Неправомерные действия социального работника можно обжаловать в. Об оспаривании решения органа соцзащиты об отказе в выплате пособия. Форма заявления для обжалования

разработки и утверждения технических заданий по подготовке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронении) твердых бытовых отходов, на территории муниципального образования «Город Калуга»

I. Общие положения

1.1. Порядок разработки и утверждения технических заданий по подготовке инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на территории муниципального образования «Город Калуга» (далее – Порядок) устанавливает основы организации разработки и утверждения технических заданий по подготовке инвестиционных программ организациями коммунального комплекса (далее - ОКК).

1.2. Понятия и термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных Федеральным законом от 01.01.01 г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса».

1.3. Техническое задание разрабатывается на основании действующего законодательства, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (далее - СКИ) и настоящего Порядка.

Организует разработку технических заданий с учетом реального состояния СКИ и определяет перспективу развития СКИ управление городского хозяйства города Калуги (далее – УГХ) совместно с управлением строительства и земельных отношений города Калуги (далее – УСиЗО).

1.4. Техническое задание в части требований к разработке инвестиционной программы организацией коммунального комплекса (далее - ОКК) обуславливает выстраивание системы планов, элементами которой могут быть:

- генеральный план городского округа «Город Калуга»;

Программа комплексного развития СКИ;

Программа выбытия ветхого и аварийного жилищного фонда муниципального образования «Город Калуга»;

Программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования «Город Калуга».

2. Порядок разработки и содержание технического задания

2.1. Техническое задание разрабатывается индивидуально для каждой ОКК, осуществляющей эксплуатацию СКИ и (или) объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (далее - ТБО).

2.2. В техническое задание включаются:

2.2.1. Цели и задачи разработки и реализации инвестиционной программы ОКК по развитию СКИ, которые формируются на основании общих целей, определенных программой комплексного развития. Основными целями программы комплексного развития СКИ, как правило, являются: оптимизация, развитие и модернизация муниципальных систем тепло-, электро-, газо-, водоснабжения и водоотведения для сохранения их работоспособности или обеспечения целевых параметров улучшения их состояния. В качестве цели может ставиться задача снизить параметры износа оборудования. В случае отсутствия программы комплексного развития СКИ цели разработки и реализации инвестиционной программы формулируются непосредственно в рамках разрабатываемого технического задания.

2.2.2. Требования к инвестиционной программе.

2.2.3. Сроки разработки инвестиционной программы.

2.2.4. Порядок и форма предоставления, рассмотрения и утверждения инвестиционной программы.

2.3. Цели разработки и реализации инвестиционной программы определяются таким образом, чтобы они были количественно измерены. Цели определяются в виде целевых индикаторов, представляющих собой доступную наблюдению и измерению характеристику состояния и развития СКИ, условия эксплуатации указанных систем ОКК, которые необходимо обеспечить за счет реализации инвестиционной программы (далее - целевые индикаторы).

2.3.1. В случае отсутствия программы комплексного развития целевые индикаторы разрабатываются на основании:

Прогноза социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга»;

Планируемых на период реализации разрабатываемой инвестиционной программы объемов ввода объектов жилищного и промышленного строительства , а также характеристик вводимых объектов;

Перечня и характеристик земельных участков, обеспечиваемых инженерной инфраструктурой в целях подключения объектов строительства (реконструкции) в период реализации разрабатываемой инвестиционной программы;

Информации о текущем состоянии СКИ, определяемом посредством расчета значений индикаторов на момент разработки технического задания, содержащего сведения о степени износа, величине потерь коммунального ресурса, количестве и длительности аварий, характеристики качества реализуемых товаров и услуг.

