Даурия спейс. Спутники группы «Даурия Аэроспейс» не выходят на связь

14 июля 2017 года с космодрома “Байконур” была запущена ракета-носитель “Союз-2.1а” с полезной нагрузкой из большого спутника “Канопус-В-ИК” и 72 малых космических аппаратов, тем самым установив новый рекорд для отечественной космонавтики по количеству одновременно выводимых в космос КА.

Так начинается статья на GT. Статья посвящена одному из этих 72 малых спутников - КА «Маяк» типа 3U CubeSat (Московский Политехнический Университет). Об этом спутнике рассказывала статья на GT еще до запуска, а в комментариях к ней было не мало сломано копий. Спутник был запущен по контракту ОАО «Главкосмос». Так же по контракту в этот запуск были выведены отечественные КА «Искра-МАИ-85» типа 3U CubeSat (Московский Авиационный Институт) и КА «Эквадор UTE-ЮЗГУ» типа 1U CubeSat (Юго-Западный Государственный Университет).

Два спутника в этой группе были запущены по федеральным контрактам:


Спутники Даурии должны были быть запущены еще в 2015-м. Процесс создания спутников был громким - , сопровождался взаимными обвинениями и претензиями.

На орбиту запущены два спутника, собранные частной российской компанией по госзаказу. Запуск должен был состояться еще в 2015 г., но был отложен. «Роскосмос» дважды подавал на подрядчика в суд за невыполнение работ в срок, но и сам получил в ответ иск на 86 млн руб.

В последний раз «Роскосмос» судился с «Даурия Аэроспейс» в марте 2017-го - :
Арбитражный суд Москвы принял к рассмотрению заявление госкорпорации «Роскосмос» к частной космической компании Dauria Aerospace о взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения контракта в размере 16,5 млн рублей, говорится в материалах суда.

Предварительное судебное заседание по рассмотрению заявления назначено на 17 мая. В Dauria Aerospace подтвердили наличие иска со стороны госкорпорации.

«В рабочем порядке у нас не получилось прийти к соглашению о размере штрафа. Мы по-разному с заказчиком трактуем причины задержки сдачи первого этапа выполнения госконтракта. Свою позицию готовимся отстаивать в суде. Ожидаем, что суд объективно подойдет к рассмотрению нашего вопроса и примет справедливое решение», - сказал RNS представитель компании.


Справедливости ради можно сказать, что «Роскосмос» не имеет зуб конкретно на «Даурия Аэроспейс».
Понять Роскосмос в какой-то степени тоже можно. Если будут срывы сроков, не прикрытые бумажками, то к ним постучатся сверху другие контролёры. Да и денег с регулярным сокращением финансирования федеральной космической программы на всё не хватит в любом случае. После получения статуса госкорпорации у Роскосмоса появились свои обязанности по выполнению 44-ФЗ, в рамках которого размещают заказы на предприятиях и институтах. Основной бич космонавтики - бюрократия и закоснелость системы госуправления в целом. Роскосмос не может просто так взять и раздать гранты на создание чего-то нового нескольким компаниям, а потом выбрать лучший результат, подобно NASA.

Интересно, что в тот же промежуток времени на Hh.ru была размещена вакансия :
Компании ООО «НПП ДАУРИЯ» требуется инженер-радиоэлектронщик для выполнения работ по проектированию и разработке антенно-фидерных систем (АФС) и бортовых радиокомплексов (БРК) космических аппаратов (КА), подбору бортового и наземного радиооборудования для обеспечения каналов связи, расчёту энергетических бюджетов каналов связи, проектированию радиоэлектронных устройств и схем КА, участию в испытаниях радиочастотных трактов космических аппаратов и их составных частей.

