Повышение устойчивости функционирования объектов экономики в чс. Устойчивость объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Устойчивость работы промышленных объектов в ЧС

Актуальность задачи повышения устойчивости функционирования (ПУФ) в настоящее время характеризуется следующими обстоятельствами:

    во-первых, несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новых войн, в том числе локальных;

    во-вторых, как свидетельствует опыт последнего времени и прежде всего авария на Чернобыльской АЭС, другие крупные аварии и катастрофы, с ускорением научно-технического прогресса, усложнением структуры экономики, внедрением в производство все более наукоемких, мощных, сложных технологических систем и машин, возрастает ущерб, наносимый народному хозяйству в результате производственных аварий катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий.

В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти, края, области, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньев являются:

    Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

    Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.

    Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.

    Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

    Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Для отраслевого звена объединения, объекта основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом:

    Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах, и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

    Рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

    Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

    Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.

    Подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости как в территориальных звеньях с учетом их особенностей, так и в отраслях и по объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив развития.

К основным факторам, влияющим на устойчивость функционирования объектов, относят:

    район расположения объекта, включая климат, сейсмическую обстановку, рельеф местности, наличие ХОО и РОО, источников возможных пожаров и затоплений и т.п.;

    внутреннюю планировку и застройку территории объекта, в том числе плотность застройки, унификацию строительных элементов, насыщенность застройки сложными сооружениями, коммуникациями и другими элементами инфраструктуры, характеристики зданий и сооружений, наличие убежищ;

    системы управления, включая пункты управления, узлы связи, системы оповещения;

    характеристики технологического процесса, в том числе возможность перехода на работу в военное время, включая выпуск оборонной продукции;

    производственные и другие внешние связи объекта;

    способность и подготовленность объекта к восстановлению производства, включая обученность и квалификацию персонала; наличие резервов и запасов; строительных и ремонтных мощностей, принадлежащих или приданных объекту.

Анализ основных факторов, влияющих на устойчивость функционирования объекта, включающий предварительное обследование условий, обстановки, отдельных элементов и других характеристик, представляет собой исследование устойчивости работы ОНХ, которое является постоянным, динамическим процессом.

Исследование проводится рабочими группами специалистов во главе с руководителями служб и объекта ГО, начальником штаба ГО. Результатами исследований являются:

    оценка воздействия поражающих факторов различных источников ЧС мирного и военного времени;

    оценка надежности защиты рабочих и служащих;

    оценка устойчивости всех систем и элементов объекта;

    обобщение полученных результатов и разработка комплекса мероприятий по ПУФ объекта;

    планирование мероприятий на мирное время и на период угрозы нападения противника.

Кроме того, проводятся исследования в общегосударственном, региональном, территориальном и отраслевом масштабах силами специальных НИИ и служб.

К плану основных мероприятий разрабатываются ряд приложений, основными из которых следует считать следующие:

    схема территории объекта (с указанием предназначения зданий и числа работающих в них);

    график безаварийной остановки производства;

    схема расположения пожарных гидрантов;

    список руководящего состава предприятия (домашний адрес, телефон);

    перечень невоенизированных формирований;

    ведомость обеспечения персонала средствами индивидуальной защиты;

    ведомость обеспечения формирований необходимыми приборами, другим имуществом ГО;

    режимы радиационной защиты;

    список аварийно-технических служб района (города);

    перечень организаций района (города), обеспечивающих оказание экстренной медицинской помощи;

    формализованный бланк расчета ущерба при ЧС.

При подготовке исходных данных для планирования необходимо иметь в виду, что одним из документов, которым можно пользоваться, является «Декларация безопасности промышленного объекта». Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 675 утверждено Положение о декларации безопасности и промышленного объекта Российской Федерации.

Положение предусматривает декларирование безопасности объектов, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства и осуществляется в целях обеспечения контроля за соблюдением мер безопасности, оценки достаточности и эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий ЧС на промышленном объекте. По данному Положению декларация является документом, определяющим возможные характер и масштабы ЧС на объекте и мероприятия по их предупреждению.

Декларация характеризует безопасность промышленного объекта на этапах его ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации (практически весь период «жизни» объекта, кроме стадии проектирования) и должна содержать следующие сведения:

    сведения о месторасположении, природно-климатических условиях размещения и численности персонала объекта;

    основные характеристики и особенности технологических процессов и производимой на объекте продукции, согласованные с министерствами и ведомствами;

    анализ риска возникновения на промышленном объекте ЧС природного и техногенного характера, включая определение источников опасности, оценку условий развития и возможных последствий ЧС, в т.ч. выбросов в окружающую среду вредных веществ;

    характеристику систем контроля за безопасностью промышленного производства, сведения об объемах и содержании организационных, технических и иных мероприятий по предупреждению ЧС;

    сведения о создании и поддержании в готовности локальной системы оповещения персонала промышленного объекта и населения о возникновении ЧС;

    характеристику мероприятий по созданию на промышленном объекте, подготовке и поддержанию в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, а также мероприятий по обучению работников промышленного объекта способам защиты и действий в ЧС;

    характеристику мероприятий по защите персонала промышленного объекта в случае возникновения ЧС, порядок действий сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

    сведения о необходимых объемах и номенклатуре резервов материальных и финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;

    порядок информирования населения и органа местного самоуправления, на территории которого расположен промышленный объект, о прогнозируемых и возникших на промышленном объекте ЧС.

Декларация разрабатывается предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности для проектируемых и действующих промышленных объектов. Порядок разработки декларации определяется МЧС совместно с Федеральным горным и промышленным надзором России по согласованию с другими заинтересованными министерствами и ведомствами. Декларация утверждается руководителем организации, в состав которой входит промышленный объект. Лицо, утвердившее декларацию, несет ответственность за полноту и достоверность представленной в ней информации. Декларация составляется в 4-х экземплярах и предоставляется в МЧС, Госгортехнадзор и орган местного самоуправления, на территории которого расположен декларируемый промышленный объект, первый экземпляр хранится в организации, утвердившей декларацию. Декларация должна уточняться при изменении требований безопасности, определяемых действующими нормами и правилами, или сведений о промышленном объекте, приведенных в декларации, но не реже одного раза в 5 лет. МЧС совместно с Госгортехнадзором России организует экспертизу деклараций и дает разъяснения по применению настоящего Положения. На Департамент предупреждения ЧС МЧС России возложены функции по внедрению системы декларирования безопасности промышленных объектов и организации взаимодействия в этой области с заинтересованными министерствами и ведомствами.

В качестве показателя надежности защиты рабочих и служащих объекта с использованием инженерных сооружений можно применить коэффициент надежности защиты, показывающий, какая часть рабочих, служащих и их семей обеспечивается надежной защитой при ожидаемых максимальных параметрах поражающих факторов.

По каждому из поражающих факторов и их суммарному воздействию определяется степень повреждения каждого элемента объекта и входящих в него систем при заданных значениях характеристик поражающего фактора и выявляются наиболее слабые места и по ним оценивается уровень устойчивости, при котором:

    производство не останавливается;

    необходима кратковременная остановка производства для проведения текущих и средних ремонтов;

    необходима остановка производства для выполнения капитального ремонта;

    объект выводится из эксплуатации и восстановлению не подлежит.

