Начисление пени по 44 фз калькулятор. Калькулятор пеней по налогам и страховым взносам. Если контракт исполнен с задержкой, когда следует его оплатить

В статье рассмотрим как рассчитывать пени за просрочку исполнения обязательств по контракту, какие размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта предусмотрены на настоящий момент. А также разберем в чем отличие пени от штрафа и за какие нарушения они назначаются.

Способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно. Сейчас способы расчета установлены в Правилах определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063.

Важно запомнить, что при ненадлежащем исполнении контракта предусмотрен штраф, а при просрочке исполнения — пени, и регулируются они разными документами.

Онлайн-курс для заказчика «Управление государственными и муниципальными закупками ». Организация работы контрактной службы, создание и работа закупочных комиссий. Работа без нарушений и штрафов. Удостоверение о повышении квалификации 144 ак.часа.

Пеня

Ответственность заказчика

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчиком, четко определен в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Часть 5 ст. 34 этого закона определяет размер неустойки как 1/300 ставки рефинансирования от неуплаченной в срок суммы за каждый день просрочки (начиная со следующего дня после истечения срока исполнения обязательства по договору).

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб. Последний срок перечисления оплаты поставщику по контракту — 18 апреля. Фактически деньги перечислены 29 апреля (в полном объеме, частичной оплаты в срок не было). В этом случае расчет пени за весь период будет выглядеть следующим образом:

Если вовремя было перечислено, допустим, только 200 тыс. руб., а остальная сумма (400 тыс. руб.) - с просрочкой, то расчет изменится соответствующим образом:

400 000 руб. x (1/300 x 11%) x 11 (количество дней с 19 апреля по 29 апреля) = 1613 руб. 33 коп.

Размер пени не может быть изменен по согласованию сторон — ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ не предусматривает такой возможности.

Ответственность поставщика

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, расчет пени гораздо сложнее. Наказание будет зависеть от объема невыполненных в срок обязательств и от того, насколько сильно были нарушены сроки.

Выглялит достаточно сложно, поэтому рассмотрим на примере как же использовать формулы расчета пени.

Пример: цена контракта составляет 600 тыс. руб., срок исполнения контракта — 30 дней. Контракт вовремя не был исполнен, период просрочки — 9 дней.

Сначала определим коэффициент К:

К = (9 / 30) x 100% = 30%

Поскольку это значение попадает в диапазон «0-50%», то в формуле расчета ставки С мы будем использовать Сцб = 0,01 значения ставки рефинансирования (сегодня ее размер — 11%):

С = (0,01 x 0,11) x 9 = 0,0099 (или 0,99%)

Переходим к расчету пени:

Цк = 600 000 руб

В = 0, т.к. контракт не был исполнен даже частично.

Пеня = (600 000 руб. - 0 руб.) x 0,99% = 5940 руб.

Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

Пеня = (600 000 руб. - 200 тыс. руб.) x 0,99% = 3960 руб.

Штраф

Штрафы для заказчика и для поставщика установлены в Правилах (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063), а также в КоАП РФ.

Скачайте для удобства таблицу штрафов по 44-ФЗ (скачать таблицу).

Штраф за все нарушения контракта должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Размер штрафа определяется в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ):

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п. 15 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ);
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты (п. 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Для поставщика размеры штрафов за ненадлежащее исполнение контракта выглядят более внушительными по сравнению с пенями за просрочку. Поэтому, если срок исполнения контракта подходит к концу, а поставщик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в ненадлежащем виде невыгодно. Лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно.

Сложные вопросы квалификации правонарушений по 44-ФЗ

Ответственность за просрочку возврата обеспечения исполнения контракта

Вопрос: Предусмотрена ли Законом № 44-ФЗ ответственность заказчика за несвоевременный возврат денежных средств, перечисленных подрядчиком в качестве обеспечения контракта?

Ответ: Нет, не предусмотрена. Однако в этом случае применяется ст. 395 ГК РФ: взыскиваются проценты за неправомерное использование чужих денежных средств в размере опубликованных Банком России и имевших место в соответствующие периоды средними ставками банковского процента по вкладам физических лиц (ст. 395 ГК РФ).

