Закон о покупке иностранцами недвижимости в турции. Законы в Турции. Законодательство Турции Гражданское и смежные с ним отрасли права

Сложилось в 1926 г., когда здесь были воспринят швейцарский Гражданский кодекс и частично швейцарский Обязательственный кодекс (в редакции 1911 г.). Оба акта вступили в силу в качестве турецкого Гражданского кодекса и Обязательственного закона с 4 октября 1926 г. Их турецкий перевод был сделан с французских текстов.

Выбор именно швейцарского гражданского законодательства был обусловлен его наибольшей современностью, общепризнанным высоким качеством, а также (отчасти) случайными факторами (тогдашний турецкий министр юстиции изучал право в Швейцарии).

Введение швейцарского Гражданского кодекса привело к резкому разрыву с традиционными мусульманскими представлениями о семейном и наследственном праве. Новое законодательство отрицало многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного. Таким способом законодатель намеревался радикально модернизировать турецкое общество, чтобы разом покончить с вековыми традициями исламского обычного права, которого не коснулись законодательные реформы последнего султана Османской империи.

С учетом местных особенностей при рецепции швейцарского Гражданского кодекса в него все же были внесены некоторые важные изменения (например, расширены основания развода, в качестве законного установлен режим раздельности имущества супругов). Тем не менее ГК с большим трудом воспринимался населением и был затем довольно существенно подправлен законодателем и судебной практикой. Наибольшие трудности возникли в сфере семейного права. Например, когда в соответствии с новым ГК 1926 г. стал обязательным гражданский брак, крестьяне и основные слои городского населения продолжали оставаться верными традиционному религиозному брачному обряду. В результате число детей, которые, согласно писаному праву, считались внебрачными, а в глазах населения оставались законнорожденными, постепенно так сильно увеличилось, что пришлось путем принятия ряда специальных (1933, 1945, 1950, 1956, 1965 гг.) признать их рожденными в браке. Союз их родителей признавался браком, если обе стороны были вне официального брака на момент издания закона.

С учетом необходимости адаптации гражданского законодательства к новым социальным, экономическим и иным реалиям жизни страны 27 ноября 2001 г. турецкий парламент принял новый Гражданский кодекс, состоящий из 1030 статей. Среди важнейших изменений следует отметить полное уравнивание в правах супругов, повышение минимального брачного возраста до 18 лет, устранение юридической дискриминации внебрачных детей, расширение свободы завещания.

Несмотря на рецепцию ГК Швейцарии, турецкие законодатели решили по примеру большинства стран континентальной Европы посвятить торговому праву отдельную кодификацию. В 1926 г. ввела свой Торговый кодекс (книга 1) и, следовательно, не была принята третья часть федерального Обязательственного кодекса Швейцарии, касающаяся ценных бумаг и торговых обществ. Вторая книга Торгового кодекса принята в 1929 г. Этот Кодекс также основан на западноевропейском законодательстве.

В настоящее время главным источником торгового права является Торговый кодекс 1956 г. (вступил в силу с 1 января 1957 г.). Этот Кодекс представляет собой скорее новую редакцию ТК 1926 г. Первая статья ТК 1956 г. гласит, что он является составной частью Гражданского кодекса. Новый Кодекс состоит из введения, 5 частей и заключительных положений. Часть первая дает определение предпринимателя (торговца), содержит положения о торговом регистре, торговом имени, недобросовестной конкуренции, ведении торговых книг, коммерческом представительстве. Часть вторая касается торговых компаний, третья включает правила о коммерческих документах (в том числе векселях, чеках, товарораспорядительных документах). Часть четвертая посвящена торговому мореплаванию, пятая - страхованию.

Морское имело в качестве основы соответствующие положения Германского торгового уложения 1897 г. В 1982 г. принят Закон о международном частном праве и процессе.

Использование торговых марок регулируется Законом 1965 г., авторское право - Законом 1951 г. Часть XII Обязательственного кодекса (ст.372-385) содержит положения об издательских договорах. участвует в основных конвенциях об интеллектуальной собственности.

С середины 1980-х гг. страна проводит либеральную экономическую политику, ориентированную на внешние рынки. Особое внимание уделяется иностранным инвестициям. Закон о поощрении иностранных капитальных инвестиций 1954 г. был существенно либерализован в 1995 г. В том же 1995 г. принят Закон о свободных экономических зонах. В 1990-е гг. предприняты шаги по унификации турецкого экономического законодательства с тем, которое существует в Европейском союзе. В частности, в 1994 г. Турция ввела у себя антимонопольное законодательство, соответствующее политике ЕС в области конкуренции. В 1995 г. приведено в соответствие с современными международными стандартами об интеллектуальной собственности. В Закон об авторском праве 1951 г. внесены поправки, значительно улучшившие защиту литературных произведений, видео - и аудиозаписей, компьютерных программ. Принятый в 1995 г. Патентный закон заменил прежний акт 1879 г. Одновременно приняты новые законы о торговых марках, наименованиях мест происхождения товаров, промышленных образцах.

Гражданский процессуальный кодекс представлял собой рецепцию ГПК швейцарского кантона Neuchatel. В последующем в него вносились многочисленные изменения. Закон об исполнительном производстве и банкротстве 1932 г. воспроизводил соответствующий швейцарский федеральный закон.

Процесс вестернизации затронул и трудовое право, которое формировалось вне мусульманских традиций, сверху, по инициативе сил, заинтересованных в превращении Турции в общество "западного типа". При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реализации; развитие законодательства опережало социальную эволюцию, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям.

Существующее ныне в трудовое право близко по своим формальным характеристикам континентальным европейским образцам. Главным его источником является Конституция, согласно которой государство берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам. Каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей - на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования.

Важнейшие этой сферы: о труде (1971), о труде моряков (1967), о труде журналистов (1953), о профсоюзах (1983), о коллективных договорах, забастовках и локаутах (1983), о трудовых судах (1950). К трудовым отношениям применяются также многие положения акта гражданского права - Обязательственного кодекса. К началу 1998 г. ратифицировала 36 конвенций МОТ. К источникам трудового права относится также коллективный и индивидуальный трудовые договоры.

