Решу егэ обществознание законотворческий процесс. Законодательный процесс в рф. Законотворческий процесс в РФ
Право – система общеобязательных, закрепленных силой государственного принуждения норм . Еще в Древнем Риме выделяли две основные системы права – частное и публичное. Частное право защищает интересы отдельного гражданина (например, его имущественные интересы). Публичное – всего общества в целом (например, карает преступников).
Система права включает в себя нормы, институты и отрасли:
Отрасль права – самая большая структурная единица правовой системы. Отрасль права – большая группа норм, регулирующая важный вид общественных отношений. Например, это конституционное, административное, уголовное, налоговое, финансовое, земельное, семейное, трудовое, гражданское право.
Дополнить наши сведения о видах отраслей российского права вы можете в комментариях к разбору задания к данной теме, а также в обсуждениях нашей группы
Как правило, отрасли соответствует и обслуживает исполнение ее норм государственными органами процессуальное право (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное). Процессуальное право – особый вид правовых норм, регламентирующих правоприменительную практику в процессе правовых отношений. Юристы выделяют до 30 отраслей права в целом.
Институт права – небольшая группа норм внутри отрасли, регулирующий один вид общественных отношений. Институты состоят из норм – мельчайших единиц, выраженных в виде конкретного закона.
Приведем на примере трудового права конкретную структуру отраслей, институтов и норм:
Структура системы права (на примере трудового права):
Соотношение правовых норм между собой регламентируется понятием юридическая сила. Это первоочередность и соподчинение юридических норм. Все нормы в РФ делятся по юридической силе на законы и подзаконные акты.
Законом высшей юридической силы является Конституция Российской Федерации. Высшая юридическая сила означает, что ни один нормативный акт в стране не может противоречить Конституции РФ. Конституцию дополняют конституционные законы РФ.
Основным ядром правовой системы РФ являются Федеральные Законы РФ (ФЗ). Федеральный Закон РФ – основной нормативно-правовой акт в РФ, принимающийся Федеральным Собранием и подписывающийся Президентом.
Соответствовать Федеральным Законам должны подзаконные акты:
Указы Президента РФ
Постановления Правительства РФ
Приказы и инструкции министерств и ведомств РФ
Нормативные акты региональных и местных органов власти
Основным источником права в РФ, как мы уже говорили при разборе темы «Право в системе социальных норм», является нормативно-правовой акт. Это не исключает применения и судебных прецедентов в правоприменительной практике, и правовых обычаев.
Законотворческий процесс – это процедура принятия Федеральных Законов в РФ. Регламентируется она конституционным правом, описана процедура в Главе 5 Конституции РФ «Федеральное Собрание».
Федеральный Закон становится законом и обретает юридическую силу после опубликования на портале государственной информации и в «Российской газете» (на ее сайте.
Таким образом, законотворческий процесс в РФ состоит из следующих этапов:
Таким образом, мы рассмотрели сегодня важную тему кодификатора ЕГЭ блока «Право» «Система российского права. Законотворческий процесс».
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна
5.2. Система российского права. Законотворческий процесс
Система права – это его внутренняя организация, выражающаяся в единстве и взаимодействии разнообразных, относительно самостоятельных его элементов. Система российского права – это его деление на отрасли по основным видам общественных отношений, регулируемых нормами права. Отрасль права – объективно обособившаяся внутри системы права совокупность взаимосвязанных норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования.
Отрасль права характеризуется
1. Предметом правового регулирования
– Конституционное (государственное) право закрепляет форму правления, государственно-территориального устройства, права и обязанности граждан, избирательное право и избирательную систему, порядок формирования, функции и взаимоотношения высших органов государственной власти.
– Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организационной и исполнительно-распорядительной деятельности должностных лиц и органов государственного управления (соблюдение правил дорожного движения, противопожарных и санитарных правил и т. д.).
– Семейное право регулирует брачно-семейные отношения; условия и порядок вступления в брак, прекращения брака, права и обязанности супругов, родителей и детей и т. д.
– Финансовое право регулирует отношения, которые складываются в процессе финансовой деятельности государства, т. е. формирование и исполнение государственного и местного бюджетов.
– Трудовое право регулирует трудовые отношения: заключение, изменение и расторжение трудовых договоров, рабочее время и время отдыха.
2. Методом правового регулирования
– Гражданское право регулирует имущественные отношения в обществе, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. К гражданскому праву относятся право собственности, обязательственные отношения, возникающие из договоров, и наследственное право.
– Уголовное право – отрасль права, состоящая из юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния считаются преступными и какие наказания могут за них назначаться.
– Уголовно-процессуальное право – отрасль права, включающая юридические нормы, которые регулируют основания и порядок производства по уголовным делам.
– Гражданско-процессуальное право – отрасль права, состоящая из норм, регулирующих порядок судопроизводства по гражданским делам.
Особой отраслью является международное право , которое не входит в систему ни одного государства, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами. Оно занимает особое место во всей системе права – это своего рода наднациональная отрасль права.
Классификация отраслей права
* По назначению: 1) материальные: состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения (конституционное, гражданское, уголовное право и др.); 2) процессуальные: состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права (уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др.). В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.
* По предметному единству: 1) основные (профилирующие, первичные или фундаментальные); 2) вторичные (специальные, складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права); 3) комплексные: состоят из норм и институтов, входящих в различные отрасли права; отсутствует собственный метод правового регулирования (хозяйственное право).
* Пo регулируемым отношениям : публичное право (в сфере государственной власти) и частное право (в сфере частных интересов).
Различают также такие отрасли системы российского права, как: финансовое; земельное; лесное; горное; водное и другие отрасли природоохранного права; сельскохозяйственное; право судоустройства и прокурорского надзора; арбитражно-процессуальное; исправительно-трудовое право и другие.
Институты права – система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную область внутри какой-либо отрасли (или нескольких отраслей). Например, внутри отрасли трудового права выделяется институт трудовой дисциплины, а внутри отрасли конституционного права – институт избирательного права.