2.3.2. Информация о планируемых на период реализации разрабатываемой инвестиционной программы объемах ввода объектов жилищного и промышленного строительства, а также характеристики земельных участков, обеспечиваемых инженерной инфраструктурой в целях подключения объектов строительства (реконструкции), представляется УСиЗО по запросу УГХ и должна содержать:

Перечень строительных площадок, а также перечень зданий, строений и сооружений, подключаемых к СКИ, с указанием планируемого адреса;

Предельное количество этажей и (или) предельную высотность застройки каждого из зданий, строений, сооружений в границах строительных площадок;

Максимальную планируемую нагрузку в точке подключения каждой из площадок, зданий, строений и сооружений по каждому виду предоставляемых коммунальных ресурсов;

Красные линии соответствующих территорий;

Границы зон действия установленных и частных сервитутов;

Планируемые сроки подключения каждого из участков, площадок, зданий, строений и сооружений.

Указанная информация может сопровождаться картами и схемами планируемого размещения объектов строительства и иными документами.

2.3.3. Информация о планируемых объемах ввода объектов жилищного и промышленного строительства может формироваться посредством организации и проведения технических совещаний, рабочих встреч и консультаций с организациями-застройщиками.

2.3.4. Дополнительной исходной информацией для разработки целевых индикаторов может быть информация, получаемая от потребителей товаров и услуг ОКК посредством проведения запросов, а также посредством анализа жалоб и претензий, поступающих в адрес ОКК, о соответствии количества и качества поставляемых товаров и услуг условиям договоров либо установленным требованиям. Также исходной информацией для расчета целевых индикаторов является информация, отражающая:

Финансовое состояние ОКК (в том числе кредиторской и дебиторской задолженности , плановой и фактической выручки);

Показатели производственной программы ОКК;

Показатели, определенные в рамках проведения федерального государственного статистического наблюдения.

2.3.5. Для разработки технического задания, в том числе для определения целевых индикаторов, УГХ запрашивает от ОКК в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее предоставления.

2.3.6. Целевые индикаторы инвестиционной программы определяются таким образом, чтобы они отражали потребности муниципального образования «Город Калуга» в товарах и услугах ОКК, требуемый уровень качества и надежности работы СКИ при соразмерных затратах и экологических последствиях.

Целевые индикаторы могут быть сгруппированы, в том числе в следующие группы:

Надежность (бесперебойность) снабжения потребителей товарами (услугами) ОКК;

Доступность товаров и услуг для потребителей (в том числе обеспечение новых потребителей товарами и услугами ОКК);

Эффективность деятельности ОКК;

Обеспечение экологических требований.

2.3.7. Целевые индикаторы могут определяться с учетом показателей и индикаторов мониторинга, устанавливаемых Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, утверждаемой Минрегионом России по согласованию с Минэкономразвития России и Федеральной службой по тарифам Российской Федерации.

2.3.8. Основные требования при определении целевых индикаторов:

Однозначность - изменения целевых индикаторов должны однозначно характеризовать положительную или отрицательную динамику происходящих изменений состояния СКИ, а также не иметь различных толкований;

Измеримость - каждый целевой индикатор должен быть количественно измерен;

Доступность - проведение расчета значений индикаторов не должно быть связано с проведением дополнительных исследований и должно минимизировать затраты времени и ресурсов на расчет значений;

Достижимость - целевые значения индикаторов должны быть достижимы ОКК в срок и на основании ресурсов, предусматриваемых разрабатываемой инвестиционной программой.

2.3.9. При разработке технического задания значения целевых индикаторов определяется по состоянию на момент завершения реализации инвестиционной программы. Также могут быть определены промежуточные значения целевых индикаторов, отражающие необходимость их достижения на отдельных этапах программы.

2.3.10. В случае наличия программы комплексного развития целевые индикаторы, определяемые в рамках разработки технического задания, а также совокупность целевых индикаторов в рамках всех технических заданий по разработке инвестиционных программ рекомендуется формировать таким образом, чтобы они обеспечивали реализацию целей и задач, на достижение которых направлена реализация программы комплексного развития.

2.3.11. В целях обеспечения единых подходов к формированию целевых показателей развития СКИ необходимо в максимальной степени обеспечить синхронизацию разработки целевых индикаторов в технических заданиях, разрабатываемых для различных ОКК.

2.4. Требованиями к инвестиционной программе определяются условия, на соответствие которым УГХ будет проводить проверку инвестиционной программы.

