Обязательные условия в контракте по 44 фз. Государственный (муниципальный) контракт (общие требования). Что может быть предметом государственного контракта

1. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

2. При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и настоящего Федерального закона.

3. Особенности определения цены государственного контракта на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному оборонному заказу с учетом требований, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, могут устанавливаться Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

4. В контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).

7. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

8. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.

9. Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

10. Допускается заключение контрактов на поставки технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ либо оказание услуг в сфере образования или услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению, услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе по предоставлению путевок, с несколькими участниками закупки. При этом право заключения контракта с несколькими участниками закупки устанавливается заказчиком в документации о закупке.

11. Для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

12. Если контракт заключается на срок более чем три года и цена контракта составляет более чем сто миллионов рублей, контракт должен включать в себя график исполнения контракта.

13. В контракт включаются обязательные условия:

1) о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки;

2) об уменьшении суммы, подлежащей уплате заказчиком юридическому лицу или физическому лицу, в том числе зарегистрированному в качестве индивидуального предпринимателя, на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.

13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

14. В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 настоящего Федерального закона.

15. При заключении контракта в случаях, предусмотренных пунктами 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 - 53 части 1 настоящего Федерального закона, требования частей 4 - 9, 11 - 13 настоящей статьи заказчиком могут не применяться к указанному контракту. В этих случаях контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации для совершения сделок.

16. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).

16.1. Предметом контракта может быть одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Порядок и основания заключения таких контрактов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

17. В случае, если Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящего Федерального закона в отношении конкретной закупки принято решение о необходимости включения в контракт дополнительных условий его исполнения, в том числе не связанных с предметом контракта, в документации о закупке должна быть указана информация о таких дополнительных условиях.

18. При заключении контракта заказчик по согласованию с участником закупки, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, вправе увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта (ценой лота), если это право заказчика предусмотрено документацией о закупке. При этом цена единицы товара не должна превышать цену единицы товара, определяемую как частное от деления цены контракта, указанной в заявке на участие в конкурсе, запросе предложений или предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на количество товара, указанное в извещении о проведении закупки.

22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.

23. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.

24. Указанная в части 23 настоящей статьи информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.

25. В случае непредоставления заказчику указанной в части 23 настоящей статьи информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) информация об этом размещается в единой информационной системе. Непредоставление указанной информации поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не влечет за собой недействительность заключенного контракта по данному основанию.

26. В контракт включается условие о банковском сопровождении контракта в случаях, установленных в соответствии со настоящего Федерального закона.

27. В контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

28. В контракт включается дополнительное условие о продаже лесных насаждений для заготовки древесины при заключении контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с положениями статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.

29. Правительство Российской Федерации вправе определить:

1) порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта;

2) требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.

Положения статьи 34 закона №44-ФЗ используются в следующих статьях:
  • Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
    3. В случаях, предусмотренных в соответствии с частью 16 статьи 34 настоящего Федерального закона, а также в иных установленных Правительством Российской Федерации случаях для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке вместо критериев, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, вправе устанавливать в качестве критерия стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Критерий стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы на закупку товара или выполнение работы, последующие обслуживание, эксплуатацию в течение срока их службы, ремонт, утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта. Расчет стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта производится с учетом методических рекомендаций, предусмотренных частью 20 статьи 22 настоящего Федерального закона.
  • Конкурсная документация
    6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками открытого конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации (далее - поисковая научно-исследовательская работа), с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и начальная (максимальная) цена лота равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов в отношении данного лота;
  • Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе
    9. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты с несколькими участниками конкурса в случаях, указанных в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, в том числе на выполнение поисковых научно-исследовательских работ, конкурсная комиссия присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в конкурсе, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в конкурсе, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество таких контрактов, указанное в конкурсной документации.
  • Конкурсная документация
    6) информацию о возможности заказчика заключить контракты, указанные в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, с несколькими участниками закупки на выполнение составляющих объект закупки двух и более поисковых научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации, с указанием количества указанных контрактов. В этом случае в качестве начальной (максимальной) цены контракта указывается начальная (максимальная) цена одного контракта. При этом начальная (максимальная) цена всех контрактов на выполнение поисковых научно-исследовательских работ является одинаковой и их общая начальная (максимальная) цена равняется сумме начальных (максимальных) цен всех таких контрактов;
  • Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    15. Если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракты с несколькими участниками открытого конкурса в электронной форме в случаях, указанных в части 10 статьи 34 настоящего Федерального закона, заказчик присваивает первый номер нескольким заявкам на участие в открытом конкурсе в электронной форме, содержащим лучшие условия исполнения контракта. При этом число заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которым присвоен первый номер, не должно превышать количество таких контрактов, указанное в конкурсной документации.
  • Особенности планирования и осуществления закупок на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства
    1) не руководствоваться положениями статей 23, 28, 30, 34 - 37, 41, 44, 45, 103 и частей 4 - 6 статьи 104 настоящего Федерального закона;
  • Заключительные положения
    6. До утверждения федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, типовых контрактов, типовых условий контрактов в соответствии с частью 11 статьи 34 настоящего Федерального закона заказчики самостоятельно разрабатывают проекты контрактов.

