Знак направление движения по полосам. Знак движение по полосам — сколько штраф за его нарушение

Безопасность уличного движения зависит от многих факторов, один из основных - строгое соблюдение водителями правил движения по полосам, особенно, когда речь идет о пересечении перекрестков и совершении различных маневров на проезжей части.

По статистике большинство дорожно-транспортных происшествий происходят в следующих случаях:

  • несоблюдение очередности , в том числе нерегулируемых, кольцевых;
  • обгон с выездом на встречку либо с пересечением сплошной разметки;
  • перестроение в плотном потоке машин.

В данной статье рассмотрим ПДД движения по полосам.

Прежде всего, любой водитель обязан знать и четко уяснить такие моменты:

  • к чему относится дорожное покрытие, по которому он в данный момент движется: в городе, населенном пункте, за городом;
  • сколько всего имеется в одну сторону;
  • какое движение на данной дороге - одностороннее или двухстороннее.

Казалось бы, что определиться с количеством полос не составляет особого труда, но это только при имеющейся разметке и при хорошей ее видимости. Если же ее не видно, например под снегом, нужно условно разделить проезжую часть на две равные половины и двигаться справа от середины.

Ну и самый основной пункт - при наличии сплошной центральной линии, делящей проезжую часть пополам, пересекать ее строго воспрещается даже для маневрирования, поскольку вы занимаете встречную полосу и подвергаете риску себя и других водителей.

Также заезжать на встречку запрещено, если дорога является четырехполосной в одну сторону, даже при условии, что центральная разделительная линия не является сплошной.

Движение в городе

Если проезжая часть в пределах города имеет 2 полосы для передвижения в одном направлении, то двигаться можно по любой из них. В случае, если вы хотите повернуть на перекрестке в левую или правую сторону, то нужно занимать, соответственно крайнюю левую и правую. Это требование может не относиться к большим грузовым автомобилям, которые из-за своих габаритов не смогут вписаться в поворот в нужном направлении.

Если же проезжая часть является трехполосной, тогда самую крайнюю по левую сторону использовать можно при условии, что вы движетесь в плотном потоке и нет возможности съехать в сторону. В случае же, если дорога более или менее не загружена, разрешается использовать правую и центральную полосы.

При проезде перекрестков нужно ориентироваться по знакам 5.15.1-2 движения по полосам. На нем мы видим три стрелки, указывающие направление движения:

  • правая полоса - поворот направо;
  • средняя - движение прямо;
  • левая - прямо или налево, также разрешается делать с этого ряда разворот на перекрестке.

Имейте ввиду, что в городах, а также за их пределами могут быть трехполосные дороги для движения встречного и попутного направлений. В этом случае, по средней полосе пересекать перекрестки запрещается. Она предназначена лишь для различных маневров: обгон, поворот, разворот. Также автовладелец должен убедиться, что полоса свободна, и он никому не создаст помех при передвижении.

При напряженном трафике допускается выезд для маневрирования на трамвайные рельсы, если они находятся на том же уровне, что и автомобильная часть дороги.

При этом вы должны учитывать расстояние до движущегося трамвая. Запрещено заезжать на трамвайные рельсы, предназначенные для встречного движения трамваев.

Движение за городом

Основное правило при выезде за пределы города: на магистралях и дорогах для автотранспорта, на котором разрешено набирать скорость до 80-ти км/час и выше, ехать нужно по возможности правее, а также и в тех случаях, когда центральная и левая полосы свободны. На них можно наезжать лишь при условии сильной загруженности трассы, при совершении опережения, разворота или поворота.

Итак, сказанное относится к грузовому и тихоходному автотранспорту - им разрешается ездить только справа. Выезд на соседние полосы разрешен только при совершении маневров.

Перестроение

Совершать перестроение можно лишь для последующих случаев: поворот направо, в левую сторону, разворот — перестраиваться водитель должен перед приближением к перекрестку, чтобы выполнить разворот из разрешенной для этого полосы движения.

В ПДД указываются следующие требования при перестроении:

  • нужно пропустить все те машины, которые движутся прямо, не меняя полосы;
  • преимущество отдается транспортным средствам, которые одновременно с вами перестраиваются и движутся по правую сторону.

То есть, если вы хотите переместиться на правую полосу, а кто-то, наоборот, хочет сместиться на вашу, вы должны пропустить данное транспортное средство.

