Презентация преступление и наказание раскольникова. Презентация - В чём преступление и наказание Родиона Раскольникова. Насилие вызывает у него отвращение

  • Литература 10 класс
  • ГБОУ «Ленинская ООШ № 1»
  • Подготовила:
  • учитель русского языка и литературы
  • Куценко Наталья Владимировна
  • Г. Свердловск, ЛНР
  • Вечный спор Ангела и Демона происходит
  • в нашей собственной совести. И ужаснее
  • всего, что мы никогда не знаем, кого из них
  • любим, кому больше желаем победы.
  • Д.С. Мережковский
СИНКВЕЙН
  • СИНКВЕЙН
  • СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
  • ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
  • ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ
  • ВЫВОД
Соня: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!...»
  • Соня: "... Говорите лучше прямо, чего вам надобно! <...> вы опять на что‑то наводите… Неужели вы только затем, чтобы мучить, пришли!...»
  • Раскольников:
  • "...я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…»
  • "... предположи, что я самолюбив, завистлив, зол, мерзок, мстителен, ну… и, пожалуй, еще наклонен к сумасшествию...»
  • ".. Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! <...> Я просто убил; для себя убил, для себя одного <...> И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил <...> мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу!...»
  • "... Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку! Тут так‑таки разом и ухлопал себя, навеки!.. А старушонку эту черт убил, а не я…»
  • Соня: « Нет, нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете
  • Согласно теории Раскольникова, люди делятся на «тварей дрожащих» и на особых людей, которые «право имеют» на совершение преступления ради великих задач. «Необыкновенные» - это те люди, которые управляют миром, достигают высот в науке, технике, религии. Они могут и обязаны уничтожать все на своем пути к достижению цели, необходимой всему человечеству.
люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными;
  • люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными;
  • обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного;
  • обязаны приумножать мир численно;
  • не признают права «необыкновенных» на совершение преступления
  • имеют право разрешить себе совершить преступление;
  • имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего;
  • двигают мир и ведут его к цели;
  • современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал
судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
  • судьбы обездоленных людей, несправедливость и жестокость окружающего мира,
  • идеи Наполеона о праве сильной личности,
  • тяжелая, душная атмосфера города, в котором люди задыхаются,
  • комната, похожая на шкаф
внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать,
  • внутренне состояние героя: задавлен бедностью, не равнодушен, есть желание действовать,
  • характер героя: одинокий, замкнутый, болезненно-самолюбивый
  • Раскольников приходит к мысли, что добро по отношению к другим требует зла по отношению к себе, что люди так или иначе преступают нравственные законы.
  • Предположим, что Раскольников родился в богатой семье и жил где-нибудь в Подмосковье, тогда:
  • http://prezentacii.info/
  • http://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/aDnL5ife1dQn6USz/6.jpg
  • https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0fb5/0002ced4-7bb5fb4a/hello_html_m40dd0fcd.jpg
  • http://photos.lifeisphoto.ru/86/0/865003.jpg
  • http://images.myshared.ru/5/500130/slide_24.jpg
  • https://img-fotki.yandex.ru/get/16155/135135391.51/0_11f1a1_81a0d708_XL.jpg
  • Презентация составлена учителем русского языка и литературы ГБОУ «Ленинская ООШ № 1» г. Свердловска ЛНР Куценко Натальей Владимировной

Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за идею, которой руководствуется в своей жизни, определить художественные средства, которыми пользуется автор для достижения поставленной цели.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Теория Раскольникова

Создание Замысел романа вынашивался более 6 лет и складывался из духовного опыта Достоевского во время пребывания его на каторге. Роман печатался в журнале «Русский вестник» в течение 1866 года

Сам Ф.М. Достоевский так определил создание своего романа: «Это психологический отчёт одного преступления… Молодой человек, исключённый из студентов университета, живущий в крайней бедности, поддавшись некоторым «недоконченным» идеям, решил разом выйти из скверного положения. Он решил убить одну старуху, дающую деньги на проценты». Содержание

Сюжет и композиция Сюжет Преступление Действие преступления и его причины на душу преступника

Сюжет и композиция Роман состоит из шести частей и эпилога. Часть первая – совершение преступления (рассказывается о замысле и совершении преступления) последующие пять частей – наказание («психологический отчёт» преступника; рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию); эпилог – раскаяние.

Сюжет и композиция Современники говорили о сочетании в романе нескольких жанров: детектива (совершено преступление, которое раскрывается), социального жанра (даны картины униженных и оскорблённых), наличие любовной интриги, серьёзных философских и религиозных размышлений и психологических исследований, роман признан величайшим философско-психологическим романом в мировой литературе.

