Правовое положение участников образовательных отношений по реализации образовательных программ среднего профессионального образования. Тема «правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) Правовой статус обучающихся основные права и

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее помимо указанного выше включаются такие элементы как: правосубъектность; гражданство; правовые принципы и др.

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус (права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации) и специальный. Последний включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.



Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 ФЗ «Об образовании в РФ», в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Также к обучающимся относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) - лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

В зависимости об содержания собственно прав и свобод можно выделять:

1. Права и свободы граждан, предусмотренные Конституцией РФ : право на уважение человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений, право на посещение по своему выбору мероприятий, проводимых образовательной организацией и не предусмотренных учебным планом, привлечение к труду без согласия обучающихся или законных представителей, право на участие в общественных объединениях.

2. Образовательные (академические) права: право на выбор образовательной организации, предоставление условий для обучения с учетом особенностей психо-физического развития и состояния здоровья. формы получения образования, на обучение по индивидуальному учебному плану, на участие в формировании содержания профессионального образования, отсрочка от призыва на военную службу, каникулы, академический отпуск, перевод в другую образовательную организацию или на другое направление/специальность, восстановление в образовательной организации, участие в управлении образовательной организацией, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами образовательных организаций, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на развитие творческих способностей, участие в научно-исследовательской деятельности, совмещение получения образования и работы и др.

3. Социальные права обучающихся : полное государственное обеспечение и питание в соответствии в законодательством РФ, право на получение стипендий, материальной помощи, местами в общежитиях и интернатах, транспортное обеспечение, предоставление образовательного кредита и иные меры социальной поддержки в соответствии с законодательством субъекта РФ.

С 1 сентября 2013 г. впервые в РФ на законодательном уровне вводятся обязанности и ответственность обучающихся, что является составной частью правого статуса обучающегося. Обучающиеся образовательных организаций обязаны:

1) добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

2) выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

3) заботиться о сохранении и об укреплении своего здоровья, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;

4) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися;

5) бережно относиться к имуществу организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Могут устанавливаться иные обязанности в соответствии с договором об образовании. За неисполнение обязанностей и нарушение локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность, применятся меры дисциплинарного взыскания в виде замечания, выговора, отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Меры дисциплинарного взыскания не применяются:

1. к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования,

2. к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости)

3. во время болезни обучающихся, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Порядок применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания устанавливаются Приказом Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», на основании которого при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать:

1. тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен;

2. предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние;

3. мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется:

1. если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата;

2. дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно обязана проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

ПРАВОВОЙ СТАТУС ШКОЛЬНИКА

Малютина Анастасия

класс 11 »А», МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Балакина Светлана Владимировна

научный руководитель, учитель высшей категории, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ № 19», г.о. Электросталь, Московской обл.

Введение

Личностью не рождаются, личностью становятся! Школа - агент социализации. Именно здесь ученики приобретают бесценный опыт общения. И так как школа представляет собой модель общества, то, соответственно, ребята сталкиваются здесь с теми же проблемами и в плане взаимодействия между людьми, и в области прав человека, что и взрослые в своей «большой жизни».

Цель работы - исследование проблемы правового статуса школьника и определения его правового положения в системе школьного образования.

Задачи :

· проанализировать документы, в которых закреплены права и обязанности учащихся;

· выявить уровень правовых знаний школьников, ситуацию в школе с точки зрения реализации прав и выполнения обязанностей школьниками;

· выявить представления учащихся о самоуправлении.

Существуют международные стандарты в области прав человека, которые отражены во «Всеобщей Декларации прав человека», «Конвенции ООН о правах ребенка», и, безусловно, права и обязанности участников образовательного процесса должны им соответствовать.

Чтобы быть компетентным в ситуации нарушения прав человека, быть способным отстоять свои права, необходимы правовые знания. Вероятность попадания в сложную жизненную ситуацию будет тем меньше, чем больше ты знаешь о своих правах и обязанностях.

Все основные права граждан закреплены в Конституции РФ. Ученики школ имеют свой правовой статус - совокупность прав и обязанностей. Конкретные права закреплены в статье 50 Закона РФ «Об образовании» и статье 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в которых определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право:

· на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами (это означает, что каждый ученик должен получить определенный объем знаний и умений, которые гарантируются государством);

· на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам (это означает, что ученик в зависимости от своих способностей может изучать школьную программу быстрее или медленнее остального класса. Для того чтобы узнать, как составляется индивидуальная программа, необходимо ознакомиться с соответствующим разделом устава школы);

· на уважение своего человеческого достоинства;

· на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений;

· на участие в управлении образовательным учреждением (например, в школьных органах самоуправления);

· на проведение во внеурочное время собраний и митингов по поводу защиты своих нарушенных прав;

· на обращение с официальной просьбой к администрации образовательного учреждения о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждения, нарушающих и ущемляющих их права (в расследовании имеют право участвовать выборные представители учеников);

· на обращение через своих выборных представителей за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы (например, в окружное управление образования или в суд). Можно обратиться у Уполномоченному по правам ребенка, если ученики не согласны с решением администрации образовательного учреждения;

· на ускоренный курс обучения;

· на бесплатное пользование книгами, информационными ресурсами библиотек;

· на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг.