Основными направлениями ПУФ являются:

    защита персонала (населения) и подготовка системы его жизнеобеспечения;

    рациональное размещение объектов и их элементов;

    снижение тяжести (локализация) последствий ЧС;

    подготовка к работе в условиях ЧС объекта и всех его элементов;

    подготовка системы управления, сил и средств ведомственных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства и его звеньев разрабатываются и осуществляются заблаговременно, с учетом поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.). Общую схему организации работы по ПУФ народного хозяйства можно разделить на 3 основных этапа:

    исследовательский, на котором выявляются «слабые», «узкие» места в деятельности звена народного хозяйства, вырабатываются предложения по устранению этих «слабых», «узких» мест;

    этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность выбора наиболее целесообразных решений для данных условий. В этой связи важнейшее значение имеют учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирования любого звена народного хозяйства, получить по ним объективные заключения;

    этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

    предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

    снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

    создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Основные пути ПУФ:

    совершенствование основных фондов и производственных процессов;

    разработка (уточнение) и соблюдение требований и норм безаварийности производства;

    эффективный контроль за состоянием основных производственных фондов и режимов производства;

    проведение регулярного технического обслуживания и ремонта основных производственных фондов;

    повышение квалификации персонала в области безаварийности производства;

    накопление медицинских средств защиты;

    подготовка к рациональному использованию ресурсов, запасов и резервов;

    подготовка системы жизнеобеспечения к работе в условиях ЧС, включающей в себя:

    организацию коммунально-бытового обслуживания персонала в условиях ЧС;

    защиту продовольствия, водоисточников и систем водоснабжения от порчи, заражения (загрязнения);

    создание резервных источников хозяйственного и питьевого водоснабжения;

    подготовку временных (стационарных и передвижных) средств очистки воды;

    определение режимов деятельности людей в зависимости от степени РА и ХИМ заражения;

    организацию дозиметрического и химического контроля;

    подготовку технических средств к проведению работ по обеззараживанию территорий, сооружений, оборудования, транспорта, сырья и материалов;

    подготовку техники и инвентаря к проведению работ в холодное время года;

    подготовку мест и создание условий для нормального отдыха людей, занятых ликвидацией последствий ЧС;

    организацию информационного обеспечения персонала к действиям в ЧС;

    морально-психологическую подготовку персонала к действиям в ЧС;

    размещение объектов и выбор площадок для размещения их элементов с учетом рельефа, грунтовых и климатических условий, а также других особенностей местности;

    исключение (ограничение) размещения элементов объекта на локально неблагоприятных участках местности;

    рассредоточение элементов крупных объектов и их разукрепление, ограничение расширения крупных производств;

    ограничение размещения опасных объектов в зонах опасных природных явлений и размещение их на безопасном удалении от других объектов;

    строительство базисных складов для хранения вредных, взрывоопасных и легковоспламеняющихся веществ за пределами территории объекта в загородной зоне;

    повышение физической стойкости основных производственных фондов;

    установка пожарной сигнализации, систем пожаротушения;

    внедрение технологий, конструкций зданий, оборудования, обеспечивающих снижение вероятности возникновения источников аварии;

    защита уникального и ценного оборудования, подготовке его к эвакуации;

    природоохранные мероприятия, включающие в себя:

      очистку стоков, газов;

      герметизацию оборудования, трубопроводов;

      снижение использования в технологиях веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы;

      другие мероприятия;

      обеспечение выпуска важнейших видов продукции (услуг) в условиях ЧС;

      устойчивое снабжение объектов материальнотехническими ресурсами, энергоносителями и водой;

      обеспечение безопасности работающей смены;

    подготовка сил и средств для защиты персонала в условиях ЧС;

    обучение персонала способам защиты в условиях ЧС;

    подготовка к оказанию первой медицинской помощи.

Промышленное производство – наиболее важная составная часть народного хозяйства территории (области). Основную работу по подготовке промышленных предприятий центрального подчинения к работе в военное время и чрезвычайных ситуациях в условиях мирного времени выполняют отраслевые органы управления. Вместе с тем на территории области имеется промышленность местного подчинения. Ее подготовка, а также контроль и оказание помощи в решении этой задачи по объектам центрального подчинения – обязанность местных органов управления. В целом мероприятия по подготовке промышленного производства можно объединить в несколько групп. Важную роль играет дублирование выпуска оборонной и важнейшей народно-хозяйственной продукции. Органы управления заблаговременно определяют виды продукции, подлежащие дублированию, устанавливают возможность и необходимость дублирования данного вида продукции на территории области или соседних областей, определяют дублеров, формируют для них производственные связи, определяют время задействования дублеров, способ дублирования. Предусматривается также ассимиляция предприятий гражданских отраслей для выпуска продукции оборонного назначения и резервирование производственных мощностей для покрытия дефицита выпуска важнейших видов продукции в чрезвычайных ситуациях, создание в малых и средних городах филиалов крупных предприятий и объединений, действующих в категорированных городах.

Надежность дублирования во многом будет зависеть от обеспеченности дублера энергией, кадрами, заранее подготовленной технической документацией. Эффективность проведенных мероприятий оценивается путем пробного задействования дублеров на выпуске важнейших видов продукции; важным элементам подготовки промышленности к работе в чрезвычайных условиях является рациональное кооперирование и специализация предприятий, в том числе расположенных на территории региона (области). Это дает возможность полнее использовать местные сырьевые и энергетические ресурсы, вторичные и попутные материалы, сократить объем перевозок.

Подготовка промышленности к работе в чрезвычайных условиях достигается также внедрением в технологию производства малооперационных, максимально автоматизированных процессов. Немаловажная роль в подготовке промышленности отводится исключению, ограничению из производства важнейших видов продукции импортного высококвалифицированного оборудования, сырья, материалов, замене их на отечественные виды.

Совершенно необходимым в подготовке промышленного производства к работе в чрезвычайных условиях является создание страхового фонда технической документации на выпуск важнейших видов оборонной и народно-хозяйственной продукции, обеспечение надежности ее хранения. Это достигается микрофильмированием документации, записью необходимой информации на магнитных лентах и дисках, что позволяет в короткие сроки организовать ее размножение и использование по назначению.

В целях обеспечения защиты основных производственных фондов, снижения возможных потерь и разрушений в чрезвычайных условиях предусматривается:

    внедрение технологических процессов и конструкций, обеспечивающих снижение опасности образования аварийных ситуаций, а также защиту уникального оборудования, аппаратуры и приборов в чрезвычайных условиях;

    размещение технологических установок и оборудования в тех случаях, когда это допустимо по условиям эксплуатации, на открытых площадках или под легкими огнестойкими навесами.

Ряд мероприятий по подготовке промышленного, в том числе автомобильного, производства к работе в чрезвычайных условиях проводится с целью уменьшения опасности возникновения вторичных очагов поражения от СДЯВ, ВВ, ЛВГЖ, количество которых на некоторых предприятиях достигает нескольких десятков и сотен тонн.

К таким мероприятиям относятся: обвалование или заглубление емкостей с этими веществами; устройство поддонов, дополнительных емкостей или полостей для аварийного слива, самозапирающихся обратных клапанов и т.п. Кроме того, предусматриваются мероприятия на «особый период» по максимально возможному сокращению запасов таких веществ, находящихся на промежуточных складах и в технических емкостях, до минимума, необходимого в производственном процессе.

Для повышения пожаробезопасности внедряются автоматизированные системы сигнализации и пожаротушения, устраиваются искусственные водоемы, системы отключения и переключения газо-, топливо- и маслопроводов.

Важнейшим мероприятием на предприятиях с непрерывными технологическими процессами является разработка и строгое соблюдение графиков и инструкций по безаварийной остановке производства в случае внезапного отключения или прекращения подачи электроэнергии, воды, тепла; в каждой смене назначаются люди, которые должны отключить источники снабжения и технологические установки. Если по условиям технологического процесса остановить отдельные участки производства, агрегаты, печи и т.п. нельзя, их переводят на пониженный режим работы; наблюдающие за безостановочной работой этих элементов должны быть обеспечены индивидуальными укрытиями, сооруженными в непосредственной близости от рабочего места.

Кроме рассмотренных общих мероприятий на объектах и в отраслях промышленности, предусматриваются мероприятия исходя из особенностей конкретных объектов, а также той роли и места, которые они занимают в народном хозяйстве.

При размещении и установке оборудования обязательно необходимо учитывать возможное воздействие поражающих факторов ЧС. Тяжелое оборудование размещают на первых этажах зданий. Большое значение имеет прочное закрепление на фундаментах станков и установок, имеющих большую высоту и малую площадь опоры; использование растяжек и дополнительных опор повысит их устойчивость на опрокидывание. Приборы желательно устанавливать на закрепленных подставках или тумбах.

Особо ценное и уникальное оборудование нужно размещать в заглубленных, подземных или специально построенных помещениях повышенной прочности, и на случай возникновения чрезвычайных ситуаций необходимо разработать специальные индивидуальные энергогасящие устройства.

Насыщение современных технологических линий средствами автоматики и телемеханики, электронной и полупроводниковой техникой в значительной мере способствует совершенствованию технологических процессов, но в тоже время делает эти процессы более уязвимыми к воздействию различных поражающих факторов. Поэтому при совершенствовании технологических процессов производства следует принимать меры по повышению их устойчивости, имея в виду, что наиболее важные условия надежности устойчивость системы управления и бесперебойность обеспечения всеми видами энергоснабжения. В случае выхода из строя автоматических систем управления должен быть предусмотрен переход на ручное управление процессом в целом или отдельными его участками.

