А н теория государства и. Теория государства. Функции политической системы

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Теория государства и права – общественная политико-юридическая наука, изучающая специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права.

Государство – это универсальная, суверенная политическая организация власти, призванная обеспечить нормальное функционирование общества.

Выделяют следующие признаки государства:

· Территория – пространство, на которое распространяется юрисдикция государства;

· Административно-территориальная организация населения стра­ны и властного аппарата – распространение государственной власти на население, проживающее на территории определенной страны, которое неизбежно влечет его деление па административно-территориальные единицы (республики, края, области и т. д.);

· Наличие публичной власти – совокупность государственных аппаратов, которые включают в себя аппараты защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы, специальные службы и правоохранительные органы) и аппараты управ­ления (органы законодательной и испол­нительной власти);

· Государственный суверенитет – независимость, самостоятельность государственной власти при осуществлении ей своей политики в пределах собственной территории (внутренний суверенитет) и в международных отношениях (внешний суверенитет);

· Налоги и сборы, которые взимаются с населения на содержание органов государственного управления, развитие национальной и регио­нальной экономики, поддержку социальной сферы (здравоохра­нение, образование, социальное обеспечение и т. д.).

Функции государства - это основные направления его деятельности. В зависимости от сферы деятельности выделяются внутренние и внешние функции. Внутренние функции определяют внутреннее раз­витие общества; внешние функции - направления деятельности в от­ношениях с другими государствами.

Внутренние функции:

· политическая функция заключается в обеспечении го­сударственной и общественной безопасности (в том числе и от внешних посягательств), регулировании политических процессов в обществе, закреплении и охране прав и свобод граждан, поддержании социально­го согласия, разрешении социальных конфликтов и т.д.;

· экономическая функция призвана обеспечить нормаль­ное функционирование и развитие экономики, в том числе посред­ством охраны существующих форм собственности, установления нор­мативов налоговых отчислений, организации внешнеэкономических связей и т. д.;

· социальная функция направлена на осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержание не­обходимых условий труда и быта, оказание государственной помощи лицам, которые по независящим от них причинам не могут самостоя­тельно обеспечить себе средства для достойного существования и т.д.


Внешние функции:

· оборона страны;

· свобода поддержания мирового порядка;

· свобода интеграции в мировую экономику (вступление во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), участие в иных международных организациях);

· сотрудничество с государствами для решения глобальных проблем

Формы осуществления функций государства: правовые и неправовые (организационные). К правовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· правотворчество – разработка и принятие законов и иных норма­тивных актов;

· правоприменение – государственно-властная деятельность специ­ально уполномоченных органов власти по реализации норм права;

· правоохрана – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию правовой ответственности.

К неправовым формам осуществления функций государства отно­сятся:

· экономические – государственные дотации, кредитование, субсидии и т.д.;

· политические – согласование позиций различных политических сил, международные переговоры и т.д.;

· идеологические – призывы политических лидеров к населению, агитация через СМИ и т.д.;

· организационные мероприятия – планирование, контроль и т.д.

Форма государства – это совокупность внешних признаков государства, показывающих порядок образования и организации высших органов государственной власти, территориальное устройство государства, а также приемы и методы осуществления власти.

Форма государства выражается через форму правления, форму государственного устройства и вид политического режима. Форма правления – это организация верховной государственной власти и порядок ее образования. Выделяют две основные формы правления – монархию и республику, которые различают, прежде всего, по способу замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правле­ния, при которой верховная власть принадлежит одному лицу (мо­нарху), получающему власть в порядке престолонаследия. В зависимости от объема властных полномочий, находящихся у монарха, монархия делится на абсолютную и конституционную (ограниченную).

Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей пол­ноты законодательной, исполнительной и судебной власти в руках монарха и отсутствием юридических ограничений его полномо­чий (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман).

Для конституционной (ограниченной) монархии характерно огра­ничение полномочий монарха и распределение государственно-­властных полномочий между несколькими центральными орга­нами. По степени ограничения конституционные монархии подразделя­ются на дуалистические и парламентарные.

В дуалистических монархиях, помимо монарха, существует пар­ламент, который издает законы и утверждает бюджет. Монарх сохраняет за собой право назначать и смещать правительство, обладает правом абсолютного или отлагательного вето в отношении решений пар­ламента, выполняет представительские и ряд внешнеполитиче­ских функций и т.д. В настоящее время дуалистические монархии существуют в Марокко, Иордании и некоторых других странах.

В парламентарных монархиях реальная власть монарха весьма невелика. В некоторых странах функции монарха сведены практически к символическому представительству традиционного единства государства (например, в Японии и Швеции). В других странах (Великобритании, Бельгии, Нидер­ландах, Испании и пр.) за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, но монарх либо пользуется ими толь­ко в результате инициативы правительства или какого-либо дру­гого органа, либо вообще ими не пользуется и эти полномочия носят резервный характер на случай какого-либо по­литического кризиса.

Республика – форма правления, при которой верховная власть в государстве осуществляется пред­ставительными органами, избираемыми населением на определен­ный срок.

Республики характеризуются следующими чертами:

· выборностью органов государственной власти на определенный срок;

· производным от народного суверенитета характером государ­ственной власти;

· юридической ответственностью главы государства.

Современные республики подразделяют на четыре формы: пар­ламентарную, президентскую (дуалистическую), республику со смешанной формой правления (полупрезидентскую) и монократическую. Иногда также выделяют теократическую республи­ку, где реальная власть принадлежит духовенству (например, Иран).

В парламентарной республике важнейшим органом государствен­ной власти является парламент и в качестве самостоятельных ор­ганов власти существуют независимые суды. Роль главы государства (президента) в парламентарной респу­блике невелика. Хотя формально ему принадлежит право назна­чения правительства (либо только главы правительства, либо всех его членов по предложению ранее назначенного главы), осу­ществляет он это назначение только на основе расстановки сил в парламенте. Обычно ему принадлежит также право досрочного роспуска парламента, но реализует он это право либо на основе императивных (обязывающих) норм законодательства, либо по инициативе премьер-министра. К парламентарным республикам относятся Ита­лия, ФРГ, Индия, Болгария, Эстония и др.

