Льготы преподавателям техникумов. Предоставление льгот педагогам. Льготы учителям в сельской местности

Льготы учителям – это мера социальной поддержки, оказываемая педагогическим работникам. Она направлена на повышение качества труда и престижа образовательной профессии.

Педагоги имеют право не только на получение стимулирующих выплат, но и на ряд других привилегий, предоставляемых государством.

Нормативная база

Регулирование области образования осуществляется в рамках трудового, конституционного (право на обучение) и административного законодательства.

Основные нормативные акты, регламентирующие получение льгот педагогическими работниками:

Общие

На получение общих льгот имеют право все учителя независимо от стажа и места проживания (город или село). Но есть условие: свою деятельность они должны осуществлять именно в государственных школах. Сотрудникам частных образовательных учреждений льготы не предоставляются.

Отпуск

Ежегодный отпуск для педагогов является удлиненным. Его длительность выше стандартных 28 дней и зависит от фактически отработанного времени.
Преимущества:

  1. Высокая продолжительность. Учителя отдыхают дольше, чем остальные профессии. Длительность педагогического отпуска – от 42 до 56 дней.
  2. Летний период. Из-за специфики работы образовательных учреждений оплачиваемые дни отдыха попадают на теплое время года. Но сотруднику не запрещается взять отпуск и в другие дни. Например, во время осенних каникул.

Преподавателям положен и иной вид отпуска, продолжительность которого составляет один календарный год. Условия получения:

  • непрерывный стаж работы не менее 10 лет;
  • трудоустройство в государственном образовательном учреждении.

При этом за сотрудником остается его рабочее место. Эта возможность законодательно закреплена в .

Рабочая неделя

Ставка устанавливается за 18 часов работы в неделю. Это вдвое меньше по сравнению с другими профессиями.

Но при этом у учителей ненормированный рабочий день. Это значит, что верхняя граница его продолжительности не установлена. Педагог может отработать ставку 18 часов как за 2-3 дня, так и за всю неделю.

Работа сверх ставки оплачивается дополнительно. К полученной сумме могут быть начислены надбавки за следующие виды нагрузки:

  • классное руководство;
  • проверку тетрадей;
  • работу в две смены;
  • нагрузку в нерабочие дни;
  • работу учителем химии (учитывается вредный фактор при взаимодействии с химическими веществами).

Наряду с этим учителям в городе, так же как и сельским работникам, доплачивают за выполнение поручений руководства.

Пенсия

Работа учителя является социально значимой и сложной. Из-за стрессового характера труда сотрудник образовательной сферы может выйти на пенсию до достижения установленного законом возраста (55 для женщин и 60 для мужчин).

Для педагогических работников предусмотрен сокращенный период. Его длительность – 25 лет. Отработав указанное время, учитель имеет право на досрочное получение пенсионных выплат. При этом по желанию сотрудника он может продолжить трудовую деятельность и после указанного срока – в этом случае размер выплат после выхода на пенсию будет выше, чем изначальный.

Совместительство

Учитель может работать по совместительству в рамках одного образовательного учреждения, совмещая несколько должностей. При этом их количество не ограничено. Это значит, что преподаватель может вести сразу несколько предметов.

За каждую дополнительную работу полагается доплата. Ее размер устанавливается трудовым договором и обговаривается при его подписании.

Призыв в армию

Военнообязанные учителя имеют льготу, заключающуюся в сокращенном сроке призыва. Для педагогических сотрудников он установлен в период с 1 мая по 15 июля. Осенний призыв для них не предусмотрен.

Жилье

Взять ипотеку воспитателям и учителям проще, чем работникам других профессий. Государство активно содействует сотрудникам образовательной сферы в приобретении жилья. Они имеют право на сниженную ставку при оформлении кредита в размере 8,5 % годовых вместо стандартных 12-14 %.

Ипотечное кредитование на льготных условиях предоставляется учителям при соблюдении следующих условий:

  1. возраст сотрудника до 35 лет;
  2. наличие первоначального взноса (минимум 10 %);
  3. трудоустройство в государственном учреждении;
  4. стаж педагогической работы не менее трех лет;
  5. трудовой договор, заключенный на строк от трех лет;
  6. достаточный для погашения ипотеки уровень дохода.

Специальные

На специальные льготы может претендовать не каждый сотрудник образовательного учреждения. К педагогам, имеющим дополнительные привилегии, относятся:

  • молодые специалисты;
  • работники сельской местности.

