Сообщение на тему что такое правовое государство. Что такое правовое государство? Конституционный суд как орган контроля

Правовое государство – характеризуется конституционным правлением, развитой правовой системой и верховенством правового закона в общественной жизни, системой социального контроля над властью и наличием эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности и обеспечивающих ей активное и беспрепятственное использование демократических прав и свобод.

Принципы правового государства:

Верховенство закона во всех сферах жизни общества;

Соответствие закона праву;

Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

Взаимную ответственность личности и государства;

Реальность – гарантированность права и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность;

Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, объединений действующий в рамках Конституции, наличие различных идеологических концепций, взглядов;

Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно отнести следующие:

Преодоление правового ингилизма в массовом сознании;

Выработка высокой политико – правовой грамотности;

Появление действенной способности противостоять произволу;

Разграничение партийных и государственных функций;

Установление парламентской системы управления государством;

Торжество политико – плюрализма;

Выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе:

а) преодоление узконормативного восприятия правовой деятельности, трактовка права как продукта властно – принудительного нормотворчества;

б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства;

в) преодоление декоративности и декларативности юридических норм;

г) выход юридической науки из самоизоляции с использованием опыта других развитых стран.

Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлением огосударствления.

Принципы правового государства закреплены в ст. 1 Конституции РФ и раскрывается через верховенство закона (ст.4; 15). Здесь важно отметить, что ни власть, ни само право не могут быть гарантом закона, если право не легитимно. В основу конституционного строя абсолютную норму, предусматривающую, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ (ч.1 ст.3).

Составными частями правового государства выступает реальность права и свобод человека и гражданина (гл.2), взаимная ответственность государства и личности (ст.2), эффективный контроль за исполнением законов (ч.2,3 ст.15).Юридическая сила и действие Конституции РФ (ч.2 ст.4, ч.1ст.15), статус нормативно- правовых актов высшей юридической силы и их соответствие Конституции РФ и нормам международного права (ч.2 ст.4).

Правовое государство - это, прежде всего конституционное государство. Основные принципы конституционного строя, важнейшие направления развития общества, его главные идеи закрепляются не иначе как на высшем законодательном – конституционном уровне. Конституция является центром правовой системы. На её базе строится механизм законности в правовом государстве. «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовое акты, применяемы в РФ, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» (ст.15)

Верховенство права означает, прежде всего, верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами. Всеобщие правовые начала, дух права обеспечивает реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надёжный, гарантированной правовой статус, юридическую защищенность.

Согласно Конституции России (ст.19) в РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языка, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для реализации.

Правовое государство обеспечивает последовательное внедрение в жизнь принципов социальной справедливости. Социальная справедливость – это реальное обеспечение прав человека. В справедливых отношениях – это соответствие между действием гражданина, его трудовым вкладом и оценкой их обществом. В отношениях принуждения, юридической ответственности справедливость также означает соответствие между мерой нарушения и мерой наказания. В сфере управления справедливость состоит в установлении минимально необходимых пределов власти и гарантий для управляемых от злоупотребления властью.

Референдум - (то, что должно быть сообщено) - это всенародный опрос, выявление мнения путем голосования граждан, обладающий активным избирательным правом.

В отличие от выборов при референдуме, объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому проводится Референдум (закон, законопроект, конституция и т.д.).

Референдум, общенациональное, проводимое по всей государственной территории.

Местные проводятся в отдельных субъектах федерации и т.д.

Суверенитет – верховная власть, верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.,

1) С. государственный- верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и исключительным. С. как важнейшее средство гос. власти представляет собой качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую сущность.

2) С. национальный- полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства.

3) С. народный- полновластие народа, т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. – один из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.

Литература.

1. Теория права и государства. Ильин И.А. Москва 2003 г.

2. Венчеров А.Б. Теория государства и права. Учебник 3-е издание Москва 2000 г.

3. Гражданское общество и правовое государство. Москва 1999 г.

4. Правоведение. Учебник. М. Н. Марченко. «Проспект» Москва 2004 г.

