир Михайлович Сырых
Теория государства и права: Учебник для вузов

Предисловие

По предложенному Вашему вниманию учебнику можно успешно усвоить курс теории государства и права самостоятельно. Особенно учебник будет полезен студентам, которые по тем или иным причинам не могут посещать лекционные занятия, но желают иметь глубокие знания данного курса, основательно разобраться , что такое право и государство, как они устроены и каким образом они действуют в современном обществе.

В основу учебника положен курс лекций, которые на протяжении длительного времени автор читает студентам юридических вузов и факультетов университетов. Учитывая уровень знаний, которым обладает студент первого курса, материал учебника излагается достаточно просто и понятно. В этих целях:

во-первых, курс излагается по возможности кратко, из учебника практически изъяты все полемические рассуждения, сложные теоретические конструкции, которые необходимы и полезны в монографиях, но существенно осложняют процесс восприятия курса студентами. В то же время все вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом курса теории государства и права и учебной программой в учебнике освещены достаточно полно и обстоятельно;

во-вторых, курс излагается системно. При этом освещение простых тем курса предшествует изучению его более сложных тем. Именно по этой причине вопросы правопонимания, а также предмета и метода теории государства и права излагаются в последних главах учебника, тогда как в большинстве учебников эти вопросы излагаются в их первых главах. Каждая глава учебника органически связана с другими главами и по содержанию таким образом, что не следует стремиться изучать какие-либо главы, не усвоив материала предшествующих им глав. Только изучение курса в той последовательности, в какой он излагается в учебнике, гарантирует успешное овладение курсом в целом;

в-третьих, в учебнике освещаются вопросы, которые необходимы для формирования целостных знаний о праве и государстве, но которых нет в других учебниках. Это главы, посвященные характеристике методов толкования права, правообеспечительной и правоохранительной деятельности государства, видов безвиновных противоправных деяний и деятельности государства по защите нарушенных прав граждан и иных лиц. Более полно, чем в других учебниках, освещаются такие центральные темы теории права, как механизм правовогорегужирования, государство, право и личность, учения о сущности и природе права, типологии государства и права, правозащитная деятельность государства, предмет и метод науки теории государства и права ;

в-четвертых, в учебнике все понятия и категории теории государства и права, которые студент должен знать по завершении обучения курсу, выделены полужирным шрифтом. Аналогичным образом выделены и наиболее важные положения и выводы по каждому вопросу курса, а также краткие определения основных понятий и категорий курса;

в-пятых, в целях облегчения процесса освоения студентом курса учебник содержит много конкретных примеров, иллюстрирующих действие того или иного положения, вывода на практике, в деятельности государственных органов и современного гражданского общества, а также в нем приведены схемы основных правовых явлений и процессов, изучаемых в пределах курса теории государства и права.

Хотя примеры и схемы сами по себе не освобождают студента от обязанности основательного изучения практической деятельности государственных органов и иных лиц, однако благодаря им удается увидеть сугубо «земную» основу большинства абстрактных теоретических положений учебника, соотнести эти положения с реальными действиями и поступками. Студент, будучи субъектом многочисленных конкретных правоотношений, активно действует в правовой сфере, хотя и не всегда догадывается о том, какие сложные теоретические построения лежат в основе ординарных, повседневных для него правовых явлений. Задачей соединения теории и практики обучающегося и обусловлено наличие в учебнике конкретных примеров-иллюстраций.

По завершении обучения по данному учебнику обучающийся сможет получить не только теоретические знания о праве и государстве, но и ряд полезных практических рекомендаций, необходимых для работы в сфере правотворчества и правоприменения, а также для профессионального, компетентного анализа источников официального опубликования нормативно-правовых актов.


Доктор юридических наук, профессор

В.М. Сырых

Раздел первый Теория государства

Глава 1 Происхождение государства
1. Понятие социальной власти

Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли лиц, действующих совместно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников. Не может возникать правоотношение, если один из его участников не обладает разумной или свободной волей и не способен выразить ее в отношениях с другими лицами.

Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекомендации врачей, советы родственников и знакомых, пояснения преподавателей в процессе обучения);

предписание действовать определенным образом. Если совет, рекомендацию можно не исполнять, то предписания являются обязательными. Например, правила игры, правила дорожного движения. Гоголевские герои Ноздрев и Чичиков не смогли успешно завершить игру в шашки потому, что один из них постоянно нарушал ее правила. Подобный результат ожидает всех, кто попытается нарушить установленные предписания;

приказ, команда действовать определенным образом. В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее любые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помощью жестов, а подчас и даже взгляда.

Другим характерным признаком власти является обязательность исполнения отданного приказа, непременное подчинение данной команде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой применения принуждения, либо с применением насилия. Применение принуждения является обязательным признаком власти, отличающим ее от рекомендаций и технических предписаний.

Право индивидуума или органа отдавать властные указания основывается на каких-либо признаваемых обществом нормах. Руководитель преступного сообщества также обладает властью, руководит действиями своих сообщников. Однако его управление сообществом не является действительной властью, признаваемой обществом. Наоборот, все такие действия признаются общественно опасными, и все члены сообщества подлежат уголовной ответственности. Социальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально полезного результата. Власть, осуществляемая с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина, организаций и иных лиц, социально вредна и должна быть незамедлительно прекращена обществом. Еще буржуазные идеологи обосновали право общества, коллектива сместить лиц, использующих предоставленную им власть в своекорыстных целях и узурпирующих права других.

Таким образом, власть понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, из которых она состоит, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи и рано или поздно расторгают брак в установленном законом порядке.

Социальная власть на уровне отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм. Она признается действующими нормами права, а конкретные формы проявления власти определяются самими коллективами в уставах общественных объединений или нормативно-правовых актах, принимаемых трудовыми коллективами или органами управления организаций, предприятий, учреждений. Все споры о власти и законности ее решений в организациях, предприятиях, учреждениях решаются компетентными государственными органами, а в общественных объединениях их членами непосредственно.

Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется государством. Как орган управления делами общества государство принимает общеобязательные нормативно-правовые акты, а также индивидуальные акты применения норм права, осуществляет государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение. Государство выполняет особые, только ему присущие функции, имеет специфическое содержание и форму. Обстоятельное изучение названных компонентов государства и составляет основное содержание теории государства.

