Государственное предприятие. Государственные организации

Экономика любого государства основывается на развитии различных предприятий, которые за счет своих налоговых отчислений в казну страны формируют в итоге положительный баланс. Наличие денег в державе, в свою очередь, - залог успешной жизни населения, гарантия безопасности, целостности страны, ее стабильного развития. Одним из основных источников доходов во все времена в развитых странах считались государственные компании, список которых мы подробно рассмотрим с вами в этой статье. Данные предприятия играют значительную роль в национальном хозяйстве, а иногда даже занимают лидирующие позиции в своей нише.

Определение государственной компании

Данные финансовые организации могут быть достаточно различны по своим возможностям, однако в целом имеют определенные сходства. Итак, государственная компания - организация, которая может иметь любую организационно-правовую форму. При этом ее основными средствами владеет либо непосредственно государство, либо муниципалитет. Руководители же назначаются на свои посты (нанимаются по органами. Стоит отметить и такой факт: госкомпания всегда руководствуется не только поиском источников наибольшего дохода, но и стремится максимально удовлетворить потребности общества, ведь само название описываемой организации говорит о том, что государство является основным элементом, выступающим как в роли создателя, так и потребителя.

Главные положения

Любая государственная компания:


Права

Государственная компания на основании законодательства может:

  • Открывать свои дополнительные представительства и создавать различные филиалы.
  • Быть участником ассоциаций и прочих объединений организаций.
  • Заключать юридические договоры.
  • Иметь свою символику (вымпелы, флаги, эмблемы, прочие символы) и регулировать порядок ее размещения и использования на своих объектах и транспортных средствах.

Основные достоинства для работника

Зачастую государственная компания, преимущества которой будут указаны ниже, не способна предложить высокую заработную плату для своей кадровой единицы (исключение могут лишь составить руководители высшего звена). В то же время работа на такую организацию будет происходить однозначно в чётком соответствии с Трудовым кодексом РФ. В свою очередь, для обычного человека это будет означать, что:


Также немаловажно и то, что для соискателей работы государственная компания выдвигает менее жёсткие требования по возрасту, нежели какая-либо частная структура. Это особенно актуально для людей старше сорока лет, которые по современным меркам находятся в группе риска в плане трудоустройства.

Западные тенденции

Во многих западной части нашей планеты уже довольно давно существует характерная устойчивая особенность, которая заключается в следующем: молодые люди изначально строят свою карьеру и обеспечивают себе хорошую материальную базу на будущее в частных фирмах и предприятиях. После этого в возрасте примерно 40-45 лет они меняют работу и переходят в государственные компании, особенности которых, в свою очередь, позволяют человеку несколько расслабиться, ведь в таких организациях меньше энергозатраты работника, а также хорошее пенсионное и социальное обеспечение, что благоприятно влияет на качество и продолжительность жизни. Кроме того, госкомпании крайне редко выставляют объявления о своих вакансиях на просторах всемирной сети Интернет и чаще всего наиболее плотно сотрудничают с различными биржами труда и муниципальными службами.

Правила создания

Создание государственной компании регулируется законодательно. При этом обязательно следует сформировать совет директоров (наблюдательный совет) компании (и то и другое - высший орган правления).

Данный управляющий орган организации может решать следующие вопросы:

  • Утверждать программу деятельности компании на долгий период времени. Этот документ должен предусматривать выполнение производственных, финансовых, инвестиционных показателей, если это установлено федеральным законом.
  • Утверждать принцип оплаты труда работников, в котором должна быть предусмотрена зависимость зарплаты от уровня достижения основных показателей эффективной деятельности.
  • Определять порядок использования прибыли компании.
  • Принимать решения о передачи части материального имущества организации в государственную казну РФ.

Также высший орган вправе сам формировать специальные комитеты и комиссии для решения различных вопросов. Порядок деятельности созданных структур и их персональный и количественный состав определяются отдельным постановлением наблюдательного совета.

Госкомпании в экономике страны

Государственные компании России занимают ведущие позиции во многих сферах отраслях народного хозяйства Федерации. Однако есть такие отрасли, где присутствие государственных организаций весьма незначительно (например, легкая и пищевая промышленность).

Всего лишь 9% принадлежит госструктурам в производстве алкогольных товаров. Это стало возможным лишь благодаря «Татспиртпрому» и «Башспирту».

Такой же достаточно невысокий показатель - 9% - характерен для госкомпаний и в строительстве.

Степень проникновения государственного влияния в целлюлозно-бумажную отрасль составляет порядка 12%. Доходы в казну отчисляет лишь одно государственное предприятие - ФГУП «Госзнак». Основные же активы в данной сфере уже много лет принадлежат частным предприятиям и фирмам.