Специфика турецкого трудового права заключается в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий условий и охраны труда. Закон закрепляет одинаковый статус за профсоюзами работников и профсоюзами предпринимателей. Закон гарантирует профсоюзный плюрализм, однако как работнику, так и предпринимателю запрещено быть членом более чем одного профсоюза.

Закон Турецкой Республики «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан»

Целью настоящего закона является определение порядка и принципов выдачи разрешений на привлечение иностранной рабочей силы.

Настоящий закон распространяется на:

Иностранных граждан, работающих в Турции в качестве работников или независимых трудящихся;

Иностранных граждан, проходящих профессиональное обучение у работодателей;

Физических и юридических лиц, привлекающих к труду иностранных граждан;

За исключением:

Иностранных граждан, на которых распространяются положения второго предложения статьи 29 Закона № 403 «О турецком гражданстве», статьи 13 Закона № 5680 «О прессе», а также Указа № 231 «Об организации и обязанностях главного управления прессы, издательства и информации»;

Иностранных граждан, привлеченных к труду или получивших разрешение на трудоустройство, выданное Министерствами, а также другими компетентными государственными органами и учреждениями;

Иностранных граждан, освобожденных от обязанности получения разрешения на трудоустройство на основании международного права, права ЕС и принципа взаимности.

Понятия
Статья 3 – Понятия, упоминаемые в настоящем законе, имеют следующие значения:

Министерство – Министерство Труда и Социального Обеспечения;

Иностранный гражданин – лицо, не являющееся гражданином Турции согласно Закону № 403 «О турецком гражданстве»;

Работник – иностранный гражданин, работающий по трудовому договору на одного или нескольких работодателей за денежное вознаграждение в виде заработной платы, комиссионных и подобных выплат;

Независимый трудящийся - иностранный гражданин, работающий от своего имени и на себя с привлечением или без привлечения к трудовой деятельности других лиц.

ГЛАВА II ОБЯЗАННОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ РАЗРЕШЕНИЯ И ПРАВО ЕГО ВЫДАЧИ

Статья 4 – Перед приступлением к работе в качестве работника или независимого трудящегося иностранные граждане обязаны получить разрешение на трудовую деятельность, если иное не предусмотрено двух- или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией.

В случае, если этого требуют национальные интересы страны или при наличии уважительных причин, разрешение на трудоустройство может быть выдано и после начала трудовой деятельности при условии заблаговременного информирования соответствующих органов, не превышения срока профессиональной деятельности в один месяц и получения согласия Министерства.

ГЛАВА III РАЗРЕШЕНИЕ НА ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕГО, ОГРАНИЧЕНИЯ

Временное разрешение на трудовую деятельность

Статья 5 – Временное разрешение на трудовую деятельность выдается на срок до 1 года для работы на определенном рабочем месте по определенной специальности, с учетом ситуации на рынке труда, динамики трудовой жизни, а также отраслевой и экономической конъюнктуры в сфере занятости населения, если иное не предусмотрено двух- или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией. При этом срок профессиональной деятельности привлеченных иностранных граждан не должен превышать срока действия разрешения.

По истечении годичного срока трудовой деятельности, разрешение может быть продлено до 3 лет при условии занятости привлекаемого иностранного гражданина на том же рабочем месте по той же специальности.

По истечении 3-летнего срока трудовой деятельности, разрешение на трудовую деятельность иностранного рабочего может быть продлено сроком до 6 лет с условием занятости по той же специальности у любого работодателя.

Временное разрешение на трудоустройство может быть выдано также одновременно или позднее приехавшим супругу(е) и детям иностранного гражданина, прибывшего в Турцию с целью трудоустройства, при условии, что они на законном основании непрерывно прожили в Турции вместе с иностранным гражданином не менее 5 лет.

Министерство вправе расширить или сузить географическую зону действия временного разрешения на трудоустройство.

Постоянное разрешение на трудовую деятельность

Статья 6 – Постоянное разрешение на трудоустройство выдается иностранным гражданам, которые непрерывно прожили в Турции на законном основании не менее 8 лет, или у которых общий стаж работы в Турции на законных основаниях составляет 6 лет, без учета ситуации на рынке труда, динамики трудовой жизни, а также без каких-либо ограничений корпоративного, профессионального, административного или географического характера, если иное не предусмотрено двух- или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией.

Разрешение на независимую трудовую деятельность
Статья 7 – Разрешение на независимую трудовую деятельность может быть выдано Министерством иностранным гражданам, желающим заниматься такой деятельностью, при условии, что они прожили в Турции непрерывно и на законных основаниях не менее 5 лет.

Исключительные случаи

Статья 8 – Разрешение на трудоустройство может быть выдано независимо от сроков проживания в Турции, требуемых настоящим Законом:

А. Иностранным гражданам, состоящим в браке с гражданином (-кой) Турции и проживающим совместно на территории Турции, или же иностранным гражданам, которые постоянно проживают в Турции и брачный союз с гражданами Турции которых распался, продлившись не менее 3 лет, а также детям от этого брака;

Б. Лицам, лишившимся турецкого гражданства в рамках статей 19,27 и 28 Закона № 403 «О Турецком Гражданстве», а также их детям и внукам;

В. Лицам, родившимся на территории Турции или лицам, которые прибыли в Турцию в несовершеннолетнем возрасте по законам своей страны или по законам Турции для не имеющих гражданства, после чего окончили в Турции какое-либо профессиональное училище, техникум или высшее учебное заведение;

Г. Иностранным гражданам, имеющим статус иммигрантов, беженцев или переселенцев согласно Закону № 2510 «О заселении»;

Д. Гражданам стран-членов Европейского Союза, а также их супругам и детям, не являющимся гражданами стран-членов Европейского Союза;

Е. Лицам, находящимся на службе у дипломатов, и другого административного и технического персонала, служащего в посольствах и консульствах иностранных государств в Турции или в представительствах международных организаций, а также супругам и детям дипломатов и другого административного и технического персонала, служащего в посольствах и консульствах иностранных государств в Турции или в представительствах международных организаций, при условии наличия принципа взаимности и ограничения срока действия разрешения сроком службы этого персонала;

Ж. Иностранным гражданам, временно прибывающим в Турцию в целях научно-культурной деятельности на срок более 1 месяца, а также в целях спортивной деятельности на срок более 4 месяцев;

З. Иностранным гражданам, которые будут работать на ключевых позициях в связи с выполнением каких-либо работ на заказ, эксплуатацией какого-либо комплекса или сооружения, а также покупкой товаров и услуг, производимой на основании договоров или тендеров со стороны министерств или государственных органов и учреждений, компетентных на это по закону;

Если иное не предусмотрено двух-или многосторонними соглашениями, подписанными Турцией.