2.5. В техническом задании отражать следующие условия, которые необходимо реализовать при разработке инвестиционной программы:

2.5.1. В случае отсутствия в муниципальном образовании «Город Калуга» программы комплексного развития в техническом задании могут быть обозначены приоритеты развития инженерной инфраструктуры муниципального образования «Город Калуга» на среднесрочную перспективу, в рамках которой ОКК разрабатывает технические мероприятия по строительству и (или) модернизации СКИ и объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО. Обозначение приоритетов развития инфраструктуры может заключаться в определении не только значений целевых индикаторов для всей СКИ, но и для отдельных элементов системы (технологических и производственных этапов производства и реализации товаров и услуг).

В техническом задании могут быть сформулированы требования по проведению работ, которые должны были войти в указанную программу. К таким работам можно отнести анализ существующего состояния СКИ и объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО, с выявлением основных проблем, не позволяющих обеспечить необходимый уровень объемов и качества предоставления товаров и услуг ОКК.

2.5.2. Разработка плана технических мероприятий по строительству и (или) модернизации СКИ и объектов, используемых для утилизации (захоронения) ТБО. При разработке мероприятий учитывать: существующее состояние указанных систем и объектов и обеспечивать доведение их состояния, а также условий их эксплуатации до уровня, задаваемого целевыми индикаторами технического задания; обеспечивать подключение строящихся (реконструируемых) объектов, указанных в техническом задании, к СКИ, а также обеспечивать земельные участки инженерной инфраструктурой. В случае отсутствия программы комплексного развития перечень указанных объектов и земельных участков с их характеристиками и характеристиками планируемых подключаемых объектов (в том числе нагрузок) рекомендуется проводить в приложении к техническому заданию.

2.5.3. В рамках разработки инвестиционной программы в соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 01.01.01 г. должны быть определены финансовые потребности на ее реализацию, которые определяются на основании финансовых потребностей по реализации каждого из мероприятий программы.

2.5.4. Реализация инвестиционной программы, включая отдельные ее мероприятия, в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 01.01.01 г. обеспечивается соответствующими источниками финансирования, которые гарантируют своевременность инвестиций в необходимом объеме.

2.5.5. Могут быть сформулированы требования по предварительному расчету надбавок к тарифам и тарифов на подключение.

2.5.6. Может быть сформулировано условие о необходимости подготовки ОКК проекта инвестиционного договора в целях развития СКИ. Реализация инвестиционной программы в соответствии с частью 13 статьи 11 Федерального закона от 01.01.01 г. основывается на договоре, заключаемом Городской Управой города Калуги с ОКК, определяющем условия реализации утвержденной инвестиционной программы.

2.5.7. Требование о необходимости согласованности разрабатываемой инвестиционной программы с предыдущими и текущими инвестиционными и производственными программами, направленное на исключение возможного двойного учета реализуемых мероприятий в рамках различных программ.

2.5.8. Требование к форме инвестиционной программы, отражающей требования к ее разработке.

2.6. В техническом задании на разработку инвестиционной программы предусматривается срок разработки инвестиционной программы, то есть срок с момента утверждения технического задания, в течение которого ОКК, для которой утверждено указанное задание, должна разрабатывать инвестиционную программу и иные документы, предусмотренные техническим заданием.

2.6.1. Помимо срока разработки инвестиционной программы в техническом задании может указываться срок реализации инвестиционной программы, то есть период, за который необходимо обеспечить достижение установленных целевых индикаторов. В случае отсутствия программы комплексного развития, а также сроков реализации инвестиционной программы в техническом задании рекомендуется отражать требование по определению периода реализации инвестиционной программы непосредственно ОКК.

2.7. По решению УГХ в техническое задание могут быть включены иные требования.

3. Порядок согласования, утверждения

и изменения технического задания

3.1. Техническое задание разрабатывается и утверждается в сроки, учитывающие период подготовки ОКК инвестиционной программы и сроки утверждения данной программы.

3.2. Проект технического задания предварительно согласовывается УГХ с ОКК, разрабатывающей инвестиционную программу.

