Конституционно-правовые нормы

Ключевые слова: классификация, виды, конституционно-правовых, норм

Вопрос о классификации конституционно-правовых норм имеет очень большое значение. Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию, то есть по кругу регулируемых общественных отношений, а, следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя , другие - с основами правового статуса человека и гражданина , третьи - с федеративным устройством , четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления .

Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений.

Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы.

Свойства и функции, которые присущи институту в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме. Такого рода однородные нормы в Конституции и во всех других нормативных правовых актах группируются в главах (разделах) , что всегда нужно учитывать, применяя норму.

Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции;

2) по юридической силе . Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ , и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции.

Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы . На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам.

Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение.

Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня, надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации , на территории республики, области, иного субъекта Федерации , а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие , обязывающие и запрещающие .

Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях, предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству, Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае, если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными. Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;

6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных органов гос. власти, о проведении референдумов.

Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права объясняется тем, что нет ни возможности, ни необходимости в установлении единообразного процесса применения конституционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечивающего реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального правоотношения. Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей.

Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства.


Конституционно – правовые нормы – это установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие наиболее важные общественные отношения, получившие юридическое закрепление в Конституции и иных конституционно – правовых актах, являющимися источниками конституционного права.
Конституционное право – это ведущая отрасль права в системе российского права.
Как и любая другая отрасль, Конституционное право представляет собой совокупности правовых норм, которые характеризуются с одной стороны, внутренним единством, определенными общими признаками, с другой стороны, отличаются от норм других отраслей права.
Конституционно – правовые нормы имеют ряд особенностей, отличающих их от норм других отраслей права. Эти особенности определяются, прежде всего, предметом правового регулирования
Нормы конституционного права закрепляют:
а) основы конституционного строя РФ;
б) основы правового статуса человека и гражданина;
в) основные права, свободы и обязанности человека и гражданина и их гарантии;
г) федеральное устройство РФ;
д) систему, а также основы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
е) вопросы избирательного права и избирательной системы
ж) символы государства;
з) основания и порядок внесения поправок и пересмотра Конституции РФ, и другие.
Таким образом, конституционное право как отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, т.е. свою особую область общественных отношений, регулируемую нормами именно этой отрасли права.
По сравнению с нормами других отраслей права нормы конституционного права отличаются:
а) своим содержанием, т.е. той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены. Нормы данной отрасли права в отличие от норм других отраслей российского права регулируют наиболее важные общественные отношения, складывающиеся во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической (Ст.8, 9, 34-36 Конституции РФ и др.); политической (Ст. 3, 10-13 Конституции РФ и др.,); социальной (Ст.7, 19, 37-41 Конституции РФ и др.); культурно-духовной (Ст.43, 44 Конституции РФ и др.);
б) источниками в которых они выражены. Нормы конституционного права содержатся, прежде всего, в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах, Указах Президента РФ, Постановлениях Правительства РФ и субъектов РФ, актах органов местного самоуправления и других нормативных правовых актах регулирующих конституционно-правовые отношения.
в) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Нормы конституционного права закрепляют (учреждают) в Конституции РФ, прежде всего, официальное наименование Российского государства (См. ст. 1 Конституции РФ), формы народовластия в РФ, закрепляют многонациональный народ Российской Федерации как носитель суверенитета и единственный и источник власти в РФ., (Ст.3 Конституции РФ), закрепляют основные принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления (См. Ст. 10 – 12 и др.), наделяет их правом издавать общеобязательные акты и т.д.
д) особым механизмом реализации. Многие конституционно-правовые нормы в своей реализации связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера, так называемые правовые состояния. Например, состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ, состояние в браке и т.д..
е) специфическим характером субъектов. Ни одна отрасль российского права не имеет такого широкого круга субъектов права, как конституционное право. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать, как физические лица, так и юридические и коллективные. Например, народ, нация, само государство, народности, граждане, иностранные граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, депутаты, избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления и т.д.
ж) особенностями структуры. Для норм конституционного права не характерна трехчленная структура. Нормы конституционного права, в основном, состоят из диспозиции, т.е. из конкретного правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений (См, например, ч.1-3 Ст. 3, 4,5, 58 и т.д. Конституции РФ.).
Значительно меньше норм содержат гипотезу и диспозицию. (См. например, ч. 2, 4-5 Ст.105 Конституции. РФ).
И, как правило, в нормах конституционного права отсутствует санкции т. е. не указываются конкретный вид и размер неблагоприятных последствий в случае не исполнения или ненадлежащего исполнения предписаний предусмотренных нормой права, как это имеет место в нормах уголовного или административного права.
Однако это не означает, что в конституционном праве санкции вообще отсутствуют.
Любая правовая норма всегда обеспечивается санкцией, или непосредственно, или косвенно. Что же касается норм конституционного права, то санкции носят, как правило, отсылочный характер, и содержаться в нормах административного, уголовного, гражданского или других отраслях права. (См. например ч.4 Ст.3 Конституции РФ: «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону», ч.5 Ст.13 Основного закона РФ: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни». Обратимся к статье 278 УК РФ. В ней прописано: «Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет».
