Кто такая шива. Кто такой Шива: человек, миф или божествo

Адинатха («благой», «милостивый») – божество индуизма из триады тримурти (Брахма, Вишну, Шива), родоначальник-учитель обычаев йога-натхов и высший бог в шиваизме.
Согласно легендам, Шива – величайший махасиддх, добившийся верха идеала, и аватара (перевоплощения в божество), бытие которого относится к 5 -7 тысячелетиям назад. Он являлся уважаемой персоной тех времен, уважаемой всеми и поведавшей миру 250 000 научных систем Лайя-йоги. Вместе с шакти Парвати (Умой) абсолютно претворил в реальность свою божескую натуру, достигнув высочайшей точки развития духовности, возможной для человека.
Слово «» используется не только для обозначения исторического лица и основоположника систем тантры и йоги. Это понятие намного больше и выше. Это - Наивысшее Божественное Сознание. Это - единый Бог. Это – сила, разрушающая слабости и недостатки, и Вселенную в результате совершенствования разума. Это – мужское основание космоса. Это - наивысшее человеческое сознание, высшая степень человеческого духовного развития и любого человека, достигшего этой ступени.



– противоречивое наивысшее существо, сочетающее все противоречия и взаимоисключающие качества: добрый заступник и внушающий страх бог, созидатель и уничтожитель, бог плодородности и аскет, изредка даже обаполая сущность. приносит и благополучие, и напасти. В его представленных обликах нередко присутствует на челе третье око, и власы убраны в джата-мукута.
Шиву-мурти представляют в разнообразнейших мантрах: восседающего, стоящего, в йоге, танце и иных. Нередко Шива представлен в танце экста (Ананда-Тандава) с большим количеством верхних конечностей (более четырех), вооруженным, а под ногой - растянувшийся карлик-дьявол Миялака. В другом танце (Тандава) представлен Шива десятирукий, также вооруженный, поднявший левую ногу, опираясь на правую. В пляске Наданта меняются только нижние конечности: правая приподнята, а опора на левую. Еще в одном танце Шива - левой ногой на побежденном дьяволе, а правая взброшена ввысь, практически прикасаясь к голове танцора. Другие вариации отличаются количеством дланей, присутствием некой нечисти и отсутствием всевидящего третьего ока. В качестве «царя танца» (Натараджи) Шива регулировал порядок в мире. Если он останавливался во время танца, Вселенную наполнял хаос, что символизировало смену периодов созидания и разрушения.
Часто Шиву представляют также с нанизанными на веревку черепами. Индийцы верят, что люди, увидевшие Лингам Шивы в штате Гуджарат, обязательно получат освобождение. Кто молился стопам господа, обретут здравие.
Миф гласит, однажды десять тысяч мудрецов прокляли и натравили на бога ужасного и злого тигра, но Шива содрал с него ногтем шкуру, сотворив себе плащ. Тогда мудрецы прислали змия, но Шива сделал из него ожерелье. Риши послали на бога злобного карлика с палкой, но Шива стал танцевать на его спине. Испугавшись, кинулись риши к ногам Шивы и умоляли простить их.
Воплощением силы созидания, главным символом бога является linga - фаллос, детородящий орган. Священные Лингамы Шивы – величайшие символы Творения. Легенда гласит, однажды в лесу медитирующие мудрые мужи лишили Шиву linga, не опознав его и увидев в его появлении в лесу цель соблазнения их жен. В эту же минуту в мире воцарилась тьма, а мудрецы лишились мужской силы. Испугавшись, риши поднесли дары и повинились за свою ошибку. И снова наступили покой и упорядоченность.
Последователям йоги и других учений Шивы очень важно иметь его изображение, чтобы поклоняться своему вдохновителю и покровителю, возносить ему хвалы и молитвы, набираться сил для достижения наивысшей точки собственной духовной эволюции. Сегодня существует реальная возможность приобрести статуэтки Шивы и фигурки для себя либо в подарок такого противоречивого, но очень сильного божества. Не нужно бояться его и думать, что чужое божество обладает лишь разрушительной силой. Если поместить фигурку Шивы в северо-западной части дома или на самом почетном месте, она станет защитой от негатива, нехороших людей, плохих мыслей и действий.

Шива - в индуистской мифологии верховное божество наряду с Брахмой и Вишну. Шива почитается в основном как бог-разрушитель. Он разрушает иллюзии, приковывающие людей к изменчивым явлениям жизни. Шива является страшным врагом демонов, и подвижником-аскетом, постоянно предающимся созерцанию.

Тело Шивы белого цвета – символ духовной чистоты. В середине Его лба находится третий глаз, — глаз мудрости способный видеть сквозь пространство и время. На лбу у Шивы - три полосы бхасмы – символ того, что Шива уничтожил три загрязнения: анаву (эгоизм), карму (последствия прошлых поступков) и майю (иллюзию), а также три желания обладать - землей, женщиной и золотом.