2. Основные теории происхождения государства

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее развитие в XII–XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

Патриархальная теория, сторонниками которой были Аристотель и Н.К. Михайловский, рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, – что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства, – то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) несколько иначе объясняет процесс становления государства. По глубокому убеждению ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс и Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка – государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе – феодалов, а в буржуазном – буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю – коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

В современной учебной литературе нередко содержатся утверждения о том, что все теории происхождения государства имеют одинаковое научное значение, что «каждая теория является определенной ступенькой к познанию истины». По нашему мнению, подобные выводы не соответствуют действительному положению дел, также как и большая часть оправдываемых ими теорий происхождения государства.

Бездоказательной является теологическая теория происхождения государства. Библия и иные христианские источники ничего не говорят о факте передачи церкви пресловутых двух мечей. Если исходить из тезиса о причастности церкви к получению мечей, то этот процесс мог произойти не ранее появления христианства, т. е. начала новой эры. В этот период человечество обладало письменностью и уж наверняка сохранило бы этот акт в письменных источниках. Однако никаких свидетельств такому факту нет. И по сей день не ясно, какому конкретно государю был передан этот меч, когда состоялся акт передачи меча и где в настоящее время этот меч хранится.

Несостоятельной является и патриархальная теория происхождения государства. Ее основоположник, Аристотель, жил до новой эры и не располагал достоверными знаниями о том, как была организована власть в семье в условиях первобытно-общинного строя, в недрах которого и были созданы необходимые предпосылки для возникновения государства. Власть государя не могла быть прямым продолжением власти отца (патриарха) большой семьи по той простой причине, что такой власти у мужчин не было. Власть в семье принадлежала женщине, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье возникает в истории человечества значительно позже и влечет за собой революцию в формах собственности – общая собственность рода заменяется частной собственностью отдельной семьи. А появление последней и явилось непосредственной причиной возникновения государства.

Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают возможным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. В условиях первобытно-общинно-го строя, когда человек мог производить ровно столько, сколько и потреблял, акции покорения одних племен другими были бессмысленны, поскольку никаких материальных благ у побежденных, кроме территории, отнять было нельзя из-за отсутствия таковых. Как аргументированно показывает Ф. Энгельс, «частная собственность образуется всюду в результате изменившихся отношений производства и обмена… следовательно, по экономическим причинам. Насилие не играет при этом никакой роли. Ведь ясно, что институт частной собственности должен уже существовать, прежде чем грабитель может присвоить себе чужое добро, что, следовательно, насилие, хотя и может сменить владельца имущества, но не может создать частную собственность как таковую». Поэтому объективные истоки возникновения государства нужно искать не в политических актах вроде завоеваний одного народа другим, а в выявлении логики развития общества и возникновения причин, в силу которых стало возможным политические насилие во всех его многообразных проявлениях.

Процесс объяснения причин возникновения государства из условий внутреннего саморазвития общества наиболее полно раскрывает материалистическая теория происхождения и заслуживает более обстоятельного изложения и изучения.

3. Публичная власть родового строя

Для того чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Наиболее исчерпывающие и убедительные ответы на эти вопросы даются в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Главные положения этой работы сводятся к следующему.

Согласно материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Род представляет собой союз родственников по материнской линии. Он был присущ всем народам земного шара до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства. Некоторые народы Азии и Америки и по настоящее время живут общинно-родовым строем.

Публичная власть родового строя имела демократическую основу и характеризовалась следующими чертами.

1) Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

2) Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».

Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

§ 4.2. Теория государства и права как учебная дисциплина

Как учебная дисциплина теория государства и права, прежде всего, играет роль теоретического введения в правоведение. Не случайно в дореволюционный период теория государства и права рассматривалась как энциклопедия права.

Система учебных юридических дисциплин, как правило, строится в соответствии с системой юридических наук. Преподавание данных дисциплин призвано обеспечить глубокое и всестороннее усвоение студентами знаний о государстве и праве, вырабатываемых юридическими науками, привить у них навыки и умения, необходимые для практической работы в различных областях правового регулирования.

В Древнем Риме придавали большое значение юридическому образованию, так как понимали, что без специально подготовленных юристов не может функционировать правовая система государства. Теория государства и права способствует формированию российского юриста в духе демократических, гуманистических тенденций и традиций, необходимой политической и правовой культуры. Только эрудированный юрист, имеющий прочные правовые базовые знания, ориентированный на демократию, социально ориентированную рыночную экономику, на защиту прав и свобод человека, будет в состоянии продуктивно работать в современном мире.

Профессия юриста затрагивает различные стороны общественной жизни. Поэтому в юридических учебных заведениях преподается широкий круг учебных дисциплин, которые в отдельных случаях не совпадают с системой юридических наук. Они строятся дифференцированно, с учетом профиля обучения, и не всегда соответствуют названию той или иной юридической науки. Некоторые юридические дисциплины могут содержать учебный материал, который составляет часть конкретной юридической науки (например, авторское право как часть гражданского права). Другие учебные юридические дисциплины могут включать материал, относящийся к различным юридическим наукам (торговое право, транспортное право, военное законодательство и др.). В юридических учебных заведениях преподаются и неюридические специальные дисциплины (бухгалтерский учет, машинопись, основы компьютерной техники). Их преподавание обусловлено потребностями юридической практики.

Как уже говорилось, теория государства и права в системе юридических дисциплин занимает ведущее место, так как она вооружает обучаемых знанием наиболее общих закономерностей государственно-правовой жизни общества. Тем самым она закладывает фундамент общей юридической культуры, юридического мышления, формирует научную базу юридического мировоззрения. Теория государства и права, как было отмечено выше, дает обучаемым первичные представления об основных понятиях государства и права, без которых невозможно усвоение конкретных знаний отраслевых и других юридических дисциплин. Таким образом, она непосредственно участвует в формировании профессиональных качеств будущих специалистов.

Главное же назначение теории государства и права состоит в том, что она позволяет обучаемым со строго научных позиций оценивать сложные государственно-правовые явления общественной жизни, вскрывать их действительную сущность, понимать их социальное назначение, место и роль в политической системе общества, правильно оценивать новое в государственно-правовой практике, новеллы в законодательстве.

Теория государства и права изучается по определенной логически последовательной системе, отражающей объективную структуру и содержание предмета данной науки. Изучение начинается с уяснения соотношения общества и государства, закономерностей происхождения государства, его признаков и сущности, а также таких важнейших характеристик государства как форма, тип, механизм и функции.