В президентской (дуалистической) республике наиболее последовательно проведен принцип разделения властей. В ней существу­ет три центра власти: президент, парламент и судебные органы. Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, кото­рый не несет перед парламентом политической ответственности и может быть смещен со своего поста только в случае нарушения закона. Правительство при президенте выполняет функции совещательного и вспомогатель­ного органа. Законодательная власть принадлежит исключительно парламенту, хотя за президентом сохраняются полномочия по принятию подзаконных актов. Для функционирования властного механизма как единого цело­го принцип разделения властей в президентской республике, например в США, дополнен системой сдержек и противовесов (англ. checks and balances). Например, президент обладает правом отлагательного вето в отношении законов, принимаемых парламентом; а парламент в свою очередь может сместить президента в случае нарушения им законов (процедура импичмента) и т.д. Кроме США, президентскими республиками являются Мексика, Бразилия, Аргентина и др.

Республики со смешанной формой правления (полупрезидентские республики) обладают отдельными чертами как парламен­тарной, так и президентской республики. Роль президента в такой республике ве­лика. Как правило, он избирается внепарламентским путем, то есть непосредственно гражданами. Правительство, хотя и долж­но опираться на парламентское большинство, несет ответствен­ность не только перед парламентом, но и перед президентом. Решения правительства утверждаются президентом, при этом президент не несет ответственности за действия правительства. Президент имеет также право отлагательного вето в отношении актов парламента и право досрочного роспуска парламента. Та­ким образом, при смешанной форме республиканского правле­ния глава государства становится ключевой фигурой в государ­ственном механизме. Смешанная форма правления существует во Франции, Португалии, Перу, Казахстане и других странах. Россия также относится к республикам со смешанной формой правления.

В монократических республиках центральной фигурой в системе государственных органов является единоличный лидер. Пост, который занимает этот лидер, может носить разные названия: президент (в Белоруссии, Туркменистане, Корейской Народно-Демократической республике с 1972 г., странах Тропической Африки), фюрер (в Германии в 1933-1945 гг.) и пр. Роль пред­ставительных и судебных органов в этих странах невелика, а прак­тически вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного лидера. Даже в тех странах, где президенты формально периодически переизбираются на свой пост парламентским или всеобщим голосованием, их избрание на практике предопределе­но заранее, поскольку оппозиция, если она существует, подавляется силой и не допускается до участия в выборах; все средства массовой информации, весь пропагандистский аппарат находят­ся под контролем государства, а реально – под контролем пра­вящего лидера и достаточно узкой политической группировки, сплотившейся вокруг него и т.д.

Форма государственного устройства – это политико-террито­риальная организация государства, его внутреннее деление, правовое положение составных: частей государства, характер их взаимоотно­шения друг с другом и с центральными органами власти.

В юридической науке обычно различают две основные формы государственного устройства – федеративную и унитарную. Также выделяют: регионалистское государство, унию и конфедерацию.

1. Федерация – это союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образо­ваний (республики, штаты, кантоны), каждое из которых имеет свои органы государственной власти (законодательные, исполни­тельные и судебные). Государственные образования внутри феде­рации обладают определенной политической самостоятельностью (могут, например, принимать собственные законы, не противоре­чащие федеральным), но не суверенитетом. В частности, они ли­шены права одностороннего выхода из состава федерации, не об­ладают собственной валютой и вооруженными силами (например, Россия, США, ФРГ). Федерации принято делить на симметричные и асимметричные. Под симметричной федерацией понимают союзное государство, в котором все части федерации являются равноправными субъ­ектами федерации (например, ФРГ, Бразилия по Конституции 1988 г. и др.), в отличие от асимметричной федерации, части которой имеют различный правовой статус (напри­мер, Индия, Канада).

2. Унитарное государство – это единое, слит­ное государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической само­стоятельностью. Такое государство централизовано и неделимо. Входящие в его состав административно-территориальные образо­вания (губернии, области, департаменты), хотя и отличаются из­вестным своеобразием, но не имеют ни собственного законодатель­ства, ни собственного правительства, ни собственной судебной и правоохранительной системы (например, Франция. Финляндия, Белоруссия).

· под регионалистским (или квазифедеративным) государством понимают государство, вся территория которого состоит не из административно-территориальных единиц, а из автономных образований. Такие государства представляют собой сравнитель­но новое явление в мировой политике. Они стали развиваться только после Второй мировой войны. На конец XX в. классическими регионалистскими государствами Европы являлись Италия и Испания. Однако Италия после внесения в 2003 г. поправок в Конституцию постепенно эволюционирует в феде­рацию.

· государства уния – сложносо­ставное государство, образовавшееся в результате присоедине­ния одного государства к другому с передачей присоединяющимся государством другому своих суверенных прав, но с сохранением своего особо статуса. В качестве при­мера можно назвать унию Англии и Шотландии 1707 г., при­ведшую к созданию единого государства.

· конфедерация – союз государств, создаваемый для достижения конкретных, ограниченных целей (военных, экономических, политических) в пределах определенного исторического периода. Исторически конфедерация­ми были США в 1776-1864 гг. и Германский союз в 1815-1867 гг. На современном этапе конфедерацией, постепенно превраща­ющейся в федеративное государство, является Европейский союз (ЕС).

Политический режим – это совокупность способов и приемов осу­ществления государственной власти, определяющих конкретное выра­жение государственной организации. Политические режимы делятся на демократические и недемократические. Среди последних, как правило, выделяют авторитарные и тоталитарные режимы.

Демократический политический режим характеризуется свобо­дой личности, гарантией прав и свобод человека, наличием эффек­тивного механизма прямого воздействия населения на характер государственной власти (выборы), осуществлением деятельности государства только на основе и в рамках закона (правовой харак­тер государства), многообразием политических взглядов и убеж­дений.

Авторитарный политический режим является одной из разновид­ностей недемократических режимов. Для него характерна монополия пра­вящей власти на политическую деятельность, концентрация за­конодательной и исполнительной власти в руках одного лица (органа), широко использующего средства администрирования и располагающего дискреционными (не зависящими от общества) полномочиями. В отличие от тоталитарного, авторитарный режим, как правило, не полностью контролирует экономическую, соци­альную, духовную и иные сферы деятельности общества и личную жизнь граждан.

Тоталитарный политический режим характеризуется полным контролем государства всех сфер общественной жизни, государственной общеобязательной идеологией, выразителем которой высту­пает, как правило, одна политическая партия (клан или группа), отсутствием реальных прав и свобод, приоритетом государства над правом, широким применением террора.

