Дифференцированный зачет по Безопасности жизнедеятельности (БЖД). Вопросы для подготовки студентов к зачёту по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» Защита населения от ЧС в мирное время

А) Исторические сведения о формировании науки БЖД

История возникновения направления безопасности жизнедеятельности человека начинается с самого начала развития эпохи человечества. На заре человечества, когда не было техники и орудий производства, основой жизни было обеспечение выживания, т.е. безопасность жизнедеятельности. Шли годы, менялись столетия но, несмотря на значительный прогресс в развитии техники и науки, вопрос выживания индивидуума и человечества в целом продолжает волновать ученых и являться одним из основных.

Однако БЖД разными научными направлениями и дисциплинами рассматривалась не системно и только в конце восьмидесятых годов началось системное освоение этого направления, которое и получило такое название.

В 1992 году в Санкт-Петербурге был проведен первый съезд специалистов по БЖД, а точнее, ученых, работающих в смежных с этим направлением областях. На этом историческом съезде была принята программа "Защита жизни и здоровья людей", которая была опубликована в разных российских изданиях, а также был избран организационный комитет, ставший тем ядром, специалисты которого подготовили проведение второго съезда (16-17 сентября 1993 года) и создание Международной академии наук по экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ). Возглавил Союз специалистов профессор, доктор технических наук Русак Олег Николаевич.

Б) Цель науки БЖД. Специфика содержания науки

Цель БЖД - получение знаний о нормативно-допустимых уровнях воздействия негативных факторов на человека и среду обитания, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасности и комфортных условий деятельности человека на всех стадиях его жизненного цикла, выработка мер по упреждению, локализации и устранению существующих угроз и опасностей.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) - это наука, изучающая общие проблемы опасностей, угрожающих человеку, обществу, государству, всему миру, и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин «техника безопасности». В 1965 г. был введен предмет «Охрана труда» в вузах, а также читались курсы «Охрана окружающей среды», «Гражданская оборона» - предпосылки для создания единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД). Основная цель - выработка общих правил, закономерностей безопасности.

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД) - обязательная общепрофессиональная дисциплина, в которой рассмотрены основы безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и основы защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайно опасных ситуациях. Изучение дисциплины формирует у специалиста представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и отдыха с требованиями к безопасности техники и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

Цель изучения безопасности жизнедеятельности - формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения. Объектом защиты является человек.

2.Основные понятия вузовской дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
  1. опасность – это явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных наносить ущерб здоровью человека или окружающей среде.
  2. ноксосфера (<лат. nox: опасность) - область, зона, в которой проявляются опасности;
  3. гомосфера (<лат. homo: человек) - область, зона, в которой пребывает человек.
  4. безопасность - это состояние защищенности человека, общества, окружающей среды от опасностей различного происхождения.
  5. фактор - движущая сила, которая к чему-то приводит
  6. система - совокупность упорядоченных элементов таким образом, что совокупность как единое целое способно выполнить какую-либо функцию
  7. человек - биосоциальное культурное экзистенциональное существо
  8. дисциплина бжд- дидактическая проекция бжд, это проекция не должна давать искажённые знания
  9. бжд- наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека и окружающей среды, основная цель которой выработка правил, закономерностей безопасности
  10. социум (социальная среда) - коллектив, множество людей, характеризующийся общностью социальной, экономической и культурной жизни.
  11. социальный кризис - резкое нарушение нормального взаимодействия между членами общества, социальными группами и институтами, проявляющееся в нарастании объема социальных конфликтов
  12. жизнедеятельность - совокупность всех форм человеческой активности.
  13. здоровье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни
  14. среда обитания - совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.
  15. травма - физическое повреждение организма под воздействием внешних факторов
  16. авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.
  17. катастрофа - происшествие, возникшее в результате природной или техногеннойчрезвычайной ситуации, повлёкшее за собойгибельлюдейили какие-либо непоправимые последствия в истории того или иногообъекта
  18. экстремальная ситуация - называют наиболее сложные опасные ситуации, которые требуют для защиты и здоровья человека напряжения всех его физических и духовных сил
  19. опасная ситуация - неблагоприятная обстановка, в которой действуют вредные факторы различной природы, угрожающие здоровью, жизни человека, его имуществу и среде обитания
  20. чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории (акватории) или объекте, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или экологического бедствия, эпидемии, эпизоотии, эпифитотии, применении противником современных средств поражения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, привела к нарушению условий жизнедеятельности людей, значительным материальным потерям и экономическому ущербу и требует на свою ликвидацию крупных материальных, временных и людских затрат.
  21. окружающая среда (среда обитания) - обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное
  22. закономерность - объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений.
  23. правила - форма нормативного правового акта, которымустанавливаются процедурные нормы, определяющие порядок осуществления какого-либо рода деятельности.
    система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство
  24. деятельность- вид активности человека
  25. признаки опасности: угроза для жизни; возможность нанесения ущерба здоровью; нарушение условий нормального функционирования органов и их систем; нарушение условий нормального функционирования экологических
  26. объектом образовательного направления БЖД является безопасность жизни и здоровья человека.
  27. предмет бжд – модель безопасности.