Ответственность за необоснование или неправильное обоснование НМЦК

Вопрос: Существует ли административная ответственность в КоАП РФ за необоснование или неправильное обоснование начальной максимальной цены контракта по Закону № 44-ФЗ.

Ответ: Именно такого состава правонарушения в КоАП РФ не описано. Однако ответственность возможна по общей норме ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ — размещение в ЕИС информации и документов с нарушением требований законодательства о контрактной системе, штраф — 15 тыс. руб. для должностных лиц и 50 тыс. руб. для юридических лиц.

Ответственность за размещение извещения о закупке ранее чем через 10 дней с момента публикации плана-графика

Вопрос: Изменить план-график в отношении каждого объекта закупки по общему правилу можно не позднее, чем за 10 дней до даты, когда должно быть опубликовано извещение. Предусмотрены ли санкции в КоАП РФ, если заказчик опубликует извещение ранее 10-дневного срока?

Ответ: Да, предусмотрены административные штрафы, они разные, размер зависит от того, какая процедура последовала за изменением плана-графика и насколько нарушили, на 1 рабочий день или более (см. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 ст. 7.30 КоАП РФ).

Участие в закупке организации, один из учредителей которой является офшорной компанией

Вопрос: Одним из учредителей участника закупки, подавшего заявку на участие в электронном аукционе, является компания, зарегистрированная в офшорной зоне (на Сейшельских островах). Является ли такой участник закупки офшорной организацией? Обязан ли заказчик отклонить его заявку?

Ответ: Нет, не является, отклонять его нельзя.

Посмотреть разбор решений ФАС и судебной практики можно в записи вебинара Школы электронных торгов «Ответственность и штрафы заказчиков по 44-ФЗ в 2016 году »

Здравствуйте, дорогие коллеги! Довольно часто сталкиваюсь с ситуацией, когда специалисты (сотрудники организации), отвечающие за подготовку документации для участия в конкурсных торгах не уделяют должного внимания проекту государственного (муниципального) контракта, представленного в комплекте документации. А если они и уделяют ему внимание, то весьма поверхностное. И это большая ошибка. Так как в контракте Заказчик прописывает условия исполнения контракта и в том числе — размер неустойки в случае неисполнения обязательств по данному контракту. Поэтому внимательным образом изучайте проект контракта и не попадайтесь на крючок, на который попадаются многие поставщики, которые ради победы в конкурсе указывают минимальные сроки для того, чтобы набрать наибольшее число баллов, забывая о штрафных санкциях при срыве сроков исполнения контракта.

И так, давайте разберемся, что же такое неустойка?

Неустойка (штраф, пеня) — в соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Согласно ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть совершено в письменной форме независимо от формы основного обязательства.

Согласно ст. 332 ГК РФ, если неустойка установлена законом (законная неустойка), кредитор вправе требовать ее уплаты независимо от того, предусмотрена ли такая обязанность соглашением сторон. Причем отдельно указано, что размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает, откуда следует, что размер законной неустойки не может быть уменьшен соглашением сторон.

Согласно ч. 11 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного государственным или муниципальным контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается государственным или муниципальным контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Важно!!!

Если в договор включен пункт о том, что сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательство, обязана выплачивать другой стороне неустойку на сумму неисполненного обязательства в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ. При таком условии размер неустойки за каждый день неисполнения будет менее 1/300 ставки рефинансирования, так как число дней в году при расчете неустойки принимается равным 360 (если иное не установлено соглашением сторон, обязательными для сторон правилами, а также обычаями делового оборота), а не 300 — п. 2 (далее — Постановление № 13/14).

Расчет неустойки по норме (ч.11 ст. 9 Закон № 94-ФЗ) производится по формуле:

Х=Z*(S/300)*N,

Где Х – размер неустойки в руб.;

Z – размер неисполненного обязательства (сумма задолженности) в руб.;

S – ставка рефинансирования ЦБ в %;

N – количество дней просрочки.

Из формулы видно, что для расчета неустойки необходимо определить три величины:

1. Период неисполнения обязательства;

2. Размер неисполненного обязательства;

3. Размер ставки рефинансирования ЦБ.

