Виды таинств православной церкви. Таинства православные


В православной Церкви существует семь Таинств.

1. Крещение.
2. Миропомазание.
3. Причащение.
4. Покаяние.
5. Священство.
6. Брак.
7. Елеосвящение.

Каждое из этих Таинств имеет свою духовную силу.

О Крещении.

В Крещении человек таинственно рождается в жизнь духовную.
Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую. Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин. 3, 5).
Крещение исторически восходит к земной жизни Христа. Он примером Своим освятил Крещение, приняв его от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).
Для того, кто желает принять Крещение, требуются покаяние и вера. Поэтому перед Крещением читается Символ веры. Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа (Деян. 2, 38). Кто будет веровать и креститься, спасен будет (Мк. 16, 16).
Младенцев крестят по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. Из Священного Писания можно увидеть, что следует крестить (именно) младенцев. Во времена Ветхого Завета обрезание совершалось над восьмидневными младенцами. В Новом Завете обрезание не делают, а совершают Крещение.
При Крещении бывают восприемники для того, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого и по Крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере.
Во время совершения Таинства Крещения читаются заклинательные молитвы для того, чтобы отогнать от крещаемого диавола, который со времени греха Адамова получил доступ к людям и некоторую над ними власть, как бы над своими пленниками и рабами. Апостол Павел говорит, что все люди вне благодати живут «по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления» (Еф. 2, 2).
Белая одежда, в которую одевают по Крещении, обозначает чистоту души и жизни христианской. На крещаемого возлагается крест для всегдашнего напоминания о Боге и пребывания с ним. По заповеди Христовой: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Хождение крещаемого вокруг купели со свечой обозначает духовную радость, соединенную с духовным просвещением.
Крещение не повторяется потому, что оно есть духовное рождение: рождается человек однажды, потому и крестится однажды. После Крещения верующий становится полноправным членом Церкви Христовой. Для него открыты все Таинства и глубины дарований духовных.
Таинство Крещения совершается в нашем храме в следующие дни: суббота,воскресенье.

Взрослый человек принимает Таинство Крещения, глубоко осознав свою веру в Бога, имея твердое намерение жить по заповедям Христа и быть верным чадом Православной Церкви.
Над младенцами Таинство Крещения совершается по вере родителей и восприемников (крестных).
Восприемником может быть только крещенный в Православной Церкви, глубоко верующий человек, который сможет исполнять обязанность духовного воспитания своего крестника. Для восприемников есть ограничения по степени родства - это необходимо выяснить у священника заранее.
Родители, крестные и все, присутствующие при совершении Таинства, должны иметь на себе нательный крест, женщинам следует прийти с покрытой головой.
Крещающемуся необходимо иметь при себе:
1) Крест;
2) Крестильную рубашку;
3) Свечи;
4) Полотенце;
5) Свидетельство о рождении.

Таинство Крещения

О Миропомазании

В Миропомазании человек получает благодать, духовно возращающую и укрепляющую. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной. О внутреннем действии этого Таинства говорится в Священном Писании у апостола Иоанна: «Вы имеете помазание от Святаго и знаете все. …Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте» (1 Ин. 2, 20, 27).
Подобным образом и апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас (есть) Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1, 21-22). Отсюда и взяты слова, произносимые при Миропомазании: печать дара Духа Святаго. О святом мире следует заметить то, что освящать его предоставлено высшему священноначалию как преемникам апостолов, которые сами совершали рукоположение для ниспосылания даров Святого Духа.
Помазание чела (лба) - означает освящение ума, или мыслей.
Помазание персей (груди) - освящение сердца, или желаний.
Помазание глаз, ушей и губ - освящение чувств.
Помазание рук и ног - освящение дел и всего поведения христианина.
В современной практике Православной Церкви Таинство Миропомазания совершается вместе с Крещением.

