Как правильно и грамотно написать объяснительную записку на работе начальнику, директору по поводу отсутствия на рабочем месте, ошибки, жалобы, проступка, происшествия, по факту нарушений после проверки: образец, шаблон, инструкция по написанию. Нормы упр

В случае совершения ошибки на работе, повлекшей за собой финансовые траты у предприятия, как правило, руководство требует написать объяснительную записку от повинного сотрудника. Это необходимо сделать, чтобы работник понес наказание в содеянном происшествии.

Возникают вопросы, на которые стоит ответить:

  • когда возникает необходимость составить такую объяснительную;
  • как правильно написать объяснительную записку об ошибке (если сотрудник признается в вине, если сотрудник не считает себя виноватым);
  • что произойдет, если работник не предоставил объяснительную вовремя.

Ситуации, когда могут попросить составить объяснительную

Необходимость составлять объяснительные на работе возникает очень часто, но важно помнить, что делать нужно это грамотно, соблюдая все правила. При серьезном подходе удастся уменьшить последствия в случае наличия ошибки, либо вообще избежать наказания от руководства.

Объяснительная записка об ошибке – это документ, который заполняется сотрудником в случаях:

  • самостоятельного обнаружения ошибки;
  • если ошибка была найдена при проверке (инвентаризация, аудит);
  • также может быть ситуация получения ошибочных данных от другого сотрудника, повлекших более крупную ошибку;
  • при спорных ситуациях, даже если вины нет, то это стоит объяснить в письменном виде.

Кто требует написать этот документ – вышестоящее руководство (как правило, начальник отдела, либо в случаях проверки начальник инвентаризационного отдела, аудитор).

Без такого документа привлечь к дисциплинарной ответственности невозможно.

Составить записку может потребовать руководство, как в письменной форме, так и в устной. При запросе руководство вправе назначить сроки написания.

Для чего нужен документ

В этом документе письменно подтверждается совершенная ошибка, после чего работодатель вправе применить дисциплинарное наказание.

Сам текст записки можно разделить:

Какими могут быть последствия после предъявления объяснительной записки:

  • все претензии сняты ввиду невиновности работника;
  • предупреждение в устной форме;
  • дисциплинарное взыскание.

К последнему пункту можно отнести выговор, замечание и даже увольнение с занимаемой должности.

Причины неточностей и ошибок

Стоит помнить, что ошибки, как правило, совершаются без злого умысла, и причинами могут быть любые сложившиеся ситуации. К основным причинам относят:

  • состояние стресса;
  • длительная болезнь, или начальная стадия заболевания;
  • нестабильная обстановка дома, это может быть как личностные проблемы взаимоотношений в семье, так и чрезвычайные происшествия (пожар, потоп);
  • употребление лекарственных средств, влияющих на координацию;
  • отсутствие опыта на данной должности;
  • несоблюдение правил техники безопасности.

Очень важно четко указывать причину допущения ошибки, ведь не всегда вина лежит только на одном сотруднике. Да и большая вероятность, что ошибка в работе произошла по вине другого человека .

Если же вина полностью лежит на работнике, то в объяснительной при описании ситуации следует в подробностях описать причины повлекшие ошибки, и указать свои положительные стороны. Например, если сотрудник опоздал, а до этого за ним такого не наблюдалось, то в тексте стоит обратить на это внимание.

Не стоит в записке ограничиваться двумя-тремя предложениями , необходимо описать всю ситуацию, но помнить, что это документ, и присутствует большая вероятность, что он попадет судье в руки.

Цель – описать свои лучшие стороны, охарактеризовать себя хорошим работником. Сотруднику никто не вправе указывать, что нужно писать, а что нет, лишь юрист может дать должный совет при составлении объяснительной.

Когда нужно предоставить документ руководителю

Начальство имеет право запросить объяснительные по любым незначительным проступкам , например, почему работник не работал активно на протяжении определенного времени, или почему были зафиксированы продолжительные разговоры по телефону не по рабочим делам. Иногда это делается в целях увеличения производительности труда в отделах, ведь раз написав такую записку, в последующем уже не захочется, чтобы руководство делало замечание.

Рассмотрим при совершении, каких основных ошибок требуют объяснительную:

Объяснительная записка пишется на имя руководителя отделения, чтобы лучше разобраться, кому именно писать, стоит изучить внутреннюю иерархию подчиненности на предприятии.

Важно: не стоит писать напрямую генеральному директору, если по иерархии он не стоит перед работником, совершившим провинность.

Записку об ошибке можно составить как от руки, так и напечатать на компьютере . Важно в конце поставить подпись работника, который составил записку. Во внутренних документах предприятия может быть точно прописано, как правильно составить объяснительную, от руки или напечатать на компьютере, а также может быть представлен специальный бланк – образец.

Многие просят писать всю записку от руки, чтобы в случае отказа в дальнейшем от своих слов, было подтверждение составленное полностью провинившимся .

