Сообщения intellect board автомобиль и закон. Программа для Путина: Российские законы пропустят через искусственный интеллект. Госдума разработает законопроекты о телемедицине и глонасс

Уже совсем скоро роботы могут стать незаменимыми помощниками для сотрудников банков. Так, журнал Banking Technology провел опрос среди крупных банков о том, как они оценивают необходимость RegTech в своих бизнес-процессах. 93% респондентов ответили, что уже в ближайшем будущем такие технологии будут очень важны для финансового регулирования и качественного составления отчетности. Компания Baker McKenzie опросила более 400 руководителей крупных финансовых организаций. 49% участников сообщили, что планируют применять искусственный интеллект для управления рисками в ближайшие три года. 29% ожидают, что с помощью ИИ они смогут лучше знать своих клиентов и предотвращать риск отмывания денег. 26% полагают, что ИИ поможет их организации соответствовать требованиям законодательства.

Но это прогноз на будущее. А какие задачи по работе с правовыми рисками искусственный интеллект решает уже сегодня? Вот лишь несколько примеров.

  1. Разрешает конфликтные ситуации с клиентами.

Банки и инвестиционные компании должны хранить записи всех переговоров менеджеров с клиентами, в том числе текстовые сообщения из популярных мессенджеров. Чтобы разрешить противоречивую ситуацию, нужно быстро отыскать запись разговора, иногда даже через полгода после того, как сам диалог состоялся. Подобные решения уже предлагает ряд компаний: они одновременно «просматривают» записи из множества различных источников и проверяют тексты, аудио- и даже видеозаписи. Ряд банков, например Deutsche Bank , HSBC , уже тестирует искусственный интеллект для мониторинга переговоров и проведения служебных расследований. Это помогает департаменту комплаенс не заниматься «раскопками», часами прослушивая разговоры и анализируя переписку с клиентом, а находить нужные доказательства за несколько минут.

  1. Противодействует отмыванию денег.

Рейтинг и репутация банка или инвестиционной компании напрямую связаны с тем, что делают их клиенты и контрагенты. Чтобы предотвратить возможные риски, финансовые организации тратят огромные ресурсы на проверку информации в базах данных. Такие проверки необходимы, ведь банк отвечает за все операции, которые проходят через его систему. В то же время любая компания хочет сделать этот процесс «безболезненным» и удобным для своих клиентов. Искусственный интеллект помогает быстро собрать всю информацию, не требуя много времени. Например, при участии интеллектуальной технологии ABBYY Compreno банк может автоматически собрать информацию из заявки клиента и документов, дополнив их при необходимости данными из поисковых систем и отраслевых баз. А затем определить, единственный ли он владелец бизнеса, не является ли он индивидуальным предпринимателем, которому уже заблокировала счет налоговая инспекция, не наложены ли на его активы обременения по решению суда, а также не ведется ли в отношении него исполнительное производство. В отличие от человека искусственный интеллект может проверять и обновлять всю информацию постоянно, в режиме 24 х 7, к тому же он не устает.

Другая проблема, с которой сталкиваются компании, - это «ложные тревоги». Как правило, большинство расследований об отмывании денег проводят вручную тысячи сотрудников банков. Если подозрительная активность не подтвердилась, время тратится впустую. Системы на основе искусственного интеллекта помогают сравнить действия контрагентов с типовыми моделями недобросовестного поведения, проверять взаимосвязи клиентов, а используя текстовую аналитику - и сопоставлять назначения платежей с видом деятельности компании. Так, если бизнес, который по документам занимается производством фастфуда, вдруг безо всякой причины массово закупает лекарственные препараты - это не пройдет для системы незамеченным. В то же время робот не будет блокировать счет просто потому, что клиент поехал в отпуск в Рио-де-Жанейро и снял в банкомате крупную сумму денег. HSBC уже протестировал подобную систему и сократил случаи потенциального мошенничества на 20%.

  1. Отвечает на запросы регуляторов.

Банки отвечают за свои действия перед контролирующими органами. Так, они должны давать Центробанку ответы на жалобы от клиентов на качество услуг. Число таких обращений от граждан огромно: только в Московской области по итогам года Центробанк ожидает получить 128 000 жалоб . ЦБ может попросить банк предоставить подробный отчет о его деятельности, особенно если речь идет о жалобах, связанных со взысканием задолженности. Поиск нужной информации занимает массу времени и ресурсов.

