Амбивалентность в психологии и её проявление в отношениях. Амбивалентность, норма и болезнь

Изначально термин двойственности был широко распространен в медицине. Впервые амбивалентность стала известна благодаря французскому психиатру Блейлеру в 1900-х годах. С течением времени данное понятие начали применять в теориях психоаналитического характера и работах Зигмунда Фрейда.

Что такое амбивалентность?

Амбивалентность – это раздвоение в сознании человека отношения к чему-либо и это может быть связано с переживаниями, или двусторонним отношением к предмету, человеку и прочему. Состояние, в рамках которого может сосуществовать 2 противоположных чувства. Для того, чтобы полностью изучить понятие амбивалентности, необходимо рассмотреть его с точки зрения психологии и психиатрии.

Что такое амбивалентность в психологии?

Если не учитывать, тот факт, что изначально термин амбивалентность употреблялся только в сфере медицины, идея сосуществования совершенно разных чувств в человеческом сознании стала широко популярной и в психоанализе. С психологической точки зрения амбивалентный человек не является больным, поскольку данное состояние может коснуться абсолютно любого человека, разница лишь в степени проявления подобного состояния. В целом, амбивалентность в психологии - это чувство двойственного отношения к чему-либо.

Зигмунд Фрейд утверждал, что яркое проявление двойственности может выражаться в разных невротических состояниях, проявляться в определенный период развития личности. Почему же психоаналитики уделяют такое большое внимание данной особенности? Основа лежит еще в самом строении человеческого суперэго. Существует два неотъемлемых инстинкта жизни и смерти, которые уже сосуществуют в сознании человека с самого его появления, что и является более наглядным показателем амбивалентности.

Исходя из этого, нельзя утверждать, что данное явление может быть приобретенным, или вызванным определенными факторами, но, нужно отметить, что при наличии условий, способствующих двойственности, данное состояние может стать гораздо опаснее и вызвать нервные расстройства и как результат – негативные последствия. Благоприятные факторы могут быть следующие:

  • попытка изменить сознание, или расширить его;
  • применение препаратов психотропного действия, наркоз, употребление алкоголя;
  • обстоятельства, травмирующие психику человека;
  • различные негативные стрессы, депрессии.

Известна также версия о том, что в один момент существующие противоречивые чувства или мысли могут вступить в конфликтную ситуацию, в результате чего одно состояние может вытеснить другое в подсознании. Из-за этого не каждый человек способен проявлять амбивалентность, которая присутствует в сознании, на фоне чего и развиваются неприятные ситуации.


Амбивалентность в философии

Понятие двойственности в философии рассматривается, как зеркальное отражение в сознании человека процессов, противоречащих друг-другу. Амбивалентность бытия заключается в постоянной борьбе между добром и злом, в рождении и смерти, любви и ненависти. Ежесекундно человек подвергается нескольким влечениям одновременно, делая выбор, ощущая и создавая то или иное. Жизнь человека наполнена большим количеством двойственных чувств и решений.

Амбивалентность и амбитендентность

Амбитендентность обозначает сложное нарушение двигательного поведения, которое характеризуется двойственностью в сфере самопроизвольных действий, последствием чего становится неадекватное, странное поведение. Подобной явление, в основном, проявляется у людей, которые больны шизофренией при кататоническом синдроме. То есть, амбивалентный процесс может привести к амбитендентности человека с психомоторным расстройством.

Причины амбивалентности

Основными причинами двойственности являются особые факторы, которые проявляются у человека.

  1. Неспособность принять какое-либо решение. Выбор перед человеком возникает на протяжении всей жизни, и каждое его решение влечет за собой ряд последствий, как хороших, так и плохих. Люди, которые пытаются избежать принятия решений, сталкиваются с конфликтами на внутреннем психоэмоциональном уровне, что и приводит к амбивалентности.
  2. Неуверенность и подсознательный страх в совершении ошибки тоже может стать причиной проявления амбивалентности.
  3. Затяжные депрессии, стрессы, - все это может вызвать амбивалентное расстройство.

Амбивалентность в отношениях

Человек - сложное существо, в котором нет согласованности между мыслями, действиями и желаниями. Человеческие чувства, в основном, не имеют слаженности и единства. Мы можем испытывать одновременно два противоречащих чувства к одной личности. Не спроста ведь говорят: «люблю и ненавижу» - казалось бы, как можно одновременно испытывать это?

