Какой штраф за езду по автобусной полосе: кому и когда можно ездить по выделенной полосе. Что грозит за езду по автобусной полосе Выделенные полосы

Специальные полосы на дорогах выделяются для общественного транспорта с целью оптимизации движения, при котором приоритет отдаётся именно ему. В основном они присутствуют в больших городах. Наличие разделения влечёт за собой особый порядок регулирования. ПДД запрещают выезд на сплошную полосу.

В КоАП РФ обозначены санкции за несоблюдение этого запрета. По каким правилам можно, нужно или категорически запрещено осуществлять движение по выделенной полосе в 2019 г.?

Общественный транспорт – это средства передвижения, используемые при перевозке пассажиров – автобусы, троллейбусы, трамваи. Маршрут и остановки заранее установлены.

Для этого вида ТС существует разделительная полоса (несколько) на проезжей части (п. 18.2 ПДД). В обиходе её обычно именуют автобусная полоса. Для неё предусмотрены специальные виды разметки и знаки.

Она имеет ряд обозначений:

  • На полосу наносится заглавная А – автобусная;
  • Делается разметка 1.23.1;
  • Остановки отмечаются зигзагом;
  • Устанавливаются знаки.

Линия разметки бывает 2-х видов:

  • сплошной;
  • прерывистой.

Каждый несёт специфическую функцию. В пределах сплошной разметки может передвигаться транспорт, относящийся к общественному (далее – ОТ). Пересекать её прочим ТС запрещается.

Что касается прерывистой линии, в большинстве случаев она находится ближе к перекрёстку, когда водителю необходимо осуществить правый поворот. Существуют варианты проезда, предполагающие пересечение при:

  1. Перестраивании – на полоску, предназначенную для ОТ при повороте.
  2. Заезд – при выезде с близлежащего места или дороги.
  3. Въезд – когда попутчики выходят или садятся в машину.

Обратите внимание! Указанные маневренные действия могут иметь место лишь при отсутствии создания помех движению ОТ.

Дороги, где находится выделенная полоса (ВП) для ОТ бывают 2-х видов:

  1. ВП, имеющая встречное направление относительно автомобильного потока. – За выезд на неё грозит на вождение авто, в том числе и в случае, когда разметки нет.
  2. Попутные ВП, предоставленные прочим видам средств передвижения.

Для ОТ существует шесть единиц знаков, отмечающих полосы:

  1. № 11.1 – начало и конец дороги со ВП.
  2. № 12.1 – полоса на пересекаемой дороге.
  3. № 5.1, № 5.13.2 – располагаются над ВП для ОТ – означают начало и конец.
  4. № 5.1, № 5.14.2 – находятся с правой стороны от дороги – означают охват действия территории знаком – лишь справа.

Кто ещё может выезжать

Помимо автобусов по пространству, где находится разделительная полоса, могут перемещаться:

  • Маршрутки коммерческие.
  • Автобусы для перевозки школьников.
  • Велосипеды (при наличии правой разметки).
  • Такси – с соответствующей документацией и знаками.

Для пересечения ВП к такси предъявляются специальные требования:

  • Документация в соответствии с ФЗ № 69-ФЗ от 21.04.
  • Специальный цвет.
  • «Шашечки» на фонаре, расположенном на крыше.
  • Таксометр.
  • Жёлтые номера – для Москвы.

Для прочих ТС существуют исключения, которые диктуются конкретной дорожной ситуацией.

Когда можно и нужно выезжать

Когда существует необходимость поворота, выехать на ВП – правомерно. Но это оправдано лишь при переходе ВП из сплошной в прерывающуюся. Игнорирование данного положения во время выезда из своего ряда создаёт угрожающую ситуацию для ОТ.

Поэтому, делая правый поворот и не перестраиваясь в крайнюю правую ВП в месте пунктирной линии (в основном – в 100 м от перекрёстка), находящийся за рулём получит штраф 500 руб.

Обратите внимание! Когда сплошная черта отделяется от обычной территории для проезда прерывающейся линией – при совершении поворота нужно перестроиться на неё.