Эти права отражены в уставе образовательного учреждения, а также локальных правовых актах, которые приняты в соответствии с уставом школы.

Я провела социологическое исследование «Твои права и обязанности». В нем приняли участие 54 учащихся 10-11 классов нашей школы. Сначала я попросила ребят перечислить свои права. Они назвали следующие: получение бесплатного образования; выбор образовательного учреждения; свободное выражение своих взглядов и убеждений; уважение чести и достоинства; бесплатное пользование библиотекой и учебниками.

Видно, что молодые люди довольно неплохо знают свои основные права. Вполне естественно, ведь сегодня этому вопросу уделяется достаточно много внимания и на уроках права и обществознания, и на классных часах, и в средствах массовой информации.

Также я попросила респондентов сказать, «Соблюдаются ли твои права в твоей школе?»:соблюдаются всегда или почти всегда - 24 %,чаще всего соблюдаются - 39 %, не соблюдаются никогда или почти никогда - 19 %, затрудняюсь ответить - 18 % (см. приложение). Более половины респондентов ответили, что в целом, права в школе соблюдаются, что свидетельствует о хорошем школьном микроклимате. Но проблемы, безусловно, есть! Чаще всего ребята говорят об оскорблениях как со стороны учителей, так и со стороны учащихся.

Следующим был вопрос о том, «Куда или к кому ты бы обратился при нарушении твоих прав»? Вот какие ответы были получены - к администрации школы, к классному руководителю, к родителям. Ни у кого из ребят не возникло мысли, что можно обратиться в Совет старшеклассников (даже у тех, кто сам в него входит)! А ведь это орган ученического самоуправления, который должен заниматься не только организацией досуга, что, безусловно, тоже важно. Главный смысл самоуправления состоит в том, что с его помощью участники школьной жизни получают возможность влиять на школьную политику - как через участие в принятии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процессами. Самоуправление делает школьную жизнь предметом совместного творчества всех её участников. Ученическое самоуправление, наделенное реальными полномочиями, может выступать в школе в качестве правозащитной структуры.

Механизмы защиты прав человека в школе прописаны в российских законах. Законы «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», в частности, содержат следующие нормы:

· Учащиеся могут ходатайствовать перед администрацией школы о проведении дисциплинарного расследования в отношении работников школы по фактам нарушения прав ребенка. Они могут сделать это либо лично, либо через своих выборных представителей. Ученики также могут направить своих выборных представителей в комиссию, которая будет проводить это расследование. По завершении дисциплинарного расследования, директор школы должен принять решение на основе установленных комиссией фактов. Если обучающиеся не согласны с этим решением, они через своих выборных представителей могут обратиться за помощью в уполномоченные государственные органы.

· Обучающиеся могут проводить в школе митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Эти митинги должны проходить во внеучебное время, не мешая учебно-воспитательному процессу. Если в уставе школы указаны условия проведения таких митингов, то организаторы митингов должны их выполнить.

· Администрация школы имеет право уволить педагогического работника даже за однократное применение методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

· В каждой школе на видном месте должны быть вывешены списки органов, осуществляющих контроль за соблюдением прав ребенка. В списках должны быть указаны способы связи с должностными лицами этих органов.

Право - это не только права…

Дальше я попросила ребят назвать свои обязанности. Вот что они ответили: выполнять Устав школы; добросовестно учиться; бережно относится к имуществу школы; соблюдать правила поведения учащихся; иметь аккуратный внешний вид. Примечательно, что практически никто не сказал, что в обязанность учащихся входит уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы. В этом, на мой взгляд, кроется основная проблема, существующая в школе - мы требуем уважения по отношению к себе, но не считаем, что должны уважать других.

Следующий вопрос звучал так:«Как ты считаешь, что важнее - исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав?» Ответы распределились следующим образом: исполнять свои обязанности - 7 %; требовать соблюдения своих прав - 6 %; и то и другое одинаково важно - 87 %.

Следующим был вопрос «Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности?»:исполняют всегда или почти всегда - 10 %; чаще всего исполняют - 13 %; редко исполняют - 59 %; не исполняют никогда или почти никогда - 7 %; затрудняюсь ответить - 11 %. В вопросе исполнения своих обязанностей, на мой взгляд, многое зависит от личности, характера и воспитания школьника.

Далее я попросила респондентов сказать, «Почему школьники не выполняют свои обязанности?»:не знают своих обязанностей - 7 %; не понимают значимости выполнения - 54 %; не боятся наказания - 35 %; в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей - 4 %. Многие респонденты считают, что неисполнение обязанностей школьника связано с непониманием их значимости и незначительностью наказания за провинность - поэтому-то многие школьники и нарушают права других, не соблюдают свои обязанности.Обязанность в понимании детей - это то, что от тебя требуют взрослые, родители. Конечно, многие из обязанностей мы воспринимаем в штыки, как повинность, но нужно понимать, что нет прав без обязанностей и нет свободы без ответственности.

Что делать?

Где выход из сложившейся ситуации? Я убеждена, что до тех пор, пока мы будем сидеть и просто возмущаться беспорядками, ожидая, что кто-то решит наши проблемы, ничего не изменится! Очень важно, чтобы каждый понимал, что судьба конкретного человека зависит от него самого.