Шива первый йог-отшельник, познавший всю мудрость самоотречения. В своем высоком горном пристанище одиноко сидел он, погруженный в самоуглубление, спокойно прикрыв свои всепроникающие глаза и надолго сковав себя полной неподвижностью.

У Шивы и его супруги Парвати были два сына - бог мудрости Ганеша и победитель демона Тараки Сканда.

Символы Шивы

Тришула (трезубец) в правой руке Шивы символизирует три гуны — саттву, раджас и тамас. Посредством этих трех гун Шива управляет миром. Дамара (священный барабан), который прикреплён

к трезубцу, символизирует слог ом, из которого состоят все языки. Из звуков дамару Шива сотворил санскрит. Горло Шивы синего цвета. Согласно преданиям, Шива проглотил яд, предназначавшийся для гибели человечества и остановил его внутри своего горла, который до сих пор держит его там, чтобы не допустить всеобщей гибели. Течение Ганги в волосах Шивы символизирует нектар бессмертия, полумесяц в волосах обозначает, что Шива полностью контролирует Свой ум. Подстилка из тигровой шкуры на которой обычно восседает Шива указывает на побежденное вожделение.

Змея на теле Шивы есть джива (личная душа), которая покоится на Шиве. Пять капюшонов обозначают пять чувств или пять таттв, а именно: землю, воду, огонь, воздух и эфир. Личная душа наслаждается существующими в мире объектами посредством этих пяти таттв. Когда джива (личная душа) путем контроля над чувствами и умом достигает знания, она находит свое вечное надежное прибежище в Шиве, Высшей Душе.

Грозные воплощения супруги Шивы в образах богинь Дурги или Кали также прославились своими победами над демонами. Почитатели Шивы считают его не только богом-разрушителем, но и богом-созидателем. В начале нового периода жизни Вселенной Шива своим танцем пробуждает ее, а в конце уничтожает танцем разрушения. Считается также, что каждый вечер Шива исполняет свой танец на священной горе Кайласе. Его зрителями являются боги, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, остальные же поют божественные песни.

Место пребывания на Земле

Обычное местопребывание Шивы – вершина горы Кайлас в Гималаях, где Он предается погружению в Себя. Там Шива - воплощение строгости, отречения и отрешенности от мира. Третий глаз

посреди Его лба указывает на Его проникновение во все тайны мира. Его развернутая к зрителям благословляющая ладонь указывает на то, что Он освобождает дживы (личные души), сжигая все
оковы ведущие к просветлению.

Мифы о Шиве

Миф об уничтожении Шивой Трипуры

Одним из главных подвигов Шивы как грозного бога является уничтожение Трипуры, трех городов, возведенных демонами-асурами. Преданье рассказывает, что сыновья демона Тараки добились у Брахмы разрешения построить три крепости и вскоре возвели один город на небе, другой - в воздухе, а третий - на земле. Так как эти города можно было уничтожить только выстрелом одной стрелы, демоны почувствовали себя в полной безопасности и решили покорить богов. Только Шива мог воспрепятствовать осуществлению их замысла. Он выпустил из своего лука одну стрелу, которая сожгла, как стог соломы, три крепости.

Миф «Шива и Парвати»

Легенда гласит, что однажды Шива и его жена Сати возвращались из ашрама Риши Агастьи после слушания Рама Катхи (истории о Раме). На их пути через лес Шива увидел, что Господь Рама ищет свою жену Ситу, которая была похищена Раваной, Королем Ланки. Бог Шива склонил свою голову в почтении Господу Раме. Сати была удивлена поведением Господа Шивы и спросила, почему он оказал почтение простому смертному. Шива сообщил Сати, что Рама является воплощением Бога Вишну. Сати, однако, не была удовлетворена ответом, и Господь попросил, чтобы она пошла и удостоверилась в этой правде для себя.

Используя свою власть менять формы, Сати приняла форму Ситы и появилась перед Рамой. Господь Рама немедленно признал истинную личность Богини и спросил, «Дэви, почему Вы являетесь одна, где Шива?» Так Сати узнала правду о Господе Раме. Но Сита напоминала мать Господу Шиве и так как Сати приняла форму Ситы, это изменило ее статус. С того времени Шивы больше не воспринимал ее как жену. Сати была опечалена изменением отношения Бога Шивы, но она оставалась на Горе Кайлаш, в обители Господа Шивы.

Позже отец Сати Дакша организовал яджну, но не пригласил Сати и Шиву, поскольку у него были разногласия с Шивой на суде Брахмы. Но Сати хотела посетить Яджну, и пошла, несмотря на то, что Шива не оценил эту идею. К ее великому огорчению Дакша проигнорировал ее присутствие и даже не предложил Прасад для Шивы. Сати чувствовала себя оскорбленной и была поражена глубоким горем. Она бросилась в огонь яджны и пожертвовала собой.

