Первые «трещины» нового закона о туризме. Комитет по предпринимательству в сфере туризма Закон о туризме и туристической деятельности

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для « », в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию , вице-президент . По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.

Новый закон для турфирм, который вступает в действие в 2017 году, позволит усилить ответственность участников рынка. В результате будет создан дополнительный инструмент, позволяющий защитить права потребителей. При этом законодатели постарались учесть интересы представителей бизнеса.

Нововведения 2017 года: новый закон для турфирм

После начала кризиса и череды банкротств представителей туристической отрасли данная сфера нуждалась в новом механизме контроля качества оказываемых услуг. Учитывая практически полную незащищенность прав потребителей в тех ситуациях, когда туристическая компания сталкивается с финансовыми проблемами, законодатели создали дополнительные инструменты защиты интересов клиентов.

Для подготовки нового закона потребовалось два года. Изначально планировалось запустить изменения в 2016 году, однако неготовность участников рынка вынудила власти перенести внедрение новых правил на более поздний период. Кроме того, Российский союз туриндустрии настаивал на одновременном принятии поправок в Налоговый кодекс, которые освободят фонды «Турпомощи» от уплаты налогов. В результате нововведения в туристической деятельности вступают в действие в 2017 году.

В первую очередь законодатели намерены усилить ответственность туристических компаний. Для достижения данной цели вступают в действие следующие изменения:

  1. Пересмотрен механизм формирования финобеспечения. Минимальная сумма снизилась до 10 млн руб. (ранее 30 млн руб.).
  2. Формируется фонд персональной ответственности, который будет наполняться исходя из цены турпродукта. На ежегодной основе туроператор будет перечислять 1% стоимости продукта. При этом максимальный размер фонда достигает 7%.
  3. Внедряется дифференцированный подход при уплате взносов в «Турпомощь». В зависимости от масштабов деятельности представителя туристического бизнеса, платеж составит от 50 до 500 тыс. руб.
  4. Появляются дополнительные требования к репутации руководителей туристических компаний. Данную должность не смогут занимать лица с непогашенной судимостью. Кроме того, нововведения затронут тех руководителей, которые ранее нарушали действующее законодательство в туристической сфере.
  5. Появляется понятие электронных путевок, однако данная норма вступит в действие только в 2018 году.
  6. Формируется специальный реестр, который будет включать все реализованные продукты туроператора. В результате в единой базе окажутся все туристы с указанием их местопребывания, что усовершенствует процесс оказания помощи в экстренных ситуациях.

Последствия изменений для отрасли

В рамках принятых нововведений конкретизированы нормы, которые регламентируют полномочия различных учреждений. В результате полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов четко разграничены, что положительно отобразится на развитии отрасли. В первую очередь улучшится ситуация для внутреннего и въездного туризма, отмечают эксперты.

Длительная подготовка к принятию нового закона позволит не только гармонизировать другие нормативные акты, но и провести соответствующую подготовку представителям бизнеса. Учитывая достаточно жесткие требования, которые вступают в действие в следующем году, туристические компании имели достаточно времени, чтобы адаптироваться к новым условиям работы.

Кроме того, со следующего года все турагентства будут включены в специальный реестр. В результате клиенты смогут видеть реального туроператора, который будет организовывать поездку.

В 2017 году вступает в действие ряд изменений, которые установят новые правила игры для представителей турбизнеса. В результате нововведений будет значительно повышена ответственность туристической компании, при этом клиенты получат эффективный механизм защиты собственных интересов.

Свердловский турбизнес начал испытывать на себе первые результаты вступления в силу поправок в закон о туризме. По идее законодателей, изменения были направлены на защиту прав потребителей и упорядочение рынка. Однако на сегодняшний день и туроператоры, и турагентства, и сами граждане, желающие отдохнуть за рубежом, не понимают, как им действовать, чтобы остаться в правовом поле и не понести глобальных финансовых потерь.

Напомним, поправки в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» вступили в силу с 1 января 2017 года. Согласно документу, взносы в резервный фонд (ранее — компенсационный фонд) и фонд персональной ответственности должны были быть уплачены туроператорами до 31 января 2017 года. Компании, не сделавшие этого, подлежали исключению из реестра организаций, имеющих право работать на зарубежных направлениях.

По данным Ростуризма, в настоящее время общее количество туроператоров, продливших свое членство в ассоциации «Турпомощь» и создавших фонды персональной ответственности, составляет 584 компании. При этом 20 организаций направили в ассоциацию заявления о выходе из ее состава, еще ряд компаний, ранее работавших в сфере выездного туризма, вошли в реестр как операторы по внутреннему рынку или создали новые юридические лица, чтобы уменьшить себе размер взносов.