1. Период неисполнения обязательства

По общему правилу, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Таким образом, если в договоре указано, что должник должен исполнить свое обязательства в срок до такого-то числа, моментом начала неисполнения обязательства будет следующий день.

Если на момент расчета должник уже исполнил просроченное обязательство, то днем окончания периода неисполнения будет день надлежащего исполнения обязательства (ст. 192 ГК РФ). Если обязательство все еще не исполнено, последним днем периода неисполнения (для целей расчета) будет день производства расчета (подачи претензии, иска и т.п.).

Количество дней, прошедших со дня, в который должно было исполниться обязательство, и до дня его фактического исполнения либо составления расчета, и будет периодом просрочки.

2. Размер неисполненного обязательства (сумма задолженности)

Размер неисполненного обязательства определяется как разница между тем, сколько должник обязался исполнить по договору, и тем, сколько он уже исполнил надлежащим образом на момент производства расчета.

3. Размер ставки рефинансирования ЦБ

По общему правилу, размер ставки рефинансирования определяется на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части, если законом или соглашением сторон не установлено иное (п. 1 ст. 395 ГК РФ). Размеры ставки устанавливаются указаниями Банка России на определенный период и публикуются на его официальном сайте (//www.cbr.ru). На текущий момент ставка рефинансирования составляет 8,25% годовых.

Пример расчета размера неустойки:

Предположим, в договоре указано, что поставщик обязан исполнить обязательство, например, поставить товар, на сумму 100 000 рублей не позднее 1 февраля 2012 года. По факту же исполнено (поставлено) в указанный срок было на сумму 70 000 рублей. Разница, то есть сумма неисполненного обязательства составляет 30 000 рублей.
Заказчик производит расчет процентов 10 апреля 2012 года. Тогда период просрочки — с 2 февраля по 10 апреля включительно — составляет 69 дней.
Ставка рефинансирования на этот день составляет 8% годовых.

Размер неустойки составит:

X=Z*(S/300)*N=30000*(0,08/300)*69=552 руб.

К сведению:

Если размер (ставка) процентов будет явно несоразмерен последствиям просрочки исполнения денежного обязательства, суд будет вправе уменьшить ставку процентов с учетом изменения размера ставки рефинансирования ЦБ РФ в период просрочки, а также иных обстоятельств, влияющих на размер процентных ставок (ст. 333 ГК РФ, п. 7 Постановления Пленума № 13/14). Например, если выбранная ставка рефинансирования является самой высокой из всех ставок, действовавших в период просрочки, и при этом она действовала очень незначительное количество дней из всего периода просрочки, суд может применить усредненную ставку (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2009 № А32-436/2009).


Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому способы расчета штрафов и пеней за нарушение государственных контрактов оговариваются законодателем отдельно, и сегодня этим целям служат определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. № 1063 (далее – Правила).

Рассмотрим на примерах, каким образом следует определять сумму неустойки и прописывать в государственном контракте раздел об ответственности сторон.

Ответственность заказчика

Пеня

Размер пени, которая взыскивается за просрочку исполнения обязательств заказчика, не урегулирован – поэтому ориентироваться нужно непосредственно на Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ " " (далее – Закон № 44-ФЗ).

Таблица 1. Размеры штрафа, взыскиваемого с заказчика в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту

Шкала цены контракта сформулирована не совсем корректно, поэтому возникает вопрос: какой размер штрафа необходимо прописать, если цена контракта составляет, допустим, ровно 50 млн руб. – но предсказать поведение заказчика в этому случае нетрудно: скорее всего, в контракте будет закреплен меньший размер штрафа. Кстати, такая же проблема возникает и при определении размера штрафа поставщика.

Ответственность поставщика (исполнителя, подрядчика)

Пеня

Для поставщиков, просрочивших исполнение контракта, пеня рассчитывается по гораздо более сложной схеме в сравнении с расчетом пени в отношении недобросовестных заказчиков. В самом общем виде формула определения размера пени выглядит следующим образом ():

П = (Ц – В) x С ,

Ц – цена контракта;

В – стоимость фактически исполненного в установленный срок обязательства по контракту (определяется на основании документов о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов);

С – размер ставки.

