При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" п ри осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором .

Таким образом, поводами для прокурорской проверки исполнения законов на предприятиях могут быть:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
    2. материалы СМИ;
    3. задание вышестоящей прокуратуры;
    4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
    5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

Методика проведения прокурорских проверок исполнения законов на предприятиях

Об организации проверки

Эффективность деятельности прокурора по надзору за точным и единообразным исполнением законов целиком зависит от правильной ее организации, которая включает следующие составляющие:

    1. конкретизацию направлений в деятельности прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов;
    2. разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры;
    3. надлежащий прием и аналитическую работу с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона;
    4. планирование работы прокурора;
    5. организацию взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами;
    6. собственно прокурорскую проверку.

В приказе Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина » выделяются основные направления надзорной деятельности:

    • надзор за законностью правовых актов, соблюдением и свобод человека и ,
    • надзор в сфере экономики и экологической безопасности,
    • предупреждение преступных проявлений.

Другим элементом следует считать предусмотренное ФЗ "О прокуратуре РФ" разграничение полномочий между прокурорами в рамках централизованной системы органов прокуратуры. Например, непосредственный надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, всероссийскими общественными объединениями, возложен на Генеральную прокуратуру РФ; республиканскими министерствами, ведомствами и общественными объединениями - на прокуратуры республик; краевыми, областными, автономной области, автономных округов, органами и управления, региональными общественными объединениями - соответственно на прокуратуры краев, областей, автономной области, автономных округов и приравненные к ним специализированные прокуратуры; иными местными представительными органами, органами исполнительной власти и управления, юридическими лицами, общественными объединениями - на другие территориальные и специализированные прокуратуры.

Надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями осуществляется военными и соответствующими специализированными прокуратурами.

Прокуратура, осуществляя свою деятельность, ни в коем случае не должна подменять контролирующие государственные органы и должностных лиц. Прокуратура не вправе вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных ей объектов. Задача прокуратуры - это надзор за точным и единообразным исполнением законов, соблюдением прав и свобод граждан, интересов , общества и государства.

Надлежащий прием и аналитическая работа с поступающей в органы прокуратуры информацией о нарушениях закона. О важности организации работы органов прокуратуры в этом направлении свидетельствует приказ Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200 «О введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации».

В соответствии с данным приказом работа по рассмотрению обращений и приему граждан является составной частью правозащитной функции прокуратуры. Она в полном объеме подчинена решению задач по охране прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка. Генеральный прокурор РФ требует такого подхода к данной работе, чтобы каждое обращение получало своевременное, объективное и окончательное разрешение в той прокуратуре, к компетенции которой относится решение вопроса.

В соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ от 04.10.2007 № 158 «О порядке представления специальных донесений и иной обязательной информации» в целях своевременного и надлежащего принятия организационных и надзорных решений органами прокуратуры устанавливается соответствующий порядок представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях, преступлениях и иной обязательной информации.

Планирование работы прокурора. Содержание планирования в работе органов прокуратуры определено приказом Генерального прокурора РФ от 15.01.2003 № 2, утвердившим регламент Генеральной прокуратуры РФ. Этим Приказом предусмотрено планирование работы на полугодие. Аналогичный подход приемлем и для прокуратур субъектов РФ. Плановые задания составляются на основе информации о состоянии законности на территории, на которую распространяется надзорная деятельность прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора во многом зависит от правильного выбора объекта проверки состояния законности.

Важным моментом является правильная организация взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами, которые имеют более многочисленные штаты. Относительно узкая специализация, хорошая техническая оснащенность позволяют контролирующим органам оперативно отслеживать и фиксировать достаточно большой объем информации, представляющей интерес для прокуроров.

Собственно прокурорская проверка состоит из следующих этапов:

1) подготовительного , на котором прокурор

    • знакомится с необходимым для проведения проверки законодательством,
    • определяет задачи, состав лиц, средствами которых будет осуществляться проверка,
    • изучает типичные нарушения закона;

2) собственно проверки , которая реализуется путем использования полномочий, предоставленных прокурору законом. Проверка должна быть организована таким образом, чтобы удалось выявить не только сами нарушения закона, но и условия, которые способствовали этому;

3) реализации материалов проверки (принимается решение, какое средство правового воздействия следует применить в отношении нарушителей закона - протест, представление, предостережение или постановление);

4) контроля за исполнением принятых мер по устранению выявленных в ходе проведения прокурорской проверки нарушений закона.

Выездная проверка

Проверка организации надзорным ведомством начинается с поступления запроса о необходимости предоставления определенной документации.

