Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают? Формы земельной собственности

Право собственности на землю в экономическом смысле – отношения между людьми по поводу конкретного имущества. Оно заключается в том, что это имущество присваивается конкретным лицом, использующим его в своих интересах, а все другие лица не должны препятствовать ему в этом.

Право собственности на землю в юридическом смысле:

Объективный смысл – совокупность норм права, регулирующих отношения собственности и образующих правовые институты в природо-ресурсовых отраслях права. Субъективный смысл – совокупность правомочий собственника по владению, пользованию и распоряжению землёй.

Формы частной собственности на землю. ст. 9 Конституции РФ: Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Частная форма собственности принадлежит гражданам и юридическим лицам:

1. Индивидуальная частная собственность граждан а) личные подсобные хозяйства б) садоводство в) огородничество г) крестьянское фермерское хозяйство.

2. Общая частная собственность а) долевая б) совместная: без определения земельной доли

Государственная форма собственности 1. Федеральная – собственность РФ 2. Собственность субъектов РФ.

Муниципальная форма собственности принадлежит административно-территориальным районам, городам, сельским поселениям.Эта форма собственности законодательством чётко не урегулирована.

Виды :

1. Собственность 2. Постоянное (бессрочное) пользование 3. Пожизненное наследуемое владение 4. Безвозмездное срочное пользование 5. Аренда зем. участков, 6. ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут).

2-е, 3-е, 5-е - земельные участки находятся в чьей-либо собственности - гос-го или МО, юр. или физ. лица.

Только обладание зем. участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения зем. участком.

7. Гос.Собственность на землю

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности .

Основанием гос. регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые у РФ и ее субъектов возникает право собственности при разграничении гос. на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам , связанным с разграничением гос. собственности на землю.

Основание внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у РФ возникает право собственности , - включение их в состав:

    земель лесного фонда , особо охраняемых территорий, водного фонда (занятых объектами, находящимися в федеральной собственности), обороны и безопасности;

    земель с/х назначения , населенных пунктов, промышленности, природоохранного назначения, если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности;

    земель запаса , если на них есть недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности.

Разграничение государственной собственности на землю осуществляется в следующем порядке :

    специально уполномоченный фоив подготавливает перечни земельных участков, на которые у РФ, субъектов РФ, муниципальных образований возникает право собственности;

    подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов РФ, органами МСУ перечни земельных участков утверждаются Правительством РФ;

    сведения о земельных участках, внесенных в данные перечни, вносятся в документы гос земельного кадастра.

Ответ студента (03.12.2013)

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209-217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности. Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России. В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности: частная собственность - осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах; государственная собственность - реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом; муниципальная собственность - реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования; иные формы собственности - смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования. Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию. 1. Право частной собственности граждан на земельные участ­ки - право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременении и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ). Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица. Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку 4200 $). В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель: приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов; приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства; приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий. Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ. Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства. Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату. 2. Право частной собственности на землю юридических лиц. Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ). Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др. Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями. Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ. Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды. Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре. Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене. При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду. 3. Право общей собственности на земельный участок.Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ). В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов. В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ). Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными. При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности. В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника: = граждане - собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.; = предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо. 4. Право государственной собственности на землю. Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ). Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ. Определены следующие уровни государственной собственности на землю. 1. Федеральная собственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ). В состав федеральных земель входят: земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ; земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения; земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов; земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ; иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами. 2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ). Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем. - Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности. - Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением. - Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности. - Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками. Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы: а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению; б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим. 3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю - это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ). К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

Ответ студента (24.01.2014)