Главная идея Роман создан в эпоху, когда старые нравственные законы были отвергнуты, а новые не выработаны. Общество потеряло нравственные ориентиры, которые были воплощены в образе Христа, и Достоевский смог показать весь ужас этой потери. Он был против насилия и своим романом полемизировал с революционерами, утверждавшими, что путь к всеобщему счастью – «звать Русь к топору». Главная идея Достоевского: нельзя прийти к благу через преступление. Он первым в мировой литературе показал гибельность индивидуалистических идей «сильной личности» и их безнравственность.

Родион Раскольников Разночинец, бедный студент. Наделен привлекательной внешностью: « замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами… ростом выше среднего, тонок и строен». Перед нами молодой, талантливый, гордый, мыслящий человек, в котором нет дурных и низких черт. В его поступках, высказываниях и переживаниях видно высокое чувство человеческого достоинства, благородство, бескорыстие. Он воспринимает чужую боль острее собственной: рискуя жизнью, спасает из огня детей; делится последним с отцом умершего товарища; сам нищий, даёт деньги на похороны едва знакомого ему Мармеладова.

Что есть преступление? Разумихин: «…преступление есть протест против ненормальности социального устройства…» (Среда заела) Порфирий Петрович: «…среда многое в преступлении значит…» Раскольников: « …существуют на свете… лица, которые могут… полное право имеют совершать всякие бесчинства и преступления» (часть III, глава 5)

Исторические: теория Раскольникова выросла из разочарований молодого поколения после крушения революционной ситуации 60-х годов, на почве кризиса утопических теорий.

Вывод: по мнению Раскольникова, «все люди разделяются на “ обыкновенных ” и “ необыкновенных ” ». Что понимает Раскольников под этим разделением людей?

Нет, мне жизнь однажды даётся, и никогда её больше не будет: я не хочу дожидаться «всеобщего счастья». Я сам хочу жить, а то уж лучше не жить…

Черты людей, принадлежащих к двум разрядам « Необыкновенные » « Обыкновенные » имеют право разрешить себе совершить преступление имеют право разрушения настоящего во имя лучшего будущего двигают мир и ведут его к цели Современники не признают их права на преступление, однако в будущем их оправдывают и возводят на пьедестал люди консервативные, живут в послушании, любят быть послушными обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного обязаны приумножать мир численно Не признают права «необыкновенных» на совершение преступления

«Обыкновенный» или «необыкновенный» он сам – вот вопрос, который более всего волнует Родиона Раскольникова.

Крушение теории Раскольникова «о двух разрядах людей» Раскольников признал себя «обыкновенным» человеком Теория Раскольникова о праве сильного на преступление оказалась абсурдной. Она построена на избранности одних и уничтожении других. Раскольников понимает, что он не Наполеон, что в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки»: «…я не человека убил, я принцип убил!». Принцип этот – совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый им зов добра. Человеческая натура Родиона Раскольникова противится нечеловеческой, безнравственной теории.

Созданная теория оказалась безнравственной На каторге Раскольников всё ещё уверен, что теория правильна, просто он себя не к тому разряду отнёс. Лишь приезд Сони и обращение к Евангелию побуждает Родиона пересмотреть свою жизнь и отказаться от теории. Он приходит к христианским моральным ценностям. В финале этого романа «начинается новая история, история постепенного обновления человека». В этом новом мире христианской праведности для теории «двух разрядов людей» уже нет места.

Любая теория абсурдна. Делать жизнь по теории нельзя Писатель изображает столкновение теории с логикой жизни. По его мнению, жизнь всегда опровергает любую теорию – и самую передовую, революционную, и преступную. Задача Достоевского – показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной она может оказаться. Философские вопросы, над которыми мучился Раскольников, занимали умы многих мыслителей. Немецкий философ Ф.Ницше создал теорию «сверхчеловека», которому всё позволено. Позднее она послужила основой для создания фашистской идеологии, которая принесла неисчислимые бедствия всему человечеству.

К чему привела теория умного и доброго человека?

теория Преступление Признание Соне Разговор с Дуней «Покаяние» на площади Поведение на суде Поведение на каторге Сон на каторге Любуется весенним пейзажем Изменился по отношению к Соне Начал говорить с людьми Взял Евангелие Он раскаялся Он хочет жить

Так что победило: душа или теория? душа

Вывод Бесчеловечная идея привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. И, только раскаявшись, герой вновь обретает себя.

