План-конспект занятия по обучению грамоте (средняя группа) на тему: НОД по обучению грамоте в средней группе. Конспект занятия по обучению грамоте «Лесное путешествие

МА ДОУ №8 «Детский сад «Полянка» п.г.т. Яшкино Кемеровской области

Конспект занятия

по обучению грамоте в средней группе

«Красный цвет – гласный звук»

Составила: воспитатель 1 квалификационной категории Филина С.А.

2017г.

Тема: «Красный цвет – гласный звук.

Познавательные цели:

Формирование знаний о гласных звуках. Обучение выделению гласных звуков из ряда звуков. Закрепление образования уменьшительно – ласкательных форм существительных.

Физическое развитие:

Социально – коммуникативные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование: предметные картинки со звуками А, О, У, Ю, Ы, И,Э.

Ход занятия.

Организованный момент.

Дети стоят полукругом.

Воспитатель: Дети, давайте повяжем друг другу красные ленточки и удивимся: «Как красиво».

Мы умеем удивляться! (дети удивленно поднимают бровки)

Сегодня нас ждет, что то очень интересное. Давайте покажем, как мы этому рады и улыбнемся (Дети улыбаются)

К сожалению, за окном тоскливая и пасмурная погода, которая нас расстраивает (дети хмурят бровки).

Давайте повторим:

Мы умеем удивляться,

Мы умеем улыбаться,

Мы умеем хмуриться!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправляемся в Страну Гласных звуков. Мы подготовились и повязали друг другу красные ленты. А почему мы выбрали красный цвет?

Дети: Потому что мы отправляемся в Страну Гласных звуков, а гласные звуки обозначаем красным цветом.

Девочка завозит коляску с куклой.

Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь плачет чья-то куколка. Какую песенку нужно ей спеть, чтобы она перестала плакать, какой гласный звук нам поможет?

Дети: гласный звук А.

Воспитатель предлагает успокоить куклу нескольким детям, пропев звук А.

Воспитатель: В коляске кукла Оля, а плачет она потому, что у неё болят зубки.

(Из-за ширмы доносится О-О-О). Ребята, как кукла плачет?

Дети: О-О-О.

Воспитатель: Обнимем свои щечки теплыми ручками, споем зубкам песенку, чтобы наши зубки никогда не болели.

Дети произносят: О-О-О.

Воспитатель: Звук О гласный. Зубки у нашей куклы перестали болеть, пусть она поспит, а мы продолжим наше путешествие.

Посмотрите, к нам подъезжает паровоз. Послушайте, как он гудит.

(Из-за ширмы У-У-У) Повторите.

Дети: У-У-У.

Воспитатель: Давайте громко погудим, а затем тихо. Кто же к нам приехал на паровозике?

Дети: Лошадка.

Воспитатель: Лошадка озорная, лошадка весёлая. Лошадка поет: И-И-И.

Споем песенку лошадки.

Дети: И-И-И.

Воспитатель: На лошадке можно весело скакать и кричать Эй. Первый звук Э.

Давайте пропоем Э-Э-Э.

Воспитатель: На пути нам встретился медведь.

Медведь у пчел отведал мед.

Мишка жалобно ревёт:

Ы-Ы-Ы – покусали меня пчёлы!

Какой звук нужен медведю, чтобы реветь?

Дети: Звук Ы-Ы-Ы.

Воспитатель: Давайте покажем, как медведь ходит и ревет.

(Дети изображают медведя и проговаривают звук Ы-Ы-Ы.)

Воспитатель: Какие звуки мы узнали в Волшебной стране звуков?

Дети: гласные звуки А,О,И,У,Э,Ы.

Воспитатель: Лиза знает стихотворение про гласный звук.

Лиза:

Гласные тянутся к песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В темном лесу и звать и аукать,

Но не желают свистеть и рычать.

Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуковыми символами гласных звуков, Звуковой символ – это графическое изображение звука, показывающее, как нужно открывать ротик и положение язычка. (Рассказ воспитателя о символах)

Физминутка:

Мы ногами топ-топ- топ.

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп.

Мы глазами миг-миг-миг,

Мы плечами чик-чик-чик.

Раз-сюда, два –туда.

Повернись вокруг себя.

Раз -= присели, два – привстали.

Руки кверху все подняли.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

А теперь попробуйте выбрать символ звука, с которого начинается ваше слово. Дети выбрали символ звука, подходящего к слову из конверта.

Игра «Угадай картинку».

Воспитатель: Ребята, это волшебная полянка, На ней «заколдованные картинки». Давайте попробуем их «расколдовать».

Вышли на полянку.

Сели все в кружок.

Угадай картинку

Милый мой дружок!

(Дети садятся в круг. Перед ними лежат картинки, спрятанные под лист цветной бумаги, нарезанной тонкими полосками.)

Воспитатель: Поднесите спрятанную картинку к своим губам. Положите язык на нижнюю губу и подуйте на него так, чтобы картинка открылась. Даю вам подсказку, название каждой картинки начинается с гласного звука (следить, чтобы дети не надували щечки). Молодцы! Справились с заданием. А теперь выберете символ звука, подходящего к вашей картинке.