Таинство Миропомазания

О Причащении

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает истинные Тело и Кровь Христовы. В этом Таинстве человек соединяется с Богом и принимает великий дар благодати для вечной жизни. Причащаясь Тела и Крови нашего Спасителя от единой Чаши, мы тем самым соединяемся и друг с другом во Христе, в чем и проявляется наша любовь к Богу и к ближним.
Господь наш Иисус Христос перед самым страданием Своим в первый раз совершил это Таинство на Тайной Вечери, предварительно представив в нем живое изображение Своих спасительных страданий; причастив апостолов, Он дал им заповедь всегда совершать это Таинство.
Богослужение, за которым совершается Таинство Причащения, называется литургией. Слово «литургия» в переводе с греческого означает «общественное служение». Трапеза, на которой совершается Таинство Причащения, называется престолом, потому что на ней Иисус Христос как Царь таинственно присутствует.
Первая часть литургии, за которой приготовляется хлеб и вино для Таинства, называется проскомидией. Она совершается в алтаре во время чтения часов. Слово «проскомидия» означает «принесение». Это название напоминает об обычае древних христиан приносить в храм свою жертву - все нужное для совершения литургии.
Хлеб, употребляемый для Таинства Причащения, называется просфорой, что значит «приношение». Практически они пекутся при храме, где их и можно приобрести. Но можно подать просфору в алтарь с запиской – именами своих близких, о которых мы просим священника помолиться. На просфорах священник совершает службу. Из первой, самой большой просфоры он готовит причастие, вырезает Хлеб, будущее Тело Христово. Хлеб, приготовленный для Причащения, называется Агнцем, потому что он являет собой образ страждущего Иисуса Христа, подобно тому, как в Ветхом Завете изображал Его агнец пасхальный. Части богослужебной просфоры, из которой был вынут Святой Агнец, называются антидором (буквально: «вместо Даров»). В конце литургии антидор раздаётся молящимся для подкрепления их сил.
Следующую часть литургии, за которой верующие приготовляются к Таинству, древние назвали литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещеных и допускаемых к Причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся ко Крещению, а также и кающиеся, не допускаемые к Причащению. Она оканчивается повелением оглашенным выйти из храма.
Та часть литургии, за которой совершается Таинство Причащения, называется литургией верных, потому что одни верные (верующие), то есть принявшие Крещение, имеют право быть за этим богослужением. Каждый желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать (открыть) перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, чему способствуют пост и молитва. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11, 28-29). Тот, кто причащается Тела и Крови Христовых, теснейшим образом соединяется с Самим Иисусом Христом и в Нем становится причастным вечной жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает, и Я в нем (Ин. 6, 56). Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную (Ин. 6, 54).
О том, как часто следует причащаться Святых Таин, следует заметить, что древние христиане причащались каждый воскресный день; но ныне немногие имеют такую чистоту жизни, чтобы всегда быть готовыми приступить к столь великому Таинству. Церковь материнским гласом увещевает исповедоваться перед духовным отцом и причащаться Тела и Крови Христовых стремящихся к благоговейной жизни - каждый месяц. Те, кто только слушает Божественную литургию, а не приступает ко Святому Причащению, могут и должны участвовать в литургии молитвой, верой и особенно непрестанным воспоминанием Господа нашего Иисуса Христа, Который повелел сие творить в Его воспоминание (см.: Лк. 22, 19).
Совершение и принятие Таинства Святого Причащения в истинной Церкви христианской будет продолжаться всегда, до самого Пришествия Христова, по слову апостола Павла: «Всякий раз, когда вы едите Хлеб сей и пьете Чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» (1 Кор. 11, 26)
Перед Таинством Святого Причащения необходимо себя особо подготовить постом, молитвою и покаянием. Желающий причаститься Святых Христовых Таин должен молитвенно подготовить себя к этому. Для молитвенной подготовки ко Святому Причащению накануне причастия нужно прочитать Последование ко Святому Причащению. Оно находится в Православном молитвослове. Существует благочестивая традиция чтения трёх канонов перед принятием Святых Христовых Таин: канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, канон молебный ко Пресвятой Богородице и канон Ангелу- хранителю. Церковный день начинается с вечера, поэтому накануне причастия принято посещать вечернее храмовое богослужение.
Пост
Перед Причастием положен литургический трехдневный пост.
Пост, кроме ограничений в пище, также состоит в том, чтобы беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения и всяких непотребных мыслей, разговоров, проводя время, насколько это возможно, в уединении, в чтении слова Божия (Евангелия) и книг духовного содержания. Нужно соблюдать телесную и душевную чистоту. Супругам должно в день до и после причастия воздерживаться от телесного общения. Накануне причастия с 12 часов ночи начинается строгий пост - полное воздержание от питья и еды.
Покаяние
Желающий причаститься должен покаяться пред Богом в своих грехах на исповеди, чистосердечно раскрыв свою душу и не утаивая ни одного содеянного греха, и иметь искреннее намерение исправиться. Перед исповедью нужно непременно примириться как с обидчиками, так и с обиженными, смиренно испросив у всех прощения. Во время исповеди лучше не дожидаться вопроса священника, а высказать ему всё, что тяготит душу, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вины на других. Исповедавшись, необходимо принять твёрдое решение не повторять вновь своих прежних грехов. Без исповеди никто не может быть допущен ко Святому Причащению, кроме детей до семи лет и случаев смертельной опасности.
В день Святого Причащения нужно вести себя благоговейно и благочинно, дабы «честно соблюсти в себе Христа принятого».

