Психологическое исследование интеллекта. Тесты интеллекта

Интеллектуальные тесты - тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом чаще понимается совокупность познавательных способностей. Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти и др.) Уровень интеллекта не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды, он отражает как предшествующие, так и последующие достижения в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения в определенной культуре.

Ясная голова и хорошая память недаром считаются признаками молодости, ведь они говорят о чистоте сосудов и слаженной работе нервной системы. Вы сами можете подсчитать, какова эффективность запоминания нашим мозгом той или иной информации. Для этого проделайте несколько упражнений, которые предложил использовать немецкий психолог Ф. Лезер.

Постарайтесь запомнить текст, в котором нет логической связи между словами. Вам дается 40 секунд, чтобы запомнить 20 слов, каждое из которых записано под своим порядковым номером. По истечении 40 секунд вам надо воспроизвести слова, которые вы запомнили. Причем верными будут считаться только слова с указанными порядковыми номерами.

А. В магазин пришел глухонемой человек, чтобы купить зубную щетку. Жестами он имитирует чистку зубов. Продавец оказался сообразительным и понял, что именно требуется покупателю. Следующим зашел слепой за очками.
Вопрос. Каким образом он сможет сообщить продавцу о том, что ему нужно?

Словесный тест

Данный тест поможет определить уровень вашего вербального интеллекта, т.е. вашу грамотность, сообразительность и эрудированность.

Психологи всё еще стараются понять глубинную природу интеллекта, изучая те данные, которые были получены при тестировании людей.

Разнообразные интеллектуальные тесты создавались для различных нужд. Одни из них предназначены для тестирования детей, другие – для взрослых. Одни тесты можно проводить индивидуально, другие же – только в группах.
Психологи всё еще стараются понять глубинную природу интеллекта, изучая те данные, которые были получены при тестировании людей. Проблема заключается в структуре психических способностей человека. Чтобы понять, является ли интеллект унитарной способностью или же представляет собой совокупность нескольких не связанных между собой способностей, исследователи определяли взаимосвязи между различными тестами. Факторный анализ этих корреляций привел к возникновению ряда конкурирующих концепций психической структуры интеллекта, включая теорию общего интеллекта и теорию групповых факторов.

Теория групповых факторов.


У каждого человека есть свой собственный профиль первичных способностей, и они обусловят то, с какими задачами он будет справляться успешно, а с какими – нет.

Психологи утверждают, что существует такое явление, как интеллект в целом – способность, которая дает некоторым людям преимущество во всех интеллектуальных занятиях. Другие же исследователи полагают, что корреляция между результатами субтестов скорее всего объясняются комплектом лежащих в основе успеха способностей, чем одним-единственным объединяющим фактором. Психологи считают, например, что различные субтесты объединяются в группы, причем каждая группа имеет свои собственные основные факторы, отличные от факторов, которые влияют на другие группы. Они рассматривают эти групповые факторы как первичные психические способности. Наиболее важные из них – пространственные, числовые, вербальные и мыслительные способности. В таком ракурсе не стоит ни говорить об интеллекте как едином целом, ни пытаться оценивать интеллект каким-то одним баллом. У каждого человека есть свой собственный профиль первичных способностей, и они обусловят то, с какими задачами он будет справляться успешно, а с какими – нет.

Общий интеллект или групповые факторы?

Существует ли в реальности такое понятие, как общий интеллект? Или же интеллект, напротив, характеризуется несколькими более частными умениями, каждое из которых работает отдельно в своей области? Выясняется, что обе данные концепции подтверждаются довольно-таким убедительными данными. Баллы тестов объединяются в кластеры. Субтесты на пространственное мышление, например, высоко коррелируют между собой. Тогда как те же самые субтесты показывают менее высокую корреляцию, например, с вербальными субтестами. Это вполне оправдывает серьёзное отношение к групповым факторам. Необходимо признать различия между первичными психическими способностями. Каждая из которых отвечает за свою группу субтестов и отказаться от сваливания всех способностей в одну кучу.

