Правообладатель изображения. Защита прав на изображение. Что должен знать о своих правах иллюстратор. Права на изображения

Право автора на использование и защиту собственного произведения распространяется и на фотографии, причем не только на отпечатанные снимки, но и на негативы, файлы и части изображения. В России набирает популярность составление договоров на съемку и процессы передачи изображений правильно, учитывая законы. Чем характеризуется право автора на снимок?

Как утверждено в статьях ГК РФ, авторское право закрепляется за создателем фотографии и подразумевает, что он является полным собственником, без его разрешения нельзя использовать снимок или часть его для рекламы, печати и других целей. Значит, увидев собственный снимок, размещенный в журналах, на рекламном баннере, чужом сайте, фотограф вправе заявить об инциденте нарушителю и даже подать в суд. Если докажет документально авторство, то может потребовать денежную компенсацию за незаконное использование изображения и моральный ущерб.

Понятие «творческие объекты» в фотографии включают собственно отпечатанные снимки, а также:

  • негативы фотографий, цветные и черно-белые;
  • слайды;
  • цветные имиджи и печать;
  • участок или часть снимка, детали и маленькие элементы.


Виды авторского права

Формально, автор единственный и не может измениться, по факту имеются 2 принципиально разных вида авторского права: имущественное и личное. Если первое возможно передать письменно или устно, второе навсегда закрепляется за фотографом и не подлежит изменению. Рассмотрим подробнее оба вида.

Личное авторское право. Если говорить грубо, то в нем заключается право подписи фотографии, при использовании ее в коммерческих целях. Весь «шум» создается из-за гонорара, полагающегося фотографу за создание снимка. Личное авторское право закрепляется за автором всю его жизни и 50 лет после его смерти, изображение обязательно следует подписывать.

Имущественное право. Заключается в праве использования изображения в любых целях с указанием автора. Имея разрешение на публикацию, можно размещать снимок, часть его на сайте или рекламном баннере, включать в коллажи, изменять размер, редактировать и печатать фотографию. Главный нюанс в передаче имущественного права – автор может отозвать разрешение использовать изображения.


В каких случаях разрешено использовать снимки?

Чужие фотографии использовать нельзя – запрет, регламентирующийся Гражданским Кодексом РФ, в нем имеется целая глава, посвященная авторскому праву. В правилах должны быть исключения, поэтому беспрепятственно использовать фотографии можно при соблюдении одного из условий:



Чужие снимки использовать нельзя

Обратная ситуация – если изображения брать нельзя. Очевидно, что в других случаях, кроме перечисленных в предыдущей главе. Не стоит использовать фотографию, если факт авторства или разрешение не установлен или вызывает сомнения. Лучше перепроверить несколько раз уникальность, для этого существуют специальные площадки, куда загружаете картинку или ссылку на размещение. На выходе будет записано: зарегистрированный автор, условия для желающих их использовать.

Вопреки бытующему мнению, нельзя скачивать картинки:

  • Размещенные в свободном доступе в сети, нет никакой гарантии, что не объявится автор с претензией;
  • Без отметки автора, у каждого снимка есть владелец, независимо от наличия надписи на нем;
  • Выложенные пользователями в социальных сетях, созданные владельцами страницы снимки являются его собственностью;
  • Снятые специально для вас по договору фотографии все равно являются собственностью фотографа, и разместить их без разрешения вы не имеете права.

Последняя ситуация часто становится камнем преткновения моделей и фотографов. Модели требуют исключительные права на размещение и распоряжение снимкам, фотографы выкладывают снимки на свои площадки без разрешения моделей. Кто прав в такой ситуации? Никто! Фотографы должны получить письменное разрешение модели для использования снимка в коммерческие и рекламных целей. Но и модель не имеет право полностью распоряжаться фотографиями, за автором остается личное право, независимо от ситуации.


Как защитить снимки от незаконного копирования?

