М чиксентмихайи поток психология оптимального переживания. Михайи Чиксентмихайи - Поток: Психология оптимального переживания

Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi, 29 сентября 1934) - профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета, известный по своим исследованиям тем счастья, креативности, субъективного благополучия и весёлости, однако более всего известен за свою идею «потока» - потокового состояния, изучаемого им в течение нескольких десятилетий.

Книги (3)

Эволюция личности

Лишь активное и сознательное участие в эволюционном процессе поможет нам наполнить жизнь смыслом и радостью, считает Михай Чиксентмихайи, самый цитируемый психолог современности. Судьба человечества в следующем тысячелетии зависит от того, какими сегодня станем мы сами. Захотим ли мы ставить перед собой «сложные» задачи, освободиться от влияния «мемов», устаревших моделей поведения и манипулирования нашим сознанием.

Объединение усилий множества людей, каждый из которых реализует собственный потенциал, и общественное переосмысление нашего эволюционного наследия позволят обратить силу живительного потока на решение вызовов современности. В этом залог не только выживания нашего вида, но и его подлинного возрождения.

В поисках потока: Психология увлеченности повседневной жизнью

Как показывает глубокое исследование жизни тысяч людей, лежащее в основе книги «В поисках потока», мы часто живем, не задумываясь о своей внутренней жизни и не соприкасаясь с ней.

В результате этой невнимательности мы постоянно разрываемся между двумя крайностями: в течение большей части дня мы испытываем беспокойство, стресс на работе и необходимость справляться со своими обязанностями, а свободное время мы проводим, ничего не делая, пассивно и скучно.

Книга «В поисках потока» - это книга о психологии, а также книга самопомощи. Это руководство для тех, кто хочет управлять своей жизнью.

Поток. Психология оптимального переживания

В своей культовой книге выдающийся ученый Михай Чиксентмихайи представляет совершенно новый подход к теме счастья. Счастье для него сродни вдохновению, а состояние, когда человек полностью поглощен интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал, Чиксентмихайи называет потоком.

Автор анализирует это плодотворное состояние на примере представителей самых разных профессий и обнаруживает, что эмоциональный подъем, который испытывают художники, артисты, музыканты, доступен в любом деле. Более того, к нему надо стремиться - и не только в целенаправленной деятельности, но и в отношениях, в дружбе, в любви. На вопрос, как этому научиться, и отвечает книга.

Комментарии читателей

Демьян Новиков / 14.09.2017 Личная рецензия на книгу Михай Чиксентмихайи «В поисках потока»

Представьте себе, что вы где-то слышали о Потоке - определённом состоянии души и тела, в котором жизнь становится прекрасной и удивительной. И ещё вы слышали, что Михай Чиксентмихайи (профессор психологии, бывший декан факультета Чикагского университета) является признанным мастером в вопросах исследования Потока.
И вот вы берёте в руки книгу М. Чиксентмихайи "В поисках потока" и начинаете читать это большое философско-научное произведение о том, что существует невероятное по своей глубине и приятности чувство.
В книге много информации о научных исследованиях М. Чиксентмихайи и его коллег со статистическими данными. Также много размышлений автора на заданную тему. Вся книга как будто бы готовит читателя к тому, что вот-вот вам откроют тайну потока, тайну, с осознанием которой к вам придёт способность генерировать этот самый поток. Читайте внимательно, потому что тайну откроют, похоже традиционно для книг М. Чиксентмихайи, ближе к концу книги. От этого её ценность никоим образом не упадёт, а только возрастет. Потому что теперь вы будете знать, и останется дело за малым - собственно генерировать. Тут уж самостоятельно. Поток штука тонкая, но оно того стоит.

Всегда Ваш, Новиков Демьян, психолог (ищите на b17)

Olga / 9.03.2016 Лучше книги для себя не могу и представить по позитивной психологии.

Андрей / 7.11.2015 Сплошная вода. Ожидал большего от данного автора. Ценность от книги сугубо теоретическая.

Макс / 10.10.2015 Очень хорошая книга. Одна из книг необходимая для формирования позитивного мышления.

Митя / 6.05.2015 Прочитал книжку. Практических советов нет. Сплошная агитация и немного статист.данных о том, кто ощущает себя чаще в потоке. Мой совет, почитайте эту шнягу, а потом читайте и перечитывайте Кастанеду. Там найдете практики по развитию концентрации внимания, по развитию безразличия к окружающим раздражителям и помехам.