Амбивалентное отношение может проявляться в одновременном испытании нежности мамы к своему ребенку и чувства злости и раздраженности от усталости, или любовь к своему супругу и ненависть, вызванную ревностью. Двойственность чувств может являться нормой в случае, если противоречивые эмоции чем-то спровоцированы и возникают кратковременно, при этом есть определенные устоявшиеся чувства к определенному предмету, человеку или действию.

Сексуальная амбивалентность

Переживания двойственного характера в сексуальной жизни могут быть вызваны устоявшимися нормами половой жизни, от чего может возникать чувство, спровоцированное сексуальными мыслями. Помимо этого, амбивалентные чувства могут быть вызваны одновременным присутствием нежности и мыслях о грубостях в сексуальном плане. В один момент человеку может хотеться чего-то «сладкого», а в следующую секунду ему «перчинку» подавай.


Гендерная амбивалентность

Проблема состоит в неуверенности человека в своем роде и ориентации сексуального характера. Нет конкретной определенности в человеческом сознании – он почему-то может метаться между своими определениями, не осознавая, на какой путь ему встать. Амбивалентность поведения тоже может быть вызвана влечением сексуального характера к лицам как женского, так и мужского пола.

Амбивалентность в привязанности

Амбивалентная привязанность - это разновидность привязанности, при которой ребенок не уверен в своих чувствах к маме, он колеблется, то пытаясь привлечь ее внимание, то наоборот отталкивая ее. Подобное проявление может возникнуть в результате отсутствия доверия между мамой и ее чадом. Воспитание детей в строгости, с постоянными ограничениями и рамками, без проявления теплоты, ласки и внимания, приводит к последующей двойственности чувств у ребенка по отношению к родителям.

Следствием такого явления может стать наоборот чрезмерная опека родителей, вторжение в личное пространство ребенка и постоянное внимание, без каких-либо ограничений. Как следствие такого воспитания и может проявиться амбивалентность. При этом, с возрастом человек станет:

  • более самокритичным;
  • неуверенным;
  • недоверчивым к окружающему миру;
  • зависимым в отношениях.

Амбивалентность - как избавиться?

Амбивалентность - явление, которое чаще протекает в сознании человека незаметно и не влечет за собой каких-либо последствий. Однако, если амбивалентность эмоций, проявлений чувств, приносит дискомфорт в общении с другими людьми и в целом в жизни, то следует обратиться к специалисту. Лечение амбивалентности заключается в правильно подобранных средствах, основываясь на общем состоянии человека и причинах возникновения двойственности.

В терапии могут использоваться препараты задача которых состоит в подавлении патологического состояния психики и стабилизации состояния. Бывают случаи, когда заболевание прогрессирует, возможна угроза жизни самого пациента и окружающим, тогда лечение необходимо проводить в психиатрических больницах. При первых сигналах амбивалентности, как проявления патологического состояния, не нужно заниматься самолечением, поскольку это может не только не дать положительных результатов, но и значительно усугубить состояние.

Учитывая, что амбивалентность является чертой человека, необходимо следить за своей психикой, обращать внимание на любые перемены. Если же вас начинают посещать навязчивые идеи, от которых вы не в силах избавиться самостоятельно, то нужно обратиться за помощью к врачу. Это даст возможность определить заболевание на ранних стадиях, что значительно облегчит последующее лечение.

Скорость изменений в современной жизни непрерывно растёт. Это уменьшает возможность спокойно осмыслить происходящее. Возможно, именно поэтому современная психология становится всё популярнее, особенно практические её аспекты: всевозможные тесты, короткие статьи об особенностях человека. Ведь порой ситуация, в которой оказался человек, не имеет однозначного определения - хороша она или плоха. Двойственное отношение к миру наблюдается у человека довольно часто при восприятии окружающей среды.

Термин из Википедии: амбивалентность - это такое состояние, которое обозначает двойственность отношения к любому объекту или событию, то есть нечто или некто вызывает у человека два взаимно противоположных чувства. Например, собственный ребёнок вызывает ощущение огромной нежности и одновременно с этим чувство усталости или раздражения от его поступков.

Определение амбивалентности в начале ХХ века ввёл Эйген Блейлер , швейцарский психиатр, известный своим вкладом в создание психиатрии и изучавший разные расстройства, в том числе шизофрению. Считая двойственность проявлением этого заболевания, он выделил три её типа:

Зигмунд Фрейд, не менее известный австрийский психоаналитик, отец психоанализа, живший в одну эпоху с Блейером, придавал определению амбивалентность иной смысл. Он считал его основой сосуществования в человеке двух наиболее глубинных его побуждений, стремление к смерти и влечение к жизни.