Если образца нет, то объяснительную записку следует составлять по следующей инструкции:

  1. В «шапке» пишется, кому адресовано записка с указанием должности и полного наименования фирмы, заполняется от кого с указанием должности и структурного подразделения.
  2. Если на предприятии есть журнал регистрации подобных документов, то необходимо указать номер исходящего документа и дату.
  3. В середине листа пишется «объяснительная», далее с красной строки следует текст, в котором должна быть описана ситуация и последующие за ней события, по которым просят дать пояснения.
  4. В конце документа ставится собственная подпись и дается расшифровка, кем заполнена объяснительная.

Сотрудник признается в вине

Признавая вину в объяснительной необходимо полностью раскаяться , признать, что готов взять ответственность и поспособствовать, если это возможно в разрешении сложившейся ситуации. Для сглаживания вины можно расписать свои положительные стороны, лишний раз указать на то, что ошибка была разовой и будет сделана все необходимое для того, чтобы она более не повторилась.

Если вина лежит и на других по общей ситуации это необходимо указать , расписать всю ситуацию по пунктам, добавив мнение, как бы следовало всего этого избежать, тоже пойдет на пользу при вынесении приговора. Но не стоит перекладывать ответственность на другого, ведь, как правило, объяснительные требуют сразу со всех участников и получится некрасивая ситуация, если работника увлекут во лжи.

Работник не считает себя виноватым

В этом случае следует приводить все доказательства, почему сотрудник не считает себя виноватым. Необходимо привлечь возможных свидетелей, которые могут это подтвердить и даже можно приложить их письменное заявление.

Важно: даже если сотрудник неповинен в сложившейся ситуации, в записке следует придерживаться уважительного тона, эмоциональным текст не должен быть. Заполнять такой документ нужно на «остывшую» голову, предварительно составив себе план.

Не стоит упускать из внимания, что при написании записки нужно указывать всех провинившихся , и поэтапно объяснять, чьи действия приводили к каким последствиям.

Но может и последовать ситуация, что, придя на новое рабочее место спустя время, будет обнаружена грубая ошибка, которую необходимо исправить . В этом случае следует самостоятельно обратиться к руководству, а в докладной указать лицо, которое допустило ошибку, что за ошибка, когда была обнаружена и действия, которые работник предпримет для исправления. Также можно указать последствия для фирмы в случае не исправления этой оплошности.

Что произойдет, если записка не предоставлена вовремя

Работник вправе не писать объяснительную , если не считает себя виноватым, принудить его никто не сможет. Принуждать нельзя, в противном случае работник может обратиться в комиссию по труду или в суд. При отказе работодатель оформит акт об отказе составления записки и возложит вину на сотрудника.

Написав записку и зафиксировав ее в документообороте, можно быть уверенным, что руководство уже не интерпретирует ситуацию по-своему , и будут рассмотрены все точки зрения.

Подведем итоги: если руководство требует написать объяснительную, то это лучше сделать. Главное в записке по пунктам описать ситуацию, все моменты, где сотрудник считает себя виноватым, а где нет. Описать свои лучшие стороны и указать на то, что ошибка была совершена один раз.

Данное видео содержит дополнительную информацию о том, как писать объяснительные записки грамотно.

  1. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания:

разъяснение о допущенных ошибках (вместо: разъяснение допущенных ошибок ),

показатели по использованию энергии (вместо: показатели использования... ),

оперировать с точными фактами (вместо: оперировать точными фактами ) и т.п.

  1. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги – в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи,

в деле изучения литературных произведений и т.п.

  1. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Однако следует говорить ввиду предстоящего отъезда , а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, нужно сказать вследствие прошедших дождей , а не ввиду прошедших дождей (явление относится к прошлому).

Не потерял своего лексического значения и предлог благодаря . Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам, благодаря помощи товарища и т.п. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: "Понесены большие убытки благодаря пожару" .

  1. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом имени.
  2. Предлоги в – на и их антонимы из – с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде – на поезде, вернуться с кухни – из кухни.
    1. предлог в , употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-нибудь (с предложным падежом);
    2. предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности;
    3. предлог из имеет значение "изнутри",
    4. предлог с – значение "с поверхности".

Ср.: в столе, на столе, из стола, со стола.

  • Если речь идет о какой-нибудь территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в : находится в поле ; если же мысль об ограничении отсутствует, то употребляется предлог на : находится на поле . во дворе (окруженное забором или домами пространство) – на дворе (вне дома: на дворе сегодня холодно ).
  • С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог в: в Туле, в Кировском районе, в Московской области, в Узбекистане, в Индии и т.д.

Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине ) и поддерживается выражением на окраине .


  • С названием гор употребляется предлог на : на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство).
  • При названиях предприятий употребляется предлог на : на заводе, на фабрике, на почте, на телеграфе .
  • При названиях учебных заведений употребляется предлог в : в институте, в училище, в школе ; при названиях частей учебного заведения – предлог на : на филологическом факультете, на 3 курсе (но: в аудитории, в 3 классе – под влиянием представления о закрытом помещении для занятий).
  • При названии зрелищных предприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке , но: на концерте, на опере, на представлении, на сеансе .
  • При названии средств передвижения возможны варианты: в поезде – на поезде, в трамвае – на трамвае, в метро – на метро (более общее значение имеет предлог на ).
  • Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из , предлогу на – предлог с : поехали на Украину – вернулись с Украины,

поехал в Белоруссию – вернулся из Белоруссии.