3.3. Разработанный проект технического задания в случае необходимости рассматривается на рабочей группе, в состав которой входят представители УГХ, УСиЗО, управления архитектуры и градостроительства города Калуги, управления экономики города Калуги, Городской Думы города Калуги, ОКК, а также по согласованию могут входить и заинтересованные организации, планирующие осуществить строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства с подключением новой (дополнительной) нагрузки к СКИ.

3.4. Рассмотренный рабочей группой проект технического задания утверждается правовым актом Городской Управы города Калуги.

3.5. Подготовку проекта правового акта Городской Управы города Калуги об утверждении технического задания осуществляет УГХ.

3.6. Пересмотр или внесение изменений в утвержденное техническое задание осуществляется по инициативе Городского Головы города Калуги. Инициатором пересмотра или внесения изменений в утвержденное техническое задание может выступить соответствующая ОКК, разрабатывающая инвестиционную программу.

3.7. В качестве оснований для пересмотра (внесения изменений) в утвержденное техническое задание рекомендуется определять:

Принятие или внесение изменений в программу комплексного развития муниципального образования «Город Калуга»;

Принятие или внесение изменений в программы социально-экономического развития муниципального образования «Город Калуга» и иные программы, влияющие на изменение условий технического задания;

Вынесение органом регулирования муниципального образования «Город Калуга» решения о недоступности для потребителей товаров и услуг ОКК с учетом надбавки к ценам (тарифам), предлагаемой ОКК для обеспечения реализации инвестиционной программы;

Объективные изменения условий деятельности ОКК, влияющие на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг), и невозможность пересмотра надбавки к тарифам на товары и услуги ОКК и (или) тарифа ОКК на подключение;

Внесение дополнительных и (или) исключение принятых при утверждении технического задания подключаемых к СКИ строящихся (реконструируемых) объектов, а также перечня земельных участков, обеспечиваемых инженерной инфраструктурой.

3.8. Пересмотр (внесение изменений) технических заданий может производиться не чаще одного раза в год.

3.9. При пересмотре или внесении изменений в техническое задание предусматриваются изменение значений целевых индикаторов, определенных в техническом задании, и (или) корректировка перечня подключаемых к СКИ строящихся (реконструируемых) объектов, а также перечня земельных участков, обеспечиваемых инженерной инфраструктурой.

3.10. В случае если пересмотр, внесение изменений технического задания осуществляется по инициативе ОКК, заявление о необходимости пересмотра технического задания направляется ОКК Городскому Голове города Калуги. Заявление ОКК о пересмотре или внесении изменений в техническое задание должно сопровождаться обоснованием причин пересмотра или внесения изменений в техническое задание с приложением необходимых документов.

3.11. Пересмотр или внесение изменений в техническое задание осуществляется в порядке, соответствующем порядку его разработки.

3.12. Решение об утверждении или пересмотре технического задания, внесение изменений в техническое задание доводятся до ОКК, осуществляющей разработку инвестиционной программы, УГХ в письменном виде в недельный срок со дня его принятия.

Данный текст был создан сугубо ради существования постоянной ссылки, которую бы сам автор, да и все вы - могли бы смело отправлять своим будущим заказчикам, коллегам, родственникам и знакомым в виде стандартизированного ответа на вопрос: «А надо ли мне ваше ТЗ и вообще что это?»

Как говорится - «вместо тысячи слов», поскольку каждый раз евангелистить по 4-5 часов в скайпе на данную тему становится уже утомительным, а общемировая тенденция подсовывать под определение «Технического задания» откровенную ерунду с годами все только усиливается.