Уяснив общие вопросы теории государства, студенты переходят к изучению теории права. Этот курс призван сыграть роль своеобразного плацдарма, с которого студенты начинают всестороннее и системное овладение юридической специальностью. Поэтому в комплексном плане юридического образования данный курс выполняет две взаимосвязанные задачи:

Вооружает студентов знаниями системы общеправовых понятий и категорий, владение которыми является необходимым условием успешного усвоения конкретных юридических дисциплин, осознания их взаимосвязей между собой и с общей теорией права, единообразного понимания проблем, присущих нескольким или всем юридическим дисциплинам;

Формирует основу профессионального мировоззрения студентов, вырабатывает у них умение с правильных методологических позиций подходить к анализу правовых явлений, видеть подлинные причины их возникновения и развития, сводить внешние свойства, признаки правовых явлений и процессов к их внутренним, закономерным связям и зависимостям.

Сообразно названным задачам формируется и система курса общей теории права.

Данный курс характеризует правовую науку в целом и ее фундаментальную отрасль - теорию государства и права, служащую теоретической и методологической основой остальных отраслей правоведения. Студенты знакомятся со структурой, объектом, предметом, методом и функциями данной науки, получают представление о ее месте и роли в системе юридического знания. Также они получают представление о том, что такое государство и право; каковы их теории происхождения; в чем заключается их сущность. Проводится анализ функций государства, раскрывается его механизм, рассматриваются государственные органы и органы местного самоуправления, определяется роль государства в политической системе общества. Разъясняется роль права как общеобязательного регулятора общественных отношений в системе социальных норм - морали, норм общественных организаций, обычаев и традиций и т.д., органически дополняется обстоятельным анализом соотношения права и экономики, демократии, права и личности. Также изучаются принципы построения и функционирования системы права и системы законодательства, формы реализации правовых норм и особенности правоприменительной деятельности компетентных органов государства. Практическую ценность представляют знания о формах уяснения и разъяснения действительного смысла правовых норм, которые играют важную роль в обеспечении эффективности правового регулирования общественных отношений.

Изучением общих закономерностей правоотношений, правомерного поведения, правонарушения и юридической ответственности, законности и правового порядка завершается курс теории государства и права.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальные и гуманитарные науки? Их виды.

2. Какое место занимает теория государства и права в системе социальных наук?

3. Как выглядит система юридических наук?

4. Что объединяет и различает теорию государства и историко-юридические науки?

5. Что объединяет и различает теорию государства и права и отраслевые науки? Их взаимодейстивие.

6. Сопоставьте теорию государства и права с философией, экономикой, социологией и политологией.

7. Какую роль играет теория государства и права как учебная дисциплина?

8. Какова система изучения теории государства и права?

9. Какие задачи выполняет учебный курс теории государства и права?

Список литературы

1. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов. Спб., 2003.

2. Агафонов Ю.А Русская философия и социология права. Нижний Новгород, 2004.

3. Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб., 1999.

4. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.

5. Бессонова О. Раздаточная экономика как российская традиция // Социальные науки. Т. 3. 1994.

6. Вагнер П. Двадцатый век - век социальных наук? // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

7. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие для образовательных учреждений юридического профиля / Авт. колл.: Абдурахманов А.А., Гришин А.А., Жданов Ю.Н.и др. Изд. 2-е, изм., доп. М., 1999.

9. Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А. Касанжигил, Д.Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

10. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.

11. Глухих Я.А. Сочетание методологий И. Канта и Г. Гегеля в философии права П.И. Новгородцева // Тезисы 11-й научно-технической конференции МГТУ. (Мурманск, 19-29 апр.2000г.). Мурманск, 2000.

12. Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права в вопросах и ответах. М., 2004.

13. Гревцов Ю.И. Социология права: Статус. Метод. Предмет // Изв. вузов. Правоведение. 1996. № 1.

14. Дегай П. Пособия и правила изучения российских законов. М., 1831.

15. Денисов Ю.А., Спиридонов Л.И. Абстрактное и конкретное в советском правоведении. Л., 1987.

17. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

18. Ершов Ю.Г. Философия права (материалы лекций). Екатеринбург, 1995.

19. Западно-европейская социология XIX века: О.Конт, Д.С.Милль, Г.Спенсер: Тексты: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности "Социология" / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М., 1996.

20. Зеленков М.Ю. Политология для юристов. М., 2003.

21. Ильин В.В. Критерии научности знания. М., 1989.

22. Ильин В.В. Теория познания. М., 1993.

23. Ильин Г. И. Право как социальный регулятор. Спб, 1999.

24. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. М., 1997.

25. История философии права / Отв ред. А. П. Альбов, к.ф.н., доцент; Д.В.Масленников и др. Спб, 1998.

26. Казимирчук В.П. Право и методы его изучения. М., 1965.

27. Кара-Мурза С.Г. История государства и права России. М., 1998.

28. Касаежигил А. Программа управления социальными преобразованиями (МОСТ): Содействие международным политическим исследованиям социальных наук // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. A. Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

29. Керимов Д.А. Методология права (предмет, функции, проблемы философии права). М., 2000.

30. Керимов Д.А. Общая теория государства и права. Предмет. Структура. Функции. М., 1977.

31. Керимов Д.А. Предмет философии права // Государство и право. 1994. № 7.

32. Керимов Д.А. Теория государства и права: Предмет, структура, функции. М., 1977.

33. Кистяковский Б. А. Философия и социология права / Сост., примеч., указ. B. В. Сапова. СПб., 1999.

34. Кистяковский Б.А. Право и метод // Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб., 1997.

35. Ковалевский M. Социология. Т.1. Современные социологи. Т.2. Спб, 1997.

36. Коваленко А. И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. М., 1996.

37. Козлов В.А. Проблемы предмета и методологии общей теории права. Л., 1989.

38. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Краткий учебник для вузов. М., 1999.

39. Конспект лекций по гражданскому праву профессора Спб университета Н.Л. Дювернуа. Спб. 1894.

40. Коренев А.П., Бобров В.К. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

41. Кравченко С.А.Социология: парадигмы через призму социологического воображения. М., 2002.

42. Кудрявцев В. Н., Казимирчук В. П. Современная социология права. М., 1995.

43. Кульчар К. Основы социологии права. М.,1981.

44. Лапаева В.В. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития. М., 2004.

45. Лапаева В.В. Социология права / Под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2004.

46. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2002.

47. Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., T. 1. М. 1974.

48. Лукич Р. Методология права. М., 1981.

49. Макаренков В. П. Аналитическая философия права: концепции и проблемы // Изв. вузов. Правоведение. 2002. № 6.

