Об указании наименования страны происхождения товара в составе заявки. Страна происхождения товара Наименование страны происхождения товара по 44 фз

Требует указывать в первой части заявки место, где произвели ту или иную продукцию. Наименование страны происхождения товара по 44 ФЗ — это одно или несколько государств, на территории которых его произвели. Требование указывать такую информацию нужно в обязательном порядке включить в или .

Рассматриваемое понятие не стоит путать со следующими терминами:

  1. Наименование происхождения продукции. Оно определяет конкретное место, которое ассоциируется с уникальными вещами. К примеру, тульский пряник.
  2. Местонахождение производителя. Оно не тождественно стране производства. Из практики антимонопольного органа следует, что если в заявке указать на производителя (например, производитель: МФ Боровичи, Беларусь), ее отклонят в связи с несоблюдением условий документации о торгах.
  3. Страна торгового знака. Следует отметить, что государство, из которого пришел торговый знак, может отличаться от места изготовления продукции. Так, например, продукция может быть сделана в Китае, а торговая марка при этом зарегистрирована в США как продукция Apple (iPhone, iPad и др.).

Необходимо отметить, что ст. 33 ФЗ-44 устанавливает требование к документации. Так не должно включать ссылки на товарные знаки, наименование места возникновения или наименование производителя.

Как правильно указать происхождение

Также классификатор указывает цифровой код страны происхождения товара, который помогает определить, где он изготовлен.

Важно добавить, что заказчики должны соблюдать так называемый (напомним, он применяется к товарам, которые изготовлены на территории иностранных государств).

Как подтвердить страну-производителя

При оформлении на участие в конкурсе или необходимо указать в первой части заявки место возникновения тех или иных товаров. Во второй части нужно приложить подтверждающие документы (в том случае, если заказчиком установлено такое требование). В большинстве случаев будет достаточно констатации самого факта.

Проведение экспертизы для установления государства необходимо для продукции, которая предназначена на экспорт. Вещи отечественного производства для оборота внутри государства подвергаются сертификации (при этом также проводится экспертиза). Проводит ее Торгово-промышленная палата.

Среди сертификатов необходимо обратить внимание на сертификат формы СТ-1. Такой документ оформляется на продукцию, которая вывозится за пределы РФ в государства — участники СНГ. Срок действия такого сертификата составляет один год.

в первой части заявок участник написал, что страна происхождения товара: Россия, Япония, Беларусь. При этом относительно каждой позиции страна происхождения не указана. Заявку следует отклонить в данном случае?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

20 спорных заявок: отклонить или допустить

Участник указал в заявке несуществующий ГОСТ. Комиссия заявку отклонила, оказалось, зря. Суд посчитал, что предложение корректное - участник просто опечатался в госстандарте, при этом товар описал подробно, а все характеристики отвечают документации. Читайте еще 19 примеров, которые помогут решить, отклонять заявку или нет, и избежать судов. Быстро найти свою ситуацию поможет таблица.

Не прописали товарный знак

Не отклоняйте заявку.

Участник прописал в аукционной заявке характеристики товара, а товарный знак не указал. Отклонять заявку нельзя. Первая часть аукционной заявки должна содержать указание на товарный знак, только если знак существует. В нормах Закона № 44-ФЗ, которые касаются товарного знака, есть приписка «при наличии». Поэтому суды поясняют: отсутствие товарного знака - не причина отклонять заявку участника. Примеры из судебной практики:

  • постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 июня 2017 г. № Ф08-3765/2017;
  • постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 января 2017 г. № Ф08-9889/2016;
  • постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11 апреля 2017 г. № Ф09-1266/17.

Нет страны происхождения товара

Отклоните заявку.

Участник электронного аукциона в заявке указал конкретные показатели товара, а наименование страны происхождения не прописал. Заявку нужно отклонить. При этом не важно, что закупаете - товары или работы, при которых подрядчик использует товары. Первая часть аукционной заявки в любом случае должна содержать название страны, где товар произвели. Вывод подтверждает административная практика:

  • решение Иркутского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 455;
  • решение ФАС России от 29 мая 2017 г. по делу № ВП-251/17;
  • решение Новосибирского УФАС России от 2 мая 2017 г. № 08-01-110;
  • решение Московского областного УФАС России от 6 апреля 2017 г. по делу № 07-24-2977эп/17.

Требование, что участник в заявке должен указать страну происхождения товара, пропишите в документации о закупке. Иначе нарушите Закон № 44-ФЗ, а ФАС выдаст предписание отменить протокол рассмотрения заявок и внести изменения в закупочную документацию (решение ФАС России от 27 марта 2017 г. № КГОЗ-042/17).

Внимание: участник не указал страну, но по месту происхождения товара или по производителю ясно, где продукцию произвели. Тогда заявку не отклоняйте - такого мнения придерживаются судьи.

Пример: участник не указал страну, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал услуги уборки электронным аукционом. В документации установил требования к товарам.

Участник электронного аукциона в заявке не прописал страну происхождения товара, но указал данные производителя. Например, по позиции «средство по уходу и техническому обслуживанию мебели» прописал адрес производства и склада: «404131, Волгоградская область, г. Волжский, ул. Пушкина, д. 87» ; по позиции «мешки мусорные» - наименование производителя и место происхождения товара: «396650, Воронежская область, г. Россошь, ул. 50 лет СССР, д. 78/2» .

Заявку отклонили, но суд признал действия аукционной комиссии незаконными - постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 января 2017 г. № А38-1824/2016.

Пример: участник не прописал словосочетание «страна происхождения товара»

Заказчик закупал куриные яйца аукционом.

Участник в заявке прописал: «производитель - Россия». Заявку отклонили, поскольку в заявке не было словосочетания «страна происхождения товара». Заказчик посчитал, что термины «страна происхождения товара» и «страна-производитель» не тождественны.

