Развитие критического мышления. Учитывай специфику работы журналистов. Улучшение навыков вашего интервьюера

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее развитие, то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Для развития критического мышления можно использовать следующие приемы:

  • ежедневный самоанализ – осмысление событий дня;
  • действие от противного – размышления на тему «что было бы, если бы я сделал это по-другому»;
  • множество почему – постоянная постановка данного вопроса с целью выявления истинной подоплеки явления;
  • проблема дня – ежедневно ставит себе небольшую задачу или цель, чтобы решить ее к вечеру;
  • ведение дневника самоанализа;
  • регулярная постановка творческих и креативных задач.

Статьи по теме:

Как развить лидерские качества?

Каждый может воспитать в себе лидерские качества, без которых сложно добиться успеха в жизни. Но для этого придется серьезно поработать над своим внешним и внутренним состоянием, ставя подходящие цели и стремясь их достигнуть.

Как начать меняться?

Большую часть своей жизни люди существуют «по накатанной колее», не задумываясь о каких-либо изменениях. Но иногда какой-то случай, фильм или случайно услышанная фраза заставляют задуматься о том, что нужно меняться к лучшему. А как это сделать – можно узнать из этой статьи.

Личностный рост и саморазвитие

Личностный рост и саморазвитие предполагают, что человек постоянно духовно развивается и самосовершенствуется, работает над собой и своими ошибками. Он стремится сделать свою жизнь счастливее и лучше, хочет получать от нее истинное удовольствие.

Чтение книг – признанный способ саморазвития. Различной психологической литературы сегодня очень много, но далеко не все книги действительно принесут пользу. Стоящие внимания книги по саморазвитию, которые нужно прочитать женщине, перечислены в этой статье.

Критическое мышление — это истинное искусство углубленного анализа информации и возможностей для развития умственных способностей. Мышление критически не означает думать о более или более сложных вещах. Во-первых, нам нужно думать «лучше, лучше».

Уважая свои навыки критического мышления, вы развиваете свое интеллектуальное любопытство. Но это не так просто. Критическое мышление требует серьезной дисциплины. Вы должны быть полностью объективными и, что очень важно, самокритичными. Вам нужно искать и распознавать правду, даже в тех случаях, когда вы ошибались.

меры

1 Улучшение навыков вашего интервьюера

  1. 1 Выполнение вопросника. Мы много говорим обо всем.

    Поэтому наш мозг обрабатывает определенные данные. Это и есть основа нашей повседневной жизни. Но что делать в ситуации, когда наше предположение было неправильным или неправильным? В конце концов, в этом случае весь процесс будет изначально терпеть неудачу.

    • Каково предположение о проблеме? Таким образом, А. Эйнштейн поставил под сомнение предположение, что законы ньютоновского движения могут точно описывать мир.

      Он открыл совершенно новые границы, которые описывают мир с нуля.

    • Вы можете задать аналогичные вопросы — допущения. Например: почему мы едим утром без возможности голода? Или, как вы можете говорить о поражении, даже не сражаясь?
    • Все ли предположения, которые мы используем для само собой разумеющегося, могут быть уничтожены в подробном анализе?
  2. 2 Не понимайте информацию как истину, пока вы сами не изучите тот или иной вопрос. Вместо проверки точности данных мы действительно верим в метки на этикетках или на каком-то надежном источнике.

    Не пытайтесь экономить время и энергию для повторной проверки информации, даже если она исходит из надежного источника. Дело не только в том, что журналы, газеты пишут и что они говорят по телевидению и по радио.

    • Научитесь доверять и использовать свой инстинкт. Особенно с самыми противоречивыми вопросами. Если что-то кажется вам сомнительным, узнайте об этом и используйте разные ресурсы.

      Скоро вы научитесь различать полезную информацию и отфильтровывать их без необходимости.