Сроки, включаемые в сроки законной трудовой деятельности и сроки, считающиеся перерывом пребывания

Статья 9 – В сроки законной трудовой деятельности включаются оплачиваемые сроки, в течение которых не осуществлялась трудовая деятельность в связи с годовым отпуском, производственными травмами, профессиональными заболеваниями, декретным отпуском, а также сроки, оплачиваемые по социальному страхованию. Пребывание иностранного гражданина, работающего в Турции, за границей общей длительностью не более 6 месяцев не прерывает срок его трудовой деятельности. Однако время пребывания за пределами Турции не считается сроком трудовой деятельности. Пребывание иностранного гражданина, не продлившего вид на жительство в течение 6 месяцев после срока его окончания, несмотря на проживание в Турции не засчитается в срок его законного нахождения в стране.

Свидетельство об освобождении от обязанности получения разрешения на трудовую деятельность

Статья 10 – Иностранным гражданам, освобожденным от обязанности получения разрешения на трудовую деятельность, по их желанию Министерство выдает Свидетельство об освобождении от обязанности получения разрешения на трудоустройство, при условии сохранения прав, полученных в результате двух- или многосторонних соглашений, одной из сторон которых является Турция.

Ограничение разрешения на трудовую деятельность
Статья 11 – В случаях, когда этого требует ситуация, сложившаяся на рынке труда, динамика трудовой жизни, а также условия отраслевой и экономической конъюнктуры в сфере занятости населения, разрешение на трудоустройство может быть ограничено на определенное время по секторам сельского хозяйства, промышленности или услуг, по определенной профессии или отрасли, а также могут быть наложены ограничения административного или географического характера, при условии сохранения прав, полученных в результате двух- или многосторонних соглашений, одной из сторон которых является Турция.

ГЛАВА IV ВЫДАЧА, ПРОДЛЕНИЕ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РАЗРЕШЕНИЙ И ПРАВО НА ОБЖАЛОВАНИЕ

Выдача или продление разрешений

Статья 12 – Иностранные граждане, не проживающие на территории Турции, для получения разрешения на трудовую деятельность обращаются с заявлением в официальные представительства Турции в стране своего места жительства. Официальные представительства передают эти заявления непосредственно в Министерство. Принимая во внимание экспертные заключения, полученные из соответствующих органов, Министерство рассматривает заявления согласно статье 5, и выдает разрешение лицам, соответствующим требованиям. Это разрешение действительно только в случае получения рабочей визы и вида на жительство. Иностранные граждане, получившие разрешение на трудовую деятельность, обязаны в течение 90 дней со дня получения разрешения обратиться за въездной визой и в течение 30 дней со дня въезда в Турцию обязаны обратиться в Министерство Внутренних Дел для получения вида на жительство.

Иностранные граждане, имеющие действующий вид на жительство в Турции, или же их работодатели вправе подавать заявления непосредственно в Министерство.

Разрешения на трудовую деятельность выдаются и продлеваются в соответствии с положениями настоящего Закона и инструкций к настоящему Закону по письменному прошению иностранных граждан, имеющих вид на жительство, или их работодателей. Ответы на поданные заявления даются Министерством в течение 90 дней.

Получение отзывов соответствующих органов

Статья 13 – Министерство выдает иностранным гражданам разрешение на трудовую деятельность, по которому они могут осуществлять профессиональную или творческую деятельность в рамках условий, предусмотренных настоящим законом, после получения экспертных заключений соответствующих органов, включая отзывы о компетентности кандидата.

Остаются в силе положения других законов, запрещающие иностранным гражданам определенные виды работ и профессии.

Отказ в выдаче разрешения

Статья 14 – Отказ в выдаче или продлении разрешения на трудовую деятельность дается в случае:

А. Если ситуация на рынке труда, динамика трудовой жизни, а также отраслевая
и экономическая конъюнктура занятости населения не благоприятна для выдачи разрешения;
б. Если в течение 4 недель после подачи заявления, в стране найден работник, обладающий теми же качествами и готовый к выполнению данной работы;
в. Если иностранный гражданин не имеет действительного вида на жительство;
г. Если иностранный гражданин, которому было отказано в выдаче разрешения на
трудовую деятельность по определенной специальности или на определенном рабочем месте, в течение менее 1 года с момента отказа в разрешении снова обращается с просьбой о выдаче разрешения на трудовую деятельность по той же специальности или на том же рабочем месте;

Д. Если трудовая деятельность иностранного гражданина представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку и интересам, спокойствию населения, нормам нравственности и общественному здоровью.

Аннулирование разрешения на трудовую деятельность

Статья 15 – Работа иностранного гражданина с нарушением ограничений, перечисленных в статьях 11 и 13 или при наличии ситуаций, предусмотренных статьей 14, или в случае установления факта предоставления иностранным гражданином или его работодателем недостаточных или ложных сведений в заявлении, Министерство аннулирует выданное разрешение на трудовую деятельность и информирует об этом соответствующее министерство.

Утеря юридической силы разрешения на трудовую деятельность

Статья 16 - Кроме случая истечения срока действия, разрешение на трудоустройство теряет силу также в случае:

А. признания недействительным по каким-либо причинам или не продления срока действия вида на жительства иностранного гражданина;

Б. не продления срока действия паспорта или документа, заменяющего
паспорт иностранного гражданина (кроме случаев, когда на это имеются одобрения Министерств Внутренних Дел и Иностранных Дел);

В. непрерывного пребывания иностранного гражданина за границей в течение более шести месяцев без веских причин.

