Примеры возникновения чрезвычайной ситуации из за аварии на взрывопожароопасном объекте. Почему происходят пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах? Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Взрывопожароопасные объекты – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

  • Взрывопожароопасные объекты – это предприятия, на которых производят, хранят, транспортируют взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.
К взрывопожароопасным объектам относятся:
  • К взрывопожароопасным объектам относятся:
  • Предприятия химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей помышленности.
  • Нефте- и газопроводы
  • Предприятия, производящие порох, взрывчатые вещества.
  • Угольные шахты.
  • Предприятия лесной и пищевой промышленности.
К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся:
  • К поражающим факторам аварий на взрывопожароопасных объектах относятся:
  • Воздушная ударная волна с образованием большого количества отлетающих осколков.
  • Высокая температура.
  • Загрязнение воздуха продуктами горения, в том числе и углекислый газ
Возможные последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах:
  • Возможные последствия аварий на взрыво- и пожароопасных объектах:
  • Поражение людей
  • Полное или частичное разрушение жилых или промышленных зданий.
  • Пожары
  • Концентрация химически опасных веществ
  • Тяжелые социальные и экономические последствия.
Примеры аварий на взрывопожароопасных объектах
  • 1. Железнодорожная катастрофа на станции Аша, 4 июня 1989 года. крупнейшая в истории России и СССР катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в 11 км от города Аша. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), ранены более 600.
2. Взрывы на полигоне под Чапаевском (Самарская область) 18 июня 2013 года 1 человек погиб, 9 госпитализировано, 6 тысяч эвакуировано. Материальный ущерб составил 10 миллионов рублей Взрыв метана на шахте «Распадская 9 мая 2010 года. 66 человек погибло, более 10 пострадали
  • Взрыв метана на шахте «Распадская 9 мая 2010 года. 66 человек погибло, более 10 пострадали
Взрыв на нефтепроводе в Пермском крае 19 июля 2013 года. 1 человек погиб, произошел разлив нефти на большой площади
  • Взрыв на нефтепроводе в Пермском крае 19 июля 2013 года. 1 человек погиб, произошел разлив нефти на большой площади
Пожар на складе лакокрасочной продукции в Подольске 30 июня 2012 года. Площадь пожара – 7 тысяч кв.м., в тушении принимало участие 3 пожарных вертолета и пожарный поезд. Жертв нет
  • Пожар на складе лакокрасочной продукции в Подольске 30 июня 2012 года. Площадь пожара – 7 тысяч кв.м., в тушении принимало участие 3 пожарных вертолета и пожарный поезд. Жертв нет

Введение

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстоятельство, возникающее в результате природных стихийных бедствий, аварий и катастроф техногенного, экологического происхождения, военного, социального и политического характера, вызывающее резкое отклонение от нормы жизнедеятельности людей, экономики, социальной сферы или природной среды.

Человечество ежедневно сталкивается со множеством суровых природных явлений. Помимо этого, хозяйственная деятельность человека приводит к нарушению экологического равновесия, возникновению аномальных природных и техногенных ситуаций: стихийных бедствий, катастроф и многочисленных аварий с человеческими жертвами. Тысячелетняя практика жизнедеятельности показывает, что ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности.

Чрезвычайные ситуации - события, отличающиеся масштабностью, охватывающие значительную территорию и угрожающие большому числу людей.

Пожары и взрывы - самые распространенные ЧС в современном индустриальном обществе. Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями они происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Пожаро- и взрывоопасные объекты - это предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определённых условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также ж/д и трубопроводный транспорт.

Среди техногенных же причин пожар прочно занимает второе место после взрыва.

Причины аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах

Пожар - это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются или повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.

Горением называется быстро протекающий процесс окисления или соединения горючего вещества и кислорода воздуха (без кислорода - процесс разложения), сопровождающийся выделением газа, тепла и света.

Различают "собственно горение" (скорость распространения не превышает десятков метров в секунду), взрыв (сотни метров в секунду) и детонацию (тысячи м/с).

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) - предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву. К ним относятся производства, где используются взрывчатые и имеющие высокую степень возгораемости вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.