Игра «Назови ласково»

Отгадайте загадку:

Стукнешь о стенку,

А я отскачу.

Бросишь о землю,

Ая подскачу.

Я из ладоней в ладони лечу,

Смирно лежать ну совсем не хочу!

Дети: Мяч.

Воспитатель: Мяч умеет превращать любые слова в ласковые. Поиграем с ними? Я буду называть вам слово, а вы называть это слово ласково, например: солнце – солнышко.

(Облако, ветер, дерево, трава, цветок и т.д.)

Итог занятия.

Воспитатель: С какими звуками мы с вами познакомились? Как произносятся гласные звуки? Что понравилось на занятии? Дайте оценку занятия смайликами.


Занятие в средней группе по грамоте

Тема: « Медвежонок проснулся»

Задачи:

1.Развивать артикуляционный аппарат.

2.Развивать фонематический слух.

3.Различать на слух гласные и согласные звуки; обозначать звуки красными и синими фишками.

4.Различать понятия «звук» и «слово»

5.Учиться интонационно выделять и называть первый звук в словах.

6. Активизировать в речи детей названия диких животных и их детёнышей.

Оборудование: игрушки котёнок и медвежонок, фишки красного и синего цвета, 2 корзинки красного и синего цвета, игрушки, картинки с артикуляционной гимнастикой.

Ход занятия:

Кот Тимошка (постоянный персонаж на занятиях) приходит к детям, здоровается.

Тимошка: Привет, ребята! Я уже успел соскучиться по всем ребяткам! Но я сегодня не один, со мной один мой друг пришёл. Очень уж он хотел с вами познакомиться, а сам никак проснуться не может! Ну пусть он поспит немного, а мы в это время наш Язычок разбудим и его помощников.

Воспитатель: ребята. Давайте вспомним, кто же помогает нашему Язычку проговаривать все звуки и слова?

Ответы детей: зубки, губы, щёчки, нёбо, горлышко.

В: Молодцы! А теперь сделаем нашу гимнастику для Язычка. А ты, Тимошка, не ленись, вместе с нами делай. А в этом нам помогут наши весёлые зверюшки.

Проводится артикуляционная гимнастика «Весёлые зверята» (упражнения «бегемот», «слонёнок», « вкусный мёд», «белка» и др.). – смотри книгу Н.Нищевой.

Т.: Что-то мой друг никак не просыпается. А давайте поиграем в «Повторялки», это так весело!

В.: Конечно поиграем. А ну-ка, повторяйте за мной!

Проводится игра на проговаривание чистоговорок:

МА-Ма-Ма – всё смогу сама!

МО-Мо-Мо – мне купили эскимо!

МУ-МУ-МУ – молока дадим кому?

В.: Тимоша, может ты всё –таки расскажешь, кто там у тебя под одеялом спи и всё храпит?

Т.: А вы угадайте мою загадку:

Он в берлоге спит зимой
под большущею сосной,

А когда придёт весна-

Просыпается от сна.

Дети: это же медведь!

В.: Правильно. Действительно мишке трудно проснуться после долгой зимней спячки. Я предлагаю сыграть в игру «Хлопни, если услышишь звук!»

А мишка от наших хлопков и проснётся!

Проводится игра «Хлопни, если услышишь звук!» - воспитатель называет слова и звуки, дети хлопают только в том случае, если услышат звук.

«Просыпается» медвежонок(игрушка): Ох. Кто это мне спать не даёт? А. да это же Тимошка и мои друзья! Как я рад вас видеть! Ой, ведь со мной ещё и другие лесные звери хотели прийти, как же теперь они дорогу к вам найдут?

В.: Ребята, а кто ещё к нам из леса может пожаловать?

Дети: Лиса с … лисятами, волчица с…, ежиха с … и др.

В.: А мы сейчас покажем, чем же мишкины друзья в лесу занимаются.

Динамическая пауза « Лесные звери»

Расскажите мне, ребята,

Как в лесу живут зверята.

Как лисёнок умывается,

Как бельчонок просыпается,

Как волчонок пробежал,

Как зайчонок проскакал.

Как ежонок и ежиха

Собирают ежевику.

Только медвежонок спит. Просыпаться не спешит.

В.: Ты, Мишутка, не расстраивайся! Ребята сейчас помогут дорожку в лес проложить. Твои лесные друзья по ней обязательно в следующий раз до нас доберутся.

Проводится игра «Звуковая тропинка» - воспитатель называет гласные или согласные звуки, а дети на доске выкладывают из синих(согласные) и красных(гласные) фишек «тропинку».

Т.: Теперь они точно не заблудятся, да и ты, мишка, обратно дорогу найдёшь. А мы твоим друзьям в лес подарки отправим. Только ведь и мне нужно игрушек оставить, как же быть?

В.: А мы всё по честному сделаем: вот тебе,Тимошка, синяя корзинка, а Мишутке дадим красную. Если название игрушки начинается с «певучего» звука, то игрушку в красную корзинку, а если первый звук в слове «спотыкается, встречает преграду», то в синюю.

Проводится игра «Положи игрушки в корзинку».

