Ухудшение жилищных условий при военной ипотеке. Что такое намеренное ухудшение условий проживания и какие его последствия? Намеренное ухудшение жилищных условий по Жилищному кодексу РФ

08.12.2016

Намеренное ухудшение жилищных условий – одно из основных препятствий для реализации военнослужащими своих жилищных прав.

Что такое намеренное ухудшение жилищных условий?

В соответствии со статьёй 53 Жилищного кодекса, Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий обладает рядом обязательных признаков:

  • они (намеренные ухудшения) совершаются гражданином, который имеет цель приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • данный гражданин не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении;
  • эти действия совершаются преднамеренно (с умыслом получить право быть признанным нуждающимся в жилом помещении);
  • в результате таких действий гражданин может быть признан нуждающимся в жилом помещении* .

* (Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. Н.М. Коршунова. М., 2005. С. 146 – 147).

Не являются действиями по намеренному ухудшению жилищных условий:

а) вселение военнослужащими в жилые помещения супругов, детей и в судебном порядке — родителей военнослужащих, иждивенцев, иных лиц, а также их регистрация по адресу воинской части, в которой военнослужащие проходят военную службу, если до вселения или регистрации по адресу воинской части указанные лица:

  • не имели жилых помещений в пользовании или на праве собственности;
  • имели право пользования жилыми помещениями или являлись собственниками жилых помещений, которые в установленном порядке были признаны непригодными для проживания;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военнослужащими военной службы при вступлении с ними в брак;
  • произвели действия по прекращению права пользования жилыми помещениями в связи с выездом к месту прохождения военной службы военнослужащими, являющимися их родителями (для не состоящих (состоявших) в браке несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

б) расторжение по инициативе получателя ренты договора ренты жилого помещения, заключенного им с военнослужащими и (или) членами их семей, с возвратом получателю ренты этого жилого помещения;

в) признание сделки с жилым помещением недействительной в судебном порядке, вследствие чего военнослужащие и (или) члены их семей утратили право пользования жилым помещением или собственности на жилое помещение.

При рассмотрении вопросов, связанных с действиями, указанными в настоящем пункте, военнослужащие представляют в уполномоченный орган документы, подтверждающие данные факты и время их наступления.

Важно : действия, не указанные в данном пункте, не обязательно являются намеренным ухудшением жилищных условий.

Сам перечень, составленный по принципу «от обратного», весьма сомнительный.

Например, если военнослужащий вселил супругу, которая ранее имела в собственности или пользовалась квартирой (или её частью), то по данному Приказу это является намеренным ухудшением жилищных условий. Однако трудно себе представить супругу военнослужащего, которая возникла из безвоздушного пространства или была ранее БОМЖом.

На самом деле, для определения того, было ли намеренное ухудшение жилищных условий, без математики и без применения таких понятий, как «уровень обеспеченности» «учетная норма» не обойтись (подробно об этих понятиях смотрите ).

Военнослужащий А, состав семьи 4 человека, в собственности квартира общей площадью 39 кв. метров, уровень обеспеченности составляет 39: 4 = 9, 75 кв. метров на одного человека.

Учётная норма, установленная в городе Ростове-на-Дону – 10 кв. метров. Военнослужащий вселил в квартиру супругу своего сына, которая ранее проживала в квартире, принадлежащей на праве собственности своей матери.

После вселения уровень обеспеченности составил 39: 5 = 7,8 кв. метров. Как до вселения, так и после него уровень обеспеченности был ниже учётной нормы, то есть право на получение жилого помещения (улучшения жилищных условий) было и ранее, а вселение ничего не изменило. Вывод: намеренного ухудшение жилищных условий не было.

Правовые позиции Конституционного Суда РФ

В случае возникновения споров по поводу того, имелось ли намеренное ухудшение жилищных условий, необходимо руководствоваться правовыми позициями Конституционного Суда РФ, в соответствии с которыми:

…По смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем…

…При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются…

…В этой ситуации решение вопроса о том, можно ли рассматривать…иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции…

Чем отличается намеренное ухудшение от сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений?

Как уже было сказано выше, намеренное ухудшение совершаются с целью приобрести право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, оно может быть совершено, если данный гражданин ещё не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Внимание!

Поэтому, если после признания военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, ему вдруг сообщают, что он намеренно ухудшил жилищные условия, да ещё и снимают с учёта нуждающихся, то такие действия являются незаконными и их необходимо в течение 3 месяцев обжаловать в суде.

