Отличие винительного падежа от родительного. Как отличить винительный от родительного падежа
Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать. Всего в русском современном языке существует шесть падежей, каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание. Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.
Падежи в русском языке
- Именительный - отвечает на вопросы «кто?», «что?». Пример: собака, книга;
- Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Пример: собаку, книгу;
- Дательный - отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Пример: собаке, книге;
- Винительный - отвечает на вопросы «кого?», «что?». Пример: собаку, книгу;
- Творительный - отвечает на вопросы «кем?», «чем?» Пример: собакой, книгой;
- Предложный - отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?». Пример: о собаке, о книге.
Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее. Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения. Дательный падеж определяет точную конечную точку действия, адресата послания. Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия. Творительный определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности. Предложный можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».
Теперь Вы знаете, на какие вопросы падежи отвечают.
В русском языке всего шесть самостоятельных падежей, и склоняются (изменяются по падежам) имена существительные, прилагательные, числительные и местоимения. Но у школьников часто возникают сложности при определении падежа. Учащиеся не всегда могут правильно поставить вопрос к слову, а это приводит к ошибкам. Особые трудности возникают, когда слово в разных падежах имеет одну и ту же форму.
Существует несколько приёмов, которые помогут безошибочно определить падеж слова.
1. Постановка вопроса.
Обратим внимание, что вопрос должен быть падежным, а не смысловым. По вопросам где? куда? когда? почему? определить падеж не получится.
У обоих претендентов (у кого? – Р. п.).
Что произошло в 1812 году? (в чём? – П. п.).
После концерта пятеро (И. п.) зрителей (кого? – Р. п.) остались в зале (в чём? – П. п.).
Через десять минут (через что? – В. п.) он (И. п.) вернулся.
Она довольна новым автомобилем (чем? – Т. п.).
2. Существуют вспомогательные слова , которые могут помочь при определении падежа:
Падеж |
Вспомогательное слово |
Падежный вопрос |
Именительный |
||
Родительный |
кого? чего? |
|
Дательный |
кому? чему? |
|
Винительный |
кого? чего? |
|
Творительный |
||
Предложный |
говорить |
о ком? о чём? |
Для разграничения омонимичных падежных форм используют следующие приёмы.
3. Замена единственного числа на множественное.
Идти по дороге (окончание -е и в Д. п., и в П. п.).
Идти по дорогам (по чему? – Д. п., в П. п. – о дорогах).
4. Замена мужского рода на женский.
Встретил друга (окончание -а и в Р. п., и в В. п.).
Встретил подругу (кого? – В. п., в Р. п. – подруги).
5. Волшебное слово мама.
Особые сложности возникают при разграничении форм винительного и родительного, винительного и именительного падежей. На помощь, как всегда, придёт «мама» . Именно это слово можно подставить в предложение. Подставили, смотрим на окончание: мамА – именительный, мамЫ – родительный падеж; мамУ – винительный падеж.
Сам погибай, а товарища (окончание -а и в Р. п., и в В. п.) выручай.
Сам погибай, а мамУ (В. п.) выручай .
6. Определить падеж помогает и знание характерных предлогов.
Падеж |
Предлоги |
Именительный |
|
Родительный |
без, у, от, до, с, из, возле |
Дательный |
|
Винительный |
на, за, под, через, в, про, |
Творительный |
над, за, под, с, перед, между |
Предложный |
в, о, об, на, при |
Как видим, существуют предлоги, характерные только для одного падежа: без – для родительного падежа (без задоринки) ; по, к – для дательного падежа (по лесу, к дому) , о, об, при – для предложного падежа (о трех головах, при тебе).
Вспомним, падеж имени прилагательного определяется падежом определяемого слова. Для того, чтобы определить падеж имени прилагательного необходимо найти в предложении имя существительное, к которому оно относится, потому что прилагательное всегда стоит в том же падеже, что и определяемое слово.
Я довольна новым пальто. Прилагательное новым относится к существительному пальто в Т. п., следовательно, новым – Т. п.
Остались вопросы? Не знаете, как определить падеж?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Как отличить винительный падеж от родительного.
Родительный падеж.
Согласно определениям, родительный падеж обозначает:
Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например,
«желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка
сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж.
Винительный падеж обозначает:
Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;
В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например, «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском
соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем
соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для
неодушевленных
существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для
неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно.
Допустим,
запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания
существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одушевленного существительного во множественном числе:
Неподалеку я заметил людей. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было людей. (не было кого? - Р.п.)
Как видите, в обоих падежах слово склоняется одинаково.
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно
вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Неподалеку я заметил столб. (вижу кого? - В.п.)