Если вы хотите разместить эту статью на своем сайте свяжитесь с нами, чтобы получить согласие на использование статьи от правообладателя.

2017-03-10T21:31:06+00:00 PsyPage Образ интеллект,Субтесты,тесты Разнообразные интеллектуальные тесты создавались для различных нужд. Одни из них предназначены для тестирования детей, другие – для взрослых. Одни тесты можно проводить индивидуально, другие же – только в группах. Психологи всё еще стараются понять глубинную природу интеллекта, изучая те данные, которые были получены при тестировании людей. Проблема заключается в структуре... PsyPage

Как уже указывалось в гл. 3, одним из критериев классификации методик в отечественной психологической диагностике является форма (характер) стимульного материала. По этому критерию выделяют вербальные и невербальные тесты интеллекта.

Вербальные состоят из заданий, стимульный материал которых представлен в языковой форме - это слова, высказывания, тексты. Содержанием работы испытуемых является установление логико-функциональных и ассоциативных связей в стимулах, опосредованных языковой формой. Невербальные тесты интеллекта состоят из заданий, в которых стимульный материал представлен либо в наглядной форме (в виде графических изображений, рисунков, чертежей), либо в предметной форме (кубики, части объектов и проч.). В этих тестах знание языка требуется только для понимания инструкций, которые намеренно делаются простыми и по возможности короткими.

Таким образом, вербальные тесты интеллекта дают показатели словесного (понятийного) логического мышления, а с помощью невербальных тестов оценивается наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.

В зарубежной психодиагностике иногда применяется несколько отличная от изложенной классификация невербальных методик. Выделяются:

  • - тесты действия,
  • - неязыковые,
  • - невербальные тесты .

Тесты действия (performance tests) требуют операций с предметами при минимальном использовании карандаша и бумаги или выполнения заданий посредством каких-либо движений на бумаге (рисование фигуры, вычерчивание пути выхода из лабиринта и проч.).

Неязыковые тесты (nonlanguage tests) разрабатываются так, что не требуют использования языка ни от испытуемого, ни от диагноста. Стимульный материал этих тестов представлен в невербальной форме, а инструкции к ним осуществляются непосредственным показом или жестами, без использования речи (как устной, так и письменной).

Невербальные тесты {nonverbal tests) в излагаемой классификации правильнее называть, как указывает А. Анастази, тестами, не требующими умений читать и писать. Их выполнение опирается па применение устных инструкций и общение с диагностом. В заданиях могут быть использованы как предметы и наглядные изображения, так и вербальное содержание. Например, они могут быть направлены на диагностику понимания значений слов, предложений или коротких абзацев, предъявляемых с помощью изобразительных средств (с одновременными устными указаниями по каждому заданию). Поэтому в отличие от неязыковых тестов невербальные (в понимании некоторых западных психологов) непригодны для лиц, говорящих на другом языке, а также для неслышащих индивидов.

Тесты действия, неязыковые и невербальные тесты за рубежом обычно называют тестами для специфических популяций . Это связано с тем, что перечисленные тесты изначально разрабатывались и применяются для диагностики индивидов, которые не могли быть адекватно оценены с помощью обычных, традиционных вербальных тестов:

  • - детей с неразвитой речью;
  • - не умеющих читать и писать;
  • - детей дошкольного возраста с дефектами речи;
  • - детей с задержками умственного развития;
  • - неграмотных и не умеющих читать любого возраста;
  • - иностранцев;
  • - тех, кто длительное время находился в среде с дефицитом общения (заключенные).

Помимо перечисленных групп испытуемых, тесты с невербальным содержанием заданий применяются для диагностики тех индивидов, в отношении которых важно оценить уровень развития наглядного мышления. Это, например, могут быть профессиональные группы (чертежники, конструкторы, художники и проч.).

Рассмотрим некоторые из широко применяемых (в том числе и в нашей стране) невербальных тестов интеллекта.