Примерные вопросы для подготовки к зачету

1. Безопасность жизнедеятельности как наука; предмет, цели, задачи, основные понятия, значение.

2. Основные направления практической деятельности в области безопасности жизнедеятельности.

3. Понятие “среда обитания”, Эволюция системы “человек - среда обитания”.

4. Взаимодействие человека со средой обитания.

5. Экологический кризис, его последствия. Экологическая политика государства.

6. Основные направления предотвращения экологического кризиса в России.

7. Техносфера как зона действия различных уровней энергии, причины ее формирования.

8. Негативные факторы техносферы и их воздействие на природу. Техногенная ситуация в России.

9. Техногенные системы и их влияние на окружающую среду. Безопасность и экологичность технических систем. Методы повышения безопасности технических систем и технологических процессов.

10. Антропогенное загрязнение атмосферы, источники, загрязняющие вещества, негативное воздействие на биосферу.

11. Антропогенное загрязнение гидросферы, источники, загрязняющие вещества, влияние на биосферу.

12. Антропогенное загрязнение литосферы и его влияние на человека.

13. Источники и уровни энергий естественного и антропогенного происхождения.

14. Классификация негативных факторов среды обитания человека. Природные, экологические, биологические опасности.

15. Вредные вещества: классификация, пути поступления в организм человека, биотрансформация вредных веществ в организме человека.

16. Негативное воздействие вредных (опасных) веществ на организм человека, на среду обитания. Понятие о комбинированном действии вредных веществ.

17. Принципы и порядок нормирования химических веществ. Понятие безопасности. Системы безопасности по объектам защиты.

18 .Производственная среда. Негативные факторы производственной среды.

19. Классификация и характеристика основных форм трудовой деятельности, их влияние на организм человека.

20. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. Понятие об обмене веществ.

21. Классификация условий трудовой деятельности, оптимальные и допустимые условия труда. Понятия тяжести, напряженности труда, параметры их оценки. Методы снижения тяжести и напряженности трудовой деятельности.

22. Работоспособность и фазы ее изменения, утомление, переутомление. Взаимозависимость умственного и физического утомления. Пути повышения эффективности трудовой деятельности.

23. Адаптация человека к воздействию крайних температур.

24. Понятие и критерии комфортности. Микроклимат как фактор комфортных условий жизнедеятельности.

25. Понятие производственного микроклимата. Параметры микроклимата. Негативное воздействие производственного микроклимата на организм человека. Профилактические мероприятия неблагоприятного воздействия микроклимата.

26. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата. Эргономика системы обеспечения параметров микроклимата.

27. Производственное освещение, его влияние на организм человека. Естественное и искусственное освещение. Основные характеристики освещения. Классификация искусственного освещения. Качественные и количественные показатели освещения.

28. Источники искусственного освещения, их технические характеристики. Основные требования к производственному освещению. Нормирование и расчет освещения. Цветовое оформление интерьера, его влияние на организм человека.

29. Производственные вибрации, воздействие на организм человека. Допустимые уровни, гигиеническое нормирование и меры снижения воздействия вибраций.

30. Акустические колебания, основные характеристики, классификация. Методы и средства защиты от воздействия акустических колебаний.

31. Шум: понятие, классификация, воздействие на человека, методы нормирования, допустимые уровни. Мероприятия борьбы с шумом. Инфразвук, ультразвук, их характеристики.

32. Производственная пыль: понятие, классификация, источники, пути поступления в организм, агрегатное состояние, влияние на организм человека.

33. Количественная оценка токсичных свойств пыли (веществ). Методы и средства защиты от воздействия пыли. Профилактика пылевых заболеваний.

