На чем лучше носить нательный крестик. Символ победы над дьяволом. Значение крестика в православии
Крест для верующих – это великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов. Нательный крестик помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах.
Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник». Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».
Как выбрать нательный крестик?
Нательный крест – это в первую очередь символ христианской веры, а не красивое ювелирное украшение. Нательные кресты всегда отличались разнообразием выбора форм и материалов, из которого сделаны – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь.При выборе креста надо обращать внимание не на металл, а на форму, которая должна соответствовать православным традициям. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.
Можно ли носить кресты с католическим распятием?
Главное условие в православной иконографии – фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя. Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную.Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках. Глава, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем. Анатомические подробности, которые передают правдивость казни.Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.
Как освятить нательный крест?
Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.
Что делать с найденным нательным крестом?
Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Это суеверия, что нельзя брать потерянный кем-то крест, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения. Господь каждому дает свой путь и свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить. Все то же относится к любому «тельнику», который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.
Можно ли дарить нательный крест?
Крестики дарить можно. Дорогому для вас человеку будет вдвойне приятно, если при вручении креста вы скажете, что сходили в церковь и уже освятили крестик.
Главные различия православного и католического распятия
1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;
2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события. На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами. На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.
Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается. В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя
Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.
Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.
(католическое распятие) (православное распятие)
Некоторые детали
В православном распятии раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела.
Отличительный признак католического Распятия - скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века».)
Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.
В православном кресте, в отличие от католического, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых.
Терновый венец - атрибут католического распятия. В православной традиции он встречается редко (например, на пасхальных артосах).
(католический крестик) (православный крестик)
Общие черты
Преподобный Феодор Студит еще в IX веке учил, что «крест всякой формы есть истинный крест». «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» - говорил святитель Дмитрий Ростовский.
Очевидно, в католицизме нет четких правил по поводку распятия. На древнейших распятиях Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.
То есть в романскую эпоху, или на востоке, где сохранялась греческая традиция между правсолавным и католическим распятием нет существенных отличий. Собственно натурализм и реализм появляется на Западе в готическую эпоху и получает особое развитие в эпоху барокко. Черты этого натурализма перешли и в русскую религиозную живопись Синодального периода, хотя, конечно же, они не считаются образцами канона.
Конечно православные и католические распятия изображают две стороны одного и того же события. И на католических образах, где изображены страдания, смерть и безысходность подразумевается дальнейшее воскресение и победа Спасителя. И, глядя на православные распятия, где изображен торжествующий Господь - Победитель, мы понимаем, что Он пострадал за грехи всего мира.
На одном из типов католических Распятий, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки) на ул. Б.Васильковской в Киеве). А в Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями.
Как выбрать золотую цепочку для крестика?
Давайте заглянем в дамскую коллекцию украшений, спрятанную в изысканной шкатулке. Скорее всего, там найдется одна или даже несколько золотых цепочек. Но ведь дело не в количестве, а в том, чтобы украшение идеально смотрелось именно на вас. Как же правильно выбрать цепочку из золота?
Весьма важными являются цвет и вес металла, из которого изготовлена цепочка, а так же обратите внимание на плетение и длину. К тому же важны форма шеи, состояние кожи и возраст будущей обладательницы украшения.
Как правильно выбрать золотую цепочку?
В том случае если женщина крупная, имеет полную женственную шею, ей прекрасно подойдет золотая цепочка с крупным плетением. На худенькой девушке такое изделие будет смотреться гораздо хуже, если не сказать нелепо.
Если на шее видны морщинки, то противопоказано ношение коротких цепочек. Они будут подчеркивать ваш возраст.
Частенько цепочка подбирается для ношения кулона, подвески или нательного крестика. В отношении подвесок и кулонов необходимо помнить, что некоторые плетения просто не подойдут с функциональной точки зрения.
Что же касается нательного крестика, то его цвет должен быть подобран к цепочке, которая в свою очередь должна быть изящной, не слишком выделяющейся сложными плетениями.
Момент с выбором плетения нужно учитывать и при покупке изделия для ребенка. Ведь не всегда можно надеяться на аккуратное или бережное отношение вашего чада к дорогой вещи. К тому же очень сложные плетения берутся ремонтировать далеко не в каждой мастерской.