Господь Шива очень разгневался, когда услышал новость о жертвоприношении Сати. Неся тело Сати, Шива стал выполнять Рудра Тандаву или танец разрушения и уничтожил королевство Дакши. Все были испуганы, поскольку у Тандавы Шивы была власть разрушить всю вселенную. Чтобы успокоить Бога Шиву, Вишну при помощи свое сударшана-чакры разъединил тело Сати на 51 часть и бросил их на землю. Сказано, что везде, где упали части тела Шакти, там появились Шакти Питхи, включая Камарупу Камакхью в Ассаме и Виндхьявасани в Уттар Прадеше.

Господь Шива, будучи теперь одиноким, принял строгую аскезу и удалился в Гималаи. Сати возродилась как Парвати в семье Бога Гималаев. Она выполнила аскезу, чтобы прервать медитацию Шивы и заполучить его внимание. Сказано, что Парвати, зная, что прервать медитацию Шивы очень трудно, обратилась за помощью к Камадеве — Богу Любви и Страсти. Камадева попросил Парвати станцевать перед Шивой. Когда Парвати танцевала, Камадева выстрелил свою стрелу страсти в Шиву и нарушил его аскезу. Шива пришел в бешенство и открыл свой третий глаз, который сжег Камадеву дотла. Только после мольбы Рати, жены Камадевы, Бог Шива согласился восстановить Камадеву.

Позже Парвати предприняла серьезную аскезу, чтобы заполучить Шиву. Через ее преданность и убеждение, Парвати, также известная как Ума, наконец, стала в состоянии склонить Шиву к супружеству и к жизни, далекой от аскетизма. Их брак был отпразднован за день до Амавасьи в месяце Пхалгун. Этот день союза Бога Шивы и Парвати празднуется как Махашиваратри каждый год.

На нашем сайте есть возможность получить посвящение в энергию бога Шивы. Если вы желаете получить энергетическую сонастройку под руководством и с поддержкой специалиста, и с помощью медитации получать от него силу — напишите сообщение через форму отправки сообщений на .
Сонастройки проходят по технологии .


Адинатха считается изначальным Гуру в традиции йога-натхов, который поведал 250 тысяч учений Лайя-йоги.

Имя Господа Шивы , воспетое любым образом, правильно или неправильно, сознательно или бессознательно, осторожно или беспечно, обязательно даст желаемый результат. Величие имени Господа Шивы невозможно постигнуть путем умственных рассуждений. Имя Шивы определенно может быть испытано или постигнуто с помощью преданности, веры и постоянного повторения Имени и пения гимнов Шиве с бхавой. Каждое из имен Шивы содержит в Себе огромные возможности различных шакти. Могущество Имени несказанно, слава Его неописуема. Действенность имени Господа Шивы и присущая Ему шакти просто невообразимы.

Постоянное повторение Шива-стотр и Имен Господа Шивы очищает ум. Повторение гимнов Шиве укрепляет благие самскары. «Что человек думает, тем он и становится».


В уме человека, укрепляющего себя в благом, возвышенном мышлении, появляется склонность к благим мыслям. Благие мысли плавят и преобразуют его характер. Когда во время пения гимнов Господу ум сосредоточен на образе Шивы , ментальная субстанция действительно принимает форму образа Господа. Впечатление от объекта размышлений человека остается в его уме. Это называется самскарой. Когда действие повторяется весьма часто, повторение укрепляет самскары, и это способствует возникновению привычки. Тот, кто укрепляется мыслями в Божестве, с помощью своего мышления сам превращается в Божество. Его бхава (устремление) очищается и освящается. Поющий гимны Господу Шиве созвучен Господу. Личностный ум растворяется в космическом сознании. Поющий гимны становится единым с Господом Шивой.

Имя Господа Шивы обладает силой сжигать грехи, самскары и васаны и наделять вечным блаженством и нескончаемым покоем тех, кто повторяет Имя Господне.

Примите прибежище в Имени Шивы . Пойте Ему гимны. Нами (Именуемый) и нама (Имя) неразделимы. Непрестанно пойте гимны в честь Господа Шивы. С каждым вдохом и выдохом памятуйте об Имени Господа. В наш жестокий век нама-смарана (пение гимнов) — легчайший, быстрейший, безопаснейший и вернейший способ достичь Господа и обрести бессмертие и радость неомрачаемую.

Слава Господу Шиве!
Слава Имени Его! Равана умилостивил Шиву пением гимнов. Пушпаданта обрадовал Господа Шиву своей знаменитой «Шива-махимна-стотрой» (которую и теперь поют все преданные Шивы по всей Индии) и достиг полной айшварьи (сиддхи богатства и господства) и мукти.

Слава стотр Шивы неописуема.

Да снизойдет на всех вас благословение Господа Шивы!