Телекоммуникационная сфера подвержена влиянию государства всего лишь на 14%. Основной государственной организацией здесь является «Ростелеком». 1 апреля 2011 года к нему были присоединены восемь региональных компаний «Связьинвеста» и ряд ФГУПов.

Государственное участие в производстве автомашин, полуприцепов и прицепов равно 17%, а в создании оборудования и механизмов - 15%.

Крайне слабые позиции государственного влияния в добыче руд различных металлов и металлургии. Здесь госкомпании имеют лишь 3% в отрасли цветной металлургии. При этом черной металлургией полностью владеют частные лица.

Добыча нефти. Страна контролирует 23% отрасли. Государственный контроль происходит благодаря активам «Роснефти» и «Газпромнефти».

Электроэнергетика принадлежит государственным структурам на 35%. Основная доля приходится на Московский регион («Мосэнерго», МОЭСК) и структуры федерального значения.

Учитывая, что государство владеет более чем половиной акций «Газпрома», контроль газодобывающей отрасли страной составляет 48%.

57% - именно столько принадлежит госкомпаниям в производстве различных судов, космических и летательных аппаратов. Позиции государства очень сильны в Уфимском моторостроительном производственном объединении, Казанском вертолетном города Улан-Удэ, Объединенной судостроительной компании.

Самое сильное влияние крупные государственные компании имеют в транспортной отрасли - 73%. Здесь на первый план выходят железные дороги, нефте- и газопроводы. Железнодорожный транспорт находится в ведении ОАО «Российские железные дороги», которое полностью принадлежит государству. Нефтепроводы находятся под контролем «Транснефти», а газопроводы - «Газпрома».

Дорожный монополист

Государственная компания «Российские автомобильные дороги» создана и действует исключительно с целью выполнения функций заказчика в процессе проектирования, строительства, реконструкции, проведения капитального ремонта и содержания автомобильных дорог. Также компания занимается (в том числе и управлением потоками транспорта), обеспечением необходимого уровня услуг (скорость, комфортабельность, безопасность), взиманием платы за проезд по платным дорогам, осуществляет контроль за обеспечением сохранности дорог, проводит оценку транспортно-эксплуатационных характеристик дорог. Помимо этого, государственная структура предоставляет консультационные, инжиниринговые и прочие услуги в своей установленной сфере деятельности. К ее обязанностям относится и полиграфическая деятельность, направленная на создание атласа автодорог Российской Федерации. Компания также создаёт, внедряет и применяет инновационные механизмы регулирования транспортными потоками, ведет учет показателей аварийности на трассах. Вместе с этим организация имеет право представлять к государственным наградам своих работников, осуществляющих свою деятельность в сфере дорожного хозяйства.

Создать государственную компанию было решено 17 июля 2009 года. Основой ее работы является подписанный Дмитрием Медведем Федеральный закон.

В 2014 году государственная компания «Российские автомобильные дороги» достигла соглашения с Российским фондом прямых инвестиций по поводу совместного привлечения инвесторов в различные проекты сферы Данный договор позволил повысить объемы постройки новых автодорог в стране под контролем государства. Контракт позволил привлечь от ведущих иностранных инвесторов не менее 25% финансирования проектов.

24 июня 2016 года в Пекине прошли переговоры Межправительственной российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству, в которой принимал участие председатель «Автодора» Сергей Кельбах. Результатом заседания было утверждение перечня приоритетных проектов развития автомобильной инфраструктуры. Так, в частности, было уделено особое внимание строительству маршрута «Европа - Западный Китай». Проект является частью опорной сети скоростных автодорог. В данной глобальной стройке российская государственная компания является исполнителем, который должен будет построить порядка 2,3 тысячи километров дорог. Проект включает в себя две очереди. Первая составляет 567 километров скоростного автобана М-11 (Москва - Санкт-Петербург). Вторая очередь - от Центральной кольцевой автомобильной дороги до границы с республикой Казахстан.