М.: Как здорово! Всё по-честному поделили! Я сейчас в лес по тропинке побегу, подарки отнесу. Я ведь целую зиму с зверятами не виделся. А в следующий раз мы все вместе к вам придём! Спасибо вам большое!

Лариса Зверева
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в средней группе «Звуки»

подготовила Зверева Л . С

Цель : Подвести детей к понятию, что наша речь состоит из слов, уметь называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов на предложенную тему, закреплять с детьми понятие звук . Уметь находить и называть нужные звуки в словах , развивать фонематический звук у детей , учить отвечать на вопросы распространенными предложениями. Упражнять в решении этических задач, уметь найти хорошие и плохие поступки. Воспитывать честность, вежливость.

Оборудование : игрушки : заяц, лиса, кукла, медведь, мяч. Три предметные картинки : мыло, мишка, мышь

Ход НОД:

Дети сидят на стульчиках полукругом.

Воспитатель : Дети, к нам в группу пришли гости . Они останутся у нас на занятии, если мы их правильно назовём.

(Показывает игрушки)

Дети : Это заяц, лиса, кукла, медведь, мяч.

Воспитатель : А давайте как- нибудь по-другому назовём этих гостей. Я, например, хочу назвать зайца зайчонком. А вы?

Диана : А я бы назвала его зайчишкой - трусишкой.

Саша : Зайца можно назвать косым или зайцем-хвастой, как в сказке.

Кристина : А ещё можно назвать зайкой

Воспитатель : Очень хорошо вы назвали нашего гостя зайца : и зайка, и заяц-хвоста, и зайчишка - трусишка, и Косой, и зайчик. А как бы вы назвали лису?

Дима : Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель : Как много сказал о лисе Дима. А кто ещё что- нибудь придумает?

Соня : Я думаю, что лису можно назвать лисицей и лисой - Патрикеевной

Кристина : Дима сказал, что лиса хитрая, она всех обманывает, я бы назвал её ещё плутовкой и обманщицей.

Воспитатель : Очень интересно вы назвали лису, очень правильно. А что бы вы сказали об этой кукле?

Валя : Эта кукла совсем маленькая, поэтому я назвала бы её куколкой

Карина : Если бы я с ней играла, то назвала её своей дочкой Леночкой.

Воспитатель : как ласково вы сказали о нашей гостье-кукле : куколка, дочка Леночка. А о мяче, что вы можете сказать?

Алёша : мяч - мячик, он резиновый, прыгает, скачет, с детьми играет.

Воспитатель : А раз он прыгает, играет, балуется с детьми, то, как его можно назвать?

Павлик : Я бы назвал его попрыгунчиком и весельчаком.

Диана : А я бы придумала название озорник.

Воспитатель : Какие замечательные, интересные, необычные слова вы придумали, какие они все разные, эти слова. Вот из таких разных слов и состоит наша речь. То, что мы говорим - это и есть наша речь. Речь состоит из разных слов. Словами можно назвать все, что мы видим. Причём назвать можно по- разному. Как сейчас мы и называли. К нам пришли ещё два запоздалых гостя. Назовите их.

Дети : это медведи.

Воспитатель : А какие они? Одинаковые?

Андрей : Нет, они не одинаковые : один большой. А другой маленький.

Воспитатель : А как бы вы назвали маленького медведя?

Диана : Я бы назвала мишенькой или мишуткой.

Саша : А я бы назвал медвежонком.

Карина : А я бы маленьким мишкой.

Воспитатель : Это хорошие, ласковые слова. А как можно назвать большого медведя?

Валя : Он медведь-медведище.

Павлик : Я бы назвал его генералом Топтыгиным или Михаилом Потапычем

Диана : А я бы назвала медвежатиной.

Воспитатель : Сколько же разных названий мы придумали нашим гостям - медведям. Но один из этих медведей большой и вы называли его уважительно, как?

(Дети повторяют)

А второй медведь маленький и вы его совсем по- другому назвали : ласково и нежно. Повторите как?

(Дети повторяют)

Физкультурная пауза : Предлагаю детям попрыгать по комнате как зайчики, походить как медведи, порычать. Как они рычат, побегать как лисички-сестрички. Представить, что у них в руках куколка Леночка. Побаюкать ее, спеть ей колыбельную.

Воспитатель : Дети, мы только что сказали, что наша речь состоит из слов. А из чего же состоят слова?

Диана : Я думаю. Что слова состоят из звуков .

Воспитатель : Как замечательно сказала Диана : Я думаю… Ты правильно думаешь, Диана. Ведь все слова действительно состоят из звуков . А звук это то , что мы слышим и произносим.

Назови любые звуки .

Дети : А, О, У, Р. и др.

Воспитатель : Правильно, это звуки . Их очень много, из них состоят слова, которые мы произносим. А из слов состоит наша речь. Но есть, ребята, звуки , которые мы слышим, но произнести в своей речи не можем. Они называются неречевыми. Вы догадались, о каких звуках я говорю ? Нет?

Тогда послушайте.

(Предлагаю детям послушать, как льётся вода, скрипит дверь, играет пианино, стучит палочка о стол и т. п.).