Любовь / 25.10.2013 БлагоДарю) Книга очень полезна,если кто интересуется Новым кодом НЛП)

Ася / 23.12.2012 Очень приятная и вдохновляющая книга.

Гость / 10.11.2012 Узнала на вебинаре "Секреты Вселенной" о такой книге и рекомендовали ее прочитать. Благодарю. Обязательно прочитаю.

marina / 16.06.2012 СНежко Елена, i ya prochitala v zhurnale Psichologie...))) buchu chitat--))

Сергей / 2.12.2011 Заплакал на 50-й странице. Я искал такую книгу много лет. Идеи очень похожи на то, что описала Айн Рэнд в своих романах - размышления про то, что приносит радость.

Михай Чиксентмихайи

Поток: Психология оптимального переживания

Научный редактор Дмитрий Леонтьев

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректор М. Миловидова

Верстальщик Е. Сенцова

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Mihaly Csikszentmihalyi, 1990

© Перевод, предисловие. ООО «Научно-производственная фирма «Смысл», 2011

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2011

Все права защищены. Никакая часть электронного экземпляра этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу


Как ковать счастье: секреты мастерства

(предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных ее проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всем мире, причем далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошел в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. Бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас – школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии – нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьей в Италии, где Михай и провел детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я », «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принесшая ему всемирную известность, – это именно «Поток». Через некоторое время после ее выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатленные ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Ее включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времен». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после ее выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать ее перевод, я читал ее по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил ее, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, – в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своем месте, и в этом тексте нет ни одной щелочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя веселый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нем биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга – как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряженность, тонус и жизнь.

О чем она? О многом. Если подходить формально – о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны – благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъема, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишенного многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие – это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтвержденную теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят все новые книги, но одно ясно: состояние потока – одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное – в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), – поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нем удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем ее развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребенком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии все рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренен. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишенные работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощенных и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментально-психологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и ее ответвления в более высокой ценовой категории – гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чем себе не отказывать.

Михай Чиксентмихайи

Поток. Психология оптимального переживания

Перевод с английского Елены Перовой

Научное редактирование и предисловие Дмитрия Леонтьева

Москва 2011

Посвящается Изабелле, Марку и Кристоферу

Как ковать счастье: секреты мастерства (предисловие редактора русского издания)

Он по-настоящему мудрый человек. Медлительный, хотя иногда решительный. Погруженный в себя, хотя периодически расцветающий лучезарной улыбкой. Взвешивающий слова и избегающий категоричных суждений, однако высказывающийся и пишущий удивительно ясно и прозрачно. Интересующийся больше другими, чем собой, однако любящий жизнь в самых разных её проявлениях.

Сегодня он входит в число наиболее авторитетных и уважаемых психологов. Его знают и ценят во всём мире, причём далеко не только коллеги. Несколько лет назад в США вышла популярная антология «Как сделать жизнь», предлагающая уроки мудрости на примере жизни выдающихся мыслителей и писателей прошлого и настоящего, начиная с Платона и Аристотеля. Чиксентмихайи вошёл в число героев этой книги, расположившись между Сэлинджером и Диснеем. бизнес-сообщество относится к нему с огромным вниманием и уважением; его основное место работы сейчас - школа управления Питера Друкера в Клермонтском университете, Калифорния. На рубеже веков Чиксентмихайи, вместе со своим коллегой Мартином Селигманом, стал основателем позитивной психологии - нового течения в психологии, которое направлено на изучение закономерностей хорошей, осмысленной и достойной жизни.

Михай Чиксентмихайи родился в 1934 г. на берегах Адриатики, на территории, которая тогда принадлежала Италии, а сейчас это часть Хорватии. Его отец был венгерским консулом, после крушения фашизма стал послом в Италии, а когда захватившие власть в Венгрии в 1948 г. коммунисты отправили его в отставку, решил остаться с семьёй в Италии, где Михай и провёл детство и школьные годы. Заинтересовавшись психологией и не найдя в Италии подходящего университета, он перелетел океан, чтобы получить психологическое образование в США, и после окончания Чикагского университета остался жить и работать в этой стране, где и прошла вся его профессиональная карьера. Он автор полутора десятков книг, в числе которых: «Смысл вещей: домашние символы нашего Я», «Творческое видение: психология эстетического отношения», «Личность в эволюции», «Быть подростком», «Стать взрослым», «Творчество» и др.