Размер и условия предоставления специальных льгот для учителей устанавливаются региональным законодательством. Для получения информации необходимо обратиться в администрацию города или изучить посвященный льготам нормативный акт субъекта РФ.

Привилегии для молодых специалистов

Статус молодого специалиста присваивается лицам, приступившим к педагогической деятельности не позже, чем через год после получения диплома. После этого он действителен в течение трех лет.

Льготы для учителей, недавно закончивших образовательное учреждение, заключаются в предоставлении стимулирующих выплат.

Таблица 1. Денежные льготы молодым специалистам.

Условия получения для обеих выплат:

  • трудоустройство в государственной школе;
  • действующий статус молодого специалиста.

Получение подъемных стоит оформлять только в том случае, если молодой учитель собирается непрерывно проработать в школе в течение минимум трех лет. Иначе социальную выплату придется вернуть.

Какие льготы предоставляются сельским учителям

Сельские работники в сфере образования имеют право на получение всех привилегий, предусмотренных для педагогов. Дополнительно им предоставляются льготы по коммунальным услугам.


Таблица 2. Компенсация сельским специалистам.

Компенсация коммунальных услуг работникам образования может быть предоставлена и в городе, если учитель живет в неблагоприятных и непригодных для проживания условиях.

Итак, льготы для педагогов предусмотрены законодательно. Основные из них заключаются в сокращенной рабочей недели, длительном отпуске и возможности получения стимулирующих выплат.

1. Социальная защита работников образования строится с учетом норм международного права.

2. Заработная плата педагогических (научно-педагогических) работников должна соответствовать большой социальной значимости педагогического труда, престижу преподавателя в обществе.

Во всех случаях начальный уровень ставок заработной платы и должностных окладов педагогических работников устанавливается в размере не ниже уровня средней заработной платы в промышленности в государстве.

Заработная плата в рамках каждой категории педагогических работников может быть повышена путем надбавок к окладу с учетом педагогического и научно-педагогического стажа, итогов аттестации, результатов работы, наличия документов о повышении квалификации, наличия ученых степеней, государственных наград и званий.

В целях стимулирования качества работы и привлечения кадров, пользующихся повышенным спросом на рынке труда, образовательное учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда его работников может самостоятельно определять формы оплаты труда, размеры должностных окладов, а также размеры доплат, надбавок и других мер материального стимулирования. Изыскание средств на эти цели путем превышения максимально допустимых учебных нагрузок на педагогического работника запрещается.

3. Педагогические работники должны быть защищены мерами социального обеспечения, включая выплату пособий по случаю нетрудоспособности, старости и инвалидности. Пособия по старости, инвалидности должны устанавливаться в таком отношении к конечному заработку, чтобы педагогический работник мог поддерживать удовлетворительный жизненный уровень.

4. Работникам образовательных учреждений, организаций, расположенных в отдаленных сельских районах, предусматриваются льготы, надбавки к заработной плате и иные меры целевой финансовой поддержки.

5. На работников образовательных учреждений, организаций, расположенных в неблагоприятных природно-климатических условиях, распространяются льготы, надбавки к заработной плате в порядке, устанавливаемом национальным законодательством.

6. Работникам образования, имеющим педагогический стаж 25 и более лет, предоставляется право выхода на пенсию по выслуге лет или право на получение надбавки за стаж работы при продолжении педагогической деятельности.

7. В целях стимулирования профессионального роста к ставкам и должностным окладам работников учреждений образования взрослых, успешно прошедшим переподготовку (повышение квалификации) по курсу андрагогики, устанавливаются надбавки.

8. Местные органы власти и самоуправления за счет средств местного бюджета обязаны предоставлять работникам образовательных учреждений льготы при оплате эксплуатационных расходов по содержанию жилья и коммунальных услуг и беспроцентные ссуды на индивидуальное жилищное строительство.

9. Право педагогических работников на отдых обеспечивается рациональным планированием учебной нагрузки, сокращением рабочего времени, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков.

Объем предельной учебной нагрузки, рабочего времени и продолжительность ежегодного отпуска определяются на основе нормативных документов и национального законодательства.

10. Педагогическим работникам, нуждающимся в санаторно-курортном лечении, обеспечиваются для его прохождения все необходимые условия.