«Вопрос с юрлицами остается крайне запутанным. Те, кто сейчас в реестре только как операторы по России, имеют обязательства перед туристами по зарубежным направлениям с глубиной продаж до осени. Многие открыли новые ООО, чтобы сэкономить деньги. И теперь люди не понимают, что договор у них с одной компанией, средства при покупке тура они зачастую перечисляют в другую. Как в этом разобраться рядовому потребителю, и кто понесет ответственность, если турист не вылетит к месту отдыха или вылетит не вовремя, совершенно непонятно», — рассказал общественный уполномоченный по защите прав туристов Свердловской области Вадим Винер.

Следующий сложный вопрос касается взаимоотношений туроператоров и турагентств. Ряд проблем здесь возникает из-за обязанности туроператоров до середины апреля 2017 года пополнить объем своих фондов в «Турпомощи».

«Сегодня многие сделали минимальные взносы в ассоциацию в размере 100 тыс. руб. при нулевом балансе. В апреле они будут обязаны внести средства в размере 1% от общей цены турпродукта за прошлый год, а если не хотят платить еще и за продление фингарантий, то 7%. Понятно, что все хотят схитрить и не делать страховки. Однако таким образом старый механизм защиты туриста будет разрушен, а работоспособность нового пока сомнительна», — полагает Вадим Винер.

Кроме того, из-за недостаточной прозрачности формулировок нового закона возникают проблемы при получении агентствами доверенностей на продажу операторских туров.

«Каждый прочитал закон по-своему. Некоторые операторы говорят, что мы должны заключать с клиентом только их договор. А для этого нужно у операторской компании подтвердить заявку на тур. Приходится заключать с клиентом некое свое, предварительное соглашение, бронировать тур и брать за него аванс, а потом подтверждать эту заявку у туроператора и заключать с туристом новый договор уже от его имени. Учитывая, что я сотрудничаю примерно с сотней компаний, объем работы получается просто колоссальный», — пояснила директор турфирмы «Либерти» Ольга Свечкова.

При этом рентабельность агентского бизнеса в связи с законодательными изменениями еще более снизилась. Так, ряд туроператоров в целях экономии сократил агентствам комиссию за реализацию их турпродукта.

«Нагрузка на туроператоров сегодня значительно возросла, многим она непосильна при сегодняшней рентабельности. Поэтому одни компании уходят с рынка, другие снижают комиссию турагентствам на 3-4%, чтобы наполнить фонды «Турпомощи», — отметила директор компании «Инна-тур» Инна Аверьянова.

Между тем для многих турагентов такая мера означает крайнее снижение маржинальности и ведет к уходу с рынка. Для туроператоров она может обернуться потерей агентских продаж.

«Если раньше мы получали 10% и имели некоторую степень свободы, то теперь Sunmar дает только 6%, «Библио Глобус» — 7%. Получается, что если к нам обратился клиент и расплатился картой, предполагающей списание еще 2% по какой-либо программе, а валютный курс незначительно изменился, мы можем вообще ничего на этом туре не заработать. Поэтому мы стараемся на тех направлениях, где есть хоть какая-то конкуренция, сотрудничать с теми операторами, которые комиссию не снижают», — рассказала Ольга Свечкова.

Таким образом, для всех участников турбизнеса сегодня новый закон о туризме стал значительной нагрузкой. Многие организации уходят с рынка или прибегают к использованию различных схем, позволяющих сэкономить. При этом эксперты отмечают, что говорить о повышении защищенности туристов тоже пока сложно, поскольку рынок стал еще более далек от прозрачности. Впрочем, аналитики отрасли надеются, что закон будет доработан уже в ближайшее время, в том числе в процессе судебной практики.

Вчера Госдума приняла в третьем чтении федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность». Он обсуждался почти два года и получил условное название закона об усилении ответственности туроператоров.

В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, это потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки.
Цель нынешних изменений - совершенствование законодательства в части правового регулирования выездного туризма, усиление ответственности участников рынка и повышение уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы России. Предполагалось, что закон вступит в силу уже к летнему сезону 2016-го года. Однако турбизнесу удалось перенести этот срок и синхронизировать начало действия закона с соответствующими изменениями в Налоговый кодекс.
На освобождении резервного и персонального фонда «Турпомощи» от налогов, а главное, на одновременном принятии налогового законопроекта вместе с поправками в отраслевой закон с самого начала настаивал Российский союз туриндустрии.
По словам вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, очень важно, что оба закона вступят в силу одновременно. Это избавит турбизнес от необоснованных трат, так как нельзя облагать налогами средства, выделяемые компаниями в интересах потребителей. К тому же перенос даты вступления закона в силу на 1 января 2017 года позволит бизнесу адаптироваться к довольно серьезным изменениям в работе.