Однако самая главная книга, принёсшая ему всемирную известность, - это именно «Поток». Через некоторое время после её выхода в 1990 году ей сделали блестящую рекламу такие впечатлённые ею читатели, как президент США Билл Клинтон, спикер Конгресса Ньют Гингрич и британский премьер Тони Блэр. Её включают в перечни типа «100 лучших бизнес-книг всех времён». Она относится к редкой категории «долгоиграющих» бестселлеров. Завоевав популярность среди массовой аудитории сразу после её выхода, она продолжает переиздаваться чуть ли не ежегодно и переведена уже на 30 языков.

Это удивительная книга. До того, как я взялся редактировать её перевод, я читал её по меньшей мере дважды, пользовался ею в лекциях и публикациях, безусловно ценил её, чему способствовало и личное знакомство с автором и совместная с ним работа. Но только теперь, медленно и кропотливо перебирая слово за словом, я испытал подлинное, мало с чем сравнимое наслаждение от того, как она написана, - в ней нет зазоров между мыслью и словом, каждое слово пригнано к соседнему, каждая фраза стоит на своём месте, и в этом тексте нет ни одной щёлочки, куда можно было бы просунуть лезвие ножа. Это признак той редкой книги, слова которой не играют в свою игру, ведя весёлый хоровод или, напротив, складываясь в железобетонную конструкцию, а прямо и точно выражают ясную и хорошо продуманную картину мира. Каждое слово неслучайно, в нём биение пульса живой мысли, и поэтому вся эта книга - как живой организм: в ней есть структура, порядок, непредсказуемость, напряжённость, тонус и жизнь.

О чём она? О многом. Если подходить формально - о счастье, о качестве жизни, об оптимальных переживаниях. Категория переживания действительно выступает для Чиксентмихайи одной из центральных (под влиянием знаменитого американского философа начала прошлого века Джона Дьюи), и он убедительно показывает пустоту и бессмысленность, с одной стороны, блеска славы и материального процветания, с другой стороны - благородных лозунгов и целей, если они не порождают у человека ощущения внутреннего подъёма, вдохновения и полноты жизни. И наоборот, наличие подобных переживаний вполне может сделать счастливым человека, лишённого многих привычных нам материальных благ и удовольствий.

Счастье и удовольствие - это разные вещи, и в этом Чиксентмихайи повторяет откровения многих выдающихся философов, начиная от Аристотеля и кончая Николаем Бердяевым и Виктором Франклом. Но не просто повторяет, а выстраивает детальную, стройную и экспериментально подтверждённую теорию, в центре которой находится идея «аутотелических переживаний» или, попросту говоря, переживаний потока. Это состояние полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии… Чиксентмихайи обнаружил его в своих исследованиях творческих личностей, но поток не является исключительным достоянием каких-то особых людей. Вот уже три десятилетия продолжаются исследования и дискуссии вокруг этого явления, выходят всё новые книги, но одно ясно: состояние потока - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни. И самое важное - в отличие от других похожих состояний, которые время от времени попадали в фокус внимания психологов (например, пиковые переживания, счастье, субъективное благополучие), - поток не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. В нём удовольствие сливается с усилиями и смыслом, порождая питающее энергией активное состояние радости.

Поэтому поток напрямую связан с характеристиками личности, уровнем её развития и зрелости. Чиксентмихайи вспоминает, что, когда он был ребёнком, он оказался в эмиграции, в то время как в его родной Венгрии всё рушилось, один строй и уклад жизни сменялся другим. По его собственным словам, он наблюдал распад того мира, в котором в начале своей жизни был довольно комфортабельно укоренён. И он удивлялся, как много взрослых людей, которых он знал ранее как людей успешных и уверенных в себе, вдруг становились беспомощными и теряли присутствие духа, лишившись той социальной поддержки, которая у них была в старом стабильном мире. Лишённые работы, денег, статуса, они превращались буквально в какие-то пустые оболочки. Но были и люди, которые сохраняли свою цельность, целенаправленность, несмотря на весь окружавший их хаос, и они во многом служили для других примером, опорой, которая помогала и другим не терять надежду. И самое интересное, что это были не те мужчины и женщины, от которых этого можно было ожидать. Невозможно было предсказать, какие люди в этой сложной ситуации сохранят себя. Это не были ни наиболее уважаемые, ни наиболее образованные, ни наиболее опытные члены общества. С тех пор он задумался над тем, каковы источники силы тех людей, которые оказываются устойчивыми в этом хаосе. Всю свою дальнейшую жизнь он считает поиском ответа на эти вопросы, который ему не удалось найти ни в чересчур субъективных и зависящих от веры философских и религиозных книгах, ни в слишком упрощённых и ограниченных по своему подходу психологических исследованиях. Это были люди, которые сохраняли свою устойчивость и достоинство в бурях Второй мировой войны, которые сделали что-то невозможное, и в этом можно было найти ключ к тому, на что способен человек в своих лучших проявлениях.