Повышение устойчивости технологического процесса достигается разработкой способов продолжения производства при выходе из строя отдельных станков, линий и даже отдельных цехов за счет перевода производства в другие цеха; размещением производства отдельных видов продукции в филиалах; путем замены вышедших из строя образцов оборудования другими, а также сокращением числа используемых типов станков и приборов.

На случай значительных разрушений должна быть предусмотрена замена сложных технологических процессов более простыми с использованием сохранившихся наиболее устойчивых типов оборудования и контрольноизмерительных приборов. Необходимо заранее разработать возможные изменения в технологии с целью замены дефицитных материалов, деталей и сырья на более доступные.

В случае выхода из строя основных источников энергопитания должен быть создан резерв источников электро- и водоснабжения (передвижные электростанции и насосные агрегаты с автономными двигателями). Устойчивость систем электроснабжения объекта повышают, подключая его к нескольким источникам питания, удаленным друг от друга на расстояние, исключающее возможность их одновременного поражения.

Большинство машиностроительных предприятий, в том числе автомобильной промышленности, имеют значительные запасы сети, специальные сооружения и установки для получения, подачи и использования сжатого воздуха, кислорода, аммиака, хлора, других жидких и газообразных веществ, что требует проведения специальных мероприятий в ходе ПУФ завода.

Заводы машиностроительной промышленности включают в себя ряд производств, в которых используются специфические технологические процессы и оборудование: плавильное, термическое, гальваническое, кузнечное, прессовое, сварочное, подъемно-транспортное, окрасочное и другое. Каждое из них требует специальных мероприятий по ПУФ.

Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в области в чрезвычайных ситуациях начинается с прогноза возможностей обстановки в результате крупных производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий или воздействия современных средств поражения.

Структура, оснащенность формирований, предназначенных для восстановительных работ, определяются исходя из объема и характера предстоящих работ. Для ремонтно-восстановительных работ на внешних электросетях, объектах нефте- и газоснабжения, линиях связи, на железнодорожном и автомобильном транспорте используются восстановительные формирования соответствующих министерств и ведомств и других учреждений и объектов.

Эти формирования в мирное время призваны устранять аварии, участвовать в ликвидации последствий стихийных бедствий и катастроф. Для этих формирований заранее должны быть определены и оборудованы районы размещения на военное время, создаются склады и базы хранения запасных частей и ремонтной техники.

Обеспечение восстановительных работ строительными механизмами и транспортом следует предусматривать за счет имеющихся на объекте средств, а также из ресурсов территорий. Для выявления учета имеющихся материально-технических ресурсов на предприятиях области независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, а также для планирования централизованного снабжения подлежащих восстановлению предприятий и их производственной деятельности на базе территориального управления материально-технического снабжения может быть создан территориальный орган материально технического снабжения.

Для сокращения сроков восстановления народного хозяйства области необходимо заблаговременно разрабатывать не только типовые проекты и технические решения восстановительных работ, но и нормативные документы с учетом допустимых условий отклонений. Такие документы разрабатываются министерствами и ведомствами, органами управления народным хозяйством области по подведомственному хозяйству. Реализация вышеизложенного комплекса мероприятий основывается на дальнейшем развитии стройиндустрии в целом и создании в загородной зоне строительных организаций, развитии ремонтных баз. При подготовке к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства области следует изучать и применять накопленный опыт по восстановлению объектов, получивших повреждения и разрушения в результате производственных аварий и стихийных бедствий, и в первую очередь опыт ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясений, других ЧС.

В выполнении комплекса мероприятий по подготовке и восстановлению народного хозяйства в военное время требуются совместные усилия территориальных и отраслевых органов управления народным хозяйством, научно-исследовательских и проектных организаций, штабов и служб по делам ГО ЧС всех степеней.

Устойчивость функционирования объектов экономики и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций

Актуальность задачи повышения устойчивости:

С ускорением НТП, усложнением структуры экономики возрастает ущерб, наносимый экономике в результате производственных аварий, катастроф, стихийных бедствий и других экстремальных ситуаций мирного времени, приводящих к сбоям в работе предприятий и организаций, территорий;

Существует угроза террористических актов;

Несмотря на некоторое ослабление международной напряженности в связи с заключением ряда договоров, продолжается совершенствование средств вооруженной борьбы и не устранена опасность развязывания новой войны.

Система взглядов по этой проблеме сложилась в конце 70-х годов и нашла свое отражение в Постановлении Правительства N312109 от 30 марта 1979 г. "Основные направления и мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства страны в военное время". Этот документ не отменен и сегодня и является фундаментом для построения системы современных взглядов на проблемы устойчивости в рамках, созданной в 1992 г. РСЧС.

Под устойчивостью функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях понимается его способность удовлетворять оборонные и народно-хозяйственные потребности на уровне, обеспечивающем защиту государства и его жизнедеятельность.

Под устойчивостью функционирования территориального звена народного хозяйства (автономная республика в составе РФ, край, область, город, район) понимается его способность обеспечивать производство продукции в установленных номенклатуре и объеме, а также обеспечивать жизнедеятельность населения на соответствующих территориях в чрезвычайных ситуациях.

В "Каталоге основных понятий РСЧС", исходя уже из новых подходов в решении задач самой системой, даются следующие понятия:

Устойчивость функционирования народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях : Способность территориальных и отраслевых звеньев народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества при уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызываемых источниками ЧС природного и антропогенного характера.

Устойчивость функционирования территории в ЧС: Способность территориального звена народного хозяйства удовлетворять основные жизненно важные интересы населения и общества на уровне, обеспечивающем их защиту от опасностей, вызванных источниками ЧС природного и антропогенного характера на определенной территории.

Под устойчивостью работы (функционирования) объекта (отрасли, объединения) в чрезвычайных ситуациях понимается их способность производить продукцию в установленных номенклатуре и объеме (для отраслей и объектов непроизводственной сферы - способность выполнять заданные функции).

Устойчивость объекта - это его способность противостоять поражающим факторам ЧС, сохраняя эксплуатационные функции и обеспечивая защиту персонала и населения.

Под объектами экономики понимают жилые и производственные здания, сооружения, цеха, транспортные средства и др.

Подготовка народного хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях (это же касается и отрасли, территории, территории, объекта, независимо от формы собственности и сферы деятельности) - комплекс экономических, организационных мероприятий, осуществляемых с целью достижения устойчивости его функционирования в чрезвычайных ситуациях.

Повышение устойчивости функционирования народного хозяйства, его территориальных и отраслевых звеньев достигается осуществлением мероприятий, направленных на:

Предотвращение и уменьшение возможности образования крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий;

Снижение возможных потерь и разрушений в случае их возникновения, а также от современных средств поражения и вторичных поражающих факторов;

Создание условий для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также последствий в результате применения современных средств вооруженной борьбы, проведения работ по восстановлению нарушенного хозяйства и обеспечения жизнедеятельности населения.

Применительно к решению задачи не только для военного, но и мирного времени, с учетом возможных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, основными направлениями повышения устойчивости функционирования народного хозяйства и его территориальных звеньев являются:

1. Предупреждение чрезвычайных ситуаций.

2. Обеспечение защиты населения и его жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

3. Рациональное размещение производительных сил на территории соответствующей республики, края, области, города, района.

4. Подготовка к работе в чрезвычайных ситуациях отраслей народного хозяйства.

5. Подготовка к выполнению работ по восстановлению народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях.

6. Подготовка системы управления народным хозяйством для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

Рациональное размещение производительных сил

Под рациональным подразумевается такое размещение и распределение ресурсов и средств производства на территории (области), при котором они, т.е. ресурсы и средства производства, наиболее эффективно используются в мирное и в военное время, и при этом обеспечивается снижение потерь и разрушений от стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф, современных средств поражения.

На рациональное размещение ПС оказывают влияние такие факторы, как:

· энергетический, водный, сырьевой , связанные с затратами на производство, доставку и распределение этих ресурсов;

· трудовой, связанный с неравномерностью расселения людей и демографической ситуацией в различных регионах;

· земельный, связанный с отчуждением плодородных земель на несельскохозяйственные нужды;

· транспортный, связанный с затратами средств и времени на перемещение грузов в процессе производства и доставки потребителям, а также с себестоимостью продукции.