Фашистский режим – является одной из форм тоталитаризма, которая характеризуется ликвидацией или сведением на нет роли парламента, небывалой концентрацией государственной власти в руках стоящих во главе государственной машины партийных лидеров, централизацией и милитаризацией государственного аппарата. Также таким государствам присуща идея превосходства одной нации или расы над другой и крайне агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель. Примером государств с фашистским режимом можно назвать Италию (в 1922 г.), Германию (в 1933 г.).

Диктаторский режим – для диктатуры характерна неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть, осуществляемая ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая им социально-политическая идея дает определение тому или иному виду диктатуры (цезаризм, бонапартизм, диктатура пролетариата, диктатура партии т.д.).

Текущая страница: 1 (всего у книги 59 страниц) [доступный отрывок для чтения: 39 страниц]

Владимир Михайлович Сырых
Теория государства и права: Учебник для вузов

Предисловие

По предложенному Вашему вниманию учебнику можно успешно усвоить курс теории государства и права самостоятельно. Особенно учебник будет полезен студентам, которые по тем или иным причинам не могут посещать лекционные занятия, но желают иметь глубокие знания данного курса, основательно разобраться , что такое право и государство, как они устроены и каким образом они действуют в современном обществе.

В основу учебника положен курс лекций, которые на протяжении длительного времени автор читает студентам юридических вузов и факультетов университетов. Учитывая уровень знаний, которым обладает студент первого курса, материал учебника излагается достаточно просто и понятно. В этих целях:

во-первых, курс излагается по возможности кратко, из учебника практически изъяты все полемические рассуждения, сложные теоретические конструкции, которые необходимы и полезны в монографиях, но существенно осложняют процесс восприятия курса студентами. В то же время все вопросы, предусмотренные государственным образовательным стандартом курса теории государства и права и учебной программой в учебнике освещены достаточно полно и обстоятельно;

во-вторых, курс излагается системно. При этом освещение простых тем курса предшествует изучению его более сложных тем. Именно по этой причине вопросы правопонимания, а также предмета и метода теории государства и права излагаются в последних главах учебника, тогда как в большинстве учебников эти вопросы излагаются в их первых главах. Каждая глава учебника органически связана с другими главами и по содержанию таким образом, что не следует стремиться изучать какие-либо главы, не усвоив материала предшествующих им глав. Только изучение курса в той последовательности, в какой он излагается в учебнике, гарантирует успешное овладение курсом в целом;

в-третьих, в учебнике освещаются вопросы, которые необходимы для формирования целостных знаний о праве и государстве, но которых нет в других учебниках. Это главы, посвященные характеристике методов толкования права, правообеспечительной и правоохранительной деятельности государства, видов безвиновных противоправных деяний и деятельности государства по защите нарушенных прав граждан и иных лиц. Более полно, чем в других учебниках, освещаются такие центральные темы теории права, как механизм правовогорегужирования, государство, право и личность, учения о сущности и природе права, типологии государства и права, правозащитная деятельность государства, предмет и метод науки теории государства и права ;

в-четвертых, в учебнике все понятия и категории теории государства и права, которые студент должен знать по завершении обучения курсу, выделены полужирным шрифтом. Аналогичным образом выделены и наиболее важные положения и выводы по каждому вопросу курса, а также краткие определения основных понятий и категорий курса;

в-пятых, в целях облегчения процесса освоения студентом курса учебник содержит много конкретных примеров, иллюстрирующих действие того или иного положения, вывода на практике, в деятельности государственных органов и современного гражданского общества, а также в нем приведены схемы основных правовых явлений и процессов, изучаемых в пределах курса теории государства и права.

Хотя примеры и схемы сами по себе не освобождают студента от обязанности основательного изучения практической деятельности государственных органов и иных лиц, однако благодаря им удается увидеть сугубо «земную» основу большинства абстрактных теоретических положений учебника, соотнести эти положения с реальными действиями и поступками. Студент, будучи субъектом многочисленных конкретных правоотношений, активно действует в правовой сфере, хотя и не всегда догадывается о том, какие сложные теоретические построения лежат в основе ординарных, повседневных для него правовых явлений. Задачей соединения теории и практики обучающегося и обусловлено наличие в учебнике конкретных примеров-иллюстраций.

По завершении обучения по данному учебнику обучающийся сможет получить не только теоретические знания о праве и государстве, но и ряд полезных практических рекомендаций, необходимых для работы в сфере правотворчества и правоприменения, а также для профессионального, компетентного анализа источников официального опубликования нормативно-правовых актов.


Доктор юридических наук, профессор

В.М. Сырых

Раздел первый Теория государства

Глава 1 Происхождение государства
1. Понятие социальной власти

Одним из необходимых условий существования человеческого общества является выработка единой воли лиц, действующих совместно. Ни одно общественное, а тем более правовое отношение не обходится без согласования воли их участников. Не может возникать правоотношение, если один из его участников не обладает разумной или свободной волей и не способен выразить ее в отношениях с другими лицами.

Согласование воли осуществляется различными способами. Это может быть совет, рекомендация, как следует поступать в том или ином случае, чтобы достичь положительного результата (рекомендации врачей, советы родственников и знакомых, пояснения преподавателей в процессе обучения);

предписание действовать определенным образом. Если совет, рекомендацию можно не исполнять, то предписания являются обязательными. Например, правила игры, правила дорожного движения. Гоголевские герои Ноздрев и Чичиков не смогли успешно завершить игру в шашки потому, что один из них постоянно нарушал ее правила. Подобный результат ожидает всех, кто попытается нарушить установленные предписания;

приказ, команда действовать определенным образом. В этом случае происходит подчинение воли одного человека другому, один человек управляет другим, предписывает, как ему следует действовать в данной ситуации. Это управление и понимается как власть. Власть может быть безграничной, когда человек должен выполнять ее любые команды, выраженные как устно, так и письменно или с помощью жестов, а подчас и даже взгляда.

Другим характерным признаком власти является обязательность исполнения отданного приказа, непременное подчинение данной команде. Без соблюдения этого условия власть перестает быть властью и превращается в пустое сотрясение воздуха пустым звуком. Подчинение приказу может быть добровольным, либо под угрозой применения принуждения, либо с применением насилия. Применение принуждения является обязательным признаком власти, отличающим ее от рекомендаций и технических предписаний.