Подотрасль права представляет собой объединение нескольких институтов одной и той же отрасли права. Так, в составе конституционного права выделяют такие подотрасли, как муниципальное, избирательное, парламентское право. В гражданском праве – авторское, обязательственное, наследственное право и другие. В финансовом праве – бюджетное, налоговое право.
Правотворчество – деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией по созданию юридических норм. В узком смысле правотворчество – это процесс непосредственного создания, изменения или отмены правовых норм компетентными органами (принятие Государственной Думой закона, утверждение министром положения или инструкции), либо непосредственно населением (путем референдума).
Законотворчество является составной частью правотворчества. Данным понятием охватывается правотворческая деятельность только высших законодательных органов того или иного государства. Правотворчество и законотворчество соотносятся, как целое и часть.
Принципы правотворчества: демократизм; законность; профессионализм; научность; планомерность; своевременность; исполнимость; системность; четкая дифференциация правотворческих полномочий; гласность.
Функции правотворчества: обновление нормативного материала; восполнение пробелов в праве; упорядочение, систематизация нормативно-правовых актов.
В зависимости от значимости правотворчество делится на:
1. Законотворчество (правотворчество высших представительных органов – парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы – законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой).
2. Делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента, по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа).
3. Подзаконное правотворчество (нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам: президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций).
Законодательный (законотворческий) процесс – процесс принятия и вступления в силу закона, начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона.
Стадии законотворческого процесса в России
законодательная инициатива – право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
принятие законов Государственной Думой . Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т. д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3/4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
подписание законов Президентом РФ . Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Вето является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Вето может быть абсолютным (когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона) и относительным (вето может быть преодолено парламентом). Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2/3 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок.
опубликование и вступление в силу . Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Парламентской газете», «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).
Действие правовой нормы во времени начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия; прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц , которым адресованы нормы.
– Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.
– Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.
Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Неофициальное обнародование законов (других нормативно-правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио– и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.
Из книги Большая Советская Энциклопедия (СИ) автора БСЭ Из книги Политология: хрестоматия автора Исаев Борис АкимовичМ. Каплан. Система и процесс в международной политике Глава 2 Международная система Далее рассматриваются шесть международных систем или, точнее, состояний равновесия одной сверхстабильной международной системы: 1) система «баланса сил», 2) гибкая биполярная система,
Из книги Право социального обеспечения. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич1 ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД, СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из
Из книги Правоведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Политология: Шпаргалка автора Автор неизвестен50. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и
Из книги Трудовое право: Шпаргалка автора Автор неизвестен11. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА. СИСТЕМА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Источники трудового права – нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения и устанавливающие права и обязанности участников трудовых отношений.Источники трудового права
Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен Из книги Теория государства и права: Шпаргалка автора Автор неизвестен30. СИСТЕМА ПРАВА Система права – это внутренняя структура права, состоящая из взаимосвязанных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.Черты системы права: 1) ее первичным элементом выступают нормы права, которые и объединяются в институты, подотрасли и отрасли; 2)
Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ Из книги Энциклопедия юриста автораСистема права СИСТЕМА ПРАВА - объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единой по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованной совокупности
Из книги История государства и права России автора Пашкевич Дмитрий32. Создание нового советского государства и права. Особенности формирования социалистического права В ходе октябрьского восстания 1917 г. было низложено Временное правительство и ликвидирован Предпарламент, на смену пришли принципиально новые высшие органы власти и
Из книги История автора Плавинский Николай АлександровичОбразование Российского государства Предпосылки создания единого государства и объединение русских земельСоциально-экономические предпосылки:– развитие феодального землевладения;– стремление бояр приобретать земли за пределами своих княжеств.Духовные
Из книги Трудовое право России. Шпаргалка автора Из книги Шпаргалка по праву интеллектуальной собственности автора Резепова Виктория Евгеньевна Из книги автора3. Понятие и система права интеллектуальной собственности Право интеллектуальной собственности – подотрасль гражданского права, совокупность правовых норм и институтов права, регулирующих отношения в сфере возникновения, использования и защиты объектов
Из книги автора4. Система источников права интеллектуальной собственности Систему источников права интеллектуальной собственности составляют:1) Конституция РФ – в ст. 44 закрепляется свобода творчества; п. «о» ст. 71 относит правовое регулирование интеллектуальной собственности к
Система права
Любая система представляет собой некую упорядоченную совокупность - целостное единство - взаимодействующих элементов . Понять, что такое система права, - значит дать ответ, как минимум, на два вопроса: из каких частей (элементов) состоит право и как эти части связаны между собой ? Система права любой страны складывается объективно, под воздействием реально существующих общественных отношений - политических, идеологических, экономических, культурных и т. д. В подтверждение объективности существования системы права правоведы указывают, что в большинстве современных цивилизованных государств функционируют однородные отрасли права - конституционное (государственное), гражданское, семейное, административное, финансовое, уголовное и т. д. Причём в той или иной стране возможны достаточно глубокие общественные преобразования (какие, например, начались у нас в России в период перестройки, а также после распада СССР), но само внутреннее строение - структура права - остаётся относительно стабильным. Это позволяет сохранять выработанные вековой практикой устойчивые элементы права - нормы, отрасли, институты. Ни одно государство не может обойтись без правовых средств обеспечения порядка в стране.
Способность системы права сохранять устойчивость и прочность оказывает огромное стабилизирующее воздействие на развитие и регулирование общественных отношений, на обеспечение правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Наряду с объективной социальной обусловленностью (детерминацией) следует указать и некоторые другие черты системы права. Так, для неё характерны дифференцированность и вместе с тем единство. Дифференцированность означает внутреннее разделение единой системы права на части (нормы, отрасли, институты), что объективно обусловлено многообразием сфер общественной жизни, нуждающихся в правовой регуляции. Единство внутреннего строения системы права обеспечивается взаимосвязанностью и непротиворечивостью её частей . Такое единство объективно обусловлено внутренним единством самой системы общественных отношений, целостностью основных процессов жизнедеятельности общества. Итак, систему права можно определить как обусловленную системой общественных отношений совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих и не противоречащих друг другу частей (элементов) - норм, отраслей, институтов.