Вместе с тем, отдельные нормы конституционного права содержат все три структурные элементы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Примером может служить ч.3 Ст.41. «Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом». Однако, чтобы выявить все три элемента правовой нормы, необходимо применить при толковании, правила условного предложения: «если, то, иначе».
Гипотеза: Условие, если это должностное лицо (и не какое иное), и если оно скрывает факты и обстоятельства, которые (и только такие) создают угрозу для жизни и здоровья людей……
Диспозиция: запрещающая. Само правило данной нормы запрещает скрывать факты и обстоятельства создающие угрозу для жизни и здоровья….
Санкция: влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. См. Ст.237 УК РФ. «1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, -
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».
Необходимо иметь ввиду, что общественные отношения, регулируемые конституционным правом, не являются вполне однородными. Они в свою очередь могут быть классифицированы и разделы на группы. В каждую из этих групп входят наиболее близкие по содержанию общественные отношения.
Нормы конституционного права, которыми регулируются близкие по содержанию, однородные общественные отношения, образуют конституционно-правовой институт. Следовательно, конституционно-правовой институт - это часть отрасли права.
Таким образом, конституционно-правовой институт это часть отрасли права, система правовых норм, регулирующая наиболее близкие, родственные общественные отношения.
Например: Конституционно-правовыми институтами являются: институт Президентства, институт гражданства, институт судебной власти и т.д.
Существует много различных норм Конституционного права. Для удобства систематизации, изучения и применения принято подразделять их на виды, то есть на отдельные группы, обладающие одинаковыми признаками. Такое подразделение норм Конституционного права на виды называется – классификацией. В юридической литературе рассматривается немало оснований классификации правовых норм. Применяя юридические критерии для классификации норм конституционного права, можно разделить последние с точки зрения их связи с правоотношениями, на:
а) общие.
б) частные.
Так к общим нормам конституционного права относятся, прежде всего, нормы-принципы (Ст.10 Конституции РФ)
В конституционном праве встречаются нормы-цели, нормы-программы, нормы-декларации, нормы справки (не характерны для нашей Конституции)
Среди норм конституционного права выделяется группа норм, которые называют нормы - разъяснения, нормы-справки. Такие нормы содержаться в преамбулах конституций и законодательных актах.
Можно ли рассматривать положения, содержащиеся в преамбуле Конституции РФ, как юридические нормы? Конституционная теория давно решила такой вопрос: все, что записано, в Конституции, имеет обязательную нормативную силу.
Ибо изменения или дополнения положений преамбулы Конституции возможно только в соответствии с законом определяющем порядок внесения поправок и изменений в Конституцию РФ.
Общие нормы имеют решающее, определяющее значение при толковании и применении частных норм.
Что представляют собой последние?
Частные нормы конституционного права – это нормы формулирующие права и обязанности возможных участников правоотношений.
С точки зрения их назначения и юридических особенностей, в системе правового регулирования общественных отношений, частные норм делятся, прежде всего, на:
а) материальные
б) процессуальные
Материальные нормы конституционного права непосредственно регулируют общественные отношения, наделяют участников этих отношения юридическими правомочиями (правами и обязанностями), а также устанавливают правовую ответственность. Например: Ст.105 ч. I Конституции РФ.
Процессуальные же нормы определяют порядок, процедуру применения норм материального права, т.е. определяют процессуальный порядок реализации норм материального права. См., например, Ст. 105 ч.2-5; Ст. 107 Конституции РФ.
Большинство процессуальных норм содержаться в текущем законодательстве. К примеру, в законе о выборах Президента РФ, о порядке формирования Совета Федерации и т.д.
Материальные же нормы преимущественно содержатся в Конституции РФ.
Нормы конституционного права могут классифицироваться и по иным основаниям.
Так, например, по методу правового регулирования нормы конституционного права делятся на:
а) императивные
б) диспозитивные
Императивные – это строго определение нормы, требующие точного соблюдения установленных ими правил и запрещающие отступления от них. Подавляющее большинство конституционно-правовых норм носит именно такой характер. (См. Ст.Ст. 6, 8, 9, 10, и т. д.)
Диспозитивные нормы, в отличие от императивных, допускают возможность альтернативы, то есть различные варианты поведения в зависимости от конкретных условий. (Ст. 100 ч. 2 Конституция РФ).
Диспозитивных норм в конституционном праве сравнительно мало.
По характеру содержащиеся предписаний конституционно-правовые нормы делятся на:
а) Управомочивающие.
б) Обязывающие.
в) Запрещающие.
г) Дозволяющие.
Управомочивающие нормы конституционного права предоставляют субъектам Конституционно-правовых отношений правомочие на совершение тех или иных положительных действий. (Ст. 71 Конституции РФ). Такие нормы, как правило, содержат положении: управомочен, имеют право и т. д.
Обязывающие нормы конституционного права предписывают обязанность совершать субъектам определенные положительные действия. В них содержатся слова: должен, обязан и т.д. (Ст. 58 Конституции РФ).
Запрещающие нормы конституционного права формируют запреты, т.е. обязывают субъекта конституционно-правовых отношений воздерживаться от действий, запрещенных законом. Данные нормы содержат такие категории как: запрещается, не допускается, не может и т. д. (Ст. 13 ч.5 Конституции РФ)
Дозволяющие нормы конституционного права формируют дозволения, т.е. допустимое поведение участников правоотношений. Данные нормы, как правило, содержат слова: может, допускается и т.д. (Ст. 62 ч. 1 Конституция РФ)
Нормы конституционного права могут быть классифицированы также
По территории действия:
а) нормы, действующие на всей территории РФ.
б) нормы, действующие на территории субъекта РФ.
в) нормы, действующие на территории местного самоуправления.
По источнику, в котором они содержаться:
а) в конституции.
б) в федеральных конституционных законах.
в) в федеральных законах.
г) в актах субъектах Федерации.
д) в актах местного самоуправления.
По субъектам их применения
а) парламент РФ
б) президентом РФ
в) правительством РФ и т.д.
По содержанию (предмету) регулируемых ими общественных отношений
а) нормы закрепляющие основы Конституционного права
б) нормы закрепляющие основы правового статуса человека и гражданина
в) нормы, закрепляющие федеративное устройство РФ и т.д.
Таким образом, норма конституционного права - это общеобязательное правило поведения, которое содержится в статье, в части статьи или пункте нормативного правового акта конституционно-правового характера.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм. Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права. Следует оговорить, что понятие "конституционно-правовые нормы" охватывает не только нормы конституций, но и всех нормативных правовых актов, имеющих своим назначением регулирование общественных отношений, относящихся к предмету отрасли конституционного права. Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права .