Большинство случаев нарушения авторского права спровоцировано нерадивыми фотографами, размещающими собственные снимки в свободный доступ. Доказать авторство потом будет достаточно проблематично, да и отследить факт нарушения будет сложно. Защитить созданные вами фотографии достаточно просто, ведь доказательством авторства будет исходный снимок, сделанный вами. Чтобы избежать проблем, нужно сделать привычкой следующие манипуляции:

  • Никому не отдавайте снимки в исходном варианте, например в формате RAW, храните их на жестком диске или других носителях, как оригинал;
  • Выкладывайте в сеть немного измененные фотографии: можно обрезать, изменить разрешение, размер фото;
  • Заполните данные об авторе в настройках фотокамеры, там можно указать имя, фамилию, название компании, дату, иногда и место съемки, и личный сайт;
  • Поместите на все выкладываемые снимки водяной знак, или символ ©, они дадут вам дополнительную защиту от копирования;

  • Заключайте договоры с клиентами, прописывайте там все важные моменты, что могут делать заказчики со снимками, а что не имеют права;
  • Файл в формате PSD доказывает, что вы работали над снимком.

Защищенные таким образом снимки мало кто захочет скопировать и использовать в коммерческих целях, потому что это чревато неприятными последствиями.


Что делать при нарушении авторских прав?

Если необходимые манипуляции не были проведены, закон о защите автора никто не отменяет. Скопировать изображение из поиска или с другого сайта без разрешения владельца – прямое нарушение, дающее право фотографу предъявить претензию ил подать в суд.


Если вы заметили личный снимок на рекламном плакате, на страницах сайтов или печатных изданий без указания авторства и соответствующего разрешения:

  1. Первое, что нужно сделать, проверить все факты, было ли разрешение, ваш ли это снимок и так далее;
  2. Найти и подготовить доказательства авторства;
  3. Связаться с нарушителем и заявить о прецеденте;
  4. Подать заявления в суд о нарушении авторских прав.

Самым важным моментом является фиксация нарушения, особенно важно это в сети, когда можно быстро удалить фотографии. Сделайте скриншот с указанием даты и всех необходимых данных. Для возможности предоставить его в суд, нужно нотариально его заверить. Обратитесь к нотариусу, он зафиксирует факт нарушения письменно. Имея на руках такое свидетельство и доказательства авторства, можно отправляться в суд.

В суде каждая ситуация рассматривается индивидуально, исход может быть разным:

  • Требование удалить незаконно размещенный контент;
  • Материальное возмещение, штраф (его размер зависит от ситуации);
  • Возмещение морального ущерба, особенно если процесс затянулся.

Размер суммы будет зависеть от каждого конкретного случая, если кто-то на своем блоге с посещаемостью 10 человек в сутки разместил ваше фото, вряд ли получится запросить много денег. Напротив, если реклама на телевидении или на плакате в центре Москвы привлекли внимание миллионов людей и принесли солидную прибыль нарушителю, то можно рассчитывать на солидное вознаграждение.

Обратная ситуация – вы нарушили авторские права, использовав чужой снимок в коммерческих целях. Ваша цель – решить ситуацию полюбовно, удалить незаконный контент и попытаться договориться с автором. Если у истца имеются доказательства авторства, то в 90% случаев правым признают именно его.

Как избежать подобной ситуации?

Шансов заработать иск в нашей стране достаточно низкий, но рисковать все таки не стоит, особенно при использовании снимков для коммерческих целей, для рекламы бренда или товара, для долгосрочных кампаний. Каким образом можно обезопасить себя от претензий в нарушении авторского права, и что нужно делать при поиске медиа-контента.

  1. Самый простой способ получить уникальный контент и права для его использования – снимать самостоятельно, если позволяет опыт и техническое оснащение.
  2. Можно нанять штатного фотографа, тогда имущественные права на его работу будут принадлежать вам, как работодателю.
  3. Можно заключить договор с дизайнером или фотографом и получить проектные съемки и имущественные права на фотографии.
  4. Использовать бесплатные источники и сайты с изображениями, где можно скачать нужный снимок. Но тут есть нюанс, пользователи могут загрузить туда не только свои картинки, но и найденные на просторах сети. Вы не застрахованы от возможных проблем, расчет будет только на удачливость.
  5. Купить снимок у фотографа, получив на него имущественное авторское право. Обязательно указывайте в договоре разрешение на его редактирование и изменение по своему усмотрению.
  6. Платные фотобанки и фотостоки, там много красивых изображений по символическим ценам. Вы автоматически получаете разрешение на использование и редактирование снимка в коммерческих ценах. Вы сможете разместить такое фото на рекламном плакате, на сайте, напечатать в журнале.


