Тип речи: описание, повествование, рассуждение. Тип речи описание: примеры. Что такое описание

Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание,

Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель

Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.

Тип речи — описание (определение)

Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.

Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.

Цель описания

Цель описания д ать адресату наиболее полное представление о предмете.

Особенности описания

Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.

Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.

Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.

1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;

П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;

Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.

Определение

Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).

При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию

(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).

Объяснение

Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,

Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.

Характеристика

Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).

Смотрите нашу презентацию по этой теме:

Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Описание

Описа́ние

Один из типов функционально-смысловой организации текста (наряду с повествованием и рассуждением). Описание – это статичная картина, изображение чего-либо: человека (портрет ), природы (пейзаж ), обстановки действия и пр. По способам организации текста описания делятся на индуктивные (от части к целому, напр. описание комнаты Ильи Ильича Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов») и дедуктивные (от целого к части, напр. описание Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»). По способу сочетания с основным текстом произведения описания делятся на статические (описание, прерывающее развитие действия, достаточно большое по объёму, напр. описание парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные») и динамические (описание, включённое в развитие действия, напр. описание природы через восприятие героя в рассказе А. П. Чехова «Степь»). В произведениях, основанных на приключенческом, захватывающем сюжете (детектив , авантюрный роман и т. п.) описания встречаются крайне редко, т. к. задача автора – постоянно подогревать интерес читателя к действиям. В лирике и прозе встречаются произведения, построенные целиком на описании (напр., «Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державина ).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Описание

ОПИСАНИЕ Под описанием в собственном значении этого слова принято понимать законченный цельный эпизод художественного повествования, выделенный в качестве особо изображаемого. Выделенность и, обособленность того или иного момента, изображение его в больших подробностях или с большей силой и настойчивостью, чем остальные, и создает специальный смысл самого термина, отграничивая его от близкого понятия рассказывания или повествования. Все виды словесного искусства, эпос, поэма, роман, новелла не в равной мере пользуются описанием, приэтом всегда с различными приемами и методами. Вообще описание, как способ подчеркивания тех или иных композиционных деталей самым тесным образом связано с повествовательным жанром и в общих границах повествования занимает соответствующее место в зависимости от целей и манеры писателя. В романе или рассказе, рассчитанном на точное и подробное изображение действительности, описание часто является основой самого повествования, которое и ведется в порядке последовательной смены широко и подробно захваченных моментов. Так реалистическая школа средины XIX-го века, поскольку она считала своею целью художественное воспроизведение по возможности всей окружающей нас действительности, часто давала ряд описаний, непропорционально выделявшихся своими подробностями и мелочами. В сюжетном повествовании или новелле с острой законченной темой описания даются лишь небольшими короткими штрихами, вплетаясь в самую динамику изложения и всецело подчиняясь ей. В этом смысле описание по форме можно разделить на два основных типа: статическое или выделяющее отдельные моменты и эпизоды, как нечто устойчивое и обособленное, и динамическое, осуществляющееся способами рассказывания, незаметно переходящее в самый рассказ.

Статическое описание не знает такого разнообразия приемов, как описание динамическое. Оно рассматривает явления в порядке по следовательной смены признаков, стремясь дать цельную одновременную картину. Динамическое описание с перебоями, паузами и отступлениями слагается, как нечто более соответствующее самому темпу рассказа. Последняя манера является особенно характерной для последних лет, и ее нужно связывать со стремлением вообще совместить ряд параллельных и часто противоречащих деталей, которые связываются в порядке не логическом, а скорее в порядке известного живописного настроения. Последней эпохой блестящих картинных описаний был французский романтизм с его любовью в словесной красочности, к изображению вещей ради них самих. (Т. Готье). Злоупотребление описаниями у романтиков выросло из чисто эстетических потребностей и не может быть сравниваемо с задачами натуралистической школы, стремившейся изображать явления в порядке «научной» классификации. Умелое описание может быть очень ценным и в смысле художественного метода и как композиционный прием: оно конкретизирует изложение, насыщает его вещественностью. И чем конкретнее описание, тем легче от него перейти к резко выделяющимся образам или деталям, которые управляют вниманием, подчиняя его известной точке зрения или гипнотизируя ею. Переход цельного художественного описания в ряд реалистических деталей, почти всегда внезапных, следующий за импрессионизмом момент в технике описания, обязанный ему. В композиционном отношении описание может иметь значение паузы, остановки, соответствующей перемене ритма в поэзии. Таково значение описаний, заканчивающий какой-нибудь отдельной, иногда драматический эпизод в поэме или романе. Такими ритмами повествовательных пауз любил пользоваться Гоголь.

