Сотрудникам гибдд разрешили останавливать машины вне стационарных постов, есть и другие изменения. Можно ли записывать сотрудника гибдд на видео

Средства массовой информации нагнали жути по поводу вступления с 20 октября 2017 г. нового Административного регламента ГИБДД. Видеосъемка инспекторов ГИБДД запрещена, проверять документы у водителя можно где угодно и основания для этого не нужны, инспектор вправе маскировать автомобиль! Так ли это? Попробуем разобраться.

Новый Административный регламент …, утвержден приказом МВД России от 20.10.2017 № 664 и является внутренним документом министерства. По сути этот документ содержит правила о том, как инспектору правильно вести себя с участниками дорожного движения.

Видеосъемка инспектора ДПС

Старый Регламент содержал прямой запрет на запрещение видеосъемки инспектором. В век Интернета и доступности получения правовой информации из различных источников (YouTube, соцсети) водитель, насмотревшийся видеороликов о правильном поведении инспекторов, в случае его остановки разжигал бессмысленный спор или по-современному «троллил» инспектора, придираясь ко всему подряд. Именно поэтому из Регламента убрали запрет на препятствование проведению съемки. Раньше инспектор не мог даже попросить не снимать его на видеокамеру.

В новом Регламенте такого запрета уже нет. Однако помимо Регламента есть статья 8 Закона «О полиции», которая разрешает гражданам проводить видеосъемку сотрудников полиции (а инспектор ГИБДД является сотрудником полиции). Также, такое право предусмотрено частью 4 статьи 29 Конституции, статьей 4 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», статьей 3 Федерального закона «О противодействии коррупции» и других законах.

Смысл заключается в следующем – так как МВД является публичным органом, то им должен соблюдаться принцип открытости и доступности.

Максимум, что инспектору ГИБДД дозволено – это предложить (попросить) не осуществлять видеозапись. Водителем в данной просьбе может быть и отказано.

Поэтому снимать на видеокамеру инспектора ДПС при исполнении не запрещено. Регламентом не запрещено. Если инспектор попросит не осуществлять видеозапись со ссылкой на другие правовые акты, то такое требование будет вполне законным и ему следует подчиниться. Например, запрет съемки при проведении спец мероприятий, вблизи спец объектов и др.

Что касается съемки водителя, то инспектор обязан уведомить об этом участника дорожного движения (пункт 38).

Передача документов без удерживающих устройств

Использование зажимов, зацепов и других ухищренных приборов, которые не дают инспектору возможности отойти с документами, использовать запрещено. Теперь инспекторы принимают документы без удерживающих устройств (пункт 53).

Однако не понятно, что делать инспектору если водитель передает документы на цепочке. Должен ли он принять или требовать от водителя освободить документы. По сути, если водитель передает документы с удерживающим устройством, то он не исполняет требования Регламента. Но Регламент, как было сказано выше, это внутренний документ и ни какие обязанности водителя там не закреплены. В ПДД не уточнено каким образом водитель передает документы. Поэтому какая ответственность, какое наказание должно быть применено к водителю не ясно.

Проверка документов вне стационарного поста

В связи с сокращением количества стационарных постов законодатель расширил перечень оснований для остановки транспортных средств. В старом Регламенте их было 10, в новом Регламенте их уже 14.

Новый Регламент не содержит требований об остановке автомобиля в целях проверки документов исключительно на стационарных постах. Значит остановить автомобиль можно вне стационарного поста? Ответ: да. Но для остановки нужны основания. А основания для проверки документов перечислены в пункте 106 Регламента. Прочитаете сами.

Засады ГИБДД

Теперь Инспектор в кустах уже не герой анекдотов. Новый Регламент допускает случаи маскировать служебный автомобиль.

По общему правилу служебный автомобиль должен быть размещен таким образом, чтобы он был отчетливо виден участникам дорожного движения (пункт 63). Этим же пунктом предусмотрены случаи для маскировки автомобиля.