Книга «Поток» представляет собой очень нетривиальный подход ко многим проблемам общей психологии, прежде всего к проблемам эмоциональной жизни человека и регуляции поведения. Ни к чему пересказывать содержание книги, которая находится в ваших руках, но отмечу главное, на мой взгляд. Чиксентмихайи с убедительным историческим и экспериментальнопсихологическим материалом в руках методично, шаг за шагом опровергает мифы массовой потребительской культуры и её ответвления в более высокой ценовой категории - гламура. Эти мифы известны: не надо грузиться, не надо париться, все главные ответы на жизненные задачи просты, чтобы быть счастливым, надо не думать о сложностях и неприятностях и иметь побольше денег, чтобы ни в чём себе не отказывать.

Книга Чиксентмихайи, как и другие его работы, не оставляет камня на камне от этой сладкой лжи. Он утверждает: человечество развивается. Мир, в котором мы живём, становится всё сложнее, и человеческий ответ на этот вызов сложности - не прятать голову в песок, а самим становиться всё более сложными, более уникальными и одновременно всё более связанными с другими людьми, идеями, ценностями и социальными группами. Радость потока - это высшая награда, которой может одарить нас природа за стремление к решению всё более и более сложных осмысленных задач, и которую другим способом получить невозможно. В отличие от уровня жизни, качество переживаний можно повысить, заплатив только одной валютой - вложением внимания и организованных усилий; другая валюта в царстве потока не имеет цены. «Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя, таким образом, радость в окружающей нас повседневности».

На вопрос «Счастливы ли вы?» большинство людей вряд ли ответят однозначно. Для каждого человека понятие счастья включает в себя ряд тех или иных факторов. Это позволяет говорить о том, что состояние благополучия является субъективным. Но существует ли счастье, которое будет обладать характеристиками неотъемлемости и трансцендентности? На этот вопрос отвечает психолог Михай Чиксентмихайи.

Теория потокового переживания и современное психологическое знание

Большая часть психологов в разработке своих теорий опиралась на материал, полученный от нездоровых пациентов - невротиков. Например, таковым является всем известный психоанализ Фрейда.

Труд, который создал Михай Чиксентмихайи - «Поток. Психология оптимального переживания» - отображает одну из авторитетнейших концепций в современной психологической науке. Чиксентмихайи, как и Маслоу, является тем ученым, который поставил во главу угла здорового человека. Теория потока находит прикладное применение во множестве областей. Это клиническая психотерапия, повышение эффективности в образовательных процессах, коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями.

Что упущено человеком разумным?

В наше время многие не без причин предрекают конец европейской цивилизации. С другой стороны, мы часто забываем о масштабах того прогресса, которого нам удалось достичь. Чиксентмихайи подчеркивает: наши возможности несоизмеримо больше тех, что имели люди, например, во времена Древнего Рима. Чего же не смог добиться человек? Ответ прост: он не сумел стать счастливым. И более того, в данном отношении даже не наблюдается никакого прогресса.

Беспощадная статистика свидетельствует: в цивилизованных странах, начиная с девятнадцатого века, происходит постепенное увеличение количества самоубийств.

Состояние благополучия и современная культура

В своей книге ученый приходит к выводу, что счастье является субъективным понятием. Удовлетворяя одни потребности, человек неизбежно сталкивается с тем, что на их место приходят новые. Благополучие всегда ускользает из рук. Каждая культура стремилась по-своему решить эту проблему. Например, при помощи веры в бога. Но сколько мы знаем людей, которых она осчастливила? Когда же верования терпят поражение, их место занимают столь вожделенные блага: материальные богатства, власть, секс. Но и они не приносят покоя.