Проблема

Дело в том, что когда существует конкретный формат, а также четкое и внятное определение какого-либо термина, то все манипуляции и подмены его на собственные брифы, прототипы, на ходу придуманные опросники, описания и просто входящие заявки - выглядят, по меньшей мере, непрофессионально. Поэтому с научного определения нашего понятия и начинаем:

Техническое задание - исходный документ на проектирование технического объекта (изделия). ТЗ устанавливает основное назначение разрабатываемого объекта, его технические характеристики, показатели качества и технико-экономические требования, предписание по выполнению необходимых стадий создания документации (конструкторской, технологической, программной и т. д.) и её состав, а также специальные требования. Техническое задание является юридическим документом - как приложение включается в договор между заказчиком и исполнителем на проведение проектных работ и является его основой: определяет порядок и условия работ, в том числе цель, задачи, принципы, ожидаемые результаты и сроки выполнения. То есть должны быть объективные критерии, по которым можно определить, сделан ли тот или иной пункт работ или нет. Все изменения, дополнения и уточнения формулировок ТЗ обязательно согласуются с заказчиком и им утверждаются. Это необходимо и потому, что в случае обнаружения в процессе решения проектной задачи неточностей или ошибочности исходных данных возникает необходимость определения степени вины каждой из сторон-участниц разработки, распределения понесенных в связи с этим убытков. Техническое задание, как термин в области информационных технологий – это юридически значимый документ, содержащий исчерпывающую информацию, необходимую для постановки задач исполнителям на разработку, внедрение или интеграцию программного продукта, информационной системы, сайта, портала либо прочего ИТ сервиса.
Переводим на понятный язык

1) ТехЗадание - оно ставит задачу. А значит оно должно идти перед прототипом, скетчем, тестом, дизайн-проектом, потому что любой майндмеп, диаграмма потоков данных, архитектура - это уже выполнение некой задачи, это ответ на вопрос. А до того, как сам вопрос еще не задан, не сформулирован и не подписан всеми сторонами - любой ответ будет априори неправильным, не так ли? Итак, начало любой работы над любым проектом - это постановка задачи, а не судорожный поиск набросков десятка вариантов ее решения.

2) Собственно из первого пункта логично вытекает и новый - сам текст ТЗ обязан начинаться с главы «Цели и задачи», четко формулирующей, какие бизнес-цели преследует вся эта очередная попытка повысить энтропию в мире. Бесцельное задание, которое не решает никаких проблем, не достигает ничего и делается «от скуки» - официально не считается Техническим Заданием, а с этого момента находится в статусе «обычная бумажка».

3) Как же вам понять, решает ли предложенная дизайн-концепция или интерактивный прототип, а то и готовый к употреблению сайт - вышеизложенную задачу бизнеса? Ничего не поделаешь, придется опять вернуться к определению: «определяет… ожидаемые результаты и сроки выполнения. То есть должны быть объективные критерии, по которым можно определить, сделан ли тот или иной пункт работ или нет». То есть ТЗ без четких измеримых показателей в рублях, секундах, тонно-километрах или градусах Цельсия - быть не может. Бриф может, или прототип, или еще любая абсурдная бумажка, но только не ТехЗадание.

Отсюда делаем вывод, что в настоящем ТЗ обязательно должна быть глава «Порядок приемки и оценки», когда эти самые показатели берутся, замеряются, и стороны либо пожимают друг другу руки, либо отправляют проект на переделку.

4) ТехЗадание должно обязательно согласоваться с общим бизнес-планом заказчика, с его стратегией развития бизнеса и анализом сегмента рынка. Именно все это позволит установить правильные цели, вывести точные метрики, по которым затем адекватно провести приемку готового инфопродукта. Отсутствие у заказчика бизнес-плана автоматически гарантирует непрофессиональное выполнение Технического Задания.

Знает ли студия на аутсорсе бизнес-цели и измеримые показатели бизнеса лучше его владельца? Очевидно, что нет, а значит правильное ТЗ должно писаться представителями Заказчика, а не наемными работниками Исполнителя. Абсурд, когда исполнитель сам себе ставит задачу, затем сам себе придумывает способы ее оценки, и в конце сам же выставляет себе итоговую отметку за сделанную работу. В идеале такой «самодеятельности» быть не должно, хотя на практике повсюду именно так и происходит, в результате чего ТехЗадание и не оказывает нужной помощи проекту, слишком часто являясь по сути фиктивным документом. Не надо так.

5) Каждое внесение правок в готовое ТЗ должно стоить денег. Нельзя бесплатно и бесконечно править «Конституцию вашего проекта» только потому, что одна из сторон передумала, не выспалась, внезапно решила сэкономить и т.д. Цена каждого изменения в ТЗ должна также четко прописываться заранее в соответствующей главе.