5. Г.А. Воронцов. Правоведение Ростов-на-Дону. «Феникс» 2003 г.

Контрольные вопросы.

1. Происхождение государства.

2. Понятие и признаки государства.

3. Соотношение государства и права.

4. Форма, функции государства.

5. Правовое государство, признаки и понятие.

6. Условия формирования правового государства.

Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. В своих нормах и предписаниях право выражает взаимодействие в системе "индивид - общество - государство". Взаимная уравновешенность элементов есть необходимое равновесие свободы, условие обеспечения правовой справедливости, при котором только и возможно право - государственное устройство, отвечающее своему предназначению.

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях государства с индивидами и различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование являлось антиподом правового государства.

К числу наиболее существенных признаков правового государства относятся:

  • - верховенство правового закона;
  • - реальность прав и свобод индивида;
  • - организация и функционирование суверенной государственной власти на основе принципа разделения властей.

В современной юридической литературе получили распространение определения правового государства, в которых перечисляются и некоторые другие его признаки: "Правовое государство - это такое демократическое государство, в котором обеспечиваются господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основу организации власти положен принцип разделения (обособления) властей" .

Государство возникает и существует не просто одновременно с правом, но до известной степени и ради самого права - для его формулирования и обеспечения.

Устанавливая правовые нормы, государство обязано соблюдать их, поддерживать правопорядок. Нормы права обязательны для государственных органов в той же мере, как и для граждан. Правотворческая, правоприменительная и правоохранительная деятельность государственных органов выступает как деятельность, урегулированная правом. Государственная власть действует лишь в границах, установленных законом, государстве каких-либо исключений подчиняться действующим правовым нормам. Государственным органам позволено только то, на что их уполномочил закон.

Исходя из этого, некоторые отечественные правоведы приходят к выводу, что правовой государственности вообще присущ особый характер взаимосвязи государства и права, ибо главное в правовом государстве - это признание верховенства права над государством, безусловное подчинение всех его органов закону (С. С. Алексеев). Действительно, в правовом государстве государственные органы и должностные лица связаны правом. Но нельзя забывать, что отношение "государство - право" есть отношение людей. И в правовом государстве в центре этой связи находится человек в его социальном аспекте. Отсутствие права в отношениях государства и личности оборачивается против самой личности, в конце концов, затрагивает человека и его свободу. И главное в право-государственном устройстве не само по себе господство права, а то, насколько взаимосвязь государства и права обеспечивает гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение се свободы. Если ценность права и обусловлена связью с государством, то это имеет место лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей, которое означает построение и осуществление единой государственной власти на основе четкого разграничения компетенции между ее различными ветвями ("властями" в узком понимании) - законодательной, исполнительной и судебной - в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одного органа.

Разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности.

Каждая из властей занимает свое место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах и в то же время гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Таким образом, с помощью разделения властей государство функционирует в правовом режиме.

В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон, посредством которого государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты должны соответствовать закону, который регулирует наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни, определяющие меру свободы в наиболее важных сферах, охраняющие нравственные ценности общества (например, законы о собственности, предпринимательстве, акционерных обществах, общественных объединениях, свободе совести, печати и др.). Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов, но пи в коем случае не "совершенствовать", не "подправлять", не "изменять" закон.

В то же время правовой закон не допускает своеволия законодателя. В законах должны выражаться объективно складывающиеся общественные отношения, тенденции их развития и самообновления.

Основной закон правового государства - конституция, в которой сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция РФ представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать текущее законодательство.

Никакой другой правовой акт государства не может противоречить конституции. Приоритет конституции - неотъемлемая черта правового государства, которое поэтому является конституционным государством.

Прообраз идеи правового государства возник как противоядие злоупотреблению политической властью, как реакция на произвол, деспотизм, тиранию.