Можете вы, послушав эти звуки , их повторить? Правильно, этого вы сделать не сможете. Их нельзя воспроизвести, их можно только слышать. Поэтому и называются они неречевыми звуками . А сейчас, дети, мы опять

будем говорить о звуках , которые мы слышим и которые можно произносить. Я покажу вам три картинки.

(Показываю картинки, на которых нарисованы мыло, мишка, мышь.)

Назовите, что на них нарисовано. А теперь внимательно послушайте моё задание : назовите мне звук , который встречается во всех этих словах. Правильно, во всех этих словах живёт звук М , этим звуком начинаются все три слова.

Звук М живёт в этих словах вначале. А теперь вы придумайте слова, которые начинаются на звук М .

Дети : Мама, мишутка, молоко, Маша, мир, морковь, мяч и т. п.

Воспитатель : Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились с моим заданием. А теперь я спрошу вас о другом. Скажите, какие волшебные слова вы знаете?

Рома : Я знаю два волшебных слова : спасибо и пожалуйста.

Воспитатель : Да, это действительно волшебные слова. А часто ли вы их произносите?

Катя : Я часто их говорю, но иногда забываю сказать и мне бабушка или мама напоминают об этом.

Воспитатель : Да, к сожалению, иногда вы забываете сказать эти действительно волшебные слова. Но я думаю, что это бывает очень редко. А как вы произносите эти слова : кричите. Говорите грубо, со злом, или по-другому?

Марина : Эти слова нужно говорить тихо, ласковым голосом.

Воспитатель : Правильно, Марина. Никогда нельзя, разговаривая с человеком кричать, злиться. грубить… А тем более когда говоришь волшебные слова. Ведь они не даром называются волшебными, потому что имеют волшебную силу- после них обязательно хочется человеку сделать только приятное. Давайте я напомню вам об этом.

(Чтение небольшого отрывка из рассказа Осеевой «Волшебное слово» .)

Так как надо произносить волшебное слово?

Настя : Надо говорить эти слова тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь.

Воспитатель : Правильно Настя! Именно так надо говорить волшебные слова. И только тогда они будут иметь силу. А сейчас я хочу проверить, как вы запомнили то, о чём мы сегодня говорили. Сейчас будем с вами решать задачи, но не на сложение, а на уважение. Кристина, возьми мяч и поиграй с нами

(Кристина подбрасывает мяч вверх и не успевает поймать его)

Кто догадается, что сейчас нужно сделать?

(Рома вскакивает со стула, подбегает к мячу и отдаёт его Кристине.)

Ребята, как Рома красиво поступил. Он помог поднять Кристине мяч и сказал при этом : «Возьми, пожалуйста, мяч» . Причем сказал с улыбкой. Глядя прямо в глаза. Тебе было приятно, Кристина, как к тебе обратились?

Кристина : Очень приятно, поэтому я сказала ему спасибо.

Воспитатель : Молодец, Рома! А теперь, дети, представьте, что все мы едем в автобусе. Настя. Вообрази, что ты мама, у тебя в руках тяжелая сумка (даю ей пакет) и ребёнок (предлагаю взять куклу) . Мы все едем в автобусе. Остановка. Входит женщина (Настя) с сумкой и ребёнком на руках. Как же мы поступим дальше?

(Дети подбегают к «женщине» , предлагают взять сумку из рук и уступают место для сидения, при этом говорят волшебное слово).

Воспитатель : Вы поступили очень правильно, проявили уважение к женщине. Молодцы!

А теперь давайте выйдем из этой комнаты и пройдём в другую.

(Дети встают и проходят через дверь в другую комнату) .

Ребята, а вы не заметили : почему-то Рома и Саша остановились, когда вы проходили через дверь. Вы не догадались почему?

Аня : Они пропустили сначала всех девочек вперёд, а потом пошли сами

Воспитатель : Они поступили как настоящие мужчины. А что же другие мальчики забыли о том, что девочек всегда надо пропускать вперёд? Давайте ещё раз попробуем.

(Дети проходят опять в другую комнату, но мальчики теперь ждут когда пройдут сначала все девочки, а затем заходят сами)

Воспитатель : Вот теперь уже лучше. Мальчики не забыли уступить девочкам дорогу, они были Джентельменами. Но все-таки одну ошибку. Дети. Вы допустили. Но какую?

(Дети задумались)

А вы не забыли, что здесь есть ещё человек постарше. Это - Я.

Правильно ли. Что я прошла последней?

Дети : Нет. Неправильно!

Воспитатель : Давайте сделаем так, чтобы было совсем правильно.

(Ситуация повторяется. Но теперь уже дети пропускают вперёд воспитателя, говоря при этом : «Проходите, пожалуйста» , затем проходят девочки и лишь потом заходят мальчики.

Воспитатель : Вот теперь вы поступили так, как поступают воспитанные люди. Спасибо вам. Мне приятно, что в группе у нас только такие хорошие дети. Молодцы!

А теперь, дети, давайте подумаем и скажем, что же нового мы узнали на сегодняшнем занятии, что вспомнили.

(Подводится итог занятия.)

Настоящее пособие предназначено для развития у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомления с основами грамоты. В книге содержатся программа, методические рекомендации и планы занятий для младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

Книга адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений.