  3. 3 Также как вопрос. Помните, как вы задаете вопрос, это зависит от качества информации, которую вы получаете. Способность задавать правильные вопросы может быть сутью всего критического мышления.

    Вы не знаете, какие вопросы задать в первую очередь, а какие вопросы оставить в последней части, вы никогда не получите желаемого результата. Возможность поиска правильных вопросов является основным принципом критического мышления.

    • Как работает круглый дом?
    • Как рыба с неба падает прямо в центре Австралии?
    • Какие эффективные меры вы можете предпринять для борьбы с нищетой во всем мире?
    • Как вы относитесь к уничтожению ядерного оружия в странах Европы и всего мира?

2 Продолжить просмотр

  1. 1 Определите свою предвзятость. Суждения человека часто субъективны, а иногда даже нечестны и оскорбительны.

    Одно из научных исследований показало, что число родителей, которые информированы о потребностях в области безопасности и вакцинации, намного меньше, чем количество всех вакцинированных детей.

    Почему это так? Гипотеза заключается в том, что большинство родителей считают эту информацию верной. Подумайте о своей страсти к информации.

  2. 2 Подумайте о других шагах. Нет 1 или 2 шага, но больше, чем шахматисты. Не стоит недооценивать своего противника — это не просто гигантский гигант. Вы должны ввести его с интеллектуальным дуэли, когда вы рассчитали все возможные комбинации.
    • Одним из тех, кто заранее думал о преимуществах мышления, был директор Amazon.com Джефф Безос.

      Он считал, что все, что он делал, должно было считаться много лет. Он имел в виду его бизнес. Если человек не готов инвестировать в проект, который длится 5 или 7 лет, он никогда не выживет в здоровой конкуренции. И только несколько компаний, по его мнению, могут это сделать.

  3. 3 Прочтите отличные работы. Ничто не сравнится с теми преобразованиями нашего мышления и восприятия, которые появляются после прочтения другой интересной книги.

    Будь то Moby Dick или лирическая поэзия. Мы не должны просто читать, а входить в книгу и задавать вопросы.

  4. 4 Поместите его в обувь других людей. Это способствует развитию навыков критического мышления. Эмпатия поможет вам лучше понять человеческую психологию, мотивацию и желания людей. Не будьте безжалостными, потому что способность к состраданию необходима каждому человеку.
  5. 5 Назначьте 30 минут в день для тренировки вашего мозга. Есть десятки способов улучшить функции мозга.

    Как развивать критическое мышление

    Вот некоторые из этих идей:

    • Решите проблемы днем. Потратьте некоторое время, чтобы выяснить суть проблемы и начать ее решать. Это может быть теоретическая проблема и личный кризис.
    • Не спешите и тратите 30 минут на аэробные упражнения. Свежий воздух необходим для улучшения части мозга.
    • Остерегайтесь правильного питания.

      Авокадо, черника, лосось, орехи и семена и коричневый рис играют важную роль в поддержании жизнедеятельности вашего мозга.

3 Все вместе

  1. 1 Определите свои цели. Если вы хотите использовать критическое мышление для философского мышления, сидение на столе — один из вариантов.

    Кроме того, вы можете использовать их для самопознания и выйти из сложных жизненных ситуаций, когда это не похоже на то, что ваш помощник станет критическим мышлением.

  2. 2 Не бойтесь окружать себя людьми, которые умнее вас. Не поддавайтесь комплексам, и мы стремимся быть большой рыбой в небольшом пруду.

    Опустите свое эго. Окружайте себя умными людьми, которые научат вас чему-то и что-то получат от вас.

  3. 3 Пройдите любые ошибки. Бойтесь потерять. Отказ — отличный способ отказаться от неправильных вариантов. Существует миф о том, что знаменитые люди не терпят неудачу — это не так.

    Они терпят и делают все возможное, чтобы только их успех был виден окружающим.

чаевые

  • Используйте веб-каналы и библиотеки, чтобы узнать больше о теме своих мыслей.