Приём антитезы У Достоевского человек противоречив. Его герой сочетает в себе две бездны разом: бездну добра, сострадания, жертвенности и бездну зла, эгоизма. Даны два портрета Раскольникова: до совершения преступления автор говорит о красоте, о прекрасных глазах Родиона, но преступление оставляет трагический отпечаток не только в душе героя, но и на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы Использование различных художественных приёмов в романе

В романе широко использована символика имён и цвета, чисел и снов, евангельских имён и сюжетов. Символика

Раскольников. Раскол – «раздвоение». Символизирует раздвоенность главного героя, его внутреннюю борьбу с самим собой. Софья. Софья означает «смиренномудрие». Героиня романа смиренно несёт свой крест и не перестаёт верить в добро и справедливость. Значение некоторых имён и фамилий

Лебезятников. Человек, способный подличать, лебезить, поддакивать. Авдотья Романовна. Прототипом сестры Раскольникова является Авдотья Яковлевна Панаева – первая любовь Ф.М.Достоевского. Лизавета Ивановна. Елизавета – «почитающая Бога» Значение некоторых имён и фамилий

Символика цвета в романе Жёлтый цвет – основой цвет романа. Использование и значение Родион Раскольников живёт в жёлтой каморке, похожей на шкаф, с жёлтыми обоями. Соня Мармеладова живёт по жёлтому билету, в её комнате тоже жёлтые обои. Старуха-процентщица одета в пожелтевшую кацавейку, её комната обставлена мебелью из жёлтого дерева. От постоянного пьянства лицо Мармеладова стало жёлтым.

Символика цвета в романе Дома Петербурга окрашены в жёлто-серый цвет. У Порфирия Петровича в доме мебель из «жёлтого отполированного дерева». Свидригайлов остановился в гостинице в комнате с жёлтым цветом обоев. Перстень с жёлтым камнем у Лужина. Женщина-самоубийца с жёлтым постным лицом встречается Раскольникову на улице.

Символика цвета в романе Жёлтый цвет – символ болезни, нищеты, убожества жизни, он усиливает атмосферу безысходности, надрыва, истеричности. Все «жёлтые» детали в романе являются предвестниками недобрых событий.

Зелёный цвет имеет «фамильный мармеладовский платок» (его как крест сначала носила Катерина Ивановна, потом Соня). Но этот платок – не только олицетворение страданий, которые выпадали на долю его обладательниц. Он же является искупительной силой этих страданий: Зелёный цвет в романе

(Соня надевает зелёный платок, отправляясь за Раскольниковым, который едет сознаваться в своём преступлении. Она готова на себя принять его страдания и искупить вину Родиона). Зелёный цвет в романе

В эпилоге (сцена возрождения) Соня появляется в этом же платке. В этот момент зелёный цвет страданий и надежды «превозмогает», пересиливает жёлтый цвет болезненных заблуждений Родиона Раскольникова и «больного» Петербурга. Зелёный цвет в романе

Теория Родиона Раскольникова и её крушение (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Домашнее сочинение

Трофимова Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ№1 г. Энгельса 2013-2014 учебный год


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Теория Родиона Раскольникова: "твари дрожащие" и "право имеющие" Ф.М. Достоевский - величайший русский писатель, непревзойденный художник-реалист, анатом человеческой души, страстный поборник идей гуманизма и справедливости. "Гениальность Достоевского, - писал М. Горький, - неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру". Его романы отличаются пристальным интересом к интеллектуальной и психологической жизни героев, раскрытием сложного и противоречивого сознания человека. Роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" - это произведение, посвященное истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины. Для Достоевского, человека глубоко религиозного, смысл человеческой жизни заключается в постижении христианских идеалов любви к ближнему. Рассматривая с этой точки зрения преступление Раскольникова, он выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Родион Раскольников - человек, по христианским понятиям глубоко грешный. Имеется в виду не грех убийства, а гордыня, нелюбовь к людям, мысль о том, что все - "твари дрожащие", а он, возможно, "право имеет". "Право имеет" использовать других как материал для достижения своих целей. Здесь вполне логично вспомнить строки А.С.Пушкина, напоминающие суть теории бывшего студента Родиона Раскольникова: Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. Грех убийства, по Достоевскому, вторичен. Преступление Раскольникова - это игнорирование христианских заповедей, а человек, который в своей гордыне сумел преступить, по религиозным понятиям способен на все. Итак, по Достоевскому, Раскольников совершает первое, главное преступление перед Богом, второе - убийство - перед людьми, причем как следствие первого. На страницах романа автор подробно исследует теорию Раскольникова, которая привела его в жизненный тупик. Теория эта стара как мир. Взаимосвязь между целью и средствами, которые могут быть употреблены для достижения этой цели, исследовались давно. Иезуиты придумали для себя лозунг: "Цель оправдывает средства". Собственно говоря, это высказывание является квинтэссенцией теории Раскольникова. Не обладая необходимыми материальными возможностями, он решает убить старуху Алену Ивановну, ограбить ее и получить средства для достижения своих целей. При этом, однако, он постоянно мучится одним вопросом: имеет ли он право переступить юридические законы? Согласно его теории, он имеет право перешагнуть через иные препятствия, если исполнение его идеи ("спасительной, может быть, для человечества") того потребует.