Гиганты российских просторов

Крупнейшие государственные компании России, безусловно, являются теми организациями, которые во многом определяют экономическое состояние всей страны. Поэтому будет вполне целесообразно рассмотреть перечень этих титанов. В их числе значатся:

  • "Ростехнологии".
  • "Росатом".
  • "РусГидро".
  • Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы.
  • "Роснефть".
  • "Газпром".
  • "Транснефть".
  • РАО "Энергетические системы Востока".
  • "Аэрофлот".
  • "Объединенная авиастроительная корпорация".
  • "Российские железные дороги".
  • "Алмаз-Антей".
  • "Объединенная судостроительная корпорация".
  • Корпорация "Тактическое ракетное вооружение".
  • "АвтоВаз".
  • Военно-промышленная корпорация "Научно-производственное объединение машиностроения".
  • Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева.
  • Акционерная компания "Алроса".
  • "Вега".
  • Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор".
  • Центр технологии судостроения и судоремонта.
  • "Росхимзащита".
  • "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф. Э. Дзержинского".
  • Концерн "Океанприбор".
  • "Информационные спутниковые системы" имени академика М. Ф. Решетнева.
  • Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром".
  • "Микроген".
  • ФГУП "Космическая связь".
  • ФГУП "Почта России".
  • ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть".
  • Иркутское ОАО энергетики и электрификации.
  • Системный оператор Единой энергетической системы.
  • Международный аэропорт Шереметьево.
  • Аэропорт Кольцово.

Все эти крупнейшие государственные компании России находятся под контролем органов исполнительной власти федерального значения и комиссии по высоким технологиям и инновациям. Делается это с целью разработки и реализации инновационных программ развития.

Наибольшее участие государства

  1. Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Государственная компания входит в сектор машиностроения. Государство владеет 93,4% акций. Корпорация появилась на свет в 2006 году. Изначально все 100% акций были во владении госструктур, однако в 2009-м часть акций была распродана частным лицам.
  2. «Алроса» - самый крупный производитель алмазов в стране. Государству принадлежит 90,9% акций.
  3. «Таттелеком». Власть не владеет компанией напрямую, а благодаря холдингу "Связьинвестнефтехим". При этом в управлении государства находится 87,2% акций.
  4. «Роснефть» находится под пристальным вниманием правительства. Государство удерживает 82% акций.
  5. Энергетическая компания «ЕЭС» находится по большей части в ведении Росимущества (79,55%).
  6. «Транснефть». 78,11% имеющегося уставного капитала - собственность государства.
  7. Банк "ВТБ". "Росимущество" выкупило 75,5% акций.
  8. «Кубаньэнерго» Энергетическое предприятие, отвечавшее за обеспечение электроэнергией олимпийских объектов Сочи, принадлежит государству на 70%.
  9. «Русгидро». Доля Росимущества в компании составляет 60,5%.
  10. «Интер РАО». Страна владеет почти 60% акций.
  11. «Аэрофлот» - полноправный член авиационного альянса SkyTeam, 51,17% акций которого принадлежат государству.

В заключение отметим: надеемся, что данная статья все же смогла вам помочь понять, какие компании государственные на сегодняшний день, в чем их основные положительные качества и какова доля участия в развитии России.

В РФ функции федеральной или местной власти реализуют преимущественно государственные и муниципальные учреждения. В качестве их основателей выступают разные органы или МО. Рассмотрим далее подробно государственные учреждения.

Общие сведения

Учреждением считается юрлицо, которое образовано собственником с целью реализации социально-культурных, административных либо других непредпринимательских функций. Оно финансируется создателями частично или полностью. Российские государственные учреждения управленческого типа представлены аппаратами законодательных органов, исполнительными институтами власти, комитетами, отделами, министерствами, подразделениями прокуратуры и проч.

Классификация

Государственные учреждения, как и предприятия, подразделяются на виды в зависимости от:

  1. Формы собственности.
  2. Масштаба и значения своей работы. В частности, существуют общефедеральные, региональные государственные органы, местные представительства и проч.
  3. Сферы и характера деятельности.

По последнему критерию выделяют:

  1. Государственные социальные учреждения. К ним относят школы-интернаты, заведения для престарелых, инвалидов и проч.
  2. Образовательные учреждения. Среди них школы, вузы, колледжи и проч.
  3. Научные учреждения. В эту категорию включены академии, НИИ и проч.
  4. Культурные заведения – театры, библиотеки, музеи.
  5. Учреждения здравоохранения – поликлиники, больницы и так далее.

Нормативная база

Государственные учреждения выступают в качестве субъектов административного права. Они участвуют в соответствующих отношениях с исполнительными и прочими институтами власти в процессе реализации своих функций. В нормах права, определяющих юридический статус учреждений, установлены:

  1. Общие правила их взаимодействия с другими органами власти.
  2. Порядок госрегистрации.
  3. Правила лицензирования, технического регулирования, нормирования, надзора и контроля при осуществлении госучреждениями определенной деятельности.
  4. Общий обязательный порядок ведения и предоставления статистической и бухгалтерской отчетности уполномоченным службам с целью налогообложения и обобщения экономической информации.