Центробанк также имеет право требовать от банка доказательства, что его капитал сформирован надлежащими активами . Регулятору может понадобиться информация о различных доходах банка, например платежах страховых компаний в рамках программ страхования заемщиков; средствах, предоставленных аффилированным структурам или юрлицам, не ведущим реальной деятельности; случаях безвозмездного финансирования. Время на то, чтобы предоставить сведения, ограничено - всего два рабочих дня. Искусственный интеллект помогает быстро найти информацию о любом клиенте или транзакции. Так, например, технология ABBYY Compreno обрабатывает данные, содержащиеся в приказах, отчетах, письмах. Можно выделять в тексте конкретные объекты и связи между ними: имена людей и их паспортные данные, названия компаний и их ИНН, ОГРН и другие характеристики. Это помогает сильно сократить сроки для обработки запросов и обходиться меньшими ресурсами при поиске информации.

  1. Помогает регуляторам в законотворческом процессе.

Огромные массивы информации - проблема не только для бизнеса, но и для законодательных органов. Например, одна только российская Дума прошлого созыва рассмотрела 6012 законопроектов и приняла 1817 законов . Каждый такой документ - это комплекс норм, который устанавливает новые правила, изменяет или отменяет уже существующий порядок вещей. Нормативные акты входят в единую систему, содержат перекрестные ссылки, а это означает, что чиновникам нужно редактировать связанные законы, указы, постановления, инструкции и решения на федеральном, региональном и муниципальном уровне. В будущем такие задачи смогут решать с помощью машинного обучения. Роботы будут отслеживать версии документов при межведомственном согласовании. Автоматически добавлять во множество подзаконных актов ссылки на новые правила. Искать разъяснения Конституционного суда, связанные с текстом того или иного закона. В более отдаленной перспективе роботы даже смогут находить те области нашей жизни, которые еще не регулируются законодательством, и помогать людям формировать законодательную базу на простом языке, исключающем двойные трактовки.

Можно ли полностью исключить правовые риски с помощью роботов? Пожалуй, нет. Даже самым совершенным ИИ необходимо управлять, отсеивать ошибки, изучать проблемные случаи, а здесь не обойтись без опытных юристов, в том числе со знанием международного права. Но с помощью искусственного интеллекта можно значительно уменьшить количество случаев, связанных с нарушениями законодательства, и при этом освободить время юристов для решения более сложных задач. Не случайно Transatlantic Policy Working Group (TPWG) - совместная рабочая группа Великобритании и США для разработки нормативов в секторе финтеха - рекомендует регуляторам обеих стран поддерживать технологические разработки в области RegTech. Не за горами обновление «правил игры» от Базельского комитета - крупнейшего отраслевого регулятора, определяющего стандарты для банков стран «большой двадцатки», в которую входит и Россия. Помимо более жестких требований к капиталу банки должны будут предварительно высчитывать частоту дефолтов и проверять каждую транзакцию. Эти стандарты будет проще выполнить, если усилить команду юристов несколькими десятками неутомимых помощников.

Скорость - совершенное оружие, сказал недавно Илон Маск, обсуждая финансовые результаты Tesla за третий квартал этого года. Но он имел ввиду отнюдь не скорость своих машин. Речь шла о скорости работы роботов, которые эти машины собирают. Позднее в Твиттере Маск прокомментировал , что уже через несколько лет нам понадобится стробоскоп, чтобы оценить скорость движения роботов.

Скорость развития робототехники и искусственного интеллекта, по всей видимости, переходит на новый уровень. И человечество это понимает - в 2017 году, чтобы не вылететь с трассы, оно приняло национальные и общемировые правила обращения с ней. Проиллюстрирую текущий уровень технологий, и попробую объяснить, почему принятие законов робототехники - неизбежно.

На волне прогресса

По данным Международной Федерации Робототехники, невероятно быстро растет рынок промышленных роботов. В 2016 году их продажи достигли почти 300 000 единиц. Пять лет назад этот показатель был почти вдвое меньше. В результате объем только одного этого рынка составил $13 млрд, а с учетом смежных рынков ПО и компонентов – все $40 млрд.