Суд решил, что комиссия отклонила заявку незаконно. Судья пояснил, что участник предоставил достаточно сведений, которые позволяют заказчику идентифицировать наименование страны происхождения товара. Оснований отказать участнику не было (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 18 ноября 2016 г. № Ф10-4421/2016).

Участник перечислил несколько стран происхождения товара

Не отклоняйте заявку.

Участник в заявке указал две страны происхождения товара, например Нидерланды и Китай, или несколько стран - Сингапур, Ирландия, Россия, Бельгия, Нидерланды. Отклонять заявку нельзя. Позицию выразила коллегия Верховного суда, хотя ранее мнения судей и ФАС были неоднозначны.

Верховный суд пояснил: страной происхождения считают страну, в которой товары полностью произвели или подвергли достаточной обработке. При этом под страной происхождения может быть группа стран, таможенные союзы стран, регион или часть страны. Страну происхождения подтверждает декларация или сертификат. Коллегия сослалась на пункт 1 статьи 58, часть 2 статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза - определение Верховного суда РФ от 20 июня 2017 г. № 306-КГ17-552. Пример с аналогичным решением - постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13 февраля 2017 г. № Ф09-11597/16.

В заявке не те характеристики, что на сайте производителя

Не отклоняйте заявку сразу. Сначала убедитесь, что информация на сайте официальная.

Участник прописал в заявке характеристики товара и наименование производителя. Комиссия заказчика зашла на официальный сайт производителя, сопоставила информацию и увидела, что характеристики из заявки не отвечают данным с сайта. Свяжитесь с производителем по электронной почте или телефону и уточните, актуальна ли информация на сайте, выполняет ли компания индивидуальные заказы. Если информация на сайте достоверная, а участник предлагает другие характеристики, отклоняйте заявку. Основание - заявка не отвечает требованиям документации о закупке.

Совет: запросите у производителя официальное письмо, где сказано, что информация на сайте актуальна и компания не выполняет индивидуальных заказов. Письмо послужит доказательством, если участник пожалуется в ФАС.

Пример: заказчик неправомерно отклонил заявку

Заказчик закупал экскаватор-погрузчик аукционом.

Участник в заявке указал, что поставит экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB 825-RM», производитель - закрытое акционерное общество «Тверской экскаватор», прописал технические характеристики товара. Аукционная комиссия ознакомилась с официальным сайтом производителя и обнаружила другие характеристики.

Комиссия отклонила участника, поскольку информация в заявке не отвечает требованиям документации. Участник пожаловался в ФАС и представил письмо компании-производителя. В письме указано, что производитель имеет техническую возможность изготовить экскаватор-погрузчик марки «TEREX TLB-825» по индивидуальному заказу с техническими характеристиками, которые прописаны в аукционной документации. ФАС и судьи приняли сторону участника - постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2017 г. № А27-6066/2016.

К заявке приложили контракт и акт, суммы по которым не совпадают

Отклоните заявку.

Заказчик вправе установить в документации о закупке дополнительное требование к участникам - опыт выполнения аналогичных работ. Опыт участник подтверждает документами - копиями исполненного контракта и акта. Допустим, суммы в контракте и акте не совпадают: контракт заключен на сумму 728 250 000,00 руб., а акт стороны подписали на сумму 725 166 966,28 руб. Заявку нужно отклонить. Такого мнения придерживаются специалисты ФАС - решение ФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № К-658/17.

Характеристики товара не отвечают требованиям документации

Отклоните заявку.

Заказчик просит в документации товары с одними характеристиками и объемом, участник предлагает другие. Например, хотите флаконы массой не менее 1 кг, а участник предлагает флаконы массой 0,9 кг. Заявку нужно отклонить, поскольку предложение участника не отвечает требованиям документации. Причем административная практика показывает - правило работает, даже если участник указал данные верно, а сам заказчик ошибся в документации. Объясню на примере.

Пример: заказчик некорректно оформил документацию о закупке

Заказчик закупал медицинские перчатки аукционом. К информационной карте сделал приложение № 2, где прописал требования.

Из таблицы видно, что участник ошибся: в графе с количеством указал цену и наоборот.

Пять участников подали заявки, в которых исправили ошибку заказчика. Таблица в заявках выглядела так.

Все пять заявок комиссия заказчика отклонила. Основание - заявка не отвечает требованиям аукционной документации. Один из участников пожаловался в УФАС. Контролеры решили, что комиссия все сделала правильно.

Специалисты УФАС пояснили: аукционная комиссия проверяет первые части заявок. Если данные заявки не отвечают требованиям, которые заказчик установил в документации, участника не допускают к торгам. Следовательно, комиссия заказчика приняла правомерное решение - законно отклонила заявку (ч. 1 ст. 67 Закона № 44-ФЗ).

При этом УФАС признала, что заказчик нарушил требования частей 1 и 2 статьи 33 Закона № 44-ФЗ - включил в документацию недостоверную информацию. Заказчик получил предписание внести изменения в документацию о закупке и продлить срок подачи заявок - решение Владимирского УФАС России от 30 мая 2017 г. по делу № Г 510-04/2017.

Пример: участник указал характеристики, которые не отвечают документации

Заказчик закупал работы вместе с товарами аукционом. Среди товаров были дверные блоки. Какие характеристики указал заказчик и что предложил участник, смотрите в таблице.

