Современные проблемы науки и образования. Инфантилизм личностный

Сегодня мы разберем совсем не однозначную тему – инфантильность. Термин «инфантильность» происходит от слова «инфант».

Из Википедии: Инфа́нт, женская форма инфа́нта (исп. infante, порт. infant) – титул всех принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – это незрелость в развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт, присущих предшествующим возрастным этапам.


Навигация по статье:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

В переносном смысле инфантилизм (как детскость) – проявление наивного подхода в быту, в политике, во взаимоотношениях и т. д.

Для более полной картины необходимо отметить, что инфантилизм бывает психическим и психологическим. И главное их отличие не внешнее проявление, а причины возникновения.

Внешние проявление у психического и психологического инфантилизма похожи и выражаются они в проявлении детских черт в поведении, в мышлении, в эмоциональных реакциях.

Чтобы понять различие психического и психологического инфантилизма необходимо разобраться в причинах возникновения.

Психический инфантилизм

Он возникает вследствие отставания и задержки в психике ребенка. Другими словами происходит задержка становления личности, вызванная задержкой развития в эмоциональной и волевой сферах. Эмоционально-волевая сфера – это база, на которой строится личность. Не имея такой базы, человек в принципе не может повзрослеть и в любом возрасте остается «вечным» ребенком.

Здесь необходимо еще отметить, что инфантильные дети отличаются от умственно-отсталых или аутичных. Умственная сфера у них может быть развита, они могут иметь высокий уровень абстрактно-логического мышления, способны применять полученные знания, быть интеллектуально развиты и самостоятельны.

Психический инфантилизм невозможно выявить в раннем детстве, его можно заметить только тогда, когда у ребенка школьного или подросткового возраста начинают преобладать игровые интересы над учебными.

Другими словами, интерес ребенка ограничивается только играми и фантазиями, все, что выходит за рамки этого мира не принимается, не исследуется и воспринимается как что-то навязываемое извне неприятное, сложное, чужеродное.

Поведение становится примитивным и предсказуемым, от любых дисциплинарных требований ребенок еще больше уходит в мир игры и фантазии. Со временем это приводит к проблемам социальной адаптации.

Как пример, ребенок может часами играть на компьютере, искренне не понимая, зачем нужно чистить зубы, заправлять постель, ходить в школу. Все, что за пределами игры – чужеродное, ненужное, непонятное.

Необходимо отметить, что в инфантилизме человека, родившегося нормальным, могут быть повинны родители. Несерьезное отношение к ребенку в детстве, запрет на принятие самостоятельных решений подростку, постоянное ограничение его свободы как раз и ведет к неразвитости эмоционально-волевой сферы.

Психологический инфантилизм

При психологическом инфантилизме ребенок имеет здоровую, без отставаний, психику. Он вполне может соответствовать своему развитию по возрасту, но практически это не происходит, потому что по ряду причин выбирает в поведении роль ребенка.


В общем, главное отличие психического инфантилизма от психологического можно выразить так:

Психический инфантилизм: не могу, даже если хочу.

Психологический инфантилизм: не хочу, даже если могу.

С общей теорией понятно. Теперь более конкретно.

Как появляется инфантилизм

По мнению психологов, инфантильность не врожденное качество, а приобретенное через воспитание. Так что же такое делают родители и воспитатели, что ребенок вырастает инфантильным?

Опять же, по мнению психологов, инфантильность развивается в период от 8 до 12 лет. Не будем оспаривать, а просто пронаблюдаем, как это происходит.

В период с 8 до 12 лет ребенок уже может брать на себя ответственность за свои поступки. Но для того, чтобы ребенок начал совершать самостоятельные поступки, ему необходимо доверять. Вот именно здесь и кроется основное «зло», которое и приводит к инфантильности.

Вот некоторые примеры воспитания инфантильности:

  • «У тебя не получается писать сочинение? Я помогу, я раньше хорошо писала сочинения», - говорит мама.
  • «Я лучше знаю, как правильно!»
  • «Будешь слушать маму, и у тебя все будет хорошо».
  • «Какое у тебя может быть свое мнение!»
  • «Я сказал, так и будет!»
  • «Руки у тебя не из того места растут!»
  • «Да у тебя всегда все как не у людей».
  • «Отойди, я сам сделаю».
  • «Ну, конечно, за что он не возьмется, все сломает!»
Так постепенно родители закладывают программы в своих детей. Некоторые дети, конечно, пойдут наперекор, и будут делать по-своему, но могут получить такой прессинг, что желание что-либо делать вообще отпадет и, причем навсегда.

С годами ребенок может поверить в правоту родителей, что он неудачник, что он ничего не может сделать правильно, и что намного лучше это могут сделать другие. А если еще идет подавление чувств и эмоций, ребенок никогда с ними не познакомится и тогда его эмоциональная сфера будет не развита.
  • «Ты еще мне тут плакать будешь!»
  • «Ты чего орешь? Больно? Терпеть надо».
  • «Мальчики никогда не плачут!»
  • «Что ты орешь, как ненормальная».
Все это можно охарактеризовать такой фразой: «Ребенок, не мешай нам жить». К сожалению, это основное требование родителей к детям, быть тихим, послушным и не мешать. Так чего ж потом удивляться, что инфантилизм поголовен.

По большому счету родители бессознательно подавляют в ребенке и волю и чувства.

Это один из вариантов. Но есть и другие. Например, когда мама одна воспитывает сына (или дочь). Она начинает опекать ребенка больше, чем ему требуется. Ей хочется, чтобы он вырос каким-то очень известным, чтобы доказал всему миру, какой он талант, чтобы мать могла им гордиться.

Ключевое слово – мать могла гордиться. В данном случае о ребенке и не думается, главное удовлетворить свои амбиции. Такая мама с удовольствием найдет для своего ребенка то занятие, которое будет ему по душе, положит на это все силы и деньги, а все трудности, которые могут возникнуть во время такого увлечения, возьмет на себя.

Вот и вырастают талантливые, но ни к чему не приспособленные дети. Хорошо, если потом найдется женщина, которая захочет служить этому таланту. А если нет? А если еще так окажется, что и таланта-то по существу нет. Догадываетесь, что ждет такого ребенка в жизни? А мама будет горевать: «Ну, почему он у меня такой! Я столько для него сделала!». Да не для него, а ЗА НЕГО, вот поэтому он и такой.

Еще пример, когда родители не чают души в своем дитяти. С детства он только и слышит, какой он замечательный, какой талантливый, какой смышленый и все в этом роде. Самомнение ребенка становится настолько высоко, что он уверен, что достоин большего просто так и не приложит ни какого труда, чтобы этого большего достичь.

Родители сами за него все сделают и будут с восхищением смотреть, как он ломает игрушки (он такой любознательный), как он обижает детей во дворе (он такой сильный) и т.п. А столкнувшись с настоящими трудностями в жизни, он сдуется, как пузырь.

Еще один, очень яркий пример зарождения инфантилизма, бурный развод родителей, когда ребенок ощущает себя ненужным. Родители выясняют отношения между собой, и заложником этих отношений становится ребенок.

Все силы и энергия родителей направляется на то, чтобы «досадить» другой стороне. Ребенок не понимает, что же на самом деле происходит и зачастую начинает брать ответственность на себя – папа ушел из-за меня, я был плохим сыном (дочкой).