Патрульный автомобиль может быть размещен в местах с ограниченной видимостью (замаскирован):

  • на аварийно-опасных участках дороги;
  • при использовании средств фото- видео фиксации.

Остановка на неосвещенном участке дороги

В старом Регламенте был прямой запрет на остановку автомобиля на неосвещенном участке дороги. В новом Регламенте такого запрета нет. Главное требование к остановке в темное время суток – наличие световых сигналов и то при наличии возможности.

Видеофиксация нарушений в зоне действия временных знаков

В старом Регламенте применение средств автоматической фиксации в местах, где установлены временные дорожные знаки, не допускалось (пункт 57).

В новом Регламенте такого запрета нет.

Связано это с тем, что в преддверии подготовки к Чемпионату Мира по футболу в 2018 году, власти решили отремонтировать дороги. Много дорог. Поэтому много сужений, объездов и временных знаков. По данным ГИБДД в зонах проведения ремонтных работ увеличилось количество аварий. Зависимость понятная. Увеличилось количество ремонтных работ – увеличилось количество аварий. Но в ГИБДД причиной увеличения аварий в зоне действия временных знаков назвали именно нарушения ПДД, а не резкий рост проведения ремонтных работ.

Для водителя важна не причина, а результат – фиксация нарушений в зоне временных знаков.

Водитель обязан выйти из автомобиля по требованию инспектора

Сотрудник вправе предложить выйти из автомобиля (пункт 93). Ключевое слово здесь «предложить». Т.е. водитель может вежливо отказаться от предложения. Как же тогда отстранить водителя, находящегося в состоянии алкогольного опьянения? Легко, на основании статьи 27.12 КоАП.

Таким образом, инспектор не вправе требовать от водителей выйти из автомобиля.

Досмотр автомобиля

Весьма положительное изменение. Старый Регламент содержал положение о том, что основанием для проведения досмотра является проверка обоснованного предположения. Ключевое слово «предположение». Т.е. те самые «хотелки» инспектора: «что-то мне не нравится, как вы ведете со мной диалог», «что-то всё подозрительно, а, ну-ка, давайте я проверю автомобиль».

Теперь такого нет. Новый Регламент содержит следующее: досмотр транспортного средства возможен в соответствии с фактическими данными – сообщениями граждан, дежурной части и так далее, т.е., это должна быть какая-то фактическая информация. Не желание инспектора, а информация.

Итак, что сказать в заключении. Если в прежнем Регламенте сотрудники ДПС в течение 8 лет так и не разобрались, то сделать это в новом, более объемном, будет ещё сложнее.

А вообще новый Регламент ГИБДД-2017 написан для инспекторов дорожно-постовой службы. Каких-либо обязанностей для водителей там нет. Может и не стоит так скрупулёзно его изучать. Зачем водителям знать внутренние документы МВД. Водители должны соблюдать правила дорожного движения, а не контролировать соблюдение инструкций должностными лицами.

Из нового регламента работы дорожно-постовой службы пропала норма, обязывающая сотрудников не препятствовать использованию записывающей аппаратуры

МВД собирается запретить участникам дорожного движения вести фото- и видеосъемку своих сотрудников. Это следует из нового административного регламента, подготовленного правовым управлением МВД. Документ проходил общественные обсуждения с января 2017 года. В него были внесены поправки, в частности исчез важный пункт, касающийся обязанности инспектора не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения. В таком виде документ ушел в Минюст и в ближайшее время может быть подписан. Тревогу забили представители Федерации автовладельцев России: по их словам, в новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Подробности - в материале «Реального времени».

Общественное обсуждение не в пользу общественности

Новый регламент работы сотрудников ДПС должен был вступить в силу еще в апреле 2017 года, но документ решили притормозить - с 31 января по 1 марта он проходил общественное обсуждение на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов и независимую экспертизу. Результатом явилась доработанная редакция административного регламента, из которой исчез пункт 10.13, в котором говорилось о том, что «сотрудники при исполнении государственной функции обязаны не препятствовать использованию фото-, видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством, при наличии запрета сообщать участнику дорожного движения его основания». В таком виде документ отправился в Министерство юстиции России.