Заказчик Участник

ДГ 21-10, 21-9, 21-7 ;

высота дверных блоков не более 2071 мм ;

высота полотна двери не менее 2000 мм ;

ширина блока двери не более 970 мм ;

ширина полотна двери не менее 600 мм ;

толщина полотна не более 40 мм ;

площадь дверного полотна не более 2,01 кв. м ;

цвет должен быть белый

Блоки дверные однопольные, тип Г - с глухими полотнами, типоразмер ДГ 21-9 ;

высота дверных блоков 2071 мм ;

высота полотна двери 2000 мм ;

ширина блока двери 870 мм ;

ширина полотна двери 800 мм ;

толщина полотна 40 мм ;

площадь дверного полотна 1,6 кв. м ;

тип внешнего покрытия - ламинация;

цвет - белый

Аукционная комиссия отклонила заявку. Причина - указаны не все типоразмеры дверных блоков. Участник пожаловался в УФАС, но контролеры решили, что комиссия не нарушила закон. В документацию заказчик включил инструкцию по заполнению заявки. В инструкции сказано: «перечисление размера (типоразмера) материала, цвета краски через запятую означает, что при производстве работ используются все перечисленные размеры (типоразмеры), цвета краски и в первой части заявки предоставляются показатели в отношении каждого размера (типоразмера) материала и цвета краски». Следовательно, комиссия отклонила заявку правомерно - решение Кемеровского УФАС России от 4 мая 2017 г. по делу № 257/З-2016.

Еще примеры из административной практики:

  • решение Омского УФАС России от 12 мая 2017 г. № 03-10.1/105-2017;
  • решение Нижегородского УФАС России от 31 мая 2017 г. № 1108-ФАС52-КТ-67-09/05-17(325-ДР);
  • решение Челябинского УФАС России от 1 июня 2017 г. по делу № 308-ж/2017;
  • постановление ФАС России от 24 апреля 2017 г. по делу № К-603/16/АК132-17.

В заявке нет согласия выполнить работы

Не отклоняйте заявку.

Аукционная заявка должна содержать согласие выполнить работу или оказать услугу. Аукционную заявку участник оформляет на электронной площадке. Интерфейс площадки предусматривает, что согласие оформляют автоматически, проставив галочку в нужном окне. Наличие согласия - обязательное условие, без согласия заявку оператор электронной площадки не примет. Заявка, которую заказчик получает от оператора площадки, уже содержит согласие. Обязанность, что участник должен представить в составе заявки согласие в форме отдельного документа, нормативно не установлена. Следовательно, если участник не приложил согласие к заявке, отклонять предложение незаконно. Такие разъяснения дали специалисты УФАС - решение Хабаровского УФАС России от 21 апреля 2017 г. № 104.

Не прописали остаточный срок годности

Отклоните заявку.

Заказчик прописал в документации о закупке, что участник должен указать срок годности или остаточный срок годности товара. Участник требование не выполнил - в заявке срока годности нет. Предложение нужно отклонить. Причина - заявка не отвечает требованиям документации о закупке (п. 1 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС от 21 апреля 2017 г. № 97-17/гз).

Заказчик не установил конкретный срок годности? Также отклоните заявку. Например, в документации прописали: срок годности - не менее 12 месяцев. Участник должен предложить конкретный срок годности товара без слова «не менее». Вывод подтверждает решение Иркутского УФАС России от 6 апреля 2017 г. № 209.

В заявке не конкретные параметры, а пределы значений

Отклоните заявку.

Заказчик в документации о закупке прописывает предельные значения характеристик товаров. Участник должен предложить конкретную характеристику. Если участник просто продублировал требование заказчика, заявку нужно отклонить. Допустим, заказчику нужен шкаф высотой не менее 1 м и не более 1,5 м. Участник должен предложить конкретный параметр, например: высота шкафа - 1 м (п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона № 44-ФЗ, решение Саратовского УФАС России от 18 апреля 2017 г. № 89-17/гз).

Пример: участник не указал конкретные характеристики товара

Заказчик закупал работы по реконструкции здания с использованием товаров. В аукционной документации заказчик установил требования к товарам и их показателям, а участник в заявке предложил свои характеристики.

Комиссия заказчика отклонила заявку, поскольку предложение участника не отвечало требованиям документации. В инструкции по заполнению заявки заказчик написал:

  • «предоставляемые участником закупки конкретные значения показателей не должны допускать разночтений или двусмысленного толкования и не должны содержать слова "от", "до", "более" (в том числе с частицей "не");
  • при одновременном использовании слов "и", "или" предпочтительным словом следует считать "и" (или знак ","), то есть, например, для интерпретации требования "10 или 15, 20 или 30" участнику необходимо сделать два выбора между вариантами "10" или "15" и вариантами "20" или "30" и дать два конкретных значения, например "10, 20"».

Участник требования инструкции не учел, следовательно, комиссия правомерно отклонила заявку (решение ФАС России от 25 мая 2017 г. № КГОЗ-142/17).

Внимание: составляйте инструкцию по заполнению заявки корректно. Если отклоните участника, который из инструкции не понял, как составить заявку, нарушите закон

Документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки, а также инструкцию по заполнению. Заказчик, который не установит в документации корректную инструкцию по заполнению заявки, нарушит пункт 2 части 1 статьи 64 Закона № 44-ФЗ. Наказание - штраф 3000 руб. (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ, решение ФАС России от 18 мая 2017 г. № ПГОЗ-119/17).

Пример: участник указал взаимоисключающие показатели, но отклонять заявку нельзя

Заказчик закупал работы и установил требования к товарам, которые участники должны использовать. Требования заказчика и ГОСТ, а также предложение участника следующие.

Заказчик ГОСТ Участник
должны быть взаимно перпендикулярны . Допускается использование камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней или с фасками, размерами по ГОСТ 6665-91 ГОСТ 6665-91: верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны. Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых - до 15 мм или фасками шириной до 10 мм Верхние, нижние и вертикальные грани камней взаимно перпендикулярны . Будут использованы камни с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней, закруглением лицевых и нелицевых граней, размерами по ГОСТ 6665-91

Комиссия отклонила заявку. Причина - предложение участника не отвечает требованиям документации. Данные предложения - взаимоисключающие. Участник закупки должен был предложить либо камни с перпендикулярными гранями, либо с технологическим уклоном граней. Одновременное наличие в камнях данных характеристик невозможно.

