Функции уездных начальников. Введение института земских начальников. Уездный воинский начальник

Воинский уездный начальник - подчиняется начальнику местной бригады (заменяющему прежних губернских В. начальников) и вместе с состоящим при нем управлением образует низшую инстанцию местного воинского управления, главная задача которого заключается в том, чтобы в мирное время заведовать всеми местными запасными средствами, как в людях, так и в материальном имуществе, необходимыми для военной готовности армии, а с объявлением войны - принять на себя все распоряжения для возможно быстрой мобилизации армии. Управления уездных В. начальников - инстанции чисто исполнительные; часть распорядительная и общее наблюдение лежат на начальниках местных бригад. В. начальник назначается из штаб-офицеров и капитанов, выдержавших надлежащее испытание. По званию своему В. начальник: 1) исполняет обязанности местного коменданта в пункте своего пребывания, за исключением столиц, крепостей и городов, где имеются особые комендантские управления;, 2) состоит членом местного по воинской повинности присутствия и вообще присутствует во всех тех комитетах, комиссиях и совещаниях по гражданскому управлению губернии, в составе которых должен находиться представитель от военного ведомства; 3) председательствует в комиссиях, собирающихся при лечебных заведениях гражданского ведомства для освидетельствования нижних чинов, находящихся на излечении в этих заведениях, и для увольнения их по болезням и увечьям в отпуск или вовсе от службы. В. начальнику подчинены местные и конвойные команды, расположенные в уезде. Он имеет наблюдение за арестантами и больными военного ведомства, равно как и за всеми временно пребывающими в уезде чинами этого ведомства. От него исходят все распоряжения к приему новобранцев; он производит, обыкновенно, выбор новобранцев в гвардейские специальные войска и во флот и затем отправляет новобранцев по назначению. Он собирает разного рода военно-административные сведения по уезду, но при этом ограничивается личными наблюдениями и без крайней надобности не входит в переписку с местными должностными лицами гражданского ведомства. В военное время уездный воинский начальник призывает чинов запаса; для отправления внутренней службы в уезде формирует временные местные команды; заведует лошадьми, принятыми от населения; принимает меры к размещению и содержанию больных и раненых, которые будут транспортированы в уезд с театра войны, а выздоровевших из них, смотря по состоянию их здоровья, распределяет на службу или увольняет в отпуск и отставку. Временными правилами, изданными во время войны 1877-78 гг., заведование военнопленными также возложено было на В. начальников. В областях Уральской, Тургайской, Семипалатинской и Семиреченской, а также в Туркестане В. начальником называется местный военный начальник какого-либо укрепления; в Закаспийском крае и в Забайкальской области существуют областные В. начальники. В Финляндии обязанности уездных В. начальников возложены на комендантов и комендантских штаб-офицеров. Ср. Свод военных постановлений 1869 г., кн. III. Местные военные управления, по изд. 1890 г.; Василевский, "Руководство для штаб-офицеров и капитанов и справочная книга для уездных воинских начальников" (2 изд., Варшава, 1886). Нашим уездным В. начальникам соответствуют в Германии - командиры ландверных бригадных округов, во Франции - начальники управлений полковых округов комплектования (bureau de recrutement, de mobilisation et de r?quisition).

1. Реформы 1867 - 1868 гг.

2. "Степная комиссия".

3. "Временные положения" 1867 - 1868 гг., 90 – е годы XIX века

4. Последствия административно-политических изменений.

Литература:

1. Жиренчин К.А. Формы управления 60-х годов XIX века в Казахстане и их политические и правовые последствия. Дис. канд. юрид. наук. – Алма-Ата, 1979.

2. Касымбаев Ж.К. История Казахстана XVIII – начала XX вв. Алматы, 1997 / 3 издание /. Его же История Казахстана: Учебник для 9 класса общеобразовательной школы. – 2-е изд., дополненное. – Алматы: Рауан, 1995

3. Нурпеисов Е.К., Котов А.К. Государство Казахстан: от ханской власти к президентской республике: Учеб. пособие. А.: Жеті жарғы,1995

Цель – рассмотреть содержание и последствия принятия реформ второй половины 19 в.