Водитель может выезжать на ВП:

  • из пространства, находящегося возле дома, придорожного пространства;
  • при возникновении потребности сесть кому-либо в автомобиль или выйти из него.

Указанные манёвры возможны только при наличии прерывистой полоски, чтобы не провоцировать помех и угроз для пассажиров ОТ.

Что ещё предписывают правила

В п.18.2 ПДД сказано, что личный транспорт не может въезжать на полосу ОТ и останавливаться там, где имеются знаки: 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, кроме:

  • Автобусов для школьников.
  • Такси.
  • Велосипедов.

Велосипедист может въезжать на ВП только тогда, когда она находится справа от него.

  • Когда ВП обозначается разметкой, но знаков нет, она также является полосой для ОТ. ПДД не ограничивают следование по ней других авто, значит, нарушения в данном случае не будет.
  • Существуют ситуации, когда разметка из-за больших автомобильных потоков стирается частично или полностью. Чтобы избежать аварии нужно обращать внимание на знаки. Так, когда есть знак 3.1 «Въезд воспрещен» – все авто, кроме ОТ, ездить по выделенной полосе не вправе. В этом случае тип разметки роли не играет.

Разрешённые дни

Когда можно проехать по ВП? – Ночью, а также по праздничным дням выезжать на ВП не возбраняется. Данная полоса доступна и в выходные дни.

Нужно обратить внимание, есть ли на соответствующих знаках прикреплённые таблички с информацией о периодах возможного проезда. Разрешающим знаком является № 8.5.2 «Время действия».

Как объезжать препятствия

Проезд по трассе с ВП усложняется при наличии дополнительных препятствий, таких, как пробки. Бывают моменты, когда преодолеть их можно, лишь «захватив» полосу. ПДД не рассматривают пробку как аргумент для нарушения правил.

Штраф

За выезд и остановку на ВП для ОТ управляющему авто человеку грозят санкции. Штраф за выделенную полосу для Москвы и Петербурга из-за огромной напряжённости на проезжих частях обеих столиц имеет повышенный размер.

Нарушение Санкция Статья КоАП
Отступление от правил, предписывающих занять нужную позицию перед левым и правым поворотом или разворотом Штраф 500 р. или предупреждение 12.14
· Выезд на ВП во время объезда препятствий

· То же в Москве и С.-Петербурге

· 1-1,5 т. р. 12.15
· Движение по полосе общественного транспорта без манёвров относительно препятствий

· Второй раз

· 5 т. р., лишение возможности водить авто на 1-4 месяца

· Лишение ВП на 1год

5 т. р. – при обнаружении нарушения спецсредствами

· Езда по выделенной полосе и остановка на ней (кроме случаев ст. 12.15) · 1,5 т. р. 12.17
Выезд на полосу для общественного транспорта под знак «Въезд запрещён» 500 р. 12.16
· Левый поворот и разворот с игнорированием знаков и разметки

· То же, в Москве и С.-Петербурге

· 1-1,5 т. р.
Остановка под знаком или на ВП

То же, в Москве и С.-Петербурге

1,5 т. р.

Штрафстоянка

Внедрение автобусных полос – дело недавнего времени, поэтому не исключены связанные с этим недоразумения на дорогах. В некоторых случаях камера установлена так, что в поле её «зрения» не попадает пунктирная линия. Как следствие, выписывается необоснованный штраф за автобусную полосу. Тогда можно смело идти в суд и доказывать свою правоту.

Присутствие выделенных полос для общественного транспорта даёт возможность перевозки пассажиров в более короткие временные промежутки. При этом водители легковых автомобилей терпят определённые неудобства. Но без соблюдения жёстких правил порядок на дороге невозможен. Их знание и применение в жизни – залог безопасности.

Большое количество персонального автотранспорта по сравнению с Советским Союзом привело к необходимости создания автобусных полос. Такое нововведение особенно актуально в больших городах, где многокилометровые пробки и часы стояния в них - ежедневная норма. Но если хозяева автомобилей еще могут провести это время с относительным комфортом, то это же самое время, проведенное в общественном транспорте может стать роковым, в особенности для людей со слабым здоровьем. По этой причине российские власти решили перенять опыт западных коллег и ввести выделенные дорожные полосы для городского транспорта.