Уже не первый год завод компании Siemens в Амберге один программируемый контроллер в секунду с невероятным уровнем качества - процент брака составляет всего 0,00115%. Достигнуть скорости производства в 12 млн единиц в год одновременно с сохранением качества помогают роботы - 75% операций автоматизировано.

В Великобритании уже несколько лет успешно используют хирургических роботов Da Vincie для борьбы с раком простаты. Их главное отличие от обычных - высочайшая точность, сохранение околооперационных тканей, а также быстрые сроки восстановления. В свежем исследовании рынка хирургических роботов говорится , что среднегодовой прирост этого рынка в 2017-2021 годах составит 10,53%.

Уже давно никого не удивляет робот-пылесос, как и робот-мойщик окон. Благодаря удешевлению компонентов и производству целого ряда моделей в Китае их стоимость стала серьезно падать, и они хлынули на рынок. Достаточно на финансовые показатели только одного производителя, чтобы понять насколько вырос рынок домашних роботов в последние несколько лет - они уже продаются миллионами штук.

Робот Cheetah компании Boston Dynamics еще в 2012 году показал скорость движения, сопоставимую с рекордами Усейна Болта, а их антропоморфный робот Atlas, в 2017 уже научился делать сальто назад. Но технические достижения - это, пожалуй, не самое впечатляющее. Поражает скорость проникновения робототехники во все аспекты нашей жизни.

Наконец, все чаще компании стали объявлять о наборе роботов в штат. Известный всем пример российского банка, который попытался заменить юристов «искусственным интеллектом», а в некоторые отделения уже поставил роботов для обслуживания посетителей, - одна из ярких, но далеко не единственных иллюстраций.

За робота ответишь?

Скорость внедрения новых технологий действительно поражает! Хорошо это или плохо, вопрос риторический. Однако с развитием робототехники активизировалась новая проблема – регулирования.

Действительно, чем больше появляется роботов (особенно, таких) и киберфизических систем, тем больше вопросов вызывает применение к ним действующих норм. Постулаты Азимова о непричинении вреда человеку и человечеству умными роботами уже давно не вызывают эмоций у большинства специалистов.

Вопросы, ответы на которые хотелось бы получить уже сейчас: есть ли ограничения на использования военных роботов? Кому принадлежат авторские права на созданные роботом произведения и кто ответит за его поступки, например ущерб, принесенный автопилотируемой машиной?

В применение «искусственного интеллекта» в финтехе уже нужно вмешаться, или стоит подождать еще нескольких сбоев бирж? Как будем защищать имплантируемые роботизированные механизмы и что делать, если имплантат в сердце есть, а компании-производителя уже нет?

Ну и наконец, проблема сильного искусственного интеллекта (ИИ, сравнимый с человеческим мозгом по уровню интеллекта) все-таки реальна и нам уже нужно контролировать его разработки, или разберемся как-нибудь потом?

Самозарождение правил

Первые подходы к таким проблемам обозначили в Южной Корее. В 2007 году там анонсировали разработку Этического устава роботов (документа с тяжелой судьбой; о его существовании за пределами Кореи практически ничего так и неизвестно, хотя корейская версия, как оказалось, похоже все-таки существует). Затем там же приняли закон о содействии развитию умных роботов.

Но в последние годы проблема регулирования вышла на новый уровень. Обозначим основные подходы.

Частные законы . Множество экспертов высказывало свои мнения о том, как должны регулироваться отношения между роботами и людьми. Например, Три закона робототехники фантаста Айзека Азимова , или Десять законов ИИ Сатьи Наделлы , руководителя компании Microsoft. Даже Карел Чапек, создатель слова «робот», упоминает в R.U.R. некую Лигу Гуманности, борющуюся за права роботов на нормальное отношение со стороны людей.

Позиция сообществ . Иногда высказанные предложения о регулировании поддерживаются целым сообществом экспертов. Хороший пример - 23 Азиломарских принципа искусственного интеллекта, разработанных и опубликованных в январе 2017 года под эгидой Future of Life Institute. Их подписало уже почти 4 000 экспертов и специалистов. Ученые предлагают направить свои усилия на создание управляемого, надежного и полезного ИИ, отказаться от «гонки вооружений» на основе ИИ и подумать о безопасности разработок, а также ответственности самих разработчиков.