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

  • 1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;
  • 2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, - в Конституции РФ;
  • 3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются.
  • 4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного права определяют и саму систему государственных органов;
  • 5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);
  • 6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, главу государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;
  • 7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, - гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях - санкция .

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли, принадлежность ее к группе родственных ей по предмету регулирования норм (институтов). Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм.

Их принято классифицировать по следующим основаниям:

  • 1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений, а следовательно, и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством, четвертые - с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы. Свойства и функции, которые присущи институту в целом, не отражаются в полной мере в каждой отдельной его норме. Такого рода однородные нормы в Конституции и во всех других нормативных правовых актах группируются в главах (разделах), что всегда нужно учитывать, применяя норму. Так, если применяется норма, входящая в 1, 2 и 9 главы Конституции РФ, то следует принимать во внимание, что она не может быть изменена в рамках данной Конституции ;
  • 2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида в общей системе нормативных актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулирования нормы закреплены в Конституции РФ, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих конституционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. По отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации высшей юридической силой обладают конституции республик и уставы других субъектов. Названные акты, а также иные нормативные правовые акты субъектов Федерации должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. Следует, однако, учесть, что в случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, принятым в пределах предметов ведения, по которым субъекты обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ), действует нормативный правовой акт субъекта. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение. Если правовая норма закреплена в нескольких правовых актах, то следует ссылаться на акт, имеющий высшую юридическую силу. В случае закрепления нормы в актах одного уровня надо ссылаться, как правило, на акт, принятый позже. Однако при этом следует учитывать, какую функцию выполняет норма в конкретном акте, и поэтому допустимы исключения из данного правила .
  • 3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования). Территориальные пределы действия норм, содержащихся в актах субъектов Федерации и муниципальных образований, не исключают признания юридической значимости данных норм и возникших на их основе правоотношений на всей территории Российской Федерации;
  • 4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83 - 90, 102, 103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи и т.п. Их предписания закрепляют правомочия всех субъектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям.