Какой штраф за выделенную полосу для общественного транспорта

Автобусной полосой называют одну или несколько полос на дороге, обозначенных специальной разметкой 1.23.1 с заглавной буквой А. С помощью таких разметок водители общественного транспорта получили больше возможностей дли быстрой и безопасной езды. В некоторой степени отрицательно данный факт сказался на автолюбителях, поскольку их пространство для проезда уменьшилось, а простаивание в пробках занимает немного больше времени, чем обычно.

Штраф за выезд на автобусную полосу регламентируется п. 18.2 ПДД. Нарушение делится на три категории:

  • Выезд на полосу общественного транспорта, предназначенную для встречного движения. Штрафы регулируются статьей 12.15 КоАП РФ и составляют от 1000 до 1500 рублей, если полоса использовалась для объезда препятствия. Сумма может увеличиться до 5000 рублей, если выезд был совершен без необходимости объезда препятствия. В случае рецидива водитель либо лишается удостоверения на срок до года, либо получает повторный штраф, если нарушение было зафиксировано на видеокамеры.
  • Езда по выделенной полосе, штраф за передвижение в попутном направлении, остановок и выездов составляет в размере от 1500 до 3000 рублей. Максимальная сумма грозит в городах федерального значения. Величина штрафа диктуется статьей 12.17 КоАП.
  • Создание препятствий для движение по выделенной полосе. Штраф за автобусную полосу регулируется той же статьей, что и в предыдущем пункте, но составляет не более 500 рублей.

Когда можно ездить по выделенной полосе

В качестве ответа на вопрос водителей «Можно ли выезжать на полосу общественного транспорта при наличии пробок на пути основного движения?» можно сказать, что юридически пробка на дороге не является препятствием для движения транспортных средств. Даже если фактически ее можно отнести к данной категории. Маневры с использованием выделенной полосы будут караться штрафом.

Но имеются некоторые исключения, благодаря которым разрешена езда по выделенной полосе. Как указано в ПДД, проезд по такой полосе разрешен, если разделение с основными потоками движения произведено не сплошной линией, а пунктирной. Такую разметку можно встретить в районе перекрестков, чтобы машины могли осуществить поворот.

Нарушением будет считаться ситуация, когда водитель ТС не перестроился на выделенную полосу перед осуществлением правого поворота. Это случай, когда необходимо воспользоваться автобусной полосой, чтобы не создавать препятствий и аварийных ситуаций.

Правилами также разрешено использование полосы общественного транспорта в следующих случаях:

  • Необходимость высадить или посадить пассажиров с правой стороны
  • Выезд на дорогу (например, из дворов)

При возникновении помех движению транспорта на водителя налагается штраф в размере от 2000 до 3000 рублей (ст. 12.19 КоАП РФ), максимальные цифры предусмотрены в Санкт-Петербурге и Москве.

В какие дни можно ездить по выделенной полосе? Можно ездить по выделенной полосе в субботу? На дороге разрешен проезд обычного транспорта по выходным на выделенных полосах при помощи специальных знаков. Очень редки случаи, когда разрешение распространяется на будни.

Правила движение по выделенной полосе для легкового такси, маршруток, школьных автобусов и велосипедов

Все эти транспортные средства имеют право проезда на выделенной полосе. Для такси предусмотрены требования:

  • наличие подтверждающих документов
  • специальной окраски
  • фонаря с «шашечками» на крыше
  • наличие таксометров
  • только для Москвы, наличие желтых номерных знаков

Велосипедисты могут ездить на автобусных полосах, которые расположены справа с краю.

Автобусные полосы внедрены сравнительно недавно, что влечет за собой некоторые казусы в работе местных властей. Например, если видеокамеры установлены на дороге так, что в их обзор не попадает разрывная линия, то будут необоснованно выписываться штрафы за «нарушения». Таких ситуаций не стоит бояться, поскольку подобные штрафы легко опровергнуть в суде даже самостоятельно.