Я считаю, что в каждой школе должна быть открыта общественная приёмная по проблемам школы, оказывающая влияние на решение школьных проблем. Такую приёмную можно отнести к школьному самоуправлению, где школьные активисты консультируют учеников, дают им советы по решению возникающих у них проблем в школе, выслушивают их предложения.

Ученикам необходимо создать в школе дискуссионный клуб, обсуждающий школьные проблемы. Материалы и результаты дискуссий должны выноситься на рассмотрение учеников, родителей, педагогов, администрации. Такой клуб можно считать формой школьного самоуправления.

Ученики могут выпускать газету о жизни школы, в которой ставятся проблемы школы, вопросы, которые необходимо решать. Данная газета может влиять на общественное мнение, следовательно, способствовать изменению ситуации в школе.

Ученический совет должен создать аналитическую группу , которая читает приказы директора и другие локальные акты школы и следит, чтобы они не ущемляли интересы учеников. Аналитическую группу так же можно считать формой школьного самоуправления. Её работа будет способствовать совершенствованию нормативной базы школы, корректировке локальных актов, ущемляющих права и интересы учеников.

Ученикам необходимо создать правозащитный комитет , который будет помогать им защищать нарушенные права, работать в интересах учеников и решать проблему соблюдения прав человека в школе.

Заключение

Изучать права надо в первую очередь для того, чтобы научиться ими пользоваться. Права человека - это ценность, которую необходимо защищать. Это не моральный идеал, а практический инструмент, с помощью которого ученик гарантированно сможет добиться восстановления справедливости. Но все, без исключения, должны осознавать, что права и свободы, обязанности и ответственность взаимосвязаны.

Пусть в школе будут самые обычные учителя и самые обычные дети. Пусть даже там не будет учебных курсов по правам человека. Главное, чтобы у каждого ребенка в этой школе была возможность защитить свои нарушенные права. Речь идёт о том, чтобы в школе появились эффективные механизмы защиты прав человека.

Список литературы:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)
  2. Декларация прав ребенка (1959 г.)
  3. Декларация принципов толерантности (1995 г.)
  4. Конвенция о правах ребенка (1989 г.)
  5. Конституция Российской Федерации (1993г.)
  6. Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.; с изменениями и дополнениями на 2010 г.)
  7. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.)
  8. Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 19» (2009 г.)

1. Понятие и виды обучающихся.

2. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования.

3. Обязанности и ответственность обучающихся.

4. Права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в сфере образования.

Нормативные правовые акты

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ //Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. № 1 (ч. 1). -Ст. 1.

2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - №53.

3. Приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185
"Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания" //Российская газета. – 2013. – 26 июня.

Понятие и виды обучающихся

В современной российской теории права под категорией «правовой статус» чаще всего понимается совокупность прав и обязанностей того или иного вида субъектов. Однако возрастает количество исследований, в которых к этому перечню добавляется ответственность, законные интересы, а также происходит отграничение прав от свобод, в результате чего последние рассматриваются как самостоятельные элементы правового статуса. В то же время в ряде исследований структура категории «правовой статус» значительно усложняется, поскольку в нее, помимо указанных выше, включаются такие элементы, как: правосубъектность, гражданство, правовые принципы и др.

Будучи единым по содержанию, правовой статус подразделяется на общий правовой статус, специальный и индивидуальный. Общий правовой статус – права, свободы и обязанности согласно нормам Конституции Российской Федерации. Специальный правовой статус включает в себя нормы иных актов, которые, основываясь на конституционных положениях, отражают особенности правового положения определенных категорий граждан (военнослужащих, инвалидов, участников войны и т.д.). Индивидуальный правовой статус – это совокупность прав, свобод и обязанностей, законных интересов, которыми обладает конкретное физическое лицо с учетом конкретизирующих его правовое положение факторов (пол, возраст, семейное положение, трудовая деятельность и т.д.).

В рамках изменений законодательства об образовании интерес представляет специальный правовой статус обучающихся как специфической группы субъектов образовательных правоотношений. Что касается понимания сущности основных элементов правового статуса (права, свободы и обязанности), то полагаем необходимым придерживаться следующих позиций, высказанных в научной литературе. Еще Н.М. Коркунов определял право (отдельное правомочие) как то дозволенное, возможность чего обеспечена установлением соответствующей обязанности. Подобное отношение сохранилось в российской науке и сегодня, но значительно обогатилось за счет подробной характеристики этих возможностей: возможность совершения определённых положительных действий; возможность пользоваться различными социальными благами и ценностями; возможность требовать от других лиц выполнения их обязанностей; возможность защитить своё право с помощью предусмотренного законом юридического механизма. При этом если права – это юридические возможности человека, осуществление которых предполагает исполнение государственными органами соответствующих обязанностей, то свободы – это «правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, без взаимодействия с государственными органами».

Обязанность – это мера требуемого правом поведения, причем несоблюдение требований есть основание для применения мер юридической ответственности. Обязанность как осознание связанности своей воли может выражаться как в положительном действии (получать образование, содействовать лицам в получении образования), так и в отрицательном деянии в форме бездействия, когда лицу требуется воздержаться от совершения тех или иных действий. Обязанность может быть персонифицирована в относительных правоотношениях (когда определена группа обязанных субъектов) или же быть неопределенной, когда потенциально касается неограниченного круга лиц.