Заключение

  • Авторское право – исключительное и не может быть передано третьим лицам, даже самим фотографом. За автором остается право подать в суд при нарушении, или закрыть глаза на несанкционированное использование. Для законной передачи снимка работодателю, заказчику, журналу необходимо составить и подписать обоюдный договор, дающий право использовать снимок в любых целях, но с указанием факта копирования. Для этого есть специальный знак ©, можно обозначить имя или псевдоним автора на картинке или в ее описании.

Все изображения, размещенные на страницах печатных изданий, в сети и на других носителях кто-то снял, он и является автором с исключительными правами на распоряжение снимком, только он может редактировать фотографию, печатать, продавать его. Любые действия без его ведома – нарушение закона об авторских правах.

Если вы хотите защитить снимки, созданные вами, настройте камеру, внесите данные о себе и сайте, сохраните исходники и внимательно следите за тем, кому вы отправляете фотографии и на каких условиях. В случае нарушения вашего личного авторского права, можно подать на нарушителя в суд, подкрепляя иск документально.

Будьте внимательны, общая безалаберность и повсеместное использование чужих снимков не дает вам право поступать таким же образом. Рост правовой грамотности населения может сыграть с нерадивыми пользователями злую шутку, заставить отвечать за несанкционированные действия морально и материально.

Я обратилась за услугами к профессиональному фотографу, сначала он сделал для нас с мужем портретную фотосъемку в его фотостудии, потом мы также заказали ему съемку нашей свадьбы (регистрации, на природе – в общем, по полной).

Сейчас я обнаружила свою фотографию (со студийной съемки) в Интернете, фото используется в рекламном изображении . Я позвонила фотографу с требованием убрать мою фотографию, но он сказал, что он осуществлял съемку, а потому все права на фотографии, авторские права, у него, и он может делать с фотографиями, что захочет. Он также разместил несколько наших свадебных фотографий на своем сайте в качестве портфолио , что мне также не очень нравится. Я разместила лишь избранные фотографии в закрытом альбоме Вконтакте и не хочу, чтобы они были всем доступны.

Неужели авторские права на фотографии действительно у фотографа? Мы ведь ему оплатили обе фотосъемки (и студийную, и свадебную). За что же мы ему тогда платили, если все права на фото у него? Неужели я никак не могу запретить использовать свои фотографии?

Юридическая консультация

Если вы заказываете фотосъемку, пусть даже платите за нее, обязательно необходимо заключать договор с фотографом. Только договор, заключенный в письменной форме, будет являться основанием для перехода авторских прав на фотографии от фотографа вам как модели, что позволит вам использовать заказанные фотографии. Факт оплаты услуг фотографа не является основанием для перехода авторских прав . Оплачивая фотосъемки без заключения договора, в котором предусмотрен переход авторских прав, вы по сути оплачиваете только услуги фотографа по самой фотосъемке.

Поэтому, в описанном случае, конечно, фотограф прав, что все авторские права остались у него.

Последствия заказа фотосъемки без заключения авторского договора

Таким образом, если была осуществлена фотосъемка модели (т.е. вы присутствуете на фотографиях), то без договора между фотографом и моделью использование таких фотографий по сути заблокировано : для фотографа – правом модели на ее изображение, а для модели – авторским правом фотографа на фотографии.

Поэтому в описанном вами случае фотограф также не вправе использовать фотографии, на которых вы изображены, а соответственно, он нарушил ваше право на изображение как в случае использования фотографии в рекламе, так и разместив ваши свадебные фотографии в своем портфолио.