К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции. Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Это обычно такие формулы: "запрещается", "не допускается", "обязаны", "не вправе" и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям. Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;

  • 5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы - такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах. Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ч. 3 ст. 117 Конституции РФ. Они предусматривают, что после выражения Государственной Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Думы. В случае если Дума выразит повторно в течение трех месяцев недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Эти нормы являются диспозитивными. Примером императивной нормы является установленное в ч. 4 ст. 111 Конституции РФ положение о том, что после трехкратного отклонения Думой кандидатур Председателя Правительства Президент распускает Думу и назначает новые выборы;
  • 6) по назначению в механизме правового регулирования. По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах. Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов. Отсутствие особой отрасли конституционного процессуального права объясняется тем, что нет ни возможности, ни необходимости в установлении единообразного процесса применения конституционно-правовых норм, в учреждении особого органа, обеспечивающего реализацию всех процессуальных норм и не являющегося участником материального правоотношения. Именно эти признаки характерны для процессуальных отраслей. Формирование отрасли конституционного процессуального права в такой же мере неправомерно, как выделение отраслей трудового процессуального права, равно как и финансового, земельного и ряда иных. Во всех этих отраслях существуют процессуальные нормы, но участниками их реализации являются сами субъекты конкретного правоотношения, и материальное правоотношение нельзя отделить от процессуального.

Сказанное, однако, не исключает, что в реализации материальных конституционно-правовых норм используются процессуальные формы, свойственные традиционным процессуальным отраслям. Так, деятельность Конституционного Суда РФ осуществляется в форме конституционного судопроизводства, в котором обеспечивается соблюдение всех конституционных принципов судопроизводства. В настоящее время в теоретической литературе обосновывается необходимость формирования такой отрасли.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права.

Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику. Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности. В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой . В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам. В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции РФ, в конституциях республик, в федеральных законах; в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные. Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.


Нормы Конституции (конституционные нормы) обладают как основными свойствами, присущими правовым нормам в целом, так и рядом особенностей.
Нормам Конституции присущи учредительный характер и высшая юридическая сила. Они создают нормативную основу,
предопределяют содержание норм всех других отраслей права. Это обусловлено тем, что они содержат политико-юридические решения наиболее важных проблем общества и государства, объективно требующих признания за ними высшего авторитета.
Действующая Конституция установила иерархию собственных норм. Однако установление о том, что никакие другие ее положения не могут противоречить главе об основах конституционного строя (ст. 16), не означает различий в их юридической силе по отношению к иным правовым актам, а свидетельствует лишь о приоритете положений гл. 1 в системе конституционных норм. Все нормы Конституции обладают высшей юридической силой - это свойство принадлежит Конституции в целом.
Нормы Конституции обладают самой большой информационной насыщенностью, универсальным, многоцелевым характером. Множеству конституционных норм может соответствовать и множество социальных установок, вариантов поведения, содержаний законодательного и (или) подзаконного регулирования общественных отношений. На основании одной конституционной нормы может быть принят не один, а несколько правовых актов.
Особенностью конституционных норм является их стабильность. Она обусловлена устойчивостью тех основных общественных отношений, которые регулируют эти нормы, и предполагает их действие в течение длительного исторического периода развития общества и государства. Достаточно сказать, что в отличие от большинства федеральных законов в Конституцию поправки не вносились.
Нормы Конституции направлены на регулирование отношений между всеми субъектами права, в том числе и такими специфическими субъектами, как народ, государство в целом, части государства. Конституционные нормы содержат единый масштаб оценки поведения субъектов права, исходят из необходимости равного подхода к каждому из них. Они трансформируют социальные свободы в государственно-нормированные, государственно-защищенные возможности субъектов, выступая в качестве меры социальной свободы.
Многие нормы Конституции характеризуются особым механизмом реализации. Они реализуются не только в конкретных правоотношениях, но и в отношениях общего характера, или в правовых состояниях (состояние в гражданстве, состояние субъектов РФ в ее составе и др.).
Специфика конституционно-правовых норм связана и с их структурой. Трехэлементная структура правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) является ее общей моделью. Структура одних норм Конституции соответствует данной модели, структура других представлена в виде ее различных модификаций, с меньшим числом элементов, часть которых содержится в иных правовых актах.
Так, некоторые нормы Конституции содержат только диспозицию. Условия их применения настолько очевидны, что нет надобности в их специальном закреплении в Конституции. Например, норма Конституции, предусматривающая, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность государства» (ст. 2), имеет абсолютный характер. Поэтому устанавливать гипотезу этой нормы нет практической надобности.
Отсутствие во многих нормах Конституции санкций не означает, что отвергается сама возможность государственного принуждения в случае нарушения таких норм. Это свидетельствует лишь о специфике конституционной ответственности, сравнительно редком ее применении. Санкции устанавливаются, как правило, иными отраслями права, принятыми во исполнение норм Конституции.