Посредством закона государство должно брать на себя обязательства обеспечивать справедливость в своих отношениях с гражданами, общественными организациями, другими государствами. Государство определяет правовые меры ответственности своих официальных представителей за их действия, совершаемые от имени государства и его органов. При этом в истинно правовом государстве каждый в отдельности и общество в целом, подчиняясь законам, выражающим их суверенную волю, должны обладать и правом, с возможностью принудить к исполнению закона самого властвующего.

Правовое государство должно выработать не только систему правовых ограничений своей деятельности, но и нести политическую, правовую и моральную ответственность перед народом за невыполнение взятых на себя обязательств. Гарантией этого принципа выступает независимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его основами) являются:

  • 4) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства; необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;
  • 5) режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;
  • 6) высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;
  • 7) юридическая предпосылка - создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая может обеспечить действительное уважение закона;
  • 8) гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы.

Последняя важнейшая предпосылка заслуживает отдельного рассмотрения.

В научный обиход понятие "гражданское общество" прочно вошло в XVII в., хотя, как пишет французский исследователь Доминик Кола, впервые оно было упомянуто уже в XVI в. в комментарии к "Политике" Аристотеля. Интересно, что в немецком языке это понятие имеет двойное значение: как гражданское общество в принятом значении и как буржуазное общество. Такая двойственность не случайна, ибо действительно гражданское общество как относительно самостоятельная сфера социальной жизни начинает формироваться вместе со становлением общества буржуазного. До этого общество и государство совпадали, причем государство доминировало над обществом в форме восточной деспотии, Римской империи, средневековой монархии. Отделение государства от общества и превращение его и общества в относительно самостоятельные феномены произошло только в результате буржуазных революций. Общество, освободившееся от тирании государства и объединившее отдельных самостоятельных субъектов, и получило название гражданского. Своей зрелости и суверенности гражданское общество достигает на высокой ступени буржуазного строя.

Гражданское общество как реальность есть система экономических, духовно-культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы, корпорации для удовлетворения своих материальных и духовных интересов, потребностей. Гражданское общество строится на принципе самоуправляемости, оно защищено традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами от прямого вмешательства со стороны государства. Гражданское общество защищает себя от опеки и регламентации государственных властей. Когда гражданское общество чувствует, что государство может представлять опасность для граждан (у государства появляются собственные интересы, и оно начинает издавать законы, направленные против граждан), начинает формироваться новое социальное пространство, защищенное от "оккупации" его государством.

Основные "кирпичи" фундамента гражданского общества составляют:

  • - собственность (имущество);
  • - труд;
  • - семья.

Такое традиционное понимание гражданского общества берет свое начало от Локка .

Гражданское общество, по определению Гегеля, есть объединение частных лиц. "В гражданском обществе, -писал он, - каждый для себя - цель, все другое для него ничто" .

Гражданское общество глубоко эгоистично, состоит из себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой "форме всеобщности" - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формой человеческой организации.

В мировой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Оно включает в себя:

  • - добровольно, спонтанно сформировавшиеся первичные самоуправляющиеся общности людей (семья, кооперации, ассоциации, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические, конфессиональные и другие объединения);
  • - совокупность негосударственных (неполитических), экономических, социальных, духовных, нравственных и других общественных отношений;
  • - производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы;
  • - сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики.

Следовательно, гражданское общество представляет собой некую негосударственную ассоциацию граждан, объединенных по различным признакам, служащую целям удовлетворения их индивидуальных потребностей и реализации потенциальных возможностей на благо всех и каждого. Строго говоря, гражданское общество не является предметом изучения государственно-правовой науки, и в связи с рассматриваемым здесь вопросом нас интересуют лишь те его аспекты, которые касаются участия граждан в формировании органов государственной власти, определения их политики, контроля за государством и подчинения его интересам граждан, объединенных в составе этого общества. Очевидно, что те субъекты гражданского общества, которые осуществляют эти функции (политические партии и иные политические общественные объединения), не могут не обладать соответствующими властными полномочиями для их выполнения .

Переходя к характеристике современного гражданского общества, в нем можно выделить три уровня общественных отношений.

Первый уровень связан с производством самого человека и охватывает сферу семьи, быта и культуры (в частности, образования).