Таинство Причащения

О Исповеди и Покаянии

В Покаянии человек врачуется от болезней духовных, то есть от грехов. Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом.
Это Таинство ведет начало от святого Иоанна Крестителя: приходившим к нему он проповедовал «крещение покаяния для прощения грехов», и они исповедовали грехи свои (см.: Мк. 1, 4-5). Апостолам Иисус Христос обещал власть прощать грехи, когда сказал: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). По воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).
От кающегося требуются сокрушение о грехах, намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и надежда на Его милосердие. Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7, 10). И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив (Иез. 33, 19). О Нем (то есть об Иисусе Христе) все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его (Деян. 10, 43).
Есть еще подготовительные и вспомогательные средства для покаяния - это пост и молитва. Святая Церковь употребляет особое средство для очищения и умиротворения совести покаявшегося грешника - епитимию. Слово это означает «запрещение» (см.: 2 Кор. 2, 6). Под этим наименованием, по необходимости, предписываются кающемуся некоторые особые благочестивые упражнения и некоторые лишения; их цель - освобождение от неправды греха и преодоление греховной привычки, как, например, пост сверх положенного для всех, а за тяжкие грехи - отлучение от Святого Причащения на определенное время.

Таинство Покаяния (Исповеди)

О Священстве

В Священстве верующий получает благодать духовно возрождать и воспитывать других посредством учения и Таинств.
Священство есть Таинство, в котором Дух Святой правильно избранного через рукоположение святительское (епископское) поставляет совершать Таинства и пасти стадо Христово. Каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих (1 Кор. 4, 1). Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею (Деян. 20, 28). Пасти Церковь - значит наставлять людей в вере, благочестии и добрых делах.
Необходимых степеней священства три: епископ, пресвитер (священник), диакон. Между ними различие в том, что диакон сослужит при Таинствах, но не совершает их; пресвитер совершает Таинства, пребывая в подчинении епископу; епископ не только совершает Таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать их. О епископской власти апостол Павел пишет Титу: «Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров» (Тит. 1, 5), и Тимофею: «Рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22).

Таинство Священства

О Браке (Венчании)

В Браке любящие получают благодать, освящающую их супружество, естественное рождение и воспитание детей.
Брак (от словенского брать (жену)) - это Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Таинство Брака уходит своей историей к первым людям Адаму и Еве. Они первые получили от Бога благословение и заповедь: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 28). Апостол Павел говорит: «Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32).
Таинство Венчания в нашем храме совершается в следующие дни: пятница и воскресенье (если нет поста и особых праздников).

Таинство Венчания совершается над супругами (регистрация брака в ЗАГС обязательна), православного вероисповедания, крещеными, желающими до последней минуты своей жизни прожить вместе, сохранив верность, любовь и уважение друг к другу.
Запись и собеседование со священником производится заранее.
Венчающимся необходимо иметь при себе:
1) Свидетельство о браке;
2) Икону Спасителя, икону Божией Матери;
3) Обручальные кольца;
4) Подножку (полотенце);
5) Свечи.
Все присутствующие при совершении Таинства должны иметь на себе нательный крест, женщинам следует прийти с покрытой головой.

Таинство Браковенчания

О Елеосвящении

В Елеосвящении болящий врачуется от болезней телесных посредством исцеления от (болезней) духовных.
Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Это Таинство ведет начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6, 13). Апостолы передали это Таинство священнослужителям Церкви, что видно из следующих слов апостола Иакова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).