Право на обжалование

Статья 17 – Министерство извещает иностранного гражданина или его работодателя об отказе в выдаче разрешения на трудовую деятельность или его продлении, аннулировании разрешения на трудовую деятельность или утере его силы в соответствии с положениями Закона № 7201 «Об Извещениях».

Решения Министерства могут быть опротестованы заинтересованными лицами в течение 30 дней со дня извещения. В случае отклонения протеста Министерством, заинтересованные лица вправе обжаловать решение в суд.

ГЛАВА V ОБЯЗАННОСТИ ОПОВЕЩЕНИЯ, ПРАВО КОНТРОЛИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ, САНКЦИИ

Обязанность оповещения

Статья 18 – а) Иностранные граждане, осуществляющие независимую трудовую деятельность, обязаны в течение 15 дней проинформировать Министерство о начале и завершении трудовой деятельности;

Б) Работодатели, привлекающие к работе иностранных граждан, обязаны в течение 15 дней информировать Министерство о начале работы иностранного гражданина, о расторжении трудового договора по каким-либо причинам, а также о факте, если иностранный гражданин не приступил к работе по истечении 30-дневного срока со дня выдачи разрешения.

Информирование Министерства

Статья 19 – Министерства и государственные органы и учреждения, компетентные в выдаче разрешения на трудовую деятельность иностранным гражданам, в течение 30 дней с момента выдачи разрешения на трудовую деятельность, продления срока его действия или аннулирования разрешения, обязаны предоставить в Министерство всю информацию об этих иностранных гражданах. Министерства и государственные органы и учреждения, привлекающие к труду иностранных граждан, в течение 30 дней с момента начала работы иностранного гражданина, обязаны предоставить в Министерство всю информацию о нем.

Право контролирования

Статья 20 – Контроль за выполнением иностранными гражданами и их работодателями обязанностей, вытекающих из настоящего Закона, осуществляют трудовые инспекторы Министерства и страховые инспекторы Управления Социального Страхования. Служащие по инспектированию и контролю, являющиеся сотрудниками органов общебюджетного содержания или органов со вспомогательным бюджетным содержанием, при осуществлении контроля и ревизии субъектов хозяйственной деятельности согласно своим инструкциям, осуществляют также контроль за выполнением привлеченными к работе иностранными гражданами и их работодателями обязанностей, вытекающих из настоящего Закона. Все результаты проверок сообщаются в Министерство.

Санкции

Статья 21 – Иностранные граждане, осуществляющие независимую трудовую
деятельность на территории Турции, а также работодатели, привлекающие к труду иностранных граждан, в случае не выполнения в установленный срок обязанности оповещения официальных органов согласно статье 18, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере двухсот пятидесяти миллионов турецких лир за каждого иностранца.

Иностранные граждане, работающие по договору с работодателем без действительного разрешения на трудовую деятельность, привлекаются к ответственности в виде штрафа в размере пятисот миллионов турецких лир.

Работодатели или их представители, привлекающие к труду иностранных граждан, не имеющих разрешения на трудовую деятельность, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере двух миллиардов пятисот миллионов турецких лир за каждого иностранного работника. В этом случае работодатели или их представители обязаны оплатить затраты на проживание, возвращение на родину, а при необходимости и расходы на медицинское обслуживание иностранного гражданина, а также его супруги(а) и детей, если таковые имеются.

В случае повторения фактов, перечисленных в первом, втором и третьем абзаце, размер применяемого штрафа удваивается.

Иностранные граждане, осуществляющие независимую трудовую деятельность без законного разрешения на трудоустройство, привлекаются к административной ответственности в виде штрафа в размере одного миллиарда турецких лир, а областные управления Министерства принимают решения о закрытии принадлежащих ему предприятий или субъектов хозяйственной деятельности, если таковые имеются, и сообщают об этом в соответствующее губернаторство. В случае повторения этого факта, имеющиеся предприятия закрываются и размер применяемого штрафа удваивается.

Областные управления Министерства в соответствии с положениями Закона № 7201 «Об извещениях» извещают соответствующих лиц о штрафах, предусмотренных в настоящем Законе, с указанием аргументов этих штрафов. Административные штрафы оплачиваются в налоговые или имущественные управления в течение 7 дней со дня извещения. Лица, к которым применяются штрафы вправе подать протест на этот штраф в мировой суд в течение указанного срока. Факт обращения в суд не прекращает процесс исполнения и взыскания штрафа.

В Министерство Внутренних Дел предоставляется информация об иностранных гражданах, осуществляющих трудовую деятельность в качестве работника или независимого трудящегося, и работодателях, которые были привлечены к административным штрафным санкциям согласно настоящему Закону.

Исполнение и взыскание неоплаченных в установленный срок административных штрафов и других задолженностей по настоящему 3акону производится в соответствии с положениями Закона № 6138 «О порядке взыскания общественных задолженностей».

Инструкция

Статья 22 – Основы и порядок выдачи, ограничения и аннулирования любых разрешений на трудовую деятельность, освобождения от обязанности получения разрешения, а также порядок исполнения обязанностей по оповещению, регулируются инструкцией, которая будет издана согласно настоящему Закону.

Инструкция по применению настоящего Закона будет издана в течение 6 месяцев после публикации настоящего Закона при условии предварительного согласования с Министерством, Министерством Внутренних Дел, Министерством Иностранных Дел, Министерством Финансов, Министерством Благоустройства и Заселения, Министерством Здравоохранения, Министерством Туризма, Государственным Комитетом Планирования, Казначейской Палатой, Секретариатом Мореходства, Секретариатом Внешней Торговли, а также необходимыми министерствами и государственными учреждениями.

Привлечение к труду иностранных граждан на предприятиях с иностранными инвестициями

Статья 23 – Привлечение к труду иностранных граждан в компаниях и организациях,
созданных в рамках Закона № 6224 «О поощрении иностранного капитала», возможно после получения разрешений на трудовую деятельность выданных Министерством в рамках инструкций, изданных по согласованию с Казначейской Палатой.