Однако, если уже после признания нуждающимися в получении жилья, военнослужащий сделал отчуждение жилого помещения (или его части), то это будет совершение сделок и действий, которые привели к уменьшению размера занимаемых помещений. Правовые последствия — значительно отличаются. Однако этот вопрос подробно рассмотрен в специальной статье, которая посвящена теме предоставления жилого помещения.

Вопрос о намеренном ухудшении жилищных условий и последствиях этого при реализации военнослужащими и членами их семей права на получение жилья встречается довольно часто. В первую очередь это связано с тем обстоятельством, что сами военнослужащие или их супруги, будучи несовершеннолетними, участвовали в приватизации жилых помещений, в которых когда-то проживали с родителями.

В данном случае факт приватизации в несовершеннолетнем возрасте доли в квартире не лишает военнослужащего или кого-либо иного повторно воспользоваться правом приватизировать, то есть безвозмездно приобрести в собственность полученное от государство жилище. Но проблема как раз в другом, наличие доли собственности у военнослужащего или членов его семьи, в том числе признанного в установленном порядке находящимся на иждивении, не позволяет самому военнослужащему быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и соответственно получить квартиру на условиях социального найма, или получить жилище, или позволяет, но в меньшем размере, чем установлено нормами.

Отказ в предоставлении военнослужащему жилого помещения от министерства обороны распространяется и на случаи, когда военнослужащий ранее получил квартиру, дом или его часть в собственность в порядке наследования, в дар, приобрел в ипотеку, купил квадратных метров за собственные средства.

Как правило, владельцы собственного жилья стремятся избавиться от имеющейся недвижимости посредством дарения или продажи. Но это расценивается как намеренное ухудшение жилищных условий и, согласно пункта 8 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации,указанные сделки и действия учитываются за период не менее пять лет. То есть 5 лет военнослужащий не вправе требовать от государства жилого помещения, равного тому, которое им было отчуждено в пользу третьих лиц. По прошествии указанного периода семья военнослужащего вновь может претендовать на получение жилого помещения по нормам, установленным законодательством.

Иногда семьи прибегают к фиктивному разводу. Это, как правило, случается в том случае, когда у супруги военнослужащего оказывается доля собственности, полученная ей до брака. Развод и сопутствующий "раздел квартиры супруги" в этом случае на законных основаниях оставляет военнослужащего безквартирным и он вновь приобретает право на однокомнатную квартиру. Законодатели в отношении военнослужащих никак не желают видеть особенности военной службы и справедливости ради дать служивым, без прибегания к всяческим ухищрениям, положенные квадратные метры жилья.

Не смотря на очевидность положений закона, руководство жилищного департамента министерства обороны по-прежнему не желает считаться с положениями Семейного кодекса РФ в части личной собственности супругов, провоцируя тем самым судебные разбирательства и тяжбы, в которые военнослужащие в борьбе за право на жилье вынуждены втягиваться.

Не менее интересным эта проблема при предоставлении военнослужащему служебного жилого помещения. Имеется не мало примеров, когда жилищные комиссии после выявления факта намеренного ухудшения жилищных условий снимают военнослужащего с очереди на получение служебного жилья. Это не совсем верно с точки зрения закона.

Вышеуказаной статьей 57 Жилищного кодекса определено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. То есть в даной статье закона речь идет о случаях рассмотрения вопроса о предоставлении гражданину – военнослужащему, состоящему на военной службе по контракту, жилого помещения по договору социального найма или в собственность, но никак не служебного.

Право на служебное жилье подтверждается пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации, которым определено, что специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте, а так же пунктом 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которому военнослужащие, поступившие на военную службу после 1.01.1998 года, и совместно проживающие с ним члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями. Как видно из указанных норм права, основополагающим аргументом при решении вопроса предоставления военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, служебных жилых помещений является фактическое отсутствие жилой площади у семьи военнослужащего по месту военой службы.

    Высокие цены на недвижимость позволяют обзавестись собственным углом далеко не всем. На помощь приходят государственные программы по предоставлению жилья гражданам, чьи жилищные условия не соответствуют установленным нормам. И решающие значение для постановки на учет нуждающихся имеют причины ухудшения условий их проживания. "Ухудшение жилищных условий жителей РФ может стать основанием для постановки их в очередь на получение дополнительной площади от государства. На практике такую процедуру возможно осуществить лишь при условии непреднамеренного ухудшения условий проживания, что придется подтвердить документально, в том числе и таким категориям граждан, как военнослужащие.

