Зачем нужны неудачи? Пять правил переживания неудач

Принимайте неудачи с достоинством . Легко можно расклеиться, когда вы переживаете незначительные потери в какой-то области своей жизни. Вместо того чтобы начинать упрекать себя, старайтесь сохранить самообладание. Это особенно важно, если неудача, которую вы переживаете, касается и других, например, вашего романтического партнера, начальника или просто знакомого. Если вы будете плохо управлять этими отношениями, ваша уверенность в себе только снизится. Но если вы урегулируете эти отношения с изяществом и мастерством, вы сами себе продемонстрируете, что вы способный и волевой человек.

  • Скажем, вам не дали повышения, и на эту должность выбрали другого сотрудника. Вместо того чтобы расстраиваться или злиться, сумейте достойно принять поражение, подойдите к человеку, который получил эту должность, и поздравьте его. Такое поведение позволит вам показать себя как порядочного и достойного человека. Это также хорошая практика для победы – постоянные размышления о своем проигрыше так же неблагоприятны, как хвастовство своим успехом.
  • Даже если вы не подойдете к “победителю” (или если подобный сценарий не подходит под ваши обстоятельства), постарайтесь ни снаружи, ни в душе не зацикливаться чрезмерно на своем поражении. Примите свое разочарование и перегруппируйтесь.

Не указывайте ни на кого пальцем. Обвинение других – это еще один признак того, что человек не умеет справляться с неудачами и не способен брать ответственность на себя. Если дела пошли не так, как вам хотелось, совсем неуместно возлагать вину на других. Обвинение других, даже если эти люди частично ответственны за ситуацию, только навредит вам.

  • Во-первых, возложение вины на других приуменьшает вашу собственную роль в ситуации. Оно позволяет вам ткнуть пальцем в кого-то другого и снять с себя ответственность за собственные ошибки и просчеты. Во-вторых, обвинение дает вам повод для проявления неуважения или злобы по отношению к другому человеку.
  • Не позволяйте игре в поиски виновного отравить ваше сердце. Признайте, что все люди совершают ошибки (даже вы) и старайтесь учиться на собственных.
  • Когда вы берете ответственность на себя, вы способны быстро перейти от чувства обиды к поиску решения проблемы или к плану Б.
  • Заботьтесь о своем организме. Когда люди расстраиваются из-за собственных ошибок или определенных жизненных ситуаций, они, как правило, пренебрегают своим здоровьем и благополучием, и тогда следующий удар приходится на уверенность в себе (и настроение). Предотвратите возникновение дальнейших неудач, будучи добрым и внимательным к своему организму. Несмотря на вашу текущую ситуацию, возьмите на себя обязательство всегда питаться сбалансированной пищей, богатой витаминами и питательными веществами, регулярно заниматься физическими упражнениями и спать от 7 до 9 часов каждую ночь.

    Искушения – внешние и внутренние скорби, нестроения, гонения и т.д. – однозначно связываются нами с неприятными, тяжелыми ситуациями и состояниями. Мы чаще всего стремимся избежать искушений, полагая их ненужными препятствиями для нашей жизни. Старцы же говорят о неизбежности и полезности искушений для всякого человека, их важной роли в нашем спасении. По сути, искушения в их учении – это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

    8.1. НЕИЗБЕЖНОЕ И ГОРЬКОЕ ЛЕКАРСТВО»

    Если усиление гордости в наших душах делает нас непригодными к спасению по причине нашего отпадения от Бога и Его святых заповедей, то искушения являются силой, способной отрезвить нас от дурмана страсти и побудить к исправлению. Преп. Макарий говорит об этом так:

    При начале призвания к жизни духовной Господь посещает благодатию Своею и различными утешениями, но после отнимает оные и ввергает в огнь многообразных искушений и скорбей, чтобы самолюбивое и славолюбивое наше устроение совершенно испепелилось огнем искушения, и не имели бы надежды на себя и на свои дела, но на милость и человеколюбие Божие. Смирение велие благо! .

    В начале духовного пути, когда человек впервые начинает ходить в храм, молиться, причащаться, читать Евангелие и т.д., он испытывает духовный подъем и отраду в душе. Это действует благодать, подаваемая новоначальному христианину во укрепление его веры и свидетельство ее истинности. Но затем приходят искушения, потому что бедственное состояние души новоначального, боримого и пленяемого страстями, постоянно склоняющегося к греху, требует врачевания.

    Сталкиваясь с разнообразными искушениями, человек учится понимать, что происходит в его жизни. Постепенно он начинает видеть и источник своих бед – «самолюбивое и славолюбивое наше устроение», т.е. гордость. Под сильным давлением искушений человек преодолевает горделивое устроение, и достигает смирения.

    Искушения неизбежны в христианской жизни и делятся на два вида – внешние и внутренние. Преп. Варсонофий объясняет:

    …Всякая душа, стремящаяся к новой жизни, жизни во Христе, испытывает гонение извне от мира и переживает великую борьбу с внутренними врагами. Эти искушения неизбежны по слову Спасителя: «Меня гнали и вас будут гнать» (). Но тут же утешает Господь: «Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» ().

    Относиться же к этим искушениям нужно различно: с внутренним врагом упорно бороться, побеждая его с помощью благодати Божией, внешним же врагам – прощать. Бояться этой борьбы не надо. Господь укрепляет нас в ней и дает нам такие неизглаголанные радости, что по сравнению с одной минутой их все земные радости – ничто .

    Внутренние искушения можно понимать как агрессивное продвижение врагом греховных прилогов (помыслов) по стадиям их превращения в страсти для пленения человека. Так как в этой агрессии преследуется конечная цель нашей гибели, мы должны упорно бороться с врагом и его прилогами. Внутренние искушения для нас – сигнал к борьбе, неприятной и трудной, но необходимой для спасения. Старец говорит о необходимости побеждать врага с помощью благодати Божией, так как своих сил для такой победы у нас не хватит.

    Внешние искушения – это скорби, притеснения, обиды, досады и т.д., приносимые нам другими людьми или обстоятельствами нашей жизни. Людей мы должны прощать, а обстоятельства терпеть. Борьбы с искушениями бояться не нужно, тем более впадать в малодушие. Господь укрепляет нас в этой борьбе, ибо она нам на пользу, и подает такую духовную радость, что перед ней меркнут все земные радости.

    Старцы обращают внимание на то, что искушения не только тяжелы, но и длительны. Их череда может продолжаться долгие годы и десятилетия, а школа борьбы с ними оказаться пожизненной. Преп. Анатолий (Зерцалов) пишет своей подопечной:

    Жалуешься на искушения и думаешь, что не поверю, как тяжко бороться со страстьми. Верю, матушка Н., верю. Хоть тебе уже и 23 года, а искушения все еще не оставляют – конечно, неприятно! А я вот, матушка, в монастыре 23 года и все-таки работаю под игом фараона. Что же – и кричать: караул! Нет, родная, этим ничего не возьмешь… А укорим себя, как умудрился грешник мытарь, который изыде из храма оправдан паче праведного фарисея .

    В молодости человеку часто кажется, что искушения должны быть быстро изжиты, ибо сама их тяжесть воспринимается как свидетельство их ненормальности. И лишь постепенно вырабатывается понимание, что грехи наши серьезны и страсти живучи, и что, немного уступая нашей воле и желанию исправиться, они затем восстают на нас с новой силой. И искушения, это неизбежное и горькое лекарство, которым врачует нас Господь, снова и снова приходят к нам.