Эта ноша становится непомерной и происходит подавление эмоциональной сферы, когда ребенок не понимает, что же с ним происходит, а рядом не оказывается взрослого, который помог бы понять ему самого себя и того, что происходит. Ребенок начинает «уходить в себя», замыкаться и жить в собственном мире, где ему комфортно и хорошо. Реальный мир представляется как что-то пугающее, злое и неприемлемое.

Я думаю, что вы и сами можете привести множество таких примеров, а может быть, в чем-то даже узнаете себя или своих родителей. Любой результат воспитания, который ведет к подавлению эмоционально-волевой сферы, приводит к инфантилизму.

Только не торопитесь во всем винить своих родителей. Это очень удобно и это тоже одна из форм проявления инфантильности. Лучше посмотрите, что вы сейчас делаете со своими детьми.

Понимаете, чтобы воспитать личность, самому необходимо быть личностью. А чтобы рядом росло сознательное дитя, надо чтобы и родители были осознанными. Но так ли это на самом деле?

Не сбрасываете ли вы на своих детей раздражение за свои неразрешенные проблемы (подавление эмоциональной сферы)? Не пытаетесь ли вы навязать детям свое видение жизни (подавление волевой сферы)?

Мы бессознательно совершаем те же самые ошибки, которые совершали наши родители, а если мы не осознаем их, то наши дети будут совершать те же ошибки в воспитании уже своих детей. Увы, это так.

Еще раз для понимания:

Психический инфантилизм – неразвитая эмоционально-волевая сфера;

Психологический инфантилизм – подавленная эмоционально-волевая сфера.

Как проявляется инфантилизм

Проявления психического и психологического инфантилизма практически одинаковые. Отличие их в том, что при психическом инфантилизме человек не может сознательно и самостоятельно изменить свое поведение, даже если у него появляется мотив.

А при психологическом инфантилизме, человек может изменить свое поведение при появлении мотива, но чаще всего не меняет из желания оставить все, как есть.

Давайте рассмотрим конкретные примеры проявления инфантилизма.

Человек добился успехов в науке или в искусстве, но в бытовой жизни оказывается совершенно не приспособленным. В своей деятельности он ощущает себя взрослым и компетентным, но абсолютным ребенком в быту и во взаимоотношениях. И старается найти кого-то, кто возьмет на себя ту сферу жизни, в которой можно оставаться ребенком.

Взрослые сыновья и дочери продолжают жить со своими родителями и не создают своих семей. С родителями все привычно и знакомо, можно оставаться вечным ребенком, за которого будут решаться все бытовые проблемы.

Создать свою семью – это взять на себя ответственность за свою жизнь и столкнуться с определенными трудностями.

Предположим, что с родителями становится жить невыносимо, они тоже начинают что-то требовать. Если в жизни человека появляется другой, на которого можно переложить ответственность, тогда он уйдет из родительского дома, и будет продолжать вести тот же образ жизни, что и с родителями – ничего не брать на себя и не за что не отвечать.

Только инфантилизм может толкнуть мужчину или женщину бросить семью, пренебречь своими обязательствами ради попытки вернуть свою ушедшую молодость.

Постоянная смена работы из-за нежелания прилагать усилия или приобретения мифического опыта.

Поиски «спасителя» или «волшебной таблетки», это тоже признаки инфантилизма.

Основным критерием можно назвать неумение и нежелание брать на себя ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни близких людей. И как написали в комментариях: «самое страшное быть с человеком и знать, что на него нельзя положиться в критический момент! Такие люди создают семьи, рожают детей и перекладывают ответственность уже на другие плечи!»

Как выглядит инфантилизм

Не всегда можно с первого взгляда определить – инфантильный перед вами человек или нет. Инфантильность начнет проявляться во взаимодействии, а особенно в критические моменты жизни, когда человек как бы тормозит, не принимает ни какого решения и ждет, что кто-то возьмет за него ответственность.

Инфантильных людей можно сравнить с вечными детьми, которых ничего особо не заботит. Причем их не только не интересуют другие люди, но они и о себе не хотят (психологический инфантилизм) или не могут (психический) позаботиться.

Если говорить о мужском инфантилизме, то это однозначно поведение ребенка, которому необходима не женщина, а мама, заботящаяся о нем. Очень многие женщины попадают на эту удочку, а потом начинают возмущаться: «Почему все время должна делать я? И деньги заработать, и дом содержать, и за детьми ухаживать, и отношения выстраивать. И вообще есть ли рядом мужчина?»

Сразу напрашивается вопрос: «Мужчина? А за кого вы выходили замуж? Кто был инициатором знакомства, встреч? Кто принимал решения, как и где провести совместный вечер? Кто все время придумывал, куда пойти и что делать?» Эти вопросы бесконечные.

Если вы с самого начала брали все на себя, сами все придумывали и делали, а мужчина просто послушно выполнял, то разве вы выходили замуж за ВЗРОСЛОГО МУЖЧИНУ? Мне кажется, что вы выходили замуж за РЕБЕНКА. Только вы были так влюблены, что сразу этого не заметили.

Что делать

Это самый главный вопрос, который возникает. Давайте его сначала рассмотрим относительно ребенка, если вы родители. Потом относительно взрослого, который продолжает оставаться ребенком по жизни. (Данные вопрос рассматривается в статье Что делать, если у вас инфантильный муж . прим.ред.)

И последнее, если вы увидели в себе черты инфантилизма и решили все-таки что-то поменять в себе, но не знаете как.

1. Что делать, если у вас растет инфантильный ребенок.

Давайте рассуждать вместе – что вы хотите получить в итоге в результате воспитания ребенка, что вы делаете и что необходимо делать, чтобы получить желаемый результат?

Задача каждого родителя состоит в том, чтобы максимально приспособить ребенка к самостоятельной жизни без родителей и научить жить во взаимодействии с другими людьми, чтобы он мог создать свою счастливую семью.

Существует несколько ошибок, в результате которых развивается инфантилизм. Вот некоторые из них.

Ошибка 1. Жертвенность

Проявляется эта ошибка тогда, когда родители начинают жить для детей, стараясь дать ребенку самое лучшее, чтобы у него все было, чтобы одет он был не хуже других, чтобы в институте учился, при этом отказывая себе во всем.

Своя жизнь как бы становится не важной по сравнению с жизнью ребенка. Родители могут работать на нескольких работах, недоедать, недосыпать, не заботиться о себе и о своем здоровье, только бы у ребенка было все хорошо, только бы он выучился и вырос человеком. Чаще всего так поступают одинокие родители.

На первый взгляд кажется, что родители вкладывают всю свою душу в ребенка, но результат оказывается плачевным, ребенок вырастает неспособным ценить своих родителей и ту заботу, которую они давали.

Что же происходит на самом деле. Ребенок с малых лет привыкает к тому, что родители живут и работают только ради его благополучия. Он привыкает получать все готовое. Возникает вопрос, если человек привык получать все готовое, сможет ли он, потом сам, что-то делать для себя или будет ждать, что кто-то сделает за него?

И при том не просто ждать, а требовать своим поведением, что вы должны, потому что опыта что-то делать самостоятельно нет, и именно родители не дали этот опыт, ведь все всегда было для него и только ради него. Он на полном серьезе не понимает, почему должно быть по-другому и как это вообще возможно.

И ребенок не понимает, почему и за что он должен быть благодарен родителям, если так и должно было быть. Жертвовать собой – это как калечить свою жизнь, так и жизнь ребенка.

Что делать. Начинать надо с себя, научиться ценить себя и свою жизнь. Если родители не будут ценить свою жизнь, ребенок примет это как данность и тоже не будет ценить жизнь родителей, а, следовательно, и жизни других людей. Для него жизнь ради него станет правилом во взаимоотношениях, он будет использовать других и считать это абсолютно нормальным поведением, ведь его так научили, по-другому он просто не умеет.

