Поисково-спасательные работы в горном походе. Спасательные работы в горах основной курс Приглашаем! Будет трудно, сложно, но точно интересно

каждый год мы слышим, что в горах, в экстремальных путешествиях и просто прогулках народ попадает в различного рода ЧС, которые далеко не всегда заканчиваются счастливо. Очень часто при этом показывают, что к спасательным работам были привлечены спасатели МЧС и авиация МЧС в виде вертолета. как же это все происходит на практике, и что чаще всего остается за кадрами таких сообщений .

структура сил и средст обычного Поисково Спасательного Отряда, одного из многих на просторах РФ

Адыгейский ПСО по Республике Адыгея

Адыгейский поисково-спасательный отряд Республики Адыгея образован 1 января 2004 года согласно постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея.

В марте 2008 года Адыгейский ПСО РА стал структурным подразделением Главного управления МЧС России по Республике Адыгея.

Дислоцируется по адресу г. Майкоп, пер. Глухой 3. Свою деятельность осуществляет согласно Соглашению о совместной деятельности между Главным управлением МЧС России по Республике Адыгея и Адыгейским поисково-спасательным отрядом МЧС России.

Укомплектованность по штату на 100% - 27 человек.

Аттестованных спасателей - 26 чел.

Спасатель международного класса - 1чел.

Спасатель 2 класса - 18.

Спасатель 3 класса - 3.

Спасатель - 4.

Организованно круглосуточное дежурство совместно с АПСО МЧС РФ:

по г. Майкопу - 3 человека в сутки, на ПСП « Лаго-Наки» 1 человек в сутки.

Совместно с АПСО МЧС РФ проводятся занятия по профессиональной подготовке спасателей, учебно-методические сборы по контролируемому району.

Для выполнения задач имеется: специальное альпинистское снаряжение, горнолыжное снаряжение, водолазное снаряжение, бивачное снаряжение, водное снаряжение, инженерное вооружение.

На вооружении имеется:

3 единицы аварийно-спасательных автомобилей, оснащенных АСИ «Холматро», «Спрут», «Спин»), снегоболотоход BV-206 (Лось) для доставки личного состава при ПСР в труднодоступные места зоны ответственности.

2005 го. ПСР по извлечению из шлюза и оказанию ПМП пострадавшему на Майкопской ГЭС

2008 год, г. Тхач. ПСР по оказанию помощи пострадавшему

2009 год. Ци-це - каньон реки. ПСР по поиску и эвакуации пострадавшего

2010 год. Извлечение утонувшего автомобиля на канале в г. Майкопе

2012 г.- соревнования спасателей

Фотографии с тренировок и соревнований по поисково спасательным работам

Поисково-спасательные и транспортировочные работы

Разделяют:

Поисковые.
Целью является определение местоположения отдельного участника или целой группы. Поиск бывает маршрутным (когда известен район поиска) и неопределенным. Неопределенный поиск это практически всегда неудача, поэтому прилагаются усилия к установлению хотя бы примерного расположения группы и её планов на будущее. Заявка в МКК календарных планов маршрута и запасных вариантов направлена именно на это.

Спасательные.
Целью является устранение возможных факторов опасности и оказание пострадавшему первой помощи.

Транспортировочные.
Доставка пострадавшего в мед. учреждение, если он не способен перемещаться сам.

Эти три этапа могут присутствовать все вместе, а могут и в любой комбинации, например, только спасательные работы, или поисково-спасательные, спасательно-транспортировочные.

Основная схема проведения спасработ разработана в советские времена альпинистами для районов с густой сетью альплагерей и тучей народа. Спасработы проводятся силами профессионального спасотряда (МЧС) с привлечением опытных альпинистов (тогда жетон спасателя мог получить только человек со вторым разрядом по альпинизму.). Схема рассчитана в среднем на 30–40 чел. Для материального обеспечения спасработ используются ресурсы, заранее приготовленные в альплагере. Сейчас эта схема более-менее работает только на Кавказе и в Фанах; в других удаленных и малопосещаемых районах нет ни МЧС, ни альплагерей, ни ресурсов. Туристская группа, действующая автономно может рассчитывать только на свои силы и свое снаряжение, в лучшем случае на помощь встречных групп и местных жителей.

Основополагающим и самым слабым звеном этой схемы является своевременное получение информации о НС. Любой клуб, проводящий походы в удаленных районах, старается сделать так, чтобы в одном районе работали несколько отделений, имеющих возможность связи между собой и цивилизованным миром и способные оказать помощь друг другу. Для связи используются рации, мобильные и спутниковые телефоны. В большинстве нормальных клубов уже много лет действует общий коорд. центр, облегчающий контакты всех со всеми. В первую очередь его работа направлена на быстрое реагирование на информацию о ЧП и прочих осложнениях на маршруте.

Если связь невозможна, назначаются места обязательных встреч групп и контрольные сроки. Если по истечении контрольного срока группа не явилась на встречу и не дала о себе знать, начинаются поисково-спасательные работы (ПСР). Устанавливаются так же контрольные сроки завершения маршрута, однако, если группа в них не укладывается, спасать ее, скорее всего уже поздно. Кроме выхода на ПСР по сигналу о НС или истечению контрольного времени иногда практикуется предупредительный выход. Если группа дважды не вышла на связь, если отсутствуют заранее оговоренные сигналы, если наступило резкое и длительное ухудшение погоды, затрудняющее сход с маршрута или возникли другие внушающие опасения факторы, может быть сформирован спасотряд для установления связи с группой, наблюдения за ней и оказания помощи при необходимости. Ибо лучшие спасработы это те, которые не состоялись.

Общая схема ПСР силами профессионального спасотряда, школы (или нескольких групп) примерно такова:

После поступления информации о НС или за некоторое время до истечения контрольного срока формируется штаб ПСР, назначается начальник ПСР. Обычно это наиболее опытный и ответственный из руководителей, хотя бывает, что спасы приходится возглавлять первому, кто попал под раздачу. На время ПСР начальник становится абсолютным диктатором и его приказы обязательны к выполнению. Сам он по возможности не принимает участия непосредственно в работе, а занимается координацией действий всех групп, оценкой ситуации и принятием всех жизненно важных решений. Ответственность за всех участников ПСР лежит на начальнике.
Штаб ПСР собирает всю возможную информацию о случившемся, оценивает ее достоверность, разрабатывает предварительную версию НС. Исходя из нее, оценивается объем необходимой помощи, сроки ПСР, необходимое количество снаряжения и людей.

Формируются рабочие отряды, во главе каждого свой начальник.
Поисковый отряд - нужен, если положение пострадавшего точно не известно. Выходит сразу по истечении контрольного срока. Высылаются несколько мобильных групп составом 2–4 человека на обследование района возможного нахождения пострадавшего. Кроме самообеспечения у них должна быть связь и аптечка. Их задача - найти пострадавшего или потерявшуюся группу и доложить об этом в штаб ПСР. Далее, если возможно, добраться до пострадавшего, оказать ему первую помощь и начать транспортировку. Этим они берут на себя роль головного отряда.
Головной отряд - состоит из наиболее сильных и опытных участников. Выходит сразу после получения информации от поисковых отрядов, или максимально быстро после получения сигнала о НС. Задача - с максимально возможной скоростью добраться до пострадавшего, оказать ему помощь (в составе головного отряда должен быть врач) и начать транспортировку. Состав головного отряда минимум 4–8 человек. Головной отряд должен доставить пострадавшего на более-менее спокойный рельеф, или, если это невозможно столь малыми силами, подготовить простой и безопасный путь для транспортировочного отряда (перила, точки страховки, ступени и тд.)
Транспортировочный (основной) отряд - состоит из всех участников, способных двигаться и работать. Выходит по мере готовности людей и снаряжения. Желательно быстро. Возможный состав 10–30 человек. Они принимают пострадавшего из рук головного отряда и сопровождают вплоть до погрузки в машину или на больничную койку. Руководителем отряда обычно является врач, отвечающий за мониторинг страдальца и принимающий решения о возможности и способах транспортировки.
Вспомогательный отряд - больные, слабые и морально неустойчивые (это если нет здоровых и сильных). Ждет информации от головного или транспортировочного отрядов. Выходит при необходимости. Задача отряда - подготавливать путь для транспортировочного отряда, готовить еду и питье, ставить и собирать лагеря, подносить веревки и тд. Самая неблагодарная работа.
Начальник ПСР лично отслеживает готовность и выход отрядов, ставит конкретные задачи и сроки их исполнения, координирует действия отрядов, принимает решение о необходимости посторонней помощи (со стороны дружественных групп, местных жителей, МЧС, альпинистских организаций) и формах её оплаты и тд.
На время ПСР участникам запрещается самовольно покидать лагерь, т. к. они могут понадобиться в любую минуту. При необходимости урезается раскладка. Любое личное снаряжение может быть потребовано для нужд пострадавшего и спасателей, и тем самым благополучно угроблено.
После сдачи пострадавшего на руки врачам и возвращения всех участников в базовый лагерь, начальник объявляет о завершении ПСР и оформляет необходимые документы. Только после этого люди могут расслабиться и подумать о возможности продолжения своего маршрута.
Это общая схема, рассчитанная на большое количество народа. В каждом конкретном случае она может меняться, чаще упрощаться, но основные принципы остаются неизменными. Эту схему нужно знать и по возможности её придерживаться.