    Оттого-то и не следует впадать в уныние, но, сознавая, что причина искушений в нас самих, следует смиряться и укорять себя по примеру мытаря. Терпеливым укорением себя можно куда больше преуспеть в низложении нашего горделивого устроения, нежели бесчисленными жалобами на чужую несправедливость или недостоинство. А Господь, видя таковое наше произволение не к самооправданию и обвинению других, но к покаянию, простит нас и облегчит нам бремя искушений.

    Старцы учат, что без искушений нет спасения, и очень точно показывают то положительное действие, которое искушения производят в человеке. Так, преп. Макарий замечает:

    Не будь искушений, и никто бы не спасся, говорит авва Евагрий, и прочие отцы тоже, и что как не чрез искушение приходим в разум истины, а святой Петр Дамаскин : «смирение есть порождение разума, а разум есть порождение искушений». Итак, не должно бояться искушений и не дерзать на оные&hellip ;.

    В искушениях человек получает возможность правильно понять свою жизнь. Все льстивые предположения о себе и уничижительные о других – рушатся. Полагал ли себя достойным большего успеха, чем другие? И вот, ты достиг самого малого, а другие превзошли тебя. Неустанно требовал что-то от других, не пытаясь разобраться в их ситуации? Теперь от тебя требуют то, что ты считаешь несправедливым, и не только требуют, но и притесняют, и гонят, и злословят. Лелеял в душе мысль о своей особой святости, которая принесет глубокий покой душе? Сейчас же беззащитен от грубого насилия помыслов… В таких обстоятельствах человек воочию видит, сколь он немощен: в своих суждениях, поступках, делах, эмоциях и т.д. Поняв и приняв эту немощность, он и делает важный шаг в «разум истины», начав правдиво оценивать себя как немощного. И за этим шагом делает и второй – признает, что правильная жизнь не может совершаться иначе, как в смирении. Данный переход к мышлению, основанному на смирении, и желание на деле быть смиренным есть «порождение смирения от разума».

    В это время приходит к человеку понимание всей сложности и тяжести его проблем, понимание того, как непросто смириться по-настоящему и жить во смирении. И что такая жизнь требует искусства. И вновь старцы приходят к нам на помощь своим советом.

    Преп. Анатолий (Зерцалов) говорит:

    Нужно только не малодушествовать. Ведь без искушений не проживешь: «кто есть, иже поживет и не узрит смерти» (), т.е. искушения. Искушение дорого тем, что соделывает терпение, терпение – искусство. Не будь искушений, мы и остались бы невеждами глупыми. Будем же обвинять в своих бедах себя, а не других….

    Искушения неизбежно заставляют нас учить терпению, ибо любое нетерпение, раздражение и прочее только усиливают искушения. Терпеливо неся искус, становимся более терпеливы и осторожны во всем: терпеливо относимся к людям, терпеливо понуждаем себя не считать лучше и достойнее других, терпеливо обдумываем и разбираемся в словах и поступках других и своих собственных, терпеливо ищем решения проблем и т.д. Со временем обнаруживается, что, поступая так, мы начинаем лучше понимать жизнь и других людей, и занимаем более выверенную и правильную позицию. Другими словами, мы становимся искуснее. Тогда приходит к нам и утешительный смысл старческого слова о том, что мы должны были пройти через искушения, чтобы не остаться теми «невеждами глупыми», которыми были ранее.

    …Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные .

    Хорошие ученики быстро усваивают уроки и исправляют ошибки. Поэтому если мы в искушениях ставимся духовно более зрелыми, смиренными и искусными, то и искушения переносятся нами несравненно легче. При этом часть их может и вообще миновать нас в будущем. Но если упорствуем в гордости, самомнении и ропщем, то экзамен нами проваливается, и для нашего смирения потребуются уже более тяжелые искушения, чем те, что были.

    8.2. РАЗЪЯСНЕНИЕ ЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ»

    На основе общего понимания роли искушений в нашей жизни, о котором шла речь в предыдущем параграфе, старцы давали разъяснения и многих более частных вопросов по этой теме. Первая группа таких вопросов относится к тому, «для чего конкретно посылаются (попускаются) искушения».

    В подавляющем большинстве случаев старцы акцентируют наше внимание на том, что без искушений невозможно придти к познанию наших немощей, а через это – к смирению. Учитывая, что по учению старцев ищет в человеке, прежде всего смирение, такая позиция вполне понятна. Например, преп. Макарий утверждает:

    …Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прийти в познание своих немощей и в смирение, Аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немощами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возмущающих вас случаях – и следа не было смирения, но все одно оправдание .

    В нашей жизни много происходит такого, что нас возмущает. Особенно это касается мнений, слов и действий людей по отношению к нам в тех или иных ситуациях. А как действуем в ответ мы сами? Старец предлагает нам вникнуть в наши действия, т.е. спокойно разобраться в логике нашей реакции. И мы видим, что поведения наше полностью предсказуемо: во всех случаях стремимся себя оправдать, изыскивая мыслимые и немыслимые аргументы для доказательства нашей правоты или невиновности. А доводы других – оспариваем, стараясь найти в них малейшую зацепку для опровержения или, по крайней мере, сомнения.

    При таком подходе нам приходится сталкиваться с повторяющимися искушениями, которые самой своей регулярностью обратят, наконец, наше внимание, на нашу собственную роль в этих искушениях. И мы увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей самоуверенности и несмирении. И стоит лишь изменить свой подход на смиренный, как мы обнаруживаем, что возможным оказывается то, что до этого мы не могли получить даже прилагая огромные усилия. И это то, о чем напоминают старцы – смиренным подает благодать.

    …Вы праздник светлый встретили благополучно и приятно, мирно и спокойно, – слава Богу! Но после встретились болезни и скорби; этому и должно быть, чтобы мы не превозносились, но получаемые духовные утешения очищались бы огнем искушений, доставляющих нам смирение .

    Духовные утешения, как и дарования, должны быть чистыми. Увы, мы, грешные, имеем такое устроение души, что, приняв чистый дар, оскверняем его своим самолюбованием и превозношением. От этого и утешения перестают быть утешениями, но порождают тягость, и дарования идут не на пользу. Потому и несем по Промыслу Божию утешения и дарования через искушения, которыми смиряемся и сохраняем ниспосланное неповрежденным.

    Преп. Лев говорит об этом так:

    …И просим вас не унывать и удивлятися, что сие попустилось искушение по действу злокозненного врага ко искусу и познанию своих, и дабы мы не мудрствовали не думали нечто о себе, но смиряли бы и себя под крепкую руку Божию, и почастее исповедали бы свои помыслы Матушке… попущению однако благодушествуйте, и Господь не оставит вас&hellip ;.

    Не всегда мы явно склоняемся к превозношению, отдавая порой предпочтение мудрованию, т.е. мысленному и произнесенному многословию. В этом многословии много усложняется наше восприятие происходящего с нами, но не проясняется. И чем больше отвлеченных рассуждений имеем, тем больше незаметно приходим все к тому же самооправданию и превозношению.

    Поэтому старец подсказывает, что не в мудровании заключено решение, но в исповедовании мудреных помыслов, да и отдании себя под крепкую руку Божию. Этим и надлежит преодолевать искушения. А благодушие, это мягкое одеяние души, в котором обессиливается гордость, очень способствует тому, чтобы Господь не оставил нас и помог пройти искушение.