Задачи – изучить функциональные и институциональные изменения в государственно-правовых явлениях казахского общества в указанный период, охарактеризовать особенности внедрения, дать анализ вопроса взаимосвязей колониального гос. аппарата с местными правовыми институтами и населением..

Совмещение административных, судебных и военных функций в руках губернаторов. Власть и функции уездных начальников, волостных управителей и аульных старшин. Выборы органов "общественного самоуправления" казахов. Судебное отделение областного правления. Три инстанции суда биев. Городская реформа 1870 г. и ее проведение в Казахстане. Изменения в обычном праве казахов во второй половине XIX в. Развитие права собственности. Влияние имперского права на уголовное и семейно-брачное право казахов. Переход земель Казахстана в государственную собственность Российской империи. Государственно-правовые взгляды казахских просветителей- демократов.

Подготовка реформы. Последняя треть XIX в. - важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. В середине 60-х годов XIX в. вся современная территория Казахстана полностью вошла в состав Российской империи. Этот процесс совпал с буржуазными реформами в России 70-80гг. XIX в., которые способствовали развитию капитализма в целом.

В 1865 г. царское правительство создало комиссию для изучения хозяйственных особенностей различных регионов Казахстана, существующей системы управления, обычного права и выработки проекта реформы. В состав комиссии вошли не только чиновники различных учреждений, но и ученые. Как известно, в работе комиссии активное участие приняли Ш. Уалиханов и известный исследователь Казахстана А. Левшин.

В результате работы комиссии был составлен проект реформы управления степными областями. Для окончательного уточнения проекта реформы административного управления Средней Азии и Казахстана в марте 1867 г. был создан комитет во главе с военным министром Д. Милютиным. 11 июля 1867 г. было издано "Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях", 21 октября 1868 г. утверждено "Временное положение об управлении в степных областях Оренбургского и Западно-Сибирского генерал-губернаторства".


Главной и основной задачей реформы было объединение подвластных России народностей под одно управление, устранение от власти местной аристократии, ослабление родовых начал, "чтобы добиться постепенного слияния киргизских (казахских) степей с прочими частями России". Реформы были вызваны стремлением царизма обеспечить русскому капиталу наиболее выгодные условия для эксплуатации коренного населения казахских степей и природных богатств края.

Реформа управления. На основании реформы вся территория Казахстана была разделена на три генерал-губернаторства, которые состояли из шести областей. В Оренбургское вошли Уральская и Тургайская области. Оренбург, являвшийся административным центром всего генерал-губернаторства, одновременно был и центром Тургайской области. Центр Уральской области - город Уральск. Западно-Сибирскому генерал-губернаторству с центром в Омске подчинялись Акмолинская и Семипалатинская области. Административный аппарат Акмолинской области находился в Омске, а областным центром Семипалатинской явился Семипалатинск. В состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Семиреченская область с центром в г. Верном и Сырдарьинская, областной центр которой находился в Ташкенте. Однако названные области не охватывали всей территории современного Казахстана. Земли Букеевского ханства вошли в состав Астраханской губернии, а Мангышлакское приставство в 1870 г. отошло в ведение Кавказского военного округа, несколько позже - в состав Закаспийской области.