11. Выпускникам учреждений высшего и среднего профессионального образования, получившим педагогическую специальность, на время их работы на штатных должностях педагога, воспитателя, мастера производственного обучения в учреждениях общего и начального профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, детских домах и интернатах предоставляется отсрочка от призыва на действительную воинскую службу.

12. В целях содействия обеспечению работников образования необходимой книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями им выплачивается ежемесячная денежная компенсация.

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках".

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики"» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами, но не позднее 1 января 2005 г.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, "изобрели" свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг" (далее – Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «"О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что "при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

  • вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации работникам школы отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены."

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - удостоверение о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон "Об образовании") определено, что "педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…"

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона "Об образовании" дополнен предложением: "Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации".

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 4 ст. 3 в части слов "в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста", абз. 6 ст. 3 в части слов "в объеме не более 50 кВт" Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

Льготное пенсионное обеспечение

Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников – .

В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии – одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:

  • привлечение к работе в образовательных учреждениях максимального количества специалистов;
  • обеспечение стабильной ситуации с педагогическими кадрами в просвещении;
  • повышение материального благосостояния педагогических работников и др.

В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» (далее – Постановление № 516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т. е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.

  • Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)
  • Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 № 188-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
  • Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»
  • Федеральный закон от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг»
  • Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
  • Закон РФ от 25.09.1992 № 3543­1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (с изм. и доп.)
  • Закон Камчатской области от 29.12.2004 № 246 "О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг"
  • Постановление Верховного Суда РФ от 20.12.2005 № 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"
  • Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"»
  • Постановление Минтруда России от 03.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" и "специальная (коррекционная) общеобразовательная школа"»
  • Постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначении пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей"
  • Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках"

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

Педагогический состав занимается выполнением социально значимой деятельности – ведут подготовку будущих ученых, спортсменов и пр.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Государство по этой причине разработало немало льгот и привилегий, как для городских, так и сельских учителей.

Законодательное обоснование

Основным нормативно-правовым документом является “Об образовании”. В 2013 году в него были внесены существенные изменения.

Несмотря на сокращение уровня финансирования, число льгот осталось неизменным.

Льготы педагогам

Льготы педагогическим работникам зависят от того, о педагогах с каким именно статусом идет речь:

  • дополнительного образования;
  • начинающих и пр.

Дополнительного образования

В данном случае все зависит от конкретной ситуации. При наличии более 50% учеников в возрасте до 18 лет, то можно рассчитывать на льготы, в противном случае – нет.

К основным льготам относят:

  • сниженную норму рабочего времени – 18 часов в неделю;
  • возможность неограниченного совместительства;
  • предоставление продолжительного отпуска – до 56 суток в летнее время;
  • при наличии непрерывного стажа в 10 и больше лет, можно оформить отпуск на целый год.

Годовой отпуск регулируется нормами регионального законодательства.

Начинающим

Коммунальные услуги

Скидка на распространяется только на учителей, которые официально ушли на пенсию.

Учителям в таком случае положена компенсация затрат на оплату:

  • квартплаты;
  • водоснабжения (горячее и холодное);
  • централизованного отопления либо сжиженного газа (по утвержденным нормативам либо согласно показаниям счетчика);
  • угля, дров.

Такой подход привел к формированию разницы в расходах из региональных бюджетов, по причине разного уровня проживания и норм потребления. Из-за этого, начиная с 2013 года, компенсация преподавателям начисляется по среднему – в размере 1,2 тыс. руб.

Жилищные

Отсутствие в праве собственности персональной недвижимости – национальная проблема, от которой пострадали и педагоги.

Правительством РФ разработана специальная программа, предусматривающая льготное кредитование молодых специалистов.

С ее помощью ипотеку можно оформить под 8,5% годовых.

Программа не распространяется на жителей мегаполисов. Для них предусмотрена программа “Жилище” на аналогичных условиях.

Чтобы стать участником, необходимо:

  • состоять в очереди на улучшение жилищных условий;
  • иметь в наличии средства, которых было бы достаточно для оплаты первоначального взноса.

Подать составленное заявление необходимо в местный орган самоуправления.

По оплате труда

Заработная плата педагогических включает в себя:

  • базовые;
  • стимулирующие выплаты.

Первая напрямую зависит от уровня нагрузки и квалификации.