Право индивидуума или органа отдавать властные указания основывается на каких-либо признаваемых обществом нормах. Руководитель преступного сообщества также обладает властью, руководит действиями своих сообщников. Однако его управление сообществом не является действительной властью, признаваемой обществом. Наоборот, все такие действия признаются общественно опасными, и все члены сообщества подлежат уголовной ответственности. Социальная власть должна признаваться таковой в силу моральных норм, обычаев или права и направлена на достижение социально полезного результата. Власть, осуществляемая с целью нарушения прав и свобод человека и гражданина, организаций и иных лиц, социально вредна и должна быть незамедлительно прекращена обществом. Еще буржуазные идеологи обосновали право общества, коллектива сместить лиц, использующих предоставленную им власть в своекорыстных целях и узурпирующих права других.

Таким образом, власть понимается как основанное на действующих социальных нормах и принуждении управление отдельными лицами, их коллективами и обществом в целом, осуществляемое для достижения социально полезных результатов.

Социальная власть существует на трех уровнях: семьи, отдельного коллектива и общества в целом. Власть семьи основывается на принципах добровольности лиц, из которых она состоит, и праве супругов самостоятельно определять вопросы управления семьей. Супруги, не способные определиться в вопросах власти и подчинения, не образуют семьи и рано или поздно расторгают брак в установленном законом порядке.

Социальная власть на уровне отдельных коллективов людей – общественных объединений или трудовых коллективов – характеризуется тем, что эта власть имеет своим источником два вида социальных норм. Она признается действующими нормами права, а конкретные формы проявления власти определяются самими коллективами в уставах общественных объединений или нормативно-правовых актах, принимаемых трудовыми коллективами или органами управления организаций, предприятий, учреждений. Все споры о власти и законности ее решений в организациях, предприятиях, учреждениях решаются компетентными государственными органами, а в общественных объединениях их членами непосредственно.

Социальная власть в современном обществе, разделенном на классы, иные социальные слои, осуществляется государством. Как орган управления делами общества государство принимает общеобязательные нормативно-правовые акты, а также индивидуальные акты применения норм права, осуществляет государственное принуждение в отношении лиц, совершающих правонарушение. Государство выполняет особые, только ему присущие функции, имеет специфическое содержание и форму. Обстоятельное изучение названных компонентов государства и составляет основное содержание теории государства.

2. Основные теории происхождения государства

В настоящее время имеется несколько теорий происхождения государства, которые различным образом объясняют причины, условия и процесс возникновения и развития данного явления. Отсутствие единства во взглядах ученых на историю становления государства обусловливается рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, процесс становления государства приходится на начальные стадии истории человечества, на которых еще не было письменности и люди не могли зафиксировать этот процесс сколько-нибудь полно и всесторонне в письменных источниках. Дошедшие до наших дней свидетельства об этом этапе истории государства являются отрывочными и не позволяют составить полной и объективной картины о том, в силу каких причин возникло государство и как шел процесс его становления. Лишенные достоверных и полных знаний, ученые вынуждены рассматривать этот процесс умозрительно, выдвигая те или иные гипотетические, предположительные суждения.

Во-вторых, на взгляды ученых по вопросу о происхождении государства сильное влияние оказывают уровень развития философии, социальных и правовых наук. В условиях недостаточной развитости этих наук в Древней Греции и Древнем Риме, в период раннего Средневековья, ученые давали весьма наивные объяснения причин возникновения государства, сводя все дело к божественной воле или власти отца большого семейства, переросшего со временем во власть монарха. По мере развития социальных и правовых наук, а также и философии, теоретические построения относительно истории становления государства становились более сложными и более аргументированными.

В-третьих, на позиции авторов теории происхождения государства сказываются их мировоззренческие, философские и идеологические позиции. Теолог Фома Аквинский в силу своих мировоззренческих позиций не видел и не мог видеть влияния материальных объективных причин на процесс становления государства, равно как и материалист Ф. Энгельс при любых условиях не способен разделять позиции сторонников божественного происхождения государства.

В современной теории государства и права наиболее распространенными считаются теологическая, патриархальная, договорная и материалистическая теории происхождения государства, а также теория насилия.

Согласно теологической теории, получившей наибольшее развитие в XII–XIII вв., церковь от бога получила два меча, один из которых оставила себе, а другой вручила государям как символ проявления божественной власти на земле. Поэтому каждый государь является слугой церкви, только при этом условии он получает власть от «бога» и может управлять государством.

Патриархальная теория, сторонниками которой были Аристотель и Н.К. Михайловский, рассматривает государство наилучшей формой правления, призванной обеспечить общее благо всем членам общества. При этом власть монарха предстает как продолжение власти отца (патриарха) большой семьи, распавшейся на мелкие семьи. Соответственно и основная задача монарха видится в том, чтобы заботиться о своих подданных, создавать условия для достижения общего блага и обеспечивать послушание населения действующим в обществе законам.

Договорная теория происхождения государства получила широкое распространение у буржуазных идеологов, обосновавших право буржуазии на государственную власть и буржуазную революцию (Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо и др.). Согласно этой теории государство возникло в результате договора между людьми. Находясь на начальных стадиях истории человечества, люди не имели государства. Не было и сильной власти, способной защитить человека от произвола других лиц, что приводило к постоянным столкновениям бедных и богатых, сильных и слабых. Для наведения порядка и создания условий, гарантирующих неприкосновенность частной собственности, чести и достоинства каждого человека, люди заключили между собой договор, по которому часть своих естественных прав они добровольно передают государству. Как орган управления делами общества государство обязуется защищать слабых и бедных, охранять общество от нападений извне, а также обеспечивать соблюдение прав человека. Если государство свои права выполняет ненадлежащим образом, – что, по мнению буржуазных идеологов, и имело место в условиях феодального общества и феодального государства, – то народ имеет право на смену такого государства, в том числе и путем вооруженного восстания.

Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович и др.) несколько иначе объясняет процесс становления государства. По глубокому убеждению ее сторонников, государство возникло в процессе завоевания одних племен (народов) другими племенами (народами). Борьба племен за свою независимость и приводит к возникновению специального органа как у слабых племен, так и сильных. Слабые племена видят в государстве одно из основных средств объединения сил, способных противостоять посягательствам других, более сильных племен. Государство необходимо и сильным племенам как орган управления, насилия над побежденными племенами и обеспечения их подчинения законам и установлениям победителей.