О привлечении посторонней помощи:

ПСР - грязная, тяжелая и опасная работа. Вы не имеете права заставлять кого-либо вам помогать. Это дело профессионалов либо добровольцев.
Нехорошо без крайней необходимости просить встречные группы о помощи. Тем самым вы, скорее всего, срываете им маршрут. Если можно обойтись без этого - постарайтесь обойтись. Если просите - точно укажите, что вам надо: медицинская помощь, помощь в транспортировке, продукты, снаряжение, связь. Просите только жизненно необходимый минимум.
Если же вас просят о помощи - помогите, не оглядываясь на вышесказанное. Если не просят, но вы видите, что у людей проблемы, предложите свою помощь. Конкретно сформулируйте, чем именно вы можете помочь.
Если привлекаете местных жителей, подумайте, чем можете компенсировать им потраченное время: деньгами, продуктами, медикаментами, горючим, веревками и тд. Просить они, скорее всего, не будут, но и от подарка не откажутся.
Но чаще всего приходится проводить ПСР силами одной-двух групп, что медленнее и труднее. Так что лучше беречь личный состав и не допускать появления пострадавших. Для этого необходимо, чтобы каждый участник чувствовал, что успех похода зависит именно от него и был предельно аккуратен в любых действиях. Не допускать необоснованного разделения группы, в том числе и при движении. Возможность связи внутри группы (если есть необходимость разделиться) - радиосвязь, заранее обговоренные условные знаки, мобильные телефоны (на Кавказе кое-где работают). При разделении группы обязательно договориться о времени связи и контрольных сроках возвращения.

Сигнализация:

Знаки бедствия:

SOS (3 коротких, 3 длинных, 3 коротких) короткий сигнал передается коротким свистком или вспышкой, одной поднятой вверх рукой или одним фонарем. Длинный сигнал - длинным свистком, долгой вспышкой, двумя поднятыми вверх руками или двумя фонарями.
красная ракета или красная тряпка, красный фонарь, любая красная маркировка.
6 любых (звуковых или световых) равномерных сигналов минуту. После сигнала делается минутный перерыв, затем сигнал повторяется.
Обозначение своего местонахождения - частые прерывистые сигналы.

Ответ на принятые сигналы - 3 равномерных сигнала в минуту, белая ракета.

Отбой тревоги, окончание спасработ - зеленая ракета, любая зелёная маркировка.

Жесты: "Y" Да, нам нужна помощь и "N" Нет, нам не нужна помощь.

При передаче сигнала бедствия любым способом, дающим возможность передачи более или менее подробной информации (радиосвязь, спутниковый/сотовый телефон, отправленные за помощью участники и т. д.) необходимо, чтобы передаваемая информация была полной и достаточно подробной, не сумбурной. К радиосвязи необходимо подготовится, гонцов проинструктировать и обязательно дать им записку.

Чтобы ничего не забыть, заучите аббревиатуру "ГКЧП ". Буква "К" используется дважды. В английском это список "5 W"

Где (where) - где произошло ЧП, куда собираетесь перемещаться. Как до вас можно добраться, какие препятствия есть на пути.
Кто (who) - кто пострадал - количество пострадавших, количество участников способных работать, состояние пострадавших и группы.
Когда (when) - когда произошло ЧП.
Что (what) - что именно произошло.
Погода (weather) - метеоусловия, прочие условия

Поисковые работы силами группы :

1. Остановиться, собрать всю группу, решать проблему совместно. Выяснить, когда и где в последний раз видели потерявшегося, в каком он был состоянии, какие у него были планы. Предположить куда он мог податься, какие ориентиры ему известны, есть ли у него карта, умеет ли он думать (если да, то каким именно местом). Это не праздное уточнение. Человек в панике способен на неадекватные решения.

2. Определить зону поиска: вверх или вниз по ходу движения, были ли развилки тропы, мосты на реке, повороты из основной долины. Если да, то проверить другой берег реки, другую тропу, соседнюю долину. На гребне - проверять обе стороны гребня, на крутом склоне - проверять его подножие. В верховьях рек - проверять все, т. к. здесь возможность ошибки велика, а рельеф сложен. Можно выйти на обзорную точку, главное не заблудиться самим.

3. На поиск уходят минимум по два человека. Каждой группе необходимо поставить задачу, определить зону поиска (сектор, квадрат и т. д.). Необходимо продумать для них комплект снаряжения, аптечку, способы и время связи, предполагаемый маршрут движения. Обязательно назначается контрольное время их возвращения.

4. К исходу контрольного времени к выходу должна быть готова основная группа с комплектом снаряжения для проведения спасработ, медикаментами и едой для себя и пострадавшего. В лагере допустимо оставить одного человека (желательно с радиосвязью) для приготовления еды и чая ко времени предполагаемого возвращения.

5. Когда ситуация прояснится (или же наоборот усложнится) оценить возможность продолжения ПСР своими силами, при необходимости послать за помощью (не менее двух человек). Продолжать поиск до какого-либо логического завершения.

Действия заблудившегося :

1. Остановится, подумать мозгом. Вспомнить, когда и где ты в последний раз видел группу, какие были планы у руководителя. Впереди они или позади, где ты мог сбиться с пути. Если перед тобой развилка или мост - садись здесь и жди, когда тебя найдут.

2. Если точно знаешь, где разошелся с группой и как туда попасть, допустимо вернуться в эту точку, в остальных случаях оставайся на месте, не паникуй, не осложняй поисковые работы спонтанными действиями и беспорядочными перемещениями. Если двигаешься, по возможности складывай заметные туры с записками (писать лучше карандашом) о том, когда здесь был и куда пошел дальше, или любым другим способом отмечай свой путь.

3. По возможности готовься к длительному сидению, рой норы и вей гнезда. Требования к гнезду: безопасность местоположения; прочность; защита от внешних факторов; достаточная вентиляция. Максимально ярко обозначай свое местоположение, тк гнездо, сделанное из подручного материала, будет сливаться с рельефом. Ночью жги костры, свети фонариком, пой песни.

4. Используй имеющееся снаряжение для поддержания своей жизнеспособности и организации относительного комфорта в гнезде. Необходимо обеспечить себя едой и горячим питьем. Кроме очевидных преимуществ, это позволит успокоиться, убить свободное время и подумать о жизни. В любом случае, лучше делать что-то ненужное, чем не делать ничего. О возможности долгого сидения стоит подумать в момент сборов и дележа снаряжения. Общественное снаряжение и продукты рекомендуется делить так, чтобы сделать относительно комфортным сидение максимальному количеству народа. В крайнем случае, вместо коврика можно использовать веревку, вместо спальника рюкзак и т. д. В личном снаряжении всегда надо иметь аварийный набор: нож, спички в герм. упаковке, расходную веревочку, личную аварийную аптечку и т. д. Кружку или миску рекомендуется брать металлическую, которую можно ставить на огонь.

5. После воссоединения с группой безропотно принять от руководителя причитающиеся подарки и несколько добрых слов в придачу.

Спасательные работы силами группы.