ФАС с доводами комиссии не согласилась и сослалась на инструкцию из документации. В инструкции написано:

«первая часть заявки не должна содержать фразы "предпочтительно", "допускается", "не допускается", "должно быть", "возможно", "возможен", "может быть", "требуется", "в случае", "нужен", "должна", "не может быть", "при наличии" или производные от указанных формулировки, не позволяющие однозначно определить наличие либо отсутствие характеристики в товаре, указанной подобным образом, в том числе не допускается указание показателей в сослагательном наклонении».

Следовательно, заявка участника не противоречит требованиям аукционной документации. Комиссия отклонила предложение участника неправомерно - решение Краснодарского УФАС России от 12 мая 2017 г. по делу № ЭА-742/2017.

Участник не уточнил, что будет использовать новый товар

Отклоните заявку.

Заказчик закупает работы с использованием материалов электронным аукционом. В техзадании заказчик прописал, что подрядчик должен использовать новые материалы, не бывшие в употреблении. Участник в заявке прописал характеристики материалов, но не уточнил, что товары новые. Заявку нужно отклонить. Основание - участник не предоставил информацию из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждает решение Кемеровского УФАС от 28 марта 2017 г. № 08/2695.

Не приложили к заявке опись документов

Отклоните заявку. Если участник просто приложил опись к заявке, а не подшил, также отклоните предложение.

Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Подпись ставит участник или уполномоченное лицо. Требование предоставить опись заказчик указывает в документации о закупке. Если том заявки на участие в конкурсе не содержит описи, заявку нужно отклонить (ч. 4 ст. 51 Закона № 44-ФЗ, решение ФАС от 25 мая 2017 г. по делу № К-631/17).

Допустим, участник приложил опись к заявке, но не сшил ее вместе с остальными документами. Отклоните заявку, поскольку предложение не отвечает требованиям закона и документации. Вывод сделали специалисты ФАС в решении от 27 февраля 2017 г. по делу № К-130/17.

Опись приложили не ко всем томам заявки

Не отклоняйте заявку.

Участник подает конкурсную заявку в письменной форме, все листы тома заявки сшивает и пронумеровывает. Заявка должна содержать опись, где перечислены все документы. Участник должен скрепить опись и документы печатью и подписать. Допустим, заявка участника состоит из нескольких томов, а полная опись, где перечислены документы, подшита только к одному тому. Суды считают, что отклонять заявку нельзя. Пример - постановление Арбитражного суда Уральского округа от 4 апреля 2017 г. № Ф09-1046/17.

Конкурсная заявка с ЕГРЮЛ в электронном виде

Отклоните заявку.

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать с использованием ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе выписку из ЕГРЮЛ, нельзя. Если участник направил электронные документы, отклоните заявку (ч. 1 ст. 5 Закона № 44-ФЗ, решение Челябинского УФАС от 6 апреля 2017 г. № 149,150-ж/2017).

Совет: в документации о закупке пропишите, что заявки на участие принимаете только на бумажном носителе. Тогда будет проще доказать, что заявка участника не отвечает требованиям документации

Например, пропишите в документации: «заявки на участие могут быть поданы только на бумажном носителе, и подача заявок через единую информационную систему технически не предусмотрена функционалом официального сайта при проведении открытого конкурса, в связи с чем представление документов в электронной форме не допускается».

Заявку подписали факсимиле

Отклоните заявку.

Заказчик проводит закупку. Участник подает заявку на бумаге, при этом подписи на документах проставлены не рукой человека, а факсимиле - с помощью механического копирования. Заявку нужно отклонить - такой вывод сделали судьи (постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 марта 2017 г. № Ф02-408/2017).

Судьи пояснили: использовать во время сделок факсимильное воспроизведение подписи, электронную подпись или другой аналог собственноручной подписи можно в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, правовыми актами или соглашением сторон. Закон № 44-ФЗ прямо не предусматривает возможности использовать при оформлении заявки факсимильное воспроизведение подписи с помощью средств механического или другого копирования. Судьи принимали во внимание определение понятий «подпись», «подписание документа» и «факсимиле» в ГОСТ Р 7.0.8-2013.

Копии документов не заверили

Не отклоняйте заявку, если документы сшиты вместе с описью и заверены общей подписью и печатью.

Заказчик вправе установить дополнительные требования к участникам конкурса. Участник подтверждает, что отвечает доптребованиям, документами или их копиями, например контрактами и актами. Копии участник должен заверить. Об этом сказано в части 6 статьи 56 Закона № 44-ФЗ.

Допустим, участник конкурса сшил все документы вместе, пронумеровал листы, заверил печатью и подписью - этого достаточно. Заверять каждую страницу общего пакета документов, которые составляют единую заявку, не нужно. Такого мнения придерживаются судьи (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2017 г. № Ф07-1821/2017).

В заявке противоречивые сведения об учредителе

Не отклоняйте заявку, сведения об учредителе проверьте в уставе.

Опишу ситуацию на примере. Участник к заявке приложил ИНН учредителя, выписку из ЕГРЮЛ и копию устава. Судя по ИНН учредитель - Петряева М.А. В разделе «сведения об учредителях юридического лица» выписки из ЕГРЮЛ написано, что единственный учредитель - Петряев А.А.

Заказчик отклонил заявку, поскольку ИНН учредителя противоречит выписке из ЕГРЮЛ.

Суды признали, что комиссия отклонила заявку незаконно. Участник приложил к заявке копию устава. Из документа следует, что единственный учредитель компании - Петряева М.А. Устав зарегистрирован Управлением Министерства юстиции РФ. Кроме того, участник представил копию письма из налоговой, где сказано, что сведения о Петряеве А.А. как об учредителе внесли в ЕГРЮЛ, когда регистрировали юрлицо. А с учетом особенностей Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ внести в ЕГРЮЛ изменения в части сведений об учредителях некоммерческих организаций невозможно (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 февраля 2017 г. № Ф07-13998/2016).