    Вот здесь-то и открывается нам смысл старческого слова, что искушения нам Господь посылает, чтобы не лишились мы заступления. Преп. Макарий объясняет:

    Погода суровая, дождь, ветер и холод, так что и к шубе, и к топливу надо прибегнуть. Но ведь не всегда благотворность воздуха и ясная погода полезны, заводятся в растениях черви и другие насекомые, вредящие благим плодам. Так бывает и в нашем духовном устроении: посещение благодати, мир, тишина и спокойствие от стужения страстей, если продолжительно и постоянно с нами пребывают, – то опасно, что можем прийти в высокоумие и лишиться заступления, и не будем искусны в борении страстей, и удалимся от скорбного пути. А потому искушает нас противными, к познанию нашей немощи, к терпению и смирению .

    Благодать, мир, тишина и спокойствие – отраднейшие переживания души. В них человек отдыхает, набирается сил, наслаждается лучшим, что есть в жизни. Но подобно тому, как безмерно затянувшийся отдых превращает человека в бездельника, а безделье подвигает к необдуманным поступкам, так и душа – если долго и постоянно пребывает в благодатном мире и покое – может стать склонной к особому и высокому мнению о себе.

    В затянувшемся покое слабеет в человеке восприятие собственной греховности, сложности и трагизма мира, в котором мы живем. Через ослабленный контроль собственного сознания все настойчивее и успешнее прорываются горделивые помыслы, и человек начинает с ними соглашаться. Но за это превозношение лишается человек заступления свыше и в разленении, мечтаниях и слабости становится неискусен в борьбе со страстями. А потом и вовсе может уйти со скорбного, но спасительного пути.

    Египетский пишет, что Господь попускает лукавому врагу искушать христиан, чтобы не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно. Во-вторых, чтобы чрез искушения смирялись и не высокоумствовали, чему, без борения и искушения вражеского, люди легко подвергаются. В-третьих, люди чрез искушения делаются более опытными и искусными и более твердыми. А прежде всего попускает Господь искушения, чтобы отделить боголюбивых от миролюбивых, сластолюбивых от воздержных и целомудренных, смиренномудренных от горделивых и самолюбивых, как сказано в Евангелии: «не приидох воврещи мир на землю, но меч» () .

    Искушения нужны, чтобы мы «не предавались нерадению, а старались жить внимательно и осторожно». Нерадение о своей жизни, как и жизни других, проявляется в нас многообразно. Здесь и нерадение о вере, когда не молимся и забываем слово Божие, и нерадение о других, когда нашим непостоянством и легкомыслием вызываем проблемы в чужой жизни, и нерадение о себе, когда не разобравшись в ситуации, принимаем на себя неудобные или неуместные обязательства. Искушения, которые предваряют или следуют за нерадением, отучают нас от него и прививают навык внимательности и осторожности.

    Удары искушений вынуждают нас к борьбе, в которой мы опытно постигаем свою немощь и смиряемся, удаляясь от высокоумия. Без этого же мы легко соскальзываем в особое мнение о себе, которое превращает нас в гордецов. Напротив, держась смирения, мы становимся более опытными, искусными, твердыми.

    Как поясняет в заключение старец, Господь прежде всего попускает искушения, чтобы выявилось «кто есть кто» среди людей. Все мы, конечно, грешные. Но при нашествии искушений одни из нас каются и исправляются, а другие падают еще ниже. Это зависит от сложившегося, порой скрытого от нас устроения души, которое человек имеет. В искушениях человек сам для себя открывает, каков его выбор, что он любит более – Бога или мир, сласти или воздержание, смиренномудрие или страстное желание возвыситься над всеми.

    8.3. ЗА ЧТО НАСТИГАЮТ ИСКУШЕНИЯ»

    По мере понимания «для чего попускаются искушения», мы также начинаем лучше понимать и «за что они настигают нас». Здесь есть связь, превращение первого во второе и соединение первого со вторым. Скажем, искушение послано для предотвращения высокоумия. А человек в этом искушении не исправился, а пал еще ниже – т.е. стал высокоумствовать более, чем был склонен ранее. Тогда следующее искушение уже будет наказанием за высокоумие, и одновременно – средством отвращения человека от страсти.

    …Да не превознесешься, приемля благие утешения от Премилосердого Господа, о коих ты нередко ко мне пишешь, и… что ты благодарила Бога, удостоившего тебя быть в обители и наслаждаться духовным наслаждением, ни с чем не сравняемым. То, видно, хотя и тонко, но возвысилась умом о себе, вот и попустилось тебе такое искушение .

    Страсти могут действовать тонко, замаскированно, прикрываясь поверхностным благочестием. Даже духовное наслаждение и благодарение за него Бога может разогревать самолюбие и от него производить незаметное возвышение умом о себе. Так и получается, что человек считает себя праведным и удостаиваемым Богом духовными дарами, но не видит, как при этом зашевелилась в нем страсть, загрязняющая дары. И вот за впадение в эту страсть попускается искушение.

    Свобода существ разумных всегда испытывалась и доселе испытывается, пока утвердится в добре. Потому что без испытания добро твердо не бывает. Всякий христианин чем-либо да испытывается: один бедностию, другой болезнею, третий разными нехорошими помыслами, четвертый каким-либо бедствием или уничижением, а иной разными недоумениями. И этим испытывается твердость веры, и надежды, и любви Божией, то есть к чему человек более склоняется, к чему более прилепляется, горе ли стремится, или еще пригвожден к земному, чтобы человек-христианин чрез подобные испытания сам видел, в каком он находится положении и расположении, и невольно смирялся. Потому что без смирения все наши дела суетны, как единогласно утверждают и богоносные отцы .

    Свобода разумных существ должна утвердиться в добре, и испытания этому способствуют. Необходимо, чтобы человек был привержен сознательно добру и был готов его защищать и идти на лишения ради него. Без этого добро становится разменной монетой, оно принимается лишь тогда, когда выгодно, или не мешает комфортному и безопасному существованию. В других же случаях оно оставляется.

    Каждому из нас суждено пройти испытания, и в испытаниях мы имеем свободу выбора. То, что мы будем думать, говорить и делать охарактеризует наш выбор. И эта характеристика будет довольно объективной. Т.е. мы сами увидим, что начинает преобладать в нашей жизни: слабеет ли наша вера, теряем ли мы устремленность к горнему, растворяемся ли полностью в мире материального, начинаем ли считать его самодостаточным. Или, наоборот, смиряемся, видя наши несовершенства, и принимаем трудности узкого пути, и через это все же укрепляемся в вере, утверждаемся в истине. Тогда получаем закалку, которая нам необходима. Она нам необходима для того, чтобы успешно противостоять соблазнам, которые постоянно преследуют нас.

    Преп. Амвросий замечает:

    …При полном здоровье, особенно молодым, какая и какая пустошь не приходит в голову. Враг, чтобы выманить их из монастыря, обещает им почти все царство земное, и всякие блага, и всякие удовольствия, и то, чего и написать неудобно. А на самом деле, если послушают, награждает противным. Святитель Дмитрий Ростовский пишет, что мир обещает злато, а дарует блато .

    Какими бы обещаниями не соблазнял нас враг, славою, деньгами ли, или чем-либо еще, надо всегда помнить о том, что основой жизни является вера в Бога и исполнение Его заповедей. Остальное все приложится каждому в той мере, в какой это ему необходимо и полезно. И именно этот правильный взгляд на жизнь и вырабатывается в человеке, когда он испытывается в искушениях.

    8.5. КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ИСКУШЕНИЯХ»

    Наконец, как вести себя в искушениях? Оптинские старцы и здесь дают ряд советов, позволяющих нам не быть беспомощными. Прежде всего, нужно принимать, что искушения служат нашему спасению. Это хорошо защищает от уныния и недовольства.