Таинство Елеосвященства

ПРОЧИТАНО И ПРОСМОТРЕНО (150)

В православной церкви таинства – специальные священные действия, через которые незримым образом совершается передача даров Святого Духа. На всех принимающих участие в службах, в этот момент снисходит божественная благодать. Всего существует 7 таинств православной церкви.

Таинства для верующих символизируют духовное перерождение. Некоторые из них совершаются либо один раз в жизни, либо достаточно редко. Это крещение, и (или елеосвящение).

Каждому верующему необходимо принимать участие в обрядах покаяния и . Через таинство проходят желающие соединить себя узами брака. Посредством таинства священства рукополагают избранных к церковному служению.

В чем заключаются семь таинств православной церкви

В каждом ритуале есть своя особая сила. У всех – божественное происхождение. Любое из семи таинств имеет физическую, видимую сторону, заключающуюся в проведении особого богослужения и сторону, скрытую от глаз человека.

Крещение и Миропомазание – первоначальные из семи таинств православной церкви

Крещение – первый христианский обряд, принимаемый верующим. Это его второе, духовное рождение. Оно берет начало с крещения Христа, принявшего его от Иоанна Крестителя. В Евангелии говорится о том, что при появлении на свет человек несет в себе первородный . Пройдя через Крещение, люди выходят из-под власти Сатаны и соединяются с Христом.

Во время обряда человека трижды погружают в купель с водой, при этом читают определенные молитвы. До того, как принять крещение, взрослому человеку необходимо время, чтобы подготовиться: почитать тексты Священного Писания, молиться и поститься. Маленького ребенка крестят восприемники, их задача – укрепить крестника в духе православия.

После купели крещающийся переходит к таинству миропомазания. Ритуал заключается в следующем: на части тела православного наносят специальное благовонное масло – миро. В его составе более сорока ингредиентов. Изготавливается оно руками епископов или архиереев.

Как после рождения младенец хочет кушать, так и ново крещённый жаждет духовной пищи. Миро придает сил для новой жизни.

Исповедь и причащение – православные таинства для повседневной жизни

Пройдя крещение, некоторые люди заканчивают на этом участие в православных таинствах. Так как мы грешим ежечасно, наша душа нуждается в очищении. Для того, чтобы Господь простил нам наши грехи, мы должны хотя бы время от времени ходить на . В процессе покаяния христианин признается в совершении греха, и его духовный отец дает ему прощение.

Принимать причастие желательно каждый пост. Главное – признать все свои грехи и иметь большое желание очиститься от прежней жизни. Во время причастия верующий принимает вино, как символ крови Христа, и просфору – специально приготовленный хлеб, символизирующий тело Господа.

Евхаристия, как еще называют причастие – память о той вечере, когда сам Христос заповедовал апостолам совершать Таинства.

Причащаются христиане во время Литургии. Перед богослужением необходимо исповедаться.

Православное таинство венчания

В наше время многие живут без печати в паспорте. Что и говорить о людях, не принявших благодать венчания в церкви. После совершения обряда за разрыв отношений придется отвечать и перед людьми, и перед Богом.

Венчание в церкви – благословение Богом союза для благочестивой жизни. При совершении венчания происходит обет верности друг другу, а священник испрашивает благодати для венчающихся.

Совершается обряд в определенные дни, во время отсутствия поста.

Таинство священства

У каждого христианина есть свой наставник. Каждый из них имеет принадлежность к определенной ступени священничества. Всего их три: высший чин – епископ, пресвитер, диакон. Избранные получают возможность служить людям и Богу через обряд рукоположения, или хиротонии .

Посвящать в сан имеет право только епископ. Во время таинства священства епископ возлагает на избранного руки и читает над ним определенные молитвы.

Таинство соборования – последнее из семи таинств

К таинству прибегают в самые тяжелые минуты жизни христианина – когда человек стоит на пороге смерти. Приходящий священник испрашивает у Господа милости для ослабления страданий больного или немощного человека. Раньше для проведения соборования собиралось семь духовных лиц.

В Церкви святой каждый христианин живет единой душою со всею христианской братией. Все христиане - члены единого тела Церкви. Церковь, общество, приход не могут быть равнодушны к духовным потребностям каждого. В каждом таинстве , совершаемом над христианином, участвует молитвенно вся церковь через посредство тех христиан, кто может быть при совершении святой службы. На Таинство Брака или Соборование собираются не для того, чтобы посмотреть, а для того, чтобы участвовать в творящемся таинстве священнодействия .