Договор между фотографом и моделью на проведение фотосъемки – важные моменты

  • Договор должен заключаться в письменной форме. Можно использовать не только бумажную форму, но и заключить, например, договор по электронной почте , хотя на практике это пока менее надежно, но абсолютно законно при соблюдении всех требований к электронной подписи . Несоблюдение письменной форме влечет недействительность договора (в части регулирования авторских прав).
  • В договоре необходимо четко и грамотно решить вопрос авторских прав. Исключительное авторское право может передаваться (некий аналог договора купли-продажи) и предоставляться (некий аналог договора аренды/пользования). В первым случае фотограф не сохраняет прав на использование фотографий (даже в портфолио), во втором случае – пределы использования фотографий как фотографом, так и моделью определяются в договоре. Любые неграмотно составленные формулировки могут не только повлечь спор и непредсказуемость в его разрешении, но и даже привести к признанию договора незаключенным.
  • Если модель согласна предоставить фотографу право на использование фотографий с ее изображением (хотя бы даже в целях портфолио фотографа), то необходимо четко прописать в договоре, какие именно фотографии (или все), каким образом и с какими ограничениями модель разрешает использовать фотографу.
  • В договоре необходимо четко и бесспорно идентифицировать, в отношении каких фотографий он заключается. Этого можно достичь правильным оформлением приложений, передачей фотографий и/или подробным описанием фотосессии и условий фотосъемки (главная задача - бесспорная идентификация фотографий).

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Статьей 1259 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии являются объектом авторского права. При этом авторские права возникают в силу самого факта создания произведения. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо других формальностей.

Так что стоит направить жалобу владельцу доменного ресурса, где расположен сайт, с указанием, какие объекты, по вашему мнению, размещены с нарушением авторских прав.

В соответствии со ст. 1228 ГК РФ исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом. Согласно ст. 1286 ГК РФ имущественные права на произведения, могут передаваться только по лицензионному договору (за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ). Любое использование объекта авторского права, включая фотографии, возможно только при наличии договора с правообладателем (автором фотографического произведения, его наследником), который должен быть заключен в письменной форме.

Таким образом, для использования в публикации фотографического произведения необходимо получить предварительное согласие автора данной фотографии, которое может быть отражено заключением лицензионного либо иного соглашения о передаче исключительных права издателю СМИ.

При этом как предусмотрено п. 1 ст. 1251 ГК РФ в случае нарушения личных неимущественных прав автора их защита осуществляется, в частности, путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении.
В случае нарушения исключительного права либо иного нарушения авторского права, автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Причем правообладатель вправе требовать выплаты компенсации за каждый случай неправомерного использования результата интеллектуальной деятельности.
При этом совместное постановление Пленума Верховного суда РФ № 5 и Пленума ВАС РФ № 29 от 26.03.2009 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой ГК РФ» пояснило следующее: рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При этом суд не лишен права взыскать сумму компенсации в меньшем размере по сравнению с заявленным требованием, но не ниже низшего предела.
Размер подлежащей взысканию компенсации должен быть судом обоснован. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Если правообладателем заявлено требование о выплате компенсации в двукратном размере стоимости права использования произведения, объекта смежных прав или товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное их использование, то при определении размера компенсации за основу следует принимать вознаграждение, обусловленное лицензионным договором, предусматривающим простую (неисключительную) лицензию, на момент совершения нарушения.
Стоит также отметить, что в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» ст. 42 устанавливается обязанность редакции соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права. Помимо этого с. 46 указанного закона, предусмотрена возможность оперативного реагирования гражданами, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы. К упомянутым в статье ущемляющим права и законные интересы гражданина относятся права на авторство и права на имя.
Гражданин имеет право на ответ в том же средстве массовой информации. Ответ может именоваться по-разному (комментарий, реплика и т.д.). Однако суть данной публикации должна быть направлена на устранение ущемления законных прав гражданина на авторство.
Что касается основной рекомендации при публикации автором своих фотографий, в частности, в сети Интернет, то необходимо отметить следующее. Обязательно на фотографиях, размещаемых в Интернете, а при возможности на всех иных своих фотографиях и при любых иных способах использования (в том числе при печати фотографий в журналах) автору необходимо размещать на самой фотографии информацию об авторе. Принятый формат: © Имя-Фамилия Автора, Год первого опубликования (например, © Иван Петров, 2008). Данное обстоятельство впоследствии может сыграть ключевую роль при доказывании права авторства на фотографию.