Мастерство и техника описания . Художественное описание по самым своим задачам отличается от так называемого описания научного. Оно знает особую логику наблюдения и передаст ту или иную деталь прежде всего с известной обусловленной точки зрения. Изображаемые признаки явления большею частью относятся к числу случайных, т.-е. таких, которые интересны и важны только в данный момент. Благодаря этому изображаемое получает индивидуальные очертания. Таков основной метод описания общий всем художникам слова, и разнообразный до бесконечности в зависимости от индивидуальной манеры каждого или требований, предъявляемых данным замыслом. Иногда описание может ограничиться отдельным образом или олицетворением, в котором скрыто все, что хотел сказать автор, - таковы особенно описательные моменты в поэзии; в других случаях его сила или изобразительность обусловливается эмоциональными или субъективными особенностями стиля. Наибольшая живость и впечатлительность описания достигается двумя способами: 1) передачей явления, как чего то постепенно-переживаемого (способ рассказывания) и 2) его наивным безыскусственным изображением, когда оно кажется абсолютно новым, как будто увиденным в первый раз (Гамсун). В некоторых случаях особенная запоминаемость, неожиданность описания достигается умелым наблюдением самых незаметных деталей и своеобразной их комбинацией (примеры в «Шинели» Гоголя). Значение и ценность описания, как художественного приема всецело обусловливается задачами данного произведения. В современной литературе можно отметить постепенное вытеснение описаний статических, заменяемых принципом непрерывного рассказывания.

К. Локс. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "описание" в других словарях:

    Описание - ОПИСАНИЕ Под описанием в собственном значении этого слова принято понимать законченный цельный эпизод художественного повествования, выделенный в качестве особо изображаемого. Выделенность и, обособленность того или иного момента, изображение … Словарь литературных терминов

    Описательное высказывание, дескриптивное высказывание (от англ. description описание) высказывание, главной функцией которого является описание действительности. Если О., даваемое высказыванием, соответствует реальному положению дел, высказывание … Философская энциклопедия

    ОПИСАНИЕ, описания, ср. (книжн.). 1. Действие по гл. описать. Заниматься описанием картин. 2. Сочинение, описывающее что нибудь (см. описать в 1 и 2 знач.). Составить описание картин. Напечатать описание путешествия. Издать описание рукописей. || … Толковый словарь Ушакова

    См. изображение не поддаваться описанию... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. описание изображение, воссоздание, отображение, обрисовка, показ; определение, дефиниция;… … Словарь синонимов

    Описание - должно быть не слишком длинным, особенно устное, последовательным и как можно более конкретным. Описание процесса – в последовательности отдельных фаз, действий, по порядку их временного следования; описание предмета – по его существенным частям … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    описание - Описание должно быть не слишком длинным, особенно устное, последовательным и как можно более конкретным. Описание процесса – в последовательности отдельных фаз, действий, по порядку их временного следования; описание предмета – по его… … Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

    ОПИСАНИЕ, дескрипция (англ. description описание) 1) процедуры фиксации средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, фиксируемых в наблюдении, эксперименте и измерении; 2) способ языковой индивидуализации объектов,… … Новейший философский словарь

    Раздел программы, идентифицирующий структуры данных, которыми должна манипулировать программа, и описывающий их типы. См. также: Типы данных Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке … Большой Энциклопедический словарь

    ОПИСАНИЕ, я, ср. 1. см. описать. 2. Сочинение, изложение, в к ром что н. описывается. Географические описания. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. description; нем. Beschreibung. 1. Воспроизведение характеристик объекта с целью воссоздать в сознании образ объекта. 2. Этап научного исследования, состоящий в фиксировании данных эксперимента или наблюдения посредством определенных систем … Энциклопедия социологии

Художественное своеобразие. В комментарии к «Евгению Онегину» (Гл. Программа Г. Меркина Баллада В. А. Жуковского «Светлана». По поверью, будто бы. Бросание башмачка. В древней Руси, гадание было распространено особенно в эпоху теремного затворничества. 6 класс Литература. Святочные гадания на Руси. Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Литьё воска. «Светлана»». «Гадающая Светлана» Карл Брюсов. Даже в библии и то мы встречаем неоднократные случаи гадания. Слушающие обязательно должны быть девушки!