    Преп. Макарий наставляет:

    …Вперед, что бы ни случилось противное к твоему искусу, надобно принимать, что это послужит к твоему спасению, чрез искушения мы приходим в разум истинный, а от разума к смирению, которое всего нужнее нам ко спасению&hellip ;.

    Вот это ясное понимание, что через искушения мы должны поумнеть и смириться, и что это нужнее всего для нашего спасения и меняет негативное восприятие искушений на позитивное. Другими словами, фокусироваться надо не на том, что искушение неприятно, а на том, что мы подталкиваемся им к лучшему устроению нашей души. Как следствие, и к лучшей жизни, в которой сильнее выражена ориентация на спасение.

    Отсюда следует вывод, что мы не должны желать пребывания в неизменном состоянии. Такое желание противоречит задаче спасения. Преп. Амвросий говорит:

    …Желающие спастись всегда должны содержать в памяти слова преп. Петра Дамаскина , что спасение совершается между страхом и надеждою. А желание видеть свое спасение ясно как на ладони, – желание и мнение ошибочное. Ежели в видимой природе постоянная бывает перемена: то тихо, то ветрено и бурно, то ясная погода, то дождливое время, а иногда неожиданный мороз или град и подобное тому, – то кольми паче в духовной жизни бывают прилоги и неожиданные изменения. Преподобный Исаак Сирин пишет, что любовь христианина к Богу на всякий час испытывается переменами, приятными и неприятными, отрадными и скорбными. А желать всегда пребывать в неизменном состоянии есть путь волков, т.е. мысленных, которые таковых благовидными предлогами и доводят до погибели, от чего да избавит нас Всеблагий Господь .

    Кажется, что плохого в желании постоянного покоя и свободы от искушений? Но старец указывает, что это желание есть соблазн, которому человека подвергают враги его спасения. Если бы любовь христианина к Богу не испытывалась бы переменами, душа его бы ослабела, стала бы слишком изнеженной и неспособной к смирению. В такой слабой душе врагу легко творить его волю: взращивать пороки, распалять страсти, вести к греху.

    Поэтому стремление к неизменности – это путь «мысленных волков», т.е. бесов, которым выгодно изолировать человека от естественного течения его жизни. Течения, в котором у него есть и радость, и горе, и в котором его душа постоянно испытывается и всем ее опытом приводится к лучшему состоянию.

    Но чтобы это произошло, в искушениях надо видеть силу страстей и учиться их преодолевать. Преп. Макарий замечает:

    Слава Богу, что искушение между вами упразднилось и прошло, а вы должны иметь себе на замечании, как в вас сила страстей, действием или подущением врага, противится воле Божией и стирает вашу душевную выю <шею>, отгоняет мир и кому делает подобными? насадил в нас любовь, а от нее многовожделенный мир, а враг, напротив, вселяет вражду и смущение за самые пустяки: «не так сказала слово! не так взглянула!» – и самый тон и звук слов на весу и на мере. Это я обеим вам пишу и прежде много писал, и где любовь и смирение и самоукорение, там бы не было сего .

    В искушениях оттого и трудно, что противостоять приходится не игрушечному, а реальному противнику, который делает все, чтобы страсти поработили нас. И мы порой не видим, как сила страстей противостоит воле Божией и как она подавляет нашу собственную волю следовать заповедям. В развернувшихся страстях царствует гордость, и она находит самые мельчайшие поводы, чтобы враждовать на людей: не только слово и взгляд, но даже тон и звук слов придирчиво измеряются, чтобы найти эти поводы к вражде.

    «Любовь и смирение и самоукорение» – вот чем надо защищаться от вражды. Эти добродетели и побеждают страсти, хотя победа не дается легко. Поэтому мы должны терпеть и помнить, что в искушении всем тяжело. Преп. Анатолий (Зерцалов):

    Кому легко бремя искушения? На что велик пред Богом святой Исаак Сирин , и тот говорит: «Кому не тяжко оно, время, в неже напояется человек ядом искушений?..» Потому и ты: попищи, попищи, да и помолчи! Пройдет! Ей, пройдет и не воспомянется! А плод этих болезней возрастет, созреет, разукрасится. И как же сладок будет он! Как же благовонен! Как заблестит всеми цветами радуги, всеми красотам драгоценных камней! Каждая капля пота, каждый вздох тысящекратно вознаградится щедрым Подвигоположником нашим Иисусом. Потерпи Господа, мужайся. Да крепится сердце твое! Спасайся&hellip ;.

    Нести бремя искушений тяжело. Но это уготовано нам всем и нет какой-то несправедливости в том, что сейчас именно этот человек несет это бремя. В свое время оно возлагается на каждого. Искушения не вечны, они преходящи – уйдут и забудутся. Но выросшая и повзрослевшая на них душа останется. И в ее чистоте, сиянии ее добродетелей будет ответ на вопрос: почему так тяжело в искушениях? Потому что так прекрасен плод, который в них выращивается, и без наших труда и пота и крови его не вырастить. Надо, как говорит старец, «потерпеть Господа» – т.е. терпеть и утешаться мыслью, что за искушениями стоит крепкая рука Бога, направляющая нас к очень высокой цели. Цель эта – чтобы мы стали достойные Ему.

    В искушениях также нужно противостоять огорчениям, не позволять себе скатиться через многомыслие к самоистязанию. Преп. Антоний учит:

    …Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. если плюнешь – потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия, например: «сердце мое под тяжелым крестом; истинно горькая жизнь монашеская: все сердце изорвалось»&hellip ; .

    Первый контакт с огорчением, даже сильным, не производит в душе пожара. Если мы тут же прибегнем к благодушию, то огорчение станет искрой, так и не превратившейся в пожар. Так и надо поступать в искушениях. В правильности такого поведения мы обязательно убедимся впоследствии, когда обнаружим, что наше доброе устроение не сгорело дотла в страстях, воспламененных многомыслием.

    А многомыслие, как объясняет старец, раздувает искру огорчения и превращает ее в пламень. Т.е. человек начинает размышлять над огорчением, жалеть себя – и пожар обиды, горечи, недоумения и гнева разгорается. Да так, что ничего доброго в человеке не остается.

    Этого правила «нераздувания искры» следует придерживаться и в отношениях с враждующими на нас, каковые обычно появляются в искушениях. Преп. Лев учит:

    …Скажите ей, что во искушении ее требуется терпение и сознание своих немощей, признание своих грехов и самоукорение, но что призрит и умиротворит враждующих на нее. А ежели будет обходиться с прекословием, вздором и злопомнением, то более воздвигнет на себя гонения и скорби .

    Когда мы проявляем в искушении терпение, сознание своих немощей, признаем собственные грехи и укоряем себя, нам кажется что этим-то и держится под контролем и успокаивается ситуация. На самом деле таким поведением мы вызываем внимание к Бога к себе и, поскольку это то, что Он от нас и ждет, умиротворяет враждующих на нас. Это лучший способ преодолевать искушения.

    Но мы не сразу осваиваем такой подход. Сначала стараемся активно противостоять «обидчикам», прекословим им, говорим сгоряча вздор, обвиняем их во зле. Увы, это Богу не угодно, и потому Он за это воздвигает на нас еще большие гонения и скорби. Мы же с горечью видим, как ситуация стала еще тяжелее и безысходней, и начинаем учиться сдерживаться.