34. Электромагнитные поля, их классификация, характеристики. Электромагнитные поля радиочастот и их воздействие на организм человека.

35. Электрические поля токов промышленной частоты, их воздействие на человека. Методы и средства защиты от влияния электромагнитных полей.

36. Обеспечение безопасности при работе с компьютерами и другой оргтехникой.

37. Лазерное и ультрафиолетовое излучения, воздействие на организм человека.

38. Ионизирующее излучение: понятие, виды, дозы (поглощенная, экспозиционная, эквивалентная), основные виды лучевых поражений.

39. Защита от воздействия излучений. Принципы обеспечения радиационной безопасности.

40. Понятие, физические характеристики, механизм действия на организм человека электрического тока. Основные поражающие факторы.

41. Понятия “напряжение прикосновения”, “шаговое напряжение”, “ток фибрилляции”, “неотпускающий ток”. Способы повышения электробезопасности в электроустановках. Влияние параметров цепи и состояния организма человека на исход воздействия электрического тока.

42. Электротравмы, их классификация. первая помощь при поражении электрическим током.Гигиеническое нормирование электротока.

43. Сочетанное воздействие негативных факторов и оценка их влияния на организм человека (воздействие химических и физических факторов; электромагнитных и ионизирующих излучений; электромагнитных излучений и теплового фактора).

44. Региональный комплекс естественных и антропогенных негативных факторов как причина экологического и демографического кризиса.

45. Оценка влияния вредных факторов на организм человека.

46. Понятие и качество современной жилой среды. Уровни системы бытовой среды.

47. Основные группы и источники негативных факторов бытовой среды. Основные источники химических и физических негативных факторов жилой среды, их влияние на организм человека. Меры профилактики негативного влияния неблагоприятных факторов жилой среды на человека.

48. Понятие, классификация, причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения, классификация. Понятие риска.

49. Чрезвычайные ситуации природного и антропогенного происхождения.

50. Радиационно опасные объекты. Основные опасности при авариях на радиационно опасных объектах. Защита населения от облучения при авариях на радиационно опасных объектах.

51. Химически опасные объекты. Аварии на химически опасных объектах, их классификация. Аварийно-спасательные работы на ХОО.

52. Пожаро- и взрывоопасные объекты. Понятия о процессах горения, детонации, взрыва. Классификация и основные параметры пожаров. Взрывчатые вещества и взрывоопасные среды. Воздушная ударная волна.

53. Характер воздействия пожаров и взрывов на население и окружающую среду. Профилактика возникновения пожаров и взрывов.

54. Аварии на транспорте. Причины возникновения, аварийно-спасательные работы.

55. Ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций. Обеспечение устойчивости функционирования объектов экономики и технических систем в чрезвычайных ситуациях. Прогнозирование потерь в ЧС мирного времени.

56. Ядерное оружие, очаг ядерного поражения, поражающие факторы ядерного взрыва.

57. Химическое оружие и очаг химического поражения. Отравляющие вещества, классификация.

58. Биологическое оружие и очаг биологического поражения. Основные способы применения биологического оружия, классификация.

59. Основные принципы и мероприятия защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

60. Средства индивидуальной защиты населения.

61. Средства коллективной защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

62. Средства медицинской защиты населения в чрезвычайных ситуациях.

63. Виды и характеристика ран. Первая медицинская помощь при ранах.

64. Общие правила обращения с ранеными.

65. Основные типы повязок и правила их наложения.

66. Виды и характеристика кровотечений. Первая помощь при кровотечениях.

67. Способы временной остановки кровотечений.

68. Техника и правила наложения жгута.

69. Переломы: определение, классификация, признаки и осложнения. Первая медицинская помощь при переломах. Правила иммобилизации.

70. Правила иммобилизации при переломах костей предплечья, плеча, голени, бедра, позвоночника.

71. Синдром сдавливания тканей и первая медицинская помощь при нем.

72. Ожоги: классификация и характеристика, оказание первой медицинской помощи.

73. Электротравма, характеристика, первая медицинская помощь.

74. Клиническая смерть: определение, характеристика, первая медицинская помощь.

75. Шок: определение, причины, первая медицинская помощь.

76.Отравления (алкоголем, наркотиками, оксидом углерода, бытовым и другими газами, пищевое, лекарственное отравление).

76. Правила эвакуации пораженных из очагов чрезвычайных ситуаций.

77. Способы переноски пораженных, правила развертывания носилок.

78. Правила укладывания пострадавших на носилки.