Выделенные полосы для общественного транспорта появились недавно во многих мегаполисах с целью его беспрепятственного передвижения в условиях большой загруженности дорог. Но некоторых водителей не устраивает такое положение дел, и они решают, что можно объезжать пробки по части дороги, предназначенной исключительно для автобусов и троллейбусов. Игнорируя запрет, водители рискуют получить достаточно крупный штраф за автобусную полосу.

Выделенной автобусной полосой именуется часть автодороги, предназначенная для езды по ней общественного транспорта. К нему относятся автобусы, троллейбусы и маршрутки (в том числе коммерческие). Для движения данных ТС выделяется одна или две полосы, в зависимости от ширины и загруженности трассы на конкретных участках.

Полоса общественного транспорта обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1. Знак 5.14 обозначает начало и конец полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 пересечение с нею другой дороги. На дорожное полотно дополнительно наносится обозначение буквой «А».

Особым статусом обладают школьные автобусы. Несмотря на то, что они не являются общественным транспортом, езда по выделенной полосе им разрешена на законных основаниях. Разрешена езда по выделенке и велосипедистам. Но только в том случае, если она крайняя слева.

Важно. Раннее общественным транспортом не не признавались легковые такси, поэтому ездить по выделенке им не разрешалось. С 2012 года такси жёлтого цвета с шашечками на крыше, если они снабжены соответствующими световыми приборами и таксометрами движение по выделенке разрешено. Но такое разрешение получили только зарегистрированные официально автомобили с жёлтыми номерами. Причём, все перечисленные опознавательные знаки должны присутствовать в такси. Если какого-то из них нет, движение по выделенке в 2018 году для такси находится под запретом.

Можно ли выезжать на автобусную полосу

Движение по выделенной полосе правилами запрещено, поэтому любители объезжать по ней пробки рискуют получить штраф. Выехать на выделенку можно только для объезда непреодолимого препятствия, каким затор на дороге не считается. Но из общих запретов существуют исключения.

Выезд на полосу разрешён:

  • На перекрёстке при повороте направо, если полоса обозначена прерывистой линией.
  • Дли высадки и посадки в машину человека.
  • Для выезда на трассу с территории двора.

Важно. При совершении любого из этих манёвров необходимо убедиться, что он не создаст препятствий для передвижения общественного транспорта. Остальные ТС должны уступать дорогу на выделенке автобусам, маршруткам, троллейбусам в любых обстоятельствах!

В некоторых случаях движение по автобусной полосе допускается в выходные дни, но только при наличии на ней специального предписывающего знака. На знаке записаны дни, когда движение разрешено только общественному транспорту. К примеру, если под знаком висит табличка с надписью «Понедельник- суббота», значит, в воскресенье по полосе могут ездить любые автомобили. Если предписывающего знака с обозначением дней нет, двигаться по выделенке нельзя!

Такие же ограничения установлены для езды по выделенке в ночные часы. Разрешение может быть обозначено дополнительно, указанием часов, когда полоса считается выделенной. Если таблички со временем нет, двигаться по выделенке запрещено даже в ночные часы, когда автобусов и маршруток на дороге нет.

Основания и размеры штрафа

Регламент назначения штрафов за автобусную полосу содержится в п. 18.2 ПДД.

Согласно ему нарушения делятся на следующие:

  • Выезд на выделенную полосу встречного направления. Если манёвр был совершён для объезда препятствия, штраф за выезд составит от 1 до 1,5 тысяч рублей. Выезд без необходимости – 5 тысяч рублей. Лишение прав на срок до 12 месяцев при повторном нарушении. При автоматической фиксации повторного правонарушения штраф.
  • Езда по выделенке в попутном направлении. Штраф за езду по автобусной полосе в этих обстоятельствах от 1,5 до 3 т. рублей. При этом в городах федерального значения штраф за данное нарушение назначается по максимальной ставке.
  • Создание препятствий или аварийной ситуации на выделенной полосе. Наказание за проезд по полосе в этом случае – 500 рублей.
  • Создание помех движению общественного транспорта по выделенной полосе – штраф от 2 до 3 т. рублей. В Москве и Санкт-Петербурге при данном нарушении назначается штраф в 3 т. рублей.
  • Поворот направо без перестроения в крайнюю левую полосу для движения общественного транспорта. Перестроиться в указанную полосу водитель обязан на участке, где начинается прерывистая линия. Если поворот совершён через выделенку без перестроения, нарушение предусматривает штраф в 500 рублей.
  • Стоянка на автобусной полосе. Штраф 1500 рублей для регионов, 3000 рублей – для Москвы и Санкт-Петербурга. Автомобиль в этих обстоятельствах незамедлительно отправляется на штрафстоянку, поэтому к штрафу прибавляется 5000 рублей за эвакуацию и 1000 рублей в день за нахождение автомобиля на штрафстоянке.