Настоящий Федеральный закон определяет отношения между государственными заказчиками и поставщиками. Они направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Благодаря созданным отношениям повышается эффективность, а также результативность осуществления госзакупок работ, товаров и услуг. Дополнительно обеспечивается прозрачность и гласность проведения подобных сделок, что исключает коррупцию и другие неприятные действия в области госзакупок.

Чтобы произвести закупку, необходимо :

  • Составить план, способствующий правильному распределению работ, товаров и услуг (о том, как внести изменения в план закупок, можно узнать );
  • Определить потенциальных поставщиков. В категорию поставщиков входят исполнители и подрядчики;
  • Заключить договор на гражданско-правовой основе. Он подписывается с целью осуществления одного из действий:
    • Выполнение работы;
    • Поставка товара;
    • Оказание услуги.
  • Определить нюансы выполнения договора;
  • Проанализировать услуги поставщиков;
  • Провести аудит в этой области;
  • Проконтролировать все операции, связанные с закупками и рассмотреть, были ли проведены действия в соответствии с настоящим законодательством Российской Федерации и других нормативно правовых актов.

Государственный контракт — документ, который заключается между лицами для осуществления поставки продукции или выполнения различных работ и услуг, предназначенных для государственных нужд. Благодаря государственному контракту, поставщик обязан передать производимую продукцию заказчику. Заказчик, в свою очередь, обязуется предоставить своевременную оплату после заключения контракта. Государственный контракт подписывается после создания необходимых условий, способствующих выполнению обязанностей. (Особенности исполнения контракта по ФЗ 44 в ).

Порядок заключения

Новое законодательство несет единственную, но очень важную ответственность. Оно контролирует максимальную прозрачность в области осуществления государственных закупок. ФЗ-44 ведет борьбу с коррупцией и предотвращает нецелевое распределение бюджетных денежных средств. В результате были созданы несколько основ, в цели которых входит предотвращение нелегальных поставок и максимальная открытость сделки. ( и 223 ФЗ для чайников можно )

  • Контрактная служба — каждое муниципальное или государственное учреждение, которое закупает товар или услуги на сумму выше 100 миллионов рублей в год, должно нанять специальных сотрудников. Это люди со специализацией в области заключения государственных контрактов. Благодаря этим сотрудникам госзакупки будут осуществляться эффективнее и грамотнее;
  • Планирование закупочной работы . В соответствии с законом, раньше планы и графики составлялись государственным заказчиком только на год. Теперь подобные проекты дополнены информацией о закупках, если они составляются на ближайшие три года. Также добавились некоторые особенности заключения контракта. План-график закупок составляется в течение 10 дней с момента получения прав на распоряжение бюджетными денежными средствами. В рамках ЕИС составленные графики должны быть опубликованы в открытом доступе.
  • ЕИС — Единственная Информационная Система. На смену старого сайта, где закупались товары, была создана специальная информационная структура. Теперь в пределах ЕИС будут не только проводиться и организовываться конкурсы. Здесь также можно найти информацию по планам закупок крупнейших поставщиков и заключенным планам-графикам. Система создана для того, чтобы решать несколько задач одновременно. А именно, предоставить пользователям информацию и сделать процесс закупок более эффективным;
  • Антидемпинговая политика . Демпинг серьезно влияет на качество исполнения контракта. ФЗ-44 был создан, чтобы исключить негативное воздействие на рынок. Теперь, если поставщик предложил цену на 25% ниже минимальной, он должен предоставить информацию о том, как сформировалась такая стоимость. Также ему требуется доказать, что работа по этой цене будет качественной. Только в таком случае участник может быть включен в тендер;
  • Исполнение контракта . Если контракт был заключен, необходимо провести еще ряд мероприятий. Даже на этапе подписания договора уже вносятся несколько инноваций. Теперь до подписания контракта по предоставлению продукции и услуг, заказчик проводит экспертизу поставок по условиям и предмету контракта. После проведения этой операции составляется отчет, который публикуется в ЕИС.

Срок

В какой срок заказчик должен подписать контракт по 44-ФЗ? Срок подписания контракта для электронного аукциона составляет 27 дней. Документ заключается не раньше, чем через 10 дней после публикации протокола подведения итогов электронного аукциона. Если заказчик нарушает срок, предусматривается административная ответственность согласно статье 7.32 КоАП РФ. Иногда сроки нарушаются со стороны победителя аукциона. В этом случае суд его признает как уклонившегося от заключения контракта.

На какой срок заключается государственный контракт по 44-ФЗ? Срок действия контракта зависит от прописанных в нем условий. Иными словами, договор действует до того момента, пока все обязательства по нему не будут исполнены. После того как было выполнено последнее условие, договор полностью прекращает свое существование. Если рядом с конкретными обязательствами указывается отдельный срок, это не значит, что после его окончания они перестанут действовать. Договор признается выполненным после оказания всех предписывающих условий.

Федеральный закон №44 не содержит такого понятия, как максимальный срок государственного контракта после заключения. Существуют промежуточные периоды, в течение которых указанные в нем обязательства должны быть выполнены.

Скачать ФЗ-44

В настоящем Федеральном законе определяются отношения, которые направлены на обеспечение муниципальных и государственных нужд. Основная цель Федерального закона — повышение результативности, эффективности, осуществления закупок работ, товаров, услуг, обеспечение прозрачности и гласности подобных госзакупок с учетом заключения контракта.