Исходя из того, что проверка со стороны прокуратуры исполнения законодательства представляет собой организационное мероприятие, в котором может быть задействовано большое число лиц, о ее начале, как правило, работники прокуратуры уведомляют руководство организации по телефону заранее.

Согласование начала проверочных мероприятий в законодательстве не регламентировано, однако просьба руководителя отсрочить приезд прокуратуры на определенное время (скажем, на день или два) в целях исполнения всех требований надзорного органа не будет считаться нарушением и не может рассматриваться как воспрепятствование проведению проверки. Таким образом, дата начала проверочных мероприятий может согласовываться между работниками прокуратуры и работодателем. Задача последнего - обеспечить, чтобы сотрудники кадровых подразделений, бухгалтеры, заместители руководителя, иные лица, отвечающие за организацию работы на определенном участке, находились на рабочих местах, с целью предоставить прокурорским работникам оперативную возможность ознакомиться с интересующей их документацией, визуально осмотреть производственные помещения и т. д.

После согласования времени начала проверочных мероприятий в назначенный час сотрудник прокуратуры прибывает в организацию. В соответствии со ст. 22 ФЗ "О прокуратуре РФ" прокурорский работник вправе при предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения поднадзорных органов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Несмотря на то, что в законодательстве процедура осуществления проверочных мероприятий сотрудниками прокуратуры не регламентирована, в целом она носит формализованный характер. Вместе с этим закрепленные в Законе о прокуратуре права и обязанности прокурорских работников ограничены ст. 26 ФЗ: органы прокуратуры не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность организаций. Подобное означает: прокуратура не может давать советы и указания по подбору и расстановке кадров, назначению ответственных лиц за охрану труда, оценке квалификации работников, улучшению производственного цикла или иной внутрихозяйственной и внутриорганизационной деятельности.

Перед началом мероприятий сотрудник прокуратуры знакомится с должностными лицами, деятельность которых предстоит проверить.

В соответствии со ст. 22 Закона о прокуратуре при проведении проверочных мероприятий прокуратура вправе привлекать специалистов. Данное законодательное положение обусловлено тем, что на практике проверяющие прокуроры не обладают специальными познаниями в каких-либо узкопрофильных отраслях (скажем, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников, бухгалтерских расчетах). В нормативных актах порядок и особенности привлечения к прокурорским проверкам лиц, обладающих необходимыми знаниями и навыками, не закреплены.

На практике прокуратура может привлечь к совместным проверочным мероприятиям сотрудников органов, компетентных в определенных аспектах. Например, это могут быть органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере

    • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды;
    • государственный экологический контроль;
    • государственный контроль безопасности взрывоопасных производств;
    • органы государственного энергетического надзора и т. д.

Отмеченные ведомства и их должностные лица являются для прокуратуры поднадзорными субъектами, которые согласно законодательству обязаны выделить специалистов.

Объем проверочных мероприятий определяется не только плановыми заданиями и перечнем вопросов, подлежащих проверке, но и инициативой надзирающего прокурора, от которого зависит включение тех или иных сфер.

Нужно иметь в виду , что положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контрол я» не распространяются на порядок проведения проверок органами прокуратуры (ч. 3 ст. 1). Вместе с этим присутствие руководителя предприятия, учреждения или организации при прокурорских проверках необходимо, поскольку в противном случае проверка может не состояться. Законом РФ от 27.04.1993 № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» закреплено право на обжалование незаконных действий должностных лиц прокуратуры .

По результатам проверки и принятых мер должностное лицо прокуратуры готовит справку на имя своего руководителя, которая относится к служебным документам и не предназначена для посторонних лиц . Если работник прокуратуры привлекает для проверки исполнения трудового законодательства специалистов и совместно с ними проверяет работу организации, то он является руководителем данной группы и координирует их действия. Представители иных контролирующих органов, присутствующие при данной проверке, представляют сведения о ее результатах и выявленных нарушениях в удобной для прокурорского работника форме. Отмеченные лица также могут не составлять акты о результатах проверки (так как в законодательстве подобные ситуации не регламентированы, а на практике указания прокурора в данном случае имеют большее значение).

Поскольку главным действующим лицом в данной ситуации является прокурорский работник, который несет всю полноту ответственности, а иные присутствующие при проверке лица исполняют данные им указания, срок проведения проверки и объем проверочных мероприятий устанавливается по его инициативе.

