Законодательные и нормативные правовые акты по охране труда. Инструкции и правила по охране труда. Требования действующего законодательства Требования нормативных актов по охране труда

Руководителю каждого предприятия необходимо помнить, что обеспечение безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда, является обязанностью работодателя.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности (ст.211 ТК РФ).

Пунктом 3 статьи 37 Конституции РФ установлено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Статья 219 Трудового кодекса устанавливает право работника:

1. На рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.

2. На получение достоверной информации от работодателя:

  • об условиях и охране труда на рабочем месте,
  • о существующем риске повреждения здоровья,
  • о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
В соответствии с положениями статьи 209 Трудового кодекса, под охраной труда подразумевается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
  • правовые,
  • социально - экономические,
  • организационно - технические,
  • санитарно - гигиенические,
  • лечебно - профилактические,
  • реабилитационные,
  • иные мероприятия.
Соблюдение требований охраны труда и контроль за их выполнением осуществляется работодателями в следующем порядке (ст.217 Трудового кодекса):

1. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников свыше 50 человек, необходимо:

  • либо создать службу охраны труда,
  • либо ввести должность специалиста по охране труда (с соответствующей подготовкой или опытом работы в данной сфере).
2. В компаниях, занимающихся производством, с численностью сотрудников, не превышающей 50 человек, решение:
  • о создании службы по охране труда,
  • о введении должности специалиста по охране труда,
принимается с учетом специфики производственной деятельности такой компании.

3. При отсутствии:

  • службы охраны труда,
  • штатного специалиста по охране труда,
осуществляют их функции и несут ответственность:
  • работодатель - ИП (лично),
  • руководитель организации,
  • другой уполномоченный работодателем работник, организация, специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые по договору ГПХ.
В целях обеспечения:
  • правильной организации системы охраны труда,
  • безопасных условий труда, организации необходимо разработать локальные правовые акты по охране труда.
В соответствии со ст.8 Трудового кодекса, работодатель вправе принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Эти локальные акты представляют собой правовую основу системы охраны труда в компании.

Так же эти нормативные акты могут помочь компании предотвратить несчастные случаи на производстве и значительно упростят процедуру рассмотрения таких случаев, если, не смотря на усилия работодателя, они будут иметь место.

Выполнение правил по охране труда обязательно как для работодателя, так и для работников организации.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к организации системы охраны труда на предприятиях, обязанности работодателей и работников в сфере охраны труда, а так же методология составления правил и инструкций по охране труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

В соответствии со ст.211 Трудового кодекса, порядок:

  • разработки,
  • утверждения,
  • изменения
подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда , в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010г. №1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

К нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся (п.2 Постановления №1160):

1. Стандарты безопасности труда (ГОСТы).

2. Правила и типовые инструкции по охране труда.

3. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

  • санитарные правила и нормы,
  • санитарные нормы,
  • санитарные правила,
  • гигиенические нормативы,
устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса.

При разработке правил по охране труда необходимо учитывать положения системы ГОСТов по безопасности труда.

В частности, требования ГОСТа 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда», целью которого является:

  • содействие защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов,
  • исключению несчастных случаев, в том числе со смертельным исходом,
  • профессиональных заболеваний на производстве.
ГОСТ 12.0.230-2007 содержит описание системы управления охраной труда в организации.

Согласно п.4 ГОСТ 12.0.230-2007, обеспечение охраны труда в организации, включая соответствие условий труда требованиям охраны труда, установленным национальными законами и иными нормативными правовыми актами, входит в обязанности работодателей.

В связи с этим работодатель должен продемонстрировать руководство и заинтересованность в деятельности по обеспечению охраны труда в организации и организовать создание системы управления охраной труда.

Основные элементы управления охраной труда:

  • политика,
  • организация,
  • планирование и применение,
  • оценка,
  • действия по совершенствованию.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

При организации службы охраны труда, производственная компания должна руководствоваться Постановлением Минтруда РФ от 08.02.2000г. №14 «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации».

В соответствии с п.1 Постановления №14, управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

Для организации работы по охране труда руководитель создает службу охраны труда.

Работники Службы в своей деятельности руководствуются (п.5 Постановления №14):

  • законами и иными нормативными правовыми актами об охране труда РФ и соответствующего субъекта РФ,
  • соглашениями (генеральным, региональным, отраслевым),
  • коллективным договором,
  • соглашением по охране труда,
  • другими локальными нормативными правовыми актами компании.
РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ПРАВИЛ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ

В качестве базы, при разработке правил по охране труда в компании, можно использовать порядок разработки:

  • межотраслевых,
  • отраслевых
правил по охране труда, утвержденный Методическими рекомендациями по разработке государственных нормативных требований охраны труда (Постановление Минтруда РФ от 17. 12.2002г. №80).

1. составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил;

2. утверждение технического задания на разработку правил;

3. разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям;

4. составление сводки отзывов от заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил;

5. подготовка проекта окончательной редакции правил.

Изложение требований правил по охране труда рекомендуется делать кратким и четким, исключающим возможность различного толкования.

В правилах следует закреплять новые требования по охране труда и стремиться к минимуму отсылок к другим документам (СНиПам, СанПиНам, ГОСТам и др.).

При необходимости, для полноты изложения вопроса, в правилах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства РФ.

В виде приложений к правилам могут оформляться:

  • таблицы,
  • графики,
  • карты,
  • схемы,
  • и т.п.
В межотраслевые и отраслевые правила по охране труда рекомендуется включать следующие главы:

1. Общие требования.

В данном разделе указывается:

  • сфера действия правил;
  • описание опасных и вредных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов;
  • допускаемые действующими нормативными правовыми актами параметры опасных и вредных производственных факторов.
2. Требования охраны труда работников при организации и проведении работ.