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Трагедия Преступление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем траги-ческим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными качествами: Родион был "замечательного хорош собою, с прекрасными темными глазами, ростом выше среднего, тонок и строен." В его поступ-ках, высказываниях, переживаниях мы видим высокое чувство человеческого достоинства, истинное благородство, глубочайшее бескорыстие. Раскольников воспринимает чужую боль острее, чем собственную. Рискуя жизнью, он спасает из огня детей, делится последним с отцом умершего товарища, сам нищий, дает деньги на похороны Мармеладова, с которым был едва знаком. Он презирает тех, кто равнодушно проходит мимо людских несчастий. В нем нет дурных и низких черт. Лучшие герои романа: Разумихин - преданнейший друг Раскольни-кова, Соня - несчастное создание, жертва гниющего общества, восхищаются им, даже его преступление не может поколебать эти чувства. Он вызывает уважение у следователя Парфирия Петровича - очень умного человека, догадавшегося раньше всех о его преступлении. И вот такой человек совершает чудовищное злодеяние. Как, почему это могло случится? Достоевский показывает, что Раскольников, человек гуманный, страдающий за "униженных и оскорбленных", совершил убийство "по теории", реализуя абсурдную идею, рожденную социальной несправедливостью, безысходностью, духовным тупиком. Нищенское состояние, в котором он сам находился, и нищета, встречаемая на каждом шагу, породили антигуманную теорию "крови по совести", а теория вылилась в преступление. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу "все дозволено", но в то же время в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий "хозяев жизни", сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные два характера считает, что человеку, обладающему силой и злостью, "все дозволено." "Мы одного поля ягоды," - говорит Свидригайлов Раскольникову. И Родион по-нимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, "перешагнули через кровь".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

«Вечный спор Ангела и
Демона происходит в
нашей собственной
совести, и ужаснее
всего то, что мы иногда
не знаем, кого из них
больше любим, кому
больше желаем
победы...»
Д. С. Мережковский

Двойники Р.Раскольникова

Центральная фигура
романа -Раскольников,
нищий студент, в голове
которого созрела
безумная теория,
вылившаяся в
преступление против
самого себя.

Теория о вседозволенности
избранных. Каждое лицо,
разговор, встреча здесь играют
важную роль в душевной эволюции
героя. Очень важное значение в
этом смысле приобретают образы
двойников Раскольникова -
Свидригайлова и Лужина

Как в зеркало, смотрит Раскольников на своих отвратительных двойников и видит... себя

Двойники, доводящие одну из сторон
его теории до ее крайнего проявления,
это доказывает противоестественность
умозаключений Раскольникова.

Раскольников
Свидригайлов
Лужин

Родион Романович Раскольников - убийца

Родион Романович Раскольников убийца

В чем смысл теории Раскольникова?

Чтобы помочь другим людям, можно использовать
«простую арифметику»: убить одного ради благоденствия
многих.
Чтобы убить, необходимо ради своей идеи
«…перешагнуть через кровь», т.е. решить для себя
важный вопрос:

«Тварь ли я дрожащая или право имею?».
Пытаясь выяснить это,
Раскольников идет
на эксперимент над собой,
доказывая себе,
что имеет право поступать, поправ
основные христианские заповеди, оправдывая
себя тем, что идет на преступление во имя
любви к ближнему.

Его теория -
продукт крайнего
индивидуализма,
гипертрофированной
человеческой
гордыни, ведь
все, что он делает,
он делает во имя
себя.

Нет, мне жизнь
однажды
даётся, и
никогда её
больше не будет:
я не хочу
дожидаться
«всеобщего
счастья».
Я сам хочу жить, а
то уж
лучше не жить…

Черты людей, принадлежащих к двум разрядам
«Необыкновенные»
«Обыкновенные»
люди консервативные,
живут в послушании, любят
быть послушными
обязаны быть
послушными, потому что это
их назначение, и тут
решительно нет ничего для
них унизительного
обязаны приумножать мир
численно
Современники не признают Не признают права
их права на преступление, «необыкновенных» на
однако в будущем их
совершение преступления
оправдывают и возводят на
пьедестал
имеют право разрешить
себе совершить
преступление
имеют право разрушения
настоящего во имя лучшего
будущего
двигают мир и ведут его к
цели

Можем ли мы поступки Раскольникова разделить на хорошие и плохие?

