Существует ли уголовная ответственность за недоброкачественный ремонт

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 266 Уголовного Кодекса РФ

1. Анализируемое преступление посягает на безопасность функционирования транспорта. Дополнительным объектом выступают жизнь и здоровье. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.

О понятии транспорта см. комментарий к ст. ст. 263 и 264 УК.

2. Пути сообщения включают в себя: а) на железнодорожном транспорте - железнодорожное полотно; б) на воздушном - взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.; в) на водном транспорте - пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой; г) на автомобильном транспорте - проезжую часть дороги.

3. Под средствами сигнализации понимаются разнообразные технические устройства, конструктивно предназначенные для передачи звуковой, световой и иной условной информации (светофоры, семафоры, маяки и т.п.).

4. Средствами связи признаются технические устройства и приспособления, конструктивно предназначенные для приема и передачи различных сообщений (телеграфные, телефонные провода и т.п.).

5. Иное транспортное оборудование - это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).

6. Объективная сторона выражается: а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

7. Недоброкачественный ремонт - это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек (см. п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

8. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности. Разрешение может иметь как устную, так и письменную форму.

9. Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия или бездействия. Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека. Обязательным признаком объективной стороны анализируемого состава является причинная связь между недоброкачественным ремонтом транспортных средств, технических систем транспорта или выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими общественно опасными последствиями.

10. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия и небрежности.

11. Субъект преступления специальный: а) работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом; б) работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств; в) владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. N 25).

12. В ч. 2 ст. 266 УК предусмотрена ответственность за те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, а в ч. 3 - смерть двух и более людей.

Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, образуют преступление, предусмотренное ч.1 ст. 266 УК РФ, если повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Те же деяния, причинившие по неосторожности смерть человеку, влекут ответственность по ч.2 ст. 266 УК РФ, а при наступлении смерти двух и более лиц - по ч.3 ст.266 УК РФ.

В анализируемой статье выделены два специальных вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии.

Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное. Им являются также отдельные элементы той или иной транспортной системы, обеспечивающие безопасность ее функционирования.

Субъектами преступлений могут быть лица, ответственные за обеспечение качества ремонта (мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, отдельные специалисты) и выпуск в эксплуатацию транспортных средств (начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.). Преступление имеет неосторожную форму вины.

Обязательным признаком преступления является наступление вредных последствий, в качестве таковых признаются расстройство здоровья (тяжкое или средней тяжести) гибель одного или нескольких человек, а также крупный ущерб, который может иметь материальный, экологический или организационный характер.

2.4. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Статья 267 УК РФ в ч.1 предусматривает ответственность за разрушение, повреждение или приведение иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирование транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба. Те же деяния, причинившие по неосторожности смерть одному человеку, влекут ответственность по ч.2 ст.267 УК РФ, а в случае наступления по неосторожности смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 267 УК РФ.

По предмету посягательства преступление совпадает в основном с составом преступления по ст.266 УК РФ, т.е. это любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное. Им являются также отдельные элементы той или иной транспортной системы, обеспечивающие безопасность ее функционирования. В качестве дополнительного предмета названы транспортные коммуникации, под которыми понимаются постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.

Субъектом преступления может быть любое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Данной транспортное преступление имеет неосторожную форму вины, при этом сами действия (бездействия), указанные в статье 267 УК РФ, могут совершаться сознательно.


[Уголовный кодекс РФ] [Глава 27] [Статья 266]

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.


3 комментария к записи “Статья 266 УК РФ. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями”

    Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

    Комментарий к статье 266

    1. Объектом преступления является безопасность эксплуатации транспортных средств, указанных в ст. ст. 263 и 264. В комментируемой статье выделены два особых вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. И то и другое нарушения взаимосвязаны, в их основе лежит эксплуатация технически неисправных транспортных средств, создающая угрозу причинения физического вреда.
    2. Предметом преступления является любое транспортное средство: железнодорожное, воздушное, водное, автомобильное и иное, предусмотренное ст. 264. Кроме того, им может быть и другой элемент той или иной транспортной системы, обеспечивающий безопасность ее функционирования. В статье названы пути сообщения (имеются в виду железнодорожные пути), а также средства сигнализации и связи (в том числе авиационные, морские, железнодорожные, метро и т.д.).
    Пути сообщения включают устройства, по которым осуществляется движение железнодорожного транспорта: железнодорожное (в том числе трамвайное, метро) полотно с рельсами, шпалами и насыпью. На железной дороге устраиваются различные сооружения, обеспечивающие безопасное движение поездов: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др. Сооружения, не обеспечивающие безопасности движения, к предмету данного преступления не относятся.
    Средства связи — технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной и иной. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, лазерную и др. Возможна связь подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.
    Сигнализация — средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласовании и т.д. Она может быть звуковой, световой, радио и т.д.
    Кроме того, указывается и иное транспортное оборудование. Под ним понимается всякое техническое устройство, кроме сигнализации и связи, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортного средства, например, улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, посадочная полоса на аэродроме и т.д.
    3. Объективная сторона преступления включает в себя: недоброкачественный ремонт указанных в статье предметов, выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств, тяжкий вред здоровью (ч. 1 комментируемой статьи), смерть человека (ч. 2) или двух и более лиц (ч. 3).
    4. Ремонт предполагает выполнение работ по восстановлению функциональных способностей поврежденных транспортных средств и оборудования в соответствии с установленными нормативами качества.
    Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).
    В связи с этим необходимо выяснять, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в комментируемой статье. Для установления таких нарушений и фактов использования при ремонте недоброкачественных деталей и узлов надлежит при наличии к тому оснований назначать автотехническую экспертизу (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 09.12.2008 N 25).
    5. Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает выдачу разрешения на использование по предназначению транспортного средства, имеющего техническую неисправность, создающую угрозу безопасной эксплуатации. Это неисправности тормозной системы, рулевого управления, крепления колес, контрольных приборов, автоматики и т.д.
    6. Вредные последствия (тяжкий вред здоровью, смерть человека или двух и более лиц) те же, что и в ст. 264 УК.
    7. При рассмотрении дел о недоброкачественном ремонте транспортных средств и выпуске их в эксплуатацию с техническими неисправностями надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в комментируемой статье.
    8. Субъективная сторона преступления имеет неосторожную форму вины.
    9. Субъектами преступления могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть. Например, мастера, начальники ремонтных участков, работники отделов технического контроля, начальники транспортных предприятий и их заместители, начальники отделов технического контроля, механики и заведующие гаражами, начальники депо, владельцы транспортных средств и др.