50. Маликов М.К. Гносеологические основы реализации прав: Учебное пособие. Уфа, 1998.

51. Мамут Л.С. Наука о государстве и праве: необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989. № 11

52. Марача В.Г. Философия и методология права: Курс лекций. Алма-ата, 1993.

53. Методологические проблемы правоведения. Сборник статей / Под редакцией М.Н. Марченко. М., 1994.

54. Немчинов В. Социальные науки в Российской Федерации после распада Советского Союза // Всемирный доклад по социальным наукам / Под ред. А.Касанжигил, Д. Мэкинсон, В.С. Хелемендик. М., 2002.

55. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: Учебник для юридических вузов и факультетов. М., 1999.

56. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М., 1997.

57. Общая социология: Учебное пособие / Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

58. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 1996

59. Общая теория права: Курс лекций / Под общей ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.

60. Орзих М.Ф. Содержание методологии юридической науки // Изв. вузов. Правоведение, 1973. № 1.

61. Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т. 1.

62. Пионтковский А. А. Некоторые вопросы общей теории государства и права. // Советское государство и право. 1956. № 1.

63. Поляков А.В. Общая теория права. Спб., 2001.

64. Право XX века: Идеи и ценности: Сб. обзоров и рефератов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.- информ. исслед. Отд. политологии и правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2001.

65. Правовая мысль XX века: Сб. обзоров и рефератов / РАН, ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. Отд. правоведения; Отв. ред. Пивоваров Ю.С. М., 2002.

66. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2001.

67. Радбрух Г. Введение в науку права. М., 1915.

68. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков - М., 2003.

69. Современные учения о государстве и праве в США и Западной Европе // Официальный сайт Все для юриста InterLaw; http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F 10.htm

70. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2000.

71. Социология Конта в изложении Риголажа: С прилож. 2-х вступ. лекций Конта в "Курс положительной философии" / Пер. с фр. Н.Лосского. Спб., 1898.

72. Спенсер Г. Основания социологии. Т. I. СПб., 1876.

73. Степин B.C. Теоретическое знание. М, 2000.

74. Сырых В.М. Логические основания общей теории права. В двух томах. Т. 1. Элементный состав. М., 2000.

75. Сырых В.М. Метод правовой науки: основные элементы, структура. М., 1980.

76. Тадевосян Э.В. К вопросу о социологии права // Социс. 1997. № 1.

77. Тарановский Ф.В. Энциклопедия права. Спб., 2001.

78. Тексты по истории социологии ХІХ - ХХ веков: Хрестоматия / Сост.: В. И.Добреньков, Л. П. Беленкова. М., 1994.

79. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 2005.

80. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998.

81. Честнов И.Л. Теория права и государства как наука // Проблемы теории права и государства: Курс лекций / Под ред. В.П. Сальникова. Спб., 1999.

82. Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М, 1988.

83. Чукин С.Г. Плюрализм, солидарность, справедливость: К проблеме идентичности философско-правового дискурса в ситуации постмодерна. СПб., 2000.

84. Чуфаровский Ю.В. Введение в юридическую специальность: Учебное пособие. М., 2004.

85. Эрлих Е. Основы социологии права. 1913.

86. Явич Л.С. Человек и советский закон. Л., 1972.

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

3. Наука банковского права и банковское право как учебная дисциплина Наука банковского права – это система категорий, выводов и суждений о правовых и экономико-правовых явлениях, составляющих ее предмет, и представляет собой определенную совокупность знаний,

Из книги Гражданское право автора Шевчук Денис Александрович

§ 2. Гражданское право как учебная дисциплина Понятие учебной дисциплины гражданского права. Если гражданское право как отрасль права регулирует соответствующие общественные отношения, а наука 1ражданского права изучает гражданско-правовые явления, то гражданское

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

1. Жилищное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Человек нуждается в жилище. Эта потребность является основополагающей и неотъемлемой, поэтому необходимость разрешения жилищной проблемы остро встает в любом государстве. Этот вопрос возможно разрешить

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран есть система внутренне согласованных юридических норм. Данная система состоит из отраслей права, которые представляют собой правила особого рода,

Из книги Корпоративное право автора Сазыкин Артем Васильевич

6. Корпоративное право как наука и учебная дисциплина Корпоративное право РФ как наука, учебная дисциплина и подотрасль права теснейшим образом взаимосвязаны и взаимозависимы. Наука корпоративного права РФ изучает те общественные отношения, которые отрасль права

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

3. Административное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина Административное право как огромная совокупность действующих административно-правовых норм является объектом изучения науки административного права, а также осмысленного систематического

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

Тема 1 Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина «Конституционное право» - термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

1. Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука, учебная дисциплина Конституционное право зарубежных стран как отрасль права представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода, обеспечиваемых государственным

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

§ 10 Гражданское процессуальное право как учебная дисциплина Гражданский процесс в юридическом вузе наряду с гражданским правом является одной из основных дисциплин учебного курса, без которой невозможно подготовить специалиста высшей квалификации в сфере

Из книги Нотариат: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Нотариат как учебная дисциплина Следует отметить, что настоящая дисциплина в России не является обязательной по специальности «Юриспруденция» и не вошла в государственный образовательный стандарт. В некоторых западных странах существует специальная академическая

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Инвестиционное право. Учебник автора Гущин Василий Васильевич

§ 6. Инвестиционное право как учебная дисциплина Инвестиционное право является не только отраслью права и научной дисциплиной, но также и учебной дисциплиной, призванной быть предметом специального аудиторного изучения для студентов, обучающихся в высших учебных

Из книги История политических и правовых учений. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

1. История политических и правовых учений как учебная дисциплина История политических и правовых учений относится к числу историко-теоретических дисциплин; в ее задачи входит изучение на конкретном историческом материале закономерностей развития политико-правовой

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Раздел первый. Теория государства и права как наука и учебная

Из книги Экологическое право автора Боголюбов Сергей Александрович

§ 3. Теория государства и права как учебная дисциплина, ее задачи и функции Концепция высшего юридического образования ориентируется на подготовку высококвалифицированных, широко образованных специалистов, способных к активному творческому участию в

Из книги автора

Тема I. Экологическое право как учебная дисциплина Социальная обусловленность экологического права. - Предмет экологического права. - Метод экологического

Название: Теория государства и права.

В учебнике излагаются все темы, предусмотренные государственным стандартом высшего профессионального образования и действующей программой по теории государства и права, а также ряд новых тем, имеющих важное значение для формирования современного юриста.
Рассчитан на студентов юридических ВУЗов, слушателей специализированных школ и институтов МВД, других высших и средних учебных заведений, в которых преподаются основы теории государства и права.