И если с первыми компонентами – Ц и В – вопросов не возникает, то расчет ставки (С ) производится в несколько этапов. Сама по себе формула определения размера ставки достаточно проста ():

С = С ЦБ x ДП ,

С ЦБ – размер ставки рефинансирования на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К ;

ДП – количество дней просрочки.

Как мы видим, появляется еще коэффициент К, величина которого зависит от того, насколько серьезную просрочку допустил поставщик. Сам по себе этот коэффициент тоже рассчитывается довольно несложно ():

К = (ДП / ДК) x 100% ,

ДП – количество дней просрочки;

ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

Следующий этап – это определение величины, на которую надо умножить ставку рефинансирования (этот показатель определяется исходя из размера коэффициента К ), чтобы получить С ЦБ ():

Таблица 2. Правила определения коэффициента, на который умножается ставка рефинансирования (в зависимости от величины коэффициента К)

Величина коэффициента К Размер ставки рефинансирования (С ЦБ)
0-50% 0,01 ставки рефинансирования
50-100% 0,02 ставки рефинансирования
100% и более 0,03 ставки рефинансирования

Здесь мы снова сталкиваемся с некорректным определением диапазонов шкалы – например, совершенно непонятно, как рассчитать ставку, если коэффициент К равен 50%. Скорее всего, со временем шкала величин этого коэффициента будет приведена в более привычный и однозначный вид: 0-49%, 50-99%, 100% и более.

Рассчитаем размер пени на конкретных примерах.

    ПРИМЕР 1

    Допустим, цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, период просрочки – 9 дней, вовремя контракт не был исполнен даже частично.

    Сначала определим коэффициент К :

    К = (9 / 30) x 100% = 30%

    Поскольку это значение попадает в диапазон "0-50%", то в формуле расчета ставки С мы будем использовать С ЦБ , равный 0,01 значения (напомним, сегодня ее размер составляет 8,25%):

    С = (0,01 x 0,0825) x 9 = 0,007425 (или 0,74%)

    Наконец, можно переходить к расчету собственно пени (у нас значение В будет равно нулю, поскольку частичного исполнения контракта не было):

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 0,74% = 3700 руб.

    Если представить, что контракт был исполнен поставщиком частично, то при расчете пени необходимо учитывать, в какую сумму было оценено исполненное. К примеру, в акте о приемке выполненных работ указано, что их стоимость составляет 200 тыс. руб.:

    П = (500 000 руб. – 200 тыс. руб.) x 0,74% = 2220 руб.

    ПРИМЕР 2

    Представим, что данные те же (цена контракта составляет 500 тыс. руб., срок исполнения контракта – 30 дней, частичного исполнения нет), но просрочка составила 18 дней. Снова начинаем с конца, с расчета коэффициента К :

    К = (18 / 30) x 100% = 60%

    Автоматически меняется значение коэффициента К , который надо учитывать: он попадает в диапазон "50-100%", а следовательно, значение ставки рефинансирования (8,25%) нужно умножить на 0,02:

    С = (0,02 x 0,0825) x 18 = 0,0297 (или 2,97%)

    Итоговая ставка, с помощью которой исчисляется пеня, значительно подросла в сравнении с первым примером, и размер пени, конечно, тоже увеличится:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 2,97% = 14 850 руб.

    ПРИМЕР 3

    Наконец, рассчитаем пеню для случая серьезной просрочки исполнения контракта, превышающей весь срок его исполнения, – например, 42 дня:

    К = (42 / 30) x 100% = 140%

    Снова изменился диапазон значений коэффициента К , теперь он составляет "100% и более" – то есть значение ставки рефинансирования (8,25%) надо умножить на 0,03:

    С = (0,03 x 0,0825) x 42 = 0,104 (или 10,4%)

    Соответственно, итоговый размер пени будет равен:

    П = (500 000 руб. – 0 руб.) x 10,4% = 52 000 руб.

Штраф

Предусмотрены для поставщиков и штрафы, которые применяются во всех случаях ненадлежащего исполнения обязательств, за исключением просрочки.