Таким образом у вас есть все основания применить все законные меры к защите авторских прав и привлечения виновных к юридической ответственности, в том числе, путем взыскания ущерба в финансовой форме.

Что должен знать о своих правах иллюстратор?

Янина Егер : Иллюстрация — это объект авторского права, результат интеллектуальной деятельности, произведение изобразительного искусства, независимо от его достоинства, назначения и способа выражения. После создания иллюстрации у автора появляется ряд прав: право авторства (личное неотчуждаемое право, которое нельзя продать и от которого нельзя отказаться) и исключительные имущественные авторские права, которыми можно распоряжаться (передавать в порядке отчуждения или предоставлять по лицензии).

Без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения можно воспроизводить произведение изобразительного искусства, которое постоянно находится в месте, открытом для свободного посещения (это улицы, музеи, а также все свободно доступные интернет-ресурсы). Но изображение при этом не должно использоваться в коммерческих целях и быть самоцелью (основным объектом воспроизведения). А последнее — оценочный вопрос, зависящий от обстоятельств. Например, не является нарушением использование в некоммерческих целях иллюстрации как фона для освещения какого-либо события, для изображения других объектов. То есть когда сама иллюстрация не несет самостоятельной смысловой нагрузки для воспроизведения и не является его целью.

В чем разница между исключительными и неисключительными правами?

Янина Егер : Исключительные права позволяют использовать произведение и распоряжаться им любым не противоречащим закону способом. Срок действия исключительного права устанавливается законом, и, по общему правилу, истекает через 70 лет после смерти автора. После этого произведение становится общественным достоянием, его можно использовать свободно без чьего-либо согласия, разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

Неисключительное право — это право одного или нескольких лиц использовать произведение (воспроизводить, распространять, публично показывать, перерабатывать и т. д.), в пределах сроков, указанных в лицензионном договоре. Этот срок не может быть больше срока действия исключительного права. Если лицензионный договор запрещает владельцу исключительного права передавать право использования произведения кому-либо еще, то такая лицензия называется исключительной.

Практическая разница между исключительными и неисключительными правами почти исчезает, когда по договору передается без ограничений весь объем прав на использование произведения, включая разрешение пользователю заключать сублицензионные договоры (то есть передавать права кому-либо еще). Остается она только в возможности утраты пользователем полученных прав (когда договор расторгается из-за нарушения условий). Также лицензионные права не переходят по наследству.

Если произведение специально создано для включения в сложный объект, в котором есть множество охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, шоу, мультимедийного продукта), то лицензионным договором может быть установлен определенный срок и территория использования произведения, но все иные ограничивающие условия будет недействительны. Например, автор театральных декораций не может ограничить публичный показ или запретить видеозапись спектакля, а автор иллюстраций, использованных в рекламных роликах, не может определять периодичность их трансляций.

Янина Егер : Это означает передачу исключительного права (то есть полного объема прав на произведение) по письменному договору другому лицу. Автор при этом лишается возможности использовать произведение самостоятельно. Право авторства и право на имя являются неотчуждаемыми и непередаваемыми.

Анна Бриллиантова : По трудовому договору физическое лицо (иллюстратор) состоит в штате, и созданные им произведения являются служебными. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если договором между работодателем и автором не предусмотрены иные условия. Трудовые отношения в целом регулируются Трудовым кодексом РФ.

По договору авторского заказа физическое лицо создает произведение, а заказчику отходят определенные права — исключительные права или права использования этого произведения в каких-либо установленных в договоре пределах. Отношения по договору авторского заказа регулируются Гражданским кодексом РФ.