Генерал-губернатор, стоявший во главе генерал-губернаторства сосредотачивал в своих руках всю полноту военной, гражданской власти и являлся в то же время командующим войсками военного округа. Во главе областной администрации стоял губернатор, который также был наделен военной и гражданской властью. Командование войсками в областях возлагалось на военных губернаторов. Он же считался наказным атаманом казачьих войск, расположенных на территории области. При военном губернаторе учреждалось областное управление, в состав которых входили три отдела: распорядительный, хозяйственный и судебный. Председатель правления считался вице-губернатором. Во главе отдела находился старший советник. Области делились на уезды, начальники которых назначались генерал-губернаторами по представлению военных губернаторов областей из числа офицеров. При них назначались два помощника, обычно из среды казахской родовой аристократии. Уездным начальникам подчинялись войска, расквартированные на территории уезда. Кроме того учреждалась должность уездного судьи, назначенного правительством. Если при окружных приказах власть была коллегиальной, то по новой административной системе она ликвидировалось. Отмечалось, что "если коллегия вредит полицейским учреждениям в коренных русских провинциях, то тем вреднее будет она в стране с кочевым населением, на преданность которого нельзя вполне надеяться, и где потому действия полицейской власти должны осуществляться особенно энергией и быстротою". Функции полицейского аппарата также находились в руках уездного начальника. Таким образом, политика царизма в казахской степи была направлена на сосредоточение всей полноты власти в низовых звеньях колониального управления и установление военно-оккупационного режима на местах.

Уезды состояли из волостей, во главе которых ставились выборные волостные управители. Волости создавались не по родовому принципу, а по территориальному. В каждую волость входили 10-12 административных аулов. Вместо старых родовых названий аулов была введена их цифровая нумерация. Во главе аула, примерно 120-200 семей, ставились выборные старшины. При создании волостей не учитывалось родовое деление, то есть на территории волости размещались аулы разных родовых делений. Этим царское правительство хотело ослабить родовое начало и роль родовой знати в степи. Переход аула из одной волости в другую разрешался только уездным начальником. Переход хозяйства из одного аула в другой также мог производиться с разрешения родового старшины или волостного управителя. Волостные управители и аульные старшины выбирались, а затем утверждались уездной администрацией. Выборы были двухстепенными, т.е. от каждых 50 хозяйств выбирался один выборщик, съезд которых избирал волостного управителя. Аульный старшина выбирался на сходе выборщиков от каждых 10 хозяйств. Областная и уездная администрация имели право отменять результаты выборов.

В каждом волостном управлении предусматривалась должность письмоводителя, и переписка велась на русском языке.

Таким образом, введение новой системы управления позволило родовой знати захватить все низшее звено административного аппарата. На должности волостного управителя и родового старшины не всегда избирались авторитетные, болеющие за интересы народа, люди. Выборы обычно сопровождались подкупами, подлогами, борьбой различных групп за власть.

Волостной управитель сосредотачивал в своих руках распорядительную и полицейскую власть. А в свою очередь аульные старшины имели такие же права в пределах аула. В оседлых районах юга Казахстана каждый населенный пункт выбирал аксакала на сходе выборщиков сроком на три года. Он также утверждался губернатором. Большие селения и города с коренным населением разделялись на кварталы, во главе которых находился аксакал. Квартальные аксакалы приравнивались к правам волостных управителей. В городах и селениях на сходках выборщиков были учреждены также "общественные хозяйственные управления", цель которых - раскладка податей, всяких сборов и заведование общественным хозяйством городов и селений. Управление состояло из трех-пяти человек, с председателем во главе. Избранный председатель утверждался губернатором. Аксакал обычно не вмешивался во внутренние дела управления, деятельность которого контролировалась уездным начальником. Аксакалы и управления являлись таким образом аппаратом угнетения коренного населения. Итак, наряду с организацией сильного военного аппарата царское правительство широко использовало местное байство, чтобы, опираясь на него, сформировать угодное царизму управление.

Реформа административного управления наносила новый удар по правам и привилегиям султанов, так как все казахское население, в том числе и султаны, были отнесены к "сельским обывателям". Правительство лишало таким образом султанов их былых сословных привилегий. Султаны имели право быть избранными, но исключительного права на занятие выборных должностей им не было предоставлено. Однако казахская аристократия в силу своего экономического положения и традиций продолжала оказывать большое влияние на политическую жизнь Казахстана.