Невыездная (документальная) проверка

Сущность данной проверки состоит в том, что работник прокуратуры вызывает для дачи объяснений нужных ему лиц и истребует необходимую документацию, находясь в своем рабочем кабинете. В процессе проверочных мероприятий он изучает предоставленные по запросу материалы.

Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, предоставляются по требованию прокурора безвозмездно.

Неисполнение требований прокуратуры , содержащихся в запросе, а также несвоевременное, неполное, искаженное предоставление запрашиваемой информации (сведений) послужит поводом для привлечения к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

В случае если лицо надлежащим образом было извещено о необходимости явиться в прокуратуру (получило повестку о явке и поставило свою подпись) и игнорировало это требование без объективных, зафиксированных документально причин, оно также может быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.

Помощник или заместитель прокурора может потребовать письменные объяснения у лиц, имеющих отношение к выявленным нарушениям законодательства. Следует заметить, что дача письменных объяснений является обычной формальностью, требующейся для полноты собираемого проверочного материала, поскольку в соответствии со ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против самого себя.

Проверка по жалобе

Проверка по жалобе или заявлению включает в себя аналогичные действия: истребование сведений и взятие письменных объяснений у лиц, имеющих отношение к доводам, изложенным заявителем. В случае если изложенные в обращении факты нуждаются в уточнении, работник прокуратуры имеет право вызвать лицо, написавшее данное обращение, и побеседовать с ним.

Работа прокуроров с обращениями граждан и юридических лиц допускает согласительную процедуру, позволяющую избежать привлечения к ответственности. Ее сущность заключается в следующем: если работодатель, узнав о том, что на него подана жалоба и изложенные в ней доводы соответствуют действительности, самостоятельно и оперативно примет меры к восстановлению нарушенных прав и интересов (например, в кратчайшие сроки погасит задолженность по заработной плате), то в таком случае он имеет шанс получить лишь предостережение о недопустимости нарушения закона.

Если работодатель считает свои действия по отношению к заявителю правомерными, ему необходимо обосновать свою позицию исключительно со ссылкой на действующее законодательство и правоприменительную практику.

Завершение проверки исполнения трудового законодательства как документальной, так и выездной, заканчивается принятием мер прокурорского реагирования в случае, если выявлены нарушения .

Данного документа, пунктом 2 части первой статьи 26 , частью первой статьи 251 ГПК Российской Федерации признан частично не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 N 13-П.

В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

1. Предметом надзора являются:

соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.

2. При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.

В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации.

4. Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.

5. Срок проведения проверки в отношении органа (организации), осуществляющего свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению, региональному отделению органа (организации).

6. Проведение проверки по решению прокурора или его заместителя может быть неоднократно приостановлено:

при необходимости проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз для получения дополнительной информации, которая может повлиять на выводы проверки, если срок их проведения выходит за пределы срока проведения указанной проверки;

если действия (бездействие) проверяемого органа (организации), препятствующие проведению указанной проверки, приводят к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения;

в случае непредставления истребованных информации, документов и материалов или их копий в пределах установленных для их представления сроков, что приводит к невозможности завершения указанной проверки в пределах срока ее проведения.

7. Общий срок приостановлений прокурором или его заместителем проведения проверки не может превышать шесть месяцев. В случае невозможности в течение данных шести месяцев завершить указанные в пункте 6 настоящей статьи мероприятия либо получить необходимые информацию, документы и материалы или их копии срок приостановления проверки может быть продлен по решению Генерального прокурора Российской Федерации или уполномоченного им заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, но не более чем на шесть месяцев.

8. Проведение проверки возобновляется решением прокурора или его заместителя в случае прекращения оснований, установленных пунктом 6 настоящей статьи.

9. В срок проведения проверки не включается срок:

на который указанная проверка была приостановлена;

между датой окончания сроков для представления необходимых информации, документов и материалов или их копий, установленных абзацем первым пункта 2 и пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона, и датой их представления;

При слове прокуратура у большинства возникают ассоциации со следствием, судом, приговором. Между тем, расследование уголовных дел, надзор за предварительным расследованием и поддержание государственного обвинения в судах – только часть деятельности прокуратуры.

