Что значит теократическое государство. Теократическая монархия: примеры стран. Насколько это реально

Теократическая монархия - этоформа гражданского правительства, при которой официальная политика регулируется непосредственно божественным руководством, толкованием воли Бога, как указано в религиозных Писаниях, в соответствии с учением той или иной религии.

На практике духовенство в качестве аккредитованных представителей невидимого божества, реального или воображаемого, провозглашает и разъясняет законы государственной политики. В самом строгом смысле подразумевается правитель, который рассматривает себя эмиссаром Бога, и все законы им принимаются под божьим руководством. Глава теократического правительства является и главой религиозного института. Таким образом, гражданские законы и функции являются частью религии, подразумевая поглощение государства церковью.

Одним из первых термин «теократия» использовал Иосиф Флавий, который, по всей видимости, пытался объяснить греческими словами «теос» (бог) и «кратео» (управлять) читателям-язычникам организацию Еврейского Союза. Хотя в этой связи сравнивая её с другими формами правления (монархия, олигархия, республика), вступает в долгое и несколько путаное обсуждение темы, он не объясняет, что такое «теократическая монархия».

Страны,на примере которых в современное время можно рассмотретьподобную форму государственного строя, включают Саудовскую Аравию, Иран, Ватикан.

Во многих государствах по-прежнему есть определенные официальные религии, гражданские законы могут находиться под влиянием богословских или моральных понятий, но эти условия не подпадают под условие теократии. Сосуществовать с государственной религией или делегировать некоторые аспекты гражданского права религиозных общин может также и светское государство.

В период Средневековья многие монархии были, по крайней мере, частично теократическими. Решения правителей в католических странах часто подвергались сомнению и отклонялись, если папы римские не соглашались с ними. Религиозные лидеры консультировали правителей по вопросам не только религии, но и государственным. Ситуация начала меняться, когда в определенных странах получило влияние протестантство и другие некатолические религии.

Абсолютная теократическая монархия выборного типа - форма правления в Ватикане. Во находится Святой Престол (папа римский и административный совет - Римская курия). являющийся сувереном Святого Престола, в соответствии со своей должностью осуществляет законодательную, исполнительную, в государстве Ватикан и в универсальной Римско-католической церкви. Учитывая многоаспектность власти римского папы, для управления в пределах тщательно разработанных категорий власти была создана административная структура, известная как Римская курия, члены которой назначаются властью папы.

Новый папа римский, после смерти предыдущего, избирается конклавом, состоящим только из кардиналов.

В государствах, где государственной религией является ислам, в частности шариат, теократическая монархия была единственной формой правления в течение многих столетий. С того времени, когда Пророк Мухаммед создал арабо-мусульманское (феодальное) государство в Медине в седьмом столетии и до начала двадцатого века, когда распался последний халифат на территории Турции. Халиф (преемник) являлся главой государства, управляя согласно ислама), основанному на Коране и Сунне. Хотя халифы не имели указаний непосредственно от Аллаха, они так же, как и Пророк, были обязаны обосновывать издаваемые ими декреты в соответствии с этим сводом Божественных повелений и запретов, демонстрируя, что Аллах - окончательная власть.

Самая знаменитая в истории теократическая монархия в исламском мире- Арабский халифат при халифах династии Омейядов или «Праведных халифах» (первых четырех халифов после Пророка Мухаммеда).

В современное время государственный строй Исламской Республики Иран описывается как реальная теократия, во всяком случае, так указано в справочнике ЦРУ США.

Когда лидером Ирана стал Рухолла Мусави Хомейни, с 1979 по 1989 годы, расстановки религиозных и политических сил были резко преобразованы: шиитский ислам стал неотделимым элементом политической структуры государства. Такова была и заявленная цель иранской революции 1979 года - свергнуть правление шаха и восстановить исламскую идеологию в иранском обществе.

Шиитский ислам является официальной Согласно Конституции 1979 года (с поправками 1989 года), исламской идеологией определяется политический, экономический, общественный строй Исламской Республики Иран. Глава государства, устанавливающий общую политику страны, - Высший руководитель, который назначается Советом экспертов.

Высших руководителей в Иране было два: основатель Исламской Республики Иран Рухолла Мусави Хомейни и его преемник Великий аятолла Али Хосейни Хаменеи (с 1989 года и по настоящее время).

Высший руководитель назначает глав многих важных государственных структур. Также, согласно иранской конституции, он утверждает полномочия президента, может наложить вето на законы, принятые парламентом (Меджлисом), традиционно он дает разрешение кандидатам в президенты заявить о своей кандидатуре.

Теократическая монархия особой разновидности - форма правления в Саудовской Аравии. Вернее будет сказано, что в государстве абсолютная монархия, основанная на принципах ислама. является главой государства и главой правительства. Однако большинство решений принимаются в ходе консультаций между старшими принцами королевской семьи и Коран объявлен Конституцией страны, которая управляется на основе мусульманского права (шариата).

(от гр. tueos - бог, kratos - власть) - особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе римскому, пожизненно избираемому коллегией кардиналов.

Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое "ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    теократическое государство - Государство, в котором как политическая, так и духовная власть сосредоточены в руках церкви … Словарь по географии

    - (греч. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. Истории известно немало примеров Т.г.: в древности это Иудея, в период средневековья… … Энциклопедия юриста

    теократическое государство - (от гр. tueos бог, kratos власть) особая форма организации государственной власти, при которой она полностью или большей частью принадлежит церковной иерархии. В настоящее время примером Т.г. является Государство город Ватикан, представляющий… … Большой юридический словарь

    Форма государственного устройства, при котором как политическая, так и духовная власть сосредоточена в руках духовенства (церкви). Обычно высшая власть в теократическом государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства) … Географическая энциклопедия

    - … Википедия

    СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, в котором не существует какой либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным и предпочтительным. Светский характер государства предполагает, что государство и церковь отделены друг от… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

    ИЗРАИЛЬ (Israel), Государство Израиль (Medinat Yisra el), государство в Западной Азии, на Ближнем Востоке. Граничит с Ливаном, Сирией, Иорданией и Египтом. Между Израилем и Иорданией Палестина, сектор Газа на границе с Египтом. Площадь 20,8 тыс… … Энциклопедический словарь

    Израиль, Государство Израиль. I. Общие сведения И. государство на Ближнем Востоке. Расположено в Западной Азии, на юго восточном побережье Средиземного моря. Граничит на С. с Ливаном, на С. В. с Сирией, на В. с Иорданией, на Ю. З. с Египтом.… … Большая советская энциклопедия

    Папская область Stati della Chiesa 752 1870 … Википедия

Книги

  • Мистика "СС" , Андрей Васильченко , Привлекая ранее неизвестные отечественному читателю документы, кинохроники и фотоматериалы, автор книги Андрей Васильченко скрупулезно восстанавливает мистическую доктрину СС - "охранных… Категория: Общие работы по всемирной истории Серия: Оккультная власть Издатель: Яуза ,
  • Республика Святой Софии , Ольга Кузьмина , Господин Великий Новгород - всем известно это гордое имя города-государства. Но было у него еще одно название - Республика Святой Софии. Итак, что представлял он собою: демократическую… Категория: История Серия: ТЗР NEW Издатель:

Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские , клерикальные , теократические и атеистические государства.

Светское государство

Светское государство - это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства , не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов.

Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия - светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.

Клерикальное государство

Клерикальное государство - это государство, где церковь имеет государственный статус , не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой.

Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство , ее главой выступает глава государства - монарх, ныне королева Елизавета II.

Что касается евангелическо-лютеранской церкви , то она является государственной во многих странах:
1) в Швеции, где высшим административным органом церкви является правительство. Здесь церковным налогом облагаются все граждане, а сама церковь получает средства из государственного бюджета и является, кроме этого, крупным лесо- и землевладельцем;

2) в Норвегии, где также взимается церковный налог, а главой церкви является король;

3) в Финляндии, где расходы церкви покрываются за счет государственного бюджета и церковного налога;

4) в Дании, где главой церкви является король, и взимаются специальные налоги, а священники являются государственными служащими;

5) в Исландии, где главой церкви является президент, и государство отвечает за экономическое состояние церкви.

Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам. В Ирландии конституция гарантирует католической церкви особый статус, позволяющий ей контролировать системы здравоохранения и образования. Здесь запрещены разводы, аборты и продажа контрацептивных средств.

Теократическое государство

Теократическое государство - особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии .

Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" - Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. Согласно политической доктрине католицизма того времени, власть европейских монархов считалась производной от высшей власти папы римского и подчинена ей (материальным выражением этой зависимости была "церковная десятина", взимаемая в католических странах Европы).

В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан , представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.

Атеистическое государство

Атеистическое государство - это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих.

Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). В СССР было созданы общества "Союз воинствующих безбожников" (1925). В разное время выходили атеистические издания: газета "Безбожник" (1922-41), журналы "Безбожник" (1925-41), "Атеист" (1922-30), "Воинствующий атеизм" (1931) и др. Выходят атеистические журналы "Наука и религия" (с 1959) и "Людина i свiт" ("Человек и мир" с 1965). В университетах, педагогических, медицинских, культурно-просветительских высших и средних специальных учебных заведениях введён курс "Основы научного атеизма". Ведётся подготовка кадров пропагандистов атеизма на специальных атеистических факультетах вечерних университетов марксизма-ленинизма, в кружках и т.п. В составе Академии общественных наук при ЦК КПСС создан в 1964 специальный Институт научного атеизма.

Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов.

Существует довольно много форм власти. Они имеют разную эффективность при решении определённых задач, а также множество концепций. Одной из самых необычных является теократия. Это что такое? Что она собой представляет? Какие преимущества и недостатки предлагает эта форма власти по сравнению с другими?

Что такое теократия?

Этот термин используется для обозначения формы государственного правления, при которой вся политическая власть сосредоточена в руках представителей духовенства, и она имеет первостепенное значение. Таким образом, в стране отсутствует разделение светской и религиозной власти. Классическая теократия предусматривает, что глава церкви одновременно возглавляет и государство, то есть религия и политика связаны между собой очень тесно, и часто одно вытекает из другого. Правитель является своеобразным наместником бога на Земле. В качестве примеров можно вспомнить фараонов древнего Египта, императоров инков, халифов в первых арабских государствах.
Уже из этого можно судить, что собой представляет теократия как форма власти. Это, конечно, не всё информация, и сформировать своё видение данной организации управления полноценно можно будет только после прочтения всей статьи.