Юридический статус госучреждений обладает рядом особенностей. Ключевой из них считается то, что собственником выступает РФ. Государственные учреждения находятся под управлением должностных лиц, которые назначаются компетентными органами, имеющими властные полномочия. Порядок, в соответствии с которым осуществляется образование и ликвидация этих юрлиц, устанавливается в законодательстве.

Бюджетное предприятие

Некоммерческая организация такого типа формируется органами власти РФ. Она может осуществлять различные функции. Так, существуют культурные, административные, научно-технические бюджетные государственные учреждения. Их финансирование осуществляется за счет госсредств или регионального фонда. Например, государственные учреждения города получают деньги из бюджета субъекта РФ. Финансирование осуществляется в соответствии с доходно-расходной сметой. Поступление средств может происходить и из государственного внебюджетного фонда. Порядок их предоставления установлен в ст. 161 БК.

Государственное автономное учреждение

Оно выступает в качестве юрлица, обладающего юридической возможностью от своего имени приобретать и реализовывать неимущественные и имущественные права, исполнять обязанности, представлять свои интересы в суде в качестве ответчика или истца. Оно также может открывать счета в банковских (кредитных) организациях.

Ответственность

Автономное учреждение отвечает по собственным обязательствам своим имуществом, кроме недвижимых объектов и особо ценных движимых предметов. Эти материальные ценности могут закрепляться за предприятием собственником (учредителем) или приобретаться за счет выделенных средств. Владелец имущества не отвечает по обязательствам учреждения. Соответственно, само предприятие не несет ответственности по долгам собственника.

Деятельность

Самостоятельное госпредприятие, выступая как некоммерческая организация, функционирует в соответствии с целями и задачами, установленными в уставе, ФЗ. Деятельность осуществляется путем предоставления услуг или исполнения работ в конкретной сфере. Предприятие может получать доход от своей работы. Прибыль поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и расходуется на достижение целей, для которых оно было сформировано. Собственник имущества не может претендовать на получение такого дохода и использовать закрепленное за юрлицом имущество.

Казенные предприятия

Работа этих учреждений регламентируется особыми правилами. Казенным учреждениям не разрешается принимать долевое участие в работе других госпредприятий, образовательных в том числе, приобретать облигации, акции и прочие ценные бумаги, а также получать по ним доходы (проценты, дивиденды). Они могут осуществлять деятельность, приносящую прибыль, если она соответствует целям, установленным в учредительной документации. Полученные доходы должны направляться в бюджет РФ. Казенные учреждения не могут участвовать (учреждать) в образовании других юрлиц.

Имущество

Материальные ценности закрепляются за казенными учреждениями на праве оперативного управления. Предприятия пользуются, владеют таким имуществом в установленных законодательством пределах, согласно целям своего создания, а также назначения вверенных предметов, если другое не предусматривается нормами. Распоряжение материальными ценностями, их отчуждение и совершение иных сделок с ним осуществляется исключительно по согласию собственника. В случае реорганизации казенного учреждения кредиторы не могут требовать досрочного погашения обязательств, а также их прекращения и возмещения убытков, связанных с этим.

Устав

Он выступает как основной учредительный документ госпредприятия. В нем должны присутствовать следующие сведения:

  1. Наименование учреждения с указанием его типа (бюджетное, казенное).
  2. Данные о собственнике имущества.
  3. Полный перечень типов деятельности, которые будет осуществлять предприятие согласно целям, ради которых оно было образовано.
  4. Информация о структуре и компетенции административных органов учреждения, порядке их создания, продолжительности полномочий, правилах функционирования.

Заключение

Бюджетные, автономные и казенные учреждения должны обеспечивать доступность и открытость документов с учетом предписаний законодательства РФ о защите гостайны. Поскольку круг таких предприятий достаточно широк, их юридический статус определяется разными нормативными актами. В законодательстве отсутствуют единые требования к учредительной документации этих юрлиц. Некоторые предприятия работают в соответствии с уставом, другие действуют на основании положений, которые утверждаются собственником. Госучреждения, в отличие от прочих типов некоммерческих структур, не выступают как владельцы своего имущества.

Собственником всех материальных ценностей является субъект, создавший предприятие любого описанного выше типа. В связи с этим госучреждения наделяются ограниченными правами на материальные ценности, переданные им. В частности, они могут осуществлять оперативное управление имуществом. Такое право предполагает распоряжение, пользование, владение материальными ценностями только в тех пределах и по тем правилам, которые устанавливает законодательство для конкретного типа предприятия. При этом учитывается непосредственное назначение самого имущества, а также цели, в соответствии с которыми учреждение осуществляет свою деятельность.