Материалистическая теория происхождения государства (К. Маркс и Ф. Энгельс) истоки государства видела в развитии экономических материальных отношений общества, приведших к расслоению общества на бедных и богатых, рабов и рабовладельцев. Противоречия между этими слоями общества оказались настолько стойкими и несовместимыми, что общество в поисках органа, способного обеспечить в таком обществе порядок и умерить классовые столкновения, создает специальный орган принуждения, охраны порядка – государство. Этот орган, призванный обеспечивать и охранять порядок в обществе, со временем превратился в орган политического господства экономически господствующего класса. В условиях рабовладения государство охраняло и защищало интересы рабовладельцев, в феодальном обществе – феодалов, а в буржуазном – буржуазии. Логика развития общества и государства неизбежно приведет к новому социальному строю – коммунизму, а орудием его построения будет выступать государство, выражающее политическую волю и власть рабочего класса и всех трудящихся.

В современной учебной литературе нередко содержатся утверждения о том, что все теории происхождения государства имеют одинаковое научное значение, что «каждая теория является определенной ступенькой к познанию истины». По нашему мнению, подобные выводы не соответствуют действительному положению дел, также как и большая часть оправдываемых ими теорий происхождения государства.

Бездоказательной является теологическая теория происхождения государства. Библия и иные христианские источники ничего не говорят о факте передачи церкви пресловутых двух мечей. Если исходить из тезиса о причастности церкви к получению мечей, то этот процесс мог произойти не ранее появления христианства, т. е. начала новой эры. В этот период человечество обладало письменностью и уж наверняка сохранило бы этот акт в письменных источниках. Однако никаких свидетельств такому факту нет. И по сей день не ясно, какому конкретно государю был передан этот меч, когда состоялся акт передачи меча и где в настоящее время этот меч хранится.

Несостоятельной является и патриархальная теория происхождения государства. Ее основоположник, Аристотель, жил до новой эры и не располагал достоверными знаниями о том, как была организована власть в семье в условиях первобытно-общинного строя, в недрах которого и были созданы необходимые предпосылки для возникновения государства. Власть государя не могла быть прямым продолжением власти отца (патриарха) большой семьи по той простой причине, что такой власти у мужчин не было. Власть в семье принадлежала женщине, по ее линии велся и отсчет родственников семьи. Власть отца в семье возникает в истории человечества значительно позже и влечет за собой революцию в формах собственности – общая собственность рода заменяется частной собственностью отдельной семьи. А появление последней и явилось непосредственной причиной возникновения государства.

Теория насилия основывается на известных исторических фактах завоевания одних племен другими. Однако в этой теории остаются нераскрытыми причины, в силу которых одни народы признают возможным и целесообразным покорение других народов с целью их грабежа, возложения обязанности отдавать часть произведенных материальных благ победителю. В условиях первобытно-общинно-го строя, когда человек мог производить ровно столько, сколько и потреблял, акции покорения одних племен другими были бессмысленны, поскольку никаких материальных благ у побежденных, кроме территории, отнять было нельзя из-за отсутствия таковых. Как аргументированно показывает Ф. Энгельс, «частная собственность образуется всюду в результате изменившихся отношений производства и обмена… следовательно, по экономическим причинам. Насилие не играет при этом никакой роли. Ведь ясно, что институт частной собственности должен уже существовать, прежде чем грабитель может присвоить себе чужое добро, что, следовательно, насилие, хотя и может сменить владельца имущества, но не может создать частную собственность как таковую». Поэтому объективные истоки возникновения государства нужно искать не в политических актах вроде завоеваний одного народа другим, а в выявлении логики развития общества и возникновения причин, в силу которых стало возможным политические насилие во всех его многообразных проявлениях.

Процесс объяснения причин возникновения государства из условий внутреннего саморазвития общества наиболее полно раскрывает материалистическая теория происхождения и заслуживает более обстоятельного изложения и изучения.

3. Публичная власть родового строя

Для того чтобы понять, каким образом и в силу каких причин возникло государство, нужно выяснить три вопроса: 1) какой была публичная власть, предшествующая государству; 2) в силу каких обстоятельств произошла смена этой власти государством; 3) что принципиально отличает государство от публичной власти родового строя.

Наиболее исчерпывающие и убедительные ответы на эти вопросы даются в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Главные положения этой работы сводятся к следующему.

Согласно материалистическому пониманию истории человеческого общества формой общественного строя, не знавшего государства, но породившего его, был родовой строй. Род представляет собой союз родственников по материнской линии. Он был присущ всем народам земного шара до их вступления в эпоху цивилизации и образования государства. Некоторые народы Азии и Америки и по настоящее время живут общинно-родовым строем.

Публичная власть родового строя имела демократическую основу и характеризовалась следующими чертами.

1) Верховная власть принадлежала общему собранию всех взрослых членов рода. Мужчины и женщины обладали равным правом голоса. На собрании принимались решения, имеющие наиболее важные значения, в том числе объявление войны другим родам, избрание вождя, а на период военных действий – и военачальника, разрешались вопросы кровной мести (принимать выкуп за убитого сородича или же мстить за него).

2) Внутри рода не было какого-либо аппарата, органа, осуществлявшего управление делами рода на профессиональной основе. Вожди и военачальники избирались общим собранием и им же смещались. Смещенные лица становились рядовыми членами рода, воинами, частными лицами и не видели в этом никакого умаления их достоинств. Старейшины и военачальники в процессе управления делами рода не получали какого-либо материального вознаграждения.

3) Род выступал в качестве органа защиты всех своих членов. Тот, кто причинял зло отдельному человеку, воспринимался как причинивший зло всему роду. Соответственно, на защиту обиженного вставал весь род, все его члены. В войнах участвовали все здоровые взрослые мужчины, и проявление трусости считалось самым позорным поступком. На убийство соплеменника род отвечал кровной местью. Собрание рода, откуда происходил убийца, предпринимало попытки покончить дело миром, высказывая потерпевшему роду сожаление и предлагая значительные подарки. Если предложения и подарки отвергались, то потерпевший род назначал мстителей, которые должны были выследить и лишить жизни убийцу. Если это поручение было выполнено, то конфликт считался исчерпанным и род убитого не мог объявлять кровную месть лицам, осуществившим возмездие.