Посылая учеников на проповедь, Исус Христос сказал им:

Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф. 28, 19-20).

Речь тут, как учит Св. Церковь, о таинствах, установленных Господом. Таинством называется священное действие, в котором через какой-нибудь внешний знак таинственно и незримо по вере подается человеку благодать Святаго Духа, спасительная сила Божия.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства : Крещение, Причащение и Покаяние . Указания о божественном происхождении других таинств мы находим в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях апостольских мужей и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и другие).

В Новом Завете термин таинство (др. греч. Μυστήριον) изначально обозначает глубокую, сокровенную мысль, вещь или действие (1 Кор. 13:2, 1 Тим. 3:9) и не применяется в отношении священнодействия. Отцы Церкви называли разное число таинств, а также в это число входили и некоторые священнодействия, например, пострижение во иночество и погребение.

Исторически разграничение таинственных священнодействий не всегда соответствовало принятому ныне , а в число таинств включались такие, как Великое освящение воды и освящение церкви. В частности, учение о шести таинствах записано на рубеже V и VI веков автором, который подписался именем Дионисия, так называемый Псевдо-Дионисий Ареопагит. Учение изложено в корпусе «Ареопагитики», в трактате «О церковной иерархии», где перечислены следующие священнодействия.

  • Крещение (гл. II);
  • Таинство собрания (Евхаристия) (гл. III);
  • Освящение мира (гл. IV);
  • Рукоположение (Таинство Священства) (гл. V);
  • Монашеский постриг, (гл. VI);
  • Погребение (гл. VII).

Псевдо-Дионисий Ареопагит является первым ранним христианским писателем, который указывал число таинств - шесть, до него у ранних христианских авторов число таинств не было определено.

Преподобный Феодор Студит (759–826 гг.) в IX веке говорит о шести таинствах:

  • Просвещение (Крещение);
  • Собрание (Евхаристия);
  • Миропомазание;
  • Священство;
  • Монашеское пострижение;
  • Погребение.

Впервые учение о семи таинствах встречается в XII веке на римо-католическом Западе, как следствие схоластического принципа схематизации и формализации всего церковного вероучения. Для обоснования седмеричности таинств были привлечены многочисленные ссылки на Священное Писание, включая указания на семь даров Святого Духа (Ис. 11, 2-3), семь хлебов, чудесно насытивших несколько тысяч человек (Мф. 15, 36-38), семь золотых светильников, семь звезд, семь печатей, семь труб (Откр. 1, 12, 13, 16; 5, 1; 8, 1, 2) и т.д. Первым из известных источников, в котором говорится о семи таинствах - Крещение, Причащение, Священство, Покаяние, Миропомазание, Брак, Елеосвящение - и о разделении церковных священнодействий на «таинства» и «обряды», является так называемое завещание епископа Оттона Бамбергского (ум. 1139) жителям Померании.

На православном Востоке число семь в отношении к важнейшим священнодействиям впервые известно в одном из посланий византийского монаха Иова (ум. 1270), который, однако, не вполне следовал римо-католической модели: 1) крещение, 2) помазание, 3) принятие святынь животворящего Тела и Крови Христовой, 4) священство, 5) брак, 6) святую схиму, 7) елеосвящение или покаяние .

В XIV и XV столетиях изъяснением важнейших священнодействий Церкви занимались, в частности, такие великие православные богословы, как святители Григорий Палама (1296–1359 гг.) и Симеон Солунский (конец XIV в. - 1429 гг.), а также Никола Кавасила (1322–1397/1398 гг.). Ни один из них не следовал седмеричной схоластической формуле: святитель Григорий особое значение придавал лишь Крещению и Евхаристии; Никола Кавасила в своей книге «Семь слов о жизни во Христе» останавливается на Крещении, Миропомазании и Евхаристии; а святитель Симеон, перечисляя семь известных таинств, указывает при этом на сакраментальный характер и монашеского пострига. К XV веку относится еще один перечень церковных таинств, составленный митрополитом Иоасафом Ефесским, в котором называется десять священнодействий, среди которых монашество, погребение и освящение храма.