Закон утверждается Правительством Российской Федерацией. Затем законодательные положения согласовываются с Администрацией Президента РФ или другим юридическим лицом в случаях, предусмотренных статьей 15 настоящего 44-ФЗ.

Чтобы скачать последнюю редакцию закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с изменениями, дополнениями и поправками, перейдите по .

Законодательство РФ предусматривает установление правоотношений между государственными или муниципальными структурами и частными поставщиками товаров, сервисов и работ посредством подписания особых контрактов. Данные соглашения должны заключаться в соответствии со строгими правилами, установленными в отдельных источниках права. Их подписание и исполнение характеризуется большим количеством нюансов. В чем заключается специфика правоотношений, оформляемых посредством государственных контрактов? Каким образом они заключаются?

Что может быть предметом государственного контракта?

Государственный контракт заключается в целях юридического оформления правоотношений, предмет которых — реализация товаров или оказание услуг для нужд органов власти, возникающих по причине необходимости реализации данными структурами своих полномочий. Заказчик в рамках соответствующего договора — государство, а исполнителем может быть организация, ИП или физическое лицо.

Как может выглядеть государственный контракт? Образец структуры соответствующего документа — на картинке ниже.

Контрагент по госконтракту может быть как связанным с госструктурами, так и независимым от них. В ряде случаев государственный контракт может заключаться и с иностранными субъектами, как правило, в тех случаях, когда необходимые товары или услуги орган власти не может заказать внутри страны.

Рассматриваемый тип правоотношений заключается в рамках определенных законом процедур и сроков. Изучим их специфику подробнее.

Процедура и сроки заключения госконтракта

Первый этап оформления правоотношений с участием государства и его контрагентов — составление проекта рассматриваемого контракта. Он разрабатывается непосредственно органом власти, то есть, заказчиком, а затем направляется поставщику. Если вторую сторону правоотношений устраивают то она подписывает его в течение 30 дней, после чего передает экземпляр контракта государственному органу, который разработал проект соглашения.

В ряде случаев заключение государственного контракта осуществляется после торгов в рамках процедуры размещения госзаказа для нужд органов власти. В этом случае сроки подписания соответствующего соглашения могут быть другими: договор может быть заключен не ранее, чем через 10 дней после подписания протокола торгов, но не позднее чем через 20 дней после осуществления данной процедуры.

Если поставщик не подпишет договор в сроки, определенные законодательством, то право заключения соглашения с государством передается другому хозяйствующему субъекту. Как правило, тому, который предложит следующую по степени выгоды цену в рамках торгов. При этом фирма, отказавшаяся от заключения государственного контракта, может быть внесена в реестр недобросовестных контрагентов. В этом случае соответствующая организация не сможет в течение 3 лет участвовать в торгах при госзаказах.

Заключение государственного контракта предполагает определение его условий. Изучим данный аспект подробнее.

Условия по государственным контрактам

Условия контракта, заключаемого поставщиком тех или иных товаров или услуг с государством, классифицируются:

  • на существенные;
  • на обязательные;
  • на прочие.

К первому типу условий соответствующего соглашения относятся:

  • предмет;
  • сроки;
  • стоимость поставок и порядок их оплаты.

В случае если контрагент работает по УСН, то цена контракта указывается без НДС. Если нет, то величина налога на добавленную стоимость отражается в структуре цены по контракту.

К обязательным условиям договора относятся:

  • место исполнения соглашения;
  • процедура приемки поставленного товара;
  • условия ответственности сторон правоотношений.

Как правило, государственный контракт предполагает установление порядка ответственности, в соответствии с которым государство или его контрагент выплачивают в случае неисполнения условий договора неустойку, исчисляемую с учетом действующей ставки рефинансирования Центробанка. В случае если какая-либо из сторон докажет, что неисполнение условий контракта имело место в силу форс-мажора или иной объективной причины, неустойка не уплачивается.

К прочим условиям контракта можно отнести, в частности, его обеспечение. Полезно будет рассмотреть его специфику подробнее.

Обеспечение как условие контракта

Под обеспечением в контексте такого соглашения, как государственный контракт принято понимать финансовую гарантию исполнения поставщиком товаров или услуг по госзаказу. В случае если контрагент органа власти не сможет решить поставленные задачи, то за счет обеспечения заказчик получит возможность покрыть возникшие убытки.

Основные госконтрактов:

  • банковская гарантия;
  • страхование;
  • поручительство;
  • залог.

При этом величина обеспечения в рамках государственных контрактов не должна превышать 30 % от цены поставок товаров или оказания услуг, зафиксированной в извещении об инициировании торгов.

Даже если условия контракта между государством и его контрагентом согласованы, впоследствии их, так или иначе, можно изменить. Изучим то, каким образом это можно сделать.

Изменение условий государственного контракта

Прежде всего отметим, что условия госконтракта, относящиеся к существенным, сроки, место реализации правоотношений, а также корректироваться не могут. Однако, разрешается изменять такие опции соглашения, как:

  • данные о сторонах сделки (изменения в них могут быть предопределены, к примеру, теми или иными корректировками в учредительных документах, реквизитах);
  • сведения о количестве или объеме заказанных государством товаров или услуг;
  • общая цена контракта, в случае если по инфляционным причинам при долгосрочном соглашении меняются факторы, влияющие на величину издержек поставщика.