Задумайтесь, интересно ли ребенку с вами, если вам, кроме заботы о нем нечего дать? Если в вашей жизни ничего не происходит такого, что могло бы привлечь ребенка, чтобы разделить ваши интересы, чтобы почувствовать себя членом сообщества – семьи?

И стоит ли потом удивляться, если ребенок будет на стороне находить развлечения такие, как выпивка, наркотики, бездумное гулянье и т.п., он ведь привык только получать то, что ему дают. Да и как он может гордиться вами и уважать вас, если вы ничего из себя не представляете, если все ваши интересы только вокруг него?

Ошибка 2. «Тучи разведу руками» или я все проблемы решу за тебя

Проявляется эта ошибка в жалости, когда родители решают, что на век ребенка еще хватит проблем, и пусть хоть с ними он останется ребенком. А в итоге вечным ребенком. Жалость может быть вызвана недоверием, что ребенок в чем-то сам может о себе позаботиться. А недоверие опять же возникает из-за того, что ребенка не научили самостоятельно заботиться о себе.

Как это выглядит:

  • «Ты устал, отдохни, я доделаю».
  • «Успеешь еще наработаться! Давай я сделаю это за тебя».
  • «Тебе еще уроки делать, ладно, иди, я сама помою посуду».
  • «Надо договориться с Мариванной, чтобы она сказала кому нужно, чтобы ты без проблем поступил учиться»
И все в таком духе.

По большому счету родители начинают жалеть своего ребенка, он устал, у него большая нагрузка, он маленький, не знает жизни. А то, что родители сами не отдыхают и нагрузка у них не меньше, и сами не все когда-то знали, об этом почему-то забывается.

Вся домашняя работа, устройство в жизни, ложится на плечи родителей. «Это же мой ребенок, если я его не пожалею, не сделаю что то для него (читай: за него), кто еще о нем позаботится? А через какое-то время, когда ребенок привыкает к тому, что за него все сделают, родители удивляются, почему ребенок ни к чему не приспособлен и им все приходится делать самим. Но для него это уже норма поведения.

К чему это приводит. Ребенок, если это мальчик, будет искать себе такую же жену, за спиной которой можно тепло устроиться и спрятаться от жизненных невзгод. Она накормит, обстирает и денег заработает, с ней тепло и надежно.

Если ребенок девочка, то она будет искать себе мужчину, который будет выполнять роль папы, который будет за нее решать все проблемы, содержать ее и ничем не обременять.

Что делать. Во-первых, обратите внимание, чем ваш ребенок занят, какие обязанности по дому он выполняет. Если ни каких, то в первую очередь необходимо, чтобы и у ребенка были свои обязанности.

Не так сложно научить ребенка выносить мусор, мыть посуду, убирать за собой игрушки и вещи, содержать свою комнату в порядке. Но обязанности необходимо не просто вменить, а научить, как и что нужно делать и объяснить для чего. Ни в коем случае не должна звучать подобная фраза: «Ты главное хорошо учись, это твоя обязанность, а по дому я все сделаю сама».

За свои обязанности он должен нести ответственность. Устал ребенок, не устал, не важно, в конце концов, можно отдохнуть и выполнить свои обязанности, это его ответственность. Вы разве не так сами поступаете? За вас кто-то что-то делает? Ваша задача научиться не жалеть и не выполнять за него работу, если вы хотите, чтобы он не вырос инфантильным. Именно жалость и недоверие, что ребенок может что-то сделать сам хорошо и не дает возможности воспитать волевую сферу.

Ошибка 3. Чрезмерная любовь, выражающаяся в постоянном восхищении, умилении, возвышении над остальными и вседозволенность

К чему это может привести. К тому, что он никогда не научится любить (а значит, и отдавать), и родителей в том числе. На первый взгляд будет казаться, что он умеет любить, но вся его любовь, она условна и только в ответ, а при любом замечании, сомнении в его «гениальности» или при отсутствии восхищения, будет «пропадать».

В результате такого воспитания ребенок уверен в том, что весь мир должен им восхищаться, потакать. А если этого не происходит, то все вокруг плохие, не способные любить. Хотя именно он и не способен любить, его этому не научили.

В итоге он выберет защитную фразу: «Я такой, какой есть и принимай меня таким, не нравится, не держу». Любовь других он будет принимать спокойно, как должное и, не имея внутри отклика, делать больно тем, кто его любит, в том числе и родителям.

Часто это воспринимают как проявление эгоизма, но проблема намного глубже, у такого ребенка не развита эмоциональная сфера. Ему просто нечем любить. Находясь все время в центре внимания, он не научился доверять своим ощущениям и у ребенка оказался не развит искренний интерес к другим людям.

Еще один вариант, когда родители «защищают» своего ребенка, стукнувшегося о порог, таким образом: «У, какой порог не хороший, обидел нашего мальчика!». С детских лет ребенку внушается, что все вокруг виноваты в его бедах.

Что делать. Опять необходимо начинать с родителей, которым тоже пора повзрослеть и перестать видеть в своем ребенке игрушку, предмет обожания. Ребенок – это самостоятельная автономная личность, которой для развития необходимо находиться в реальном, а не придуманном родителями мире.

Ребенок должен увидеть и пережить всю гамму чувств и эмоций, не убегая и не подавляя их. А задача родителей – научиться адекватно реагировать на проявление эмоций, не запрещать, не успокаивать без необходимости, а разбирать все ситуации, которые вызвали негативные эмоции.

Совсем не обязательно, что кто-то другой «плохой» и поэтому ваш ребенок плачет, посмотрите на ситуацию в целом, что ваш ребенок сделал не так, научите его не зацикливаться на себе, а самому идти навстречу людям, проявляя к ним искренний интерес и находить выходы из сложных ситуаций, без обвинения других и себя. Но для этого, как я уже написала, родителям самим необходимо повзрослеть.

Ошибка 4. Четкие установки и правила

Большинству родителей очень удобно, когда рядом растет послушный ребенок, четко выполняющий указания «делать это», «не делать то», «с этим мальчиком не дружить», «в этом случае поступать так» и т.п.

Они считают, что все воспитание заключено в командовании и подчинении. Но совершенно не задумываются, что лишают способности ребенка мыслить самостоятельно и брать на себя ответственность за свои поступки.

В итоге они воспитывают бездушного и бездумного робота, которому нужны четкие инструкции. А потом сами страдают от того, что если что-то не сказали, то ребенок и не сделал. Здесь подавляется не только волевая, но и эмоциональная сфера, потому что ребенку нет необходимости замечать эмоциональные состояния как свои, так и других людей, и для него становится нормой действовать только по инструкции. Ребенок живет в постоянной навязчивости действий и полном эмоциональном игнорировании.

К чему это приводит? Человек не учится думать и становится не способным размышлять самостоятельно, ему постоянно нужен кто-то, кто будет давать ему четкие указания что, как и когда делать, виноваты у него всегда будут другие, те, кто не «откорректировал» его поведение, не сказал что делать и как поступить.

Такие люди никогда не проявят инициативы, и всегда будут ждать четких и конкретных инструкций. Не будут способны решать какие-то сложные задачи.

Что делать в таких случаях? Учиться доверять ребенку, пусть он сделает что-то не так, вы просто потом разберете ситуацию и вместе найдете правильное решение, вместе, а не за него. Больше разговаривать с ребенком, спрашивать его, чтобы он высказывал свое мнение, не высмеивать, если его мнение вам не нравится.