-
Разработал зловещую
теорию
Презирает суд Божий и
людской
Убил
Не раскаялся
Спокоен, когда находят
мнимого убийцу
Нервничает, не хочет
защищаться на суде
+
Пожалел Мармеладовых
Спас пьяную девочку
Не выдержал, что
допустил «кровь по
совести»
Любит мать и Дуню
Отношение к товарищустуденту и его отцу
Спас детей на пожаре

В связи с чем появляется в
романе Лужин?
Зачем Лужину брать в жены
бесприданницу?
Почему появление Лужина в
романе затянуто?
Зачем автор сталкивает
Лужина с Соней?
Как раскрывается Лужин в
словах «а деловой человек
слушает да ест, а потом и
съест»?
Можем ли мы назвать его
«двойником»
Раскольникова?

Петр Петрович Лужин – законопослушный гражданин

Часть I, гл. 3.
Часть II, гл. 5.
Часть IV, гл. 2, 3
Часть V, гл. 3.

Лужин -герой, преуспевающий и ничем не стесняющий себя.

ЛУЖИН

«Это был господин немолодых
уже лет, чопорный, осанистый,
с осторожною и брюзгливою
физиономией, который начал
тем, что остановился в дверях,
озираясь кругом с обидно –
нескрываемым удивлением и
как будто спрашивая глазами:
«Куда ж это я попал?»

Какую характеристику внутренних
качеств Лужина дает его портретная
характеристика?
Что общего у Лужина и Раскольникова?

У Лужина есть своя теория – теория кафтанов- вульгарное
?
отражение теории «простой арифметики» ()
Схожесть в мотивах поступков пугает Раскольникова, и он
«не хочет так жить»
Образ Лужина – это возможное завершение пути
Раскольникова, неудавшегося маленького Наполеона.

Лужин

Лужин - деловой человек со своими
"экономическими теориями". В этой теории он
оправдывает эксплуатацию человека, и она
построена на выгоде и расчете.
Страдание людей тешат его душонку.

Зеркало

Столкнувшись с этими двумя персонажами,
образ мыслей которых, как в кривом зеркале,
отражает его собственные мысли и идеи, герой
убеждается, к каким ужасным последствиям на
практике может привести его теория о праве
«избранных» на «вседозволенность».

Такие как Лужин и Свидригайлов легко
опошляют и приспосабливают к своим мелким
эгоистическим интересам теорию
Роскольникова. А это и является первым
признаком ее несовершенства,
нежизнеспособности.

В своем произведении
"Преступление и наказание",
Достоевский убеждает нас в том,
что не всегда борьба добра и зла в
душе человека оканчивается
победой добродетели. Через
страдания люди идут к
преображению и очищению.

Можем ли мы поступки Лужина разделить на хорошие и плохие?

+
Довольно красивый
Солидный
Хорошо одетый
Аккуратно причесанный
?
-
Возлюби ближнего =
поступи непрактично…
«Подвиг» Лужина (часть IV,
глава3)
Поселил невесту и ее мать
в грязных и дешевых
комнатах
Совершает мелкие пакости
Это злодейство?
Преступление? Нет. Это
подлость и гадость.

Лужин – процветающий буржуа,
победитель, хозяин жизни, т.е.
человек необыкновенный
Он же подлец и мелкий
пакостник
Так стоит ли биться за место
«в высшем разряде», если
там лужины?..

Почему Лужин боится
полиции?
Как его теория,
выраженная в словах:
«Возлюби, прежде всех,
одного себя, ибо все на
свете на личном интересе
основано. Возлюбишь
одного себя, то и дела
свои обделаешь как
следует…» - связана с
теорией Раскольникова?
Лужин
Петр
Петрович

Аркадий Иванович Свидригайлов - убийца

Часть I, гл. 3.
Часть IV, гл. 2.
Часть VI, гл. 5.

- В чем сложность и
противоречивость этого образа?
- Почему появление
Свидригайлова связано с
Лужиным?
- Что мы узнаем о его прошлом?
- Кто виноват в том, что сильный
человек стал преступником?
- Чем привлекает Свидригайлов
Раскольникова?
- Как объяснить его отношение к
Дуне и детям Мармеладова?
- Почему он кончает жизнь
самоубийством?
Аркадий
Иванович
Свидригайлов

СВИДРИГАЙЛОВ

Аркадий Иванович Свидригайлов- тип более
сложный, чем Лужин. Из письма Пульхерии
Андреевны возникает образ деспота и развратника
?
().
Но Свидригайлов способен и на благородные
?
поступки()
Свидригайлов умен и хорошо понимает
?
Раскольникова: «…Одного поля ягоды»()
Но если для Раскольникова- это «временная мера», то
для Свидригайлова –закон жизни.