Стимулирующие выплаты включают в себя надбавки за:

  • использование специального режима занятости;
  • руководство классом;
  • работу с химиками – для лаборантов;
  • проверку тетрадей.
Надбавка может быть начислена в виде материальной помощи.

Как получить?

Для оформления необходимо придерживаться стандартного механизма действий:

  1. Составить соответствующее заявление.
  2. Собрать необходимый пакет документов.
  3. Обратиться в уполномоченный государственный орган.

На основании принятого положительного решения будут начислены положенные льготы и компенсации.

Куда обращаться?

В 2019 году с целью оформления положенных привилегий от государства, необходимо обратиться:

  • в местный центр жилищных субсидий;
  • в территориальное представительство социальной защиты населения.

В сельской местности педагоги могут обратиться напрямую в ЖЭК.

Необходимые документы

Совместно с составленным надлежащим образом заявлением в уполномоченный государственный орган следует предоставить:

  • удостоверение личности в формате оригинал + копия всех заполненных страниц;
  • информацию о составе семьи;
  • данные о площади недвижимости;
  • документальное подтверждение прав на получение льгот – если ранее вопросами оформления заявитель не занимался.

Государственный орган при необходимости оставляет за собой право потребовать предоставить дополнительные бумаги для подтверждения полученной информации.

К примеру, педагогам с инвалидностью следует подготовить дополнительно соответствующее медицинское заключение, подтверждающие присвоение группы.

При невозможности подготовить один из документов по требованию госоргана, его уполномоченные представители отвечают мгновенным отказом. В таком случае процедуру повторения нужно повторять сначала.

На видео о поддержке молодых специалистов

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Социальные льготы педагогическим работникам в общеобразовательном учреждении

Введение

Осуществляемые в России реформы, становление рыночной экономики привели к кардинальным изменениям в жизни общества. В значительной степени эти процессы охватили и социально-культурную сферу, включая образование. Появилась реальная возможность выбора места работы и предпочтительных форм обучения в государственных и негосударственных образовательных учреждениях. Существенным для работников является, насколько эффективно осуществляется в этих образовательных учреждениях социальная поддержка. Они хотят конкретно знать, на какие социальные гарантии и льготы могут рассчитывать, выбирая место учебы и работы.

К решениям в области социальной поддержки относятся федеральные и региональные законы, а также нормативные акты органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзных и других общественных организаций. Они имеют целью повышение уровня жизни обучающихся и работающих в образовательных учреждениях как членов общества, объектов государственной социальной политики.

Требования обучающихся и работников образовательных учреждений в обязательном порядке должны опираться на основополагающую законодательную базу. И прежде всего исходить из конституционных гарантий социальной поддержки граждан.

1. Социальные гарантии и льготы в образовательном учреждении

образовательный пенсия льгота педагогический

Государственная социальная политика представляет собой совокупность принимаемых решений по вопросам социальной поддержки и практических мероприятий, способствующих осуществлению этих решений.

Федеральный закон от 8 августа 2004 г. №122-ФЗ известен прежде всего тем, что отменил многие имевшиеся в федеральном законодательстве социальные выплаты и льготы и тем самым вызвал определенные пессимистические настроения. Однако вместо пессимизма следует внимательно изучить происшедшие изменения, выяснить продолжающие действовать государственные гарантии и льготы, уровни власти, в настоящее время принимающие решения по вопросам социальной поддержки, реальные финансовые источники и вместе с профсоюзными и другими общественными организациями определить направления и методы конкретных действий с целью обеспечения социальных гарантий и льгот в соответствии с продолжающим действовать законодательством, нормативными актами органов исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, соглашениями о социальном партнерстве и коллективными договорами.

Конституция РФ определила, что:

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты (ст. 7);

каждый имеет право на образование; гарантируется общедоступность и бесплатность образования (ст. 43);

каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения (ст. 41);

каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45);

признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры (ст. 37);

защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2);

органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24).

Федеральным конституционным законом «О правительстве Российской Федерации» от 17.12.97 №2-ФКЗ установлено, что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан, принимает меры по реализации молодежной политики (ст. 16).