Второй уровень охватывает область экономики, включая в себя производство, распределение, обмен и производительное потребление (личное потребление осуществляется на первом уровне - в быту). Именно здесь реализуется тот процесс обмена вещами (товарами) и деятельностью, который объединяет изолированных индивидов в общественный коллектив. Субъектами отношений здесь выступают, во-первых, индивиды; во-вторых, социальные группы, в которые объединены индивиды, занимающие одинаковые места в системах общественного разделения труда, собственности, культуры и так далее, и которые образуют социальный состав гражданского общества; в-третьих, различные объединения индивидов, профессиональные союзы, союзы предпринимателей, общества потребителей и т.п. Все эти субъекты устанавливают между собой разнообразные по своему характеру связи помимо государства (в частности, договорные), которые позволяют в определенных пределах обеспечивать гармоническое развитие гражданского общества без вмешательства государства как политической силы. Последнее присутствует здесь лишь потенциально. Таким образом, характерной чертой гражданского общества является его саморегулируемость, самодетерминированность. То, что оно способно к саморазвитию, и то, что оно - результат свободного объединения индивидов, расширяет возможности гражданского общества определять свое развитие. Если оно окажется способным преодолевать возникающие противоречия, то сможет избегать революций как средства насильственной замены одного общественного строя другим.

На третьем уровне гражданского общества его члены вступают в политическую жизнь. Политика - область общественных отношений, в которых реализуется борьба за участие в общих делах населения, осуществляемых государством, и в определении направлений его деятельности. Субъектами политического процесса в современных его формах являются индивиды (граждане), их политические объединения - организации (партии, движения, "фронты", союзы и т.п.) и государство .

Суть, назначение, типология и многие другие аспекты государства наглядно раскрываются в его взаимоотношениях с гражданским обществом. Это не случайно: государство и гражданское общество существуют как две стороны противоположности, вне которой не может быть понято ни то, ни другое. В них заключены два противоположных механизма консолидации населения. Гражданское общество объединяет людей сложным переплетением свободно реализуемых частных интересов, а государство как особый, специально сконструированный для этой цели механизм - принуждением.

Гражданское общество и государство взаимосвязаны, взаимно дополняют друг друга. Гражданское общество олицетворяет материю, тело социального организма, государство - сознание.

Государство выступает в качестве субъекта управления по отношению к гражданскому обществу, а значит, их взаимосвязь можно рассматривать как единство прямой и обратной связей в системе управления. Различия в содержании этой взаимосвязи, соотношении двух се противоположных компонентов порождают принципиальные отличия и в характере политической власти. Они могут быть положены в основу классификации политических систем и режимов.

При наличии развитых и эффективных механизмов социальной обратной связи, се приоритета, обеспечивающего представительство и влияние в органах государственной власти широкого спектра имеющихся в гражданском обществе частных интересов, правомерно говорить о демократическом режиме. В отсутствие или при ограниченной, блокированной обратной связи, когда налицо доминирующая роль прямого воздействия, возникает авторитарный режим. Государственность имеет тенденцию приобретать те формы и характер, которые соответствуют уровню развития и характеру гражданского общества. Государство обслуживает гражданское общество, а не наоборот. Попытки идти вразрез с этим естественным соотношением, приводить гражданское общество в соответствие с велениями государственной власти в конечном счете неизменно имели разрушительные последствия и не давали искомого результата.

Узловым институтом, связывающим демократическое государство и общество, являются партии. Важное назначение партий заключается в установлении взаимосвязи между корпорациями гражданского общества и группами депутатов в выборных органах власти. Решения парламентов, всегда представляющие собой форму компромисса между основными депутатскими группами, должны подкрепляться готовностью к адекватному компромиссу в гражданском обществе. Такое согласие способны обеспечить партии, в той, разумеется, мере, в которой они выражают интересы корпораций гражданского общества и пользуются влиянием в парламенте. И наоборот, население воспримет с пониманием самые непопулярные, казалось бы, решения, если им будет обеспечена поддержка партий, пользующихся авторитетом в своих корпорациях. Без таких партий решения законодателей повисают в воздухе и их исполнение, установление какого бы то ни было порядка становится возможным только за счет особых мер принуждения. Законодатели встают перед необходимостью усиления исполнительной власти, которая затем их же и подминает.