А главное, не критиковать, а разбирать ситуации, что было сделано не так и как можно было сделать по-другому, постоянно интересуясь мнением ребенка. Другими словами, ребенка необходимо учить думать и размышлять.

Ошибка 5. «Я сама знаю, что ребенку надо»

Эта ошибка является разновидностью четвертой ошибки. А заключается она в том, что родители не прислушиваются к истинным желаниям ребенка. Желания ребенка воспринимаются как сиюминутные капризы, но это не совсем одно и то же.

Капризы – это мимолетные желания, а истинные желания это то, о чем мечтает ребенок. Цель подобного поведения родителей – реализация ребенком того, что не смогли реализовать сами родители (как варианты – семейные традиции, вымышленные образы будущего ребенка). По большому счету из ребенка делают «второго себя».

Когда-то, в детстве, такие родители мечтали стать музыкантами, известными спортсменами, великими математиками и теперь они стараются свои детские мечты воплотить через ребенка. В итоге ребенок не может найти для себя любимое занятие, а если и находит, то родители воспринимают это в штыки: «Я лучше знаю, что тебе надо, поэтому ты будешь делать то, что я тебе говорю».

К чему это приводит. К тому, что у ребенка вообще никогда не будет цели, он так никогда и не научится понимать свои желания, и всегда будет находиться в зависимости от желаний других и вряд ли добьется каких-то успехов в реализации желаний родителей. Он всегда будет ощущать себя «не на своем месте».

Что делать. Учитесь прислушиваться к желаниям ребенка, интересуйтесь, о чем он мечтает, что его привлекает, учите его высказывать свои желания вслух. Наблюдайте, что привлекает вашего ребенка, чем он с удовольствием занимается. Никогда не сравнивайте ребенка с другими.

Помните, желание, что ваш ребенок станет музыкантом, художником, знаменитым спортсменом, математиком – это ваши желания, а не ребенка. Стараясь внушить свои желания ребенку, вы сделаете его глубоко несчастным или добьетесь обратного результата.

Ошибка 6. «Мальчики не плачут»

Неумение самих родителей выражать свои эмоции приводит к тому, что и эмоции ребенка начинают подавлять. Происходит запрет на сильные переживания положительных и отрицательных эмоций, соответствующих реальной ситуации, так как родители сами не знают, как на них реагировать.

А если что-то не знаешь, то часто выбор делается в сторону ухода или запрета. В результате, запрещая ребенку выражать свои эмоции, родители по большому счету запрещают ребенку чувствовать, а в конечном итоге – жить полной жизнью.

К чему это приводит. Вырастая, ребенок не может понять себя, и ему необходим «поводырь», который будет ему объяснять, что же он чувствует. Он будет доверять этому человеку и полностью зависеть от его мнения. Отсюда и возникают конфликты между матерью и женой мужчины.

Мать будет говорить одно, а жена – другое, и каждая будет доказывать, что именно то, что она говорит, мужчина и чувствует. В итоге мужчина просто отходит в сторону, предоставляя женщинам возможность «разбираться» между собой.

Что же происходит с ним на самом деле, он не знает и последует решению той, которая победит в этой войне. В итоге он все время будет жить чей-то жизнью, но не своей, и когда не познакомится с собой.

Что делать. Позвольте своему ребенку плакать, смеяться, выражать себя эмоционально, не спешите успокоить таким образом: «Ну ладно, ладно, все образуется», «мальчики не плачут» и т.п. Когда ребенок испытывает боль, не прячьтесь от его чувств, дайте понять, что вам в подобной ситуации тоже было бы больно, и вы понимаете его.

Проявите сочувствие, пусть ребенок познакомится со всей гаммой чувств без подавления. Если он чему-то рад, порадуйтесь вместе с ним, если опечален, выслушайте, что его тревожит. Проявите интерес к внутренней жизни ребенка.

Ошибка 7. Перенос своего эмоционального состояния на ребенка

Нередко родители переносят свою неустроенность и неудовлетворенность жизнью на ребенка. Это выражается в постоянных придирках, повышении голоса, а иногда просто в срыве на ребенке.

Ребенок оказывается заложником неудовлетворенности родителя и не способным противостоять ему. Это приводит к тому, что ребенок «выключается», подавляет свою эмоциональную сферу и выбирает психологическую защиту от родителя «уход в себя».

К чему это приводит. Вырастая, ребенок перестает «слышать», закрывается, а нередко просто забывает, что ему говорили, воспринимая любые слова, обращенные к нему, как нападение. Ему приходится десять раз повторять одно и то же, чтобы он услышал или дал какую-то обратную связь.

Со стороны это выглядит как безразличие или пренебрежение к словам других. Прийти к взаимопониманию с таким человеком сложно, потому что он никогда не высказывает своего мнения, а чаще этого мнения просто не существует.

Что делать. Запомните: ребенок не виноват в том, что ваша жизнь не идет так, как вам хочется. То, что вы не получаете желаемого, это ваша проблема, а не его вина. Если вам необходимо «выпустить пар», найдите более экологичные способы – натрите полы, переставьте мебель, сходите в бассейн, усильте физическую нагрузку.

Неубранные игрушки, не вымытая посуда – это не причина вашего срыва, а только повод, причина внутри вас. В конце концов, научить ребенка прибирать игрушки, мыть посуду – это ваша ответственность.

Я показала только основные ошибки, но их намного больше.

Главное условие, чтобы ваш ребенок не вырос инфантильным – признание его, как самостоятельной и свободной личности, проявление вашего доверия и искренней любви (не путать с обожанием), поддержка, а не насилие.

Инфантильность – это характеристика личности, выражающая незрелость её психологического развития, сохранение черт, присущих более ранним возрастным этапам. Инфантильность человека в бытовом понимании называют детскостью, что проявляется в незрелости поведения, неумении принимать взвешенные решения, нежелании принимать ответственность.

Под инфантильностью в психологии понимается незрелость индивида, которая выражается в задержке становления личности, когда ее действия не отвечают возрастным требованиям. Некоторые люди воспринимают инфантильность поведения, как должное явление. Жизнь современного человека достаточно стремительна, именно такой образ жизни и толкает человека к подобному поведению, останавливая взросление и развитие личности, сохраняя при этом внутри взрослого маленького и несмышленого ребенка. Культ вечной молодости и юности, наличие самых разнообразных развлечений современной культуры, вот что провоцирует развитие инфантильности у человека, отодвигая на задний план развитие взрослой личности и позволяя оставаться вечным ребенком.

Женщина с инфантильностью характера способна изображать обиду, когда на самом деле переживает . Среди других приёмов у таких фемин на «вооружении» грусть, слезы, ощущение вины и страха. Такая женщина способна притворяться растерянной, когда не знает, чего сама хочет. Лучше всего ей удается заставить поверить мужчину в то, что без него она никто и, что она без его поддержки пропадет. Она никогда не скажет о том, что ей не нравится, она будет дуться или плакать и капризничать, но на серьезный разговор её вывести очень сложно.

Истинная инфантильность женщины приводит её жизнь в сущий хаос. Она всегда попадает в какие-то истории, экстремальные ситуации, откуда её нужно спасать. У неё много друзей, её внешний вид далекий от образа леди, её привлекают джинсы, кроссовки, различные майки с детскими или мультяшными принтами. Она веселая, энергичная и непостоянная, круг её общения главным образом состоит из лиц намного моложе её возраста.