Заметим: не следует отождествлять понятия «система права» и «правовая система». Если в первом случае речь идёт, как вы уже поняли, о внутреннем строении права, то во втором - о правовой организации общества в целом, т. е. о совокупности всех юридических средств, институтов и учреждений, существующих в государстве. Это не только нормы права, но и правовая идеология, правосознание, правовая культура, правовая практика и т. п. Система права лишь одно из слагаемых правовой системы.
Структура системы права.
Система права складывается из множества различных норм, регулирующих различные виды общественных отношений. При этом существует закономерная взаимосвязь между спецификой общественных отношений и особенностями тех правовых норм, которые регулируют эти отношения: однородные общественные отношения регулируются однопорядковыми нормами. На основе этой взаимосвязи внутри системы права нормы группируются в правовые отрасли и институты . Скажем, сферу семейных отношений (т. е. все отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье) регулируют нормы семейного права ; сферу имущественных отношений и связанных с ними личных неимущественных- отношений регулируют нормы гражданского права , а сферу отношений, касающихся порядка сбора и распределения денежных средств, - нормы финансового права и т. д. Отрасль права - это самая крупная часть системы права. Отрасли права формируются естественным путём - из практической потребности общества в правовой регуляции той или иной области человеческих отношений. Отрасль права можно определить как объективно сложившуюся совокупность однопорядковых правовых норм, регулирующих определённую сферу однородных общественных отношений (например, имущественных, управленческих, трудовых, семейных и др.).
Институт права является составной частью, отдельным звеном отрасли. Если норма права - первичный элемент системы права, то институт - это первичное объединение, первичная группа близких по содержанию (однопорядковых) правовых норм . Такая группа норм складывается (обособляется) внутри отрасли права, но в отличие от неё регулирует не целую сферу, а только отдельный участок (сторону) однопорядковых общественных отношений внутри сферы. Как и сама отрасль, институт права формируется объективно - под влиянием естественно возникающих потребностей общества. Институт права — объективно обособившуюся внутри отрасли права группа однопорядковых юридических норм, регулирующих отдельные стороны общественных отношений. Например, в гражданском праве существует правовой институт собственности , представляющий собой группу однопорядковых норм, регулирующих отношения собственности. В целом же каждая отрасль права складывается из множества различного вида правовых институтов. Так, в трудовом праве (сфера трудовой экономической деятельности) есть институт приёма на работу и увольнения; институт трудового договора; институт рабочего времени; институт дисциплины труда и т. д. В уголовном праве (сфера уголовно-правовых отношений) выделяют институт преступлений против жизни и здоровья; институт преступлений против чести, свободы и достоинства личности; институт преступлений против собственности; институт экологических преступлений и т. д.
Весь массив отраслей (а их в системе права РФ насчитывается около 30) подразделяют на отрасли материального права и отрасли процессуального права. Нормы отраслей материального права закрепляют права и обязанности субъектов права в определённой сфере правовой регуляции общественных отношений. Эту группу составляют конституционное, гражданское, административное, экологическое, семейное, уголовное и др. Нормы отраслей процессуального права закрепляют порядок (процедуру, форму) осуществления и защиты тех прав, которые предусмотрены нормами материального права. К этой группе отраслей относят гражданское процессуальное, административно-процессуальное, уголовно-процессуальное право.
Существует также деление права на частное и публичное . К отраслям публичного права обычно относят конституционное (государственное) право, административное, финансовое, уголовное и отрасли производственного права ; к отраслям частного - гражданское, семейное, трудовое. Вместе с тем современные исследователи подчёркивают, что деление права на чисто публичное и чисто частное не следует абсолютизировать. Любая норма права в любой отрасли права объединяет в себе оба начала: и публично-правовое, и частно-правовое.
Источники права
В правоведении понятие «источник права» - одно из «вечных»: его веками толкуют и применяют правоведы во многих странах мира. Слово «источник» имеет различные смысловые оттенки. Вместе с тем общепринятый смысл этого слова означает нечто, дающее начало какому-либо процессу или явлению, служит основанием, корнем, причиной, исходной точкой. Право берёт своё начало в жизнедеятельности человека и общества. Его основанием служит объективная реальность, общественные отношения (экономические, политические, культурные и т. д.), воля граждан, воля народа, воля государства. Совокупность объективных причин, способствующих формированию права, некоторые юристы называют материальным источником права. Когда право становится юридической реальностью (т. е. официально закрепляется в виде нормативно-правовых актов), оно должно иметь доступную форму выражения. Внешнюю форму выражения содержания права принято называть формой права . Форма даёт возможность получить знания о содержании права - его нормах, а также институтах и отраслях (о чём ещё предстоит говорить отдельно). В современном правоведении понятия «источник права» и «форма права» чаще всего отождествляют. Этой точки зрения мы и будем придерживаться.
Источники права - это официально закреплённые формы внешнего выражения содержания права. Традиционно в группу основных включают нормативно-правовой акт, правовой обычай и судебный прецедент. Многие сюда относят и естественное право. Основные источники (формы) права:
Правовой обычай (обычное право) - древнейший источник права, сохранивший своё действие до наших дней. Это вошедшее в привычку народа правило поведения, которое санкционировано государством (официально признано) в качестве общеобязательной нормы права. Не каждый обычай становится нормой права: государство соглашается признать и защищать только то, что считает полезным для общества. Но может быть и другой путь. Обычай нигде документально не закреплён, но государство фактически, хотя и неофициально («молчаливо»), санкционирует его. Так, суды России при разводе супругов обычно оставляют детей с матерью, хотя такой правовой нормы в нашем законодательстве нет. В целом же роль обычая в отечественном законодательстве незначительна.