    Что является ухудшением жилищных условий

    В федеральном законе четко не прописано, что можно отнести к понятию ухудшение жилищных условий. Однако жилищное законодательство трактует это как действия, в результате которых физические лица становятся претендентами на получение недвижимого имущества на социальных условиях. К непреднамеренному ухудшению жилищных условий, согласно этому, относятся:

  • вселение и одновременная прописка в дом или квартиру новых жильцов, за исключением временных. Примером тому может стать регистрация брака;
  • изменение состава семьи в случае рождения новых членов или развода;
  • обмен недвижимого жилого имущества и, как следствие, уменьшение его метража;
  • необходимый перевод части жилого помещения в нежилое, что влечет за собой изменение порядка пользования жильем;
  • отчуждение долей или целого жилого помещения, имеющихся в собственности граждан, в результате требований кредиторов или других обстоятельств;
  • выселение в судебном порядке собственника жилья и членов его семьи по причине невыполнения условий договора купли-продажи, безвозмездного пользования, коммерческого найма и др;

Важно отметить, что под ухудшение жилищных условий не попадают любые правовые операции договора аренды по инициативе желающего получить социальную недвижимость, прописка несовершеннолетних детей по месту жительства родителей, вселение родственников или супругов при соблюдении законодательных норм, а также отказ одаряемого от принятия в дар жилого имущества или дарителя от соблюдения условий договора дарения.

Кроме того, в каждом регионе действует свой закон, определяющий, какие действия можно отнести к ухудшающим жилищным условиям, поэтому при желании увеличить площадь квартиры на социальных условиях важно ознакомиться с местным законодательством.

Чтобы стать в очередь на получение социального жилья из-за ухудшения условий проживания, следует написать заявление по установленной форме и подписать всеми членами семьи. Собрать необходимый пакет документов, включая те, которые подтверждают право на получение дополнительной площади от государства, и подать все это в Департамент жилищной политики по месту проживания. Уточнить форму заявления и перечень документов можно на сайте этого ведомства или в любом многофункциональном центре (МФЦ).

Намеренное ухудшение жилищных условий военнослужащих

Вопрос улучшения жилищных условий такой категории граждан, как военнослужащие, регулируется ФЗ «О статусе военнослужащего», Постановлением Правительства № 512, а также ст. 52 Жилищного кодекса РФ. Действия, позволяющие военнослужащим претендовать на получение социального жилья в результате ухудшения жилищных условий, практически идентичны тем, которые прописаны для остальных категорий граждан. Равно как и намеренное ухудшение условий проживания. К последнему относится распоряжение имеющимся жильем в личных интересах, чтобы получить статус нуждающихся в дополнительной площади от государства.

Так, к незаконным способам ухудшения жилищных условий относятся:

  • намеренная продажа имеющегося жилья, в том числе полученного в наследство, чтобы потом стать на учет в качестве нуждающегося в увеличении жилой площади;
  • перепланировка квартиры;
  • расторжение договора социального найма в одностороннем порядке;
  • фиктивное расторжение брака;
  • искусственное расширение семьи посредством прописки в имеющейся муниципальной площади посторонних людей, в том числе в результате заключение фиктивного брака.

При этом прописка военнослужащим в своей квартире ребенка, старых родителей и других родственников-иждевенцев, даже если это предполагает уменьшение жилой площади на человека, не относится к намеренному ухудшению условий проживания, а значит, гражданин в этом случае вполне может претендовать на получение от государства дополнительной площади.

При установлении факта совершения любых действий, относящихся к незаконному ухудшению условий проживания с целью получения квартиры, военнослужащий может лишиться права на это на 5 лет. Этот же срок ему придется выждать и после продажи, дарения или обмена находящегося в собственности имущества.

Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

Разобраться в причинах ухудшения условий проживания для получения дополнительной жилплощади от государства часто бывает не просто, так же как и установить факт намеренного совершения противоправных действий, тем более что строгого наказания за это не предусмотрено. Однако законодательством установлен признак, по которому можно отличить намеренное ухудшение жилищных условий от естественного.

Так, если гражданин РФ уже имеет статус нуждающегося в жилой площади на момент купли-продажи или обмена находящейся в его собственности квартиры или совершения иных действий, попадающих в категорию преднамеренного ухудшения жилищных условий, его поступок нельзя отнести к правонарушению. В этом случае он останется претендентом на получение жилья от государства.