    Невероятная критика хуже, чем невежество.

  • Не будьте слишком категоричны, но будьте достаточно смелы, чтобы критически мыслить.

    Избегайте слов «никогда», если вы не уверены в этом на 100%. Будьте убедительны в своих аргументах, работайте с фактами. Говорите медленно и уверенно, гонка здесь бесполезна.

  • Различают индуктивные и дедуктивные методы мышления. Когда разговор происходит от частного к общему и от общего к отдельному, вам нужно.
  • Спросите мнение других людей.

    Люди из разных возрастных групп и социальных групп могут дать вам совершенно новый взгляд на вещи.

  • Читайте мнения других людей в газетах и ​​журналах. Подумайте о своих ошибках и сильных сторонах, чтобы улучшить свой стиль.
  • Обратите внимание на мнения других критиков о вас.
  • Будьте дипломатичны. Ваша цель — не сам человек, а предложение, которое он предлагает.
  • Думайте гипотетически, дедуктивно.

    Это означает, что в зависимости от конкретной ситуации мы используем соответствующие знания принципов и ограничений и показываем их в абстрактной, возможной версии.

  • Критика будет намного более эффективной, если она является объектом ваших знаний. Например, кто лучше оценит картину как художника? И кто, если не писатель, лучше о книге или литературной работе?

Редактировать оповещения

  • используйте сэндвич-метод: комплимент, предложение, пожелание.

    Критика будет лучше, если вы будете использовать этот подход. Вы также можете использовать имя и фамилию, честную улыбку, лицом к лицу.

  • Никогда не критикуйте наступление.

    В этом случае лицо имеет защитную позицию (в частности, если субъект спора относится к нему лично). Поэтому нет необходимости, например, разговаривать с абортом, чтобы добавить топливо в огонь, заявив, что аборт является преступлением.

    В этой ситуации человек не прислушивается к аргументам, и ему будет еще труднее убедить его в противном случае. И, наконец, критики хорошо справляются с похвалой.

Отправленный: Анна Макарова. 2017-11-12 13:04:39

Получение знаний об объектах, свойствах и отношениях реальности, которые непосредственно не обнаружены человеком, может быть достигнуто путем размышления о разных типах.

Критическое мышление — это система суждений, которые помогают анализировать и формировать обоснованные выводы, создавать свою собственную оценку происходящего и интерпретировать ее.

Мы можем сказать, что критическое мышление мыслит на высоком уровне, что дает представление о будущей информации. Он также определяется как «оценочное, рефлексивное» или «мысленное мышление».

Чтобы прояснить вопрос о том, что такое критическое мышление, Р.

Павел предложил разделить его на сильные и слабые. Слабым является мышление эгоиста, который занят своими потребностями и не использует его навсегда. Сильное мышление принадлежит человеку без ориентированной на эго ориентации.

Каждая умственная деятельность не подпадает под определение «критического мышления». Не включает:

  • запоминание;
  • понимание;
  • интуитивное / творческое мышление.

Критическое мышление имеет множество определений в философских и психологических работах, но все исследователи согласны с этим Для критического мышления вам нужно умение :

  • анализировать и синтезировать;
  • индукция и дедукция;
  • аннотация;
  • интерпретировать;
  • наблюдать;
  • использование логики;
  • переходить от абстрактного к конкретному.

Также необходимо иметь широкую перспективу, творческое воображение, стабильные ценности.

В определенной степени это также эмоционально включено в определение этой концепции.

Критическое мышление требует качества, которое позволяет создавать предпосылки для цивилизованного развития общества.

компоненты

Способность мыслить абстрактно способна сдерживать некоторые из свойств реальности, которые в настоящее время неадекватны, при сопутствующем распределении других — важны.

