Когда расформируют дпс. Гибдд разрешили останавливать машины вне постов. ДПС и все-все-все

Многие россияне всерьез думают, что на Украине отменили ГАИ (точнее, ДАI) - инспекторов на дорогах не стало, а посты ДПС закрыты на замок. Веру в этот миф укрепляют новости из соседнего государства, где недовольство "ликвидацией" автоинспекции выражают то чиновники, то простые автолюбители, говорят о беспределе на дорогах и резком росте числа аварий...

Приехав несколько дней назад на Украину, корреспондент Ленты.Ру искренне удивился тому, что инспекторы, как и прежде, стоят на дорогах, регулируют движение и ловят нарушителей. С другой стороны, как говорят местные водители, указ президента все же не был пустым звуком, и с 20 июля в жизни украинских автолюбителей многое изменилось.

Анархия - мать порядка

О ликвидации ГАИ Ющенко объявил месяц назад - 18 июля. "Я принял решение - с сегодняшнего дня никакого ГАИ в Украине не будет, и пусть за одни сутки будет подготовлен проект указа по этому поводу", – сказал президент.

Водители, которые называли свою автоинспекцию не ДАI, а "дай пожалуйста", слова президента восприняли буквально и в тот же день принялись кричать гаишникам "до свидания", строили рожи, закидывали посты ДПС помидорами. И инспекторы действительно исчезли - на несколько дней. Этого времени оказалось достаточно, чтобы украинцы сами осознали - без дорожной службы жить нельзя. Как рассказывают симферопольские таксисты, в конце июля ночами по городу ездили "пьяные малолетки с музыкой на полную", и останавливать их было просто некому.

Я трижды предупреждал министров: если ГАИ и дальше будет под кустами с бузиной сидеть, ГАИ не будет в этой стране!

Виктор Ющенко

Через несколько дней после "разгона" гаишники снова появились на дорогах, но в меньшем количестве. Водители тогда не знали, чего ждать от стражей порядка - "мести" за анархию на дорогах или наоборот - нормального выполнения своих обязанностей. Поэтому украинцы как и прежде "моргают" фарами, предупреждая встречный поток о патруле, и сбавляют скорость при виде милицейской машины.

Тебя тут не стояло!

Сказать такое украинскому инспектору решаются, скорее, туристы-россияне, а не местные водители. Именно наши сограждане, думая, что на Украине теперь все можно, нередко выезжают на встречную полосу, не останавливаются на красный свет. И именно они попадают в руки "воскресших" инспекторов ГАИ.

Как рассказывают украинцы, теперь гаишники останавливают машины только в случае явного нарушения правил. С радарами в кустах они больше не стоят, к мелочам не придираются, отказываются "решать вопрос на месте" и дела о любых нарушениях направляют в суд. Судьи, по словам местных водителей, в большинстве случаев "разводят руками" и отпускают нарушителей с миром, не назначая даже символических штрафов. Лояльность стражей порядка не касается только нетрезвых водителей - их, как прежде, отстраняют от управления, забирая машину на эвакуаторе.

Самые просвещенные автолюбители задают инспекторам вопрос: "А как же указ президента?". Те в ответ лишь молча улыбаются.

ДПС и все-все-все

Украинская ДАI, как и наша ГИБДД, состоит не только из дорожно-патрульной службы. Это ведомство занимается и регистрацией автомобилей, и техосмотром. Как утверждают украинские автолюбители, в этих сферах все еще процветает коррупция. Только если раньше в Крыму можно было "пройти" техосмотр за 10 гривен, теперь нужно заплатить должностному лицу 20.

Ничего не изменилось и в процедурах получения номеров, снятия с учета, получения прав - указ Ющенко отразился только на деятельности инспекторов ДПС.

Политика

О том, что июльский гнев Ющенко практически ничего не значил, стало ясно после пятого августа, когда прошел брифинг украинского МВД. Тогда замминистра внутренних дел Украины заявил , что ГАИ "на сегодня является действующей и юридически не ликвидировано". А указ, подписанный президентом – это не более чем "распорядительный документ относительно выполнения определенных действий по реорганизации ГАИ".

