Потерпевший в административном правонарушении. Уточненные разъяснения пленума вс рф о порядке применения судами коап рф

Понятие и правовой статус потерпевшего закреплен не только в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), но также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Если УПК РФ под потерпевшим понимает физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, то КоАП потерпевшим признает физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

В приведенных выше определениях потерпевшего главным отличием является причина возникновения вреда - преступление или административное правонарушение.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему, как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения, в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Физическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.

Основными правами потерпевшего от административного правонарушения являются:
- возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,
- давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться бесплатным переводчиком,
- делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если потерпевшим является несовершеннолетний, то обязательным является присутствие законных представителей при производстве по административному делу.

Потерпевший при административном производстве вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

Согласно КоАП потерпевшему от административного правонарушения возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Выплаты производятся на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПОВОРОТ К ХУДШЕМУ ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
А.А. ШАГАБУТДИНОВ
Шагабутдинов А.А., судья Костромского областного суда.
Возможность пересмотра постановления по делу об административном правонарушении в сторону ухудшения предусмотрена п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установившим, что постановление отменяется в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применения административного наказания.
Хотя в законе говорится об обжаловании назначенного административного наказания, представляется, что обжалованию подлежат и постановления о прекращении производства по делу, вынесенные ввиду неустановления события или состава административного правонарушения, а также действий лица в состоянии крайней необходимости. Иначе задачи законодательства об административных правонарушениях по обеспечению прав и законных интересов потерпевших стали бы невыполнимы.
Этот вывод подтверждается тем, что п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП содержит и другое основание для отмены постановления: допущенные существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. А именно эти нарушения закона являются причиной вынесения незаконных и необоснованных постановлений о прекращении дела по так называемым реабилитирующим основаниям.
Поворотом к худшему является любое ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таковым, в частности, может быть признание виновным в административном правонарушении, если ранее производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям; назначение более строгого административного наказания, чем это было сделано при вынесении постановления.
Основанием для того, чтобы удовлетворить жалобу на мягкость наказания, является невыполнение требований ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП об учете при назначении наказания физическому лицу характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а при назначении наказания юридическому лицу - характера совершенного им административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Основанием для поворота к худшему может явиться и признание какого-либо обстоятельства смягчающим административную ответственность при неподтверждении материалами дела наличия такового, а также назначение более мягкого наказания, чем это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.
Рассматриваемая норма распространяется на постановления, не вступившие в законную силу (о ситуации по постановлениям, вступившим в законную силу, будет указано ниже), и при наличии основания для ее применения должно приниматься решение об отмене постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу с возвращением дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело.
Потерпевшим, по жалобе которого возможен поворот к худшему, согласно ст. 25.2 КоАП является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Законом не предусмотрено вынесение процессуального решения о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении, но ч. 2 ст. 28.2 КоАП установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о потерпевших, если таковые имеются.
Представляется, что неуказание в протоколе сведений о потерпевшем не лишает такое лицо гарантированных ему законом прав при условии подтверждения причинения административным правонарушением физического, имущественного или морального вреда.
Частью 4 ст. 25.3 КоАП установлено, что законный представитель потерпевшего - физического лица имеет права, предусмотренные КоАП в отношении представляемого им лица, и, следовательно, может обратиться с жалобой на мягкость применения административного наказания.
Защиту прав и законных интересов потерпевшего, если это несовершеннолетний или лицо, в силу своего физического или психического состояния лишенное возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют законные представители. К таковым законом отнесены родители, усыновители, опекуны, попечители потерпевшего.
Обращаться с жалобой на постановление в защиту юридического лица, являющегося потерпевшим, по основаниям поворота к худшему вправе его законные представители. Согласно ст. 25.4 КоАП таковыми являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Если у указанных участников производства по делу об административном правонарушении право самостоятельно ставить вопрос о повороте к худшему подтверждено законом, то вопрос о представителе потерпевшего и прокуроре требует обсуждения.
Для оказания юридической помощи потерпевшему в производстве по делу может участвовать его представитель, к которым ст. 25.5 КоАП отнесены адвокат или иное лицо.
Согласно ч. 5 ст. 25.5 и ст. 30.1 КоАП представитель потерпевшего вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Поскольку ограничений на объем обжалования представителем потерпевшего законом не установлено, то нет оснований считать, что этот участник производства по делу не вправе в своей жалобе ставить вопрос о повороте к худшему.
Но при этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица - доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Эти документы должны содержать сведения о том, что потерпевший поручил своим представителям обжаловать постановление.
Полномочия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении установлены ст. 25.11 КоАП и включают в себя право приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле. Статьей 30.10 КоАП установлено, что протест прокурора на не вступившее в законную силу постановление рассматривается в том же порядке, что и жалобы иных участников производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, нет оснований считать, что полномочия прокурора являются более узкими, чем полномочия потерпевшего при обжаловании постановления, и что прокурор не вправе поставить вопрос в протесте о повороте к худшему.
Как уже отмечалось, КоАП предусмотрено, что при отмене постановления по условиям необходимости поворота к худшему принимается решение о возвращении дела на новое рассмотрение. Но указанное является невыполнимым, если при рассмотрении жалобы будут установлены наряду с этими обстоятельствами, дающими основание для отмены постановления, также и обстоятельства, которые в силу ст. 24.5 КоАП исключают дальнейшее производство по делу.
К таким обстоятельствам закон относит: издание акта об амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмену закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При установлении одного из таких обстоятельств в случае подтверждения доводов жалобы, в которой поставлен вопрос о повороте к худшему, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, принятое ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения или признания действий лица в состоянии крайней необходимости, должно быть отменено с принятием решения о прекращении производства по вновь установленному обстоятельству.
На практике возможна ситуация, когда при рассмотрении жалобы на мягкость наказания будут установлены обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП. Поскольку эти обстоятельства исключают дальнейшее производство по делу, то может показаться несправедливым принятие решения об отмене постановления о назначении наказания при рассмотрении жалобы на его мягкость. Действительно, отменив одно наказание, невозможно будет назначить новое, что повлечет вместо применения административного наказания прекращение производства по делу, то есть нежелаемый результат для лица, подавшего жалобу.
Но именно такое решение должно быть вынесено, поскольку в силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и должны проверить дело в полном объеме.
Вопрос о возможности ухудшения положения лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, возникает и при пересмотре вступивших в законную силу постановления, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
В ст. 30.11 КоАП, устанавливающей порядок пересмотра вступивших в законную силу постановления, решения, не содержится положений о том, какое решение может быть принято в этой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Принципом законодательства об административных правонарушениях являются положения ст. 1.6 КоАП, определяющие, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения ст. 30.7, 30.9 КоАП о возможности отмены постановления, решения по основаниям поворота к худшему прямо отнесены законом к постановлению и решениям по делу об административном правонарушении, не вступившим в законную силу, и не могут применяться к пересмотру вступивших в законную силу постановления, решений без указания на это в законе.
Отсутствие в законе норм, указывающих на возможность пересмотра вступивших в законную силу постановления, решений по делу об административном правонарушении в сторону усиления наказания или иным образом ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено постановление, не позволяет реализовать установленные ст. 30.11 КоАП полномочия. Кроме того, необходимо учитывать, что в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Российский судья, 2005, N 6