    Более того. В искушениях мы должны не только терпеть и сдерживаться, но и радоваться. Преп. Амвросий учит об этом так:

    …А я слышу, что ты настолько предалась и предаешься безмерной печали, что несколько уже дней совсем не употребляешь пищи, так что и желудок твой начал ссыхаться. Это неблагоразумно и несогласной с волею Божиею предаваться такой вышемерной печали, когда имеем апостольскую заповедь «радоваться в различных искушениях» (Ср.: ), как пишет святой Иаков, брат Божий. То же самое сказано и у апостола Павла: «всегда радуйтесь, непрестанно молитеся, о всем благодарите» (). Сия бо есть воля Божия. И нам следует придерживаться воли Божией, а противное отвергать и не предаваться оному. Ангел покаяния святому Ерму говорил, что печаль оскорбляет Духа Святаго и неприлична рабам Божиим, то есть печаль неуместная или вышемерная. А ты уже пресытилась печалию, пора и отложить оную и взяться за благонадежие. И простой опыт свидетельствует, что после сильной бури в море бывает велия тишина. Будем мы надеяться и ожидать подобного .

    Печаль от искушений может легко стать «вышемерной», т.е. больше того огорчения, которое естественно для данного случая. Тогда мы начинаем делать вещи, которые неразумны и идут во вред нам. Это противно воле Божией, противно апостольской заповеди, в которой нам предписывается поступать ровно наоборот: не печалиться, тем более вышемерно, а радоваться в искушениях.

    Чему же тут радоваться? Тому, что искушения попустил к нашей же пользе, в чем через некоторое время убедимся сами. Тому, что искушения не бесконечны, придет и покой, в котором забудутся все наши скорби. Тому, что через искушения мы становимся лучше, а значит они в наших интересах.

    А также тому, что познаем, что смирение, которое вырабатывается в нас искушениями, отбрасывает и сами искушения. Преп. Анатолий (Зерцалов) утешает:

    …Эти годы – это искушение есть одно из звеньев цепи искушений, тебя преследующих. А только переменяются эти звенья. Все же они имеют один корень: «Я, мол (т.е. Н.), уж очень умна и знаю дело». Следовательно, если смиришься и сознаешь свою немощь – все твои искушения всею цепью отлетят от тебя .

    Искушения в нашей жизни сменяются, не меняется лишь регулярность, с которой они настигают нас. Это говорит о том, что нам, к сожалению, нужен не один, а много уроков для того, чтобы понять, что от нас требуется. Мы ходим вокруг да около, ищем некие частные причины искушений. В то время как их корень – наша самоуверенность в том, что мы умные и все знаем, тщательно закрывается от нас нашим самолюбием и нашей гордостью.

    Но стоит смириться и осознать свою немощь, так тут же и увидим, сколько неправого от нас исходит в жизни. И что искушения только лекарство, нужное нам для исправления. Так исправимся, и вся цепь искушений отлетит от нас.


    Мало кто знает, что невезение - объект, который очень интересует современных психологов. Помимо таких модных тем, как визуализация, синдром СДВГ (дефицит внимания и гиперактивности) или «депрессия успешного человека», специалисты начинают выделять проблему хронической полосы неудач.

    Невезение в жизни психологи смогли конкретизировать по таким симптомам хронического неудачника:

    • Разочарование в окружающем мире и себе . В жизни любого человека случаются такие моменты, когда он начинает чувствовать безысходность и потерю веры в собственные силы. Многие успешно минуют этот период, но типичные неудачники самозабвенно продолжают терзать себя. Причина подобного явления может крыться в том, что такой типаж людей не оценивает здраво свои возможности, ставя перед собой недостижимые цели.
    • Агрессивность к другим людям . Разочарованный во всем неудачник не может выпустить эмоциональный пар в процессе достижения заветной цели. Следовательно, в нем накапливается энергия, которая часто выплескивается в виде нападок, придирок, грубости по отношению к близким или коллегам. Люди с большим жизненным опытом абстрагируют обычного хама от человека с запущенным механизмом неудачи.
    • Неуверенность в своих силах . Причину подобного явления чаще всего стоит искать в раннем детстве, когда закладывается характер ребенка. В период взросления (при установке жизненной позиции) также может произойти эмоциональный сбой, который приведет к неуверенности в себе. Автоматически люди такого типа пополняют ряды хронических неудачников.
    • Симптом «один среди толпы» . Невезение часто настигает именно одиноких людей, потому что получается своеобразный замкнутый круг. Обыватели, которые ограждают себя от общения с окружающим миром, или не уверены в себе, или создают защитный барьер вокруг своей жизни. После этого они страдают от одиночества и попадают в разряд неудачников, потому что лишены поддержки близких и друзей.
    • Обида на весь мир . Любой человек с хроническим невезением будет искать причины напастей не в себе, а в других. Гораздо комфортнее утешить себя, что во всех происходящих неудачах виноват суровый рок, завистливый коллега и подозрительно счастливый сосед с «дурным глазом».
    • Чувство опустошенности . Человек, привыкший к неблагосклонности фортуны, перестает замечать простые радости жизни. У него начинает пропадать желание пробовать что-то новое и необычное, потому что, по мнению хронического неудачника, все это однозначно приведет к краху. Итог - опустошение, которое может перейти или в апатию, или в агрессию.

    Обратите внимание! Все описанные симптомы могут присутствовать в жизни даже успешного и самодостаточного человека. Психологи уточняют, что это касается только затяжных проявлений, которые запускают механизм неудачи.

    Основные причины возникновения невезения в жизни


    Прежде чем разобраться с методами борьбы с невезением, следует четко обозначить истоки появления данного жизненного фиаско. К таким провокаторам неудачи можно отнести следующие параметры:
    1. Незнание азов психологии . Никто не утверждает, что простой обыватель должен обладать глубинными сведениями о причинно-следственных связях. Однако многие взрослые продолжают жить с психологические травмами, корни которых уходят в раннее детство. Не пытаясь переосмыслить свою жизненную позицию, люди попадают в разряд неудачников.
    2. Элементарная лень . Если душевный порыв, жажда познания - это стимуляторы успеха, то праздное прозябание вводит человека в апатию. Следовательно, ленивый субъект не сможет добиться ощутимых результатов в жизни. В лучшем случае его все будет устраивать, в худшем - он подтвердит себе диагноз «хроническое невезение».
    3. Неспособность замечать прекрасное . Люди удачливые умеют радоваться мелочам. Ведь успех - это не только приобретение жизненных благ, но и гармония с самим собой. Те, кто в состоянии оценить отличную погоду, приятную беседу или просто чашечку кофе, никогда не станут представителями клуба неудачников.
    4. Недостаточно сформировавшееся логическое мышление . Причины невезения могут крыться в неправильно заложенной схеме по следующему принципу: планирование действий - анализ манипуляций - корректировка решений - выводы по случившемуся. При неумении следовать озвученной цепочке у человека в жизни начинается закономерная полоса неудач.
    5. Комплекс ангела . Мало кто знает, что часто невезение - результат излишней застенчивости и нерешительности. Боясь кого-то лишний раз побеспокоить или задать вопрос, человек автоматически лишает себя права голоса при принятии решения. Когда проблема начнет разрастаться, словно снежный ком, можно наблюдать рождение нового неудачника.
    6. Жизнь под копирку или по принципу черновика . Реал - это жестокая вещь, которая не дает право даже сильнейшим имитировать или действовать методом проб при планировании своего быта. В итоге человек живет не своей жизнью (по типу кальки) или надеется переписать свою историю набело. Очень часто неудачников по этой причине можно встретить среди людей, копирующих как внешне, так и поведением звезд. Они полностью вживаются в образ, но народу две звезды или просто подделка не нужны.
    7. Сбой в работе организма . Наше тело - это не мусорный контейнер, который можно заполнять всяким хламом. Очень многое в нашей жизни, как это ни банально звучит, зависит от здоровья. Не будет его - не будет сил бороться, творить и совершенствовать этот мир. Следовательно, при хронических болезнях пропадает главный стимул человека и начинается депрессия. Далее идет цепная реакция, которая приведет к нежелательному пункту - невезению.
    8. Склонность к жизни инкогнито . Никто не утверждает, что нужно жить напоказ и демонстративно рекламировать свои возможности. Однако золотая середина между откровенной публичностью и тайной жизнью за семью замками никогда не помешает человеку, который стремится к успеху. Излишняя скрытность часто мешает осуществить намеченные планы, что может привести к серии неудач и промахов.
    9. Отсутствие интуиции . Как ни странно это звучит, но данный аспект очень влияет на жизнь человека. Внутренний голос - это такое абстрактное понятие, которое не может объяснить современная наука. Однако именно он часто позволяет избежать опасных моментов в жизни. В случае отсутствия у человека этого мощного способа самозащиты возникает ряд неурядиц, которые могут привести к хроническому невезению.
    10. Неправильная оценка полученного опыта . Иногда возникают ситуации, при которых сложно вести себя рассудительно и размеренно. При потере интересной и высокооплачиваемой работы нытики сразу начинают искать крайнего в причине возникшей ситуации. Они готовы винить руководство учреждения, все Министерства и самого Господа Бога. Слабохарактерным людям таким образом легче пережить неудачу и свалить вину на других. Итог - цикличное невезение и пожизненный статус неудачника.
    Описанные причины - в основном отговорка людей, которые боятся ответственности за свои поступки. В этом случае нужно не впадать в депрессию, а искать способы, как избавиться от невезения.