Теократические концепции в прошлом

Впервые слово «теократия» встречается в сочинении «Против Алиона» авторства Иосифа Флавия, которое было написано в 94 году нашей эры. В нём описывается общественно-политический строй древних иудеев. Со временем значение термина, а также его смысловое наполнения менялось, и не раз. У разных историков и философов можно найти различные его трактовки. Так, идеальную христианскую теократию описывает Августин Блаженный в своём трактате «О граде божьем». Так, у него она выступает в роли специфической цели развития. Данная форма правления должна была принести мир и благодать во все известные людям тех времен уголки земного шара.

Мусульманские источники подобными достижениями не могут похвастаться. Наиболее завершенной является концепция, что продвигалась суннитским законоведом Абу л"-Хасан ал-Маварди. В его творчестве рассматривается точка зрения, что халиф – это божественное творение. Он охраняет исламскую веру и вершит справедливое правосудие над всем миром. Цель любого исламского государства, которое называется халифатом – покорить и обратить в мусульман всех «неверных». При этом над ними должна быть установлена единая и неделимая власть халифа. Он, с точки зрения данной концепции, соединяет в себе светскую власть эмира и духовную великого имама. И считалось, что данная форма власти является самой лучшей ввиду «буквального» божественного вмешательства.

Новое время внесло свои коррективы и предложило иные видения объединения политической и религиозной власти. Так, если рассматривать российское реалии, то тут отличился публицист и философ 19 века Владимир Соловьев. Он пропагандировал идею объединения русской монархии с католической церковью, чтобы на этом фундаменте создать вселенскую свободную теократию. Более рационально, если такое определение вообще допустимо в отношении религии, на неё смотрел философ и публицист Николай Бердяев. Он считал, что под политической теократией необходимо рассматривать анархизм. С экономической точки зрения, подобный строй является социализмом. А с точки зрения мистицизма, теократия является самодержавием бога, который властвует над своими детьми. Бердяевым она рассматривалась исключительно с позиции христианства. А само общество должно было состоять из священников.

Существовали определённые воззрения и за рубежом. Там довольно сильно систематизировать концепцию слияния политической и религиозной власти смог в своих произведениях Жозеф де Местра. Он являлся ярым противником свершившейся Французской революции, поэтому разрабатывал идею построение государства, используя как образец церковную иерархию, во главе которой стоял римский папа. Религия и политика, с точки зрения француза, должны быть очень тесно связаны, поскольку одно не может функционировать без другого (что довольно успешно опровергалось в своё время Советским Союзом, а ныне Китайской Народной Республикой).

Насколько это реально?

Утопичность создания теократического государства - ввиду невозможности уравнения мирского и божественного - очень хорошо рассматривается в «Теократии», которую написал современный российский юрист Салыгин. Он разобрал значительное количество представлений об этой форме власти и предоставил свое собственное видение её как системы религиозно-политических взаимоотношений. Он не единственный в своей мысли – невозможность построения полноценного теократического государства в современном мире поддерживает значительное количество людей. В немалой степени это происходит из-за неприятия социумом минусов данной формы управления страной.

Примеры теократических государств

Какие религиозные страны можно найти в современном мире? Такими, где преимущество имеют «духовные» аспекты, являются Саудовская Аравия, Оман, Катар, Иран и Бахрейн. При этом следует отметить, что они себя таковыми не считают. Но, учитывая значительную распространённость религиозных шариатских судов и активное судопроизводство в данных органах власти, они такими являются по факту, поскольку имеют все признаки теократии. Последними примерами подобной организации государственных дел в классическом понимании являлось государство талибов в Афганистане и современное исламской государство, которое закрепилось на территории Сирии и Ирака. В последнем, кстати, теократия – это опора и фундамент, на котором всё строится. Забрать идею – и государство рассыплется, поскольку его состав очень неоднороден.

Имеет ли шансы на существование теократия в будущем?

Как бы странно это ни звучало, но такое возможно. Это замечание относится к исламской теократии. Так, все другие масштабные виды религий или притесняются (как в Китае), или ослабли, и говорить об их мировом владычестве уже не приходится (такая ситуация с христианством). В то же время количество представителей ислама значительно выросло в последнее время благодаря демографическому взрыву среди масс, что исповедуют данную религию. И всё чаще озвучивается мнение, что со временем такой сценарий может стать реальностью для большинства стран мира. Учитывая, что теократия государства сейчас на всей Земле существует только в одном варианте – квазигосударство ИГИЛ, то нельзя сказать, что они очень-то далеки от правды.

Плюсы

Следует отметить, что в теократическом государстве все люди объединены единой идеологией. На этом список плюсов можно считать законченным.

Минусы

Здесь немного больше сказать можно. Начнем с того, что религия предлагает довольно жесткую модель мира, которая очень не хочет меняться даже перед лицом фактов. Также, ориентируясь по теократическим государствам, которые существуют на данный момент, можно сказать, что в них не очень-то жалуют науку. А ведь благодаря ей у нас есть всё, что мы имеем. Поэтому можно с полным правом заявлять о том, что теократическая форма правления сопровождается значительным замедлением прогресса, или, вполне вероятно, придётся даже говорить про регресс человеческого общества. К тому же возможны и преследования всех инакомыслящих (вспоминаем, например, испанскую инквизицию).

Заключение

Как видите, теократия – это довольно специфическая форма власти. Но, с точки зрения современного общества, говорить о её эффективности не приходится. А для развития науки и нашего общества теократия – это очень твердая палка в колесе.