При перестроении часто происходят аварии по следующим причинам:

  • водитель невнимательно смотрит в зеркала заднего вида и не замечает движущиеся сзади ТС;
  • водитель не вписывается в общий поток на соседней полосе, набирая слишком малую или большую скорость;
  • забывают выключать поворотники и другие автолюбители не имеют возможности догадаться об их намерениях.

Зная и соблюдая все эти простые правила, вы сможете без проблем и происшествий ездить по любым магистралям, не нарушая правил движения по полосам.

Для того, чтобы осуществлять правильное движение по полосам на проезжей части водитель должен знать: где находится дорога, по которой он движется (населенный пункт или не населенный пункт), одностороннее или двустороннее движение на ней, а также определить сколько полос для движения имеет данная дорога. Ширина полосы для движения ТС друг за другом может быть от 2,5 до 4,0 м.

Очень легко определить, сколько полос на дороге при наличии линий разметки или знаков 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8 «Направления движения по полосам». В случае их отсутствия водитель должен зрительно поделить проезжую часть пополам и двигаться правее середины, а количество полос в одном направлении определять с учетом габаритов ТС и необходимых интервалов (не менее 0,5м).

На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы и более,запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения (п.9.2 ПДД), даже при отсутствии каких-либо линий горизонтальной разметки. Такое нарушение чаще всего связано с обгоном. Деление противоположных потоков на такой дороге происходит двойной сплошной линией разметки, пересекать которую категорически запрещено.

Если на дороге в населенном пункте две полосы в одном направлении, то водитель может использовать для движения наиболее удобную для себя полосу.

Если на дороге в одном направлении три и более полос, то занимать крайнюю левую разрешается только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для обгона, поворота налево или разворота. Грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5т крайний левый ряд разрешено занимать только для поворота налево или разворота.

На дорогах вне населенных пунктов, на дорогах обозначенных знаками 5.1 «Автомагистраль» и 5.3 «Дорога для автомобилей», а также где разрешено движение со скоростью более 80км/ч, водители ТС должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых. (п.9.4 ПДД).

Есть дороги с двусторонним движением на проезжей части, которых всего три полосы. По крайним полосам осуществляется прямолинейное движение ТС, а на перекрестках с этих полос поворачивают направо. Средняя полоса используется для движения (маневрирования) в обоих направлениях — это обгон, объезд, а на перекрестке поворот налево или разворот. Движение через перекресток по средней полосе прямо запрещено . (п.9.3 ПДД)

Скорость движения ТС также влияет на из положение на проезжей части.
Если транспортное средство по техническим причинам или его состоянию не может развивать скорость более 40км/ч, оно должно двигаться в крайней правой полосе, и только в случае объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом выезжать в левые полосы (п.9.5 ПДД).

При наличии слева от водителя трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне спроезжей части их можно использовать для движения, когда заняты все полосы данного направления. При этом не должно создаваться помех движению трамваев. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается . Перед перекрестком, при отсутствии знаков «Направления движения по полосам» трамвайные пути попутного направления будут являться крайним левым положением для поворота налево или разворота.

Ранее в статье “Поворот из двух полос” мы рассмотрели иерархию норм в , когда одно требование может быть конкретизировано другим требованием, тем самым перекрывая первое общее требование. Рассмотрели иерархию требований пункта 8.5 Правил, в частности при применении знаков 5.15.1(2) допускающих поворот из двух полос.

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

Абсолютное большинство склонно считать, что знаки особых предписаний 5.15.1(2) ,допускающие поворот из двух полос отменяют требования пункта 8.5 Правил, в том числе и автор статьи “Поворот из двух полос”, в части требования занять положение на проезжей части. Аналогичное мнение встречается и в официальных ответах ГИБДД.

Согласитесь, как то сложно для достаточно простой ситуации строить иерархические лестницы. Мы решили усомниться в этой теории отмены пункта 8.5 Правил. Если знаки 5.15.1(2) этот пункт отменяют – для поворачивающих не из крайних полос требования к занимаемому положению на проезжей отсутствуют. И возможна неприятная ситуация, как на схеме ниже.


К водителю красного автомобиля же не применяется пункт 8.5 Правил, так как есть знаки 5.15.2. И как же определить приоритет?

Попробуем ответить на вопрос, а есть ли вообще связь между пунктом 8.5 и знаками 5.15.2 в части положения транспортного средства перед маневром?

Знаки 5.15.1(2) устанавливаются на расстоянии достаточном для перестроения в требуемую полосу поэтому будем считать, что выполнять требования п.8.5 ПДД мы будем уже, имея информацию о разрешенном направлении.