Таким образом, ухудшением жилищных условий считаются действия, приводящие к уменьшению установленного нормами метража жилой площади на человека. При подтверждении такого факта отдельные категории граждан РФ становятся претендентами на получение квартиры от государства. Однако для постановки в очередь важно сначала подтвердить естественность ухудшения условий проживания, так как часто имеют место быть случаи преднамеренных действии по снижению метража площади, что является незаконным.

  • Новости

    Ухудшение жилищных условий

    Что вы должны знать о такой правовой коллизии, как ухудшение жилищных условий?

    Среди терминов, интересующих всех, кому близка жилищная тематика, есть тот, что вызывает разночтения и неоднозначные толкования. Речь идет о таком понятии, как ухудшение жилищных условий. Попытаемся разобраться в этом запутанном вопросе. Ведь при неверном истолковании статьи ЖК РФ, допускаемом не только обычными гражданами, но и чиновниками, к сфере деятельности которых относится жилищная тематика, возможны определенные нежелательные последствия.

    Какие действия могут быть отнесены к данной категории?

    Ухудшением жилищных условий является:

    • Раздел лицевого счета;
    • Уменьшение метража жилого помещения в результате обмена;
    • Несоблюдение положений договора найма жилого помещения, в результате чего государственные органы вынуждены были прибегнуть к выселению в судебном порядке. Например, неуплата полагающейся квартплаты в течение полугода может повлечь за собой выселение в иное, менее благоустроенное помещение;
    • Осуществление прописки дополнительных жильцов при заключении или расторжении брака, что считается достаточным основанием для отнесения к данной категории;
    • Осуществление различных операций с долями жилого помещения: выдел, определение, изменение;
    • Продажа (передача) всего жилого помещения или каких-либо его долей согласно сделке;
    • Отказ от использования имеющегося жилого помещения согласно договору социального найма.

    Следовательно, речь идет о неких действиях, в результате совершения которых возникает необходимость участия государственных органов в обеспечении гражданина иным жильем.

    Намеренное ухудшение жилищных условий

    В статье 53 ЖК РФ речь идет про намеренное ухудшение жилищных условий. Суть его заключается в том, что если граждане, стремясь к постановке на учет с целью получения жилплощади, предпринимают некие неправомерные с точки зрения кодекса действия, в таком случае на целых пять лет они лишаются права предпринимать подобные попытки.

    Проблемой данной статьи, а соответственно, и тех граждан, чья ситуация с жильем так или иначе подпадает под ее положения является то, что не существует четкого толкования того, что же считается намеренным ухудшением. Иначе даже рождение ребенка или вселение одного супруга на жилплощадь другого после заключения брака могут быть отнесены к такой категории, как умышленное ухудшение жилищных условий. Потому во многих регионах и крупных городах органы местного самоуправления вынуждены вносить свои дополнения и коррективы к существующим положениям ЖК РФ.

    Какие действия не являются ухудшением жилищных условий?

    К действиям, не являющимся ухудшением жилищных условий, не относятся:

    • Вселение несовершеннолетних детей по месту жительства любого из родителей;
    • Вселение супруга (супруги), родителей, иных категорий граждан, находящихся в определенной степени родства, при соблюдении установленных законом норм;
    • Правовые операции по расторжению договора ренты по инициативе получателя;
    • Отказ от принятия дара одаряемым, отказ дарителя от исполнения договора дарения;
    • В случае признания судом как недействительной сделки с жилым помещением.

    Жилищные условия военнослужащих

    Немало вопросов и разночтений возникает и при толковании законодательных норм и правовых положений в отношении жилищных вопросов, касающихся такой значительной категории граждан, как военнослужащие.

    Что же может быть отнесено к намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих? В соответствии с Инструкцией «О предоставлении военнослужащим – гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, служебных жилых помещений», военнослужащий лишается права постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье в случае осуществления определенных действий.

    Действия по намеренному ухудшению жилищных условий военнослужащих

    К подобного рода шагам относятся следующие:

    1. Преднамеренное изменение порядка пользования жилыми помещениями;
    2. Обмен;
    3. Несоблюдение оговоренных условий договора социального найма жилого помещения;
    4. Развод, при котором имело место выделение долей жилого помещения;
    1. Отчуждение частей или всего жилого помещения, в результате чего происходит нарушение (в сторону уменьшения) учетной нормы, касающейся количества квадратных метров, которые должны приходиться на каждого члена семьи военнослужащего.

    К отчуждению относятся следующие действия :

    • Добровольный переход жилплощади от одного собственника к другому в результате дарения;
    • Операции по купле-продаже.