Тем временем Римо-католическая церковь формально утвердила семь таинств на Тридентском Соборе 1545-1563 года. С усилением влияния западных учений в православной среде эта формула постепенно становится общепринятой в Православной Церкви к концу XVI - началу XVII веков, попав в Кормчую Книгу. Седмеричное число таинств утвердилось также у несториан и монофизитов. При этом упоминание о таинстве монашества встречается в греческих источниках вплоть до XVIII века, например, у патриарха Иеремии II (1530–1595 гг.).

В Русской Православной Церкви принято семь Таинств :

  • Крещение . Это вященное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Святой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святаго в новую, духовную жизнь.
  • Миропомазание . В Таинстве Миропомазания верующему подаются дары Святаго Духа, которые отныне будут укреплять его в христианской жизни. Первоначально апостолы Христовы призывали Святой Дух сойти на обратившихся к Богу через возложение рук. Но уже в конце I Таинство стало совершаться через помазание миром, так как апостолы просто не имели возможности возлагать руки на всех присоединившихся к Церкви в разных, часто отдаленных местах.
  • Евхаристия (Причащение) - таинство, в котором православный христианин под видом хлеба и вина вкушает Самое Тело и Кровь Господа Исуса Христа и через это таинственно соединяется с Ним, делаясь причастником вечной жизни.
  • Покаяние (Исповедь) - таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов своих от Самого Господа Исуса Христа.
  • Елеоосвящение (Соборование) - таинство, в котором при помазании больного освященным елеем (маслом) призывается на него благодать Божия для исцеления от телесных и душевных недугов и отпущения ему забытых без злого умысла грехов.
  • Брак - таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
  • Священство - рукоположение архиереем православного христианина в священную степень.

Старообрядцы признают семь Таинств , которые существовали до раскола в Древнерусской Церкви. Отметим, что в Древней Церкви не существовало как такого Таинства Брака. О церковном благословении брака впервые говорит священномученик Игнатий Антиохийский (ум. 107 г.). В древней Церкви форма таинства сводилась к совместному причащению вступающих в брак, а чинопоследование таинства брака складывается в X веке.

Отношение к Богу у некоторых наших сограждан достаточно странное. Многие полагают, что им будет даровано прощение и вечная жизнь, если они будут регулярно посещать церковь, по большим праздникам раздавать бедным милостыню и носить . При этом основополагающие правила поведения верующего человека для них остаются тайной за семью печатями, а Православные обряды они воспринимают как театрализованные действа, полностью игнорируя их глубинный смысл.

​Между тем подобное положение дел является крайне несправедливым, ведь таинство обряда - это сокровенная мысль, имеющая немалую силу и неисчерпаемую энергетику, которая одаривает верующего невидимой Божьей благодатью. Поэтому если вы ищите свою собственную тропинку к Истине, разбираться в основных Православных обрядах будет совсем нелишне. Ведь в их основе - отголоски многовековой истории русского народа.

Одно из важнейших и самых сокровенных таинств, символизирующее обретение духовной связи только что народившегося человека с Богом. Изображение Ионанна Крестителя, как особенно почитаемого святого, мы можем увидеть на многой . К сожалению, Крещение стало весьма популярным в обычной светской жизни, отчего оно многими воспринимается с недостаточной серьезностью. Еще более недопустима ситуация, когда к таинству человек приходит «за компанию», не желая при этом воспринимать происходящее с должной серьезностью.

Миропомазание

Чаще всего совершается после Крещения, хотя в отдельных случаях допускается самостоятельное проведение этого обряда. Православная Церковь считает, что без Миропомазания верующий не готов к Причастию, являясь, даже в весьма зрелые года, своеобразным «ребенком». Кстати, согласно Большому Требнику, подобным образом к Истине может прийти человек, крещенный в младенчестве, но после воспитываемый вне канонов и правил Православной Веры.

Обряд, почитаемый верующими вторым по значимости после Крещения. Покаяние - это немалый, требующий полной самоотдачи труд, предпринимаемый согрешившим человеком для восстановления связи с Богом. Считается, что обряд имеет смысл только в том случае, если христианин искренне раскаялся в совершенных грехах, ставших ему ненавистными. Это принимается Богом как самая большая жертва, на которую способен верующий. Покаяние является необходимым условием для спасения души после смерти.