По взрывной, взрывопожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на 5 категорий:

А - нефтеперерабатывающие заводы, химические предприятия, трубопроводы, склады нефтепродуктов.

Б - цеха по изготовлению и транспортировки угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, выбойные и размольные отделения мельниц.

В - лесопильные, деревообрабатывающие, столярные и модельные производства.

Г - склады и предприятия, связанные с переработкой и хранением несгораемых веществ в горячем состоянии, а также со сжиганием твердого, жидкого или газообразного топлива.

Д - склады и предприятия по хранению несгораемых веществ и материалов в холодном состоянии, например мясных, рыбных и других продуктов.

Основными причинами пожаров на пожаро- и взрывоопасных объектах являются: неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, умышленный поджог, курение, неисправное электрооборудование, неумелое обращение с электроприборами, самовоспламенение или самовозгорание веществ и материалов.

Неосторожное обращение с огнем является причиной каждого третьего пожара: непотушенные спички, окурки, отогревание огнем факелов и паяльных ламп водопроводных труб, небрежность при хранении горящих углей, золы. Пожар может возникнуть и от костра, разожженного вблизи строения, причем чаще всего от искр, которые разносит ветер.

Нарушение правил пожарной безопасности. К пожару может привести отсутствие или неисправность вентиляции во взрыво- и пожароопасных помещениях. Правильно рассчитанная и выполненная вентиляционная установка снижает опасность возникновения пожаров, так как исключает возможность образования пыле-, газо-воздушных концентраций, опасных в пожарном отношении.

Нарушение порядка хранения, использования и транспортировки пожароопасных веществ и материалов способствует возникновению пожаро - и взрывоопасной обстановки. Не допускается захламление территорий и расположенных на них зданий и сооружений, наличие в них горючих материалов и т.д.

Способствуют развитию горения и наступлению тяжких последствий также недостатки в организации предупреждения и тушения пожаров: отсутствие и неисправность автоматизированных и первичных противопожарных средств защиты объектов от пожаров, отсутствие противопожарных преград, неподготовленность персонала к тушению пожара, их несвоевременные или неправильные действия при его тушении.

Умышленный поджог. В 6,7% случаев совершается умышленный поджог. В Уголовном кодексе РФ имеется ряд статей, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с пожарами. В частности, за совершение поджогов чужого имущества, за нарушение правил пожарной безопасности.

Курение допускается только в специально отведенных местах, оборудованных урнами и емкостями с водой. В этих местах вывешивают надписи "Место для курения".

Неисправное электрооборудование. Важным условием обеспечения пожарной безопасности электротехнических установок является правильный выбор электрооборудования в зависимости от среды помещения, в которой оно должно эксплуатироваться. Электрические сети и электрооборудование должны отвечать требованиям Правил устройства электроустановок, Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

Неумелое обращение с электроприборами. Наибольшее число пожаров на предприятиях происходит из-за нарушения правил эксплуатации электротехнических установок и устройств. В большинстве случаев пожары возникают в результате коротких замыканий в электрических цепях, перегрузок проводов и электрических машин токами, на которые они не рассчитаны, искрообразования.

>>ОБЖД: Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах

Глава 2. Взрывы и пожары

Из истории катастроф

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить. В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсек подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило черное утро горя и слез. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 минут после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами , особенно в жилых домах... В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушел на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставались еще не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск - приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:
«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.

Первый эмчеэсовский самолет поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолет для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Приземлились на аэродроме Громове Остальные 80 километров преодолели на вертолетах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.

В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.

Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы , решили, что сменим их в 22.00.

К началу нашей смены под обломками оставалось еще восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь - врачи, инженеры, водители.

В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки - в том месте, где пару часов назад наш спаниель Ленька обозначил «объект». По тому, как он сделал это - виновато, как бы извиняясь, - мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у нее были на месте. Неужели в развалинах еще кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

2.1. Аварии на пожаро-и взрывоопасных объектах

Многие трагические события, связанные с авариями и катастрофами, бывают вызваны пожарами и взрывами.