Росло байство, связанное с рынком и занимавшееся ростовщичеством. Оно постепенно оттесняло от власти старую казахскую аристократию (султанов) и родовую знать (биев, батыров). Нанося удар по правам и привилегиям султанов, русское правительство в то же время предоставило большие права и власть волостным управителям и старшинам, избиравшимся обычно из баев. Введение новой системы укрепляло власть царизма и колониальный режим в Казахстане.

Закрепление основных направлений "Временных положений" 1867 - 1868 гг. в Положениях 1886 и 1891 гг. в Казахстане. Изменения в органах колониального управления по Положению 1891 г. Изменение власти и функций губернаторов, уездных начальников, волостных управителей, аульных старшин. Переселенческие органы. Введение в 1898 г. некоторых положений судебных уставов судебной реформы 1864 г. в Казахстане. Судебные палаты. Суд присяжных заседателей.

1. Начало восстания в Тургайской и Уральской областях. Цар­ские реформы были встречены казахами с открытым недовольством. Назревало антиправительственное выступление. Восстание вспыхнуло стихийно и длилось с декабря 1868 по октябрь 1869 г. Оно носило ярко выраженный антиколониальный характер. Во главе восстания стояли крупные родоначальники. Казахи не признавали правительственные комиссии. Действия повстанцев на­чались с неповиновения властям. Позднее народ начал вооружаться. Восставшие повсеместно заявляли, что они не желают введения ново­го положения и не хотят иметь начальников из числа российских чи­новников. Они требовали возврата к старым порядкам. Для усмирения возмутителей власти хотели использовать автори­тет бывших султанов-правителей Младшего жуза. Но народ не захотел их слушать. Они были полностью дискредитированы в глазах народа. Тогда власти обратились к представителям мусульманского духовенст­ва Уфимской губернии. Но обращения мусульманских деятелей также остались не услышанными. Среди населения поползли слухи о том, что новые порядки приведут к принятию христианства, службе в ар­мии и увеличению налогов. Печатные варианты нового положения отсутствовали. Отправлен­ные в Степь комиссии не могли четко объяснить суть происходящего. Волнения, начавшиеся в Уральской области, постепенно перекину­лись в соседнюю Тургайскую. Отряд казахов численностью в 600-700 человек объезжал аулы, призывая к неповиновению властям и отказу принять нововведения. Мирные способы попыток успокоить казахов не привели к желаемым результатам.

В мае в уральскую степь были отправлены карательные отряды общей численностью в 1700 человек с артиллерией. Царские войска возглавил военный губернатор Веревкин. Назревало военное столкно­вение. 6 мая 1868 г. при озере Джаман-Сай подвергся нападению от­ряд фон Штемпеля в составе 200 сабель и роты пехоты. Около 20 000 казахов продержали карателей в осаде в течение семи дней. Отряд воз­вратился на линию, растеряв весь фураж и продовольствие. Второй от­ряд под командованием Юрковского также был вынужден отступить на Оренбургскую пограничную линию. В начале июня 1868 г. волнения в Уральской области достигли высшего предела. Недовольство простых кочевников было направлено и против знати. Нападениям подверглись аулы тех, которые изъявляли согласие на принятие нового положения. Так, с марта по июнь 1869 г. были совершены более 40 набегов на аулы биев, султанов, волост­ных управителей и старшин. В них в общей сложности участвовали 3000 человек. Размах восстания в Тургайской и Уральской областях встревожил местные власти и царское правительство. На подавление восстания в Степь были отправлены значительные карательные силы. Прибыли во­енные части из Петербурга, Москвы, Харькова и Казани. Общая числен­ность карательных войск составила около 5000 человек. В Уральской облас­ти действовали отряды майора М. Веревкина и подполковника Рукина. Вследствие слабой организованности, стихийности, наличия раз­ногласий между отдельными руководителями повстанцы потерпели поражение. И, конечно, как и в предыдущих выступлениях, непосле­довательность и предательство временно принявших участие в восста­нии ряда старшин способствовали сравнительно быстрому подавле­нию восстания.