Анрей Шиндин, специально для ИА "Клерк.Ру"

Основная функция прокуратуры – это надзор за соблюдением законов, в том числе в деятельности юридических лиц. Вот как определяет ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в ст.1 функции прокуратуры в этой части:

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

Как мы видим формулировки настолько широкие, что в сферу прокурорского надзора подпадает вся деятельность юридического лица, т.е. прокуратура может проверять Вас в отношении всего, чего угодно. Это могут быть и приём работников на работу и их увольнение, осуществление лицензионной деятельности (если у Вас такая есть), уплата налогов, аренда государственного и муниципального имущества и т.д.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» вводит определённые ограничения на предмет прокурорских проверок, устанавливая в ст. ст. 21 и 26, что органы прокуратуры не подменяют при осуществлении надзора иных государственных органов. Однако на практике данное ограничение обходится достаточно просто. Прокурор просто даёт поручение соответствующему государственному органу провести такую-то проверку. В прокуратуре такие проверки именуются «совместными» или «с привлечением специалистов».

Основанием для проведения проверки может послужить всё, что угодно. Так ст. 21 Закона указывает, что проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. Источник информации в Законе не указан, поэтому это может быть что угодно, в том числе публикации в СМИ, обращения граждан и т.д.

На практике причиной проведения в отношении юридического лица прокурорской проверки являются два основания:

  1. жалобы граждан;
  2. план проведения проверок (Генеральная прокуратура ежегодно утверждает план проверок, в котором определяется что именно и в какие сроки должны проверить органы прокуратуры, данный план спускается в прокуратуры субъектов РФ, которые дополняют его своими проверками, и этот дополненный план «спускается» в районные (городские) прокуратуры, которые и проводят непосредственно проверки.
Процедура проведения проверок отличается процедур проверок иными органами.

Во-первых, не предусмотрено процессуальное оформление начала проверки. Поэтому прокурорский работник, проводящий проверку, не предъявляет Вам никаких постановлений (распоряжений, приказов) о начале проверки. Ваши требования к сотруднику прокуратуры предъявить какое-либо предписание (распоряжение и т.п.) о проведении проверки будут незаконными. Единственное, что Вы можете потребовать у него – это предъявить служебное удостоверение. Ну и, естественно, позвонить прокурору и уточнить, действительно ли проводится проверка, или же имеет место «частная самодеятельность».

Во-вторых, не устанавливаются рамки проводимой проверки. Если ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)» обязывает указывать в распоряжении (приказе) предмет проверки и запрещает выходить за его пределы, то на сотрудника прокуратуры данное ограничение не распространяется. Придя к Вам с проверкой по одному вопросу, он может проверить Вас и по другим направлениям. Единственный ограничитель здесь время и желание самого работника прокуратуры.

В-третьих, по результатам проверки не составляется какого-либо акта. Если в ходе проверки у Вас найдут какие-либо нарушение, то Вам внесут либо представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо вынесут постановление о возбуждении административного производства, либо вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Если ничего не найдут, то просто молча удалятся.

Рассмотрим полномочия прокурора при проведении проверки (данными полномочиями обладают также и помощники и старшие помощники, проводящие проверку). В соответствии со ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе:

По предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения, занимаемые федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

Иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

Требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Согласно ст. 6 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора и следователя безвозмездно.

В случае, если Вы откажетесь представить документы или не явитесь по вызову в прокуратуру, то Вас привлекут к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ (наказание штраф, для граждан - от 1000 до 1500 рублей, для должностных лиц от 2000 до 3000 рублей.

Обратите внимание на такое полномочие прокурора как требовать от государственных органов проведения проверок и выделения специалистов. Это означает, что прокурор может направить к Вам любую проверяющую организацию от пожарной охраны и Роспотребнадзора до налоговой инспекции. В практике автора был такой случай: Одна экзальтированная дама – генеральный директор заявила по телефону помощнику прокурора, попросившему предоставить устную информацию, что прокуратура занимается «всякой фигней» и «отрывает её от дела», а информацию «можете посмотреть в Интернете». В течение следующего месяца к ней пришли с проверками налоговая, АТИ, пожарные, Роспотребнадзор и т.д. (всего 15 (!!!) проверяющих организаций).

Если в результате прокурорской проверки у Вас найдут нарушения (а так скорее, всего и будет), то в зависимости от вида нарушений Вам внесут представление об устранении нарушений закона, либо протест, либо возбудят постановление о возбуждении административного производства, возможно вынесут предостережение о недопустимости нарушений закона. Возможно сочетание данных актов прокурорского реагирования. Законом также предусмотрено право прокурора возбудить уголовное дело, но с 07 сентября 2007 года прокурор будет лишен данных полномочий, поэтому в настоящей статье мы данный вопрос не рассматриваем.

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт. В Вашем случае это могут быть приказ или какой-нибудь локальный акт, который Вы приняли сами. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

В представлении об устранении нарушений закона указываются выявленные нарушения и предписывается устранить их. В представлении может быть поставлен вопрос о привлечении некоторых Ваших сотрудников к дисциплинарной ответственности. Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Постановление о возбуждении административного производства выносится по правилам КоАП РФ. Статья 28.4 КоАП РФ фактически позволяет прокурору возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое установлена КоАП РФ или законом субъекта РФ.