Необходимо выделить процесс абстракции и абстракции. Первый — это ряд операций, которые приводят к конкретному результату — абстракции. Под абстракцией мы можем найти разные понятия и вещи (в том числе обычные — например, дом, улицу, дерево,

и т.д.). Этот процесс неразрывно связан с другими понятиями — анализом и синтезом.

Анализ — процесс, который позволяет разложить объект на части.

Синтез представляет собой комбинацию частей, которые были получены путем анализа в один.

Следующим навыком, включенным в критический критерий критического мышления, является способность индуктивного и дедуктивного мышления. Индукция — это решение, которое формируется в процессе мышления от «частного» до «общего», . Вычет основан на мышлении от «общего» до «частного».

Восхождение от абстрактного к бетону — это переход двух шагов.

Первый включает переход от конкретного определения к абстрактному. Объект делится на его компоненты — свойства и свойства. Второй этап — это рост от абстрактного до конкретного. На этом этапе человеческий ум пытается восстановить первоначальную целостность выставленного объекта. Переход со второго этапа невозможно без предыдущей предыдущей. Таким образом, это процесс, который позволяет учиться подниматься от конкретного к абстрактному, а затем наоборот.

Критический ум позволяет человеку постоянно сомневаться, взвешивая все преимущества и недостатки.

Основными показателями критического мышления являются способность рассматривать предположения как возможные гипотезы, требующие доказательства. Люди с воображаемым воображением, «мечтатели» рискуют планировать планы, поэтому им нужно обратить внимание на развитие критики суждений и научиться сознательно мыслить.

Развитие критического мышления

Почему критическое мышление в повседневной жизни?

Для того, чтобы:

  • способствует профессиональному самоопределению;
  • позволяет устанавливать приоритеты;
  • ответственность за выбор;
  • позволяет создавать собственные выводы;
  • развивает способность прогнозировать последствия своих действий;
  • развивает навыки культурного диалога.

Как развивать критическое мышление?

Сначала мы должны представить, как это происходит последовательно. Его процесс состоит из трех этапов:

  • вызов, который позволяет обновлять и обобщать уже известные знания об исходной проблеме и поощрять человека к активному действию;
  • понимание, которое позволяет получать новую информацию, понимать и связываться с доступными данными;
  • которое намерено всесторонне осмыслить и обобщить полученную информацию, сравнить ее и показать свои собственные отношения с объектом.

Возможные независимые способы развития

Мы описываем основные стратегии, которые позволяют повысить критичность ума.

Использование времени, которое обычно тратится на «ничего не работает». Это время предлагается для интроспекции — например, в конце дня. На некоторые вопросы нужно ответить:

  • Сегодня я использовал методы, которые развивают критический ум;
  • были ли они эффективными;
  • что я достиг своих целей.

Лучше всего ответить на эти вопросы в письменной форме, в форме журналов .

Исследование проблемы. Однажды нужно дать одну проблему. Он должен быть сформирован и определен, потому что он относится к живым ценностям и потребностям. Его необходимо изучить, чтобы понять, можно ли повлиять на это и какие меры следует принять для его решения.

Необходимым условием является определение его возможностей, что позволит обеспечить краткосрочное и долгосрочное решение проблемы. После этого вам нужно выбрать стратегию решения и удержать его.

Как развивать критическое мышление?

Развитие интеллекта.

Каждые несколько дней необходимо работать над развитием критичности ума, одним из аспектов — логическим мышлением, анализом, выводом и т. Д.

Не доверяйте властям эффективно развивать критическое мышление.

Призма чужого восприятия часто искажает информацию. Вот почему так важно, что вы включите себя и сами выясните проблему.

Определение успеха в журналах.

Каждую неделю стоит записывать эмоционально важные ситуации в дневнике, описывая их реакции и анализируя их источник. Вопрос стоит ответить: что я узнал о себе, благодаря этим ситуациям? Что можно сделать по-другому, если вам пришлось пережить их?

Необходимо понимать, что развитие критичности ума является длительным процессом и что его вообще нельзя останавливать.