Кстати, по идее точно также каждая правка в дизайне или внесение изменений в список страниц или функций должна иметь четкую цену, которая оплачивается заранее, до начала внесения данного изменения. Лично я предлагаю любую редактуру утвержденного ТЗ оценивать в 30% от всего бюджета проекта, но вы можете поступать иначе.

Стоит ли упоминать, что в ТЗ просто необходимо заранее указывать сроки и общий бюджет на разработку, а также список всех существующих ресурсов и ограничений? - Нет, это будет уж слишком очевидно.

Итак: Что делаем? Для чего? Как поймем, что сделали? Сколько стоит каждый пивот? - написанные на листочке ответы на все эти вопросы и являются «серебряной пулей», способной вытащить даже самый провальный проект.

Контрольные вопросы
А здесь перечислю ответы на самые часто встречающие вопросы от заказчиков:

1) Так что, на написание ТехЗадания может еще и официальный ГОСТ есть? - Да, даже несколько.

2) А что, в ТехЗадание не входит описание нужных страниц, количества кнопок, используемых библиотек, гайдлайнов и т.д.? - В само ТЗ нет, но в Приложения вы можете все это поместить, разумеется скорректировав все это с вышеописанными целями, ограничениями и способами дальнейшей оценки достигнутого результата. Размещайте хоть весь будущий контент, хоть описание типовых персонажей - но не вместо четкой постановки задачи, а уже после нее.

3) Так может оно мне такое и не нужно? - Возможно, сегодня тысячи сайтов делаются вообще без ТЗ, также, как тысячи людей в мире прекрасно живут, будучи слепыми от рождения. Но если вы хотите видеть - куда вы вообще движетесь, осознанно принимать решения и самостоятельно оценивать полученные результаты - то без ТЗ тут не обойтись.

4) Вот вы и Википедия пишете, что ТЗ создается заказчиком. Но я не умею\мне некогда\просто не хочу его делать сам. Как же быть? - Отдать разработку ТЗ третьей стороне, вполне знакомой с вашим бизнесом, его задачами, целевой аудиторией и потребностями, и в то же время досконально осведомленной о всех этапах веб-разработки. Эта третья сторона станет неким «веб-нотариусом», то есть гарантом того, что исполнитель не занизит нужные вам показатели или не затянет сроки, и что заказчик установит достижимые метрики и на итоговой приемке не будет субъективно оценивать созданный продукт, на ходу изменяя зафиксированные ранее требования.

5) И что, если ТЗ является юридическим документом, то я потом могу засудить аутсорсера, не заплатить ему, заставить переделать все в десятый раз? - Если документ составлен правильно, указаны цели и методология оценки их достижения; если документ подписан сторонами и упомянут в Договоре (само ТехЗадание договором не является) - то конечно же сможете. А вот с обычным брифом, прототипами, арт-креатив-макетом, Безопасной сделкой на FL - уже нет.

6) Мне говорят, что работа будет вестись по какому то то ли скраму, то ли аджайлу; а значит архаичное ТЗ мне больше уже не нужно. Это так? - Посудите сами: вам называют непонятное слово, явно что-то маскирующее и вот уже на основании незнакомого вам термина предлагают отказаться от юридически грамотного и наполненного целями и метриками документа. Сам же agile никаких целей вроде «достичь не менее 10 000 посещений к концу года», или «достичь цифры более 25 заказов с сайта через месяц» - установить не может, это просто способ проведения совещаний и новой организации нерадивых сотрудников. Задумайтесь несколько раз: «А не пускают ли вам пыль в глаза?». На самом деле никакому новомодному скраму профессиональное ТЗ повредить не может, а вот помочь - обязательно.

ТЗ — основной документ, без которого не может быть создан полноценный технический проект (ТП), или техно-рабочий проект.

Документ ГОСТ 34.602-89 «ТЗ на создание АС» содержит в первых же строках явное указание:

1.1. ТЗ на АС является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации — далее создания) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка АС и ее приемка при вводе в действие.