Помните и про замок. Он должен быть максимально надежным. Тут можно руководствоваться простым наблюдением: чем цепочка дороже - тем качественнее и крепче ее замок.
Но, что самое главное, на первый план должно выходить качество украшения. В данном случае не нужно гнаться за дешевизной. Многие импортные товары прельщают покупателя своей массивностью, внутри которой часто оказывается пустота. Они быстро ломаются и плохо поддаются ремонту, так как слишком тонкий металл просто сгорает.
К примеру, российские производители золотых изделий предлагают более тяжелые, хотя и дорогие украшения. Однако и прослужат они вам значительно дольше.
Количество записей: 196
Добрый день. Я купила дочке крестик в православном магазине. Именно в магазине, а не в лавке, которые бывают в каждой церкви. На мой вопрос ответили, что все кресты освящены. Надо ли освящать его лично? И еще дочка спрашивает, почему крестик надо носить распятием наружу, а не наоборот.
Анна
Анна, если уж сказали, что крест освящен, будем верить, значит освящен. А распятием наружу носить принято потому, что распятие – это символ главного таинства в христианстве, и мы, не скрывая его, тем самым воздаем ему должное почтение.
игумен Никон (Головко)
Купил в церковной лавке нательный Крестик, спросил, освящен ли, сказали, что окроплен. Надо освятить крестик?
Николай
Николай, когда мы освящаем какую-либо вещь, мы ее кропим Святой водой. "Окропить" - это церковный термин, который означает, что крестик освящен. Все предметы и утварь, которая продается в церковной лавке, освящаются, и Ваш крестик тоже освящен, и заново его освящать не нужно.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Я снимаю квартиру в которой жила бабушка, она умерла. Я нашла её нательный крестик. Что мне с ним делать?
Наталья
Наталия, каждый человек обязан на себе носить нательный крестик. Также, когда человек умирает, на нем должен быть тоже нательный крестик. Чтобы не оставлять крестик в попрании, и чтобы он не валялся где попало, отнесите его в церковь и отдайте туда, где подают записки. Там знают, что с ним делать.
иеромонах Викторин (Асеев)
Что лучше носить на шее, крестик или иконку, если иконку, то какую?
Юлия
Юлия, каждый православный христианин обязан в первую очередь носить на шее православный крестик. Если хотите, то можно носить вместе с крестиком и икону. Икону можно носить любую, но это не обязательно, главное - крестик.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте. Спасибо за ваш сайт. У меня вопрос. Можно ли на одной веревочке носить крестик и ладанку?
светлана
Светлана, каждый православный христианин обязан носить православный крестик. Ладанку на одной цепочке вместе с крестиком носить можно.
иеромонах Викторин (Асеев)
Можно ли носить на одной цепочке крест и знак зодиака? Если нет, то почему? Спасибо
Елена
Елена, символы знаков Зодиака – языческие, принадлежащие к астрологии. Астрология сама по себе – лженаука, определенная оккультная практика. Все это совершенно противоречит Христианству, а потому вообще для христианина неприемлемо. Одним словом, не только на одной цепочке не следует носить такие разные символы, а вообще нужно пересмотреть свои взгляды, и на астрологию – в первую очередь.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте! Очень привлек меня крестик, как магнитом притянул, который, конечно же, не смогла не купить. Очень его почитала, ну вот, как-то мне сказал, кто, уже не помню, что он неправильный, теперь терзают сомнения, правильный ли он? Проискала много сайтов, вроде бы и Распятие, и все правильное, но все равно стало что-то смущать! Подскажите, как я вычитала, сторона, где Иисус, "Голгофа”, Распятие правильное, и буковки, а вот на другой стороне у меня св. Николай (иконка). Освятят ли мне такой крестик? Давно ношу, не знаю, освященный ли он. Можно носить такой крестик? И ничего он не обозначает плохого? И какой стороной его носить лучше к телу, распятием или иконкой? Огромное спасибо, очень важен Ваш ответ и мнение!
Оксана
Оксана, Вам не нужно смущаться. Все с Вашим крестиком хорошо и правильно. Несите его скорее в храм, чтобы священник освятил его, и носите во славу Божию! Носить крестик следует Распятием наружу.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте, я мусульманка, но хочу покреститься. Я хотела узнать, можно ли мусульманам, заходя в церковь, креститься, и носить крестик?