Мероприятия по рациональному размещению ПС

Размещение вновь строящихся промышленных объектов вне зон возможных разрушений и на безопасном удалении от источников вторичных факторов поражения;

Размещение самих объектов - потенциальных источников вторичных факторов поражения таким образом, чтобы ущерб при образовании этих факторов был минимальным;

Ограничение концентрации промышленности, материальных ценностей и, как следствие этого, населения крупных городов;

Вывод из категорированных городов предприятий, баз и складов, перерабатывающих или хранящих значительное количество сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных или легковоспламеняющихся веществ, а также сортировочных железнодорожных станций и узлов;

Ограничение размещения в больших городах НИУ (научно-исследовательские учреждения), КБ (конструкторские бюро), ПО (производственные объединения), имеющих особо важное, оборонное и народнохозяйственное значение, создание филиалов таких учреждений и организаций в некатегорированных городах и НП (населенных пунктах);

Комплексное использование подземного пространства.

В настоящее время общее руководство подготовкой народного хозяйства к устойчивому функционированию осуществляет правительство РФ, правительства республик в составе РФ, органы государственной власти края, области, города, района.

Непосредственное руководство разработкой и проведением мероприятий по повышению устойчивости осуществляют министерства, госкомитеты и ведомства, КЧС территориальных органов исполнительной власти, руководители объединений и объектов экономики. На них возлагается ответственность за выделение для этих целей необходимых материальных и финансовых средств.

ПОДГОТОВКА ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ К РАБОТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Топливно-энергетический комплекс

Создание резерва энергетических мощностей;

Определяют перечень ответственных потребителей с тем, чтобы районные энергетические управления предусмотрели необходимые меры по обеспечению надежного снабжения таких потребителей в чрезвычайных ситуациях;

Преимущественное развитие подземных кабельных электросетей вместо воздушных;

Создание научно-обоснованных нормативных запасов топлива, рациональное, надежное его хранение;

Промышленное производство

Дублирование выпуска оборонной и народнохозяйственной продукции;

Рациональное кооперирование и специализация предприятий;

Внедрением в технологию производства малооперационных, максимально автоматизированных процессов;

Исключению из производства импортного, высокодефицитного оборудования, сырья и материалов;

Создание страхового фонда технической документации обеспечение надежности ее хранения;

Защиту уникального оборудования, аппаратуры и приборов в чрезвычайных условиях;

Система материально-технического снабжения

Рациональное размещение запасов материальных ресурсов установление оптимальных объемов их хранения на базах и складах;

Совершенствование хозяйственных связей и кооперированных поставок;

Взаимное согласование действий всех участников процесса снабжения по переходу в военное время к единому руководству снабженческо-сбытовыми организациями независимо от ведомственной принадлежности;

Подготовка резервных и дублирующих вариантов МТС на случай нарушения установленных хозяйственных связей;

Изыскание возможностей замены дефицитных и импортных видов сырья и материалов;

Ограничение с введением "особого периода" подвоза материальных ресурсов в категорированные города, по ускоренной отгрузке из этих городов готовой продукции и вывод материальных ценностей, а также переадресовке поставок материальных средств;

Разработка и внедрение в практику новых видов, а так же способов, обеспечивающих защиту материальных ценностей, готовой продукции, сырья и материалов от всех видов заражения.

Для отраслевого звена (объединения, объекта) основные направления повышения устойчивости трактуются следующим образом :

1. Обеспечение защиты рабочих, служащих, членов семей, населения, проживающего в ведомственных населенных пунктах и их жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях.

2. Рациональное размещение производительных сил отрасли, подотрасли, объединения, производственных фондов объекта на соответствующей территории.

3. Подготовка отрасли, подотрасли, объединения, объекта к работе в чрезвычайных ситуациях.

4. Подготовка к выполнению работ по восстановлению отрасли, подотрасли, объединения (объекта) в чрезвычайных ситуациях.

5. Подготовка системы управления отраслью, подотраслью, объединением (объектом) для решения задач в чрезвычайных ситуациях.

По основным направлениям разрабатываются и осуществляются мероприятия по повышению устойчивости:

В территориальных звеньях (республика, край, область, город, район) с учетом природных, экономических и других особенностей этих звеньев;

В отрасли народного хозяйства - по отрасли в целом, по ее подведомственным объединениям и объектам с учетом специфики их деятельности и перспектив дальнейшего развития.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства и его звеньев разрабатываются и осуществляются в основном, заблаговременно, а также с учетом перспектив развития и совершенствования способов и средств поражения экономики в военное время, возможных последствий крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий в мирное время.

Мероприятия, которые по своему характеру не могут быть осуществлены заблаговременно, проводятся в возможно короткие сроки в чрезвычайных ситуациях (например, эвакомероприятия, изменения технологических режимов работы, производственных связей, структуры управления и др.).

Предложения по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства и его звеньев разрабатываются на основе результатов научных исследований, обобщения и анализа опыта мобилизационной подготовки и выполнения задач РСЧС.

Если предусмотреть мероприятия по повышению устойчивости объектов, то можно предотвратить опасные последствия или уменьшить нанесённый ущерб от аварий. Для этого необходимо выявить и оценить наиболее слабые, неустойчивые объекты и элементы.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему ор­ганизации работы по ПУФ народного хозяйства можно разделить на 3 основных этапа :

- исследовательский , на котором выявляются "слабые", "уз­кие" места в деятельности звена народного хозяйства, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест;

- на эф­фективность и выбора наиболее целесообразных решений для дан­ных условий. В этой связи трудно переоценить учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повыше­нию устойчивости функционирование любого звена народного хо­зяйства, получить по ним объективные заключения;

-

Исследование устойчивости объектов

1 этап. Анализ структуры объекта и оценка его наиболее слабых неустойчивых элементов.

На этом этапе объект делят на элементы (оборудование, станки, сварочные агрегаты и т. п.) и рассматривают их устойчивость к воздействию различных параметров ЧС, наиболее вероятных для данного объекта: механическим; тепловому (световому) излучению; химическому заражению (поражению); радиоактивному заражению (облучению).

2 этап. Разработка основных мероприятий по повышению устойчивости работы объекта в условиях действия характерных поражающих факторов.

Проводится два вида исследовательской работы по устойчивости.

Во-первых , это специальные исследования, проводимые, главным образом, силами инженерно-технического персонала объектов и местных органов управления народным хозяйством.

Второй вид исследований - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проводимые НИУ в общегосударственном, республиканском в составе РФ (территориальном, региональном) и отраслевых масштабах.

Оба вида исследований дополняют друг друга, являются важной составной частью организаторской работы по решению проблем устойчивости, поэтому необходимо совершенствовать методику и организацию их проведения.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства, требующие капиталовложений к материально-технических средств, предусматриваются в планирующих документах.

Мероприятия по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства и его звеньев, включенные в план экономического и социального развития, рекомендуется выделять в отдельное приложение, которое может называться планом по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства (звена).

Часть мероприятий по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства (звена) предусматривается в соответствующих планах ГО (на мирное и на военное время).

Контроль за выполнением мероприятий и заданий по повышению устойчивости функционирования народного хозяйства (звена), предусмотренных планами социально-экономического развития, мобилизационными планами, осуществляется плановыми органами, вторыми управлениями и отделами, другими функциональными управлениями и отделами в установленном порядке.

Контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных в планах ГО ЧС, осуществляют соответствующие штабы и органы по делам ГО ЧС.

С целью оценки эффективности мероприятий по подготовке народного хозяйства и его звеньев к устойчивому функционированию в чрезвычайных условиях проводятся специальные учения ГО.

Устойчивость объекта от взрыва

1.2. Избыточное давление взрыва


Ударная волна - это область резкого сжатия среды, которая в виде сферического слоя распространяется во все стороны от места взрыва. Образовавшийся слой сжатого воздуха называется фазой сжатия - С, а зона пониженного давления - фазой разряжения Р (рис. 1).

Рис.1. Распространение ударной волны

Избыточное давление во фронте ударной волны Р изб. - это разность между максимальным давлением взрыва Р ф и нормальным атмосферным давлением Р атм. .

(1.1.)