Партии - не единственный посредник между государством и гражданским обществом. Сходные функции выполняют и другие институты, которые, однако, уже не являются исключительно политическими: СМИ, профсоюзы и другие общественные объединения, трудовые коллективы и т.п. Все они по прямому своему назначению принадлежат главным образом гражданскому обществу, и лишь в некоторых ситуациях (обычно, когда власть не обеспечивает условий для их нормального функционирования) "прорастают" в политическую систему, включаются в политический процесс.

Политическая характеристика гражданского общества наилучшим образом концентрируется ныне в понятии "правовое государство". Последнее - политическая ипостась гражданского общества: их взаимодействие принципиально складывается по правилам соотношения формы и содержания. Нерасторжимые и проникающие друг в друга, они олицетворяют целостность общества, подчиняющуюся законам кибернетики, а не логике известной притчи о "курице или яйце".

  • Клименко А. В. Теория государства и права: учеб. пособие. М., 2006. С. 77.
  • См.: Конституционная комиссия РСФСР // Конституционный вестник. 1991. № 4. С. 12-13.
  • См.: Гегель Г. В. Соч.: в 14 т. М., 1929-1956. Т. 7. С. 211.
  • Дмитриев Ю. Л. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. № 7. 1994. С. 30-31.
  • См.: Спиридонов Л. И. Теория государства и права: учебник. СПб., 1995. С. 33-34.

Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Признаки (принципы) правового государства:

1) Верховенство права во всех сферах жизни общества - подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права.

2) Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона - контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т.д.

3) Реальное разделение властей - наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов».

4) Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека - признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности.

5) Взаимная ответственность государства и личности - граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.

6) Единство права и закона - соответствие любого нормативно-правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека.

7) Политический и идеологический плюрализм - существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов.

Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.

Системная определенность признаков (принципов) правового государства:

1) Правовое государство обеспечивает права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества.

2) Правовое государство предусматривает взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства.

3) Правовое государство предусматривает неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства.

4) Правовое государство основано на верховенстве закона, на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативно-правовыми актами.

Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок.

Предпосылки создания правового государства

Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие - экономическая независимость и самостоятельность индивида.

Режим демократии, суверенитет народа.

Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.

Гражданское общество.

Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Правовое государство - это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.

тип государства, в котором функционирует режим конституционного правления, существует развитая и непротиворечивая правовая система и независимая судебная власть, обеспечено верховенство закона и равенство перед ним.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ГОСУДАРСТВО ПРАВОВОЕ

тип государства, где утвержден политический режим, характеризующийся правовым (конституционным) порядком осуществления политической власти. Принцип правового государства подразумевает безусловное подчинение всех властных органов системе права, наличие реального разделения властей, строгий общественный контроль за сложившейся публичной политической сферой. Власть и гражданин, государство и общество выступают здесь равными субъектами права. При этом форма правления в правовом государстве может быть различной: от демократической республики до конституционной монархии (например, в Великобритании). Идея правового государства разрабатывалась в Европе и США с начала Нового времени; классиками ее явились Д.Локк, Т.Джефферсон, И.Кант и др. представители либерально-демократической традиции. Причинной основой развивающегося правового государства является становящееся гражданское общество; их развитие - длительный рефлексивный (обоюдообусловленный) процесс. Правовое государство выступает при этом представителем и гарантом многообразных интересов гражданского общества в политической сфере. Правовое государство означает создание между властью и гражданином целой системы права, законодательства, регулирующей их взаимоотношение на договорной, контрактной основе (см: "Политика и право", "Общественный договор"). Ролевая функция правового государства как минимального государства, сводится в гражданском обществе к установлению определенных, известных всем правил игры. Если сторонники либеральной традиции полагают, что право, ограничивающее власть, кладется отношениями, вызревающими внутри гражданского общества, то "юридический позитивизм" (Г.Еллинек, Р.Иеринг, Г.Кельзен) источником права провозглашает само государство, которое тем самым само себя ограничивает; получается, что всякое государство правовое. Ренессанс идеи правового государства в ХХ в. связан с именами М.Фридмана и Ф.А.Хайека, а также с т. н. "неоконсервативной революцией" рубежа 70-80 гг. ("рейганомика" и "тэтчеризм").