Эльмира
Здравствуйте, Эльмира. Носить нательный крест Вы сможете после принятия крещения. А осенять себя крестным знамением можете всегда. Помоги Бог.
иерей Сергий Осипов
Здравствуйте. У моего ребенка сломался крестик, кто должен купить новый? Или я могу купить сама? Спасибо.
Елена
Елена, крестик могут купить крестные или Вы сами, это не имеет значения.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте. Интересует такой вопрос: можно ли носить крестик и пятикрестие на одной цепочке одновременно?
Насколько я понимаю, под пятикрестием Вы имеете в виду символ ордена "Стражи Гроба Господня". Я бы не стал носить рядом нательный крест и какие-то другие изображения, кроме медальонов с изображением Пресвятой Богородицы и Вашего небесного покровителя. Да к тому же с рыцарским орденом "Стражи Гроба Господня" все весьма и весьма неоднозначно!
игумен Никон (Головко)
Добрый день! У меня есть медный крест (покупал в церковной лавке), он у меня лежит, а раньше носил. Сейчас у меня золотой крест, но я хотел бы на медный крест нанести золотое опыление из моего золотого креста. Можно ли так сделать? Спасибо.
Михаил
Михаил, не придумывайте. Носите крест, как носили. Не нужно портить золотой крест. Совершенно не важно, какой крест носить: золотой, серебряный или деревянный. Носите один крест, а второй пускай лежит дома рядом с иконами или в каком-нибудь благоговейном месте.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте! Мне подарили крестик, я его ношу уже год, и вот только сейчас задумался, а не каталитический ли он... Как это можно определить, он четырехугольный, сзади надпись "Спаси и сохрани", а так вроде все как и у всех крестиков: Иисус распятый. Как быть, живу в горах Дагестана, церкви нет, спросить и показать некому, все мусульмане...
Сергей
Здравствуйте, Сергей! Существуют различные канонические формы крестов: четырех-, шести-, восьмиконечные; с полукружием внизу и другие. На Руси более приняты восьмиконечные нательные крестики, на обороте которых по традиции делают надпись "Спаси и сохрани". Но и четырехконечный крест можно носить. Ведь главное – это не форма креста, а Спасительная Жертва Господа Иисуса Христа, которая этот крест освящает. Святитель Димитрий Ростовский еще в XVIII веке писал: "Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, Пресвятою Кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием Пресвятого Имени Его" .
иерей Владимир Шлыков
Здравствуйте! Моему мужу на день рождения кум подарил крестик серебренный, говорит, что купил в церковной лавке, что мне делать?
Ольга
Здравствуйте, Ольга. Вам делать ничего не надо. Муж сам решит, носить этот крест или убрать в шкатулку с ценностями. Помоги Бог.
иерей Сергий Осипов
Добрый день!Подскажите, пожалуйста, моя мама переплавила нательный крестик, я очень переживаю по этому поводу, по щекам слезы. Скажите, это очень большой грех? Спасибо большое, всего вам наилучшего.
Ангелина
Ангелина, мы православные христиане, и должны всегда на шее носить нательный крест. Крест - это символ победы над смертью, он нас защищает, оберегает. Это Святыня для нас, и мы должны обращаться с ней должным образом, и, конечно переплавлять его никак нельзя в другие предметы, это грех, и в нем надо каяться вашей маме в церкви на исповеди у священника. Но сильно переживать не нужно, Бог милосерд – покается, Бог простит, и больше такого делать не нужно.
иеромонах Викторин (Асеев)
Добрый вечер, батюшка. Скажите, пожалуйста, как правильно носить нательный крест? Просто мой друг сказал, что правильно, когда с распятием к телу. А священники так не носят. Подскажите, не грех ли это?
Алсу
Алсу, обычно нательный крестик все-таки не носят распятием к телу, напротив, вперед. Так и священники носят свои богослужебные кресты: священным изображением наружу.
игумен Никон (Головко)
Здравствуйте. Подарили мне крестик на день рождения, но его до меня носил мой дядя. Дядя живой. Крестик был не освященный. После того, как подарили, я его освятила в церкви. Можно ли мне его теперь носить? Спасибо.
Ирина
Ирина, нательный крестик мы должны всегда носить на своем теле, и он должен быть обязательно освящен в церкви. Крестик, который носил Ваш дядя до Вас, Вы освятили, и теперь Вы можете спокойно его носить.