Законом РФ «Об образовании» (ст. 13) предусмотрено, что в уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются: учредитель, его компетенция; организационно-правовая форма; порядок приема обучающихся (воспитанников), регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся (воспитанников) и (или) их родителей (законных представителей); права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

Для всех обучающихся

Статья 50 этого закона «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» определяет следующее:

граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного образования в пределах государственных образовательных стандартов;

граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатно профессиональное образование по направлению государственной службы занятости;

обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования по очной форме обучения имеют право на получение отсрочки от призыва на военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

обучающихся, воспитанников государственного или муниципального образовательного учреждения учредитель в пределах своей компетенции обеспечивает стипендиями, местами в общежитии и интернатах, а также осуществляет иные меры социальной поддержки;

обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением;

обучающиеся в образовательных учреждениях по очно-заочной (вечерней) и заочной форме, выполняющие учебный план имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск по месту работы, на сокращенную рабочую неделю и на другие льготы, которые предоставляются в порядке, устанавливаемом законодательством.

Статьей 28 Закона РФ «Об образовании» предусмотрено, что ведению Российской Федерации подлежит установление порядка предоставления гражданам и погашения ими государственного образовательного кредита.

В статье 5 Закона РФ «Об образовании» указано, что государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, в том числе посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

На 2005 год в федеральном бюджете по подпрограмме «Одаренные дети» в составе Федеральной целевой программы «Дети России» выделяется 30,0 млн. рублей.

Органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности (ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Определенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения имеют лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, а также лица, окончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников и члены сборных команд РФ, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Правительством РФ, принимаются без вступительных испытаний в федеральные государственные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады (ст. 11 федерального закона о высшей школе).

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Категории граждан, которым предоставляется данная поддержка, и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов РФ для находящихся в их ведении и муниципальных образовательных учреждениях.

Подробно социальные гарантии и льготы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для детей и подростков с отклонениями в развитии, для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, изложены в Законе РФ «Об образовании» (в статьях 5, 16, 50, 51), в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ст. 11, 16).

Например, для детей, нуждающихся в длительном лечении, организуются оздоровительные образовательные учреждения, в том числе санаторного типа. Учебные занятия для таких детей могут проводиться образовательными учреждениями на дому или в лечебных учреждениях. Обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъекта Российской Федерации.

Определенная специфика имеется в социальной поддержке студентов высших учебных заведений. Так в статье 16 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» определено, что:

студенты федеральных государственных вузов, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей в порядке и на условиях, определенных Правительством РФ; студенты вузов вправе получать стипендии, назначенные направившими их на обучение юридическими или физическими лицами, а также именные стипендии на основании соответствующего положения;

студентам очной формы обучения федеральных государственных вузов выделяются дополнительные средства на оказание поддержки нуждающимся студентам в размере двадцати пяти процентов стипендиального фонда, предусматриваемого в установленном порядке в расходах федерального бюджета; федеральным государственным вузам выделяются дополнительные средства в сумме двукратного месячного размера академической стипендии для организации культурно-массовой, физкультурной и оздоровительной работы со студентами очной формы обучения;

студентам вузов предоставляется право на бесплатное пользование услугами государственных и муниципальных библиотек, а также на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев;

каждый обучающийся, нуждающийся в жилой площади, должен быть обеспечен отвечающим санитарным нормам и правилам местом в общежитии при наличии соответствующего жилищного фонда вуза; размер платы за проживание в общежитии, коммунальные и бытовые услуги для обучающихся не может превышать пяти процентов размера стипендии;

за успехи в учебе и активное участие в научно-исследовательской работе студенты вузов получают моральное и (или) материальное поощрение в соответствии с уставом вуза;

студенты вузов имеют право переводиться с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом вуза.

Наряду с этим в статье 42 Закона РФ «Об образовании» определено, что в пределах имеющихся внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно могут оказывать социальную поддержку нуждающимся студентам.

В преамбуле федерального закона от 22.08.2004 г. №122-ФЗ указано, что социальные гарантии и льготы обеспечиваются в соответствии с принципом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. На практике это обеспечивается за счет средств соответствующих бюджетов.

Федеральным бюджетом, например, в 2005 году увеличиваются расходы на стипендии на общую сумму 4 млрд. рублей. Намечается в течение года повысить стипендии дважды на сто рублей: с 1 апреля и с 1 сентября. Около 420 млн. руб. направляются на финансирование санаториев-профилакториев, подведомственных Федеральному агентству по образованию. Более 1,1 млрд. руб. будет направлено на оздоровительные мероприятия для студентов. Кроме того, 40 млн. руб. выделяются на оснащение студенческих спортивно-оздоровительных лагерей.