Обязанности:

  • проектирование и сопровождение антенно-фидерных систем и радиокомплексов разрабатываемых в компании КА, а также для наземных комплексов управления (спутники ДЗЗ, спутники-ретрансляторы, прочие КА), ведение на предприятии направления по радиокомплексам;
  • проектирование антенн с заданными параметрами в программных продуктах и их дальнейшее изготовление (сопровождение на стороннем производстве);
  • проведение расчётов, связанных с радиочастотным трактом КА, включая расчёт энергетического бюджета радиолинии КА, анализ ЭМС с другими КА на ГСО, анализ уровня плотности потока энергии сигнала на входе приёмника, прочие расчёты;
  • разработка программ-методик испытаний радиооборудования и радиочастотных трактов, подбор испытательной базы, проведение испытаний АФС и БРК, включая:
  • испытания параметров радиотрактов в безэховой камере;
  • измерение параметров антенн в ближней и дальней зоне;
  • измерение и отладка параметров высокочастотных активных и пассивных устройств: фильтров, усилителей, генераторов, конвертеров, сумматоров, мультиплексоров, фазовых вращателей, согласующих устройств и т.д.
  • непосредственное участие в испытаниях радиочастотных трактов, написание отчётов по результатам испытаний с рекомендациями о доработках;
  • подбор активных и пассивных компонентов, формирующих радиочастотный тракт, на основе отечественной и зарубежной элементной базы;
  • проектирование и разработка радиочастотных приборов и приёмопередающих устройств, в том числе на основе DSP и SDR, в случае такой необходимости (не является основной задачей);
  • участие в электрорадиотехнических испытаниях (ЭРТИ) КА в целом и его составных частей;
  • работа с таким контрольно-измерительным оборудованием, как спектроанализаторы, измерители мощности, измерители КСВН, генераторы сигналов и шумов, векторные анализаторы цепей;
  • разработка документации по ЕСКД и ГОСТ;
  • мониторинг состояния разработки радиоэлектронных устройств и отдельных ЭРИ у отечественных и зарубежных производителей, формирование рекомендаций по модернизации применяемых в компании технических решений.

Казалось бы после запуска должна появиться статьи c первыми фотографиями, новости об успешном запуске и закрыть этот скандальный вопрос. Но в СМИ была тишина. На ФБ мое внимание привлекло общение пользователей, имеющих отношение или связи в российской космонавтике. Общение на тему Даурии можно описать как «хихикали, подмигивали и толкали друг друга локтями в бок», перебрасываясь непонятными фрагментами фраз о неких сотрудниках Даурии.

Вернувшись почти месяц спустя из Евпатории, я не увидел никаких новостей ни на оффсайте Даурии, ни в СМИ. Только всё те же лица на ФБ уже упоминали некую внештатную ситуацию.

В это же время под статьей «Большой полет маленьких спутников» на GT появился комментарий

Как сообщил «Известиям» источник в ракетно-космической отрасли, космические аппараты МКА-Н после штатного выведения на орбиту по неизвестной причине не смогли включиться и специалистам уже больше месяца не удается выйти с ними на связь. Пока спутники не признаны потерянными.

Средства выведения отработали штатно. Пусковые контейнеры с этими спутниками также отработали штатно, что подтверждают данные телеметрии. Однако на связь аппараты не вышли. В настоящее время специалисты «Роскосмоса» и компании «Даурия Аэроспейс» продолжают делать попытки связаться с космическими аппаратами. Причины технического сбоя пока никому не понятны, - сообщил источник «Известий».


В «Роскосмосе» воздержались от любых комментариев, не подтвердив и не опровергнув информацию о нештатной ситуации с аппаратами.

Несколько других источников «Известий» также подтвердили, что знают о нештатной ситуации со спутниками МКА-Н. Источник, близкий к «Роскосмосу», сообщил «Известиям», что в госкорпорации будут изучать вопрос о предъявлении финансовых претензий к разработчику аппаратов «Даурии Аэроспейс», если технические проблемы не удастся решить.


Источник «Известий» достаточно интересный персонаж, я давно обратил внимание, что под такой формулировкой «Известия» публикуют почти всегда достоверные утечки из недр «отечественного космоса». Для меня это был четкий «звоночек».