Законный интерес понимается как отраженная в объективном праве, либо вытекающая из его общего смысла и в определенной степени гарантированная государством юридическая дозволенность, выражающаяся в стремлениях субъекта пользоваться определенным социальным благом, а также в необходимых случаях обращаться за защитой к компетентным государственным органам или общественным организациям.

Так, правовой статус обучающихся образовательных организаций регламентируется главой 4 Федерального закона об образовании, в которой регулируются основные права, свободы и обязанности обучающихся. На законодательном уровне впервые разграничены понятия «обучающийся» и «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Так, обучающийся – физическое лицо, осваивающее образовательную программу, а «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В п. 1 ст. 33 Федерального закона об образовании выделяются следующие категории обучающихся:

1) воспитанники – лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

3) студенты (курсанты) – лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры;

4) аспиранты – лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты – лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

6) ординаторы – лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры – лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели – лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования;

9) экстерны – лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации .

  • 2. Понятие и характерные черты исполнительной власти
  • 3. Основные направления совершенствования государственного управления в рф. Административная реформа
  • Тема 3. Предмет и метод административного права. Административные правовые нормы и отношения
  • 1. Предмет и метод административного права
  • 2. Административные правовые нормы
  • 3. Понятие и характерные черты административных правоотношений
  • Две концепции административных правоотношений. В науке административного права теория административных правоотношений развивалась достаточно долго, существовало две концепции этих отношений.
  • 4. Виды административно - правовых отношений
  • Модуль 2 «субъекты административного права»
  • Раздел 2 «Административно-правовой статус граждан и организаций» Тема 4. Граждане как субъекты административного права
  • 1. Субъекты административного права
  • 3. Основы административно-правового статуса граждан
  • 4. Права и обязанности граждан по административному праву
  • 5. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства
  • Тема 5. Способы защиты субъективных публичных прав граждан
  • 1. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан
  • 2. Административно-правовой порядок рассмотрения обращений граждан
  • 3. Судебный порядок рассмотрения обращений граждан
  • Тема 6. Коллективные субъекты административного права
  • 1. Коллективные субъекты административного права: понятие и виды
  • 2.Административно-правовой статус организаций
  • Раздел 3 «Органы исполнительной власти» Тема 7. Органы исполнительной власти
  • 1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти
  • 2. Административно-правовой статус органов исполнительной власти
  • 3. Классификация органов исполнительной власти. Факторы, влияющие на построение системы органов
  • 5. Структура и штаты органов исполнительной власти
  • 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
  • Раздел 4 «Государственная служба» Тема 8. Государственные служащие как субъекты административного права
  • 1. Понятие и принципы государственной службы
  • 2. Правовое регулирование государственной гражданской службы
  • 3. Понятие и виды должностей
  • 4. Административно-правовой статус государственного гражданского служащего
  • 5. Прохождение государственной гражданской службы
  • Модуль 3 «формы и методы государственного управления»
  • Раздел 5 «Функции, формы и методы государственного управления» Тема 9. Содержание, методы и формы государственного управления
  • 1. Содержание (функции) государственного управления
  • 3. Понятие и виды методов государственно-управленческой деятельности
  • 4. Формы управленческой деятельности, их классификация
  • Тема 10. Правовые акты государственного управления
  • 1. Понятие и правовая природа актов управления
  • 2. Классификация актов управления
  • 3. Порядок издания и отмены актов государственного управления
  • 4. Требования, предъявляемые к актам государственного управления
  • Тема 11. Обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении
  • 1. Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  • 2. Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти
  • 3. Судебный контроль. Понятие административной юстиции
  • Тема 12. Административный договор
  • 1. Дискуссии в административном праве об административном договоре
  • 2. Понятие и признаки административного договора
  • Тема 13. Административный процесс
  • 1.Сущность административного процесса
  • 2. Принципы административного процесса
  • 3. Структура административного процесса. Виды административных производств
  • 4. Административно-процессуальные нормы и отношения. Проблема кодификации административно-процессуального права
  • Раздел 6 «Административное принуждение и ответственность» Тема 14. Административное принуждение
  • 1. Понятие, содержание и назначение административного принуждения
  • 2. Виды мер административного принуждения
  • 3. Органы и должностные лица, применяющие меры административного принуждения
  • Тема 15. Административная ответственность
  • 1. Административная ответственность как вид юридической ответственности
  • 3. Понятие и состав административного правонарушения
  • Административная ответственность юридических лиц. Ст. 10 КоАп рф закрепляет административную ответственность юридических лиц. Принципы применения ответственности:
  • 4. Понятие и виды административных наказаний. Основные правила их назначения
  • Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях
  • 1. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 3. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях.
  • 4. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
  • Модуль 4 «государственное управление в отдельных отраслях и сферах»
  • 2. Государственное управление в сфере экономики
  • 3. Государственное управление в социальной сфере (социально-культурной сфере)
  • Управление в области иностранных дел осуществляет Министерство иностранных дел.
  • Раздел 8 «Государственное управление в социальной сфере» Тема 18. Правовые основы управления образованием
  • 1. Правовые основы системы образования
  • 2. Органы, осуществляющие управление в сфере образования
  • 3. Правовое положение образовательных учреждений
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.
  • Раздел 9 «Государственное управление в административной сфере» Тема 19. Управление в области государственной безопасности
  • 1. Правовое регулирование в области безопасности. Основные понятия
  • 2. Органы исполнительной власти в области безопасности
  • 3. Понятие государственной тайны
  • Тема 20. Управление в области внутренних дел
  • 1. Содержание управления в области внутренних дел
  • 2. Система органов внутренних дел
  • 3. Организация милиции
  • 4. Особенности прохождения службы в органах внутренних дел
  • Тема 21. Административное право зарубежных стран
  • 1. Возникновение и развитие административного (полицейского) права
  • 2. Характерные черты административного права как отрасли права
  • 3. Принципы административного права
  • Глоссарий -а-
  • 4. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях.