Каждый пожар и взрыв - это не только личная, общественная, государственная трагедия, это свидетельство непрофессиональной деятельности людей, в большинстве случаев являющихся непосредственными виновниками этих событий. Как показывает практика, наиболее распространенными причинами пожаров и взрывов на промышленных предприятиях , транспорте и в складских помещениях являются несоблюдение правил пожарной безопасности производственным персоналом, технологические нарушения при организации и проведении работ, использование неисправного оборудования, ошибки при проектировании и строительстве зданий (сооружений).

Сократить количество пожаров, взрывов , уменьшить тяжесть их последствий - вполне выполнимая задача. Для этого, прежде всего, надо научиться определять причины их возникновения и поражающие факторы, а также уметь правильно действовать в условиях, когда они случились.

Где же чаще всего происходят пожары и взрывы?

Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро-и взрывоопасных объектах. Таких объектов в нашей стране около 8 тыс. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.

К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, Целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыво- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продук-топроводы. Особенно опасны аварии на предприятиях, производящих порох, твердое ракетное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнику.

Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.

Пожары, взрывы.

  • Пожары (взрывы) в зданиях, на коммуникациях и технологическом оборудовании промышленных предприятий.
  • Пожары (взрывы) на объектах добычи, переработки и хранения легковоспламеняющихся и взрывчатых веществ.
  • Пожары (взрывы) на транспорте.
  • Пожары (взрывы) в шахтах, пожземных и горных выработках, метрополитенах.
  • Пожары (взрывы) в зданиях и сооружениях жилого, социально-бытового и культурного назначения.
  • Пожары (взрывы) на объектах с аварийно-химическими опасными веществами.
  • Пожары (взрывы) на радиационно-опасных объектах

В уеловиях заводского концентрированного производства становятся опасными даже вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро- и взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства.
Известны случаи взрывов и пожаров на складах вооружения, а также в жилых зданиях по причине неисправности и нарушения правил эксплуатации газовых плит.

14 мая 1994 г. возник пожар на объединенном складе авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, расположенном в 6 км от населенного пункта Ново-нежино. В хранилищах на площади 60 га находились авиационные управляемые и неуправляемые ракеты, снаряды, бомбы.
Пожар охватил большую часть деревянных навесов и открытых площадок, вызвал серию взрывов. По свидетельству очевидцев, сначала за сопкой раздался взрыв, и небо окрасилось фейерверком из осветительных ракет. Затем на высоту до 300 м взметнулись языки пламени. Содрогнулась земля. Взрывная волна огромной силы прокатилась через полустанок «53-й километр», разрушая крыши домов и построек, выбивая оконные рамы и двери.


Потом взрывы малой и средней силы стали непрерывными. Затем последовали более мощные: как выяснилось впоследствии, это рвались трехтонные фугасные бомбы, В небо поднимались огромные дымные «грибы». Ракеты взрывались в воздухе или при ударе о землю. Канонада сопровождалась разбросом неразорвавшихся боеприпасов, осколков. Их находили затем в радиусе 5-7 км.

Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна взрывоопасными предметами. Воронки имели диаметр около 30-35 м. В результате подрыва кассетных боеприпасов произошел массовый разброс мин, которые самопроизвольно привелись в боевое положение.

В зону воздействия ударной волны, разлета боеприпасов и осколков попали несколько населенных пунктов, а также железная и автомобильная дороги. Пострадали производственные здания, школы, детские сады, объекты торговли и общественного питания: у некоторых были выбиты стекла, оконные рамы и двери, сорвана кровля, деформированы несущие конструкции.

По счастливому стечению обстоятельств лишь один человек получил в результате взрывов ожоги лица и рук средней тяжести и был помещен в больницу, а 22 человека получили легкие ранения, царапины, порезы.

По потенциальной опасности пожаро- и взрывоопасные производства подразделяют на пять категорий: А, Б, В, Г, Д.

Основы безопасности жизнедеятельности. 8 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. - 5-е изд., перераб. - М. : Дрофа, 2005. - 254, с. : ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

ИЗ ИСТОРИИ КАТАСТРОФ

В г. Светогорске, что на границе с Финляндией, то майское утро начиналось обыденно. Жители, проснувшись, выглядывали в окна, радуясь началу нового дня. Но не всем удалось его встретить.