При этом любое изменение условий государственного контракта, инициированное одной стороной сделки, должно быть принято партнером по соглашению.

Изучим теперь то, в каком порядке госконтракт прекращает свое действие.

Прекращение действия контракта

Государственный контракт (договор) может быть прекращен, если:

  • сторонами исполнены основные обязательства;
  • партнеры совместно приняли решение о прекращении правоотношений;
  • соответствующий договор аннулирован судом.

Расторгается контракт, как правило, в порядке гражданского судопроизводства. Слушание на предмет аннулирования соглашения, таким образом, инициируется одной из сторон. При этом она может обратиться в суд, только если ее партнер отказался расторгнуть контракт при наличии на то правовых оснований, или же в случае, если от контрагента не получен ответ на соответствующее предложение в установленный срок — по договору или по законодательству.

Государственный и муниципальный контракт — инструмент документального оформления правоотношений, который регулируется положениями ст. 72 БК РФ, а также принятого 05.04.2013. Рассмотрим особенности законодательного регулирования процедуры заключения госконтрактов подробнее.

Законодательное регулирование государственных контрактов: статья 72 БК РФ

Итак, в числе ключевых источников права, юрисдикция которых распространяется на предприятия, участвующие в правоотношениях в рамках государственных контрактов — Бюджетный кодекс. В соответствии с положениями статьи 72 БК РФ закупки различных товаров, работ или сервисов в целях обеспечения потребностей государственных или же муниципальных органов власти осуществляются в формате контракта, который:

  • заключается по товаров, сервисов или работ;
  • формируется в соответствии с установленными нормами права;
  • оплачивается при соблюдении лимитов в рамках бюджетных обязательств, что установлены в законодательстве.

БК РФ выделяет отдельную категорию соглашений — госконтракты на предмет поставок тех или иных товаров для Вооруженных сил России в рамках программ, которые утверждаются президентом РФ. Данные договоры могут заключаться при условии оплаты поставок в пределах денежных средств, которые определены условиями соответствующих программ.

В БК РФ также сказано о том, что государственный контракт на оказание услуг или же выполнение работ при длительности цикла реализации, превышающей срок действия лимитов в рамках бюджетных обязательств, может оплачиваться в пределах величины денежных средств, которые определены посредством решений, принимаемых органами власти в порядке, определенном положениями БК РФ.

В случае если предмет госконтракта — поставка товаров в рамках срока, который превышает срок действия лимитов бюджетных обязательств, то соответствующие соглашения могут заключаться с учетом норм права, регулирующих правоотношения в контрактной системе закупок тех или иных товаров.

Законодательное регулирование госконтрактов: ФЗ № 44

Следующий важнейший источник права, определяющий то, каким образом осуществляется заключение государственного контракта — ФЗ № 44. Рассматриваемый закон вступил в силу с 1 января 2014 года. До этого госзакупки регулировались другим источником права — ФЗ № 94, принятый 21.07.2005. Различия между соответствующими законами существенные.

Так, можно отметить, что в новом федеральном законе используется термин «контракт», как отмечают некоторые юристы, в качестве основного, как альтернативный понятию «договор». Госконтракт в соответствии с ФЗ № 44 определяется как договор, который заключен от имени РФ, государственного или муниципального субъекта для обеспечения тех или иных нужд. Собственно, данное определение мы уже рассмотрели в начале статьи.

Новый федеральный закон, как считают эксперты, были принят с целью:

  • повышения прозрачности сделок в сфере госзакупок;
  • снижения уровня коррупции при выстраивании правоотношений между государством и его контрагентами;
  • повышения эффективности, рациональности расходования средств государства при различных закупках.

Основное преимущество ФЗ № 44 — создание правовой среды, в рамках которой правоотношения между госструктурами и их контрагентами предварительно планируются, а исполнение государственного контракта довольно строго контролируется.

Рассмотрим основные новшества в части законодательного регулирования госконтрактов по ФЗ № 44 подробнее.

Заключение контрактов по ФЗ № 44: основные нововведения

В числе наиболее примечательных нововведений по ФЗ № 44 — необходимость учреждения в госструктурах специальных служб, обеспечивающих законность заключения рассматриваемых соглашений. В состав данных служб должны входить компетентные специалисты в области госзакупок, которые способны выстраивать соответствующие правоотношения с контрагентом по закону, содействовать лучшему пониманию их специфики со стороны партнеров. ФЗ № 44 предписывает государственным и муниципальным структурам учреждать службы, о которых идет речь, если цена государственного контракта составляет более 100 млн рублей.

Следующее нововведение по ФЗ № 44 заключается в установлении обязательства для органов власти, которое заключается в осуществлении долгосрочного планирования закупок. ФЗ № 94 предписывал составлять годовые планы. Новый закон обязывает заказчика формировать также дополнительные планы на 3 года.

Что касается действующих графиков закупок, то они должны в соответствии с ФЗ № 44 публиковаться в Единой информационной системе или ЕИС, и это еще одно нововведение по рассматриваемому федеральному закону. Данная инфраструктура предназначена, прежде всего, для организации тендеров. Но посредством ЕИС можно также ознакомиться с планами закупок, данными по исполнению действующих контрактов, динамикой по ценам, предложениями от различных участников рынка.