Поэтому критическое мышление определяется по-разному, но это мнение позволяет вам делать собственные выводы на основе поступающей информации и использовать их для решения реальных проблем.

В некоторых случаях такое мышление может развиваться независимо.

Ум находится в состоянии вечного осуждения и отрицания всего, что находится рядом

рассматривает вопрос под разными углами

Когда критики больше, чем любовь.

Ум, который критикует все, очевиден) Это означает, что мы не принимаем религию, но мы ищем доказательства.

Критический ум необходим, если вы работаете над научным проектом.

Развитие критических навыков

Но это становится абсолютным препятствием, когда вы пытаетесь достичь внутреннего покоя, субъективности. Это вполне уместно в объективном мире, без него не было бы науки; Но кроме него нет места для религиозности. Это должно быть понято: когда человек работает с целью, он должен иметь возможность использовать критический ум; когда человек действует с субъективным, он должен уметь его удалить.

Ум должен оставаться активом. Это не должно быть идея исправления; вы должны использовать его или не использовать. Невозможно войти в внутренний мир с критическим умом; сомнение в этом становится тем же самым препятствием, что и уверенность в науке. Человек доверия не будет далеко в науке.

Вот почему в то время, когда в мире царила религия, мир оставался ненаучным. Оппозиция между церковью и наукой не возникала случайным образом, это очень важно. На самом деле, церковь и наука не сражались, а два аспекта были противопоставлены: объективные и субъективные. Они классифицируются по-разному.

Всякий раз, когда что-то начинает доводить до совершенства, каждый раз он находит ошибку.

Вы критически смотрите на мир, вы хотите изменить его к лучшему.))

Критический менталитет — очень полезное качество ученого. «Критический ум» не стесняется задавать неприятные вопросы, в том числе и сам, не боится спрашивать «признанные» авторитетные мнения.

«Критические умы» не остаются «почетными» учеными в науке, их сомнения превращаются в препятствия и являются «платформой» для новых знаний.

В воспитании и развитии интеллекта вам нужно знать некоторые характеристики ума. Одним из них является критичность ума.

Критичность ума — это способность строго оценивать работу вашей мысли, тщательно рассматривать все аргументы за и против установленных гипотез и представлять эти гипотезы всестороннему тесту. Критический мыслящий человек может рассматривать свои предположения как гипотезы, требующие всесторонней проверки.

И он готов отказаться от тех, кто не смог поддержать испытание или не выполнил требования к задаче, даже если они очень привлекательны, привлекательны … Короче говоря, критический ум — дисциплинированный, бескомпромиссный ум!

Войдите, чтобы написать ответ

Знание того, как развить критическое мышление, помогает усовершенствоваться в профессиональной сфере, научиться подходить к любой работе творчески и уменьшить риск быть обманутым. Ниже описаны методы, приемы и способы критического анализа.

Критическое мышление: что это такое

Познание окружающего мира у любого развитого человека предполагает следующие процессы:

  1. Получение новой информации.
  2. Обработка полученных сведений.

Первый процесс осуществляется абсолютно любым из нас независимо от возраста и уровня образования.

Важно! Где бы мы ни были и что бы мы не делали, мы получает какие-то сведения извне и либо принимаем их как факт, либо оцениваем.

На этапе приобретения каких-либо навыков, будь то изучение нового языка или ознакомление с принципом действия двигателя внутреннего сгорания, необходимо сначала пассивно заучивать новое. Однако человек, принимающий все и всегда «на веру», рискует стать жертвой обмана и манипуляций как в профессиональной, так и в личной сфере.

Пассивное принятие не требует большой затраты энергии, критическое же мышление имеет два аспекта:

  1. Способность сомневаться . Поступающая к человеку информация изначально не принимается как истинная и потому требует проверки на подлинность.
  2. Способность оценивать . Человек сопоставляет новые сведения с тем, что ему уже известно. Опираясь на свой личный опыт, он оценивает, насколько новая информация является актуальной, правдивой и интересной.