В 6.35 раздался взрыв. На улице Горького словно кто-то с гигантской силой отсек подъезд пятиэтажки вместе с его жителями. Белую ночь сменило черное утро горя и слез. В Светогорск пришла беда.

Уже через несколько секунд сотни телефонных звонков извещали о чрезвычайной ситуации оперативные службы и администрацию города. А через 15 минут после взрыва пожарные приступили к спасательным и другим неотложным работам.

Подобные взрывы, как правило, сопровождаются пожарами, особенно в жилых домах... В Светогорске, к счастью, этого не произошло. Тем не менее и у пожарных работы оказалось более чем достаточно.

Через работников паспортного стола было выяснено: в десяти квартирах был прописан 41 человек. Четверых в подъезде во время взрыва не было: кто-то выгуливал собаку, кто-то уже ушел на работу. Следовательно, если в квартирах подъезда в ту злополучную ночь больше никого не было, то реально пострадали 37 человек. Часть из них обнаружилась сразу, пожарные в первые же минуты спасательных работ сняли их с чудом уцелевшей стены. Под разрушившимися плитами оставались еще не менее 20 человек.

Быстро прибыли на место происшествия спасатели Ленинградской областной аварийно-спасательной службы. Поскольку Светогорск - приграничный город, на помощь поспешили финские коллеги-спасатели.

Сразу же отреагировали на поступивший сигнал и в Москве. Рассказывает спасатель международного класса Андрей Рожков:

«Наши телефоны и пейджеры надрывались от звонков. Дежурная группа отправилась на аэродром.

Первый эмчеэсовский самолет поднялся в воздух со спасателями и медикаментами. На второй были загружены вертолет для эвакуации раненых, аварийно-спасательный автомобиль и оборудование для базового лагеря.

Приземлились на аэродроме Громово. Остальные 80 километров преодолели на вертолетах Северо-Западного регионального центра, а техника добиралась туда самостоятельно.

В это время работы по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации шли полным ходом. На объекте в поте лица трудились питерские спасатели, многих из которых мы знаем по совместной работе в разных горячих точках, и их финские коллеги.

Чтобы не толкаться сразу всем на маленьком пятачке и не терять темп работы, решили, что сменим их в 22.00.

К началу нашей смены под обломками оставалось еще восемь пострадавших. Рядом с нами, глотая пыль пополам со стекловатой, трудились военные спасатели. Да и все другие стремились хоть чем-то нам помочь - врачи, инженеры, водители.

В конце мая ночь в этих краях длится всего три-четыре часа. К шести утра осталось найти под завалами лишь одного пострадавшего. И тут вдруг была обнаружена оторванная кисть руки - в том месте, где пару часов назад наш спаниель Ленька обозначил «объект». По тому, как он сделал это - виновато, как бы извиняясь, - мы поняли, что и этот, последний, вряд ли жив. Однако все убыстрили темп раскопок. Через несколько минут из-под груды бетона достали безжизненное тело женщины. Но обе кисти у нее были на месте. Неужели в развалинах еще кто-то есть? Нет. Выяснилось, что это была кисть девочки, которую мы спецрейсом уже отправили в Москву».

Спасательные работы были закончены в 5.25 утра следующего после взрыва дня. Без малого сутки люди боролись за жизнь оказавшихся под завалами, но, к сожалению, 19 человек уже никогда не смогут произнести слов благодарности в адрес спасателей и медиков.

Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах

Многие трагические события, связанные с авариями и катастрофами, бывают вызваны пожарами и взрывами.

Каждый пожар и взрыв - это не только личная, общественная, государственная трагедия, это свидетельство непрофессиональной деятельности людей, в большинстве случаев являющихся непосредственными виновниками этих событий. Как показывает практика, наиболее распространенными причинами пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте и в складских помещениях являются несоблюдение правил пожарной безопасности производственным персоналом, технологические нарушения при организации и проведении работ, использование неисправного оборудования, ошибки при проектировании и строительстве зданий (сооружений).