Спустя неделю 29 августа 2017 на оффсайте Даурии появилась публикация «ДАУРИЯ АЭРОСПЕЙС» ИЩЕТ ПРИЧИНЫ НЕШТАТНОЙ СИТУАЦИИ СО СПУТНИКАМИ МКА-Н

… Сотрудниками компании проделан значительный объём работ по вхождению в связь с космическими аппаратами. Проведена модернизация наземных станций связи компании. К работе привлекаются как наши штатные и нештатные средства управления, так и дополнительные средства наших партнёров и коллег. Мы им благодарны за оказываемую поддержку и содействие. Однако с сожалением должны констатировать, что связь с МКА-Н установить не удается.

Спутники находятся на штатной солнечно-синхронной орбите, поэтому работа по вхождению в связь с ними будет продолжаться.

В настоящий момент специалисты «Даурии Аэроспейс» рассматривают несколько возможных причин нештатной ситуации и порядок дальнейших действий. В числе рабочих гипотез происшествия рассматриваются как внутренние причины, связанные с конструкцией аппаратов, качеством компонентов и программного обеспечения, так и вероятность внешнего воздействия.

С целью выяснения всех обстоятельств и выяснения причин нештатной ситуации с МКА-Н наша компания открыто обращается ко всем организациям и коммерческим компаниям, чьи космические аппараты выводились в этом пуске:

Мы понимаем, что соображения коммерческой тайны или авторитета организации не располагают к полной открытости. Мы сами ждали 40 дней в надежде, что произойдет чудо, и спутники «воскреснут». Возможно, в процессе отделения ваших космических аппаратов, или во время установления с ними связи, или в ходе дальнейшей деятельности вами были выявлены какие-либо отклонения от нормы в их работе? Эта информация очень помогла бы «Даурии Аэроспейс» в определении причин проблемы с МКА-Н. Мы приглашаем к диалогу и обсуждению в той форме, какая устроит все стороны.


В «Главкосмосе» пока не знают о причинах почему спутники, запущеные по федеральным контрактам, не выходят на связь.
Иначе руководитель пусковых программ «Главкосмоса» оценивает ситуацию со спутниками российских разработчиков. «Это их первый опыт в разработке кубсата, - сказал он. - Может, что-то случилось со стороны разработки, или с компонентами, или с наземными станциями».

Ранее Space News сообщило, что из 73 спутников, запущенных на «Союз-2.1а», два американских оказались на незапланированных орбитах, а четыре российских не выходят на связь. Это два кубсата от Dauria Aerospace - собранный на краудфандинговые средства «Маяк» и студенческий «Искра-МАИ-85» Московского авиационного института. Позднее вуз открестился от неполадок со своим аппаратом.


В качестве итога. Впереди вырисовывается еще один судебный иск «Роскосмоса» к «Даурия Аэроспейс», в котором Даурия будет отстаивать позицию исправности своих аппаратов, прошедших предполетные испытания, и аргументировать к форсмажорным обстоятельствам - «в процессе отделения ваших космических аппаратов, или во время установления с ними связи, или в ходе дальнейшей деятельности вами были выявлены какие-либо отклонения от нормы в их работе».

Пока эта ситуация напоминает старый анекдот:

… Молодой специалист говорит наставнику:
- Что же вы молчите, ведь у нас куча недоделок, ракета не взлетит!
- Сиди и молчи!
Семь, шесть…
- Сейчас же взорвется, я сам сообщу!
- Поверь моему опыту, сиди и молчи.
Четыре, три… Тут вскакивает представитель еще одной фирмы и кричит:
- Остановите запуск, у нас есть недоделки!
Тогда опытный специалист говорит молодому:
- Вот видишь, по их вине сорван запуск ракеты.

Остается надеяться, что частная космонавтика в РФ на этом инциденте не закончится.