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, в котором не издается никаких законов, противоречащих нравственной идее права, в котором государственный интерес , постоянно обходящий законы, не имеет никакой ценности. Органы и институты такого государства (особенно суды и полиция) точно соблюдают существующие законы.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

В основе прав граждан лежат представления о естественном нраве, об отсутствии природного подчинения людей во внеобщественном состоянии, о моральном равенстве. Права могут быть обеспечены только в гражданском обществе, которое имеет собственную независимую от государства сферу самоорганизации и свободы, регулируемую правом. Предоставление прав и обеспечение безопасности - деятельности государства.

Гражданские права - неотъемлемые, защищенные законом права, которые даны всем членам общества и которые не могут быть отменены ни самими индивидами, ни государством. Они трактуются как защита индивида от государства. Всеобщая декларация прав человека была принята ООН 10 декабря 1948. Это документ, ориентирующий все государства мира на выполнение основных прав человека. Права мыслятся в этом документе в соответствии с западной либеральной моделью, где универсальным субъектом права выступает . Даже в тех статьях, где идет о состоянии общества и приемлемом социальном порядке (напр., ст. 28,29), подход не меняется - оценивается по отношению к правам индивида в обществе.

Сегодня юридическая западных стран, особенно США, совершила радикальный сдвиг к признанию групповых прав."Права групп начали трактоваться как неотъемлемая часть гражданских прав. Этот поворот объясняет к тем нарушениям прав индивида, которые вытекают из его положения и статуса в группе. Вместе с тем прав группы лишена той универсальности, которая характерна для прав индивида. Она является предметом дискуссий, в итоге которых признается прав группы, но приоритет по-прежнему остается за правами индивида. Так, групповые права афроамериканцев в США обеспечиваются аффирмативными (поддерживающими) акциями, включающи

ми льготы и квоты, напр. при поступлении в университеты. Только в Калифорнии на референдуме такая и новая юридическая практика были отвергнуты. Это не значит, что здесь нет способа пресечь расовую дискриминацию. Каждый афроамериканец может обжаловать в суде расовой дискриминации при поступлении в университет или на работу-и будет защищен судом при подтверждении этого факта. Неясность границ группы, чьи права защищаются, попытка использовать групповых прав для оправдания трайболистских традиций, крайностей феминизма и пр. делает дискуссию незавершенной и требование защиты прав индивида основополагающим.