Глава 9. О заданиях вышестоящих прокуратур.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. (ч. 2 ст. 21, Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 07.02.2011) «О прокуратуре Российской Федерации »)

Задания, поручения о проведении проверок, помимо негласного плана по АППГ есть суть плана работы районных прокуроров.


Районная прокуратура, как правило, проводит проверки по нескольким основаниям:
1. Проверка запланирована самой районной прокуратурой.
2. Проверка запланирована прокуратурой субъекта Федерации, которая направила на места задания о ее проведении;
3. Проверка запланирована Генеральной прокуратурой Российской Федерации, которая направила поручение о ее проведении в прокуратуру субъекта Федерации, а та, в свою очередь, в прокуратуры районные.
Помимо вышеперечисленного проверки также проводятся по обращениям граждан, по сообщениям СМИ и прочим поводам, наиболее емкое название которому - анализ состояния законности на вверенном прокуратуре участке.
Проверка - дело творческое. Начинается проверка, как правило, с изучения нормативки, исполнение которой необходимо проверять и составления плана.
Как было уже упомянуто выше, при осуществлении надзора за исполнением законов прокуратура не подменяет иные государственные органы.
Например, осуществление проверок деятельности образовательных учреждений проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Осуществление надзора в сфере транспорта - Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, осуществление проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности - соответствующие отделы надзорной деятельности МЧС России. И так далее… У всех есть свой контроллер, который понимает специфику поднадзорных предприятий и учреждений, подготовлен в нормативном смысле к проведению проверок своих поднадзорных органов.
По всей видимости, при создании всего этого бесчисленного количества служб и органов государственного контроля и надзора, законодатель исходил из того, что каждая крупная сфера общественно полезной деятельности, будь то транспорт, связь или образование требует регулярных проверок специально подготовленными в данной сфере людьми, которые смогут на равных поговорить с железнодорожниками о верхнем строении пути, с мореплавателями о швартовых концах, с авиаторами о закрылках.
При этом та же Федеральная служба по надзору в сфере транспорта делится на три крупных Федеральных агентства:
- Федеральное агентство морского и речного транспорта;
- Федеральное агентство железнодорожного транспорта;
- Федеральное агентство воздушного транспорта.

Агентства имеют управления в субъектах Федерации, управления имеют отделы в городах, отделы имеют линейные участки в поселках.

Аналогичная система построения органов государственного контроля и надзора применена и в прочих сферах.

Основания, периодичность и сроки проведения проверок органами контроля и надзора установлены соответствующими нормативными актами, в том числе, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Данным законом определены основания проведения органами контроля и надзора внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности. Основные полномочия по надзору за исполнением данного закона возложены на прокуратуру, которая согласовывает плановые и внеплановые проверки предпринимателей. Вместе с тем, сама прокуратура не руководствуется данным законом при осуществлении своих проверочных мероприятий (так как руководствуется, прежде всего, ФЗ «О прокуратуре РФ»), а в силу п. 3 ч. 2 ст. 10 закона сама может вносить требования в контрольный/надзорный орган о проведении проверки на основании поступивших в прокуратуру обращений и материалов.

Возвращаясь к первоначальной теме настоящей главы, возникает вопрос, является ли задание вышестоящей прокуратуры, в котором не указаны нарушения конкретных юридических лиц основанием для привлечения органов контроля к проверке и внесения требования о проведении проверки конкретного юридического лица? Думается, что вряд ли.

Вместе с тем, заданий о проведении проверок на самые разнообразные темы, начиная от защиты прав инвалидов заканчивая безопасностью мореплавания, прокурор ежемесячно получает целую пачку. Зачастую только сам текст задания мелким шрифтом написан на 10-15 страницах, стало быть, проверочных мероприятий по нему следует запланировать массу. Средняя продолжительность проверок по заданиям вышестоящих прокуратур колеблется в пределах месяца. Учитывая тот факт, что исполнителями по данным проверкам обычно становятся помощники прокуроров районных прокуратур, имеющие, как правило, статус молодых специалистов, то есть сотрудников, стаж работы в прокуратуре которых менее трех лет, нетрудно догадаться, насколько эффективными окажутся результаты проверки (под словом эффективными здесь следует понимать реальное устранение реальных нарушений, а не количество внесенных по результатам проверки мер реагирования). При этом только для того, чтобы составить план проверки требуется изучение большого перечня нормативных актов, регулирующих деятельность, являющуюся объектом проверки. Не стоит забывать, что изучение нормативки только начало. Стоит также определиться с участниками проверки - договориться с соответствующими контролирующими органами, направить запросы и т.д. и т.п. Аналогичные действия необходимо также провести и по другим проверкам, находящимся в производстве.