Свидригайлов наряду с Лужиным- одно из
кривозеркальных отражений Раскольникова.
Противоречивость и раздвоенность души и поступков,
приводят его к самоубийству.
Раскольников потрясен этим, потому что, внутренне
осознав свое «родство» с ним, понял:
цепь преступлений ведет к саморазрушению, даже если
человеком движет желание искупить вину.

Дворянин, служивший в кавалерии, Свидригайлов «рыскал» потом в Петербурге, был шулером. Он - вдовец. В свое время был выкуплен

женой из
тюрьмы, 7 лет жил в деревне.
Циничный и развратный
человек. На его совести
самоубийство слуги, 14летней девочки, возможно,
отравление жены.
Свидригайлов

Свидригайлов является «отрицательным двойником» Раскольникова. Герой утверждает, что они – «одного поля ягоды». Но Аркадий

Он испытывает мировую скуку. Свидригайлов развлекается как может, но ничто не помогает. По ночам герою являются привидения

Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он помогает устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в

Можем ли мы поступки Свидригайлова разделить на хорошие и плохие?

Презирает суд Божий и
людской…
Насильник
Сластолюбец и
растлитель
Убийца
Склонен к шантажу
Самоубийца
+
Берет на себя расходы по
организации похорон
Катерины Ивановны
Обеспечивает детей
Катерины Ивановны
Дает деньги Соне
Обеспечивает будущее
невесты
Отпускает Дуню
Когда начал делать эти
добрые дела?

Добрые дела начинает делать,
когда терпит жизненный крах:
Дуня, которую он искренно любит,
боится и ненавидит его
Ночью ему является отравленная
жена Марфа Петровна
Во сне приходит погибшая из-за
него совращенная девочка
Так он «обыкновенный» или
«необыкновенный» человек?
«Необыкновенный», но груза
«хозяина жизни» вынести не
смог…

Признает ли Родион
негодяев своими
двойниками?
Кого он зовет в союзники?
Противоречие очевидное.
Умом Раскольников стремится
в «высший разряд», душой – не
принимает никаких разрядов,
желая быть рядом с матерью,
Дуней, Соней, Разумихиным
(согласно его теории, «тварями
дрожащими», «вшами».)

Вывод:
отражаясь в «людях-зеркалах»,
Раскольников получает возможность
посмотреть на себя и на свои поступки
со стороны, а читатель находит ключ к
пониманию авторской позиции: путь к
счастью лежит не через насилие, а
через жертвенное смирение…

ИТОГ

Герой Достоевского видит, что реально, а не
фантастически стать «властелином» - значит,
идти по дороге таких как Лужин и
Свидригайлов: от одного преступления к
другому. И единственный выход и
возможность избежать полного нравственного
падения заключается для Родиона в том, чтобы
обрести мужество, преодолеть себя. Прийти к
пониманию этого, помочь герою принять
верное решение и свернуть с гибельного пути
и призваны образы его «двойников».

Вывод

Система двойничества, построенная
Достоевским в романе, необходима,
чтобы показать пагубность любых
теорий, даже светлых и чистых, если
на практике их начинают применять
нравственно нечистоплотные люди.

Совершив «разумно-полезное»
преступление,
человек никогда не будет счастлив,
спокоен, удовлетворен жизнью,
т.к.любое преступление (даже во
имя благого дела) безнравственно и
ведет к разрушению человеческой
личности.

Слайд 1

В чём преступление и наказание Родиона Раскольникова Арифметика теории против живой жизни
Презентацию подготовил ученик 10 класса МОУ «Зимстанская сош», Республика Коми, Усть-Куломский р-н, Клатт Семён. 2012 г.
Руководитель – Кочанова В.В., учитель русского языка и литературы

Слайд 2

План презентации:
Художественные особенности романа Личность Родиона Раскольникова Причины возникновения теории Теория Раскольникова Роль Сонечки Мармеладовой в жизни Раскольникова Наказание Раскольникова Сны как отражение подсознания (четыре сна Раскольникова) Список используемой литературы

Слайд 3

Художественные особенности романа:
тонкость психологического анализа (внимание акцентируется на психологии человека, а не на внешности); часто используется приём полифонии (многоголосия) в романе (очень много «внутренних» монологов); лаконичность описания внешности позволяет: ✔обращать больше внимания на внутренний мир героев; ✔самому дорисовывать образы персонажей; Роман выводит читателя на глубинное философское осмысление жизни.