Мужчины любят приключения, потому что они вызывают выброс адреналина, поэтому они находят себе инфантильную женщину, с которой никогда не скучно.

По результатам одного исследования выяснилось, что 34% женщин ведут себя инфантильно, когда находятся рядом со своим мужчиной, 66% говорят о том, что эти женщины живут в образе легкомысленной девочки постоянно.

Причины инфантильности женщины в том, что она поступает подобным образом, поскольку ей так легче чего-то добиться от мужчины, она не хочет нести ответственность за личную жизнь или мечтает, чтобы кто-то взял над ней опеку, этот кто-то, конечно, же взрослый и состоятельный мужчина.

Как избавиться от инфантильности

Инфантильность это в психологии стойкая характеристика личности, поэтому избавиться от нее быстро нельзя. Чтобы преступить к решению вопроса: как бороться с инфантильностью, нужно понимать, что для этого предстоит большая работа. В борьбе с инфантильностью необходимо запастись очень большим терпением, поскольку придется пройти через слезы, обиды и гнев.

Итак, как избавиться от инфантильности. Наиболее действенным способом считается возникновение больших перемен в жизни, в ходе которых человек должен попасть в такие ситуации и условия, где он окажется без поддержки и ему в одиночку придется быстро решать проблемы, а потом нести ответственность за принятые решения.

Таким образом, от инфантильности избавляется много людей. Для мужчин такими условиями может быть – армия, спецназ, тюрьма. Женщинам больше подходит переезд в чужую страну, где нет абсолютно никаких знакомых, и приходится выживать без родственников и заводить новых друзей.

После переживания сильных стрессовых ситуаций, человек теряет свою инфантильность, например, потеряв материальное благополучие, пережив увольнение или смерть очень близкого человека, который служил опорой и поддержкой.

Для женщин самым лучшим способом бороться с инфантильностью, является рождение ребенка и пришедшая с ним ответственность.

Слишком радикальные методы вряд ли подойдут каждому человеку, и может произойти следующее: из-за резких перемен в жизни, человек может закрыться в себе или, не справившись с обязанностями, еще больше начнет регрессировать (регрессия – это защитный механизм психики, который возвращает человека на более низкую ступень развития его чувств и поведения).

Лучше использовать более доступные ситуации, например, самому приготовить обед, после чего убрать, сделать внеплановую главную уборку, сходить за покупками и купить исключительно то, что требуется, пойти и оплатить счета, съехать от родителей или перестать жить за их счет. Таких ситуаций в жизни очень много, они иногда кажутся незначительными, но тот, кто знает, что такое инфантильность характера понимает, как себя в таких случаях ведут инфантильные личности, насколько обременительными эти ситуации для них являются.

Виктимность личности проявляется не только в ситуации активности, но и в ситуации пассивности ее действий. Именно пассивность личности влияет на формирование у нее такого качества, как инфантилизм , который означает задержку в личностном развитии, сохранение в физическом облике или поведении черт предшествующих возрастных этапов. Исходя из этого, социальный инфантилизм – это личностная незрелость человека в сочетании с его эмоционально-волевой незрелостью. Эти особенности проявляются в сохранении в психике и поведении взрослого человека социально-психологических характеристик, присущих детскому возрасту.

Часто именно социальный инфантилизм является основой виктимности личности. Эмоционально-волевая незрелость такого человека проявляется в несамостоятельности решений и действий, в чувстве незащищенности, в заниженной критичности по отношению к себе, в повышенной требовательности к заботе других о себе, в демонстрации эгоцентризма.

В зарубежной науке (Г. Олпорт, К. Хорни, Э. Эриксон и др.) инфантилизм рассматривается как патология, которая проявляется в слабом понимании человеком различных аспектов окружающей действительности, в отсутствии умения устанавливать адекватные отношения с другими людьми, в эмоциональной неустойчивости, в слабом знании самого себя и в неспособности к созданию собственной жизненной стратегии. Социальный же инфантилизм рассматривается как нежелание личности нести ответственность за свое существование (Э. Фромм), как утрата смысла жизни (А. Маслоу), как слабоволие, истеричность, деградация личностно-смыслового уровня. В результате у социально инфантильного человека формируется установка на быстрое удовлетворение потребностей при малых затратах усилий, на пассивные способы защиты при встрече с трудностями и проблемами.

Социальный инфантилизм как виктимность личности во многом связан с конформностью, т. е. податливостью человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющейся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией. Конформность при этом выражается в уступчивости и одобрении. Уступчивость – это неискренняя конформность, при которой внешние действия соответствуют давлению группы, но присутствует личностное несогласие.

Связь виктимности личности с различными формами психологической защиты является специфическим проявлением инфантилизма. Такие формы психологической защиты, как отрицание, подавление чувств, вытеснение, проекция формируются в процессе развития социального опыта личности. С накоплением социального опыта у человека формируется система, выполняющая роль ограждения его сознания от информации, которая нарушает его внутреннее равновесие: это система защитных психологических барьеров. Она является особой формой переработки информации и проявляется в устранении отрицательных эмоций, когда есть опасность возникновения тревоги или угрызения совести, и т. д. Однако, обеспечивая психологическую защиту личности, эта система не обеспечивает ее адаптивности к изменению обстоятельств, и человек может оказаться в ситуации социальной жертвы.



В современных условиях общественного развития исключительную значимость приобретает проблема коррекции инфантильности и формирования личностной ответственности за себя и других. Проблема преодоления социального инфантилизма как основы виктимности предполагает выработку у людей жизненно важных умений и навыков: умений принимать решения и оценивать их возможные последствия; умений общаться, поддерживая оптимальные межличностные отношения; умений сопереживать, поставив себя на место другого человека; умений владеть своими эмоциями и др.

В современном научном дискурсе, посвященном проблемаv молодежи, в последние годы все чаще появляется термин «инфантильность».

Инфантильность (от лат, infantilis - детский) представляет собой задержку или остановку развития , сохранение у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту . Это понятие впервые было введено в 1864 г. французским психиатром Э. Ласегом, отметившим, свойственные некоторым лицам, страдающим психическими заболеваниями, беспомощность, неуверенность в себе, наличие особой потребности в чьей-либо заботе, чьем-либо авторитете.

В начале ХХ в. психический инфантилизм, характеризующийся отсутствием каких-либо дефектов и проявляющийся исключительно нарушениями поведения, стал рассматриваться как особая психологическая и социальная характеристика личности. Наиболее изученной формой инфантилизма является, так называемый, простой психический инфантилизм. При этой форме психическая незрелость ох-ватывает все сферы деятельности, в том числе и интеллектуальную, однако преобладают проявления эмоционально-волевой незрелости. Это выражается в свойственной детям повышенной эмоциональной живости, неустой-чивости, преобладании мотива получения удовольствия, боязни всего нового. В интеллектуаль-ной деятельности также преобладает влияние эмоций, а игровые интересы преобладают над интеллектуальными.