По словам главы МВД Украины Юрия Луценко, все стационарные посты будут проданы на аукционе. По мнению министра, в них на данный момент нет никакой нужды.

Ожидается, что после этой реорганизации сотрудников будет гораздо меньше, а их зарплата станет выше. Контроль за деятельностью инспекторов будет как внутренним, так и внешним - руководство МВД готово выслушать жалобы каждого автолюбителя. А устроиться работать инспектором в новое ведомство можно будет только по конкурсу.

Ликвидацию ГАИ с образованием на ее месте другой службы может утвердить только Верховная рада, депутаты которой сейчас на каникулах. Поэтому единственное, что могут в это время сделать президент и правительство - подготовить ряд законопроектов, которые Ющенко в начале осени внесет на рассмотрение депутатов с пометкой "срочно". И только тогда можно будет всерьез говорить о ликвидации ГАИ.

А сейчас Ющенко сделал очень правильный политический ход, заставший врасплох как сотрудников ГАИ, так и простых автолюбителей. Инспекторы не на шутку испугались гнева главного "начальника" страны и перестали брать взятки или придираться ко всему подряд. Автолюбители, в свою очередь, испугались возвращения "злых" инспекторов и прекратили беспредел, творившийся на дорогах сразу после после "ликвидации" ГАИ.

Обе стороны с интересом ждут осени...

Дмитрий Ларченко

В России больше не будет. Таково принципиальное решение Министерства внутренних дел. Реформа дорожной полиции пока туманна. В этой неопределенности есть лишь один факт: 2018 год.

1

Откуда пришла реформа?

Слухи об объединении ППС и ГИБДД ходили в полицейских кругах уже 1,5 месяца. Но 9 марта 2017 года в Москве прошла расширенная коллегия МВД. После этого на совещании в Петербурге было объявлено: грядущее слияние вовсе не слухи, а вполне официальная информация. Причем проходить реформа будет не только в городе на Неве. Она затронет всю Россию.

2

Что мы знаем сейчас?

Схема работы ГИБДД в России (на примере Петербурга) выглядит следующим образом. Есть ГУ МВД по Петербургу и Ленинградской области, которое возглавляет генерал-лейтенант полиции Сергей Умнов. Ему подчиняется начальник полиции главка генерал-майор Константин Власов. Дорожной полицией руководит заместитель начальника полиции – врио начальника УГИБДД полковник полиции Алексей Кузнецов .

Патрульно-постовая служба находится в подчинении Константина Власова. После проведения реформы дорожная полиция окончательно станет частью полицейских структур. То есть попросту перестанет существовать как отдельное подразделение.

3

Что даст очередная реформа полиции?

Во-первых, по всей России одной генеральской должностью станет меньше. Соответственно, исчезнут местные интриги с назначениями.

Во-вторых, будет создана некая наружная служба, которая станет исполнять функции и ГИБДД, и полиции. То есть все отделы ДПС (в том числе финансовые и кадровые) станут структурами главка.

4

Когда будет реализована реформа?

Как сообщил «Водителю Петербурга» источник в полиции Петербурга, реализована она будет не раньше конца 2018 года. То есть после того, как в России отгремит чемпионат мира по футболу. Сейчас слишком велик риск сломать работающую схему.

5

Что будет с действующими сотрудниками ГИБДД?

Точной информации пока нет. Однако мы можем предположить, и, скорее всего, будем правы, что часть полицейских попадут под сокращение. Вряд ли при объединении двух крупных подразделений продолжить работать смогут абсолютно все.

6

Опыт какой страны используют при проведении реформы?

На вопрос «Водителя» о том, как будет выглядеть совместная работа ППС и ГИБДД, был получен ответ: «Изучайте опыт Казахстана».

7

Как прошла реформа в Казахстане?

Объединение ГИБДД и ДПС началось в Казахстане в августе 2012 года, а заработала новая структура уже к концу 2013-го. Решение министерства внутренних дел страны было принято автомобилистами неоднозначно: некоторые боялись того, что за нарушение ПДД водителя может остановить любой сотрудник полиции. То есть шансы нарваться на штраф увеличивались в разы. Кроме того, возникал понятный вопрос о возможной некомпетентности обычных сотрудников полиции, не разбирающихся досконально в Правилах дорожного движения.