Судебный прецедент - это судебное решение по конкретному юридическому делу, которое служит общеобязательным образцом при рассмотрении аналогичных дел. Причём право принимать такое решение имеют только высшие судебные органы. Признание судебного прецедента источником права означает признание за судами права на создание новых правовых норм (правотворческой функции). Наиболее широкое применение судебный прецедент получил в правовых системах Англии, США, Австралии и ряде других стран (англосаксонская правовая семья). В России в настоящее время нет прецедентного права. Вместе с тем высказываются предложения признать источниками права решения Конституционного Суда РФ, а также постановления Пленума Верховного Суда РФ.
Нормативно-правовой (или нормативный) акт - это выраженный в письменной форме официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий нормы права. Он имеет ряд преимуществ перед другими источниками. Прежде всего, это документ официальный, исходящий от государства. Отсюда проистекает многое: и его общеобязательность, и гарантированность со стороны государства, и, конечно, неизбежность принудительных санкций в отношении нарушителей правовых норм. Кроме того, правотворческие органы имеют возможность оперативно его издать, изменить, отменить. Поскольку это документ публичный, он подлежит официальному опубликованию. И следовательно, государство может требовать исполнения содержащихся в нём правовых норм. Наконец, нормативный акт должен быть изложен особым юридическим языком, чтобы его формулировки были точны и понятны, толковались однозначно, без двусмысленности.
Естественное право как источник действующего в стране позитивного права - это официально признанные государством и закреплённые в его конституции и других нормативных актах прирождённые и неотчуждаемые (естественные) права человека. Роль естественного права в качестве одного из источников позитивного права была осознана ещё римскими юристами. В последующей истории идеи и принципы естественного права оказывали постоянное влияние на развитие позитивного европейского права. В эпоху буржуазных революций и преобразований в Европе и Америке естественные права человека получают прямое закрепление в нормативных актах - декларациях, конституциях и иных документах. Впервые в истории естественное право получило официальное признание и законодательное закрепление 4 июля 1776 г. в знаменитой Декларации независимости США. А в 1789 г. во Франции была принята не менее знаменитая Декларация прав человека и гражданина, также официально закрепившая естественные и неотъемлемые права человека. Начался новый этап в развитии права: естественное право приобрело официальную общеобязательную юридическую силу и, таким образом, стало самостоятельным источником позитивного права. В XX в., после ужасов Второй мировой войны, этот процесс пошёл особенно активно. Почти во всех странах Европы, а затем и у нас в России (в 1993 г.) естественные права и свободы человека получили конституционное признание и закрепление в качестве основополагающего источника в иерархии источников действующего национального права. Естественное право по самой своей сути и гуманистическому потенциалу продолжает оставаться естественным правом, играть роль императива по отношению ко всему массиву действующего позитивного права.
Основные виды нормативно-правовых актов.
Основанием классификации служит юридическая сила нормативного акта. А юридическая сила определяется местом государственного органа, принявшего нормативный акт, в общей системе правотворческих органов страны. Законы обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным актам и регулируют наиболее значимые отношения. Верховенство законов объясняется тем, что их принимает только высший законодательный орган страны - Федеральное Собрание - парламент РФ. В исключительных случаях законы принимаются путём референдума - всенародного голосования. Так была принята в 1993 г. Конституция Российской Федерации. В своей совокупности законы РФ образуют иерархическую систему нормативных актов различной юридической силы, что отражено в схеме иерархической лестницы нормативных актов: Конституция РФ <= Федеральные конституционные законы <= Федеральные законы <= Подзаконные акты. На вершине иерархии находится Конституция РФ - Основной Закон . Как нормативно-правовой акт, она обладает высшей юридической силой в системе всех нормативных актов страны, вместе с тем имеет прямое действие . Конституция РФ основана на новом, естественно-правовом понимании (идеях естественного права). Закреплённые в ней прирождённые и неотъемлемые права и свободы человека (гл. 2 Конституции РФ) имеют определяющее значение по отношению ко всем остальным источникам (и нормам) действующего в РФ позитивного права. Ни один нормативный акт, принимаемый в стране, не может противоречить Конституции; в противном случае он не имеет юридической силы и подлежит отмене.
После Конституции РФ наибольшей юридической силой обладают общефедеральные законы , которые разделяют на два вида: федеральные конституционные законы и федеральные законы . Федеральные конституционные законы регулируют вопросы общественной жизни особой важности. Для принятия таких законов необходимо квалифицированное большинство голосов (т. е. не менее трёх четвертей голосов от общего числа депутатов) в каждой из палат Федерального Собрания. Предусмотрено принятие 14 таких законов (часть из них уже принята, например федеральные конституционные законы о референдуме РФ, об уполномоченном по правам человека в РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о Правительстве РФ, об образовании в составе РФ нового субъекта и др.). Федеральные законы также регулируют значимые вопросы жизни общества. Их подразделяют на текущие (обычные) и кодифицированные . К текущим относятся, например, федеральные законы о средствах массовой информации, охране окружающей среды, акционерных обществах и др. К кодифицированным - Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.
Эти законы обладают меньшей юридической силой, чем Конституция и федеральные конституционные законы, и не должны им противоречить.
Подзаконные акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т. д. ) в качестве источника права обладают меньшей юридической силой, чем закон (издаются на основании и во исполнение законов). Их принимают органы исполнительной власти, а также должностные лица - Президент, Председатель Правительства, министры и другие лица в пределах своей компетенции. Соотношения между различными подзаконными актами также строятся по принципу иерархии - с учётом их юридической силы: подзаконные акты нижестоящих государственных органов (или лиц) должны соответствовать актам вышестоящих органов. Высшее положение в иерархии подзаконных актов как источников права занимают указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны и не должны противоречить ни Конституции РФ, ни федеральным законам. Правительство РФ, а также правительства субъектов Федерации, осуществляя исполнительную власть, издают нормативные акты в форме постановлений, с помощью которых регулируют экономические, социальные и культурные отношения. Министерства, государственные комитеты и другие центральные ведомства как органы исполнительной власти строго в пределах своих полномочий издают инструкции, постановления, приказы (распоряжения), регулирующие в основном отношения внутри соответствующей отрасли. Эти нормативные акты могут быть отменены Правительством РФ. Президенты республик в составе РФ, а также губернаторы, мэры, главы администрации других её субъектов принимают нормативные акты разных наименований - указы, распоряжения, постановления и др.