Таблица 3. Размеры штрафа, взыскиваемого с поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае ненадлежащего исполнения им обязанностей по государственному контракту (п. 4 Правил)

Размеры штрафов выглядят более внушительными по сравнению с размерами просрочки, что может не очень благоприятно повлиять на исполнение контракта. К примеру, если срок его исполнения подходит к концу, а подрядчик не успевает выполнить работу качественно, то сдавать ее в недоделанном виде нет смысла: намного "дешевле" будет исполнить контракт с просрочкой.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на , ни .

Совсем-совсем недобросовестно

Правила не определяют, каким образом должен быть установлен штраф за неисполнение обязательств, речь идет только о ненадлежащем исполнении контракта или просрочке его исполнения.

При принятии Закона № 44-ФЗ в первоначальной редакции законодатель вообще забыл упомянуть об ответственности за неисполнение контракта – соответствующие поправки были внесены в , только в конце 2013 года (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ " "). В результате этими нормами предусмотрено, что штраф за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту должен быть закреплен в контракте в виде фиксированной суммы, которая определяется с учетом требований , – но в самих Правилах речь идет только о ненадлежащем исполнении или просрочке.

Понятно, что в случае неисполнения контракта интересы заказчика будут гарантированы обеспечением исполнения контракта (например, выплатой по банковской гарантии в соответствии со ), а поставщик будет занесен в реестр недобросовестных поставщиков ().

Но это не освобождает заказчика от обязанности предусмотреть в проекте контракта ответственность за неисполнение в виде фиксированной суммы штрафа (). Самое простое, что можно сделать в такой ситуации для предупреждения претензий ФАС России по формальному основанию – изменить формулировку контракта таким образом, чтобы фиксированная сумма штрафа распространялась на "неисполнение или ненадлежащее исполнения обязанностей по контракту".

В условиях неопределенности

Фиксированный размер штрафа необходимо рассчитать уже на этапе разработки конкурсной документации. Однако сделать это трудно, поскольку итоговая цена контракта, в зависимости от которой будет исчисляться размер штрафа, будет известна только после определения победителя.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: "За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.". Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Кстати, размер пени Закон № 44-ФЗ также требует прописать в контракте () – очевидно, в этом случае можно просто продублировать положения .

Исключение из правил

В заключение напомним, что в соответствии с заказчик может не исполнять требование об обязательном закреплении в контракте сумм штрафов и неустоек, если закупка осуществляется у единственного поставщика:

  • на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. ();
  • на заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия ();
  • если предметом закупки являются лекарственные препараты ().

С 9 сентября 2017 года штраф по 44-ФЗ, а также пени начисляют по новым правилам. Для поставщиков и заказчиков применяют разные схемы.

Внимание! Вы находитесь на профессиональном сайте со специализированным юридическим контентом. Для чтения статьи может потребоваться регистрация.

С 9 сентября 2017 года начинают действовать новые правила, по которым нужно рассчитывать штрафы по 44-ФЗ. Правительство РФ издало о том, как определять пени и штрафы. Изменения касаются как заказчиков, так и подрядчиков.

Процент для определения штрафа по 44-ФЗ зависит от цены контракта

Начисление штрафов по 44-ФЗ поставщикам зависит от стоимости сделки . Чем выше стоимость, тем ниже процент, который будут применять при расчете суммы:

  1. Если стоимость до 3 млн руб., штраф по госконтракту для поставщика составит 10% от общей цены сделки.
  2. В случае нарушения условий контракта, который стоит от 3 до 50 млн руб. включительно, штраф составит 5% от цены контракта.
  3. 1% от общей суммы начислят при цене от 50 до 100 млн руб.
  4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение сделки поставщик выплатит сумму в 0,5% при стоимости сделки от 100 до 500 млн руб.
  5. Если цена – в пределах от 500 млн до 1 млрд руб., с поставщика взыщут штраф по контракту по 44-ФЗ в размере 0,4% от общей суммы.
  6. При стоимости сделки от 1 до 2 млрд руб. поставщик заплатит штраф из расчета 0,3% от стоимости.
  7. Штраф в 0,25% от цены контракта начислят при общей стоимости 2 до 5 млрд руб.
  8. При сумме от 5 млрд до 10 млрд руб. штрафные санкции для поставщика составляют 0,2% от суммы.
  9. Если цена сделки выше 10 млрд руб., штраф начислят из расчета 0,1% от общей стоимости.