Итак, мы выбрали для левого поворота правую полосу, Правила допускают такой маневр. Теперь смотрим, какое положение на проезжей части будет крайним, согласно нашему выбору?

Толкование пункта 8.5 ПДД

…занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

В общем случае для поворота количество полос не обозначено и исходя из требования занять крайнее положение такое положение приходится на крайнюю полосу движения. В особом же режиме движения на нашем примере на проезжей части для поворота предназначено две полосы движения .

Вспомним термин полоса движения:

“Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

Полоса движения неотъемлемый элемент проезжей части.

В особом режиме движения – две и более полос движения для поворота. С проезжей части единовременно совершается два и более поворотов. Для выполнения поворота из каждой полосы, каждому водителю необходимо выполнить требования п.8.5, то есть в каждой полосе занять соответствующее крайнее положение перед выполнением поворота.


Мысль, которую хотелось обозначить в рамках данной статьи: Пункт 8.5 ПДД не привязывает свои требования к границам проезжей части. Основное назначение этого пункта при применении и в общем случае, и при особых режимах движения – не допустить пересечения траекторий между маневрирующими транспортными средствами и транспортными средствами, которые движутся в прямом направлении. Особенно это актуально с развитием двухколесного транспорта.

На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.

Есть ли в ПДД указания для безопасного движения по полосам дорожного движения? Какие знаки и разметка регламентируют действия водителей? Правила общие для всех транспортных средств или есть особенности? Об этом, и об ответственности за несоблюдение правил говорит эта статья.

Определение

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ситуация, в которой водитель не сумел вовремя сориентироваться на дороге и определить полосу для движения, чревата штрафами и серьезной угрозой для жизни.

У проезжей части всегда есть дорожные полосы. Иногда их видно сразу: они выделены соответствующей дорожной разметкой.

Отсутствие разделительных линий не противоречит законодательству. Полосой считается часть дороги, ширина которой достаточна для безопасного движения автомобилей в одном ряду.

Когда это пространство четко обозначено, вопросов не возникает. Бывает, разметка не нанесена, стерлась либо скрыта под слоем грязи или снега. При отсутствии разметки водителю нужно самому определить собственное местоположение на дороге.

Условная линия, проведенная продольно строго посередине, разделяет дорогу на две половины:

  • справа находится полоса для попутного движения автомобилей;
  • слева расположена встречная полоса.

Можно применить и такой принцип: сколько автомобилей одновременно разъедется в одном сечении участка дороги, столько на ней полос.

Как определить количество при наличии разметки

Правилами предусмотрено 3 основных разметочных линии для разделения полос:

1.1 Сплошная линия Устанавливает границы для противоположных транспортных рядов.
Символ рубежей полос на участках повышенной опасности.
Единственная черта, пересекать которую запрещено.
1.5 Одинарная линия – прерывистая Разделитель потоков со встречных направлений на двух- и трехполосных дорожных участках.
С ее помощью обозначают границы для движения по 2-м и более полосам попутного движения.
Эту разметку можно пересекать при перестроении и обгоне.
1.6 Одинарная линия – прерывистая (отличие от 1.5 – более длинный штрих). Предупреждает, что по ходу движения линия разделения станет сплошной.
Граница для транспортных рядов противоположного направления.
Важно соблюдать осторожность при пересечении этой полосы: маневр можно начать на разрешенной разметке 1.6, а закончить на 1.1, а это уже наказуемо.

На размеченном участке легко узнать количество полос: их нужно сосчитать.

Разметка разделяет только противоположные потоки – сколько полос?
Если на участок полотна нанесена одна линия, и она является разделителем потоков ТС с разных направлений, понять, сколько на дороге полос, немного сложнее:

Нумерация

В Правилах нет метода определения нумерации полос дорожного движения. Логика предлагает вести отчет полос от обочины. Считается, что первая полоса для водителей та, на которую они осуществляют въезд.

Знаки движения по полосам

Указатели, регламентирующие движение в границах дорожных полос, относятся к группе особых предписаний. Их устанавливают на перекрестке, и они обладают правом отмены действия других знаков, предусмотренных для этого перекрестка.

Направление

Знак 5.15.1 указывает, сколько на дороге полос, и показывает направление, по которому движение разрешено.

Например, этот знак предписывает и разрешает:

  • поворот из правой полосы направо;
  • прямое направление по левой и центральной полосе;
  • повернуть или совершить разворот из левой полосы.