Тревогу забила Федерация автовладельцев России: «Когда я увидел, что исчезла эта норма, я сразу написал в Минюст. Несмотря на то, что общественные слушания прошли, но история 2009 года показывает, что еще есть шанс ее вернуть, потому что тогда требование о видеосъемке Минюст включил. Есть шанс, что в этот раз они обратят на это внимание и попросят МВД эту норму вернуть», - говорит Дмитрий Клевцов, вице-президент Федерации автомобилистов России.

Как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. Фото reporter64.ru

Официальный комментарий ГИБДД к моменту публикации «Реальному времени» получить не удалось. Однако, как следует из общения Дмитрия Клевцова с представителями МВД России, норма, защищающая права водителей, исчезла из документа неслучайно и не по технической ошибке. С ними он связался, когда обнаружил недостающие пункты в новой версии административного регламента.

Разработчик - представитель правового управления МВД - объяснил это тем, что нет необходимости вписывать пункт отдельно, потому что регламент писали в 2009 году, когда не было закона о полиции. В 2011 году закон о полиции появился, но там нет четкого запрета на воспрепятствование видеосъемки. Там говорится, что, ограничивая съемку, сотрудник должен сослаться на нормы закона. Еще, дескать, у нас есть федеральный закон о том, что гражданин вправе получать и распространять информацию любым законным способом, есть ч. 3. ст. 15 Конституции, где говорится, что любой запрет должен быт опубликован в виде нормативно-правового акта. Но доказывать все это сотруднику ДПС - длинная история. Если посмотреть по практике патрульно-постовой службы, которая работает по закону о полиции, то, когда возникают проблемы и гражданин достает свой телефон, сотрудник ему запрещает. Гражданин говорит, что по закону о полиции вы должны сослаться на нормативный документ, который бы запрещал съемку, на что ему отвечают, что «вы можете обжаловать мои действия в высшей инстанции», - рассказывает корреспонденту «Реального времени» Дмитрий Клевцов.

«Думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, а оказалось...»

Отсутствие нормы, обязывающей сотрудника ГИБДД не препятствовать видеосъемке, приведет к злоупотреблениям полномочиями, считает Клевцов: «Сотрудники будут запрещать видеосъемку и тем самым лишать водителя альтернативного источника доказательств». При этом у инспекторов ДПС, согласно новому регламенту, остается право «использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан».

Сотрудникам полиции даются широкие полномочия заменять понятых и свидетелей при административных процедурах видеосъемкой с помощью специальных технических средств или иных средств с функцией видеозаписи. Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания, и если эта запись по каким-то причинам удалится, то у гражданина не будет возможности доказать свою невиновность, - считает Дмитрий Клевцов.

«Эта формулировка обозначает, что если у сотрудника полиции не будет технического средства в виде видеорегистратора, нагрудной видеокамеры, то он при административных процедурах может воспользоваться личным телефоном. А у личных средств нет функции защиты от стирания», - считает Дмитрий Клевцов. Фото nashkamensk.ru

Попытки водителя снимать общение с сотрудником ДПС на камеру могут привести к печальным последствиям - инспектор может составить протокол за нарушение ст. 19.3 КоАп РФ «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль».

Мы проводили судебный мониторинг по практике применения этой статьи, я думал, что протоколы составлены на оппозиционеров, задержанных на митингах, но оказалось, что большинство нарушителей - водители. Читаешь судебное решение: везде описывается, что водитель ехал, его остановил сотрудник ГИБДД. Он начал снимать на камеру, сотрудник ему запретил - и вот ст. 19.3. А эта мера предусматривает 15 суток. Как правило, такое наказание не дается - 99 процентов таких статей заканчиваются штрафом в 500 рублей, - говорит Клевцов.