иеромонах Викторин (Асеев)
Здравствуйте, батюшки! Скажите, умершего надо хоронить в крестике или нет? Спасибо
Иван
Иван, православных христиан всегда хоронят с нательным крестиком. Обязательно необходимо молиться за усопшего в церкви и дома. Подавать заупокойные записки в храме и самим молиться на литургии за себя и за усопших. Они за себя молиться не могут, они надеются на церковную и Вашу домашнюю молитву. Вам необходимо соблюдать пост, исповедаться и причащаться. Жить нужно церковной жизнью.
иеромонах Викторин (Асеев)
Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий , на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его и верности Христу, принадлежности к Православной , служащий средством для защиты.
Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения воспевает древо Креста Господня многими похвалами: « – хранитель всея вселенной, красота , царей держава, верных утверждение, слава и язва».
Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного . Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!
Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.
Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по , и именно эта дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?
Можно ли носить два креста?
Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.
Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… () .
Откуда появилась традиция ношения нательных крестиков? Зачем его носить? «Я верю в Бога в душе, а крестик мне не нужен. В Библии нигде не написано, что надо носить крестик, и нигде не написано, что первые христиане носили крестики.» Так или примерно так говорят люди, считающие себя православными христианами, но никак не выражающие свою веру. Большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Так что же такое нательный крестик? Почему так ненавидит его сатана и делает все, чтобы никто его не носил, или носил просто как бессмысленное украшение?
ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СИМВОЛИКА НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. В первые века христианства крест не носили, а носили медальоны с изображением закланного Агнца или Распятия. Но Крест как орудие спасения мира Иисусом Христом был предметом величайшего чествования у христиан с самого начала Церкви. К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II-III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего Креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей Христа был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста - как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. По рассказу Понтия, биографа св. Киприана Карфагенского, в III веке некоторые христиане изображали фигуру креста даже у себя на лбу, по этому признаку их узнавали во время гонений и предавали на мучения. Известны также первые христиане, носившие крест на груди. Упоминают его и источники II века.
Первые документальные свидетельства о ношении нательных крестов относятся к началу 4-го века. Так, акты VII Вселенского Собора свидетельствуют, что святые мученики Орест (†304) и Прокопий (†303), пострадавшие при Диоклетиане, носили на шее крест, выполненный из золота и серебра.
После ослабления и последующего прекращения гонений на христиан ношение креста стало повсеместным обычаем. В это же время на всех христианских храмах стали устанавливать кресты.
На Руси же этот обычай переняли именно с крещением славян в 988 году. Начиная с византийских времен на Руси существовало два рода нательных крестов: собственно сами «тельники» (носимые на теле под одеждой) и т.н. « энколпионы» (от греческого слова «нагрудный»), носимые не на теле, а поверх одежды. Про последние скажем два слова: первоначально благочестивые христиане носили с собой (на себе) ковчежец с частицами св. мощей или иными святынями. На этом ковчежце помещался крест. Впоследствии сам ковчежец приобрел форму креста, и такой крест стали носить епископы и императоры. Современный священнический и епископский наперсный крест ведет свою историю именно от энколпионов, то есть ящичков с мощами или иными святынями.
Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Существовал обычай из разбившегося церковного колокола отливать множество крестиков, которые пользовались особым почитанием.
Крест Христов - это символ христианства. Для современного человека символ - это всего лишь опознавательный знак. Символ является как бы эмблемой, указывающей на что-то, с чем мы имеем дело. Но символ имеет гораздо более обширное значение, чем просто значение эмблемы. В религиозной культуре символ сопричастен той реальности, которую он символизирует. Какова же реальность, которую символизирует для христиан Крест Христов?.. Эта реальность: Искупление человеческого рода, совершенное Господом Иисусом Христом через Крестную Смерть.
Почитание Креста всегда понималось Учением Церкви как поклонение Иисусу Христу в свете Его искупительного подвига. Крест Христов, который православные христиане всегда носят на теле, указывает нам и напоминает, какой ценой куплено наше Спасение.
Для христиан крест - не просто знак. Для христиан крест - символ победы над диаволом, знамя торжества Божьего. Крест напоминает верующему о Христе, о том, какую жертву принес ради нас Спаситель.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕСТА
Что же символизирует собой нательный крестик?