Предложения, которые высказываются экспертами, по существу являются примером первых попыток саморегулирования , когда частные лица или компании разрабатывают правила до того, как государство разработает законы, обязательные для выполнения. Одним из характерных атрибутов саморегулирования является объединение в ассоциации. Их правила становятся обязательными для ее членов. Примером такой ассоциации является Partnership on AI - партнерство, участниками которого являются Amazon, Apple, Google, IBM, Facebook, Microsoft и другие. Оно создано в 2017 году и о конкретных правилах говорить пока рано, но мы видим один из уникальных примеров объединения крупнейших компаний мира (к слову, конкурентов в ряде областей) вокруг проблемы развития искусственного интеллекта.

Регулирование на национальном уровне

На протяжении 2017 года мы увидели целый ряд примеров того, как государство пытается регулировать киберфизические системы.

Например, в Германии принят закон, призванный открыть дорогу автономному транспорту. Законодатели выделили категорию автомобилей «со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения» и разрешили водителями отвлекаться от ситуации на дороге. Одновременно, правда, удвоили лимит ответственности за причиненный вред и ввели правило обязательной установки «черного ящика».

Автоматизация юридического процесса или внедрение искусственного интеллекта. На международной конференции Legal Al в «Сколково» лучшие российские и иностранные практики рассказали, как сегодня в сфере права можно применить новейшие технологии.

«Если нейронные сети научатся просто отличать, где черное, а где белое - это уже будет большим успехом», - считает начальник юридического департамента «Гарант» Светлана Ревак .

Нейронные сети и роботы теперь держат юристов в тонусе. В перспективе - полная автоматизация и компьютеризация многих юридических процессов. Специалисты решают, как применять искусственный интеллект в юриспруденции, чтобы повысить эффективность поиска, обобщения информации в базах законодательства, судебной практики и других данных в рамках любого юридического проекта.

«Во-первых, я хотел бы сказать о важности данных в юридической сфере. Потому что информация обладает даже большей ценностью, чем золото. И для юридических фирм очень важно найти и подключиться к источнику сведений. Потому что информация помогает выигрывать дела. И необходимо понимать уровень зрелости и совершенства технологий. В этом случае мы говорим об искусственном интеллекте и о том, каким образом они [технологии] могут интегрироваться в предоставление юридических услуг», - рассказывает основатель «LegalComet» (Сингапур) Майкл Лью .

Глядя на перечень возможностей машины, может сложиться впечатление, что она в итоге заменит человека, однако цель у искусственного интеллекта совершенна другая.

«Я не думаю, что это заменит полностью юриста, потому что в нашей работе есть такие факторы, как эмоциональное восприятие, какие-то навыки в интерпретации речи, эмоций, интерпретации определенных слов и выражений, которые пока что недоступны машинам. И я думаю, что, в принципе, никогда и не будут [доступны] , именно из-за этой тонкости. Но ускорить работу, я думаю, эти алгоритмы помогут», - делится мнением старший консультант «KorumLegal» (Гонконг) Анна Ким .

«Я называю это демократизацией информации. Действительно, есть такая цель - приземлить эти сокровенные знания, сделать их ближе к людям. Потому что для юристов это - не выявленный спрос. Люди не понимают, зачем им обращаться к юристам и адвокатам, если у них что-то не произошло. Они связывают эти услуги с каким-то прецедентом, с каким-то негативом, просто потому что это достаточно консервативная отрасль, достаточно закрыта и непонятна большинству людей», - уверен директор центра юридических технологий инновационного центра «Сколково” Антон Пронин .

Сделать сферу права доступной и понятной каждому - вот о чем всерьез задумались в «Сколково». Привлечь и перенять зарубежный опыт, помочь российским стартапам в сфере развития искусственного интеллекта - ближайшее будущее молодых ученых России.