Кроме того, по-новому будут вести начисление штрафов по 44-ФЗ, если поставщик – субъект малого предпринимательства или социально-ориентированная некоммерческая организация:

  • Если стоимость контракта до 3 млн руб., штраф составит 3%.
  • Если стоимость от 3 до 10 млн руб. – 2%.
  • При цене от 10 до 20 млн руб. с такой организации вычтут штраф в размере 1% от стоимости контракта.

42 полезных документа для юриста компании

Пени по 44-ФЗ за просрочку начисляют от 1/300 ставки рефинансирования

Специальную формулу для расчета пени по 44-ФЗ при нарушениях со стороны поставщиков использовать не будут. Теперь за каждый день просрочки госзаказчик начислит пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от величины контракта, которую следует уменьшить на сумму фактически исполненных обязательств.

Для заказчиков штрафы по контракту по 44-ФЗ определили в твердой сумме

Изменились правила начисления пени и штрафов по 44-ФЗ для заказчика. Отличие от поставщика, заказчик будет платить фиксированные суммы штрафов по контракту по 44-ФЗ. Штраф за каждый факт неисполнения со стороны заказчика будут начислять по схеме:

  1. 1 тыс. руб., если цена контракта остается в пределах 3 млн руб.
  2. 5 тыс. руб., если сумма – от 3 до 50 млн руб.
  3. 10 тыс. руб., если стоимость контракта составляет от 50 до 100 млн руб.
  4. 100 тыс. руб., если цена – 100 млн руб. и выше.

Чтобы рассчитать пени по 44-ФЗ для заказчика, нужно отталкиваться от 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от суммы, которую заказчик вовремя не выплатил. В отношении пеней по госконтракту для заказчика по-прежнему действуют правила ч. 5 ст. 34 закона № 44-ФЗ.

Система Юрист для бюджетных учреждений

Исчерпывающие ответы на вопросы юристов бюджетных учреждений, правовая база с судебной практикой, формы и бланки с комментариями, образцы заполнения документов

Правила о пени и штрафах по 44-ФЗ действуют для новых закупок

Новые схемы для определения по 44-ФЗ штрафов и пени актуальны для госконтрактов, информацию о которых опубликуют в Единой информационной системе после 9 сентября 2017 года. Правила постановления № 1042 начинают действовать с этой даты. Госзакачикам, которые готовятся разместить информацию о новых закупках , нужно скорректировать документы в соответствии с изменениями. В отношении контрактов, которые заключили до 9 сентября, действуют прежние схемы расчета.

Для расчета пени онлайн вам необходимо совершить несколько простых действий:

  1. Выбрать налог/взнос, по которому нужно рассчитать пени;
  2. Указать установленную законодательством дату уплаты налога/взноса. В качестве альтернативы вы можете ввести период, за который налог/взнос уплачивается с задержкой, тогда поле «Дата» заполнится автоматически. Исключение составляет случай, когда налоговому агенту нужно рассчитать пени по НДФЛ с зарплаты работников. В этой ситуации дату необходимо указать самостоятельно, так как НДФЛ с таких сумм уплачивается не позднее первого рабочего дня, следующего за днем фактической выплаты зарплаты (п. 6 ст. 226 НК РФ), а этот день каждым работодателем устанавливается самостоятельно с учетом требований Трудового кодекса (ст. 136 ТК РФ);
  3. Указать дату фактического перечисления налога/взноса;
  4. Отразить сумму налога/взноса, в связи с просрочкой уплаты которой приходится рассчитывать пени.

В результате этих нехитрых манипуляций вы получите справку-расчет, в которой будет указана сумма пени и непосредственно их подробный расчет.

Расчет пеней (калькулятор онлайн): формула расчета

По общему правилу, сумма пеней расcчитывается по следующей формуле:

О размере ставки рефинансирования вы узнаете из .

Однако с 1 октября 2017 года поменялся порядок расчета пеней, уплачиваемых в ИФНС, для организаций (п.4 ст.75 НК РФ (в ред., действ. с 01.10.2017)).