Примером теста действия является тест "Доски форм Сегена" (Seguin Fojm Boards), известный в нашей стране под названием "Тест воспроизведения прежнего порядка на доске", разработанный французским врачом Э. Сегеном в 1866 г. Он применяется для диагностики детей с умственной отсталостью, начиная с двух лет. Другое название этой методики связано с характером стимульного материала, состоящего из пяти досок с гнездами, в которых расположены разные фигурки.

На первой доске располагаются десять фигур, на второй - две фигуры, каждая из которых состоит из двух частей, на третьей - две фигуры, одна из которых состоит из четырех, а другая из шести частей, на четвертой - пять фигур, состоящих из двух или трех частей, на пятой - четыре фигуры, состоящие из двух и четырех частей.

Диагностика проводится индивидуально. Перед ребенком располагают первую доску с вставленными в гнезда фигурками и предлагают внимательно рассмотреть ее. Через 10 секунд психолог переворачивает доску, а выпавшие из гнезд фигурки перемешивает, после чего просит ребенка воспроизвести прежний порядок (уложить все фигурки на прежнее место). Делаются три пробы, а показателем является самое короткое время, потребовавшееся ребенку для выполнения задания. Процедура повторяется с каждой из следующих четырех досок. Помимо времени выполнения, фиксируются ошибки, отдельные попытки и особенности действий ребенка, его высказывания, а также характер использования помощи психолога при безуспешных попытках выполнить задания. Виды помощи различны и оказываются в определенной последовательности через определенные промежутки времени (например, через 1 минуту). Сначала применяется организующая (стимулирующая) помощь, затем следует словесная подсказка, в последнюю очередь подсказка действием (вкладыванием какой-либо части фигуры).

Методика Сегена, являясь достаточно простой в использовании, отличается хорошими дифференцирующими возможностями (оценивает разные уровни умственной отсталости) и широко применяется в настоящее время в клинической психодиагностике.

К тестам действия относятся лабиринтные тесты, первый из которых был разработан в 1914 г. С. Д. Портсусом (Porteus Maze Test). Эти тесты состоят из серий изображенных линиями лабиринтов возрастающей трудности. От испытуемого требуется провести кратчайший путь от входа до выхода из лабиринта, не отрывая карандаша от бумаги. Показателями в этих тестах являются время выполнения и число допущенных ошибок. Они довольно широко используются для диагностики как детей, так и взрослых.

Типичным и широко распространенным невербальным тестом интеллекта являются Прогрессивные матрицы (Progressive Matrices), разработанные в Великобритании (Дж. Равен, 1999). Авторами первой редакции, появившейся в 1936 г. pi предназначенной для диагностики детей, были Л. Пенроуз и Дж. Равен. Впоследствии работу с тестовыми заданиями осуществлял Дж. Равен, поэтому рассматриваемую методику иногда называют тестом Равена (Raven"s Progressive Matrices - RPM). Первый вариант для взрослых появился в 1960 г.

Методика основана на теории гештальтпсихологии. Каждое задание рассматривается как определенное целое, состоящее из ряда взаимосвязанных элементов. Предполагается, что вначале испытуемый осуществляет глобальное оценивание матрицы, а затем дифференцирует изображение на отдельные элементы с выделением принципа их интеграции. На заключительном этапе выделенные элементы включаются в целостный образ, что и позволяет обнаружить недостающую часть изображения.

Разработанный в соответствии с традициями английской школы изучения интеллекта, согласно которым наилучшим способом его измерения является выявление отношений между абстрактными фигурами, этот тест многими британскими психологами рассматривается как лучший из существующих измеритель генерального фактора (g-фактора).

Стимульным материалом этой методики являются матрицы - композиции с пропущенным элементом. Испытуемый должен выбрать недостающий элемент среди 6-8 предложенных вариантов. В настоящее время используются три формы теста, рассчитанные па разный возраст и разный уровень интеллектуального развития. В каждой из них однотипные, но возрастающей сложности задания, организованы в некоторое число серий, трудность которых также повышается от первой к последующим. Усложнение заданий как внутри каждой серии, так и от серии к серии позволяет, по мнению автора, осуществить принцип прогрессивности (с ним связано и название методики - Прогрессивные матрицы). Он состоит в том, что выполнение предшествующих заданий является подготовкой испытуемого к выполнению последующих -идет процесс обучения.