Около трех тысяч учреждений начального профессионального образования и более четырехсот техникумов и колледжей передано в ведение субъектов РФ. Были скорректированы расходы федерального бюджета на образование на 2005 год. Из него 22 млрд. руб. переданы регионам. При этом Минфин России предусмотрел резерв около 5 млрд. руб. для оказания нуждающимся регионам по итогам первого квартала текущего года.

Увеличивают объемы финансирования бюджеты субъектов РФ на обеспечение социальной поддержки учреждений образования. Так, в Санкт-Петербурге установили льготную стоимость проездного билета для учащихся и студентов. В Москве из городского бюджета финансируется бесплатное обеспечение учащихся школьными учебниками, а также оздоровительные мероприятия для детей в период школьных каникул. В Липецкой области установили повышенный размер пособия родителям на детей.

Законодательство Российской Федерации предусматривает социальные гарантии и льготы работникам образовательных учреждений. В Законе «Об образовании» понятие «социальные гарантии и льготы» заменено на другую формулировку - «социальная поддержка».

Закон РФ «Об образовании» определил следующее:

ведению Российской Федерации в лице ее федеральных органов государственной власти и органов управления образованием подлежат: организация федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических работников и работников государственных органов управления образованием; установление социальной поддержки педагогических работников федеральных государственных образовательных учреждений, а также видов и норм их материального обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; установление и присвоение государственных наград и почетных званий работникам образования (ст. 28);

к компетенции образовательного учреждения отнесено: установление своим работникам заработной платы, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров премирования; создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32);

педагогические работники образовательных учреждений обязаны проходить периодически бесплатные медицинские обследования, которые проводятся за счет средств учредителей (ст. 51);

педагогическим работникам образовательных учреждений в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями выплачивается ежемесячная денежная компенсация (ст. 55). Педагогам учебных заведений, находящихся в ведении субъектов РФ и муниципальных образований, денежная компенсация будет выплачиваться соответственно по решению органа государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления. Причем ее размер устанавливается также на местах.

педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади; размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливается законодательными актами субъектов РФ (ст. 55).

При этом надо иметь в виду, что с 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, регулирующий вопросы принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также платы за жилые помещения и коммунальные услуги.

По отношению социальных гарантий и льгот работников образовательных учреждений высшего профессионального образования в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрено следующее:

научно-педагогические работники вуза имеют право: пользоваться бесплатно услугами библиотек, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых и других структурных подразделений вуза в соответствии с его уставом и (или) коллективным договором; на организационное и материально-техническое обеспечение своей профессиональной деятельности (ст. 20);

государство гарантирует создание необходимых условий для повышения квалификации не ранее чем один раз в пять лет научно-педагогических работников федеральных, государственных вузов и научно-педагогических работников государственных научных учреждений и организаций, действующих в системе высшего и послевузовского профессионального образования (ст. 21);

К компетенции федерального государственного органа управления образованием относятся разработка и реализация совместно с профсоюзными и общественными организациями мер по социальной поддержке работников системы высшего и послевузовского профессионального образования по улучшению условий их труда (ст. 24).

Решая вопросы обеспечения социальной поддержки работников образовательных учреждений, можно руководствоваться предусмотренным статьей 28 федерального закона о высшей школе правом федеральных государственных вузов самостоятельно определять направления использования средств, полученных ими за счет бюджета и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

Следует иметь в виду, что в случае необходимости возможно использовать санкции, установленные Кодексом РФ об административных правонарушениях, например, в статьях 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» и 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению».

Ответственность при невыплате свыше двух месяцев зарплаты, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат определена статьей 145 Уголовного кодекса РФ. Но при этом требуется доказать корыстную или иную личную заинтересованность в этом руководителя учреждения, предприятия или организации.

Целесообразно продолжать совершенствовать действующее законодательство в направлении закрепления социальных гарантий и льгот, включая систему образования. Прежде всего это следует осуществлять в отношении конкретизации закрепляемых за различными уровнями власти видов социальных гарантий и льгот, финансовых источников, четко прописанного в законах механизма восполнения недостающих на эти цели средств из бюджетов более высокого уровня власти, персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение предусмотренных законами норм социальной поддержки и несвоевременную, не в полном объеме выплату гражданам полагающихся им средств.