Финальный текст проекта «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» пока еще не обнародован. Однако уже сейчас можно назвать основные изменения, которые ждут отрасль:

- Фингарантии для туроператоров сохраняются . Изменится механизм расчета финобеспечения, минимальную сумму снизили с 30 млн до 10 млн рублей.

- Создается фонд персональной ответственности туроператоров. Размер ежегодного взноса устанавливается в размере 1% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Максимальный размер фонда каждого туроператора составляет 7% от общей цены турпродукта — когда сумма достигает этого размера, перечисление взносов прекращается.

- Взносы в «Турпомощь» отныне будут дифференцированными в зависимости от масштабов бизнеса компании. Минимальный взнос составит 50 тысяч рублей, максимальный — 500 тысяч рублей.

- Вводятся требования к деловой репутации руководителей операторских компаний и турагентств , а именно, запрет на руководство туркомпанией людям, имеющим непогашенные судимости, а также тем, чьи турфирмы за последний год нарушали отраслевое законодательство.

- Вводятся в оборот электронные путевки (вступят в силу лишь с 1 января 2018 года) и создается реестр договоров о реализации турпродукта . В случае ЧП эта база данных поможет оперативно выяснить количество туристов и место их пребывания, чтобы оказать им экстренную помощь.

Серьезным достижением нового закона Юрий Барзыкин называет нормы, направленные на конкретизацию полномочий в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях, а также определение прав муниципальных образований. Эта тема также уже очень давно обсуждается в туризме. Разграничение и конкретизация этих полномочий, будет способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, социально-экономическому развитию регионов.

По оценкам экспертов, данных корреспондентам отраслевых СМИ, промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности.

30 марта приглашаем на семинар: Изменения Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в РФ»: новые правовые обязанности и последствия для турфирм

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработ...

Реформированный закон о туризме будет принят в третьем окончательном чтении в пятницу вечером, однако в законную силу он вступит только 1 января 2017 года. В пятницу утром единогласно 374-мя голосами депутаты Госдумы отправили законопроект на доработку во второе чтение с тем, чтобы принять его в окончательном варианте вечером в этот же день. По словам первого зампредседателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаила Емельянова, такое «хитрое» телодвижение потребовалось, чтобы внести необходимые для туристического закона поправки в налоговый кодекс об освобождении от налогов фондов «Турпомощи»: теперь резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператоров освободят от налогов.

По оценкам экспертов, опрошенных корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», промедление с введение в действие нового закона оценивается скорее положительно - в оставшееся до конца года время предполагается принять все необходимые нормативно-правовые акты.

Напомним, кроме налоговых послаблений для «Турпомощи», в «правилах игры» для турбизнеса новый закон меняет следующее: прежде всего дифференцирован размер взноса в объединение «Турпомощь». Для туроператоров с количеством выезжающих туристов не более 10 тысяч в год взнос составит 50 тысяч рублей, не более 100 тысяч — 100 тысяч и далее по нарастающей. При этом размер вступительного взноса в «Турпомощь» установлен в 100 тысяч рублей. Помимо этого закон предполагает установление ежегодного взноса в фонд персональной ответственности туроператора, размер которого составит 1% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. При этом максимальный размер фонда персональной ответственности составляет 7% от общей цены турпродукта.

В свою очередь, поправки в налоговый кодекс предполагают, что средства, полученные объединением «Турпомощь» в виде взносов, перечисленных в резервный фонд и в фонды персональной ответственности туроператоров, не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Пока все суммы взносов туроператоров в некоммерческую организацию считаются налогооблагаемой базой на основании того, что взносы делаются из средств прибыли туроператоров.

«В среду было принято решение советом Думы о выносе на третье чтение законопроекта, но кроме этого есть и соответствующая рекомендация правительства о том, что принятие отраслевого закона должны быть синхронизированы с изменениями в налоговый кодекс, которые внесены только в этом году. Принятие их отдельно и та норма, которая предполагалась в законопроекте - что он вступает в силу в течение 180 дней, создали бы дополнительные проблемы. Поэтому уполномоченными органами в четверг было принято решение о вступлении закона в силу с 01.01.2017», - пояснил ситуацию Юрий Барзыкин, вице-президент РСТ. По его оценке, такое промедление пойдет закону на пользу - за это время будут приняты не только изменения в налоговой кодекс, но и все необходимые нормативно-правовые акты, которых около 20, чтобы позволить закону реально действовать. «Есть возможность адаптироваться и органам управления, а самое главное бизнесу - туроператорам дается время, чтобы понять новую норму, выбрать форму обеспечения ответственности», - рассказал Юрий Барзыкин.

По оценке эксперта, срок для того, чтобы сформировать рабочую нормативно-правовую, базу достаточный. «Несмотря на все нюансы, данный перенос мы оцениваем скорее позитивно», - резюмировал Юрий Барзыкин.



Просмотров