Можно отметить, что наряду с ЕИС существует ряд иных информационных баз, которые доступны для участников контрактов и иных заинтересованных лиц. В частности, есть онлайновый реестр государственных контрактов — ключевой ресурс, в котором отражаются данные о потребностях госструктур, фактических поставках по различным регионам РФ, сведения об источниках финансирования тендеров.

Еще одно важнейшее нововведение по ФЗ № 44 — стимулирование снижения в сфере госзакупок уровня демпинга. В соответствии с нормами, введенными рассматриваемым источником права, фирма, намеревающаяся заключить государственный контракт поставки товаров, сервисов или работ, и предлагающая цену на 25 % ниже той, что предложена изначально, должна подробно обосновать данную скидку, а также предоставить доказательства того, что качество поставок окажется на достаточном уровне. Кроме того, демпингующее предприятие должно будет предоставить обеспечение госконтракта в размере, который в полтора раза превышает тот, что приведен в тендере. Только в этом случае данная фирма сможет участвовать в конкурсе на заключение госзакупок.

Поставщик, который подписал соглашение с государством и выполнил свои обязательства по нему, прежде чем оформлять акт сдачи-приемки должен провести экспертизу на предмет соответствия поставленных товаров или сервисов условиям контракта, сформировать отчет о проведенной работе, а также опубликовать данный документ в ЕИС. Данное требование также относится к важнейшим нововведениям по ФЗ № 44.

Изучим теперь ряд практических нюансов, характеризующих заключение государственных контрактов. В частности, полезно будет подробнее рассмотреть то, каковы особенности подписания соответствующих соглашений.

Подписание госконтрактов: нюансы

Работа по государственному контракту может быть инициирована тем или иным хозяйствующим субъектом посредством:

  • участия в торгах (данный механизм мы уже рассмотрели выше);
  • запроса специальных котировок, как метода, альтернативного первой схеме.

Задействование обоих механизмов предполагает соблюдение участниками рассматриваемых правоотношений ряда сроков, установленных законодательством. Так, если фирма намеревается участвовать в торгах, то она должна подключиться к ним после того, как на сайте торгов будут опубликованы протоколы по перспективным контрактам, но не ранее, чем через 10 дней после этого и не позже чем через 20 дней. Об этом мы уже сказали выше.

Второй механизм, в свою очередь, предполагает запрос котировок не ранее, чем через 7 дней после размещения на сайте котировок протокола, а также получения оценок заявок на госконтракты, но не позже, чем через 20 дней, следующих за датой, которая отражена в протоколе. В определенный законом срок государственного контракта хозяйствующий субъект вправе обжаловать результаты участия в тендере. Соглашение становится действительным только с того момента, когда оно будет подписано заказчиком и поставщиком.

Как мы отметили выше, в предусмотренных законом случаях договор может быть аннулирован. Чаще всего право на расторжение госконтракта у какой-либо из сторон возникает, если контрагент уклоняется от исполнения своих обязанностей. Следующий нюанс взаимодействия госструктур и их контрагентов, который мы можем подробнее рассмотреть — исполнение государственного контракта.

Исполнение госконтракта: нюансы

На что можно обратить внимание в части правовых норм, регулирующих данный аспект правоотношений с участием государства и его контрагента?

Важнейший нюанс в данном случае заключается в том, что условия по контракту должны быть исполнены, если иное не обусловлено объективными причинами, сущность которых хозяйствующий субъект может разъяснить. То есть, если какая-либо из сторон не выполнит своих обязательств, то должна будет уплатить неустойку, если не сможет подтвердить, что недоработка обусловлена форс-мажором или иными обстоятельствами. Главное - подготовить доказательства того, что препятствия к исполнению условий контракта возникли без участия хозяйствующего субъекта, и не могли быть устранены по его желанию.

Следующий важнейший аспект правоотношений, о которых идет речь — обеспечение государственного контракта. В чем заключаются основные его нюансы?

Гарантии по госконтрактам

Главное назначение обеспечения госконтрактов — компенсация издержек какой-либо из сторон правоотношений, возникших по причине неисполнения контрагентом условий по договору. Как правило, подобный сценарий возникает, если у него по каким-либо причинам отсутствуют в необходимом объеме денежные средства для покрытия расходов в рамках исполнения контракта.

Кроме того, поставщик может задействовать обеспечение для того, чтобы другая сторона не считала контрагента уклоняющимся от выполнения условий по договору. В соответствии с законодательством оно может быть представлено разными ресурсами. К наиболее востребованным относятся банковские гарантии. Они бывают двух видов.

Во-первых, это по которым поставщик получает денежные средства, которые позволяют ему исполнить государственный контракт. Во-вторых, есть соответствующий тип ресурса, который обеспечивает возврат фирмой полученного аванса, который, как правило, предусматривается госконтрактом. Величина обеспечения государственного контракта может быть разной. Типичный ее размер составляет порядка 30 % от стоимости госконтракта. В некоторых случаях стороны правоотношений устанавливают показатель существенно более низкий — например, 10 %.

В случае если поставщик по контракту успешно выполняет условия, предусмотренные соглашением, то банковская гарантия должна быть возвращена хозяйствующему субъекту, который ее предоставил.