Величиной Р изб. определяется характер разрушений объектов, что обусловлено их удалением от места взрыва.

Разрушение объектов ударной волной делят на четыре степени: слабые, средние, сильные и полные .

При сильных и полных разрушениях объекты восстановлению не подлежат.

В первой и второй зонах взрыва объекты разрушаются полностью.

1.3. Зоны действия взрыва

При рассмотрении особенностей взрыва выделяют три зоны.

1. Зона бризантного действия (детонационная), где скорость распространения волны составляет несколько тысяч метров за секунду. В этой зоне происходит дробление материалов.

Радиус зоны определяется зависимостью

(1.2.)

где R бр - радиус первой зоны, м;

Q - количество топливно-воздушной смеси (ТВС), т.

В этой зоне избыточное давление равно 1200кП, что ведёт к полному разрушению объектов.

2. Зона действия продуктов взрыва, осколков конструкций (зона "огненного" шара).

Радиус поражения в этой зоне:

Избыточное давление равно 300кП, что также ведёт к полному разрушению объектов.

3. Зона действия воздушной ударной волны (R уд >R оск).

Избыточное давление во фронте ударной волны обусловлено расстоянием до объекта и зависит от коэффициента α

При α ≤ 2 избыточное давление (кПа) рассчитывается по зависимости:

(1.5.)

а если α > 2, то

(1.6.)

Неизвестный радиус поражения R п2 при известных значениях количества топлива Q 1 и Q 2 можно определить по формуле закона подобия при взрывах:

где R 1 - известный радиус поражения ударной волной, м;

Q - количество топлива, т.

1.4. Радиус поражения

Радиус поражения R п - есть расстояние от центра взрыва до зон, в пределах которых объект подвергается избыточным давлениям во фронте ударной волны, соответствующим слабым, средним, сильным и полным разрушениям.

Предел устойчивости объекта Р уст сравнивается с ожидаемым избыточным давлением от взрыва Р изб и, если Р уст < Р изб, то рассматриваемый объект не устойчив.

Оценка устойчивости заключается в определении степени устойчивости элементов и объекта в целом, посредством построения номограммы устойчивости.

Номограмма устойчивости объекта

Объект и его
элементы

Степени разрушений при ΔР изб, кПа

Предел
устойчивости
элементов, кПа

Предел
устойчивости
объекта, кПа

10 20 30 40 50 60

Механический цех

Объект не устойчив

Агрегаты

ΔР изб =50 кПа

Слабые; - средние; - сильные разрушения.

Предел устойчивости элемента выбирается по минимальному
значению средних разрушений, а предел устойчивости объекта , как
минимальное значение из пределов устойчивости элементов. Эта
величина сравнивается с фактически возможным избыточным давлением.

Устойчивость объекта к химическому заражению

Оценка устойчивости объекта к химическому заражению включает: определение времени, в течение которого территория будет опасна для людей, анализ химической обстановки, расчёт объёма защиты персонала.

Устойчивость объекта к радиоактивному заражению

Предел устойчивости объекта к химическому заражению - пороговая токсодоза (Д), приводящая к появлению начальных признаков поражения.

Анализ радиоактивной обстановки на территории объекта и определение доз облучения персонала.

Предел устойчивости объекта к радиоактивному заражению - это предельное значение уровня радиации, при котором персонал не получит дозу выше установленной.

Мероприятия по повышению устойчивости объекта

Если значение опасного фактора ЧСпревышает предельную величину, то разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости объекта.

1. Предотвращение причин возникновения ЧС (отказ от потенциально опасного оборудования, внедрение новых технологий).

2. Предотвращение ЧС (блокирующие устройства, системы автоматики).

3. Уменьшение последствий ЧС (повышение прочности, огнестойкости конструкций).

4. Защита временем, расстоянием, применение СИЗ.

В целом, на основании накопленного опыта, общую схему организации работы по ПУФ народного хозяйства можно разделить на 3 основных этапа:

- исследовательский , на котором выявляются "слабые", "узкие" места в деятельности звена народного хозяйства, вырабатываются предложения по устранению этих "слабых", "узких" мест;

- этап проверки и оценки предлагаемых мероприятий на эффективность и выбора наиболее целесообразных решений для данных условий. В этой связи трудно переоценить учения ГО, на которых можно проверить предложения и рекомендации по повышению устойчивости функционирование любого звена народного хозяйства, получить по ним объективные заключения;

- этап реализации обоснованных и проведенных мероприятий через установленную систему планирования и контроля.

Устойчивость взрывопожароопасных объектов.

С учетом особых требований к взрывопожароопасным объектам можно воспользоваться при планировании следующим перечнем типовых мероприятий:

1.обеспечение персонала ЗС;

2.обеспечение персонала СИЗ;

3.изоляция взрывоопасных зон прочными стенами;

4.использование рельефа и других особенностей местности для изоляции рабочих помещений от опасных зон;

5.подготовка к эвакуации персонала не занятого ЛПА ЧС;

6.подготовка к обеспечению укрываемых в ЗС и эвакуируемых продуктами.

7.накопление средств первой медицинской помощи;

8.обучение персонала действиям при угрозе взрыва и при пожаре;

9.размещение объектови их элементов с учетом рельефа и других особенностей;

10.создание во взрыво-, пожаропасных зонах инертной среды;

11.предотвращение образования взрывоопасных смесей при пожарах;

12.автоматизированный контроль и регулирование состава технологических смесей (определение концентраций);

13.установка автоматических устройств для подавления взрыва (обнаружение, тушение пожара);

14.разработка высоконадежных средств и способов транспортирования ВВ, ЛВ и ГЖ;

15.обеспечение молниезащитными устройствами;

16.установка предохранительных клапанов для сброса давления;

17.обеспечение прочности паровых котлов, автоклавов и других емкостей, находящихся под давлением;

18.использование несгораемых конструкций и материалов;

19.создание противопожарных разрывов и минерализованных полос;

20.создание ограждающих рвов, обваловок и стенок для локализации ЛВГЖ;

22.строгое соблюдение правил ППБ;

23.обеспечение пожарной техникой оборудованием и инструментом;

24.обеспечение пожарными водоемами и средствами пожаротушения;

25.подготовка пожарных проездов для пожарной техники;

26.применение бесшовных труб для транспорта нефти и газа.

Задачи объекта экономики в области защиты от ЧС

·планировать и осуществлять необходимые меры по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

·планировать и проводить мероприятия по ПУФ объектов, независимо от форм собственности, и обеспечивать жизнедеятельность их работников в любых ЧС;

·обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС. Проводить обучение рабочих и служащих способам защиты и действиям в ЧС мирного и военного времени;

·создавать ЛСО на ХОО, РОО, ГДОО для своевременного информирования населения о ЧС;

·обеспечивать организацию и проведение АСДНР на объектах производственного и социального назначения и на прилегающих территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также планами ГО;

·финансировать мероприятия по защите работников и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

·создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

·предоставлять в установленном порядке информацию для своевременного выполнения мероприятий по защите населения и территорий от ЧС, а также оповещать работников организаций об угрозе или возникновении ЧС.

Для опасных производств составляется Декларация безопасности.

Литература:

Федеральные законы РФ:

1. “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 11.11.1994 г.

2. “О гражданской обороне” от 12.02.1998 г.

3. “О безопасности” от 5.03.1992 г. с изменениями от 24.12.1993 г.

4. “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” от 21.07.1997 г.

Указы Президента Российской Федерации:

1.“О гражданской обороне Российской Федерации” от 8.05.1993 г. №643.

2. “Вопросы Министерства Российской Федерации по делам ГО и ЧС” от 2.08.99 г. №953.

Постановления Правительства Российской Федерации:

1. “Основные направления по ПУФ НХ страны в военное время” от 30.03.79г. (Постановление правительства СССР).

2. “Основные требования по ПУФ НХ страны в военное время” от 30.03.79г. (Постановление правительства СССР).

3.“О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” от 5.11.1995 г. №1113.

4.“О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” от 13.09.1996 г. №1094.

5.“О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне” от 3.10.1998 г. №1149.

Руководящие документы:

1.“О дальнейшем развитии системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации”. Приказ МЧС России от 25.11.1998 г. №682.

Нормативно-технические документы:

1. “Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. В.И.Сычёв, А.В.Баринов, С.А. Бацунов. Учебное пособие, АГЗ, Новогорск, 1997. 165 с.