    Граждане РФ имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

    Граждане РФ вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости , в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, в иных случаях, предусмотренных законодательством.

    Обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения, на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений.

    Дисциплина в образовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, воспитанников, педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся, воспитанникам не допускается.

    Обучающиеся, воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.

    Студентом высшего учебного заведения является лицо, в установленном порядке зачисленное в высшее учебное заведение для обучения. Студенту высшего учебного заведения бесплатно выдаются студенческий билет и зачетная книжка установленного образца.

    Наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации «Об образовании» правами студенты высших учебных заведений имеют право :

    1) выбирать факультативные (необязательные для данного направления подготовки (специальности)) и элективные (избираемые в обязательном порядке) курсы, предлагаемые соответствующими факультетом и кафедрой;

    2) участвовать в формировании содержания своего образования при условии соблюдения требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Указанное право может быть ограничено условиями договора, заключенного между студентом высшего учебного заведения и физическим или юридическим лицом, оказывающим ему содействие в получении образования и последующем трудоустройстве;

    3) осваивать помимо учебных дисциплин по избранным направлениям подготовки (специальностям) любые другие учебные дисциплины, преподаваемые в данном высшем учебном заведении, в порядке, предусмотренном его уставом, а также преподаваемые в других высших учебных заведениях (по согласованию между их руководителями);

    4) участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений;

    5) бесплатно пользоваться в государственных и муниципальных высших учебных заведениях библиотеками, информационными фондами, услугами учебных, научных и других подразделений высшего учебного заведения в порядке, установленном уставом высшего учебного заведения; принимать участие во всех видах научно-исследовательских работ, конференциях, симпозиумах;

    6) представлять свои работы для публикации, в том числе в изданиях высшего учебного заведения;

    7) обжаловать приказы и распоряжения администрации высшего учебного заведения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    8) получать образование по военной специальности в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

    9) переходить с платного обучения на бесплатное в порядке, предусмотренном уставом высшего учебного заведения.

    Студенты высших учебных заведений обязаны:

    1) овладевать знаниями,

    2) выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебным планом и образовательными программами высшего профессионального образования,

    3) соблюдать устав высшего учебного заведения, правила внутреннего распорядка и правила общежития.

    За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения.

    Дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть наложено на студента высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме.

    Дисциплинарное взыскание применяется не позднее чем через один месяц со дня обнаружения проступка и не позднее чем через шесть месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам.

    Статус студента негосударственного высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию, в отношении академических прав и академических свобод приравнивается к статусу студента государственного или муниципального высшего учебного заведения, за исключением права на получение государственной стипендии.

    Образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.

    Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные (за исключением дошкольных) и профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, заверяемые печатью соответствующего образовательного учреждения.

    Лица, не прошедшие государственной (итоговой) аттестации или получившие на государственной (итоговой) аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно не ранее чем через год государственную (итоговую) аттестацию.

    Выпускники образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, имеющих государственную аккредитацию, обладают равными правами при поступлении в образовательное учреждение следующего уровня.

    Образовательное учреждение несет в установленном законодательством РФ порядке ответственность за:

    1) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;

    2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников;

    3) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса;

    4) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;

    5) иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

    1.1. Основные положения правового регулирования в области образования

    Образование провозглашено в России приоритетной областью, основы его организации закреплены в Основном законе страны – Конституции и в специальном Федеральном законе “Об образовании”

    Образование осуществляется (должно осуществляться) в соответствии с законодательством и нормами международного права. В Конституции страны, внутреннем законодательстве и локальных актах образовательных учреждений нашли отражение положения Пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции ООН о правах ребенка, Декларации ООН о распространении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами, Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, рекомендации по различным аспектам подготовки и положения учителей начальных и средних школ и других международных документов.

    Под образованием в Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися установленных государством образовательных уровней.

    Принципы построения и деятельности системы образования вытекают из права каждого на образование как одного из основных прав человека, провозглашенных в международных правовых актах и Конституции.

    В государственных и муниципальных образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускается создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений).

    Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.

    Государство берет на себя обязанность обеспечить каждому человеку должное образование путем создания системы образовательных учреждений и соответствующих условий для их деятельности. Государство гарантирует гражданам получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а на конкурсной основе – бесплатного среднего, высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов.

    Государственная политика в области образования исходит из принципов:

    • гуманистического и светского характера,
    • свободы и плюрализма,
    • демократического характера управления образованием.

    Одним из принципов организации образования является автономность образовательных учреждений, которые живут в соответствии с разработанными ими уставами и другими локальными актами с учетом типовых положений об образовательных учреждениях разных видов и ступеней.

    • развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка;
    • воспитание уважения к правам человека и основным свободам;
    • воспитание уважения к родителям, культурной самобытности ребенка, языку и ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизации, отличной от его собственной;
    • подготовку к сознательной жизни в духе взаимопонимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между народами, этническими и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
    • бережное отношение к окружающей среде

    Образовательный процесс – это система отношений, направленных на реализацию обучающимися своего конституционного права на образование

    Участниками образовательного процесса являются физические лица, наделенные взаимными правами и обязанностями по реализации целей и задач образования.

    Участниками образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях являются воспитанники, родители (их законные представители), педагогические работники. В общеобразовательном учреждении в этом качестве выступают обучающиеся, педагогические работники, родители (или законные представители) обучающихся. Однако указанные основные три вида субъектов образовательного процесса не всегда могут быть в нем задействованы. Так, в образовательном учреждении для детей сирот и детей , оставшихся без попечения родителей, учебно-воспитательный процесс осуществляется только с участием воспитанников и педагогов.

    Иногда, для достижения целей образовательного процесса необходимо участие в нем так же других субъектов. В ряде случаев к участникам образовательного процесса причисляются медицинские работники. Их участие в осуществлении обучения и воспитания необходимо, если требуется особенный подход к личности ребенка с учетом его психофизиологического состояния или реализуемой образовательной программы. Например в оздоровительных образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении, медицинские работники доводят до сведения педагогов результаты углубленных осмотров детей, дают рекомендации по их медико-педагогической реабилитации. Совместно с педагогами они решают вопросы выбора профилей трудовой подготовки и профориентации детей, их участия в трудовой деятельности. Медицинский персонал совместно с педагогом-психологом оказывает помощь в организации индивидуального и диффиринцированного подхода к детям при осуществлении образовательного процесса с учетом особенностей их развития и состояния здоровья, в выполнении медико-психологических рекомендаций.

    Организация образовательного процесса для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи требует участия в нем юриста, который проводит работу по правовому воспитанию детей, консультирует родителей по вопросам охраны прав детей и оказывает необходимую поддержку педагогическому персоналу.

    В образовательных учреждениях профессионального образования участниками образовательного процесса выступают обучающиеся и педагогические (в ВУЗах научно-педагогические) работники. В учреждениях начального профессионального образования с учетом специфики реализуемых ими образовательных программ субъектами учебно-воспитательного процесса являются инженерно-педагогические работники. К данной категории отнесены мастера-инструкторы производственного обучения.

    Таким образом анализ образовательного законодательства позволяет сделать вывод о том, что в разных образовательных учреждениях в образовательном процессе задействованы разные субъекты.

    При этом обязательными участниками образовательного процесса являются обучающийся (воспитанник) и педагогический работник . Важно учесть, что в типовых положениях об образовательных учреждениях неслучайно обучающихся называется в первую очередь. Действительно, именно обучающийся является главным участником образовательного процесса, центральной фигурой в системе образования. Именно его интересы и потребности в первую очередь должны быть реализованы в процессе обучения и воспитания. Как отмечалось выше, обучающийся должен рассматриваться, как субъект, а не как объект образовательного процесса. За ним следует признавать важнейшие права и свободы в сфере образования. С другой стороны на него возлагаются и обязанности по участию в образовательном процессе.

    1.3 Взаимоотношения участников образовательного процесса

    Взаимоотношения между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание и обучение ребенка в образовательном учреждении.

    Отношения обучающегося и персонала образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности обучающегося и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

    Глава 2. Правовой статус участников образовательного процесса

    Права и обязанности обучающихся (воспитанников)

    Граждане, получающие образование, являются обучающимися или воспитанниками.

    К обучающимся относятся: учащиеся, студенты, магистранты, курсанты, слушатели, стажеры, аспиранты, адъюнкты и докторанты.

    К воспитанникам относятся лица, обучающиеся и воспитывающиеся в дошкольных, интернатных организациях. Согласно 43 статьи Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Государством гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Основное общее образование обязательно. Родители или лица их заменяющие обеспечивают получение детьми основного общего образования.

    Совершенно очевидно, что право на образование гарантировано далеко не каждому ребёнку. И всё-таки одной из целей развития нашего тысячелетия является «обеспечение к 2015 г. того, что бы везде все дети, мальчики и девочки, могли пройти полный курс начальной школы» и имели «равный доступ к образованию на всех уровнях».

    Бедные, безнадзорные и работающие дети не должны подвергаться дискриминации в вопросах получения доступа к образованию.

    Образование — это единственный путь помочь этим детям выбраться из замкнутого круга нищеты, борьбы за выживание на улице, рабского труда и невежества. Одной из проблем, причиняющих наибольшее беспокойство родителям, является проблема образования детей. Решая, какое образование лучше дать ребёнку, Вы должны в первую очередь учитывать его коэффициент интеллектуальности. Конечно, другие факторы тоже важны: качество преподавания в школе, заинтересованность родителей в хорошей успеваемости ребёнка, готовность ребёнка много трудиться, его усердие и трудоспособность.