Итак, вы нашли клиента и убедились, что ему нужна помощь. На данный момент ваша задача - оказать пострадавшему первую помощь и спустить (поднять) на более-менее спокойный рельеф, не представляющий опасности и технической сложности и не требующий страховки спасателей.

Первоначальные действия:

1. Определить, что было причиной аварии: камнепад, лавина, срыв на склоне и т. д. Оценить возможность повторной аварии. Позаботиться о безопасности спасателей. Не допускать поспешных действий, способных привести к осложнению ситуации.

2. Подойти к пострадавшему или установить с ним голосовую связь. Выяснить его состояние, определить размер и характер необходимой помощи.

3. Оказать первую помощь. Если вероятно повторение аварии и невозможно обеспечить безопасность спасателей и пострадавшего, допускается провести экстренную эвакуацию в безопасное место, даже в ущерб его состоянию. В дальнейшем при транспортировке учитывать состояние больного и характер травмы (не заставлять стоять человека со сломанной ногой, пристегиваться - со сломанной рукой).

При прочих равных на скалах сначала оказывают медицинскую помощь, потом транспортируют, на леднике (при падении в трещину) - сначала извлекают на свет божий, потом лечат. Это объясняется тем, что на холоде кровопотеря и болевые ощущения минимальны, а главное - не заморозить клиента. Если подъем затягивается дольше 10–15 минут необходимо спустить пострадавшему теплые вещи, при необходимости спуститься к нему и помочь ему одеться.

4. Транспортировать пострадавшего на более удобный и безопасный рельеф, то есть туда, где удобнее будет его лечить, где можно подготовить его к длительной транспортировке, где можно поставить лагерь и отсидеться в ожидании помощи.

Транспортировка по сложному рельефу.

Любое шевеление пострадавшего осуществляется под постоянным контролем врача или ИО. Он принимает решение о способах и вообще возможности транспортировки.

Обычно пострадавшего спускают. Это проще физически и морально. Однако, если вверх значительно ближе и оттуда проще выбираться к людям, можно и поднимать. Чаще подъем используется при вытаскивании пострадавшего из ледниковой трещины.

При транспортировке пострадавшего по сложному рельефу многое зависит от того, может ли он двигаться самостоятельно и активно помогать спасателям. Если да - то его можно транспортировать без сопровождающего на одинарной веревке, подстрахованной прусиком. Для спуска легко пострадавшего используется тормозное устройство (восьмерка, реверса, шайба). Длина веревки не должна превышать 40–50 м. Нельзя допускать трения веревки об острые грани на перегибе. Перегиб должен быть обработан, при необходимости можно подложить под веревку что-нибудь ровное и скользкое (например, ледоруб или палки, обязательно закрепить!). Для подъема используются полиспасты, так же можно использовать длинный блок или вытаскивать напрямую. Схемы полиспастов разнообразны и широко известны со времен Архимеда.

При подъеме на малые расстояния или при нехватке вытягивающих можно заставить пострадавшего подниматься способом "грудь-нога" или "нога-нога".

Для удобства подъема грузовые веревки пропускаются через карабин на груди пострадавшего. Тогда его не отбрасывает.
Команды подает пострадавший.
При необходимости назначается "дятел" сидящий на краю трещины и транслирующий команды вытягивающим.
Если пострадавший не может двигаться самостоятельно, для его транспортировки нужен сопровождающий. Задача сопровождающего -- следить за состоянием пострадавшего, контролировать его движение и предохранять его от контакта с рельефом. Подъем и спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на двойной веревке, подстрахованной двойным прусиком. Длина двойной веревки не более 100 м. Особое внимание уделить грузовым и страховочным точкам. Лучше сделать 2–3 точки и сблокировать их компенсационными петлями. Спуск пострадавшего с сопровождающим происходит на карабинном тормозе (или др. устройстве, позволяющем работать с двойной веревкой). При необходимости для увеличения трения можно использовать двойной карабинный тормоз. Подъем пострадавшего с сопровождающим обычно происходит на одинарном или двойном полиспасте (имеет смысл только при наличии блоков). Можно вытащить и напрямую или длинным блоком, но это требует больших трудозатрат.

Если пострадавший в очень тяжелом состоянии или есть подозрение на травму позвоночника, его необходимо транспортировать на жестких носилках. Носилки подвешиваются на петлях перед сопровождающим на уровне его пояса. На очень сложном рельефе носилки могут сопровождать 2 человека, что еще увеличивает требования к точкам и веревкам.

При транспортировке первым идет один или несколько опытных участников. Они выбирают путь, подготавливают площадки, организуют точки страховки и самостраховки. После спуска или подъема страдальца на 1 веревку (один эталонный участок) группа должна оценить скорость своего перемещения (в дальнейшем она будет только падать), запас времени, состояние пострадавшего, и, исходя из этого, принимать решения о дальнейших действиях.

Подъем из ледниковой трещины.

Должен проводиться максимально быстро. В трещине холодно, часто мокро и очень противно.
При движении по закрытому леднику человек уже пристегнут к веревке и у него есть аварийная система на случай срыва в трещину. Задача напарника по связке остановить падение и закрепить веревку. В идеале пострадавший вылезет сам или с небольшой помощью сверху.
Прежде чем помогать сорвавшемуся, нужно обеспечить страховку для оставшихся наверху и обозначить края трещины, чтобы не повторить его подвиг. Любая работа наверху - на страховке или самостраховке.
На краю трещины часто висит карниз, затрудняющий подъем пострадавшего. Рубить его не надо, т. к. падать он будет клиенту на голову. Если карниз небольшой, можно обойтись ледорубом, подложенным под веревки, чтобы они не пропиливали край трещины. Ледоруб обязательно закрепить!!! Если карниз большой и веревка уже пропилила его край, необходимо сделать оттяжку с противоположного берега трещины и проводить подъем через неё.
После того как пострадавший доставлен на спокойный и безопасный рельеф группа должна принять решение о дальнейших действиях, оценить резерв времени, сил, средств. В любом случае и пострадавший и спасатели должны отдохнуть и прийти в себя. Пострадавшего нужно еще раз осмотреть и подготовить к длительной транспортировке. Если принято решение о транспортировке своими силами, необходимо разделить обязанности: кто тащит, кто готовит тропу, кто занимается едой и лагерями.

Длительная транспортировка силами группы

При транспортировке следует выбрать более простой и, по возможности, знакомый путь к людям, даже если он несколько длиннее.
Группой 8–10 человек имеет смысл нести пострадавшего по несложному рельефу на 5–10 км. В других случаях необходимо вызывать помощь, тк работоспособность носильщиков снижается, скорость падает и возрастает вероятность осложнений. Силами 30–40 человек можно транспортировать пострадавшего на 30 км и через препятствия до 2А кс (при соответствующей подготовке). При более сложных условиях необходимы квалифицированные спасатели, спец снаряжение, а лучше - вертолет. К сожалению, он не везде может сесть, поэтому тащить все равно придется.
Следует помнить, что любая транспортировка для пострадавшего очень тяжела и болезненна. По возможности необходимо оберегать его от тряски, ударов, а так же природных катаклизмов (дождь, снег, ветер, солнце и т. д.).
Необходимо постоянно следить за состоянием страдальца, вести беседу, если он в сознании (это облегчит самочувствие и ему, и вам и позволит делать выводы о его состоянии). Если он без сознания, следить за дыханием и пульсом должен отдельный человек, стоящий у головы. Если страдальца тошнит, по команде носилки переворачивают.
Способы переноски страдальца:

Одним человеком.

На бухте веревки, в специальных лямках (на короткое расстояние).

В рюкзаке (резать) наиболее удобно.

На носилках - волокушах по снежному или плоскому трав. склону.
Двумя людьми

На бухте веревки и на палке, закрепленной ремнями (на короткие расстояния).
В мягких носилках - плетенке, закрепленных на шесте.
4–6 человек

Носилки из подручных средств (ледорубы, палки, стойки палаток, основная веревка) При тяжелых травмах и подозрении на травмы позвоночника необходимы очень жесткие носилки (щиты, двери) или стандартные носилки "акья"


Пострадавший укладывается в носилки на коврик, при необходимости в спальник, и фиксируется к носилкам несколькими петлями основной веревки. Сопровождающие удерживают носилки не руками, а крепят на петлях через плечо или к страховочной системе.