В процессе существования земельных отношений земля, обладающая вещественным содержанием в виде угодий, посредством человеческого труда с применением орудий и средств производства должна воспроизводить материальные блага и нематериальные ценности, составляющие совокупный общественный продукт. Такое положение обеспечивается в процессе использования земельных ресурсов. Поэтому этот процесс использования земли представляет собой единство отношений человека к земле и отношений между людьми, т. е. в этом процессе складывается целая система земельных отношений: объектом выступает земля, а субъектом - граждане и их объединения. Воспроизводство материальных благ осуществляется в форме продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности. Процесс этот характеризуется непрерывностью и сопровождается актами присвоения субъектами как средств производства и земли, так и результатов производства и таким образом происходит процесс превращения и средств производства, и результатов производства в собственность субъектов, которыми он может управлять и распоряжаться по своему усмотрению. На этой основе возникает собственность на средства производства на землю и производимую на ней продукцию. В этом случае собственник приобретает право владения, пользования и распоряжения земельным участком. В соответствии с приобретением такого права собственник земельного участка по своему усмотрению, но в рамках норм и правил действующего законодательства может совершать в отношении принадлежащего ему земельного участка любые действия, которые обеспечивают реализацию права собственности и придают этому праву объективную реальность. Таким образом, возникает право собственности, право владения, пользования, распоряжения и аренды на земельные участки. В рамках развития общественного производства и совершенствования земельных отношений возникает потребность в выработке системы норм и правил по регулированию этих отношений. И на этой основе формируется право собственности в форме государственного института. Кроме того, собственность представляет собой сложную экономическую категорию, которая может измеряться такими взаимодействующими и взаимозависимыми составляющими: 1. Объект собственности - это то, чем владеет, пользуется или распоряжается субъект. Во всех случаях в качестве объектов собственности выступают материально-вещественные элементы (средства производства), а в сельском хозяйстве еще и земля, а также результаты процессов производства (продукция). 2. Субъект собственности - это отдельный индивид (гражданин) и юридическое лицо (предприятия, организации, учреждения и государство в целом). 3. Состояние отношений собственности - это складывающиеся отношения в процессе производства и развития производительных сил общества. Такое измерение является одним из главных факторов собственности, так как изменения в развитии производства и производительных сил, а также в содержании и формах субъектов приводят к существующим, а в отдельных случаях и коренным преобразованиям как видов и форм собственности, так и экономических отношений. Рассмотренные факториальные изменения собственности в полной мере накладываются и отражаются в земельной собственности, которая во всех странах и во все времена была главным вопросом функционирования государства. В нашей стране с ее огромными земельными просторами проблема земельной собственности всегда имела особую социальную и экономическую остроту и значимость. Изучение форм собственности на землю и соответствующих им земельных отношений в нашей стране показало, что введение в 1917 г. единой общенародной собственности на землю обеспечило образование единого земельного фонда России. Поскольку государство выступало как персонифицированный представитель интересов всего общества как ассоциации производителей, то владение, распоряжение и управление земельными ресурсами осуществлялось на государственных началах. Но государство, в лице государственных предприятий, организаций и учреждений, выступало не как собственник земли, а как ее пользователь и распорядитель, т. е. сформировалась государственная форма общенародной собственности на землю. Кроме того, параллельно с этим реализация общенародной собственности на землю происходила через колхозно-кооперативную (образование колхозов, сельскохо зяйственных кооперативов и т. д.) и индивидуальную (образование личных подсобных хозяйств и единоличных крестьянских хозяйств) формы пользования землей. Анализ развития общенародной собственности на землю и форм ее реализации показал, что в этом процессе все сводилось к приоритету государственных форм хозяйствования и подтягиванию до этого уровня предприятий колхозно-кооперативной формы, а значение индивидуальных форм сводилось к ненужности их существования. Тем самым ставилась задача обеспечения продуктами сельскохозяйственного производства только за счет крупных предприятий государственного и колхозно-кооперативного сектора хозяйствования. Результатом такого развития земля перешла в полную государственную собственность, в системе которой государство стало безраздельным владельцем, пользователем и распорядителем землей. Однако само государство в целом не осуществляло пользование землей, а передавало ее определенным организациям, предприятиям и гражданам на правах землепользования. Характер использования в тот период регламентировался земельным законодательством союза СССР и союзных республик, в котором было определено, что земля в СССР предоставляется в пользование: ¦ совхозам, колхозам, другим сельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, организациям и учреждениям; ¦ промышленным, транспортным и другим несельскохозяйственным предприятиям, кооперативам, организациям и учреждениям; ¦ гражданам СССР. В связи с этим постепенно возникло существенное противоречие между пользователями землей (сельскохозяйственными предприятиями) и государственной (общенародной) собственностью на землю в форме того, что хозяйство-пользователь находилось в относительной обособленности и самостоятельности от нее, т. е. они не являлись собственниками земли и не могли сами распоряжаться продуктами своего труда. Такое положение с российскими землями сохранялось вплоть до 1990 г., до внесения поправок в Конституцию РСФСР. Землю передавали юридическим лицам и гражданам бесплатно в бессрочное и вечное пользование. Введенная в действие в 1993 г. Конституция РФ на высшем уровне узаконила частную собственность на землю и отменила ранее введенный мораторий на куплю-продажу земли. Операции с землей (купля, продажа, аренда, залог) были разрешены Указом Президента России в октябре 1993 г. Обобщение имеющихся законодательных и нормативных актов и публикаций с разъяснениями отдельных положений по проблеме земельной собственности позволяют выделить три направления по приоритетности той или иной формы собственности на землю в России. 1. Первое сводится к тому, что на все земли не должна распространяться частная собственность. 2. Второе утверждает, что земля должна находиться только в частной собственности, свободно продаваться и покупаться. 3. Третье направление оставляет землю в общенародной собственности с введением частной собственности для ведения мелкого аграрного производства - личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, животноводства, единоличного крестьянского и фермерского хозяйства. Исходя из этого перед государством встает проблема - отдать приоритет тем, кто хозяйствует на земле, перед теми, кто только олицетворяет право собственности на землю. При этом в мире действует сначала существующий как неписаный, а затем закрепленный законодательно закон, согласно которому все произведенные продукты или блага, полученные посредством или с помощью собственности, автоматически становятся собственностью того же лица или нескольких лиц. В этом случае степень справедливости в распределении произведенного продукта по затратам труда будет зависеть от субъекта собственности. Поэтому показателем, отвечающим на вопрос - кто является неделимым субъектом собственности: одно лицо, несколько лиц или общество? - выступает базовая форма собственности. К ним можно отнести единоличников (частная форма собственности), коллектив (общая совместная собственность) или государство (государственная собственность). Ассоциированный состав субъектов собственности на землю может быть разный и изменяться в результате проведения аграрной и земельной реформ. Так, с давних времен в России существовала община, в собственности которой находилась земля, а ассоциированными членами ее были крестьяне. Используя земельный надел, каждая семья становилась реализатором общинной (совместной) собственности на землю. Наряду с этим формировались и крестьянские (семейные) хозяйства, в которых земля находилась в общей совместной собственности семьи. Реализация такой формы собственности осуществлялась совместным трудом на закрепленном земельном участке, а также пользованием и распределением произведенной продукции. Казенные (государственные) земли использовались путем образования на них надельных крестьянских хозяйств, которым государство передавало землю в пользование или аренду. Были и другие формы реализации казенных земель (передача их в аренду монастырям, крупным землевладельцам и т. д.). Но затем, в результате аграрных преобразований (столыпинская реформа), Указом 1906 г. совместная собственность общины, семьи передавалась в единоличную собственность главы семейства. В то же время при разделе государственных и коллективных (общинных) земель на частные единоличные землевладения имущество отдельные коллективы оставляли в совместной (неделимой) собственности. Следовательно, в России земля становилась объектом собственности, и на этой основе шло формирование различных ее форм: государственной, коллективной (совместной) и частной собственности. По нашему мнению, важно, какая социальная обстановка складывается, каким образом она определяет способы присвоения, распределения и потребления продукта земледелия, как она влияет на формирование частной собственности и в каких размерах, так как сама форма частной собственности на землю, изначально и повсеместно, проявляется как социально проблемная. Практика зарубежных стран и российского землепользования показывает, как и при каких обстоятельствах земельная собственность используется наиболее производительно. В этой связи можно сказать, что неуверенность в частной собственности, сопряженная с частым переходом земли из рук в руки, никогда не допустит земледелия к усовершенствованию. Такие явления с реализацией земельной собственности, как события, связанные с реформами 1861 и 1906-1914 гг. показали, что при всей их несомненной позитивности они не дали ожидаемых результатов, поскольку делалась попытка насильственно разрушить веками сложившийся общинный земельный строй и передать всю землю в частную собственность. Такой подход встретил сопротивление в крестьянских массах, и в конечном итоге земельная проблема в России настолько усложнилась, что потребовала подойти к ее решению по-новому. Возникла революционная ситуация среди многочисленного беднейшего крестьянства, идеи которой были воплощены в ноябре 1917 г. . Декретом о земле отменялась частная собственность на землю, и она становилась общенародным достоянием. На этой основе все помещичьи земли передавались в единоличное пользование крестьянам. Параллельно с этим создавались сельхозартели, ТОЗ(ы), сельскохозяйственные коммуны, т. е. коллективные сельскохозяйственные предприятия. Через организацию единоличных крестьянских хозяйств и таких коллективных сельхозпредприятий реализовывалась общенародная собственность на землю. Государство поддерживало вплоть до 1928 г. сложившиеся формы хозяйствования в сельском хозяйстве. В дальнейшем, в процессе коллективизации сельского хозяйства, единоличные крестьянские хозяйства были повсеместно уничтожены и на их базе созданы крупные сельскохозяйственные предприятия - колхозы и совхозы, а земля перешла в безраздельную собственность государства. Реализация этой собственности осуществлялась посредством передачи земель в пользование совхозам, колхозам и гражданам СССР. Как показала практика, переход на государственную земельную собственность с часто меняющимися формами землепользования, создание которых проходило без должного обоснования, тоже не дал положительных результатов в использовании земли, отдаче каждого гектара сельскохозяйственных угодий и состоянии плодородия почв. Следствием этого стало преобразование государственной собственности на землю и введение частной формы землевладения. После 