«Зощенко в литературе» - Наставничество Горького и "метаморфоза" Зощенко. О созвучности художественных миров Зощенко и Высоцкого первым, пожалуй, высказался Е. Евтушенко в стихах, посвященных смерти поэта: “Для нас Окуджава был Чехов с гитарой. Особенности драматического конфликта. "Зверь" и "неживой человек" в мире раннего Зощенко. Драматургическое наследие М.М. Зощенко - достаточно обширное и своеобразное, чтобы стать объектом внимания и изучения, - всегда считалось наиболее слабой, неинтересной частью творчества писателя. Тема, обозначенная в заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования.

«Повесть о настоящем человеке» - Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке». Алексей Маресьев. Врачи было наложили запрет, да за гонщика вступился летчик Алексей Маресьев. Побратим Маресьева капитан Валерий Гринчак. А.П. Маресьев в самолете. Алексея Григорьевича можно смело вносить в Книгу рекордов Гиннесса. Вопросы к читательской конференции по повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» (2). Можно представить, сколько физических и нравственных страданий пережил Валерий.

«Пришвин по литературе» - Под Костромой 1931 Кабардино-Балкария 1936. Сказка-быль "Кладовая - солнца". Учился в сельской школе, потом в Елецкой гимназии Липецкой губернии. Особенности жанра. К.Паустовский. Цель урока: Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954. План: Место и время действия. Миша Пришвин 8 лет. Урок литературы в 6 классе. Подготовила: Лупинос Н. П., учитель русского языка и литературы МОУ Красненская СОШ. Финал. Дом, в котором родился М. Пришвин. Рассказ о жизни Насти и Митраши - сказка или быль?

«Пушкин 6 класс» - Детские годы Пушкина протекли в Москве и подмосковном селе Захарове. 19 октября 1811 года. Первый раз в апреле 1829 г., но получил неопределенный ответ. Пушкин был убит на дуэли Дантесом. Пал оклеветанный молвой. Дети Пушкина. "Пушкин поражен был красотою Н. Н. Гончаровой с зимы 1828 - 1829 года. Я прочел мои "Воспоминания в Царском Селе", стоя в двух шагах от Державина. Лицейская пора (1811 - 1817). Царское село.

«Дубровский 6 класс» - Автор: Морозова О.И. Молодой барин Владимир Дубровский. Русский барин Кирила Петрович Троекуров-любитель собак. Грозный барин К.П. Троекуров. Владимир воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Главные герои романа «Дубровский». Отец и сын Дубровские. Презентация по литературе на тему А.С. Пушкин «Дубровский» 6 класс

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Типы речи: описание, повествование, рассуждение

На этой странице есть теория, таблицы и примеры по данной теме.

Определения для типов описание, повествование, рассуждение есть на другой странице про типы речи в русском языке .

Все наши высказывания могут быть сведены к трем общим типам речи: описанию, повествованию и рассуждению.

Главная задача автора при описании - указать признаки описываемого. Поэтому к текстам такого типа можно задать вопросы: каков предмет описания? как он выглядит? какие признаки для него характерны? как он функционирует и т. д.

Выделяются несколько основных видов описания: описание предмета, животного или человека, описание места, описание состояния среды и состояния человека.

Приведем примеры разных видов описания.

Описание предмета, животного или человека

1.Окраска опенка осеннего желтовато-серая. Она может быть и грязно-коричневой, а к середине шляпки - более темной. Ножка тонкая, плотная, у шляпки белая, к основанию серая, иногда коричневая.

2.На левой руке продавца сидит крошечный весёлый фокстерьерчик. Он необычайно мал и мил. Глазки его задорно блестят, миниатюрные лапочки находятся в непрерывном движении. Фокстерьер сделан из какой-то белой материи, глаза - из литого стекла (по А. Куприну).

3.Один только человек принадлежал нашему обществу, не будучи военным. Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя. Некогда он служил в гусарах, и даже счастливо; никто не знал причины, побудившей его выйти в отставку и поселиться в бедном местечке, где жил он вместе и бедно и расточительно: ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка (А. Пушкин).

Описание места

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, т. е. на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины (Н. Гоголь).

Описание состояния (среды или человека)

1.На дворе стоит серое, слезливое утро. Дождевые капли барабанят в окна. Ветер плачет в трубах и воет, как собака, потерявшая хозяина (по А.Чехову).

2.Отчаяние овладело мной. Злоба на самого себя туже и туже скручивала грудь. К злобе на самого себя примешивалась ненависть к проклятой, выматывающей душу тишине (А. Гайдар).