Важно. Данный вид нарушения ПДД не является грубым, поэтому сумму штрафа можно сократить вдвое, оплатив его в течение 20 дней.

Как избежать наказания

Избежать штрафа за движение по выделенной полосе достаточно сложно в тех случаях, когда движение по выделенке запрещено. Спасти водителя от наказания может только наличие форс-мажорных обстоятельств. К ним, к примеру, относится уход от столкновения с другим автомобилем либо внезапная поломка машины. Но избежать наказания за выезд на выделенку можно только в том случае, если инспектор посчитает причину уважительной. Убедить его в этом может запись видеорегистратора.

Но в том случае, если нарушение зафиксирует камера, никакие форс-мажорные обстоятельства при назначении штрафа учтены не будут. Хотя в некоторых случаях водителям удаётся оспорить штраф на основании неправильной установки камер видеофиксации. При неправильной установке камер штраф легко обжаловать самостоятельно ли с помощью автоюриста.

Важно. Самоуправством инспекторов является назначение лишения прав за движение по автобусной полосе в попутном направлении. Если за данное нарушение назначено лишение прав, действия сотрудника ГИБДД необходимо обжаловать в вышестоящей инстанции или в суде.

Каким бы интенсивным не было движение в городе, выезжать на полосу общественного транспорта нельзя, чтобы не заработать за это солидный штраф и даже потерю прав на управление автомобилем. Выделенка – дорога для автобусов, троллейбусов и маршруток, поэтому выезжать на неё без крайней на то необходимости не стоит.

На видео идет речь о том, какое наказание грозит водителям, выехавшим на выделенную автобусную полосу.

По каким дням можно выезжать на выделенные полосы для общественного транспорта? Практически любой московский автомобилист уверенно ответит: полосы работают по будням, а в выходные и праздники по ним могут ездить все. И будет не прав.

Да, таблички с «молоточками» давно примелькались, и многие не обращают на них внимания, выучив особенности организации движения. На этом и решили сыграть в столице. На участке проспекта Мира таблички «по рабочим дням» заменили на «понедельник-суббота». Таким образом, вместо любого выходного дня теперь выезжать на автобусную полосу можно только по воскресеньям. Не заметили? Получите «письмо счастья» на 3000 рублей!

С формальной точки зрения оправдаться автомобилистам нечем: знак есть, и его требования нужно соблюдать . Но как назвать ход властей, которые сначала приучили водителей к стандартной схеме, а потом «без объявления войны» сменили ее на другую? Видимо, масштаб поступлений от поборов с автовладельцев стал иссякать, и в Москве перешли на «мелкие пакости».

В ЦОДД прокомментировать ситуацию пообещали в ближайшее время. Только вдумайтесь: на протяжении как минимум недели на одной из основных вылетных магистралей столицы висят знаки с непонятной аргументацией, а ведомство только начало думать, как это объяснить.

За освобождение «выделенок» по субботам выступает Мосгортранс. Якобы в эти дни трафик в мегаполисе настолько большой, что мешает автобусам и троллейбусам. Однако об экспериментальном статусе знаков автомобилистов никак не информируют. Придут ли «нарушителям» штрафы? Когда вступят в законную силу? Кто ответственен за эксперимент без предупреждения? Все эти вопросы, увы, остаются без ответа. В роли подопытных кроликов по принятой у властей традиции, как обычно, выступают рядовые водители.