Нормативные акты издаются также органами местного самоуправления , обычно в форме решений. Они не должны противоречить нормативным актам вышестоящих органов. Согласно Конституции РФ субъекты РФ издают свои нормативно-правовые акты (законы и подзаконные акты; кроме того, в республиках - свои конституции, в иных субъектах Федерации - уставы). Статьи 71-76 Конституции строго разграничивают порядок и пределы действия общефедеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ (разграничивают компетенции). Масштаб действия общефедеральных нормативных актов - вся территория страны. Масштаб действия нормативных актов субъекта РФ - только территория субъекта Федерации.Под предметами ведения подразумеваются те сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства и социально-культурной жизни, которые находятся в компетенции одной или другой власти - федеральной или субъекта РФ. Конституция чётко указывает, что именно находится в ведении Российской Федерации, а что - в ведении её субъектов. Для этого все предметы ведения разделены на три вида. Рассмотрим их.
Существуют предметы ведения РФ. К ним относятся те сферы общественной жизни, отрасли хозяйства и т. д., которые регулируются исключительно федеральной властью. По предметам ведения РФ принимаются общефедеральные нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые акты субъектов РФ не могут им противоречить.Есть предметы совместного ведения РФ и субъекта РФ. Сам смысл формулировки подсказывает, что есть вопросы, которые решаются совместно федеральной государственной властью и властями субъектов РФ. По предметам совместного ведения издаются федеральные нормативно-правовые акты и нормативно— правовые акты субъектов РФ. Понятно, что вторые не должны противоречить первым. Наряду с этим вне пределов ведения РФ, а также совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование: в пределах своей компетенции издают свои нормативно-правовые акты. При этом в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта РФ действует нормативно-правовой акт субъекта РФ. Так, например, если какой-либо субъект РФ в пределах своей компетенции издаёт нормативно-правовой акт (скажем, об устройстве музея национального искусства), то федеральный нормативно-правовой акт не может его отменить, поскольку этот вопрос не является предметом ведения РФ. Однако - обратите внимание - ни один нормативный акт субъекта РФ не может противоречить Конституции РФ.
На территории России, как правило, действие нормативно-правовых актов распространяется на всех её граждан, а также иностранцев, лиц без гражданства (апатридов) и лиц с двойным гражданством. Вместе с тем издаются специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан (например, военнослужащих, пенсионеров и др.). Важно отметить, что все граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Гражданин России, совершивший преступление на территории другого государства, несёт ответственность по законам своей страны, даже если его деяние не является преступлением на территории той страны, где оно совершено. Особое положение на территории России занимают некоторые сотрудники дипломатических, консульских и иных зарубежных госучреждений. Они пользуются так называемым дипломатическим иммунитетом - целым набором особых прав и преимуществ, которые устанавливаются в соответствии с международным и национальным (внутренним) правом.
Нормы права
Норма права - это регулятор общественных отношений, правило, определяющее, как следует (или не следует) поступать в той или иной ситуации. Это особая социальная норма, имеющая свои специфические, только ей присущие признаки. Чтобы охарактеризовать норму права, нередко применяют образные сравнения: «первичная клеточка», «молекула» правовой системы. Этим хотят подчеркнуть, что норма права представляет собой некий первоначальный элемент содержания права в целом. Отдельно взятая юридическая норма обладает теми же чертами, что и всё право в целом.
- Норма права есть мера свободы, граница возможного и должного поведения человека. Поскольку право предназначено для поддержания единого порядка в обществе, то и каждой норме права присущи черты общеобязательного правила: его должны выполнять все. Если, например, в Конституции РФ закреплено положение: «Все равны перед законом и судом» (ч. 1, ст. 19), это означает, что норма распространяется на всех без исключения в равной мере. И не должно быть людей, которые «равнее» других перед законом и судом.
- Норма права - это правило поведения, гарантированное государством. Это значит, что государство не только устанавливает (или санкционирует, подтверждает, допускает) ту или иную норму, но и охраняет её от нарушения . А в случае необходимости применяет меры принуждения, предусмотренные законом за правонарушение.
- Формальная определённость , которая отличает правовую норму от других социальных норм: норма права (и только она) определённо - чётко, недвусмысленно, однозначно - указывает конкретные права, конкретные обязанности и конкретные меры ответственности. Кроме того, формальная определённость проявляется в том, что все нормы права обязательно выражены в письменной, документальной форме. Только в этом случае человек (исполнитель нормы) ясно и точно знает свои права, обязанности и ответственность.
Норма права - общеобязательное, формально определённое правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путём определения прав, обязанностей и ответственности их участников. Несмотря на то, что норму права принято называть элементарной частью права, на самом деле она имеет достаточно сложную структуру. Под структурой понимают внутреннее строение правовой нормы, деление на составные части и логику взаимосвязи этих частей (элементов).
В развёрнутом виде логику правовой нормы можно представить примерно так: если субъект права находится в определённой жизненной ситуации, то он вправе или должен совершить только такое, чётко определённое действие, выполнить определённое требование, иначе для него могут наступить неприятные последствия. Прежде всего, необходимо изложить само правило поведения. Это главная часть её содержания, поскольку в ней говорится о том, как субъект права может и должен поступать, но не единственная. Требуется указать на конкретные жизненные обстоятельства (во времени, в пространстве, относительно каких лиц), при которых эта норма вступает в действие. Иначе говоря, нужно определить условия применения правила. Наконец, важно установить правовые последствия нарушения правовой нормы, причём последствия невыгодные, порой даже тяжкие для нарушителя.