Указания знака 5.15.2 схожи с предписаниями предыдущего. Есть и отличие: указатель размещается над определенной полосой. Его действие распространяется на регулировку движения конкретной полосы.

У этих знаков имеется ряд особенностей:

  • знак, позволяющий поворот налево, не препятствует развороту;
  • для общественного транспорта эти знаки не применяются.

Когда транспортных потоков в одну сторону больше, чем в другую, применяется похожий знак: 5.15.7. Знак может дополняться ограничениями по скоростному режиму и виду ТС.

Начало и конец

Знак 5.15.3 чаще устанавливают при подъеме либо в случае приближения к полосе торможения. Он предупреждает: вскоре появится дополнительная полоса.

Иногда знак дополнен указанием ограничения минимальной скорости автомобилей. Это означает, что на данной полосе следует соблюдать скорость, номинал которой указан на знаке. Или передвигаться с более высокой скоростью, но в пределах общих допустимых значений.

В Правилах есть знак 5.15.4, также предупреждающий о начале дополнительной полосы в середине дороги из 3-х полос. Иногда на нем имеется предписание для определенных ТС.

Знаки 5.15.5 и 5.15.6 указывают на конец любой дополнительной полосы.

Число

Этот знак информирует о количестве дорожных полос, сообщает о режиме передвижения.

Знак 5.15.7 устанавливают предварительно: за 50-150 м до размещенных на полосами дорожных запретов.

Правила

Законодательно установленные требования к безопасному движению в границах дорожных полос – общие для всех ТС. Тем не менее, существует ряд некоторых особенностей.

Для легковых авто

Для легкового транспорта предусмотрен ряд правил:

  1. Когда городские дороги обозначены знаками 5.1 или 5.3, они пролегают в ненаселенной местности, а также на дорогах с разрешенной скоростью 80 км/ч и более, водители обязаны двигаться по правой полосе. Если правая половина проезжей части свободна для проезда, передвижение по левой половине – запрещено.
  2. В городе водители имеют право на движение по любой полосе, из личных предпочтений.
  3. Если дорога загружена транспортом, перестраиваться и занимать другую полосу разрешено только в случае необходимости повернуть, развернуться, объехать препятствие, либо остановиться.
  4. Если дорога имеет более трех полос для одного направления, движение по крайней левой запрещено. Исключение – сильная загруженность на дороге, когда остальные полосы заняты. Перестраиваться разрешено только при развороте или левом повороте.

Для грузового транспорта

Для передвижения грузового транспорта по полосам дорожного движения также имеется ряд ограничений:

  1. Грузовики более 2,5 т при движении на трехполосной (и более) городской дороге имеют право использовать крайнюю левую полосу, если необходим разворот или поворот (налево). Других запретов для движения в границах городов для грузового транспорта не установлено.
  2. Вне населенного пункта водителям всех ТС, в том числе, грузовых, запрещено двигаться по левой полосе в случае, если по правой полосе возможен свободный проезд. Занимать левую полосу можно только в случае загруженности правой.
  3. Движение грузового транспорта более 3,5 т на автомагистралях и автомобильных дорогах разрешено только справа: по двум полосам. Передвижение на других полосах категорически запрещено. Грузовикам от 2,5 до 3,5 т на автомагистрали разрешена любая полоса, за исключением, крайней слева. Для ТС менее 2,5 т запрет не распространяется.

Для общественного

На специальную выделенную полосу для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Знак действует на полосу, над которой он размещен. Его действие продолжается до перекрестка либо до знака, отменяющего выделение полосы: 5.14.1. В случае если выделенная полоса продолжается после перекрестка, размещается повторный знак.

Выделенную полосу обозначают и другими указателями:

  1. Знак, информирующий о дороге с полосой для общественного транспорта. Согласно предписанию, маршрутный транспорт движется навстречу автомобильному потоку.

  2. Знак, указывающий на выезд на дорогу с выделенной полосой:

    На дорожном покрытии полосу дополнительно выделяют литерой А. Участки для остановок общественного транспорта обозначают зигзагообразной разметкой желтого цвета.

    Правила позволяют следовать по этой полосе не только общественному транспорту.

    Беспрепятственно могут передвигаться:

    • рейсовые автобусы;
    • школьные автобусы;
    • троллейбусы;
    • велосипедисты;
    • такси (маршрутные и легковые).

    Водителям обычных ТС разрешено временное движение по «выделенке», но только в определенных случаях:

    1. При повороте, требующем правого перестроения.
    2. При въезде на полосу с прилегающей территории или второстепенной дороги.
    3. Для посадки либо высадки пассажиров.