  1. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: не читал этой книги – не читал эту книгу.

Родительный падеж

    1. в предложениях с усиленным отрицанием, которое создается наличием частицы ни или местоимением и наречием с этой частицей: не люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; никогда никому не доверял своей тайны;
    2. при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров, не знает дат, не сделал вычислений, не понял многих слов, не достал тетрадей, не принимает мер;
    3. после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, чувствовать, ждать и т.п., обозначающих восприятие, желание, ожидание и т.д.: не слышал крика, не чувствовал желания, не видел опасности, не ждал прихода;
    4. при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени, не имеет желания, не скрывает подозрений, не осуществляет контроля, не объясняет правил, не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется в следующих случаях:

    1. для подчеркивания конкретности объекта: не прочитал книгу, которую ему рекомендовали;
    2. при одушевленных существительных, при собственных именах: не любит свою дочь, не наказывала Петю;
    3. при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): эту книгу я не возьму;
    4. для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: не читал эту газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число);
    5. при двойном отрицании: нельзя не признать силу его доводов (основной смысл высказывания – утверждение, а не отрицание);
    6. при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение, чуть не пропустил урок;
    7. при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу интересной;
    8. во фразеологических оборотах: не скалить зубы.
    9. Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: не хотел читать эту книгу, не могу признать его правоту.
    10. Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: не часто слушаю музыку, не вполне усвоил урок.
    11. После глаголов с приставкой недо- , не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: недовыполненный план.
  1. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь;

упрекать в чем-нибудь – порицать за что-нибудь;

отчитываться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь;

обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь;

удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь;

превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь;

уверенность в чем – вера во что.

  1. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков:

бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду ) – бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку );

жертвовать что (конкретные предметы: жертвовать деньги ) – жертвовать (чем) (отказываться в чьих-либо интересах: жертвовать свободным временем );

завязать узел (на вещах ) – завязать узлом (например, галстук );

знать (что), говорить (что), напомнить (что), сообщить (что) (в полном объеме, по существу ) – знать (о чем), напомнить (о чем), сообщить (о чем) (в общем виде, поверхностно );

  1. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, выбор нужного падежа зависит от смысла:
  • обеспечить (кого)/(что) (чем) значит "снабдить в необходимых размерах": обеспечить школьников учебниками, обеспечить промышленность рабочей силой;
  • обеспечить (кому)/(чему) (что) значит "гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным": обеспечить больному хороший уход, обеспечить гражданам право на труд.
  • Слово обязан в значении "должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признательность за что-нибудь" обычно употребляется с двумя падежами: дательным, указывающим на адресат, и творительным, указывающим на объект признательности, на ее причину: Так этим вымыслом я вам еще обязан? Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?
  • Разница между конструкциями выпить воду – выпить воды, купить книги – купить книг и т.п. заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть или количество его, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет.
  • Разница между конструкциями искать место – искать места, просить деньги – просить денег и т.п. заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный предмет (известное наперед место, обусловленную сумму денег), а вторые имеют общее значение (какое-либо свободное место в аудитории, в зале, а также в переносном смысле – "искать работы"; неопределенное количество денег). Ср.: требовать вознаграждения – требовать свою зарплату.
  • Следует избегать конструкций с одинаковыми падежами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора.
  • Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ение и -ание : Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций.

    Исправить такие предложения можно, упростив их, в частности заменив отглагольное существительное какой-нибудь другой формой или оборотом: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций.

    1. Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта и родительный объекта. Первый указывает на производителя действия (выступление докладчика, приезд делегации), второй – на объект действия (чтение книги, подбор иллюстраций). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо: Последовательное изложение ученика материала урока надо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока

    В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?).

    При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...;

    при втором значении: Чтение стихов Маяковского ...

    1. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т.п.

    Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться поэзией (Любить что? Увлекаться чем?).

    Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить поэзию и увлекаться ею.

    На первый взгляд, объяснительная записка кажется чем-то несущественным, но это не так. Это документ, который поможет руководству разобраться в случившемся и принять верное решение о необходимости дисциплинарного взыскания.

    В зависимости от допущенной ошибки и степени тяжести ее последствий зависит вид возможного взыскания, наложение которого оформляют приказом, образец которого можно скачать по ссылке .

    Для того, чтобы постараться избежать возможного наказания, работнику следует подумать над содержимым объяснительной записке, составить ее грамотно, кратко и емко описать ситуацию и постараться найти объективные причины допущенной ошибки в работе.

    Ниже рассмотрим, как правильно оформить такой документ. В качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной записки об ошибке в работе, бланк для бесплатного скачивания находится внизу статьи.

    Работник должен знать, что для того, чтобы применить дисциплинарного взыскание, работодателю требуется в обязательном порядке получить от работника письменное объяснение. Поэтому работнику при возникновении ошибки в исполнении трудовых обязанностей следует успокоиться, без его объяснения работодатель не вправе наказывать сотрудника. Следует вооружиться чистым листом бумаги и ручкой и обдумать содержание документа. Можно оформить документ в электронном виде, после чего распечатать. Данный момент, как правило, не принципиален.

    Как правильно написать объяснительную записку об ошибке в работе?