Таким образом, юридическая наука выделяет три структурных элемента правовой нормы, каждый из которых имеет своё название, а именно: гипотеза, диспозиция и санкция . Не каждая представленная в статье закона норма содержит все три структурных элемента. Вы встретите различные варианты. Есть случаи, и довольно частые, когда включённая в статью норма содержит два или даже один из трёх элементов. Остальные просто подразумеваются самим смыслом статьи или закона в целом. Бывает, что элементы нормы разнесены по разным статьям одного и того же закона и даже по разным законам. Однако следует помнить, что правовые нормы составляют единую систему, которая в целом обеспечивает соблюдение каждой правовой нормы.
Гипотеза правовой нормы закрепляет условия (время, место, состав участников и т. п.), при которых возникают, изменяются или прекращаются права и обязанности участников общественных отношений.
Диспозиция - основной элемент правовой нормы, закрепляющий само правило поведения, согласно которому должны (или не должны) действовать субъекты права. Можно сказать иначе: диспозиция выражает меру дозволенного и должного поведения субъекта права. И ещё один вариант: диспозиция закрепляет права и обязанности (меру поведения) субъектов права. Диспозиция является смысловой основой, «ядром» нормы, без диспозиции нет и не может быть нормы права.
Санкция правовой нормы указывает на последствия, возникающие в результате нарушения правил поведения, закреплённых в диспозиции. Вариант: содержит предписание о мерах принуждения за неисполнение правил поведения, закреплённых в диспозиции.
В статье 15 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» записано: «За осуществление экстремистской деятельности граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке…» Здесь в одной статье почти идеально просматриваются все три элемента нормы (случай достаточно редкий). Проанализируем её содержание. Норма говорит о противодействии экстремистской деятельности - в этом её основной смысл. Следовательно, слова «за осуществление экстремистской деятельности» - это и есть диспозиция. Другая часть нормы отражает конкретные условия, жизненные обстоятельства (время, место, состав участников), при которых действует норма. Видим, что речь идёт о России, её гражданах, а также иностранных гражданах и лицах без гражданства. Значит, это гипотеза. С точки зрения права в этой части нормы содержится очень важное положение: не вообще кто-то, где-то, а абсолютно точно - граждане РФ и все те, кто находится на территории РФ. Наконец, в самой общей форме указаны последствия, которые наступают в результате нарушения диспозиции: «несут… ответственность». Понятно, это санкция.
Правовые нормы принято классифицировать, т. е. группировать, по разновидностям. Охарактеризуем некоторые виды правовых норм. Одной из наиболее распространённых классификаций является подразделение правовых норм в зависимости от характера регулируемых ими общественных отношений. На этом основании выделяют две обширные группы: нормы материального права и нормы процессуального права. Нормы материального права регулируют различные стороны общественных отношений - экономические, политические, социальные и иные, так называемые материальные отношения. Эти нормы определяют правовой статус граждан (права и обязанности), взаимоотношения между гражданами и их организациями, закрепляют основы конституционного строя (определяют государственное устройство, структуру и компетенции государственных органов, принципы их организации и деятельности и т. д.). Столь сложный и обширный объект регулирования делает нормы материального права правовой основой общества и государства. Не случайно в юридической литературе нормы материального права называют первым слоем права. Нормы процессуального права регламентируют (устанавливают) порядок исполнения и защиты норм материального права. Так, право собственности - материальное право. Судебная защита этого права (в случае его нарушения) - процессуальное право. Поскольку нормы процессуального права как бы обслуживают (охраняют, защищают, поддерживают) нормы материального права, их принято называть вторым слоем права (но только не второстепенным!).
Очень близкой к предыдущей является классификация норм по их отраслевой принадлежности (отраслевому принципу). Иначе говоря, нормы права делятся на различные виды по своей принадлежности к той или иной отрасли права: правовые нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, уголовного, экологического права и т. д.
Ещё один вид классификации - в зависимости от характера содержащихся в норме предписаний. По данному критерию нормы подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие нормы предоставляют субъекту права определённые правомочия, т. е. возможность поступать тем или иным образом. Эти нормы говорят о допустимости тех или иных действий. Например, в части 3 статьи 6 Конституции РФ записано: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его». Ясно видим управомочивающее положение, согласно которому гражданина Российской Федерации никто не может лишить его права гражданства и вместе с тем права изменить его.
Обязывающие нормы жёстко предписывают субъекту права совершать строго определённые правомерные действия. Так, согласно статье 58 Конституции РФ: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Запрещающие нормы содержат запрет совершать те или иные противоправные деяния. Подобные нормы характерны в основном для уголовного и административного права. Так, в части 5 статьи 13 Конституции РФ содержится запрет на создание и деятельность общественных объединений, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Законотворческий процесс
Правотворчеством называется процесс познания и оценки правовых потребностей общества и государства, формирования и принятия правовых актов в соответствии с существующими правилами. Разновидностью правотворчества является законотворчество - процесс создания закона, начиная с идеи о нём, появляющейся в связи с выявлением правовой потребности, и заканчивая введением его в действие. Правотворчество - процесс формирования права, а законотворчество - процесс его формулирования. При этом закон призван быть точной формулировкой действительного, объективно возникшего и фактически существующего в обществе права.
Государство в лице компетентных государственных органов осуществляет нормотворческую деятельность, создаёт законы и другие правовые акты. Существуют различные виды этой деятельности государства:
- Признание и гарантирование в конституциях основных прав и свобод человека. Тем самым естественным и неотчуждаемым правам, приобретаемым человеком в любом обществе с рождения, придаётся статус действующего права и обеспечивается механизм их реализации.
- Прямая нормотворческая деятельность государственных органов, в процессе которой принимаются нормативно-правовые акты разного уровня.
- Ратификация (утверждение) международных договоров высшими органами законодательной власти государства. Тем самым нормы международного права включаются в систему норм национального права.
- Признание (санкционирование) в качестве правовых тех или иных обычаев.