Институты государства начали поддерживать права групп, решая проблему соотношения свобод и блага. Понятие прав человека связано с идеей свободы - фундаментальной ценностью для западных обществ. До Д. Макиавелли большинство социальных и политических концепций строилось на приоритете блага над свободой. Ключевыми в них были представления о всеобщем характере блага и равенства людей. Начиная с Макиавелли, центральным становится понятие свободы. Возможны разные представления о благе, и каждый может достичь того, что он считает благом, обладая свободами и правами. Однако сегодня встает о правовом характере экономического уровня жизни граждан и его юридической защите. В западных странах выработалась относить экономические запросы граждан к благам, а не к правам. В концепции прав группы как раз учитывается дефицит экономических благ для отдельных групп населения, которые не в состоянии использовать предоставленные им свободу и права себе во . Социальная помощь, жилищные и медицинские программы, аффирмативные акции государства в той или иной мере обеспечивают необходимый социальных и природных благ наиболее ущемленным группам населения. Сегодня, после опыта посткоммунистической трансформации ряда стран Европы, где большинство населения не просто оказалось не способным воспользоваться новыми для себя условиями свободы, но и не получило экономических свобод из-за монопольного контроля ряда групп, включая криминальные, над рынком, не имело денег для начала самостоятельного хозяйствования, не получало зарплат за проделанную на бюджетных предприятиях работу, блага и свободы встает по-новому Проблема правовых гарантий и защиты минимума материальных благ оказывается решающей для правового государства. Именно она обсуждается представителями либерализма. Дж. Роулз, в частности, использует понятие первичных благ. Отрицая достижения справедливости, понимаемой как равенство благ, и выбирая в качестве фундаментального принципа свободу личности и права индивида, Роулз делает уступку концепции блага, называя в качестве первичных социальных благ вещей, необходимых для реализации любого рационального жизненного плана. К их числу относятся как и свободы, так и доход, благосостояние, возможность реализовать себя, социальные предпосылки самоуважения людей. Все эти блага распределяются социальными институтами. Р. Дворкин дополняет данный список набором первичных природных благ - здоровье, умственные , энергия, воображения и др. Социальные институты не распределяют эти блага, хотя их наличие может зависеть от общества. От социальных институтов, в частности института страхования, зависят компенсации, выравнивающие исходное несправедливое неравенство. Социальные посткоммунистических обществ и поиски либерализмом справедливости ставят вопрос о неотъемлемости экономических прав индивида. Это обусловлено отсутствием гражданского общества, невыполнением государством своих обязательств по предоставлению гражданам свобод и прав и обеспечению их безопасности. Построение правового государства - важнейшая реформ в тех странах, которые выбрали путь модернизации, в т. ч. и модернизации политической.

Лит.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948.- В кн.: Международная зашита прав и свобод человека: сб. документов. М., 1990; Современный . М., 1998; Федотова В. Г. Хорошее ( в свете современного и постсовременного научного дискурса).- “Философские науки”, 1998, ¹ 4; Held D. Models f Democracy. Stanford, 1987; Kymlicka W. Right of Group. Oxf„ 1996; Pelcy/HskiZ. A. The State and Civil Society. N. Y, 1984.

В. Г. Федотова

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Смотреть что такое "ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

    ПРАВОВОЕ государство, в политическо юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и… … Современная энциклопедия

    Большой Энциклопедический словарь

    Государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое… … Политология. Словарь.

    ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО - в теории конституционного права общественный строй, при котором осуществляются несколько основополагающих юридических принципов. 1. Господство закона, т.е. высокий авторитет закона в обществе, всеобщее уважение к нему. Авторитет закона выражается … Юридическая энциклопедия

    Правовое государство - (англ. law/juridical/ legal state) тип государства, основанного на конституционном режиме, развитой и непротиворечивой правовой системе и эффективной судебной власти, реальном разделении властей с их эффективным взаимодействием и взаимным… … Энциклопедия права

    Характеристика конституционно правового статуса государства, предполагающая безусловное подчинение государства следующим принципам: народный суверенитет, нерушимость прав и свобод человека со стороны государства, связанность государства… … Юридический словарь

    - … Википедия

    В политико юридической теории государство, важнейшими признаками которого являются: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом государства и его органов; судебная защита прав граждан и взаимная ответственность… … Энциклопедический словарь

    Правовое государство - организация и осуществление политической власти в обществе на основе господства права. Основные признаки правового государства: а) уважение основных прав человека; б) взаимная ответственность государства и гражданина; в) равноправие; г)… … Теория государства и права в схемах и определениях

    Правовое государство - последовательное воплощение мечты большевиков о создании такого общества, в котором управлять государством сможет любая кухарка. В истинно правовом государстве управляет даже не кухарка, а бумага так называемый закон. Подобная химера возможна… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

Книги

  • Правовое государство и гражданское общество. Теоретико-правовое исследование. Учебное пособие , Марченко Михаил Николаевич. В книге рассматривается широкий круг вопросов, касающихся теории и методологии исследования правового государства и гражданского общества, их идентифицирующих признаков и черт, основных путей…


Просмотров