    При возникновении подобных прецедентов следует лишение права на улучшение жилищных условий сроком на 5 лет. Лишь по истечении этого срока военнослужащий имеет право на повторное обращение по поводу улучшения жилищных условий.

    Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

    И в завершение несколько слов об ухудшении ЖУ ребенка. Этот аспект жилищного права также является очень важным в вопросе соблюдения прав несовершеннолетних. В данном случае можно сказать следующее.

    В соответствии со ст. 31 ЖК РФ в ситуации развода с супругом-собственником жилого помещения бывший супруг собственника теряет право на использование жилого помещения, если не существует каких-то иных договоренностей между бывшими супругами. Но согласно СК (Семейному кодексу) РФ ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов, за что отвечают его родители. Это право не утрачивается и после развода родителей. Поэтому добровольное лишение ребенка права на пользование жильем супруга-собственника этого помещения может повлечь нарушение прав ребенка. Следовательно, даже после развода супругов за ребенком должно сохраняться право на пользование жилым помещением в соответствии с положениями Семейного кодекса РФ.

    В 2005 году в ЖК РФ появился новый термин «намеренное ухудшение жилищных условий». В ст 53 он трактуется, как действия, способствующие ухудшению условий проживания. Как показывает практика, основная цель этих деяний - желание граждан встать на учет нуждающихся в улучшении жилья.

    Однако ни Жилищный кодекс, ни другие законы не раскрывают полностью суть данного термина. Не понятно, кто и каким образом может доказать, что деяния граждан являются намеренным ухудшением своих жилищных условий, и в каком порядке следует устанавливать этот факт. Поэтому органы местного самоуправления вносят свои дополнения и коррективы к положениям, приведенным в Жилищном кодексе.

    Отличить преднамеренное ухудшение условий проживания от невиновных действий помогает Конституционный суд, который четко определил правовую сущность этого понятия. По его определению, главный признак намеренности действий - это умышленность деяния , при котором гражданин отдает себе отчет в том, что он делает и какие могут быть после этого последствия.

    Чтобы разобраться во всех юридических тонкостях этого запутанного вопроса, следует понять, что является ухудшением жилищных условий. У этого понятия нет четкого определения в нормативных документах. Но в территориальных законодательных актах определены несколько факторов, при которых у гражданина ухудшаются условия проживания:

    • уменьшение жилой площади в результате обмена жилья;
    • разделение лицевых счетов;
    • прописка дополнительного лица, например, при заключении брака или рождении ребенка;
    • выселение по решению суда в жилое помещение меньшей площади или менее благоустроенное в результате несоблюдения
    • (неуплата квартплаты, нарушение правил общежития и пр);
    • передача, продажа жилого помещения или же его доли другим лицам в результате сделки;
    • изменение, определение или выделение отдельных долей жилого помещения другим лицам;
    • перевод части жилья в нежилое помещение;
    • отказ от пользования социальным жильем.
    Если в результате одного из перечисленных действий гражданин обращается в государственные органы за помощью в улучшении жилищных условий, то можно говорить о намеренном их ухудшении

    Однако не все так однозначно. В таком случае рождение ребенка или регистрацию брака можно признать злонамеренным ухудшением жилищных условий, что очень спорно.

    Грань между бедственным положением семьи и сознательными деяниями, ухудшающими условия проживания, очень тонка. К тому же нет определенных нормативных документов, которые могли бы ее четко определить. Поэтому такие спорные вопросы чаще всего решаются в суде.

    Какие действия являются намеренным ухудшением условий проживания

    Для определения факта умышленного ухудшения условий проживания используются нормативные акты муниципальных органов власти и нормы, существующие в Жилищном Кодексе РФ. Выделен перечень ситуаций, подпадающих под умышленное ухудшение жилищных условий:

    • обмен, дарение, купля-продажа жилья, влекущая за собой уменьшение размера жилплощади;
    • фиктивный развод, целью которого является получение дополнительной жилплощади;
    • перевод жилья из жилого в нежилое;
    • вселение родственников, в результате чего уменьшается размер жилого помещения, рассчитанный на одного члена семьи;
    • принудительное выселение жильцов в менее благоустроенное жилье в результате грубого нарушения по части его использования.
    • не попадают под это определение!
    Каждая ситуация требует тщательного изучения и рассмотрения в судебной инстанции

    Определены три признака, по которым преднамеренное ухудшение условий проживания отличается от невиновного:

    • гражданин имеет желание быть признанным нуждающимся в улучшении жилья, после того как собственноручно ухудшил
      условия своего проживания;
    • в результате своего деяния гражданин приобрел право на получение социального жилья от государства;
      ухудшая свои условия проживания, в этот момент гражданин не имел статус нуждающегося в улучшении жилого помещения.