Обеспечение заявки подтвердили незаверенной платежкой

Отклоните заявку.

Участник конкурса приложил к заявке платежку, которой подтвердил, что перевел обеспечение заявки. При этом платежка банком не заверена. Заявку нужно отклонить.

Конкурсная заявка должна содержать платежное поручение, которым участник подтверждает, что перечислил обеспечение. На платежке должна быть отметка банка, либо банк заверяет копию платежного поручения. Аналогичные требования заказчик прописывает в документации о закупке. Об этом сказано в части 2 статьи 51 Закона № 44-ФЗ. Вывод подтверждают суды - постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2017 г. № Ф08-1531/2017.

Срок оказания услуги прописали не по форме извещения

Не отклоняйте заявку, если срок по смыслу отвечает требованиям документации, но указан в другом виде.

Опишу ситуацию на примере. В техзадании заказчик прописал начало и окончание оказания услуг в одном виде, а в заявке участник предоставил ту же информацию, но в другом формате.

Суды считают, что отклонять заявку нельзя. Срок, который участник указал в заявке, полностью отвечает сроку из документации заказчика и не противоречит правилу, по которому исчисляют период времени. Начало 01.01.2016 означает, что услугу начнут оказывать с 00 часов 00 минут 00 секунд данного дня. Конец 31.12.2016 означает, что услугу закончат оказывать в 24 часа 00 минут 00 секунд. Данный срок включает в себя время из извещения - 23 часа 59 минут 59 секунд 31 декабря 2016 года. Судьи ссылались на Закон от 3 июня 2011 г. № 107-ФЗ, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 февраля 2017 г. № Ф07-12318/2016.

Участник опечатался в ГОСТе

Не отклоняйте заявку, если участник подробно описал характеристики товара.

Участник в заявке подробно описал характеристики товара и сослался на ГОСТ, однако в цифрах к стандарту опечатался. Например, вместо ГОСТ 16731-2014 написал ГОСТ 162371-2014. Суды считают, что отклонять заявку нельзя при условии, что по характеристикам, которые описал участник, ясно, какую продукцию поставят заказчику. Характеристики из заявки должны отвечать требованиям к продукции, которые заказчик прописал в документации. Отмечу, что в приведенном примере заказчик не указал ГОСТ в документации, а просто описал характеристики товаров, которые хочет закупить. Пример - постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 января 2017 г. № Ф08-9872/2016.

В заявке CD-диск с документами

Отклоните заявку.

Заказчик и участник вправе обмениваться электронными документами. Представлять заявку в электронном виде можно, только если возможность предусмотрена документацией. При этом документы стороны должны подписать усиленной электронной подписью и подать через ЕИС. Однако функционалом ЕИС технически не предусмотрена возможность подать заявку через информационную систему. Следовательно, представлять документы в электронной форме, в том числе на CD-диске, нельзя (ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ).

Пример: участник приложил к заявке диск

Заказчик проводил конкурс. Участник представил бумажную заявку, в описи указал, что выписку из ЕГРЮЛ представил на CD-диске с цифровой подписью ФНС.

К заявке участник приложил копии выписок из ЕГРЮЛ, в которых указал, что сформировал документ с помощью сервиса «Предоставление сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП о конкретном юридическом лице/индивидуальном предпринимателе в форме электронного документа». Документ подписан усиленной квалифицированной электронной подписью. При этом на каждом листе выписки - отметка «копия верна», подпись и печать общества. К заявкам участник приложил CD-диски.

Комиссия заказчика отклонила заявку. Суд признал, что действия комиссия правомерны - постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24 марта 2017 г. № Ф10-507/2017.

Отклонять ли первую часть заявки, в которой участник указал две страны происхождения товара

Да, отклоните. Участник закупки должен указать в первой части заявки только одну страну происхождения товара. Если в сертификате происхождения или регистрационном удостоверении указана группа стран, то участник вправе указать в первой части заявки группу стран.

Такой вывод следует из части 3 статьи 66 Закона № 44-ФЗ и письма Минэкономразвития от 28 декабря 2015 года № Д28и-3730.

В первой части заявки участник должен указать одну страну происхождения в отношении одного товара или если в регистрационном удостоверении или сертификате происхождения указана группа стран, то вправе указать группу стран.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает обязанность участника указывать страну происхождения товара напротив каждой позиции товара в первой части заявки.

Таким образом, если в первой части заявки указано, что группа стран происхождения товаров Россия, Япония, Беларусь, отклонять такую заявку не следует.

Если указано несколько стран происхождения и из первой части заявки комиссия не может установить соответствующую страну происхождения каждого товара (то есть отсутствует понятие группа стран), такая заявка подлежит отклонению при условии, что в документации отсутствуют преимущества для российских товаров или ограничения для поставки иностранных товаров.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Ассистент заказчика - онлайн-сервис, который помогает автоматизировать документооборот по планированию закупок. Вы быстро и правильно спланируете закупки, проверите план на предмет ошибок, создадите электронную и печатную форму отчета по закупкам у едпоставщика и загрузите готовые документы в ЕИС.

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! В сегодняшней статье речь пойдет о декларации страны происхождения товара при участии в закупках в рамках 44-ФЗ. Такая декларация необходима в том случае, если Заказчиком при проведении закупки установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств (ст.14 44-ФЗ “национальный режим” и ). Национальный режим был введен на законодательном уровне для создания преимуществ производителям из стран ЕАЭС (Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия). В этой статье мы подробно разберемся с тем, какие документы позволяют подтвердить страну происхождения товара (СПТ) и где их взять.