Еще по теме 9.2. Особенности норм Конституции Российской Федерации:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с конституциями (уставами), нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  2. § 3. Особенности Конституции Российской Федерации 1993 года
  3. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Федерации
  4. АРЗУМАНОВ Сергей Георгиевич. Конституционно-правовые средства обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2002
  5. Глава П. Обеспечение соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству

Со спецификой конституционных правоотношений неразрыв­но связана и специфика конституционно-правовых норм . Ряд этих норм представляет собой нормы-декларации . Но большинство из них содержит конкретные обще­обязательные правила поведения и предполагает или прямо ука­зывает на возможность принудительного обеспечения (см. норма права). В них час­то можно выделить обычные структурные элементы всякой пра­вовой нормы: гипотезу, диспозицию и санкцию. Но во многих нормах санкция отсутствует, в иных же нет и гипотезы. Это за­трудняет технико-нормативистский анализ многих конституци­онных правоотношений, заставляя юристов логически выводить или искать скрытые средства правового обеспечения таких норм. Впрочем, часто этого не требуется, так как порождаемые этими нормами правоотношения не приводят к конфликтам или доста­точно надежно обеспечиваются нормами политической морали.

К обязывающей относится норма, диспозиция которой закреплена, например, в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы".

Примечание

Некоторые авторы работ по конституционному праву рас­сматривают обязывание и дозволение как проявление различных приемов и способов правового воздействия на общественные от­ношения, совокупность которых образует метод конституцион­но-правового регулирования. Но для такого вывода нет достаточ­ных оснований, поскольку обязывание и дозволение свойствен­ны нормам практически всех отраслей права и, следовательно, никакой специфики конституционного права не выражают. А это лишает смысла и вывод о якобы специальном методе конститу­ционно-правового регулирования.

Примером запрещающей может служить диспозиция ч. 2 ст. 34 Конституции РФ: "Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и ".

К управомочивающим можно отнести диспозиции конституционных норм, регламентирующих полномочия РФ и ее субъектов (ст. 71-73), Президента РФ (ст. 83-86) и других органов, а также закрепляющих права и свободы человека и гражданина. К ним относятся такие нормы, как:

"Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени" (ч. 1 ст. 23) или

"Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества" (ч. 2 ст. 26).

Особенность конкретно-регулятивных норм состоит в том, что они достаточно четко формулируют правила поведения. В них прямо указывается конкретное право, или обязанность, или запрет на определенный вид поведения. Например, в ч. 1 ст. 78 Конституции РФ записано:

"Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц".

К конкретно-регулятивным относятся все конституционно-правовые нормы, которые в своей диспозиции содержат указания на субъективные юридические права и обязанности.

Что же касается общерегулятивных, или дефинитивных , норм, то они устанавливают такое правило поведения, которое не получает в нормативном акте достаточно четкого выражения, и оно может быть выведено лишь в результате соответствующего анализа. Эти нормы определяют, в частности, цели, принципы, категории. Такой нормой, например, являются: "Президент РФ является главой государства" (ч. 1 ст. 80).

Критерий, принятый для классификации конституционно-правовых норм по территории их действия , к сожалению, не отражает одну из важных характеристик правовой нормы - кем, органом государственной власти какого уровня (федерального, субъекта Федерации или местного, муниципального) эта норма установлена. Дело в том, что вполне возможна ситуация, когда конституционно-правовая норма, принятая органом федеральной государственной власти, будет действовать не на всей территории РФ, а лишь на части ее территории. Например, в случае объявления чрезвычайного положения на какой-то части территории. В связи с этим представляется более определенным основанием классификации конституционно-правовых норм не по территории их действия, а по уровню органов власти, установивших эти конституционно-правовые нормы: а) федеральные; б) субъектов Федерации; в) муниципальные или органов местного самоуправления.



Просмотров