1991 г. шел ускоренный процесс разгосударствления земельной собственности, введение наряду с государственной и частной собственности на землю, а также приватизация земли путем разделения земельных участков на доли и передачи их в собственность работникам сельского хозяйства, социальной сферы и пенсионерам. Содержание и темпы проведения земельной реформы на современном этапе показали, что ей присущи практически те же недостатки, с которыми сталкивались предыдущие реформаторы: революционный характер, несовместимость с уровнем социального развития, насильственный характер, отчужденность от сложившихся устоев и традиций, отрицание мнения самого народа, необоснованность и т. д. Отсюда и результат: до сих пор нет четкого мнения о самих формах собственности на землю по формированию субъектов хозяйствования, по их оптимальным размерам и т. д. Изучение земельной собственности на всех этапах ее развития показало, что вопрос о земле настолько важен и велик, что только народ может начертать свою судьбу в этом деле, что в таком вопросе нельзя легкомысленно спешить, ибо «расхватать» землю не трудно, но приведет ли это к правильному пониманию и осознанию того, что только сообща, всем миром можно решить эту проблему. В этой связи, объективно оценивая сложившуюся конкретную ситуацию, можно сделать вывод о том, что надо искать пути каче ственной эволюции сельскохозяйственных предприятий, искать пути выхода из кризиса по поводу собственности на землю и проблем ее реализации. Во всяком случае, решение земельного вопроса, хотят того или нет, будет идти от крестьянства, т. е. работающих в аграрном производстве, которое воспримет только те формы реорганизации, которые отвечают его внутренним устремлениям и мерам ответственности. Изучение процесса становления различных форм собственности на землю, толкование их сущности, содержания, соотношения в условиях проведения земельной реформы и перехода к рынку проходит сложно и, как правило, без их взаимообусловленности, взаимозависимости и взаимосвязи. Такое положение наглядно просматривается при анализе законодательных, нормативных актов и мнений некоторых авторов по этому вопросу. Право частной собственности на землю было предусмотрено впервые в 1990 г. в ст. 12 Конституции РСФСР, где указано, что «земельные участки для производства сельскохозяйственной продукции представляются государством в пользование, пожизненное наследуемое владение или собственность». Однако эти положения были строго ограничены десятилетним сроком, в течение которого купля-продажа земли с момента ее получения запрещалась и продать землю можно было только государству. Законами «О земельной реформе» и «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», принятыми в ноябре 1990 г., было закреплено право частной собственности на землю, в результате чего при реорганизации колхозов и совхозов их работникам предоставлялось право на получение земельной доли, и при выходе из колхоза или совхоза они приобретали право на организацию крестьянского хозяйства. Таким образом, у граждан появилось право частной собственности на земельную долю. Этими документами предусмотрено также предоставление в частную собственность земельных участков гражданам для личных подсобных хозяйств, жилищного и дачного строительства, членам садоводческих и животноводческих товариществ. В Законе «О собственности в РСФСР», принятом 24 декабря 1990 г., указывалось, что: «Земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций)...» Из этого положения можно сделать вывод о существовании наряду с государственной еще и муниципальной, т. е. государственно-государственной. Сущность и содержание муниципальной собственности не раскрыта, хотя муниципалитет - это государственный орган местного самоуправления. Право частной земельной собственности было закреплено в основном земельном законодательном документе - Земельном кодексе, принятом 25 апреля 1991 г. Этим документом предусмотрено создание крестьянских хозяйств как на землях специального районного земельного фонда, так и на землях колхозов и совхозов. Купля-продажа земельных участков разрешалась гражданам государством и обратно. С другой стороны, как содержание, так и соотношение различных форм земельной собственности не получили практического разъяснения. Позднее право частной собственности на землю постепенно расширилось и конкретизировалось указами президента. Так, Указом от 27 декабря 1991 г. Ns 324 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» собственникам земельных долей предоставлялось право продавать свои доли до истечения десятилетнего срока при строгом соблюдении конкретных условий. Существенное значение в деле закрепления и расширения содержания частной собственности на землю имел Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», которым устанавливалось право частной собственности на землю физических и юридических лиц с более широкими полномочиями по распоряжению и владению землями. Так, собственники земельных участков и долей могли свободно распоряжаться ими и совершать сделки: продавать, дарить, обменивать, передавать по наследству, сдавать в залог, вносить в качестве взносов в уставные капиталы акционерных обществ, товариществ, сельскохозяйственных кооперативов и других организаций. Этим Указом земля признавалась имуществом, недвижимостью, хотя по нашему мнению, такое положение в отношении земли не совсем правомерно в силу ее многообразных отличительных особенностей от других средств производства, неразрывно связанных с землей. Подытоживая все ранее сделанные предложения и утверждения о различных формах земельной собственности, новая Конституция РФ 1993 г. закрепила все права собственности на землю: частную, государственную, муниципальную и «иные формы». Таким образом, и в основном документе нашей страны также наряду с государственной в качестве самостоятельной собственности на землю выделяется - муниципальная В то же время такая форма, как коллективная соб ственность на землю, не нашла четкого отражения во всех анализируемых законодательных документах. Такое отношение к веками устоявшейся традиционной коллективистской форме владения и использования земли в переходный период к рыночным отношениям в современной экономике является, по нашему мнению, ошибочным и вносит некоторую дезорганизацию в ведение сельскохозяйственного производства и использования земли. Помимо этого, в современной научной литературе вопрос о формах и содержании земельной собственности недостаточно раскрыт, не прослеживается системного подхода по раскрытию ее сущности, структуры, соотношению различных видов собственности. По нашему мнению, понимание собственности на землю как общественной категории и как конкретного объекта прав должно объяснять его значение как фактора макроуровня, который помогает определить, как общественно-экономические уклады, так и уровни непосредственного производства. В этом случае как категория собственность на землю выражает отношения по поводу присвоения благ, а как конкретный объект прав она представляет сами эти блага. В качестве владельцев земли в мировой практике выступают: государство и частные лица. Историческая практика российского землепользования и землевладения, введения различных форм собственности на землю указывает на то, что на время переходной экономики в качестве владельцев земли в современной России должны выступать как государство, так и сообщества людей или отдельные лица. Отсюда, по нашему мнению, собственность как на средства производства, так и на землю должна быть государственной, коллективной (совместной) и индивидуальной (частной). Государственная форма собственности на землю должна реализовываться через использование земель, находящихся в ведении федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и муниципальных государственных органов путем передачи этих земель хозяйствующим субъектам в пользование, аренду или пожизненно наследуемое владение. Коллективная (совместная) собственность на землю может реализовываться путем использования земли коллективными предприятиями (на базе бывших колхозов и совхозов), коллективными крестьянскими хозяйствами (образованными на основе безвозмездных взносов земельных долей и имущественных паев в неделимые уставные фонды), сельскохозяйственными кооперативами. При этом земля и имущество этих предприятий, а также произведенная продукция должны использоваться на совместной основе, земля и средства производства разделу не подлежат. Индивидуальная (частная) собственность на землю должна реализовываться через использование земли в семейных (крестьянских) хозяйствах, личных подсобных хозяйствах, а также хозяйствах, ведущих совместную обработку земли (сельхозпредприятий акционерного типа и долевого типа собственности каждого члена коллектива). Общим между формами собственности является то, что в каждой из них возникает триединство: собственников средств производства, самих средств производства и производительно используемого их труда, необходимого для получения новых благ, которые затем будут распределены, потреблены и присвоены. Следует отметить, что формы собственности на землю, их величина, организационно-экономические и правовые механизмы, реализующие их возможности, способны либо ускорить, либо замедлить развитие экономики. В этом случае все зависит от того, насколько полноценно государство и другие субъекты земельной собственности реализуют свои права, установленные в обществе, на земельные ресурсы и результаты производительного их использования, насколько глубоко определяется сила мотивации беречь их и приумножать. В сложившихся условиях важно уделить особое внимание становлению и развитию всех форм собственности, усилить экономические и организационные аспекты этого процесса и тем самым поднять их роль в ускорении интенсификации использования земель и развитии агропромышленного комплекса, укреплении демократических форм управления в народном хозяйстве и дальнейшем совершенствовании социальных и экономических интересов работающих на земле. Исследования показали, что весьма важным условием является сама величина той или иной собственности, ее соотношение и доля участия во владении, пользовании и распоряжении земельными ресурсами, а также в производстве, распределении, потреблении и получении дохода. При этом следует учитывать и мировой опыт, который показал, что различные формы собственности и хозяйствования не исключают, а дополняют друг друга. В их сочетании обеспечивается синтез стабильности и гибкости экономики, ее высокой эффективности и социальной ориентированности. Важное значение имеет также то, что много-укладность дает простор инициативе, поиску нетрадиционных решений, отвергает попытки навязать процессу преобразований жесткие, заранее заданные формализованные рамки. Например, в европейской России к 1913 г. частновладельческие земли в общей их площади составляли около 30%, а казенные и надельные почти 60%. В США в собственности фермеров находится около 35% всех земель, во Франции - 45%, в КНР - около 96% всех земель находится в частном (семейном) пользовании. На территории бывшей ГДР частные земли занимают только 10%. Основная часть земельных фондов Израиля - совместная собственность государства и Еврейского национального фонда. В Великобритании землей в основном владеют крупные помещики (лендлорды), сдающие ее в аренду фермерам. Более 80% пригодных для земледелия и животноводства сельхозугодий Бразилии принадлежит латифундистам и иностранным монополиям, основная масса крестьян собственной земли не имеет и вынуждена арендовать ее или наниматься батраками. Вопрос о рациональном соотношении форм собственности на землю, из-за отсутствия основополагающих законодательных актов о земле, в нашей стране пока решается бессистемно, без каких-либо рекомендаций по величине той или иной формы собственности и их соотношению. В этой связи, в условиях сохранения и развития трех форм собственности на землю, можно рекомендовать следующее соотношение форм земельной собственности: государственная - до 40%, коллективная - до 25% и частная - до 35% всех земельных угодий. В результате такого распределения можно получить эффективную структуру основных форм собственности, опробированную во многих развитых странах, что поможет не впадать в крайности и стабилизировать сельское хозяйство, дав всем формам свободно развиваться в экономически целесообразных пределах, несомненно, при условии всесторонней государственной поддержки. На основе проведенных исследований и предлагается новая структура земельной собственности в период перехода экономики на рыночные отношения.

Ответ студента (15.02.2014)

Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации). Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер. Земельные отношения представляют собой правоотношения по использованию и охране земель в РФ, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (см. п.1 ст.5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п.3 ст.3 ЗК РФ). ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Собственность - это имущественное отношение, причем в ряду имущественных отношений она занимает главенствующее место. Этого, однако, для характеристики собственности недостаточно. Необходимо показать, в каких конкретных формах могут выражаться волевые акты собственника в отношении принадлежащей ему вещи. Разумеется, речь не идет о том, чтобы выстроить в ряд перечень таких актов. Это и невозможно, ибо в принципе собственник может совершать в отношении своей вещи все, что не запрещено законом либо не противоречит социальной природе собственности. Воля собственника в отношении принадлежащей ему вещи выражается во владении, пользовании и распоряжении ею. К ним, в конечном счете, сводятся конкретные акты собственника в отношении вещи. На основании ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Следовательно, владение, пользование и распоряжение - это неотъемлемые составляющие (или правомочия) одного права - права собственности. Земельное законодательство ввело нормы, определяющие специфику реализации этих правомочий в земельных отношениях. Владение - это возможность обладать землей на основании закона. Кроме того, собственник на основании этого права может требовать возврата земли из любого незаконного владения. С правомочием владения соприкается другое правомочие - это пользование. Пользование дает возможность извлекать из земли ее полезные свойства. В отличие от иных видов имущества, возможные варианты использования которых определяют сами собственники, пользование земельным участком, точнее сказать, виды пользования перечислены земельным законодательством. Собственник может использовать землю так, как посчитает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Самовольно собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права. Собственник также по своему усмотрению может продать, подарить, обменять, завещать, сдать в аренду, заложить земельный участок, т. е. на основании и в порядке, предусмотренном законом, определить его судьбу. Кроме того, собственники земельных участков могут образовать совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных участков, земельных паев. Кроме этих законодательных актов распоряжение земельной собственностью регулируется теперь и частями первой и второй ГК РФ. Защиту нарушенного права собственности на землю осуществляет установленный процессуальным законодательством суд или арбитражный суд. До принятия дела к производству судом земельный спор может быть передан сторонами на разрешение в третейский суд (ст. 64 Земельного кодекса РФ). ФОРМЫ СОБСТЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ Согласно ст. 8 Конституции и п. 1 ст. 212 ГК РФ в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В свою очередь, частная собственность подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, государственная - на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации, муниципальная - на собственность городских, сельских поселений и собственность других муниципальных образований. В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности как единолично, так и совместно с другими лицами. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане и юридические лица, призвана обеспечивать прежде всего их интересы. В силу п. 1 ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество.5 Вместе с тем законом могут быть установлены ограничения для частной собственности путем: определения перечня видов имущества, которое не может находиться в собственности граждан и юридических лиц; установления предельно допустимых количества и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Новеллой гражданского законодательства является указание на то, что количество и стоимость имущества, находящегося в частной собственности, могут ограничиваться только федеральным законом и только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 1 ГК РФ: с целью защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства. Например, законом может быть установлен предельный размер земельного участка, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Исходя из объема правоспособности юридических лиц, коммерческие организации могут быть собственниками любого имущества, кроме случаев, установленных законом или учредительными документами (так как они имеют общую правоспособность). Некоммерческие юридические лица (у них целевая правоспособность) могут приобретать только имущество, соответствующее целям их деятельности. Объектом федеральной собственности может быть любое имущество без каких-либо ограничений. В том числе, только в федеральной собственности может находится имущество, изъятое из оборота. Круг объектов права собственности субъектов Российской Федерации имеет ограничения. В его состав не могут входить объекты исключительной федеральной собственности.

В Советские времена в стране существовала лишь одна форма владения землей - государственная. В том время и помыслить не могли о том, чтобы отдавать землю в частный надел, и именно поэтому в анализе форм собственности не было необходимости.

Сейчас же П.2 Ст.9 Конституции РФ определяет несколько видов собственности на землю. О каких же видах собственности идет речь?

  1. Земли в частном владении физ. и юр.лиц.
  2. Государственная собственность на землю.
  3. Муниципальная или публичная форма владения землей.
  4. Смешанный вариант.

Недвижимость также может находиться в собственности у супругов, в жилищном товариществе и в крестьянском хозяйстве.

Наиболее распространенным является частный и государственный сектор земельных наделов. Сейчас, когда демократические нормы, распространившиеся в стране, диктуют свои правила, частный земельный надел может приобрести практически каждый.

В зависимости от формы собственности на участок , на нем действуют определенные законодательные правила. Если земля находится в частной собственности, она порой обладает совершенно иными правилами использования, нежели государственная недвижимость. Чтобы разобраться во всех этих вопросах, необходимо подробно поговорить о существующих видах недвижимости и их нюансах.

Частная собственность: правовые нормы и ограничения

Владельцем частной собственности может быть как один человек, так и целая юридическая компания. Помимо самого участка, собственнику зачастую принадлежат все постройки, деревья и растительность на территории недвижимости. Исключение бывает лишь в тех случаях, если на территории участка находится культурный памятник, который нельзя подвергать сносу, и который принадлежит государству.

Также частному владельцу могут принадлежать закрытые водоемы небольшого размера , расположенные на территории участка.

Каким же образом отдельная личность или целая компания могут получить недвижимость в собственность?

  1. При приватизации территории.
  2. При дарении или наследовании.
  3. В результате сделок по купле-продаже.
  4. При обмене и прочих сделках с землей.
  5. Земля может стать и частью взноса в уставной капитал фирмы.

Право частной собственности физ.лиц отдельно обговаривается в Ст.15 ЗК РФ . Там подробно описываются все права собственника. В частности, подчеркивается, что человек может владеть и полностью распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

Особенности юр.лиц обговариваются в Ст.15 ЗК РФ и в Ст.48 ГК РФ. Такой владелец может не только иметь право собственности, но еще и осуществлять хозяйственную деятельность.

Собственник имеет право не только владеть землей , но и право отчуждения (передавать права) в установленном порядке. Владелец может продать отдельную часть земли или всю недвижимость, имеет возможность отдать землю в дар или в наследование. К тому же, собственник может отчуждать постройки, имеющиеся на участке без земли или с вместе с землей. Данные положения фиксируются в п.5 Ст.1 ЗК РФ.

Определить размер той части земли, которую можно подвергнуть отчуждению поможет п.2 Ст. 35 ЗК РФ. Если земли были изъяты из оборота, их отчуждение не производится согласно п.1 Ст.27 ЗК РФ. Полнота юридических прав имеет и обратную сторону - разнообразие обязанностей.

Так, например, собственник должен следить, чтобы на территории земель соблюдались экологические нормы. Сохранение межевальных требований, соблюдение границ участка с землями других собственников и внимательное отслеживание экологического состояния земли - вот основные обязанности собственника, которые он должен учитывать при распоряжении землей.

Если человек нарушает границы своего участка или загрязняет окружающую среду, он может столкнуться с судебными тяжбами, возбужденными против него. В случае, если земля используется по назначению без нарушения чужих прав, человек имеет право распоряжаться ей как угодно.

В п.5 Ст.244 ГК РФ и в Ст.258 ГК РФ прописываются нюансы владения общей, муниципальной собственностью и . Что это значит и где сейчас можно встретить подобный вариант владения недвижимостью?

  1. В крестьянских или обширных фермерских хозяйствах.
  2. В садоводческих товариществах ().
  3. В колхозах и кооперативных сельхоз предприятиях.
  4. В жилищных, животноводческих и гаражных кооперативах.

Возможны две формы владения муниципальной недвижимостью. В первом случае, для каждого собственника определяет конкретный участок, который переходит ему во владение, это так называемая долевая форма собственности. Во втором случае, доля недвижимости не определяется, и все земли находятся в общей собственности.

Основная цель таких земель - служить удовлетворению коммунальных и сельскохозяйственных потребностей населения.

В том случае, если собственник имеет определенную долю в муниципальном хозяйстве, он может ее продать. Однако приоритетное право покупки имеют те лица, которые также считаются дольщиками данного муниципального хозяйства.

Вся земля, что не находится в частном или муниципальном владении автоматически причисляется к государственной собственности Российской Федерации (согласно Ч.1 Ст.125 ГК РФ).

Всего имеется два уровня государственной собственности: федеральный и уровень субъектов РФ .

В рамках федерального уровня владения собственностью, государство имеет право на определенные земли. О каких же землях идет речь?

  1. Участки заповедников и парков.
  2. Земли, необходимые для обеспечения безопасности и обороны страны.
  3. Участки, занятые космическими системами и объектами, необходимыми для ядерной энергетики.
  4. Земли, занятые научно-исследовательскими центрами.
  5. Иные территории, предусмотренные существующей Конституцией.

Эти земли государство может передавать в аренду муниципальному или частному владельцу для застройки или выращивания полезных культур. Также государство имеет право скупать частные земли, если они были выставлены своим владельцем на продажу.

На соседних территориях могут сосуществовать земли , находящиеся в гос.собственности, но принадлежащие к разным категориям.

На некоторых территориях можно спокойно вести застройку и научные исследования, а на других это не позволительно (например, нельзя застраивать всю территорию, отданную под природные заповедники и парки).

Разобраться с нюансами владения и использования земель можно только в том случае, если внимательно изучить законодательство. Повсеместное распространение частной собственности позволяют владельцу земли распоряжаться недвижимостью по своему желанию, ориентируясь лишь на свои интересы, но данная форма не исключает государственного владения землей. Права на частную, общую и государственную собственность четко регулируются в Гражданском кодексе и в Конституции. Как зарегистрировать земельный участок — читайте .


Тест по земельному праву
Контрольное тестовое задание для зачета
по земельному праву

1.Земельное законодательство состоит из:
А. Земельного кодекса РФ, других федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.
Б. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
В. Законов Российской Федерации, Указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и нормативных актов муниципальных образований.

2.Предмет земельного права-это:
А.Общественные отношения по поводу планеты Земля.
Б. Общественные отношения по использованию и охране земель как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В.Общественные отношения по поводу границ территориальных образований.

3.Объктами земельных отношений являются:
А.Планета Земля.
Б.Земельный фонд.
В.Земельные участки.

4.Виды государственной собственности на землю:
А.Федеральная.
Б.Федеральная и субъектов Российской Федерации.
В.Субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. К формам земельной собственности относятся:
А.Государственная, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальная.
Б.Государственная, частная и муниципальная.
В.Частная, государственная, муниципальная и иные.

6.Правовые формы использования земельных участков-это:
А.Постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.
Б.Собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренда, безвозмездное срочное пользование.
В.Собственность, аренда, пользование, владение.

7. Землеустройство-это:
А.Устройство земельных дамб.
Б.Мероприятия по повышению плодородия почв.
В.Мероприятия по установлению границ на местности и организации рационального использования земли гражданами и юридическими лицами.

8.Земельный участок на право пожизненного наследуемого владения:
А. Можно получить в любое время;
Б. Можно продать и совершать другие сделки;
В. Можно передавать по наследству и приобрести в собственность, другие сделки запрещаются.

9.Государственный земельный кадастр-это:
А.Реестр лиц, имеющих земельные участки на конкретной территории.
Б.Количественный и качественный учёт земельных участков и субъектов права землепользования.
В.Показатель стоимости земли.

10.Земельные участки на праве аренды могут иметь:
А.Только российские граждане.
Б. Российские физические и юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства;
В.Любые лица, достигшие 15-летнего возраста.

Б) способы воздействия норм земельного права на поведение участников земельных отношений;

В) система, которая содержит правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли права в целом.

2. В каких случаях отношения права собственности на землю, а также совершение сделок с земельными участками регулируется гражданским законодательством :

А) когда это прямо указано в ГК РФ;

Б) если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами;

В) регулирование земельных отношений гражданским законодательством не предусмотрено;

Г) верного варианта ответа нет.

3. Какое из приведенных определений можно отнести к диспозитивному методу регулирования земельных отношений:

А) это такой способ правового воздействия, при котором участникам земельных отношений предоставляется свобода в реализации ими своих целей и задач;

Б) установление ограничений и запретов для участников земельных отношений ;

В) определенное сочетание ограничений и свободы в выборе поведения для участников земельных отношений.

4. Систему земельного права составляют :

А) подотрасли;

Б) правовые институты;

В) нормы права;

Г) способы регулирования земельных отношений.

5. Определите, какие понятия входят в общую часть земельного права как учебной дисциплины :

А) понятие права собственности;

Б) земли сельскохозяйственного назначения;

В) понятие землеустройства;

Г) понятие земельного кадастра;

Д) земли лесного фонда.

6. В соответствии с Конституцией РФ регулирование земельных отношений отнесено:

А) к ведению РФ;

Б) к совместному ведению РФ и субъектов РФ;

В) к ведению субъектов РФ.

7. В соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом земля может находиться:

А) в государственной, частной, муниципальной и иных формах собственности;

Б) только в государственной собственности;

В) исключительно в частной собственности.

8. Какие из принципов являются принципами земельного права :

А) плановость в использовании земель;

Б) изучение спроса на землю;

В) приоритет сельскохозяйственного использования земель

Г) платность землепользования.

9. Какой из перечисленных ниже элементов не характеризует административно-правовой метод регулирования земельного права:

Б) равноправие сторон;

В) верных вариантов нет.

10. Деление земель на категории – это:

А) принцип земельного права;

Б) принцип земельной политики государства;

В) метод земельного права.

Тест № 2:

"История развития земельного права в России".

1. Каким нормативным актом регулировались земельные отношения в период Киевской Руси:

А) Псковской судной грамотой;

Б) Соборным Уложением;

В) Сводом законов Российской империи;

Г) Русской Правдой.

2. В соответствии с Соборным Уложением 1649г. можно было совершать:

А) продажу земли, на которой располагались поместья;

Б) куплю-продажу и обмен вотчин;

В) залог любых земель.

А) казенные;

Б) удельные;

В) майоратные.

4. Субъектом земельных отношений в центральных губерниях России по Положению 19 февраля 1861 г. признавался:

А) крестьянин;

Б) крестьянский двор;

В) крестьянская земельная община.

5. В соответствии с реформой 1861г. крестьяне получили землю:

А) в собственность;

Б) в постоянное пользование;

В) безвозмездно.

6. Аграрная реформа 1906 г. проводилась:

Б) Столыпиным;

7. Реформа 1906 года предусматривала переход крестьян к:

А) удельному землевладению;

Б) майоратному землевладению;

В) хуторскому землевладению.

А) право исключительной государственной собственности на землю и ее недра;

Б) право частной собственности на землю;

В) право общинной собственности на землю.

10. ЗК РСФСР 1922 г. разрешил:

А) куплю-продажу земли;

В) трудовую аренду.

11. В ЗК РСФСР 1970 г. был закреплен принцип:

А) платности землепользования;

Б) бесплатности землепользования;

В) частного землепользования.

12. Основы законодательства о земле, принятые в апреле 1990 г. ввели право:

А) частной собственности на землю;

Б) пожизненного наследуемого владения земельным участком;

В) отчуждение собственником земельного участка.

Тест № 3

"Земельные правоотношения и земельно-правовые нормы".

1. Какие элементы составляют структуру земельных правоотношений:

Б) субъекты права, объекты права, содержание земельных правоотношений, нормы права;

В) только субъекты и объекты права.

А) только обычаи делового оборота, которыми необходимо руководствоваться при решении земельно-правовых вопросов;

Б) права и обязанности участников земельно-правовых отношений;

В) верного варианта ответа нет.

3. Диспозиция нормы земельного права:

А) выступает в качестве описания условий действия нормы;

Б) указывает, каким должно быть поведение физических и юридических лиц ;

В) фиксирует юридические последствия совершения правонарушения.

4. К числу правоотношений, имеющих вещный характер относятся:

А) пожизненное наследуемое владение;

Б) аренда;

В) постоянное бессрочное пользование;

Г) сервитут;

Е) купля-продажа.
5. В число обязательственных земельно-правовых отношений можно включить:

А) доверительное управление имуществом;

В) сервитут;

Г) постоянное бессрочное пользование.

6. Субъектами земельно-правовых отношений являются:

А) Только РФ, субъекты РФ;

Б) Исключительно юридические лица и физические лица;

В) РФ, субъекты РФ, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, физические лица.

7. Основаниями возникновения земельных правоотношений являются:

А) договоры;

Б) административные акты органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

В) судебные решения;

8. Прекращение земельных правоотношений происходит в случае:

А) заключения договора о продаже земельного участка;

Б) решения компетентного государственного органа об изъятии земли для государственных или общественных нужд;

В) добровольного отказа от земельного участка;

9. Какой юридический факт служит основанием отвода земли в натуре (на местности):

А) заявление (ходатайство) заинтересованного лица;

Б) решение компетентного органа о наделении заявителя конкретным земельным участком ;

В) заключение договора.

Каждый гражданин обладает той или иной собственностью, она является необходимым условием для экономической свободы. Здесь речь идет, как об отдельном человеке, так и о государстве в целом. Имея права на земельные наделы, можно ими пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению. И следует понимать, что могут быть отличными формы земельной собственности, которые будут зависеть от конкретных потребностей общества.

В этой статье

Немного истории

Записи о владении на земельные наделы появились еще в 15-16 веках. Можно обратиться к известным законам Хаммурапи, который хотел закрепить общественный строй в государстве. Основывалось его законодательство на наличии средних и мелких рабовладельцев. Его законы являются первым сборником, где можно найти упоминания о частной собственности.

После появления судебника Хаммурапи, можно говорить о возникновении множества законов, связанных с регулированием имущественных отношений, с защитой своего имущества, а также прав по распоряжению им.

Также в судебнике содержатся и другие законодательные правила, охватывающие различные стороны правовых отношений. Среди всех изданных законов, а их насчитывалось 282, неизученными остались лишь 21 статья.

Следует понимать, что в античном мире, при владении землей в вотчинах, человек получал социальное признание и социальное положение в обществе. И чем большей была территория, которой он обладал, тем большее признание у него было.

Как и в наши дни, экономическое неравенство имело место быть. Об этом свидетельствует развитие рабовладельческого строя, который длился длительное время.

Именно на землевладении базировалось занимаемое человеком положение в обществе. Многие из изданных в те года законов, дошли и до наших времен, правда уже в несколько измененном виде, учитывая современные особенности и развитие общественности.

Виды собственности

К формам земельной собственности относятся следующие разновидности:

  • государственная;
  • муниципальная;
  • индивидуальная.

Государственная собственность.

Собственность, которая принадлежит государству, имеет два подвида:

Эти положения регламентированы действующим законодательством. И при необходимости получения любых сведений, необходимо обращаться к букве закона.

Так, чтобы понимать, что подразумевает под собой государственное владение на землю, можно обратиться к 16 статье Земельного Кодекса . Сюда будут относиться те земельные наделы, которые не принадлежат физическим и юридическим лицам, а также муниципальным образованиям. Власть над ними находится именно у государства.

Государственное владение должно иметь четкие разграничения на земли субъектов РФ, а также на федеральные наделы. Все это регулируется специальным законом о разграничении земель.

Земельные участки, которые относятся к имуществу субъектов, будут следующие :

  • те, которые признаны таковыми на уровне федерального законодательства;
  • права на наделы возникли вследствие разграничения государственных земель;
  • те земли, которые появились у субъектов на основаниях, предусмотренных законодательными нормами;
  • земли фондов перераспределения;
  • наделы водного фонда, которые находятся в ведении субъектов;
  • наделы, занятые недвижимостью, которая принадлежит субъектам страны.

Существуют основные принципы, которыми руководствуются при распределении правомочий на государственные земли:

  • основы Конституционных норм и законов на уровне Федерации;
  • приоритетным считаются решения органов государственной власти при распределении.

Местное самоуправление и государственная власть должны обеспечивать распоряжение наделами, которые имеются в их ведении, учитывая принципы открытости и справедливости в ведении всех процедур.

Муниципальная собственность

Когда производилось разделение земель на уровни собственности, те земли, которые отошли к муниципальным образованиям, и принято считать муниципальной собственностью.

Сюда могут относиться земельные наделы, которые используются для обслуживания населения в коммунальной сфере, а также и те земельные участки, которые заняты объектами муниципалитетов. Форма собственности земельного участка напрямую будет зависеть от того, какое было вынесено решение при перераспределении земель. От территориальной значимости и необходимости размещения на данной площади тех или иных производственных, либо же частных владений.

Все земли, относящиеся к муниципалитетам, должны пройти процедуру обязательной государственной регистрации. Об этом свидетельствует постановление действующих законодательных актов.

Местное самоуправление может распоряжаться и владеть всеми землями, которые не будут иметь отношения к собственности индивидуальной и государственной. Сюда могут относиться, кроме коммунальных объектов, также и объекты, имеющие социально-культурное назначение.

Законы на распоряжение муниципальными землями будут распространяться, как федеральные, так и изданные на уровне отдельных субъектов. Земли могут быть переданы в пользование физических лиц, а также организаций, как в аренду на определенный срок, так и в бессрочное пользование. Для этого потребуется решение органов местного самоуправления.

Частные владения

Кроме указанных видов землепользования, может иметь место и частная собственность. Это право граждан отображено в Конституции . Основное правило, источником которого и являются конституционные законы, гласит о том, что человек вправе пользоваться и распоряжаться землей, но таким образом, чтобы это не наносило урона окружающей среде. В роли землепользователей могут выступать, как физические, так и юридические лица.

В качестве же правовых объектов в частной собственности могут выступать лишь отдельные категории земель. Если речь ведется о землях сельскохозяйственного назначения, то здесь приобрести право на владение территорией существует практически во всех случаях. В индивидуальное владение можно приобрести земельные наделы определенной площади, и ограничений на это нет со стороны государства.

Необходимо понимать, каким же образом возникает индивидуальная собственность на наделы земли. Как правило, данный факт является следствием различных сделок. Помимо покупки участка, это может быть приватизация, получение в дар, мена и прочие. В отдельных ситуациях приобрести права на территории можно и пользуясь правилом приобретательной давности.

Помимо обретения прав, они также могут быть и прекращены. Выполняться это может, как в добровольном порядке, так и в принудительном. Пользование наделом может быть полисным.

Что же касается земель, которые в индивидуальные владения получены быть не могут, к ним относятся:

  • территории, которые изъяты из оборота;
  • земли, пользование которыми ограничено.

В некоторых ситуациях могут иметь место ограничения на пользование площадью. Накладываются они исходя из законодательных актов, уполномоченными органами.

В любом из видов землевладений, главным условием выступает соблюдение норм, установленных на уровне законодательства. При частном землепользовании важно соблюдать основные условия и обязательства.



Просмотров