Согласно легендам, жил около 5-7 тысяч лет назад и был признан всеми авторитетами своего времени как величайший махасиддх (достигший полного совершенства) и аватара (Божественное воплощение) Его супруга также была великим практиком и вместе с Шивой полностью реализовала свою Божественную природу. Достигнув наивысшей ступени духовной эволюции, возможной в человеческом теле, Шива трансформировал своё физическое тело в состояние бессмертного золотого света (в даосизме такое достижение называется алмазным телом, а в тибетском буддизме - радужным телом).

В таком бессмертном теле Шива являлся многим выдающимся мастерам тантры и йоги. посвящая их в различные тайные практики. Впоследствии Шива и Парвати стали отождествляться с соответствующими божествами, и некоторые детали их биографии стали легендами о богах Шиве и Парвати .

Многие тантрийские тексты имеют форму диалога Шивы с Парвати.
Слово имеет несколько значений:

Это вечный океан Высшего Божественного Сознания, единый Бог.
Шивой называют одного из трёх главных богов (два других - Вишну и Брахман).
символизирует один из трёх аспектов Божественного совершенства - аспект Божественной силы (при этом Вишну символизирует Божественную любовь, а Брахман - Божественную мудрость).
Шивой называют Силу. разрушающую Вселенную в конце её существования (при этом Брахман - это Сила, создающая Вселенную, а Вишну - Сила, поддерживающая её существование).
- это космический мужской принцип.
- это высшее сознание человека.
Шивой называют ту силу, которая разрушает пороки в процессе духовного совершенствования.
- это историческое лицо, один из основоположников тантры и йоги как системы.
Слово используют для названия высшей ступени духовной эволюции человека, а также того, кто этой ступени достиг.
Есть и другие значения слова Шива.

Вот некоторые значения слова Шакти . Шакти называют великую вселенскую бесконечную Божественную энергию, которая является творящей и исполнительной силой океана Божественного Сознания (Шивы); при этом Шакти находится в непрерывном слиянии с Шивой, представляя с ним два неразделимых аспекта одной Реальности.

Шакти - это Божественная Мать. Шакти - это проявленный мир. Шакти называют Мать-Природу.
Шакти называют богиню, супругу бога Шивы .
Шакти - это внутренняя энергия человека.
Шакти - это космический женский принцип. Шакти - это женское начало человека, его женская половина.
Шакти - это женщина - партнёр практикующего тантрийскую йогу.
, Дурга, Чамунда, Дэви, Бхавани, Чанди, Тара, Минакши, Лалита, Камакши, Раджараджешвари - являются различными формами Шакти; каждая из этих форм олицетворяет какой-либо аспект Шакти.

Шива Пураны содержат много описаний того, как с незапамятных времён сидит, погружённый в медитацию, на тибетской горе . Он почитается всеми йогами как Бог, а всеми богами - как Верховный Бог. История традиции сиддхов насчитывает миллионы лет и начинается с рассказа о том, как в огромной пещере в Амарнате (кашмирские Гималаи) Шива посвящал свою супругу Шакти Парвати Дэви в крийя кундалини-пранаяму (искусство достижения контроля над дыханием).
Позже на тибетской горе Кайлаш йог Шива дал посвящение и другим, в том числе сиддхам Агастьяру, Нанди Девару и . Впоследствии Агастьяр дал посвящение Бабаджи...

Южноиндийская традиция выделяет восемнадцать сиддхов , которые довели до совершенства свои духовные, интеллектуальные, ментальные, витальные и физические тела. В различных источниках встречаются разные имена этих восемнадцати сиддхов, но, по всей видимости, это вариации тех имён, которые перечислены ниже в таблице. Рядом с именем каждого указаны место, где он достиг соруба самадхи (состояния совершенства), имена его гуру, учеников и тот вклад, который он внёс в духовную науку.
Кроме этих сиддхов, широко известных как «паттинетту» (восемнадцать), есть ещё и ряд других, упоминаемых в различных источниках. Это Конкеяр, Пуннакесар, Пуластияр, Пунайканнар, Пули-пани, Каланги, Алуккани, Агапайер, Тхерайяр, Ромариши и Аввай .

После слияния с Богом, или конечной реальностью, на духовном плане, что подобно растворению соляной куклы в водах океана, тамильские йога-сиддхи прошли через последовательную трансформацию своих интеллектуальных, ментальных, витальных и, наконец, физических тел.

Достигнув такой интегральной реализации, они осуществили божественную трансформацию всей своей человеческой природы. Хотя то, чего они достигли, непостижимо для обычного человеческого разума, изучение их жизнеописаний и текстов даёт нам бесценное осознание внутреннего потенциала человека.

Всё это 18 сиддхов и Бабаджи обрели благодаря милости Бога (которого сиддхи именовали Шива, Муруган, Вишну или Шакти) и использованию специальных крий (техник) для подготовки своих низших тел к нисхождению божественного. Эти техники в своей совокупности известны как крийя йога сиддханта, то есть практические приёмы йоги, способствующие совершенной реализации Истины, или Бога.