Этот раздел содержит:

  • требования охраны труда, предъявляемые к организации производственных процессов;
  • меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие;
  • меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов;
  • способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников и аварийное отключение оборудования, а также указания по применению средств индивидуальной защиты работников;
  • способы своевременного уведомления о возникновении опасных и вредных производственных факторов на отдельных технологических операциях;
  • меры по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов, возникающих в аварийных случаях;
  • рациональную организацию труда и отдыха с целью профилактики монотонности и гиподинамии, а также ограничение тяжести труда.
3. Требования, предъявляемые к производственным помещениям и производственным площадкам (для процессов, выполняемых вне производственных помещений), для обеспечения охраны труда работников.

В главе приводятся допустимые уровни опасных и вредных производственных факторов в производственных помещениях (на площадках - для процессов, выполняемых вне производственных помещений) и на рабочих местах, а также параметры освещенности, температурного режима, влажности и других факторов.

4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его размещению и организации рабочих мест, для обеспечения охраны труда работников.

В данном разделе приводятся общие требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам, коммуникациям, их размещению, обеспечивающие охрану труда работников.

5. Требования, предъявляемые к хранению и транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства, для обеспечения охраны труда работников.

В данной главе отражаются особенности:

  • исходных материалов,
  • заготовок,
  • полуфабрикатов,
  • готовой продукции,
  • отходов производства,
рациональные способы их хранения, требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющих на обеспечение охраны труда работников.

При необходимости в правила по охране труда могут быть включены и другие главы.

Проект окончательной редакции правил по охране труда до его подписания проверяется на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка и визируется руководителем юридической службы, при его наличии.

РАЗРАБОТКА И УТВЕРЖДЕНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОТНИКОВ

Инструкции по охране труда являются одним из основных документов, регламентирующих технику безопасности труда в компании.

Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2002г. №80 утверждены «Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда», которые регламентируют:

  • порядок разработки инструкций по охране труда,
  • порядок утверждения инструкций по охране труда,
  • требования к содержанию инструкций по охране труда.
Инструкция по охране труда для работника разрабатывается исходя из:
  • должности сотрудника,
  • профессии или вида выполняемой работы.
В соответствии с п.5.2. Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации.

5.2. Постановления №80, разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется с учетом ст.212 Трудового кодекса РФ.

Положениями ст.212 ТК РФ установлено, что на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда.

В связи с этим работодатель обязан обеспечить в числе прочих мер безопасности:

  • недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
  • информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда;
  • разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда;
  • наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
5.3. Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе:

  • межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при ее отсутствии - межотраслевых или отраслевых правил по охране труда),
  • требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства.
Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.

Примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников при их издании рекомендуется оформлять в соответствии с приложением №8, содержащемся в Постановлении №80.

Для вводимых в действие новых и реконструированных производств допускается разработка временных инструкций по охране труда для работников.

Временные инструкции по охране труда для работников обеспечивают:

  • безопасное ведение технологических процессов (работ),
  • безопасную эксплуатацию оборудования.
Они разрабатываются на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию.

В соответствии с п.5.6 Постановления №80, проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель.

Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

Так же инструкции по охране труда для работников могут досрочно пересматриваться:

  • при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
  • изменении условий труда работников;
  • внедрении новой техники и технологии;
  • по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральной инспекции труда.
Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то ее действие продлевается на следующий срок.

У руководителя каждого подразделения должны храниться:

  • действующие в подразделении инструкции по охране труда,
  • перечень этих инструкций.
Инструкции по охране труда для работников могут быть:
  • либо выданы им на руки для изучения при первичном инструктаже,
  • либо вывешены на рабочих местах или участках,
  • либо хранятся в ином месте, доступном для работников.
Рекомендуемые формы журналов учета:
  • инструкций по охране труда для работников,
  • учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации,
приведены в приложениях №9 и №10 в Постановлении №80.
  • межотраслевых,
  • отраслевых
типовых инструкций по охране труда.

Разработка межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда осуществляется на основе:

  • действующих законов и иных нормативных правовых актов;
  • изучения вида работ, для которого инструкция разрабатывается;
  • изучения условий труда, характерных для соответствующей должности, профессии (вида работ);
  • определения опасных и вредных производственных факторов, характерных для работ, выполняемых работниками соответствующей должности, профессии;
  • анализа типичных, наиболее вероятных причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • определения наиболее безопасных методов и приемов выполнения работ.
4.3. Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

Требования, предъявляемые к подготовке межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда, аналогичны требованиям, предъявляемым к подготовке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда.

В межотраслевую или отраслевую типовую инструкцию по охране труда рекомендуется включать разделы:

1. Общие требования охраны труда.

В разделе отражаются:

1.1. Указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка.

1.2. Требования по выполнению режимов труда и отдыха.

1.3. Перечень опасных и вредных производственных факторов, которые могут воздействовать на работника в процессе работы.

1.4. Перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами.

1.5. Порядок уведомления администрации о случаях травмирования работника и неисправности оборудования, приспособлений и инструмента.

1.6. Правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать работник при выполнении работы.

2. Требования охраны труда перед началом работы.

В данный раздел включаются:

2.1. Порядок подготовки рабочего места, средств индивидуальной защиты.

2.2. Порядок проверки исправности:

  • оборудования,
  • приспособлений и инструмента,
  • ограждений,
  • сигнализации,
  • блокировочных и других устройств,
  • защитного заземления,
  • вентиляции,
  • местного освещения
  • и т.п.
2.3. Порядок проверки исходных материалов (заготовки, полуфабрикаты).

2.4. Порядок приема и передачи смены в случае непрерывного технологического процесса и работы оборудования.

3. Требования охраны труда во время работы.

Данный раздел может предусматривать:

3.1. Способы и приемы безопасного выполнения работ, использования оборудования, транспортных средств, грузоподъемных механизмов, приспособлений и инструментов.

3.2. Требования безопасного обращения с исходными материалами (сырье, заготовки, полуфабрикаты).