Пострадавшего всегда несут головой вверх (т. е. на спуске - ногами вперед), если нет других медицинских показаний. На крутых участках ему необходимо обеспечивать страховку. При переноске носилок следует избегать узких гребней и кулуаров, так как это неудобно для спасателей. Участники, несущие пострадавшего должны по возможности меняться каждые 15–20 минут. Не допускать перегрузки отдельных участников!!!

Люди свободные от непосредственного процесса транспортировки распределяются для выполнения следующих задач:

Марш - бросок за помощью (по возможности)
Разведка и подготовка пути. Надо найти оптимальный путь, расчистить тропу, может быть пробить ступени, повесить перила даже на небольшом склоне, чтобы спасатели могли придерживаться руками.
При необходимости организация страховки
Упреждающая готовка пищи и установка лагеря.
Учитывая медленный темп, следует контролировать запасы еды и топлива, а так же быть готовым по ходу движения остановиться из-за непогоды или ухудшения состояния пострадавшего. Не допускать остановки в опасных местах.

Транспортировка и сопровождение пострадавшего продолжается до места оказания квалифицированной медицинской помощи. Иногда даже в машине приходится держать носилки на руках, чтобы пострадавшего не колбасило на горной дороге.

Эвакуация вертолётом.

Это работает, но обычно требует огромной организационной работы руководителя и координационного центра. В любом случае, думать о такой возможности необходимо до похода.

Оформляете страховку на солидную сумму в уважаемой компании. В договоре должно быть прописано, что вы занимаетесь экстремальным видом спорта, а так же то, что оплачивается не только лечение, но и доставка в мед. учреждение, в том числе вертолётом. Без страховки имеете шанс попасть на 15–18 килобаксов, а вероятнее всего, что вертолёт вообще не вылетит без гарантий оплаты.
Заехав в район, встаёте на учет в спасслужбе (если она там есть).
В цивилизованных районах (Альпы, Гималаи, с нек. оговорками Кавказ) этого достаточно. В случае ЧП вы звоните спасателям или в ассистантскую компанию, объясняете, что случилось и где вы находитесь, вас консультирует доктор и при необходимости прилетает вертолёт.

Но обычно всё происходит по-другому:

Перед началом похода вы звоните в ассистантскую компанию и выясняете, знают ли они, где находится район вашего похода и ближайший к нему вертолётный отряд. Чаще всего, они этого не знают, и выяснять начнут тогда, когда получат от вас информацию о ЧП.
В целях экономии времени, вы находите в интернете устраивающий вас аэродром, связываетесь с его руководством и выясняете, есть ли у них летающие вертолёты, есть ли к ним горючее и пилоты, имеющие право летать в горной местности. И самое главное: сколько будет стоить (лично командиру) вылет по первому звонку и какие гарантии оплаты требуются. Попутно можно узнать, что это за вертолёты, при какой погоде и на какую высоту они могут летать. Имейте в виду, самые распространенные у нас машины МИ-8 имеют дальность полёта 500км и разрешенную высоту взлёта-посадки 4500м (хотя при необходимости могут взлететь и с 6000), а мелкий МИ-2 и аналогичные ему буржуйские модели дальность полёта всего 160км.
Собираете документы с гарантиями оплаты и отправляете их на базу. Получаете подтверждение получения и согласие вас спасать.
Собранную информацию предоставляете в ассистантскую компанию и коорд. центр клуба. В клубе оставляете также телефон ассистантской компании и номера своей страховки.Горячие номера забиваете в память всех имеющихся в группе телефонов, записываете в маршрутку и доводите до сведения всех участников!
В случае ЧП звоните на оба номера и выдаёте информацию по списку 5W. Клубный оператор становится вашим представителем в городе, а оператор ассистантской компании занимается решением всех денежных вопросов. В ассистантской компании работают профессионалы, в клубе лучше понимают реалии вашей жизни, например, необходимость экономить аккумуляторы в телефоне. Действуя вместе, они справятся.
Вам остается искать и готовить площадку для приземления вертолёта. При нахождении площадки нужно ещё раз связаться с вашим оператором и сообщить ее координаты и дать словесное описание.

Общие требования к площадкам таковы:

Ровная, желательно выпуклая площадка крутизной. не более 5°, размером мин. 30×30м с открытыми подходами для глиссады на расстояние 300м, хорошо освещенная, желательно с твердой поверхностью, без ям, кочек и пней. Наиболее благоприятны гребневые участки, седловины, плато.
При наличии перегиба, площадку необходимо организовывать ближе к перегибу склона, идущего вниз (взлет со снижением компенсирует недостаток мощности двигателя на большой высоте). Избегать площадок близко к склону, уходящему вверх, так как нисходящие потоки воздуха по склону препятствуют взлету.
При оборудовании вертолетной площадки в лесистой местности лучше всего воспользоваться естественными опушками, лишенными больших деревьев, при этом вся другая растительность, небольшие деревья и кусты выше полуметра, должны быть вырублены и унесены на 20–50 метров от площадки. Желательно срубить самые высокие деревья в радиусе 100 м.
Площадка должна быть хорошо заметна и ярко маркирована. При приближении вертолета рекомендуется дать ракету (если она есть) в сторону, противоположную той, откуда летит вертолёт.
Посадочная площадка должна быть обозначена по углам и в центре, т. е. в месте приземления вертолета, темными предметами (рюкзаки, спальные мешки и тд). Все мелкие вещи в радиусе 50м (коврики, посуда, одежда и тд) необходимо зафиксировать, так как они могут быть подняты вихрем и попасть в несущие винты вертолета. Лагерь, стоящий менее чем в 100м от площадки также может пострадать.
При организации посадочной площадки на снежной поверхности нет необходимости ее сплошь вытаптывать. На ней должно быть много следов (для пространственного ориентирования пилота в условиях ограниченной видимости из-за снежного вихря, поднимаемого лопастями вертолета при посадке). Для того чтобы показать пилоту состояние снежного покрова (глубину, плотность снега), во время контрольных проходов вертолета над местом посадки один из участников должен постоянно двигаться по площадке.
Площадку на закрытом леднике надо проверить на предмет трещин.
Для обозначения силы и направления ветра по углам площадки выставляются флаги, "колдуны" из одежды и т. д. Если этого недостаточно, люди должны встать спиной к ветру, выстроившись в "затылок", в 3–4 м от площадки, с левой стороны от направления захода вертолета (от линии посадки). Руки расставить в стороны (при посадке пилот видит людей слева и лицом к себе). При переменном или порывистом ветре необходимо делать вращательные движения туловищем на 80-90°. Вокруг своей оси. После контрольных проходов вертолёта с площадки можно уйти, но на своих местах оставить маркировочные предметы.
Погодные условия, необходимые для полетов:

Облачность - высота над местом посадки: не ниже 350 м (при абсолютной высоте до 2000 м), не ниже 600 м (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Видимость на уровне площадки приземления не менее 5 км (при абсолютной высоте до 2000 м), не менее 10км (при абсолютной высоте свыше 2000 м).
Ветер не более 5 м/сек в закрытых ущельях, котловинах; до 15 м/сек на открытых плато, гребнях, седловинах. Наиболее благоприятная для полетов сила ветра - 5–6 м/сек. Безветрие так же нежелательно. Переменный ветер опасен при зависании и приземлении, особенно когда эти действия нужно произвести вблизи скал, пропастей, пологих спусков. Зависание над лесом и густым кустарником - весьма трудная и опасная операция, так как ветки деревьев и кусты рассеивают воздушную струю.
После совершения вертолетом посадки

Даже после приземления пилот может изменить положение вертолета по самым различным причинам, например, предпринять взлет или разворот.
К вертолёту можно приблизиться только тогда, когда двигатели будут выключены, а винт остановится. Если после приземления двигатель вертолета не будет выключен, то приближение или удаление от вертолета, выход из него, погрузка пострадавшего осуществляются только слева со стороны переднего сектора так, чтобы не попасть под хвостовой винт, расположенный с правой стороны машины. Следует помнить о том, что концы лопастей несущего винта опускаются к поверхности земли тем ниже, чем медленнее они вращаются.
Нельзя касаться руками фюзеляжа вертолета до тех пор, пока заземляющий тросик не коснется поверхности земли.
Носилки с пострадавшим, а также различное снаряжение нужно переносить как можно ниже и параллельно поверхности земли. Веревки, чтобы их концы не намотались на лопасти винта, должны быть сбухтованы, легкие предметы тщательно упакованы и уложены в рюкзаки или в другую тару. Лыжи, лыжные палки, зонды переносят только в горизонтальном положении. В противном случае выступающие части снаряжения могут попасть между лопастями несущего винта, что опасно не только для человека, но и для вертолета.