Теократии обнаруживают много своеобразного в своих поли­тико-правовых системах. Дословно теократия означает "божествен­ное правление", власть Бога. Для клерикала и просто искренне верующего религия воплощает истину и справедливость. Поэто­му, ожидать от верующего человека, что, став политиком, он поста­рается утвердить религиозные нормы и ценности властью, силой государства.

Неоднократно предпринимались попытки изобрести образец теократии, где все живут счастливо и справедливо под властью Бога. С другой стороны, мировая государственно-правовая практика сви­детельствует о трудностях в создании или даже неосуществимос­ти режима, где свобода совести и нравственного выбора уживают­ся с политическим господством религии. Существующие модели теократии тоталитарны, и потому теократический режим непри­емлем для общества, приверженного идеалам личной свободы.

В литературе встречаются упрощенные, неточные определе­ния теократии. Например, теократию обозначают как "форму прав­ления, при которой глава государства (обычно монархического) является одновременно его религиозным главой" 253 . Следуя тако­му определению, мы должны будем причислить к теократиям Великобританию, где монарх имеет титул главы англиканской церкви. В действительности понятие теократии сложнее.

Теократия - это режим, в котором политическая власть реально принадлежит духовным лидерам, божеству, а регулято­ ром общественных, в том числе политических, отношений явля­ ются предписания религиозного происхождения, каноны.

Носитель религиозной власти связан ответственностью преж­де всего перед небесной инстанцией. Поэтому он приобретает сво­боду от политических обязательств перед единоверцами, от конт­роля с их стороны. Например, в исламе довольно широко распро­странена идея таклида, т.е. беспрекословного повиновения религиозным авторитетам и доктринам. Мера добросовестности, характер власти зависят от личных нравственных и интеллек­туальных качеств религиозных лидеров, а не от свободного поли­тического выбора граждан.

251 Советский энциклопедический словарь. М., 1980, с. 1329.

Духовным авторитетом может стать глава государства. На­пример, египетский президент А. Садат старательно создавал вокруг себя ореол "верующего президента", способного руково­дить обществом правоверных. Но возможно, что господство окажется в руках авторитета или группы духовных лидеров, не включенных в структуру государства, использующих его в ка­честве инструмента для осуществления принадлежащей им вла­сти. В порядке вещей теократическую власть получают лица, имеющие статус пророка, потомков пророка или даже связан­ные родовыми узами с божеством. "Первый человекоподобный император Японии ведет свою родословную от Аматеразу, вер­ховной богини солнца". Микадо (император) приходится боги­не внуком. "Подобно Микадо, все знатные японские фамилии, равно как и священники, ведут свое происхождение от действу­ющих лиц мифологической драмы 25/| . Происхождение Аятоллы Хомейни ведется от рода корейшитов, из которого вышел сам Магомед. Король Иордании также является прямым потомком пророка по линии Хашима 255 .

Любая религия способна к проникновению в политику. Тео­кратия возможна на основе различных вероисповеданий.

Возможность христианской теократии подтверждает пример средневековой Испании, инквизиция, правление Мазарини и Ри­шелье. В XVII в. в штате Коннектикут издавались законы явно теократического содержания - "Кто будет поклоняться иному Богу, кроме Господа нашего, будет предан смерти"; в Массачусет­се прелюбодеяние каралось смертной казнью, уголовными нака­заниями преследовались иные грехи. Конституция этого штата предусмотрела также, что "правом и в равной мере обязанностью каждого члена общества являются публичные, совершаемые в установленное время молитвы Господу Богу, великому Творцу и Хранителю мира" 256 . Было бы заблуждением считать современ­ные демократии полностью свободными от влияния религии. Ка-

2М История религии. Т.1. Валаам, 1992, с. 89.

2: " См.: Аль Ржуоб Али Хаса"н Монарх и парламент Государства Иорда­ния. Авторсф. канд. дис. М., 1994, с. 14.

23Ь См.: Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992, с. 49 - 50; Ст.1 Консти­туции Массачусетса. // Соединенные штаты Америки: Конституция и законо­дательные акты.М., 1993, с. 51.

толицизм, например, является сильным политическим фактором в Италии, Испании, некоторых странах Латинской Америки, в Польше 257 .

Основой теократии может стать буддизм, судя по некоторым признакам политического режима в королевствах Бутан, Таиланд. Возможны теократии на почве индуизма, что отчасти подтверж­дается положением вещей в Непале.

Более того, даже политеизм (многобожие) способен дать об­ществу религиозный источник власти. "Положение традиционно­го вождя народа... в Африке не имеет ничего общего с положени­ем лидера в демократическом государстве... Традиционные вож­ди получают свою власть от Бога... Современные африканские государственные деятели станут властителями только тогда, ког­да докажут, что они находятся в союзе со сверхъестественными силами..." 258 Власть тоголезского диктатора Эйадемы укрепилась после того, как он в 1974 г. уцелел в авиакатастрофе. Тоголезцы посчитали спасение генерала чудом, место катастрофы стало объек­том паломничества. Предписания фетишей соблюдаются из сооб­ражений богобоязни, а Эйадема приобрел свойства фетиша, то есть посредника между людьми и духами.