    Нормативно-правовое обеспечение права на образование Конституция Российской Федерации (статья 43)

    • Закон Российской Федерации «Об образовании»
    • Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
    • Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
    • Типовые положения об образовательных учреждениях (например, Типовое положение об общеобразовательном учреждении)
    • Законы субъектов Российской Федерации об Образовании
    • Нормативно-правовые акты Министерства образования и науки (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.)
    • Нормативно-правовые акты органов управления образованием субъектов Российской Федерации (решения коллегий, приказы, информационно-методические письма и др.
    • Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (программы развития, приказы и иные документы муниципальных органов управления образованием)
    • Устав образовательного учреждения и иные локальные акты образовательного учреждения

    Право на образование включат в себя право на реализацию образования на различных уровнях:

    • право на дошкольное образование
    • право на начальное общее образование
    • право на основное общее образование
    • право на среднее (полное) общее образование
    • право на профессиональную подготовку
    • право на начальное профессиональное образование
    • право на среднее профессиональное образование
    • право на высшее профессиональное образование
    • право на послевузовское профессиональное образование
    • право на дополнительное образование

    Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
    1) на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
    2) на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
    3) на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
    4) на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
    5) на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
    6) на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
    7) на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
    8) на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
    9) на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
    10) на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
    11) на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
    12) на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
    13) на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
    14) на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
    15) на продолжение образования в образовательном учреждении, получающий образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
    16) на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
    17) на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
    18) на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
    19) на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
    Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения и другими локальными актами.

    Права и свободы обучающихся, воспитанников

    • право на уважение человеческого достоинства;
    • право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов;
    • на свободу совести;
    • на свободу информации;
    • на свободное выражение собственных мнений и убеждений;
    • на свободное посещение мероприятий не предусмотренных учебным планом;
    • право на охрану здоровья.
    • право на выбор образовательного учреждения и на выбор формы получения образования (данным правом обладают только совершеннолетние граждане);
    • право на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами;
    • право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах государственных образовательных стандартов;
    • право на ускоренный курс обучения;
    • право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;
    • право на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
    • право на участие в управлении образовательным учреждением;
    • право на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;
    • право на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения;
    • право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;
    • право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет (по согласию родителей и органа управления образованием);
    • право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей (законных представителей).
    • учащиеся старше 8 лет могут создавать общественные объединения (кроме объединений, создаваемых политическими партиями и религиозными организациями) и администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать их созданию;
    • учащиеся образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, имеют право самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией о проведении с участием выборных представителей учащихся дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка;
    • в случае несогласия учащихся с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы;
    • учащиеся могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Условия проведения таких митингов и собраний устанавливаются Уставом образовательного учреждения и администрация не может препятствовать в их проведении, если они соответствуют установленным правилам, отвечают требованиям соблюдения общественного порядка, не препятствуют образовательному и воспитательному процессам;
    • учащиеся имеют право на информацию, касающуюся их прав и законных интересов, в целях реализации этого права в образовательном учреждении в местах доступных для детей и родителей (законных представителей), должны вывешиваться тексты Уставов, правил внутреннего распорядка, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка. (Ст.9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»)

    Обязанности обучающихся, воспитанников

    • получить основное общее образование;
    • соблюдать Устав общеобразовательного учреждения;
    • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников образовательного учреждения;
    • добросовестно учиться;
    • бережно относиться к имуществу школы;
    • выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка.

    2.2. Права и обязанности родителей , как участников образовательного процесса

    Руководящим принципом, закрепленным в международном праве и внутреннем законодательстве РФ, является положение, что ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей в атмосфере любви и моральной, и материальной обеспеченности

    Права родителей

    Родители имеют право, несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия

    Родители имеют право:

    • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования
    • выбора для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях
    • на возмещение за счет государства затрат на обучение детей в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих программы общего образования
    • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства
    • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса
    • участвовать в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети
    • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей
    • на перевод ребенка, получающего образование в семье, для продолжения образования в образовательном учреждении при положительной аттестации
    • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе
    • при наличии оснований для жалобы на школу или преподавателя предварительно обсуждать вопросы с директором школы и учителем, имеющим к этому отношение
    • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей
    • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Никому в отдельности и ни одной группе лиц, взятой в целом, не следует навязывать религиозное воспитание, не совместимое с их убеждениями
    • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, в решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений. Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию. В представлении родителю информации о ребенке может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка
    • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий
    • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав.

    Родители имеют преимущественное право на защиту прав и законных интересов своих детей всеми законными средствами.

    Для учащихся и их родителей в школе в доступном месте должна находиться информация, содержащая тексты уставов, правил внутреннего распорядка; списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

    Родители вправе обращаться:

    • к вышестоящим должностным лицам по отношению к лицу, которое нарушило право;
    • в прокуратуру;
    • в суд общей юрисдикции;
    • в комитет по защите прав детей;
    • к Уполномоченному по правам человека;
    • в общественные правозащитные организации.

    Основные обязанности родителей

    Родители обязаны:

    • обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию
    • обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении
    • выполнять Устав образовательного учреждения
    • не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя
    • обеспечивать в пределах своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка
    • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке)

    2.3 Права, обязанности и ответственность работников образовательных учреждений

    В Рекомендациях специальной межправительственной конференции ЮНЕСКО по вопросу о статусе учителей от 05.10.66 признается решающая роль учителей в развитии образования и значение того вклада, который они вносят в развитие человеческой личности и современного общества. В силу этого учитель должен иметь соответствующий статус, а профессия учителя должна быть окружена общественным уважением.