После приземления руководитель ПСР согласовывает дальнейшие действия с командиром вертолета.
Вертолёт может забрать с места ЧП всю группу. А может и не забрать. Это зависит от его техн. возможностей. Будьте готовы к тому, что здоровым участникам придется выбираться к людям самостоятельно. Скорее всего, 1–2 сопровождающих всё-таки заберут. Им можно сбросить снаряжение, не нужное для выхода из района. Кандидатуры улетающих, их личные вещи и баул со снаряжением желательно подготовить заранее.

Кое-что об этике ПСР.

Безопасность спасателей - одно из обязательных требований при проведении работ. Очень неприятно, когда из-за одного дурака хоронят десяток хороших людей. Кроме того - дальше работать становится некому.
Руководство осуществляется одним человеком. Руководитель берет на себя все бремя власти и всю тяжесть ответственности. По возможности он не принимает участия в тяжелых работах в труднодоступных местах, он должен сохранить силы, чтобы думать. Он может и должен советоваться с участниками, принимать во внимание их мнение, но окончательное решение принимает он один, и решение это обязательно к исполнению.
Работа происходит на пределе физических и моральных сил группы. В этой ситуации нельзя допускать паники, разногласий и каких-либо разборок. Оставьте это на потом. Следует сохранять спокойствие, дружелюбие и внимательность к товарищам. Даже если тебе совсем плохо, вспомни, что остальным ещё хуже, а уж о пострадавшем и думать страшно. Кроме того, ты - доброволец, а им всегда не везет.
Нельзя вести с пострадавшим разговоров о тяжести его состояния, о трудностях пути и о том, какой он дурак и как он всех достал. Учитывайте, что страдалец может мыслить не совсем ясно и временами говорить и делать глупости. Постарайтесь потерпеть. Через некоторое время будете вместе над этим ржать.
Пострадавший должен понимать, что плохо не только ему, но и спасателям и относиться к этому с пониманием, не капризничать и не требовать заботы и внимания сверх меры. Кроме того он должен сообщать правду о своем состоянии, об улучшениях и ухудшениях, не геройствовать в ущерб себе, но стараться активно помогать, если это возможно.
Использованная литература:

  • 1. Винокуров, Левин, Мартынов "Безопасность в альпинизме"
  • 2. Ф. Кропф "Спасательные работы в горах"
  • Использовались так же рекомендации пилотов Эльбрусского ПСО по рациональному использованию вертолётов в спасательных работах в горах.
  • И. Иванова

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.

Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

Аварийные ситуации, возникающие в горнотуристских походах, являются следствием, как правило, неправильных действий участников группы или ее руководителя.

Планируя маршруты в горах, туристы должны знать природу гор и с учетом этого правильно планировать нитку маршрута, выбирать трассу и время движения, применять наиболее целесообразные в каждом конкретном случае тактику и технику передвижения и страховки. Игнорирование объективных законов природы ведет к созданию аварийных ситуаций.

Предаварийные критические условия возникают в горах из-за резкого ухудшения погоды на сложном участке рельефа, что затрудняет ориентировку, выбор пути и связь между участниками; резкого похолодания, неверного выбора трассы или времени движения; недостаточной высотной акклиматизации; чрезмерно напряженного графика маршрута; плохо организованного и недостаточного питания туристов на маршруте; недисциплинированности и пренебрежения страховкой; потери части снаряжения, использования некачественного или непроверенного до похода самодельного снаряжения и т. д. Важно, чтобы группа и особенно ее руководитель вовремя распознали эти причины и мобилизовали свои знания, опыт и хладнокровие для устранения критической ситуации.

Срыв на крутом рельефе или провал в ледниковую трещину, травмирование падающими камнями, кусками льда, фирна, снегом, срыв вместе с частью рельефа, травмирование грозовыми разрядами, снаряжением, заболевания являются непосредственными причинами аварий. В аварийной ситуации следует:
уяснить факт происшедшей аварии и ее масштабы;
выяснить непосредственные причины;
организовать, если необходимо, поисковые работы с обеспечением безопасности остальных участников;
оказать первую помощь, выяснить самочувствие пострадавшего и необходимый объем дальнейших работ;
распределить обязанности в группе по ликвидации аварии;
организовать транспортировочные работы и при необходимости послать за внешней помощью.

В условиях внезапного бедствия огромная доля моральной ответственности и основная психологическая нагрузка ложатся на руководителя группы или наиболее опытного и авторитетного участника в случае несчастья с самим руководителем. Необходимо быстро и хладнокровно оценить ситуацию, составить план действий на первое время и четкими конкретными командами приступить к спасательным работам. Руководитель должен отчетливо представлять себе психическое состояние остальных участников, ставить перед ними реальные конкретные задачи, учитывать, что некоторые из туристов, находясь в состоянии нервного шока, вызванного происшедшей на их глазах трагедией, могут частично утратить некоторые технические и двигательные навыки, координацию движений. Поэтому во время проведения спасательных работ необходимо держать под контролем действия участников, при необходимости поручать им более простые и легкие участки работы. По мере прояснения ситуации и поступления новой информации руководитель должен чутко реагировать на изменение обстановки и соответственно координировать план спасательных работ. Важно организовать работу так, чтобы отдельные ее элементы были четко увязаны между собой как по важности, так и по времени.

Если группа попала в снежную лавину, несмотря на самое разное практическое "оформление" этой ситуации, существует единый, "типовой" порядок проведения работ.

По мере движения по рельефу, группа и ее руководитель должны постоянно следить за изменяющейся снежной обстановкой и достаточно ясно представлять себе возможную опасность. Особенно подозрительные с точки зрения лавинной опасности участки, если принято решение об их прохождении, следует пересекать по одному, без связок, организовав наблюдение за склоном и оговорив на случай аварии действия всех участников. Если в группе есть лавинные шнуры и специальное лавинное снаряжение, их нужно привести в "боевую" готовность. Для зимних походов в горах такое снаряжение обязательно.

Прежде чем перейти к действиям группы по обнаружению засыпанного, напомним основные правила поведения попавшего в лавину. При сигнале товарищей "лавина!" надо немедленно освободиться от рюкзака, а если турист шел на лыжах, — от лыж и лыжных палок и попытаться удержаться на поверхности лавины, стараясь попасть ближе к ее краю. Если все же лавина захватила туриста, он должен сгруппироваться, подтянув колени к животу, сжатыми кулаками защитить лицо, стараясь сохранить перед ним свободное пространство. При остановке лавины надо определить свое положение: выпуская слюну, узнать, где верх, и по возможности продвигаться в эту сторону. Ни в коем случае не спать! Кричать надо только тогда, когда непосредственно над собой слышны крики или шаги участников группы.

При сходе лавины и захвате ею туриста наблюдатели должна четко фиксировать его местонахождение в лавине или то место, где он был виден в последний раз. После остановки лавины руководитель, оценив обстановку и установив возможность повторного схода лавины, организует наблюдение за склонами и с остальными членами группы немедленно приступает к поискам засыпанного. При этом вначале отмечают место, где в последний раз видели потерпевшего и место остановки той части поверхности лавины, где исчез турист.

Осматривая поверхность лавины, туристы двигаются шеренгой снизу вверх, от места ее остановки до места исчезновения человека. При этом стараются обнаружить лавинный шнур или детали снаряжения. Как правило, эти предметы находятся недалеко от засыпанного и ниже его по склону, поэтому поиски нужно проводить от этого места вверх к месту исчезновения. Через каждые 2-3 шага следует останавливаться и кричать. Поиски должны проходить при полной-тишине, так как крик пострадавшего, приглушенный снегом, доносится до поверхности очень слабым. Вся работа в лавине должна проводиться под командованием руководителя.