    Статья 266. Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

    Комментарий к статье 266

    1. Непосредственным объектом рассматриваемого состава преступления выступают общественные отношения, обеспечивающие качественный ремонт транспортных средств и эксплуатацию транспортных средств, участвующих в движении. Дополнительным объектом выступают по ч. 1 — здоровье, по ч. ч. 2 и 3 — жизнь человека. Предметом признаются транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо иное транспортное оборудование.
    2. О понятии транспорта разъясняется в комментарии к ст. ст. 263 и 264 УК.
    Пути сообщения включают в себя: а) на железнодорожном транспорте — железнодорожное полотно с рельсами, шпалами и насыпью. Их неотъемлемыми элементами также являются: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др.; б) на воздушном — взлетно-посадочную полосу, рулежную дорожку и т.п.; в) на водном транспорте — пути следования морских либо речных судов из одного порта в другой; г) на автомобильном транспорте — проезжую часть дороги.
    Под средствами сигнализации понимается процесс передачи сигналов, включающий в себя средства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласований и т.д. Сигнализация может быть звуковой (звонок, сирена), световой (зрительной — мигание лампочки, светофор, семафор, маяки и т.п.), радио.
    Средствами связи признаются технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации. Связь может быть телефонной, телеграфной, факсимильной, телевизионной, видеотелефонной, сигнальной и т.д. По средствам и среде распространения сигналов связь делится на проводную, радиосвязь, радиорелейную, космическую, оптическую, сотовую, лазерную и др. Возможна связь с подвижными средствами. По дальности действия связь может быть дальней и ближней.
    Иное транспортное оборудование — это совокупность механизмов, технических устройств и приборов, обеспечивающих безопасность функционирования транспорта (эстакады, радиолокаторы и т.п.).
    3. Объективная сторона выражается в: а) недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования; б) выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств. Наиболее важный признак объективной стороны — наступление последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека. Между действием и последствиями должна быть установлена причинная связь.
    Недоброкачественный ремонт — это такой ремонт указанных предметов, который не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспортных средств, а также элементов технической системы их эксплуатации. Например, недоброкачественный ремонт может заключаться в устранении не всех неисправностей подвижного железнодорожного состава или в установке деталей, срок эксплуатации которых уже истек.
    При недоброкачественной работе ремонтируемое транспортное оборудование не соответствует необходимым техническим требованиям, обеспечивающим безопасность функционирования транспорта и элементов технической системы его эксплуатации.
    Выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее какие-либо технические неисправности, способные создать при движении аварийную ситуацию и в результате привести к опасным последствиям.
    Разрешение может иметь как устную (например, устное разрешение, иное непринятие мер, способных пресечь использование транспорта в технически неисправном состоянии), так и письменную форму (например, выдача водителю путевого листа, пропуск транспорта через пункт технического контроля).
    Рассматриваемое преступление может совершаться в форме действия (например, техническая ошибка в ремонте средств сигнализации и связи, выдача разрешения на выпуск в эксплуатацию транспортных средств с неисправным тормозом) или бездействия (например, непринятие мер к замене тормозных колодок, сокращению рельсовых зазоров, укреплению межрельсовых накладок). Оно считается оконченным с момента наступления последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека по ч. 1 или причинения смерти по ч. ч. 2 и 3 этой нормы. При отсутствии последствий, указанных в ст. 266 УК, недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями могут влечь лишь дисциплинарную, административную или материальную ответственность.
    4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.
    5. Субъект преступления специальный — физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет и обладающее следующими признаками: а) его служебная деятельность непосредственно связана с ремонтом транспорта; б) он является ответственным за техническое состояние транспортного средства и имеет правомочия по выпуску их в эксплуатацию; в) он — владелец либо водитель индивидуального транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию заведомо технически неисправного транспортного средства.

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Комментарий к статье 266 Уголовного Кодекса РФ

Основным объектом рассматриваемого преступления является безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект - жизнь и здоровье человека. К предмету преступления относятся как транспортные средства, так и транспортное оборудование, пути сообщения, средства сигнализации, связи и др.

Использование неисправного источника повышенной опасности ставит под угрозу причинения вреда безопасность движения, жизнь и здоровье людей. Эксплуатация неисправных транспортных средств даже при соблюдении всех правил может повлечь за собой необратимые последствия.

Объективная сторона заключается в выполнении альтернативных деяний. Это или недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения и др., или выпуск в эксплуатацию неисправных транспортных средств. Состав преступления материальный. Поэтому в содержание объективной стороны входят общественно опасные последствия и причинная связь между деянием и последствиями. В этой связи при решении вопроса о наличии рассматриваемого состава преступления необходимо установить причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, указанными в ст. 266 УК РФ.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать неустранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства). При этом важно установить, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в ст. 266 УК РФ.

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

Выпуск в эксплуатацию осуществляется путем выдачи разрешения на использование неисправного транспортного средства. Такое разрешение может быть устным или письменным, полученным по другим источникам. Форма разрешения не имеет значения для квалификации деяния. Деяние может быть совершено как путем действия, так и путем бездействия. Перечень технических неисправностей, при наличии которых запрещается эксплуатация транспортных средств, предусмотрен Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения и другими нормативными правовыми актами. В частности, Основными положениями должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается выпускать на линию транспортные средства, имеющие неисправности, с которыми запрещается их эксплуатация, или переоборудованные без соответствующего разрешения, или не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие государственного технического осмотра и т.д.