Думать критически означает не только скептически относиться ко всему, что нас окружает, но и мыслить творчески. Обыденный скептицизм, основанный на неприятии и отрицании, не имеет ничего общего с критическим анализом. Последний предполагает глубокую умственную работу, целью которой является поиск истины, а не отрицание как таковое.

Методы критического мышления

Для того, чтобы улучшить собственные способности подходить критически к получаемой из внешнего мира информации, можно использовать такие методы:

Выделение ключевых мыслей из книги, статьи

Читая литературный, публицистический или научный текст, подчеркивайте фразы, которые кажутся вам основными, а затем собирайте их вместе и анализируйте.

Построение синквейнов

Синквейн – это упражнение, которое предполагает создание небольшого текста по строго установленным правилам. Сначала пишется существительное – тема анализа, затем под ним записывают два прилагательных, под прилагательными – три глагола. На 4-й строке пишут фразу, которая раскрывает главную мысль темы. На 5-й, заключительной, строке должно быть одно существительное, подводящее итога сказанному.

Пример синквейна:

  • Учеба
  • Интересная, трудная
  • Учиться, оценивать, развиваться
  • Учеба помогает построить успешную карьеру
  • Профессия

Попробуйте формировать подобные короткие тексты к тем проблемам, которые нужно решить. Слово в последней строке должно отражать итог информации, описанной в остальной части синквейна.

Проверка фактов

От кого бы ни исходила информация (от вашего начальника или от соседки по лестничной площадке), не принимайте ее как истину, но и не отвергайте. Проверьте подлинность фактов из надежных источников.

Плюсы и минусы

Это общепсихологический прием, направленный на принятие решения. Если перед вами стоит выбор, впишите в левую колонку плюсы, которые вы приобретете в случае положительного решения, а в правую – минусы и их последствия. Проанализируйте полученные результаты.

Работа на результат

До начала обучения новым навыкам и умениям, составьте вопросы, на которые хотите получить ответы, затем проверьте, достигли ли вы желаемых целей.

Развитие критического мышления на уроках в начальной школе

С детского сада и школы большинство людей приучают принимать несомненный авторитет старших. От детей часто требуют механического заучивания и впитывания новой информации. С одной стороны, это не так уж и плохо, потому что составлению собственного мнения должно предшествовать пассивное получение знаний.

С другой стороны, чрезмерная авторитарность учителей может привести к тому, что у учащегося просто-напросто исчезнет потребность сомневаться. Важно! Развитие навыков критического анализа не предполагает навязывание своей точки зрения или неуважение к старшим.

Наоборот, учитель, умеющий создать пространство для творческой мыслительной работы, пользуется большим авторитетом.

Обучение критическому мышлению проходит эффективней в игровых формах. В начальной школе для развития способности детей мыслить критически могут быть использованы следующие педагогические приемы:

  1. Если ученик делает ошибку в выполнении устного задания, учитель спрашивает других, согласны ли они с его ответом . Если кто-то не согласен, педагог просит объяснить, почему. Одновременно с этим учитель должен сказать совершившему ошибку ученику, что в этом нет ничего страшного, потому что, только делая ошибки, мы по-настоящему познаем новое.
  2. Давать задания на поиск ложной или ошибочной информации . Упражнение может быть оформлено в виде «вредных советов» от какого-нибудь персонажа, например, 1. Алина считает, что когда кто-то угостил конфетой, не нужно говорить «спасибо». 2. Максим думает, что если на светофоре горит красный свет, нужно перебежать дорогу. 3. Саша считает, что все девочки глупые и потому их нужно дёргать за косички.
  3. Предложить ученикам выявить положительные и отрицательные стороны какого-нибудь события . Например, ситуация «Холодно и идет снег». Что хорошего в такой погоде? Что плохого? Ответы нужно записывать в две колонки.
  4. Перед началом занятия учитель пишет на доске его план . В конце урока педагог задает учащимся вопросы по теме урока и интересуется, соответствовало ли занятие указанному плату и что еще они хотели бы узнать по данной теме. Учащиеся должны почувствовать, что для учителя важно не только дать новый материал, но и иметь обратную связь.