Граждане государства могут непосредственно участвовать в правотворчестве в процессе референдума, т. е. принятия закона путём всенародного голосования. Решения, принятые на референдуме, обладают высшей юридической силой и не нуждаются в каком-либо утверждении государственных органов. Обычно на референдум выносят вопросы особой важности, касающиеся интересов граждан всей страны: например, предлагается высказать своё мнение о Конституции государства, о его государственном устройстве. Деятельность государства по установлению норм права должна соответствовать ряду основополагающих принципов. Обычно выделяют следующие основные принципы правотворческой деятельности:
- Правовой прогресс. Данный принцип требует, чтобы вся правотворческая деятельность государства была максимально направлена на дальнейшее развитие и совершенствование действующего законодательства, утверждение прав и свобод человека, принципа верховенства права и других общепризнанных принципов права.
- Законность. Смысл этого принципа состоит в том, что правотворческая деятельность государственных органов должна быть правильной по своей форме, осуществляться в рамках установленных в законах процедур, в соответствии с компетенцией субъектов этой деятельности.
- Обоснованность. Правотворческая деятельность должна опираться на выявление определённой объективной потребности в правовом регулировании, соответствовать задачам устойчивого общественного развития. Кроме того, она должна быть основана на результатах научного изучения состояния действующего права и тенденций его развития, на идеях, концепциях и практических рекомендациях современной юридической науки.
- Системность. Действующее право имеет строго организованное и согласованное внутреннее строение - систему права. Поэтому все вновь принимаемые нормы должны быть надлежащим образом согласованы со всеми уже действующими нормами, «встроены» в существующую иерархию, не должны противоречить принятым ранее нормативным актам.
- Профессионализм. Заниматься правотворчеством должны компетентные люди, имеющие специальные знания как по существу правового регулирования, так и по юридическим вопросам, владеющие приёмами юридической техники. Низкий профессиональный уровень лиц, участвующих в процессе правотворчества, прямо отражается на качестве принимаемых ими актов. К процессу принятия законов обязательно должны привлекаться эксперты - узкие специалисты в сфере принимаемого нормативного документа и учёные-юристы.
Правотворческая деятельность состоит из определённых этапов (стадий) . Это цепочка, состоящая из звеньев, имеющих чёткую последовательность и тесно взаимосвязанных между собой. Поэтому в самом начале правотворческого процесса поэтапно осуществляется:
- накопление информации, изучение и выявление потребностей для создания правового акта;
- принятие- решения о подготовке правового акта;
- разработка идеи, концепции будущего акта.
В течение этого периода определяются оптимальные пути выражения в законодательстве установленных общественных потребностей, избираются наиболее целесообразные методы воздействия на общественные отношения, прогнозируется эффективность этих действий и т. д.
Затем наступает период подготовки самого правового акта , разделённый, в свою очередь, на ряд этапов. Если речь идёт о подготовке такого важного нормативного акта, как закон, то эти этапы тщательно прописаны и детально регламентированы в других законах или регламентах деятельности законодательных органов власти.
Здесь следует вспомнить, что именно закон является определяющим звеном законодательной системы. В законах сформулированы самые важные и значимые правовые нормы, принимаемые только высшими органами государственной власти. Закон обладает высшей юридической силой, и любой иной правовой акт, противоречащий ему, отменяется в установленном порядке. Именно поэтому процессу подготовки закона уделяется огромное внимание: законы принимаются по особой процедуре, предусмотренной конституцией и регламентом парламента.
Рассмотрим движение законопроекта на примере организации законодательного процесса в высших органах законодательной власти Российской Федерации - Федеральном Собрании, состоящем из двух самостоятельных палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
- Законодательная инициатива — Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений для регламентации которых необходимо его принять. Официальное внесение законопроекта в орган законодательной власти в соответствии с установленной процедурой, что влечёт за собой обязанность соответствующего законодательного органа рассмотреть законопроект на своём заседании (Субъектами права законодательной инициативы являются Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный по вопросам их ведения )
- Обсуждение законопроекта — Происходит на заседаниях палат парламента (если парламент двухпалатный) (Внесённый в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет, в котором ведётся основная работа над его текстом (с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.). После обсуждения комитет выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст при необходимости вносятся поправки )
- Принятие законопроекта — Осуществляется путём голосования депутатов парламента. Если парламент двухпалатный, то для принятия закона требуется согласие обеих палат (Законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа её депутатов )
- Утверждение законопроекта — принятый закон проходит стадию утверждения высшими структурами законодательной власти и (или) главой государства (монархом или президентом), который может наложить на него вето, не допустив или отсрочив вступление закона в силу. Вето может быть абсолютным (или резолютивным), когда главе государства принадлежит право окончательного отклонения закона, и отлагательным (или суспенсивным), когда отказ главы государства санкционировать закон лишь приостанавливает вступление его в силу. Парламенту в последнем случае предоставляется право принять этот закон вторичным голосованием, т. е. преодолеть вето. Для вторичного голосования в ряде парламентов требуется квалифицированное большинство (В соответствии с Конституцией РФ принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14-ти дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето. В РФ для преодоления отлагательного вето Президента закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации )
- Промульгация (от лат. ргоmulgatio- публичное объявление) закона — Опубликование принятого и утверждённого закона в официальном печатном органе, осуществляемое главой государства в установленные законом сроки. Только после промульгации закон обретает обязательную силу (Законы подлежат обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания их Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок )
Несколько отличается от обычной законотворческой процедуры процесс рассмотрения федеральных конституционных законов в Российской Федерации. Они считаются принятыми, если одобряются большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее 3 / 4 от общего числа членов Совета Федерации. Президент РФ не может отклонить федеральный конституционный закон и обязан его подписать и обнародовать в течение 14 дней после принятия
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и… Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение Имперская внешняя политика самодержавия. Крымская…Лекция:
Система российского права
Позитивное право, то есть право, возведённое в закон имеет системный характер. Это означает, что законодательство РФ, закрепляющее наши права, имеет чёткое внутреннее строение. Система российского права строится на принципах социальной свободы и справедливости, демократизма и гуманизма, равенства всех перед законом, законности и ответственности за вину. Система российского права состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм права.