Все лучшее гостю: запись на память оставят только иностранцам

В новом регламенте есть и другие изменения, которые существенно увеличивают полномочия инспекторов и уменьшают права водителей. Так, требование сохранять видеозаписи предусматривается, только если в административном правонарушении подозревается иностранный гражданин, с соответствующим «иммунитетом».

То есть, по букве закона, в отношении граждан Российской Федерации нет требования осуществлять мероприятия по сохранности видеозаписи? - недоумевает Клевцов.

По словам представителя ФАР, нынешний регламент был хорош, в нем была прописана масса административных процедур, начиная с правил оформления ДТП, заканчивая несением службы. «Достаточно было того, что сотрудники ГИБДД его читали и знали, чтобы не нарушать права граждан». Более того, нормы регламента можно было бы распространить и на другие отделы МВД.

Мы на протяжении двух лет пишем письма в МВД с просьбой внести в регламент нормы по проведению гражданами фото- и видеосъемки в подразделениях полиции, куда обеспечен доступ граждан. Понятно, что в оружейной комнате снимать нельзя, но туда и доступа граждан нет, - говорит Дмитрий Клевцов.

Надо признать, что принятие нового регламента скажется не только на правах водителей, много потеряет и интернет. В соцсетях и YouTube сотни тысяч смешных и не очень роликов об общении автовладельцев с сотрудниками ДПС - это самый популярный контент, набирающий миллионы просмотров. Богатую коллекцию останется лишь с ностальгией пересматривать.

Дарья Турцева

Сотрудники ГИБДД с 20 октября официально смогут останавливать автомобили и мотоциклы вне стационарных постов. Это следует из финальной версии административного регламента, который МВД РФ опубликовал на портале правовой информации . Регламент подробно прописывает в том числе правила поведения сотрудников ГИБДД при остановке машин.

По еще действующей редакции административного регламента, который утвердили еще в 2009 году, инспекторы могут останавливать транспортные средства для проверки документов лишь на стационарных постах ДПС. Исключение – если водитель нарушил правила или требуется оказать медицинскую помощь.

Несмотря на то что с 2009 года существовал закон, запрещающий останавливать водителей вне постов, на практике машины останавливали, рассказал корреспонденту портала Москва 24 руководитель Федерации автовладельцев России (ФАР) Сергей Канаев.

Этой нормой скорее завуалированно принимается мера, разрешающая инспекторам прятаться в кустах с радарами. За восемь лет, пока действовал запрет, мы видим, что случаев, когда водители стояли в кустах и брали взятки, стало гораздо меньше. Это можно отчетливо заметить на примере южных регионов, где раньше такая практика процветала. Теперь есть относительные опасения, что все вернется. Однако сейчас ввели много камер видеофотофиксации. Возможно, такой массовости уже не будет.

Сергей Канаев

Руководитель Федерации автовладельцев России

Эксперт обратил внимание еще на одну норму в новом регламенте, которая вызывает опасения. "В административном регламенте убрали норму, чтобы сотрудники ГИБДД не препятствовали видеосъемке, – пояснил Сергей Канаев. – Раньше сотрудник ГИБДД не имел права запрещать съемку. А сейчас может сказать: "Я запрещаю вам снимать себя: я стесняюсь". И вы обязаны убрать видеокамеру. Если не уберете – вам грозит статья 19.3".

КоАП РФ Статья 19.3 (часть 1) – Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции... влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Остальные нормы с учетом времени, практики и статистики, по мнению главы ФАР, разумны. Инспектора ГИБДД при общении с водителями не смогут допускать "любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений", хамить и грубить.

Еще один из пунктов регламента касается передачи инспектору документов. Их надо будет передавать без обложки и "удерживающих устройств". Кроме того, cотрудникам ГИБДД разрешили проверять документы у любого пассажира в машине.