ШИВА (санскр. Siva = “благой, добрый, благосклонный”), один из трех богов — бог-разрушитель — в Тримурти; кроме того, Ш. традиционно почитается создателем Йоги и покровителем школ Йоги и всех, так или иначе йогу практикующих.

Покровителем всех йогов считается бог Шива — древнейшее божество на Земле, почитаемое и прежними цивилизациями, существовавшими на Земле. Шива — первый Космический Учитель, когда-то он жил на Земле и являлся Учителем. Именно Шива, по преданиям, и дал людям йогу. Каждый, кто практикует йогу, обязан почитать Шиву как первого Учителя Йоги.”


“Третьим лицом Тримурти является — Разрушитель
Мира, прототипом которого можно считать Рудру, а еще более древним — изображение его как владыки зверей Пашупати на печатке из Мохеджо-Даро (III тыс. до н. э.). Важное значение Шива приобрел только в индуистском пантеоне эпохи пуран. Хотя Шива не имеет аватар, но зато получил много самых разнообразных видов и аспектов.

Изображения Шивы

изображается божеством, несущим как благо, так и бедствия. В ранних шиваистских храмах он представлен только своим символом — лингамом (фаллосом), на котором иногда встречается его горельефное изображение.

Единственное божество (кроме и иногда Ганеши), у которого обычно изображается три глаза (третий глаз — во лбу). Волосы у него собраны в коническую прическу (джата-мукута).

Если изображен в позе танца, то у него может быть более четырех рук и он с оружием, под одной из ног находится распластанная фигура карлика-демона Апасмара-Пуруша, или Миялака.

Шива-мурти может быть представлен в стоячей, сидячей и танцевальной позах, а в аспекте йогина — в устрашающем и многих более разнообразных видах, чем другие божества..

Очень интересной и важной группой изображений являются скульптуры танцующего Шивы — Нритья-Мурти, включающий наиболее значительный вид этого образа — Шиву НАТАРАДЖУ («Владыка танца»). Культ Натараджи особенно развит, и его изображения особенно распространены на юге Индии. Если вокруг статуэтки нет пылающего нимба, то это Шива Натеша.


АНАНДА-ТАНДАВА — Шива исполняет танец экстаза, попирая одной ногой карлика-демона Миялаку. В другом варианте танца ТАНДАВА у Натараджи десять рук и он с оружием; божество опирается на правую ногу, а левая поднята. Танец НАДАНТА отличается от танцевальной позы ананда-тандава только тем, что Натараджа стоит на левой ноге, а правая поднята. В четвертом варианте танца левая нога Шивы стоит на поверженном демоне, а правая вскинута вверх так высоко, что почти касается головы танцора. В следующих трех вариациях Шива изображается так же, как в танце экстаза, меняется только число рук и иногда глаз. В девятой вариации танца у Шивы четыре руки и обычные эмблемы <т. е. атрибуты>, но демон под ногами отсутствует.

Имеется еще шесть видов специальных танцев, из которых наиболее интересна ЧАТУРА, когда Шива стоит правой ногой на макушке сидящего демона. Подобные трудные для изображения позы в статуэтках передаются с большим изяществом и динамичностью, сочетающимися с замечательной сбалансированностью фигуры.”

Есть красивая легенда о споре трех богов пантеона — Брахмы, Вишну и Шивы, кто из них главный. В разгар перебранки вдруг возникает пылающий линга-фаллос бога Шивы. Чтобы определить его величину, Вишну кабаном вгрызается в землю, а Брахма гусем взлетает к облакам. Вернувшись несолоно хлебавши, они хором признают, что самый могущественный бог — Шива.

“Шива как Натараджа (Царь Танца) . Эта бронзовая скульптура (около 1000 г. н. э.) — одно из нескольких скульптурных изображений индуистского бога Шивы, изготовленное в период индийской династии Chola (от X до XIII вв.).

Еще об одном из традиционных образов Шивы:
В правом ухе у Шивы — удлиненная мужская серьга, а в левом — круглая женская. Правая нога Шивы упирается в демона карлика, материальное порождение иллюзии (Майи). Окруженный кольцом материи, Шива опирается на его ключевое звено и господствует над этим пламенным кольцом, приводит его в круговое движение. Непременно соприкаясь с материей, но не выходя за ее пределы, он тем самым наглядно демонстрирует нам неразрывное единство духа и материи.

В правой верхней руке Шива держит двусторонний барабанчик дамару, символ пробуждения Вселенной. В левой руке он держит символ очищения и обновления мира — пламя Агни. Вторая правая рука Шивы согнута в локте и обращеная ладонью вперед в жесте одобрения. Вторая левая рука Шивы вытянута наискось поперек груди, параллельно приподнятой и в одобрении, означающем власть и силу, ладонью указывает на поверженного демона.

По обеим сторонам головы обозначены 30 разлетевшихся в танце прядей волос-змей, символизирующих илучаемую божеством энергию.