Можно отметить, что, наряду с таким источником, как реестр государственных контрактов, о котором мы сказали выше, законодательство РФ предусматривает создание еще одной масштабной информационной базы в рамках правоотношений с участием госструктур и их контрагентов. Речь идет о Он представлен онлайновым ресурсом, на котором можно ознакомиться со сведениями о том, какие гарантии установлены для тех или иных государственных контрактов. Если тот или иной вид обеспечения не отражен в соответствующем реестре, то он считается недействительным. Заказчик вправе не заключать договор с исполнителем до тех пор, пока информация по предъявленной им гарантии не будет внесена в единый реестр.


Беря во внимание особенности контрактного законодательства, можно заключить, что под понятие существенных попадают условия:

  • объект закупки;
  • цена, порядок и сроки оплаты;
  • характеристики предмета закупки;
  • количество или объем закупки;
  • сроки исполнения обязательств;
  • прочие условия, имеющие существенное значение в контексте заключенного контракта.

Следует понимать, что исчерпывающего перечня существенных условий нет и быть не может. Есть лишь определенные условия, которые являются общими для всех контрактов – такие как цена, сроки, объемы и т.д. Также, например, можно выделить общие существенные условия контрактов на поставку товаров. Но говорить о том, что список полон было бы неправильно.

Существенные условия контракта по 44-фз

Однако, по нашему мнению, это является ошибкой юридической техники, поскольку таковые сведения не могут быть отнесены к условиям контракта. Подробнее данный вопрос рассмотрен в отдельном материале. Не относится к условиям контракта, но в силу ч. 1 ст.
23 Закона N 44-ФЗ обязательно включается в любой контракт, в том числе заключаемый с единственным контрагентом (см. письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N Д28и-623), информация об идентификационном коде закупке. Кроме того, ст. 34 Закона N 44-ФЗ указывает на необходимость включения в любой контракт (за исключением указанных ниже) следующих обязательных условий: — о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги (ч.ч. 13, 13.1 ст.

Что должен содержать контракт по 44-фз?

Учитывая, что понятие «существенные условия договора» в нормативной базе отсутствует, и принимая во внимание, что существенными условиями являются условия, которые названы, как необходимые (п.1.ст.432), существенными условиями договора возможно признать: Для договора подряда:- предмет договора (в т.ч. виды и объемы работ) (п.1.ст.432 ГК РФ)- начальный и конечный сроки выполнения работы (этапов работы) (п.1.ст.708 ГК РФ)- цена работы или способы ее определения (п.1.ст.709 ГК РФ). В случае, когда работа выполняется в соответствии со сметой, составленной подрядчиком, смета приобретает силу и становится частью договора подряда с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709 ГК РФ).- срок и порядок оплаты (п.1.ст.711 ГК РФ)- ответственность заказчика и подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ).

Можно ли менять существенные условия контракта по 44-фз?

Вопрос: что такое «существенные условия контракта по 44-ФЗ» и указание на источник финансирования — это существенное условие? Закон N 44-ФЗ не раскрывает содержание понятия «существенные условия контракта». Вместе с тем в статье 34 Закона N 44-ФЗ определены обязательные условия исполнения контракта. Учитывая, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях ГК РФ, контракт, заключенный в рамках Закона N 44-ФЗ, должен содержать обязательные условия, предусмотренные статьей 34 Закона N 44-ФЗ, и соответствовать требованиям, установленным ГК РФ в зависимости от предмета контракта.


В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки.

Статья 95. изменение, расторжение контракта

Закона N 44-ФЗ); — о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки (ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ); — об ответственности заказчика и контрагента (ч. 4 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), фактически здесь речь идет о ряде условий — об ответственности заказчика и об ответственности контрагента, причем за разные нарушения условий контракта. Внимание Исключение установлено ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, согласно которой к контрактам с единственным контрагентом, заключаемым на основании п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45, 46, 51 и 52 ч. 1 ст. 93 этого Закона, заказчиком могут не применяться требования ч.ч. 4 — 9, 11 — 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.
Для договора оказания услуг:- предмет договора (в т.ч. виды и объемы услуг) (п.1.ст.432, п.1.ст.779 ГК РФ).- срок и порядок оплаты оказанных услуг (п.1.ст.781 ГК РФ)- цена услуги или способы ее определения (п.1.ст.709, ст.783 ГК РФ). В случае, когда услуга оказывается в соответствии со сметой, составленной исполнителем, смета приобретает силу и становится частью договора оказания услуг с момента подтверждения ее заказчиком. (п.3.ст.709, ст.783 ГК РФ).- начальный и конечный сроки оказания услуги (этапов оказания услуги) (п.1.ст.708, ст.783 ГК РФ).- ответственность заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (п.1 ст.432 ГК РФ). Для договоров поставки:- предмет договора (в т.ч.

Существенные условия контракта по 44 ap с единственным поставщиком

ГКРФ и Федерального закона №44 это будет следующая информация:

  • предмет контракта (наименование товара/услуги/работы) и его характеристики (описание, сметы на выполнение работ и так далее);
  • количество поставляемого товара/объем оказываемых услуг/объем выполняемых работ;
  • срок поставки товара/оказания услуг/выполнения работ, в случае если контракт предусматривает этапы — начало/окончание каждого из них;
  • цена контракта;
  • порядок и сроки оплаты поставленного товара/оказанных услуг/выполненных работ;
  • ответственность каждой из сторон за нарушение условий контракта, в том числе размер штрафных санкций для заказчика и поставщика/исполнителя/подрядчика.