Иудаизм представляет собой конфессию, которая весьма склон­на к образованию теократии - "...государство иудеев сильно отличалось от прочих государств, ибо основывалось на теокра­тии и в нем никогда не могло быть никакого различия между церковью и государством, как это существует после Христа. Зако­ны о почитании единого и незримого божества были частью граж­данского и политического управления, где сам Бог являлся зако­нодателем" 259 . Теократическую систему евреи сохраняли даже в диаспоре до момента формирования Израиля. Современный Из­раиль, конечно, нельзя определенно назвать теократией, хотя по­литический авторитет раввината (духовенства) с начала форми­рования этого государства был исключительно высоким; офици-

257 Так, по условиям Конкордата, заключенного между Польской республи­ кой и католической церковью "в вопросах, касающихся преподавания теологи­ ческих дисциплин, учителя должны следовать правилам, устанавливаемым цер­ ковью." См.: Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1996, N° 3 (16), с. 31.

258 Киндрова Л. В ритмах черной Африки. М., 1985, с. 33 -34. 254 Локк Дж. Сочинения в 3-х томах. Т.З, М., 1988, с. 117.

ально узаконены некоторые религиозные нормы (положения Торы, законы пророка Моисея); в сфере семейных отношений раввины получили власть большую, чем правительство; законом от 26 ав­густа 1953 г. были учреждены суды раввинов, получившие исклю­чительную компетенцию в бракоразводных и семейных делах 260 .

В современном мире наибольшую предрасположенность к тео­кратии проявляет ислам, изначально основанный на идее рели­гиозно-политического объединения арабов и правоверных в це­лом. Сравним возможности ислама с политическим потенциалом других вероисповеданий.

Учение буддизма содержит свод земных правил, что дает воз­можность проведения религиозной политики. Такая разновидность буддизма, как ламаизм, предписывает беспрекословное подчине­ние духовенству. Вместе с тем "нравственные требования играют большую роль в буддизме, но лишь как первая, элементарная сту­пень на пути к цели. Будда не был социальным реформатором, он не хотел исправлять людей для того, чтобы они были лучшими людьми, он не стремился создать рай на земле" 261 . В политическом отношении ислам - религия более сильная, чем буддизм. Прово­димая Таиландом политика буддизации ("таизации") в 60-х го­дах потерпела провал на мусульманском юге страны.

Политеизм способен эффективно контролировать поведение верующих. Но многобожие порождает слишком много источни­ков божественной власти, что усложняет согласованную теократи­ческую политику. Довольно трудно установить общенацио*наль-ную политеистическую теократию, т. к. в каждом регионе свои боги и духи, а их представляют разные жрецы и вожди. "В обычной повседневной жизни население чаще всего обращается за помо­щью к духам личным, семейным, реже к родовым или племен­ным" 262 . Монотеистические религии, прежде всего ислам, объеди­няют народы, а политеизм нередко разделяет общество.

В христианстве имеется тенденция, которая освящает земную власть, дает ей опору в Боге. По словам апостола Павла, "всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога". Вместе с тем христианство содержит целый комплекс по-

м См.: Никитина Г.С. Государство Израиль. М., 1968, с. 105, 106, 112. !м Розснбсрг О.О. Труды по буддизму. М., 1991, с. 31. 262 Республика Зимбабве. М., 1985, с. 34.

ложений, определенно ограждающих его от мирских интересов и политики. Иисус прогнал сатану, когда тот стал искушать его вла­стью над всеми царствами мира. Он не претендовал на "кесаре­во", т. е. на права земных государей. Христианство основано на идее личного спасения, индивидуальной связи с Богом, свободной от политических ориентации и социального статуса верующего.

Ислам возник как объединительное религиозно-политическое учение, оформляющее связь Аллаха с общиной правоверных. В исламе Бог заявляет о своих правах на политическую организа­цию исламского общества-государства (халифата, уммы). Если христианство дает нравственный выбор, за правильность которо­го человек несет ответственность перед Господом, то по исламу ответственность за грехи наступает не только перед Богом, но и перед государством, обществом. В исламе подготовка человека к высшему счастью в будущей жизни входит в сферу политики, является задачей государства 263 и не является личной заботой верующего. Более того, ислам заботится о том, чтобы правоверный не слишком долго ожидал вознаграждения и получал земные блага за свое послушание 21 *.

Особенности вероучения, а также исторические факторы способствовали тому, что в современном мире самой многочис­ленной группой теократических режимов являются исламские.

Исламская теократия представляет собой неоднородное явле­ние. Мусульманский мир составляет многочисленная (более 50) группа стран. В некоторых из них теократия существует в огра­ниченном виде. В Тунисе, Алжире, Марокко и других она сохра­няется преимущественно на нижних этажах власти, где поведение людей контролируют народные учителя, дервиши. На общенацио­нальном и региональном уровне представители народного исла­ма объединяются в организации типа мусульманских братств, тарикатов. Неофициальная духовная власть несколько отдалена от участия в национальной политике. Это сосредоточивает ее на

2Ь " См.: Кирабасв Н.С. Соотношение власти и авторитета в политическом учении аль-Газали/Человск как философская проблема. М., 1991, с. 84.

2М Однажды Магомед "велел вырыть перед собой яму, в которой оказалось два кувшина, один с медом, другой с молоком. Пророк объяснил, что это - эмб­лемы изобилия, обещанного небом всем, кто будет повиноваться его законам." Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991, с. 67.