Крест - величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления.
Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом.
О ФОРМЕ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Нательный крест — это не талисман и не ювелирное украшение. Как бы красив он ни был, из какого бы драгоценного металла он не был бы сделан, это в первую очередь зримый символ христианской веры.
Православные нательные кресты имеют очень древнюю традицию и потому бывают весьма разнообразными по своему виду, в зависимости от времени и места изготовления.
Иконография православного Распятия получила свое окончательное догматическое обоснование в 692 году в 82-м правиле Трульского собора , утвердившего канон иконографического изображения Распятия .
Главным условием канона становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. В этой иконографии художественно решается сложная догматическая задача изображения двух ипостасей Христа — Человеческой и Божественной — показывающая одновременно и смерть, и победу Спасителя.
Католики, отказавшись от своих ранних взглядов, не поняли и не приняли правил Трульского собора и соответственно символического духовного изображения Иисуса Христа. Так в средние века возникает новый тип Распятия, в котором преобладающими становятся черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: тяжесть тела провисающего на вытянутых руках, глава, увенчанная терновым венцом, перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем (новшество конца XIII века). Анатомические подробности католического изображения передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное — торжество Господа, победившего смерть и открывающего нам жизнь вечную, концентрируют внимание на муках и смерти. Его натурализм обладает лишь внешним эмоциональным воздействием, вводя в соблазн сравнения наших греховных страданий искупительными Страстями Христа.
Изображения распятого Спасителя, сходные католическими, встречаются и на православных крестах, особенно часто в XVIII-XX вв., впрочем, как и запрещенные Стоглавым собором иконописные изображения Бога Отца Саваофа. Естественным образом православное благочестие требует ношение креста православного, а не католического, нарушающего догматические основы христианской веры.
Наиболее распространенная форма православного креста - крест восьмиконечный, на оборотной стороне чаще всего бывает нанесена молитва «Спаси и сохрани».
СМЫСЛ НОШЕНИЯ КРЕСТИКА И ТОЙ НАДПИСИ, КОТОРУЮ МЫ ЧИТАЕМ НА ЕГО ОБОРОЬЕ: «СПАСИ И СОХРАНИ»
Христиане, которые носят нательный крестик, как бы воздают бессловесную молитву Богу. И он всегда защищает носителя.
Среди христиан распространено мнение, что крест Христов, образ Божий, Сам Господь должен нас хранить именно от житейских неурядиц и бед. И, конечно, многие из тех, кто носит нательный крест, руководствуются именно этим прагматическим мотивом. Но на самом деле смысл ношения крестика и той надписи, которую мы читаем на его обороте:«Спаси и сохрани», совершенно иной.
Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Хотя, конечно, Господь, несомненно, хранит верующего в него от многих бытовых несчастий и бед. То есть, если человек носит крестик с верой и упованием на милость Божию, он, условно говоря, «включён» в особенный «план Божий» и с ним никогда не случится ничего фатально-непоправимого в вечности. Понятие «план Божий» тут означает именно план нашего спасения, а не управление миром в широком, вселенском масштабе, потому что весь мир, конечно, содержится десницей Божией и управляется Его Божественным промыслом. Но, как это не страшно звучит, именно «нуждная» а иногда и мучительная смерть становится для человека дверью в Царствие Божие. Это не значит, что Бог хочет для нас такого конца, но значит, что, претерпевший несправедливую муку, обязательно обретёт и великое утешение. Если угодно - это закон Божий.
Так от чего сохранить обещает нас Господь? Не от житейских бед, напастей и трудностей в первую очередь, потому что всё это бывает даже необходимо душе, увы, склонной к расслабленности и забвению цели своего бытия. Но сохранить нас обещает Господь, прежде всего, от страшной власти греха, посредством которой враг рода человеческого губит наши души. И власть эта поистине велика настолько, что ни один человек не может освободиться от неё одними своими силами. Но с помощью Божией это возможно. Возможно! Святые отцы говорят: «Враг силён, но Господь всесилен!»
Простые слова «Спаси и сохрани» означают неустанное, от всего сердца, обращение наше к Богу с просьбой о том, чтобы Он помог нам приобщиться благодатной вечности.
ПОЧЕМУ НАДО НОСИТЬ НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТ
Нательный крест возлагается на нас в Таинстве Крещения во исполнение слов Господа ИисусаХриста: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34).