Федеральный закон от 8 мая 1996 г. «О производственных кооперативах» регулирует отношения, возникающие в связи с образованием, деятельностью и прекращением деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.

Производственный сельскохозяйственный кооператив является коммерческой организацией. Его виды — сельскохозяйственная артель или колхоз либо рыболовецкая артель или рыболовецкий колхоз, а также иные кооперативы производственного или хозяйственного назначения.

Колхоз создается главами крестьянских (фермерских) хозяйств или гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства. Их главная цель — совместная деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной, рыбной продукции (колхоз) или по обработке земли, производству животноводческой продукции.

Потребительские кооперативы — некоммерческие организации , в зависимости от вида деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные при условии обязательного участия граждан и (или) юридических лиц в хозяйственной деятельности кооператива.

Так, перерабатывающий кооператив занимается переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов и т. п.); сбытовой кооператив осуществляет продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, расфасовку, транспортировку и т. п.

Согласно Федеральному закону от 15 апреля 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо партнерства.

Потребительская кооперация — система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительское общество — это добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей.

Согласно Федеральному закону от 11 июля 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации», основными задачами потребительской кооперации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли.

Закон предусматривает обновление структуры органов управления в потребительских обществах и союзах. Если ранее правление одновременно было представительным и исполнительным органом, то теперь представительный орган, а последний назначает правление как исполнительный орган. Это дает возможность установить строгий контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью потребительского общества. Исполнительный орган — правление — постоянно должно ощущать свою ответственность перед назначившим его советом, который в любой момент может заменить тех, кто не справляется со своими обязанностями или допускает злоупотребления, нарушения.

Если ранее не был урегулирован вопрос о правовой основе взаимоотношений государства и системы потребительской кооперации, то закон установил, что взаимоотношения потребительских обществ, их союзов и органов исполнительной власти определяются соглашениями.

Кооперативы могут создавать в целях координации своей деятельности, а также защиты общих имущественных интересов объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. При приватизации государственных предприятий потребительским кооперативам предоставляется преимущественное право на участие в приватизации. Кооперативы (и их уставы) подлежат государственной регистрации. В налоговые органы они обязаны представлять свою бухгалтерскую отчетность. Вмешательство государственных органов в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов запрещено. Неправомерные действия исполнительных органов, нарушающие права кооперативов, могут быть предметом рассмотрения судов или арбитражных судов .

Фонд определяется как не имеющая членства некоммерческая организация, учреждаемая гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели (ст. 118 ГК). Органы управления фондами, как правило, не являются государственными. Но некоторые из них обладают значительной административной правосубъектностыо. Например, это — Российский фонд федерального имущества, Положение о котором утверждено Указом Президента от 17 декабря 1993 г.

Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды , правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т.д.

Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением ими соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, в частности привлекать эти организации к административной ответственности в случаях, предусмотренных законом.

Общественные объединения

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица , либо функционируют без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические лица и юридические лица — общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности в качестве его членов.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения). Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Так, общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное в общих интересах для достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - объединение участников, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Общественный фонд — один из видов некоммерческих объединений, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных не запрещенных законом поступлений для его использования на общественно полезные цели.

Общественное учреждение создается с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и соответствующих целям объединения.

Орган общественной самодеятельности — орган, созданный общественностью для совместного решения различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства , работы или учебы, удовлетворения потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ данного органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическим общественным объединением признается общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства , создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни.

Государство, не вмешиваясь в деятельность общественных объединений, обеспечивает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании членов (участников). С момента принятия этих решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента его государственной регистрации в органах юстиции, о чем ему выдается соответствующее свидетельство. Регистрация общественных объединений — форма государственного контроля за их целевым назначением, однако при этом государство не вмешивается в их текущую деятельность.

Политическое общественное объединение подлежит обязательной государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии со специальными условиями, установленными Федеральным законом от 19 июля 1998 г.

Государственная регистрация общероссийских и международных общественных объединений производится Министерством юстиции РФ, межрегиональных общественных объединений — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения, региональных и местных общественных объединений — органами юстиции соответствующих субъектов Федерации. Для государственной регистрации в органы юстиции подаются необходимые документы: заявление, устав, выписка из протокола учредительного съезда и др. Основополагающее значение в определении статуса общественного объединения имеет его устав.

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления, а также публикуют списки политических общественных объединений в средствах массовой информации.

Общественные объединения в силу своей природы не обладают государственными властными полномочиями, но наделены некоторыми правами и обязанностями в сфере исполнительной власти и поэтому могут быть участниками разнообразных административно-правовых отношений . Для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право: участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренных законодательством; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения в органы государственной власти ; участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации о выборах; выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Общественное объединение обязано: соблюдать законодательство РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права , касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности и представлять ему другие необходимые сведения.