8

Как решили проблему?

Новые экипажи в Казахстане попросту объединили: один бывший сотрудник ГИБДД ездил вместе с патрульным полицейским. Таким образом они были призваны дополнять друг друга.

Опыт оказался правильным: бывший дорожный инспектор часто был вынужден доказывать коллеге, что человек действительно нарушает ПДД, тем временем сам не всегда мог самостоятельно определиться с административными правонарушениями.

9

Что дала реформа в Казахстане?

Уже первый опыт оказался удачным. Буквально через несколько недель работы повысилась эффективность полиции. Так, например, сотрудники правоохранительных органов успели обслужить на 48 процентов больше вызовов. Количество задержанных увеличилось на 35 процентов, а число тех, кто был задержан за распитие спиртного, и вовсе выросло вдвое. Кстати, статистика сразу же показала уменьшение числа дорожно-транспортных происшествий. А вот число обычных преступлений осталось практически на том же уровне.

Любопытно, что в Казахстане до сих пор продолжают модернизировать работу полицейских. Например, с января 2017 года в стране исчез «полосатый жезл». Теперь машины останавливают жестами и световыми или звуковыми сигналами патрульных автомобилей.

10

А где еще проходит такая реформа?

С 2016 года подобная реформа прорабатывается в Киргизии.

11

Разве эта идея до сих пор не звучала?

Идея о слиянии ГИБДД с другими структурами не нова. Она озвучивалась, в частности, в 2011 году. Тогда в качестве плюсов называли, в том числе, увеличение количества экипажей. На 7 – 10 автомобилей на один район Петербурга (опыт Казахстана показал, что это возможно). Правда, тогда полицейское руководство было более осторожно, предлагая сначала провести эксперимент хотя бы в одном регионе.

Это прописано в подписанном указе президента о внесении изменений в положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России. Этот указ вступает в силу с момента его подписания. То есть он уже действует.

Строго говоря, полномочий на снятие регистрационных знаков с автомобилей нарушителей они лишились еще в 2014 году, когда были внесены поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Именно тогда В КоАП была отменена такая мера обеспечения, как запрет эксплуатации транспортного средства, который осуществлялся снятием номеров. С тех пор у ГИБДД просто не было юридических оснований, для того, чтобы снимать номера.

А номера снимали, например, за управление автомобилем без ОСАГО, или за излишнюю тонировку. При этом в течение суток автовладелец мог ездить на такой машине без номеров, чтобы устранить нарушение. Если он попадался без номеров на вторые сутки, то его привлекали к ответственности именно за управление автомобилем без регистрационных знаков. А за это нарушение предусмотрен не только штраф 5 тысяч рублей, но и лишение прав на 1-3 месяца.

Полномочия инспекторов ГИБДД теперь привели в соответствие с действующими законами

Напомним, что отказ от такой обеспечительной меры появился не просто так. Накануне было разрешено изготавливать дубликаты регистрационных знаков взамен утраченных. А чуть раньше была вспышка воровства номеров различными мошенниками, которые требовали за них выкуп. Ведь чтобы восстановить номер, автовладельцу необходимо было пройти все круги ада по регистрации автомобиля в ГИБДД. Разрешение изготавливать дубликаты номеров без обращения в Госавтоинспекцию намного упростило задачу автовладельцам, свело на нет воровство номеров, но и сделало бессмысленным запрет эксплуатации машины со снятием знаков.

То, что сейчас из положения о ГИБДД убрали возможность снятия номеров - это приведение полномочий инспекторов в соответствие с действующими законами.