Вокруг не было столбов. (не было кого? - Р.п.)
Из примера видно: неодушевленное существительное в винительном падеже не изменяется в отличие от
же существительного, имеющего родительный падеж.
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к
обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему
определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если
слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.
Полезный совет.
В русском языке существуют несклоняемые существительные, например, «пальто», «кофе», когда в любом
падеже слово выглядит одинаково. В этом случае падеж можно определить только по ключевому вопросу.
Родительный падеж также можно определить, используя проверочное слово «кошка». Подставив на место
любого существительного указанное слово, обратите внимание на окончание. Пример: вместо слова
«учитель» в словосочетании «гордость за учителя» подставив проверочное слово, получаем
словосочетание «гордость за кошку». Окончание «и» указывает на родительный падеж, окончание «у» - на
винительный.
Запомните, что родительный падеж всегда указывает на соотношение целого и части (стакан воды),
сравнение с чем-то или кем-то (красивее Василисы) и принадлежность (мотоцикл брата).
Винительный падеж описывает и обозначает временно-пространственные отношения (ждать минуту), а
также указывает на переход от действия на предмет (гладить кошку).
Источник
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников.
Интересная статья!!!
13 падежей русского языка.
Предлоги В, НА с вопросами КОГО? ЧЕГО? (родительный падеж) не употребляются. Существительное «брата» будет находиться в винительном падеже. Я знаю 6 падежей И. Кого? Что? И. Кто? Что?Д. Кому? Чему? В. Кого? Чего?………….
Пожалуй, самый интересный из всех падежей русского языка – винительный. И будет испытывать на себе от местоимения «Я» чувство любви. На что следует обратить внимание при определении падежа, чтобы его не спутать с именительным, так это окончания.
Чтобы отличить винительный падеж от родительного, будем использовать вспомогательные слова и вопросы. Для родительного – нет (кого, чего), для винительного – вижу (кого, что). Как видим – для одушевлённых и неодушевлённых предметов вопросы разные.
С винительным падежом еще могут возникнуть сложности в том случае, когда в предложениях обозначены временные понятия. В первом случае падеж будет родительным, а во втором – винительным. Как часто?В. Кого? Что? Т. Кем? Чем?……………… Вот в таком виде, как в первом посте, «подаются» падежи в интернете?!?! Всего 6 падежей, в каждом по паре падежных вопросов — для одушевленных и неодушевленных.
Винительный падеж
Недавно наткнулся на упоминание того факта, что в русском языке существует больше падежей, чем те шесть, которые мы проходили в школе. Стал копать дальше и, в общем, насчитал их целых тринадцать. Количественно-отделительный падеж является разновидностью родительного, в том смысле, что он отвечает на его же вопросы и указывает на некоторые из его функций.
Не уверен, что это правда; я бы скорее сказал «чаю», чем «чая», либо вообще бы переформулировал предложение так, чтобы использовать винительный падеж («Чай будете?»).
Лишительный падеж используется вместе с отрицанием глагола во фразах вроде «не знать правды» (но «знать правду»), «не иметь права» (но «иметь право»). Иногда они взаимозаменяемы, но в некоторых случаях нам заметно удобнее использовать только один из двух вариантов, что говорит в пользу лишительного падежа.
Ждательный падеж - явление довольно сложное. Ждать (бояться, остерегаться, стесняться) мы можем кого-то или чего-то, то есть, вроде бы, должны использовать родительный падеж с этими глаголами. Однако иногда этот родительный падеж вдруг принимает форму винительного.
Творительный падеж
Конечно, если эти формы считать допустимыми, то никакого ждательного падежа нет, просто с глаголом ждать (и его собратьями) можно использовать и родительный, и винительный падежи. Вполне может быть, так случается; например, в винительном падеже тоже есть схожий эффект - для неодушевлённых предметов во втором склонении он совпадает с именительным («сесть на стул»). Местный падеж - самый понятный из всех особых падежей.
У предложного падежа можно выделить две функции (их больше, но мы это проигнорируем): указание на объект речи и указание на место или время действия. Звательный падеж используется при обращении к объекту, выраженному существительным. Превратительный падеж (он же включительный) используется во фразах вроде «пошёл в космонавты» или «баллотировался в президенты».
Но так не говорят, говорят «он пошёл в космонавты». Счётный падеж возникает при использовании некоторых существительных с числительными. В счётном падеже они отвечают на вопросы прилагательных, от которых они произошли, причём во множественном числе. Например, «нет (кого? чего?) мастерской», но «две (каких?) мастерских».
Что такое предложный падеж?