Для успешной подготовки кадров современных юристов ощущается потребность в учебниках, которые, с одной стороны, отвечали бы государственным образовательным стандартам, а с другой - базировались бы на апробированных курсах лекций и учебно-методических пособиях, отражали бы накопленный ВУЗовский педагогический опыт, происходящие в стране перемены, текущее законодательство, социальную практику.
Именно такие цели и преследует данное издание, в котором предприняты попытки соединить указанные требования. В нем получили правовую оценку последние инициативы нового руководства страны, направленные на укрепление российской государственности, совершенствование структуры власти, принципов федерализма, местного самоуправления.
Предлагаемый учебник основывается на курсах лекций и учебно-методических пособиях, подготовленных под руководством и с участием авторов в 1993 - 2000 гг. Эти курсы и пособия выдержали несколько изданий, оказались востребованными читателем.
С учетом мнений самих студентов в работе после каждой главы ставятся конкретные вопросы и приводится список рекомендуемой литературы для более углубленного уяснения материала, даются схемы, иллюстрирующие наиболее важные темы и отдельные теоретические положения. Этим объясняется отсутствие в учебнике подстрочного научного аппарата (сносок).
Издание рассчитано главным образом на студентов первых курсов, поэтому при освещении соответствующих вопросов авторы стремились к максимальной ясности и доходчивости, избегая в то же время элементов упрощенности в раскрытии ключевых понятий и категорий, ориентируясь на давно существующие ожидания обучающихся получить истинные знания о роли государственно-правовых институтов в жизни общества.

Оглавление
Принятые сокращения
Предисловие
Глава 1. Предмет и метод теории государства и права
§ 1. Предмет теории государства и права
§ 2. Структура теории государства и права
§ 3. Функции теории государства и права
§ 4. Система методов теории государства и права
§ 5. Соотношение теории государства и права с другими науками
§ 6. Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
Глава 2. Происхождение государства и права
§ 1. Общая характеристика власти догосударственного периода
§ 2. Общая характеристика социальных норм догосударственного периода
§ 3. Причины и формы возникновения государства
§ 4. Основные теории происхождения государства
§ 5. Государство как продукт развивающегося общества
§ 6. Особенности возникновения права
Глава 3. Сущность и функции государства
§ 1. Государственная власть: понятие и общие черты
§ 2. Понятие и признаки государства
§ 3. Сущность государства: различные подходы
§ 4. Функции государства: понятие и виды
§ 5. Основные внутренние и внешние функции Российского государства
§ 6. Формы осуществления функций государства
Глава 4. Типы и формы государства
§ 1. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы
§ 2. Форма государства: понятие и элементы
§ 3. Форма государственного правления
§ 4. Соотношение типа и формы государства
§ 5. Форма государственного устройства
§ 6. Политический режим: понятие, признаки, виды
§ 7. Политический режим современной России
Глава 5. Механизм государства и политическая система общества
§ 1. Механизм государства: понятие, основные черты, структура
§ 2. Понятие, признаки и виды органов государства
§ 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата
§ 4. Политическая система общества: понятие, структура, функции
§ 5. Место и роль государства и права в политической системе общества
§ 6. Органы государства и иные субъекты политической системы общества
Глава 6. Гражданское общество и правовое государство
§ 1. Гражданское общество: понятие, признаки
§ 2. Исторический экскурс
§ 3. Сущность и основные принципы гражданского общества
§ 4. Структура гражданского общества
§ 5. Соотношение и взаимосвязь государства и права
§ 6. О принципе "не запрещенное законом дозволено"
§ 7. Понятие и сущность правового государства
§ 8. Принципы правового государства
§ 9. Формирование правового государства в российском обществе
Глава 7. Право и правовая система
§ 1. Понятие, признаки и сущность права
§ 2. Понятие права в объективном и субъективном смысле
§ 3. Основные учения о праве
§ 4. Дискуссионные аспекты правопонимания
§ 5. Принципы права
§ 6. Функции права: понятие и классификация
§ 7. Право и правовая система
§ 8. Общая характеристика основных правовых семей
Глава 8. Право и личность
§ 1. Правовой статус личности: понятие, структура, виды
§ 2. Основные права человека и гражданина
§ 3. Юридические обязанности личности
§ 4. Право как мера свободы и ответственности личности
Глава 9. Право в системе социальных норм
§ 1. Социальные и технические нормы
§ 2. Понятие и классификация социальных норм
§ 3. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие, противоречия
§ 4. Право и другие социальные нормы
§ 5. Правовые презумпции и аксиомы
Глава 10. Правосознание и правовая культура
§ 1. Правосознание: понятие, структура, виды
§ 2. Правовое воспитание: необходимость, формы и методы
§ 3. Правовая культура: понятие и структура
§ 4. Правовой нигилизм: понятие, источники, формы выражения
§ 5. Правовой идеализм и его причины
Глава 11. Нормы права
§ 1. Понятие и признаки нормы права
§ 2. Предоставительно-обязывающий характер правовых норм
§ 3. Структура нормы права
§ 4. Поощрения и наказания как санкции нормы права
§ 5. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта
§ 6. Классификация норм права
Глава 12. Формы права и правотворчество
§ 1. Понятие и виды форм (источников) права
§ 2. Нормативные акты: понятие и виды
§ 3. Понятие, признаки, виды законов и подзаконных актов
§ 4. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
§ 5. Понятие, принципы и виды правотворчества
§ 6. Понятие и стадии законотворчества в России
§ 7. Систематизация нормативных актов: понятие и виды
§ 8. Юридическая техника
Глава 13. Система права и система законодательства
§ 1. Понятие и структурные элементы системы права
§ 2. Предмет и метод правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты
§ 3. Частное и публичное право
§ 4. Общая характеристика отраслей российского права
Глава 14. Реализация права
§ 1. Понятие и формы реализации права
§ 2. Применение права как особая форма его реализации
§ 3. Основные стадии процесса применения норм права
§ 4. Акты применения норм права: понятие, особенности, виды
§ 5. Пробелы в праве. Применение норм права по аналогии
Глава 15. Толкование права
§ 1. Толкование норм права: понятие и необходимость
§ 2. Виды толкования по субъектам
§ 3. Способы и объем толкования правовых норм
§ 4. Акты толкования права: понятие, особенности, виды
§ 5. Юридическая практика
Глава 16. Коллизии в праве
§ 1. Понятие и причины юридических коллизий
§ 2. Виды юридических коллизий
§ 3. Способы разрешения юридических коллизий
Глава 17. Правовые отношения
§ 1. Понятие правоотношений как особого вида общественных отношений
§ 2. Предпосылки возникновения и функционирования правоотношений
§ 3. Субъекты правоотношений. Правоспособность и дееспособность
§ 4. Субъективное право и юридическая обязанность как содержание правоотношения
§ 5. Объекты правоотношений: понятие и виды
§ 6. Юридические факты и их классификация
Глава 18. Законность и правопорядок
§ 1. Объективная необходимость законности и правопорядка
§ 2. Понятие и основные принципы законности
§ 3. Правопорядок. Соотношение правового и общественного порядка
§ 4. Гарантии законности и правопорядка: понятие и виды
Глава 19. Правомерное поведение и правонарушение
§ 1. Правомерное поведение: понятие, виды, мотивы
§ 2. Правонарушение: понятие, признаки, виды
§ 3. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
Глава 20. Юридическая ответственность
§ 1. Социальная ответственность: понятие и виды
§ 2. Юридическая ответственность: особенности и виды
§ 3. Два аспекта ответственности
§ 4. Презумпция невиновности
§ 5. Цели, функции и принципы юридической ответственности
Глава 21. Цели и средства в праве
§ 1. Правовые цели: понятие, признаки, виды
§ 2. Использование правовых целей в российском законодательстве
§ 3. Правовые средства: понятие, признаки, виды
§ 4. Функции правовых средств
Глава 22. Правовое регулирование
§ 1. Понятие и элементы механизма правового регулирования
§ 2. Стадии механизма правового регулирования
§ 3. Эффективность механизма правового регулирования
§ 4. Способы и типы правового регулирования
§ 5. Правовое регулирование и правовое воздействие
§ 6. Стимулы и ограничения как средства правового воздействия
§ 7. Льготы, привилегии и иммунитеты в праве
Глава 23. Правовая политика
§ 1. Общая характеристика политики
§ 2. Сущность и основные принципы правовой политики
§ 3. Основные приоритеты российской правовой политики