Возникает логичный вопрос: зачем эти проверки нужны Генералке? Чтобы подменить органами прокуратуры другие государственные органы, специально уполномоченные на осуществление контроля и надзора, имеющие достаточные знания для проведения проверки (в отличие от прокурора, кое-какие знания которого по той или иной специфической проверке возникают непосредственно перед ее проведением, а то и в ходе нее)? Или Генералка не видит возникающих противоречий с ФЗ «О защите прав юридических лиц…» когда районные прокуроры, следуя заданию Генералки, привлекают к проверке разного рода контролирующие органы, руками которых и проводят эти проверки, составляют административки, вносят представления и т.д. Зачем тогда вообще нужен этот закон, если юридические лица и индивидуальные предприниматели все равно не могут быть уверены, что в течение трех лет после проведения проверки их никто не будет вновь проверять? И не пора ли подумать о том, что деятельность современной прокуратуры не способствует улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации, а возможно, даже способствует снижению уровня доверия иностранных инвесторов, как и граждан России, впрочем?
08.08.2011 Генеральным прокурором Российской Федерации Чайкой Ю.Я. издано указание №236/7 «Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов и организаций», которое озвучило официальную позицию Генеральной прокуратуры по указанным мной выше проблемам.
В числе прочего указание содержит следующие высказывания: «Исключить из практики случаи проведения проверок при отсутствии к тому оснований, подмены иных государственных органов, либо дублирования их функций».
И еще несколько фраз из того же документа: «Обратить внимание на недопустимость осуществления прокурорских полномочий по организации проверочных мероприятий в целях освобождения органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля от соблюдения регламентированного законодательством порядка проведения плановых и внеплановых проверок».
Что ж, звучит красиво. И правильно. Именно это и следует предпринять, чтобы обеспечить защиту прав субъектов предпринимательской деятельности, учреждений и организаций. Одно только непонятно - задания прокуратуры субъекта Федерации или Генеральной прокуратуры - это основания к проверке или нет? Если да, то прокуроры будут вынуждены осуществлять полномочия по организации проверочных мероприятий с привлечением контролирующих органов, то есть прямым образом нарушать указание Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Кроме того, сам факт исполнения заданий прокуратуры субъекта Федерации или Генеральной прокуратуры, как правило, будет свидетельствовать о подмене иных государственных органов и осуществлении прокурорских полномочий по организации проверочных мероприятий в целях освобождения органов государственного контроля от соблюдения регламентированного законодательством порядка проведения плановых и внеплановых проверок, потому как большинство проверок без контролирующих органов не проведешь. Не станет же прокурор сам проверять исполнение законодательства о безопасности мореплавания, полетов, движения и эксплуатации железнодорожного транспорта… Прокурор, конечно, сверхчеловек, который знает все законы, подзаконные акты, инструкции и правила, причем в любой сфере общественных отношений, и контролирующие органы ему не к чему (что может быть проще проверки качества ремонта и содержания судовых механизмов или электротехники воздушного судна, не говоря уже о техническом состоянии котельных), но вот беда - суды могут не принять акты проверок прокурора, где он без специалистов делает вывод о неудовлетворительном техническом состоянии того или иного механизма.
Что же делать? Как приоритеты расставить? Может задания всех вышестоящих прокуратур игнорировать, для проведения которых требуется привлечение специалистов, либо прямо указано специалистов к проверке привлечь? Вот, мол, указание имеется. Самого Генерального прокурора Российской Федерации! А как быть, если от Генерального прокурора задание поступит..?
Для наглядности перечислю только некоторые из заданий Дальневосточной транспортной прокуратуры, исполненные Ванинской транспортной прокуратурой (и другими транспортными прокуратурами, являющимися структурными подразделениями ДВТП), для исполнения которых было прямо указано привлечь к проверочным мероприятиям специалистов государственных органов контроля:
- Поручение Дальневосточной транспортной прокуратуры от 11.02.2011 № 7-11/1-48-11 о проведении проверки исполнения законодательства при аккредитации и сертификации в гражданской авиации (в соответствии с п. 11 плана работы Дальневосточной транспортной прокуратуры): «Данную проверку необходимо провести с привлечением специалистов и выходом в проверяемые территориальные управления Росавиации и организации».
- Задание Дальневосточной транспортной прокуратуры от 14.02.2011 №7-6/11 о проведении проверки исполнения законодательства о безопасности движения при эксплуатации, производстве ремонта и технического обслуживания локомотивов в локомотивных эксплуатационных и ремонтных депо, обратив особое внимание на поставку и установку контрафактных узлов и агрегатов (в соответствии с п. 7 плана работы Дальневосточной транспортной прокуратуры на 1-ое полугодие 2011 года): «К участию в названной проверке надлежит привлечь специалистов Госжелдорнадзора, Госпожнадзора, аппаратов главных ревизоров регионов дороги».
- Задание Дальневосточной транспортной прокуратуры от 08.04.2011 №7-6/11 о проведении проверки исполнения законодательства об охране труда и технике безопасности на предприятиях железнодорожного транспорта (в соответствии с п. 20 плана работы Дальневосточной транспортной прокуратуры на 1-ое полугодие 2011 года): « К проведению проверки необходимо привлечь специалистов государственной инспекции по труду в субъектах Российской Федерации».