Если первичный осмотр лавины не принес ничего утешительного, приступают к быстрому и энергичному зондированию предполагаемой зоны нахождения пострадавшего. Для зондирования используют стойки палаток, ледорубы, а в лыжных походах — лыжные палки со снятыми кольцами и специально подготовленные унифицированные облегченные зонды. Вначале проводят "скоростное" первичное зондирование — "крупным планом". Двигаясь шеренгой вверх по лавине, вводят зонды в снег на расстоянии 70-75 см друг от друга, затем, поднявшись на 70 см, операцию повторяют. В том случае, когда местоположение пострадавшего предварительно определить очень трудно (большое расстояние между точками исчезновения человека и остановки лавины, большой фронт лавины, противоречия в оценке возможного нахождения засыпанного у наблюдателей и т. д.), надо проанализировать ситуацию в целом и на основе данных о характере лавины, рельефе склока и других факторов определить места наиболее вероятного нахождения засыпанного, представить схему предстоящего фронта работ и выделить первоочередные места зондирования — зоны А.

Если склон имеет круто обрывающиеся террасы, то пострадавшего нужно искать либо внизу в конусе выноса, либо на одной из террас. На склоне с пологими ступенями засыпанного ищут в первую очередь на горизонтальных, пологих участках. В том случае, если лавина сходит по извилистому желобу, в зависимости от ее харакгера- сухая пылевидная или мокрая — осматривают вначале лавинный конус, а затем внешние стороны всех поворотов. Если лавина перед остановкой отклонилась в сторону, самое большое накопление образуется у внешней дуги, здесь также зона А. Сошедшая с ровного крутого склона лавина почти весь свой снег откладывает в лавинном конусе. Когда движение лавины ослабевает из-за какого-либо препятствия, в первую очередь искать засыпанного следует выше препятствия и по бокам от него.

При сходе лавины из сухого пушистого снега, когда она развивает огромную скорость и обладает большой ударной силой, пострадавший может быть выброшен в сторону от основного пути лавины и даже за пределы конуса выноса.

Если наблюдателями достаточно точно определены точки попадания туриста в лавину и его исчезновения, нужно искать его прежде всего в ближайшем нагромождении снега на продолжении линии, соединяющей эти точки. В том случае, если пострадавший в момент схода лавины находился недалеко от места отрыва лавины или непосредственно на ней, наиболее вероятное его нахождение — в лавинном стоке или в верхней части лавинного конуса. Если точка попадания находится в районе осевой линии лавины — это значит, что турист захвачен главным потоком, имеющим наибольшую скорость и поэтому, вероятнее всего, находится в нижней части лавинного конуса. Так как по краям скорость лавины значительно меньше, чем в осевой части, человек, застигнутый лавиной у ее края, может оказаться в верхних частях конуса выноса.

Если первоначальное скоростное зондирование оказалось безрезультатным, необходимо еще раз тщательно проверить эту зону и только потом, промаркировав обработанные участки, приступить к зондированию второстепенных участков- зоны F. Маркировку обработанных площадей ведут любыми подручными средствами — рюкзаками, штормовками, ледорубами, ветками и пр.

Бели после многочасовых поисков становится ясно, что силами группы найти пострадавшего не удастся, необходимо отправить наиболее сильных и технически подготовленнык участников за внешней помощью.

В случае обнаружения лавинного шнура его надо быстро, но аккуратно откопать, не допуская обрыва. Как только местонахождение засыпанного установлено, немедленно приступают к его откапыванию, используя все имеющиеся подручные средства. Определив положение тела пострадавшего, в первую очередь освобождают от снега его голову, лицо, очищают рот и нос от грязи и снега, делают искусственное дыхание и выясняют, работает ли сердце и в каком состоянии находится брюшной пресс. Если он теплый и мягкий — есть реальная возможность возвратить пострадавшего к жизни. Работу по спасению человека прекращают только при явных признаках смерти. Одновременно с искусственным дыханием необходимо всеми мерами повысить до нормы температуру тела пострадавшего. Для этого надо положить его на теплую подстилку, возможно теплее накрыть, обложить теплыми компрессами и грелками, а когда состояние здоровья улучшится, дать горячее питье — сладкий чай, бульон и пр.

Транспортировку пострадавшего осуществляют только после полного восстановления нормальной сердечной деятельности и дыхания.

После ликвидации последствий лавинной аварии руководитель, обсудив ситуацию с группой, должен составить план дальнейших действий. Здесь возможны следующие варианты:
в случае, если состояние здоровья попавшего в аварию туриста удовлетворительное, лавинная обстановка и психологический климат в группе позволяют дальнейшее движение по маршруту, рекомендуется, сделав дневку и отдохнув, двигаться дальше;
если продолжение маршрута психологически невозможно, руководитель обязан, честно объяснив группе создавшееся положение и свое решение, не торопясь, организованно вывести группу к населенному пункту наиболее простым и безопасным путем;
если лавинная обстановка осложнилась, движение стало опасным, надо быстро выбрать безопасное место, а при необходимости вырыть в склоне пещеру и переждать опасность;
если необходима транспортировка пострадавшего, группа из подручных материалов сооружает носилки, волокушу, нарты и транспортирует пострадавшего по наиболее простому пути к населенному пункту. Вперед может быть послан передовой отряд;
если пострадавший в тяжелом состоянии и транспортировка его нежелательна, руководитель направляет не менее двух человек за помощью, группа оборудует безопасный и комфортабельный бивак, создает пострадавшему максимальный уют и тепло, оказывает ему необходимую медицинскую помощь;
если обнаружить засыпанного туриста не удается, группа продолжает поиски, а руководитель, обеспечив безопасность спасателей, одновременно высылает часть группы за помощью;
если попавший в лавину турист обнаружен, но сохранить его жизнь не удалось — в этом случае поступают в зависимости от ситуации: транспортируют тело вниз силами группы; временно хоронят тело в надежном, имеющем хорошие ориентиры месте и опускаются вниз всей группой или группа остается на месте, а руководитель отправляет за помощью нескольких туристов.

В походах могут возникнуть различные варианты и поступать надо, учитывая конкретные условия. Главное при этом — заботиться о безопасности туристов.

Провал в ледниковую трещину в горных походах случается достаточно часто и, как правило, оканчивается благополучно. Но бывает, что такая ситуация оборачивается трагедией.

При провале в трещину туристы могут быть травмированы выступающими краями, стенками и ледово-снежными образованиями внутри трещины, страхующей веревкой или рюкзаком; заклинены в узкой сходящейся трещине со сдавливанием грудной клетки, переломом ребер, вмерзанием Чрезвычайно опасно нахождение в трещине головой вниз, со сдавленным веревкой или лямкой рюкзака горлом, с вывернутыми конечностями. Этими факторами и определяются действия" группы. Надежно закрепив страхующую веревку и обеспечив самостраховку, необходимо выяснить, продвинувшие, непосредственно к месту провала, положение пострадавшего, его состояние.

Если провалившийся находится в сознании, "не имеет тяжелых травм, мешающих ему активно участвовать работах по вытаскиванию, висит на страхующей веревке в достаточно удобном положении или стоит на снежно-ледовой пробке, его товарищи, соблюдая все меры предосторожности и обеспечив самостраховку, организуют подъем способами "правая-левая" или "грудь-нога". Если турист находится в непосредственной близости от края трещины, ему помогают освободиться от рюкзака и вытаскивают за одежду.

В случае, когда провалившийся травмирован, находится в шоковом состоянии, заклинен в трещине, необходимо при соблюдении всех правил безопасности организовать спуск к нему еще одного участника. Он должен уточнить местонахождение провалившегося, по возможности облегчить его положение и координировать’ дальнейшие действия спасателей, активно им помогая. При вынужденном продлении работ по вытаскиванию пострадавшего ему доставляют теплую одежду и по возможности оказывают медицинскую помощь. После проведения всех подготовительных работ приступают непосредственно к подъему. Подъем рекомендуется осуществлять с использованием полиспаста. Одновременно на безопасном участке ставят палатку, устраивают место для приема пострадавшего, готовят горячую пищу.