Количественно-отделительный и лишительный слишком скользкие и часто могут быть заменены родительным, поэтому их можно считать просто вариантами, предпочтительными в тех или иных случаях. Звательный я не готов считать падежом вообще, поскольку, как я уже сказал, мне не кажется, что «дядь» - это существительное.
Да, падежи – это такая особенность русского языка, которую не дано понять многим иностранцам. Да и наши школьники частенько забывают названия этих падежей. Падеж в языках флективного (синтетического) или агглютинирующего строя - категория слова (обычно имени), показывающая его синтаксическую роль в предложении и связывающая отдельные слова предложения.
Ниже в таблице вы можете посмотреть падежи русского языка и их окончания для различных родов, склонений имен существительных. Именительный падеж - кто?, что?, является единственным прямым падежом в русском языке, употребляется в качестве главной части предложения. Родительный падеж - нет кого?, чего?, определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения.
Склонение имен существительных в предложном падеже
Звательный падеж - по форме идентичен именительному, но образует независимый оборот речи, по функциям подобный междометию. Ждательный падеж фактически совпадает с родительным, однако выделяется вследствие того, что некоторые слова с той же грамматической форме склоняются по форме винительного. Вопросы ГДЕ? КУДА? ОТКУДА? Говоря о немецкой падежной системе, важно помнить, что она, в отличие от русской, состоит из четырех падежей (пад.).
Падежи в латинском языке (краткий очерк)
В этой статье мы подробно поговорим о Akkustiv. Как и в русском языке, он также отвечает на вопрос wohin? (куда?), в таких случаях существительное в Вин-ом пад. выступает в роли обстоятельства. Машина превращается в машину, то есть меняет окончание.
Причем объект действия должен быть без предлога, так как предлог, как и в русском, всё меняет. Тут дело не в одушевленности/неодушевленности, а в том что с «не» возможен как винительный, так и родительный падежи. В научном тексте винительный падеж предпочтительнее, но не императивно. В немецком языке существуют определенные предлоги, которые требуют после себя обязательного употребления Akkusativ.
Предлоги ПО и К указывают на ДАТЕЛЬНЫЙ падеж. Вопроса ПО ЧЁМ? НЕ существует. Наряду с путаницей винительного падежа и именительного, его так же можно спутать с родительным. Существительные в предложном падеже множественного числа имеют одинаковые окончания, не зависимо от их склонения.
Изменение окончаний частей речи, которые имеют категорию падежа, дает возможность использовать необходимые формы слов для связи в предложении. От умения правильно употреблять слова в нужном падеже зависит точность и грамотность речи. Отличить родительный падеж от винительного несложно, если знать, для чего служит каждый из них.
Родительный падеж:
- указывает на принадлежность субъекта речи кому-либо или чему-либо (гнездо иволги; совет друга; улицы города);
- отражает соотношение части и целого (чашка чаю; ломоть хлеба; прядь волос);
- употребляется, если есть сравнение без указания на предмет сравнения (тверже стали, нежнее шелка, холоднее льда);
- указывает на связь с глаголом, который употреблен с частицей не (не бояться темноты; не видеть горизонта, не любить соседа);
- указывает на связь с глаголом, обозначающим желание или намерение (хотеть добра; желать удачи, уклониться от ответственности).
В каждом из этих случаев существительные, употребленные в родительном падеже, являются зависимыми словами. От главных к ним можно поставить вопросы: нет кого? или нет чего?
Винительный падеж обозначает:
- действие, направленное на предмет речи (читать книгу; гладить собаку, съесть бутерброд);
- пространственные и временные отношения (преодолеть препятствие; взять барьер; работать неделю).
От главного слова к существительному в винительном падеже можно поставить вопросы: вижу кого? или вижу что?
Выводы сайт
- Неодушевленные существительные имеют разные окончания и отвечают на вопрос (нет) чего? в родительном падеже, (вижу) что? в винительном падеже.
Например:
Обойдусь без (чего?) зонтика. (Р. п.)
Посажу (что?) дерево. (В. п.) - Окончания одушевленных существительных в родительном и винительном падежах могут совпадать. Различать падежи в этом случае следует по смыслу предложения.
Например:
Я не обойдусь без помощи отца. (кого? вспомогательный вопрос: нет кого? – Р. П.)
Мы запомнили отца молодым и энергичным. (кого? вспомогательный вопрос вижу кого? – В. П.) - Падеж неизменяемых существительных также определяют по контексту.
Например:
Хочу купить новое пальто. (кого? что?- В.П.)
Клетка оказалась без кенгуру. (кого? чего? – Р. П.)