1. Страна происхождения товара

Давайте начнем с самого начала. Итак…

Страной происхождения товара является страна, где товар был полностью произведен или подвергнут серьезной обработке или переработке в соответствии с установленными критериями (критерии достаточной переработки).

Страна происхождения товара может быть подтверждена следующими документами:

  1. Сертификат о происхождении товара СТ-1 . Это документ, подтверждающий факт производства товара в стране-экспортере и выдается он уполномоченными органами этой страны. В нашей стране сертификат СТ-1 выдается Торгово-промышленной палатой либо одним из ее региональных подразделений. Подробнее о данном сертификате вы можете прочитать ;
  2. Декларация страны происхождении товара . Такая декларация представляет собой заявление, сделанное производителем товара, продавцом или иным лицом, которое его отправляет из страны происхождения. В заявление вносится информация, на основании которой можно определить, в какой именно стране был произведен товар.

2. Образцы деклараций страны происхождения товара для юрлица и ИП

Декларация СПТ для участия в закупках по 44-ФЗ готовится очень просто и представляет собой документ, подготовленный на фирменном бланке участника закупки. Если вы индивидуальный предприниматель, то можно обойтись и без фирменного бланка.

Декларация состоит из следующих обязательных атрибутов:

  1. Шапка , в которой указывается “Декларация о стране происхождения предлагаемых к поставке товаров”;
  2. Текстовый блок следующего содержания “В целях исполнения п.6 ч.5 ст. 66, ч.4 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» “название участника ” сообщает:”
  3. Таблица , состоящая из трех столбцов: № п/п, наименование товара и наименование страны происхождения товара. В этой таблице участник декларирует СПТ предлагаемого к поставке товара. Важный момент: НСПТ должно указываться в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (постановление Госстандарта России от 14.12.2001 г. № 529-ст «О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора стран мира»). Там нам понадобится Приложение А — Наименования стран мира в алфавитном порядке.
  4. Должность, ФИО, подпись, печать (при наличии) . Важный момент: Не обязательно распечатывать документ, подписывать, ставить на нем печать и сканировать. Можно прикрепить этот документ на электронной площадке в виде обычного файла в формате *.doc без подписи и печати, т.к. он будет подписан электронной подписью.

Готовые образцы деклараций СПТ вы можете скачать ниже:

Образец декларации для ИП — скачать

Образец декларации для юрлица — скачать

3. Нужна ли декларация или достаточно просто указать страну происхождения товара?

В соответствии с п.п. «з» п.1 ч.2 ст.51, п.6 ч.5 ст.66, п.6 ч.3 ст.73 участником закупки в заявке должны быть предоставлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным Заказчиком в соответствии со ст.14 44-ФЗ, или копии этих документов (в конкурсах и запросах котировок — заверенные копии этих документов).

В соответствии с абзацем 1 пункта 13 приказа № 155 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к приказу № 155 перечне, является декларация участника закупки.

Однако в абзаце 2 пункта 13 приказа № 155 также сказано о том, что если участником закупки не представлена соответствующая декларация, к такому участнику просто не применяются положения настоящего приказа (т.е. преференции).

В соответствии с письмом Минпромторга России от 2 декабря 2014 г. № 07-3347 согласно постановлению № 656 подтверждением страны происхождения товаров, указанных в пунктах 1-14, 28 и 43-66 перечня товаров, поименованных в приложении к данному постановлению, является сертификат о происхождении товара, то есть сертификат СТ-1, выдаваемый в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.

Таким образом, в случае отсутствия сертификата СТ-1 в составе заявки участника, такая заявка будет отклонена даже в том случае, если в ней будет указано место происхождения товара.

Если же товар не имеет аналогов произведенных в РФ (ПП РФ от 17.07.2015 г. №719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации”), то в данном случае СПТ подтверждается актом экспертизы от Минпромторга РФ.

4. Изменения в декларировании СПТ с 01.07.2018 года

С 1 июля 2018 года в 44-ФЗ вступают в силу поправки, внесенные в декабре 2017 года Федеральным законом № 504-ФЗ.

Согласно этим поправкам, если в заявке участника будут отсутствовать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 44-ФЗ, то такая заявка будет приравниваться к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

Таким образом участник лишится соответствующих преференций, но заявку его не отклонят.

Заявка будет отклонена лишь в том случае, если в отношении закупаемых товаров, работ, услуг установлен явный запрет, предусмотренный ст.14 44-ФЗ.

На этом моя статья подошла к концу. Буду очень рад, если данная информация помогла вам разобраться в вопросе декларирования СПТ. А если это так, то поставьте пару “лайков” и нажмите на звездочку, чтобы эту статью чаще находили в поиске другие участники закупок.


Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение о применении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара нескольких стран происхождения товара с учетом Определения Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2017 N 306-КГ17-552 по делу N А49-307/2016 (далее - Определение ВС РФ), сообщает следующее


В соответствии с пунктом 7.7 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям организаций, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению организации. Кроме того, в министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать в том числе информацию о наименовании страны происхождения товара.

В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит специального запрета указания нескольких стран происхождения товара, групп стран, таможенных союзов стран. При этом, по мнению Департамента, необходимо учитывать нижеследующее.

Позиция по одному из вопросов, возникающих при указании нескольких стран происхождения в заявке на участие в электронном аукционе, нашла свое отражение в Определении ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ указано, что приведенные в данном определении положения Закона N 44-ФЗ, Таможенного кодекса Таможенного союза позволяют сделать вывод о том, что участник электронного аукциона не лишен возможности указать в первой части заявки одновременно несколько стран происхождения предлагаемого к закупке товара и заказчик по этому основанию не вправе отказать такому участнику в допуске к участию в электронном аукционе. Вместе с тем указание нескольких стран в составе первой части заявки не означает неотражение сведений о стране происхождения товара, не влияет на оценку соответствия предлагаемых характеристик товара требованиям законодательства и не влечет негативных последствий как для заказчика, так и для участников аукциона, соответственно, не может служить основанием для отказа в допуске заявки на участие в аукционе по причине непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем Закон N 44-ФЗ наряду с непредоставлением информации также устанавливает иные основания для отказа участнику электронного аукциона в допуске к участию в электронном аукционе, признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в том числе в случае несоответствия предоставленной в заявке информации требованиям документации об аукционе, предоставления недостоверной информации, которые не рассматривались в Определении ВС РФ.