    Текст составляется в свободной форме, но сам документ должен иметь ряд обязательных реквизитов:

    • адресат — ФИО и должность руководителя, название организации, документ обязательно должен иметь указание на то, для кого он предназначен;
    • название документа и его заголовок;
    • дата написания;
    • подпись работника;
    • текст с описанием события и объяснением случившегося.

    Основное внимание следует уделить тексту. Необходимо кратко и емко описать ситуацию — какая именно ошибка в работе допущено, какие последствия эта ошибка вызвала для деятельности организации.

    Текст должен быть лаконичным и кратким. Не следует превращать объяснительную записку в сочинение, это все-таки важный документ, предназначенный для руководителя организации. Излишняя информация, эмоции могут вызвать у руководства лишние вопросы, поэтому стоит писать емко и по делу.

    После того, как дано описание ошибки, допущенной работником, следует написать причины этого. Нужно постараться указать объективную и уважительную причину. Но если это не возможно, не стоит сваливать вину на другого, обвинять других сотрудников, руководство это не одобрит. Лучше постараться сослаться на сложившиеся обстоятельства — большая загруженность на работе, большой и непрерывный поток клиентов, механическая ошибка из-за напряженного дня, плохое самочувствие или иная причина.

    Если сотрудник признает свою вину в допущенной ошибке, обязательно нужно выразить свое раскаяние, уверить руководство, что подобной ошибки впредь допущено не будет, убедить всех, что б удут приняты все необходимые меры по недопущению подобного.

    Пример объяснительной записки об ошибке в работе:

    Директору ООО «Альфа»

    Туполеву А.А.

    от бухгалтера

    Кухаркиной А.П.

    Объяснительная записка

    об ошибке в заполнении документов

    26 августа 2015 года мною были неверно указаны цены на продукцию в товарной накладной №432 и счете-фактуре №564, они были завышены на 10%. Покупатель, увидев завышенные цены, отказался принимать товар, в связи с чем он вернулся на склад ООО «Альфа».

    Возникшая ошибка вызвана повышенной загруженностью в день подготовки документа. 26 августа отсутствовала по причине болезни напарница, в связи с чем, пришлось выполнять работу за двоих. Документы были подготовлены в конце рабочего дня, когда сильная усталость вызвала невнимательность при выполнении работы.

    Ошибку свою признаю. Постараюсь в будущем относиться более внимательно к работе и заполнению документов.

    26.08.2015 Кухаркина А.П.

    Также в качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной по ссылке ниже.

    Объяснительная записка образец об ошибке в работе — .


    Обсуждение: 5 комментариев

      Здравствуйте, сделала переплату при увольнении, необходимо написать объяснительную записку.

      Ответить

      1. Здравствуйте, Елена.
        Пишите в свободной форме, укажите, причину переплаты — невнимательность, загруженность в работе, усталость, кто-то отвлек, неправильные исходные данные и т.д. Используйте образец в статье.

        Ответить

      Здравствуйте! На фирме, с которой я была уволена 18.11.16, была проверка со статистики, в следствие, которой были выявлены искажения данных по отчёту 12 т. Составили акт и протокол на меня. Завтра суд. Мне нужно написать объяснительную, чтобы если накажут, то по минимуму. В должностной инструкции в обязанностях было прописано «Составление установленной отчётности». По приказу я за этот отчёт не отвечала. + к этому была на больничном и в отпуске, и кто давал данные для отчёта, я не знаю. В общем завтра нужно всё объяснить судье.

      Ответить

      Здравствуйте, подскажите, как мне написать объяснительную записку. Я работаю медсестрой в лаборатории гемодиализа. Я допустила ошибку в программе нефрон. В августе месяца. А теперь после проверки требуют объяснительную. Работаю в гемодиализе с июня того года. И поэтому в августе я еще не сильно понимала эту программу. И не знаю что делать

      Ответить

      1. Здравствуйте, Вероника.
        Так и пишите, не обладали достаточным уровнем знаний в области работы программы, было мало опыта. Ошибка вами допущена, поэтому в тексте объяснительной осознайте ошибку, пообещайте быть более внимательной.

        Ответить

    Ошибки работников в выполнении должностных обязанностей могут иметь серьезные последствия, нанести материальный ущерб работодателю, вред здоровью сотрудников. Работодатель может применить к работнику дисциплинарное взыскание за допущенные ошибки вплоть до расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

    Скачать образец приказа о наложении взыскания в виде увольнения можно .

    Задача работодателя предпринять все возможные усилия для того, чтобы объективно оценить ошибку работника. Необходимо получить докладную записку от начальника подразделения и объяснительную записку от работника.

    Виновный сотрудник должен написать объяснительную записку об ошибке в работе и причинах этого. К оформлению документа не предъявляется строгих требований, однако, нужно понимать, что это официальный документ, предназначенный для руководителя организации, а потому следует изложить случившееся без излишних эмоций, стиль должен быть официальный и деловой.

    Не следует в своей ошибке обвинять других, лучше продумать причину, по которой она могла быть допущена. Три образца написания объяснительной записки об ошибке в работе представлены для бесплатного скачивания ниже.

    Многие работники не придают должного внимания данному документу, однако, он имеет важное значение для принятия верного решения о возможности наказания.