    Наталия Сергеевна Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет 1

Наталия Сергеевна Варенцова
Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет

Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Предисловие

Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). В школе же первоклассника сначала учат читать и писать и только потом знакомят с фонетикой, морфологией и синтаксисом родного языка.

Оказывается, что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести ("погрузить") ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые "муки слияния" звуков посредством соединения букв ("м и а - будет ма ").

Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др. Позже дети научаются делить речевой поток на предложения, предложения – на слова, знакомятся с буквами русского алфавита, составляют слова и предложения из них, употребляя грамматические правила написания, овладевают послоговым и слитным способами чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.

Обучение по настоящему пособию рассчитано на детей 3–7 лет. Оно построено с учетом возрастных особенностей дошкольников и основывается на их избирательной восприимчивости к овладению грамотой. Дети 3–5 лет занимаются звуковой стороной речи, проявляя при этом особую одаренность, а дети 6 лет с большим интересом осваивают знаковую систему, читают.

В результате обучения дети приходят в школу не только читающими, но и способными анализировать устную речь, грамотно составлять слова и предложения из букв азбуки.

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев. При этом широко используется способность детей к подражанию: ребенок подлаживает свои движения к определенной мерке взрослого, изображая любимый персонаж. В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т. д.; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Обучение проходит в увлекательной игровой форме.

Данное пособие состоит из нескольких частей: программы, методических рекомендаций по развитию у дошкольников звуковой стороны речи и ознакомлению их с основами грамоты и подробных планов занятий с описанием дидактического материала по всем возрастным группам.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Оно также может быть полезно и родителям.

Программа

Настоящая программа включает три направления работы с детьми дошкольного возраста: развитие звуковой стороны речи, ознакомление со знаковой системой языка и подготовка руки к письму

Работа по формированию у детей звуковой стороны речи и ознакомлению с основами грамоты, прежде всего, связана с развитием познавательных способностей и воспитанием произвольности поведения.

Развитие умственных способностей детей происходит в процессе овладения действиями замещения звуков речи. Дети учатся моделировать как отдельные речевые единицы (слоги, звуки, слова), так и речевой поток в целом (предложения). При решении познавательных задач они способны использовать готовые схемы, модели и строить их самостоятельно: делить слова на слоги, проводить звуковой анализ слов, делить предложения на слова и составлять их из слов и букв; сравнивать модели слов по звуковому составу, подбирать слова к заданной модели и т. д.

Развитие познавательных способностей способствует осознанному отношению детей к различным сторонам речевой действительности (звуковой и знаковой), ведет к пониманию некоторых закономерностей родного языка, формированию основ грамотности.

В процессе подготовки руки к письму у детей развиваются как познавательные, так и творческие способности. Сначала дошкольники овладевают произвольными движениями кистей и пальцев рук (изображают различные явления и объекты: дождь, ветер, кораблик, паровозик, зайчик, бабочку и др.); затем – графическими умениями при ознакомлении с элементами письменной речи. Дети учатся кодировать речь и "прочитывать ее код", то есть моделировать речь принятыми в культуре русского языка знаками. Дошкольники конструируют, достраивают с помощью фломастеров или цветных карандашей отдельные объекты и явления: шалашики, солнышко, птичек, лодочки и т. п. Подобные занятия способствуют развитию воображения, фантазии, инициативы и самостоятельности детей.

Основы грамоты рассматриваются в программе "как пропедевтический курс фонетики родного языка" (по Д. Б. Эльконину). Программа строится на материале методики, созданной Д. Б. Элькониным и Л.E. Журовой . Ознакомление ребенка с фонемной (звуковой) системой языка имеет значение не только при обучении его чтению, но и для всего последующего изучения родного языка.

Младшая группа

Программа для младшей группы включает в себя два раздела: развитие фонетико-фонематической стороны речи с целью подготовки детей к обучению звуковому анализу слов и развитие движений кистей и пальцев рук с целью подготовки руки к письму.

Работа по развитию у детей звуковой стороны речи направлена на совершенствование их артикуляционного аппарата и фонематического восприятия.

В ходе занятий детей знакомят со звуками окружающего мира, звуком как единицей речи. Вычленяя звуки из общего потока, дети распознают, кто или что издает их. Затем в ходе звукоподражательных упражнений они учатся правильно произносить гласные звуки (а, о, у, и, ы, э) и некоторые согласные (м – мь, п – пь, б – бь, т – ть и др.)? кроме шипящих и свистящих. Термины, характеризующие звук (гласные, согласные и т. п.), на занятиях не используются.

Любящие родители хотят воспитать своего малыша так, чтобы в будущем он стал хорошо образованным человеком, имеющим карьерную перспективу. Первый шаг на этом пути - получение качественного дошкольного образования. Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться.

Почему нужно обучать грамоте до школы

С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации. Все эти аргументы говорят о необходимости такого обучения.

Как строится процесс обучения грамоте

Обучение грамоте происходит постепенно, в игровой форме. Можно выделить следующие задачи:

  • знакомство детей с понятиями «слово» и «звук», развитие фонематического слуха;
  • деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;
  • анализ звукового состава слова, умение определять гласные, твёрдые и мягкие согласные, сравнивать слова по звуковому составу;
  • знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;
  • основы чтения и письма, составление слов с помощью разрезной азбуки.