Анна Бриллиантова : Права в данной ситуации считаются не переданными (договора не было). Переход прав должен оформляться письменно (если речь не идет о предоставлении права использования произведения в периодическом печатном издании — там возможен и устный договор). Поэтому формально автор может распоряжаться иллюстрацией так, как считает нужным.

Можно ли продать кому-то еще иллюстрации, сделанные по заказу конкретного клиента?

Янина Егер : Это зависит от условий договора. Заказчику может быть предоставлено право использовать произведение на определенных условиях, а может быть продано исключительное право. В последнем случае «продать иллюстрации кому-либо еще» нельзя.

Если оригинал произведения передан автором заказчику без оговорки об отчуждении исключительного права, заказчик вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный оригинал, воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на других выставках.

Работа выполнена на реальном носителе (холст, масло), продано право на изображение для рекламы. Имеет ли автор право продавать оригинал?

Анна Бриллиантова : Да, имеет.

Если художник сделал иллюстрации к книге и получил гонорар, имеет ли он в дальнейшем право на процент от ее переизданий?

Янина Егер : Право художника на гонорар при переиздании книги определяется условиями договора о передаче прав на иллюстрации.

Имеет ли право заказчик запрещать иллюстратору публиковать картинку в портфолио?

Анна Бриллиантова : Иллюстратору принадлежит право признаваться автором произведения и право автора на имя. Соответственно, ему нельзя запретить упоминать произведение и сам факт авторства. Без согласия правообладателя допускается и воспроизведение “правомерно обнародованного произведения” — при необходимости и исключительно в личных целях. То есть заказчик-правообладатель может попробовать договориться с автором о том, чтобы тот не публиковал картинку, но автор может нарушить эту договоренность без последствий для себя, если не будет использовать портфолио в коммерческих целях (то есть продавать его как самостоятельное произведение).

Анна Бриллиантова : Ответ на вопрос зависит от того, что указано в договоре с автором. Автор в такой ситуации может обратиться к заказчику или клиенту (в зависимости от того, как оформлены отношения между заказчиком и клиентом) и требовать (в зависимости от положений договора, если такой был) компенсацию за нарушение авторских прав или выплату штрафа за несвоевременную оплату.

Имеет ли юридическую силу переписка с заказчиком?

Анна Бриллиантова : Юридическую силу имеют официальные письма: за подписью уполномоченного лица, с печатью компании. Переписка по электронной почте принимается во внимание в суде, но юридической силы не имеет, то есть не будет влиять на решение.

Можно ли использовать в иллюстрациях зарегистрированные символы и логотипы?

Анна Бриллиантова : Собственные товарные знаки могут быть использованы в собственных иллюстрациях. Товарные знаки иных правообладателей можно использовать в иллюстрациях, если получено разрешение правообладателя.

Является ли пародия на произведение нарушением чьих-то прав?

Янина Егер : Пародия сама по себе не нарушает авторских прав и может быть создана и обнародована без согласия автора первоисточника или правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Но важно не переходить не всегда явную границу между пародией и недопустимым законом извращением или искажением произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора (это дает автору право требовать защиты).

Нарушает ли чьи-то авторские права иллюстратор, делающий коллажи из чужих фотографий, иллюстраций, картин — современных и старых? Допустимо ли использовать чужую или “ничью” фотографию в качестве исходного материала для рисованного изображения? Можно ли пририсовать к чужому портрету усы и выдать его за коллаж?

Янина Егер : В зависимости от обстоятельств использование чужого произведения может быть расценено как переработка, копирование, искажение или использование идеи. Переработка и копирование, создание коллажа (нового произведения из произведений других авторов) без разрешения владельцев исключительного права в пределах срока их действия является нарушением законодательства.

Многие иллюстраторы делают коллажи из элементов журнальных фотографий. Если эти кусочки в составе коллажа трудно идентифицировать как часть использованного произведения, то иллюстратор не нарушает ничьих прав. Обычно фрагменты незначительны и применяются как художественный материал — цвет, графические элементы, фактура. Но вот, к примеру, известное изображение рук на фреске «Сотворение Адама» в Сикстинской капелле не могло бы использоваться в коллаже без согласия правообладателя, если бы срок действия исключительного права уже не истек.