Надзор за соблюдением законов общественными объединениями осуществляют органы прокуратуры .

Органы юстиции, регистрирующие общественные объединения, контролируют соответствие их деятельности уставным целям. В случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, орган юстиции может вынести письменное предупреждение руководящим органам объединений.

На финансовые органы возложен контроль за источниками доходов общественных объединений, размерами получаемых ими средств и уплатой налогов . Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями норм и стандартов могут осуществляться экологическими, пожарными, эпидемиологическими и иными органами государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права оказались нарушенными, вправе обращаться с исковыми заявлениями в судебные органы и с заявлениями или жалобами в административные органы.

Деятельность общественных объединений может быть приостановлена на определенный срок по решению суда в случае нарушения Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов Федерации, а также совершения действий, противоречащих уставным целям.

Ликвидация общественного объединения происходит либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация общественного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации. Решение о ликвидации общественного объединения, являющегося юридическим лицом, направляется в зарегистрировавший его орган для исключения из единого государственного реестра юридических лиц.

Среди общественных объединений важную роль играют профсоюзы . Они обладают значительным объемом административной правоспособности. Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регламентируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны.

Профсоюзы защищают право своих членов на труд, заключают с администрацией коллективные договоры и контролируют их выполнение; контролируют законодательство о труде и об его охране.

Они располагают возможностями активно влиять на правотворчество . Так, проекты нормативных правовых актов , затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.

Профсоюзы вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией, а также в создаваемых в организации комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества. Они могут участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека .

Профсоюзам принадлежат равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования , занятости, медицинского страхования, пенсионными и другими фондами. Они взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления по развитию санаторно-курортного лечения, учреждений отдыха, туризма, массовой физической культуры и спорта.

Правовое положение молодежных и детских объединений определено федеральным законом от 28 июня 1995 г. «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Указом Президента от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» и другими актами. Молодежным и детским объединениям оказывается государственная поддержка, выражающаяся в совокупности мер, принимаемых органами государственной власти в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав .

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств , бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительныхорганизациях» устанавливает основы правового регулирования благотворительной деятельности, определяет возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления, особенности создания и деятельности благотворительных организаций в целях широкого распространения и развития благотворительной деятельности в России.

И свобод человека , а также взаимоотношений государства и религиозных организаций.

В законе подтверждаются конституционные положения о том, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Поэтому государство не вмешивается в законную деятельность религиозных объединений. Но они, в свою очередь, не имеют права вмешиваться в дела государства, участвовать в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления , в деятельность политических партий и политических движений, а также оказывать им материальную и иную помощь.

Религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям.

В законе дается четкое юридическое определение религиозным объединениям, группам и организациям. Так, религиозным объединением признается добровольное объединение граждан России, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на ее территории , образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозные организации подлежат государственной регистрации федеральным органом юстиции и органами юстиции субъектов Федерации. Отказано в государственной регистрации может быть в случаях, если: цели и деятельность религиозной организации противоречат законодательству России; организация не признана в качестве религиозной; устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства и др.

Религиозные организации могут быть ликвидированы по решению их учредителей или суда . Список оснований для ликвидации и запрета деятельности религиозного объединения в судебном порядке составлен с учетом печального опыта последних лет. Кроме нарушения общественной безопасности и действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя России, сюда включены принуждение к разрушению семьи , посягательство на личность , права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности и здоровью граждан, воспрепятствование получению обязательного образования, склонение к самоубийству или отказу от получения медицинской помощи, принуждение к отчуждению имущества в пользу религиозного объединения, побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом обязанностей.

Впервые в законодательном порядке регулируется деятельность иностранных миссионеров. Иностранные религиозные организации обязаны получить сертификат, а он, в свою очередь, выдается по ходатайству российской религиозной организации соответствующего вероисповедания.

Некоторые иностранные религиозные деятели нередко нарушают нормы российского законодательства о статусе иностранных граждан , порядке их регистрации и передвижения по стране. Поэтому постановлением Правительства от 2 февраля 1998 г. утверждено Положение о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций. Министерство юстиции РФ ведет реестр указанных представительств, открытых в Российской Федерации. Свидетельство о регистрации представительства является основанием для обращения открывшей его иностранной религиозной организации в дипломатические представительства или консульские учреждения РФ за получением визы на въезд в Россию иностранных граждан для работы в представительстве и в органы внутренних дел РФ для оформления регистрации этих граждан и членов их семей.

Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. определены права и условия деятельности российских религиозных организаций, а также порядок осуществления надзора и контроля за исполнением ими законодательства.

Надзор за исполнением законодательства РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях возложен на органы прокуратуры .

Орган юстиции, зарегистрировавший религиозную организацию, осуществляет контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка ее деятельности.

Впервые в нашем законодательстве закреплены положения, касающиеся права военнослужащих на свободу совести и свободу вероисповедания. В Федеральном законе от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» указано, что создание религиозных объединений в воинской части не допускается.

Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира. В свободное от военной службы время военнослужащие вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица. Однако они не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Уч­реждаются они государством, которому принадлежит право собст­венности на их имущество.

Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяй­ственной деятельности (создание материальных ценностей, оказа­ние хозяйственных услуг и т.п.).

В настоящее время количество государственных предприятий в отраслях промышленного и строительного производства, транс­порта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и т.п. резко сократилось.

Это результат их приватизации и акционирования. Соответст­венно изменилась и роль государства по отношению к ним. Если раньше, когда все средства производства были обобществлены, го­сударство безраздельно господствовало в экономической сфере, в широком масштабе диктовало свою волю предприятиям, напри­мер, в форме адресных плановых заданий и директив иного рода, то сейчас положение изменилось. Государственные предприятия приобрели существенный объем оперативно-производственной самостоятельности, причем само государство ее гарантирует. В силу этого органам исполнительной власти запрещено вмеша­тельство в сферу их оперативной деятельности.

Однако это не означает, что государство устранилось от какого бы то ни было организующего влияния на работу предприятий являющихся его собственностью. Тем не менее чисто административно-правовое регулирование их деятельности во многом замене но сейчас гражданско-правовым регулированием. Объясняется это тем, что государственные предприятия, как и другие коммерческие организации, являются юридическими лицами.

Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. го­сударством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания уни­тарных муниципальных предприятий).

Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверж­дает и учредительный документ предприятия – его устав. Подра­зумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликви­дирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

В-третьих, органом унитарного предприятия является руко­водитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственни­ку, так и указанному органу.

В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитар­ных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, ли­цензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, госу­дарственный оборонный заказ).

Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятель­ности.

Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его рабо­ты, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юриди­ческого лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллек­тива. В отношениях внешнего характера с органами исполнитель­ной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответст­вующими ходатайствами; обжаловать их действия как в админи­стративном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников пред­приятия администрация обладает дисциплинарной властью.

Специфично административно-правовое положение такой раз­новидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в феде­ральной собственности, а потому являются федеральным казен­ным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государст­венных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых феде­ральных государственных предприятий.

Правительство РФ 12 августа 1994 г. утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответст­вующего федерального органа исполнительной власти, который осуществляет регулирование и координацию в порученной ему сфере деятельности. Он утверждает индивидуальный устав казен­ного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной производст­венной деятельности, т.е. дает разрешение на таковую. По этому поводу издается приказ, определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распростра­няется разрешение.

Типовой устав определяет цели и предмет деятельности казен­ного завода; его имущественную базу; основы организации его деятельности; систему управления заводом. Директор завода, действующий на принципах единоначалия, назначается уполномоченным Правительством РФ органом, утверждающим индивидуальный устав казенного завода.

По согласованию с таким органом директор утверждает своих заместителей.

Реорганизация и ликвидация казенных предприятий – компетенция ПравительстваРФ.

Производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется на основе плана-заказа. Распоряжение имуществом завода возможно только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство данным предприятием Практически этот орган осуществляет в отношении казенного завода (фабрики, хозяйства) директивное планирование.

Нередко в казенные преобразуются государственные предприятия, ставшие несостоятельными (банкротами). Как правило, иди образование происходит на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

Заслуживает внимания еще одна организационная форма государственных по своей сути предприятий. Речь идет о некоторых акционерных обществах (АО). Правовой основой их организации и деятельности является Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июня 1996 г.). К сожалению, в законе не определены конкретные формы государственного влияния на деятельность таких обществ, что нередко приводит, как показыва­ет практика, к различного рода неблаговидным операциям, в част­ности, по продаже государственных акций негосударственным акционерным обществам (например, АО «Связьинвест»). Тем более в нем нет (впрочем, как и в ГК РФ) норм, специально посвященных акционерным обществам, создаваемым государством и, по сущест­ву, являющимися государственными организациями, объединяю­щими производственные предприятия. Между тем именно на по­добной основе функционирует ряд крупных акционерных обществ в сфере естественных монополий – производителей нефти, газа, энергоресурсов и т.д. Так, еще в 1993 г. Правительством РФ было учреждено Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» и утвержден его устав. Это РАО разрабатывает месторождения газа, строит газопроводы, обеспечивает производство газа и газового конденсата и т.п. Существует РАО «Единая энергетическая систе­ма России» и др.