Мы должны нести свой жизненный крест, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Крест «всегда для верующих есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Когда происходит Таинство Крещения, при освящении нательного креста священник читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он в крест влил небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».
Кстати, часто задают вопрос: должны ли быть уже освященными продающиеся в магазинах кресты или крест следует отнести в храм для освящения? Крестик необходимо освящать в храме. Окропить его святой водой дома будет недостаточно - он должен быть освещен именно священником, т.к. в храме крестики освящаются особым чином.
Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. Но следует избегать суеверий. Церковь учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно - через эту освященную материю - приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по заповедям Божиим, и именно эта духовная жизнь дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.
Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Снять с себя крест или не носить его понималось всегда как богоотступничество. За 2000-летнюю историю христианства многие люди пострадали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя нательный крест. Этот подвиг повторялся и в наше время.
Если вы сейчас, когда можно свободно исповедовать свою веру, не носите креста, то вряд ли осмелитесь надеть его, когда за это придется пострадать. Сможете ли вы повторить подвиг простого русского парня Евгения Родионова ?
…Он был гранатометчиком, служил в 479-м погранотряде особого назначения. Ровно месяц Женя прослужил на заставе в Чечне, а 13 февраля 1996 года он попал в плен. Вместе с ним были три его друга: Саша Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев. В плену они пробыли 3,5 месяца. За это время над ними издевались как только могли. Но у Евгения был выбор, каждый день к нему подходили и говорили: «Ты можешь жить. Для этого тебе надо снять крестик, принять нашу веру, стать нашим братом. И все эти кошмары для тебя сразу кончатся». Но Женя не поддался на эти уговоры, креста он не снял. И 23 мая 1996 года, в праздник Вознесения Господня, в селении Бамут Евгения и его друзей убили. День смерти Евгения был и днем его рождения. Ему исполнилось всего 19 лет. Женю обезглавили, но даже с мертвого тела Жени враги не посмели снять крестик.
Я думаю, что этот великий подвиг воина Евгения должен послужить примером для многих, для всех тех, кто по таким глупым причинам не носит крестик или носит его как какое-то украшение. А то и меняют святой крест на амулет, знак зодиака и прочее… Давайте не будем забывать об этом никогда! Помните об этом, нося свой крестик.
О БЛАГОГОВЕЙНОМ ПОЧИТАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТА
Великие русские старцы советовали, что надо всегда носить нательный крест и не снимать его никогда и нигде до самой смерти. «Христианин без креста, — писал старец Савва, — это воин без оружия, и враг может легко одолеть его». Нательный крест потому так и называется, что его носят на теле, под одеждой, никогда не выставляя наружу (снаружи крест носят только священники). Это не означает, что нательный крест необходимо скрывать и прятать при любых обстоятельствах, но все же нарочито выставлять его на всеобщее обозрение не принято. Церковным уставом установлено целовать свой нательный крест по окончании вечерних молитв. В минуту опасности или когда на душе тревожно, хорошо поцеловать свой крестик и прочесть на его обороте слова «Спаси и сохрани».
«Не носите крестик как на вешалке, — часто повторял Псково-Печерский старец Савва, — Христос оставил на Кресте свет и любовь. От крестика исходят лучи благодатного света и любви. Крест отгоняет злых духов. Целуйте свой крестик утром и вечером, не забывайте его целовать, вдыхайте эти лучи благодати, из него исходящие, они невидимо проходят в душу, сердце, совесть, характер. Под действием этих благодатных лучей нечестивый человек становится благочестивым. Целуя свой крестик, помолитесь за близких грешников: пьяниц, блудников и других, кого знаете. Чрез ваши молитвы они исправятся и будут хорошими, ибо сердце сердцу весть подает. Господь всех нас любит. Он за всех пострадал ради любви, и мы должны всех любить ради Него, даже врагов своих.Если вы так начнете день, осеняясь благодатию от своего крестика, то и весь день проведете свято. Не будем забывать так делать, лучше не поесть, чем забыть о крестике!».