Для беспрепятственного проезда общественного транспорта выделяется специальная полоса, нередко называемая водителями «автобусной», так как на дороге она обозначается разметкой 1.23.1 с заглавной буквой «А».

Автобусы, троллейбусы, маршрутки и такси получили существенное преимущество в маневрировании и движении, освободившись от необходимости простаивать в «пробках».

Для водителей прочих транспортных средств дорожное полотно стало более узким, и в заторах они проводят, хоть не намного, но больше времени.

Наказание за выезд на выделенную полосу

Выехавшим на автобусную полосу в нарушение п.18.2 Правил дорожного движения (ПДД РФ) «Кодексом РФ об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП РФ) предусмотрено наказание.

Миновать его практически невозможно, так как повсеместно устанавливаются фотовидеокомплексы с автоматической фиксацией правонарушений.

1. За выезд и движение по полосе общественного транспорта, если она является полосой встречного движения, предусматривается:

  • штраф в 1000-1500 рублей, если нарушитель объезжал препятствие (ст. 12.15, п.3 КоАП РФ);
  • штраф в 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, если выезд на «встречку» был совершен без необходимости объезда препятствий (ст.12.15, п. 4 КоАП РФ). При повторном беспричинном выезде на полосу встречного движения предусмотрено лишение водительского удостоверения на срок до года. Но если это повторное правонарушение было зафиксировано работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами фотовидеофиксации, то нарушитель отделается еще одним штрафом в 5000 рублей (ст.12.15, п. 4 КоАП РФ).

2. Остановка, выезд и движение по попутной, в одном направлении с движением остального транспорта, автобусной полосе, наказывается штрафом:

  • 1 500 рублей (ст.12.17, п.1.1 КоАП РФ);
  • 3 000 рублей, для Москвы и Санкт-Петербурга (ст.12.17 п.1.2 КоАП РФ).

3. За непредставление преимущества в движении общественному транспорту предусматривается штраф

  • 500 рублей (ст.12.17, п.1 КоАП РФ)

Маршрутки, такси, школьные автобусы и велосипедисты

По автобусной полосе, наряду с автобусами и троллейбусами, имеют право ездить:

1. Коммерческие маршрутки;

2. Такси, имеющие:

  • подтверждающие документы;
  • специальную окраску;
  • световой фонарь на крыше;
  • оборудованные таксометрами; и дополнительно, только в Москве, специальными «желтыми номерами».

3. Школьные автобусы;

4. Велосипедисты (если автобусная полоса - крайняя справа).

Когда водитель должен выехать на полосу

На выделенную полосу водитель должен выехать, если собирается поворачивать в соответствующем направлении. Но только, если непрерывная разметка, выделяющая автобусную полосу, перешла в прерывистую линию, разрешающую въезд на эту полосу.

Если водитель автомобиля этого не сделает, при повороте из своего прежнего ряда он может создать угрозу для движения общественного транспорта.

Поэтому, при повороте направо, за не перестроение в крайнюю правую автобусную полосу в отмеченном прерывистой линией месте (как правило, в 100 метрах от перекрестка) водитель наказывается за нарушение правил маневрирования штрафом в 500 рублей (ст.12.14 КоАП РФ).

Когда водитель может выехать на полосу

Водитель имеет право, но не обязан, выехать на выделенную для общественного транспорта полосу:

  • при въезде на дорогу с автобусной полосой (из придомовой территории, например);
  • при необходимости остановки у правого края проезжей части для посадки и высадки пассажиров.

Выехавший автомобиль не должен создать помеху движению общественного транспорта, а в месте выезда должна быть разрешающая (прерывистая линия) дорожная разметка. Иначе, это будет считаться нарушением правил дорожного движения.

Если при остановке у края автобусной полосы создана помеха движению транспорта, за нарушение правил остановки возможен штраф по ст.12.19, п.4 КоАП РФ :

  • 2000 рублей;
  • 3000 рублей, для Москвы и Санкт-Петербурга (ст.12.19, п.6 КоАП РФ).

В ряде случаев движение по выделенной полосе разрешается по определённым дням (например, выходным), специальным дорожным знаком.



Просмотров