Итак, мы научились удовлетворять наши физические нужды, но не душевные. Очевидно, что счастье во многом определяется именно условиями, которые предъявляет нам жизнь. Человек без крыши над головой вряд ли будет чувствовать себя довольным. Не испытают особого энтузиазма и люди, живущие в нестабильной политической обстановке. И, конечно, не могут быть полноценно счастливыми те, у кого имеются проблемы в семейной жизни.

Что такое состояние потока и его особенности

Но ведь, таким образом, люди априори не могут обрести покой? Каждому бог дает свой крест, чаще всего, кажущийся непосильным.

Чиксентмихайи сумел ответить на этот вопрос. То, что необходимо человеку для поимки птицы субъективного счастья - вовсе не тепличное существование с полным отсутствием проблем. И даже не состояние расслабленности. Что уж говорить, если 1.4% кончающих жизнь самоубийством делают это из-за… пресыщенности жизнью.

Нет. Счастье приносит нечто совершенно иное; ученый дает этому состоянию название «поток». Книга (Михай Чиксентмихайи утверждает, что она является результатом двадцатипятилетних исследований) посвящена тому, как любой человек может его достичь. Парадоксально, но оно даже сродни боли. Это - стремление к цели.

Должны ли мы себя ощущать комфортно, добиваясь ее? И на этот вопрос ответ также отрицателен. Вряд ли бегун, из последних сил приближающийся к финишу, чувствует себя, как в домашнем кресле.

Состояние контроля и власти над событиями собственной жизни и описывает Михай Чиксентмихайи. Поток - это точка, в которой человек превосходит свои силы; тот пункт, где можно обрести истинное счастье.

Как работает человеческое сознание

Истиной нашего бытия является тот факт, что нам никогда не достичь полной безопасности и исполнения всех желаний, утверждает Михай Чиксентмихайи. Поток отличается от состояния временной удовлетворенности тем, что последнее обусловлено внешними факторами. Для одних препятствия - это то, что способно полностью их разрушить. Для других - стимул, который провоцирует на максимальную концентрацию и контроль восприятия.

Сознание ведет себя избирательно по отношению ко всему многообразию окружающей информации. Оно «выхватывает» из нее те куски, которые соответствуют его внутреннему содержанию. Концентрация на негативе приводит лишь к его разрастанию. Вследствие этого, человек приходит в состояние внутренней разупорядоченности или энтропии, что противоположно счастью.

Как войти в состояние потока?

Условием создания потока является погружение в деятельность, утверждает Михай Чиксентмихайи. В поисках потока человеку нужно суметь выявить для себя те занятия, которые одновременно и соответствуют его способностям, и представляют собой вызов. Типов такой деятельности неисчислимое множество. Это может быть что угодно: соревнования в разнообразных видах спорта, оттачивание навыков в изобразительном искусстве, работа в сфере предпринимательства, утверждает Михай Чиксентмихайи. Психология потока имеет важный аспект: состояние истинного счастья невозможно без напряженных усилий.

Хотя оно может возникнуть и спонтанно, в большинстве случаев без стараний не обойтись, предупреждает нас Михай Чиксентмихайи. Поток не благосклонен к тем, кто ленив.

Итак, удовлетворение насущных человеческих потребностей - важная составляющая жизни, но внутреннее благополучие находится в совершенно другой области. «Поток» - книга (Михай Чиксентмихайи подчеркивает ее универсальность), которая способна научить быть счастливым каждого: от уборщицы до акционеров транснациональных компаний.

  • Поток - состояние оптимального переживания человека, полное слияние со своим делом. Приносит чувство воодушевления и особую радость.
  • Невзирая на различие культурных уровней, все люди описывают состояние радости примерно одинаково.
  • Люди, научившиеся контролировать свои переживания, могут сами влиять на качество своей жизни.

Три десятилетия назад в психологии родился и быстро завоевал популярность термин, который вызывает ассоциации с чем угодно, только не с академической наукой, - «поток» (flow). Это состояние оптимального переживания человека - полного слияния со своим делом, поглощения им, когда не ощущаешь времени, самого себя, когда вместо усталости возникает постоянный прилив энергии…

Психолог Михай Чиксентмихайи обнаружил его, исследуя жизнь творческих личностей, но «поток» - не исключительное достояние каких-то особых людей. «Поток» не снисходит на нас как благодать, а порождается нашими осмысленными усилиями, он в наших руках. А состояние «потока» - одна из самых прекрасных вещей в нашей жизни.