2. Попытка участия Хивы в восстании. Как только дошли слухи о волнениях в Степи, Хива стала подстрекать казахов к восстанию. В январе 1869 г. в Хиву прибыли послы от казахских родов шекты и табын. Последние убедили хивинского хана отправить войско в степь для поддержки казахов. В апреле 1869 г. в местности Шошкаколь появился шеститысячный отряд хивинцев при 4 орудиях. Задачами хивинской военной экспедиции были: во-первых, уничтожить степные укрепления; во-вторых, принять казахов в подданство; в-третьих, оп­ределить количество зякета. Хивинцы имели с собой много халатов и денег с целью склонения на свою сторону местных родоправителей. Но со стороны казахов активной поддержки хивинцы не встретили. Простояв около месяца у Эмбенского поста, они были вынуждены вер­нуться назад. В конце 1869 г. около 7000 кибиток казахов перешли в хивин­ские пределы. Они приняли подданство этого государства. Но когда откочевщики узнали, что их земли будут розданы другим казахским родам, значительная их часть вернулась обратно.

3. Восстание на Мангистау. С введением нового положения зе­мельный вопрос заметно обострился у адайцев на полуострове Ман­гистау.

15 марта 1870 г. мангышлакский пристав подполковник Рукин с отрядом в 38 казаков, при четырех орудиях в сопровождении влиятельных родоправителей выехал в урочище Куруп навстречу от­кочевывающим аулам. Появление отряда Рукина в степи послужило поводом к восстанию. В местности Бузачи под руководством Досапа Тажиулы и Исы Тленбапулы собралось около 200 вооруженных каза­хов. Произошла схватка. Отряд Рукина был полностью разгромлен. Раненый подполковник застрелился. Эта победа воодушевила повс­танцев. Восстание распространилось на весь Мангистау. Рабочие рыбных промыслов слободки Александровского форта и станицы Николаевской массами бросали работу. Начался захват лодок. Из судов, отнятых в Сарытауском заливе, казахские рабочие образовали флотилию. Позднее она участвовала в осаде Александровского форта. Количество восстав­ших достигло 10 тыс. человек. В апреле 1870 г. восставшие атаковали Александровский форт, Николаевскую станицу. Повстанцам удалось сжечь маяки у форта и раз­громить укрепление Нижнее. Однако артиллерийский огонь заставил их отойти. Восстание вызвало тревогу не только у местных колониаль­ных властей, но и правительства.

В это время значительно усилилось влияние Англии в Иране. Цар­ское правительство, готовясь к походу против Хивинского ханства, со­средоточивало войска в районе Красноводска. Центр мангистауского восстания оказался в тылу этих войск. Подавление восстания было возложено на наместника Кавказа. В конце мая с Кавказа в Мангистау были переброшены значительные военные силы. Несмотря на самоот­верженное сопротивление казахов-адаевцев, восстание было жестоко подавлено. Царские войска повсюду преследовали повстанцев. Но в 1873 г. вспыхнуло новое восстание адаевцев.

4. Причины поражения и последствия восстания. Восставшие потерпели поражение. Восстание носило локальный характер. Казахское население не смогло выступить единым фронтом. Повстанцы были плохо вооружены, зачастую - саблями, айбалтами и луками. Ог­нестрельного оружия не хватало. Существовал дефицит боеприпасов. Часть родовой верхушки не поддержала повстанцев. К этому времени Казахстан был уже окружен со всех сторон линией военных укрепле­ний. В течение трех месяцев Мангистау был занят царскими войсками. Власти сурово расправились с участниками восстания. Кавказская во­енная администрация взыскала с оставшихся на Мангистау 8 тыс. ки­биток кибиточную подать и разные сборы на сумму 57 901 рублей. На адаевцев была наложена контрибуция в размере 90 тысяч баранов.