Слайд 4

Раскольников Родион Романович
Раскольников – главный герой романа «Преступление и наказание». Бывший студент юридического факультета, вынужденный по недостатку средств уйти из университета. Это личность далеко не заурядная, с богатым запасом умственных и нравственных сил. Его товарищ Разумихин так характеризует Раскольникова: «Угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время, а может быть, гораздо прежде, мнителен и ипохондрик. Великодушен и добр. Чувств своих не любит выказывать и скорее жестокость сделает, чем словами выскажет сердце. Ужасно иногда неразговорчив! Всё ему некогда, все ему мешают, а сам лежит, ничего не делает. Никогда не интересуется тем, чем все в данную минуту интересуются. Ужасно высоко себя ценит, и, кажется, не без права на это». Достоевский в черновых материалах к роману сопоставляет Раскольникова с Жаном Сбогаром, героем одноимённого романа французского писателя Ш. Нодье (1818). Сам же говорит о его отношении к учёбе так: «Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был очень беден и как-то надменно горд и необщителен, как будто что-то таил про себя».

Слайд 5

Раскольников Родион Романович
Описание внешности Раскольникова так же немногословное: «…Замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». В статье критика Н. Н. Страхова «Наша изящная словесность» (1867) выдвигается на передний план мысль, что Достоевский вывел в лице Раскольникова новый образ нигилиста, изобразив «…нигилизм не как жалкое и дикое явление, а в трагическом виде, как искажение души, сопровождаемое жестоким страданием». Страхов увидел в Раскольникове черту истинного русского человека – своего рода религиозность, с которой он предаётся своей идее, стремление дойти «до конца, до края той дороги, на которую его завёл заблудший ум».

Слайд 6

Причины возникновения теории
Раскольников был бедным студентом, которому нечем было платить за занятия в университете. Поэтому он вынужден бросить занятия и временно уйти из университета. «Он был задавлен бедностью, но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его». Его мучило другое. Везде: в трактире, на улице, в квартирах, которые снимали бедные люди, - видит он невыносимое страдание и нищету народа. И он протестует против этого положения. «Мне вдруг ясно, как солнце, представилось, что как же это ни единый до сих пор не посмел и не смеет, проходя мимо всей этой нелепости, взять просто всё за хвост и стряхнуть к чёрту!» - говорит он. Но Раскольникову кажется, - и всё, что он видит вокруг себя, как бы подтверждает это, - что «так доселе велось и так будет всегда будет». На основании всего этого он создаёт свою теорию об устройстве общества.

Слайд 7

Теория Раскольникова

Слайд 8

Роль Сони Мармеладовой в жизни Раскольникова
Если Раскольников – главный герой романа, то Мармеладова Сонечка – главная героиня. Принадлежит к категории «кротких». «…Маленького роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». И Раскольников, и Соня преступили нравственную черту: Раскольников совершил убийство, Соня пошла «по жёлтому билету». Но если Родион преступил через других, в первую очередь, ради себя, то Сонечка сделала это исключительно ради своей семьи, оказавшейся в глубокой нищете. И ещё одно роднит эти судьбы и характеры – умение страдать за других, способность к состраданию. У Раскольникова уязвимая душа, пылкая мысль, строгая совесть, и поэтому его замучило всеобщее горе окружающих: сестры Дунечки и матери, семьи Мармеладовых, обесчещенной девочки на Конногвардейском бульваре, самоубийцы на мосту, детей из трущоб Петербурга. Что же касается Сонечки, то образ её – воплощение «ненасытимого страдания», человеколюбия, умение понять и принять чужое страдание как своё. Именно поэтому и честь, и жизнь свою она приносит в жертву близким. У Сонечки Родион находит любовь и сострадание, а также готовность разделить его судьбу и вместе с ним нести крест. Мармеладова читает ему Евангелие, пытается приобщить к вере в Бога, всячески подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идёт признаваться. Она едет за ним на каторгу. Сам он холоден и отчуждён с ней, пока к нему самому не приходит озарение, и тогда он понимает, что ближе её никого у него нет. Через любовь к Сонечке и через её любовь к нему Раскольников, по мысли автора, воскресает к новой жизни.

Слайд 9

В чём наказание Раскольникова?
Наказание Раскольникова – в страшных муках совести, которые терзают его душу всё время, даже до убийства старухи, пока существует теория. В своей черновой тетради Достоевский так определил наказание Раскольникова (его герой сравнивается с героем Пушкина): «Алеко убил. Соз- нание что он сам не достоин своего идеала, который мучает его душу. Вот – преступление и наказание». И Раскольников мучается именно потому, что он не переступил, по его сло- вам, оказался «тварью дрожащей». Для него признание в муках совести за совершённое им убийство – признание в собственном бессилии. Писарев так определяет состояние Раскольникова: «Раскольников находится в таком положе- нии, при котором все лучшие силы человека поворачивают- ся против него самого и вовлекают его в безнадёжную борь- бу с обществом».