Господство над судьбой

Всем нам приходилось испытывать мгновения, когда мы ощущаем не удары безымянных сил, а контроль над своими действиями, господство над собственной судьбой. В эти редкие минуты мы чувствуем воодушевление, особую радость. Эти чувства надолго остаются в нашем сердце и служат ориентиром для нашей жизни.

Когда моряк, держащий верный курс, чувствует, как ветер свистит в ушах, парусник скользит над волнами, паруса, борта, ветер и волны сливаются в гармонию, которая вибрирует в венах морехода. Когда художник чувствует, что краски на холсте, ожив, притягиваются друг к другу и новая живая форма вдруг рождается на глазах у изумленного мастера. Когда отец видит, как его ребенок в первый раз отвечает на его улыбку своей.

Это, однако, происходит не только, когда внешние обстоятельства благоприятны. Те, кто пережил концентрационные лагеря или сталкивался со смертельной опасностью, говорят, что часто, несмотря на серьезность положения, они как-то особенно полно и ярко воспринимали обыкновенные события, например пение птицы в лесу, завершение тяжелой работы или вкус поделенной с товарищем краюхи хлеба.

Счастье

Счастье - это вовсе не то, что с нами случается. Это не результат везения или счастливой случайности. Его нельзя купить за деньги или добиться силой. Оно зависит не от происходящих вокруг событий, а от того, как мы их интерпретируем.

Счастье - это состояние, к которому каждый должен готовиться, выращивать его и хранить внутри себя. Люди, научившиеся контролировать свои переживания, смогут сами влиять на качество своей жизни. Только так каждый из нас может приблизиться к тому, чтобы быть счастливым.

Оптимальное переживание

Вопреки распространенному мнению, лучшие моменты нашей жизни приходят к нам не в состоянии расслабленности или пассивного восприятия. Конечно, и расслабленность может доставлять удовольствие, например после тяжелой работы. Но наилучшие моменты обычно случаются, когда тело и разум напряжены до предела в усилии добиться чего-то трудного и ценного.

Как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов

Мы сами порождаем оптимальное переживание: когда ребенок дрожащими пальцами ставит последний кубик на вершину самой высокой башни, которую он когда-либо строил, когда пловец делает последнее усилие, чтобы побить свой рекорд, когда скрипач справляется со сложнейшим музыкальным пассажем.

Для каждого из нас существуют тысячи возможностей, задач, через которые можно раскрыть себя. Непосредственные ощущения, испытываемые в эти моменты, не обязательно должны быть приятными. Во время решающего заплыва мышцы спортсмена могут болеть от напряжения, а легкие разрываться от недостатка воздуха, он может терять сознание от усталости - и тем не менее это будут лучшие моменты его жизни.

Любимое дело

Первой неожиданностью была высокая схожесть ощущений, испытываемых людьми во время того, когда они занимались своим любимым делом и у них это хорошо получалось. Так, пловец, пересекающий пролив Ла-Манш, испытывал чувства, очень похожие на те, которые переживал шахматист во время напряженного турнира, или на те, что испытывал альпинист, преодолевающий трудный участок скалы на пути к вершине.

О подобных впечатлениях рассказывал и музыкант, работающий над сложным музыкальным пассажем, и чернокожий подросток из бедных кварталов Нью-Йорка, участвующий в финале баскетбольного первенства, и многие, многие другие.

Невзирая на различие культурных уровней, степень экономического благосостояния, люди описывали состояние радости одинаково

Второй неожиданностью было то, что, невзирая на различие культурных уровней, степени экономического благосостояния, социальной принадлежности, пола, возраста этих людей, все они описывали состояние радости примерно одинаково. Их занятия при этом весьма различались: пожилой кореец медитировал, молодой японец носился на мотоцикле с бандой рокеров, жительница альпийской деревни ухаживала за животными, но описание переживаний почти совпадало.

Более того, объясняя, почему это занятие приносит им радость, люди указывали на сходные причины. Можно с уверенностью сказать: как само оптимальное переживание, так и условия его возникновения одинаковы для всех культур и народов.

Радость в повседневности

В ходе развития человечества каждая культура вырабатывала определенные защитные механизмы, облегчающие человеку его существование. Сюда относятся и религия, и искусство, и философия. Одной из их задач было помочь человеку справиться с разрушающим воздействием вселенского хаоса, помочь поверить, что человек может контролировать то, что с ним происходит, помочь почувствовать удовлетворение жизнью и судьбой.