Обязательным признаком объективной стороны рассматриваемого состава преступления являются общественно опасные последствия. К ним относятся: причиненный по неосторожности тяжкий вред здоровью человека (ч. 1 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть человеку (ч. 2 ст. 266 УК РФ); причиненная по неосторожности смерть двум или более лицам (ч. 3 ст. 266 УК РФ). Причинная связь между деянием и последствиями в данном случае носит опосредованный характер, поскольку непосредственно последствия наступают не в результате действий лица, недоброкачественно отремонтировавшего или выпустившего неисправное транспортное средство, а в результате действий лица, эксплуатирующего транспортное средство. Преступление, предусмотренное ст. 266 УК РФ, является оконченным с момента наступления последствий в виде причинения по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.

Субъективная сторона состава преступления характеризуется неосторожной формой вины (легкомыслие или небрежность). Мотивы совершения преступления могут быть различны. Они не влияют на квалификацию деяния.

Субъект преступления специальный. Им могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

Не является субъектом преступления лицо, если на него не возлагалась ответственность за эксплуатацию транспортного средства или его техническое состояние, например в случае выделения лицу персональной автомашины.

Другой комментарий к статье 266 УК РФ

1. О предмете преступления см. комментарий к ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона преступления предусматривает два деяния:

1) недоброкачественный ремонт;

2) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасности эксплуатации транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия преступления - тяжкого вреда здоровью человека (см. комментарий к ст. 111 УК).

4. Обязательным признаком объективной стороны преступления является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом данного преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины.

6. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств.

Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

7. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух и более лиц - по ч. 3 ст. 266.

1. Недоброкачественный ремонт транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств лицом, ответственным за техническое состояние транспортных средств, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, -


наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.


2. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, -


наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.


3. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух или более лиц, -


наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.




Комментарии к ст. 266 УК РФ


1. Непосредственным объектом преступления является безопасность железнодорожного, воздушного, водного, автомобильного транспорта и городского электротранспорта. Предмет преступления тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. ст. 263, 264 УК.

2. Объективная сторона преступления предусматривает два деяния: а) недоброкачественный ремонт и б) выпуск в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать такой ремонт указанных в статье предметов преступления, который не обеспечивает безопасность транспорта и приводит к причинению тяжкого вреда здоровью.

Выпуск в эксплуатацию означает разрешение использовать транспортное средство, имеющее технические неисправности. Технически неисправными следует считать такие транспортные средства, использование которых по целевому назначению создает реальную угрозу безопасности движения или эксплуатации.

По смыслу закона разрешение эксплуатировать другие системы и агрегаты транспорта (например, транспортные коммуникации, транспортное оборудование, средства сигнализации и связи и т.п.) не охватывается содержанием комментируемой статьи.

Преступление совершается как действием, так и бездействием. В последнем случае, например, имеет место непринятие мер по предотвращению эксплуатации технически неисправного средства.

Преступление считается оконченным с момента наступления указанного в законе последствия - тяжкого вреда здоровью человека. О его содержании см. ст. 111 УК.

Обязательным признаком объективной стороны является причинная связь между недоброкачественным ремонтом технических систем транспорта, выпуском в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств и наступившими последствиями. Ее специфика заключается в том, что преступные последствия причиняются не субъектом рассматриваемого преступления, а лицом, которому была разрешена эксплуатация технически неисправного транспортного средства или недоброкачественно отремонтированной технической системы транспорта.

3. Субъективная сторона характеризуется неосторожной виной в наступивших последствиях.

4. Субъект преступления зависит от характера деяния. Ответственность за недоброкачественный ремонт несет лицо, фактически производившее ремонт. За выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспортного средства предусмотрена ответственность специального субъекта: им является работник железнодорожного, воздушного и водного транспорта, автотранспорта и городского электротранспорта, на которого действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств. Действия владельцев либо водителей индивидуальных средств, разрешивших другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства, также образуют состав рассматриваемого преступления.

5. При наступлении смерти одного человека деяние оценивается по ч. 2, а при наступлении смерти двух или более лиц - по ч. 3 ст. 266 (квалифицированный и особо квалифицированный составы преступления).



Просмотров