Теги:

  • космонавтика
  • даурия
  • даурия аэроспейс
  • частный космос
  • Космос
  • спутники
Добавить метки

Партнёр Фонда «Сколково», российская частная космическая компания "Даурия Аэроспейс" заканчивает сборку двух сверхмалых космических аппаратов МКА-Н. Спутники создаются по государственному контракту, который компания выиграла в 2012 году. 26 Октябрь 2015, 12:27

Сумма госконтракта - 310 млн руб. Она включает в себя разработку и производство двух космических аппаратов МКА-Н, а также системы размещения и отделения от разгонного блока. Основа этой системы - специальные контейнеры, которые подходят для размещения нано- и микроспутников стандарта CubeSat размерностью от 1U (10х10х10 см), до 6U (10х20х30 см). Контейнеры упрощают процедуру размещения и выведения попутной нагрузки при запусках больших аппаратов и кораблей.

Сергей Иванов, Генеральный директор компании «Даурия Аэроспейс» : "Госконтракт на спутники МКА-Н - важное событие для российской частной космонавтики. Фактически это первый, и пока единственный, полноценный заказ государства на космические аппараты, изготовленные частной компанией. Сейчас уже немало компаний трудятся на субподряде в интересах Роскосмоса, но мы являемся поставщиками конечного изделия - двух спутников и системы отделения. От того, как мы справимся с этой задачей будет, во многом, зависеть отношение государства к российской частной космической инициативе. И к своей работе мы подходим со всей ответственностью и пониманием оказанного доверия".

20 июня 2014 в 17:29

«Даурия» в космосе

  • Блог компании Даурия Аэроспейс

Как выглядит космический полет?
Каждый представит какой-то свой образ: кто-то вспомнит улыбку Гагарина, кто-то красивые крылья космического челнока, кто-то - солнечные «паруса» Международной космической станции… Даже ползущие за 100 млн км марсоходы, официально находятся в полете. Для беспилотной же космонавтики, космос чаще всего выглядит вот так:

Сухая абракадабра телеметрии, которая понятна лишь профессионалам - это самое важное, что ожидается сразу после запуска аппарата. Это ответ спутникового оборудования, на вопрос: «Как сам?» Машина отвечает набором цифр и букв, которые позволяют точно определить состояние всего аппарата и установленного оборудования: работоспособность, энергопотребление, температуру…

Вот и «Даурия Аэроспейс» увидела свой первый набор букв и цифр.

Мне уже немного пояснили, что FM1 - это позывной нашего аппарата, подтверждение того, что это именно наш, а не какой-то еще из 33 спутников, запущенных прошедшей ночью конверсионным «Днепром». Специалисты прочтут здесь намного больше. Но я здесь вижу не только информацию о жизнедеятельности 11-килограммового куска алюминия, меди и кремния. Это, прежде всего, подтверждение того, что два с половиной года усилий, несколько миллионов долларов, и тысячи человекочасов высококвалифицированных специалистов по обе стороны океана не прошли даром. Космический аппарат действительно в космосе, и шлет нам оттуда свой телеметрический привет.

Это было действительно трудно, но и интересно. Хоть я сам не закрутил ни одной гайки, не написал и строки кода, но сегодня добрался до Хабра после 34-часового марафона пресс-конференций, пресс-релизов, речей, рассылки приглашений, встречи гостей, прямых включений с космодрома, аплодисментов, напряженного ожидания в ЦУПе, белого шума радиопомех, холодного утреннего ветра крыши и, наконец необоснованной радости от непонятного «FM1» на мониторе ЦУПа.

Да, мы полетели

Ночные пуски «Днепра» редкое явление, поэтому видео весьма невзрачное, зато любезно присланное нам сотрудниками "Космотраса ", сразу после запуска. Этот старт был рекордным. Впервые в истории одна ракета выводит такую интернациональную стаю частных коммерческих спутников, среди трех десятков которых, оказались российские.

Первым частным российским стал "Таблет Сат Аврора " от компании «Спутникс». Наши два Perseus-M, хоть по факту и принадлежат российской «Даурии», но создавались в калифорнийском подразделении в Кремниевой долине.