    Если во время своих вышеуказанных действий гражданин уже стоит в очереди на получение социального жилья, его деяния не могут быть признаны умышленными. Если обобщить все вышесказанное, намеренным ухудшением условий проживания признается любое действие, ведущее к признанию гражданина нуждающимся в получении жилья от государства. Допустим, если семья из 4 человек меняет квартиру площадью 72 кв м на меньшую с площадью 48 кв м и после этого имеет желание встать на учет и получить жилье от государства, это явно говорит о намеренных действиях.

    Несмотря на то, что операции по злонамеренному ухудшению условий проживания являются недопустимыми, строгого наказания за это не предусмотрено. Согласно ст 53 ЖК РФ лица, совершившие данные противоправные деяния, в течение 5 лет лишаются права встать на учет по улучшению условий проживания и получить социальное жилье от государства. Этот запрет действует только в том случае, если у судебного органа имеются неопровержимые доказательства злонамеренности деяний.

    Какие действия не относятся к намеренному ухудшению условий проживания

    Существует перечень деяний по ухудшению условий проживания, которые не могут трактоваться как умышленные:

    • прописка несовершеннолетних детей у одного из родителей;
    • прописка мужа (жены), родителей и прочих близких родственников, если соблюдаются законодательные нормативы;
    • временная регистрация жильцов;
    • отказ от квартиры или же ее доли в качестве дара или отказ дарителя от условий договора дарения;
    • признанная судом незаконная сделка с жилой недвижимостью;
    • расторжение договора ренты и дальнейший возврат жилья по желанию получателя.

    Ухудшение жилищных условий военнослужащих

    Для категории военнослужащих признаки умышленных деяний, ухудшающих жилищные условия, прописаны в Инструкции Министерства обороны от 30. 09. 2010 г. Согласно этого документа к ним относятся:

    • сознательное нарушение порядка пользования жильем;
    • обмен жилья, ведущий к уменьшению уровня обеспеченности жилыми квадратными метрами каждого представителя семьи;
    • развод с последующим выделением доли в квартире;
    • фиктивный брак и регистрация супруги или супруга на жилой площади;
    • не соблюдаются условия проживания в социальном жилье (неуплата коммунальных услуг, порча жилья и пр);
    • дарение или же сделка купли-продажи квартиры либо ее доли, повлекшие за собой уменьшение учетной нормы на каждого
      представителя семьи военнослужащего.

    В Инструкции Министерства обороны содержатся факторы, при которых действия, ухудшающие жилищные условия, не расцениваются как умышленные. Это касается регистрации на своей жилплощади детей либо супругов, а также родителей и других родственников (по решению суда). Однако сделать это можно, только если перечисленные лица:

    • были пользователями или же собственниками жилья, признанного непригодным для проживания в законном порядке;
    • не имели какого-либо жилого помещения для проживания;
    • потеряли право пользования жилплощадью по причине вступления в брак с военнослужащим и дальнейшим переездом к нему.

    Ухудшение жилищных условий несовершеннолетних

    Особое внимание в жилищном праве уделяется соблюдению прав несовершеннолетних детей

    Поэтому родители не могут совершить никаких действий, влекущих за собой ухудшение условий проживания несовершеннолетних, без согласия органов опеки и попечительства.

    Одноклассники

      Еще ни разу не слышала о такой практике в действии. Но вот с Юлией соглашусь, слишком много времени, сил и нервов нужно потерять, чтобы получить это социальное жилье (и то не факт, что получите!). Да и, действительно, кто намеренно захочет жить в плохих условиях довольно продолжительное время? Это просто неуважение какое-то. Да и в государственных органах не дураки сидят, чтобы их можно было так просто обвести вокруг пальца, они то самые первые и заметят неладное в таких социальных движениях.

      Думаю, что обмануть государственные органы очень сложно. Сейчас крайне очень редко выдают социальное жилье, чтоб улучшить жилищные условия, а если и выдают, то долго проверяют семью. И только по истечению примерно 7 лет(пока дойдет очередь) супруги могут получить жилье. Но жить все это время в намеренно ухудшенных условиях под силу далеко не каждому.



    Просмотров