Приступая к написанию ТЗ (ЧТЗ) необходимо собрать первичные сведения, которые будут отображаться на титульном листе.

Следует начинать написание ТЗ (ЧТЗ) с титульного листа. Титульный лист содержит:

  1. Наименование заказчика
  2. Наименование системы / подсистемы
  3. Наименование типа документа (ТЗ / ЧТЗ и т.д.)
  4. Наименование очереди создания АС
  5. Шифр темы
  6. Согласующие надписи

Наименование заказчика

Заказчиков может быть несколько, но лишь один из них будет основным. Сведения о составе и структуре заказчика должны быть отражены в тексте ТЗ. На титульном листе указывается основной согласованный заказчик. Могут быть следующие варианты состава заказчиков:

  1. Единственный заказчик (наиболее частая ситуация)
  2. Группа заказчиков, в которой кто-то один является основным. Например, один заказчик является функциональным, т.е. АС создаётся непосредственно для него. Другой же заказчик оплачивает разработку. На титульном листе следует отображать лишь одного заказчика. Этот вопрос следует предварительно согласовать с руководством заказчиков. Обычно этот вопрос относится к компетенции менеджера проекта.
  3. В отдельных случаях заказчик может потребовать указать наименование исполнителя, без указания собственного наименования. Этот вопрос также следует предварительно согласовать с заказчиком.

Как правило у заказчика два наименования — полное и краткое. Специалисты со стороны заказчика отрицательно относятся к ошибкам в обоих наименованиях. Обычно языковая форма наименования на титульном листе следующая: <Полное наименование заказчика> (<Краткое наименование заказчика>). Если заказчик подчиняется какой-либо вышестоящей организации, возможно следует включить её наименование в наименование заказчика.

Полные наименования госструктур часто содержат языковой фрагмент «Российская Федерация». В полном наименовании не следует сокращать наименование страны; как правило, заказчик весьма жестко реагирует на попытки использовать аббревиатуру РФ в полном наименовании. Служащие государственных учреждений, как правило, относятся подчеркнуто уважительно к государственной атрибутике. Часто подобная позиция способствует составлению длинных официальных текстов. По нашему мнению, сложившееся положение вещей следует принять как данность.

Могут быть и иные варианты наименования, не вошедшие в список.

Наименование системы / подсистемы

АС может состоять из подсистем. Подсистемы — из модулей. АС состоит из множества элементов, которые могут образовывать иерархию. Языковое обозначение этих элементов может быть различным; главное — согласовать термины с заказчиком, чтобы общаться с ним на одном языке. В явном виде ГОСТ 34.602-89 содержит лишь 2 термина — Система (АС) и Подсистема. Остальные термины д.б. определены заказчиком и исполнителем.

Наименование типа документа

В данном случае м.б. следующие типы документа:

  1. Техническое задание (ТЗ) на разработку АС
  2. Техническое задание на модификацию АС
  3. Частное техническое задание на разработку какой-либо части АС, например Подсистемы, входящей в АС
  4. Частное техническое задание на модификацию АС / Подсистемы.

ТЗ и ЧТЗ

Следует определиться с типом документа — ТЗ или ЧТЗ?

ТЗ пишется на всю Систему (АС). ЧТЗ на какую-либо часть АС — на Подсистему.

При наличии общего ТЗ на АС имеет смысл писать ЧТЗ на отдельные подсистемы. ЧТЗ предполагает наличие ТЗ.

Если речь идёт о написании ЧТЗ, тогда на титульном листе следует указывать 2 наименования: наименование АС и наименование Подсистемы.

Документы ГОСТ серии 34 не содержат термина «Частное техническое задание». Вместе с тем в документе ГОСТ 34.003-90 «АС. Термины и определения» читаем:

1.2. ТЗ на АС разрабатывают на систему в целом, предназначенную для работы самостоятельно или в составе другой системы.