Расчет пеней в ИФНС с 01.10.2017

По задолженности, возникшей с 01.10.2017, сумма пеней зависит от периода просрочки.
Вариант 1. Просрочка уплаты налога/взноса в ИФНС составила до 30 календарных дней (включительно).
В этом случае пени рассчитываются по вышеуказанной формуле.
Вариант 2. Просрочка уплаты налога/взноса в ИФНС составила 31 календарный день и более.
Пени за календарные дни просрочки с 1 по 30 включительно считаются так:

А пени за календарные дни просрочки начиная с 31 дня рассчитываются по формуле:

Чтобы получить общую сумму пеней, нужно сложить два получившихся значения.
Например, организация должна была уплатить ЕНВД в размере 10 тыс. руб. за III квартал не позднее 25.10.2017. Однако фактически налог был перечислен в бюджет лишь 30.11.2017. Сумма пеней составит 110,33 руб. ((10 тыс. руб. х 8,5% х 1/300 х 4 дн. (с 26.10.2017 по 29.10.2017 включительно)) + (10 тыс. руб. х 8,25% х 1/300 х 26 дн. (с 30.10.2017 по 24.11.2017 включительно)) + (10 тыс. руб. х 8,25% х 1/150 х 5 дн. (с 25.11.2017 по 29.11.2017 включительно))).

Расчет пени по ставке рефинансирования (калькулятор онлайн): как считается количество дней просрочки

Важно знать, что период просрочки для целей расчета пени по налогам и страховым взносам, уплачиваемым в ИФНС (взносы на ОПС, на ОМС и на ВНиМ), считается несколько иначе, нежели период просрочки для целей расчета пени по взносам «на травматизм» и взносам на ОПС, на ОМС и на ВНиМ, когда они еще уплачивались в Фонды.

Так, пени по налогам/взносам в ИФНС считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты налога/взноса. А день окончания начисления пеней зависит от даты возникновения недоимки (Федеральный закон от 27.11.2018 N 424-ФЗ , Письмо Минфина от 17.01.2019 № 03-02-07/1/1861):

  • если недоимка возникла до 27.12.2018 включительно, то день ее погашения в общем количестве дней просрочки не учитывается, т.е. пени будут начислены до дня, предшествующего фактической уплате налога/взноса. Например, организация просрочила уплату НДФЛ с отпускных и пособий за ноябрь 2018 года, перечислив налог 27.12.2018 вместо 30.11.2018. Соответственно, пени «набегут» за 26 дней (с 01.12.2018 по 26.12.2018 включительно);
  • если недоимка возникла начиная с 28.12.2018, то день погашения недоимки учитывается в общем количестве дней просрочки. Допустим, органиция НДФЛ с отпускных и пособий за январь перечислила не 31.01.2019, а 04.02.2019. Значит, пени будут начислены за 4 дня (с 01.02.2019 по 04.02.2019).

Что же касается пеней по взносам «на травматизм», а также других страховых взносов, уплачиваемых до 2017 года в Фонды, то они всегда считаются за период начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты взноса, до дня уплаты взноса включительно (п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ , ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017)). К примеру, компания должна была уплатить взносы «на травматизм» за ноябрь 2018 года не позднее 17.12.2018 (15 декабря - суббота), а сделала это лишь 28.12.2018. Следовательно, пени будут начислены за 11 дней (с 18.12.2018 по 28.12.2018 включительно).

Когда можно избежать уплаты пени

Есть ситуации, когда плательщику даже при просрочке уплаты налога/взноса не придется платить пени. Приведем некоторые из них.

Во-первых, такое возможно, если недоимка образовалась у плательщика в результате того, что при расчете налогов/взносов он руководствовался письменными разъяснениями контролирующих органов (п. 8 ст. 75 НК РФ , 212-ФЗ (в ред., действ. до 01.01.2017)).

КБК для уплаты пени

КБК для перечисления пеней по конкретному налогу/взносу отличается от КБК, предназначенного для уплаты непосредственно самого налога/взноса. В чем состоит отличие, мы рассказали в . Кстати, в ней же вы найдете образец заполнения платежного поручения на уплату пени.



Просмотров