МОЛИТВА СТАРЦА САВВЫ ПРИ ЦЕЛОВАНИИ НАТЕЛЬНОГО КРЕСТИКА
Старец Савва составил молитвы, какие нужно читать при целовании крестика. Вот одна из них:
«Пролей, Господи, каплю Святейшей Крови Твоей в мое сердце, иссохшее от страстей и грехов и нечистот душевных и телесных. Аминь. Имиже веси судьбами спаси меня и сродников, и знаемых моих (имена) ».
Нельзя носить нательный крест как амулет, как украшение. Нательный крест и крестное знамение есть только внешнее выражение того, что должно быть в сердце христианина: смирения, веры, упования на Господа.
Крест нательный - видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви, исповедания христианской веры, средство благодатной защиты.
СИЛА КРЕСТА
Крест — это реальная сила. Им совершались и совершаются многие чудеса. Крест - это великая христианская святыня. В службе на праздник Воздвижения Церковь воспевает древо Креста Господня многими похвалами: «Крест - хранитель всея вселенной, красота Церкви, царей держава, верных утверждение, ангелов слава и демонов язва».
Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы - все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.
Но непреоборимым оружием и всепобеждающей силой крест становится лишь при условии веры и благоговения. «Крест не делает чудес в вашей жизни. Почему? — вопрошает святой праведный Иоанн Кронштадтский и сам же дает ответ: — По неверию вашему».
Надевая на грудь нательный крест или осеняя себя крестным знамением, мы, христиане, свидетельствуем, что готовы нести крест безропотно, смиренно, добровольно, с радостью, ибо любим Христа и хотим сострадать с Ним, ради Него. Без веры и благоговения нельзя и осенять себя или других крестным знамением.
Вся жизнь христианина, со дня рождения до последнего вздоха на земле, и даже после смерти, сопровождается крестом. Крестным знамением осеняет себя христианин при пробуждении (надо приучить себя, чтобы оно было первым движением) и при отходе ко сну — последним движением. Крестится христианин перед и после вкушения пищи, перед и после учения, при выходе на улицу, перед началом каждого дела, перед принятием лекарства, перед вскрытием полученного письма, при неожиданных, радостных и горестных известиях, при входе в чужой дом, в поезде, на пароходе, вообще при начале всякого пути, прогулки, путешествия, перед купанием, навещая больных, идя в суд, на допрос, в тюрьму, в ссылку, перед операцией, перед боем, перед научным или иным докладом, перед и после собрания и совещания и т. д.
Крестное знамение надо творить со всем вниманием, со страхом, с трепетом и с крайним благоговением. (Полагая на чело три большие перста, говори: «во имя Отца», потом, опустив руку в том же виде на грудь, говори: «и Сына», перенося руку на правое плечо, затем на левое, говори: «и Святого Духа». Сделав на себе это святое знамение креста, заключи словом «аминь». Или, когда изображаешь крест, можешь говорить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного. Аминь». ) Демоны, как пишет преподобный Симеон Новый Богослов, боятся образа Креста и не терпят видеть знамение креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от него тотчас. «Если ты будешь всегда употреблять святой Крест в помощь себе, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему» (Пс. 90,10). Вместо щита ограждай себя Честным Крестом, запечатлевай им свои члены и сердце. И не рукою только полагай на себя крестное знамение, но и в мыслях запечатлевай им всякое свое занятие, и вход свой, и исхождение свое во всякое время, и сидение свое, и восстание, и постель свою, и любое служение... Ибо весьма крепко это оружие, и.никто не может никогда сделать тебе вреда, если ты им защищен» (преподобный Ефрем Сирии).
Слава, Господи, Кресту Твоему Честному!
Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах
Некоторые разделы не доступны для Гостей нашего форума. Доступ ко всем разделам автоматически открывается после регистрации.
Скрыть объявлениеУВАЖАЕМЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ И ГОСТИ ФОРУМА "ЧАРОДОРО"! ПРОСЬБА ПРИНЯТЬ К СВЕДЕНИЮ, ЧТО ВСЕ МЕТОДИКИ, СТАТЬИ, ОБРЯДЫ И РИТУАЛЫ ВЫЛОЖЕНЫ ДЛЯ ВАС В ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ,ПРИ ПРАКТИЧЕСКОМ ПРИМЕНЕНИИ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХНИК, ОБРЯДОВ И РИТУАЛОВ, ВЫ ВОЗЛАГАЕТЕ ВСЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПОСЛЕДСТВИЯ НА СЕБЯ.
Скрыть объявление