Первая форма теста - Стандартные черно-белые прогрессивные матрицы (Standard Progressive Matrices - SPM, последняя редакция относится к 1996 г.). Она предназначена для диагностики индивидов в возрасте от 8 до 65 лет. Материал этой формы состоит из 60 матриц, разбитых на пять серий (А, В, С, D, Е). В первой серии требуется умение дифференцировать компоненты структуры, а в последующих, более трудных, предполагается использование мышления по аналогии, перестановок, умений понимать принципы сложных изменений фигур и других мыслительных действий.

Другая, более легкая, форма теста - Цветные прогрессивные матрицы (Coloured Progressive Matrices - СРМ) - используется для диагностики детей в возрасте от 5 до 11 лет, а также для лиц пожилого возраста (от 60 до 89 лет) и умственно отсталых взрослых. Материал этой формы состоит из 36 матриц, разбитых на три серии. В заданиях требуется дополнить недостающую часть изображения, опираясь на точность различения и мышление по аналогии.

Третья форма - Прогрессивные матрицы повышенной сложности (Advanced Progressive Matrices - АРМ, 1994) - была специально разработана для тестирования подростков и взрослых с высоким уровнем интеллектуального развития.

Проведение теста не ограничено во времени, может быть как индивидуальным, так и групповым. Психометрические параметры высоки и получены на разных как по объему, так и по характеру выборках . Показатели ретестовой надежности находятся в пределах от 0,7 до 0,8, гомогенности - от 0,8 до 0,9. Корреляции с вербальными и невербальными тестами варьируют в пределах от 0,4 до 0,75. Коэффициенты прагматической валидности при использовании в качестве внешнего критерия успешности учебной деятельности несколько ниже по сравнению с вербальными тестами интеллекта.

В группу невербальных тестов включают тесты, разработанные специально для диагностики представителей разных культурных групп. Как уже сообщалось, связь тестирования интеллекта с культурой определенной социальной группы ограничивает сферу применения тестов. Они оказываются неадекватными для обследования лиц, принадлежащих к иной культуре, чем та, в которой они создавались. Поэтому перед исследователями встала проблема разработки таких интеллектуальных тестов, которые были бы свободны от влияния культуры.

При их создании пытались исключить параметры, по которым чаще всего различаются культуры. Наиболее известный из них -язык, другой параметр - скорость выполнения теста; еще одно различие между культурами - наличие специфичной информации, которая может предоставляться лишь в некоторых культурах. Учет этих параметров различий между культурными группами привел к тому, что тесты, "свободные от влияния культуры" (culture-frcc,culturc-fair), делали невербальными, в них не использовали информацию, специфичную для некоторых культур и старались исключить влияние скорости выполнения.

Первым тестом, свободным от влияния культуры, считается армейский тест Бета, разработанный в период Первой мировой войны в США.

Еще один тест такого типа - Нарисуй человека (Draw-a-Man Test), разработанный американским психологом Флоренс Гудинаф и описанный в 1926 г., был предназначен для диагностики детей в возрасте от 3 до 13 лет. Ребенка просили изобразить на листе бумаги мужчину, причем сделать это как можно лучше. Время рисования не ограничивалось. Оценка уровня интеллектуального развития осуществлялась на основе того, какие части тела и детали одежды изображал испытуемый, как учтены пропорции фигуры, перспектива и т.д. Именно детальность рисунка является основным показателем интеллекта ребенка. В основе такого подхода лежит гипотеза о том, что рисунок предмета должен отражать его существенные черты, которые ребенок выделил в нем как в представителе определенного класса предметов. Рисунок рассматривается как выраженное в графической форме понятие о предмете. Ф. Гудинаф разработала шкалу, по которой можно оценить 51 элемент рисунка, а также получила статистические нормы для каждой возрастной группы. Психометрические характеристики теста достаточно высокие: коэффициент ретестовой надежности - 0,68, коэффициент гомогенности - 0,89, коэффициент валидности - 0,5.