Идея двойственности присутствует в работах Карла Густава Юнга, швейцарского психиатра (1875–1961), основателя глубинной психологии или аналитической. Сотрудничал с З. Фрейдом и также сделал огромный вклад в становление теории и практики психологии как науки.

В своих работах он характеризовал двойственность такими понятиями:

  • При соединении положительных и отрицательных ощущений при восприятии определённого объекта или явления.
  • Проявлению интереса одновременно к множеству предметов или явлений, фрагментация психического состояния и непостоянство.
  • Универсальность, поскольку многим явлениям сопутствует двойственность.

К.Г. Юнг отмечал, что амбивалентность присуща жизни как таковой, ведь успех часто перемежается поражениями, добро тесно граничит со злом, а рядом с надеждой таится отчаяние. В литературе по психологии можно достаточно подробно прочесть примеры из практики известных специалистов о проявлении подобных чувств.

Однако, не все проявления двойственного отношения являются признаками психических отклонений.

Двойственность по отношению к ситуации или конкретному человеку испытывают люди разных возрастов, и подростки, и взрослые, ведь основной причиной является внутренний конфликт из-за неудовлетворённости происходящим. Фрейд считал, что до определённых пределов двойственное отношение к кому-либо можно считать нормой.

Ведь иногда, увидев человека в разных ситуациях, действительно появляются и разные впечатления от него. Например, девушке нравится молодой человек, он вежливый и культурный, а вдруг в определённой ситуации она видит совершенно другие его проявления, и теперь он вызывает противоречивые чувства, симпатия не проходит мгновенно, а его поведение напугало или разочаровало настолько сильно, что повлекло за собой эмоциональный всплеск.

Супруг, много лет проживший со своей супругой , разражается в ответ на её слова или поведение почти ежедневно, однако, это не мешает ему заботиться о ней, когда она заболела.

Для западного мира более характерна однозначная оценка человека или события, в то время, как восточная философия состоит в том, что мир дуален изначально, и в нем одновременно присутствует хорошее и плохое. Поэтому проявление такой амбивалентности в чувствах говорит скорее об адекватном восприятии реальности. Другое дело, если эмоциональные состояния от отношений приносят существенный дискомфорт. Тогда стоит подумать и разобраться, почему так сильно задевает этот человек, чем вызвана противоречивая эмоциональная реакция на него? Возможно, противоречие вызвано не самой двойственностью, а скорее непониманием, какое именно чувство появилось к человеку.

Причины проявления

Немного разобравшись, что такое амбивалентность, стоит добавить, проявления двойственности не всегда имеют патологические корни. Так, инфантилизм, нерешительность и сильно заниженная самооценка, также, может приводить к появлению состояний, которые описывает амбивалентность:

Современная психология считает умеренную амбивалентность, которая не носит патологический характер, признаком зрелости. С возрастом человек полнее видит картину мира и иначе оценивает всё происходящее вокруг, будь то отношения с людьми или поведение в любых ситуациях.

Одни люди легко вступают в близкие отношения и женятся после месяца знакомства, а другие часами выбирают носки или продукты.

Замечено, что с трудом принимающие решения могут быть очень полезны, если само решение не простое, пока они раздумывают, то оценивают ситуацию с разных сторон, тогда и ответ получается более аргументированным, а время, потраченное на выбор, не позволило ошибиться со скоропалительным действием.

Стоит отметить, что чувства и эмоции очень субъективны и зависят от других аспектов личности. Кроме того, эмоции не стабильны и меняются подобно бликам на воде от всех внешних воздействий. Состояние человека очень пластично и переменчиво. Чувства более длительны по времени проявления, но и они не существуют сами по себе, а только по отношению к определённому предмету. Поэтому проявление амбивалентных чувств зачастую является вполне нормальной реакцией на внешние раздражители.

У людей с однозначными реакциями отношения к работе формируется на основании одного признака, например, уровня зарплаты или расположенности именно к такой деятельности. Человек с амбивалентным мышлением будет помнить негатив после замечания начальника, однако, добрые отношения в коллективе заставят его скорее остаться и приспособится к обстоятельствам. Таких примеров проявления амбивалентных чувств достаточно много, они говорят о способности видеть в человеке разные его стороны.