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

Зачастую воспринимается нами как что-то будничное. При ответе на вопрос о том, что это, мы в лучшем случае вспоминаем обрывочные характеристики и требования к процессу построения по типу «подвергать всё сомнению», «использовать », «перепроверять информацию» и другие. Отчасти это правильно, но без комплексного понимания того, что такое «критическое мышление», мыслить критически человек не может. Точно так же как не может использовать с максимальной выгодой для себя компьютер, если не понимает его предназначения и возможностей. Поэтому сегодня мы обратимся к одной из лучших книг на данную тему – «Психологии критического мышления» Дайаны Халперн – и на основе её анализа постараемся составить небольшую программу тренировки способности мыслить критически.

Что такое критическое мышление?

Но сначала немного об авторе. Дайана Халперн – американский психолог, преподаватель, в одно время президент Американской психологической ассоциации. Автор и соавтор нескольких успешных книг, среди которых «Психология критического мышления» и «Интеллект: знания и незнания».

В интересующем нас труде Д. Халперн обращается к механизмам функционирования критического мышления. Под ним она понимает тип мышления, основанный на когнитивных навыках и стратегиях и позволяющий приходить к результатам, которые отличаются своей взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Что важно – автор заверяет, что критическое мышление не является врождённой способностью, а значит, его можно развивать. И не просто можно, но и нужно, поскольку способность мыслить критически позволяет человеку выявлять и противостоять попыткам манипулирования, приучает к чёткости мысли, структурированности, корректной интерпретации информации.

Как развить критически: с чего начать?

Отправная точка тренировки – метапознание. Чтобы не пугать вас сложной научной терминологией, сразу оговоримся, что под этим термином понимается знание человека о его собственных процессах или знаниях более глобально. Как их получить? Путём самопознания – нужно стараться наблюдать за собой со стороны, оценивать и анализировать свои решения, выявлять ошибки. Для начала достаточно просто «прокручивать» свой день в воображении перед сном, пытаясь не просто вспомнить происходящее, но и характер ваших мыслей, влияние эмоций на сказанное и подуманное, логичность доводов и рассуждений. Именно так можно оценить их по достоинству (не зря же самые лучшие решения приходит уже после того, как что-то случилось).

Очевидно, что данная склонность развивается в совокупности с . Д. Халперн пишет: «Наша память – это не точная «копия» произошедших событий. На то, что мы запомним, влияют предварительные знания, то, что мы узнали впоследствии, стереотипы и содержательность материала». Таким образом, без памяти метапознание напоминает гвоздь без молотка. Память даёт вам совокупность материалов, необходимых для работы над собой, позволяет оперировать доступной информацией, перенося известные данные и сравнивая их со своим опытом. Так вы можете избежать распространённых ошибок и не попасться на крючок того, что может казаться правдивым в силу своей общепринятости.

Развитие критического мышления

Станьте Шерлоком

Д. Халперн не пишет о мистере Холмсе, но одним из главных требований и краеугольным камнем, на котором зиждется критическое мышление, она называет мышление – «вывод валидных заключений на основе посылок, т.е. суждений, которые мы считаем истинными». В книге вы не найдете отсылок к разнообразным детективным историям, мастером составления которых был А. Конан Дойл. Даже наоборот – раскрытие темы через призму требований логики возвращает нас к академичности университетских лекций. Но прочитаны они мастерски.