Этот тест применялся без изменений с момента создания до 1963 г., когда Д. Харрис пересмотрел его, расширил и опубликовал под названием Тест рисования Гудинаф - Харриса (Goodenough - Harris Drawing Test). В этом варианте после завершения рисунка мужчины ребенку предлагалось рисовать женщину. Выполнение оценивалось на основе учета 73 элементов рисунка (для изображения мужчины) и 71 (для изображения женщины). За наличие каждого из этих элементов начисляется по 1 баллу. Были выделены 10 категорий информативных признаков:

  • 1) части тела, детали лица;
  • 2) объемность изображения частей тела;
  • 3) качество соединения частей тела;
  • 4) соблюдение пропорций;
  • 5) правильность и детальность изображения одежды;
  • 6) правильность изображения фигуры в профиль;
  • 7) качество владения карандашом, твердость и уверенность прямых линий;
  • 8) степень произвольности владения карандашом при рисовании;
  • 9) особенности техники рисования (только у старших детей), например, штриховка;
  • 10) выразительность передачи движений фигуры.

Наряду с оценкой рисунков по элементам была предложена более простая обработка - качественная оценка путем их сопоставления с 12 образцами-эталонами (по степени сходства). Нормы были получены для возрастов от 5 до 15 лет. Ретестовая надежность Теста рисования выше, чем у Теста Гудинаф (порядка 0,80), а валидность сохранилась на том же уровне. В России эти методики не использовались.

Применение Теста рисования для обследования разных культур и этнических групп показало, что его результаты в большей степени зависят от фактора культуры, чем это предполагалось авторами. Проанализировав работы, относящиеся к этому тесту, Ф. Гудинаф и Д. Харрис высказали мнение, что "поиск теста, свободного от влияния культуры, независимо от того, измеряет ли он интеллект, художественные способности, социально-личностные характеристики или любые другие черты, является иллюзорным" .

Еще один тест - Интеллектуальный тест, свободный от влияния культуры (Culture-Fair Intelligence Test) был разработан Р. Б. Кеттеллом. Он имеет три варианта. Первый предназначен для детей 4-8 лет и умственно отсталых взрослых; второй - для детей 8-13 лет и взрослых, не имеющих высшего образования; третий - для детей 10-16 лет и взрослых с высшим образованием.

Первый вариант содержит восемь субтестов, из которых лишь четыре обозначены автором как "свободные от влияния культуры". Второй и третий варианты различаются лишь трудностью заданий. Они состоят из двух частей, каждая из которых включает по четыре одинаковых субтеста. Субтест "Серии" состоит из заданий, требующих выбора завершающего серию элемента. В заданиях субтеста "Классификации" следует найти элемент, не подходящий к другим находящимся в ряду. В субтесте "Матрицы" нужно отметить элемент, правильно дополняющий каждую матрицу. В субтесте "Условия" требуется найти среди предлагаемых вариантов тот, для которого соблюдалось условие, заданное в образце.

Все задания представлены в графической форме, а время их выполнения ограничено - 3-4 минуты. Первичные баллы переводятся в шкальные оценки, по которым устанавливается соответствие испытуемого статистической норме (ее границы - 85 и 115 IQ).

Коэффициенты надежности и валидности этого теста находятся на нижнем уровне допустимости, а проверки на выборках из разных стран Европы, Америки, Азии и Африки показали зависимость его результатов от фактора культуры (причины, по которым влияние фактора культуры невозможно устранить, будут рассмотрены в гл. 19).

В заключение следует отметить, что по данным многих тестологов валидность тестов, разрабатываемых как "свободные от влияния культуры", низка в любой культуре. Это объясняется тем, что, пытаясь исключить из заданий тестов специфичное содержание и оставить только равно известное представителям разных культур, диагносты измеряют с их помощью тривиальные функции, не всегда соотносимые с показателями интеллектуального развития. По существу, устранение культурных различий из тестов интеллекта означает исключение из них интеллектуальных компонентов. Как отметил Дж. Брунер, "свобода от культуры" есть просто "свобода от интеллекта" .