Однако подобные механизмы обеспечивают только временную защиту. Со временем устоявшиеся религиозные верования «изнашиваются», утрачивая способность обеспечивать необходимое нам душевное спокойствие.

Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления

Лишенные духовной опоры, люди часто находят решение проблемы удовлетворенности жизнью в коллекционировании всевозможных удовольствий и развлечений, основанных на генетических программах или определяемых обществом. Многие сегодня идут по жизни, руководствуясь жаждой богатства, власти или секса.

Однако качество жизни нельзя повысить таким способом. Ключ к счастью лежит в умении контролировать себя, свои чувства и впечатления, находя таким образом радость в окружающей нас повседневности.

Придать смысл

Для того чтобы превратить всю свою жизнь в одно яркое и захватывающее «потоковое» переживание, недостаточно просто научиться контролировать содержание своего сознания в каждый данный момент. Необходимо также иметь глобальную систему взаимосвязанных жизненных целей, которая способна придать смысл каждому конкретному делу, которым занимается человек.

Если просто переключаться с одного вида потоковой деятельности на другой без всякой связи между ними и без всяких глобальных перспектив, то очень вероятно, что, оглянувшись назад на прожитую жизнь, вы не обнаружите в ней смысла. Задача теории «потока» - научить человека достигать гармонии во всех своих начинаниях.

Цели - в себе

«Аутотелической личностью» мы называем человека, способного превратить реальные или потенциальные угрозы в приносящие радость задачи. Это человек, который никогда не скучает, редко тревожится, обращает внимание на то, что происходит вокруг него, а взявшись за какое-либо дело, легко увлекается им, входя при этом в состояние потока.

Сам термин «аутотелическая личность» обозначает «личность, цели которой находятся в ней самой», он отражает самодостаточность, автономность личности, ее способность самостоятельно ставить цели. Для большинства людей цели, как правило, задаются биологическими инстинктами или формируются обществом, то есть источники целей находятся «вовне».

У аутотелической личности большая часть целей вытекает из сознательной оценки своих переживаний и отражает ee истинные потребности. Аутотелическая личность способна трансформировать хаос внешней среды в опыт «потока».

Жить «вопреки»

Примеры того, как люди находят в жизни «поток», несмотря на выпавшие им несчастья, собрал и обработал профессор Миланского университета Фаусто Массимини. В одну из изучаемых им групп входили молодые люди, в результате травм или несчастных случаев получившие паралич конечностей. Одним из самых неожиданных результатов его исследований было то, что даже спустя годы после происшедшего с ними несчастья эти люди неоднозначно оценивали трагический случай, изменивший их жизнь.

С одной стороны, это была трагедия. Но с другой, именно она открыла для них неведомый, намного более совершенный мир - мир «ограниченного выбора». Те пациенты, которые смогли справиться с новыми задачами и проблемами, возникшими вследствие их увечья, говорили о появлении у них ясных и отчетливых целей в жизни, которых не было раньше. При этом молодые люди испытывали настоящую гордость от того, что научились жить не «благодаря», а «вопреки».

Восемь компонентов «потока»

Когда люди описывают свои переживания в моменты радости, они упоминают как минимум один из следующих компонентов (а нередко и все восемь):

  • Выполнимость деятельности, достижимость цели, решаемость задачи.
  • Возможность сконцентрироваться на том, что человек делает.
  • Четкие цели.
  • Четкая и немедленная обратная связь для корректировки движения к цели.
  • Полная поглощенность проблемой, освобождение сознания от забот и тревог повседневной жизни.
  • Ощущение полного контроля за происходящим.
  • Отсутствие у человека в потоке мыслей о себе самом (однако после того, как человек побывал в «потоке», его индивидуальность становится более сильной, более яркой).
  • Ощущение течения времени в процессе «потока» может варьировать в широких пределах: секунды тянутся как часы, часы пролетают как секунды.

Комбинация всех этих условий вызывает то чувство глубокой радости, ради которого испытавшие его люди готовы снова и снова затрачивать невероятное количество усилий и времени.

Об эксперте

Автор термина и теории «потока», один из наиболее авторитетных и уважаемых психологов мира. Профессор Клермонтского колледжа, автор полутора десятков книг, в числе которых и знаменитая «Поток: психология оптимального переживания» («Flow: the Psychology of Optimal Experience», Harper and Row, 1990).



Просмотров