Сейчас в интернете ходит много вопросов и ведутся активные обсуждения на тему того, можно ли снимать сотрудника ГИБДД при исполнении или нет. Дело в том, что недавно был принят новый административный от 20 октября 2017, в котором убрали пункт, запрещающий инспектору препятствовать съёмке его на телефон или видеокамеру. После это многие сотрудники ГАИ вздохнули с облегчением — дескать убрали, значит нельзя! И даже зафиксированы несколько случаев, когда водителю за отказ выполнить требование представителя власти убрать камеру инкриминировали статью 19.3 «Неповиновение». Водители сразу зароптали — как же так? Как бороться с недобросовестными гаишниками?!На самом деле, с принятием нового регламента, по этой теме ничего не изменилось. Снимать сотрудников ГИБДД при исполнении по-прежнему можно абсолютно беспрепятственно! И вот почему:

  1. Статья 29 Конституции РФ даёт нам право свободно получать, передавать и распространять информацию любым законным способом.
  2. Статья 152.1 Гражданского Кодекса РФ говорит нам о том, что не нужно спрашивать никакого разрешения на съёмку инспектора ДПС, если Вы находитесь в общественном месте.
  3. Статья 8 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» закрепляет принцип открытости и публичности, а это говорит о том, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации. И это уже не говоря о том, что сам президент официально заявил, что работа полиции является гласной!

Окончательную точку в вопросе можно ли на камеру снимать сотрудников ГИБДД при исполнении и законна ли видеосъемка гаишников поставил начальник ГУ ОБДД МВД РФ генерал Михаил Юрьевич Черников. Его вердикт однозначен и понятен - снимать можно. Вот его официальный ответ:

Согласно его письму, на текущий момент положений, позволяющих сотруднику полиции запрещать участнику дорожного движения использование оборудования фото- или видео-фиксации — нет. Разумеется если съёмка ведётся в публичном месте. Поэтому инспектор ДПС не имеет права запрещать водителям или простым прохожим осуществлять его видеосъёмку на посту или при выполнении должностных обязанностей.
Если же сотрудник ГИБДД РФ запрещает его снимать на фото или камеру — потребуйте у него представиться, согласно п.5 ст.5 ФЗ «О полиции», а так же постарайтесь зафиксировать его нагрудный жетон. После этого открываем сайт ГИБДД (ссылка) и пишем на этого полицейского жалобу с изложением всех подробностей. За самоуправство он понесёт заслуженное наказание!

А может ли сотрудник ГИБДД снимать на камеру?!

Теперь немного поговорим об обратной стороне медали, а именно о том — можно ли сотрудникам ДПС при исполнении снимать на фото- или видео-камеру участников дорожного движения — водителей и пешеходов. Конечно может. Он такой же гражданин Российской Федерации, как и Вы. А значит для него так же актуальная 29 статья Конституции и 152 статья Гражданского Кодекса. Даже если водитель находится в авто — снимать его можно, ведь улица, где стоит или едет его автомобиль — это так же общественное место. Полицейские тоже имеют право на защиту от неадекватных граждан и это надо учитывать!

Десять новых прав и обязанностей, которые получили инспекторы ГИБДД.

20 октября приказом МВД РФ вступает в силу новый регламент ГИБДД в области безопасности дорожного движения. Хоть этот документ исключительно внутренний и касается только сотрудников Госавтоинспекции, на деле он скажется и на водителях. Как именно, разбирался Свойкировский.

Остановка в любом месте

Одно из основных новшеств - разрешение сотрудникам ГИБДД останавливать автомобили вне стационарных постов ДПС. То есть теперь остановить вас могут практически в любом месте. При этом следить за порядком на дороге инспекторам можно будет как в патрульном автомобиле, так и без него.

Однако решать, где именно стоять, будут не сами сотрудники: место дежурства будет устанавливаться приказом начальства. Выбираться оно будет на основе уровня аварийности в конкретной местности и с учётом дорожной обстановки в конкретный момент. Теоретически проверить, находится инспектор ДПС в предписанном ему месте или «ушёл в самоволку», можно будет, позвонив в дежурную часть Госавтоинспекции. Однако как это будет реализовываться на практике, понять сложно.