79. Основные способы эвакуации пострадавших из очага чрезвычайной ситуации (с места происшествия) без носилок.

80. Управление чрезвычайными ситуациями. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

81. Правовые основы безопасности жизнедеятельности. Федеральный закон “Об охране окружающей среды”. Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Федеральный закон “О радиационной безопасности населения” и др.

82. Обеспечение экологической безопасности жизнедеятельности. Система экологического контроля. Экологическая экспертиза.

83. Правовые аспекты охраны лесов, особо охраняемых природных территорий, животного мира.

84. Основные правовые принципы охраны атмосферного воздуха.

85. Законодательство по использованию и охране водных объектов.

86. Охрана труда. Законодательство РФ об охране труда.

87. Нормативно-техническая документация, ее классификация.

88. Управление охраной окружающей природной среды. Система мониторинга окружающей среды.

89. Управление охраной труда

.
6. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
Перечень вопросов для зачета по дисциплине

"Безопасность жизнедеятельности"

для студентов очного и заочного обучения.


  1. Безопасность жизнедеятельности как наука. Цель и основные задачи БЖД.

  2. Опасность. Виды опасностей.

  3. Принципы, методы и средство обеспечение безопасности жизнедеятельности.

  4. Номенклатура и таксономия опасностей.

  5. Правовые и организационные основы БЖД

  6. Чрезвычайная ситуация. Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного характера.

  7. Геофизические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы геофизических опасных природных явлений.

  8. Основные правила поведения при геофизических опасных природных явлениях (если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания).

  9. Гидрологические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы гидрологических опасных природных явлений.

  10. Меры защиты от наводнений. Действия населения в случае внезапного наводнения и после спада воды.

  11. Геологические опасные природные явления. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы геологических опасных природных явлений.

  12. Основные правила поведения при геологических опасных природных явлениях

  13. Природные пожары. Классификация природных пожаров. Причины их возникновения. Параметры и поражающие факторы природных пожаров.

  14. Основные способы тушения лесных пожаров. Борьба с торфяными пожарами.

  15. Метрологические опасные приводные явления. Шкала Бофорта.

  16. Бури, ураганы и смерчи, их классификация. причины возникновения.

  17. Рекомендации населения при получении сигнала «штормовое предупреждение».

  18. Стадии развития ЧС. Классификация ЧС техногенного происхождения по производственному признаку.
  19. Что такое производственная или транспортная катастрофа? Чем отличается авария от катастрофы?


  20. Безопасное поведение в метро.

  21. Безопасное поведение при следовании железнодорожным транспортом.

  22. Безопасное поведение на автодорогах. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

  23. Пожар. Классификация пожара. Опасные факторы пожара и их опасность.

  24. Характеристика основных огнетушащих средств.

  25. Меры пожарной безопасности в образовательном учреждении.

  26. Действия учителей и учащихся при пожаре. Способы эвакуации.

  27. Взрыв. Поражающие факторы взрыва.

  28. АХОВ. Классификация АХОВ.

  29. Дайте краткую характеристику хлора. ПМП пострадавшему хлорам.

  30. Дайте краткую характеристику аммиака. ПМП пострадавшему аммиаком.

  31. Радиоактивность. Естественные источники радиоактивности.

  32. Перечислите правила поведения населения при аварии на АЭС.

  33. Гидротехнические сооружения их классификации. Поражающие факторы гидротехнических аварий.

  34. Правила поведения при аварии на ГТС.

  35. Мошенничество, способы защиты от мошенничества.

  36. Толпа. Виды толпы. Правила поведения в толпе.

  37. Причины терроризма. Правила поведения для заложников.

  38. Цели и задачи РСЧС. Организационная структура РСЧС. Режимы функционирования РСЧС.

  39. Система оповещение населения об угрозе и возникновении ЧС мирного и военного характера.

  40. Предназначение и задачи гражданской обороны.

  41. Средства индивидуальной защиты.

  42. Коллективные средства защиты.

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

1. Предмет и задачи курса БЖД.

2. Дать определение терминам «жизнедеятельность», «среда обитания», «техносфера».

3. Дать определение понятиям «происшествие», «чрезвычайное происшествие», «стихийное бедствие».

4. Классификация чрезвычайных ситуаций.

5. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного происхождения: землятресения, вулканические извержения.

6. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного происхождения: сели, оползень, ураганы, бури, смерчи.

7. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного происхождения: цунами, наводнения.