Ряд авторов (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко и др.) еще в последней четверти ХХ в. отмечали в своих исследованиях, что психический инфантилизм стал диагностироваться все чаще. Его типичные проявления: задержка развития чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с обстановкой, с интересами других, гибко учитывать ситуацию, медленном формировании морально-этических принципов. По мнению С.А. Кулакова при инфантильности или социальной незрелости ярко проявляются такие черты личности, как:

Эгоцентризм, избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, преимущест-венно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, склонность к обвинениям;

Эмоциональная лабильность, низкая фрустрационная толерантность и быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобий, агрессивность;

Искажения мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в самоутверждении, свободе, принад-лежности временной перспективы;

Наличие когнитивных искажений, усиливающих дисгармо-нию личности: «аффективная логика»; «произвольное отражение» - формирование выводов при отсутствии свидетельства в его под-держку, например «я-неудачник» или «я-супермен»; «селективная выборка» - построение заключения, основанного на деталях, вы-рванных из контекста; «сверхраспространенность» - построение глобального вывода, основанного на одном изолированном факте; «абсолютное мышление», проживание опыта в двух противоположных категориях «все или ничего», «мир или черный, или цветной»; ориентация на слишком жесткие нормы и требования, перфекционизм, нетерпи-мость и нетерпеливость, не позволяющие отношениям личности об-рести устойчивость; «персонализация» - отнесение внешних собы-тий к собственной личности при отсутствии аргументов для такой связи; преувели-чение негативных событий и минимизация позитивных, что приво-дит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратных связей» и способствует закрытости личности .

Широкое распространение получил и термин «социальный инфантилизм» (social infantilism) - состояние, проявляющееся в разрыве между биологическим и социокультурным взрослением молодежи, свидетельствующее о нарушении механизма социализации и неприятии молодыми людьми новых обязанностей и обязательств . По сути своей социальный инфантилизм ограничивает «неразвитость» личности сферой социальных отношений, но если психический инфантилизм однозначно рассматривается как дефект развития, то социальная инфантильность не вписывается в рамки подобного подхода. Как справедливо отмечает В.С. Братусь «… о норме и патологии можно судить лишь на основании соотнесения особенностей культуры опреде-ленных социальных групп, к которым принадлежат ис-следуемые индивиды: то, что ВОлне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Существует целый ряд солидных иссле-дований, дающих примеры межкультурных различий, как в макромасштабе (например, между Востоком и Западом), так и в микромасштабе (например, между различными слоями и социальными группами одного и того же общества)» .

При таком подходе, по крайней мере два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социаль-ных общностей, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каж-дым таким «социумом» требований. «В силу этих об-стоятельств поведение индивида регулируется не еди-ным набором норм и ценностей, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рефе-рентной группы, рабочего коллектива, социальной сре-ды и т.д.; явные и скрытые нормы, юридические и нравственные и т. п.)... Очевидно, что, последовательно придерживаясь этого подхода и переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каж-дого индивида получим множество критериев нормы» .

Формирование социального инфантилизма связывают, в первую очередь с нарушением механизма социализации, соответственно и причины его могут быть столь же разнообразны, как и агенты социализации, влияющие на становление личности (семья, образовательные организации, средства массовой информации, а также более глобальные агенты, такие, как, например, культурное своеобразие, тип и уровень развития общества, ценности, активно продвигаемые СМИ как общецивилизационные и др.).

Е.П. Белинская и О.А. Тихомандрицкая подчеркивают, что, в первую очередь, именно «семья, как элемент макросреды является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью… Роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности, однако и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся основным референтным источником выбора ценностей и моделей поведения» .

Примечательно, что в Европе анализ влияния семьи как агента социализации в последнее время все теснее переплетается с изучением влияния модернизации общества на его (семейного воспитания) характер и особенности. При этом дети рассматриваются не как изначально гомогенная группа на пути к повзрослению, но как структурный компонент общества, отражаю-щий социальные и культурные изменения. Подверженность влиянию общего движения в сторону модернизации и цивилизации не подвергается при этом сомнению.

При изучении воздействия модернизации широко используются такие подходы, как, например, предложенная У. Беком концепция «рисковых сообществ» и введенное Н. Элиасом понятие «цивилизационного процесса». Модернизация касается меняюще-гося состава и структуры семьи и семейной жизни, изменения стилей жизни, структур общественной власти, форм социального контроля и участия, а также влияния меняющихся форм цивилизации (социальных стандартов поведения) на процесс воспитания.

Согласно У. Беку, тенденция к индивидуализации возникает как следствие эрозии традиционных классовых различий, укорененных в общественном «статусе» и традиционных стилях жизни. Процессы усиления многообразия и индивидуализации стилей жизни находятся в движении, которое отражает как возрастание благо-приятных возможностей и свободы выбора, так и новые формы риска и принуждения . Иначе говоря, роль семьи, как социализирующего института постепенно снижается, более того, государственные институты прямо иди косвенно способствуют ослаблению этого влияния.

Интересно, что подобная модель рассматривается западными учеными как форма преодоления социальной инфантильности, хотя с нашей точки зрения речь здесь идет скорее о смещении акцентов с семейной социализации к неким общественным моделям. Хорошо это или плохо - предмет отдельной дискуссии, хотя если мы обратимся не к теоретическим конструкциям, а к реалиям XXI в., то увидим, что разрушение семьи на Западе носит все более целенаправленный характер. Это и ослабление собственно институтов семьи, и всемерное поощрение ЛГБТ-культуры, и гипертрофированное развитие ювенальной юстиции, функции которой все в большей степени искажаются. Если добавить к этому постоянно продвигаемый глобальными СМИ «культ молодости», буквально вынуждающий людей и внешне, и внутренне сохранять «юность» сколь бы искусственные методы при этом не применялись, можно предположить, что деформация всего процесса социализации обретает непредсказуемый характер. Как справедливо отмечает М. Кириленко «культ молодости в современном обществе стал настолько агрессивен, что право на старение следовало бы записать в Декларацию прав человека» .

Наряду с семьей, важнейшими институтами социализации являются система образования и церковь, но и здесь мы видим выстраивание в так называемых, развитых странах, все более агрессивной модели, нивелирующей роль общественного сознания и низводящей всю систему ценностей до низового уровня (физиологического, личностного, потребительского). Это и программы сексуального воспитания, и последовательное размывание традиционных норм морали и этики.

Что же касается средств массовой информации, то их роль в процессе социализации достаточно давно и убедительно доказана. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых сведений, позволяют решить эту задачу максимально удобным способом. В итоге, «перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» .

Наиболее негативная сторона влияния СМИ заключается в том, что для большей части «потребителей» информации каналы «активного», самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными», интерпретативными. Не случайно специалисты в области социальной психологии подчеркивают специфику «особых социализационных процессов в новой информационной среде по сравнению с «реальной» социализацией» .

Все происходящее приводит к нарушению модели развития не столько молодежи, сколько всего общества в целом, т.е. инфантильности общества. Этот процесс в социокультурном контексте достаточно подробно описал А.С. Ахиезер в работе «Критика исторического опыта»: «…отставание способности принимать удовлетворительные решения массовым сознанием, властью, правящей и духовной элитой от фактического усложнения уровня общества, его динамизма, что приводит в конечном итоге к дезорганизации и, возможно, к необратимым катастрофическим последствиям. Инфантилизм выражается в низком уровне государственности массового сознания… приводит к тому, что… разрыв между минимальным уровнем способности принимать эффективные решения, определяемые сложностью проблем, и реальной способностью их принимать, может оказаться опасно большим» .

Естественно, что наиболее сильное влияние все перечисленные деформации общественного развития оказывают на молодежь, которая оказывается наиболее восприимчивой группой к принятию продуцируемых и транслируемых ценностей. Причем сегодня речь идет уже не столько о каких-то личностных нарушениях, сколько о массовом искажении сознания молодежи, которое в результате становится одной из наиболее серьезных угроз для общества и государства.