«Предъявите документы»

По новым правилам передавать инспектору ГИБДД документы водители должны не только без обложки (как это было ранее), но и «без удерживающих устройств». Если раньше некоторые автомобилисты могли «пристегнуть» свои права на цепочку, чтобы их не забрали в машину для проверки, то теперь такое не допускается. Кстати, проверить документы могут у любого сидящего в машине, даже у пассажира.

Полицейские «засады»

Помните анекдоты про гаишников, внезапно выпрыгивающих из кустов? Теперь это официально разрешено. Согласно новому регламенту, «патрульный автомобиль может размещаться «в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги, а также элементами обустройства улично-дорожной сети».

Эксперты отмечают, что такая практика применяется во всех странах мира. Однако «засада» должна иметь логичное объяснение. Как начальник управления ДПС, специальных мероприятий и правоприменительной деятельности ГИБДД Александр Быков, установка патрульной машины с частичным закрытием возможна только в тех случаях, если участок дороги аварийно опасен, если есть перелом рельефа или если это скоростной участок. Тогда инспекторы должны руководствоваться соображениями безопасности и расположить свою машину так, чтобы не допустить нежелательных последствий.

Улыбнитесь, вас снимают

Если при оформлении какого-либо действия должны присутствовать понятые, а их найти не удалось, то теперь сотрудники ГИБДД должны вести видеосъёмку. При этом из регламента исчез пункт, который разрешал водителям снимать сотрудников Госавтоинспекции на камеру. Однако это вовсе не означает, что съёмку запретили. Так, в Гражданском кодексе и прописано, что вы можете снимать своё общение с полицией, а эти нормативные правовые акты имеют бОльшую юридическую силу, чем внутренний регламент ГИБДД.

Выйти из машины по первому требованию

Согласно новому регламенту сотрудник ГИБДД вправе попросить водителя выйти из машины, если:

    нужно устранить какие-либо технические неисправности или нарушение правил перевозки грузов;

    нужно сверить номера с документами в присутствии владельца;

    нужно провести досмотр водителя, авто или груза;

    требуется ваше участие в процессуальных действиях или в оказании помощи;

    поведение водителя угрожает участникам дорожного движения или полицейским.

То есть фактически выйти из машины, если об этом просит сотрудник ДПС, вы обязаны в любой ситуации. В противном случае инспектор вправе возбудить административное дело по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ «Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции». Эта статья предусматривает штраф от 500 до 1000 рублей или арест до 15 суток по решению суда.

Борьба с пьяными водителями

Поводом для медосвидетельствования на состояние алкогольного или наркотического опьянения, как и прежде, может быть запах изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение цвета кожи или странное поведение. При этом при отстранении от вождения должны присутствовать понятые или же вестись видеозапись. Но теперь, если результат окажется отрицательным, вас обязаны проводить обратно к машине.

Будьте вежливее

Новый регламент обязывает полицейских быть вежливее: при общении с автомобилистами им запрещено хамить, грубить, а также «проявлять пренебрежительный тон, заносчивость, высказывать предвзятые замечания и незаслуженные обвинения». Кроме того, наложено табу на любые виды высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, политических или религиозных предпочтений.

Курить разрешается

Вместе с тем из регламента был исключён пункт о запрете курения во время общения с автомобилистами. Хотя соответствующая инициатива была включена в первую версию документа, на финальной стадии от неё решили отказаться.

Помоги ближнему

В документе говорится, что сотрудник ГИБДД должен помочь перевезти повреждённый автомобиль, перейти дорогу детям и инвалидам, а также помочь в охране имущества, если его владелец отправлен в больницу.

SMS-оповещение

С 20 октября участников ДТП будут приглашать в группу разбора через SMS (в случае их согласия). Такой способ оповещения поможет избежать накладок, связанных с рассылкой уведомлений: зачастую извещения приходят позже назначенной даты рассмотрения.

Фото: rocketmotors.ru



Просмотров