Дополнительно могут быть разработаны ТЗ на части АС: на подсистемы АС, комплексы задач АС и т.п. в соответствии с требованиями настоящего стандарта; на комплектующие средства технического обеспечения и программно-технические комплексы в соответствии со стандартами ЕСКД и СРПП; на программные средства в соответствии со стандартами ЕСПД; на информационные изделия в соответствии с ГОСТ 19.201 и НТД, действующей в ведомстве заказчика АС.

Разработка и модификация

В требованиях к содержанию документа ТЗ (см. ГОСТ 34.602-89) используются следующие термины:

  1. Разработка АС
  2. Модификация АС
  3. Развитие АС
  4. Модернизация АС

Трудно провести чёткую границу между этими понятиями (кроме п.п. 1-2). Поэтому мы предлагаем рабочую версию определений, не претендующую на полноту.

Разработка АС — написание кода, документации, проведение пусконаладочных работ, внедрение и т.д. с нуля.

Модификация АС — внесение согласованных изменений в уже существующую АС.

Развитие АС — дополнение АС какими-либо новыми элементами (например, новой подсистемой)

Модернизация АС — перевод АС на новую платформу (например на новую ОС).

Важно с самого начала определиться с объемом этих понятий и использовать их сознательно, включив в наименование типа документа (или в наименование АС).

От понимания этих терминов будет зависеть состав работ проектной команды, сроки исполнения, объём необходимых ресурсов, характер последующих испытаний и т.д.

Наименование очереди создания АС

Следует различать два понятия:

  1. стадии и этапы создания АС (см. ГОСТ 34.601-90 «АС. Стадии создания»)
  2. очередь создания АС

ГОСТ 34.003-90 ИТ. «Комплекс стандартов на АС. АС. Термины и определения» так определяет термины:

очередь создания АС — часть АС, для которой в техническом задании на создание АС в целом установлены отдельные сроки ввода и набор реализуемых функций

стадия создания АС — одна из частей процесса создания АС, установленная нормативными документами и заканчивающаяся выпуском документации на АС, содержащей описание полной, в рамках заданных требований, модели АС на заданном для данной стадии уровне, или изготовлением несерийных компонентов АС, или приемкой АС в промышленную эксплуатацию

этап создания АС — часть стадии создания АС, выделенная по соображениям единства характера работ и (или) завершающего результата или специализации исполнителей

ГОСТ 34 в явном виде не объясняет различие между стадиями/этапами создания АС и очередями создания АС.

На практике часто прибегают к следующей схеме: создание АС делится на очереди (1-я, 2-я и т.д.). Внутри каждой очереди работы делятся на стадии и этапы. Схема очередности создания АС должна содержаться в конкурсной документации и дополнительно согласовываться с заказчиком.

Шифр темы

Следует различать понятия:

  1. Шифр темы
  2. Краткое наименование АС
  3. Децимальный номер

Шифр темы — это краткое (как правило буквенное) обозначение АС. Шифр темы может не совпадать с кратким наименованием АС. Шифр темы следует уточнять у заказчика. Качественно написанная конкурсная документация содержит шифр темы (такое случается не часто). Не все заказчики обладают оргструктурой, отвечающей за присвоение системам шифров и децимальных номеров.

Если заказчик по тем или иным причинам не сообщает шифр темы следует воспользоваться кратким наименование АС, или придумать собственный шифр темы и согласовать его с заказчиком. Такая практика возможна.

ТЗ — НЕ имеет децимального номера. Децимальный номер присваивается документам технорабочего проекта (ТРП). ТЗ — не является частью ТРП. Децимальный номер, как правило формируется исполнителем, однако возможен вариант, при котором присвоение номер осуществляет заказчик. Этот вопрос следует уточнять у Заказчика.

Согласующие надписи

Состав согласующих надписей зависит от заказчика и исполнителя. Обычно, на ранней стадии создания АС заказчик отказывается комментировать данный вопрос, т.к. в начале проекта неясно кто станет подписывать ТЗ и ТРП с его стороны. Однако сами консультации по данной теме целесообразно проводить как можно раньше. Практика показывает, что принятие решения со стороны заказчика относительно состава должностных лиц, ставящих свои подписи — занимает длительное время.



Просмотров