Современные методики обучения грамоте основываются на звуковом аналитико-синтетическом методе обучения чтению, предложенном К. Д. Ушинским более ста лет назад. Согласно этой методике знакомство детей со звуками происходит при выделении их непосредственно из живой речи. Сначала усваиваются гласные звуки а, о, и, е, у, ы. Задания усложняются постепенно. Звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Потом изучаются гласные я, ю, ё. И только после этого переходят к изучению согласных. К. Д. Ушинский писал, что научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению».

Дети 4–5 лет наиболее восприимчивы к звучащей речи, интерес к чтению обычно появляется только к 6–7 годам

Для маленьких детей игровая составляющая занятий является важным аспектом. Ребёнка надо мотивировать для выполнения упражнений, увлечь интересной задачей. Приёмов и способов разработано много, нужно только подобрать соответствующие теме занятия и возрасту детей. Занятия по обучению грамоте могут включать в себя основные приёмы воспитательской деятельности: рассматривание картинок, рисование, чтение стихов, разгадывание загадок, подвижные игры, но, кроме этого, имеются специфические упражнения, которые будут рассмотрены дальше. Проводить занятия по грамоте рекомендуется не реже одного раза в неделю.

Если в группе происходит значительная дифференциация по уровню усвоения материала, то желательно использовать индивидуальные задания или проводить занятия по подгруппам.

Особенности занятий при ограничении здоровья у детей

Нарушение речи, которое наблюдается при некоторых видах заболеваний у детей, приводит к торможению процесса усвоения навыков чтения и грамотного письма. Такие дети медленней выполняют задания, часто путают похожие по начертанию буквы, близкие по звучанию слова. Дошкольники с подобными отклонениями нуждаются в помощи логопеда, психолога, а также повышенном внимании со стороны воспитателя и родителей.

Проведение занятий в группе строится так, чтобы какие-то упражнения ребёнок выполнял индивидуально. Но в то же время он не должен чувствовать себя полностью отделённым от общих занятий. Например, можно заранее индивидуально отработать задание или предложить ребёнку с ограничениями здоровья более лёгкую загадку, дав возможность проявить себя среди ровесников.

Дети с нарушениями речи получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде

Родители должны помогать воспитателю и логопеду, выполняя какие-то дополнительные упражнения с ребёнком или закрепляя то, что изучили в саду. Дома можно использовать и интерактивные игры, интерес к которым у детей достаточно высок.

Видео: обучение грамоте детей с нарушениями речи

Формы и методы обучения

Выделяются три основные группы методов обучения детей, каждая из которых базируется на определённой форме мышления ребёнка.

  • Наглядные методы. К ним относятся: показ предметов, картинок, иллюстраций; разгадывание изографов (буквы наложены одна на другую, нужно их определить) и ребусов; постановка сценок, просмотр презентаций, мультфильмов, посещение театра.
  • Практические методы. В эту группу входят: выполнение упражнений, игровые методики, моделирование, конструирование.
  • Словесные методы. Беседы, чтение, составление рассказов по образцу, рассказы по плану, рассказы - фантазии.

Проводя занятия, воспитатель должен использовать приёмы так, чтобы чередовались различные виды деятельности детей, переключался способ получения информации: зрительный, тактильный, слуховой. Рассмотрим примеры практических приёмов:


При изучении букв для лучшего усвоения материала их вид обыгрывается в различных творческих заданиях. Нарисовать букву, украсить её разными узорами, вылепить букву, сшить ей платье, выложить букву фасолью или пуговицами, нарисовать песком, сложить из палочек, тесьмы, получить букву в подарок и т. д.

Для проверки усвоения материала с детьми старшего возраста можно проводить проверочные работы.

Упражнение, которое можно включить в такую работу: раздаточный материал с предметами и изученными гласными звуками. Дети должны соединить предмет и изображение той гласной, которая есть в слове. Для первой картинки нарисовать схему слова: сколько слогов, какой из них ударный.

Пример карточки для проверочной работы с дошкольниками старшего возраста

Выполнить звуко-буквенный анализ слов, то есть вписать в карточки названия изображённых предметов.

Раздаточный материал, который требует вписать название предметов, можно использовать для детей, умеющих писать

Читающим детям можно предложить разгадывание ребусов или игры на составление слов: «Кто больше составит новых слов из букв слова Превосходно?»; «Назовите слова, состоящие из двух, как слово Паровоз состоит из слов Пар и Воз».

Этапы обучения дошкольников грамоте

Подготовка к обучению грамоте начинается с трёхлетнего возраста. Какие же задачи решаются в каждой возрастной группе?

Вторая младшая группа

Задачами этого года являются:

  • обогащение словаря;
  • развитие умения правильно и чётко произносить слова;
  • формирование умения различать звуки;
  • знакомство с понятиями «слово» и «звук».

Основные формы работы: беседы, чтение, заучивание стихов, игры.