В 2006 г. Д. Наглиери на основе теста Д. Векслера была создана Невербальная шкала способностей Векслера (Wechsler Nonverbal Scale of Ability - WNV, создатели Brunnert K. A., Naglieri J. A, Hardy-Braz St. Т., 2009). Этот тест предназначен для возрастов от 4 лет до 21 года. Поскольку его задания не включают вербальное содержание, авторы считают, что его выполнение меньше зависит от образования, языковых знаний, речевого развития и культурной принадлежности. Кроме того, использование этого теста было апробировано на слабослышащих, имеющих проблемы с моторикой и индивидах с нарушениями цветового зрения (за исключением тех, кто не различает желтый и голубой цвета, а также не воспринимает цвета вообще).

При разработке теста был использован ряд инноваций, наиболее существенная из которых - использование инструкций в форме рисунков, последовательно иллюстрирующих, как испытуемый должен действовать, решая задания. Например, инструкция к субтесту Матрицы выглядит следующим образом: па первой картинке диагност показывает испытуемому на матрицу, на второй картинке диагност показывает на варианты ответов, а испытуемый рассматривает и обдумывает их, на третьей картинке изображен испытуемый, показывающий правильный ответ. Эта иллюстрированная инструкция сочетается со стандартной инструкцией, состоящей из простых предложений. Инструкции оценивались экспертами, среди которых были психологи, работавшие с представителями разных культур, а также с неслышащими и слабослышащими испытуемыми. Такой подход к инструктированию в сочетании с гибкой поддержкой испытуемого, включающей дополнительные пояснения, обеспечивает понимание заданий и способа их решения представителями разных культур независимо от знания языка.

Тест состоит из шести субтестов.

  • 1. Матрицы (МА) включают композиции с пропущенным элементом, который следует найти среди предлагаемых вариантов ответов.
  • 2. Кодирование (СБ) состоит из заданий, в которых испытуемый должен копировать символы, находящиеся в ключе в парах с простыми геометрическими фигурами или числами; время выполнения ограничено.
  • 3. Сборка объектов (ОА) - задания состоят из частей, которые следует использовать для складывания фигур.
  • 4. Узнавание (ИЭ) - в заданиях этого субтеста испытуемый должен, посмотрев в течение 3 секунд на геометрическую фигуру, идентифицировать ее с фигурой среди четырех или пяти вариантов ответов.
  • 5. Заполнение пространства (ББр) - в этом субтесте испытуемый укладывает серии блоков в соответствии с тем, как показал психолог. При "Заполнении вперед" он должен повторить последовательность укладываемых блоков в том порядке, как показал психолог. При "Заполнении назад" испытуемый должен укладывать блоки в порядке, обратном тому, который показал психолог.
  • 6. Раскладывание картинок (РА) - в заданиях требуется разложить картинки в логической последовательности так, чтобы получился связный рассказ.

В обследовании используются батареи из четырех или двух субтестов, которые представляют собой разные комбинации из перечисленных шести субтестов, зависимые от возраста испытуемых и цели диагностики. Время обследования батареей из четырех субтестов - 45 минут, из двух - примерно 20 минут. Сырые баллы переводятся в Т-оценки, полный суммарный показатель по тесту равен 100 ± 15.

Тест проверен и стандартизирован на специфических популяциях США и Канады. Его гомогенность находится в пределах от 0,90 до 0,91, ретестовая надежность высока, но различается для субтестов. Теоретическая валидность, определявшаяся по сопоставлению как с невербальными, так и смешанными тестами (в том числе WISC IV и WAIS III) - от 0,60 до 0,82 для батарей из четырех субтестов и от 0,43 до 0,71 для батарей из двух субтестов. Высокими являются корреляции с уровнем учебных достижений, а также с экспертными оценками учителей.

В пашей стране этот тест не применяется.

  • Анастази А Психологическое тестирование: в 2 т. Т. 1. М., 1982.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. Т. 1. М., 1982.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. Т. 1. Мм 1982.
  • Анастази А. Психологическое тестирование: в 2 т. Т. 1. М., 1982. С. 262.
  • Bruner J. S. Acts of meaning. L., 1990.