М.: 2007 . - 640 с. ; Консультант Плюс, 2009, 2-е изд.

Учебник содержит все основные положения и темы, предусматриваемые действующей программой по теории государства и права. Устоявшиеся точки зрения и взгляды на проблемы государства и права рассматриваются с использованием новых методических подходов.

Основные положения излагаемого курса базируются на принципах историзма, объективности и конкретности, а также общепризнаваемых закономерностей формальной и диалектической логики. При характеристике рассматриваемых государственно-правовых явлений используются и частно-научные методы.

При изложении материала теоретические положения иллюстрируются примерами из действующего законодательства, правовой и социально-экономической политики Российской Федерации и других государств на различных этапах исторического развития, а также положительных и иных примеров из практики государственного строительства.

Книга рассчитана на студентов и слушателей юридических факультетов высших и средних учебных заведений, а также на всех изучающих или интересующихся проблемами теории государства и права.

Формат: doc / zip (2007, 640с.)

Размер: 925 Кб

/ Download файл

Формат: pdf / zip (2007, 640с.) (в pdf лучше, здесь сама книга)

Размер: 1 ,94 Мб

/ Download файл

Формат: pdf (2009 , 2- е изд., дополн. и перераб., учебник с учебно-методическими материалами). Интерактивное оглавление слева, если не забыть включить метку Bookmark во View .