3.3. Указания по безопасному содержанию рабочего места.

3.4. Действия, направленные на предотвращения аварийных ситуаций.

3.5. Требования, предъявляемые к использованию средств индивидуальной защиты работников.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

4.1. Перечень основных возможных аварийных ситуаций и причины, их вызывающие.

4.2. Действия работников при возникновении аварий и аварийных ситуаций.

4.3. Действия по оказанию первой помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и других повреждениях здоровья.

5. Требования охраны труда по окончании работы.

5.1. Порядок отключения, остановки, разборки, очистки и смазки оборудования, приспособлений, машин, механизмов и аппаратуры.

5.2. Порядок уборки отходов, полученных в ходе производственной деятельности.

5.3. Требования соблюдения личной гигиены.

5.4. Порядок извещения руководителя работ о недостатках, влияющих на безопасность труда, обнаруженных во время работы.

При необходимости в типовую инструкцию по охране труда можно включать и другие разделы.

В разделе "Требования охраны труда по окончании работ" рекомендуется отражать:

4.5. В тексте межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны. В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

В тексте инструкций по охране труда делается минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разработаны.

В инструкциях не следует применять слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "обязательно", "строго", "безусловно" и т.п.), так как все требования инструкции выполняются работниками в равной степени.

Замена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) может быть допущена при условии его предшествующей полной расшифровки.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определенными нормами, то их указывают в инструкции (величина зазоров, расстояния и т.п.).

Сроки действия межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда устанавливаются с учетом сроков действия соответствующих правил по охране труда.

Обратите внимание: После того, как в организации будут разработаны и утверждены правила и инструкции по охране труда, с ними необходимо ознакомить каждого сотрудника под роспись.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"

В результате изучения этого раздела Вы будете знать:
  • Государственные нормативные требования по охране труда. Порядок разработки, принятия, внедрения нормативных требований.
  • Технические регламенты и изменение всей системы нормативных актов по безопасности в Российской Федерации. Международные и европейские стандарты и нормы. Проблемы гармонизации российских норм с международными нормами и нормами Европейского Союза.
  • Национальные и государственные (ГОСТ) стандарты, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Принят 30 2001 г. 197-ФЗ (с
изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».
3. ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160. Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
5. Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА


Понятие о государственных нормативных требованиях охраны труда дается в ст. 210 Трудового кодекса РФ

«Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)»


Регулирование трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений осуществляется на основе законов и подзаконных актов.

Законы

  • Конституция РФ;
  • Трудовой кодекс РФ;
  • иные федеральные законы.

Подзаконные акты

Указы Президента Российской Федерации;
. постановления Правительства Российской Федерации и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
. конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
. акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащими нормы трудового права.

Конституция РФ и Трудовой кодекс РФ являются федеральными конституционными законами . Среди федеральных законов о труде основополагающим является ТК, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года.

Нормы трудового права содержатся и в иных федеральных законах и подзаконных актах

К иным (подзаконным) актам, содержащим нормы трудового права, относятся другие нормативные правовые акты, регулирующие трудовые отношения, включая условия охраны труда. Они делятся на подгруппы.

К первой подгруппе подзаконных относятся указы и распоряжения Президента Российской Федерации. Указы, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить ТК и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает под законность его правотворческой деятельности.

Другую подгруппу подзаконных актов, регулирующих вопро-сы охраны труда, составляют нормативные правовые акты, при-нимаемые Правительством РФ. Законодательные положения в области охраны труда реализуются через постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить ТК, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации.

Следующую подгруппу подзаконных нормативных правовых актов РФ, устанавливающих нормы в области охраны труда, со-ставляют нормативные правовые акты Министерства труда и со- циальной защиты РФ (Минтруд РФ). К ним относятся постановления Минтруда РФ, разъяснения о применеприменении дейст-вующего законодательства по охране труда, положения, прави-ла, инструкции и т.д. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Наряду с перечисленными подзаконными нормативными правовыми актами на территории России действуют также подзаконные нормативные правовые акты , регулирующие условия охраны труда, принятые министерствами, ведомствами и госу дарственными комитетами России, которые принимаются после согласования с Минтрудом РФ . Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Особое значение для регламентации трудовых отношений имеют постановления и разъяснения Минтруда. Эти постановления обеспечивают единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, а также предусматривают условия применения постановлений Правительства РФ.

Нормативные правовые акты по охране труда органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимаются в развитие либо в дополнение к нормативным правовым актам федерального уровня.


Законодательные и подзаконные акты, регули- рующие условия охраны труда субъектов России , принятые региональными органами власти, действуют только на территории данного региона. Эти акты не должны противоречить ТК, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Государственными нормативными требованиями охраны труда , содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ).

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для сполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:
. при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
. конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
. разработке технологических процессов;
. организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении я о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» отнесены к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

(санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса).

Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.


Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации:
  • при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
  • по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного
травматизма и профессиональных заболеваний;
  • по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению
условий труда;
  • на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда,
результатов внедрения новой техники и технологий;
  • по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или)
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
Локальные нормативные правовые акты охраны труда

Специфическим источником трудового права выступает локальный нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции. Такой акт распространяется на всех работников данной организации или на отдельные категории работников, специально указанные в самом акте. Как правило, локальный нормативный акт принимается с учетом мнения представительного органа работников. Такой порядок устанавливается для принятия локальных нормативных актов, прямо названных в Трудовом кодексе, других федеральных законах, иных нормативных правовых актах или в соглашениях, коллективном договоре.

Локальные нормативные акты , содержащие нормы трудового права, принимаются в следующих целях:

  • Исполнение требований федеральных законов, нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
  • Детализация и конкретизация норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов с учетом особенностей организации труда конкретного юридического лица.
  • Регулирование вопросов, не регламентированных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Локальный нормативный акт , содержащий нормы трудового права - нормативный акт, принятый работодателем , за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:
. с трудовым законодательством;
. иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
. коллективными договорами;
. соглашениями.
Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями.

Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями.

Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

  • введение, а также отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной

рабочей недели ранее срока, на который они были установлены (ст. 74 ТК РФ);

  • принятие решения о возможном расторжении трудового договора в соответствии

с пп. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профсоюза (ст. 373 ТК РФ);

  • при определении форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации работников (ст. 196 ТК РФ);

  • в некоторых случаях привлечения к сверхурочной работе (ст. 99 ТК РФ);
  • в некоторых случаях привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни

творческих работников средств массовой информации (ст. 113 ТК РФ);

  • утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК РФ);
  • утверждение графика работы на вахте (ст. 301 ТК РФ);
  • утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ);
  • принятие актов, регулирующих системы оплаты труда работников государственных и

муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ);

  • принятие локального акта в области повышения оплаты труда работников, занятых на

тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (ст. 147 ТК РФ), за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ);

  • принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и

пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ);

  • принятие правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ).

Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта .
1. Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
2. Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.
3. Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:
· не содержит согласия с проектом, либо
· содержит предложения по его совершенствованию,
работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.
4. При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.
5. Государственная инспекция, труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).
В случае если в организации не создан постоянно действующий представительный орган, к обсуждению проекта акта привлекаются представители работников, избранные в соответствии со ст. 31 ТК РФ.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ И НОРМЫ.
ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ

Международные правовые нормы , акты Международной организации труда (МОТ) начинают играть все большую роль в регулировании трудовых отношений в нашей стране. В ст. 15 Конституции РФ говорится, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Причем если международным договором РФ (соглашением) установлены иные нормы и правила, чем предусмотренные Российским законом, и они ратифицированы, то применяются правила международного договора (соглашения).

МОТ принято более 170 конвенций и 180 рекомендаций. Конвенции подлежат ратификации и после ратификации обязательны для соблюдения государством-членом МОТ .
Рекомендации не ратифицируют . Государство может использовать их в национальном законодательстве.
50 конвенций были ратифицированы СССР и затем признаны Российской Федерацией.
Не ратифицированы нашей страной до настоящего времени ряд важных конвенций МОТ. К ним относятся:
· Конвенция № 127. О максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся;
· Конвенция № 131. Об установлении минимальной заработной платы и др.
Большое значение для безопасности, гигиены охраны труда имеет деятельность России в Комиссии Европейского сообщества (ЕС). Комиссия ЕС разрабатывает и принимает Директивы по различным аспектам, включая:
· организацию охраны труда;
· требования для некоторых видов работ в промышленности, связанных с повышенным риском;
· соответствующее использование установок, оборудования и веществ;
· определение уязвимых категорий рабочих и т.д.
Принятые Директивы по вопросам охраны труда государства - члены ЕС должны учитывать в своих национальных законодательствах.

Кроме того, благодаря работе этой Комиссии появилась возможность распространять и обмениваться информацией о результатах исследований и оказывать техническую помощь в области безопасности и гигиены труда всем государствам - членам Сообщества.

Технические регламенты

Кардинальные изменения в порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных актов вносит федеральный закон от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

  • разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, в

том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к

продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;

  • оценке соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора),

испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме).
Действие настоящего Федерального закона не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда.

Настоящий Федеральный закон не регулирует отношения , связанные с разработкой, принятием, применением и исполнением санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований в области охраны труда.

В статьях 6 и 7 говорится что:

Статья 6. Цели принятия технических регламентов

1. Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
2. Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

1. Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие:
безопасность излучений;
биологическую безопасность;
взрывобезопасность;
механическую безопасность;
пожарную безопасность;
безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте);
термическую безопасность;
химическую безопасность;
электрическую безопасность;
радиационную безопасность населения;
электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
единство измерений;
другие виды безопасности в целях, соответствующих пункту 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

В настоящее время не разработаны технические регламенты в области охраны труда .

Федеральным законом «О техническом регулировании» регламентируется - (ст. 46, п. 1) «со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан...»,

На этом основании применяются нормативно - правовые акты национальных и государственных (ГОСТ) стандартов, СанПиНы (санитарные правила и нормы), СНиПы (строительные нормы и правила), СП (своды правил), ПОТ (правила охраны труда), НПБ (нормы пожарной безопасности), ПБ (правила безопасности), РД (руководящие документы), МУ (методические указания) и другие документы, которые соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

ПОДЗАКОННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ,
СОДЕРЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Наименование вида нормативного правового акта
Полное Сокращенное
Межотраслевые правила по охране труда
Межотраслевые типовые инструкции по охране труда
ПОТ Р М
ТИ Р М
Отраслевые правила по охране труда
Типовые инструкции по охране труда
ПОТ Р О
ТИ Р О
Правила безопасности
Правила устройства и безопасной эксплуатации
Инструкции по безопасности
ПБ
ПУБЭ
ИБ
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда ГОСТ Р ССБТ
Строительные нормы и правила
Своды правил по проектированию и строительству
СНиП
СП
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:
санитарные правила,
гигиенические нормативы,
санитарные правила и нормы,
санитарные нормы

СП
ГН
СанПин
СН

Санитарные правила и нормы содержат требования к гигиене труда, к чистоте среды обитания (воздуха, воды, почвы), к качеству продуктов питания.
В санитарных нормах оговариваются допустимые уровни опасных и вредных факторов , которые могут воздействовать как на население, так и на людей, занятых производственной деятельностью; регламентируют деятельность, связанную с использованием источников ионизирующего излучения, а также допустимые уровни облучения, которым могут подвергаться люди как в процессе производственной деятельности, так и при проживании на зараженной местности.

Строительные нормы и правила (СНиП) устанавливают требования к строительным конструкциям, зданиям и сооружениям, гарантирующие безопасность строительства и эксплуатации сооружений.