Разъяснения, касающиеся вопросов, связанных с существенными условиями контракта, даны Минэкономразвития России в письме №Д28и-2286 от 3 августа 2015 года.

Существенные условия контракта по 44 фз с единственным поставщиком

Закона N 44-ФЗ — и в документацию) краткого изложения условий контракта, следует, что к существенным, в силу указания в законе, условиям любого контракта относятся: — наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона N 44-ФЗ, которые предусматривают указание характеристик и идентифицирующих признаков объекта закупки; — количество товара, являющегося предметом контракта, либо, как мы полагаем, объем работ или услуг, подлежащих выполнению или оказанию по контракту (подробнее аргументация изложена в отдельном материале); — место доставки товара, являющегося предметом контракта, место выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта; — сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг; — цена контракта (в норме указывается на начальную (максимальную) цену контракта, далее — НМЦК). При этом положения ч. 1 ст.
При расторжении контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта другая сторона контракта вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного обстоятельствами, являющимися основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 24. В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. 25.
Перечень соответствующих заказчиков определяется на основании информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками; б) заказчики в течение трех рабочих дней с даты получения указанного в подпункте «а» настоящего пункта уведомления обязаны принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного в соответствии с пунктом 48 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона; в) расторжение контракта после принятия решения, указанного в подпункте «б» настоящего пункта, осуществляется в соответствии с общим порядком, предусмотренным настоящей статьей. (часть 15 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 365-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 16.

  • Главная
  • Контракт

Автор: Черданцева Татьяна 4 июля 2017 Заказчик обязан фиксировать в договоре определенные требования, так называемые существенные условия государственного контракта 44-ФЗ. Какие же положения относятся к ним и возможно ли их изменить? Существенные условия госконтракта 44-ФЗ не содержит четкое описание такого термина, однако можно воспользоваться положениями ст. 432 Гражданского кодекса. Существенные условия контракта по 44-ФЗ - это условия, которые необходимо включить в договор по требованию закона.


Без них договор можно признать недействительным. Контракт заключается в соответствии с извещением, документацией, заявкой и окончательным предложением победителя (ч. 1 ст. 34 44-ФЗ). Таким образом, условия, которые указаны в этих документах, тоже можно считать существенными.

  • On 29.03.2017
  • 0 Комментарии
  • 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, НМЦК, Статьи, Условия госконтрактов, Электронный аукцион, ЭТП

Заключение государственного контракта регулируется законом о госзакупках и гражданским законодательством. Эти нормы требуют, чтобы определенные условия включались в госконтракт в обязательном порядке. Другие же условия заказчик может добавлять на свое усмотрение.

Обязательные условия контракта

К обязательным условиям контракта, которые вносятся в него на этапе формирования проекта, относятся следующие:

  1. Условия о неизменности цены, за исключением случаев, когда применяется ориентировочное значение цены или формула ее расчета. Это предусмотрено для агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и обязательному страхованию.
  2. Условия об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей по контракту.
  3. Условия, которые касаются оплаты предмета закупки - порядок, форма и срок оплаты, положения об авансе.
  4. Условия о приемке результатов исполнения контракта - порядок и срок ее проведения.
  5. Условия об обеспечении исполнения контракта - его размер, способ, срок предоставления, порядок возврата.

Обратите внимание! Если заказчик предусматривает в контракте возможность его одностороннего расторжения, то эти условия также должны быть отражены в контракте.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Ответственность заказчика и поставщика за нарушение положений госконтракта

За нарушение сроков исполнения содержащихся в контракте обязательств устанавливается ответственность в виде пени. Начисляются они с первого дня просрочки в размере 1/300 действующей ключевой ставки, установленной Центральным Банком РФ, которая применяется к денежной стоимости обязательств, не выполненных в срок. Например, если заказчик оплатил в установленный срок не всю сумму, то указанный коэффициент применяется к неоплаченной сумме.

Все прочие нарушения условий контракта, не связанные с просрочкой, в том числе его неисполнение, наказываются штрафами. Суммы штрафов фиксированы и зависят от НМЦ контракта. Например, если заказчик ненадлежащим образом исполнил обязательства по контракту, к нему применяется следующий штраф:

  • 2,5% при НМЦК менее 3 млн рублей,
  • 2% при НМЦК 3–50 млн рублей,
  • 1,5% при НМЦК 50–100 млн рублей,
  • 0,5% при НМЦК более 100 млн рублей.

Условия об оплате

Каждый контракт обязан включать информацию о том, каким образом будет осуществляться его оплата. В контракте должны быть определены момент исполнения заказчиком обязательств по оплате, срок, порядок оплаты, а также форма расчетов. Гражданский кодекс предусматривает четыре варианта оплаты: предварительная, частично предварительная, оплата по частям за каждый этап работы или партию товара, а также единовременная оплата после исполнения контракта.

Что касается срока оплаты, то он должен быть четко прописан и не может зависеть от получения заказчиком финансирования.