Слайд 10

Первый сон Раскольникова
Первый сон в романе – сон Раскольникова об убийстве лошади. Герою снится, как он, будучи ребёнком, видит пьяных мужиков, которые насмерть забивают старую, тощую лошадь. Толпа, присутствующая при этой сцене, воодушевлена «забавой», и лишь» маленький Родя пытается остановить разъярённых мужиков. Раскольников не может не сочувствовать животному, он кричит: «Папочка, папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!». Но как бы ни молил Родион отца, ответ ему был один: «Шалят, пойдём!».Мальчик не выдерживает, бежит к лошади и целует её в окровавленную морду, глаза, губы. Ребёнок проявляет чуткость к чужой боли, чужим страданиям, он не может мириться с жестокостью, творящейся на глазах. Сон подчёркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступ ления с такими чертами его характера, как чуткость, сострадательность и нежность. Но бессилие отца лишило его этой детской, истинной веры в торжество добра - и стало всё разрешено, не стало никакой власти, кроме власти рассудка, склонного к заблуждениям.

Слайд 11

Второй сон Раскольникова
Второй сон снится Раскольникову после убийства и визита в полицию. Ему кажется, что убивают хозяйку, и вскоре с ужасом понимает, что бьёт её квартальный надзиратель Илья Петрович. Все соседи сбегаются смотреть, и Раскольникова охватывает страх, что скоро придут к нему, ведь эти побои – следствие его вчерашнего деяния. «Страх, как лёд, обложил его душу, задушил его…». Второй сон передаёт состояние героя после убийства, Раскольников в смятении, его охватил ужас от совершенного им поступка. Достоевский показывает, что на уровне подсознания у Родиона появляется мысль о признании – ужас может толкнуть героя на явку с повинной.

Слайд 12

Третий сон Раскольникова
Во время третьего сна Раскольников попадает в квартиру убитой им старушки. Во сне герою кажется, что ничего не изменилось, всё опять по-прежнему. Он снова достаёт топор и совершает убийство, но на этот раз старуха даже не шелохнулась, она сидит тихо и смеётся, её смех всё нарастает и превращается в зловещий хохот. Раскольниковым овладевает какое-то остервенение, он злится и бьёт старуху, потом бросается вон из комнаты, и на этом сон обрывается. Третий сон передаёт состояние героя, отражает его попытки признаться и одновременно страх перед этим. Раскольников постоянно думает о преступлении, мысли об этом не отступают ни на минуту. Старуха во сне смеётся, смеётся над его бессилием, над его внутренними мучениями. Едкий хохот чиновницы звучит как издевательство над попытками несчастного убийцы всё забыть.

Слайд 13

Четвёртый сон Раскольникова
Четвёртый сон сыграл важную роль в душевном возрождении Раскольникова. Ему снится, что все люди возомнили себя «власть имеющими», мир охватила язва убийства. И спастись от этой эпидемии могли только избранные несколько человек, но «никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса». После этого «бессмысленного бреда» и начинается возрождение Раскольникова. Герой, наконец, освобождается от власти своей теории и начинает жить настоящей жизнью. Четвёртый сон очень прост для понимания. С его помощью писатель показывает страшную опасность теории Раскольникова, которая может привести к смешению нравственных норм и понятий, разрушению грани между добром и злом. Достоевский показывает, что эта теория не верна, что нельзя делить мир на «тварей дрожащих» и «право имеющих», писатель не верил в «кровь по совести».В своём романе он предупреждает будущее поколение о том, что нельзя построить гармоничное общество, если в его основе лежат кровь, жестокость и человеческие страдания.

Слайд 14

Причины крушения теории Раскольникова:
Идеи Раскольникова утопичны и бесчеловечны, а натура Родиона чужда холодному эгоистическому расчёту; Идеи Сонечки Мармеладовой противопоставляются идеям Раскольникова, и они вытесняют неверную теорию; Желая помочь обществу, главный герой совершает убийство, тем самым противопоставляет себя окружающим, обесценивая свой поступок.

Слайд 15

Список литературы:
Сайты - ru.wikipedia.org и briefly.ru Энциклопедия литературных героев. Русская литература второй половины XIX века (издательство «Олимп» и «Издательство АСТ» под общей редакцией кандидата филологических наук Е. А. Шкловского, 1997 год)



Просмотров