Если для рисунка используется идея фотографии — цветовая гамма, расположение объектов, ракурс, то нарушения нет. Усы, пририсованные к чужому портрету, могут быть расценены как искажение или нарушение права на изображение, а могут являться произведением, созданным с согласия правообладателя.

Кому принадлежат права на персонажей из фильмов и мультиков? Можно ли их использовать в иллюстрациях?

Анна Бриллиантова : Исключительные имущественные права принадлежат авторам или правообладателям (студиям или иным компаниям). Персонажи или образы персонажей могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака или полезной модели (чаще всего это касается зарубежных производителей мультипликации или фильмов). Использование таких героев происходит по общему правилу — на основании договора или разрешения от правообладателя.

Можно ли рисовать знаменитостей? У кого просить разрешение на изображение Мерилин Монро и Майкла Джексона?

Анна Бриллиантова : Теоретически рисовать можно кого угодно. Вопрос — с какой целью. В России к подобным ситуациям применяется ст. 152.1. ГК РФ — «Охрана изображения гражданина». Право на изображение и право на неприкосновенность личного облика охраняются законом. Человек сам решает, как ему распоряжаться своим лицом и телом — кому на него смотреть, кому фотографировать или рисовать.

Российским законодательством прямо не запрещено рисовать знаменитостей, если им не причиняется при этом моральный или иной вред. Но обнародовать и использовать изображения (фотографии, видеозаписи и произведения изобразительного искусства) можно только с согласия того, кто изображен. А после смерти — с согласия детей, пережившего супруга или родителей.

В некоторых случаях согласие не требуется. Во-первых, если изображение “используется в государственных, общественных или иных публичных интересах”. Во-вторых, когда изображение “получено при съемке на публичных мероприятиях и иных местах свободного посещения”. Согласие на изображение не нужно, если человек позировал художнику или фотографу за плату.

Единого реестра или списка, из которого можно получить информацию о разрешении на чье-либо изображение, нет. С подобными вопросами стоит обращаться на официальные сайты звезд.

Как заранее обезопасить себя от кражи картинок?

Янина Егер : Полностью обезопасить себя от кражи картинок невозможно. Но автору следует заранее подумать о нескольких моментах: доказательствах своего авторства на произведение, оформлении договоров о передаче прав на иллюстрации (и правильном понимании правовых последствий договоров) и корректной передаче иллюстраций. Также ему стоит позаботиться об оповещении о праве авторства и исключительном праве.

Авторство может быть доказано разными способами — например, публикацией иллюстраций в полиграфических изданиях, нотариальным хранением экземпляра произведения, нотариальной фиксацией его публикации в интернете.

Передачу иллюстраций желательно оформлять письменно. Причем так, чтобы в случае спора о правах картинки можно было идентифицировать (например, указывать отпечатки иллюстраций в актах передачи). Для оповещения об авторстве можно использовать на каждом экземпляре знак охраны авторского права (копирайт), имя или наименование правообладателя, год первого опубликования произведения. Или же предупреждать о правах и ограничениях иным образом.

Что нужно сделать, если работу все-таки украли и используют без разрешения автора?

Янина Егер : Нужно собрать доказательства незаконного использования (фотографии, нотариально подтвержденные скриншоты сайтов, акты о незаконном использовании и пр.). После этого нужно установить лицо, незаконно использующее работу, и обратиться к нему с письменной претензией-требованием о прекращении использования (и, возможно, оплаты вознаграждения, возмещении причиненных убытков).

Если договориться не удалось, дело за судом. Нужно требовать прекращения использования произведения, защиты чести и достоинства автора, компенсации морального вреда. Правообладатель может требовать возмещения убытков или выплаты единой компенсации за нарушение исключительного права. Это двукратный размер стоимости экземпляров произведения или права использования произведения. Стоимость определяется исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно назначается за правомерное использование. Вместо этого также правообладатель может потребовать фиксированную компенсацию (от десяти тысяч до пяти миллионов рублей), размер которой определяется судом.