Причащение (Евхаристия)

Один из самых сокровенных обрядов, который напоминает верующим о страданиях Иисуса Христа. Ведь вкушаемый ими хлеб и вино - это Тело и Кровь Господа. К обряду принято готовиться заранее, для чего следует истово молиться, посещать богослужения, соблюдать пост, совершать добрые дела, примириться с недругами и исповедаться. В настоящее время считается, что обряд следует совершать не реже, чем раз в месяц.

Священство

Таинство, при котором на избранного нисходит Святой Дух, открывая перед ним стезю пастыря и наставника верующих. Осуществляется посредством святительского рукоположения, а распространенное мнение, согласно которому Священство является одной из форм назначения на должность, является в корне неверным. Сами верующие называют его благодатным актом, ниспосылающим праведнику дар служения Богу.

Венчание

Многие молодожены не понимают, что штамп из ЗАГСа для Православной Церкви не значит ровным счетом ничего. По-настоящему пара становится семьей, если получает Божье Благословение. Венчание - исключительно мощное таинство, которое даруют брачующимся небесную защиту и покровительство, однако относиться к нему нужно со всей возможной серьезностью. И совсем не обязательно проводить его в ради пафоса. Даже совершенный в маленькой церкви обряд с истинной верой станет хранителем семейного очага на всю жизнь.

Елеосвящение (Соборование)

Многие несведущие люди уверены, что это таинство совершается исключительно над умирающим, хотя, на самом деле, это далеко не так. Глубинный смысл помазания елеем - духовное и физическое исцеление, призыв Божьей Благодати и очищение помыслов страждущего. Таинство требует от человека , покаяния и смирения.

1. ТАИНСТВО КРЕЩЕНИЯ есть такое священное действие. в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду , с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а так же и от всех грехов, совершённых им самим до крещения, возрождается благодатию Святаго Духа в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви , т.е. благодатного Царства Христова. Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой. «Если кто не родится от воды и Духа , не может войти в Царство Божие», сказал Сам Господь (Иоан 3 , 5)

2. ТАИНСТВО МИРОПОМАЗАНИЯ — таинство, в котором верующему подаются дары Святаго Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Апостол Павел говорит: «Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1 , 21-22)
Таинство Миропомазания — пятидесятница (сошествие Святаго Духа) каждого христианина.

3. ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ (Исповедь) — таинство, в котором верующий исповедует (открывает устно) свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа. Иисус Христос дал святым апостолам , а через них и священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Приимите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан.20 , 22-23).

4. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ (Евхаристия) — таинство, в котором верующий (православный христианин), под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни. Сам Господь наш Христос установил таинство святого причащения во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это таинство: «взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, преломил и подал ученикам, говоря: приимите ядите: сие есть Тело мое, которое за вас предаётся; сие творите в Мое воспоминание. Так же взяв чашу и благодарив подал им, говоря: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за вас и за многия изливаемая во оставление грехов. Сие творите в мое воспоминание».
В беседе с народом, Иисус Христос сказал: «если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть моя истинно есть пища, и кровь моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пьющий Мою кровь пребывает во Мне и Я в нём» (Ин. 6, 53-56)

5. БРАК (Венчание) есть таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом ещё в раю. По сотворении Адама и Евы, «благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» (Быт. 1, 28).
Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать свою и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не жвое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Матф. 19, 4-6).
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее <…> любящий свою жену любит самого себя» (Ефес. 5, 25,28)
«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос есть глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Ефес. 5, 22-23)
Семья есть основа Церкви Христовой. Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф. 19, 11-12; 1 Кор. 7, 8-9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.).

6. СВЯЩЕНСТВО есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, пресвитера или жьякона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.
Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители..
Таинство священства есть установленние божественное. Св. апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». (Ефес. 4, 11-12).
Степеней священство три:
1. Посвящаемый в дьякона получает благодать служить при совершении таинств.
2. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.
3. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

7. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ (Соборование) есть таинство, в котором при помазании больного освящённым елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней.
Таинство елеосвящения ещё называется соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя по нужде может совершить его и один священник.
Это таинство ведёт своё начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь, они «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Марк. 6, 13).
Особенно подробно говорит об этом таинстве апостол Иаков: «Болен ли кто из вас, пусть приховёт пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и возстваит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).



Просмотров