- Поручение Дальневосточной транспортной прокуратуры от 14.06.2011 №7-6/1-298-11 о проведении проверки исполнения санитарного законодательства (в соответствии с поручением Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении проверки исполнения ветеринарного законодательства в свиноводческих хозяйствах): «… необходимо организовать с привлечением специалистов территориальных органов Россельхознадзора и уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также ведомственных ветеринарных служб проверки исполнения ветеринарного законодательств по перечню вопросов, изложенных в поручении Генеральной прокуратуры Российской Федерации».
- Задание Дальневосточной транспортной прокуратуры от 02.08.2011 №7-6/1-379-11 о проведении проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья (в соответствии с п. 13 плана работы Дальневосточной транспортной прокуратуры на основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации): « К проведению проверки необходимо привлечь специалистов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору».
- Задание Дальневосточной транспортной прокуратуры от 03.08.2011 №7-6/1-377-11 о проверке соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов, в том числе, детей инвалидов (в соответствии с п. 11 плана работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации на второе полугодие 2011 года, п. 12 плана работы Дальневосточной транспортной прокуратуры на второе полугодие 2011 года): «К проверке следует привлечь специалистов территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и в области контроля за соблюдением органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности».
- Задание Дальневосточной транспортной прокуратуры от 23.08.2011 №7-6/11 о проведении проверки исполнения законодательства о безопасности судоходства и мореплавания (в соответствии с п. 9 плана работы Дальневосточной транспортной прокуратуры на 2-ое полугодие 2011 года): «…вам поручается с привлечением специалистов контролирующих органов на водном транспорте провести проверку исполнения поднадзорными органами, учреждениями и организациями транспорта законодательства о безопасности судоходства и мореплавания».
Ну, думаю, хватит. Само собой приведенный список далеко не полный. Можно и дальше цитировать. А уж если еще учесть задания, где хоть и не указано прямо, но предполагается привлечение специалистов органов государственного контроля, то список проверок будет и вовсе бесконечный. Посему и возникает обоснованное удивление при прочтении указания Генерального прокурора Российской Федерации об исключении фактов подмены иных государственных органов, либо дублирования их функций… Уж Генеральному прокурору Российской Федерации стыдно не знать, что каждая прокуратура субъекта Российской Федерации, каждая специализированная прокуратура, приравненная к прокуратуре субъекта Российской Федерации, каждый год, за две недели до окончания года, издает план работы на будущий период, в котором, «на основании проведенного анализа», планирует массу проверок с привлечением множества контрольных и надзорных органов.
Не устраивает такое положение вещей Генерального прокурора Российской Федерации, считает Генеральный прокурор Российской Федерации такое положение вещей неверным и не соответствующим закону - следует порочную практику решительным образом прекратить, а подчиненные прокуроры с достойным подчиненного рвением порочную практику ликвидируют, прекратят, уничтожат, предадут забвению, будто и не было ее никогда. Вместо этого Генеральный прокурор издает декларативное указание, без изменения самой сути работы подчиненных прокуратур. Более того - сам задания и поручения об исполнении плановых проверок прокурорам шлет и требует привлечения к проверкам специалистов контролирующих органов.
Помимо того, что масса проводимых прокурорами проверок негативным образом влияет на работу органов и учреждений, субъектов предпринимательской деятельности, плановые проверки прокуратур напрочь рушат организацию работы контролирующих органов.
Каждый контролирующий орган имеет свои планы проведения проверочных мероприятий. Все запланированные проверки санкционированы соответствующим надзирающим прокурором по дате, времени и срокам проверки. Все идет своим чередом, запланированные проверки проводятся в соответствии с планом, и тут, вдруг, запрос из прокуратуры о выделении специалиста для проведения проверки. Ну, запрос да запрос, ничего страшного. На следующий день - еще один запрос. В конце следующего дня - еще 10 запросов. Все - от транспортных прокуроров Дальневосточной транспортной прокуратуры. Магаданская транспортная, Камчатская, Сахалинская, Ванинская, Нерюнгринская, Приморская, Тындинская, Хабаровская, Комсомольская-на-Амуре, Находкинская, Николаевская-на-Амуре, Биробиджанская… И в каждом запросе одни и те же даты проверок… Где же столько специалистов взять? Да и затраты на командировки не запланированы заранее… Это с Москвой созваниваться срочно надо, а прокуроры звонят, настаивают, требуют, грозятся…
Каждая плановая проверка органов прокуратуры, помимо отнимания массы сил и времени, характеризуется также значительными затратами на ее проведение. Специалисты государственных контролирующих органов летают на самолетах к месту прокурорской проверки, ездят на поездах, им оплачиваются суточные расходы и расходы по проживанию в гостиницах. Особой заинтересованности у специалистов в проведении качественной проверки мало когда встретишь. Да и откуда бы ей взяться? Специалиста оторвали от его повседневных обязанностей, на работе копятся дела, которые кроме него никто решать не станет, а тут прокуратура в очередной раз решила проверить сферу, в которой она ничего не понимает. Результат плановых проверок - несколько десятков представлений, административок, предостережений, суть которых - наспех выявленные контролирующими органами нарушения законодательства.
Это я привел пример проведения плановых проверок специализированной Дальневосточной транспортной прокуратурой, но не будем забывать, что прокуратур в нашей стране много. Даже больше чем нужно. И у всех прокуратур планы, проверки, задания, поручения. И всем нужны специалисты контролирующих органов. И все их зовут. Самолетами, поездами… Размещают в гостиницах… А государство платит и платит. Еще одно подтверждение чрезвычайного богатства нашей необъятной родины!