Наиболее сложным этапом при вытаскивании провалившегося оказывается, как правило, конечный — протаскивание через край трещины. Ею предварительно обрабатывают, предохраняя пострадавшего от падающих кусков льда. Под врезавшуюся в край трещины веревку должен быть обязательно подложен ледоруб. На этом этапе спасательных работ должны участвовать все туристы. Если есть возможность, для облегчения этой операции хорошо с другой стороны трещины обеспечить оттяжку. Когда пострадавший вытащен наверх, ему необходимо оказать медицинскую помощь, согреть, накормить. В этой ситуация руководитель должен составить план дальнейших действий — принять решение о транспортировке и подготовить из имеющегося снаряжения транспортное средство или выслать часть группы за помощью. Если состояние здоровья туриста удовлетворительное, группа после непродолжительного отдыха может продолжить путь.

При срыве одного или нескольких участников на крутом рельефе группа должна определить местонахождение потерпевших и, если это возможно, визуально или голосом выяснить их состояние. Затем, обеспечивая самостраховку, спуститься к ним, оказать необходимую помощь и, если они не могут передвигаться самостоятельно, транспортировать их до ближайшего удобного и безопасного места. В дальнейшем, в зависимости от самочувствия пострадавших и морального состояния группы принимают решение о транспортировке этих туристов собственными силами, отправке нескольких туристов за помощью пли продолжении маршрута.

Организация помощи на сложном ледовом, скальном иди снежном рельефах требует технической и моральной подготовки спортсмена, так как спасательные работы туристы выполняют своими силами, с помощью имеющегося у них подручного, а не специального снаряжения. Тем большее внимание руководитель и все участники группы должны уделять обеспечению безопасности и надежности страховки. Никакие скидки на "экстремальность" ситуации здесь неуместны — ведь травма или гибель самих спасающих только усугубит сложность обстановки.

Заболевание в горах- одна из самых опасных аварийных ситуаций на маршруте. Причин заболеваний может быть много, но любое заболевание, осложненное высотой, может закончиться трагедией. Особенно опасны заболевания сердечно-сосудистой системы, простудные и тяжелые формы горной болезни. Во избежание заболеваний необходимо все время следить за тем, чтобы организм человека не переохлаждался. Надо помнить, что если внизу человек довольно быстро сам справляется с начинающейся простудой, то на высоте, ослабленный горной болезнью и кислородным голоданием, организм часто оказывается не в состояние ликвидировать начинающееся заболевание, и ему нужно интенсивно помочь. Вот почему так важно при первых же признаках недомогания немедленно сообщать об этом руководителю и походному лекарю. Важно вовремя распознать начинающуюся болезнь и срочно принять все профилактические и лечебные меры. Группа, отправляющаяся в высокогорье, должна иметь достаточно подготовленного для оказания серьезной медицинской помощи туриста, вооруженного не только подробной инструкцией о необходимых действиях в тех или иных случаях, но и достаточно полным набором медикаментов. Вместе с тем, действенным способом лечения большинства заболеваний в высокогорье остается быстрое снижение высоты. Иногда целесообразнее подняться с заболевшим на еще большую высоту, после чего окажется возможным быстрый и большой сброс ее, нежели двигаться вниз, но гораздо медленнее теряя высоту. Особенно это касается случаев с простудными заболеваниями, которые на высоте прогрессируют, переходя в отек легких, после чего человек "сгорает" буквально за несколько часов. В этой ситуации руководитель похода должен тщательно продумать тактику транспортировочно-спасательных работ и выбрать наиболее простой, безопасный путь. 1 При движении по скальным н ледовым склонам, преодолении ледопадов и снежно-ледовых карнизов возможно травмирование участников падающими камнями, кусками льда" или фирна. В этом случае группа, соблюдая правила безопасности, должна оказать пострадавшему первую медицинскую помощь, вывести или вынести его из опасной зоны, а при тяжелой травме организовать транспортировку до ближайшего удобного и безопасного места для оказания более обстоятельной медицинской помощи и изготовления более удобных для дальнейшей транспортировки приспособлений.

Очень важно, чтобы группа перед выходом в горы попробовала изготовить носилки и отработала разные варианты индивидуальной и групповой переноски пострадавшего (на альпинистских поясах, веревке, рюкзаке, носилках) с тем, чтобы в горах, если случится несчастье, не терять время на изобретение давно известных и проверенных методов.

Важное место в организации спасательных работ в горах занимает взаимодействие туристов внутри группы. Задача руководителя заключается в том, чтобы каждый участник твердо знал свое место, свою задачу, четко и без промедления выполнял ее. В тех случаях, когда возникает необходимость выслать вперед передовой отряд для вызова внешней помощи, ему должна быть поставлена четкая, однозначно понимаемая задача и оговорены все возможные варианты и сроки взаимного передвижения, средства связи и сигнализации. Все это должно быть изложено письменно. Документ составляют в нескольких экземплярах-по экземпляру для каждого уходящего и руководителя. Четко написанный документ способствует правильному выполнению поставленной задачи. В этом документе должны указываться задача передовой группы и контрольные сроки с нанесением всей маршрутной информации на карту или выкопировку с нее, которые также обязательно должны быть у уходящей за помощью группы. Кроме того, спасательная группа должна иметь записку об аварии для передачи КСС или другим спасателям, содержащую информацию о происшедшем несчастном случае, положении группы, ее месте нахождения или направлении передвижения, характере травм и количестве потерпевших, наличии специального спасательного снаряжения,. медикаментов, средств связи, сигнализации, горючего и продуктов питания. Должны быть также составлены тексты телеграмм в соответствующие организации с указанием номера маршрутной книжки, фамилии руководителя, фамилий и домашних адресов потерпевших

В качестве средств связи туристы используют зеленые и красные ракеты. В горах основной сигнал бедствия — красная ракета. Общепринятым сигналом бедствия считается также сигнал, подаваемый шесть раз в минуту. В этих целях можно применять электрический фонарь, периодически закрываемый штормовкой костер или примус и т. д.

При поисковых платах с помощью вертолета группе выбрасывают вымпел с инструкциями о необходимых сигналах для ответа на разные вопросы (та ли это группа, которая разыскивается, нужна ли помощь, может ли группа самостоятельно начать транспортировку пострадавшего, нужен ли врач и пр.). Простые сигналы с земли в виде фигур приведены выше (см. рис. 4).


Фото с вертолета предоставлены Арсением Болдыревым, компания «Хелиэкшн»

Онлайн-сервис Save Pro Life проанализировал страховые случаи при занятиях альпинизмом, треккингом и горным туризмом, произошедшие с застрахованными через www.saveprolife.ru путешественниками. Мы считаем, что приведённые в публикации цифры помогут вам выбрать подходящий страховой полис для занятий этими горными видами спорта!

Многие любители гор уже знают, что при выборе страховки для путешествия в отдаленные горные районы мира, в первую очередь, стоит обратить внимание на прописанные в ней риски по проведению эвакуационных или поисково-спасательных работ в горах с помощью вертолёта. Расходы по страховому случаю могут быть значительными, и не все российские страховые компании берут на себя обязательства по их выполнению.


Фото из архива Анны Ханкевич, восхождение на Денали, Аляска, 2016 г.

Перед покупкой страхового полиса нужно внимательно прочитать правила страхования, проверить наличие формулировки в них и только тогда приобретать полис. Желательно, чтобы условия по эвакуации и спасению вертолётом были дополнительно прописаны в страховом полисе. Если этого нет, то продавца или страховую компанию можно попросить включить данную формулировку в страховой полис.

Стоимость страхового полиса для занятий горными видами спорта или отдыха может быть в 5 раз дороже стоимости обычной туристической страховки. Связано это прежде всего с тем, что страховые компании постепенно накапливают опыт страхования экстремальных видов спорта и отдыха и для каждого рода занятия устанавливают свой повышающий коэффициент. Сотрудники компаний, а именно андеррайтеры, внимательно изучают статистику по убыточности направлений страхования. Если направление продаж признано дорогим, то и цены на страховку повышаются или продажи совсем закрывают. Страховая компания принимает во внимание не только убыточность рода занятия, но и страны, где чаще всего происходят страховые случаи по тому или иному направлению.

Итак, в топ стран по числу несчастных случаев в горах в 2017 году попало четыре государства!