Два требования, которые каждый человек, стремящийся к развитию критического мышления, должен себе предъявлять: проверка следствия заключения из посылок и аргументированность суждений. В первом случае мы говорим о неизменности посылок (начала размышления) на протяжении всего процесса построения суждения. Другими словами, понятия не должны подменяться, изменяться под влиянием эмоций и ситуаций. Для того же чтобы наше мышление было , следует придерживаться следующих правил: 1) посылки должны быть непротиворечивы; 2) посылки достаточно связаны с заключением и подтверждают его; 3) в рассуждении учтены недостающие компоненты аргументации (противоположные мнения, контраргументы).

Сомневайтесь

Для того чтобы научиться доказывать и опровергать гипотезы не нужно корпеть над с логическими задачами. Жизнь предоставляет и так достаточно шансов, поскольку даже бытовое мышление имеет ту же основу, что и научный метод проверки гипотез. Формируя представление о мире, мы собираем факты и ведём наблюдения, что позволяет получать актуальные знания. Но, когда дело доходит до таких менее очевидных истин, как например, то, что горячей водой можно обжечься, многие забывают о критическом подходе. Отсюда слепая вера телевизионным новостям и сплетням, подмена фактов в процессе рассуждения, поиск примеров под выводы, а не выводы, основанные на примерах. В таких ловушках оказывался каждый человек. Поэтому, подвергайте здоровому сомнению любую входящую информацию, с какого бы надёжного источника вы её не получили.

Проверяйте факты

По сути, описанное выше сомнение является не чем иным, как простейшим требованием проверять факты. Для того чтобы это сделать, вы можете пользоваться алгоритмом, предложенным Д. Халперн:

  • Избегайте выборочной аргументации. Нельзя получить истинное знание, отбирая только те факты, которые подтверждают ваши догадки. Причинно-следственная связь должна быть установлена полностью.
  • Что вам уже известно? Достаточно ли этой информации, чтобы с уверенностью сказать, что ваша гипотеза верна? Здесь важно быть честным с собой и оперировать не только имеющимися знаниями и фактами, которые их подтверждают, но и работать с противоположным взглядом и фактами, его подтверждающими.
  • Используйте весь арсенал доступных инструментов. Если это необходимо – проведите формальную проверку фактов, обратившись напрямую к источнику, так как имеющиеся у вас данные могут быть лишь чьей-то интерпретацией. Принимать её как истинную – неправильно.
  • Точность – последний критерий, который нужно предъявить к полученным выводам. Удалось ли уменьшить неопределённость? Качественным ли получился вывод или по-прежнему остаются слабые места? Без ответа на эти вопросы построить валидное умозаключение невозможно.

Принимайте решения взвешенно

Мы уже писали несколько материалов на тему, каким должен быть процесс решений и как избежать распространённых . Вот ещё несколько советов от Д. Халперн:

  • Сформулируйте задачу разными способами. Это позволит взглянуть на проблему под разными углами, тем самым исключив влияние на характер принимаемых вами решений.
  • Обдумайте даже рискованные и невероятные сценарии. У людей есть свойство не видеть негативные стороны, поэтому нужно стараться учесть и их для того, чтобы знать, как поступить, когда всё пойдёт не так.
  • Составьте список возможных вариантов решений и постепенно отберите то, которое будет максимально подходить, учитывая все за и против.

Структурируйте задачи

Процесс решения задачи должен проходить 4 стадии: подготовка и ознакомление, выработка решения, принятие решения, оценка его эффективности. Такая простая последовательность приучит ваш ум к структурированности и позволит мыслить эффективнее.

Развивайте творчество

Автор «Психологии критического мышления» рассматривает «творчество как когнитивный процесс, в котором используется информация, хранящаяся в памяти и выходящая за рамки личного опыта». Именно научит вас смотреть на проблему под разными углами и генерировать больше, в сравнении с человеком нетворческим, идей для её решения.

Кейс для развития критического мышления

Если вы хотите немного потренироваться в критическом мышлении, можете пройти специальный кейс.



Просмотров