Два глаза Шивы Натараджи — Солнце и Луна, а третий самый главный глаз во лбу — Огонь. Поясницу Шивы кольцом обвивает кобра, кобра же обвилась и вокруг шеи.”

Э ту статью мы посвятим довольно краткому описанию одного из величайших в ведическом пантеоне божеств - богу Шиве. Для того чтобы полностью описать всё, чем он является, потребовалась бы книга или даже несколько, потому что Шива есть Вселенная или Вселенные, Абсолют. Самые важные и яркие характеристики и аспекты бога будут рассмотрены в публикуемом материале.

Не упомнить всех его имён. Ещё со времён Вед за ним закрепилось имя Рудра, но также всем известен его образ короля танца, исполняющего Тандаву, и здесь его уже знают как Натараджу.

Тандава - необычный танец, это также символ движения мира. Сам мир начался с танца Шивы, им он и закончится, но пока Шива продолжает танцевать - мир существует. От танца до йоги - один шаг или наоборот. Это относится и к истории с господом Шивой. Он олицетворение Ананды (высшего блаженства) и в то же время царь йогинов.

Среди тех, кто посвящает себя йоге, он известен как Шива Адинатх, где «натх» означает ‘мастер’. Поэтому последователи шиваизма - в его йогической ипостаси - носят название натхи. Неудивительно, что основатели широчайшего течения йоги, хатха-йоги, были натхами. Матсьендранатх и его ученик Горакшанатх стоят у истоков этой традиции на земле, заложенной в X-XI веках нашей эры.

О том, что Шива знает тысячи и миллионы асан, известно практикующим йогу, а вот о том, что он передал ценнейшее знание о (науке управления дыханием) своей жене Парвати, известно меньше. Йоги всего мира благодарны Шиве за то, что он ниспослал систему йогических знаний людям, поэтому он так почитаем в сообществах практиков.

Бог Шива

Бог Шива - это контрасты: созерцание и действие, созидание и разрушение, гнев и милость. В его образе объединено множество аспектов, что и неудивительно, ведь он считается Абсолютом, а в Абсолюте есть всё. Он Махайог - «великий йогин», а также Натарадж - «король танца», но также и Мритьюнджай - «побеждающий смерть», восседающий на троне горы Кайлас в тибетских Гималаях. Это священное место силы, которое почитается не только йогами и последователями шиваизма, туда стремятся подняться и люди, занимающиеся исследованием энергий Земли, её влияния на состояние человека, его энергетику и сознание. Знающие люди говорят, что Кайлас действительно не похож ни на что прежде ими виденное и испытанное. Это непередаваемый опыт, после которого даже большие скептики меняют свою точку зрения и отбрасывают все сомнения.

На территории Индии находится много мест, связанных с Шивой, и все они в том или ином роде могут быть названы местами силы. Одно из самых почитаемых - это река Ганга. Считается, что сквозь волосы бога Шивы спускается священная река, поэтому омовение в ней несёт очищение как внешнее, так и внутреннее, духовное.

Брахма, Вишну, Шива - триединство

Индуистская/Ведическая Троица, иначе называемая Тримурти, состоит из трёх богов: Брахмы, Вишну и Шивы, где Брахма выступает как творец, Вишну - как хранитель, а Шива в роли разрушителя. Это настоящая Троица ведизма, и всё-таки они неразделимы, это различные проявления единого.

Некоторые направления шиваизма, такие как кашмирский шиваизм, видят в Шиве сочетание всех ипостасей: творца, хранителя и разрушителя. Для шиваитов он и есть Всё. Другие воспринимают его как аналог Святого Духа в христианстве. Шива - это абсолютная Реальность. Не смотря на то, что в сознании знатоков мифологии бог Шива ассоциируется с разрушением, это отнюдь не означает разрушение, понимаемое как нечто негативное. Наша культура заставляет нас мыслить подобным образом. На самом деле разрушение можно трактовать по-разному: уход от прошлого, порывание с ним; прекращение старого образа жизни и переход к новому этапу, ведь для того, чтобы что-то начать, нужно прежде покончить с предыдущим.

Не последнюю роль играет и такое понятие, как разрушение мирской суеты и даже смерти. Шива - это Абсолют, поэтому слово «разрушение» - это лишь одно из названий, одна ипостась, ведь уже в следующей он является воплощением милости и сострадания.

Многорукий Шива. Сколько рук у Шивы

Часто Шиву изображают как божество, имеющее 4 руки, а иногда даже 8. Для чего нужно так много рук? Естественно, что это связано с символикой, и не стоит понимать буквально, что у этого бога было 5 лиц и 4 руки. В руках он держит барабанчик дамару, символизирующий ритм Вселенной, в другой руке у него священное пламя Агни - символ очищения и воссоздания мира.