Последовательный демократизм публичной власти родового строя был возможен и сохранялся длительное время благодаря экономическому, имущественному равенству всех членов рода. Его экономический базис характеризовался неразвитыми производительными силами. Так называемое присваивающее производство в виде охоты, рыболовства, собирания плодов, а также примитивность орудий труда не позволяли отдельному человеку производить значительно больше того, что он сам мог потребить. Рабочая сила человека на этой ступени не давала сколько-нибудь заметного излишка над расходами по ее содержанию.

Разделение между членами рода было чисто естественного происхождения и существовало между полами. Мужчина занимался охотой, рыболовством, а женщина работала по дому, занималась приготовлением пищи и одежды. Каждый из них хозяйничал в своей области: мужчина в поле, а женщина в доме. Неразвитые производительные силы родового строя были способны обеспечить его членов только самыми необходимыми материальными благами, да и то лишь коллективными усилиями всех членов рода. Поэтому и результаты такой деятельности составляли общинную собственность на жилище и собранные продукты. Все члены рода были экономически равны, и каждый из них имел материальных благ ровно столько, сколько их имел каждый другой член рода.

Экономическое равенство всех членов рода делало невозможным их деление на привычные современному человеку социальные слои бедных и богатых. Не было рабов и рабовладельцев. Коль скоро труд раба был экономически невыгоден, то военнопленных либо убивали, либо усыновляли, принимали в члены рода.

Лишь лишенный экономических противоречий род мог существовать и управляться демократическим путем, без государства. Система экономических и социальных отношений родового строя в научной литературе охватывается понятием «первобытного коммунизма».

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ 2
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ 5
Глава первая. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ НАУКА 5
Глава вторая. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА 13
Глава третья. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА 30
Глава четвертая. ХАРАКТЕРИСТИКА И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА 43
Глава пятая. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА 60
Глава шестая. ФУНКЦИИ И ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА 85
Глава седьмая. ГОСУДАРСТВО В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА 96
Глава восьмая. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ 104
ЧАСТЬ ВТОРАЯ 154
Глава девятая. ТЕОРИЯ ПРАВА КАК ЮРИДИЧЕСКАЯ НАУКА 154
Глава десятая. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ РЕГУЛЯТОРОВ 180
Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА 193
Глава двенадцатая. ФОРМА ПРАВА 206
Глава тринадцатая. НОРМА ПРАВА 220
Глава четырнадцатая. СИСТЕМА И СТРУКТУРА ПРАВА 228
Глава пятнадцатая. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ 237
Глава шестнадцатая. ПРАВОТВОРЧЕСТВО 250
Глава семнадцатая. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА 261
Глава восемнадцатая. ТОЛКОВАНИЕ ПРАВОВЫХ НОРМ 273
Глава девятнадцатая. ПРАВОМЕРНОЕ ПОВЕДЕНИЕ, ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 278
Глава двадцатая. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА 293
Глава двадцать первая. ПРАВО И ЛИЧНОСТЬ 301
Глава двадцать вторая. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО 312

Учебник, написанный в соответствии с курсом «Теория государства и права» для юридических вузов, качественно отличается от выходивших ранее книг по этой дисциплине. Сохраняя все то ценное, что наработано в теоретико-правовой мысли за предыдущие годы, автор вместе с тем решительно отходит от вульгаризированных догм и методов, существенно обновляет и переосмысливает вопросы возникновения, развития и функционирования государства и права.
Книга, посвященная современной теории государства и права, содержит ряд принципиально новых тем. Впервые на высоком теоретическом уровне осмыслены и изложены вопросы новых государственно-правовых процессов современного российского общества. Дается характеристика гражданского общества в его соотношении с правом и государством.
Для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников юридических вузов.

ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЮ

Предлагаемая книга посвящена современной теории государства и права; в ее основе лежат лекции, которые автор читал в Московской государственной юридической академии. Кроме того, значительную ее часть составляют предыдущие, основательно переработанные, дополненные и обновленные работы автора.*

*Теория государства и права. Ч. 1. Теория государства / Под общ. ред. д.ю.н., проф. А.Б. Венгерова. М., 1995; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 1. М., 1996; Венгеров А.Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория права. Т. 2. М.,1996.