Янина Егер : Известных случаев судебных разбирательств в области нарушения авторских прав иллюстратора немного. Средние размеры компенсаций за однократное использование иллюстрации (или фотографий) составляют около 10 000 рублей.

По иску художника У. к издательству “Эксмо” в 2010 году была взыскана крупная сумма компенсации за публикацию в изданиях “Эксмо” серии графических работ. Один рисунок был выполнен художником в 1999 году для журнала “Крокодил” без разрешения дальнейшего использования.

Нарушений много, но судебные споры случаются нечасто. Это объясняется пугающей сложностью и длительностью судебных процедур, проблемами доказывания обстоятельств нарушения прав, низкими суммами компенсаций. Но при правильном и терпеливом подходе досудебное урегулирование и судебная защита прав иллюстратора могут быть очень эффективными.

Несмотря на то, что авторское право действует и в интернете, далеко не многие знают, как именно оно работает в сфере защиты их интересов. Эксперты же предлагают свои инструкции и рекомендации для тех, кто желает защитить свои снимки от несанкционированного и бесплатного использования.

Каждая картинка, размещенная во всемирной паутине, является чьей-то интеллектуальной собственностью. Это касается и тех, что нарисованы от руки, и тех, что созданы при помощи различных графических редакторов, и фото.

Нюансы авторских прав на изображения в интернете

Согласно сухой букве закона, все фотографии принадлежат фотографу, который их сделал. Соответственно, он является автором и имеет все права на собственные снимки. Эти права он и может при желании предъявлять в суде. Казалось бы, все просто. Но есть и усложняющие нюансы.

Личные также имеют определенную градацию. К ним обычно относят право авторства, право на имя, на обнародование и защиту репутации. Имущественные же относятся только к снимку.

Стоит учитывать, что право авторства распространяется не только на фото в целом, но и на его детали.

Под защиту попадают негативы любой цветности, слайды, цифровые имиджи, отпечатки с них. Если какой-либо из источников-оригиналов был утрачен, но сохранились печатные экземпляры, они становятся предметами особой важности на правах оригинала. На Западе многие фотографы специально уничтожают негативы, оставляя 5-10 отпечатанных снимков, что существенно повышает ценность оставшихся экземпляров. Правда, речь идет только о ценных фото, например, изображениях звезд (особенно уже умерших).

Под защитой авторских прав понимают право фотографа разрешить или запретить предоставление фото общественности. Этим правом можно воспользоваться один раз. Однако, если фотограф сначала разрешил публикацию снимка, а затем захотел отозвать его, у него есть право на отзыв. Правда, после этого он уже больше не сможет нигде представлять данный снимок как свое произведение.

Все изменения, которые кто-то хочет сделать со снимком: урезать, уменьшить, увеличить, раскадрировать, возможны только с разрешения автора фото.

К имущественным авторским правам в интернете относят право автора на запрет или разрешение показа фото любыми способами – от воспроизведения до распространения. Сюда же относится и запрет на переработку снимка без соответствующего разрешения автора.

Личные права от авторских не отделимы, а вот отношение к имущественным обычно более лояльное – их можно передавать по наследству.

Что следует знать в связи с авторскими правами на картинки

В случае, если фотограф создает фото по служебной необходимости, например, он является фотокорром газеты, за ним сохраняются только личные права на снимки, а вот имущественные переходят к его работодателю.

Как защитить свои права

Чтобы защитить свои права на фото, нужно постараться не раздавать исходники, даже если у вас их требуют заказчики. Старайтесь хранить все исходные и рабочие файлы – это при случае станет отличным доказательством в суде.

В настройках фотокамеры обязательно устанавливайте все сведения, которые помогут установить срок давности изготовления снимка, место и т.д. Если можете поставить адрес своего сайта, воспользуйтесь такой функцией.

Размещая в сети, ставьте на них водяной знак. Если не знаете какой выбрать, просто разместите знак копирайта.



Просмотров