А вот что касается наделением инспекторов полномочиями по согласованию программ автошкол по обучению водителей, а также выдаче заключений на соответствие учебно-материальной базы примерным программам подготовки водителей, то здесь обратная ситуация. Законом о безопасности дорожного движения такими полномочиями сотрудники ГИБДД были наделены. Но в положении о ГИБДД таких полномочий у них не было. В результате, нормативные акты, которые МВД готовило во исполнение закона, упиралось в правовой тупик. В отношении одного из приказов в своем заключении министерство экономического развития буквально написало, что таких полномочий у Госавтоинспекции нет. И это несмотря на то, что они установлены законом. Теперь, после вступления в силу указа президента, такие полномочий у ГИБДД точно есть. И ГИБДД теперь полностью уполномочено для проверки автошкол.

Также указ закрепил полномочия инспекторов в рассмотрении изменений межрегиональных маршрутов регулярных пассажирских перевозок. Добавилось участие в разработке технических регламентов и стандартов. А также добавились полномочия по выдаче свидетельств о соответствии транспортных средств безопасности дорожного движения при внесении изменений в их конструкцию.

Когда бывший министр финансов и нынешний председатель комитета Гражданских инициатив Алексей Кудрин подготовил документ, согласно которому гаишников следовало бы разогнать, а их коррупционные схемы передать в руки другим ведомствам.

Надо ли говорить о том, что кудринское предложение по достоинству оценил даже сам Владимир Путин? Автор предложил отобрать у гайцов полномочия по «продаже» водительских «прав» в пользу Минтранса, а кормушку по отлову нарушителей ПДД передать . По его мнению, эти «бизнес-процессы» указанные ведомства и службы смогут контролировать лучше (читай — брать больше).

И вот буквально на днях информацию о перестановке мест слагаемых, где суммы будут явно меняться, подтвердили питерскому изданию «Фонтанка» сразу несколько источников в МВД. Уже со следующего года российская ГАИ может прекратить свое существование — значительную часть кадров ожидаемо сократят, а остальных переведут в ППС.

Вероятно, для скрещивания уличных полицейских с придорожными потребуются дополнительные обучения личного состава, а также реорганизация регламента, определяющего новые компетенции правоохранителей (скорее всего, именно поэтому несколько дней назад ГИБДД от ратификации нового Административного регламента, который готовила несколько лет). И те, и другие, по сути, будут вынуждены расширить , но сомнений нет в том, что от объединения ведомств существенно снизится качество проведения и оформления различных административных процессов.

Надо сказать, что служивые и без того в ряде ситуаций не знают, как правильно толковать и следовать законодательным нормам, нарушая их с полной уверенностью в безнаказанности. Более того: пользуясь , изящно манипулируют пунктами и статьями российских законов и подзаконных актов при «разводе» обычных граждан на деньги. А это говорит лишь об одном — коррупция в связи с готовящейся реформой только усилится.

Судите сами: например, в неудачных попытках «загрузить» водителя, скажем, за непропуск пешехода на нерегулируемой «зебре», блюститель порядка запросто найдет другую причину, чтобы создать рулевому кучу . Вы вот часто ли возите с собой паспорт? А зря, ведь полицейскому достаточно упомянуть о некой недавней ориентировке на особо опасного преступника, чтобы заставить шофера проехать с ним в отделение для проверки и установки личности. А точнее для того, чтобы вы сами предложили «откупиться» от предстоящей нервотрепки и не тратили зря время. Другой вариант — поставить под сомнение подлинность водительского удостоверения.

Да что там говорить, если при желании постовой спокойно может положить в вашу машину пару патронов или сверточек с подозрительным белым порошком. Поэтому

В 2018 году стартует масштабная реформа ГИБДД, в рамках которой произойдет объединение ГАИ и ППС. Соответствующее решение было одобрено в МВД, после чего оно будет рассматриваться на правительственном уровне. Нововведения расширят функции новой универсальной службы, что может принести дополнительные трудности для рядовых автомобилистов.

Коротко о главном:

Точно ли отменят ГИБДД? Да, окончательное решение было принято на расширенной коллегии МВД 9 марта 2017 года. В 2018 году ГИБДД и ППС будут объединены в единое ведомство.

Когда отменят ГИБДД в России? “то произойдет в 2018 году. Но вероятнее всего реформа состоится во второй половине года, так как вся первая будет занята подготовкой к чемпионату мира по футболу, который выпала честь принимать России.