На занятиях, формирующих звукоразличие, малыши знакомятся со звуками окружающего мира и учатся их узнавать, вводится понятие «звук».

Изучение начинается с рассмотрения звуков, сильно различающихся между собой (шелест бумаги - звук колокольчика). Далее переходят к близким звукам (шелест бумаги - шелест листвы, можно использовать разные колокольчики). В итоге дети должны научиться различать естественные шумы (звук шин автомобиля, скрип мела, чириканье воробья).

Используемые игры: «Скажи, что звучит» (используется запись разных шумов), «Где звенит колокольчик?», «Как рычат звери» (дети рассматривают картинки и воспроизводят звуки, издаваемые животными).

На одном из занятий можно использовать наборы предметов из одинаковых материалов: стеклянные, металлические, пластмассовые. Вначале воспитатель демонстрирует, какой звук получается при ударе по стеклу, о металл. Затем за ширмой ударяет о какой-то предмет. Дети должны определить, из чего он сделан.

Возможна театрализация знакомой сказки. Вспоминаем сказку «Колобок». «Катится, катится Колобок по дорожке. А навстречу ему…». Дети продолжают: «Заяц!». Ребёнок с игрушкой зайца в руках выходит вперёд и становится перед детьми. Так же обыгрываем встречу с остальными героями сказки. Воспитатель по очереди обращается к детям с игрушками, стоящими впереди: «Каким словом называется твоя игрушка? Все вместе скажем это слово». И так для всех персонажей. При выполнении подобных упражнений концентрируется внимание на понятии «слово».

Пример занятия по развитию фонематического слуха можно посмотреть по ссылке .

Средняя группа

Задачами этого года являются:

  • дальнейшее развитие и увеличение словаря;
  • формирование умения воспринимать сюжет повествования, делать пересказ;
  • заучивание стихов, пословиц и поговорок;
  • закрепление понятий «слово» и «звук», деление слова на слоги;
  • формирования умений определять длину слова, выделять первый звук.

Основные формы работы: беседы, чтение, пересказ, заучивание стихов и пословиц, творческие рассказы, игры.

Видео: занятие «Развитие речи» в средней группе детского сада

Старшая группа

Можно выделить следующие задачи:

  • дальнейшее развитие фонематического слуха: узнавание гласных и согласных звуков, их правильное произношение и артикуляция;
  • распознавание слов, содержащих определённый звук;
  • расстановка ударения;
  • умение охарактеризовать звук (гласный, согласный твёрдый или мягкий);
  • деление предложений на слова, выделение интонацией вопросительных и восклицательных предложений.

Малышам нужно научиться правильно определять гласные звуки, не пропуская их в словах. Именно точное произношение гласных звуков определяет красивую речь. Изучение обычно идёт по порядку: [а], [о], [у], [и], [ы], [е], [э].

На первом занятии выделяем гласный звук из слова. Например, [а]. Воспитатель называет слова, в которых [а] присутствует в открытом слоге, выделяя голосом [а]: КА-А-А-ША-А-А. Дети повторяют. Произносим ещё похожие слова: МА-МА, РА-МА. Концентрируем внимание на артикуляции при произнесении звука.

Чтобы облегчить детям процесс копирования артикуляции, можно предложить им следить за собой через маленькие зеркальца

Воспитатель объясняет, что при проговаривании звука [а] воздух выдыхается свободно, не встречая препятствий. Звук получается громкий, во весь голос, поэтому и называется гласным. Обозначать его будем красным цветом.

По такой же схеме знакомим детей с остальными гласными звуками.

Занятия с гласными звуками могут включать такие упражнения:

  • «Увидеть звук»: воспитатель молча выразительно проговаривает звук, ребята его называют.
  • «Называем слова с определённым звуком» (наш звук обязательно должен быть ударным - руки, а не рука, кот, а не котёнок).
  • «Разбери карточки»: дети выбирают карточки с изображениями на звук [а] и закрепляют на магнитной доске.
  • Определение звука среди других гласных а, у, и, е, о (вначале воспитатель чётко проговаривает про себя звуки, дальше это не делается).
  • Определение звука в слогах (он, ус, ас, им, ор).
  • Определение звука в словах (качели, астра, арка, Ира, овод).
  • Нахождение слов в предложении на определённый звук: «Крот и кот катили обруч».

Далее учим детей определять, в каком слоге слова наш звук находится: на первом занятии ищем звук в первом слоге, на втором - в последнем слоге, и только на следующем - в середине слова. Эту ситуацию можно обыграть, например, с помощью «весёлого вагончика». В этом вагончике столько окон, сколько слогов, флажком обозначаем то окошко, где сидит искомый гласный.

После изучения гласных звуков идёт изучение согласных.

Артикуляция согласных звуков (м), (н) противоположна артикуляции гласных звуков: воздух задерживается или губами, или зубами

Рассмотрим занятие со звуком [м]. Воспитатель говорит: «Молодая корова ещё не умеет мычать по-настоящему. У неё только выходит М-М-М». Малыши проговаривают звук сами, используют зеркальце, чтобы проверить артикуляцию. Дети замечают, что на пути воздуха есть преграда - губы. Воспитатель объясняет, что при произношении всех согласных воздух встречается с преградой. Звуки согласились, что их так произносят, поэтому называются согласными. Их обозначаем синим цветом.