К восставшим принимались самые жесткие меры. Недовольных нововведениями высылали за пределы Казахстана. Так, в 1880 г. из одной только Тургайской области было выслано около 500 человек, а в 1890 г. - уже около 3000 человек. Опасность возмездия заставила предводителей восстания со свои­ми приверженцами в декабре 1870 г. перейти в пределы Хивинского ханства. Около 57 000 казахов во главе с султаном Хангали Арыстан-улы были вынуждены перейти на территорию Хивы. Руководители восстания, откочевавшие в пределы Хивы, позднее были приговорены к каторжным работам. Царские власти приступили и к такой мере, как вооружение крес­тьянского переселенческого населения. Так, в период с 1892 по 1901 гг. крестьянам одной только Семиреченской области было выдано более 9 тыс. единиц стрелкового оружия. Это не могло не способст­вовать некоторому ухудшению взаимоотношений местного населения и крестьян-переселенцев. В кон. XIX в., опасаясь новых народных волнений, царское правительство приступило к созданию в Казахстане института плат­ных тайных агентов-осведомителей. Они назначались из числа «бла­гонадежных» казахов по два человека на каждый уезд и собирали для властей секретную информацию о настроениях местного населения.

5. Продолжение административных реформ в 80-90-е г. XIX в. Восстания 1869-1873 гг. в Младшем жузе доказали незакон­ченный характер реформ, проведенных царским правительством. Необходимость продолжения реформ диктовалась и другими при­чинами. Разделение Казахстана на три генерал-губернаторства не поз­воляло оперативно и системно решать вопросы, связанные с массовым переселением крестьян из европейской части России. Также произош­ло военное присоединение Средней Азии к Российской империи, что потребовало исполъзованиия единого подхода и экономии средств в управлении обширным регионом. Царское правительство планировало решить задачу постепенного слияния края с остальной частью России. И, наконец, положения 1867-1868 гг. изначально носили времен­ный характер.

После многолетних обсуждений 2 июня 1886 г. российский им­ператор Александр III подписал указ об управлении Туркестанским краем. Он вносил некоторые дополнения к «Временному положению» 1867 г. По новому законодательству в состав Туркестанского генерал-губернаторства вошли Сырдарьинская, Ферганская и Самарканд­ская области. В 1897 г. в его состав также вошла Семиреченская об­ласть. Центром Туркестанского генерал-губернаторства по-прежнему оставался город Ташкент. В феврале 1890 г. было утверждено «Временное положение об управлении Закаспийской областью». В состав этого административ­ного образования вошли пять уездов: Красноводский, Асхабадский, Тедженский, Мервский, населенные преимущественно туркменами, и Мангышлакский. Последний уезд был населен в основном казахами Младшего жуза (род адай). Третий документ - «Положение об управлении Акмолинской, Се­мипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской областями» был подписан 25 марта 1891 г.. Было образовано Степное генерал-губернаторство, в состав которого вошли Акмолинская, Семипалатин­ская и Семиреченская области. Центр нового территориального обра­зования находился в городе Омске. Уральская и Тургайская области были подчинены напрямую министру внутренних дел. Так, вопросы поощрения казахов, выдачи разрешения на строительство мечетей на­ходились в юрисдикции министра внутренних дел. Таким образом, вместо трех генерал-губернаторств осталось два. Мангышлакский уезд не вошел ни в одно из генерал-губернаторств. В этом проявился имперский принцип «разделяй и властвуй», т.к. единый некогда Младший жуз был поделен на три части. В результате рефор­мы одна часть жуза осталась в составе Внутренней Орды, вторая - в Закаспийской области, а третья - в структуре Степного генерал-губер­наторства. Царское правительство было вынуждено пойти на этот шаг из-за многочисленных восстаний казахов Младшего жуза.