Так, в Определении ВС РФ указано, что апелляционная инстанция указала на то, что фактически общество не было допущено к участию в аукционе по причине непредоставления информации о стране происхождения требуемого товара, а не ввиду ее недостоверности; комиссия заказчика не проверяла предоставленную информацию на предмет ее достоверности, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания решения антимонопольного органа недействительным по иным основаниям.

В обращении Заявителем представлены доводы, согласно которым большинство поставляемых товаров приобретается у иностранных производителей, которые имеют производство в нескольких различных странах, в связи с чем на момент подачи заявки участник не имеет возможности точно знать, из какой именно страны производитель пришлет товар.

Департамент считает необходимым сообщить, что, по мнению Департамента, довод заявителя не в полной мере соотносится с выводами, отраженными в Определении ВС РФ, которые касаются ситуации, при которой само по себе указание нескольких стран происхождения товара в первой части заявки не является основанием для отказа в допуске к участию в аукционе по причине непредоставления соответствующей информации.

Департамент не считает возможным поддержать довод Заявителя о возможности указания в заявке нескольких стран происхождения товара по причине того, что участнику закупки неизвестно, из какой именно страны производитель пришлет товар, поскольку
1) по общему правилу в первой части заявки предполагается предоставление участником закупки информации о конкретном предлагаемом заказчику товаре (в том числе установлено требование об указании конкретных показателей такого товара), в отношении которого при исполнении контракта будет осуществляться приемка, поскольку контракт, в силу положений части 1 статьи 34, части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, подлежит заключению и, соответственно, исполнению в том числе на условиях заявки
2) неизвестность участнику электронного аукциона определенных признаков, характеристик предлагаемого к поставке товара, в том числе страны его происхождения, обусловленная действиями производителя, может аналогичным образом привести к указанию, например, множества размерных рядов, множества иных функциональных характеристик, что не будет соответствовать требованиям Закона N 44-ФЗ о предоставлении конкретных показателей, характеристик товара, а также смыслу Закона N 44-ФЗ о предоставлении информации о конкретном товаре, предлагаемом к поставке
3) в отношении товаров, происходящих из различных стран, Законом N 44-ФЗ может быть установлен различный режим допуска к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд, в том числе при реализации требований частей 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ, в связи с чем указание в заявке различных предполагаемых стран происхождения товара может привести к негативным последствиям для участника закупки при рассмотрении поданной заявки на предмет соответствия требованиям, установленным в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ
4) вторая часть заявки в случаях, установленных частью 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, содержит информацию, предусмотренную пунктами 3, 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ, которая, в свою очередь, может содержать информацию о конкретной стране происхождения товара либо нескольких странах, но иных, чем указанные в первой части заявки, что также может привести к негативным последствиям для участника закупки при рассмотрении поданной заявки ввиду признаков несоответствия и (или) недостоверности предоставленной информации.

На основании изложенного во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении при рассмотрении заявок, впоследствии при осуществлении приемки, Департамент считает возможным рекомендовать заявителю указывать в первой части наименование конкретной страны происхождения (в том числе с учетом пункта 1 статьи 58 Таможенного кодекса Таможенного союза - наименование конкретной группы стран, либо таможенного союза стран, либо региона или части страны) конкретного товара, предлагаемого к поставке при проведении электронного аукциона, который в случае заключения контракта с данным участником аукциона будет поставлен для его приемки заказчиком.

При этом, по мнению Департамента, в силу отраслевых особенностей государственного регулирования производства и (или) обращения отдельных видов товаров допустимым может являться указание информации о нескольких странах происхождения товара в первой части заявки при подтверждении такой информации во второй части заявки в соответствии с пунктами 3, 7 части 5 статьи 66 Закона N 44-ФЗ.

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Вторник, 07 Ноябрь 2017
  • Номер документа: 24-06-01/73251
  • Название документа: Об указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе нескольких стран происхождения товара
  • Опубликовано в Закупки в СМИ
  • Прочитано 17342 раз

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 3 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также – «Закон № 44») заявки участников открытого конкурса, открытого аукциона в электронной форме (далее по тексту также – «участники») должны содержать указание на наименование страны происхождения товара, предлагаемого участниками для поставки в процессе исполнения контракта.

Выполняя указанное требование действующего законодательства о контрактной системе, участники нередко прибегают к использованию аббревиатур (например, «РФ», «КНР», «США» и т.п.), указывают отдельные населенные пункты без указания на принадлежность такого населенного пункта какой-то определенной стране (например, «Владимирская область, г. Александров», «г. Москва», «г. Санкт-Петербург» и т.п.), а также используют иные варианты, которые, по мнению таких участников, позволяют комиссии определить наименование страны происхождения товара (например, «товар российского производства», «страна производителя – Россия», «место происхождения товара – Россия» и т.п.).

Вместе с тем, зачастую комиссия в перечисленных выше случаях приходит к выводу, что участником не предоставлены сведения, указывающие на наименование страны происхождения товара, что в свою очередь влечет вынесение решения о несоответствие заявки требованиям документации об аукционе или конкурсе.