Приемка результатов контракта

Кроме того, в соответствии с частью 13 статьи 34 закона 44-ФЗ, необходимо сформулировать в контракте условия приемки поставленного товара или результата выполненных работ, оказанных услуг. При этом в контракте необходимо указать форму основного и дополнительных документов о приемке, сроки их формирования и подписания. Также в контракт необходимо добавить критерии, по которым будет оцениваться, соответствуют ли товары (работы, услуги) установленным законом и контрактом требованиям.

Составляя условия о приемке результатов контракта, рекомендуем руководствоваться Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ГОСТами, СНиПами, инструкциями, стандартами и другими нормативными документами.

Прочие обязательные условия

Также в контракт должны быть включены условия о сроках исполнения, о предоставлении обеспечения и его возврате. Последнее условие формируется на основании положений части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ. Что касается сроков, то в соответствии со статьями 190-194 Гражданского кодекса, это может быть фиксированная дата, период (например, 1 год), интервал (например, 1–15 число каждого месяца) либо срок действия (например, в течение 2-х месяцев с момента оплаты).

Условие на усмотрение: односторонний отказ

Если заказчик желает включить в контракт возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, то его условия необходимо включить в документацию и проект контракта. В противном случае сделать это будет невозможно. Более подробно об условиях одностороннего расторжения .

Прочие необязательные условия

Контракт содержит и иные условия, как существенные, так и нет. К существенным относится описание предмета контракта - его характеристики, параметры, свойства. Кроме того, в контракт могут быть включены:

  • условия о гарантии;
  • условия эксплуатации, в том числе эксплуатационные расходы;
  • условия о том, что поставщик обязан осуществить монтаж и наладку, а также обучить персонал работе с установленным оборудованием;
  • условия о месте и сроках отдельных этапов исполнения контракта;
  • иные условия, не противоречащие законодательству.

Неотъемлемые части контракта

Зачастую возможность исполнить обязательство зависит от информации, которая содержится в иных документах: спецификациях, актах, инструкциях, технических заданиях, лицензиях, специальных перечнях, документах, подтверждающих характеристики объектов и так далее. В таком случае эти документы становятся неотъемлемой частью контракта, и в его тексте необходимо сделать на них соответствующее указание.

Порядок заключения контракта

На первом этапе составляется проект контракта, который является частью закупочной документации. В него включаются все обязательные и дополнительные условия. Когда процедура закупки состоялась и победитель определен, контракт дополняется новыми условиями - наименованием и реквизитами исполнителя, ценой и предметом контракта. Затем он направляется поставщику, и тот, внеся обеспечение, подписывает его. В зависимости от типа закупки, этот процесс имеет свои особенности.

Конкурс

Конкурс дает заказчику определенные преимущества:

  • при выборе поставщика учитывать не только наилучшую цену, но и прочие условия;
  • всесторонне ознакомиться с предложениями и возможностями участников закупки;
  • закупать технологически сложную продукцию, специализированные и высококвалифицированные работы и услуги.

Контракт по результатам конкурса заключается не ранее чем через 10 дней и не позже чем через 20 дней от даты размещения в ЕИС итогового протокола закупки.

Электронный аукцион

Закупка товаров, работ и услуг, определенных в перечне из распоряжения Правительства № 471-р, должна производиться строго в форме электронного аукциона. Основной особенностью аукциона является участие посредника - электронной площадки (ЭТП). Преимущества этого вида закупки для заказчика таковы:

  • возможность получить наилучшую цену;
  • отсутствие необходимости организовывать закупку, поскольку эта функция возложена на ЭТП
  • малое количество ограничений на проведение аукциона.

В течение 5 дней с даты размещения итогового протокола заказчик размещает в ЕИС проект контракта. Победитель знакомится с ним, и в течение следующих 5 дней подписывает его электронной подписью и размещает в ЕИС вместе с подтверждением оплаты обеспечения контракта.

Запрос котировок

Это способ закупки выгодно отличается простотой документации, типовыми условиями проведения, а также коротким сроком подготовки. Существенный минус - цена контракта не должна превышать 500 тыс. рублей. Что касается срока подписания контракта, то он определяется заказчиком в извещении о закупке. Крайние сроки – не ранее 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позже 20 дней с даты его подписания.

Если поставщик отказался подписывать контракт

Участник процедуры, который признан победителем, должен заключить контракт в обязательном порядке, иначе будет признан уклонившимся от этого со всеми вытекающими последствиями. Но если такое все же происходит, то заказчик должен предложить заключить контракт поставщику, занявшему второе место.

Прежде всего следует составить протокол о том, что первый участник уклонился от заключения контракта. При этом не имеет значения, по какой причине он это сделал. В протоколе следует указать информацию о закупке, данные участника и ссылку на норму закона 44-ФЗ, в соответствии с которой он признан уклонившимся. В течение одного рабочего дня этот протокол следует разместить в ЕИС. Информацию об этом участнике также следует передать в реестр недобросовестных поставщиков.

Предложение заключить контракт участнику, занявшему второе место, заказчик направляет в срок, непревышающий срок направления контракта победителю в зависимости от типа закупки. Поставщик имеет возможность выбрать, заключить контракт или отказаться от этого. Если он согласен, то в установленный для данного типа закупки срок он передает заказчику подписанный экземпляр и подтверждение обеспечения контракта. В случае отказа поставщик не признается уклонившимся от заключения контракта и, соответственно, негативных последствий для него этот факт не имеет.



Просмотров