    Методы борьбы с невезением в жизни

    В целом, это патологическое явление необходимо искоренять. В этом случае можно воспользоваться советами психологов или обратиться к народным средствам. Опыт предков всегда подскажет, что делать с невезением в жизни, а рекомендации специалистов направят действия человека в нужное русло.

    Психология преодоления черной полосы неудач


    Психология - наука, которая не любит точных определений, всегда оставляет шанс рассмотреть любую ситуация с двух сторон. Некоторые считают выводы специалистов в этой области несерьезными и парадоксальными, что не соответствует истине.

    Исследования психологов относительно невезения предоставили хроническим неудачникам следующие рекомендации по борьбе с напастью:

    • Тренировка силы воли . Легче всего оставить проблему нерешенной и продолжать сетовать на злой рок, который преследует такого замечательного человека. Однако если неудачник позиционирует себя именно достойным членом общества, то необходимо взять себя в руки и наладить свою жизнь. Психологи советуют начать терапию с раздражающих факторов, которые могут заключаться в агрессивном сигнале на телефоне или отказе от приятных до этого вещей.
    • Составление распорядка дня . Некоторые посчитают такие действия ребячеством, но практика показывает эффективность подобного метода. Для начала необходимо составить график хотя бы на семь дней с распределением важных дел по часам. Не стоит ущемлять себя отказом от занятий спортом, прогулок или просмотра кинофильмов. Главное - строго придерживаться схемы распланированного дня для тренировки силы воли.
    • Работа над достижением цели . В этом случае психологи советуют взять лист бумаги и предельно четко охарактеризовать желаемый объект. Затем необходимо трезво оценить шансы на успех предполагаемого предприятия. Если существует реальная возможность достигнуть цели, то нужно составить четкий план дальнейших действий на ближайшее время.
    • Аутотренинг с элементами самовнушения . Самооценка всегда влияет на человека и его жизненную позицию. Неудачник никогда не сможет найти ответ на вопрос, как бороться с невезением, если он не верит в свои силы. Завышенное мнение о себе - также не выход из положения, потому что полоса неудач может привести такого человека к глубокой депрессии.
    • Сужение круга знакомых . Как ни банально это звучит, но иногда лучший друг снижает самооценку неудачнику. Начало борьбы с полосой невезения должно включать в себя знакомство и общение с людьми оптимистичного склада характера. Все это поможет поднять боевой дух человека, которого постигла напасть.
    Описанные методы по борьбе с невезением рекомендуется внедрять в комплексе для достижения наибольшего эффекта. В случае неудачи можно обратиться за консультацией к психотерапевту, который поможет справиться с возникшей проблемой.

    Народная мудрость против невезения в жизни


    В данном случае следует отметить, что в заговор и порчу, которым обычно и приписывают полосу неудач, верит далеко не каждый человек. Скептики однозначно и едко высмеивают подобные понятия, считая их происками шарлатанов. Однако практика показывает, что народ плохого не посоветует.
    1. Манипуляции с солью . Данный продукт издревле считался культовой вещью, потому что именно он, по мнению наших предков, способен был изгнать злых духов. В случае невезения мудрецы советовали бросать соль через левое плечо с просьбой Всевышнего избавить от неудач. Только при этом нужно помнить, что соль через правое плечо - это прямой вызов к новым неприятностям. Подоконник и углы дома также необходимо посыпать солью, чтобы в дом не смогла зайти беда или человек с «дурным глазом».
    2. Молитва против неудач . В этом случае народная мудрость гласит, что следует обращаться к своему ангелу-хранителю. Перед священным ритуалом необходимо освятить дом и посетить церковь для очищения помыслов. Затем нужно подкурить ладан и прочитать молитву. Текст самого прошения может быть произвольным, потому что воззвание от сердца - лучшее оружие против невезения.
    3. Вязание оберега . Для подобного ритуала понадобятся нитки из семи цветов. Каждая из них будет символизировать подачу определенной энергетики неудачнику. В данном случае красный цвет позволит нейтрализовать тайных недоброжелателей, которые пытаются навредить страдающему. Оранжевая нитка спасет от такого пагубного влияния извне, как человеческая зависть. Побороть порчу позволит желтый цвет, а зеленый убережет от лживых людей. Голубая нить способна открыть неудачнику «третий глаз» для улучшения интуиции, которая так необходима любому человеку. Синий оттенок позволит стать блистательным собеседником, а фиолетовый даст гарантию оберега от несчастных случаев. Следующий шаг - просьба к близкому человеку завязать эти нити в семь узлов на левом запястье неудачника.
    Как избавиться от невезения в жизни - смотрите на видео:


    Невезение в жизни - явление временное, если забыть такие фразы, как «я надеюсь», «я не могу» или «возможно, но не сейчас». Человек сам хозяин своей судьбы, а не факторы, которые мешают ему быть успешным и счастливым. Действуй, наблюдай, делай выводы, побеждай - лозунг людей, которых любит фортуна.

    Россия История Культура Анекдоты Истории из жизни Игры Главная » »

    Как с этим справиться? Есть несколько способов перенести неудачу и, самое главное, чему-то научиться.