2.“Предупреждение крупных аварий”. Практическое руководство под ред. проф. Петросянца, М.: “Рарог”, 1992. 256 с.

3.“Общие требования по повышению устойчивости функционирования отраслей промышленности, транспорта, энергетики и сельскохозяйственного производства в чрезвычайных ситуациях” ВНИИ ГО ЧС, - М.: 1993. НИР “Фаталист”.

Устойчивость работы объектов экономики в чс определяется их способностью выполнять свои функции в этих условиях, а также приспособленностью к восстановлению в случае повреждения. В условиях чс промышленные предприятия должны сохранять способность выпускать продукцию, а транспорт, средства связи, линии электропередач и прочие аналогичные объекты, не производящие материальные ценности, - обеспечивать нормальное выполнение своих задач.

Для того чтобы объект сохранил устойчивость в условиях чс, проводят комплекс инженерно-технических, организационных и других мероприятий, направленных на защиту персонала от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при развитии чс, а также населения, проживающего вблизи объекта. Необходимо учесть возможность вторичного образования токсичных, пожароопасных, взрывоопасных систем и др. Кроме того, проводится анализ уязвимости объекта и его элементов в условиях чс. Разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости объекта и его подготовке в случае повреждения к восстановлению.

С целью защиты работающих на тех предприятиях, где в процессе производства используют взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества, строят убежища, а также разрабатывают специальный график работы персонала в условиях заражения вредными веществами. Должна быть подготовлена система оповещения персонала и проживающего вблизи объекта населения о возникшей чс. Персонал объекта должен быть обучен выполнению конкретных работ по ликвидации последствий чс.

На устойчивость работы объекта в условиях чс оказывают влияние следующие факторы: район расположения объекта; внутренняя планировка и застройка территории объекта; характеристика технологического процесса (используемые вещества, энергетические характеристики оборудования, его пожаро- и взрывоопасность и др.); надежность системы управления производством и ряд других.

Район расположения объекта определяет величину, а также вероятность воздействия поражающих факторов природного происхождения (землетрясения, наводнения, ураганы, оползни и проч.). большое значение имеет дублирование транспортных путей и систем энергоснабжения. Так, если предприятие расположено вблизи судоходной реки, в случае разрушения железнодорожных или трубопроводных магистралей подвоз сырья или вывоз готовой продукции может осуществляться водным транспортом. Существенное влияние на последствия чс могут оказывать метеорологические условия района (количество выпадающих осадков, направление господствующих ветров, минимальные и максимальные температуры воздуха, рельеф местности).

Внутренняя планировка и плотность застройки территории объекта оказывают значительное влияние на вероятность распространения пожара, на разрушения, которые может вызвать ударная волна, образующаяся при взрыве, на размеры очага поражения при выбросе в окружающую среду токсичных веществ и др.

Необходимо учитывать и характер застройки, окружающей объект. Так, наличие вблизи объекта опасных предприятий, в частности химических, может в значительной степени усугубить последствия возникшей на объекте чс.

Следует подробно изучить специфику технологического процесса, оценить возможность взрыва оборудования (например, сосудов, работающих под давлением), основные причины возникновения пожаров, количество используемых в процессе сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ. для повышения устойчивости объекта в чс необходимо рассмотреть возможность изменения технологии, снижения мощности производства, а также его переключение на производство другой продукции. Необходимо разработать также способ быстрой и безаварийной остановки производства в чс.

Большое внимание следует уделять повышению устойчивости функционирования наиболее важных видов технических систем и объектов.

Системы водоснабжения представляют собой крупный комплекс зданий и сооружений, удаленных друг от друга на значительные расстояния. При чс, как правило, все элементы этой системы не могут быть выведены из строя одновременно. При проектировании системы водоснабжения необходимо предусмотреть меры их защиты в чс. Ответственные элементы системы водоснабжения целесообразно размещать ниже поверхности земли, что повышает их устойчивость. Для города надо иметь два-три источника водоснабжения, а для промышленных магистралей (промышленного водоснабжения) - не менее двух-трех вводов от городских магистралей. Следует предусмотреть возможность ремонта данных систем без их остановки и отключения водоснабжения других потребителей.

Весьма важной является система водоотведения загрязненных (сточных) вод (система канализации). В результате ее разрушения создаются условия для развития болезней и эпидемий. Скопление сточных вод на территории объекта затрудняет проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ. Повышение устойчивости системы канализации достигается созданием резервной сети труб, по которым может отводиться загрязненная вода при аварии основной сети. Должна быть разработана схема аварийного выпуска сточных вод непосредственно в водоемы. Насосы, используемые для перекачки загрязненной воды, комплектуются надежными источниками электропитания.

В разных чс электрические сооружения и сети могут получить различные разрушения и повреждения. Их наиболее уязвимыми частями являются наземные сооружения, а также воздушные линии электропередач. В современных энергосистемах применяются автоматические устройства, способные отключить поврежденные электроисточники, сохраняя работоспособность системы в целом. Для повышения устойчивости системы электроснабжения целесообразно заменить воздушные линии электропередач кабельными, использовать резервные сети для запитки потребителей, предусмотреть автономные резервные источники электропитания объекта.

Весьма важно обеспечить устойчивость системы газоснабжения, так как при ее разрушении или повреждении возможны возникновение пожаров и взрывов, а также выход газа в окружающую среду, что значительно затрудняет проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ. основные мероприятия по увеличению устойчивости систем газоснабжения следующие: сооружение подземных обводных газопроводов (бассейнов), обеспечивающих подачу газа в аварийных условиях; использование устройств, обеспечивающих возможность работы оборудования при пониженном давлении в газопроводах; создание на предприятиях аварийного запаса альтернативного вида топлива (угля, мазута); осуществление газоснабжения объекта от нескольких источников (газопроводов); создание подземных хранилищ газа высокого давления; использование на закольцованных системах газоснабжения отключающих устройств, установленных на распределительной сети.

В результате чс может быть серьезно повреждена система теплоснабжения населенного пункта или предприятия, что создает серьезные трудности для их функционирования, особенно в холодный период года. Наиболее уязвимые элементы систем теплоснабжения - теплоэлектроцентрали и районные котельные. Основным способом повышения устойчивости внутреннего оборудования тепловых сетей является их дублирование. Необходимо также обеспечить возможность отключения поврежденных участков теплосетей без нарушения ритма теплоснабжения потребителей и создать системы резервного теплоснабжения.

В результате воздействия ударной волны, возникающей при взрывах различного происхождения, могут серьезно пострадать подземные коммуникации, включая подземные переходы и транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты и др.).

Особое внимание следует уделять устойчивости складов и хранилищ ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ в условиях чс. Это достигается переводом указанных материалов на хранение из наземных складов в подземные, хранением минимального количества ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ, а также безостановочным использованием этих веществ при поступлении на объект минуя склад («работа с колес»).

Для повышения устойчивости работы объектов в чс необходимо уделять значительное внимание защите рабочих и служащих. для этого на объектах строятся убежища и укрытия для персонала, создается и поддерживается в постоянной готовности система оповещения о возникновении чс. Персонал объекта должен знать о режиме его работы в случае возникновения чс, а также быть обученным выполнению конкретных работ по ликвидации очагов поражения.

Конспект по безопасности жизнедеятельности

Библиографический список

1. Основные понятия об устойчивости объекта экономики в чрезвычайных ситуациях

Под устойчивостью объектов народного хозяйства (предприятий), связанных с материальным производством, понимается способность:

– материально-технической базы (зданий, сооружений, коммунально-энергетических сетей, станочного парка, автотранспорта и др.) противостоять воздействию негативных факторов ЧС;

– производить в необходимых объемах установленную номенклатуру продукции и осуществлять декларированные виды экономической деятельности в условиях ЧС;

– в кратчайшие сроки после ликвидации ЧС восстанавливать предситуационное состояние.

Для объектов народного хозяйства (учреждения), не связанных с материальным производством, устойчивость заключается в способности выполнять свои функции в условиях ЧС.

На устойчивость объектов в комплексе влияет множество факторов, среди которых можно выделить следующие: район расположения объекта; генеральная застройка предприятия; вид и система энергоснабжения; применяемые в производственном процессе вещества, материалы, технологические схемы; наличие в структуре вспомогательных, ремонтных, строительных и других подсобных служб и подразделений; производственные связи объекта; принятие системы, способы и методы управления предприятием и др.