Именно молодежь становится не только легко манипулируемым коллективным субъектом, но и главным проводником наиболее разрушительных явлений в современном мире. Ее руками осуществляются «цветные революции», свергаются правительства, развязываются войны. Еще в 30-е гг. Й. Хейзинга использовал понятие близкое термину инфантильность - пуэрилизм. В философском, культурологическом и социологическом контексте это означает поведение «членов того или иного организованного коллектива по меркам отроческого или юношеского возраста» . И хотя Й. Хейзинга, автор концепции «человека играющего» провозглашал универсальность феномена игры и его непреходящее значение в человеческой цивилизации, пуэрилизм он рассматривал как «внушающее опасение явление современной общественной жизни», своего рода деструктивную модель развития, подчеркивая «массовость и жестокость, с каким оно распространяется в общественной жизни нашего времени.

Действительно, как показывает практика, «политическая детскость» обладает свойством проявляться именно в массовых форматах, формируя различные молодежные движения, часто несущие в себе мощный деструктивный потенциал: фанаты, нацисты и др. Показательным является тот факт, что Хейзинга впервые описал пуэрилизм как явление, свойственное молодежи Северной Европы, в 1938 г. В начале XXI в. человечество вновь сталкивается со схожими явлениями, а опасность социальной незрелости как особого социокультурного феномена нарастает не менее стремительно, чем в годы, предшествовавшие второй мировой войне.

Природа массового проявления инфантильности, по нашему мнению, кроется в разрушении работы социализирующих институтов. Это может происходить в ситуации крупных социетальных трансформаций, когда утрата ценностных ориентиров связана со сломом старой модели и выстраиванием новой. В то же время, во второй половине XX - начале XXI вв. проявилась и еще одна тенденция - целенаправленная деятельность по управлению ценностным восприятием общественных групп. Так, по мнению ряда исследователей, особую активность в этом отношении проявляют США, выступающие в качестве главного проводника идеологии глобализма. Главными ценностями, активно поощряемыми на всех уровнях влияния, объявляются ценности денег, индивидуализма, либерализма, личных свобод, часто доводимые до абсурда .

По мнению С. Халими, результатом подобной деятельности становится «вытеснение глубокого размышления над вопросами социального устройства, дискуссий об обществе и его перспективах, замещение интеллектуалов людьми спектакля» . Мягкое влияние, т.е. воздействие на ценности, а не на составляющие каркаса общественного устройства выступает сегодня в качестве основного инструмента достижения целей США, публично объявивших себя единственной супердержавой, миссия которой состоит в повсеместном распространении цивилизованной (с их точки зрения) модели общественного устройства.

«Влиянию через ценности» в той или иной степени подвержены все индивиды и общества, но наиболее восприимчивой группой выступает молодежь. Именно это ее свойство и стало активно использоваться, в том числе для формирования управляемых социальных кризисов.

Лабильность сознания и неустойчивость социальных ориентаций, априори присущие молодежи, оказываются очень важными факторами, позволяющими сравнительно легко манипулировать этой социальной группой в общественных процессах, воздействуя, в первую очередь, на их ценностные представления, разрушая (искажая, не позволяя сформироваться) «культурное ядро».

Проявления пуэрилизма как формы массовой инфантилизации молодежи мы можем видеть сегодня все чаще: это и футбольные фанаты, и молодежь «весело» протестующая на «майданах» и «болотных», и зарождающиеся в разных странах движения националистов, и менее яркие, но не менее опасные проявления инфантильности в виде социальной апатии, процветания потребительской культуры и др.

Сегодня перед отечественной педагогикой и перед всем обществом стоит очень серьезный вызов. Преодоление инфантилизации российской молодежи - сложная комплексная задача, которая должна решаться на всех уровнях.

Инфантилизм личностный

Инфантилизм личностный [от лат. infantilis - младенческий, детский ] - своеобразная девиация психического и личностного развития, а также поведенческой активности индивида, проявляющаяся в неадекватной хронологическому возрасту приверженности к детским образцам поведения, видения и оценки окружающей действительности и своего места и роли в ней. Прежде всего, инфантилизм как личностная незрелость (инфантильность) проявляется в несформированности на достаточном для данного конкретного возраста уровне эмоционально-волевой сферы личности.

Как правило, инфантильность в качестве устойчивой личностной характеристики высоко коррелирует с такими личностными особенностями, как внешний локус контроля, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, готовность при любых обстоятельствах атрибутировать ответственность за неудачу другим, обостренное, порой болезненное чувство психологической незащищенности. При этом основным компенсаторным механизмом в данном случае оказываются попытки во что бы то ни стало уйти от необходимости хотя бы более или менее адекватно оценивать объективную социальную реальность, в том числе и путем личностного погружения в реальность виртуальную (например, интернет-аддикция и т. п.).

Следует специально отметить, что инфантилизм может сочетаться как с нормальным интеллектуальным развитием, так и с отставанием и опережением в этой сфере. В этом плане личностный инфантилизм вполне правомерно оценивать в качестве своеобразного проявления гетерохронности собственно личностного развития индивида. Это вполне оправдано, конечно, если саму гетерохронность развития личности, переживающей восхождение к социальной зрелости, рассматривать как фактор, который нередко приводит к тому, что в связи с заметным отставанием или наоборот, с явным опережением какой-либо линии развития по сравнению с общим темпом личностного становления, возникает ситуация, при которой ожидания социума, базирующиеся на принятом в рамках конкретного культурно-исторического контекста понимания возрастных норм, не совпадают с характером предъявляемой субъектом активности.

Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «социальное и эмоциональное развитие никогда не идет строго прямым путем: в процессе роста личности наблюдаются колебания, которые с возрастом становятся менее драматичными, но никогда полностью не проходят. Практически каждый человек в состоянии сильной усталости, начинает хныкать. Подфаза воссоединения в процессе сепарации-индивидуации, которую Миллер описал как универсальную особенность, проявляющуюся в конце второго года жизни каждого ребенка (когда ребенок, начинающий ходить и только что провозгласивший свою независимость от матери, возвращается обратно и прячется под ее юбкой), становится одной из тенденций, присущих каждому человеку . Это возвращение к знакомому способу действия после того, как был достигнут новый уровень компетентности»1.

Из сказанного ясно, что инфантилизм представляет собой универсальное психическое явление и в определенной степени присущ каждому человеку. Откровенно девиантные формы его проявления, как правило, связаны с тотальной фиксацией личности на таком виде психологической защиты как регрессия. В психоаналитической традиции регрессию обычно относят к вторичным защитам, действие которых направлено главным образом на снижение тревоги, связанной с интрапсихическими процессами. Однако, поскольку «регрессия является относительно простым защитным механизмом, знакомым каждому родителю, который наблюдал, как ребенок соскальзывает к прежним привычкам…»2, формирующимся в достаточно раннем возрасте, целесообразно и оправданно, если не с теоретической, то с практической точки зрения, рассматривать ее как промежуточную между первичными и вторичными защитами.

Очень точное описание глубокой регрессии приводится в романе американского писателя Т. Вульфа «Мужчина в полный рост». В результате землетрясения два человека оказались под завалом и пытаются выбраться. При этом один из них, сорокалетний уголовник-рецедивист по кличке «Пять-Ноль», абсолютно уверенный, что уж он-то «знает жизнь» и прошел «огни и воды», в критический момент в ужасе обращается к своему более молодому спутнику:

«- Не бросай меня, брата!

Да не брошу, не брошу. Отпусти ногу, ползи за мной.