Решать это требуется комплексно, как это сейчас практикуется, путем подготовки и рассмотрения сразу пакета соответствующих нормативных актов. Такие поправки должны иметь прямое действие, для чего содержать четко сформулированный механизм практической реализации вносимых изменений и дополнений. Подобный подход к нормотворчеству следует строго соблюдать одновременно органами власти на всех уровнях: федеральном, региональном и местном.

Например, в Бюджетном кодексе РФ считаю необходимым: в статье 65 «Формирование расходов бюджетов» указать, что расходные обязательства должны обеспечивать гарантированные государством нормы социальной поддержки граждан, включая бюджетные учреждения, оказывающие образовательные и другие социальные услуги; статью 75 «Трансферты населению» дополнить записью о механизме межбюджетных трансфертов для обеспечения на всех уровнях власти в полном объеме финансирования обязательных социальных выплат населению, в том числе стипендий, компенсаций и др.

В Трудовом кодексе РФ следовало бы: в статье 1 включить в число основных задач трудового законодательства не только вопросы организации и оплаты труда, но и социальные гарантии и льготы; в статье 23 раскрыть понятие «и иных непосредственно связанных с ними отношений», указав прежде всего меры социальной поддержки. Эти вопросы должны быть тщательно прописаны в части заключительных соглашений и коллективных договоров.

Более детально требуется проработать вопросы социальных гарантий и льгот обучающихся и работников образовательных учреждений в Законе РФ «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Так, в статье 51 Закона РФ «Об образовании» запись о том, что медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения, следует более конкретизировать. Это касается заключения договора и прикрепления контингента к соответствующим учреждениям здравоохранения и в части ежегодной диспансеризации. В статье 41 «Финансирование образовательных учреждений» следует указать, что в смете доходов и расходов образовательных учреждений предусматриваются расходы на осуществление законодательно гарантированных мер социальной поддержки обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений.

2 . Со циальные гарантии и льготы педагогическим работникам

Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.

Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках».

Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.

Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 №52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики»» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами.

Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, «изобрели» свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа

В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 №246 «О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон №246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ ««О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» (далее - Федеральный закон №122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что «при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в т. ч. единовременных) и иных видов социальных выплат,

гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.»

В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.

Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее - Закон «Об образовании») определено, что «педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади…»

При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.

Федеральным законом №122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона «Об образовании» дополнен предложением: «Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации».

В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.

Федеральным законом №122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.

Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.

Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.

В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов «в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста», абз. 4 ст. 3 в части слов «в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста», абз. 6 ст. 3 в части слов «в объеме не более 50 кВт» Закона №246, т.к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.

Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.

В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб., заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.

В указанном случае нарушены права получателей льгот, т.к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т.к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.

3. Пенсионное обеспечение

Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников - льготное пенсионное обеспечение.

В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии - одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:

· привлечение к работе в образовательных учреждениях максимального количества специалистов;

· обеспечение стабильной ситуации с педагогическими кадрами в просвещении;

· повышение материального благосостояния педагогических работников и др.

В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.

Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Правила исчисления периодов работы (далее - Правила), а также Список должностей и учреждений (далее - Список), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №173-ФЗ), утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (далее - Постановление №781).

Согласно Правилам в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пп. 1.1-1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, - в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях.

Уже сложилась многочисленная практика рассмотрения дел судами общей юрисдикции по вопросу зачета в стаж периодов работы, дающих право на льготную пенсию. Верховный Суд РФ в своем постановлении от 20.12.2005 №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» обращает внимание судов на то, что при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что в силу подп. «в» п. 8 Правил в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г. Такая работа, имевшая место после 1 ноября 1999 г., не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Аналогичное правило применяется и к случаям работы в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений», являющихся структурными подразделениями организации.

При применении Правил, согласно которым работа в должностях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г., засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте, судам следует учитывать ограничения, установленные подп. «в» п. 8 Правил.

Проблемы, возникающие при учете условий для назначения пенсии на льготных основаниях, обуславливаются прежде всего тем, что многие образовательные учреждения поменяли свое наименование и статус. В связи с этим, Минтруда России приняло постановление от 03.10.2002 №67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»».

Большинство педагогических работников женщины, поэтому актуальным остается вопрос о включении в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком.

Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»» (далее - Постановление №516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.

Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г., т.е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.

С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 №320-О, если на момент вступления в силу Постановления №516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.

Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.

Заключение

Конкретные социальные гарантии и льготы определены соответствующими законами и нормативными актами. Они установлены раздельно для обучающихся и работников образовательных учреждений. При этом учитывается специфика, например для учащихся по дневной (очной) форме обучения и для сочетающих обучение и работу, для проходящих переподготовку и получающих новую специальность по направлению службы занятости населения. Также учитывается специфика гарантий и льгот для основного состава образовательного учреждения - педагогов (воспитателей) и вспомогательного состава, для совместителей, для работающих во вредных условиях и опасных для здоровья.

Поскольку социальные гарантии и льготы весьма многообразны, то мы остановимся на наиболее характерных для системы образования.

Конкретные социальные гарантии и льготы обучающихся и работников образовательного учреждения находят отражение, например, в Трудовом кодексе РФ, законах об образовании и высшей школе, федеральных и региональных целевых программах, в уставе образовательного учреждения, генеральном, региональном и отраслевом соглашениях, коллективном договоре, регулирующих социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические, финансовые отношения.

В первую очередь гражданин должен выяснить, какие социальные гарантии и льготы касаются непосредственно его в действующем уставе образовательного учреждения и коллективном договоре. После этого он осознанно оформляет свои социально-трудовые отношения с администрацией образовательного учреждения.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.)

2. Жилищный кодекс РФ от 29.12.2004 №188-ФЗ (с изм. и доп.)

3. Федеральный закон от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

4. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп.)

5. Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»»

6. Постановление Минтруда России от 03.10.2002 №67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и «специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»»

7. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения», №11 2008 год Е.Г. Гуськова, начальник отдела юридической экспертизы и правотворчества аппарата Думы города Костромы

9. Правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения. А.Н. Кузибецкий, В.Ю. Розна, Т.Б. Рденко, М.2010.

10. Официальный сайт Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный центр образовательного законодательства».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Объективная необходимость расходов на социальные нужды, их состав, структура и динамика. Выплата пенсий по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца. Размеры ставок, объекты обложения, плательщики, льготы. Порядок зачисления налогов в бюджет.

    реферат , добавлен 03.08.2016

    Необходимость активизации процесса социального инвестирования предприятиями. Финансовые инструменты замера эффективности традиционных инвестиций. Универсальная методика оценки инвестиций в социальные программы, способы ее адаптации для данной фирмы.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2011

    Пенсионные фонды как субъекты экономики. Моделирование взаимосвязи реформирования пенсионной системы с макроэкономическими показателями. Целевое назначение бюджета фонда. Система социального обеспечения, этапы реформирования. Три сценария смертности.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Уровень жизни: сущность, минимальные социальные стандарты. Индикаторы и показатели качества жизни населения, социальные нормативы и потребности. Анализ данной сферы, проблемы преодоления бедности и система социальной защиты населения в Приднестровье.

    курсовая работа , добавлен 03.08.2017

    Сущность и роль заработной платы бюджетной сферы в рыночной экономике. Необходимость проведения реформы оплаты труда бюджетной сферы. Единая тарифная сетка. Особенности заработной платы работников педагогического труда. Объем учебной нагрузки учителей.

    курсовая работа , добавлен 04.08.2010

    Понятие и структура пенсионной системы, история ее возникновения и развития. Социальные функции, виды и механизмы финансирования пенсии. Состояние системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, ее основные проблемы и направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2014

    Социальные гарантии в сфере занятости населения, общая характеристика целевых программ в данной области, этапы их исполнения и оценка эффективности. Информация о положении на рынке труда города Владивостока. Пути рационализации инвестиционной политики.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2014

    Проблемы развития социально-культурной сферы, государственное регулирование, культурная политика. Социальные услуги и технологии, их сущность и качество. Эффективность инвестиций в воспроизводство и формирование индивидуального человеческого капитала.

    курсовая работа , добавлен 11.08.2011

    Использование теории кривых безразличия для оценки последствий коммерческой деятельности: вознаграждение постоянных клиентов и дополнительные льготы работникам. Потребительское поведение и рыночный спрос. Производство и издержки. Типы рыночных структур.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2011

    Роль государства в командной экономике и в рыночном хозяйстве, возможность и необходимость регулирования, его нормативно-правовое обоснование и отражение в законодательстве России. Изменения в формах и методах государственного регулирования экономики.



Просмотров