Отрасль права – наиболее крупное подразделение правовых норм, регулирующих целую сферу (род) общественных отношений.
В российском праве их около 30. Охарактеризуем основные отрасли права:
Конституционное (государственное) право регулирует сферу государственного устройства РФ, закрепляет основные права и свободы граждан, принципы избирательного процесса и судоустройства. От других отраслей конституционное право отличается тем, что закрепляет основы регулирования общественных отношений во всех сферах жизнедеятельности общества (экономической, политической, социальной и духовной).
Административное право регулирует сферу государственного управления и реализации исполнительной власти. Особенностью данной отрасли права является то, что правоотношения строятся по принципу "власть - подчинение". Иными словами, административное право регулирует общественные отношения с властными органами, к примеру, водитель - сотрудник ГИБДД, работник - начальник, гражданин - полицейский.
Гражданское право регулирует сферу имущественных и личных неимущественных отношений.
Уголовное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих на основании совершения преступления и назначения наказания.
Трудовое право регулирует сферу трудовых отношений между работниками и работодателями.
Семейное право регулирует сферу отношений, возникающие из брака, кровного родства или принятия ребёнка на воспитание между супругами и между родителями и детьми.
Административно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по административным делам и исполнения судебных решений по ним.
Гражданско – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по гражданским делам и исполнения судебных решений по ним.
Уголовно – процессуальное право регулирует сферу общественных отношений, возникающих в ходе осуществления правосудия по уголовным делам и исполнения судебных приговоров по ним.
Все отрасли права группируются на частное и публичное право, а также на материальное и процессуальное право.
- Частное – регулирует частные интересы граждан (семейное право, трудовое право, гражданское право и др.). Публичное – регулирует деятельность государства и отношения между гражданами и гос/органами (конституционное право, уголовное право, административное право, уголовно-процессуальное право, гражданско-процессуальное право и др.).
- Материальное – закрепляет общественные отношения в нормах права (гражданское право, уголовное право, административное право и др.). Процессуальное – устанавливают порядок реализации норм материального права (гражданско – процессуальное право, уголовно – процессуальное право, уголовно – исправительное право, административно – процессуальное право и др.).
Подотрасль права – совокупность нескольких институтов права, регулирующая определённый вид общественных отношений внутри одной отрасли права.
К примеру, отрасль гражданского права включает в себя подотрасли:
вещное право – регулирует имущественные отношения;
обязательственное право – регулирует отношения, возникающие по поводу обязательства одного лица перед другим;
наследственное право – регулирует вопросы наследования имущественных прав и обязанностей.
Институт права – узкая группа норм, регулирующая конкретный вид общественных отношений определённой подотрасли.
К примеру, подотрасль гражданского права наследственное право включается в себя институт правовых норм наследования по закону, институт правовых норм наследования по завещанию. А обязательственное право включает институты договорных и внедоговорных обязательств.
Кирпичиком ("молекулой") системы российского права является
Норма права – это формально определённое и охраняемое государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конкретное общественное отношение.
В структуре нормы права выделяются три структурных элемента: гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза указывает на фактические обстоятельства вступления нормы в действие, определяет субъектов права (лиц, которым данная норма адресована).
Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает варианты их возможного или должного поведения.
Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру юридической ответственности для нарушителей нормы права.
Разберём структуру нормы права на примере. Проанализируем норму пункта 1 статьи 469 «Качество товара» из Гражданского кодекса РФ: «Продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи». Мы видим, фактическое обстоятельство вступления данной нормы в действие – договор купли-продажи и круг лиц, которым норма адресована – продавец и покупатель . Эта гипотеза. В этом же пункте содержится диспозиция, в той части где говорится, что продавец обязан передать покупателю товар соответствующего качества. Для того, чтобы узнать о последствиях передачи товара, не соответствующего договору качества, нам нужно найти санкцию. Если вы откроете эту статью в ГК РФ и прочтёте все пункты, то санкции в ней не найдете. Значит нужно искать в другой статье. Находим её в статье 475 «Последствия передачи товара ненадлежащего качества», согласно которой покупатель вправе потребовать от продавца уменьшения цены, бесплатного устранения недостатков, возврата денег и иных санкций.
Законотворческий процессЗаконотворческий процесс представляет собой упорядоченную процедуру принятия законов, состоящую из последовательно сменяющих друг друга этапов.
Вы уже знаете, что принимаются законы Федеральным Собранием РФ, состоящим из двух палат: верхней – Совета Федерации и нижней – Государственной Думы.
На первом этапе субъект законодательной инициативы вносит законопроект в Госдуму. Законопроекты могут вносить Президент РФ, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, члены Правительства РФ, судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, законодательные органы субъектов РФ.
На втором этапе и
На следующем этапе Совет Федерации в течение 7 дней должен рассмотреть законопроект. Путём голосования он может быть одобрен и принят или отправлен на доработку. В последнем случае, для преодоления разногласий, представителями Совета Федерации и Госдумы образуется согласительная комиссия. После устранения разногласий и принятия закона Советом Федерации законопроект передаётся Президенту РФ.
Законопроект становится законом на столе Президента РФ, когда он его подписывает. Это пятый этап законотворческого процесса. Президент может подписать законопроект, либо наложить на него вето, либо отправить на переработку. Но если законопроект имеет 2/3 голосов Совета Федерации и Госдумы в сумме, Президент обязан его подписать.
И заключительный этап – обнародование закона (промульгация), без которого он не будет иметь юридической силы. В течение 7 дней после подписания Президентом закон публикуется в СМИ, например, в «Российской газете».
Согласно ст. 104 ч. 3 Конституции РФ, некоторые законопроекты не могут быть приняты к рассмотрению Госдумой РФ если не имеют заключения Правительства РФ. Это законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета.