Как избавиться от хульных мыслей. Богохульные мысли

Какие помыслы являются хульными

- Геронда, я не понимаю, когда помысл является хульным...

Когда нам на ум приходят скверные картины о Христе, Матери Божией, Святых, о чем-то божественном и святом или даже о нашем духовном отце и тому подобном, то это хульные помыслы. Этих помыслов и пересказывать-то никому не надо.

- Даже духовнику?

Духовнику достаточно сказать следующее: "Мне приходят хульные помыслы о Христе или о Святом Духе, о Матери Божией, о Святых или о тебе - моем духовном отце". Все эти богохульства и грехи не наши - они происходят от диавола. Поэтому нам нет нужды расстраиваться еще и из-за грехов диавола. Когда я был новоначальным монахом, диавол какое-то время приносил мне хульные помыслы - даже в церкви. Я очень расстраивался.

Диавол внушал мне скверные помыслы о Святых, [в качестве исходного материала] используя те сквернословия и похабщину, которые я слышал от других, будучи в армии. "Эти помыслы от диавола, - вразумлял меня мой духовник. - Раз человек расстраивается из-за скверных помыслов о святыне, которые у него появляются, это уже доказывает, что они не его собственные, а приходят извне". Но я продолжал расстраиваться.

Когда приходили хульные помыслы, я уходил молиться в придел Честного Иоанна Предтечи, прикладывался к его иконе, и она благоухала. Когда скверные помыслы приходили снова, я опять спешил в Предтеченский придел, и от иконы вновь исходило благоухание. Во время одной Божественной литургии я был в приделе и молился. Когда певчие запели "Святы́й Бо́же" Нилевса, я со своего места стал тихонько подпевать.

Вдруг я увидел, как через дверь, ведущую в притвор главного храма, в придел вваливается огромный страшный зверь с головой пса. Из его пасти и глаз извергалось пламя. Чудовище повернулось ко мне и, раздраженное тем, что я пою "Святый Боже", дважды злобно погрозило мне лапой. Я бросил взгляд на монахов, молившихся рядом со мной: может быть, они тоже видели [зверя]? Нет, никто ничего не заметил. Потом я рассказал о случившемся духовнику. "Ну, видел, кто это был? - сказал мне духовник. - Это он самый и есть. Теперь успокоился?"

- Геронда, а всегда ли человек понимает, что его помысл является хульным?

Он понимает это, если работает головой, которую дал ему Бог. Например, некоторые задают мне вопрос: "Геронда, как возможно существование адских мук? Мы огорчаемся, видя человека, сидящего в тюрьме, что же говорить о тех, кто мучается в аду!" Однако такие рассуждения - хула на Бога. Эти люди выставляют себя более праведными, чем Он. Бог знает, что делает. Помните случай, рассказанный Святым Григорием Двоесловом? Однажды епископ Фортунат изгнал нечистого духа из бесноватой женщины.

Изгнанный бес принял образ нищего, вернулся в город и стал обвинять епископа. "Немилосердный изгнал меня!" - кричал он. Один человек, услышав эти крики, пожалел "несчастного": "Что за нелегкая дернула его тебя выгнать! Как он мог на такое пойти! А ну, давай, заходи ко мне в дом". Диавол вошел в его дом и вскоре попросил: "Подбрось в очаг дровишек, а то я зябну". Хозяин положил в огонь толстые поленья, пламя весело загудело. А когда огонь разгорелся как следует, диавол вошел в ребенка хозяина дома.

В припадке беснования несчастный прыгнул в огонь и сгорел. Тогда хозяин понял, кого изгнал епископ и кого он принял в свой дом. Епископ Фортунат знал, что делал, когда изгонял нечистого духа из бесноватой.

Откуда происходят хульные помыслы

- Геронда, не могли бы Вы рассказать нам что-нибудь о добром равнодушии?

Доброе равнодушие необходимо человеку чрезмерно чувствительному, которого мучает разными помыслами тангалашка (так Старец называл диавола). Такому человеку хорошо бы стать немного бесчувственным - в положительном смысле этого слова - и не копаться в помыслах определенного рода. Кроме того, доброе равнодушие необходимо человеку, которого диавол, желая вывести из строя, сделал чрезмерно чувствительным в отношении какого-то конкретного дела или явления - хотя обычно такой человек чрезмерной чувствительностью не страдает.

И такому человеку на какое-то время поможет доброе равнодушие. Однако за ним должен наблюдать духовник. Ему нужно открывать свой помысл духовнику и быть под его наблюдением. В противном случае он может потихоньку стать безразличным ко всему и впасть в противоположную крайность - превратиться в совершенно равнодушного человека.

- Геронда, почему, когда я впадаю в печаль, у меня появляются хульные помыслы?

Смотри, что происходит: видя тебя опечаленной, тангалашка пользуется этим и подсовывает тебе мирскую карамельку - греховный помысл. Если ты в первый раз падешь [приняв этот помысл-карамельку], то в следующий раз он расстроит тебя еще больше и у тебя не найдется сил ему сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться чем-то духовным. Духовное занятие поможет тебе выйти из этого состояния.

- Геронда, я очень мучаюсь от некоторых помыслов...

- Они от лукавого. Будь мирна, и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол, пользуясь твоей чувствительностью, внушает тебе [привычку] придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он "приклеивает" к ним твой ум, и ты понапрасну мучаешься. К примеру, он может принести тебе скверные помыслы о матушке-игуменье или даже обо мне.

Оставляй эти помыслы без внимания. Если отнестись к хульному помыслу хоть с немногим вниманием, он может тебя измучить, может тебя сломать. Тебе необходимо немного доброго равнодушия. Хульными помыслами диавол обычно мучает благоговейных и очень чувствительных людей. Он преувеличивает их падение [в их собственных глазах] с тем, чтобы ввергнуть их в скорбь.

Диавол стремится низвергнуть их в отчаяние, чтобы они покончили с собой, если это ему не удается, то стремится, по крайней мере, свести их с ума и вывести из строя. Если же диаволу не удается и это, то ему доставляет удовольствие навести на них хотя бы тоску, уныние.

Как-то я повстречал человека, который постоянно плевался. "Он одержим бесом", - сказали мне про него. "Да нет, - отвечаю, - бесноватые так себя не ведут". И действительно, как я достоверно узнал потом, этот бедолага не провинился настолько, чтобы стать одержимым. Он рос сиротой и отличался чувствительностью, впечатлительностью.

Вдобавок у него был помысл "слева" и немного болезненное воображение. Диавол все это разжег и стал приносить ему хульные помыслы. И когда он их приносил, несчастный сопротивлялся, подскакивал и, желая избавиться от хульных помыслов, "выплевывал" их. А те, кто наблюдали за этим со стороны, думали, что он одержим бесом. Вот так: впечатлительный бедолага выплевывает хульные помыслы, а ему говорят: "Ты одержим бесом!"

Часто хульные помыслы приходят человеку и по зависти диавола. Особенно после всенощного бдения. Бывает, что от усталости ты падаешь как мертвый и не можешь противодействовать врагу. Вот тогда-то злодей диавол и приносит тебе хульные помыслы. А потом, желая тебя запутать или ввергнуть в отчаяние, начинает внушать: "Да таких помыслов и сам диавол не принесет! Теперь ты не спасешься". Диавол может принести человеку хульные помыслы даже на Святаго Духа, а потом сказать, что этот грех - хула на Святаго Духа не прощается.

- Геронда, а может ли хульный помысл прийти по нашей собственной вине?

Да. Человек может и сам дать повод для прихода такого помысла. Если хульные помыслы не вызваны чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и тому подобного. Поэтому, если, подвизаясь, вы имеете помыслы неверия и хулы, знайте, что ваше подвижничество совершается с гордостью.

Гордость омрачает ум, начинается неверие, и человек лишается покрова Божественной Благодати. Кроме того, хульные помыслы одолевают человека, который занимается догматическими вопросами, не имея для этого соответствующих предпосылок (т.е. духовных предпосылок - благоговения, смирения, послушания Церкви или предпосылок внешних - образования, способностей, знания греческого языка и т.п.).

Презрение к хульным помыслам

- Геронда, Авва Исаак говорит, что мы побеждаем страсти "смирением, а не превозношением" (в русском переводе: "Когда препобедишь страсти смирением, а не превозношением"). Презрение к какой-то страсти, превозношение [над ней] и презрение к хульным помыслам - это не одно и то же?

Нет. В презрении страсти есть гордость, самоуверенность и - что хуже всего - самооправдание. То есть ты оправдываешь себя и "отказываешься" от свой страсти. Ты словно говоришь: "Эта страсть не моя, она не имеет ко мне никакого отношения" - и неподвизаешься, чтобы от нее освободиться. А вот хульные помыслы мы должны презирать, потому что, как я уже говорил, они не наши, а от диавола.

- А если человек притворяется перед другими, что имеет какую-то страсть, например, изображая себя чревоугодником, то тем самым он насмехается над диаволом?

В этом случае он "лицемерит добрым лицемерием", но это не насмешка над диаволом. Ты насмехаешься над диаволом, когда он приносит тебе хульные помыслы, а ты поешь что-то церковное.

- Геронда, как прогнать хульный помысл во время богослужения?

Песнопением. "Отве́рзу уста́ моя́..." (начальные слова ирмоса первой песни канона Благовещению Пресвятой Богородицы). Ты что, не умеешь петь по нотам? Не расковыривай этот помысл, отнесись к нему с презрением. Человек, который стоит на молитве и собеседует с такими помыслами, подобен солдату, который отдает рапорт командиру и при этом раскручивает гранату.

- А если хульный помысл не уходит?

Если он не уходит, знай, что где-то в тебе он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство - это презрение к диаволу. Ведь за хульными помыслами прячется он - учитель лукавства. Во время брани хульных помыслов лучше не бороться с ними даже молитвой Иисусовой, потому что, произнося ее, мы покажем свое беспокойство и диавол, целясь в наше слабое место, будет обстреливать нас хульными помыслами без конца. В этом случае лучше петь что-то церковное.

Смотри, ведь и малые дети, желая показать презрение своему сверстнику, перебивают его речь разными песенками вроде "тру-ля-ля". То же самое следует делать и нам по отношению к диаволу. Однако будем показывать свое презрение к нему не мирскими песенками, а священными песнопениями. Церковное пение - это не только молитва к Богу, но и презрение к диаволу. Таким образом, лукавому достанется на орехи и с одного и другого бока - и он лопнет.

- Геронда, находясь в таком состоянии, я не могу петь. Даже ко Святому Причащению мне подходить не легко.

Это очень опасно! Тангалашка загоняет тебя в угол! И пой, и причащайся - ведь эти помыслы не твои. Окажи мне послушание хотя бы в этом [во время брани помыслов] пропой один раз "Достойно есть", чтобы тангалашка получил то, что ему причитается, и пустился наутек. Я не рассказывал тебе об одном афонском монахе? Двенадцатилетним сиротой он пришел на Святую Гору. Лишившись любви своей матери по плоти, он всю любовь отдал Матери Божией.

Он питал к Ней такие же чувства, как к своей родной матери. Если бы ты видела, с каким благоговением он прикладывался к иконам! И вот враг, сыграв на этой любви, принес ему хульные помыслы. Несчастный даже к иконам прикладываться перестал. Его Старец, узнав об этом, взял его за руку и заставил приложиться к ликам и рукам Пресвятой Богородицы и Спасителя на Их иконах. Сразу же после этого диавол пустился в бегство. Конечно, лобызать Божию Матерь и Спасителя прямо в лик - это, некоторым образом, дерзко. Но Старец заставил монаха сделать это, чтобы прогнать мучавшие его помыслы.

В каких случаях мы виновны в хульных помыслах сами

- Геронда, когда я испытываю приражение хульного помысла, но без сосложения с ним, то ложится ли на меня вина? (в аскетическом лексиконе "приражением" называется помышление ума или движение сердца, не сопровождаемое образами. Появление и замедление греховных образов и мечтаний свидетельствует о "сосложении" с помыслом, которое является внутренней уступкой греху и требует уврачевания покаянием.)

Если ты огорчаешься и не принимаешь этого помысла, то вины нет.

- Геронда, а когда человек виновен в хульном помысле?

Он виновен, если не огорчается, что имеет такой помысл, а сидит [сложа руки] и собеседует с ним. И чем больше он будет принимать хульные помыслы, тем большему диавольскому смятению подвергнется. Ведь, разглядывая появившийся хульный помысл и собеседуя с ним в уме, ты в малой степени подвергаешься беснованию.

- А как прогнать такие помыслы?

Если человек огорчается, что такие помыслы к нему приходят и не собеседует с ними, то, не получая пищи, они отпадают сами собой. Дерево, которое не поливают, засохнет. Однако, начав хотя бы немного услаждаться этими помыслами, он дает им пищу, "поливает" своего ветхого человека. В этом случае помыслы "отсыхают" нелегко.

- А со мной, Геронда, иногда случается следующее: я принимаю хульные помыслы, сослагаюсь с ними, потом понимаю это, но уже не могу их прогнать.

Знаешь, что с тобой происходит? В какой-то момент ты на что-то отвлекаешься, рассеиваешься и с разинутым ртом начинаешь считать ворон. Тогда к тебе подкрадывается тангалашка и вбрасывает в твой разинутый рот карамельку. Ты начинаешь вращать ее во рту, чувствуешь ее вкус, и тебе уже тяжело ее выплюнуть. Нужно выплевывать сразу - едва-едва почувствуешь ее "сладость".

- Геронда, а если я ненадолго принимаю появившийся хульный помысл, но потом его прогоняю?

В этом случае диавол дает тебе леденец, ты его выплевываешь - но не сразу, а спустя какое-то время. Выплевывать нужно немедленно. В противном случае, обманув тебя вначале с помощью леденца, диавол впоследствии напоит тебя горьким зельем и поглумится над тобой.


Ставятся ли в вину навязчивые богохульные мысли ?

Здравствуйте, батюшка! Скажите, ставятся ли навязчивые богохульные мысли в грех? Или это просто, как говорят психотерапевты, обсессивное расстройство? Спасибо. Анна.

Анна, такие мысли чаще всего бывают при нападениях диавола. То есть это не Ваши мысли, но вражьи. Другое дело, что могут быть и определённые причины, почему нападение такого рода стало возможным или усилилось. Правда, разобраться в этих причинах не всегда легко, а иногда даже и опасно. Безопасней просто каяться, исповедоваться в том, что осознаём как грех, а также просить избавления от этой мысленной брани. В том числе просить помощи и избавления от подобных нападений в Таинстве Причащения. И вообще относиться к этому, как к стихии, буре, грозе, которые лучше перетерпеть, переждать, но не впадать в панику. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк 21:19).

Как бороться с помыслами?

Расскажите, пожалуйста, о борьбе с помыслами: во-первых, на молитве, во-вторых, когда идут мысленные наветы на ближнего: и чувствуешь, что это ложь, но она навязывается помыслами.

По общепринятому в святоотеческой письменности мнению, помыслы, возникающие и действующие в сфере нашего сознания, имеют своим корнем проявления тех или иных страстей. Святитель Григорий Нисский учит, что все они произрастают из худого делания ума . Многообразие страстных помыслов можно разделить на три основные категории: нечистые, или плотские; злые, или лукавые; а также помыслы кощунственные, или богохульные.

Нечистые помыслы присущи чувственному вожделению, лукавые свойственны злой воле, кощунственные в особенности одолевают омрачённый разум. Иными словами, дьявол нападает, внушая именно те помышления, какие в силу укоренённости той или иной страсти получили бы в нас наибольшее греховное развитие. По слову преподобного Макария Египетского, душа, не причастная Божественной благодати, наполняется великим злосмрадием нечистых и лукавых помыслов. Только в процессе духовно-нравственного преображения человека Святой Дух руководит им посредством достойных души помыслов, благих, чистых и святых.

Таким образом, сама способность владеть умом (в святоотеческой письменности - «хранение ума») есть дар Божий и приобретается всецелой обращённостью ко Христу, исполнением Его заповедей. Всякая молитвенная «техника» окажется безрезультатной, если не иметь в виду этого главного условия духовного преуспеяния. У священника Александра Ельчанинова есть такие слова: «Молитва - искусство; неправильно поставленная молитва усиливает внутренний хаос, особенно у нервно-неустойчивых людей». А один из лучших русских аскетических писателей отмечает: «Приготовлением к молитве служат непресыщенное чрево, отсечение попечений мечом веры, прощение от искренности сердца всех обид, благодарение Богу за все скорбные случаи жизни, удаление от себя рассеянности и мечтательности, благоговейный страх…» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Дух молитвы новоначального. Аскетические опыты. Т. 2).

В святоотеческой литературе особо исследуются стадии постепенного воздействия страстного помысла на душу человека. Если за так называемый прилог человек не несёт нравственной ответственности, то внимание к тому или иному помыслу, сочетание ума с ним, услаждение и дальнейшее пленение означают явное склонение нашей воли ко греху. Наиболее эффективным является отсечение помысла, или прилога, ещё до того, как он получил развитие в нашем уме. «Исходя из реальной опасности медления в помысле, за которым неизменно следует услаждение, желание и пленение, делающие победу над страстью всё более трудной и всё менее вероятной, поэтому святые отцы категорически запрещают останавливаться умом на страстных помыслах» (Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие).

Что касается злых помыслов или мысленных наветов на ближнего, то необходимо прибегать к самой серьёзной молитве с просьбой избавить именно от этого зла. Очень важно научаться терпению и стараться не проявлять внешним образом раздражения или неприязни - этих следствий внутренней брани. Если мы не научимся этому, то не сможем приступить к борьбе с внутренними проявлениями страстей. Но без помощи Божией, одними человеческими силами в мысленной брани не обойтись. Нельзя и самостоятельно браться распутывать собственные помышления, разбирать, какое именно они имеют происхождение, ибо «различение помыслов» есть высокий духовный дар.

Святые отцы советовали относиться к мысленной брани как к некой данности и не бороться с её проявлениями один на один, но, имея упование на милость Божию и осознавая свою немощь, научаться трезвению и решимости в исполнении евангельских заповедей. «Молитва твоя да будет постоянною жалобою на насилующий тебя грех. Углубись в себя, раскрой себя внимательною молитвою - увидишь, что ты точно вдовствуешь в отношении ко Христу по причине живущего в тебе греха, тебе враждебного, производящего в тебе внутреннюю борьбу и мучение , соделывающего тебя чуждым Богу» (Святитель Игнатий (Брянчанинов). Там же).

Как избавиться от мысленной
брани на Господа?

Батюшка! Не знаю, что делать и как избавиться от этой напасти! Дело в том, что на меня как будто что-то находит, а именно, брань в мыслях, брань на Господа Иисуса Христа. Я понимаю сердцем, что я думаю не то, что это хула на Господа. Мне только в церкви становится лучше, как будто отпускает, потом снова начинается. Я очень надеюсь на Ваш совет. Мне кажется, как будто дьявол вцепился в меня и не хочет отпускать. Знаю: он наводил такое же на Серафима Саровского. Может, ему молиться, чтобы избавил меня от этого. Простите меня. Максим.

Уважаемый Максим! Мысленная хульная брань не есть новость и далеко не на одного преподобного Серафима Саровского нападал и нападает враг рода человеческого. Причины этого могут быть различными, но одна из них та, что, видя хоть какое-то обращение человека ко Христу, к спасению, видя то, что мы положили начало покаянию и стараемся выйти из-под его полной власти, диавол и ополчается, и нападает именно с такими помышлениями. Причём, действительно, иногда Бог попускает действовать диволу с особо заметной для нас силой для того, чтобы мы поняли, как пленил нас грех и с кем в лице диавола мы имеем дело. Однако не надо паниковать и отчаиваться! В любом случае, каков бы ни был опыт Вашей церковной жизни, прежде всего обратите внимание на регулярные исповедь и причащение. Старайтесь причащаться за Литургией не реже, чем раз в месяц и каждый раз усиленно просите у Бога помощи и избавления от того, что Вас в тот момент беспокоит . Тревожит, преследует, как сейчас, такого рода мысленная брань? Вот и просите Господа избавить от неё в приобщении Его евхаристических Тела и Крови. Если будете это делать с верой и покаянием, то увидите, что помощь Божия не замедлит!

Греховны ли блудные мысли?

Вопрос о блудных помыслах. Если в воображении возникают эротические сцены с любимым человеком (мы не женаты), это плохо? Я поясню: я представляю, будто мы уже поженились и вступаем в близость. Но ведь я не планирую таких отношений до брака, и в моих фантазиях мы женаты. Является ли это блудными помыслами? Ведь я не помышляю блуда с этим человеком , я хочу стать его женой.

Эротические фантазии, которые начинают вдруг владеть умом и сердцем, не угодны Богу, потому что вне контекста конкретных супружеских отношений они бесплодны и подобны попыткам самоудовлетворения, весьма разрушительного для человеческой личности по той причине, что дают простор для безграничного и безудержного развития страстных фантазий. Последние, не находя реализации, порой толкают человека к разного рода извращениям, а то и к преступлениям на сексуальной почве. Можно ещё здесь добавить и то, что созданный по образу Божьему человек скрывает в себе великую силу, массу энергии, которая, если её не направить в нужное русло, может быть разрушительной и для себя самого и для других. Евангельская истина даёт нам прямую возможность распорядиться собой и силами наших душ наиболее лучшим спасительным образом, хотя это и требует узкого христианского пути. Свободный выбор, впрочем, здесь остаётся за нами.

Почему благочестивый человек восстаёт в мыслях на другого благочестивого человека?

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, почему когда я у себя дома зажигаю свечу, нормально себя чувствую, спокойно, а когда у сестры дома горит свеча, то меня начинает что-то тревожить и злить. Я начинаю нервничать. Что это такое и что мне делать? Андрей.

Скорей всего, это просто такое искушение от диавола, потому что именно этот персонаж и является источником всякого зла, смущения, тревоги и злости. Как говорят святые отцы, диавол имеет к нам доступ через наши грехи и страсти, особенно через те, к которым и видит в нас склонность . Если диавол замечает, что у Вас есть склонность конфликтовать с сестрой, то он и будет на уровне ощущений моделировать те или иные ситуации, чтобы данную конфликтность умножить или раздуть. Может и использовать при этом благочестивые предлоги. Это тоже вполне в стиле духов злобы. Апостол Павел говорит: «Сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор11:14–15). В общем, будьте осторожны с такого рода ощущениями: отгоняйте их молитвой, отсекайте, не давайте развиваться, не прислушивайтесь к ним. Будем воинами Христовыми, а не служителями собственных страстей!

Нужно ли бороться
с ощущениями святости в себе?

Батюшка! Недавно была в гостях у блаженной Матронушки в Покровском монастыре, где всё было знакомо и узнаваемо до мелочей. Вошла в храм и обомлела вся, чудо какое-то случилось со мной. Слёзы полились рекой, радостью переполнилась душа. Но почему я этого удостоилась, великая грешница? Чем больше исповедаюсь, тем больше вижу свои грехи. Каюсь и опять грешу. Не могу себя победить. Вера мне даётся очень тяжело: через болезнь детей, смерть внука, пьющего мужа. Молюсь за них за всех, за всех прошу у Бога прощения. Они неверующие. Порой силы оставляют меня, и только Иисусова молитва помогает мне. К сожалению, с батюшкой в нашем приходе я не смогла найти понимания, наверное, грешна очень. Извините за крик души. Ирина.

Уважаемая Ирина! Одной из важнейших добродетелей для христианина святые отца называют духовное трезвение, духовную рассудительность. Мы должны быть благодарны Богу за сам дар жизни и за дар веры, которая у нас есть. С верой во Христа, если не отступать от Него, от Спасителя, можно всё выдержать, перенести любые нестроения, в том числе и неверие ближних и, как Вы говорите, непонимание священника, отчего тоже никто не застрахован. И в этом смысле те или иные ощущения или своего рода личные откровения, исходящие, как нам порой кажется, от Бога, на самом деле не являются критериями истины. Да, это может служить своего рода утешением. Иногда, действительно, это исходит от Бога. Но если на разных видениях или ощущениях излишне концентрировать своё внимание, можно уйти совсем не в ту сторону и попасть в сети духовного опьянения, внутренней душевной нетрезвости, когда сердце начинает искать не покаяния, не борьбы с грехом, не молитвы, а различных ощутительных явлений, знамений и утешений. Святые отцы, опытно проходившие путь настоящей аскетики и спасения, от такого рода увлечений категорически предостерегают. Как себя надо вести в тех случаях, если мы почувствовали или увидели что-то необычное или даже сверхъестественное? Не принимать и не отвергать, как и говорят святые отцы. Ну есть и есть, было и было. И, действительно, если от этого не перестал быть менее грешным, то много ли в том пользы ? Настоящее же присутствие Бога в нас (Его благодати) - это мир душевный, или, как говорит Апостол: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал 5:22). Вот этого нам, христианам, и надо искать, а разного рода ощущения или даже видения, если вдруг посещают, пусть остаются на самом заднем плане. Так оно трезвее и спасительней.

Здравствуйте! Что делать, если покрестилась во второй раз? На этот шаг я пошла осознанно. И после крещения моя жизнь изменилась. Сейчас я пребываю в какой-то необъяснимой для меня гармонии. Я стала каждый день встречаться с Богом. Мой внутренний голос постоянно с Богом говорит. Я пошла на это, потому что не хотела никакой порчи и т.д. Мне тридцать лет, и я полностью отреклась от создания личной жизни, хотя до этого мозги работали по-другому: хотела иметь возле себя много мужчин и удовлетворять свои физические потребности. Я не замужем, а сейчас я развиваюсь в области науки. Но запуталась в делах житейских. Многие говорят, что я должна создать семью, отдать себя детям, мужу для того, чтобы исполнять библейские заповеди, где сказано: «Плодитесь и размножайтесь». Если это грех, то как мне вернуть всё на круги своя? С глубоким уважением. Благодарю Вас заранее. Екатерина.

Честно говоря, Екатерина, мне думается, что Вы излишне мудрите. Нужно несколько более трезво взглянуть на себя и на то, что с Вами происходит. И, думается, что есть нужда обязательно выходить замуж. Если Вы в принципе не желаете жизни в браке, это Ваше право и грехом не является. Цель земной жизни не есть обязательный брак и продолжение рода, этой целью является спасение от греха для жизни вечной, вхождение в Царство Небесное. Для этого вовсе не обязательно предпринимать какие-либо необычные внешние действия (к примеру, креститься второй раз, поскольку это в принципе не принято в канонической практике Церкви). Для этого нужно прийти в такое внутреннее устроение души и сердца, при котором ничто (ни гордость, к примеру, ни гнев, ни осуждение других) не препятствовали бы общению с Богом. И вот здесь несколько настораживает то, что Вы будто каждый день встречаете Бога и Ваш внутренний голос постоянно с Богом говорит. Но прямое общение с Богом не такое простое, как это иногда может показаться, дело. Святые отцы, на практике постигшие, что это такое, предупреждали, какие большие опасности подстерегают на этом поприще людей, в молитве ещё неопытных, говорили об опасности так называемой «духовной прелести». Святые говорят об этом состоянии, как о высшей и очень тонкой форме лести , то есть обмане прельщаемого, как о «повреждении естества человеческого ложью». Прельщённому человеку может казаться, что он достиг определённых духовных высот, личной святости, что он общается с ангелами или святыми, удостоился видений или даже способен творить чудеса. Но на самом деле впавшему в духовную прелесть могут являться демоны, выдающие себя за ангелов или святых. Фактически, в таком состоянии человек очень легко принимает ложь, являющуюся следствием внушения, за истину. Поэтому советую Вам быть максимально осторожными с голосами и ощущениями и лучше всего прийти со всем этим на исповедь.

Что делать, если у тебя
появляются помышления?

Батюшка, простите за вопрос, который я Вам задам, но мне не даёт покоя. Я сегодня была в церкви и, когда подошла к одной иконе, то подумала: «Какая странная икона». Я сразу же испугалась такой мысли и осенила себя крестом, крест у меня получился нелепый, мне стало стыдно за такое махание руками. Я думаю, что я согрешила. Батюшка, я хочу исповедать этот грех. Подскажите, как он называется. Это, наверное, осквернение святыни? Или мне на исповеди подробно всё описывать? Заранее спасибо. Лилия.

Уважаемая Лилия! Вряд ли это можно прямо назвать осквернением святыни, скорее, это проявления того , что в святоотеческой аскетике называется мысленной бранью, то есть мысленная и чувственная стихия, которой мы не в состоянии вполне управлять из-за нашей общей греховности. Святые отцы говорят о том, что обычного человека посещают три рода мыслей: от Бога, от самого человека и, увы, от диавола. И наше проблема в том, что мы, будучи грешниками, не имеем над этими мыслями власти, даже и не в состоянии определить, какая мысль какое именно происхождение имеет. Более того, обычному человеку распутывать весь клубок помышлений нельзя! Это просто опасно, поскольку можно и вовсе запутаться и даже душевно повредиться, ведь диавол - великий путаник. Он часто к нам и подступает с желанием нас смутить и запугать. Поэтому святые отцы рекомендуют навязчивые, богохульные, нечистые, осуждающие, смущающие и т.д. помыслы просто отсекать, не обращать на них внимание, не давать развиваться, молясь Богу, словно бы говоря Ему: «Господи, Ты видишь, что эти мысли осаждают меня и я не в состоянии с ними разобраться, поэтому избави меня от них или разберись с ними Сам!» В общем, порой нужно относиться к мыслям, как к стихии (дождь, снег, ветер, буря, гроза), на которую мы повлиять не можем, но которую можем перетерпеть, стараясь при этом не оставлять своих прямых обязанностей. Что касается исповеди, то Вы имеет право исповедовать и смущающие мысли, однако важней научиться молитвенно отгонять эти мысли в тот момент, когда они приходят, прося у Бога помощи и , что ни маловажно, не впадая в панику.

ПОМОЩЬ БОЖИЯ ПРИДЁТ

Как научиться терпению, если муж оскорбляет и унижает тебя?

Здравствуйте! Помогите мне понять, как вести себя так, чтоб было угодно Богу. Близкий человек унижает, оскорбляет нецензурными словами, при этом не желает реагировать на мои просьбы не делать этого. После очередного такого на меня давления я начинаю болеть, и длится моё недомогание не один день. Бывает так, что и разговаривать не могу. В таком состоянии нет сил вставать на молитвенное правило, поэтому слушаю лежа по компьютеру молитвы, церковные песнопения. Расскажите мне, пожалуйста, о терпении. По Евангелию, через терпение с любовью мы стяжаем дух смирения. А если у нас мнимое терпение, то есть без любви, то со временем накапливаются обиды, злость к человеку, что приводит к адской душевной боли. Понимаю, что это состояние отдаляет от Бога. Мы должны прощать, чтоб и Господь нас простил. Как мне научиться терпеть с любовью и угодить Богу. С уважением, Елена.

Уважаемая Елена! В принципе Вы, конечно, правильно ставите вопрос о необходимости терпения , потому что терпение - истинно та добродетель, которая способствует обретению спасения как такового. Христос ясно говорит: «Претерпевший же до конца спасётся» (Мф 24:13), однако можно здесь заметить ещё и следующее. Истинное терпение должно осуществляться с верой, быть благодатным. Для этого в трудных обстоятельствах в особенности нужно искать помощи Божией и стараться не унывать, поскольку уныние или депрессия не есть проявления терпения, но, скорее, наоборот. Кроме того, современное церковное право указывает на то, что, если неадекватное поведение одного из супругов являет собой прямую угрозу для жизни и здоровья другого, то это может быть уважительной причиной для развода. То есть осуществление терпения в нашей жизни не есть задача совершения чего-то невозможного, но того, что осуществимо с помощью Божией, хотя и может казаться, что всё это сверх обычных человеческих сил. К сожалению, порой бывает так, что по гордости, мы больше надеемся на себя, замыкаемся на себе, а о помощи Божией забываем. Печальными следствиями этого бывают душевные надрывы, уныние, а то и психические расстройства. Постарайтесь быть в этом плане максимально острожной в отношениях с мужем, старайтесь не таить и не культивировать обиды, а главное - просите у Бога терпения и смирения, в особенности когда приступаете за Литургией к Чаше Христовой.

Как обрести душевную радость
и избавиться от беспокойства?

Здравствуйте, я получила ответ на Ваше письмо! По мере сил молюсь Матери Божией о помощи и Господу нашему о вразумлении мужа моего, тем более что развода он не даст. Посещает мысль, что Господь всё знает и видит, потому и попускает мне эти испытания. Понимаю, что во благо, но у меня такое чувство, что я скатываюсь вниз, Господь оставил меня. Что-то не так в моей жизни, что-то я упустила. Постоянно в храме подаю записки о здравии не только за родных, но и за обидчиков, надеюсь, что Господь, увидев мою немощь, будет милостив и ко мне грешной. Вчера на празднике Успения Пресвятой Богородицы причастилась, получила облегчение телесное. Но в душе какая-то неудовлетворённость, беспокойство, нет той душевной радости, облегчения, которая бывает после исповеди. Батюшка, к сожалению, не знаю Вашего имени, помолитесь за меня грешную. Храни Вас Господь! Елена.

Елена! Душевная радость и ясность даются не сразу, всё это требует определённой укоренённости в духовной жизни. Поэтому ждать или требовать от Господа, чтобы он всё расставил у нас в душе по местам после одного Причастия несколько наивно, ведь у нас в душе столько всего нами самими же напутано, так что за один раз невозможно, как говорил святитель Феофан Затворник, «с Богом расквитаться»! Нет, цель другая: не просто стать хорошими и правильными, но всецело прилепиться к Богу, как малые дети к любящим родителям. Вот если будет в нас именно такое постоянное стремление к Богу, тогда придут к нам и мир в душе, и духовная ясность!

Как научиться не обижаться?

Здравствуйте, батюшка! Благословите! Я обидчивая. Хочу не обижаться на людей. Мне тридцать лет. А я до сих пор держу в душе обиду на свою бабушку. Нас две сестры, я - младшая. Помню, что в детстве всегда говорили, будто моя старшая сестра добрей, и лучше, и щедрее, а я всегда была, по словам моей мамы и бабушки, жадной, незаботливой, ворчливой. Главное ощущение из моего детства: в детстве было всё плохо, никто меня не любил, никто не понимал, друзей не было. Вышла замуж. Вот тут и началась моя встреча с Богом и путь к Нему. Как научиться не обижаться? Читала и слушала проповеди, но пока всё равно страдаю этим грехом. А бабушка - это особенный случай. Не могу простить ей. Это по папиной линии бабушка . Мама её очень не любит, всегда ругается, злится на неё. Бабушка на самом деле хитрила много и обижала. Чужих людей обманывала, маму обманывала. Как мне простить ей её нелюбовь ко мне? Как мне справится с обидами? Спаси Вас Господь! Наталья.

Уважаемая Наталья! В таких сложных случаях важно само усилие, которое мы можем с Божией помощью проявлять в плане преодоления обид и осуждения. Почти не бывает так, чтобы обида культивировалась в течение многих лет, а потом вдруг в одночасье исчезла. Как правило, то, что отравляет в душе жизнь долгое время, требует длительного лечения. Другое дело, что к самому лечению, к лекарству от греха, нужно прибегать. Думаю, что, будучи верующим человеком, Вы и сами понимаете, что таким лекарством является Христос. Однако для многих из нас, христиан, оказывается то, что, имея это понимание, мы всё же плохо с собственными грехами или страстями боремся, но склонны или ожидать немедленных результатов, или вообще пребывать в некой духовной пассивности, хотя, казалось бы, имеем во Христе и Его Церкви всю полноту благодати и помощи Божией. Увы, такова наша общая греховная инерция, которую можно выразить словами одного поэта: «От жажды умираю над ручьём». Так вот, всё же у нас есть возможность стараться не умирать от духовной жажды возле источника благодати, но черпать из него постоянно - во все дни нашей земной жизни. Применительно к той проблеме, о которой Вы говорите, это может означать регулярное обращение к Богу с просьбой ослабить имеющееся чувство обиды, постепенно изгнать его из сердца. Неплохо просить об этом же, когда приступаем за Литургией к Чаше Христовой. Не повредит и регулярная молитва о тех, на кого в сердце ещё таится обида! Помощи Божией в этом!

Как избавиться от депрессии
и пустоты в душе из-за отсутствия личной жизни?

Здравствуйте, батюшка, помогите, пожалуйста! У меня никак не складывается личная жизнь. Меня все бросают, я никому не нужна. Были как-то отношения полтора года, но парень бросил, нашёл другую. Я очень сильно переживала, потому что любила его. После него три года не было серьёзных отношений, никому не могла доверять. Да и знакомиться мне трудно, очень скромная, могу раскрыться только после некоторого общения, а парни таких не любят, им нужны девушки пораскованней. Вот недавно познакомилась с парнем. Всё было хорошо, он относился ко мне совсем по-другому, по-доброму, но спустя четыре месяца пропал, стал избегать меня, игнорировать, сказал, что я ему не нужна, что он меня не любит. Сейчас он общается с моей подругой, которая дружит с его знакомым, они теперь все вместе общаются, а меня все бросили. Зачем им человек, с которым скучно ! В душе такая пустота, депрессия, как мне его забыть, так хочется быть с ним, но это невозможно, я же не могу заставить меня полюбить! Помогите, пожалуйста, есть ли какие молитвы, и как попросить у Бога помощи в такой ситуации! Екатерина.

Уважаемая Екатерина! Очень многое всё-таки зависит от нашей веры, а не от формы или количества слов в молитве. Действительно, невозможно заставить кого-либо себя полюбить. Да и что в таком случае подразумевается под любовью как таковой? Если страстная привязанность и желание обладать другим человеком, желание получать от него одно только удовольствие, то такая любовь чаще всего бывает непрочной и скоропроходящей… и, увы, после разочарования оборачивается нешуточными драмами, а то и трагедиями. Поэтому искать нужно не любви любой ценой, а единства и служения Богу и друг другу в законном браке, что даётся Богом тогда, когда Ему это угодно, когда Сам Бог видит, что применительно к конкретным людям, Его чадам, действительно, это возможно.

Одно из таких искушений - нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться.

Вражьи прилоги

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас мучают:

«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за не считает, тогда и помыслы исчезают» .

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его, надеется на Него, - мыслить хулу на Него? Очевидно, не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, - тогда весь он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

К хульным помыслам относятся и помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит о Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не соглашается, а только враг наводит на помысл неверия. Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему повод к приступу. А когда будешь презирать это и не считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и неверия, имея в виду одно: никого не судить и не осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца, наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах, направленных против самого старца, преподобный Антоний отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так: “Весть Господь помышления человеческая, яко суть суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных помыслов с ругательствами пьяного человека, который встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти, будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще что-нибудь, а теперь вот это…» - обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя, знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются за наше превозношение, высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут. Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины - грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других. Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких помыслов человек получит, если смирится, покается и удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Уважаемый читатель!

Данный материал собран из Святоотеческой литературы, размещенной в свободном доступе в сети Интернет как отдельно (отрывками), так и целыми электронными книгами, объемы которых очень велики для современного читателя, привыкшего, как правило, улавливать лишь поверхностную суть. Автор настоящего проекта систематизировал и отобрал материал, насколько это возможно, выделив самое главное, ориентируясь на свою точку зрения.

Создатель данного проекта не претендует на авторство представленных материалов и настоятельно рекомендует заинтересованным читателям приобрести в печатном виде полные версии Святоотеческих трудов. Использованные источники указаны в специальном разделе нашего сайта «Рекомендованная литература и источники», кроме того, каждую книгу мы сопроводили небольшой рецензией, полезной для всех неравнодушных читателей.

О хульных помыслах

Хульные помыслы.... Когда приходят на ум скверные картинки о Христе, Божией Матери, Святых, о чем -то Божественном Святом или даже о духовном отце. Эти помыслы пересказывать никогда и не нужно. Все эти богохульства и грехи не наши — они происходят от диавола. Поэтому эти грехи нужно исповедовать с общих фразах, без пояснения и мелочей.

Доброе равнодушие полезно человеку очень чувствительному, который мучается различными помыслами.

Когда я печалюсь — хульные помыслы.

Что происходит: видя тебя опечаленным, бес пользуется этим и подсовывает тебе греховные помыслы. Если ты первый раз примешь его, то в следующий раз он накрутит тебя еще больше, и у тебя не найдется сил этому сопротивляться. Поэтому никогда не нужно пребывать в состоянии печали, вместо этого лучше заняться духовными вещами. Духовные занятия помогают выйти из печали.

Если мучаешься от помыслов - они от лукавого

Будь мирен и не слушай их. Ты человек впечатлительный, чуткий. Диавол пользуется твоей чувствительностью, внушает тебе привычку придавать некоторым помыслам излишнее внимание. Он приклеивает к ним твой ум, и ты напрасно мучаешься. Хульными помыслами мучает благоговейных людей и очень чувствительных. Он преувеличивает их падение, чтобы была скорбь. Уныние - тоска - самоубийство. Часто хульные помыслы приходят от зависти лукавого.

Но человек может и сам дать повод для прихода такого рода помыслам. Если унылые помыслы не связаны с чрезмерной чувствительностью, то они приходят от гордости, осуждения и т. п.

Мы побеждаем страсти смирением, а не превозношением (авва Исаак)

Если хульный помысел не уходит, значит, что где-то он облюбовал для себя местечко. Самое результативное средство - это презрение дьявола. Паисий рекомендует даже не начинать читать Иисусову молитву, дабы не показывать свою обеспокоенность, а все же лучше петь Церковное пение.

Церковное пение - это не только молитва к Богу, но и презрение к дьяволу

В таком состоянии я не могу петь. Даже ко Святому причащению мне подойти не просто.

Это очень опасно. Бес загоняет тебя в угол.

И пой и причащайся — ведь эти помыслы не твои.

ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ

Не должно смущаться хульными помыслами, они не от нас, но от врага

Очень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою неподобные и неизъяснимые слова его; а ты думаешь, что они от тебя происходят, а ты, напротив, не имеешь оных, но ужасаешься, скорбишь и смущаешься, тогда как они совсем не твои, а вражеские; твоего участия в них ни малейшего нет, и даже в грех вменять их не должно, а надобно быть спокойным, нимало не обращая на них внимания и ни во что вменяя; они и исчезнут. А когда ты смущаешься о сем, скорбишь и отчаиваешься, то врага это утешает и он еще более на тебя оными восстает. Ты отнюдь не считай их за грех, то и успокоишься; какая тебе нужда скорбеть за грехи врага; он и на небе хулил Господа… Но с твоей стороны вот какая вина и грех: ты думаешь о себе много, увлекаешься гордостию, зазираешь других, осуждаешь их и подобное, и мало о сем печешься, за то?то и попускается на тебя этот бич, чтобы ты смирилась и считала себя последнейшею всех, но не смущайся, ибо смущение?то и есть плод гордости. Перестань осуждать, не думай о себе много, не презирай других, то и отойдут хульные помыслы (VI, 154, 252-253).

Святые отцы вообще хульные мысли почитают не нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если человек смущается, то враг более на него восстанет, а когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не считает, тогда и помыслы исчезают. О сем ясно пишет св. Димитрий Ростовский в «Духовном врачевстве».

Но помыслы сии, хотя не суть грех, но попущением Божиим находят от врага за возношение наше, за мнение о себе или о своих исправлениях и за осуждение ближних. Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то получает от них освобождение… У св. Исаака Сирина в 79 Слове, между прочими видами попущений, в наказание за гордыню, есть и сие: «хуление на имя Божие». В надсловии на книгу преподобного Нила Сорского… пишется так: «неции же подобострастнии и неразсуднии, и не точию не имуще в себе ни едино поне чувство, ниже едино дарование от предреченных (т. е. выше написанных в оном надсловии), но ниже познавающих когда таковая: поревновали пост и труды святых, не добрым разумом и предложением, вменяюще сия, яко добродетель проходят. Приседяй же диавол, яко пес ловитве, повергает во чрево их семя радостного мнения, от него же заченшися, воспитуется внутренний фарисей; и тако, день от дне возрастающи, предает таковых совершенной гордыни, ея же ради попускаются от Бога области сатаниной» (II, 112,165-166).

В хульных помыслах тебе нет никакого греха, они не твои, а вражии; это доказывается тем, что ты не хочешь их, но и скорбишь, когда они на ум лезут. Враг же, когда видит, что ты смущаешься от его внушения, радуется сему и больше на тебя нападает… Что в них нет греха, то всякому известно, но они обличают наш грех гордости, который мы и не признаем за грех, а оный весьма близок к нам. Если мы что делаем хорошо, что бы то ни было, утешаемся этим и, по наущению врага, обольщаемся нечто имети благо; и хотя по маковому зерну - прибавляется, возрастает; а нам надобно всегда помнить слово Господне: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы (Лк. 17, 10), и вся наша жизнь должна проникнута быть смирением и покаянием. Смирение сокрушает все сети и козни вражии (V, 575, 774-775).

Из книги Православная психотерапия [святоотеческий курс врачевания души] автора Влахос Митрополит Иерофей

c) РАЗУМ И ПОМЫСЛЫ Главную роль в болезни души и ее лечении играют разум (? ??????) и помыслы. В них появляется прилог лукавого, простые помыслы образуют сложные, а затем появляется желание, которое направляет человека к совершению греха. Поэтому православный курс лечения

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

Помыслы В разумной части души действуют так называемые помыслы, которые, раздражая ее вожделевательную часть, пытаются пленить человеческий ум и в результате увлечь его ко греху. Совершение греха начинается с помыслов. Поэтому всякий, кто желает очистить свой внутренний

Из книги Грехи и страсти и борьба с ними автора Феофан Затворник

Из книги Как преодолеть раздражительность и гнев: советы духовника автора Филимонов Сергий

ПОМЫСЛЫ При каких условиях они бывают вменяемы намЗдесь я скажу вам только немного о помыслах. Когда дела грешные прекращены, борьба переходит внутрь, в сердце… Главное тут помыслы; за помыслами тянутся сочувствия, за сими - пожелания; за этими - склонения на дела,

Из книги Лествица, или Скрижали Духовные автора Лествичник Иоанн

ХУЛЬНЫЕ ПОМЫСЛЫ И БОРЬБА С НИМИ Относительно хульных помыслов надобно жалеть и каяться перед Господом, но не падать духом и не думать, что от этого пагуба. Как вы не хотите таких помыслов, отвращаетесь от них, то Бог и не гневается на вас. Помыслы не от вас, а враг всевает. И

Из книги Как жить сегодня. Письма о духовной жизни автора Осипов Алексей Ильич

Как отражать помыслы Часть наших помыслов, хотя мы и считаем их своими, не являются нашими - посредством их с нами собеседуют бесы. По учению Святых Отцов, каждый злой помысл является зародышем греха. Ибо приняв его, человек начинает в сердце своем развивать эту крупицу

Из книги Святитель Феофан Затворник и его учение о спасении автора Тертышников Георгий

Помыслы С развлечением мыслей должно бороться непрестанно. .Брань помыслов различается: на прилог, сочетание, сложение, пленение и страсть; и в чем оные состоят? .Что такое помысл, называемый набегом мысли? .В монашествующих страсти действуют более от

Из книги Цветослов советов автора Кавсокаливит Порфирий

Помыслы * * *схимонахине Валентинеи сестрам28/VI-49Мир и спасение вам дорогие!Прошу вас усердно помолиться за Дарью Михайловну, и при случае осторожненько напоминать ей о том, как святые угодники боролись с помыслами и другими вражиими кознями, как хитер враг, как

Из книги Евергетин или Свод богоглаголивых речений и учений Богоносных и Святых Отцов автора Евергетин Павел

Греховные помыслы Человек, вступивший на путь спасения, должен вести брань с грехом и не повторять в своей жизни греховных поступков.Когда же христианин отвыкнет «от дурных дел» , у него начинается духовная брань с греховными помыслами и чувствами, которые, как

Из книги Для Чего мы живем автора

Помыслы Диавол посредством помыслов тянет вас за рукуХотелось бы сказать о том, как противостоять лукавым помыслам, поскольку этот вопрос очень важен и имеет большое значение для любого человека, в особенности же для христианина. Все мы знаем, что такое мысленная брань,

Из книги Душеполезные поучения автора Оптинский Макарий

Из книги автора

Хульные помыслы во время молитвы Бывает и то, что усердные молитвенники в начале духовной жизни, а иные и до конца жизни, испытывают хульные помыслы, которые не дают молиться, так что этот молитвенник совсем оставляет молитву и бесы доводят его до отчаяния.Но нужно знать,

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ Помыслы стужающие и беспокоящие имеют многое различие: прилог или приражение помысла не имеет греха, но есть искус нашего самовластия, к чему оное преклоняется, - к ним ли или к сопротивлению им, а когда бывает сосложение и сочетание с оными страстьми, считается

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ НЕВЕРИЯ Помыслы неверия происходят от диаволаПишешь, что как легкое облако находит неверие о Боге и о будущем<вечной жизни>. Этот помысл причисляется св. Димитрием к хульным помыслам; ибо в них наша воля не соглашается; а только враг наводит на помысл неверия;

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ ПЛОТСКИЕ Не предавайся отчаянию, еще горшему самой страстиКогда же и случится ниспасть чрез сложение и пленение помыслов в помрачение мысленное и плениться, то, не закосневая, припадай ко Господу с покаянием, смирением и сокрушением сердца; а не предавайся

Из книги автора

ПОМЫСЛЫ ХУЛЬНЫЕ Не должно смущаться хульными помыслами, они не от нас, но от врагаОчень жалею о твоем смущении, от врага происходящем. Ты считаешь себя такою грешницею, что и подобной нет, не понимая того, что враг борет тебя хульными помыслами, влагая в мысль твою



Просмотров