8. Чрезвычайные ситуации мирного времени природного происхождения: бури, смерчи, космические катастрофы.

9. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения.

10. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: аварии с выбросом радиоактивных веществ.

11. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.

12. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения: пожары, взрывы.

13. Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения экологического характера.

14. Мероприятия, направленные на предотвращение чрезвычайных ситуаций техногенного происхождения экологического характера.

15. Чрезвычайные ситуации военного времени: ядерное оружие.

16. Чрезвычайные ситуации военного времени: радиоактивное заражение.

17. Чрезвычайные ситуации военного времени: химическое оружие.

18. Чрезвычайные ситуации военного времени: бактериологическое (биологическое) оружие.

19. Устойчивость производств в чрезвычайных ситуациях.

20. Назначение гражданской обороны.

21. Задачи гражданской обороны.

22. Схема организации ГО на отдельном производственном объекте.

23. Единая государственная система предупреждения и ликвидации стихийных бедствий: цели, структура.

24. Воздействие курения на организм человека.

25. Профилактика табакокурения.

26. Негативное воздействие алкоголя на организм человека.

27. Профилактика алкоголизма.

28. Негативное воздействие наркотических и токсических веществ на организм человека.

29. Профилактика наркомании и токсикомании.

30. Первая медицинская помощь при открытых переломах.

31. Первая медицинская помощь при закрытых переломах.

32. Способы транспортировки пострадавших.

33. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

34. Правила наложения повязок на раны.

35. Основные правила оказания первой помощи при неотложной ситуации.

36. Экстренная реанимационная помощь (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание).

37. Медицинские средства индивидуальной защиты: медицинские препараты аптечки индивидуальной АИ-2.


38. Медицинские средства индивидуальной защиты: индивидуальные противохимические пакеты ИПП.

39. Медицинские средства индивидуальной защиты: аптечка первой помощи.

40. Массовые заболевания: классификация инфекционных заболеваний.

41. Мероприятия, направленные на локализацию и ликвидацию инфекционных заболеваний.

  1. С.В. Белов, В.А. Девисилов. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.:Выс.шк., 2002.
  2. П.Э. Шлендер, В.М. Маслова. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – М.:ВЗФЭИ, 2003.
  3. О.Н. Русак. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Лань, 2000.
  4. Кармазинов Ф., Русак О.Н. Безопасность жизнедеятельности: Словарь – справочник. СПб.: Лань, 2001.
  5. В.С. Сергеев. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М.: Вузовская книга, 2003.
  6. А.В. Баринов. Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: Учебное пособие. – Москва.: Владос - пресс, 2003.
  7. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
  8. В.А. Алексеенко. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник. – Ростов н/Д.: Феникс, 2001.
  9. З.А. Васильева, С.М. Любинская. Резервы здоровья. Л.: Медицина, 1982.
  10. М.И. Гоголев, Б.А. Байков. Основы медицинских знаний. М.: Просвещение, 1999.
  11. А.В. Мананков. Основы экологии. Томск, 1999.
  12. Д.В. Наливкин. Смерчи. М.: Наука, 1990.
  13. А.Ф. Козьяков. Законодательство по безопасности жизнедеятельности. Ассоциация специалистов, 1996.
  14. ГОСТ 17.0.004-90. Охрана природы. Экологический паспорт промышленного предприятия.
  15. ГОСТ Р 22.0.02.-94. БЧС. Термины и определения основных понятий.
  16. ГОСТ Р 22.0.06.-95. БЧС. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы.
  17. Закон Омской области «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Омской области» (в ред. Закона Омской области от 04.10.2002. №396 – 03).

Вопросы к зачету

по дисциплине «Основы личной конкурентоспособности»

1. Рынок рабочей силы.

2. Тенденции и перспективы на рынке труда.

3. Социальные институты, предоставляющие информацию о рынке труда.

4. Понятие и критерии личной конкурентоспособности на современном рынке труда.

5. Понятие персональный бренд.

6. Механизмы самопрезентации.

7. Факторы, влияющие на самопрезентацию.

8. Характеристика невербального поведения.

9. Целеполагание как важный фактор прогнозирования профессиональной деятельности.

10. Правила постановки цели. Распределение целей во времени.

11. Способы трудоустройства.

12. Типы собеседований.

13. Резюме. Требования к составлению резюме.

14. Пакет документов, необходимых для трудоустройства.

15. Этапы адаптации. Построение карьеры.