Меня неоднократно просили объединить все три предыдущие тома в один том с тем, чтобы читатель мог познакомиться в одной книге с представлениями автора о современной теории государства и права. Однако объединение трех томов в один потребовало существенной переработки всего материала: понадобилось убрать повторы, дополнить, обновить некоторые разделы, написать новые.
Те же из разделов, которые (в первом томе) содержат фрагменты, подготовленные автором совместно с другими сотрудниками кафедры теории государства и права Московской государственной юридической академии, потребовали особого внимания и переработки с тем, чтобы уточнить собственные позиции автора, устранить некоторые компромиссы. Это коснулось главным образом разделов «Сущность государства» и «Виды политических режимов». Было уточнено также участие других сотрудников в написании раздела «Функции государства». Обо всем этом в книге сделаны соответствующие сноски.
Хочу высказать еще одно замечание, не имеющее, впрочем, прямого отношения к настоящей книге, но тем не менее тесно связанное с ней. Речь идет вообще о написании учебных пособий, учебников по теории государства и права, да и по некоторым другим общественным дисциплинам, коллективами авторов, как правило, сотрудниками одной кафедры, одного научно-исследовательского отдела соответствующего института. По моему мнению, это еще один из реликтов прежней отечественной теории государства и права, ее марксистско-ленинского этапа. На этом этапе предполагалось, что весь авторский коллектив, а в него включались порой десятки сотрудников, независимо даже от того, сколь мала бы ни были доля каждого, исповедует единомыслие, базирующееся на догмах марксизма-ленинизма, и потому не так важно, кто участвует в подготовке тех или иных разделов (глав, параграфов, отдельных фрагментов). Все материалы все равно в главном будут соответствовать незыблемым, даже «вечным» истинам марксистско-ленинской теории государства и права, содержать известный набор цитат из произведений классиков марксизма-ленинизма. Словом, коллективный учебный труд будет соответствовать заранее заданным «основополагающим» идеям, установкам, исключать персональную научную ответственность, иметь дополнительную искусственную научную весомость. Пожалуй, поэтому такие методы написания учебников и получили широкое распространение в прошлом. Да и в настоящем такие рецидивы имеют место. Впрочем, в последнее время появились интересные работы по теории государства и права, имеющие строго индивидуализированных авторов.
Следует заметить также, что этот коллективный творческий труд резко отличается от традиций дореволюционной русской теоретико-юридической мысли, да и современной мировой практики. Каждый крупный русский дореволюционный ученый-юрист был автором своих работ, не нуждался в присяге на единомыслие, на обсуждение и обязательное одобрение коллективом кафедры своих трудов, не скрывался за коллективной ответственностью. Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич, Л. Петражицкий и многие другие – яркие примеры именно такого отношения к юридическому теоретическому знанию. (Впрочем, одно наличие самостоятельной работы еще не свидетельство масштабности ученого.)
Кроме того, в прошлом одной из бед многолюдства на пятачках тех или иных теоретических параграфов являлся порой и научный компромисс по теоретико-юридическим вопросам.
«Минное поле», которое оставила марксистско-ленинская теория государства и права, еще далеко не разминировано и один из «фугасов» как раз схоронили в приверженстве к коллективным формам подготовки учебников и учебных пособий, когда порой и не разберешь «кто есть кто» и о чем в целом идет речь.
Не скрою, предлагаемая книга знаменует известный разрыв и с привычными способами подготовки теоретических монографий, учебников в области государства и права, и с представлениями о государстве и праве, характерными для предыдущего этапа теоретико-правовой мысли. Но разрыв этот, как я надеюсь, не содержит зряшного голого отрицания, а удерживает и все то положительное, что было добыто и накоплено на предыдущем этапе.
Книга содержит сведения о современной теории государства и права, т.е. о таком уровне теоретического знания в области государства и права, который вобрал в себя и обобщил новые данные о происхождении этих социальных институтов, состоянии этих институтов на первых этапах появления и дальнейшего развития, о новых формах и типах государственности, о методологических продвижениях юридической науки, новой идеологической функции теоретического знания в условиях кризиса марксистско-ленинского обществоведения, о путях формирования гражданского общества и правового государства и о многих других государственно-правовых процессах и явлениях, с которыми человечество собирается войти в XXI век.
Потребность подготовить, в том числе для юридических вузов, такую книгу по теории государства и права, которая отличалась бы качественно от имевшейся литературы по этой дисциплине, назрела давно. Слишком очевиден был разрыв между традиционно сложившимся содержанием монографий, учебников и учебных пособий и теми государственными и правовыми реальностями, которые характеризовали к концу XX века состояние и развитие человеческого общества вообще, российского общества в особенности.
К этому времени существенно обогатилось научное знание о весьма важных сторонах возникновения, развития и функционирования государства и права. Новые процессы в государственно-правовой жизни общества потребовали пересмотра многих привычных представлений.
В отечественной юридической науке разразился методологический кризис. Постепенно окостеневавшая и догматически толкуемая марксистско-ленинская методология, которая лежала в основе всех монографий, учебников и учебных пособий по теории государства и права, уже не могла быть использована для познания и объяснения новых государственно-правовых явлений и процессов. Возникла необходимость сформировать новую, современную методологическую базу.
Кризис социалистической идеи в том виде, в каком она была осуществлена в тоталитарном социалистическом государстве и его правовой сфере, явился одновременно кризисом марксистско-ленинской теории государства и права.
Вместе с тем автор стремился – при существенном обновлении и переосмыслении многих вопросов возникновения, развития и функционирования государства и права, при решительном отходе от вульгаризированных догм и методов – удерживать и развивать то ценное, что действительно было накоплено в движении государственно-правовой мысли, в том числе и на ее марксистско-ленинском направлении.
В книге по-новому решаются методологические вопросы, а также меняется привычная структура изложения материала. В ней сделан переход от сложившейся ранее марксистско-ленинской «энциклопедии государства и права», когда основное внимание уделялось дефинициям, почерпнутым из трудов Маркса, Энгельса, Ленина, к освещению подлинной государственно-правовой проблематики. Вместе с тем автор стремился привлечь внимание читателя к базовым понятиям, которые будут использоваться при изучении других юридических наук.
Теория государства и права, представленная в книге, не является марксистско-ленинской, а стремится учесть все богатство современной государственно-правовой мысли. В ней проводится идея, что многие взгляды Маркса, Энгельса, Ленина были обусловлены уровнем знаний XIX – начала XX века, политической борьбой, конкретно-историческими условиями. Специальное место отведено критике сталинизма и неосталинизма по вопросам теории государства и права.
По-иному ставится вопрос о немарксистских теориях, в том числе представленных трудами выдающихся дореволюционных русских юристов и современных крупных зарубежных философов и юристов. Длительное время отечественная литература по теории государства и права «очищалась» от взглядов и концепций ученых-немарксистов. Их учения подвергались критике и в лучшем случае были перенесены для критического освещения в проблематику истории политических и правовых учений. В настоящей книге автор старался выправить этот методологический перекос, ознакомить читателя с позитивным содержанием основных учений различных теоретико-правовых школ, в том числе российских. Однако главное внимание уделяется не столько рассмотрению различных взглядов, сколько осмыслению, описанию и объяснению реальных государственно-правовых процессов и явлений.
В книге формулируется положение, что теория государства и права состоит из двух крупных, относительно самостоятельных частей: теории государства и теории права. Тем самым происходит еще один разрыв с предыдущими государственно-правовыми догмами, а именно: с утверждениями о неразрывной связи государства и права, о праве как результате исключительно государственного развития общества.
Прослеживая реальные связи между государством и правом и включая их в предмет своего рассмотрения, автор после общей характеристики этих социальных институтов сосредоточивает в первой части книги свое внимание на теории государства, т.е. на теоретических вопросах, относящихся к возникновению, функционированию и развитию государственности у всех обществ, а также на теоретических вопросах российской государственности. Таким образом, формулируется положение об общей и специальной теории государства. Во второй части речь идет о теории права.
В книге некоторые государственные и правовые вопросы рассматриваются с позиций зарождающейся синергетики науки о самопроизвольных, самоорганизующихся, случайностных процессах. Вместе с тем в книге сохраняются материалистические основы теории, исследуется связь государства и права с классовыми, национальными структурами и интересами, с материальными условиями жизни общества.
Особое внимание уделяется осмыслению новых государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе: формированию новых государственных структур, правовой системы, отражающих переход России к новому общественному строю; освещается возрастающая роль конституционной законности, эволюция формы Российского государства, в том числе процессы распада и новые интеграционные процессы, становление правового государства и др.
По-новому рассматриваются и многие конкретные теоретические вопросы. Прежде всего используются новые знания о происхождении государства и права, накопленные за сто лет после выхода в свет книги Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Это касается перехода от присваивающей экономики к производящей («неолитическая революция»), влияния этого процесса на возникновение государства, права, государственной власти. А как известно, именно в анализе происхождения тех или иных социальных явлений и процессов и находится ключ к их пониманию, определению, обозначению.
Читатель встретится с критическим освещением формационного подхода к типологии государства и права, ознакомится с иными подходами, в том числе цивилизационным. В книге отклоняется идея прогресса государственности как перехода от одного типа государства к другому, признания социалистического типа государства и права в качестве высшего.
Автор отказался от специального тематического рассмотрения типов государства и права, а те или иные государственно-правовые институты и процессы оcвещаются на сквозном материале различных типов и форм государств. В этой связи формулируется понятие государственности, охватывающее различные типы формы государственной организации общества на различных этапах его развития. По-новому рассматриваются буржуазно-демократические государства, процессы возникновения и функционирования федерации, конфедерации, содружества, сообщества, империи, роль Российского государства на этапе перехода общества к рыночной экономике, место государства в современной политической системе, в том числе соотношение государства и партий государства и религиозных объединений. При этом учитываются реальные процессы, происходящие в российском обществе, в том числе при развитии российской государственности.
Книга содержит и ряд принципиально новых тем. В ней рассматриваются и анализируются также положения Конституции Российской Федерации, относящиеся к характеристике современного Российского государства.