Для оперативного доведения всего объема нормативно-правовых документов по охране труда до всех предприятий и организаций на базе сайта Минтруда eisot . ru создана информационная система нормативно-правового обеспечения охраны труда органов управления и субъектов экономической деятельности - ЕИСОТ .

Система представляет собой постоянно обновляемый централизованный банк специализированных данных.

Система стандартов безопасности труда

Стандарты безопасности труда определяют терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов.

ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
Устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации.

Структура Системы и обозначение стандартов ССБТ
ССБТ включает в себя группы, приведенные в таблице 1

Таблица 1

Шифр группы Наименование группы
0 Организационно-методические стандарты
1 Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов
2 Стандарты требований безопасности к производственным машинам и оборудованию
3 Стандарты требований безопасности к производственным процессам
4 Стандарты требований безопасности к средствам защиты

Стандарты группы "0" устанавливают:

  • организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.);
  • требования (правила) к организации работ, направленные на обеспечение безопасности труда (обучение работающих безопасности труда, аттестация персонала, методы оценки состояния безопасности труда и др.).

Стандарты группы "1" устанавливают:

  • требования по видам опасных и вредных производственных факторов, предельно допустимые значения их параметров и характеристик;
  • методы контроля нормируемых параметров и характеристик опасных и вредных производственных факторов;
  • методы защиты работающих от опасных и вредных производственных факторов.

Стандарты группы "2" устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным машинам и оборудованию;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) машин и производственного оборудования;

Стандарты группы "3" устанавливают:

  • общие требования безопасности к производственным процессам;
  • требования безопасности к отдельным группам (видам) технологических процессов;
  • методы контроля выполнения требований безопасности.

Стандарты группы "4" устанавливают:

  • требования к отдельным классам, видам и типам средств защиты;
  • методы контроля и оценки средств защиты;
  • классификацию средств защиты.

Обозначение государственного стандарта ССБТ состоит из индекса (ГОСТ Р -государственный стандарт российский)), регистрационного номера, первые две цифры которого (12) определяют принадлежность стандарта к комплексу ССБТ, последующая цифра с точкой указывает группу стандарта и три последующие цифры - порядковый номер стандарта в группе. Через тире указывается год утверждения стандарта.

Примеры - ГОСТ Р 12.1.025-2012; ГОСТ Р 12.3.036-2012.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что устанавливается государственными нормативными требованиями охраны труда.
а) Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
б) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются законы, постановления, мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
в) государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на создание безопасных условий труда.

2. Для кого обязательны для исполнения государственные нормативные требования охраны труда?
а) Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности;
б) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения государственными и муниципальными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;
в) государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими государственными организациями при осуществлении ими любых видов деятельности;

3. Что является основой государственных нормативных требований охраны труда?
а) Конституция РФ, Трудовой кодекс;
б) Трудовой кодекс федеральные законы;
в) законы и подзаконные акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

4. К какой группе государственных нормативных требований охраны труда относятся Указы Президента?
а) К федеральным законам;
б) к законодательным актам;
в) к подзаконным актам.

5. Что относится к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда?
а) Стандарты безопасности труда; правила и типовые инструкции по охране труда;
б) государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, и пункт а);
в) законы, постановления Правительства РФ, законы и постановления региональных органов власти.

6. В каких случаях в нормативные государственные требования охраны труда вносятся изменения?
а) При изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
б) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
в) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также в случаях, указанных в ответе а) и б).

7. Что такое локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права?
а) Нормативное соглашение, принимаемое в договорном порядке после проведения коллективных переговоров;
б) нормативный акт (договор), в котором устанавливаются условия труда конкретного работника с учетом его профессии и индивидуальных особенностей.
в) нормативный акт, принимаемый работодателем в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

8. Всегда ли локальные нормативные акты надо согласовывать с представительным органом работников?
а) Согласование требуется при принятии локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, в случаях предусмотренных Трудовым кодексом, коллективным договором или соглашениями;
б) да, все локальные нормативные акты должны приниматься только с учетом мнения представительного органа работников;
в) нет, работодатель принимает локальные акты в пределах своих полномочий без согласований, если установленные нормы не ухудшают положение работников.

9. Требуется ли согласовывать с представительным органом работников должностные инструкции?
а) Да;
б) нет;
в) да при изменении должностной инструкции.

10. Действия выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии работодателем локального нормативного акта, подлежащего согласованию, без согласования.
а) Подать жалобу в государственную инспекцию труда;
б) обратиться в суд;
в) действия по пунктам а) и б).

11. В каком случае обязательны для соблюдения конвенции МОТ?
а) Если государство является членом Международной организации труда (МОТ);
б) если конвенция, принятая МОТ, ратифицирована государством;
в) при выполнении пунктов а) и б).

12. Действие федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 - ФЗ «О техническом регулировании» распространяется или не распространяется на социально-экономические, организационные, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные меры в области охраны труда?
а) Распространяется;
б) не распространяется;
в) распространяется за исключение социально-экономических и организационных мер.

13. Технические регламенты принимаются в целях:
а) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
б) оценки соответствия (проводится в формах государственного контроля (надзора), испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта, строительство которого закончено, и в иной форме);
в) разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, в
том числе зданиям и сооружениям (далее - продукция), или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.

!4. Назовите технические регламенты в области охраны труда.
а) Технические регламенты в области охраны труда не приняты, Федеральный закон «О техническом регулировании» разрешает использовать действующие нормативные акты только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан;
б) ГОСТ Р 12.0.001-2013 Система стандартов безопасности труда. Основные положения
в) СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования".

15. Что устанавливает система стандартов безопасности труда?
а) Терминологию в области охраны труда, требования к производственному оборудованию, технологическим процессам, средствам индивидуальной защиты, содержат предельно допустимые значения вредных факторов;
б) устанавливает цели, задачи и структуру системы стандартов безопасности труда, а также объекты стандартизации;
в) организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда (цели, задачи и структура системы, внедрение и контроль за соблюдением стандартов ССБТ, терминология в области безопасности труда, классификация опасных и вредных производственных факторов и др.).