Методы коррекции и лечения

Являясь одной из психических характеристик человека, состояние двойственности не всегда нуждается в коррекции. Лишь при обнаружении явных отклонений или дискомфорте в ежедневных поступках следует обратить к специалистам.

Определённого лекарства для излечения нет , врач подберёт фармакологические препараты, основываясь на состоянии клиента. Возможно, достаточной будет психокоррекция внутренних противоречий в убеждениях и эмоциональных реакциях на объект или событие. Поскольку наши реакции во многом обусловлены заложенными с самого детства воспитанием и давлением определённой культурной среды, то проводить время от времени ревизию устарелых понятий полезно, ведь всё меняется и изменившаяся окружающая действительность требует новых реакций на изменение.

ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

лат. ambi - вокруг, с обеих сторон, valens - сильный) . Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении - склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере - одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли - амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности - одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными. Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле - всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности - амбивалентность присутствует повсеместно: "силы природы всегда двулики" и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь - это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга" (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).

Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

явление нескольких значений (пониманий, прочтений), неоднозначности в высказываниях, текстах, символах и т. д.

Что такое А. в речи, амбивалентный текст (утверждение), можно проиллюстрировать старым советским анекдотом. На собрании выступает высокопоставленный руководитель и заявляет: "В десятой пятилетке мы будем жить еще лучше!" Голос из зала: "А мы?"

В языке А. проявляется у многозначных слов, напр., "занять" означает "занять (место и т. п.)" и "одолжить (деньги)".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

греч. ampi - двойственность, лат. valentia - сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

AMBIVALENCE)

Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.

При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на "плохой" и "хороший".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (МКБ 295)

сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ДВОЙСТВЕННОСТЬ)

двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

от лат. ambo - оба + valentia - сила).

1. В объективном смысле А. - свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против, воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.

2. В субъективном смысле А. - особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против, мыслей, мотивов, эмоций.

Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в "Этике" Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают "нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться". Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательны-ми стогами сена (это, разумеется, "умственный эксперимент"). Об эмоциональной А. см.Амбивалентность чувств. (Б. М.)

Амбивалентность

от лат. ambo - оба и valentia - сила) термин З. Фрейда. А. - характеристика влечений, в которых психоанализ выделяет созидательные и разрушительные тенденции - влечение к жизни и влечение к смерти (Эрос и Танатос).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

ambivalence) - (в психологии) сосуществование противоположных тенденций или эмоций (например, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же индивидууму или предмету. Чрезмерная и преобладающая амбивалентность считается, согласно Блейлеру, характерным признаком шизофрении.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

1. Наличие одновременно противоположных или смешанных чувств по отношению к какому-то человеку, объекту или идее. 2. Склонность постоянно изменять свои чувства или отношение к человеку, объекту или идее. Это значение предполагает наличие значения 1.3. Состояние, при котором кто-то стремится в двух взаимно исключающих друг друга направлениях или к двум противоположным целям. Это значение первоначально возникло в работах К. Левина по теории поля и наиболее ярко проявляется в исследованиях поведенческих реакций на различные формы КОНФЛИКТА.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence

Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.

Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

Амбивалентность

внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.

З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».

Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.

Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.

Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.

Я возненавижу ее так же сильно, как прежде любил… Тут-то я и проявлю всю силу своей души, если возненавижу ее, покину ее, сколь прекрасной, сколь любезной она бы мне ни казалась (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это (Ф. Достоевский, Игрок).

Ср. в «Вишневом саде» А. Чехова – Лопахин и жалеет Гаева и Раневскую, и одновременно злорадствует по поводу их краха.

У него была в душе какая-то болезненная, незалечимая трещина, нанесенная женщиной… Будучи пьяным, он часто вытаскивал из своей дорожной корзинки портрет какой-то женщины… Он то целовал эту фотографию, то швырял ее на пол, прижимал ее к сердцу и плевал на нее, ставил ее в угол на образ и потом капал на нее стеарином (А. Куприн, Как я был актером).

Ведь я люблю тебя и проклинаю!

Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!