Пять-ноль послушно отпустил его. Конрад пополз дальше в дыру. Гаваец карабкался за ним. Ползти приходилось на животе, было трудно дышать. … Впереди показались слабые проблески. … Свет проникал сверху, сквозь груду искореженного металла и бетона над их головами. Оказывается, они пробирались по трещине - не шире их плеч и не больше фута высотой.

Пять-Ноль снова отчаянно схватился за Конрада.

Помогай, брата… помогай… я правда… правда… помогай.

Отпусти! Ползи лучше!

Но гаваец только сильнее стиснул его ногу, хныча, как ребенок (курсив наш - В. И., М. К.).

Как ребенок… Конрад протянул руку назад и нащупал лицо Пять-Ноль где-то между своих коленей. Он погладил гавайца по щеке, словно тот и правда был малышом, и сказал ласково:

Пять-Ноль… я с тобой, а ты со мной, мы вместе, и сейчас выберемся отсюда. Слышишь? Выберемся, Пять-Ноль, я все время буду с тобой. Держись, я тебя не брошу. А сейчас ползи, отпусти меня и ползи, толкайся ногами посильнее. Я не брошу тебя. - Конрад продолжал гладить его по лицу в такт словам.

Всхлипы, кашель, причитания,… но судорожная хватка наконец ослабла.

Хорошо, Пять-Ноль, молодец, теперь пошли»1.

Данный отрывок показателен не только с точки зрения описания проявлений регрессии, но и в плане выбора эффективной стратегии с индивидом, пребывающим в таком состоянии.

Изначально на судорожные движения и бессвязные призывы о помощи со стороны Пять-Ноль, в которых отчетливо слышится голос напуганного ребенка, Конрад реагирует резким и абсолютно целесообразным в сложившейся ситуации указанием «Отпусти! Ползи лучше!», адресованным зрелому и сильному Эго товарища по несчастьию. Подобного рода реакции (апелляция к взрослой составляющей личности, указание на явную неадекватность поведения и т. п.) на выраженные проявления инфантилизма и регрессии у партнера по взаимодействию являются стереотипными для большинства людей. Такая тактика, как правило, не только не способствует выходу индивида из инфантильного состояния и «переключению» на более зрелые модели социального функционирования, но и, напротив, провоцирует углубление регрессии. Это становится совершенно понятно, если взглянуть на ситуацию с позиций трансактного анализа.

В абсолютном большинстве случаев регрессия означает, что индивид пребывает не просто в эго-состоянии Ребенка, но ребенка депривированного, активно ищущего поддержки и заботы со стороны любящего родителя. И если в ответ на подобный стимул, он получает реакцию Родителя директивного, отдающего жесткие приказы и инструкции, то ощущение депривации, связанное с отвержением, брошенностью, беззащитностью, собственной «малостью» только усиливается. Тем самым создаются реальные предпосылки для дальнейшей регрессии с одновременным усилением инфантильных поведенческих реакций, направленных на то, чтобы «достучаться», в конце концов, до «хорошего» Родителя. Если же в ответ на стимул, направленный от эго-состояния Ребенка к эго-состоянию Родителя, следует реакция в логике Взрослый - Взрослый, налицо пересекающаяся трансакция, которая чаще всего приводит к конфликту. Оказавшись же втянутым в открытое толкновение индивид в состоянии регрессии опять-таки вынужденно использует инфантильные формы борьбы, к которым прибегают маленькие дети в попытках противопоставить себя взрослым.

Гораздо более эффективной стратегией взаимодействия с инфантильными, либо пребывающими в состоянии регрессии личностями является присоединение к актуальному детскому состоянию индивида. Именно такой выход в критической ситуации интуитивно находит герой романа Т. Вульфа. Он не только вербализирует позицию заботливого и надежного родителя, но и подкрепляет ее соответствующим тактильным контактом - гладит Пять-Ноль по щеке - «словно тот и правда был малышом». В результате тот, все еще оставаясь в позиции ребенка, но уже ребенка, обретшего, благодаря родительской поддержке, надежду и уверенность, оказывается способным к действиям, адекватным реальной ситуации.

Выбор оптимальной стратегии взаимодействия в подобных случаях существенно осложнен тем, что социальные проявления инфантилизма и регрессии бывает крайне сложно отличить от демонстративного поведения, для модификации которого вполне оправданы и эффективны такие средства воздействия, как директивное пресечение и целенаправленное игнорирование. «Разведение» этих чрезвычайно схожих на внешнем уровне, но совершенно различных по своим психологической природе и психологическому содержанию форм дезадаптивной активности является важной задачей практического социального психолога. В этой связи стоит отметить, что инфантилизм и регрессия часто, но не всегда проявляются на поведенческом уровне в виде бросающейся в глаза беспомощности, беззащитности, слез, жалоб и т. п. Эти проявления могут также носить характер повышенной агрессивности, грубости, неуживчивости, свойственной многим подросткам.

Также важно понимать, что как регрессию, так и собственно инфантилизм абсолютно неправомерно рассматривать в качестве исключительно негативного, с точки зрения личностного развития и социального функционирования индивида, явление. Очень многие ритуалы, связанные, в первую очередь, с мужеско-женскими отношениями, носят характер игры, участие в которой предполагает определенную регрессию. Более того, как показывают многочисленные исследования, в частности, Э. Берна, И. С. Кона и др., полноценные сексуальные отношения попросту невозможны без регрессии к детским состояниям, а следовательно, и инфантилизма партнеров. Состояния регрессии целенаправленно и широко используются в таких психотерапевтических подходах, как гипнотерапия, психодрама-терапия и ряде других.

Вместе с тем важно еще раз подчеркнуть, что регрессия и личностный инфантилизм в своих крайних проявлениях могут приобретать откровенно патологические формы, не только создающие реальные социально-психологические проблемы, но и угрозу здоровью и жизни как собственно индивида, так и лиц из его социального окружения. В частности, инфантилизм может являться одной из глубинных причин злоупотребления психоактивными веществами, управления автотранспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, повышенной склонности к риску и т. п. Чрезвычайно опасной формой регрессии является так называемая соматизация, или «бегство в болезнь». Такой способ ухода от реальности «…никогда не осознается (а если осознается, это называется просто симуляцией) и может причинить страдание как регрессировавшему, так и связанному с ним другому человеку»1. Причем, как отмечает Н. Мак-Вильямс, «этот вариант регрессии… обычно оказывается резистентным к изменениям и трудным для психотерапевтического вмешательства»1. Не менее проблематичным выглядит и «бегство» в психические расстройства, чаще всего депрессивного характера, которые нередко приводят к суицидальным попыткам. Кроме того, депрессия является причиной «синдрома приобретенной беспомощности», суть которого заключается в том, что потерпев неудачу в попытке противостоять неблагоприятным внешним обстоятельствам, люди утрачивают способность к сопротивлению в схожих обстоятельствах, «…так как считают, что все их усилия будут неэффективными»2. В групповом и организационном контексте патологический инфантилизм не только является очевидным препятствием в процессе поиска, принятия и реализации тех или иных решений, но и может негативно влиять на социально-психологический климат сообщества, «заражая» его пессимизмом, неуверенностью и безответственностью.

Практический социальный психолог, оценивая систему отношений межличностной ответственности в тех группах и организациях, которые он курирует, должен оценивать психологическую природу отказа ряда членов принимать на себя груз решения и видения своего собственного участия в неуспехе группы. В этом плане практический социальный психолог должен профессионально различать сознательные тактико-стратегические попытки одних уйти от конкретной ответственности и факты неосознанной инфантильной реакции других, неадекватно оценивающих реальность и самих себя, а также самих себя в этой реальности.



Просмотров