    Несущественные ошибки в работе могут быть повлечь объявления выговора или замечания. Если же ошибки носят систематический характер или их последствия нанесли тяжкий вред здоровью, нанесли значительный ущерб имуществу организации, повлекли значительные потери клиентов, то работник может быть уволен по статье 81 ТК РФ.

    Как написать объяснительную об ошибке в работе?

    Ошибка в заполнении документов

    Обычно записка пишется вручную на листе бумаги виновным работником.

    В правом углу следует написать фамилию и инициалы лица, котором адресуется объяснения сотрудника. Ниже следует указать фамилию и инициалы автора, а также его должность и место работы.

    Любой документ должен иметь название и заголовок, данный случай не является исключением – вверху пишется «объяснительная записка», а чуть ниже «об ошибке в работе» или иной заголовок.

    Текст – это основная часть бланка, в нем нужно написать дату, когда допущена ошибка, а также ее суть – что именно произошло, какая ошибка допущена работником – какие правила и требования нарушены, что именно было сделано или не сделано.

    После того как последовательно и кратко изложена ситуация, следует написать последствия – для других сотрудников, для работодателя, его клиентов, самого работника.

    Информацию нужно излагать максимально правдиво, лучше, если работодатель узнает правду от самого работника, чем от его начальника.

    Возможные причины ошибки

    Важный момент в оформлении объяснительной записки – это указание причины ошибки. Следует подобрать такую причину, которая позволит минимизировать возможное наказание и вместе с тем будет максимально приближено к истине. Если причина действительно уважительная, то следует постараться подтвердить ее документально.

    Как правило, действительной причиной оказывается нарушение инструкций, требования и правил, установленных в организации, а также невнимательность и поспешность в исполнении какого-либо действия. Объяснить ошибку в работе можно своим болезненным состоянием, усталостью, загруженностью, исполнением обязанностей других отсутствующих сотрудников.

    Если вина признается

    Образец объяснительной об ошибке в работе бухгалтера, когда бухгалтер признает свою вину, но пытается сгладить ее степень приведен ниже.

    Объяснение ошибки бухгалтера

    Если вина не признается или ее нет

    Иногда вины работника в случившемся нет. Если сотрудник уверен в своей правоте, то в объяснительной нужно четко изложить свою позицию, не признавая вины в ошибке. Образец такой записке

    РУССКИЙ ЯЗЫК
    Содержание базовых квалификационных требований

    Государственный гражданский служащий должен показать:


    • правильное употребление грамматических и лексических средств русского языка при подготовке документов;

    • умение использовать при подготовке документов и служебной переписке деловой стиль письма;

    • умение использовать разнообразные языковые средства и тактики речевого общения для реализации различных целей;

    • владение и свободное использование словарного запаса, необходимого для осуществления профессиональной служебной деятельности;

    • умение правильно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-экономической и правовой сферам.

    1. В слове "каталог" ударение падает на … слог:

    • первый

    • втор ой

    • третий

    1. В слове "квартал" ударение падает на … слог:

    • первый

    • второй

    1. Правильная ударная гласная выделена в словах:

    • областЕй

    • нОвостей

    • мЕстностей

    1. Слова с правильным написанием:

    • беспрецедентный

    • изнемождённый

    • интригант

    • инцидент

    • компроментировать,

    1. Слова с неправильным написанием:

    • константировать

    • надсмехаться

    • светопредставление

    • постамент

    • ракурс

    • экскорт

    • юристконсульт

    1. Правильный вариант слова:

    • скоропулёзно

    • скрупулёзно

    • скорпулёзно

    • скропулёзно


    • компанент

    • компонент

    • кампанент

    • кампонент

    1. Правильный вариант написания слова:

    • прецедент

    • прицидент

    • прецендент

    • прицендент

    • прециндент

    1. Слова с буквой "ё":

    • правопреемник

    • новорожденный

    • подоплека

    • оседлый

    1. Слова с "ь":

    • июн…ский

    • октябр…ский

    • ноябр…ский

    • январ…ский


    • нагнать на подчиненных страха

    • перебои в ходе часов

    • поговорить с глаза на глаз

    • не упускать из виду

    • лежать на банковском счету

    1. Правильная грамматическая форма слов:

    • внесение корректив

    • внесение коррективов

    • пятеро грузин

    • пятеро грузинов

    1. Удвоенная согласная используется в слове:

    • ап…артеид

    • ап…лодисменты

    • ап…ологет

    • ап…робация

    • ап…арат

    1. Удвоенная согласная используется в словах:

    • продюс…ер

    • дил…ер

    • мас…он

    • ком…ентарий

    • дилем…а

    1. Удвоенная согласная не используется в словах:

    • доверен...ость

    • капитал…истический

    • дилем...а

    • оп…онировать

    • фин…ский (язык)

    • гум…анизм

    1. Через дефис пишутся следующие сложные слова:

    • (общественно) политические проблемы

    • (общественно) значимый поступок

    • (юридически) грамотный сотрудник

    • (служебно) должностной рост

    • (общественно) опасный человек

    1. Через дефис пишутся сложные слова:

    • (политико) технологические приёмы

    • (политически) важные решения

    • (социально) активная молодёжь

    • (социально) политические вопросы

    • (социально) демографические проблемы


    • зал с четырехсот пятидесяти семью делегатами

    • заботиться о двухста восьмидесяти пассажирах

    • отправить приглашения тремстам семидесяти адресатам

    • выбрать из пятиста шестидесяти восьми билетов

    1. Правильный вариант склонения числительных:

    • из восьмиста пятидесяти опрошенных

    • встреча с пятьюстами шестьюдесятью семью избирателями

    • в двухсот тридцати пяти бюллетенях

    • вручить паспорта сто пятнадцати жителям

    1. Правильный вариант написания и использования числительных в тексте:

    • при массе до 5 кг …

    • при массе до пяти кг …

    • при массе

    1. ... история Москвы богата событиями, важными для жизни всей страны.

    • восемьсот шестьдесят летняя

    • восемьсотшестидесятилетняя

    • восьмисотшестидесятилетняя

    • восьмисот шестидесяти годовая

    1. НЕ со словом пишется слитно в предложении:

    • Из отдела кадров прислали замену (не)допущенному к работе сотруднику.

    • Личный листок по учету кадров был (не)заполнен.

    • (Не)официальный, но очень актуальный документ был опубликован в новостной ленте.

    1. НЕ со словом пишется раздельно в предложениях:

    • Судья (не)колеблясь исправил свою ошибку.

    • (Не)смотря на окончание срока выполнения контракта, работы не выполнены.

    • Обеспечение молодых семей жильем – отнюдь (не)решенная проблема.

    • (Не)заверенная копия документа может быть использована в рабочих целях.

    1. НЕ со словом пишется слитно в предложениях:

    • Письменные разъяснения, данные (не)уполномоченными лицами, могут носить (не)корректный характер.

    • Могут быть признаны (не)действительными сделки, заключенные (не)уполномоченным представителем собственника.

    • Запрещается проведение официальных мероприятий (не)уполномоченными на то физическими и юридическими лицами.

    1. ПРЕДОСТАВИТЬ вместо ПРЕДСТАВИТЬ употребляется в выражении:

    • книга ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой практическое руководство для специалистов, работающих в области юриспруденции и права

    • журналистам ПРЕДСТАВИЛИ нового кандидата в мэры

    • гражданам ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ право выбора формы подачи документов

    • адвокат будет ПРЕДСТАВЛЯТЬ Ваши интересы в суде

    1. Все выделенные слова пишутся с прописной буквы в выражениях:

    • великие Луки,государственный музей искусств им. А.С.Пушкина

    • дамоклов меч, Варшавский договор

    • древняя Русь, марийский государственный педагогический институт

    • государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел

    • крестовые походы, полтавская битва

    1. Все слова пишутся с прописной буквы в наименованиях субъектов Российской Федерации:

    • Еврейская Автономная Область

    • Республика Северная Осетия – Алания

    • Алтайский Край

    • Удмуртская Республика

    1. С прописной буквы пишут названия должностей:

    • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

    • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

    • Секретарь Государственного совета Российской Федерации

    • Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации

    • Помощник Президента Российской Федерации

    1. Правильное употребление прописной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:

    • Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности

    • Евразийская экономическая Комиссия

    • Технический Комитет по общероссийским классификаторам

    • Комиссия таможенного союза

    • Счетная Комиссия

    1. Правильное употребление строчной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:

    • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму

    • Счетная комиссия

    • Аппарат комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности

    • Технический комитет по общероссийским классификаторам

    1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в наименовании:

    • Совет Государственной думы

    • Комитет Государственной Думы по образованию

    • комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики

    1. Правильное использование прописных и строчных букв в приведено в словосочетаниях:

    • московская школа

    • Калининградская область

    • Азиатские страны

    • восточно-сибирская равнина

    • рентгеновские лучи

    1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в выражении:

    • сфера действия настоящего Федерального закона

    • решение этой задачи предусмотрено концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг.

    • требования к стажу гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются Законом субъекта Российской Федерации

    1. Неправильное сокращение использовано в словах:

    • завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть), смотр. (смотри)

    • р-н (район), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)

    • проч. (прочие), ж-д. (железнодорожный), обл. (область)

    • г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

    1. Правильное сокращение использовано в словах:

    • 20% сбор

    • 20%-ный сбор

    • 20-процентный сбор

    • Двадцати -% сбор

    1. Правильно употребленными сокращенными наименованиями государственных органов власти являются:

    • Минтруд Российской Федерации

    • Роспечать

    • МЧС России


    • быть внимательным с подчиненными

    • быть честным с коллегой

    • допустить для участия в конкурсе

    • аллергия к демагогии

    • составить отчет по работе

    1. Правильный вариант словосочетания:

    • доверие в правоохранительные органы

    • доверие к правоохранительным органам

    • доверие правоохранительным органам


    • мощное торнадо

    • итоговый коммюнике

    • шумная авеню

    1. Правильный вариант согласования слов:

    • красивое Дели

    • свежий овощ

    • внесенная корректива

    • уютный Мытищи

    1. Правильный вариант согласования слов:

    • ООО «Арена» зарегистрирована

    • директор департамента с коллегами подготовил проект нормативного акта

    • выполненный план заводом

    1. Предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно:

    • Он привык добиваться поставленной цели во что бы то ни стало.