    • Отстранитесь на некоторое время. Чувствовать, что вы впали в уныние, - нормально. Полное игнорирование произошедшего не принесёт пользы, поэтому выделите некоторое количество времени и позвольте себе проваляться столько, сколько захотите. Найдите время, чтобы хорошенько прочувствовать злость, грусть и разочарование, чтобы затем отпустить их. Если случилось что-то незначительное, то всё, что вам может быть нужно - прогуляться или выплакаться в подушку. Для чего-то большего дайте себе 24 часа, чтобы отпустить всё и начать следующий день как с чистого листа. Если вам нужно больше времени, чем один день - это нормально, но убедитесь, что это количество времени установлено вами, и вы его придерживаетесь.
    • Поговорите о случившемся. Скажите кому-то, кого вы знаете, что вы чувствуете. Хорошо известно, что простой разговор о чём-то заставит вас чувствовать себя лучше. Избавьтесь от груза и выговоритесь. Скорее всего, тот, с кем вы говорите, попытается заставить вас чувствовать себя лучше, но даже если он этого не сделает, вы выпустите эту информацию за пределы вашего мозга.
    • Не дайте неудаче стать частью вашей личности. Неудача - это то, что произошло с вами, а не то, что вы есть. Сьюзан Тарданико из журнала «Forbes» объясняет, что просто потому что вы не нашли успешный способ сделать что-то, не означает, что вы неудачник. Будьте внимательны, не размойте границу между ошибкой и тем, кто совершил ошибку. Нас характеризуют наши действия, но не ошибки. В конце концов, вас характеризуют действия, которые вы предприняли, чтобы перенести неудачу и достичь успеха.

    Неудача может оставить открытую рану, и игнорировать её неразумно. Без признания ошибки рана будет болеть, и уйдёт больше времени, чтобы её залечить, но возможны и осложнения.

    Даже на секунду не думайте, что вы - единственный человек на земле, терпящий неудачу. Мы часто смотрим на успех других и думаем, что у них есть всё, в то время как реальность такова, что они сталкиваются с неудачами так же часто, как и остальные. Некоторые из них просто лучше это прячут, но неудачи универсальны. Прежде чем начать бить себя за промах, взгляните на мир, и вы увидите, насколько часто у всех случаются неудачи.

    На каких успешных людей вы хотели бы быть похожим? Взгляните на неудачи, с которыми они столкнулись на работе и в жизни. Прочитайте биографии, дневники, послушайте речи. Успешные люди говорят о неудачах так же часто, как и об успехе, потому что они понимают, как важно принимать их. Даже величайшие люди в нашем времени падали, и падали очень низко.

    У ваших друзей и родных тоже бывали неудачи. Подумайте о неудачах, с которыми они столкнулись, и помните, что вы не одиноки. Это не повод для смеха, а способ показать себе, что в неудаче нет ничего страшного. Ведь все мы люди.

    4. Измените своё определение неудачи

    Мы уже упоминали, что неудачи - это хорошо? Это может быть трудно понять, но изменение определения неудачи поможет вам справиться. Неудача - это обучение и взращивание возможности, необходимой для будущего развития.

    Роберт Спэдингер составил список утверждений, которые помогут вам дать своё определение неудачи:

    1. неудача - неотъемлемая часть на пути к успеху и самореализации;
    2. каждый раз, когда вы выходите из зоны комфорта и пробуете сто-то новое, неудача неизбежна;
    3. каждая неудача приближает вас к цели на один шаг;
    4. неудача - великий учитель, она даёт вам самые ценные уроки в жизни;
    5. каждая неудача делает вас сильнее и лучше;
    6. ошибки не имеют большого значения, пока вы учитесь на них и не повторяете их;
    7. неудача учит вас, что определённый подход не может быть идеальным для конкретной ситуации и что есть и другие, лучшие подходы;
    8. успешные люди никогда не посмеются над вами и не осудят вас, потому что сами были на вашем месте и благодаря неудачам получили много ценных уроков;
    9. независимо от того, как часто вы терпите неудачи, вы не неудачник, пока не сдаётесь;
    10. каждый раз, когда вы терпите неудачу, ваш страх неудачи уменьшается, что позволяет справляться с ещё большими проблемами.

    Каждая ошибка учит вас чему-нибудь, и после того как вы прошли через эмоции, важно посмотреть на свои ошибки с новой точки зрения. Подумайте, что вы сделали и что пошло не так, и посмотрите, что ещё вы сделали и что пошло правильно, и что вы можете сделать лучше в следующий раз.

    5. Начните новый проект, чтобы занять свой ум

    После периода скорби, попробуйте ещё раз или начните что-то новое. Заполните свою голову мыслями о новой задаче, чтобы в ней не осталось места для негатива. Не следует полностью заглушать свои ошибки - так вы ничему не научитесь - но и стопориться на них вам тоже не нужно.


    Начните новый проект и сконцентрируйтесь на нём. Режиссёр Хаяо Миядзаки предлагает держать наготове какие-нибудь идеи, чтобы вы всегда могли продолжать работать над ними. Ничто не занимает ваши мысли так, как тяжёлая работа. Если вам нужно на какое-то время отвлечься от работы, найдите хобби. Оно обязательно должно вам нравиться, и вы должны быть в нём хороши, чтобы двигаться дальше. Главное - переключить своё внимание и дать себе время запомнить, что неудача - это не конец света.

    Лучшее в неудаче то, что у вас всегда есть второй шанс. Энджел Чернофф из «Marc and Angel Hack Life» отмечает, что ошибки - это просто форма практики:

    «Каждый великий художник сначала был любителем. Чем раньше вы освоитесь в практике и совершении ошибок, тем быстрее вы получите навыки и знания, необходимые для достижения мастерства в вашем деле. Вы никогда не будете на 100% уверены, что всё получится, но вы можете быть уверены на 100%, что если ничего не делать, не выйдет ничего. Так что пробуйте ещё раз. Либо вы добьётесь успеха, либо получите жизненный урок. Вы выиграете в любом случае».

    Терпеть в чём-то неудачу снова и снова - абсолютно нормально, но как только вы сдаётесь - это провал.

    Помните: неудачи неизбежны, но они не определяют вас. Они приносят вам пользу, как и готовность к ним. Сделайте неудачу инструментом, первой ступенькой на вашем пути. Нет ничего страшного, если вы почувствуете себя проигравшим, когда это произойдёт, но проиграть битву - не значит проиграть войну.

    Никто не любит терпеть поражение, переживать полосу неудач, но никто не любит и ходить к зубному врачу. Могут ли неудачи быть также полезны для успеха в жизни, как посещение стоматолога для здоровья? Брюс Гриерсон считает, что да, однозначно. В статье «Переживая непогоду» он приводит яркие примеры и аргументы в пользу этой теории. Ниже приведен конспект-перевод этой статьи.

    Поэт, сделавший карьеру на неудаче

    Статья начинается парадоксальной историей успеха Филиппа Шульца . Он родился в бедной семье, его отец был алкоголиком. Он научился читать лишь к 11 годам, потому что страдал дислексией. В школе он учился в «классе для дураков», да и там был изгоем. Когда на вопрос, кем он хочет стать, он ответил «Писателем», учительница расхохоталась ему в лицо. В общем, классический неудачник.

    «Все, что писателю требуется, - это понимание себя и своих чувств, умение выделить истинные чувства и смелость открыть их читателю. А это может сделать любой, даже дислексик. И поэтому Шульц настойчиво шел вперед к карьере, которая казалась всем абсолютно для него неуместной, к карьере поэта.

    В какой-то момент Шульц осознал, что все, о чем он пишет, сводится к неудаче, провалу, поражению. Неудача – это та глина, из которой он лепит свои произведения. И это понимание пронзило его стихи особой энергией. Он объединил вновь написанные стихи в сборник под названием «Неудача» с согнутым гвоздем на обложке. Этот сборник в 2007 году получил Пулитцеровскую премию, самую престижную литературную премию в мире».