6. Содержание реформ. Изменения носили не только террито­риальный, но и административный характер. Генерал-губернаторов наделили практически неограниченной властью. Степной генерал-гу­бернатор получил право осуществления административной высылки
неблагонадежных в политическом отношении казахов. Военный губернатор был наделен правом утверждения в долж­ности волостных управителей. Были существенно расширены адми­нистративные функции уездных начальников. В их введение перешло утверждение аульных старшин. В крупных городах были учреждены полицейские управления. А в ряде уездных центров стали появляться полицейские приставства. В то же время были ослаблены позиции ка­захского суда биев. С целью упорядочения вопроса переселения крестьян из европей­ской части России были созданы переселенческие управления. Увели­чился размер кибиточной подати до 4 рублей в год, что не могло нега­тивно не сказаться на социально-экономическом положении казахского населения.

7. Последствия завершения реформ. Продолжение админист­ративных реформ в 80-90-х гг. XIX в. окончательно превратило
Казахстан в колониальную окраину Российской империи. Произошла централизация управления краем. Завершение реформ позволило царскому правительству усилить поток крестьянского переселения. В 1902 г. был введен институт крестьянских начальников.Они по своему статусу стояли выше казахских волостных управителей. В переселенческом вопросе крестьянские начальники заняли односто­роннюю позицию защиты интересов крестьян. Просьбы и требования коренных жителей Степи игнорировались. В своих обращениях и пе­тициях казахи всегда требовали ликвидировать эту должность. Поли­цейские функции постепенно стали переходить от аульных старшин и волостных управителей к полицейским чинам и крестьянским началь­никам.

Контрибуция - денежный взнос, налагаемый победителем на побежденного. Крестьянский начальник - административная должность, введенная в Казах­стане в 1902 г. для управления переселенческим крестьянством и казахским насе­лением. Мангистау (Мангышлак - русское название местности) - полуостров на восточ­ном побережье Каспийского моря. Александр III (1845-1894) - российский император с 1881 г.


Похожая информация.


12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось это "Положение" (главным образом на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе с земскими начальниками. В уездах учреждался уездный съезд земских начальников, который состоял из административного и судебного присутствия. Ему передавались функции упраздняемых уездного по крестьянским делам присутствия и мирового суда (мировой суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно усиливало административно-полицейскую власть земских начальников. Необходимость введения института земских начальников объяснялась "отсутствием близкой к народу твердой правительственной власти".

Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян-землевладельцев. Земский начальник должен был обладать определенным имущественным цензом (свыше 200 десятин земли или другим недвижимым имуществом на 7500 руб.), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться местные потомственные дворяне со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них повышался вдвое. Кроме того, министр внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог назначить земским начальником любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти условия вообще были отменены.

Введение, института земских начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического курса самодержавия в 80-е - начале 90-х годов XIX в., стало ярким проявлением его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до 6 руб. любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем действовать по произволу, не считаясь пи с какими законами. Так, один из земских начальников цинично заявил крестьянам: "Я вам Бог и отец! Что хочу, то с вами и сделаю, кого хочу - милую, кого хочу - наказываю!"

Волостные суды, ранге выбираемые крестьянами, теперь назначались земским начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник мог отменить любое постановление волостного суда, а самих судей в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления и решения земского начальника считались окончательными и не подлежавшими обжалованию. Однако земские начальники выходили за рамки даже тех широких полномочий, какие предоставлял им закон 1889 г., и творили настоящий произвол, попустительствуемый и покрываемый местными властями. Фактически существовала полная бесконтрольность действий земских начальников. Взяточничество, воровство, вымогательство, кулачные расправы - обычные "методы управления" деревней земскими начальниками.

Характерно, что закон о земских начальниках был введен вопреки мнению большинства Государственного совета (из 39 его членов только 13 высказались за принятие этого закона). Но он был с удовлетворением встречен реакционными дворянскими кругами, которые даже требовали дальнейшего расширения и без того достаточно обширных прерогатив земских начальников. Самими крестьянами этот закон был воспринят как возвращение крепостного права. "Среди крестьян бродит подозрение, что новые органы правительственной власти есть не что иное, как первый шаг к их вторичному закрепощению", - писал московский генерал-губернатор В. А. Долгоруков министру внутренних дел. Участились случаи сопротивления крестьян распоряжениям земских начальников.



Просмотров