    • Опровержение будет напечатано не иначе как петитом.

    • Эту работу мог бы выполнить кто угодно.

    • От возмущения заведующий отделом не нашёл, что ответить.


    • Существующее положение пока еще внушает оптимизм – русский язык занимает достойное место среди самых распространенных языков мира.

    • Русский язык, как иностранный или второй родной, знают около 114 миллионов человек.

    • Сейчас, по оценкам экспертов, свободно говорят по-русски 63 миллиона жителей бывших советских республик.

    • Единственная бывшая республика СССР, сохранившая статус русского языка, как государственного, – Белоруссия.

    1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:

    • Вы должны представить документы не позже, чем завтра.

    • Между тем, сотрудники примерно 40% компаний в стране все еще получают зарплату в долларах.

    • Между прочим, курс доллара, который используется при внутренних расчетах, часто ниже, чем официальный.

    • Меньше, чем три часа потребовалось сотрудникам УВД, чтобы задержать грабителя.

    1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:

    • Цель наших энергетиков – максимальное обеспечение внутреннего рынка теплом и светом.

    • По оценкам руководителей энергопредприятий – в этом году им предстоит работать в условиях небывалого роста электропотребления.

    • Прошлой зимой население, и социальные объекты города работали бесперебойно.

    • Логичным итогом привлечения инвестиций в электроэнергетику, должно стать решение проблемы энергодефицита.


    • Зрители оценили фильмы о современной российской жизни в художественном и на редкость правдивом увидении.

    • На пресс-конференции выступил главнокомандующий сухопутных войск.

    • Главная суть выступления оратора – это обоснование необходимости коренных преобразований в отрасли.

    • Первый и второй день командировки прошли спокойно.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Общественность гадает, кто же победит из 8 кандидатов на выборах?

    • В настоящее время социологический опрос журналистов уже продолжается.

    • У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.

    • На трибунах для почётных гостей победители конкурса наблюдали церемонию открытия Дня города.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Опровержение о клеветнических фактах напечатали все местные газеты.

    • Агрессия против суверенного государства была осуждена мировым сообществом.

    • Правительственные круги США не решились признать геноцид Турции против мирного армянского населения.

    • Овладение русским языком открыло доступ к последующему этапу культурно-цивилизационного развития многих наций и народностей.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.

    • Чтобы остановить рост цен на продукты питания, власти намерены провести товарную интервенцию.

    • Сотрудники шли на любое поручение.

    • Услуги дизайнера включали и мебелирование отремонтированной квартиры.

    • На открытие модной выставки собрался весь цвет творческой элиты.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Как Россия, так и члены ЕС заинтересована в продолжении сотрудничества в сфере науки.

    • Как известно, Умберто Эко – не только прекрасный писатель, но еще и известный ученый.

    • Выступление оратора поражало канцелярской выхолощенностью и бедностью языка.

    • Содержание доклада обосновывалось на проверенных фактах.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • В новой библиотеке Ховрино управа района провела церемонию вручения паспортов юным москвичам.

    • Россия будет поставлять газ соседям согласно утвержденного графика.

    • Мэр потребовал прекратить незаконное строительство на благоустроенной территории.

    • Лучше него никто не знает Уголовный кодекс.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • В приветственном слове подчёркивалось, что образование и интеллект будущих специалистов окажется востребованным для страны.

    • В современных условиях знание русского языка как основы бизнеса становится необходимым странам-соседям, и не только им.

    • Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.

    • Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

    1. Предложение, не содержащее речевых ошибок:

    • Нормативное правовое урегулирование отношений, образующихся по поводу с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

    • Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.

    • Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения.

    1. Выражение, не содержащее речевых ошибок:

    • разъяснения о допущенных ошибках

    • оперировать с точными данными

    • подчеркнуть необходимость строительства

    • сдать вовремя благодаря четкой работы

    1. Выражения, содержащие речевые ошибки:

    • сделать вопреки неблагоприятного прогноза

    • поступить наперекор установленных принципов

    • стремление к деятельности, потребность к деятельности

    • восхищение подвигом, уважение к подвигу

    1. Правильное использование фразеологизмов:

    • затеряться в анналах истории

    • применять драконовы меры

    • болтать ерунду на постном масле

    • витать в апогее славы


    • изыскать материальный ущерб

    • удовлетворять современным потребностям

    • заслужить уважение

    • выражать опасения

    1. Выражения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:

    • предпринимать усилия

    • повысить потенциал

    • обнаружить закономерность

    • предвещать поражение

    1. Предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова:

    • Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.

    • Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, изменяется его смысл.

    • Сравним результаты первого кризиса со вторым.

    • Экологические катастрофы – актуальная проблема нашего времени.