Размер: 7,9 Мб

yandex.disk

Содержание
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА, ЕГО МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ 3
ПРОГРАММА КУРСА 4
ЛИТЕРАТУРА И СПЕЦИАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ 9
Литература ко всем темам 9
1. Литература к разделу 10
2. Литература к разделу "Теория государства" 10
3. Литература к разделу "Теория права" 12
4. Литература к разделу 13
5. Литература к разделу 13
Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 15
Тема 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК НАУКИ 15
Тема 2. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 20
Тема 3. МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 21
Тема 4. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 23
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 23
ЛИТЕРАТУРА 24
а) основная 24
б) дополнительная 25
Раздел 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27
Тема 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ 27
Тема 2. ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 27
Тема 3. ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 30
"Восточный" путь 30
"Западный" путь 33
Тема 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕОРИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ 37
Теологическая теория 38
Патриархальная теория 39
Органическая теория 39
Теория насилия 40
Психологическая теория 41
Теория общественного договора (Договорная теория) 42
Ирригационная теория 46
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 48
ЛИТЕРАТУРА 48
а) основная 48
б) дополнительная 49
Раздел 3. ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА 51
Тема 1. НЕОБХОДИМОСТЬ В ТИПОЛОГИИ 51
Тема 2. ПОНЯТИЕ ТИПА И СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА 52
Тема 3. ФОРМАЦИОННЫЕ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ТИПОЛОГИИ 52
Тема 4. РАЗНОВИДНОСТЬ СМЕНЫ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА 54
Тема 5. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВА 55
Рабовладельческое государство 55
Феодальное государство 56
Буржуазное (капиталистическое) государство 57
Социалистическое государство 59
Тема 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В ПЕРИОД 59
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 66
ЛИТЕРАТУРА 66
а) основная 66
б) дополнительная 67
Раздел 4. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 69
Тема 1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА 69
Тема 2. ГОСУДАРСТВО - ОСНОВНОЕ ЗВЕНО 70
Тема 3. ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ 73
Тема 4. ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 80
Самые религиозные европейские страны 83
Тема 5. ГОСУДАРСТВО И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ 85
Тема 6. ГОСУДАРСТВО И ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 86
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 86
ЛИТЕРАТУРА 86
а) основная 86
б) дополнительная 87
Раздел 5. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА 91
Тема 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА 91
Тема 2. ГЕНЕЗИС РАЗВИТИЯ ФУНКЦИЙ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА 94
Основные функции государства диктатуры пролетариата 94
Основные функции общенародного государства 95
Внутренние функции 96
Внешние функции 98
Тема 3. ФУНКЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ 106
Тема 4. ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ФУНКЦИЙ 108
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 109
ЛИТЕРАТУРА 109
а) основная 109
б) дополнительная 110
Раздел 6. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА 112
Тема 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА 112
Тема 2. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 114
Представительные органы государственной власти 115
Органы исполнительной власти 119
Местные органы государственной власти 123
Судебные органы 125
Тема 3. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 135
Тема 4. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 136
Тема 5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 136
Тема 6. РОЛЬ И МЕСТО БЮРОКРАТИИ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВА 138
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 141
ЛИТЕРАТУРА 141
а) основная 141
б) дополнительная 142
Раздел 7. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 148
Тема 1. СУЩНОСТЬ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 148
Тема 2. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВЛЕНИЯ 148
Монархия 148
Республика 151
Виды республик 155
Тема 3. ФОРМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА 158
Конфедерация 162
Тема 4. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 165
Тема 5. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 167
Итоги референдумов по объединению российских регионов 169
Меры федерального вмешательства 178
Тема 6. ФОРМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО (ГОСУДАРСТВЕННОГО) РЕЖИМА 184
Тема 7. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ 190
Тема 8. ПРИЧИНЫ И ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ФОРМ ГОСУДАРСТВА 192
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 196
ЛИТЕРАТУРА 196
а) основная 196
б) дополнительная 197
Раздел 8. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВА. 203
Тема 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 203
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ, ОБЪЯСНЯЮЩИЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 204
Юридический позитивизм 204
Нормативистская теория (позитивистский нормативизм) 206
Прагматический позитивизм 207
Социологическая теория 207
Психологическая теория 207
Философская теория 208
Теория естественного права 208
Интегративная теория 209
Классовая (марксистская) теория 209
Либертарно-юридическая теория 209
Тема 3. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ И ТЕХНИЧЕСКИХ НОРМ 212
Тема 4. ПРИЗНАКИ ПРАВА 215
Тема 5. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВА 215
Тема 6. ФУНКЦИИ ПРАВА 215
Тема 7. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА 216
Рабовладельческое право 216
Феодальное право 217
Капиталистическое право 217
Конституционное право 217
Уголовное право 218
Судоустройство и процесс 218
Социальное законодательство 218
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 218
ЛИТЕРАТУРА 219
а) основная 219
б) дополнительная 220
Раздел 9. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ МИРА 223
Тема 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПРАВОВЫХ СЕМЕЙ 223
Тема 2. РОМАНО-ГЕРМАНСКАЯ (КОНТИНЕНТАЛЬНАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 223
Тема 3. АНГЛОСАКСОНСКАЯ ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ (ОБЩЕГО ПРАВА) 226
Тема 4. РЕЛИГИОЗНО-ТРАДИЦИОННЫЕ ПРАВОВЫЕ СЕМЬИ 230
Еврейское право 230
Каноническое (церковное) право 232
Мусульманское право 238
Индусское право 242
Китайское право 243
Япония 245
Тема 5. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ (РОССИЙСКАЯ) ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ 246
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 247
ЛИТЕРАТУРА 247
а) основная 247
б) дополнительная 249
Раздел 10. НОРМЫ ПРАВА 252
Тема 1. ПОНЯТИЕ НОРМЫ ПРАВА И ЕЕ ПРИЗНАКИ 252
Тема 2. СТРУКТУРА ПРАВОВОЙ НОРМЫ 255
Тема 3. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПРАВОВЫХ НОРМ 260
Тема 4. СООТНОШЕНИЕ ПРАВОВОЙ НОРМЫ И СТАТЬИ 265
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 266
ЛИТЕРАТУРА 266
а) основная 266
б) дополнительная 268
Раздел 11. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА 270
Тема 1. ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 270
Тема 2. ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА 273
Правовой обычай 273
Законник Хаммурапи 275
Законы Ману (I век до н. э.) 276
Правовой прецедент 276
Международное право 280
Нормативный правовой акт 284
Нормативный договор 289
Доктрина и религиозные тексты 292
Тема 3. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ 293
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 293
ЛИТЕРАТУРА 294
а) основная 294
б) дополнительная 295
Раздел 12. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 299
Тема 1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ПРАВОТВОРЧЕСТВА 299
Тема 2. СТАДИИ ПРАВОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 300
Тема 3. ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ 307
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 310
ЛИТЕРАТУРА 310
а) основная 310
б) дополнительная 311
Раздел 13. СИСТЕМА ПРАВА 315
Тема 1. СИСТЕМА ПРАВА И ЕЕ СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ 315
Тема 2. ЧАСТНОЕ И ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО 316
Тема 3. ПРАВОВЫЕ РЕЖИМЫ 318
Тема 4. СООТНОШЕНИЕ НОРМ МЕЖДУНАРОДНОГО 324
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 328
ЛИТЕРАТУРА 328
а) основная 329
б) дополнительная 330
Раздел 14. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 335
Тема 1. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 335
Тема 2. ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ 340
Тема 3. СООТНОШЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА 350
Тема 4. РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПРАВА И СИСТЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 352
Тема 5. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ 353
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 356
ЛИТЕРАТУРА 357
а) основная 357
б) дополнительная 358
Раздел 15. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 362
Тема 1. ПОНЯТИЕ И УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВООТНОШЕНИЙ. 362
Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ 365
Тема 3. СТРУКТУРА ПРАВООТНОШЕНИЙ 366
Тема 4. ЮРИДИЧЕСКИЕ ФАКТЫ 367
Тема 5. ВИДЫ ПРАВООТНОШЕНИЙ 369
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 369
ЛИТЕРАТУРА 369
а) основная 369
б) дополнительная 370
Раздел 16. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 373
Тема 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА 373
Тема 2. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА 373
Установление фактических обстоятельств дела 374
Установление юридической основы дела - выбор 375
Тема 3. ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ 375
Тема 4. ПРОБЕЛЫ В ПРАВЕ 378
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 378
ЛИТЕРАТУРА 378
а) основная 378
б) дополнительная 379
Раздел 17. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА 381
Тема 1. ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 381
Тема 2. ВИДЫ ТОЛКОВАНИЙ НОРМ ПРАВА 384
Тема 3. ПРИЕМЫ (СПОСОБЫ) ТОЛКОВАНИЯ ПРАВОВЫХ НОРМ 386
Тема 4. АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ ПРАВА 390
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 391
ЛИТЕРАТУРА 391
а) основная 391
б) дополнительная 392
Раздел 18. МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 394
Тема 1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА ДЕЙСТВИЯ ПРАВА 394
Тема 2. ПОНЯТИЕ И СТАДИИ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 394
Тема 3. АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 395
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 396
ЛИТЕРАТУРА 396
а) основная 396
б) дополнительная 397
Раздел 19. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, 399
Тема 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОМЕРНОГО ПОВЕДЕНИЯ 399
Тема 2. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, 399
Тема 3. СОСТАВ ПРАВОНАРУШЕНИЙ 402
Тема 4. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЕЕ ВИДЫ 403
Тема 5. ПОМИЛОВАНИЕ КАК АКТ МИЛОСЕРДИЯ, 406
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 412
ЛИТЕРАТУРА 412
а) основная 412
б) дополнительная 413
Раздел 20. ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК 416
Тема 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЗАКОННОСТИ 416
Тема 2. ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ 422
Тема 3. ЗАКОННОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ 424
Тема 4. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗАКОННОСТИ В РОССИИ 425
Тема 5. ПОНЯТИЕ ПРАВОПОРЯДКА, 428
Правопорядок и общественный порядок 428
Тема 6. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА 430
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 434
ЛИТЕРАТУРА 434
а) основная 434
б) дополнительная 435
Раздел 21. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 440
Тема 1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ И ЛИЧНОСТИ 440
Тема 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА 441
Самые информационно открытые федеральные органы 448
Тема 3. ПРИНЦИПЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 459
Тема 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ЛИЧНОСТИ 459
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 462
ЛИТЕРАТУРА 462
а) основная 462
б) дополнительная 463
Раздел 22. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 469
Тема 1. ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ВИДЫ И ФУНКЦИИ ПРАВОСОЗНАНИЯ 469
Тема 2. ПОНЯТИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ 473
Тема 3. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ 474
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 475
ЛИТЕРАТУРА 476
а) основная 476
б) дополнительная 477
Раздел 23. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ЭКОНОМИКА 479
Тема 1. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА И ЭКОНОМИКИ 479
Тема 2. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРАВА НА ЭКОНОМИКУ 480
Тема 3. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ЭКОНОМИКУ 481
Тема 4. СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ 485
Тема 5. ЗАПАДНАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ 486
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 487
ЛИТЕРАТУРА 488
а) основная 488
б) дополнительная 488
Раздел 24. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ 492
Тема 1. СПОСОБЫ И СРЕДСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ГОСУДАРСТВОМ 492
Динамика развития экономики Москвы, % 495
Тема 2. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВА 496
Уровень прозрачности российских банков (2005 г.) 502
Крупнейшие компании мира (по состоянию на июнь 2005 г.) 504
Тема 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК 505
Выезд российских туристов за границу, тыс. чел. 507
Въезд иностранных туристов в Россию, тыс. чел. 507
Ведущие нефтедобытчики России (млн. тонн) 515
Тема 4. ГОСУДАРСТВО, ЭКОНОМИКА 518
Десять самых богатых людей мира 522
Самые богатые россияне в списке миллиардеров мира 522
Самые богатые люди стран - членов СНГ 524
Среднемесячная зарплата в странах СНГ за 2004 г. 528
Количество условных продовольственных наборов, 529
Рейтинг вузов России по количеству выпускников 530
Рейтинг региональных вузов по количеству выпускников 530
Средняя заработная плата выпускников московских вузов 530
Средняя заработная плата по отраслям 531
Средняя заработная плата работников органов 531
Тема 5. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 533
Тема 6. СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ БИЗНЕСА 542
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 544
ЛИТЕРАТУРА 544
а) основная 544
б) дополнительная 545
Раздел 25. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 549
Тема 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 549
Тема 2. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 554
Высокий уровень материального обеспечения населения 554
Высокий уровень культуры 555
Демократия и политический плюрализм 556
Деидеологизация общества и управления 558
Тема 3. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 558
Тема 4. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО 560
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 562
ЛИТЕРАТУРА 562
а) основная 562
б) дополнительная 563
Раздел 26. ГОСУДАРСТВО, ПРАВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО 567
Тема 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ ГОСУДАРСТВА, ПРАВА 567
Тема 2. СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 568
Тема 3. ПРИЗНАКИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 570
Тема 4. ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 570
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 580
ЛИТЕРАТУРА 580
а) основная 580
б) дополнительная 581
ТЕСТОВЫЕ ВОПРОСЫ ПО КУРСУ "ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА" <*> 584
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 600
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ 601
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 602
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 603
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 606
Содержание 626