    В Конституции Российской Федерации преподавание отнесено к творческой деятельности. Как творческая деятельность оно разрешается по совместительству с выборными должностями в представительных органах власти, судах и даже на государственной службе.

    Работники образовательных учреждений имеют право:

    • на педагогическую деятельность в форме индивидуальной трудовой деятельности и (или) в образовательном учреждении. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством
    • создавать учебные заведения, отвечающие педагогическим нормам, установленным или одобренным государством, и руководить этими учебными заведениями
    • иметь возможность при наличии необходимой квалификации переходить из образовательного учреждения одного типа на работу в другие учреждения, а также на продвижение на новую должность
    • на бесплатное повышение и совершенствование профессиональных знаний
    • на защиту от излишнего или неоправданного вмешательства родителей в вопросы, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей учителя
    • на защиту профессиональной чести и достоинства;
    • создавать по своему выбору общественные организации (профсоюзы) и вступать в них на единственных условиях подчинения уставам этих организаций
    • на участие в забастовках
    • на сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;
    • на дополнительный отпуск сроком до 1 года через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) Уставом образовательного учреждения
    • на заключение трудового договора (контракта), в котором оговариваются вопросы учебной нагрузки, оплаты труда и другие условия
    • на ежемесячную денежную компенсацию для обеспечения книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями
    • на участие в управлении образовательным учреждением
    • на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников, методов оценки знаний учеников

    Право на свободу преподавания закреплено в Конституции Российской Федерации

    Обязанности работников образовательных учреждений:

    • стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;
    • проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки плана образовательного учреждения;
    • уважать личность ребенка, его права на выражение мнений и убеждений, поддерживать дисциплину на основе уважения их человеческого достоинства методами, исключающими физическое и психическое насилие по отношению к ученикам;
    • проходить периодические бесплатные медицинские обследования;
    • принимать меры предосторожности для предупреждения несчастных случаев с учащимися

    Более подробно права и обязанности учителей в образовательном процессе регулируются в Уставе образовательного учреждения.

    Ответственность работников образовательных учреждений

    За нарушение норм профессионального поведения преподаватели и другие работники образовательных учреждений, связанных с процессом обучения, несут административную и уголовную ответственность.

    Основания прекращения трудового договора предусмотрены трудовым законодательством; помимо этого основанием для увольнения педагогического работника по инициативе администрации без согласия профсоюза до истечения срока действия трудового договора являются:

    • повторное в течение года грубое нарушение Устава образовательного учреждения;
    • применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью ученика;
    • появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения.

    За нарушение норм профессионального поведения и Устава учреждения предусматриваются также другие дисциплинарные меры; дисциплинарное расследование проступка может производиться только по письменной жалобе, копия которой должна вручаться педагогическому работнику. Ход расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия работника, за исключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогической деятельностью или при необходимости защиты интересов учеников

    За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогическим или другим работником образовательного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением, установлена уголовная ответственность

    2.4. Средства и способы защиты прав и свобод участников образовательного процесса.

    Конституция Российской Федерации закрепила право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантировала своим гражданам государственную защиту прав и свобод в судебном и административном порядке

    За защитой и восстановлением нарушенных прав и законных интересов можно обращаться:

    • в суды общей юрисдикции с жалобой на любые решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих, нарушающие права и свободы граждан; жалоба подается по месту жительства заявителя или по месту нахождения органа, должностного лица
    • в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой признать закон неконституционным и не имеющим силы, если гражданин считает, что его конституционные права и свободы нарушены законом, примененным в отношении него; (законом считается нормативный акт, принятый органом законодательной власти, но не акты правительства и ведомств)
    • в органы прокуратуры, которые для восстановления нарушенных прав полномочны опротестовывать незаконные действия или выступать в суде с иском в интересах заявителя;
    • в любые другие государственные органы и органы самоуправления, в компетенцию которых входит решение поставленных заявителем вопросов. Этому конституционному праву гражданина соответствуют обязанности государственного органа и органа местного самоуправления и их должностных лиц в установленные сроки рассмотреть обращение и принять решение, известив об этом заявителя.

    Защитой прав несовершеннолетних занимаются непосредственно органы опеки и попечительства при местных органах самоуправления;

    • к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации, одной из основных задач которого является рассмотрение жалоб и обращений граждан на решения или действия государственных органов, органов местного управления, должностных лиц и государственных служащих (за исключением общественных организаций), если заявитель обжаловал эти решения и действия в административном и судебном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

    Для защиты своих прав и интересов граждане могут вступать в общественные профессиональные объединения, участвовать в собраниях, митингах, шествиях, демонстрациях и пикетировании, а также прибегать к такому средству, как забастовки.

    Конституция России предоставила право гражданину обращаться в межгосударственные (международные) органы по защите прав и свобод человека и гражданина, если были исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты.

    Такими органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации являются Комитет ООН по правам человека (г. Женева) и Европейский суд по правам человека (г. Страсбург).

    В Комитет ООН по правам человека может обращаться любое лицо, считающее, что действиями российского государства нарушены его права, изложенные в Пакте о гражданских и политических правах (но не в Пакте об экономических, социальных и культурных правах).



    Просмотров