Сократить количество пожаров, взрывов, уменьшить тяжесть их последствий - вполне выполнимая задача. Для этого, прежде всего, надо научиться определять причины их возникновения и поражающие факторы, а также уметь правильно действовать в условиях, когда они случились.

Где же чаще всего происходят пожары и взрывы?

Пожары и взрывы чаще всего происходят на пожаро- и взрывоопасных объектах. Таких объектов в нашей стране около 8 тыс. Это предприятия, на которых в производственном процессе используют взрывчатые и легковоспламеняющиеся вещества, а также железнодорожный и трубопроводный транспорт, используемый для перевозки (перекачки) пожаро- и взрывоопасных веществ.

К пожаро- и взрывоопасным объектам относятся предприятия химической, газовой, нефтеперерабатывающей, Целлюлозно-бумажной, пищевой, лакокрасочной промышленности, предприятия, использующие газо- и нефтепродукты в качестве сырья или энергоносителей, все виды транспорта, перевозящие взрыво- и пожароопасные вещества, топливозаправочные станции, газо- и продуктопроводы. Особенно опасны аварии на предприятиях, производящих порох, твердое ракетное топливо, взрывчатые вещества, пиротехнику.

В уcловиях заводского концентрированного производства становятся опасными даже вещества, считающиеся негорючими. Взрывается и горит, например, древесная, угольная, торфяная, алюминиевая, мучная и сахарная пыль. Вот почему к пожаро- и взрывоопасным объектам относят также цеха по приготовлению угольной пыли, древесной муки, сахарной пудры, мукомольные предприятия, лесопильные и деревообрабатывающие производства .

Известны случаи взрывов и пожаров на складах вооружения, а также в жилых зданиях по причине неисправности и нарушения правил эксплуатации газовых плит.

14 мая 1994 г. возник пожар на объединенном складе авиационного вооружения и боеприпасов ВВС Тихоокеанского флота, расположенном в 6 км от населенного пункта Новонежино. В хранилищах на площади 60 га находились авиационные управляемые и неуправляемые ракеты, снаряды, бомбы.

Пожар охватил большую часть деревянных навесов и открытых площадок, вызвал серию взрывов. По свидетельству очевидцев, сначала за сопкой раздался взрыв, и небо окрасилось фейерверком из осветительных ракет. Затем на высоту до 300 м взметнулись языки пламени. Содрогнулась земля. Взрывная волна огромной силы прокатилась через полустанок «53-й километр», разрушая крыши домов и построек, выбивая оконные рамы и двери. 

Количество пожаро- и взрывоопасных объектов по регионам России

Потом взрывы малой и средней силы стали непрерывными. Затем последовали более мощные: как выяснилось впоследствии, это рвались трехтонные фугасные бомбы, В небо поднимались огромные дымные «грибы». Ракеты взрывались в воздухе или при ударе о землю. Канонада сопровождалась разбросом неразорвавшихся боеприпасов, осколков. Их находили затем в радиусе 5-7 км.

Территория склада и охраняемой зоны была обильно усеяна взрывоопасными предметами. Воронки имели диаметр около 30-35 м. В результате подрыва кассетных боеприпасов произошел массовый разброс мин, которые самопроизвольно привелись в боевое положение.

В зону воздействия ударной волны, разлета боеприпасов и осколков попали несколько населенных пунктов, а также железная и автомобильная дороги. Пострадали производственные здания, школы, детские сады, объекты торговли и общественного питания: у некоторых были выбиты стекла, оконные рамы и двери, сорвана кровля, деформированы несущие конструкции.

По счастливому стечению обстоятельств лишь один человек получил в результате взрывов ожоги лица и рук средней тяжести и был помещен в больницу, а 22 человека получили легкие ранения, царапины, порезы.

По потенциальной опасности пожаро- и взрывоопасные производства подразделяют на пять категорий: А, Б, В, Г, Д.

Пожар – это горение, в результате которого бесполезно и безвозвратно уничтожаются и повреждаются материальные ценности, создается опасность для жизни и здоровья людей.