Но это вовсе не означало, что к запуску российские специалисты отнеслись равнодушно. И когда руководство «Даурии» принимало поздравления, на другом конце Москвы, в сколковском офисе, в ЦУПе дежурила группа инженеров, готовых принять первые сигналы из космоса.

Первый сеанс связи проходил 20 июня в 00:40, через полтора часа после запуска. Но спутник не поднимался высоко над горизонтом, поэтому внятного сигнала и подтверждения получить не удалось. Пришлось ожидать следующего сеанса связи: в 02:20. В этот раз удалось засечь короткие импульсы, с частотой в 20 секунд, но пока они не несли телеметрической информации.

Только ближе к полудню едва заметное шипение превратилось в закодированную информацию, преображенную в телеметрию. Это означало завершение долгого процесса запуска. Теперь можно заявлять уверенно: первые спутники российской частной космической компании «Даурия Аэроспейс» успешно выведены на околоземную орбиту и готовы к работе!

Теперь осталось дело за малым: научить их зарабатывать деньги.

Какую работу могут выполнять такие малыши, размером 10х20х30 см?
Это традиционный вопрос, который задается сразу после первого: «Вы, что правда делаете космические аппараты?»

Микроплатформа Perseus - это практически полноценный космический аппарат, оборудованный системой стабилизации и ориентации. Только, что ракетного двигателя не хватает, а непременные элементы «настоящего» спутника имеются: двигатели маховики, магнитные исполнительные органы, система автономного электропитания, звездный датчик, система высокоскоростной передачи данных… То есть спутники такого типа и габаритов способны выполнять разные задачи, представляющие, в том числе и коммерческий интерес.

Perseus-M - maritime - будут определять местоположение кораблей на морях и реках, при помощи сигналов Автоматической идентификационной системы (АИС). Это не так интересно, как, например фотосъемка, но такая информация имеет спрос на внутреннем и мировом рынке. Кроме того, опыт эксплуатации Perseus-M позволит отработать платформу для более сложных задач и, уже в 2015 году, перейти как раз к наблюдению за поверхностью Земли.

Следующее поколение аппаратов, Perseus-O - observation - должно заняться мультиспектральной съемкой с разрешением 22 метра. Пока это

Dauria Aerospace («Даурия Аэроспейс») - частная российская космическая компания. Офис и сборочная площадка расположена в Технопарке «Сколково» в Москве. До 2014 года имела подразделения в Германии и США . В начале 2015 года производственная деятельность была практически свернута везде кроме России . Президент Михаил Кокорич. Генеральный директор российского подразделения Сергей Иванов.

Общие сведения

Компания основана в 2011 году. Лицензия Роскосмоса на осуществление космической деятельности получена в 2012 году.

Компания занимается созданием небольших космических аппаратов (спутников) и продажей комплектующих для них. Сотрудничает с Роскосмосом выполняя госзаказ на производство двух спутников стандарта CubeSat и универсального средство размещения и отделения (пусковые контейнеры) . Одной из первых российских частных организаций смогла запустить частные спутники на орбиту Земли . Два своих спутника компания продала американской Aquila Space в конце 2015 года, тем самым получив первый доход от своей деятельности. Также Dauria Aerospace привлекла инвестиции 20 миллионов долларов от венчурного фонда I2bf в 2013 году . В 2014 году компания получила грант Фонда Сколково , на условиях софинансирования, в размере 150 млн рублей на разработку спутника Auriga .

Компания ориентируется на международный рынок, состоит в международной организации производителей и операторов космических аппаратов PanGeo Alliance , заключала соглашения о разработке спутников для индийской телекоммуникационной компании Aniara , ведет переговоры о совместном предприятии с китайским венчурным фондом Cybernaut .