Уволят ли всех нынешних гаишников? Точной информации, на сегодняшний день, нет. Возможно, действующим сотрудникам придется проходить переаттестацию, демонстрируя не только знания, но и свою физическую подготовку.

Будет ли скопирована новая структура с уже действующих в других странах? Нет, реформа в РФ будет уникальной. Но, по имеющейся информации, будет частично использован опыт Казахстана, где гаишники выходят в патруль вместе с патрульными, дополняя и контролируя работу друг друга.

О реформе ГИБДД в России достаточно много говорится на протяжении 3-х последних лет, обсуждалось и планировалось то, какой она должна быть. Правда большинство этих мероприятий не были публичными и проходили в закрытом режиме, за что подвергались и подвергаются жесткой критике. Власти планировали повысить эффективность работы данной структуры, при этом устранив существующие коррупционные схемы. В марте текущего года в МВД приняли окончательное решение – ГИБДД ожидает расформирование в 2018 году и объединение с ППС. Изначально чиновники планировали реализовать изменения только в Санкт-Петербурге, однако в ходе обсуждений было принято решение развернуть реформу на все регионы РФ.

Помимо реорганизации по европейскому образцу, чиновники намерены сократить бюджетные расходы. После объединения будут упразднены дублирующие руководящие должности. Кроме того, неизбежны сокращения, причем достаточно масштабные, в рядовом составе.

Основной задачей реформированной структуры станет поддержание порядка на дорогах. По сути, будет создана универсальная служба, которая будет обладать широкими полномочиями. Часть функций, которые на данный момент выполняет ГИБДД, будет передана другим организациям.

В первую очередь речь идет об экзаменах на получение водительских прав. В европейских странах в роли экзаменаторов выступают либо транспортные муниципалитеты, либо общественные организации. При этом специалисты, которые принимают экзамены, имеют профильное образование, что позволяет более качественно определить уровень знаний потенциального водителя.

Еще одна функция, которой в скором будущем лишится ГИБДД, – регистрация. На данном этапе нет необходимости привлекать высококвалифицированных офицеров к выполнению тривиальных задач по регистрации автомобиля.

Кроме того, традиционно регистрация и выдача водительских удостоверений имеют коррупционную составляющую. Поэтому реорганизация ГИБДД в 2018 году позволит сделать данные процессы более прозрачными.

Другая проблема, которую намерены решить чиновники, – катастрофическая нехватка сотрудников ППС. В результате ожидание сотрудников службы при оформлении ДТП превращается в настоящую проблему. Объединение ППС и ГИБДД позволит увеличить количество патрульных машин, что положительно отразится на безопасности дорожного движения.

Эксперты отмечают, что отсутствие общественных обсуждений данной реформы может иметь негативные последствия. В результате реформа может не только не решить существующие проблемы, но и значительно ухудшить ситуацию.

«Подковерные игры» и потенциальные риски

Длительные споры в МВД, связанные с грядущей реформой, и закрытость обсуждений свидетельствуют о затянувшемся противостоянии в середине силового ведомства. Эксперты считают, что силовиков волнует не безопасность дорожного движения, а перераспределение властных полномочий.

После реформы руководство ГИБДД перейдет в региональную полицию. При этом ожидается сокращение генеральской должности, что не вызывает особого энтузиазма среди силовиков.

Вызывает большие сомнения передача наиболее «хлебных» функций ГИБДД сторонним организациям. Данные процессы генерируют огромные теневые финансовые потоки, отказаться от которых достаточно непросто. Помимо коррупционных рисков, эксперты отмечают другие факторы, которые могут отразиться на эффективности работы реформированной дорожной службы.

Среди потенциальных угроз эксперты выделяют необдуманное сокращение рядового состава, что приведет к ухудшению ситуации на дорогах. Кроме того, вызывает опасения подготовка сотрудников будущей универсальной службы. Фактически силовикам придется в сжатые сроки пройти полную переподготовку, что может отразиться на качестве работы. В результате увеличится количество случаев, когда нарушаются права автолюбителей.