вопросах религии. В результате представители народной ислам­ской власти не склонны учитывать изменения в обществе, стре­мятся к бескомпромиссному утверждению мусульманских обще­ственно-политических принципов. На государственном уровне политика формируется с учетом множества факторов. Государ­ство зачастую вынуждено принимать во внимание влияние рели­гии на политику. Так, Египет в поправке к своему основному закону, принятой в 1980 г., провозгласил ислам государственной религией, а шариат основным источником законодательства. С другой стороны, Египет во многом придерживается принципов светской политики, отступает от религиозных догм. Между на­родным исламом и официальной властью, включая приближен­ных к государству священников, происходит раздел сфер влия­ния. Внешнюю политику, экономическую стратегию, оборону обычно удерживает государство. Низовым духовным авторитетам подвла­стны многие области культуры, межличностных, семейных отно­шений, местного управления, правосудия.

Если государство добивается успехов, его авторитет увеличи­вается, а пределы народно-религиозной власти сокращаются. Если же государственная власть и официальное духовенство ослабле­ны, то тарикаты, народный ислам восстанавливают свое влияние. К примеру, в Судане режим Нимейри в 1985 г. проводил уволь­нения из государственных учреждений представителей "Братьев-мусульман", затем правительство Омара аль-Башира, пришедшее к власти после переворота 1989 г., пыталось ограничить влияние исламистов. Но впоследствии режим аль-Башира, неспособный справиться с внутриполитическими неурядицами в стране, под­чинился местной организации "Братьев-мусульман" (Националь­ному исламскому фронту) и уже к 31 декабря объявил о возвра­щении страны к исламским порядкам 265 . Представители народ­ного ислама могут даже вступать в открытую борьбу с государством за свое господство, применять оружие, террор. Тот же Египет ста­рается время от времени пойти на сотрудничество с народным исламом, позволяя его представителям уходить от ответственнос­ти за преступления, участвовать в выборах, выступать в сред­ствах массовой информации. Но эти усилия часто не дают ре­зультата, так как организации типа "Братьев-мусульман" не удов-

2|>5 Омар А.А. США, исламский Ближний Восток и Россия.М., 1995, с. 34, 38.

летворяются полученными уступками и стараются расширить сферу своего господства над мусульманским обществом. Они не­безуспешны, поскольку египетское правительство не всегда мо­жет соперничать с народным исламом, а проправительственная Национально-демократическая партия слаба и неактивна 266 .

В отдельных исламских странах установилась последователь­ная, общегосударственная теократия.

Исламским теократиям свойственны некоторые черты, опи­санные, в ряде работ 267 .

1. Субъектом власти, владельцем человеческих душ считается Аллах. 114-я сура Корана определяет Аллаха не только как Бога и творца, но и называет его "царем людей". В суре "Скот" он назван "господином всех миров". Ему же изначально принадле­ жит вся собственность (20-я сура, 5-й аят). Земные властители, даже монархи, являются поверенными, агентами Бога, через кото­ рых он осуществляет свою волю в общине правоверных. Король Саудовской Аравии объявил себя "слугой двух святынь" (Мек­ ки и Медины). В полном соответствии с мусульманской тради­ цией он признал свою служебную политическую роль, не желая, очевидно, уподобляться "тиранам, отрицающим святые знамения", о которых говорит 29-я сура (стих 48).

2. Из этого следует, что Аллах является высшей и един­ ственной законодательной инстанцией. В принципе, политиче­ ские институты не вправе законодательствовать. Все законы даны в Коране. Их совокупность образует исламское право, шариат. "Коран безупречен, он свет и в нем содержится решение всех проблем человека от личного статуса до международных проблем" ш . Законы, дарованные Богом, можно лишь истолковы­ вать и применять. Однако реальная законодательная деятель­ ность, проводимая как создание подчиненных Корану норм, разъяснение священного писания, дает достаточно широкие воз­ можности регулировать общественные отношения. В исламе сфор­ мировались юридические школы, школы шариата - - мазхабы.

(l(> Там же, с. 36.

2 " Медведко Л.И., Германович А.В. Именем Аллаха... М.,1988; Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М.,1982; Конституционное право развивающихся стран. М., 1990.

2(18 Омар А.А. Указ.соч., с. 26.

Верховенство Корана закреплено в основополагающих госу­дарственно-правовых актах, "конституциях".

                    В исламе понятия государства и общества нераздельны и обозначаются единой категорией - умма, "община правоверных". Едиными оказываются политика, общественная и частная жизнь. В принципе, не существует такой области, которая была бы сво­ бодна от власти, внешнего регулирования. Даже внутрисемейные отношения приобретают политико-правовое значение. Моральные предписания и запреты являются одновременно юридическими. Понятия греха и преступления отождествляются. За их соверше­ ние установлена система наказаний -- худут, которые государ­ ство-общество применяет к провинившимся. Так, пьянство нака­ зывается поркой, воровство -- ампутацией конечностей, супру­ жеская измена -- побиванием камнями, которое совершают не профессиональные палачи, а простые мусульмане. "При побива­ нии камнями мужчину следует зарыть в землю по пояс,а женщи­ ну по грудь...Используемые для казни камни не должны быть слишком большими, чтобы не убить приговоренного одним-двумя ударами, но и не слишком маленькими, чтобы их все же можно было считать камнями" 269 . Даже преступления против государ­ ства одновременно расцениваются как посягательство на "права Аллаха", потому что наказания за них установлены Кораном 270 .

                    В теократии действуют правила мусульманского ведения хозяйства, позволяющие эффективно контролировать экономику страны. В частности, действует запрет взимания ростовщического (банковского) процента - "риба" 271 . Мусульманское право обя­ зывает правоверного к самоограничению, которое при необходи­ мости может стать и ограничением, предписанным официально. Для этого может быть использован механизм перераспределения имущества, контроля за бизнесом. Ислам осуждает чрезмерную концентрацию частной собственности, роскошь и эксплуатацию. Аллах передал пророку и его последователям собственность на

169 Приведенный материал содержится в рукописи Ю.В. Качановского Бур­ жуазное право эпохи империализма. 1991, с. 103.

170 См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак­ тике стран ислама. Автореф. канд. дис. М., 1996, с. 9-10.

71 До закону Судана от 1984 г. "О начале занята" банки превратились в Учреждения, предоставляющие беспроцентное заимствование. См.: Омар А.А. у каз. соч., с. 32.

землю и все, что на ней находится. Лица имеют право пользовать­ся объектами собственности, но в богоугодных целях. Имуще­ственное уравнивание, отношения братства среди правоверных определяется интенсивным регулированием экономики.

5. Ислам имеет статус государственного вероисповедания, идей­но-религиозная конкуренция с ним не допускается. Господство ислама обеспечено политически. Причем меры, гарантирующие это господство, практикуют многие государства, в том числе и те, кото­рые нельзя однозначно причислить к теократиям. В Египте запре­щено избрание депутатами и назначение чиновниками тех лиц, которые отрицают требования ислама; в Алжире, Сирии, Тунисе, Судане, Ливии, Объединенных Арабских Эмиратах государствен­ное право признает обязательным применение принципов ислама в организации государства и проведении его политики; в Пакис­тане Коран изучают до 8-го класса, а в программы всех высших учебных заведений обязательно входит особый курс -- исламий-ат; в ряде стран, прежде всего тех, где господствует суннитский толк ислама, в структуру государственных учреждений включены знатоки ислама -- улемы. Они выполняют судебные функции (судьи-кади), возглавляют учреждения, ведающие культурой и просвещением. В Саудовской Аравии улемы участвуют в специ­альных комитетах по контролю за нравственностью, ведают рели­гиозной полицией и получают жалованье от государства.

"В исламе нет церкви, нет посвящения в сан..." 272 , что упроща­ет достижение религиозного лидерства, главенства в мусульман­ском обществе. Духовным вождем может стать лицо, не отнесен­ное к разряду профессиональных священников. Круг субъектов, способных править именем Аллаха, однозначно не зафиксирован. Например, "солдатом ислама" назвался пакистанский диктатор генерал Зия уль-Хак. Ими могут стать просто авторитетный му­сульманин и даже община правоверных (умма) в целом.

Современные теократические режимы по-разному определя­ют набор субъектов власти, религиозно-политических инстанций. Каждая из современных теократии имеет особенности в структу­ре и характере власти, ее религиозном обосновании.

В таких странах, как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт, Оман и некоторых других, сложился традиционный теократический

272 Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986, с. 15. 282

режим. Эти государства возглавляют монархи, которые связаны родовыми и историческими узами с пророком Мухаммедом и его сподвижниками. Высокое происхождение дает монархам пра­во управлять мусульманами в качестве главы государства. В боль­шей или меньшей степени им присущи также свойства религи­озного авторитета.

Профессиональные священнослужители - улемы (улама) -непосредственно участвуют в управлении, в политике, особенно внутригосударственной. Одним из источников религиозно-юри­дического регулирования считается фетва - заключение духов­ного авторитета (муфтия, улема), даваемое на основе Корана, а также Сунны - собрания хадисов (рассказов, стихов) о деяниях и высказываниях Магомеда.

Эта разновидность теократии сохранилась не только как ре­зультат безоговорочной приверженности общества исламской традиции. Стабильность режима связана с экономическими фак­торами. Современные традиционные теократии - - это страны региона Персидского залива с развитой экономикой. Нефтедобы­вающая отрасль сосредоточена в руках правящих семей и слу­жит надежным фактором устойчивости их власти.

Другой разновидностью теократии является фундаментали­ стский режим. В Иране он установился в наиболее завершенном виде по итогам исламской революции, осуществленной под руко­водством Аятоллы Хомейни. Фундаментализм чаще встречается в тех регионах, где господствует шиитский толк ислама. ,

Фундаментализм как режим основан на политике возрожде­ния изначальных (фундаментальных) мусульманских ценностей в обществе, утратившем их под пагубным воздействием Запада и собственных безбожников. Это наиболее бескомпромиссная вер­сия современных теократии. Общество и государство обязаны "возвратиться к истокам" ислама, невзирая ни на какие препят­ствия и сложившиеся устои.

В фундаментализме высшим земным политическим авторите­том являются профессионалы-богословы. В шиитском толке су­ществует учение о "скрытом имаме" - Махди, - одном из спо­движников и последователей Магомеда. Шииты ожидают его при­шествия и связывают с этим начало новой эпохи справедливос­ти. В образе Махди воплощены черты высшего исламского авто­ритета на земле - праведника, учителя, проповедника. Естествен-

но, что роль проповедника, имама, аятоллы в фундаментализме исключительно высока. По разным версиям, лидеру шиитов при­писывается таинственная связь с Махди или даже сам он отож­дествляется со "скрытым имамом" 273 . В шиитском толке право суждения по религиозно-правовым вопросам (иджтихад) принад­лежит богословам, обладающим высшим знанием исламской ре­лигии и юриспруденции (муджтахибам).