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 25.2 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 ГК РФ под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Другой комментарий к статье 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 151 ГК под моральным вредом (физическими или нравственными страданиями) понимается вред, причиненный лицу действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Под физическим (телесным) вредом по смыслу КоАП подразумевается легкий вред здоровью, причиненный административным правонарушением (см. комментарий к ст. 12.24). Причинение противоправным деянием тяжкого вреда здоровью человека, а также средней тяжести вреда здоровью, как правило, несовместимо с административной ответственностью и квалифицируется как преступление в случаях, предусмотренных УК .

3. Противоправным деянием может быть причинен вред (ущерб) движимым имущественным объектам или недвижимости, находящимся у потерпевшего в собственности или на иных законных основаниях. Вред, причиненный в указанных случаях, по смыслу ст. 4.7 КоАП является имущественным ущербом. Вред или имущественный ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица административным правонарушением, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; об особенностях его возмещения см. комментарий к ст. 4.7.

При причинении потерпевшему физическому лицу одновременно морального, телесного вреда и имущественного ущерба компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

4. Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6).

5. Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Порядок обжалования и рассмотрения жалобы определен ст. 30.1 - 30.8 КоАП.

О праве потерпевшего и других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять ходатайства см. комментарий к ст. 24.4.

Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ст. 24.2 КоАП (см. комментарий к этой статье).

Согласно ч. 2 ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего может быть адвокат или иное лицо (см. комментарий к указанной статье).

Производство по делам об административных правонарушениях – установленный административно-юрисдикционными нормами порядок привлечения к административной ответственности.