Нынешняя подготовка сотрудников ГИБДД и ППС принципиально различается. Несмотря на шквал критики в адрес инспекторов ДПС, данная категория сотрудников постоянно повышает свою квалификацию. В том числе накоплен значительный опыт в части решения сложных ситуаций на дороге. Кроме того, в отличие от представителей ППС, инспектора имеют значительную юридическую подготовку.

Часть экспертов опасается передачи функции регистрации транспортных средств общественным организациям. В результате может увеличиться количество угонов, что приведет к новым неприятностям для автомобилистов.

Чтобы реорганизация ГИБДД в 2018 году достигла поставленных целей, чиновникам стоит учитывать опыт других стран.

Реформы в Казахстане, Польше и Грузии

Подобную реформу запустили в Казахстане в 2012 году. При этом присутствовали похожие риски – недостаточная квалификация сотрудников полиции и увеличение количества штрафов.

Чтобы решить подобные проблемы, было принято решение создать комбинированные экипажи из бывших сотрудников ГИБДД и патрульных полицейских. В результате был сохранен накопленный опыт и знания действующей нормативной базы, как в сфере дорожного движения, так и при фиксации административных правонарушений.

Подобная модель доказала свою эффективность – количество ДТП значительно снизилось, при этом увеличилось число административных вызовов, которые успели обслужить представители универсальной службы.

Особенность польской реформы – плавное внедрение новых стандартов работы, что направлено на облегчение переходного процесса для немолодых сотрудников. При этом правительство предусмотрело значительные пособия для тех, кто был вынужден уволиться из состава дорожной службы.

Грузинский сценарий предполагает быструю смену состава новой службы. Фактически власти приняли решение с нуля создать новую структуру, предварительно уволив всех штатных сотрудников. Подобная модель несет в себе значительные риски, поскольку новые кадры не имеют возможности перенять опыт решения спорных ситуаций, что отражается на их авторитете среди участников дорожного движения.

Актуальность и последствия реформы

Реформа 2018 года определит, что будет с ГИБДД в ближайшей перспективе. Взвешенный подход к реформированию ГИБДД значительно улучшит ситуацию на российских дорогах, подчеркивают эксперты. Самое главное в данном процессе – использовать системный подход и избегать поспешных решений.

В первую очередь чиновникам необходимо продумать варианты обучения и переподготовки новых сотрудников универсальной службы. Простое переименование подразделений не принесет ожидаемого эффекта.

Другой аспект, на который стоит обратить внимание, – кому и какие функции ГИБДД стоит передать. Чиновники должны разработать механизмы, которые снизят коррупционную составляющую. При этом стоит учитывать удобство и доступность для рядовых автомобилистов.

Несмотря на слухи об упразднении ГИБДД в 2018 году, данная структура продолжит выполнять функции после объединения с ППС. МВД уже определилось с будущим форматом реформы и переносит решение данного вопроса на правительственный уровень.

Представители реформированной универсальной службы будут следить за порядком на дорогах. При этом часть непрофильных функций, таких как регистрация и выдача прав, перейдет в другие организации.

Эксперты опасаются непродуманных сокращений рядовых сотрудников, что отразится на качестве работы новой службы. Кроме того, проблемным вопросом остается переподготовка действующих сотрудников. Потеря квалифицированных кадров может значительно ухудшить ситуацию на дорогах. Сегодня, подготовка для ППС и ГИБДД происходит совершенно по-разному, одни не смогут заменить вторых. Поэтому, проводить реформу следовало бы начинать именно с вопросов подготовки кадров. И, конечно же, необходимо учитывать не только позитивный, но и негативный опыт других государств. Так, создав совместные экипажи ГИБДД и ППС есть высокий риск вместе с улучшением ситуации на дорогах, получить ухудшение криминогенной обстановки на улице. Не следует преуменьшать роль пеших патрулей, а их будущее, в свете реформ, выглядит весьма туманным.

Отмене ГИБДД не стоит спешить радоваться – контроль с дорог никуда не пропадет, а систему взяточниства и коррупции нужно устранять другими способами, от перемены ведомств она никуда не исчезнет.



Просмотров