ГЛАВА VI ИЗМЕНЕНИЯ В НЕКОТОРЫХ ЗАКОНАХ

Статья 24 – Кадры, указанные в перечне Приложения 1, добавлены в графу, касающуюся Министерства Труда и Социального Обеспечения, таблицы-приложения к Указу № 190.

Статья 25 – Статья 9 Закона № 3146 от 09.01.1985 г. «Об организации и обязанностях Министерства Труда и Социального Обеспечения» изложена в новой редакции с добавлением нижеуказанного пункта «h», с последовательным смещением пункта «h» на пункт «i»:

«h. Осуществлять деятельность, предусмотренную Законом «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан».

Статья 26 – Статья 34 Закона № 6235 от 27.01.1954 г. «О союзе турецких палат инженеров и архитекторов» изменена следующим образом:

«Статья 34 – Иностранные подрядчики или иностранные организации, при выполнении инженерных и архитектурных работ, заказанных турецкими государственными или частными учреждениями, и взятых под обязательство собственнолично или совместно с отечественными организациями, вправе привлекать к труду иностранных специалистов (при условии ограничения только этими работами) на основании разрешения на трудовую деятельность, выданного Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Благоустройства и Заселения, а также Союзе Палат».

Статья 27 – Статья 35 Закона № 6235 изменена следующим образом:

«Статья 35 – Иностранные инженеры и архитекторы могут привлекаться к трудовой деятельности на работах, не относящихся к указанным в статье 34 работам, на основании разрешения на трудовую деятельность, выданного Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Благоустройства и Заселения, а также Союзе Палат.»

Статья 28 – Статья 119 Закона № 6326 от 07.03.1954 г. «О нефтепромышленности» изменена следующим образом:

«Статья 119 – Нефтепромышленники вправе привлекать к труду иностранный административный и технический персонал, а также иностранных специалистов на основании разрешения на трудовую деятельность, выданного Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Энергетических и Природных Ресурсов, а также Министерстве Внутренних Дел».

Статья 29 – В статью 21 Закона № 625 от 08.06.1965 г. «О частных учебных заведениях» после четвертого абзаца добавлен следующий абзац:

«Иностранные граждане, которые будут осуществлять трудовую деятельность в рамках настоящего закона, обязаны соблюдать положения Закона «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан»

Статья 30 – Статья 3 Закона № 2527 от 25.09.1981 г. «О свободном осуществлении профессиональной и творческой деятельности иностранными гражданами тюркского происхождения, а также привлечении их к трудовой деятельности в государственных и частных организациях и на предприятиях» изменена следующим образом:

«Статья 3 – Министерство Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве Внутренних Дел и Министерстве Иностранных Дел и в соответствии с настоящим Законом и Законом «О разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан», выдает иностранным гражданам тюркского происхождения разрешения на трудовую деятельность в сферах деятельности, выделенных законами для граждан Турции, при условии соответствия упомянутых иностранных граждан качествам и требованиям, предусмотренным законами определенной специфики.»

Статья 31 – Абзац первый пункта «а» статьи 18 Закона № 2634 от 12.03.1982 г. «О содействии туризму» изменена следующим образом:

«Сертифицированные предприятия вправе привлекать к труду иностранных специалистов и творческих работников на основании разрешении на трудовую деятельность, выданных Министерством Труда и Социального Обеспечения с согласованием в Министерстве и Министерстве Внутренних Дел».

Статья 32 – Статья 26 Закона № 2634 изложена в новой редакции с добавлением следующего пункта:

«Иностранные граждане, которые будут осуществлять трудовую деятельность в рамках первого пункта, обязаны соблюдать положения Закона «о разрешениях на трудовую деятельность иностранных граждан»

Статья 33 – Заголовок Тарифов №6 Закона № 492 от 02.07.1964 г. «О Сборах» изменена следующим образом:

«Государственные сборы за паспорт, визу, вид на жительство, заверение в Министерстве Иностранных Дел, а также сборы за разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан:»

Статья 34 – Тарифы №6 Закона № 492 изложены в новой редакции с добавлением в конце текста следующей части:

IV. Разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан:
1. Временное разрешение на трудовую деятельность:
а) Сроком до 1 года (включительно) 84,40 новых турецких лир

B) Сроком до 3 лет (включительно) 253,40 новых турецких лир.
За продление срока действия, взимается сбор в том же размере.
2. Постоянное разрешение на трудовую деятельность: 422,50 новых турецких лир
3. Разрешение на независимую трудовую деятельность: 845,50 новых турецких лир. (по последним данным Министерства труда и социального обеспечения Турции www.yabancicalismaizni.gov.tr)

ГЛАВА VII ВРЕМЕННЫ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Отмененные положения

Статья 35 – Закон № 2007 от 11.06.1932 г. «О творческой и другой деятельности, осуществление которой в Турции разрешается только гражданам Турции» отменен.

Временная Статья 1 – Все разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в качестве работника или независимого трудящегося, выданные согласно законодательству до вступления в силу настоящего Закона, считаются действительными до истечения их срока действия, если до этого они не потеряют силу или не будут аннулированы Министерством в соответствии с настоящим Законом.

Временная Статья 2 – Органы, выдавшие разрешения на трудовую деятельность иностранных граждан в государственных организациях и учреждениях до вступления в силу настоящего Закона, в течение 90 дней с момента вступления Закона в силу должны передать в Министерство всю информацию об этих иностранных гражданах.

Временная Статья 3 – Иностранным гражданам, подавшим заявление на получение
разрешения на трудовую деятельность до вступления в силу настоящего Закона и ожидающим результатов, разрешения на трудовую деятельность выдаются теми же государственными органами или учреждениями, которые были компетентны в выдаче таких разрешений до вступления в силу настоящего Закона. В течение 30 дней после выдачи разрешения на трудовую деятельность эти учреждения обязаны предоставить в Министерство всю необходимую информацию по этому поводу.

Вступление в силу

Статья 36 – Статья 24 настоящего Закона вступает в силу с момента его публикации, а все остальные статьи вступают в силу через 6 месяцев со дня публикации.