К явлениям амбивалентности психоаналитики относят случаи, когда женщина имеет двух любовников (мужа и любовника, бывшего мужа и нынешнего мужа), и ненависть направляется на одного из их пары, пока другой любим ею; если ненавидимый отвергается или уходит, ненависть может проявляться в отношении оставшегося с ней, который, в свою очередь, может быть брошен ею, чтобы с любовью вернуться к оставленному. Этим же объясняется и частое благополучие женщины во втором браке: ненависть, другие отрицательные эмоции направляются на первого мужа, а любовь – на второго.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo - оба + valentis - имеющий силу). Характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в двойственности отношений к человеку или явлению, прежде всего при одновременном его принятии и отвержении. Так, например, в ревности взрослого человека происходит объединение чувств любви и ненависти, а в печали - сладости и горести. Исследования. В соответствии с теорией 3. Фрейда считалось, что амбивалентность эмоций может господствовать на прегенитальной фазе психического развития ребенка.

Амбивалентность (Кондаков, 2007)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба + valentis - имеющий силу). Характеристика направленности личности, описанная Э. Блейлером (Bleuler Е. Dementia praecox oder Gruppe der Schizophrenien. Leipzig; W., 1911), выражающаяся в одновременном возникновении несовместимых друг с другом чувств (любовь и ненависть), представлений (друг и враг), желаний (приближение и отталкивание), намерений (помочь и навредить). Исследования. Э.

Амбивалентность чувств

ЧУВСТВО: АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (амбивалентность чувств) - 1. Несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых чувств по отношению к некоему объекту; противоречивое отношение субъекта к объекту - одновременная направленность на один и тот же объект противоположных чувств. Комплекс состояний эмоциональных, связанных с двойственностью отношений - с одновременным принятием и отвержением. Например, в ревности объединены чувства любви и ненависти. Одна из отличительных черт невротиков.

Амбивалентность (Гурьева, 2009)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (лат. ambo - оба и valentia - сила) - термин, который был введен Э. Блейлером для обозначения двойственности переживания, отношения к чему-либо или кому-либо, иначе говоря, когда один объект вызывает у человека сразу два противоположных чувства, например, любовь и ненависть, жалость и отвращение и т.п.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 13.

Амбивалентность (Головин, 2001)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (двойственность, двусмысленность) - двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

Словарь практического психолога. - Минск, Харвест. С. Ю. Головин, 2001, с. 28.

Амбивалентность (Осипов, 2014)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo - оба, valentia - сила - противоречивый, двойственный) - сосуществование в глубинной структуре личности противоположных, взаимоисключающих эмоциональных установок (например, любви и ненависти) по отношению к какому-либо объекту или человеку, одна из которых оказывается при этом вытесненной в область бессознательного и оказывает действие, не осознаваемое данной личностью. В художественной литературе это состояние описано и всесторонне проанализировано Ф.М. Достоевским. Сам термин «А.» введен в научный оборот психиатром Э. Блейлером, который видел в А.

Амбивалентность чувств

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia - сила) - сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.

Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. 10.

Амбивалентность (Подопригора)

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ [от лат. ambo - оба и valentia - сила] - наличие у человека противоположных эмоций по отношению к одному и тому же объекту (любовь и ненависть, симпатия и антипатия и т. п.) или одновременное присутствие двух взаимно непримиримых желаний, когда одно подвергается вытеснению и маскируется другим. Термин А. ввел швейцарский психоаналитик Э. Блейлер в начале XX в.

«Амбивалентный» - это сейчас очень модное слово. Но мало кто знает, что оно означает. В этом случае школьный курс химии помогает слабо. Поэтому мы и решили написать эту статью. В ней будет дано определение, представлены основные случаи употребления. Чтобы читателю было не скучно, примеры подобраны простые и понятные каждому.

Определение

Амбивалентное отношение - это двойственное расположение к какому-либо объекту. Здесь очень важно отличать двойственность от отношения «с одной стороны…с другой стороны…». Первый случай - это амбивалентность, а второй - обычная аналитическая оценка объекта. Как отличить одно от другого? При типе отношений «с одной стороны… с другой стороны…» в человеке нет противоборства. Субъект точно знает, как именно он оценивает событие или явление внешнего мира. Когда же отношение человека можно с полной уверенностью охарактеризовать термином «амбивалентный» (это, как мы помним, некоторая двойственность), то он и сам не скажет, как именно воспринимает нечто.

Архетипы К.-Г. Юнга

Самые знаменитые примеры амбивалентности дал К.Г. Юнг - родоначальник аналитической психологии, автор концепции коллективного бессознательного. Также он подарил миру учение об архетипах.