Устойчивость объекта закладывается на стадиях проектирования и строительства. В процессе эксплуатации предприятия из-за изменяющихся внешних и внутренних условий необходимая устойчивость обеспечивается за счет реализации плана мероприятий, основанного на анализе и оценке устойчивости объекта в текущий момент времени.

Анализ устойчивости отдельных элементов и всего объекта в целом производится из предположения о возникновении ЧС в мирное и военное время. При этом рассматриваются поражающие факторы боевого высокоточного оружия; оружия массового поражения; аварий или катастроф техногенного характера, происшедших как на самом объекте, так и на других расположенных в пределах досягаемости предприятиях промышленности, энергетики или транспорта; природных опасных явлений; а также негативные последствия возможных диверсий, социальных взрывов или конфликтов на национальной, религиозной и другой основе.

Исследование устойчивости объекта и разработка мероприятий по ее повышению проводит объектовая комиссия по ЧС при участии инженерно-технологического персонала предприятия. Началу исследования обычно предшествует подготовительная работа, в процессе которой соблюдаются и изучаются правовые, нормативно-технические, методологические документы и материалы, формируются рабочие группы, отрабатывается их взаимодействие, намечаются основные направления анализа и сроки проведения работ по этапам.

На промышленных объектах с разветвленной многоуровневой инфраструктурой, как правило, выделяются следующие направления по исследованию устойчивости: зданий и сооружений, инженерных сетей, станочного и технологического оборудования, технологического процесса, управления производством, материально-технического снабжения, вспомогательного производства. На небольших предприятиях, к которым относятся все объекты сферы сервиса, направления устойчивости анализирует одна рабочая группа.

Оценка устойчивости включает определение:

– видов и параметров поражающих факторов, воздействие которых возможно на объект;

– воздействия ударной волны оружия массового поражения или взрыва емкости, котла или иного технического объекта;

– возможности возникновения пожаров;

– последствий потери энергопитания, инженерных сетей и коммуникаций;

– воздействия поражающих факторов на персонал;

– характера и тяжести воздействия вторичных поражающих факторов;

– слабых мест в технологическом, материально-техническом, управленческом обеспечении производства;

– временных показателей (по нарушению работоспособности технических систем, восстановлению функционирования отдельных элементов и всего производства в целом и др.);

– критических условий, при которых остановка производства неизбежна и других показателей.

После сведения поэлементного анализа устойчивости объекта в единую взаимоувязанную картину делается общее заключение и дается общая оценка устойчивости предприятия.

На основании проделанной работы составляется общий план-график мероприятий по повышению устойчивости объекта в условиях ЧС. В плане указываются:

– первоочередные, текущие и перспективные мероприятия;

– объем и стоимость планируемых работ;

– источник финансирования;

– основные материалы и их количество, силы и средства для реализации мероприятий;

– ответственные исполнители;

– сроки исполнения и т.д.

В дальнейшем, по мере расширения и реконструкции объекта, изменения внешней и внутренней ситуации в разработанный план-график вносятся соответствующие коррективы и дополнения. Таким образом, исследование и повышение устойчивости объекта – это не разовое действие, а длительный динамичный процесс, требующий постоянного внимания со стороны руководства предприятия и активного участия инженерно-технического персонала и комиссии ЧС.

2. Мероприятия по повышению устойчивости работы предприятий

устойчивость предприятие чрезвычайный

Техногенные бедствия несут в себе тройные потери: собственный ущерб, расходы на восстановление, упущенные доходы вследствие остановки производства. Если к этому добавить социальные и моральные потери людей, то становится понятно, что плановые расходы на выполнение мероприятий по предупреждению аварий и повышению устойчивости объекта в условиях ЧС всегда на несколько порядков ниже, чем потери от аварий и катастроф, происшедших тогда, когда предприятие не подготовлено к возможным чрезвычайным происшествиям.

Повышение устойчивости предприятий к ЧС осуществляется за счет выполнения ряда мероприятий по следующим направлениям.

Первое направление – обеспечение защиты и жизнедеятельности рабочих и служащих в условиях ЧС. Сюда входит:

а) обеспечение оповещения производственного персонала (ПП) за счет установки сирен, громкоговорителей в цехах и на участках, оборудования локальной (внутри предприятия) системы оповещения, обеспечения пунктов управления передвижными средствами оповещения и связи и др.;

б) обеспечение укрытия ПП в защитных сооружениях;

в) обеспечение экстренной эвакуации и рассредоточения ПП и членов семей за счет реализации плана эвакуации, предварительного освоения маршрутов эвакуации и районов рассредоточения, совершенствования инфраструктуры пунктов временного и длительного проживания эвакуированных (защита водоисточников, оборудования столовых, медпунктов, радиоузлов, туалетов и пр.), составления графиков движения транспорта для перевозки ПП на работу и обратно, обучения членов эвакокомиссий и персонала эвакуационных пунктов действиям во время эвакуации;

г) обеспечение ПП средствами индивидуальной защиты, приборами контроля радиационного, химического и бактериологического (РХБ) заражения, а также создание условий для быстрой выдачи их ПП по мере необходимости;

д) подготовка невоенизированных формирований к проведению спасательных и других неотложных работ за счет укомплектования личным составом, оснащения средствами индивидуальной защиты и приборами контроля РХБ заражения, обеспечения спецтехникой и аварийно-спасательным инструментом, укомплектование средствами связи ближнего и среднего радиуса действия, обучения правилам проведения аварийно-спасательных работ в условиях ЧС;

е) подготовка предприятия к деятельности в условиях ЧС, включающая разработку режимов функционирования цехов, участков, отделов и служб, устройство душевых и обмывочных пунктов, обеспечение оборудованием и механизмами для дегазации и дезактивации техники, зданий, сооружений и т.д., обучение личного состава спецформирований правилам санитарной обработки людей, дегазации и дезактивации техники, зданий и сооружений;

ж) защита водоистоков, систем водоснабжения и продовольствия от РХБ заражения путем изготовления герметичных емкостей для воды и тары для продовольствия, герметизации водоразборных устройств, устройства артезианских скважин;

з) организация оповещения и информации населения о чрезвычайных событиях, авариях и пр., обеспечение взаимодействия работы ЖЭК в ведомственных жилых домах со службами милиции, ГО и эвакуационных органов;

и) выполнение программ обучения ПП правилам действий в условиях ЧС.

Второе направление – обеспечение защиты основных производственных фондов. Оно включает:

а) выполнение профилактических мероприятий (противопожарных, противовзрывных, противоураганных, противопаводковых, от землетрясений, ливней и других бедствий);

б) обеспечение устойчивости системы энергоснабжения за счет устройства: запасного ввода электроэнергии, кольцевания системы питания, подземной кабельной силовой электросети, а также обучения оперативно-дежурного персонала действиям в условиях ЧС;

в) обеспечение устойчивости систем водоснабжения (устройство дублирования водопитания, кольцевание системы, заглубление водопроводов, обустройство резервных емкостей и водохранилищ, очистка воды от вредных веществ и т.п.);

г) обеспечение устойчивости теплоснабжения за счет запасных автономных источников теплоснабжения, кольцевания системы, заглубления теплотрасс, обучения оперативно-дежурного персонала действиям в условиях ЧС и др.;

д) обеспечение устойчивости газоснабжения, включающее защиту газопроводов от воздействия разрушительных факторов, оснащение их системами автоматического перекрытия и сигнализации, обучение оперативно-дежурного персонала действиям в условиях ЧС;

Устойчивость функционирования - это способность выполнять свои функции (продолжать работу) в чрезвычайной ситуации, а также приспособленность к восстановлению в случае повреждения. В условиях чрезвычайных ситуаций промышленные предприятия должны сохранять способность выпускать продукцию, а транспорт, средства связи линии электропередачи и прочие объекты, не производящие материальные ценности, - нормальное выполнение своих задач.

Заблаговременная защита от ЧС осуществляется с целью обеспечения максимально возможной живучести объектов защиты и привлекаемых сил и средств в условиях возникновения и развития ЧС, которые могут возникнуть на прикрываемой территории в мирное и военное время, а также своевременного прогноза опасности возникновения ЧС. Под живучестью понимается защитное свойство прикрываемой территории, характеризующее способность снизить потери населения, сил РСГО и материальный ущерб при возникновении ЧС различного характера. Живучесть достигается по двум направлениям: обеспечением устойчивости и восстановлением функционирования объектов.