Исполнение
Статья 37 - Исполнение положений настоящего Закона возложено на Кабинет Министров.
№ 4817 от 27 февраля 2003 года
Опубликован в «Официальной Газете» № 25040 от 6 марта 2003
10.03.14

В Турции трудовое право регулируется не только правовыми источниками, но и - в большей мере - частно-правовыми, то есть помимо законов играют роль индивидуальные договоры и обычаи.

Трудовое право в Турции было оформлено в период активного превращения Турции в страну «западного типа». Были установлены все формальные характеристики европейских трудовых кодексов. При этом становление законодательства шло быстрее изменений в обществе. С этим связано множество поправок, адаптирующих законодательство и жизнь.

Главный источник трудового права в Турции - Конституция. По этому документу, государство «берет на себя обязательство обеспечить каждому справедливую долю в национальном доходе, ликвидировать экономическое и социальное неравенство и предоставить особую защиту экономически слабым лицам».

По Конституции Турции, «каждый имеет право на труд и свободу заключать трудовой договор в любой избранной области; право отказаться от работы, не соответствующей возрасту, состоянию здоровья или полу; провозглашено право работников и работодателей создавать ассоциации, заключать коллективные договоры; право работников на забастовку, а работодателей — на локаут; государство обязуется принимать адекватные экономические, социальные и финансовые меры для защиты интересов работников, для обеспечения справедливой заработной платы, достаточной для приличного существования».

«Bagimisiz olmayan i??ilerin ?zel hukukudur» — Трудовое право Турции это особое право рабочих, занятых несамостоятельным трудом. Трудовые отношения - это отношения между рабочим и работодателем.

По сравнению с европейскими или российскими правами труда можно увидеть несколько отличий. Это практическая государственная монополия на деятельность по трудовому посредничеству, низкий уровень правовых гарантий, крайне низкая охрана труда. При этом некоторые цифры завышены или занижены. Например, рабочая неделя составляет не 40 часов, а 45. При этом рабочие часы могут распределяться между рабочими днями, но не более 11 часов в день (при условии, что все стороны согласны с этим решением). Оплачиваемый отпуск не 30 дней, а 12 (21 день при работе в государственных структурах). По закону на количество дней оплачиваемого отпуска влияет также продолжительность трудовой деятельности. После 15 лет честного труда можно рассчитывать на 26 дней отпуска. Минимальный возраст приема на работу - 12 лет, а не 16.

Турецкое индивидуальное трудовое право построено по европейским канонам. Его специфика проявляется в установлении государственной монополии на деятельность по трудовому посредничеству, запрете частных бирж труда и в более низком, чем в Западной Европе, уровне правовых гарантий в отношений условий и охраны труда. Такой вывод напрашивается, к примеру, из анализа норм о нормальной продолжительности рабочей недели, которая составляет 45 часов (в отличие, скажем, от сорока-часовой недели в российском праве), норм о минимальном возрасте приема на работу, который составляет 12 лет, а также норм о минимальной продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, которая составляет всего лишь 12 рабочих дней. Возраст приема на работу (минимальный) - не 16 лет, а 12.

Турецкое право регулируется следующими законами:

О труде
-О профсоюзах (два основных трудовых закона)

О коллективных договорах

О трудовых судах

О труде моряков

О труде журналистов

О трудовых судах

И другими

По Закону о труде можно выделить следующие типы трудовых договоров:

Трудовой договор на временную или постоянную работу

Трудовой договор, заключенный на определенный или неопределенный срок

Трудовой договор на неполный рабочий день

Трудовой договор на работу по вызову

Трудовые договоры не облагаются налогами. Официально любая дискриминация: по признакам пола, расово принадлежности, языка, политической ориентации - запрещена. Так же официально не допускается платить женщине меньше за эквивалентную работу. При любом случае дискриминации работник может требовать денежной и моральной компенсации.

По Закону о труде Турции заработная плата выплачивается в турецких лирах (TRY) и зачисляться на банковские счета работников. При не соблюдении этого правила, работодатель подвергается административному штрафу — 100 турецких лир за каждого работника в месяц. Если заработная плата устанавливается в иностранной валюте, что разрешено, то она выплачивается в турецких лирах в соответствии с курсом соответствующей иностранной валюты на день выплаты.

Стоит добавить про сверхурочную работу. Сверхурочная работа - любая работа больше установленных 45 часов в неделю. Она оплачивается как полторы стандартной оплаты за час работы. В выходные и праздники она оплачивается вдвойне. Сверхурочных часов не должно быть более 270 в год.

К отпуску можно также прибавить оплачиваемые выходные дни в государственные и религиозные праздники. Всего за год - 8 дней.

Стоит отметить, что если речь идет о крупной (международной) компании, то в Турции они стараются предоставить разнообразные дополнительные услуги работникам. Например, почти повсеместно, трансфер на работу от дома в больших городах. В Стамбуле и Турции нет единой системы транспорта и путь на работу может быть не только крайне дорогим, но и занимать около двух часов. Большинство компаний предоставляет транспорт сотрудникам на работу и обратно. В некоторых компаниях есть рестораны, спортзалы и концертные залы.

Законодательные нормы Турции. Покупка Турецкого жилья иностранцами.

Законы Турции - самые необходимые законы, которые нужно знать при покупке недвижимости. Учитывая растущий спрос на недвижимость в Турции, нам с Вами будет полезным знать законы Турции и информацию о турецком законодательстве.

Всякое приобретение недвижимости в Турции регистрируется в кадастровую книгу

С целью документирования собственности покупателю предоставляется регистрационный номер.
Акты покупки продажи содержатся в картотеках Регистрационных палат недвижимости и Государственном земельном кадастре.

Покупателям, являющимся гражданами других стран, должна быть обеспечена помощь присяжного переводчика.

В случаях наследования, утверждаются только достоверные завещания, составленные в стране наследника. Если подобного завещания не имеется, то в силу вступает принятое законодательством Турции наследственное право.

Оформление покупки недвижимости должно быть проведено только через Регистрационные палаты недвижимости или Государственный земельный кадастр. Регистрационные палаты недвижимости и Государственной земельный кадастр в Турции подобны соответствующим органам в других странах.