Архетип - это наиболее древние представления человечества, которые предопределяют восприятие субъектом реальности. Они - часть «фонда» коллективного бессознательного. Проявляют себя в сновидениях, мифах и легендах, одним словом, в творчестве. В любом сотворении из ничего, как известно, силен подсознательный элемент. Архетип всегда амбивалентный, это его основное качество.

Архетип матери

В теории Юнга образ матери двойственен по природе. С одной стороны, мать - это дом, защищенность, спокойствие, отсутствие тревог, а с другой стороны, мать, старуха во снах может символизировать смерть.

В реальности мы тоже можем уловить эту двойственность. Кто из подростков не испытывал к матери и нежность, и вместе с тем ненависть? Материнская любовь может спасти, а может и убить, задушить. Вот такой вот амбивалентный это феномен - материнская любовь.

И еще один интересный момент, о котором стоит упомянуть. Материнское лоно во снах может символизировать могилу. В каждом языке есть представления, которые уравнивают мать и смерть. Если анализировать отношение «лоно-могила», то мы можем вспомнить, что есть такое выражение, как «мать сыра земля». Соответственно, погребение может восприниматься как возвращение в материнское лоно. Так оно и есть, в принципе, ибо мы прах, и в прах мы обратимся в итоге.

Но, однако ж, пора отвлечься от тяжелых тем и дум и поразмышлять о женской привлекательности.

Амбивалентность красоты

Этот раздел будет интересен не только мужчинам, но и женщинам.

Когда парень видит красивую девушку, о чем он думает в первую очередь? Конечно, он прежде всего мечтает о физическом обладании. Потом, когда первая волна очарования объектом вожделения сходит, молодой мужчина ловит себя на мысли о страхе перед красотой. Отличный пример, который можно отнести в категорию «амбивалентные чувства».

Парадокс, но наш воображаемый парнишка даже не знает, чего больше в его отношении к девушке: страха или желания. Как мы видим, это рассуждение подводит нас к разгадке тайны, почему красивые женщины несчастны и одиноки (да-да, это не миф) - их боятся, но в то же время любят.

Можно ли победить страх перед женской красотой?

Разумеется, можно. Для этого надо, прежде всего, унять внутреннюю дрожь. И разложить свой страх на простейшие составляющие, задав себе вопрос: «А чего конкретно я боюсь?» Каждый раз, сосредотачиваясь на предметных опасениях и тревогах, человек побеждает свою неуверенность, которая может выражаться в таком феномене, как амбивалентная привязанность - «и хочется, и колется, и мама не велит».

Амбивалентное отношение к тексту. Кафка, «Замок»

Как известно, одной из характеристик классической литературы является полифония смыслов. Но есть такие авторы, как, например, Франц Кафка, чья проза настолько самобытна, что может спровоцировать амбивалентное поведение читателя. Оно выражается в том, что любитель классической литературы может, с одной стороны, не любить Кафку, но с другой стороны, читать его сочинения, ибо в творчестве немецкоязычного писателя силен магический элемент. Он-то и гипнотизирует читателя.

Например, возьмем одно из известнейших произведений Кафки - «Замок». Когда человек читает это сочинение первый раз, то его держит в напряжении только ожидание финала, чем же закончатся скитания землемера. При этом нельзя не отметить, что сама проза занудно-тягостная. Но бросить ее нет никакой возможности, интересно же. Чем закончилось путешествие землемера, читатель узнает, если ознакомится с содержанием романа.

Дмитрий Горчев. Смешение высокого и низкого стиля

Амбивалентное восприятие читателем текста еще более характерно тогда, когда он читает современного, к сожалению, уже ушедшего от нас в 2010 году писателя Дмитрия Горчева. Он своей манерой неуловимо напоминает Д.И. Хармса. На устах Ювачева (настоящая фамилия Даниила Ивановича) также все время играет ироническая улыбка. Правда, Горчев обильно «посыпает» свою прозу нецензурной лексикой, а Хармс позволяет себе такое только в записных книжках, которые не предназначались для печати первоначально. Но мы снова отвлеклись.

Проза Горчева, возможно, не так глубока, и классиком он, конечно, не успел стать. Но в то же время, если уметь воспринимать скрытый месседж текста, то выйдет, что это вполне себе экзистенциальная проза со смысложизненным подтекстом. Особенно это справедливо в отношении его сказок, например «Злодей». Горчев через аморальный образ напоминает о классической триаде - «Добро, Истина и Красота».



Просмотров