16. Модели карьеры. Факторы карьерного роста.

17. Составьте свой профессионально-психологический портрет.

18. Возможные причины отказа от работы.

19. Стресс и его особенности. Пути выхода из стресса.

20. Виды адаптации, возможные результаты.

Литература:

  1. Г.М. Шеламова Деловая культура и психология общения
  2. Морозов «Деловая психология»
  3. В.В. Лукашевич «Управление персоналом»
  4. «Управление персоналом» журнал

rabota.gorod55.ru

3812.superjob.ru


Дисциплина: Организация хранения и контроль запасов и сырья

1. Состояния системы человек – среда обитания.

Среда обитания-совокупность физич. химич биологических и соц факторов, оказывающих прямое и косвенное воздействие на здоровье человека и его потомство.

1). Комфортное состояние (оптимальные значения потоков вещества, энергии, информации). 2). Допустимое состояние (не превышают допустимый уровень, не нарушают состояние здоровья человека). 3). Опасное состояние (превышают допустимый уровень, при длительном действии вызывают заболевания человека).

4). Чрезвычайно опасное состояние (потоки высоких уровней при кратковременном воздействии вызывают травмы, летальные исходы).

2. Опасность, виды опасностей, аксиома потенциальной опасности.

Опасность -явл. процессы, объекты кот. в опред. услов. могут нанести вред здоровью и окр. среде. В зав-ти от ист-ка : антропогенные, техногенные, естественные. В зав-ти от энергии : активные, пассивные. Различают : реальн., потенциальные, реализованные(реализ-ся в виде ЧС). Аксиома : жизнедеят-ть чел-ка потенц. опасна.

3. Безопасность, критерии безопасности, критерии оценки негативного воздействия среды обитания на человека.

Безопасность – состояние, при котором негативные воздействия в системе Ч-СО не превышают допустимых уровней. Критерии безопасности - границы, разделяющие опасное и безопасное состояние. Критерии : ПДК, ПДУ, Rд. Риск – вероятность реализации негативного воздействия в системе Ч – СО. Различают риск : индивидуальный, коллективный, территориальный, социальный. А также риск бывает приемлемый, неприемлемый, промежуточное состояние. R=Nчс/No.


4. Принципы и методы обеспечения безопасности.

Принцпы: ориентирующие (принц. нормиров-я, системности, инф-ии…), организующая (защита временем, расстоянием), управленческие (планиров-е., контроль, мотивация, компенсации, обр. связи), технические (исп-е блокировок, слаб. звена…). Методы: А (раздел-е простр-вом и временем), Б (прив-е ист-ка опасн-ти к требованиям безоп-ти), В (привед-е чел-ка в соотв-е с треб. опасн зоны), Г =А+Б+В.

5. Правовые и организационные основы в области охраны труда, безопасности в чрезвычайных ситуациях. Нормативно-техническая документация.

Охрана труда -система сохр-я жизни и здоровья работников в процессе труда. Вредный и опасный произв. фактор. Техника безопасности. Проф. заболевание.

Законодательство в области охраны труда: 1). Конституция РФ. 2). Фед. закон «Об основах охраны труда в РФ». 3). Фед. закон « О санитарно-эпидемиологич. состоянии населения». 4). Трудовой кодекс РФ. 5). Закон об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на пр-ве и проф. заболеваниях. 6). Кодекс «Об административных правонарушениях».

НТД: 1). Типовые инструкции об ОТ. 2). Правила об ОТ. 3). Санит. нормы (СН) , гигиенич. нормативы (ГН), Санит. правила и нормы (СниП и Н). 4). Строит. нормы и правила. 5). Правила безопасности (ПБ). 6). Стандарты, сис-мы стандартов безопасности труда (ССБТ).

ГОСТ 12(номер сис).Х(номер группы).ХХХ(номер в группе)-ХХ(год)

0-методические стандарты. 1-треб безопасности по видам опасн и вредн произв факторов. 2-требования к оборудованию. 3-безопасность техпроцессов. 4- безопасность ср-в защиты. 5- безопасность зданий и сооружений. 6-9-резерв.

6. Управление охраной труда, государственный надзор за выполнением требований охраны труда.

Органы гос. надзора: 1. Федер-я инспекция труда. 2. Федер-я служба по надзору в сфере защ. прав потреб. 3. Федер-я служба по эконом., технологич., атомному надзору. 4. Гос. пожарный надзор. 5. ГАИ и т.д.



Просмотров