Только зарегистрированная недвижимость охраняется со стороны государства и может рассматриваться как залог при получении кредита или других финансовых операциях.

В случае приобретения собственности предусмотрены единовременные сборы: налог на приобретение собственности, оплата услуг лицензированного переводчика, оплата за оформление документов, кадастровые акты, налоги в фонды устранения последствий землетрясений, в фонды поддержки государственных учреждений и школ, а также разнообразные взносы.

Правовая гарантия в случае неявных недочетов – 3 года.

Приобретение недвижимого имущества иностранными лицами в Турции

Согласно ст.35 Закона о собственности №2644 в редакции ст. 19 Закона №4916 от 03.07.2003: “Иностранные физические лица и торговые компании, образующие юридическое лицо и созданные за рубежом в соответствии с законодательством своей страны, обладают правом приобретать недвижимое имущество, находящееся в пределах границ Турецкой Республики.

Основополагающим в применении принципа взаимности является признание иностранным государством за гражданами Турецкой Республики и турецкими торговыми компаниями прав того же объема, что и за своими гражданами или торговыми компаниями, образующими юридическое лицо и созданными в соответствии с национальным законодательством.

Недвижимое имущество, полученное по наследству гражданами иностранных государств, в отношении которых принцип взаимности не применяется, а также имущество, находящееся на территориях, в отношении которых действуют законодательные ограничения, конфискуется, а его владельцу выплачивается его стоимость. http://www.сайт/node/729

Для приобретения иностранными физическими лицами и торговыми компаниями, образующими юридическое лицо и созданными за рубежом в соответствии с законодательством своей страны, недвижимого имущества площадью свыше 30 га необходимо разрешение Кабинета министров. Это положение не применяется в отношении недвижимого имущества, полученного по наследству.
Исходя из общественных интересов и безопасности страны, Кабинет министров определяет районы, в отношении которых положения данной статьи не применяются.

Принцип взаимности

В Постановлении Кабинета министров №2/13394 от 29.05.1940 разъяснено, что следует понимать под принципом взаимности.

Согласно Постановлению, условия взаимности предполагают не только наличие законодательной основы, но и практического механизма их применения.

В случае отсутствия в иностранном государстве механизма соблюдения условий взаимности на практике, в отношении граждан этого государства применяются ограничения, аналогичные действующим в отношении граждан Турецкой Республики. Таким образом, о соблюдении между Турцией и иностранным государством принципа взаимности по вопросу приобретения недвижимого имущества свидетельствует наличие законодательной основы и механизма практического ее применения.

В этой связи, порядок приобретения гражданином или торговой компанией иностранного государства недвижимого имущества в Турции зависит от порядка его приобретения в этом государстве гражданином или торговой компанией Турецкой Республики, наличия законодательно предусмотренных прав, а также механизма их практической реализации.

В результате внесенных в Закон изменений основополагающим условием принципа взаимности, при сохранении условий законодательной основы и механизма практической реализации, стало признание иностранным государством за гражданами и торговыми компаниями Турецкой Республики прав, равных правам, признанным этим государством за своими гражданами или торговыми компаниями образующими юридическое лицо и созданными в соответствии с законодательством этого государства.

Решения по заявкам на приобретение недвижимого имущества гражданами государств, не включенных на сегодняшний день как в список стран, которые соблюдают в отношении Турции принцип взаимности (87 стран), так и в список стран, которые этот принцип не соблюдают (35 стран), принимаются после запроса в Главное управление по делам недвижимости.

Исключения из принципа взаимности

При приобретении иностранными физическими лицами недвижимого имущества наличие условий взаимности не является обязательным для следующих категорий граждан:

а. Лиц без гражданства (по причине отсутствия государства, в отношении которого применяется принцип взаимности);

б. Лиц, обладающих статусом беженца.

В соответствии с Законом №359 от 26.08.1961 Турция присоединилась к Соглашению о юридическом статусе беженца от 28.07.1951 г., согласно ст.7/2 которого в отношении лиц, обладающим статусом беженца и прожившим на территории государства 3 года, принцип взаимности не применяется.
При обращении заявитель должен предъявить документ, подтверждающий статус беженца.

в. Иностранных физических и юридических лиц, осуществляющих инвестирование в сферу туризма.
Согласно ст. 8/Е Закона о поощрении туризма № 2634, при приобретении упомянутыми лицами недвижимого имущества в туристических районах и центрах принцип взаимности и другие предусмотренные в отношении иностранцев законодательные ограничения не применяются.

Законодательные ограничения в Турции на покупку недвижимости

При приобретении недвижимого имущества в Турции иностранные физические лица должны соблюдать следующие законодательные ограничения:

А. Положения Закона № 2565 О закрытых военных районах и зонах безопасности, согласно которым продажа, передача в пользование, сдача в аренду иностранным физическим и юридическим лицам объектов недвижимого имущества, расположенных в военных закрытых районах и зонах безопасности, не представляется возможным.

Б. Положения ст.35 Закона о собственности № 2644, согласно которому для приобретения иностранными физическими лицами недвижимого имущества площадью свыше 30 га необходимо разрешение Кабинета министров (исключение составляет недвижимое имущество, полученное путем наследства). Примечание: Ст.87 Закона о деревне № 442 отменена, в этой связи иностранные физические лица получили возможность приобретать недвижимое имущество, расположенное в сельской местности.

Приобретение в Турции недвижимости иностранными юридическими лицами

С изменением ст.35 Закона о собственности иностранные торговые компании получили возможность приобретать в Турции недвижимое имущество при условии соблюдения принципа взаимности и предусмотренных законодательных ограничений. http://www.сайт/node/729

Решение о наличии условий взаимности принимается по согласованию с Министерством иностранных дел. В отношении иностранных юридических лиц действуют те же законодательные ограничения, что и в отношении физических лиц.

Приобретение недвижимости компаниями с участием иностранного капитала

Понятие “компания с участием иностранного капитала” часто подменяют понятием “иностранная компания”.