Чебоксары – 2004

Корсаков В.Н., Петров В.Р. Теория государства и права:

Учебное пособие. – Чебоксары, 2004. – 203 с.

Рецензенты: Петренко Н.И., доктор юридических наук,

кандидат юридических наук, доцент

В работе в сжатой форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Теория государства и права».

Простота и доступность излагаемого материала позволяют в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к семинарским и практическим занятиям, семестровым и государственным экзаменам по теории государства и права студентам юридических факультетов учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой. Предмет ее изучения образуют основные юридические понятия и принципы, ценностные приоритеты, а также наиболее общие закономерности происхождения и развития государства и права. Она знакомит обучаемых с юридической терминологией, содержанием основных принципов юридической техники, формирует профессиональное правосознание и правовую культуру. Теория государства и права относится к числу первичных (вводных) дисциплин, изучаемых на первом курсе обучения в юридических вузах. В ходе изучения вводного курса теории государства и права устанавливаются структурно-логические связи между абстрактными теоретическими конструкциями и понятийно-категориальным аппаратом, между правовой теорией и юридической практикой, что является достаточно сложным для понимания и усвоения студентами первого курса. В этой связи возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью наукоемкости. Предлагаемый конспективный курс лекций по теории государства и права, как нам представляется, вполне отвечает изложенным требованиям.

Теория государства и права является не только вводной, но и обобщающей дисциплиной, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Базовый характер теории государства и права предопределяет включение данной дисциплины в программу государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны. Вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса, соответствуют содержанию действующей программы по теории государства и права. Пособие составлено с учетом современного уровня достижений в области теоретического правоведения и юридической практики. Особую помощь предлагаемое учебное пособие может оказать студентам при написании курсовых работ, а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Приоритетное место теории государства и права в системе отечественного юридического образования обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. По этим проблемам опубликовано уже значительное число оригинальных работ (монографий, учебников, учебных пособий и т. д.). При этом точки зрения, имеющие место в подобных научных трудах, естественно, отличаются друг от друга, достигая в отдельных случаях диаметрально противоположных позиций. Учитывая данное обстоятельство, автор по мере своих сил и возможностей постарался показать различные подходы к освещению того или иного вопроса, фрагментарно используя материалы из ниже перечисленных работ:

– Общая теория права. М., 1993;

– Курс лекций по теории государства и права. Саратов, 1993;

– Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993;

– Общая теория права и государства. М., 1994;

– Теория государства и права. М., 2000;

– Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000, и др.



Просмотров