Во вторник, 8 мая, в России прошли первые испытания беспилотных автомобилей. Машины с роботом вместо водителя совершили тестовый проезд на автоподходах к Крымскому мосту со стороны Краснодарского края. Все автомобили справились с заданиями и показали хорошие результаты. Прокатиться на беспилотном транспорте россияне смогут уже во время чемпионата мира по футболу. Каким будет автомобиль будущего и безопасен ли он, разбирался «360».

В ходе тест-драйва были задействованы автомобили пяти видов, которые оснащены технологиями автономного управления. Так, в испытаниях приняли участие грузовики брендов НАМИ и «КамАЗ», а также два легковых автомобиля моделей Skoda Superb и Ford Focus, говорится в сообщении министерства транспорта.

По данным ведомства, все автомобили справились с поставленными задачами. Машины разогнались до 40 километров в час и выполнили на дороге различные маневры, включая перестраивание в другой ряд, проезд по транспортной развязке и торможение перед пешеходами. Каждая из машин преодолела более 10 километров. На пассажирском сидении находились разработчики, которые «инспектировали» роботов.

«Все транспортные средства показали высокое качество маневрирования и бесперебойное функционирование системы высокоточного спутникового позиционирования, а также системы „машинного зрения“, обеспечивающего детекцию и распознавание объектов, разметки, дорожных знаков и анализ обстановки», - отмечается в сообщении. Тестовый проезд также послужит основанием для законодательного разрешения беспилотным автомобилям ездить по дорогам общего пользования в России.

Несмотря на то, что эти испытания стали первыми и самыми масштабными в стране, говорить о внедрении машин без водителей на дорогах массового пользования пока рано, считает Дмитрий Песков - директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив, которое курирует развитие беспилотников в России.

«Пока российские беспилотники могут функционировать лишь в идеальных условиях, то есть ездить по заранее заданной траектории на трассах без другого транспорта и при этом развивать невысокую скорость. При этом в будущем они могут стать хорошей альтернативой для пассажиров, поскольку автомобиль с искусственным интеллектом в разы безопасней машины с водителем. Согласно мировой практике, роботы допускают в сотни раз меньше ошибок за рулем, чем реальные шоферы», - отметил собеседник «360».

Беспилотники на футболе

Тестирование беспилотников является частью стратегии развития автомобильной промышленности в России на период до 2025 года. Она предполагает внедрение машин без водителя в структуру общественного транспорта уже в ближайшие годы. Причем увидеть новые автомобили россияне смогут уже в июне этого года.

«Россия придерживается „дорожной карты“ по созданию беспилотной автомобильной платформы, и мы продемонстрируем вам результаты в ходе проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ», - рассказал вице-премьер Аркадий Дворкович на открытии ежегодного Международного форума науки и технологии. По его словам, болельщики смогут прокатиться на беспилотных автобусах уже в июне.

Между тем на массовый рынок беспилотные автомобили смогут поступить через 5-10 лет, уверен руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. Он сказал «360», что такие автомобили будут особенно востребованы в качестве общественного транспорта.

«Собирать беспилотные автомобили в промышленном масштабе начнут уже через пять, максимум через 10 лет, но среди автолюбителей они вряд ли будут популярны и, скорее всего, будут функционировать как такси или другой общественный транспорт. Конечно, они более безопасны, но у них есть существенный минус - это то, что в экстренной ситуации робот реагирует хуже, чем опытный водитель, который может нарушить ПДД, но избежать аварии. Искусственный интеллект так поступить не может», - добавил Канаев.

«Беспилотное» будущее

Источник фото: Министерство транспорта

В 2020 году во всем мире будут курсировать около 10 миллионов беспилотных автомобилей, а к 2035 году количество таких машин перешагнет отметку в 21 миллион единиц, прогнозируют аналитики BI Intelligence.

Новаторами в этой области выступили США, которые совершили первый коммерческий рейс в конце 2016 года. Тогда беспилотный грузовик Volvo компании Otto перевез 45 тысяч банок пива, преодолев около 160 километров по штату Колорадо.

Американцы даже запустили проект пассажирской беспилотной машины, однако он закончился смертью. В марте беспилотное такси из автопарка Uber сбило насмерть 49-летнюю женщину. В ходе расследования выяснилось, что причиной послужила ошибка в навигации. Сенсоры автомобиля зафиксировали и идентифицировали женщину, но программа решила не реагировать на это «препятствие», и в результате робот сбил человека на полной скорости.