    При этом водитель не должен мешать маршрутному транспорту.
    Иногда выделенные полосы становятся доступными для любого транспорта – если к обозначению дополнительной полосы добавляются информационные таблички:

    Для мотоциклов

    Мотоциклисты представляют серьезную угрозу для безопасного движения автомобилистов: рискованная манера вождения по разметке, между рядов часто провоцируют .

    При этом движение мотоцикла в границах дорожных полос не регламентируют. Мотоциклист подчиняется общим правилам.

    Для любого вида ТС запрещено заезжать на линии разметки, если только это не разрешенный маневр: , объезд, перестроение.

    В иных случаях движение должно осуществляться только в пределах размеченной дорожной полосы. Это правило для всех ТС, в том числе, для мотоциклов.

    В ПДД определено: движущийся транспорт обязан выдерживать дистанцию и боковой интервал.

    В теории, мотоциклу не запрещено двигаться в междурядье:

    • при отсутствии разметки на дорожном полотне;
    • если выдерживается боковой интервал с соседними автомобилями.

    Для оценки безопасного интервала важно оценить габариты соседнего транспорта. Если это большегрузный автомобиль, мотоциклиста на междурядье признают нарушителем.

    Двигаться в междурядье при наличии разметки категорически запрещено.

    Особенности движения по встречной полосе

    Движение по встречной полосе нежелательно, но в некоторых обстоятельствах – возможно и необходимо. Чтобы избежать неприятностей на этом опасном участке, следует:

    1. При повороте и пересечении дорог автомобиль не должен оказаться на «встречке», это расценят как нарушение, без учета количества полос и вида разметки.
    2. Когда обгон совершается на дороге с двусторонним движением на четырех и более полосах, проезд по «встречке» недопустим.
    3. Разрешен выезд на «встречку», если требуется совершить один из маневров: обгон, разворот, объезд препятствия, поворот влево. При этом дорога должна быть трехполосной, а ее средняя часть – предназначаться для движения в двух направлениях.
    4. Если дорога узкая и не имеет разделительной разметки, на встречную полосу можно выехать для обгона, при отсутствии запрещающих знаков поблизости.

    На перекрестке

    К пересечению перекрестков установлены специальные требования:

    1. Если указатели полос не установлены, а на проезжую часть не нанесена разметка, при поворотах необходимо стать в соответствующий ряд. Тем, кто планирует двигаться прямо, можно выбрать любую полосу.
    2. Если есть указатели полос, но нет разметки, нужно следовать знакам и двигаться в зависимости от того, куда необходимо направиться после перекрестка.
    3. В случае наличия разделительной разметки 1.8, нужно найти свою полосу и двигаться по ней. Каждый ряд имеет обозначение стрелки, показывающей разрешенное движение. Если можно свернуть налево – разворот также разрешен.
    4. В ситуации, когда на перекрестке есть знаки и разметка, имеющие противоречивую информацию, следует ориентироваться на знак: у него приоритет.

    При перестроении

    При необходимости маневрирования в полосах или перед перекрестком нужно помнить эти правила:

    1. Если автомобилист двигался прямо и намерен так двигаться дальше, водитель, который хочет свернуть и поэтому перестраивается, обязан его пропустить.
    2. В случае, когда водители одновременно намерены совершить маневр, преимущественное право у того, кто занимает положение справа.

    Для безопасности движения необходимо заблаговременно включать поворотник, выбрать правильную скорость и не забывать о зеркалах.

    Эти указания распространяются на движение по любой дороге, независимо от наличия разметки. Стоит помнить: если разделительных полос нет, то число направлений всегда будет четным.

    По дороге с реверсивной полосой

    Специальных знаков, указывающих, что на проезжей части имеется реверсивная полоса, в ПДД не предусмотрено. Есть знак 5.8, указывающий на реверсивное движение на дороге, знак 5.10 означающий, что скоро пересечение с дорогой с реверсивным движением.

    Реверсивные светофоры тоже не имеют отношения к обозначению полос. Они регулируют движение транспортных рядов.

    Реверсивные полосы обозначаются разделительной разметкой 1.9. Если она одна, полос, соответственно, две. Если разметок на полотне несколько, то полос реверса будет столько, сколько полос имеют соответствующие границы.

    Если светофор не функционирует или его просто нет, реверсивную линию пересекать разрешено, если от водителя она находится справа. Если имеются границы реверса с двух сторон, выезжать на такую полосу нельзя.