В соответствии со ст. 21 и 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом общего надзора является:

1) соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, и соблюдение прав и свобод человека и гражданина:

Федеральными министерствами, государственными комитетами, службами.

Органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

Органами местного самоуправления;

Органами военного управления;

Органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

2) соответствие законам правовых актов, издаваемых вышеназванными органами и должностными лицами.

Пределы.

Это все направления деятельности поднадзорных объектов, которые входят в общий надзор за исключением:

дознания и следствия.

Принудительные меры мед. хар-ра.

Исполнение наказаний.

Прокуратуре не поднадзорны:

Президент

Фед собрание

Прав-во Рф

Граждане

1) при осуществлении надзора органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

2) не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций;

3) проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

3. Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора

1) рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушениях прав человека;

2) разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод;

3) принятие мер по предупреждению нарушений прав гражданина, привлечению к ответственности.

4) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственный вход на территорию поднадзорных объектов, доступ к их документам и материалам, проверка исполнения законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

5) право требования представления необходимых документов, материалов;

6) выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

7)проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

8) право вызова должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

9) прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

19-21 .Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых в соответствии с Законом о прокуратуре являютсяпротесты, представления и постановления и предостережения.

В соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствии с законом, восстановить права и свободы граждан, а также права и законные интересы государственных и иных органов.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа - на ближайшей сессии.

Если протест не рассмотрен в течение 10 дней или на ближайшей сессии представительного органа, либо отклонен, прокурор обращается с заявлением в соответствующий суд о признании правового акта недействительным.

Представление – вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит обязательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, о результатах также сообщается прокурору в письменной форме. В случае несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции РФ и законам РФ Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ (ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ»).

Постановление .

Прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, если возникают обстоятельства, на основании которых необходимо привлечение виновных лиц. В случае если имеются достаточные основания о квалификации преступления, прокурор выносит постановление о возбуждении уголовного дела. Прокурор также выносит мотивированное постановление об освобождении изпод стражи лица, арестованного в административном порядке незамедлительно, если данное лицо было арестовано без достаточных на то оснований.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона.

Направляется прокурором или его заместителем в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам. Руководители организаций, не исполнившие требования, изложенные в предостережении, могут быть привлечены к ответственности в установленном законе порядке (ст. 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»).



Просмотров