Разумеется, автор не считает, что в книге даны все ответы на вопросы современной теории государства и права, изложены все ее положения, полностью охарактеризовано ее состояние. Усилия насытить эту актуальную общественную потребность предпринимаются в настоящее время многими учеными, работающими в области теории государства и права. Кроме того, понятно, что иные ответы имеют и остродискуссионный характер. Но надежда на то, что удастся помочь читателю разобраться в современной теории государства и права, что он сумеет сформировать определенный массив необходимых теоретических государственно-правовых знаний, использовать его в научных и практических занятиях, вдохновляла автора на протяжении всей работы над этой книгой.

3- е изд. - М.: Юриспруденция, 2000 . - 528 с.

Чебоксары – 2004

Корсаков В.Н., Петров В.Р. Теория государства и права:

Учебное пособие. – Чебоксары, 2004. – 203 с.

Рецензенты: Петренко Н.И., доктор юридических наук,

кандидат юридических наук, доцент

В работе в сжатой форме рассматриваются практически все вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Теория государства и права».

Простота и доступность излагаемого материала позволяют в предельно сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения учебной дисциплины, а также определить структуру и краткое содержание ответов на наиболее часто встречающиеся экзаменационные вопросы.

Рекомендуется в качестве пособия для подготовки к семинарским и практическим занятиям, семестровым и государственным экзаменам по теории государства и права студентам юридических факультетов учебных заведений.

ВВЕДЕНИЕ

Теория государства и права является фундаментальной юридической наукой. Предмет ее изучения образуют основные юридические понятия и принципы, ценностные приоритеты, а также наиболее общие закономерности происхождения и развития государства и права. Она знакомит обучаемых с юридической терминологией, содержанием основных принципов юридической техники, формирует профессиональное правосознание и правовую культуру. Теория государства и права относится к числу первичных (вводных) дисциплин, изучаемых на первом курсе обучения в юридических вузах. В ходе изучения вводного курса теории государства и права устанавливаются структурно-логические связи между абстрактными теоретическими конструкциями и понятийно-категориальным аппаратом, между правовой теорией и юридической практикой, что является достаточно сложным для понимания и усвоения студентами первого курса. В этой связи возрастает потребность в учебных пособиях, сочетающих логическую последовательность и непротиворечивость излагаемого материала, его простоту и доходчивость с достаточной для последующего «вхождения» в отраслевые и прикладные юридические дисциплины степенью наукоемкости. Предлагаемый конспективный курс лекций по теории государства и права, как нам представляется, вполне отвечает изложенным требованиям.

Теория государства и права является не только вводной, но и обобщающей дисциплиной, преподавание которой в форме проблемного курса осуществляется на заключительном этапе обучения. Базовый характер теории государства и права предопределяет включение данной дисциплины в программу государственной аттестации выпускников юридических факультетов вузов страны. Вопросы, рассматриваемые в рамках лекционного курса, соответствуют содержанию действующей программы по теории государства и права. Пособие составлено с учетом современного уровня достижений в области теоретического правоведения и юридической практики. Особую помощь предлагаемое учебное пособие может оказать студентам при написании курсовых работ, а также при подготовке к семестровым и государственным экзаменам.

Приоритетное место теории государства и права в системе отечественного юридического образования обусловливает постоянное внимание к данной дисциплине как со стороны ученых, специализирующихся на исследовании общетеоретических и сравнительно-правовых аспектов юриспруденции, так и со стороны представителей отраслевых юридических наук. По этим проблемам опубликовано уже значительное число оригинальных работ (монографий, учебников, учебных пособий и т. д.). При этом точки зрения, имеющие место в подобных научных трудах, естественно, отличаются друг от друга, достигая в отдельных случаях диаметрально противоположных позиций. Учитывая данное обстоятельство, автор по мере своих сил и возможностей постарался показать различные подходы к освещению того или иного вопроса, фрагментарно используя материалы из ниже перечисленных работ:

– Общая теория права. М., 1993;

– Курс лекций по теории государства и права. Саратов, 1993;

– Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993;

– Общая теория права и государства. М., 1994;

– Теория государства и права. М., 2000;

– Малько А.В. Теория государства и права. М., 2000, и др.

В учебнике рассматриваются предмет, методы, основные тенденции развития науки о государстве и праве, ее современное состояние и преследуемые ею цели, а также пути их достижения. Раскрываются основные понятия и категории этой фундаментальной юридической науки. Подробно рассказывается о происхождении государства, его сущности, содержании, формах, политической системе общества, о нормах и источниках права, о системе права и системе законодательства, юридической ответственности. Излагаются концепции правосознания и правовой культуры в современном обществе

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


Просмотров