Самой дорогой страной из расчета средней стоимости расходов по страховому случаю стали в порядке убывания: Таджикистан, Непал, Киргизия, Россия. Самая посещаемая альпинистами и другими любителями горных путешествий страна – Россия (Кавказ), и самое большое число страховых случаев произошло именно здесь!

Самые распространенные травмы в горах во время занятий альпинизмом, треккингом, горным туризмом (в 2017 году):
Травмы конечностей (переломы, ушибы, ссадины)
Обморожения (пальцев рук, ног)
Горная болезнь
Высокогорный отёк лёгких или пневмония
Отёк головного мозга
Другие травмы

При выборе страховки для гор смотрим район, смотрим способы связи и выбираем подходящий страховой полис, включающий эвакуацию и поисково-спасательные работы.

Рассмотрим таблицу по эвакуации вертолётом в горной местности с застрахованными в 2017 г.

В Таджикистане стоит обратить внимание на дороговизну эвакуационных работ вертолётом в районе поляны Москвина, где располагается Международный альпинистский лагерь «Памир Пикс» – самая удобная отправная база для восхождений на пики Коммунизма и Корженевской. Здесь лимит на эвакуационные работы составит 15 000 долларов США. Компания «Памир Пикс» сама координирует проведение эвакуационных работ при страховом случае.

Один из популярнейших горных районов мира для альпинистов и горных туристов – Киргизия. Стоимость работ в этих местах в среднем достигает порядка 7 000 долларов США.

Важно отметить, что у МЧС Кыргызстана нет своего вертолёта и команды горных спасателей. В любых спасательных операциях в горных районах задействован вертолёт Вооруженных Сил Киргизской Республики. Поэтому при обращении в МЧС время проведения спасательной операции значительно увеличивается. Бесплатно МЧС не предоставляет вертолёт, и эффективнее обращаться напрямую в компанию «Ак-Сай Трэвел», в свою очередь компания ведет переговоры по выделению вертолёта для организации спасательных работ при наличии у туриста подходящего страхового полиса.

Даты пребывания
Нитку маршрута
Копии страховых полисов
Обговорить возможности связи
Сообщить контактные данные родственников

При посещении Непала нужно обратить внимание на горный район, куда вы отправляетесь. В Непале работает достаточное число коммерческих вертолётных компаний, и стоимость их работ зависит от удаленности места нахождения туриста к столице Непала Катманду, где сосредоточены основные квалифицированные клиники.

Рассмотрим среднюю стоимость эвакуационных работ вертолетом в горных районах Непала.

Вводные сведения
Способы проведения ПСР
Средства и знаки сигнализации
Передвижение в горах
Передвижение по скалам
Узлы
Транспортировка пострадавших
Лавины
Опасности при проведении ПСР в пещерах
Проведение ПСР в пещерах

Горами называются обширные территории со складчатой и складчато- глыбовой структурой земной коры, поднятые до нескольких тысяч метровнадуровнем моря и характеризующиеся в своих пределах резкими колебаниями высот. Горы занимают 12% всей земной поверхности . Климат гор отличается большой суровостью. Для него характерны резкая смена погоды с большими перепадами температур в течение суток, достигающими десятков градусов. Температура обычно снижается с повышением высоты примерно на 0,5-0,7° С через каждые 100 м. В дневное время суток в горах постоянно дуют так называемые горно-долинные ветры устремленные вверх по долинам и отрогам. Ночью охлажденные воздушные массы движутся вниз по горным склонам. Перепаду температур также способствует солнечная радиация. Это ускоряет таяние снегов, вызывая лавины. Чистый горный воздух почти без потерь пропускает солнечные лучи. Поэтому фиолетовая и ультрафиолетовая часть спектра солнечного излучения гораздо интенсивнее в горах, чем в долинах. Перепады температур вызывают активные атмосферные процессы. Поднимающийся прогретый воздух смешиваясь с холодным, приводит к образованию мощных грозовых облаков и выпадению значительного количества осадков. Постоянно изменяющийся температурный режим и наличие влаги разрушают горы, и они постепенно осыпаются вниз обвалами, оползнями, камнепадами. С повышением высоты понижается атмосферное давление и уменьшается парциальное давление кислорода в воздухе. Так, на высоте 5500 м атмосферное давление почти вдвое меньше, чем на уровне моря.
Горы считаются одним из наиболее опасных для человека природных ландшафтов. Опасности в горах подразделяются на две группы: объективные, связанные с самой природой гор, и субъективные, в основе которых лежат личностные качества человека.

К природным опасностям в горах относятся горный рельеф, холод, сильныйветер, туман, снежно-ледяное покрытие, лавины, камнепады, скалы, снежныекозырьки, лед, трещины, горные реки, пещеры, карнизы.

К личностным опасностям в горах относятся незнание опасности, ошибочная оценка ситуации, недостаточный уровень подготовки, перенапряжение, неправильные действия, пренебрежение опасностью, отсутствие или неправильное использование оборудования и снаряжения, преувеличение своих возможностей, несогласованность действий. Наибольшей опасности в горах подвергаются люди, занимающиеся видами спорта, основой которых является преодоление препятствий, а риск - одним из главных побудительных мотивов к действиям. К этой категории людей относятся альпинисты, горные туристы, спелеологи, горнолыжники, путешественники по горным рекам на плавсредствах (байдарки, плоты, надувные лодки). Огромному риску подвергаются неорганизованные и неподготовленные туристские группы. Опасные ситуации также могут возникнуть с людьми, выполняющими различные работы в горах: геологами, картографами, инструкторами, спасателями, обслуживающим персоналом турбаз и альпинистских лагерей, а также с постоянно или временно проживающими в горах людьми (местные жители, отдыхающие и др.). Несмотря на все мероприятия, проводимые для повышения безопасности людей, находящихся в горах, количество ЧС. возникающих в горной местности, остается на стабильно высоком уровне.



Основными ЧС в горах являются: переохлаждение (замерзание), падение со скал, ледников, склонов, попадание в лавину, камнепад, обвал, горную реку, трещину, невозможность самостоятельного передвижения, отклонение от маршрута, воздействие метеорологических факторов, зависание на веревках, блокирование людей в пещерах, травмы на горнолыжных трассах, аварии на канатно-кресельных дорогах, падение техники (автомобили, самолеты, вертолеты).

Специфические особенности гор предъявляют повышенные требования к спасателям , участвующим в ПСР. Они должны:
- знать горы и особенности работы в этих условиях, иметь высокую квалификацию, быть адаптированными к работе в условиях высокогорья, владеть горным и горноспасательным снаряжением, знать местные погодные условия, в совершенстве владеть приемами поиска и оказания помощи пострадавшим;
- иметь хорошую физическую подготовку, высокую выносливость и работоспособность, сильную и уравновешенную нервную систему, достаточно быструю скорость реакции;
- уметь правильно оценивать ситуацию, осознавать степень риска, выживать в условиях гор;
- обладать чувством долга и ответственности.

Главным принципом организации и проведения ПСР в горах является принцип единоначалия . Он основан на неукоснительном выполнении команд руководителя, который отвечает за проведение работ. Состав спасательного отряда и его руководитель подбираются с учетом квалификации и опыта работы. Чем сложнее и опаснее ПСР, тем выше должна быть квалификация руководителя и спасателей.

Снаряжение и оборудование подбираются в зависимости от конкретной ситуации. Успех ПСР напрямую зависит от материально-технической оснащенности спасателей. Средства связи выбираются так, чтобы они наилучшим образом соответствовали своему назначению. Для обеспечения связи на отдаленных расстояниях используют стационарные радиостанции, а непосредственно на месте проведения работ - переносные радиостанции. Для поддержания радиодисциплины в эфире все переговоры должны быть краткими, четкими и ясными.
В оснащение спасателей должны входить световые и звуковые средства сигнализации - ракеты, фонари, сирены, свистки.

К вопросам взаимодействия с другими организациями относятся обеспечение ПСР транспортом (при отсутствии своего транспорта). административное содействие местных органов власти, получение необходимой информации (справки о состоянии дорог, метеорологические сводки и прогнозы и т.д.). К ПСР в горах могут быть подключены туристы, горнолыжники. спелеологи, военнослужащие и местные жители. На них обычно возлагаются второстепенные задачи, не требующие специальной экипировки и физической подготовки.



Просмотров