Тест «Социальный интеллект» Гилфорда – психодиагностическая методика, разработанная Дж. Гилфордом (J. P. Guilford) в 1960-х годах на основе собственной модели структуры интеллекта. Методика представляет собой батарею стандартизированных тестов, направленных на диагностику различных аспектов одного из наиболее интересных психических феноменов – социального интеллекта , то есть способности понимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальной экспрессии.

Тест Гилфорда является стандартизированным измерительным инструментом, имеет четкий алгоритм проведения и интерпретации и поэтому весьма прост в применении. Он по праву считается одним из лучших в мировой психодиагностической практике и может быть эффективно использован при решении широкого круга прикладных задач. Методика включает четыре субтеста, из них три составлены на невербальном стимульном материале и один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.

Русскоязычная адаптация выполнена Е. С. Михайловой (Алешиной) на основе французской адаптации 1977 года.



Также, в зависимости от целей исследования, методика допускает использование субтестов по-отдельности:


Прежде чем проходить полную батарею тестов, убедитесь, что у вас есть достаточно времени – не менее 30-40 минут – когда вас ничто не будет отвлекать. Если время, отведенное на субтест, истекло – переходите к следующему субтесту, методика не предусматривает возможности что-то доделать или исправить. Не используйте средства навигации браузера (кнопки «назад», «обновить»), чтобы вернуться к предыдущим заданиям: такая «хитрость» приведет только к сбою или ошибочному результату.

В монографии моделирование социального интеллекта впервые рассматривается как отдельная психологическая проблема. Изложен разработанный автором интегративный подход к исследованию социального интеллекта. Социальный интеллект рассматривается в междисциплинарном контексте: философском, психологическом, социологическом, информационно-технологическом. Предложены новые интегративные модели социального интеллекта: модель «пирамиды», «спектрального куба», экстеросистемные модели и специальные модели (экономического и эмоционального интеллекта). Дана общая классификация методов диагностики социального интеллекта и представлены новые диагностические инструменты. Описаны результаты эмпирической верификации авторских моделей социального интеллекта и выявленные закономерности, характеризующие особенности его структуры на разных этапах профессионального и личностного развития. Проанализировано соотношение социального интеллекта и защитных механизмов личности, измерена зона ближайшего развития социального интеллекта и выделены его детерминанты.

Д. В. Люсин, Д. В Ушаков (ред.)
. Социальный и эмоциональный интеллект
М.: ИП РАН, 2009, ISBN 978-5-9270-0153-8

Книга освещает самые современные достижения в исследованиях механизмов и создании методик измерения социального и эмоционального интеллекта. В нее включены работы ведущих специалистов в этой области из России и других стран. Понятия социального и эмоционального интеллекта являются центральными в психологии ввиду как их теоретического значения, так и богатых возможностей применения на практике.

Книга будет полезна широкому кругу специалистов в различных областях психологии и смежных дисциплин, в том числе практикам, работающим в сферах профессионального отбора и развития, семейных отношений, личностного роста.

Итак, на протяжении длительного периода тесты интеллекта служили средством измерения, как предполагалось, некоторой психологической реальности, о сущности которой имелись весьма смутные представления. Сведение интеллектуальных различий к коэффициенту умственного уровня вытекало из представлений об интеллекте как общей врожденной способности, лежащей в основе всех наших достижений и измеряемой с помощью тестов Эти представления подтверждались относительной стабильностью IQ, установленной при повторных испытаниях одних и тех же групп индивидов через некоторый промежуток времени.

Существует, по крайней мере, две основные причины стабильности IQ Первая причина - это стабильность, относительная неизменность окружающей среды. В большинстве случаев дети остаются в том же самом окружении, на одном и том же социально-экономическом уровне, в той же культурной среде долгие годы. Поэтому любые недостатки или преимущества для интеллектуального развития, которые испытуемые имели на ранней стадии развития, сохраняются и в интервалах между повторными тестированиями.