Основные обязанности работодателя по охране труда перечислены в . К ним, в частности, относятся обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, приобретение и выдача за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, проведение специальной оценки условий труда и т. д. Вместе с тем предприниматели все чаще обращаются к порталу за информацией по вопросам применения отдельных положений , в том числе связанных с охраной труда. В связи с этим мы решили напомнить, какие меры в области охраны труда должна обязательно предпринять организация.

Специалист или служба в области охраны труда?

Действующим законодательством не установлены случаи, когда работодатель обязан создавать службу в области охраны труда, а когда в организации достаточно предусмотреть должность соответствующего специалиста. У каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, должна быть создана служба охраны труда или введена должность специалиста по охране труда (). Однако оптимальное количество работников на предприятии, осуществляющих функции в сфере охраны труда, по общему правилу, определяется с учетом характера условий труда, тяжести и опасности производственного процесса, численности работников организации в соответствии с (далее – Нормативы численности работников). Так, в организациях, в которых насчитывается менее 700 работников, функции в сфере охраны труда могут выполнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с большей численностью работников эти функции могут выполнять бюро охраны труда (штат: 3-5 единиц, включая должность начальника) или отдел охраны труда (от 6 единиц и более) ( , ).

При этом, если численность работников не превышает 50 человек, функции специалиста по охране труда может осуществлять сам руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник, или организация либо специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору ().

Специалист по охране труда: особенности приема на работу

Рассмотрим частый случай, когда в организации учреждается должность специалиста по охране труда. В первую очередь, для этого работодателю необходимо ввести в штат новую должность, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание. После чего ему следует разработать должностную инструкцию и заключить со специалистом трудовой договор. При этом следует учесть, что специалист в области охраны труда в структуре штатного расписания должен быть в прямом подчинении у руководителя организации, ведь обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя ().

Кроме того, при введении новой штатной единицы необходимо руководствоваться требованиями раздела " " Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, в частности нужно обратить внимание на наименование должности – специалист по охране труда. Только такое наименование должно указываться в трудовом договоре, штатном расписании и трудовых книжках, то есть в строгом соответствии со справочником. При этом, если ГИТ в ходе проверки выявит несоответствие наименования должности требованиям, указанным в квалификационном справочнике – то есть будут нарушены требования , к работодателю могут быть применены меры инспекторского реагирования.

Напомним, что нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц и ИП в размере до 5 тыс. руб., на юридических лиц – до 80 тыс. руб. ().

Что же касается должностной инструкции специалиста, то ее разработать несложно. Фактически все требования, которые содержатся в соответствующем профессиональном стандарте, необходимо включить в этот документ (приказ Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н " "). Так, например, трудовыми функциями для специалиста по охране труда являются нормативное обеспечение системы управления охраной труда, контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, распределение полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам охраны труда и обоснование ресурсного обеспечения и т. д. При этом ответы на многие вопросы о применении профстандартов можно найти в и информации Минтруда России от 10 февраля 2016 г. " ".

Как предотвратить неправомерные действия надзорных органов в ходе проверки? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право "

Служба охраны труда: пошаговая инструкция

На практике службы охраны труда в организациях с численностью менее 700 работников создаются в основном на вредных производствах, в условиях тяжелых или опасных условий труда. Для тех организаций, на кого распространяются положения о создание службы охраны труда (), предлагаем пошаговую инструкцию:

Ввести в структуру организации самостоятельное подразделение, состоящее из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем (начальником) службы, издав приказ о внесении изменений в штатное расписание.

Установить численности штатных сотрудников и организационной структуры службы.

Определить круг задач, которые будет решать служба, разработав на каждого сотрудника должностную инструкцию.

Подготовить нормативную и методическую базы для обеспечения работы службы.

Предусмотреть организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой по охране труда (для проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок).

Деятельность службы охраны труда строго регламентирована действующим законодательством (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, далее – Рекомендации). Например, в разделах 3-4 Рекомендаций закреплены основные функции службы охраны труда и права работников службы.

Напомним, что в качестве альтернативы руководитель организации может возложить обязанности по охране труда на штатного работника, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

Кроме того, руководитель вправе заключить договор со специалистами или с аккредитованными организациями, оказывающими услуги в области охраны труда ().

Какие локальные нормативные акты в сфере охраны труда должны быть обязательно разработаны в организации?

Трудовое законодательство требует от работодателя обеспечить разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа, а также подготовить комплект нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности (). Таким образом, работодатель в порядке исполнения обязанностей в области охраны труда разрабатывает и утверждает ряд документов. Назовем их:

  • Приказ о создании службы охраны труда (или введении в штатное расписание должности специалиста по охране труда);
  • Положение о службе охраны труда (). В нем прописываются основные задачи, функции службы, права и обязанности работников, порядок взаимодействия с другими подразделениями организации, ответственность за невыполнение должностных обязанностей;
  • Должностные инструкции сотрудников службы охраны труда. Этот документ утверждается руководителем организации, а работник должен лично ознакомиться с документом и оставить отметку об этом ();
  • Инструкции по охране труда работника и перечень инструкций по охране труда, действующих в данной организации. Процедура разработки и утверждения инструкций начинается с издания руководителем организации приказа, в котором определяются перечень инструкций, сотрудники, ответственные за разработку и сроки исполнения. утверждены (далее – Методические рекомендации), которые регламентируют порядок разработки инструкций по охране труда, порядок их утверждения и требования к их содержанию. Инструкции разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции или правил по охране труда (). Например, Минтрансом России 11 марта 1993 г. утверждена , постановлением Минтруда России от 24 мая 2002 г. № 36 – .
  • Положения о системе управления охраной труда (приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " ");
  • Приказ о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда, журналы регистрации инструктажа (вводного, первичного, повторного, при необходимости внепланового, целевого) ( , ). Напомним, что конкретный порядок, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда ( , );
  • Личные карточки учета выдачи сертифицированных средств индивидуальной защиты (абз. );
  • Приказ о перечне профессий и работ, при поступлении на которые работник должен пройти предварительный медицинский осмотр, график периодических медицинских осмотров в отношении работников, для которых такие осмотры являются обязательными ().
  • Журнал регистрации несчастных случаев на производстве ().
  • Добавим, что перечень документов может варьироваться в зависимости от специфики деятельности организации и ИП. Однако по каждому отдельному мероприятию в организации в сфере охраны труда руководитель своим приказом должен утвердить отдельный документ.