Пожаро- и взрывоопасные объекты (ПВОО) предприятия, на которых производятся, хранятся, транспортируются взрывоопасные продукты или продукты, приобретающие при определенных условиях способность к возгоранию или взрыву.

По взрывной, взрыво-пожарной и пожарной опасности ПВОО подразделяются на пять категорий, особенно опасны объекты, относящиеся к категориям А, Б, В.

Характеристика аварий на пожаро– и взрывоопасных объектах.

К авариям на ПВОО относятся:

1) пожары с последующим взрывом;

2) газообразных (сжиженных) углеводородных продуктов;

3) топливно-воздушных смесей и других взрывоопасных веществ.

К поражающим факторам аварий на ПВОО относятся:

1) воздушная ударная волна с образованием осколочных полей;

2) тепловое и световое излучение и как следствие – загрязнение воздуха в очаге поражения угарным газом и ОВ.

Характер и степень поражения людей зависят от степени их защищенности:

1) тяжелые травмы выражаются сильной контузией, потерей сознания и многочисленными сложными переломами костей;

2) средние – вывихами конечностей, контузией головного мозга, повреждением органов слуха;

3) легкие – скоро проходящими функциональными нарушениями.



Основные вопросы пожарной безопасности объектов (предприятий) изложены в Строительных нормах и правилах .

Противопожарная защита объектов зависит от назначения зданий, их огнестойкости и режима эксплуатации, количества людей, одновременно находящихся в помещении, количества горючих материалов и веществ, находящихся на предприятиях, и других факторов.

Для каждого объекта устанавливается определенный противопожарный режим - совокупность определенных мер и требований пожарной безопасности, установленных для объекта и подлежащих обязательному выполнению всеми работниками данного объекта.

Он определен правилами, инструкциями, приказами и распоряжениями руководителя предприятия.

Одно из перспективных направлений, обеспечивающих пожарную безопасность объектов, - установка противопожарной автоматики.

Для передачи известия о пожаре могут быть использованы:

1) электрические (ЭПС);

2) автоматические (АПС);

3) звуковые системы пожарной сигнализации;

5) сирена;

6) телефон;

7) радиосвязь.

В настоящее время на предприятиях используют лучевую и кольцевую электрическую пожарную сигнализацию.

Аварии на транспорте

Сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность.

Основные причины аварий и катастроф на железнодорожном транспорте:

1) неисправности пути;

2) неисправности подвижного состава;

3) неисправности средства сигнализации;

4) централизации и блокировки;

5) ошибки диспетчеров;

6) невнимательность и халатность машинистов.

При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, возможны взрывы и пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно.

Одной из основных проблем современности стало обеспечение безопасности движения на автомобильном транспорте.

Примерно 75% всех дорожно-транспортных происшествий происходят из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. При чем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Наиболее опасными видами нарушений по-прежнему остаются:

1) превышение скорости;

2) выезд на полосу встречного движения;

3) управление автомобилем в нерезвом состоянии.

Особенность ДТП состоит в том, что 80% раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая доврачебная помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.

Вот почему смертность от ДТП у нас в 10–15 раз выше, чем в других странах.

Несмотря на принимаемые меры, не уменьшается количество аварий и катастроф на воздушном транспорте. К тяжелым последствиям приводят:

1) разрушения отдельных конструкций самолета;

2) отказ двигателей;

3) нарушение работы систем управления, электропитания, связи;

4) плохое пилотирование;

5) недостаток топлива;

6) перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.

Большинство крупных аварий и катастроф на судах происходит под воздействием:

1) ураганов;

2) штормов;

3) туманов;

5) по вине людей.

Много аварий происходит из-за ошибок при проектировании и строительстве судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. К работам по ликвидации последствий аварий, катастроф и спасению утопающих привлекаются все члены экипажа. Руководит всеми работами капитан как начальник ГО. Основные задачи:

1) спасение людей, терпящих бедствие;

2) борьба за плавучесть корабля;

3) ликвидация пожара;

4) ликвидация пробоин.

К работам по спасению судна привлекаются:

1) специальные суда-спасатели;

2) буксиры;

3) пожарные катера;

4) экипажи других плавсредств;

5) специальные подразделения аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ.



Просмотров