В этой связи следует отметить, что компании с участием иностранного капитала создаются в Турции соответствии с Торговым кодексом Турции и регистрируются в торговом реестре Турции.

Таким образом, эти компании действуют в рамках правовых норм Турецкой Республики. Их капитал, частично или полностью, принадлежит иностранным физическим или юридическим лицам. Иностранный статус держателей акций не придает компании статус иностранной, так как следует различать “гражданство” компании и гражданство держателей акций.

С момента опубликования 17 июня 2003 года в Официальной газете № 25141 вступил в силу Закон № 4875 “О прямых иностранных инвестициях” от 5 июня 2003 года, который отменил действовавший ранее Закон № 6224 “О поощрении иностранных инвестиций” от 18.01.1954. Положения нового Закона направлены на привлечение и увеличение объемов иностранных инвестиций, защиту прав иностранных инвесторов, переход от принципа разрешений и согласований к принципу информации и консультаций.
В этой связи в соответствующие подразделения на местах направлен циркуляр №1363-100/841 от 07.08.2003, в котором содержится информация о порядке реализации Закона.

Согласно Закону № 4875 “О прямых иностранных инвестициях” в отношении иностранных инвесторов применяются те же положения и правила, что и в отношении местных инвесторов, отменен порядок получения разрешения на инвестирование, на создание компании и т.п. Юридические лица, созданные частично или полностью на основе иностранного капитала, получили права, равные правам граждан Турции. http://www.сайт/node/729

Компании с участием иностранного капитала, которые будут действовать в Турции в соответствии с Законом № 4875 или созданные ранее в соответствии с Законом №6224 рассматриваются как турецкие компании с участием иностранного капитала, исходя из места создания и местонахождения руководства компании. Заявки на приобретение недвижимого имущества, а также других операции с реестром собственности, поданные компаниями с участием иностранного капитала (получившими разрешение на деятельность в соответствии Законом № 6224 “О поощрении иностранных инвестиций” или созданными в соответствии с Законом № 4875 “О прямых иностранных инвестициях”), будут рассматриваться Управлениями регистрации прав собственности на условиях, действующих в отношении компаний, созданных на основе Торгового кодекса Турции.

Перевод финансовых средств в Турцию и из Турции

Перевод через банки и частные финансовые структуры финансовых средств для оплаты стоимости приобретенного недвижимого имущества (как с помощью обмена иностранной валюты так и без него), а также средств полученных в качестве доходов от продажи, или эксплуатации недвижимого имущества не подлежит каким-либо ограничениям.

Порядок подачи и рассмотрения заявок

Необходимые документы

Иностранные граждане представляют тот же набор документов, что и граждане Турции.

Физические лица

1.Свидетельство о собственности или документ с указанием номера участка (месторасположения) недвижимого имущества или устное заявления его владельца;

2.Удостоверение личности или паспорт, выданные государством гражданской принадлежности заявителя, 2 фотографии 3х4;

3.Доверенность, удостоверение личности и фотография доверенного лица (при осуществлении сделки доверенным лицом), при отсутствии одного из покупателей – документ, удостоверяющий личность (с фотографией) его представителя, фотографии 3х4, доверенность.

Юридические лица

1.Компании, созданные в соответствии с Законом о прямых иностранных инвестициях № 4875 представляют полученные в Управлении регистрации торгового реестра документы, подтверждающие право приобретать недвижимое имущество, образцы подписей ответственных лиц и доверенность для лица, представляющего интересы покупателя.

2.Компании, созданные в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства, представляют документы, подтверждающие право приобретать недвижимое имущество, полученные в уполномоченном органе иностранного государства.

Налоги и сборы за осуществление сделки взимаются в том же размере, что и с граждан Турецкой Республики. Однако при необходимости выезда на местность для обозначения недвижимого имущества на карте масштаба 1:25000, прилагаемой к запросу, направляемому в адрес военных властей с целью получения подтверждения расположения недвижимого имущества, предполагаемого к приобретению иностранным физическим или юридическим лицом, за пределами закрытых военных районов и зон безопасности, взимается плата, равная стоимости этой услуги.

Турция приняла новый закон о продаже недвижимости иностранцам

Статья, разрешающая продажу недвижимости иностранным гажанам была принята в июле 2008г. В парламенте возникли споры по статье, разрешающей приобретение иностранцами 10% земельных территорий, с разрешением на строительство. Министр Благоустройства и общественных работ Фарук Озак отвечая на критику оппозиции отметил, что в Германии 220 тысяч едениц недвижимости принадлежит туркам, а в Турции иностранцам принадлежит 65 тысяч.

Озак также сообщил: «На территории GAP грекам не продано ни одного квадратного метра. 72 гражданам Израиля в общей сложности принадлежит 100 единиц недвижимости. На территории Греческой Патриархии иностранцами не было приобретено ни одной единицы.» А Депутат от Республиканской Народной Партии (CHP) по округугу Зонгулдак Али Ихсан Кёктурк отметил, что со становления Турецкой Республики по 2002 год всего 11 961 000 квадратных метров было продано иностранным гражданам, а с 2002 по 2007 это колличество превысило 25 миллионов. Депутат от Пратии Правосудия и Развития от Стамбула Алааттин Бюйюккая сообщил, что Турецким подданым, проживающим в Германии принадлежит 216 тыс. Единиц недвижимости общей стоимостью 33,6 миллиародов евро, «Мы почти всю Германию купили», говорит. http://www.сайт/node/729

Новый закон Турции разрешает: «На территории, особая охрана которых необходима по причине нахождения там энергетических, водных ресурсов, сельского хозяйства, рудников и шахт, охраняемыех зоны, религиозных и культурных особенностей, особо охранаяемых зон с особенностями флоры и фауны, которые необходимо беречь из стратегиеских, общественых соображений и соображений государственной безопасности иностранным гражданам продажа недвижимости запрещена.

Обновленные карты и координаты военных запретных зон, зон военной безопасности и стратегических зон Министерством Обороны, а обновленные карты и координат с указанием зон особой охраны Министерством Внутренних Дел без опазданий будут предоставлятся в Главное Кадастровое Управление и Тапу.



Просмотров