Не отстают от США британские инженеры. В августе прошлого года вблизи Лондона состоялись успешные испытания беспилотных грузовиков. По планам местных властей, подобные машины без водителей появятся на дорогах страны до конца 2018 года. При этом автомобили будут двигаться в колонне по трое, а головным автомобилем все равно будет управлять человек.

Новейшие технологии внедряют и в общественный транспорт. К примеру, в прошлом году в Хельсинки начались испытания двух компактных автобусов, передвигающихся без водителя. По результатам тестов автобусы, разработанные французской компанией EasyMile, собираются включить в систему пассажирских перевозок Финляндии уже осенью 2018 году.

Подготовлен проект конвенции, регулирующей отношения искусственного интеллекта и людей

Отношения человека и искусственного интеллекта должны быть законодательно урегулированы, считают в Госдуме. В первой половине 2018 года профильный комитет рассмотрит проект конвенции о робототехнике и искусственном интеллекте

Фото: Michael Buholzer / Reuters

Комитет Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству рассмотрит конвенцию по робототехнике и искусственному интеллекту, рассказал РБК представитель Исследовательского центра проблем регулирования робототехники и искусственного интеллекта «Робоправо», разработавшего документ (есть в распоряжении РБК).

Председатель комитета Сергей Жигарев через помощника подтвердил эту информацию. Предполагаемый срок рассмотрения конвенции, а также формирования предложений законотворческих документов по теме «роботехника» — первое полугодие 2018 года. «Вопросы отношения человека и искусственного интеллекта — это вопросы, которые должны быть законодательно урегулированы в ближайшее время. После широкого общественного обсуждения с участием представителей экспертного, научного сообщества, а также представителей общественности документ поступит на рассмотрение в нижнюю палату парламента», — сообщил Жигарев.

Цель разработанной конвенции — определить основные проблемы, которые могут возникнуть в обществе и правовой системе в связи с активным развитием киберфизических систем, обобщить основные правила робототехники и обозначить возможные направления решения существующих и ожидаемых проблем, указано в документе.

  • К объектам робототехники авторы документа относят все категории роботов в самом широком понимании независимо от их назначения, степени опасности, мобильности или автономности, а также киберфизические системы с искусственным интеллектом в любой форме.
  • Авторы документа предлагают исходить из того, что «создание, внедрение и использование роботов должно осуществляться при условии максимального обеспечения безопасности человека, общества и государства, а также непричинения вреда человеку, человечеству, живым существам и всей их среде обитания».
  • Роботы, создаваемые в военных целях, «должны иметь изначально заложенные в них и не поддающиеся изменениям ограничения, соответствующие положениям международного гуманитарного права». Такие роботы не должны использоваться для причинения вреда мирному населению.
  • Предлагается установить повышенные требования к защите от несанкционированного доступа третьих лиц при эксплуатации роботов, потенциально способных причинить человеку существенный, в том числе смертельный, вред (медицинские роботы, имплантируемые устройства, высокоавтоматизированные транспортные средства, военные роботы и т.д.).
  • Роботы должны постоянно фиксировать информацию об условиях своего функционирования и всех совершаемых ими действиях и хранить в специальном «черном ящике».
  • Физически взаимодействующие с людьми и не находящиеся под прямым управлением человека роботы должны иметь функцию моментального или аварийного отключения по требованию («красную кнопку»).
  • «Человек не должен умалять человеческое достоинство своим обращением с роботами».

Инвестиционный менеджер Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Никита Юрьев отмечает, что рынки роботов и искусственного интеллекта тесно взаимосвязаны — развитие первого невозможно без второго. «В свою очередь, рынок роботов создает широкие возможности для работы в направлении искусственного интеллекта: глубинного и машинного обучения, обработки естественного языка, машинного зрения», — отметил Юрьев. Он привел прогноз компании Grand View Research, согласно которому объем мирового рынка искусственного интеллекта в 2017 году должен составить около $19,18 млрд, а к 2025 году достигнет $35,9 млрд.