Главная задача автора при повествовании - сообщить о последовательности действий или событий. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: какова последовательность действий (событий)? что происходило сначала и что происходило потом?

Приведем примеры повествования.

1.Карло вошёл в каморку, сел на единственный стул и, повертев и так и этак полено, начал ножом вырезать из него куклу. Первым делом он вырезал на полене волосы, потом - лоб, потом - глаза… Сделал кукле подбородок, шею, плечи, туловище, руки… (по А. Толстому).

2.Стакан геркулесовых хлопьев залейте тремя стаканами горячей воды или молока, доведите до кипения. Затем добавьте соль и сахар по вкусу. Варите на слабом огне при помешивании 15-20 минут. Потом добавьте сливочного масла по вкусу.

Рассуждение как тип речи принципиально отличается от описания и повествования. Описание и повествование используются для изображения окружающей действительности, в рассуждении же передается последовательность человеческих мыслей. Главная задача автора при рассуждении - обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить причины того или иного явления, события, его сущность. Поэтому к текстам такого типа можно задать следующие вопросы: почему? в чем причина данного явления? что из этого следует? каковы следствия данного явления? что оно значит? Рассуждение обычно состоит из двух частей. В одной части содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать, либо вывод, который следует из доказательства. В другой части дается обоснование тезиса: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Порядок рассуждения можно представить в следующем виде:

(от тезиса к аргументам).

(от аргументов к выводу).

Приведем примеры рассуждения.

1.Имена двух соперников Руслана - Рогдая и Фарлафа - отнюдь не художественная фантазия молодого Пушкина. Их автор взял, вероятно, из многотомной «Истории государства Российского» Карамзина. Карамзин, описывая богатырские пиры князя Владимира, говорит о знаменитом Рахдае, который, воюя, «расширил пределы государства на западе». Что касается Фарлафа, то это имя Карамзин упоминает, описывая княжение Вещего Олега. Фарлаф был одним из бояр этого князя.

2.Имя Гвидон («Сказка о царе Салтане») явно не русского происхождения. В его звучании угадывается итальянское имя Гвидо. Иноязычное происхождение можно усмотреть и в имени царя Дадона («Сказка о золотом петушке»). Все прояснится, когда мы обратимся к знаменитому рыцарскому роману о подвигах рыцаря БОВО Д"АНТОНА, в котором действуют и «славный король Гвидон» и «король Дадон», ведь именно оттуда, судя по всему, Пушкин взял эти имена.

Обобщим разницу типов речи в следующей таблице.

Основные вопросы, характерные для данного типа речи

Описание

Указать признаки описываемого предмета, лица, места, состояния.

Каков предмет описания?

Как он выглядит?

Какие признаки для него характерны?

Повествование

Сообщить о последовательности действий или событий.

Какова последовательность действий (событий)?

Что происходило сначала и что происходило потом?

Рассуждение

Обосновать то или иное выдвигаемое положение (тезис), объяснить сущность, причины того или иного явления, события.

Почему?

В чем причина данного явления?

Что из этого следует?

Каковы следствия данного явления?

Что оно значит?

В речевой практике разные типы речи часто сочетаются друг с другом, и в этом случае их описывают, отмечая ведущий тип речи и элементы других типов речи (например, «рассуждение с элементами описания»).

один из типов функционально-смысловой организации текста (наряду с повествованием и рассуждением). Описание – это статичная картина, изображение чего-либо: человека (портрет), природы (пейзаж), обстановки действия и пр. По способам организации текста описания делятся на индуктивные (от части к целому, напр. описание комнаты Ильи Ильича Обломова в романе И. А. Гончарова «Обломов») и дедуктивные (от целого к части, напр. описание Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»). По способу сочетания с основным текстом произведения описания делятся на статические (описание, прерывающее развитие действия, достаточно большое по объему, напр. описание парижской клоаки в романе В. Гюго «Отверженные») и динамические (описание, включенное в развитие действия, напр. описание природы через восприятие героя в рассказе А. П. Чехова «Степь»). В произведениях, основанных на приключенческом, захватывающем сюжете (детектив, авантюрный роман и т. п.) описания встречаются крайне редко, т. к. задача автора – постоянно подогревать интерес читателя к действиям. В лирике и прозе встречаются произведения, построенные целиком на описании (напр., «Евгению. Жизнь званская» Г. Р. Державина).



Просмотров