Также Шива запечатлён держащим трезубец. За такой многорукостью определённо скрывается философский смысл. Если в двух руках у него находятся дамару и Агни, то две другие выполняют жесты: одна исполняет жест одобрения, другая - власти и силы. По легенде считается, что именно звук этого барабанчика является прародителем всех звуков, а сам бог Шива даровал людям божественный слог "ОМ", который позднее назвали мантрой, в которой сконцентрирована вся сущность Вселенной. Также бог может держать трезубец, стрелы и лук, но не на всех изображениях он выглядит одинаково. Фигуру Шивы могут опоясывать змеи. Символическое значение змеи тоже неоднозначно, т. к. по одной версии она может означать мудрость Шивы, с другой стороны, три витка змеи вокруг тела Шивы могут символизировать прошлое, настоящее, будущее и то, что он сам вышел за пределы временных понятий.

Третий глаз Шивы

О третьем глазе Шивы много сложено легенд. Интересно отметить, что среди других богов, у кого есть третий глаз, значатся Тара и Ганеша. Вот, собственно, и всё, - у других богов третьего глаза нет. Легенды гласят, что горе тому, на кого Шива посмотрит своим третьим глазом. В мгновение ока это несчастное существо превратится в пепел. Не зря говорят, что гнев Шивы ужасен.

Одним из ярких доказательств этому служит история, произошедшая между Шивой и богом любви Камой. Однажды другие боги подослали к Шиве бога Каму, чтобы внушить ему любовь, ведь они видели, как страдал бог-разрушитель, потеряв свою первую жену и осознав, что уже не сможет иметь сына. Но Шива и думать не хотел о том, чтобы найти другую жену, вот и пришлось прибегнуть к услугам Камы. Но этому богу не повезло, ведь он пытался воздействовать на самого Шиву! В какой-то мере ему это удалось, ведь мы знаем о супруге Шивы Парвати. Однако когда Шива почувствовал укол стрелы, пущенной в его сердце из лука Камы, то последнего сразу же пронзил испепеляющий взгляд Шивы, и теперь этот бог не имеет тела. Его так и называют: бестелесный Кама.

В облике Шивы есть ещё один загадочный момент. На лбу у него расположены три полосы. Их обычно интерпретируют следующим образом: это напоминание человеку, что нужно избавиться от эго, кармы и иллюзий (майи), а также можно перевести это на другой уровень и понять как работу над собой с целью избавления от трёх желаний:

  • телесных (желание продлить жизнь, иметь хорошее здоровье, красиво выглядеть, заботиться о своём внешнем виде);
  • мирских, связанных с тщеславием, желаниями иметь богатство, признание, успех;
  • умственных (накопление знаний, чрезмерное умствование и гордыня, которая непременно следует за всем этим, ведь так приятно порой осознавать, что мы умнее других).

Казалось бы, странно, почему желание иметь хорошее здоровье с точки зрения Шивы не приветствуется. Однако если мы задумаемся над психологическим аспектом самих желаний, то мы найдём много схожего в объяснении с буддизмом. Ведь любое желание, какое бы оно ни было, происходит от эго. Желаем не мы, а наше эго, которое «поселилось» в физической оболочке и отождествляет себя с ней. Отсюда и происходят наши чаяния продлевать жизнь на Земле и заботиться о теле, т. е. желать жить долго в этом обличье.

Несколько слов об осознанности

На самом деле своим здоровьем можно заниматься, если только не создавать из этого самоцель. Просто воспринимать как данность, но не поддаваться искушению и фетишизации внешнего облика. Возможно, это трудно выполнить в нашей реальности, когда культ тела и заботы об увеличении продолжительности жизни насаждаются повсюду. Это стало новой религией нашей эры. Новый бог и религия - это не «нью-эйдж» и даже не «золотой телец», как многие склонны думать, потому что богатство обычно служит какой-то цели, в отличие от него культ внешности даёт возможность людям продлить молодость и попросту похвастаться перед другими своим внешним видом. Даже внутренняя радость и гордость за себя - это тоже проявления действий эго. Вы можете порадоваться тому, что сбросили несколько лишних килограммов, но дальше не делайте из этого культа. Живите правильно, поддерживайте здоровье, занимайтесь йогой, но не позволяйте этим занятиям и увлечениям полностью завладеть вашим сознанием. Не нужно становиться рабом идей.

Есть очень любопытное высказывание, которое гласит, что «это не мы находим и используем идею, а она использует нас», т. е. мы становимся одержимыми чем-то и уже не принадлежим себе. Для тех, кто поддерживает теорию о том, что наш мир управляется эгрегорами, будет ясно, что восхитившись идеей и поддавшись ей, вы подпадаете под влияние определённого эгрегора и служите ему. Это он направляет вас по жизни. Учёные, великие спортсмены, художники, литераторы и многие другие более или менее известные люди ведомы своими эгрегорами. А как они подключились к ним? Разумеется, через однажды вспыхнувшую и увлёкшую их идею. Нет ничего плохого в том, чтобы служить эгрегору, и люди, сами того не зная, всё равно делают это, но суть в том, что чем больше мы осознаём свои мысли и поступки, тем меньше энергии у нас уходит вовне.