    1. Выражения, где допущены ошибки, вызванные избыточным многословием:

    • каждая минута времени

    • в декабре месяце

    • впервые познакомиться

    • впервые встретиться

    • в летний период времени

    • ошибочное мнение

    1. Легальность власти означает:

    • признание власти населением, принятие власти как правомерной и справедливой

    • власть имеет законное происхождение, осуществляется посредством закона

    • аргументированное признание властных полномочий

    1. Намеренное ограничение или лишение прав по какому-либо признаку называется:

    • дискриминация

    • сегрегация

    • геноцид

    • евгеника

    • ксенофобия

    1. Административно-политические жаргонизмы – это словосочетания:

    • проговорить проблему

    • недоиспользовать потенциал

    • проговорить весь вечер

    • недобрать балл

    1. Основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории, – это:

    • политическая партия

    • общественное объединение

    • административно-территориальная единица

    • государство

    1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: «циркуляр», «цивилист», «суверенитет»:

    • фразеологический словарь

    • орфографический словарь

    • этимологический словарь

    • юридический словарь

    1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «атташе», «апокриф»:

    • словарь иностранных слов

    • орфографический словарь

    • орфоэпический словарь

    • словарь паронимов

    1. В официальных документах могут употребляться слова и выражения:

    • сего года

    • текущего года

    • при сем направляем

    • акт составлен

    1. Правильными оборотами речи являются:

    • в городе Москве

    • в городе Москва

    • согласно приказу

    • согласно приказа

    • иметь ввиду

    • иметь в виду

    1. Для деловой переписки характерно:

    • использование клише и штампов

    • двоякое толкование текста

    • соответствие конкретному виду делового письма

    • точность и лаконичность передачи необходимой информации

    1. Использование примечаний к служебным документам:

    • допускается

    • допускается в исключительных случаях, когда соответствующее пояснение невозможно изложить в тексте документа

    • не допускается

    1. К жанрам делового стиля относятся:

    • приказ

    • реферат

    • рассказ

    • диссертация

    • распоряжение

    • судебная речь

    • статья

    1. Приведенный текст принадлежит к стилю речи:
    В период раннего римского законодательства не было и речи о переносимости абстрактных обязательств. В современном праве обязательство, не утрачивая своего характера связи между двумя лицами, приобрело еще другой характер: это – имущественная ценность для кредитора, имущественное обременение – для должника. Оно становится таким образом независимым от личности активных и пассивных субъектов, которые могут меняться, не оказывая влияния на обязательство.

    • разговорному

    • художественному

    • газетно-публицистическому

    • официально-деловому

    • научному

    1. Цель сопроводительного письма:

    • информирование

    • инициирование, поддержание отношений

    • придание юридического статуса

    • побуждение

    1. Правильная форма обращения к адресату в деловом письме:

    • Уважаемый Сергей Викторович!

    • Сергей Викторович, добрый день!

    • Добрый день, уважаемый Сергей Викторович!

    • Господин Иванов!

    1. Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых приводятся конкретные меры по борьбе с коррупцией:
    Демократия в Новгороде просуществовала не менее 6-7 столетий (1). Что же позволило ей так долго сохраниться? (2)

    Принципы формирования правящей верхушки Новгородского княжества были очень похожи на те, которые существовали в раннереспубликанском Риме: бескорыстное служение и частая ротация высших чиновников, прежде всего князей и посадников (3). В частности, среди особенных черт новгородской демократии можно отметить следующие (4):

    Князья и посадники, то есть правители государства, заключали с вече договор, по которому им было запрещено иметь или приобретать какую-либо (крупную) собственность в Новгороде и на подвластных ему территориях (5). В случае нарушения договора вече изгоняло своего правителя, что происходило довольно часто (6).

    Существовали определенные правила поведения для крупных чиновников (бояр). (7). Эти правила предусматривали, что при злоупотреблении служебным положением со стороны кого-либо из бояр вече могло принять решение о том, чтобы «поставить нарушителя на поток» - или, говоря современным языком, конфисковать все его имущество, после чего народ и войско вламывались в дом и в торговые склады боярина и уносили все, что могли унести (8).


    • 3,5,6,8

    • 1,2,3,4,5

    • 1,3,7

    • 3,7,8

    1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют коррупционную составляющую деятельности чиновников на Руси:
    в Московском царстве .

    • губернаторы правили на порученных им территориях Сибири

    • царь не имел на них никакого влияния

    • в условиях бесконтрольности

    • пускались во все тяжкие

    • занимались грабежом местного населения

    • его встречал царский конвой

    • лишались стимулов к накоплению личного богатства

    • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников

    1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют антикоррупционную составляющую деятельности русских правителей:
    Методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией в Московском царстве . Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Известно, что Иван Грозный помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно.

    • царь не имел на них никакого влияния

    • в условиях бесконтрольности

    • пускались во все тяжкие

    • конфисковывал все золото, меха и прочие ценности

    • зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства

    • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников

    • добиться процветания подвластной им провинции


    • Не подмажешь, не поедешь

    • Рука руку моет

    • Делу время – потехе час

    • Тише едешь, дальше будешь

    • Сухая ложка рот дерет

    • Семь раз отмерь, один раз отрежь

    • Загребать жар чужими руками

    1. Народная мудрость, отражающая коррупционный характер деятельности:

    • Всяк подьячий любит калач горячий

    • Дело мастера боится

    • И умный берет, когда глупый дает.

    • Встречают по одежке, провожают по уму

    • Уменье и труд все перетрут


    Просмотров