Вторая причина относительной стабильности IQ заключается в том, что умения и навыки, полученные на ранних этапах развития, сохраняются и служат предпосылками для последующего обучения.

Однако относительная стабильность IQ носит статистический характер. Иначе говоря, лишь в групповых исследованиях могут быть получены достаточно высокие корреляции между повторными исследованиями. Изучение же отдельных индивидов обнаруживает большие сдвиги показателей IQ, полученных через временные интервалы. Тестология к настоящему времени накопила множество фактов, неопровержимо свидетельствующих об изменчивости того, что измеряется коэффициентом IQ. Исследования, в которых собраны эти факты, группируются по двум направлениям. Одно направление доказывает зависимость тестовых оценок от окружающей среды, которая включает в себя множество самых разных показателей (материальная обеспеченность и уровень образования родителей, характер работы отца, занятость матери, размер семьи, наличие домашней библиотеки и др).

Другое направление исследований охватывает тестирование интеллекта в разных культурах и субкультурах. В работах этого направления неизменно обнаруживаются значительные различия по результатам тестовых испытаний между выборками, представляющими разные культуры. Предполагается, что влияние культуры сказывается как на различиях в условиях тестирования, так и главным образом на содержательной стороне теста, материальной наполненности его заданий.

Зависимость тестовых оценок IQ от окружающей среды означает их непостоянство, изменчивость. Следовательно, по мнению прогрессивных западных тестологов, интеллектуальные тесты не оправдывают себя как инструменты для измерения некоторой врожденной способности, называемой интеллектом. Признается их пригодность для диагностирования некоторых (в основном вербальных и счетных) навыков. Так, американский тестолог К. Зенна в сборнике, изданном под его редакцией, утверждает, что IQ показывает чаще всего, насколько адекватно будет действовать получивший его человек в ситуациях, требования которых сходны с требованиями интеллектуальных тестов (The Fallacy of IQ, 1973). Таким образом, если вернуться к тому, что говорилось в § 1 настоящей главы об умственном развитии, можно признать, что в настоящее время общепринятой стала точка зрения, согласно которой интеллектуальные тесты измеряют не интеллект, а умственное развитие.

Что же касается интеллекта, то своеобразный кризис метода его исследования привел в 60-е гг. нашего века к кризису психологического понятия интеллекта. Крайнее его проявление заключается в отказе от самого понятия интеллекта. Так, Дж. Кэрролл и Ск. Максвелл, анализируя современные исследования в области изучения интеллекта и когнитивных способностей, обнаружили часто встречающиеся в литературе утверждения, что "понятия интеллекта, IQ-фактора и им подобные являются статистической абстракцией или даже артефактом, возникающим в результате психометрических операций".

Иногда встречаются попытки заменить понятие интеллекта другими терминами, точнее отражающими некоторые характеристики

" Понятие "культура" в данном контексте означает "интегральную характеристику социально-психологических и экономических условии материального и духовного бытия, оказывающих прямое или косвенное влияние на психику и деятельность человека

и на формирование его индивидуальности и личности" (КМ Гуревич, 1980)

Понятием "субкультура" называют культуру меньших социальных общностей, например культуру отдельной социально-профессиональной группы

высокоприспособленного поведения ("адаптабельность" С Бишовла, "умственная структура" Дж Мелера и Т Г. Бевера).

В некоторых работах прослеживается тенденция более сложного и тонкого понимания интеллекта, чем сложившееся в прошлом. Так, в характеристику интеллекта включается стратегия и стиль решения проблем (А Анастази), "виды опыта" (С.К. Эскалопа), индивидуальный подход к ситуациям (С Т. Фишер), личностные установки (Т Сюлвольд).

В последнее время зарубежные психологи склоняются к пониманию ограниченности "тестового", "психометрического" интеллекта, т е той характеристики личности, которая измеряется с помощью интеллектуальных тестов В противовес психометрическому интеллекту рассматриваются и обсуждаются понятия поведенческого ума, мудрости, здравого смысла, что свидетельствует о коренных изменениях -теории и методов изучения интеллекта, произошедших в американской психологии.



Просмотров