Под устойчивостью объектов защиты понимается их свойство выдерживать воздействия поражающих факторов возможных ЧС и сохранять способность выполнять свои функции без восстановления. Под восстановлением понимается процесс ликвидации повреждений производственных, коммунальных, транспортных и других объектов и сетей в короткие сроки с целью обеспечения их нормального функционирования по предназначению.

Сейчас под устойчивостью функционирования организации в ЧС понимается ее способность предупреждать возникновение аварий и катастроф, противостоять воздействию их поражающих факторов в целях предотвращения или ограничения угрозы жизни, здоровью персонала, проживающего вблизи населения, снижения материального ущерба, а также обеспечивать восстановление нарушенного производства в минимально короткие сроки.

Для того чтобы объект сохранил устойчивость в условиях чрезвычайных ситуаций, проводят комплекс инженерно-технических, организационных и других мероприятий, направленных па защиту персонала от воздействия опасных и вредных факторов, возникающих при развитии чрезвычайной ситуации, а также населения, проживающего вблизи объекта. Кроме того, проводится анализ уязвимости объекта и его элементов в условиях чрезвычайных ситуаций. Разрабатываются мероприятия по повышению устойчивости объекта и его подготовке к восстановлению в случае повреждения.

На устойчивость работы объекта в условиях чрезвычайных ситуаций оказывают влияние следующие факторы:

  • - район расположения объекта;
  • - внутренняя планировка и застройка территории объекта;
  • - специфика технологического процесса (используемые вещества, энергетические характеристики оборудования, его пожаро- и взрывоопасность и др.);
  • - надежность системы управления производством и др.

Район расположения объекта определяет величину, а также вероятность воздействия поражающих факторов природного происхождения (землетрясения, наводнения, ураганы, оползни и проч.). Важное значение имеет дублирование транспортных путей и систем энергоснабжения. Существенное влияние на последствия чрезвычайных ситуаций могут оказывать метеорологические условия района.

Внутренняя планировка и плотность застройки территории объекта оказывают значительное влияние на вероятность распространения пожара, разрушения, которые может вызвать ударная волна, образующаяся при взрыве, на размеры очага поражения при выбросе в окружающую среду токсичных веществ и др. В качестве примера в табл. 4.13 показана вероятность распространения пожара в зависимости от расстояния между зданиями.

Таблица 4.13

Вероятность распространения пожара

Расстояние между зданиями, м

Вероятность распространения пожара, %

Необходимо учитывать и характер застройки, окружающей объект. Так, наличие вблизи данного объекта опасных предприятий, в частности химических, может в значительной степени усугубить последствия возникшей на объекте чрезвычайной ситуации.

Следует подробно изучить специфику технологического процесса , оценить возможность взрыва оборудования (например, сосудов, работающих под давлением), основные причины возникновения пожаров, количество используемых в процессе сильнодействующих, ядовитых и радиоактивных веществ. Для повышения устойчивости объекта в чрезвычайной ситуации необходимо рассмотреть возможность изменения технологии, снижения мощности производства, а также его переключения на производство другой продукции. Необходимо разработать также способ быстрой и безаварийной остановки производства в чрезвычайных ситуациях.

Первоначально устойчивость закладывается еще на стадии проектирования здания, сооружения, промышленной установки, технологической линии. Однако с течением времени та устойчивость, которая была заложена в проект и воплощена при строительстве, начинает переставать соответствовать новым условиям. Поэтому возникает необходимость выявления слабых мест, которые появились в устойчивости с течением времени. Для этого и проводится исследование устойчивости. Делать это рекомендуется не реже одного раза в пять лет.

Главная цель исследований заключается в выявлении слабых мест во всех системах и звеньях, выработке на данной основе комплекса организационных, инженерно-технических, специальных и других мероприятий по их устранению.

Оценка устойчивости элементов объекта осуществляется, как правило, по следующим основным направлениям:

  • - вероятность возникновения чрезвычайной ситуации на самом объекте или вблизи него и как это повлияет на его жизнедеятельность;
  • - физическая устойчивость зданий и сооружений;
  • - надежность защиты персонала;
  • - устойчивость системы управления;
  • - надежность материально-технического снабжения и производственных связей;
  • - готовность объекта к восстановлению нарушенного производства.

При определении вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте и вблизи него учитывается множество факторов, их характер и продолжительность, прогноз возможного ущерба производству, зданиям, сооружс-ниям, оборудованию, воздействие на людей, возможные потери, общее влияние чрезвычайной ситуации на функционирование объекта.

Рассмотрим пути повышения устойчивости функционирования наиболее важных видов технических систем и объектов.

Системы водоснабжения представляют собой крупный комплекс зданий и сооружений, удаленных друг от друга на значительные расстояния. При чрезвычайных ситуациях, как правило, все элементы этой системы не могут быть выведены из строя одновременно. При проектировании системы водоснабжения необходимо предусмотреть меры их защиты в чрезвычайных ситуациях. Ответ-ственные элементы системы водоснабжения целесообразно размещать ниже поверхности земли, что повышает их устойчивость. Для города надо иметь два-три источника водоснабжения, а для промышленных магистралей (промышленного водоснабжения) - не менее двух-трех вводов от городских магистралей.

Важной является система водоотведения загрязненных (сточных) вод (система канализации). Повышение устойчивости системы канализации достигается созданием резервной сети труб, по которым может отводиться загрязненная вода при аварии основной сети. Должна быть разработана схема аварийного ВЕЛпуска сточных вод непосредственно в водоемы.

В разных чрезвычайных ситуациях системы электроснабжения (электрические сооружения и сети) могут получить различные разрушения и повреждения. Для повышения устойчивости системы электроснабжения целесообразно заменить воздушные линии электропередачи на кабельные (подземные) сети, использовать резервные сети для запитки потребителей, предусмотреть автономные резервные источники электропитания объекта.

Важно обеспечить устойчивость системы газоснабжения, так как при ее разрушении или повреждении возможно возникновение пожаров и взрывов, а также выход газа в окружающую среду, что значительно затрудняет проведение аварийно-спасательных и восстановительных работ. Основные мероприятия по увеличению устойчивости систем газоснабжения включают: сооружение подземных обводных газопроводов (бассейнов), обеспечивающих подачу газа в аварийных условиях; создание на предприятиях аварийного запаса альтернативного вида топлива; осуществление газоснабжения объекта от нескольких газопроводов; создание подземных хранилищ газа высокого давления.

В результате чрезвычайной ситуации может быть серьезно повреждена система теплоснабжения населенного пункта или предприятия, что создает серьезные трудности для их функционирования, особенно в холодный период. Основным способом повышения устойчивости внутреннего оборудования тепловых сетей является их дублирование. Необходимо также обеспечить возможность отключения поврежденных участков теплосетей без нарушения ритма теплоснабжения потребителей, а также создать системы резервного теплоснабжения.

В результате воздействия ударной волны, возникающей при взрывах различного происхождения (при аварии газопроводов, при военных действиях), могут серьезно пострадать подземные коммуникации , включая подземные переходы и транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты и др.). Основным средством повышения устойчивости рассмотренных сооружений от воздействия ударной волны является повышение прочности и жесткости конструкций.

Особое внимание следует уделять устойчивости складов и хранилищ ядовитых, пожаро- и взрывоопасных веществ в условиях чрезвычайных ситуаций. Это достигается переводом указанных материалов на хранение из наземных складов в подземные, хранением минимального количества ядовитых, ножаро-и взрывоопасных веществ, а также безостановочным использованием этих веществ при поступлении на объект, минуя склад.

Надежность материально-технического снабжения (МТС) и производственных связей обеспечивается: запасами сырья, топлива, комплектующих изделий и других материалов, обеспечивающих автономную работу объекта; наличием планов перевода производства на использование местных ресурсов.

Для повышения устойчивости работы объектов в чрезвычайных ситуациях необходимо уделять значительное внимание защите рабочих и служащих. Для этого на объектах строятся убежища и укрытия, предназначенные для защиты персонала, создается и поддерживается в постоянной готовности система оповещения рабочих и служащих объекта, а также проживающего вблизи объекта населения о возникновении чрезвычайной ситуации.



Просмотров