Принимая указанное решение, члены комиссии руководствуются Общероссийским классификатором стран мира, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст (далее по тексту также – ОКСМ), который гармонизирован с Международным стандартом ИСО 3166-97 «Коды для представления наименований стран», разработанным Международной организацией по стандартизации (ИСО), и Межгосударственным классификатором стран мира МК (ИСО 3166) 004-97 и предназначен для идентификации стран мира. Так, например, в соответствии с ОКСМ наименование «Российская Федерация» идентично наименованию «Россия» (аналогичные сведения указаны и в статье 1 действующей редакции Конституции Российской Федерации), однако такого наименования как «РФ» классификатор не содержит. Известное мне действующее законодательство России не содержит определения понятия «РФ». Более того, некоторые нормативные правовые акты прямо запрещают использовать аббревиатуру «РФ» в качестве сокращенного указания наименования «Российская Федерация». Так, п. 2.6.4. Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), утвержденной приказом Федеральной антимонопольной службы от 8 октября 2007 г. N 325, предусматривает следующее: «Сокращение названия Российская Федерация – РФ в официальных документах не допускается».

Добавим также, что ОКСМ не предусматривает таких распространенных в русскоязычной среде наименований как «США» (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Соединенные Штаты», «Соединенные Штаты Америки»), «КНР» (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Китай», «Китайская Народная Республика»), Великобритания (по ОКСМ верным указанием являются наименования «Соединенное Королевство», «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии»), «Республика Белоруссия» (по ОКСМ верным указанием является наименование «Республика Беларусь») и т.д.

О недопустимости употребления аббревиатуры «РФ» в качестве сокращения наименования «Российская Федерация» указывается и в юридической литературе (см., например: Винокуров В.А. Наименование государства, его руководителей и проблема правовой грамотности населения // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 18 – 19).

Вместе с тем, имеется и противоположная точка зрения, которая заключается в следующем.

Общероссийский классификатор стран мира, утвержденный Постановлением Госстандарта России от 14.02.2001 № 529-ст предназначен для идентификации стран мира и используется в процессе обмена информацией при решении задач международных экономических, научных, культурных, спортивных связей и т.д.. В соответствии с частью 3 статью 15 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации – нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, группами, видами и другим) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией.

Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 установлено, что федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации надлежит обеспечить обязательное применение общероссийских классификаторов в соответствии с утвержденным настоящим Постановлением Положением.

В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677 , применение общероссийских классификаторов является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

Общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений.

При этом Общероссийский классификатор стран мира (ОКСМ) включен в приложение «Перечень общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области» к Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 № 677.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что применение ОКСМ является обязательным в случаях, указанных в пункте 6 Положения, при этом Федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок, в том числе частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, не установлено, что ОКСМ должен применяться при указании страны происхождения товара в заявках участников закупок.

Кроме того, Правительство России (например, по тексту Постановления от 05.02.2015 №102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд») использует наименование «Республика Белоруссия», а не наименование «Республика Беларусь». Некоторые сторонники данной точки зрения считают также, что для указания наименования страны происхождения товара достаточно и наименования отдельного населенного пункта (административно-территориальной единицы) без указания на принадлежность такого населенного пункта какой-то определенной стране на основании того, что согласно ч.1 ст. 58 Таможенного кодекса Таможенного союза под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны.

В пользу второй точки зрения говорит и некоторая правоприменительная практика, в частности решение Санкт-Петербургского УФАС по делу № 44-202/15 от 24.01.2014 г., которым установлено, что «заявка содержит страну происхождения товаров – «РФ»», в связи с чем жалоба на отказ в допуске к аукциону признана обоснованной.

Отметим также Постановление ФАС МО от 24 ноября 2011 г. по делу № А40-152366/10-51-1282, в котором суд посчитал (не сославшись на какой-либо нормативный правовой акт), что обозначение «РФ» является сокращенным наименованием «Российской Федерации».

К сожалению, правоприменительная практика на данный момент не дает однозначного ответа по вопросу допустимости употребления наименований стран, отсутствующих в ОКСМ. Наглядным примером противоречивости практики могут послужить решение Омского УФАС России Решение № 03-10.1/58-2015 от 17 марта 2015 года и Решение Омского УФАС России № 03-10.1/114-2015 от 15 апреля 2015 года. Так, в решении от 17 марта комиссия, ссылаясь на недопустимость применения сокращения «РФ» в качестве указания на страну происхождения товара, признала жалобу на отказ в допуске к электронному аукциону необоснованной (вместе с тем, текст решения содержит наименование «Минюст РФ»). Вместе с тем, в решении от 15 апреля комиссия Омского УФАС сочла необходимым отметить в своем решении о допустимости использования наименований «США» и «Великобритания» в качестве обозначения стран «Соединенные Штаты Америки» и «Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии» соответственно.

Более того, в решении Омского УФАС № 03-10.1/105-2015 от 14 апреля 2015 года указывается следующее: «По мнению Комиссии, формальный подход к выполнению требований Федерального закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе о необходимости указания страны происхождения товаров позволял единой комиссии уполномоченного органа принять решение об отказе в допуске к участию в аукционе, однако исходя из принципа обеспечения конкуренции (статьи 6 и 8 Федерального закона о контрактной системе), Комиссия считает, что указание Обществом в первой части заявки на место нахождения производителя (Пров. Чжэцзян, г. Вэнлин, городок Жохэн, ул. Дунфанцзэ), а так же указание общеупотребительного сокращения – КНР, позволяло аукционной комиссии уполномоченного органа в полной мере сделать вывод о том, что страной происхождения товара является именно Китай или Китайская Народная Республика, в связи с чем, Комиссия признала жалобу обоснованной».

Думается, что обозначенная в настоящей статье проблема может быть решена путем опубликования Минэкономразвития России, ФАС России соответствующих разъяснений, либо путем внесения изменений в действующее законодательство о контрактной системе.

Кроме того, настоятельно рекомендуем участникам в качестве наименований мест происхождения товара не использовать отсутствующие в ОКСМ наименования, в том числе избегать указания аббревиатуры «РФ» в качестве сокращения наименования «Российская Федерация».



Просмотров