Нужно научить детей разделять звонкие и глухие согласные. Воспитатель объясняет, что звонкие согласные звуки проговариваются с шумом и голосом, а глухие только с шумом. Если закрыть ладонями уши, то звонкий звук можно услышать, а глухой - нет. Наш звук [м] - звонкий.

Нужно придумать обозначение звонкости: колокольчик, звонок, динамик. Если звук глухой, то символ перечёркиваем.

Согласные звуки также подразделяются на мягкие и твёрдые. Объясняем детям разницу в артикуляции. Когда мы говорим мягкий звук, губы напрягаются и похоже, что мы чуть-чуть улыбаемся. При проговаривании твёрдых звуков такого не наблюдается. Произносим чётко, чтобы дети видели движение губ: «Тьма-тьмущая, тайна, телёнок».

Придумываем обозначение: для мягких звуков - вата, для твёрдых - камень.

При изучении звука даётся начертание буквы. В таком возрасте детям ещё очень сложно запоминать графику. Чтобы добиться хорошего результата, выполняем упражнения, базирующиеся на разных видах памяти ребёнка.

  • Задания, опирающиеся на зрительную память, - в них используются изображения, разыгрываются сценки.
  • Приёмы, рассчитанные на тактильную память, - дети руками ощущают изучаемый предмет: лепят буквы из теста, глины или пластилина, выкладывают из мелких предметов.
  • Использование механической памяти - малыши должны автоматически повторить форму буквы: нарисовать, обвести по трафарету, вырезать из бумаги по контуру.
  • Обращение к ассоциативной памяти - устраиваем конкурс рассказов «На что похожа буква».

На протяжении всего курса обучения мы вводили систему обозначения звуков, опирающуюся на цвет (гласный звук - красный, согласный - синий) и символы (звонкий - колокольчик, мягкий - вата, твёрдый - камень). Этот приём помогает в запоминании материала и в разработке заданий.

Пример задания на основе введённой системы обозначения: дети должны правильно соединить линиями картинку и схему слова

Путь освоения грамоты непрост. Чтобы пройти по нему, ребёнку нужно проявить старание и прилежание. Задача взрослых поддерживать малыша в его обучении. Будет замечательно, если в группе появится экран, на котором отражается, каких знаний дети уже достигли, а что ещё предстоит освоить.

В старшей группе в рамках программы обучения грамоте проводятся занятия по анализу предложения. По этой ссылке можно ознакомиться с конспектом НОД по развитию речи по теме «Знакомство с предложением».

Подготовительная группа

Можно выделить следующие задачи :

  • сформировать умение проанализировать текст и составить предложение по заданной схеме;
  • ознакомить с понятиями «существительное», «прилагательное», «глагол», рассказать о подборе синонимов, антонимов к словам;
  • научить составлению схемы слова;
  • добиться чтения со скоростью 30–40 слов в минуту;
  • научить записи слов в тетради.

Видео: занятие «Обучение грамоте» в подготовительной группе по УМК «Тропинки»

Занятия по обучению грамоте проводятся два раза в неделю. Для младшей группы по 15–20 минут, для средней по 20–25 минут, для старших дошкольников 25–30 минут.

Перспективное планирование процесса обучения грамоте можно осуществить и иначе, как, например, на этом сайте .

Существуют и другие методы обучения грамоте. Получил широкое распространение метод Николая Зайцева («кубики Зайцева»). Согласно ему ребёнка можно учить чтению и письму с самого раннего возраста без предварительной подготовки. Метод базируется на использовании специальных кубиков со «складами» и настенных таблиц.

«Склад» - особая речевая единица метода Зайцева, это пара согласный - гласный, или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква

Результаты обучения можно увидеть уже через несколько месяцев: малыши бегло читают, не испытывая затруднений. Этот способ подходит и для обучения слабослышащих и слабовидящих детей. К недостаткам метода можно отнести то, что обучение проводится индивидуально и для работы в группах детского сада его применить нельзя. Кроме того, у ребёнка, обучавшегося грамоте по этому методу, могут быть проблемы в начальной школе из-за разных принципов подачи материала.

Анализ занятия

Результат работы воспитателя группы детского сада оценивается не только детьми и их родителями, но и системой государственного образования. Руководитель или методист образовательного учреждения может посетить любой урок с детьми и оценить, насколько эффективно и качественно он проводится. По результатам проверки составляется анализ занятия. В этом документе:

  • указывается тема и цель занятия, а также основные задачи: образовательная, развивающая, воспитательная;
  • определяются методы и приёмы, используемые воспитателем и то, насколько они соответствуют поставленным задачам;
  • даётся оценка деятельности детей;
  • анализируется работа воспитателя во время урока;
  • предлагаются рекомендации по улучшению образовательного процесса.

Можно увидеть пример такого анализа занятия на сайте

Здравствуйте. Меня зовут Маргарита. Я сейчас на пенсии, до этого более двадцати лет проработала учителем. Пробую свои силы в написании статей по педагогике и животным.



Просмотров