О государственном характере такого рода АО свидетельствует следующее. В этих и ряде других АО Правительство РФ обеспечи­вает представление интересов государства по принадлежащим РФ пакетам акций. В этих целях оно назначает своих представителей (коллегии), через которых включает в повестку дня собрания ак­ционеров вопросы, связанные с удовлетворением государственных интересов и потребностей. Представители Правительства включа­ются в состав совета директоров РАО. Они обладают правом вето при принятии решений и другими правами. Очевидно, что все это становится возможным только в тех случаях, когда государству принадлежит контрольный пакет акций АО. Это АО с участием государства.

Государственные учреждения по своей сути не относятся к ком­мерческим организациям. Действуют они преимущественно в со­циально-культурной сфере, причем, как правило, на тех же ос­нованиях, что и государственные предприятия, не отнесенные к числу казенных. Это означает, что они наделены, как и произ­водственные предприятия, достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется со­ответствующими органами исполнительной власти. Так, госу­дарственными могут быть общеобразовательные учреждения, вузы и т.п. В отдельных случаях руководители государственных учреждений квалифицируются в качестве представителя госу­дарства в данном учреждении (например, ректор вуза). При этом такой руководитель может быть как назначен соответствующим органом исполнительной власти, так и избран коллективом работ­ников учреждения. В последнем случае требуется последующее официальное утверждение итогов голосования (часто конкурсно­го). Для государственных учреждений в целом характерна более жесткая роль государственного регулирования их деятельности.

И опять возникает вопрос: возможно ли руководителей государ­ственных унитарных и казенных предприятий, а также предста­вителей государства в акционерных обществах рассматривать в качестве государственных служащих и соответственно должност­ных лиц? По всем внешним признакам они подходят под эту кате­горию работников, но по духу законодательства о государственной службе – нет. Это еще раз свидетельствует о том, что сама идея государственной службы в ее современном понимании весьма про­тиворечива.

Предусмотрено, что правовой статус государственных предпри­ятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

Государственные и муниципальные предприятия - это такие про­изводственные (в широком смысле слова) образования, которые создаются государством и органами местного самоуправления, на­деляются ими необходимыми средствами и на коммерческих прин­ципах действуют в соответствии с теми целями и задачами, кото­рые для них определяют учредители.

Во многих странах современного мира активным предпринимателем является государство, в собственности которого находится от 5-10 до 35-40% основного капитала. В бывших социалистических странах государству принадлежала подавляющая часть производственных фондов, что сделало его, по существу, единственным хозяйствующим субъектом в экономике. Государственное предприятие представляет собой производственную единицу, характеризующуюся двумя основными чертами.

Первая заключается в том, что имущество такого предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов (объединений, министерств, ведомств); они либо владеют капиталом предприятия и обладают безраздельными полномочиями распоряжаться им и принимать решения, либо объединяются с частными предпринимателями, но воздействуют на ни и контролируют их.

Вторая касается мотивов функционирования государственного предприятия. В своей деятельности оно руководствуется не только поиском наибольшей прибыли, но также и стремлением удовлетворить общественные потребности, что может снижать экономическую эффективность или вести даже в некоторых случаях к потерям, которые, однако, оправданны.

От государственных предприятий следует отличать государственные учреждения, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

Государственные и муниципальные предприятия, согласно Гражданскому кодексу РФ, действуют в форме унитарных предприятий.

Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество.

Государственное или муниципальное имущество не принадлежит унитарному предприятию, оно неделимо:

Не может быть распределено по вкладам (долям, паям)

Не может быть распределено между работниками предприятия

Находится у него на правах хозяйственного ведения и оперативного управления

Предприятие, организуемое по решению органов местной власти, относится к категории муниципальных унитарных предприятий. Если оно создается по решению уполномоченного на то государственного органа, то считается государственным унитарным предприятием. Такие предприятия наделяются имуществом с правом хозяйственного владения или оперативного управления.

Среди государственных унитарных предприятий выделяют федеральные казенные предприятия – хозяйственные предприятия, созданные по решению правительства РФ и наделенные имуществом, передаваемым в оперативное управление.

Руководитель унитарного предприятия назначается собственником (либо уполномоченным собственником органом) и ему подотчетен.

По своим обязательствам унитарное предприятие отвечает всем принадлежащим ему имуществом. Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.



Просмотров