Производство по делам об административных правонарушениях в составе административного процесса.

Административный процесс – регламентированный административно-процессуальными нормами порядок реализации административной власти.

В широком смысле административный процесс включает правотворческую (производство по принятию НПА) и правоприменительную (разрешение индивидуальных конкретных дел) формы. Правоприменительная форма делится на правонаделительную и юрисдикционную форму. В юрисдикционную форму входят производство по жалобам, дисциплинарное производство, производство по делам об административных правонарушениях.

В состав производства по делам об административных правонарушениях входят 4 стадии:

1)Возбуждение дела об административном правонарушении;

2)Рассмотрение дела об административном правонарушении – основная стадия;

3)Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях – факультативная стадия;

4)Исполнение постановлений.

Участники производства по делам об административных правонарушениях (глава 25 КоАП) – 12 :

1)лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (физические и юридические лица)

2)потерпевший

3)их законные представители (законные представители физического лица и законные представители юридического лица)

4)защитник

5)представитель

6)Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей

7)свидетель

8)понятой

9)специалист

10)эксперт

11)переводчик

12)прокурор

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

По общему правилу, дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего.

Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Защиту прав и законных интересов юридического лица , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица . Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

По общему правилу дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП.

Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей

по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, может быть допущен к участию в деле в качестве защитника.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей свидетель несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

В случаях, предусмотренных КоАП, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо . Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно в случаях, предусмотренных главой 27 КоАП –Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе.

Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

Специалист обязан:

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.

Специалист вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей специалист несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе:

1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей эксперт несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей переводчик несет административную ответственность, предусмотренную КоАП.

Прокурор в пределах своих полномочий вправе:

1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.

Обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу об административном правонарушении

1. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу.

2. К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно, заинтересованными в исходе данного дела.

Отводы лиц, участие которых в производстве по делу об административном правонарушении не допускается

1. При наличии обстоятельств, исключающих возможность участия лица в качестве защитника, представителя, специалиста, эксперта или переводчика в производстве по делу об административном правонарушении, указанное лицо подлежит отводу.

2. Заявление о самоотводе или об отводе подается судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

3. Рассмотрев заявление о самоотводе или об отводе, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении.

Возмещение расходов потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому

1. Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются в установленном Правительством Российской Федерации порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

2. Труд специалиста, эксперта и переводчика оплачивается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении

1. Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

2. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства. При этом место жительства индивидуального предпринимателя определяется на основании выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

3. Место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.

4. Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу.

Доказательства по делу об административном правонарушении - любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Источники доказательств, средств доказывания:

1)Документы (протоколы и т.д.)

2)Вещественные доказательства

3)Показания специальных технических средств.

А также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя , прокурора или суда (ст. 42 п. 1 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Показания потерпевшего – это вид источников доказательств . В делах частного обвинения он выступает как частный обвинитель, а при предъявлении (им, его представителем) гражданского иска – как гражданский истец.

В случае признания потерпевшим юридического лица его права осуществляет представитель (ч. 9 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Используя предоставленные ему права, потерпевший может:

  1. доказывать, что преступление совершено и этим преступлением ему причинен вред;
  2. доказывать, что преступление совершил данный обвиняемый, т. е. подсудимый;
  3. доказывать, что обвиняемый виновен в совершении преступления;
  4. отстаивать свою позицию по вопросу об уголовно-правовой квалификации действий обвиняемого (подсудимого), а в суде – и о мере наказания .

Кроме того, потерпевший вправе требовать возмещения имущественного и компенсации причиненного ему преступлением морального вреда.

Потерпевший, его законный представитель вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого. Для участия в этом потерпевший использует права, предоставленные ему ст. 42 Уголовно -процессуального кодекса РФ.

Когда последствием преступления явилась смерть потерпевшего, права потерпевшего (предусмотренные положениями ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ) переходят к одному из его близких родственников. В этом случае близкий родственник должен быть признан потерпевшим.

Помимо прав, законодатель предусмотрел несколько обязанностей для потерпевшего. Потерпевший не вправе:

  1. уклоняться от явки по вызову дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
  2. давать заведомо ложные показания или отказываться от дачи показаний;
  3. разглашать данные предварительного расследования (ч. 5 ст. 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

За неисполнение данных обязанностей законодатель предусмотрел ответственность потерпевшего: за дачу заведомо ложных показаний (в соответствии со ст. 307 и ст. 308 УК РФ) и за разглашение сведений предварительного расследования (в соответствии со



Просмотров