    Кого берут работать на Уолл Стрит?

    «Все более популярной становится теория, полностью переоценивающая роль неудачи, провала. Некоторые психологи, например, Джонатан Хейдт , утверждают, что превратности судьбы, неудачи и даже травмы необходимы людям, чтобы стать счастливыми, успешными и самореализоваться».

    «Джоан Роулинг , рассказывая в Оксфорде о своей жизни, описала классическую черную полосу: развод, осуждение родителей, бедность на грани бездомности. Все это вернуло ее к давней мечте - писать книги. Она взялась реализовывать свою мечту потому, что ей нечего было больше терять. «Неудачи отшелушили все неважное, - рассказывала Роулинг, - и я узнала о себе то, что не смогла бы узнать никаким иным образом»».

    «Стив Джобс считает, что три самых крупных неудачи в его жизни - исключение из колледжа, увольнение из созданной им компании и диагноз рака - оказались для него порталами в лучшую жизнь. Каждая из них заставляла его сделать шаг назад и посмотреть на свою жизнь как бы издалека, увидеть долгосрочную перспективу своей жизни. Разными словами эту же мысль высказывали и Уолт Дисней , и Генри Форд , и Уинстон Черчилль и Томас Эдисон ».

    «Периодические неудачи в жизни - это очень важная информация, - пишет Хейдт, - когда читаешь биографии великих людей, замечаешь, что практически у всех у них были в жизни серьезные неудачи. Поэтому меня так беспокоит Обама - у него не было особо заметных черных полос в жизни. Вряд ли из него получится сильный президент»».

    «Некоторые бизнесмены в Силиконовой Долине и на Уолл Стрит давно заметили эту особенность человеческой психики и предпочитают нанимать на работу бывших спортсменов. И не потому, что известные личности привлекают клиентов. Спортсмены умеют преодолевать поражения. «Нам нужны были люди, которые умеют показывать результаты и не привязываться эмоционально к неудачам», - сказал в интервью один нефтяной трейдер, объясняя, почему у него на бирже работает так много бывших жокеев».

    Авиастроитель, добившийся успеха за счет крушения своих самолетов

    Пол МакКрири , знаменитый авиаинженер, понимал практическую ценность неудач и сознательно построил на этом свой успех. Он участвовал в конкурсе на получение премии Кремера за создание первого воздушного судна, приводимого в действие только человеческими мускулами. Он создал машину, главным конкурентным преимуществом которой было безопасное падение, чтобы пилоты могли делать попытки вновь и вновь. И он получил эту премию.


    На фото - мускулолет Мак Крири.

    Как неудача работает на успех?

    «Неудача имеет последствия для нашего развития как целостной личности. Она может инициировать переход от поиска краткосрочного счастья к долгосрочному счастью. Предположим, вы стали банкротом. Сильный удар нанесен в область «работа и благополучие». Но у иммунной системы нашей психики есть стратегия на случай такого поражения. По словам Роберта Эммонса , наша жизнь имеет четыре базовых измерения: достижения, общность, духовность и наследие. Когда одно из четырех измерений нас подводит - например, достижения - три остальных становятся сильнее».

    «И поэтому некогда одинокий волк, пуленепробиваемый и пробивной, как шар для боулинга, вынужден выкинуть старую жизнь за борт и начать строить новые отношения с жизнью. Им овладевает концепция «высшей цели». И, что удивительно, он начинает воспринимать новую жизнь, как шаг вперед. И неудача, таким образом, приводит к счастью. Хейдт пишет: «Лондон и Чикаго воспользовались возможностью, предоставленной им огромными пожарами, превратиться в более великие и удобные города. Люди тоже иногда используют подобные возможности, замечательно перестраивая те части своих жизней, от которых они бы никогда не отказались добровольно»».

    9 способов легче пережить неудачу

    1. Не принимайте близко к сердцу . Легче всего всплывают обратно наверх те, у кого есть чувство юмора. Важно почувствовать, когда вы начинаете слишком серьезно к себе относиться. «Страх неудачи может парализовать нас и повредить нам, - считает личный коуч Стивен Берглас . - Когда мои клиенты говорят «Я умру, если не выиграю Олимпиаду», я спрашиваю «Правда? Прямо на корте или позже от стыда?». И тогда клиент понимает, что речь не идет о реальной смерти».

    2. Присоединяйтесь, господа, присоединяйтесь. Существует огромное количество сайтов и клубов, объединяющих людей, потерпевших ту или иную неудачу. Не держите все в себе. Поговорите с товарищами по несчастью.

    3. Чувствуйте вину, а не стыд. Ричард Роббинс отмечает, что разница между виной и стыдом заключается в том, какую причину мы считаем виновницей нашей неудачи. Причина вины ― что-то, что я сделал. Причина стыда ― то, какой я есть. В последнем случае вы ожидаете неудачи и в будущем и не будете предпринимать усилий, чтобы их избежать.

    4. Культивируйте в себе оптимизм. Гамлет говорил, что нет ничего хорошего или плохого, их делает такими то, что мы думаем.

    5. Не спрашивайте, что страна может сделать для вас , ― спросите, что вы можете сделать для своей страны, сказал Джон Кеннеди . Менеджер по продажам радиостанции в Потрлэнде Маргарет Эванс неожиданно потеряла работу. Пока она размещала резюме для поиска новой работы, ей вдруг пришло в голову, что это ― шанс, которого она ждала всю жизнь. Она всегда мечтала сделать что-то полезное для других, пожить неприхотливой жизнью. Она записалась волонтером для работы в детских домах Белиза. «Это оказалось самым ярким событием моей жизни», - рассказывает Эванс.

    6. Снизьте требования к себе . Гилберт Брим начинает книгу «Амбиции» историей своего отца, который жил в сельской местности. Когда он был молод, он поддерживал в идеальном состоянии целый лес, примыкавший к его дому. Но по мере того, как он старел, он сокращал зону ответственности. В конце концов, у него остались лишь цветочные горшки на подоконнике, но его цветы всегда были в идеальном состоянии. Таким образом, вместо того, чтобы терпеть неудачу в той области, в которой вы когда-то были мастером, вы продолжаете иметь успех, но на меньшей площадке.

    7. Ведите дневник . Джейми Пеннебейкер , психолог техасского университета, изучал инженеров средних лет, потерявших работу. Те из них, кто делился своими печалями с дневником, быстрее находили новую работу. И дело не в том, что они выпускали пар или мотивировали себя активнее искать работу. Просто они анализировали ситуацию, могли примириться с увольнением, что делало их более разумными, позитивными, уравновешенными и привлекательными для работодателей.

    8. Не вините себя . Самобичевание - как ржавчина. Чем больше вы вините себя, тем глубже вы погружаетесь в депрессию.

    9. Действуйте ! Неудача - это возможность изменить направление движения. Не упустите ее.

    В моей коллекции цитат есть замечательное высказывание великого баскетболиста Майкла Джордана «За свою карьеру я пропустил более 9 тыс. мячей. Я проиграл почти 300 игр. 26 раз мне доверяли сделать победный бросок - и я промахивался. В течение всей жизни я ошибался снова, снова и снова. И поэтому я добился успеха».

    Единственная маленькая проблема заключается в том, что полоса неудач делает сильными и успешными лишь немногих. Многие ломаются под тяжестью неудач.

    Я очень надеюсь, что понимание полезности черной полосы поможет вам легче пережить ее, когда она придет, и попасть в первую, а не во вторую описанную выше группу людей.

    Фото: pixabay



  • Просмотров