Направления работы

Напишите отзыв о статье "Dauria Aerospace"

Примечания

Ссылки

  • Russia Tries Becoming Market For The Next SpaceX . Статья в Forbes

Отрывок, характеризующий Dauria Aerospace

Он не договорил. В это время в воздухе послышался свист; ближе, ближе, быстрее и слышнее, слышнее и быстрее, и ядро, как будто не договорив всего, что нужно было, с нечеловеческою силой взрывая брызги, шлепнулось в землю недалеко от балагана. Земля как будто ахнула от страшного удара.
В то же мгновение из балагана выскочил прежде всех маленький Тушин с закушенною на бок трубочкой; доброе, умное лицо его было несколько бледно. За ним вышел владетель мужественного голоса, молодцоватый пехотный офицер, и побежал к своей роте, на бегу застегиваясь.

Князь Андрей верхом остановился на батарее, глядя на дым орудия, из которого вылетело ядро. Глаза его разбегались по обширному пространству. Он видел только, что прежде неподвижные массы французов заколыхались, и что налево действительно была батарея. На ней еще не разошелся дымок. Французские два конные, вероятно, адъютанта, проскакали по горе. Под гору, вероятно, для усиления цепи, двигалась явственно видневшаяся небольшая колонна неприятеля. Еще дым первого выстрела не рассеялся, как показался другой дымок и выстрел. Сраженье началось. Князь Андрей повернул лошадь и поскакал назад в Грунт отыскивать князя Багратиона. Сзади себя он слышал, как канонада становилась чаще и громче. Видно, наши начинали отвечать. Внизу, в том месте, где проезжали парламентеры, послышались ружейные выстрелы.
Лемарруа (Le Marierois) с грозным письмом Бонапарта только что прискакал к Мюрату, и пристыженный Мюрат, желая загладить свою ошибку, тотчас же двинул свои войска на центр и в обход обоих флангов, надеясь еще до вечера и до прибытия императора раздавить ничтожный, стоявший перед ним, отряд.
«Началось! Вот оно!» думал князь Андрей, чувствуя, как кровь чаще начинала приливать к его сердцу. «Но где же? Как же выразится мой Тулон?» думал он.
Проезжая между тех же рот, которые ели кашу и пили водку четверть часа тому назад, он везде видел одни и те же быстрые движения строившихся и разбиравших ружья солдат, и на всех лицах узнавал он то чувство оживления, которое было в его сердце. «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» говорило лицо каждого солдата и офицера.
Не доехав еще до строившегося укрепления, он увидел в вечернем свете пасмурного осеннего дня подвигавшихся ему навстречу верховых. Передовой, в бурке и картузе со смушками, ехал на белой лошади. Это был князь Багратион. Князь Андрей остановился, ожидая его. Князь Багратион приостановил свою лошадь и, узнав князя Андрея, кивнул ему головой. Он продолжал смотреть вперед в то время, как князь Андрей говорил ему то, что он видел.
Выражение: «началось! вот оно!» было даже и на крепком карем лице князя Багратиона с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами. Князь Андрей с беспокойным любопытством вглядывался в это неподвижное лицо, и ему хотелось знать, думает ли и чувствует, и что думает, что чувствует этот человек в эту минуту? «Есть ли вообще что нибудь там, за этим неподвижным лицом?» спрашивал себя князь Андрей, глядя на него. Князь Багратион наклонил голову, в знак согласия на слова князя Андрея, и сказал: «Хорошо», с таким выражением, как будто всё то, что происходило и что ему сообщали, было именно то, что он уже предвидел. Князь Андрей, запихавшись от быстроты езды, говорил быстро. Князь Багратион произносил слова с своим восточным акцентом особенно медленно, как бы внушая, что торопиться некуда. Он тронул, однако, рысью свою лошадь по направлению к батарее Тушина. Князь Андрей вместе с свитой поехал за ним. За князем Багратионом ехали: свитский офицер, личный адъютант князя, Жерков, ординарец, дежурный штаб офицер на энглизированной красивой лошади и статский чиновник, аудитор, который из любопытства попросился ехать в сражение. Аудитор, полный мужчина с полным лицом, с наивною улыбкой радости оглядывался вокруг, трясясь на своей лошади, представляя странный вид в своей камлотовой шинели на фурштатском седле среди гусар, казаков и адъютантов.



Просмотров