При этом работники должны быть ознакомлены с действующими у работодателя локальными актами по охране труда, непосредственно связанными с обусловленной трудовым договором трудовой функцией (). Факт ознакомления подтверждается подписью сотрудника.

Специальная оценка условий труда

Работодатель обязан обеспечить проведение в соответствии с действующим законодательством (). В то же время специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физлицами, не являющимися ИП ( (далее – Закон № 426-ФЗ). При этом отметим, что дистанционный работник – это не сотрудник филиала в регионе, а тот, с кем заключен договор о дистанционной работе (). Однако в отношении других категорий работников специальная оценка условий труда проводится в обязательном порядке в соответствии с требованиями с учетом особенностей осуществления отдельных видов деятельности.

Обязанность организовать и профинансировать проведение спецоценки труда возлагается непосредственно на работодателя. Проведение самой спецоценки осуществляется совместно работодателем и организацией или организациями, допущенными к деятельности по проведению спецоценки, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. проведения спецоценки условий труда утверждена . По результатам ее проведения устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах ( , ). Так, согласно спецоценка на рабочем месте проводится не реже чем один раз в 5 лет, если иное не установлено законодательством. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении оценки.

Кроме того, работодатель обязан в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда организовать ознакомление работников с результатами отчета на их рабочих местах, в течение трех рабочих дней уведомить об утверждении отчета организацию, проводившую оценку, и в срок не позднее чем в течение 30 календарных дней организовать размещение результатов проведения специальной оценки условий труда на своем сайте в Интернете ().

Какие условия труда должен обеспечить на предприятии работодатель?

Одна из основных обязанностей работодателя – обеспечение безопасности и условий труда (). Рассмотрим, какие конкретные обязанности в сфере охраны труда возлагаются законом на работодателя.

Так, работодатель обязан приобретать за собственный счет и выдавать работникам сертифицированную спецодежду, индивидуальную защиту, смывающие и обеззараживающие средства в соответствии с установленными нормами. Порядок обеспечения средствами индивидуальной защиты установлен Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты.

Добавим, что в России действует ряд специальных правил, которые содержат основные требования, касающиеся санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СанПиН). Каждому предпринимателю при организации труда работников надлежит руководствоваться теми правилами, которые непосредственно касаются сферы его деятельности.

В частности, обязательными являются требования к условиям работы с оргтехникой. Чтобы избежать штрафов, работодатель должен соблюсти ряд условий при обустройстве рабочих мест. Например, площадь рабочего места сотрудников не может быть менее 4,5 кв. м (если установлен плоский монитор) или менее 6 кв. м (если рабочее место оборудовано монитором старого типа, с кинескопом). А после каждого часа работы помещение следует проветривать (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 " "). Более подробно о том, какие еще санитарные нормы и правила действуют для офисных работников, а также об ответственности работодателя за их несоблюдение, узнайте из нашей инфографики.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение требований по охране труда?

Несоблюдение требований трудового законодательства в сфере охраны труда может повлечь за собой ответственность для работодателя в виде штрафов, дисквалификации, административного приостановления деятельности, а также череду проверок со стороны различных надзорных органов.

При этом предусмотрена ответственность за совершение ряда отдельных правонарушений. В частности, допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров влечет наложение на работодателя административного штрафа до 130 тыс. руб. Еще больше сумма штрафа за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты – до 150 тыс. руб ().

РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие работодателем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Совершение этого правонарушения влечет наложение административного штрафа до 10 тыс. руб. Приведенная статья предусматривает ответственность за нарушение нормы , согласно которой работодатель обязан немедленно сообщить страховщику о несчастном случае, происшедшем на производстве.

А за нарушение требований СанПиН и невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе обязательной вакцинации работников, к организации могут быть применены меры ответственности в виде предупреждения, наложение административного штрафа или административное приостановление деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ "

  • Приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438н " "
  • Постановление Минтруда России от 22 января 2001 г. № 10 " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01 июня 2009 г. № 290н " "
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда "
  • 1. Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

    2. Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих

    3. Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

    1.Основы принятия государственных нормативных требований охраны труда

    Государственные нормативные требования охраны труда – важнейшее для современной практики понятие, ибо в соответствие с ними должны быть приведены условия труда, ибо в соответствии с ними работодатель должен проводить работы по охране труда, ибо соответствие с ними оценивает государственная экспертиза труда, ибо государственный надзор и контроль осуществляется над их соблюдением и т.п. Это не так давно появившееся понятие стало столь важным, что законодатель в новой редакции Трудового кодекса РФ счел нужным выделить их из требований охраны труда и отличить от требований охраны труда, установленных правилами и инструкциями по охране труда .

    Законодатель не дал детальное и всеобъемлющее определение понятию «государственные нормативные требования охраны труда», но определил, что государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    Обратим внимание, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Поэтому (ст.10 ТК РФ), если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и актами, содержащими нормы трудового права, то применяются правила международного договора. Это означает, что государственные нормативные требования охраны труда могут содержаться и в них.

    2.Виды подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

    Ниже приводится государственные требования по охране труда, утвержденный постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399.

    Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
    государственные нормативные требования охраны труда


    п/п

    Нормативные правовые акты

    Федеральный орган
    исполнительной власти,
    утверждающий документ

    Минтруда России

    Федеральные органы

    Исполнительной власти

    Госгортехнадзор России

    Госатомнадзор России

    Госстандарт России

    Госстрой России

    Госстрой России

    Минздрав России

    Правительством РФ утверждено Постановление от 23 мая 2000 года № 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда" . Им устанавливается, что на территории РФ действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования и включает:

    Межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда,

    Строительные и санитарные нормы и правила,

    Правила и инструкции по безопасности,

    Правила устройства и безопасной эксплуатации,

    Свод правил по проектированию и строительству,

    Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда.

    Тем же Постановлением утвержден Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. Указанный Перечень включает в себя следующие виды нормативных правовых актов:

    1. Межотраслевые правила по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ). Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ - Министерство труда и социального развития РФ.

    2. Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО). Утверждаются соответствующими органами федеральной исполнительной власти.

    3. Правила безопасности (ПБ), Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ). Утверждаются Госгортехнадзором РФ и Госатомнадзором РФ.

    4. Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ). Утверждаются Госстандартом РФ и Госстроем РФ.

    5. Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП). Утверждаются Госстроем РФ.

    6. Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила - СП, гигиенические нормативы - ГН, санитарные правила и нормы - СанПиН, санитарные нормы - СН). Утверждаются Минздравом РФ.

    Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, указанных в приведенном выше Перечне, разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в следующем порядке:

    1) межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаются Министерством труда и социального развития РФ;

    2) отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ;

    3) правила и инструкции по безопасности, правила устройства и безопасной эксплуатации, строительные и санитарные нормы и правила. Гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда, своды правил по проектированию и строительству, в части государственных нормативных требований охраны труда, разрабатываются и утверждаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ.

    Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, должны направляться в соответствующие профсоюзные органы для своевременного рассмотрения и согласования.

    Разработка и пересмотр государственных нормативных требований охраны труда на основе комплексных исследований состояния и причин произведенного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний. А также изучения передового отечественного и мирового опыта работ по улучшению условий и совершенствованию охраны труда, а также с учетом анализа результатов сертификации работ по охране труда, возлагается на федеральные органы исполнительной власти РФ. Разработка и утверждение методических рекомендаций, которыми следует руководствоваться при оформлении государственных нормативных требований по охране труда, поручается Министерству труда и социального развития РФ.

    На федеральные органы исполнительной власти также возлагается обязанность направлять в месячный срок утвержденные в установленном порядке нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, в Министерство здравоохранения и социального развития РФ для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда. А также обязанность по изданию указанных нормативных актов и обеспечению данной документацией все заинтересованные организации в установленном порядке.

    В соответствии с положениями п. 5 Постановления государственные нормативные требования охраны труда могут утверждаться сроком на пять лет, а их действие сверх указанного срока может быть продлено не более чем на два срока. Решение о продлении срока действия государственных нормативных требований по охране труда либо об их досрочной отмене может быть принято не позднее, чем за девять месяцев до окончания срока их действия.

    В тех случаях, когда в содержание законодательных актов РФ об охране труда вносятся необходимые изменения, соответствующие государственные нормативные требования охраны труда подлежат обязательному пересмотру независимо от ранее установленного для них срока действия. Аналогичные требования распространяются на межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда при внедрении новой техники и технологии, а также по результатам анализа состояния производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф на территории РФ.

    В тех случаях, когда нормативные акты по охране труда разрабатываются, в установленном порядке утверждаются и внедряются органами исполнительной власти субъектов РФ, требования, содержащиеся в таких нормативных актах, не должны быть ниже государственных нормативных требований.

    Общей задачей системы стандартов безопасности (ССТБ) является стандартизация требований безопасности труда и включение этих требований в стандарты, и технические условия. Порядок разработки и согласования требований безопасности труда в стандартах и технических условиях устанавливаются соответствующими нормативными актами.

    Система ССТБ непосредственно состоит из пяти составляющих стандартов. При этом структуру, задачи, цели и сферы действия ССТБ, а также применяемые термины, классификацию опасных и вредных факторов, сопутствующих осуществлению работниками своих трудовых обязанностей, и методы оценки безопасности труда, устанавливаются организационно-методическими стандартами основ построения охраны труда.

    Помимо перечисленных выше нормативных правовых актов, обязательными к исполнению являются нормы и/или правила пожарной безопасности.

    3.Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда

    Статья 211 Трудового кодекса «Государственные нормативные требования охраны труда» гласит, что порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

    Кроме того, порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда определяется документами соответствующих федеральных органов государственной власти, включая Правительство РФ, которое отвечает за подготовку и утверждение соответствующего подзаконного нормативного акта.

    Федеральный закон «О техническом регулировании» потребовал кардинального изменения всего сложившегося порядка, ввел новый вид нормативных документов «технический регламент», только в которых можно излагать ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ в сфере технического регулирования, и разрешил принятие технических регламентов федеральными законами, международными договорами и двумя подзаконными актами: указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

    Однако, поскольку устанавливаемый этим законом порядок окончательно наступит только с 1 июля 2010 года, в настоящий (переходный) период все ранее принятые (до 1 июля 2003 года) нормативные документы продолжают действовать.

    Подзаконные нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается

    Подчеркнем, что структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать подзаконные нормативные правовые акты.

    Подзаконный нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

    Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих
    государственные нормативные требования охраны труда


    п/п

    Нормативные правовые акты

    Федеральный орган
    исполнительной власти,
    утверждающий документ

    Межотраслевые правила по охране труда (ПОТРМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ Р М)

    Минтруда России

    Отраслевые правила по охране труда (ПОТ Р О), типовые инструкции по охране труда (ТИ Р О)

    Федеральные органы

    Исполнительной власти

    Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

    Госгортехнадзор России

    Госатомнадзор России

    Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ)

    Госстандарт России

    Госстрой России

    Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству

    Госстрой России

    Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПин), санитарные нормы (СН)



    Просмотров