Рынок роботов только в сфере услуг должен достичь $27,5 млрд к 2023 году при среднем темпе роста 15,18% в год, приводит Юрьев данные компании MarketsandMarkets. Рынок роботов в производстве к этому же сроку должен достичь $71,72 млрд. При этом суммарно мировые расходы на роботов, по данным IDC, должны уже к 2019 году превысить $135,4 млрд. «Лидером в данном направлении считают Азиатско-Тихоокеанский регион, а одним из самых ярких игроков — Boston Dynamics (американская инжиниринговая компания, некоторое время принадлежавшая Google, сейчас принадлежит SoftBank. — РБК )», — рассказал представитель ФРИИ.

Проект конвенции, разработанный «Робоправом», не первая попытка законодательно урегулировать рынок искусственного интеллекта. В декабре 2016 года «Ведомости» , что основатель Grishin Robotics и сооснователь Mail.Ru Group Дмитрий Гришин совместно с юристом Виктором Наумовым разработали концепцию закона о робототехнике.


Этот законопроект предлагает дополнить Гражданский кодекс главой о роботах-агентах, то есть тех роботах, которые могут действовать автономно. «Мы продолжаем активное обсуждение законодательных инициатив в этой области, по разным оценкам экспертов, рынок искусственного интеллекта к 2020 году вырастет до $5 млрд», — передал Гришин РБК через представителя.

Исследовательский центр «Робоправо» создан как автономная некоммерческая организация в начале 2017 года по инициативе сотрудников международной юридической фирмы Dentons Андрея Незнамова и Виктора Наумова, рассказал РБК представитель центра. По его словам, разработанные по заказу Гришина поправки стали «толчком к созданию конвенции». В то же время он отметил, что законопроект и конвенция практически не пересекаются по смыслу. «Появление «закона Гришина» инициировало широкое обсуждение вопросов регламентации робототехники. В совокупности с этими и другими факторами встал вопрос о принятии законов о робототехнике вообще, а не только внесении изменений в Гражданский кодекс», — отметил он.

Как пояснил представитель центра «Робоправо», многие эксперты в мире говорят о необходимости создания общего свода правил взаимодействия человека с роботами и искусственным интеллектом. «Мы решили попытаться сделать это. Проанализировали существующие законы и правила. Постарались их обобщить, а также сделать ряд новых предложений, не претендуя на исчерпываемость и окончательность», — отметил он.

Как в мире юридически регулируют искусственный интеллект

На данный момент в мире практически не существует специальных законодательных актов, определяющих статус машин с искусственным интеллектом. В США , например, рассмотрение возникающих споров по этой проблеме основывается на действующих общих законах, что зачастую вызывает трудности при рассмотрении дел в суде.

Специальный закон о робототехнике был принят в 2008 году в Южной Корее . Несмотря на то что в акте «О содействии развитию и распространению умных роботов» фактически не идет речи о регулировании искусственного интеллекта, а в качестве основной его цели было заявлено стимулирование робототехники и улучшение качества жизни граждан, в документе дается несколько важных определений. Под термином «умный робот» южнокорейские законодатели предлагают понимать «механическое устройство, которое самостоятельно воспринимает внешнюю среду, распознает обстоятельства, в которых работает, и движется самостоятельно». В одной из статей закона говорится, что в будущем правительство имеет право принять специальный закон, регулирующий этические нормы развития робототехники, которым должны следовать разработчики, производители и пользователи умных роботов.

Первые шаги в этом направлении делают и в Европе . В феврале 2016 года Европарламент принял резолюцию «Нормы гражданского права в робототехнике», в которой парламентарии обратили внимание на важность развития законодательной базы, а также отметили необходимость введения единой системы классификации роботов и общеевропейской системы их регистрации. Большое внимание в документе уделяется этическим принципам: например, отмечается, что потенциал использования робототехники должен оцениваться с точки зрения отсутствия угроз безопасности и здоровью человека, свободе и неприкосновенности частной жизни.

В ходе саммита ЕС, который прошел в Брюсселе в октябре 2017 года, лидеры европейских стран договорились в начале 2018 года разработать европейский подход к проблеме искусственного интеллекта. В официальных документах саммита также говорилось о необходимости активнее реагировать на новые мировые тенденции, к которым относится развитие искусственного интеллекта.



Просмотров