Сообщество духовных авторитетов контролирует государ­ство. По своему усмотрению имамы прямо вмешиваются в по­литику и принимают решения, обязательные для мусульман и государства. В Иране аятолла Хомейни стал безусловным ли­дером, лицом, политическое значение которого было выше, чем роль президента, правительства, меджлиса (парламента). Был учрежден Наблюдательный совет, образуемый из представите­лей меджлиса и шейхов, назначенных аятоллой. Функция На­блюдательного совета осуществление связи между ислам­ским лидером и парламентом.

Арабский (исламский) социализм - относительно новая вер­сия теократии. Не случайно наименование, присвоенное этому режиму. Теоретическое обоснование арабского социализма было предпринято Джамаль ад-Дин аль Афгани в начале XX века. Однако социалистичность, народность вообще свойственна мно­гим религиям. Сам Мухаммед был одновременно посланцем Бога и, с другой стороны, долгое время находился в числе бедняков, народа, политическим представителем которого он впоследствии стал. "Он отвергал всякие почести, относящиеся лично к нему, и не присваивал себе царской власти" 2 ™. Существенно то, что в ис­ламе усматривают такие свойства, как несогласие со скоплением богатства в руках немногих, поддержка государственной собствен­ности на недра, запрет финансовой эксплуатации (ростовщиче­ства), общинная организация крестьян-собственников, распреде­ление наследуемого богатства среди широкого числа людей, вы­сокий налог на капитал 275 . Страны, практикующие арабский

21Л В 19 веке скрытый имам явился в лице народного лидера Мухаммеда Ахмеда в Судане, а в Иране Али Мохаммед, по одним предположениям, считался самим Махди, а по другим - был провозвестником прихода мессии.

271 Ирвинг В. Жизнь Магомета. М.,1991, с. 201.

275 См.: Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1982, с. 89.

социализм, декларируют бесклассовое устройство общества, отказ от буржуазности, капитализма.

В одном из высказываний пророк заявил: "Мой народ никог­да не примет ошибочного решения". Принцип народовластия, в целом присущий социалистическим движениям, характерен и для исламского социализма. В суннитском толке ислама признана в качестве религиозно-политического регулятора иджма (по-араб­ски -- согласие). Причем в исламском социализме под иджмой подразумевается не столько единодушие богословов, сколько кол­лективную волю общины правоверных 276 .

Первоначально ареалом арабского социализма был Египет, возглавляемый Абделем Насером. Но впоследствии этот режим был потеснен правительством А. Садата, а новыми центрами араб­ского социализма стали Сирия, Ирак, Ливийская Джамахирия (джамахир -- народные массы).

Режим возглавляет общенациональный лидер, партия, кото­рая пользуются более или менее искренней поддержкой мусуль­ман. Они организуют, определяют "волю" общины. Идейно-рели­гиозная аргументация имеет огромное значение для существую­щей власти. Исламские политические принципы составляют цементирующий фактор режима. Так, одним из первых меропри­ятий, предпринятых после государственного переворота в Ливии, было создание в 1971 г. комиссии по пересмотру правовой систе­мы государства в соответствии с "основными принципами ис­ламского шариата".

Обычно в арабском социализме политика осуществляется с участием военных. Духовный лидер является одновременно вое­начальником. Совет революционного командования - высший орган государственной власти Ирака. Практикуются самые бескомпро­миссные, военные методы подавления оппозиции - так называе­мые "демократические казни", когда высшие военно-партийные Руководители лично участвуют в расстрелах врагов. Семейные отношения вытесняются отношениями верности режиму и дис-Диплиной - бывали случаи, когда казнь врага режима осуществ­или его отец и братья. Видимо, тому есть причины. Молодая тео­кратия вводит слишком много новых правил и не имеет тех связей

См.: Хайдар А.Г. Источники международного права в доктрине и прак- с стран ислама. Авторсф. канд. дис. М., 1996, с. 14-15.

с традициями, которые обеспечивают власть в других исламских режимах. Вооруженные силы - важный фактор жизнеспособнос­ти исламского социализма. В отрыве от военных З.А.Бхутто не смог осуществить исламский социализм в Пакистане и стал жерт­вой генералов. Исламские социалисты в Индонезии также не удер­жали власть и были побеждены вооруженными силами.

Арабский социализм находит поддержку в идеалах социаль­ной справедливости, приблизительного имущественного равенства, трудовой собственности. Эта идея, как и народовластие, имеет прочные корни в исламском учении. Так, в XII в. Аль-Хабба -известный и до сих пор почитаемый в Северной Африке автори­тет - - утверждал, что "нет никого сильнее бедняков и никого ничтожнее богачей" 277 .

На практике реализация исламской доктрины справедливос­ти означает социализацию экономики, создание крупного госу­дарственного сектора, административное регулирование финан­сово-хозяйственной деятельности.

Подобно любому тоталитарному режиму, арабский социализм не обходится без образа врага, борьба с которым объединяет об­щество и укрепляет власть. До настоящего времени врагом пра­воверных выступает прежде всего Запад. Империализм, США -это средоточие агрессии и безбожия.



Просмотров