Поэтому-то и говорят, что осознанность - это ключ ко всему. Больше осознавая себя, меньше действуя под влиянием желаний, мы встаём на пути йоги, конечной целью которой является самореализация и разотождествление с собственным эго и внушёнными им желаниями. Неудивительно, что даже в облике Шивы три полосы на лбу постоянно напоминают нам об этом, ведь сам Шива был йогином и по некоторым преданиям знал миллионы асан.

Трезубец бога Шивы

Трезубец Шивы, или иначе Тришула, - важнейший атрибут этого бога. Для человека с западным образом мышления сразу возникнет ассоциация с Посейдоном, богом морских стихий, который на всех статуях изображается с ним.

Есть символ трезубца и в буддизме, символизирующий «Три Драгоценности» Будды. Невольно вспоминается и христианство с его символом триединства - Троицей. Во многих религиях число 3 являет собой некую сакральность. Зачастую главные постулаты религий выражены в таком числовом выражении, и в целом цифра 3 символизирует опору, баланс. Два разнонаправленных начала не борются между собой, как это часто происходит в традициях, основанных на дуализме. Триединство - это гармонично сбалансированное сочетание различных элементов, которые сосуществуют в мире между собой, прежде всего, благодаря постоянному уравновешиванию одного принципа двумя другими.

Нужно отметить такой, казалось бы, далёкий от шиваизма, факт, что в современной системе власти часто существуют две противоположные стороны, противоборствующие между собой, в то время как в древнем мире была система правления трёх (если мы вспомним Древний Рим, то там был триумвират). Мы сейчас не будем вдаваться в подробности устройства политических систем, но власть триумвирата изначально отличалась большей согласованностью и стабильностью, нежели то, что мы имеем в современном мире, построенном на демократии, где борьбу за власть постоянно ведут две стороны. Ни о каком балансе тут говорить не приходится. Единственно, что если номинально одна из партий выигрывает на коротком временном отрезке, значит, игра пойдёт преимущественно по её правилам. То же самое действует и в отношении другой стороны.

Не так далеко от современности ушла и трактовка трезубца Шивы. Это три аспекта: творец, хранитель и разрушитель в одном лице. В этой интерпретации мы больше видим влияние кашмирского шиваизма, где бог Шива включает в себя эти три составляющих. В других традициях творение соответствует Брахме, сохранение - Вишну, а за ним закреплена лишь одна ипостась - разрушение.

Вместо послесловия

В каком бы образе ни выступал Шива, он остаётся, пожалуй, самым почитаемым из всех богов для йогинов. Не последнюю роль здесь играет и большая смысловая и философская нагрузка, которую несёт в себе его образ, а изучая истории, изложенные в древних писаниях, Упанишадах, можно подчерпнуть для себя много новых фактов и символизма, скрытых в образе Шивы.

В Индийской мифологии существует очень много божеств, но самым влиятельным и почитаемым из них является бог Шива. Он вместе с Брахмой и Вишну входит в тримурти — божественную триаду. Бог Шива считается не только добрым защитником, но и грозным созданием, несущим иногда и разрушительную силу . Часто он изображается с веревкой, на которой висят нанизанные черепа и представляется двуполым существом.

Шива выступает, как бог-творец и одновременно — бог разрушения, проживающий высоко в Гималаях, вблизи горы Кайлас. Эта гора выполняет роль трона божества и места нахождения его райских покоев. Сюда стекаются паломники со всего света.

Шива является противоречивым божеством, особенно обожаемым в южных районах страны.

Характеристика танца Шивы

Считается, что в танце Шива регулирует порядок во Вселенной и, когда он останавливается, то мир накрывает хаос . Так один период сменяется другим.

Шиваизм — одна из почитаемых и главных религий Индии . Шиву начали изображать уже во втором веке до нашей эры. На севере Мадраса находится его самое древнее каменное изваяние (в храме Гудималлама).

Шива является самым неординарным и многоликим богом, олицетворяющим созидание и разрушение одновременно, проявление милосердия и жесткости.

Имя его происходит от санскритского слова и означает «добрый» или «дружелюбный». Многообразие и неординарность Шивы представлены в его именах. Индусское священнописание указывает на 1008 имен этого божества. Одним из них является — Шамбху. Оно переводится, как «великодушный», «дарующий счастье». Шанкара (другое имя бога)означает «благотворный».

Шиву считают истребителем Трипуры — городов, возведенных демонами, решившими покорить богов и захватить их власть. Шива одной стрелой сжег все три крепости и воцарился мир.

Его часто называют Пашупати, что означает «владыка скота» . Он изображается нередко на быке Нанди, бывшего человека и почитателя бога, принявшего обличье животного. Этот бык присутствует во многих храмах, посвященных Шиве и является символом человеческой души, безустанно стремящейся к созерцанию и поклонению божества.



Просмотров