    Что разрешено при начале кругового движения

    На основании 8.5 ПДД, на круг можно въезжать с любой полосы.
    На кольцевом движении есть одна особенность: въезд разрешен в тот ряд, где водитель находился до начала круга.

    Например, с правого ряда проезжей части в левый ряд кругового движения въезжать запрещено.

    Штрафы за нарушения

    За нарушения ПДД и при законном установлении этих нарушений работниками ГИБДД, для водителей предусмотрена административная ответственность:

    Нарушение Размер штрафа, руб.
    Движение ТС по разделительной полосе (неправильное расположение транспорта на дороге) 1500
    Пересечение «сплошной» при выезде на разделительную полосу 500
    Перестроение между полос без предупредительных сигналов 500
    Поворот из полосы, запрещающей этот маневр 1500
    Движение по «встречке» для объезда препятствия 1000 – 1500
    Выезд на полосу встречного движения для обгона 5000

    на 4 – 6 мес.
    Лишение прав на 1 год, если правонарушение совершено повторно
    Если повторное нарушение зафиксировано автоматическими средствами,
    штраф 5000
    Использование велосипедной полосы автомобильным транспортом 2000
    Проезд по выделенной полосе 1500
    (для Москвы и С-Петербурга – 3000)
    Нарушение режима движения, установленного для полосы Штраф, аналогичный за нарушение скоростного режима

    Ранее в статье “Поворот из двух полос” мы рассмотрели иерархию норм в , когда одно требование может быть конкретизировано другим требованием, тем самым перекрывая первое общее требование. Рассмотрели иерархию требований пункта 8.5 Правил, в частности при применении знаков 5.15.1(2) допускающих поворот из двух полос.

    8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

    Абсолютное большинство склонно считать, что знаки особых предписаний 5.15.1(2) ,допускающие поворот из двух полос отменяют требования пункта 8.5 Правил, в том числе и автор статьи “Поворот из двух полос”, в части требования занять положение на проезжей части. Аналогичное мнение встречается и в официальных ответах ГИБДД.

    Согласитесь, как то сложно для достаточно простой ситуации строить иерархические лестницы. Мы решили усомниться в этой теории отмены пункта 8.5 Правил. Если знаки 5.15.1(2) этот пункт отменяют – для поворачивающих не из крайних полос требования к занимаемому положению на проезжей отсутствуют. И возможна неприятная ситуация, как на схеме ниже.


    К водителю красного автомобиля же не применяется пункт 8.5 Правил, так как есть знаки 5.15.2. И как же определить приоритет?

    Попробуем ответить на вопрос, а есть ли вообще связь между пунктом 8.5 и знаками 5.15.2 в части положения транспортного средства перед маневром?

    Знаки 5.15.1(2) устанавливаются на расстоянии достаточном для перестроения в требуемую полосу поэтому будем считать, что выполнять требования п.8.5 ПДД мы будем уже, имея информацию о разрешенном направлении.


    Итак, мы выбрали для левого поворота правую полосу, Правила допускают такой маневр. Теперь смотрим, какое положение на проезжей части будет крайним, согласно нашему выбору?

    Толкование пункта 8.5 ПДД

    …занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении…

    В общем случае для поворота количество полос не обозначено и исходя из требования занять крайнее положение такое положение приходится на крайнюю полосу движения. В особом же режиме движения на нашем примере на проезжей части для поворота предназначено две полосы движения .

    Вспомним термин полоса движения:

    “Полоса движения” – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.

    Полоса движения неотъемлемый элемент проезжей части.

    В особом режиме движения – две и более полос движения для поворота. С проезжей части единовременно совершается два и более поворотов. Для выполнения поворота из каждой полосы, каждому водителю необходимо выполнить требования п.8.5, то есть в каждой полосе занять соответствующее крайнее положение перед выполнением поворота.


    Мысль, которую хотелось обозначить в рамках данной статьи: Пункт 8.5 ПДД не привязывает свои требования к границам проезжей части. Основное назначение этого пункта при применении и в общем случае, и при особых режимах движения – не допустить пересечения траекторий между маневрирующими транспортными средствами и транспортными средствами, которые движутся в прямом направлении. Особенно это актуально с развитием двухколесного транспорта.

    На этом материал статьи закончен. Благодарю за интерес.
    Но не спешите уходить! Далее вы найдете, подобранные специально для Вас интересные материалы наших партнеров и ссылки на другие статьи нашего сайта.



Просмотров